Красота

Биография адорно теодора. Представитель франкфуртской критической школы

Теодор Адорно (Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno). Родился 11 сентября 1903 года во Франкфурте (Германия) - умер 6 августа 1969 года в Сьоне (Швейцария). Немецкий философ, социолог, композитор и теоретик музыки.

Был членом франкфуртской социологической школы вместе с Максом Хоркхаймером (Max Horkheimer), Гербертом Маркузе (Herbert Marcuse) и Юргеном Хабермасом (Jürgen Habermas). В период с 1937-го по 1941-й был музыкальным режиссером Radio Project.

Родился Теодор Людвиг Адорно Визенгрунд (Theodor Ludwig Adorno Wiesengrund) в Франкфурте (Frankfurt); был он единственным сыном богатого виноторговца Оскара Александра Визенгрунда (Oscar Alexander Wiesengrund) и певицы Марии Барбары (Maria Barbara), урожденной Кальвелли-Адорно (Calvelli-Adorno). Вторую половину девичьей фамилии матери Теодор использовал в качестве новой фамилии уже в 30-х, когда стал натурализованным американцем.

Не в последнюю очередь на формирование юного Теодора повлияла жившая в доме его родителей тетушка Агата (Agathe). Уже в детстве Адорно начал учиться играть на фортепиано. В гимназии имени кайзера Вильгельма (Kaiser-Wilhelm-Gymnasium) Теодор учился до 17 лет; окончил гимназию он лучшим учеником класса. В свободное время Адорно брал уроки композиторского дела и изучал труды Иммануила Канта (Immanuel Kant) - вроде "Критики чистого разума" (Critique of Pure Reason). Позже Теодор признавался, что "Критика" дала ему больше, чем все годы формального обучения.

В Франкфуртском Университете (University of Frankfurt) Адорно изучал философию, музыковедение, психологию и социологию; окончил университет он в 1924-м. Кстати, именно в стенах университета Теодор познакомился с несколькими своими будущими сподвижниками - вроде Макса Хоркхаймера и Вальтера Беньямина (Walter Benjamin).

Еще студентом Адорно пробовал писать критические музыкальные статьи; куда больше, впрочем, его влекла профессия композитора.

В январе 1925-го Теодор начал изучать композиторское дело в Вене (Vienna). Не без участия Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg) Адорно заинтересовался абсолютно революционными на тот момент атональными построениями; увы, слушателям экспериментальная музыка пришлась не особо по вкусу. Теодор разочаровался в музыке и вернулся к критике и социологии.

Из Вены Теодор вернулся во Франкфурт - и испытал очередное разочарование, на сей раз - связанное с научной деятельностью. Его научный руководитель Ганс Корнелиус (Hans Cornelius) убедил его сменить тему начатой диссертации; в итоге право читать лекции Адорно получил на три года позже, чем планировалось. Некоторое время Теодор успешно выступал с лекциями, однако в 1933-м его, как и всех профессоров не-арийского происхождения, лишили лицензии пришедшие к власти нацисты.

Первый раз в Нью-Йорке Адорно побывал в 1937-м; в Америке Теодору понравилось, и он решил сюда перебраться. Обосноваться в Америке Адорно помог контракт с Институтом социальных исследований (Institute for Social Research); позже Теодор связался еще и с Колумбийским Университетом, а еще позже - с Radio Project. Последний контракт истек в 1941-м; к тому времени Адорно уже работал в паре с Хоркхаймером. Вместе они перебрались в Лос-Анджелес (Los Angeles).

После 1945-го Теодор окончательно прекратил писать музыку. Некоторое время он занимался разработкой "новой музыкальной философии", однако и это занятие постепенно угасло.

В 1947-м Адорно написал эссе "Вагнер, Ницше и Гитлер" (Wagner, Nietzsche and Hitler), ставшее первой работой из длинной серии трудов, посвященных психологии фашизма. Одна из этих работ, "Авторитарная личность" (The Authoritarian Personality), помогла создать новую теорию "качественной интерпретации" (qualitative interpretations). С помощью этой теории опытные психологи могли определить авторитарную личность серией косвенных вопросов. Работа Теодора оказала большое влияние на развитие социологии; по сей день вокруг неё кипит множество споров.

В 1951-м Адорно развил свои идеи в эссе Freudian Theory and the Pattern of Fascist Propaganda.

После войны Адорно, изрядно соскучившийся по родине, вернулся в Германию. Не без помощи Хоркхаймера он получил пост профессора во Франкфурте; наряду с научной деятельностью, он активно и небезуспешно занимался чисто административными вопросами.

Во второй половине 60-х в университетах Германии началось в высшей степени беспокойное время - студенты принимали участие в работе оппозиционной партии и нередко конфликтовали с властями. В центре этого конфликта оказался и сам Адорно. В конечном итоге Теодор решил на некоторое время покинуть страну и отправился с женой в отпуск в Швейцарию. Несмотря на предупреждения врачей, Адорно попытался взобраться на 3000-метровую гору; это необдуманное решение сильно ударило по его сердцу. 6-го августа 1969-го Теодор Адорно скончался от сердечного приступа.

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno ) - немецкий философ еврейского происхождения, социолог, музыковед, композитор.

Родился Теодор Адорно 11 сентября 1903 года в Германии (Франкфурт-на -Майне). Творческую деятельность Адорно начал уже в 17-летнем возрасте с опубликования первой критической статьи "Экспрессионизм и художественная правдивость" (1920 ), в которой речь шла об экспрессионистской драме. Следом появляются полемические и критические статьи преимущественно о музыке. В них предметом рассмотрения Адорно становятся музыкальные направления, формирующие образ "музыкального ландшафта" 1920-х. При этом метод анализа Адорно феноменов передачи музыкального содержания характеризуется акцентированием не художественной выразительности, а когнитивного потенциала музыки, что свидетельствует о рациональном осмыслении музыкального материала. Философия Теодора Адорно строилась на исходном мотиве о необходимости подвергать критике любые теории общества по мере исторического изменения последнего. Ранние философские работы были посвящены критическому разбору философских систем Гуссерля (1924 ) и Кьеркегора (1930 ), которые критиковались им за пренебрежение факторами социальной реальности и приоритетную трактовку субъекта. В этот же период ярче всего сказались симпатии Адорно по отношению к марксизму, - марксизму неортодоксальному, разработанному Лукачем и Коршем. Наиболее значимой для философа была марксистская концепция товарного фетишизма, интегрированная с идеей Лукача об "овеществлении" .

В 1934 Адорно эмигрировал из фашистской Германии в Великобританию , с 1938 жил в США . В эмиграции связи с институтом особенно укрепились, обернувшись интенсивным интеллектуальным сотрудничеством. Результатом стала одна из важнейших работ Адорно "Диалектика просвещения" (1947 ), написанная им совместно с Хоркхаймером. В ней авторы бросили вызов вере в исторический прогресс, которая составляла незыблемый потенциал марксистской традиции. История общества интерпретирована в книге как универсальная история просвещения. Показано, что в ходе борьбы за выживание человек вынужден постоянно совершенствоваться в управлении миром в своих собственных субъективных целях. Эта постоянная ориентация на господство изменяет сущность человеческого мышления, делая его несостоятельным в осуществлении своей собственной саморефлексии, низводя разум до значения неизменного во всех ситуациях инструмента. Так процесс просвещения оборачивается последовательной рационализацией мира в субъективно-инструментальном смысле. В ходе ее человеческий разум опускается до слепой процедуры формального автоматизма, осуществляемой им исключительно в поле действия самого себя. Логическая и техническая "аппаратура подавления" внешней природы, созданная человеком с помощью науки и техники, через господство и разделение труда подавляет и природу самого человека. Он все меньше распоряжается созданной аппаратурой, которая все более обособляется от него. Опасность медленного дрейфа человеческого миропонимания в сторону укрепления пустого автоматизма сложившихся стереотипов, действований по правилам, узаконенным лишь силой привычки, еще острее будет обозначена в следующей совместной работе Адорно и Хоркхаймера "Авторитарная личность" (1950 ). Люди, считают авторы, сплющиваясь в ходе рационализации в "узловые пункты установившихся реакций и укрепившихся представлений", обнаруживают завуалированные склонности к авторитаризму.

На основе проведенных в 1940-е социологических исследований Адорно выявил весьма симптоматичное для антидемократической структуры сочетание таких личностных черт, как конвенциальность, покорность власти, деструктивность и цинизм. В "авторитарной личности" Адорно усматривал проявление недуга позитивистской цивилизации, результат действия ее тоталитарных тенденций. Вместе с тем франкфуртские теоретики не утверждали, что просвещение было полностью репрессивным или что инструментальный разум будет полностью отвергнут. Своей критикой прогрессивного историзма они надеялись подготовить в интеллектуальной сфере почву для поиска концепции справедливого общества. В 1950-1960-е философ продолжал входить в число ведущих мыслителей Франкфуртской школы. Это был наиболее плодотворный период творческой деятельности Адорно. Были написаны, в частности, весьма значительные философские произведения: "К метакритике эпистемологии" (1956 ), "Негативная диалектика" (1966 ), "Эстетическая теория" (1970 ). В них получила дальнейшее развитие развернутая им ранее совместно с Хоркхаймером теория рациональности.

В этих же работах Теодор Адорно разрабатывает свою негативную диалектику как диалектический способ противоречиво мыслить о противоречиях. Неудовлетворенность философа формально-логическим мышлением была вызвана его глубокой убежденностью в том, что между вещами и их понятиями имеет место конфронтация, в условиях которой угнетается "нетождественное", т.е. "то, что не уступает себя понятию, дезавуирует в-себе-бытие этого понятия". Высказываясь против систематизации, детерминированности, категориального аппарата как инструментов формально-логического мышления, Адорно основным принципом своей "негативной диалектики" делает принцип отрицания "тождества". В ее рамках он отклоняет категорию диалектического снятия, которая вменялась Гегелем в качестве непременного условия осуществления философской системы. Адорно переосмысливает гегелевскую категорию "определенного" (bestimmte) отрицания, придавая отрицанию другое значение. Если по Гегелю оно являлось движущим моментом, в соответствии с которым диалектика подводила к развертыванию и снятию, то Адорно поворачивает его как "твердое", "непоколебимое" (unbeirrte) отрицание, которое более не должно приступать к снятию.

Принимая во внимание руководящую для Франкфуртской школы идею о социальной обусловленности всех форм духовной жизни, которая и сообщает социальный подтекст адорновской интерпретации логики движения мышления, возможно подчеркнуть, что и в негативной диалектике Адорно выражается реакция на бесчеловечную общественно-историческую реальность. Его не удовлетворяет позитивное гегелевское отрицание, поскольку он рассматривает его как санкционирующее существующий порядок вещей. Последний оказывается "недостаточно отрицаемым". В таком истолковании отрицания содержится решающий момент, отделяющий негативную диалектику Адорно от диалектики Гегеля. Важнейшую часть теоретического наследия Адорно составляет философская критика культуры, в сферу которой входят все его многочисленные музыкально-критические работы. Среди них "Философия новой музыки" (1949 ), "Опыт о Вагнере" (1952 ), "Призмы. Критика культуры и общество" (1955 ), "Диссонансы. Музыка в управляемом мире" (1956 ), "Введение в социологию музыки" (1962 ). Ключевое значение в этих работах получила критика "массового" коммерческого искусства, искажающего, по Адорно, сознание людей до уровня, на котором критическое мышление оказалось под угрозой искоренения. Стандартизация и псевдоиндивидуализация опровергали притязания массовой культуры угодить индивидуальным вкусам. Критическому сознанию и счастью отдельной личности могло бы способствовать только "аутентичное" искусство, под которым у него подразумевалось искусство стиля "модерн". Искусство, которое сознательно разоблачает собственные притязания на целостность и самодостаточность более способно к продуктивному отрицанию общественной реальности, нежели то, которое продолжает держаться своей претенциозности. Адорно разработал философско-эстетическую концепцию "новой музыки", отстаивая позиции эстетического модернизма и протестуя против призывов вернуться к классической или реалистической альтернативам искусства. Труды философа оказали влияние на современную западную философию, социологию, эстетику, музыковедение, а также на идеологию леворадикального студенческого движения 1960-х .

Философия Адорно

Критика культуры и общества, развитая Адорно совместно с Хоркхаймером («Диалектика просвещения», 1947), сложилась в русле гегелевской диалектики, отчасти - психоанализа Фрейда, социологической критики товарного фетишизма и овеществления. В центре внимания Адорно - рецессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в монополистическом «управляемом обществе». В период пребывания в США Адорно и его сотрудниками было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность», 1950).

В ряде работ выступил с критикой феноменологии, экзистенциализма и неопозитивизма. Развил идеи антисистематической «отрицательной диалектики», в которой сливаются теоретико-познавательные и социально-критические мотивы: отрицание (которое, в отличие от гегелевского, перестаёт быть моментом перехода к какому-либо новому синтезу) выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности «утопии», не формулируемой в виде какой-дибо позитивной модели.

Ннемецкий философ, социолог и музыковед. Был членом франкфуртской социологической школы вместе с Максом Хоркхаймером (Max Horkheimer), Гербертом Маркузе (Herbert Marcuse) и Юргеном Хабермасом (Jürgen Habermas). В период с 1937-го по 1941-й был музыкальным режиссером "Radio Project".


Родился Теодор Людвиг Адорно Визенгрунд (Theodor Ludwig Adorno Wiesengrund) в Франкфурте (Frankfurt); был он единственным сыном богатого виноторговца Оскара Александра Визенгрунда (Oscar Alexander Wiesengrund) и певицы Марии Барбары (Maria Barbara), урожденной Кальвелли-Адорно (Calvelli-Adorno). Вторую половину девичьей фамилии матери Теодор использовал в качестве новой фамилии уже в 30-х, когда стал натурализованным американцем.

Не в последнюю очередь на формирование юного Теодора повлияла жившая в доме его родителей тетушка Агата (Agathe). Уже в детстве Адорно начал учиться играть на фортепиано. В гимназии имени кайзера Вильгельма (Kaiser-Wilhelm-Gymnasium) Теодор учился до 17 лет; окончил гимназию он лучшим учеником класса. В свободное время Адорно брал уроки композиторского дела и изучал труды Иммануила Канта (Immanuel Kant) – вроде "Критики чистого разума" ("Critique of Pure Reason"). Позже Теодор признавался, что "Критика" дала ему больше, чем все годы формального обучения.



В Франкфуртском Университете (University of Frankfurt) Адорно изучал философию, музыковедение, психологию и социологию; окончил университет он в 1924-м. Кстати, именно в стенах университета Теодор познакомился с несколькими своими будущими сподвижниками – вроде Макса Хоркхаймера и Вальтера Беньямина (Walter Benjamin).


Еще студентом Адорно пробовал писать критические музыкальные статьи; куда больше, впрочем, его влекла профессия композитора.

В январе 1925-го Теодор начал изучать композиторское дело в Вене (Vienna). Не без участия Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg) Адорно заинтересовался абсолютно революционными на тот момент атональными построениями; увы, слушателям экспериментальная музыка пришлась не особо по вкусу. Теодор разочаровался в музыке и вернулся к критике и социологии.


Из Вены Теодор вернулся во Франкфурт – и испытал очередное разочарование, на сей раз – связанное с научной деятельностью. Его научный руководитель Ганс Корнелиус (Hans Cornelius) убедил его сменить тему начатой диссертации; в итоге право читать лекции Адорно получил на три года позже, чем планировалось. Некоторое время Теодор успешно выступал с лекциями, однако в 1933-м его, как и всех профессоров не-арийского происхождения, лишили лицензии пришедшие к власти нацисты.

Первый раз в Нью-Йорке Адорно побывал в 1937-м; в Америке Теодору понравилось, и он решил сюда перебраться. Обосноваться в Америке Адорно помог контракт с Институтом социальных исследований (Institute for Social Research); позже Теодор связался еще и с Колумбийским Университетом, а еще позже – с "Radio Project". Последний контракт истек в 1941-м; к тому времени Адорно уже работал в паре с Хоркхаймером. Вместе они перебрались в Лос-Анджелес (Los Angeles).

После 1945-го Теодор окончательно прекратил писать музыку. Некоторое время он занимался разработкой "новой музыкальной философии", однако и это занятие постепенно угасло.

В 1947-м Адорно написал эссе "Вагнер, Ницше и Гитлер" ("Wagner, Nietzsche and Hitler"), ставшее первой работой из длинной серии трудов, посвященных психологии фашизма. Одна из этих работ, "Авторитарная личность" ("The Authoritarian Personality"), помогла создать новую теорию "качественной интерпретации" ("qualitative interpretations"). С помощью этой теории опытные психологи могли определить авторитарную личность серией косвенных вопросов. Работа Теодора оказала большое влияние на развитие социологии; по сей день вокруг неё кипит множество споров.

В 1951-м Адорно развил свои идеи в эссе "Freudian Theory and the Pattern of Fascist Propaganda".

После войны Адорно, изрядно соскучившийся по родине, вернулся в Германию. Не без помощи Хоркхаймера он получил пост профессора во Франкфурте; наряду с научной деятельностью, он активно и небезуспешно занимался чисто административными вопросами.

Во второй половине 60-х в университетах Германии началось в высшей степени беспокойное время – студенты принимали участие в работе оппозиционной партии и нередко конфликтовали с властями. В центре этого конфликта оказался и сам Адорно. В конечном итоге Теодор решил на некоторое время покинуть страну и отправился с женой в отпуск в Швейцарию. Несмотря на предупреждения врачей, Адорно попытался взобраться на 3000-метровую гору; это необдуманное решение сильно ударило по его сердцу. 6-го августа 1969-го Теодор Адорно скончался от сердечного приступа.

Адорно Т.

(Adorno) Теодор (фам. отца Визенгрунд, Wiesengrand; А. - фам. матери) (11 IX 1903, Франкфурт-на-Майне- 6 VIII 1969, Бриг, Швейцария) - нем. философ, социолог, музыковед и композитор. Изучал композицию у Б. Секлеса и А. Берга, фп. - у Э. Юнга и Э. Штойермана, а также историю и теорию музыки в Венском ун-те. В 1928-31 ред. венского муз. журн. "Anbruch", в 1931-33 доцент Франкфуртского ун-та. Изгнанный из ун-та нацистами, эмигрировал в Англию (после 1933), с 1938 жил в США, в 1941-49 - в Лос-Анджелесе (сотрудник Ин-та обществ. наук). Затем возвратился во Франкфурт, где был профессором ун-та, одним из рук. Ин-та социологических исследований.
А. - разносторонний учёный и писатель-публицист. Его философские и социологич. труды являются в ряде случаев и музыковедческими исследованиями. Уже в ранних статьях А. (конец 20-х гг.) ярко выразилась социально-критич. тенденция, осложнённая, однако, проявлениями вульгарного социологизма. В годы амер. эмиграции наступило окончательное духовное созревание A., сформировались его эстетич. принципы. В период работы писателя Т. Манна над романом "Доктор Фаустус" А. был его помощником и консультантом. Описание системы серийной музыки и критики её в 22-й главе романа, а также замечания о муз. языке Л. Бетховена основаны целиком на анализах А. Выдвинутой А. концепции развития муз. иск-ва, анализу западноевроп. культуры посвящён ряд книг и сб. статей: "Очерк о Вагнере" (1952), "Призмы" (1955), "Диссонансы" (1956), "Введение в музыкальную социологию" (1962) и др. В них А. предстаёт как острый в своих оценках учёный, приходящий, однако, к пессимистич. выводам о судьбе западноевроп. муз. культуры. Круг творческих имён в трудах А. ограничен. Он ориентируется гл. обр. на творчество А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, редко упоминая не менее крупных композиторов. Неприятие его распространяется на всех, сколько-нибудь связанных с традиционным мышлением композиторов. Он отказывает в положительной оценке творчества даже таким крупнейшим композиторам, как С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит, А. Онеггер. Его критика направлена также и на послевоенных авангардистов, к-рым А. ставит в вину утрату естественности муз. языка и органичности худож. формы, связанность математич. расчётом, что приводит на практике к звуковому хаосу. С ещё большей непримиримостью обрушивается А. на т. н. "массовое" иск-во, служащее, по его мнению, духовному порабощению человека. А. полагает, что истинное иск-во должно быть в постоянном конфликте и с массой потребителей, и с аппаратом гос. власти, регламентирующим и направляющим официальную культуру. Однако иск-во, противостоящее регламентирующей тенденции, оказывается, в понимании A., узкоэлитарным, трагически изолированным, убивающим в себе жизненные истоки творчества. В этой антитезе проявляется замкнутость и бесперспективность эстетико-социологич. концепции А. Его философия культуры имеет преемственные связи с философией Ф. Ницше, О. Шпенглера, X. Ортега-и-Гассета. Нек-рые её положения сформировались как реакция на демагогическую "культурную политику" национал-социалистов. Схематизм и парадоксальность концепции А. отчётливо сказались в его книге "Философия новой музыки" (1949), построенной на сопоставлении творчества А. Шёнберга и И. Стравинского. Экспрессионизм Шёнберга, как утверждает A., ведёт к распаду муз. формы, к отказу от создания композитором "законченного опуса". Целостное же замкнутое худож. произв., по мнению A., уже своей упорядоченностью искажает действительность. С этой точки зрения А. критикует неоклассицизм Стравинского, к-рый якобы отражает иллюзию примирения индивидуальности и об-ва, превращая иск-во в ложную идеологию. А. считал закономерным абсурдное искусство, оправдывая его существование бесчеловечностью общества, в к-ром оно возникло. Истинное произв. иск-ва в совр. действительности, по мнению A., может оставаться лишь разомкнутой "сейсмограммой" нервных шоков, неосознанных порывов и смутных движений души.
А. - крупный авторитет в совр. зап. муз. эстетике и социологии, убеждённый антифашист и критик бурж. культуры. Но, критикуя бурж. действительность, А. не принимал идеи социализма, они остались чужды ему. В ряде выступлений А. проявилось враждебное отношение к муз. культуре СССР и др. социалистических стран. Его протест против стандартизации и коммерциализации духовной жизни звучит остро, однако позитивное начало эстетич. и социологич. концепции А. выявлено значительно слабее, менее убедительно, чем начало критическое. Отвергая и совр. бурж. идеологию и идеологию социалистическую, А. не видел реального выхода из духовного и социального тупика совр. бурж. действительности и остался по сути дела во власти идеалистич. и утопич. иллюзий о "третьем пути", о некой "иной" социальной действительности.
А. - автор муз. произв.: романсов и хоров (на тексты С. Георге, Г. Тракля, Т. Дёйблера), пьес для оркестра, обработок франц. нар. песен, инструментовок фп. пьес Р. Шумана и др.
Литературные сочинения : Philosophie der neuen Musik, Tьbingen, 1949; Versuch ьber Wagner, Frankf., 1952; Prismen, Frankf./M., 1955; Dissonanzen, Cцttingen, 1956; Klangfiguren, B.-Frankf., 1959; Mahler. Eine musikalische Physiognomik, Frankf./M., 1960; Einleitung in die Musiksoziologie, Frankf., 1962, и др. Литература : Манн Т., История "Доктора Фаустуса". Роман одного романа, гл. V, Собр. соч., т. IX, М., 1960; Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, гл. V: Развитие элитарной концепции искусства на основе буржуазной философии истории и социологии XX века, М., 1966; его же, Негативная диалектика "негативной диалектики" Т. Адорно, "СМ", 1969, NoNo 7, 8; Золтай Д., Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно, "Вопросы философии", 1968, No 3. О. Т. Леонтьева.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Адорно Т." в других словарях:

    Адорно, Теодор Теодор Адорно Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno … Википедия

    - (Adorno) Визенгрунд Адорно Теодор (11.09.1903, Франкфурт на Майне 6.08.1969, Фисп, Швейцария). Немецкий социальный философ, социолог искусства (главным образом музыки) и литературы. Один из ведущих представителей франкфуртской школы неомарксизма … Энциклопедия социологии

    - (Adorno), Визенгрунд Адорно (Wisengrund Adorno) Теодор (1903 1969) нем. философ и социолог, один из ведущих представителей франкфуртской школы. С приходом в Германии к власти нацизма А. с 1934 в эмиграции в Англии, с 1938 в США. В 1949… … Философская энциклопедия

    Визенгрувд Адорно (Wiesengrund Adorno) Теодор (1903 1969) нем. философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Учился в Венском ун те; изучал муз. композицию у композитора А. Берга, ученика А. Шёнберга. С 1931 … Энциклопедия культурологии

    - (Adorno) (Визенгрунд Адорно) Теодор (1903 69), немецкий философ, социолог, музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества (Диалектика Просвещения, 1948, совместно с М. Хоркхаймером) и идеями отрицательной… … Современная энциклопедия

    - (Adorno), ВИЗЕНГРУНД АДОРНО (Wiesengrund Adorno) Теодор (1903 1969) немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. начал… … История Философии: Энциклопедия

    - (Adorno), Визенгрунд Адорно (Wiesengrund Adorno) Теодор (1903 1969) немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. начал… … Новейший философский словарь

    Адорно - «Негативная диалектика» В «Негативной диалектике» (1966) Адорно (1901 1969) делает выбор в пользу Гегеля как диалектика, но не систематика. Ему импонирует диалектика «Феноменологии духа» в отличие от «Логики» и «Философии права» с их… … Западная философия от истоков до наших дней

    - (Adorno) Теодор [фамилия отца Визенгрунд (Wiesengrund); А. фамилия матери] (11.9.1903, Франкфурт на Майне, 6.8.1969, Бриг, Швейцария), немецкий философ, социолог и музыковед. В 1931 33 доцент Франкфуртского университета. После 1933 в… … Большая советская энциклопедия

    Адорно Т. - АДÓРНО (Adorno) (Визенгрунд Адорно) Теодор (1903–69), нем. философ, социолог, музыковед, представитель франкфуртской школы. С 1934 в эмиграции в Великобритании, с 1938 – в США; с 1949 – во Франкфурте на Майне. Выступил с критикой… … Биографический словарь

Книги

  • Теодор Адорно. Избранное. Социология музыки , Теодор Адорно. Теодор Визенгрунд-Адорно - немецкий философ, социолог, музыковед, культуролог. Учился в Венском университете, изучал музыкальную композицию у А. Берга, ученика А. Шенберга. С 1931 г.…