Красота

Неформальные группы список. Молодежная субкультура. Неформальные молодежные объединения. Общая классификация неформальных молодежных организаций и виды молодежных субкультур

Ситуативная этика

1. Молодежная субкультура: моральные проблемы

2. Типы и виды неформальных молодёжных группировок.

3. Этические проблемы виртуальной реальности

Ситуативная этика – совокупность нравственных проблем, возникающих в тех или иных жизненных ситуациях, а также возможные варианты норм и правил их решения, не претендует на однозначные ответы, тем более что их, возможно, и не существует. Ситуативная этика «приоткрывает» эти проблемы, оставляя их «открытыми». Проблемы могут носить самый разный характер, определяемый, временными параметрами, например, современные моральные проблемы, возникшие недавно в связи с широким использованием компьютеров; или нравственные проблемы той или иной возрастной группы - например, в рамках молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура: моральные проблемы

В середине ХХ века появился такой феномен, как молодёжная субкультура, основные черты которой – замкнутость и альтернативность . Молодёжная субкультура – это система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь молодёжи примерно от 10 до 20 лет.

Сам термин «субкультура» существует для того, чтобы выделить в системе материальных и духовных ценностей - то есть в общей, «большой» культуре - устойчивые совокупности моральных норм, ритуалов, особенностей внешнего вида, языка (сленга) и художественного творчества (как правило, любительского), характерные для отдельных групп со специфическим образом жизни, которые осознают и, как правило, культивируют свою обособленность. Определяющий признак субкультуры - не количество приверженцев, а установка на создание собственных ценностей, отличающихся и отличающих «своих» от «чужих» по внешним, формальным признакам: по покрою штанов, прическе, «фенечкам», любимой музыке.

Субкультура молодежи получила развитие в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная не занятость трудом. Сегодня она является одним из институтов, факторов социализации школьников. Молодёжная субкультура представляет собой сложное противоречивое социальное явление. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от всеобщей «большой» культуры, с другой – способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей. Проблема в том ценности и интересы молодёжи ограниченны в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями. Поэтому и её культура носит в основном развлекательный, рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. Она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченным варианте, массовую культуру, а не на ценности высокой, мировой и национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения молодёжи часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами массовой информации: телевидением, радио, и печатью. Культуру молодежи отличает также наличие молодёжного языка, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков. Он помогает молодёжи осваивать мир, выражать себя и одновременно создаёт барьер между ними и взрослыми. Внутри молодёжной субкультуры активно развивается ещё один феномен современного общества – неформальные молодёжные объединения и организации.



И хоть зарождается молодежная субкультура как самостоятельный феномен еще в конце 1940-х годов (с появлением битничества), но ее легализация и культивирование на Западе ведет отсчет со студенческой революции 1968 года, главным лозунгом которой была борьба за права молодежи. На ее гребне оказались некоторые культурные феномены и даже целый вид музыкального искусства - рок-музыка, которые формировались и распространялись по преимуществу в молодежной среде.

А ведь именно в молодежной среде закладываются и формируются основы того отношения к жизни и к другим людям, которое впоследствии определит лицо мира. Поэтому целесообразно специально остановиться на рассмотрении моральных норм и ценностей, характеризующих поведение и отношение молодежи к миру и друг к другу во второй половине XX века.

Известно, что каждое поколение стремится к самоидентификации, стараясь придумать термин, определяющий его (поколения) суть, чтобы как-то выделиться из ряда предшественников и последователей. В XX веке это стремление приобрело характер эпидемии: «потерянное поколение» (о судьбах этих молодых людей, переживших первую мировую войну, писали Э.-М.Ремарк, Р.Олдингтон, Э.Хемингуэй), «сердитые молодые люди» (об их пессимизме, отчаянии, потере идеологических и нравственных ориентиров читайте в книгах Дж. Уэйна «Спеши вниз», Дж. Осборна «Оглянись во гневе», Дж. Апдайка «Кролик, беги» и др.), «разбитое поколение» - «битники», «дети цветов» - хиппи, диско-поколение, поколение X, поколение «пепси»...

Типы и виды неформальных молодёжных группировок.

Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.

Каждая такая группа или организация имеют внешние отличительные признаки, свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы. На сегодня существует более 30 типов неформальных молодёжных течений и организаций. За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.

Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Они очень разные – ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения. Назовём и охарактеризуем наиболее известные из них.

Неформальные группы молодежи появились и у нас в стране после Великой Отечественной войны. Общество активно восставало тогда против «плесени», затем «стиляг» и т. д. В последнее время количество неформальных молодежных объединений резко возросло. Изучение их, проведенное, в частности, А.П. Файном, выявляет наличие многих уже знакомых нам форм молодежного движения Запада. Сегодня молодежное движение, как и многие общественные движения современности, имеет глобальный характер. Наша молодежь, переставая быть молодежью закрытого общества, широко включилась в него, перенимая достоинства и недостатки неформалов других стран. В то же время у наших неформальных молодежных движений имеется и своя специфика. А нередко и свои, особые формы. Остановимся на том, какие неформальные объединения подростков и юношей существуют в наших крупных городах.

Различные неформальные группы молодежи, как отмечает А.П. Файн, нередко контактируют и даже взаимодействуют друг с другом. Хиппи, металлисты, панки часто знают друг друга, могут переходить из одного молодежного объединения в другое. Правые экстремисты вступают во временные союзы с металлистами и панками. Экстремисты левого толка выступают объединенным фронтом против представителей всех остальных молодежных направлений.

В крупном городе существуют обычно эпицентры взаимодействия различных групп неформалов -- районные и городские. Районные места сборищ находятся, как правило, на окраинах. Там собираются металлисты, панки, волнисты, брейкеры, рокеры, обычно дружески относящиеся друг к другу, и враждующие с ними левые экстремисты. Подростки чаще всего знакомятся с неформалами и подключаются к ним в районных эпицентрах. Затем они могут переходить в группы городского эпицентра (где-нибудь на главных улицах).

Исследователи различают конструктивные и неконструктивные неформальные объединения. Первые нередко выступают за более радикальные реформы общества. Некоторые неформалы ставят более узкие задачи: сохранение и восстановление памятников истории и культуры, защита природы, физического и психического здоровья и пр. Конструктивные группы состоят обычно из взрослых и юношей. Наряду с ними существуют неконституционные объединения, формирующиеся преимущественно из подростков.

Мотивы и формы участия молодежи в неформальных объединениях разные. Одних влечет туда только любопытство, и они функционируют в самом внешнем слое движения, имеют к нему отношение «по касательной». Для других это форма проведения досуга, для третьих -- поиск альтернативного образа жизни. Последних хорошо показывает М.В. Розин, описывая современных московских хиппи.

Хиппи -- это люди со своей философией и своими правилами поведения. Они объединяются в Систему. Это своего рода клуб, войти в который может каждый. Для этого надо систематически участвовать в мероприятиях Системы («тусоваться») и познакомиться с другими ее членами.

Движение хиппи возникло у нас во второй половине 60-х годов. Вначале оно было связано с интересом молодежи к джинсам и другой «хипповской» одежде, а затем и к книжной продукции идеологов этого движения. Достигнув апогея в конце 70-х годов, хип-движение стало затем вытесняться панками, металлистами, брейкерами. Однако во второй половине 80-х годов возникла новая волна интереса молодежи к хиппи.

Московская Система насчитывает сейчас около 2 тысяч участников в возрасте от 13 до 36 лет. В ней состоят школьники, студенты, рабочие, представители научной, технической и художественной интеллигенции. Многие из них часто меняют место работы, их привлекают должности сторожа, оператора котельной и пр., дающие много свободного времени.

Система делится на группы («тусовки»). В них бывает два слоя: «пионеры» и «олдовые», или «мамонты». К первым относятся подростки, недавно ставшие хиппи, старательно усваивающие эту роль. «Олдовые» -- старые члены Системы, серьезно вникающие в проблемы политики, религии, мистики, художественного творчества.

Все хиппи носят длинные, распущенные волосы («хайр»), обычно расчесывая их на прямой пробор. Нередко лоб и затылок хиппи охватывает тонкая повязка («хайратник»). Многие мужчины отпускают также бороду. Известны три основных причины ношения длинных волос этими людьми:

  • 1) это более естественно, ближе к природе;
  • 2) Иисус Христос носил длинные волосы и бороду, хиппи ему подражают;
  • 3) длинные волосы позволяют лучше улавливать излучения космического разума, являясь своего рода индивидуальными «антеннами».

Хиппи носят джинсы, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко рваная и потрепанная или ей специально придают такой вид; искусственно делают дырки, ставят яркие заплаты на джинсах и куртках. На одежде нередко делают надписи на английском языке.

Все хиппи носят украшения («феньки»): браслеты на руках (из бисера, кожаные или деревянные), бусы на шее, крестики на кожаных шнурках, изображения знаков зодиака, черепа и т.д. У современного хиппи на груди повешен «ксивник» -- небольшого размера прямоугольный мешочек из джинсовой ткани. В нем находятся документы и деньги.

В холодное время хиппи живут в городе, ходят на «тусовки», а летом путешествуют на попутных машинах, разбивают палаточные городки.

Хиппи считают, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Свободен человек и в любви. Раньше свобода любви у хиппи сводилась к возможности открыто вступать в интимную связь с тем, кого любишь. Теперь хиппи говорят о любви, способствующей единению людей. Хиппи проповедуют пацифизм: они призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Хиппи верят в иную, «высшую» реальность, существующую наряду с обыденной, в которой мы все живем. Выйти к ней можно через изменение состояния сознания посредством медитации или искусства. Отсюда большой интерес хиппи к проблемам религии и творческой деятельности.

Характерным для современных хиппи является стремление к естественности. Это выражается у них в желании не изменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос); не производить каких-то целенаправленных, активных действий, бездействовать; быть непритязательными в быту, уметь переносить невзгоды и лишения.

Хиппи--романтики, любят все яркое, оригинальное, творческое. Они хотят быть свободными личностями, независимыми от общественных условностей. Поэтому хиппи в жизни действуют импульсивно. В то же время они стремятся к новым отношениям в обществе, построенном на любви к другим людям. Однако декларируемая хиппи естественность демонстративна, пародийна. Она является известным вызовом современному обществу, которое хиппи критикуют.

Характеристику других неформальных молодежных объединений в нашей стране дает А.П. Файн. Так, распространенной у нас группой являются панки, о которых мы уже упоминали в историческом обзоре движения неформалов. Внешний вид их нарочито непригляден: петушинообразный гребень на голове, завершающийся большим чубом, цепочки на лице, вызывающее разностилье в одежде (кожаный пиджак на голом теле, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо и т. д). Жаргон панков груб, поведение часто вызывающе непристойно. Многие из них употребляют наркотические и токсикоманические вещества. Панки перемещаются из города в город, устанавливают между собой связи. Особенно их активность отмечается в Москве, С.-Петербурге и столицах стран Балтии.

Появление панков в городе связано обычно с увеличением количества драк, грабежей и других форм насилия с целью надругательства над личностью.

Получили известность у нас группы мажоров: «псевдоамериканцы», «псевдоангличане», «псевдофранцузы» и т.д. Они носят одежду и обувь, изготовленные в соответствующей западной стране. Использование носильных вещей производства какой-либо иной страны осуждается.

Мажоры собирались когда-то около интуристовских гостиниц и магазинов на тусовки, где происходила демонстрация и оценка приобретенных элементов туалета. В среде мажоров формировался образ активного, предприимчивого, сильного человека, знающего 2--3 иностранных языка. Мажоры были против наркотиков, многие из них активно занимались спортом.

Имеется заметный слой подростков, подражающих мажорам. Они называются «реднеки». Включение в деятельность мажоров вело у большей части подростков к падению интереса к учебе в школе, к нежеланию осваивать какую-либо профессию. Напротив, другая часть мажоров считала свое пребывание в группе временным, до накопления какого-то минимума материальных средств.

Получили распространение молодежные группы, объединенные увлечением каким-либо определенным занятием. Среди них наиболее известны брейкеры (поклонники брейк-данса), скейтбордисты (езда на специальных досках - скейтбордах) и рокеры.

Как уже известно читателю, рокеры всегда с мотоциклами. Они не только прекрасно водят машины, но и совершают на них акробатические трюки, например, едут некоторое время только на заднем колесе машины, а также прыгают на мотоцикле с трамплина, «джигитуют» и т. д. Рокеры ездят большими группами по ночным улицам на большой скорости (подчас до 140--160 км/ч), со снятыми глушителями. Многие рокеры не имеют водительских прав. Отмечены случаи угона ими чужих мотоциклов, заправки машины из бензобаков личных автомобилей. В некоторых случаях рокеры вступают в связь с уголовными элементами, нанимающими их для эскорта своих автомобилей и других неблаговидных дел. Педагогу следует использовать интерес рокеров к технике и автоспорту для переключения их на общественно полезную деятельность.

Появились разнообразные молодежные группы -- сателлиты, включающие в себя поклонников определенного певца ансамбля, жанра. Существуют приверженцы определенных футбольных команд - «фанаты» («фэны»). Подобные группы не имеют обычно какой-то своей «философии».

Наиболее многочисленной группой неформалов становятся поклонники металлического рока. Он имеет несколько признанных разновидностей: «тяжелый металлический рок» («хэви метал рок»), «черный металлический рок» («блэк метал рок»), «скоростной металлический рок» («спид метал рок»). Для этой музыки свойственны жесткий ритм, мощность звучания, большая свобода импровизации исполнителей.

Среди металлистов склонны к правонарушениям поклонники ансамблей «спид метал». Уже сам их внешний вид вызывающ и агрессивен: в черной одежде, с остро отточенными шипами, большим количеством металла, помещенном на груди перевернутым крестом, на майках написанное краской слово «сатана» на английском языке. Они исповедуют культ сатаны, часто называя себя сатанистами. Сатанисты поддерживают ансамбли, призывающие к насилию, жестокости, проповедующие расизм, шовинизм. Они склонны к хулиганским поступкам, к провоцированию враждебных столкновений различных молодежных групп и участию в них. Часть металлистов питает симпатии к правым экстремистам, в том числе к неофашистам.

К металлистам примыкают группы подростков, которых привлекает не столько рок-музыка, сколько модный костюм неформалов или желание прикрыть им свои неблаговидные поступки. Они получили название «лохи». Поверхностно разбираясь в проблемах металлического рока, лохи выступают блюстителями «чистоты» правил металлиста, ведут себя с окружающими очень вызывающе и агрессивно.

Было бы несправедливо говорить о противоправном поведении всех металлистов. В частности, среди таких подростков имеются настоящие знатоки и ценители металлического рока, занятые в основном прослушиванием и обсуждением музыкальных произведений подобного жанра. Они миролюбивы, не увлекаются атрибутикой, готовы контактировать с официальными организациями.

В настоящее время получают распространение немногочисленные, но привлекающие заметное внимание встревоженного общества правоэкстремистские группы. В основном они проповедуют неофашизм. Выглядят внешне обычно так: узкие брюки, черные куртки, белые рубашки с черным узким галстуком, ботинки или кирзовые сапоги. Многие делают татуировку: фашистская свастика и другие символы «коричневых». В группах такая же система соподчинения, как у гитлеровских фашистов: «гауп-штурмфюреры», «штурмбанфюреры», «оберы» и т. д. В нацистских группах проповедуется культ сильной личности, расизм, шовинизм, имеется интерес к черной магии. Многие члены этих групп систематически занимаются физической подготовкой. Правые экстремисты не скрывают своих взглядов, готовы активно вступать по ним в дискуссию. Остальные неформалы, кроме панков и черных металлистов, не питают к ним симпатии, нередко осуждают их воззрения. Надо сказать, что подростки в нацистских группах увлекаются в основном атрибутами и ритуалами своей организации. Дело весьма осложняется, когда во главе группы становится взрослый человек с подлинно реакционными взглядами. Тогда такая группа становится социально опасной.

Известны молодежные группы левоэкстремистского типа. Члены этих групп стригутся под полубокс, носят зачесанные назад волосы, обычно полностью бреют лицо, на груди носят значки с изображениями видных советских партийных и государственных деятелей. Члены этих групп крайне неприязненно относятся к приверженцам западной культуры и идеологии, ведя против них настоящую войну: освистывают приезжающих к нам западных артистов, отнимают у мажоров импортные вещи, отрезают длинные волосы у хиппи и т. д. Часто такие действия сопровождаются избиением неформалов-«западников».

молодежный неформальный группа школьник

Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.

За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем. Неформалы - это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий. Они очень разные - ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

На основании психолого-педагогических критериев подростковые неформальные формирования можно условно разделить на музыкальные, спортивные, философствующие, политические :

Музыкальные неформальные молодёжные организации.

Главная цель таких молодежных организаций - прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.

Среди «музыкальных» неформалов наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (так же имеют название «Хэви металл»). Самыми распространёнными группами, играющие рок-музыку, являются «Кисс», «Айрон Мейден», «Металлика», «Скорпионз», и отечественные - «Ария» и т.д. В тяжелом металлическом роке присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей.

Другая наиболее известная молодёжная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеры (от англ. break-dance - особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Есть и другое толкование - в одном из значений брейк означает «изломанный танец» или «танец на мостовой». Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации.

Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению.

В тот же раздел попадают и битломаны - течение, в рядах которого когда-то стаяли многие и родителей и учителей нынешних подростков. Их объединяет любовь к ансамблю «Битлз», его песням и наиболее известным его участникам - Полу Маккартни и Джону Ленону.

Неформалы в спорте.

Ведущие представители данного течения - знаменитые футбольные фанаты. Проявив себя как массовое организованное движение, спартаковские болельщики 1977 года стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространенно и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки, металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т.д.

Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами «своих» клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам, собираясь перед стадионом, где обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунги в поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий.

Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». Их называют рокеры. Рокеров объединяют любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты - мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии. Рокеры часто становились причиной дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное.

Философствующие неформальные группировки.

Интерес к философии - один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.

Выделяются среди них хиппи. Внешне их узнают по неряшливой одежде, длинным непричёсанным волосам, определенной атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, иногда крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль «Битлз» и особенно его песня «Земляничные поляны навсегда». Взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабаления. Раскрепоститься в душе - вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви. Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан». Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных обязанностей. Хиппи используют медитацию, мистицизм, наркотики как средства, позволяющие добиться «открытия самого себя».

Основными принципами идеологии хиппи стала свобода человека. Достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души; освобождению души способствуют наркотики; поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность.

Политические неформальные организации.

В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.

Среди политически активных молодёжных группировок выделяются пацифисты, скинхеды и панки.

Пацифисты одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.

Скинхеды - агрессивное течение неформальных молодежных организаций. Они считают себя истинными патриотами родины, ведут непримиримую войну с людьми другой расы, устраивают погромы. Скинхеды носят черную одежду, кованые армейские ботинки с белой шнуровкой, нацистские символики, коротко стригут волосы.

В настоящее время в России действует около 300 неформальных организаций общей численностью около 3 миллионов человек. По данным Генпрокуратуры, из них около 200 объединений экстремистского характера численностью до 10 тысяч человек. Основную массу из их участников составляют молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений.

Объединения, о которых ниже пойдет речь, возникают и живут по другим законам, чем те, в которых волей-неволей оказывается молодой человек, будучи членом студенческой группы, трудового коллектива и т.п.

Чаще проблематика неформальных молодежных объединений рассматривается на материале подростковых и юношеских групп, важными функциями которых является удовлетворение потребности в аффилиации, специфическая помощь в самоопределении, в обретении идентичности, в частности через присоединение к некоторому "Мы" в оппозиции к "Они" и т.п. Хорошо известно, что подростки в большинстве своем имеют острую потребность быть членами разного рода групп, главным образом неформальных. Есть ли такая потребность у тех, кто постарше, – у молодых? Какова ее природа? Нельзя сказать, что данная проблема хорошо изучена. Вместе с тем она волнует многих, и интерес этот носит далеко не только академический характер. Но прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению проблемы молодежных объединений, остановимся на тесно связанной с ней теме молодежной культуры (субкультуры).

Летом 1968 г. на улицы Парижа вышли тысячи молодых людей, которые вели себя буйно и страшно напугали не только других жителей французской столицы, но и всю Европу, весь западный мир, тем более что волна подобных акций молодежи прокатилась по многим городам в разных странах. Суть лозунгов, высказываний, деклараций, с которыми вышли демонстранты, сводилась к заявлению о том, что есть такие особые люди – молодежь, которую не устраивают порядки, придуманные и проповедуемые взрослыми, которая хочет жить иначе и намерена перестроить мир по-своему. Молодежь заявила о себе как о представителях особой культуры, или субкультуры, – молодежной. Молодежная субкультура предъявила миру свои представления о том, что важно и что не важно в жизни, новые правила поведения и общения людей, новые музыкальные пристрастия, новую моду, новые идеалы, новый стиль жизни в целом. Можно сказать, молодежь заявила свои права на культурное доминирование.

Понятие "молодежная культура" создано для описания особого типа социального пространства, которое населяют люди, находящиеся в относительно бесправном и зависимом положении. Зависимость молодежи проявляется в том, что она рассматривается "социально зрелыми" взрослыми не как самоценная группа, а лишь как естественный ресурс будущего общества, который надо социализировать, воспитывать и использовать.

Описание молодежи как отдельной социально-возрастной группы началось с работ С. Холла, К. Мангейма и Т. Парсонса, в которых были заложены основы так называемого биополитического конструкта. Зарождение и этапы развития биополитического конструкта молодежи анализирует в своей книге Е. Л. Омельченко . Суть состоит в том, что особенности молодости (понимаемой в данном случае широко, с включением в этот возраст и отрочества) обусловлена столкновением сил природы ("гормональное пробуждение") с "неподвижными" преградами культуры, т.е. социальными институтами, что и определяет необходимость социализации. Эти два обстоятельства – пробужденная сексуальность (биологическая предпосылка) и необходимость поколенческой социализации (политическая предпосылка) – и задают формулу биополитического конструкта.

Эти идеи стали особенно популярны на Западе после Второй мировой войны. Молодежная культура представлялась независимым социальным пространством, в котором люди могут обрести аутентичность, идентичность, тогда как в семье или школе они лишены реальных прав и полностью контролируются взрослыми. Если в доиндустриальных обществах семья полностью выполняла все необходимые функции социальной репродукции (биологическую, экономическую, культурную), то в современных индустриальных обществах семья теряет эти свои традиционные функции, прежде всего в области культуры – образования и профессиональной подготовки молодого человека. Молодежь в таких условиях начинает занимать максимально уязвимую позицию, находясь между двумя ценностными мирами: патриархальными моделями семейной социализации, с одной стороны, и взрослыми ролями, которые заданы рыночной рациональностью и безличной бюрократической структурой, – с другой. Молодость, по Т. Парсонсу, это период "структурированной безответственности", мораторий, вставленный между детством и взрослостью. Такая пространственно- временна́я позиция молодежи в жизненном цикле и приводит к формированию групп сверстников и молодежной культуры, что, в свою очередь, способствует развитию моделей эмоциональной независимости и безопасности, изменению ролевых характеристик первичной (детской) социализации через усвоение принятых в компании сверстников норм, ценностей, техник, моделей поведения и т.п.

Подобные идеи разделялись и разделяются многими учеными, как зарубежными, так и отечественными. Однако эмпирические исследования, проводившиеся в нашей стране, долгое время не выявляли никакой специфической подростковой или молодежной субкультуры. Ярким примером может служить сравнительное исследование моральных норм и регулируемого ими поведения у подростков СССР и США, которое проводилось в начале 1970-х гг. американским психологом У. Бронфенбреннером и сотрудниками лаборатории Л. И. Божович и описано в вышедшей и в США, и у нас его книге . Наши подростки тех лет устойчиво ориентировались на нормы взрослых, в то время как их американские сверстники в своем поведении опирались преимущественно на моральные нормы, правила, ценности, выработанные в их, подростковом, сообществе.

Однако постепенно, с ослаблением патриархальных порядков, снижением социализирующей функции семьи, ростом плюрализма в самых разных сферах общественной жизни и в нашей стране стала возникать молодежная культура и многочисленные подростковые и молодежные группы. И если раньше, в 1950-е гг., неформалами были разве что "стиляги" (наш вариант тех, кого на Западе называли "тедди бойз"), которых нещадно критиковали средства массовой информации, комсомольские и партийные организации, руководители вузов (вплоть до исключения), то постепенно и у нас появились панки, скинхеды, готы и т.п. молодежные группы, противопоставляющие свою культуру культуре большинства (как теперь говорят, мейнстрима).

В новейшей истории России, т.е. в течение последних двухтрех десятилетий, ситуация с молодежными объединениями менялась по меньшей мере трижды.

Бурный всплеск неформального молодежного движения возник в 80-е гг. прошлого века, в эпоху горбачевской перестройки. Тогда сообщество молодых разделилось на комсомольцев, с одной стороны, и неформалов – с другой.

Сам термин "неформалы" был введен в этот период комсомольскими бюрократами для обозначения самоорганизованных молодежных групп, которые ставили себя в оппозицию к формальным структурам – пионерским, комсомольским. Позже этим термином стали обозначать не только молодежные, но вообще всякие движения и организации, возникающие по инициативе "снизу". Впоследствии содержание понятия "неформалы" не раз менялось. Парадокс состоит в том, что термин, введенный "сверху", был воспринят самой молодежью. Сегодня им чаще всего обозначают различные молодежные группы, в первую очередь субкультурные формирования.

Следующий этап – 1990-е гг. Неформальное движение в этот период пошло на спад. Комсомол распался, так что противостоять стало нечему. Молодежные группировки фактически растворились в бандитской или полубандитской среде, стали активно завоевывать клубные и дискотечные пространства в российских городах.

Новые изменения принес новый век. По мнению исследователей современных тенденций в неформальном движении, сегодня представляющие его молодежные объединения характеризуется сложным характером взаимоотношения различных стилевых составляющих. Для современных разношерстных неформалов, так же как и для их предшественников, важно обозначение той силы, которой они противостоят, – это почти обязательное условие формирования соответствующей групповой идентичности. Сегодня место бывших комсомольцев заняли так называемые гопники. Противостояние неформалов (свои, продвинутые) гопникам (чужие, нормальные) и составляет сегодня основное стилевое напряжение в этой области .

Е. Л. Омельченко отмечает, что молодежная культура, как она понималась в середине XX в., ушла со сцены. Она солидарна с американским исследователем Дж. Сибруком в том, что сегодня понять характер молодежных объединений можно, лишь учитывая новый социокультурный контекст . А он заметно изменился в конце XX в.

В настоящее время определяющим фактором является то, что Дж. Сибрук назвал "культура супермаркета". Центральное действующее лицо в этой культуре – постоянно конструируемый с помощью коммерческих сетей подросток потребляющий. Ядром, центром культуры супермаркета становится мейнстрим, а индивидуальность занимает периферийные позиции. Культурная власть переходит от индивидуальных вкусов к авторитету рынка, и ключевой фигурой этого рынка становится подросток, вообще молодой человек, знающий, что будет модно завтра .

В качестве главной тенденции последних лет Е. Л. Омельченко называет формирование новой "комнатной культуры" молодежи. Когда-то молодежь вышла на улицы, породив представление о молодежи как особой социальной группе и особой социальной проблеме. Сегодня молодежь, молодежность становится брендом, который присваивается все новыми сегментами потребительского рынка. Высказывается следующая гипотеза: современная молодежь социализируется не столько через разного рода группы сверстников, а в рамках глобальных имиджей. В этой ситуации глобализация порождает новый тип социальной дифференциации – разрыв между теми, кто хорошо знаком с технологическими новшествами, и теми, кто не имеет к ним полного доступа.

Когда ни молодежные объединения, ни дружеские компании, ни тем более социальные институты не позволяют обрести собственную идентичность, самым важным для современного молодого человека становится наличие защищенного личного пространства. Таковым оказывается своя комната почти обязательно со своим компьютером.

Итак, молодежная культура в последнее время все больше превращается в часть общей потребительской культуры. Даже тогда, когда молодежь начинает создавать что-то свое, ее рано или поздно настигает массовая молодежная индустрия. Происходит перерождение молодежной культуры в ее коммерческую форму. Западные ученые все чаще говорят об этом, как о форме "коллективного исчезновения" или даже "смерти молодежной культуры". На смену классическим молодежным субкультурам, расцветшим во второй половине XX в., пришла так называемая рейв-культура, в основе которой – откровенно гедонистическое, нацеленное на сиюминутное удовольствие отношение к жизни, способствующее растворению молодежи в доминирующей массовой культуре.

Походы по магазинам (шопинг) для значительной части молодежи становятся формой культурной активности, восполняющий недостаток коллективизма. Поиск идентичности в таком случае идет не путем ролевого экспериментирования в разных группах сверстников, как это было некоторое время назад, а путем поиска своего стиля в якобы совершенно свободном выборе товаров. Правда, эта свобода доступна не всем и не в равной мере, поэтому для многих она превращается в источник негативных эмоций, в войну за то, чтобы поддерживать свой стиль, не стать аутсайдером. Как отмечает Е. Л. Омельченко, особую остроту и важность эта потребительская борьба имеет для российской молодежи, растущей по большей части в бедных или не очень состоятельных семьях Омельченко Е. Смерть молодежной культуры и рождение стиля "молодежный".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.Молодёжная субкультура

2. Нравственные убеждения, идеалы и самосознание

3. Типы и виды неформальных молодёжных группировок

Заключение

Список литературы

В ведение

молодежный субкультура металлист панк хиппи

Хотелось бы сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами молодежи. Исследования в этой области социологии и психологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов проблем молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Объект исследования - культурология.

Предмет исследования - молодежная субкультура.

Цель исследования - рассмотреть и охарактеризовать молодежные субкультуры.

Практическая значимость данной курсовой работы служит расширением знаний и кругозора изученного материала.

1.Молодёжная субкультура

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной "размытости", неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

Существует мнение, что аполитичность молодежи закономерный результат чрезмерной идеологизации воспитания прошлых лет, а активная политизированность граничит с социологией. Вряд ли можно согласиться с подобной позицией: если в стабильном обществе приоритеты частной жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса социальная индифферентность молодых чревата необратимыми последствиями для будущего страны. Не менее тревожно и то, что политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма.

Противопоставление образа "мы" и "они" традиционна. Однако сегодня у молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех "папиных" ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только для себе. Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть "наша" мода, "наша" музыка, "наше" общение, а есть - "папино", которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий аспект отчуждения молодежной субкультуры - это культурное отчуждение.

Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических ("зарабатывать деньги") и досуговых ("интересно провести свободное время") потребностей.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге -"ничего неделание"), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей "американского образа жизни" в его примитивном и облегченном воспроизведении. Индивидуального поведения молодых людей проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. Эти тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.

Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд "отверженных"), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения.

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, местожительством и национальностью реципиента. Культурный конформизм в рамках неформальной группы проявляется от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые "команды" с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству». Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.

1. Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково общество - такова и молодежь, следовательно, и молодёжная субкультура.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.

3. Коммерциализация средств массовой информации, формирует определенный "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации -семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется, прежде всего, в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в нарастании сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, рок-музыка, литература, изобразительное искусство), что противоречит народной нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. Отрицательное влияние на аудиторию эскалации сцен насилия и секса в кино, на телевидении и видео доказывается многочисленными исследованиями.

Вывод: Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

2. Нравственные убеждения, идеалы и самосознание

Характерные черты молодёжи - стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике, желание быть «на ровной ноге» с взрослыми, стремление к активной деятельности. Именно в подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности, - в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук. Это требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, новой организации внимания, приёмов запоминания. Изменяется и отношение к окружающему: подросток уже не ребёнок и требует иного к себе отношения.

Подростковый возраст, особенно с 13-15 лет - это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении. В этом возрасте появляется интерес к мировоззренческим вопросам, таким, как возникновение жизни на Земле, происхождение человека, смысл жизни. Нравственные убеждения подростка складываются под влиянием окружающей действительности. Они могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы, неблаговидных поступков.

В тесной связи с формированием нравственных убеждений молодых людей складываются их нравственные идеалы. Этим они существенно отличаются от младших школьников. Как показали исследования, идеалы у подростков проявляются в двух основных формах. У подростка младшего возраста в качестве идеала выступает образ какого-либо конкретного человека, в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств. С возрастом у молодого человека наблюдается заметное «движение» от образов близких людей к образам лиц, с которыми он непосредственно не общается. Старшие подростки начинают предъявлять более высокие требования к своему идеалу. В связи с этим они начинают осознавать, что окружающие, даже очень любимые и уважаемые ими, в большинстве своем самые обыкновенные люди, хорошие и достойные уважения, но не являются идеальным воплощением человеческой личности. Поэтому в 13-14 летнем возрасте особенное развитие приобретают поиски идеала за пределами близких родственных отношений.

В развитии познания молодёжи окружающей действительности наступает такой момент, когда объектом познания становится человек, его внутренний мир. Именно в подростковом возрасте возникает направленность на познание и оценку морально-психологических качеств окружающих. Наряду с ростом такого интереса к другим людям у подростков начинают формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личностных качеств.

Формирование самосознания - один из важнейших моментов в развитии личности подростка. Факт формирования и роста самосознания накладывает отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной и трудовой деятельности, на формирование его отношения к действительности. Потребность самосознания возникает из потребностей жизни и деятельности. Под влиянием растущих требований со стороны окружающих у подростка возникает потребность оценить свои возможности, осознать, какие же особенности его личности помогают им, наоборот, мешают быть на высоте предъявляемых ему требований.

Большую роль в развитии самосознания молодого человека играют суждения других. Усложнение требований, которые предъявляются подростку в процессе его деятельности, развитие его самосознания, общий рост сознательного отношения к действительности приводит к качественно новому этапу в его развитии. У подростка появляется и приобретает довольно заметное значение стремление к самовоспитанию - стремление сознательно воздействовать на себя, формировать такие качества личности, которые он рассматривает как положительные, и преодолевать у себя отрицательные черты, бороться со своими недостатками.

В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляются черты характера. Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанные с ростом его самосознания, является стремление показать свою «взрослость». Молодой человек отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнением. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ними права.

Переоценивая возможность своих возрастных способностей, подростки приходят к убеждению, что они ничем не отличаются от взрослых людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и известной «независимости», отсюда - болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых, недооценивающих их права и интересы. Следует отметить характерную для подросткового возраста повышенную возбудимость, некоторую неудовлетворенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроения.

Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. Под влиянием повышенных требований, предъявляемых подростку, у него развивается способность длительно преследовать сознательно поставленные цели, уметь преодолевать препятствия и трудности на этом пути.

Вывод: В тесной связи с формированием нравственных убеждений молодых людей складываются их нравственные идеалы. Формирование самосознания - один из важнейших моментов в развитии личности подростка.

3. Типы и виды неформальных молодёжных группировок

Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.

За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.

Неформалы - это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Они очень разные - ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения.

Музыкальные неформальные молодёжные организации .

Главная цель таких молодёжных организаций - прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.

Среди «музыкальных» неформалов наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (так же имеют название «Хэви металл»). В тяжелом металлическом роке присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей.

Другая наиболее известная молодёжная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеры (от англ.break-dance- особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации.

Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению.

В тот же раздел попадают и битломаны -течение, в рядах которого когда-то стаяли многие и родителей и учителей нынешних подростков. Их объединяет любовь к ансамблю «Битлз», его песням и наиболее известным его участникам - Полу Маккартни и Джону Ленону.

Неформальные организации в спорте.

Ведущие представители данного течения - знаменитые футбольные фанаты . Проявив себя как массовое организованное движение, спартаковские болельщики 1977 года стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространенно и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм.

Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами «своих» клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам, собираясь перед стадионом, где обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунги в поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий.

Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». Их называют рокеры . Рокеров объединяют любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты - мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии. Рокеры часто становились причиной дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное.

Философствующие неформальные организации.

Интерес к философии - один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.

Выделяются среди них хиппи . Внешне их узнают по неряшливой одежде, длинным непричёсанным волосам, определенной атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, иногда крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль «Битлз» и особенно его песня «Земляничные поляны навсегда». Взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Раскрепоститься в душе - вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви. Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан». Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных обязанностей. Хиппи используют медитацию, мистицизм, наркотики как средства, позволяющие добиться «открытия самого себя».

Хиппи делятся на «старую волну» и «пионеров». Если старые хиппи (их ещё называют олдовые) в основном проповедовали идеи социальной пассивности и невмешательства в общественные дела, то новое поколение склонно к достаточно активной социальной деятельности. Внешне они стараются иметь «христианский» облик, походить на Христа: ходят по улицам босиком, носят очень длинные волосы, подолгу не бывают дома, ночуют под открытым небом.

Помимо христианских идей. Среди «философствующих» неформалов распространены также буддистские, даосистские и иные древневосточные религиозно - философские учения.

Политические неформальные организации.

В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.

Среди политически активных молодёжных группировок выделяются пацифисты, нацисты (или скинхэды), панки и другие.

Пацифисты : одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.

Панки - относятся достаточно экстремистскому течению среди неформалов, имеющих вполне определённую политическую окраску. По возрасту панки преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают парни. Желание панка любым путём привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению. Они используют шокирующие предметы в качестве украшений. Это могут быть цепочки, булавки, лезвие бритвы.

Неофашисты (скинхэды).

В 20-30-х годах 20 века в Германии появилось то, что погубило миллионы людей, то, что заставляет вздрагивать нынешних жителей Германии и извиняться за грехи предков перед целыми народами. Имя этому чудовищу - фашизм, названный историей «коричневой чумой». Случившееся в 30-40-е годы настолько чудовищно и трагично, что некоторым из молодых людей иногда даже трудно поверить в то, что им рассказывают жившие в те годы.

Прошло более 50-ти лет, и история сделала свой новый виток, и настало время повторения ее. Во многих странах мира появляются молодежные организации фашистского толка или, так называемые, неофашисты.

«Скинхэды» родились в середине 60-х годов как реакция определенной части рабочего класса Великобритании на хиппи и рокеров-мотоциклистов. Тогда им пришлась по душе традиционная рабочая одежда, которую трудно было порвать в драке: черные фетровые куртки и джинсы. Они коротко стригли волосы, чтобы не мешали в потасовках.

К 1972 г. мода на «скинхэдов» пошла на убыль, но неожиданно возродилась спустя 4 года. Новый виток развития этого движения был обозначен уже бритыми наголо головами, армейскими ботинками и нацистской символикой. Английские «бритоголовые» стали чаще вступать в драки с полицией, фанатами футбольных клубов, такими же «скинхэдами», студентами, иммигрантами. В 1980 г. «Национальный фронт» проник в их ряды, привнеся в их движение неонацистскую теорию, идеологию, антисемитизм, расизм и т.д. На улицах появились толпы «скинхэдов» с татуированной свастикой на лицах, скандирующие «Зиг, хайль!»

С 70-х годов осталась неизменной униформа «скинов»: черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках, армейский ремень с железной пряжкой, тяжелые армейские ботинки (типа «GRINDERS» или «Dr.MARTENS»).

Практически во всех странах мира «скины» предпочитают заброшенные места. Там «бритоголовые» встречаются, принимают новых сочувствующих в ряды своей организации, проникаются националистическими идеями, слушают музыку. Об основах учения «скинов» говорят и надписи, весьма обычные в местах их обитания:

Россия - для русских! Москва - для москвичей!

Adolph Hitler. Mein Kampf.

У «скинов» есть четкая иерархия. Существует «низший» эшелон и «высший» - продвинутые «скины», имеющие отличное образование. «Непродвинутые скины» это в основном подростки 16-19 лет. Любой из прохожих может быть избит ими до полусмерти. Повод к драке не нужен.

Несколько иначе обстоит дело с «продвинутыми скинхэдами», которые также зовутся «правыми». Прежде всего, это не просто распоясавшаяся молодежь, которой нечем заняться. Это своеобразная «скинхэдовская» элита - люди начитанные, образованные и взрослые. Средний возраст «правых скинов» от 22 до 30 лет. В их кругах постоянно муссируются мысли о чистоте русской нации. В тридцатых годах такие же идеи двигал с трибуны Геббельс, но только речь шла об арийцах.

Вывод: Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности.

Заключение

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.

В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

Чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того, чтобы эффективно построить работу.

Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.

Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

Список литературы

1. «Молодежный экстремизм» под ред. А. А. Козлова. Изд-во СПбГУ, 1996г.

2. «По неписанным законам улицы…» - М: Юридлит, 1991г.

3. «Социология молодежи» под ред. В. Т. Лисовского Изд-во СПбГУ, 1996г.

4. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004г.

5. Кон И.С. «Социология молодежи» В кн.: «Краткий словарь по социологии»- М., 1988г.

6. Плаксий С. И Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб, 1999г.

7. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000г.

8. Левичева В.Ф. «Молодежный Вавилон»- М., 1989г.

9. Сорокин П. «Человек. Цивилизация. Общество» - М.,1992г.

10. http://www.subcult.ru/

11. http://subcultury.narod.ru/

12. http://www.sub-culture.ru/

Размещено на Allbest.r

Подобные документы

    Особенности девиантного поведения. Молодежные течения: хиппи, панки, скинхеды. Пацифизм как духовная основа хиппи. Анархия как философия. Одежда и увлечения. Становление современных скинхедов, их мировоззрение и образ жизни, а также стиль одежды.

    реферат , добавлен 11.06.2014

    Понятие субкультуры молодежи и характеристика основных ее направлений: эмо и рэп субкультура, готическая субкультура и панки, металлисты и хип-хоп субкультура; их отличия, стиль и атрибуты. Результаты социологического опроса среди студентов колледжа.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Понятие "культура" и "молодежная субкультура", их влияние на развитие личности и общества. Типология молодежных субкультур (хиппи, панки, растаманы, грандж, рейв). Проблема наркотизации молодежи в современном обществе. Факторы наркотизации молодежи.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2012

    Особенности девиантного (отклоняющегося) поведения. Неформальные движения современной молодежи. Хиппи – группы молодежи, отвергающие установленные нравственные устои. Панк-культура "гаражного рока". Анархия как философия. Скинхеды или "рабочая молодежь".

    реферат , добавлен 19.05.2011

    Причины вступления в неформальные группировки. Характеристика основных субкультур: рэперы, рокеры, металлисты, растаманы, хакеры, особенности их убеждений и взглядов. Развитие стиля эмо. Исследование мотивов вступления молодёжи в данную субкультуру.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2012

    Молодежь как социальная группа в обществе. Молодежная субкультура и ее влияние на общую культуру. Моральные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодежи. Истоки и историческое развитие неформального движения.

    дипломная работа , добавлен 04.02.2012

    Неформальные молодежные движения: битники, стиляги, хиппи, готы, эмо, панки, скинхеды. Зарождение, идеология, музыка субкультур, их атрибуты, ритуалы, этические и эстетические нормы. Эскапизм и "этика неучастия" хиппи. Ценности и жизненный стиль яппи.

    презентация , добавлен 23.10.2016

    Молодежная субкультура как способ самовыражения и самореализации молодежи. Исследование современной молодежи, их направленности и основных интересов. Изучение истории зарождения и особенностей субкультуры готов, панков, скинхедов, хиппи, эмо, реперов.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2015

    Социально-психологические особенности молодежных субкультур. Группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны), аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки), криминогенные группировки.

    презентация , добавлен 27.10.2015

    Основные причины вступления молодёжи в неформальные группы. Один из самых известных лозунгов хиппи, их внешний вид. Язык и символы молодёжной субкультуры "Панки". Их характерная одежда, прическа. Субкультура стиляг и особенности их образа жизни.