Обереги

Боги тоже люди: Архетипы Олимпийских богов как сценарии жизни современных мужчин. Гермес - вечный юноша. Архетипы Юнга мужские

После выхода в свет книги "Богини в каждой женщине" меня завалили просьбами написать о мужчинах и богах. Мужчины, слушавшие мои лекции о богинях, снова и снова спрашивали: "А что вы можете сказать о нас?" Таким образом, книга "Боги в каждом мужчине" является естественным продолжением предыдущей. А еще меня побудила к написанию книги о мужских архетипах моя профессия, само время, в которое мы живем, и, как это ни парадоксально, то обстоятельство, что я - женщина.

Работая над этой книгой, я делаю то, что женщины традиционно делают для мужчин. Мы всегда помогали мужчинам интерпретировать их внутренний мир, ибо они нередко делятся с женщинами тем, чем не склонны делиться друг с другом. Например, многие мужчины предпочитают психоаналитиков противоположного пола, - с нами они чувствуют себя в большей безопасности, им легче делиться своими проблемами с женщиной. Сами они говорят, что это позволяет избежать чувства соперничества и страха перед общением, которые мог бы пробудить в них аналитик-мужчина.

Как отмечает в своей книге "Времена года в жизни мужчины" психолог Дэниэл Левинсон, нередко в жизни успешного мужчины есть "особая женщина", играющая для него роль "хранительницы мечты". Иногда эта роль достается именно женщине-психоаналитику. На сеансах психоанализа мужчины рассказывают о своей внутренней жизни, о своих болевых точках и сильных сторонах. Обретая понимание себя, они заодно учат меня. Я вижу, каков тот или иной мужчина внутри, какие архетипы в нем таятся, почему ему бывает сложно оставаться собой и вести себя непосредственно. Вот что писал по этому поводу Левинсон:

"Особая женщина" в чем-то сродни подлинному наставнику, ее особая задача состоит в том, чтобы поддерживать связь молодого мужчины с его Мечтой. Она помогает ему пробудить ту часть "я", где эта Мечта обитает. Такая женщина облегчает ему переход во взрослый мир и следование за Мечтой. Отчасти ей это удается за счет того, что она активно играет роль учителя, советчика, опекуна, критика. На более глубоком психологическом уровне она дает мужчине возможность проецировать на себя свою внутреннюю женщину - то, что Юнг называл "анимой", - которая пробуждает и поддерживает в нем героические порывы .

По многим причинам мужчины нередко находят больше понимания со стороны женщин, чем со стороны других мужчин, и больше раскрываются перед женщинами, чем друг перед другом. Приведу выдержку из "Доклада о доверительных взаимоотношениях между мужчинами" Мак-Гила:

Лишь у одного мужчины из десяти есть приятель мужского пола, с которым он говорит о работе, деньгах, браке; только у одного из двадцати есть друг, с кем он делится сокровенными мыслями о себе и о своих сексуальных переживаниях... Наиболее распространенный вариант мужской дружбы - это когда у мужчины есть много приятелей и каждый из них знает немного о какой-то сфере его публичной жизни. Таким образом, что-то о нем известно каждому, но это лишь небольшая часть целого .

Мак-Гил обнаружил, что если мужчина и раскрывается перед кем-нибудь, то обычно перед женщиной - либо женой, либо кем-то еще. Как и подозревают большинство женщин, мужчины чаще делятся своими чувствами, мыслями и мечтами с ними, чем с другими мужчинами.

И еще, как отмечает Джин Бейкер Миллер в книге "О новой психологии женщин": когда люди разделены на доминирующую и подчиненную группы (мужчины и женщины; черные и белые; богатые наниматели и бедные слуги), то подчиненная группа вынуждена знать о доминирующей группе больше, чем доминирующая знает о подчиненной. Из-за этого, а также из-за того, что женщины вообще по природе своей больше интересуются людьми, они всегда неплохо знали мужчин .

Таким образом, "Боги в каждом мужчине" - это психология мужчины с точки зрения женщины. При этом я делаю то, что женщины делали для дорогих им мужчин на протяжении многих столетий: отражаю то, что вижу, осознавая, насколько важно проявлять чуткость при описании их недостатков и проблем, а также оценивать по достоинству их позитивные качества. Книга написана с точки зрения сочувствующего наблюдателя - именно такую точку зрения я склонна занимать и на работе, и в личной жизни.

Я психиатр и психоаналитик-юнгианец, практикующий профессор психиатрии в Калифорнийском университете (Сан-Франциско). За годы работы мне приходилось проводить психоанализ с множеством мужчин и женщин. Я женщина, занимающаяся традиционно мужской работой. Большинство моих наставников, друзей и сотрудников - мужчины. В свою очередь, я обучала профессии как мужчин, так и женщин.

Кроме того, я типичная "папина дочка", или "папина малышка", и отец всегда гордился моими достижениями. Поэтому мне было проще, чем многим другим женщинам, утвердиться в этой патриархальной культуре. И еще, я в течение девятнадцати лет была женой, - наш брак был одновременно традиционным и эгалитарным, - затем три года мы с мужем жили порознь и наконец развелись. Я мать двоих детей, сына и дочери. Оба родились в начале семидесятых, в десятилетие, когда особенно активным было женское движение, решительно оспаривавшее устоявшиеся стереотипы, согласно которым воспитание призвано изменить природу ребенка.

Бинокулярный взгляд в психологии

Книга "Бог в каждом мужчине" предлагает "бинокулярный" взгляд на психологию - точку зрения, учитывающую как сильные архетипы, действующие внутри личности, так и внешние стереотипы, которым необходимо соответствовать. Понимание обоих этих факторов помогает нам лучше разобраться, в чем состоят наши конфликты и как можно скорее достичь целостности.

Такая точка зрения развилась у меня на основе профессионального обучения и личного опыта. Благодаря практике я научилась понимать, что происходит в сердцах и головах мужчин и женщин, - узнала, какую радость доставляет ощущение целостности и слияния с миром, когда мы ведем себя в соответствии со своей внутренней сущностью. И наоборот, когда на сознательном уровне мы отрицаем и подавляем свою архетипическую природу, в наши тела и сны входят страдания и противоречия. Только многолетний опыт работы в сфере психологии позволяет отчетливо видеть, каковы эти архетипы и как они проявляются в жизни каждого отдельного человека.

Кроме того, важно понимать явление, которое называют "ростом сознания". В прошлые два десятилетия мы узнали, как сильно стереотипы могут исказить и ограничить потенциальные возможности человека, - в частности, женщины. За это время многие женщины осознали, насколько сильно патриархальная культура воздействует на их личность. Ценности и верования человека формируются культурой, которая отражается в законах, обычаях, распределении власти, критериях определения ценности и статуса каждого из нас. В патриархальном обществе женщинам живется не слишком легко. Однако мужские стереотипы властвуют также и над самими мужчинами, причем нередко мешают им проявлять свои естественные склонности, поощряя одни качества и отвергая другие.

Боги и богини в каждом человеке

Здесь я говорю о богах в каждом мужчине, но и в женщинах нередко обнаруживается тот или иной бог. Точно так же выяснилось, что часть психики мужчины тоже может ассоциироваться с той или иной богиней. Боги и богини представляют определенные качества в человеческой психике. В качестве архетипов в каждом из нас присутствует весь пантеон греческих божеств - как мужских, так и женских. Однако боги, как правило, более сильны и влиятельны в личности мужчины, а богини - в личности женщины.

Каждый архетип ассоциируется с теми или иными дарами и потенциальными проблемами, которые "даны" этим богом или богиней. Осознание этого факта помогает уберечься от излишнего самодовольства или самобичевания. Особенно значимы для нас те действия, к которым побуждает наша архетипическая природа. И поэтому мужчина, знающий, какие боги в нем активны, может принимать все свои решения с учетом того, что принесет наибольшее удовлетворение лично ему.

Узнав кое-что об архетипах богов, мы можем восстановить отторгнутые части себя. Этому процессу способствуют сны, воспоминания и мифы, помогающие нам подключиться к своему бессознательному.

Знать о богах, которые живут в мужчинах, важно и женщинам, ибо многие из них прилагают значительные усилия, чтобы понять мужчин (чаще всего, одного мужчину). Иногда женщины замечают, что они снова и снова завязывают отношения с мужчиной определенного типа, и им будет полезно узнать, "кто" именно их привлекает в этих мужчинах. Возможно, книга "Боги в каждом мужчине" поможет понять, что этих женщин привлекал в разных мужчинах именно определенный бог (или архетип), но этот "бог" не отвечает их ожиданиям от совместной жизни, что и служит причиной неудач во взаимоотношениях.

Понимание "богов" поможет родителям (особенно матерям) мальчиков увидеть, "кем" является их сын, и оценить по достоинству его качества. В результате родители почувствуют себя более компетентными, поскольку поймут, как ощущает себя этот ребенок, как к нему относится мир, каковы его сильные стороны, какие трудности перед ним возникают и какая помощь ему требуется от окружающих.

Как мужчинам, так и женщинам нередко требуется более четко увидеть своих родителей - иногда для того, чтобы простить, а иногда - чтобы понять. Возможно, понимание богов и мифов поможет вам составить более объективный портрет собственного отца.

И поскольку боги присутствуют также и в женщинах, эта книга поможет лучше разобраться в себе и им тоже. Особенно это касается тех женщин, которые уже познакомились со своими "богинями", а теперь обнаружат, что какая-то часть их поведения обусловлена именно действием того или иного бога. Такое открытие может принести то удовлетворение, которое мы все испытываем, когда находим недостающую часть пазла-мозаики - особенно если недостающая часть не просто завершает картинку, но и наполняет жизнь смыслом.

Боги и богини присутствуют в каждом человеке. Благодаря им вы можете пережить те секунды прозрения, когда смутное интуитивное знание о себе вдруг сопоставляется с отчетливым образом и точной формулировкой. Как будто вы впервые заглянули в зеркало, увидели свои черты и у вас сложилось более четкое представление о собственном образе и о том, какое впечатление вы производите на других людей.

Я писала эту книгу для всех, кто хочет лучше понять мужчин и мальчиков или узнать о мужских архетипах - как в мужчинах, так и в женщинах, или понять себя и свои взаимоотношения. Но прежде всего я писала ее для тех мужчин, которые хотят узнать о богах внутри себя, - для тех, кто спрашивали меня: "А что вы можете сказать о богах в каждом мужчине? Что вы можете сказать о нас?"

Благодарности

У каждой главы этой книги есть множество неназванных соавторов - пациенты, друзья, коллеги, родственники - каждый мужчина или мальчик, кто, просто оставаясь собой, послужил примером каких-то черт того или иного бога-архетипа или помог мне понять, каково быть мужчиной или мальчиком в этой патриархальной культуре. Многие женщины рассказывали мне о мужчинах в своей жизни, и казалось, что эти женщины знают их лучше, чем себя, - особенно это касается мужчин, не слишком склонных к саморефлексии. Важную роль в создании книги сыграли мужчины, вместе со мной погружавшиеся в юнгианский анализ своей личности, стремясь открыть чувства, эпизоды и грани своего "я", скрытые от них самих.

Таким образом, большинство описаний составлены на основании изучения множества мужчин, с которыми я общалась при различных обстоятельствах, - особенно в ходе своей двадцатипятилетней психиатрической практики. Моя работа выполняется в теменосе (в переводе с греческого - "святилище") доверия и конфиденциальности. В таких условиях удается постепенно раскрыть неосознанное и забытое. Каждый мужчина, доверивший мне свою душу, помог мне узнать что-то новое о психологии мужчин и женщин, включая меня саму. Спасибо вам всем.

На страницах этой книги для иллюстрации тех или иных черт какого-нибудь бога я нередко упоминаю исторических деятелей, знаменитостей или литературных персонажей. В таких случаях я основываюсь на публичном образе человека и на том, что о нем говорят, а не на личном знакомстве или результатах клинических исследований. Реальные люди, как правило, значительно отличаются от своего имиджа. Эта книга, как и "Богини в каждой женщине", опирается на открытия и теории К. Г. Юнга. В основе моей работы лежат его идеи об архетипах, коллективном бессознательном и о психологических типах. Описав эдипов комплекс, Зигмунд Фрейд обнаружил связь между греческой мифологией и человеческой психикой, и эта идея потом получила значительное развитие в работах психологов-юнгианцев. Многие работы об архетипах, написанные после Юнга, были опубликованы издательством Spring Publications, и значительная часть из них - под редакцией Джеймса Хиллмана. Многие из этих книг упомянуты в примечаниях к отдельным главам и в библиографии. Особое влияние на меня оказали работы Марри Штайна.

Важное место в этой книге уделено патриархальной культуре, в которой мы живем, - тому, каким образом она формирует ценности, мировосприятие и в конечном счете личность каждого из нас. За разработку этой темы нам следует благодарить целое поколение общественных деятелей, писателей и ученых. Хочу особо поблагодарить тех, кому я обязана собственными познаниями в этой сфере: Глорию Штайнем и весь коллектив женской организации Ms. Foundation for Women; доктора медицины Джин Бейкер Миллер, доктора медицины Александру Симонс и всех членов женской организации Task Force and Committees on Women при Ассоциации психиатров Америки. Анти Франсин, вместе с которой я проводила множество семинаров, научила меня глубже понимать влияние семьи и культуры на ребенка - особенно в тех случаях, когда архетипические схеми поведения данного ребенка не встречают должной оценки и признания со стороны родителей. Алиса Миллер в своих работах сформулировала новый подход в психоаналитическом мышлении (согласующийся с моими собственными наблюдениями), где особое внимание уделяется тому ущербу, который наносят психике ребенка ущербные родители.

Эта книга созрела и родилась очень легко, поскольку ей позволили сделать это естественным образом - в соответствии с моими жизненными обстоятельствами, а не со сроками, изначально предусмотренными контрактом. Я благодарна своему издателю и редактору Клейтону Карлсону из издательства Harper&Row за понимание, а также за то, что он дал мне время и предоставил замечательного помощника - Тома Грэйди. Чувство слова и редакторский талант Тома оказались очень кстати. Спасибо за неоценимую помощь также моим литературным агентам Джону Брокману и Катеньке Мэтсон.

Джозеф Шинода, мой отец, всегда поддерживал меня на жизненном пути. Я унаследовала от него настойчивость, упорство, любовь к литературе и истории, а также владение устным и письменным словом. Он умер в первый год моей психиатрической ординатуры, так и не увидев ни моих детей, ни моих книг. Мне его очень не хватает, и, хотя нам довелось расстаться раньше, чем хотелось бы, я считаю, что мне очень повезло с отцом. Во многом тепло и глубина этой книги обусловлены тем, что у меня был успешный отец-Зевс, с которым приходилось отчаянно спорить и бороться, когда мои заветные мечты не совпадали с его желаниями.

Милл-Валли, Калифорния Ноябрь 1988

Часть Первая. БОГИ В КАЖДОМ МУЖЧИНЕ

Глава 1. В КАЖДОМ МУЖЧИНЕ ОБИТАЮТ БОГИ

Эта книга о богах в каждом мужчине - о врожденных схемах поведения и восприятия (или архетипах), которые глубоко укоренены в психике и формируют мужчину изнутри. Эти боги представляют собой сильные незримые предрасположенности, влияющие на характер, работу и взаимоотношения человека. Боги обусловливают эмоциональную открытость или замкнутость; склонность к умственной деятельности, физической работе или эстетической чувствительности; стремление к экстатическому слиянию с миром или его умопостижению; отношение к времени и многое другое. Архетипы определяют различие между мужчинами, внутреннюю сложность каждого из них. Кроме того, они в значительной степени определяют, насколько легко или сложно данному мужчине (или мальчику) соответствовать ожиданиям окружающих и насколько ему при этом приходится жертвовать своим сокровенным подлинным "я".

Быть подлинным - значит обладать свободой развивать те свои черты и потенциальные возможности, к которым чувствуешь природную склонность. Когда человека принимают таким, какой он есть, он может быть подлинным, одновременно сохраняя высокую самооценку. Это возможно только тогда, когда реакция значимых для нас людей не расхолаживает, а поощряет нас к искренним и спонтанным поступкам или когда мы поглощены делом, доставляющим нам радость. Вначале родители, а затем культура с самого детства играют для нас роль зеркала, где мы видим себя либо заслуживающими приятия, либо нет. Если внутренняя сущность человека слишком расходится с ожиданиями мира, ему нередко приходится приспосабливаться ради того, чтобы быть принятым окружающими, - и при этом может случиться так, что он будет постоянно носить маску и играть в жизни ничего не значащую для него роль.

Прокрустово ложе приспосабливания

Приспосабливание, которого требуют от мужчин в нашей патриархальной культуре, подобно описанному в греческой мифологии прокрустову ложу. На это ложе укладывал людей разбойник Прокруст, подстерегавший путников на дороге из Мегар в Афины. Если путник оказывался короче ложа, Прокруст его вытягивал при помощи приспособления вроде средневековой дыбы; если длиннее - просто обрезал.

Случалось, что рост некоторых путешественников в точности соответствовал длине прокрустова ложа. Точно так же есть мужчины, чьи архетипы (или внутренние схемы) вполне совпадают со стереотипами (или внешними ожиданиями). Успех дается им легко и приятно. Но когда архетипические схемы мужчины в значительной мере отличаются от того, как "должно быть", приспособление к стереотипу нередко оказывается мучительным. На вид может казаться, что человек вполне соответствует внешним требованиям, но на самом деле это далось ему огромной ценой - за счет усечения каких-то важных аспектов собственной личности. А может быть, ему пришлось "растянуть" какие-то свои черты, чтобы отвечать ожиданиям, - однако этим чертам недостает глубины и сложности, отчего успех во внешнем мире не имеет для человека внутренней ценности.

Возможно, добравшиеся до Афин путешественники, пройдя через прокрустово ложе, не раз задумывались, стоило ли идти на такие жертвы ради того, чтобы попасть в этот город. Таким же вопросом нередко задаются и современные мужчины, достигнувшие поставленных перед собой целей. В статье, опубликованной в "Эсквайре", Уильям Бройль-младший устало рассказывает читателям, насколько пустым может оказаться успех:

Каждое утро я упаковывал себя в костюм, брал портфель и шел на свою престижную работу. Это была маленькая смерть. Я работал главным редактором журнала "Ньюсуик". Для многих такой пост - предел мечтаний, а для меня - ничто. Управление большой организацией не доставляло мне никакого удовольствия. Я хотел личных достижений, а не власти. Для меня успех на этом пути оказался более опасным, чем была бы неудача, - неудача вынудила бы меня задуматься, чего я хочу на самом деле.

Единственный выход для меня состоял в том, чтобы бросить работу, но это не в моем характере: в последний раз я бросал начатое дело в старшем классе школы, когда ушел из легкоатлетической команды. К тому же когда я служил морским пехотинцем во Вьетнаме, нас учили брать намеченную высоту любой ценой... Но вот я вскарабкался на самую вершину, и оказалось, что мне там совсем не нравится. Я влез не на ту гору, и все, что мне оставалось, - это спуститься и взбираться на другую. Это оказалось непросто: литературная работа продвигалась медленнее, чем я ожидал; мой брак трещал по швам.

Мне что-то было нужно, но я не знал что. Я жаждал испытаний, душевных и физических. Я хотел успеха, - но по стандартам, ясным и значимым лично для меня, а не основанным на мнении других людей. Я хотел опасных приключений, позволяющих ощутить полноту жизни и чувство товарищества. Родись я раньше - отправился бы завоевывать Дикий Запад или скитаться по морям, - но сейчас у меня двое детей и масса обязанностей .

Этот человек обладал властью и весом в обществе. На достижение этих целей многие мужчины тратят лучшие годы своей жизни, и далеко не всем удается их достигнуть. Но он страдал серьезным заболеванием, которое я наблюдаю у многих мужчин среднего возраста: глубокая депрессия и недовольство собственным положением. Когда ты отрезан от внутренних источников радости и жизненной силы, существование кажется плоским и бессмысленным.

В нашей культуре верховодят мужчины, и, несомненно, им достаются лучшие роли, - во всяком случае, роли, сулящие власть и деньги. Однако многие из них страдают от депрессии, которая влечет за собой алкоголизм, трудоголию, пристрастие к телевизору - в общем, все, что позволяет притупить чувства. Другие злы и обижены на жизнь, и любая мелочь - начиная от манеры вождения незнакомца на дороге и заканчивая поведением ребенка - может возбудить в них вспышку ярости и враждебности. Кроме того, они страдают от заниженных жизненных ожиданий. Судя по тому, насколько несчастливы мужчины, им тоже несладко живется при патриархате.

Внутренний мир архетипов

Если жизнь видится бессмысленной и постылой, если вам кажется, что вы живете как-то не так и делаете что-то не то, возможно, вам следует увидеть расхождение между управляющими вами архетипами и ролями, которые вы играете во внешнем мире. Очень многие мужчины оказываются в плену противоречий между внутренним миром архетипов и внешним миром стереотипов. Архетипы представляют собой сильные внутренние предрасположенности. Они находят отражение в образах древнегреческих богов - каждый со своими характерными побуждениями, эмоциями и потребностями, формирующими личность. Если вы играете роль, соответствующую тому архетипу, который активен в вас, ваша жизнь исполнена глубины и значения и вы полны энергии.

Если, например, вы подобны кузнецу Гефесту, ремесленнику и изобретателю, который делал прекрасное оружие и украшения, - то вы можете часами в одиночестве работать в своей мастерской, студии или лаборатории, полностью погрузившись в свое дело и выполняя его наилучшим образом. Но если вы внутри подобны вестнику богов Гермесу, тогда вам необходимо постоянное движение. Вам будет по душе работа коммивояжера или дипломата - такая, где требуется живость ума и необходимо решать спорные этические вопросы. Если же, обладая качествами кого-то из этих богов, вы вынуждены выполнять совсем другую работу, она не будет доставлять вам настоящего удовольствия. Ибо труд служит источником удовлетворения только в том случае, когда он отвечает вашей архетипической природе и позволяет применять врожденные таланты.

Архетипы также формируют поведение в личной жизни. Мужчина, подобный богу экстаза Дионису, может полностью окунуться в чувственные ощущения текущего момента, когда нет ничего важнее, чем физическое проявление любви. Совсем иначе ведет себя мужчина, подобный солнечному богу Аполлону, который стремится овладеть вершинами мастерства в любом деле, что может включать в себя и любовную технику.

В качестве архетипов "боги" существуют как образцы для подражания, управляющие эмоциями и поведением. Они представляют собой могущественные силы, требующие, чтобы им отдавали должное, - независимо от того, признаем мы их или нет. Если мужчина (или женщина) сознательно признает (пусть даже не называя по имени) и чтит их, эти боги помогают ему по-настоящему быть собой и наполняют его жизнь глубоким смыслом, ибо все, что делает такой человек, связано с архетипическим слоем его психики. Если же человек не чтит своих богов и пренебрегает ими, те все равно оказывают на него влияние, но, как правило, теперь уже разрушительное, - ибо на подсознательном уровне они остаются в претензии к нему. Повредить вам может также и искаженное отождествление. Например, иногда человек настолько отождествляет себя с каким-то богом, что утрачивает свою индивидуальность и становится "одержимым".

Что такое архетип

Идею архетипа ввел в психологию К.Г.Юнг. Архетипы - это вневременные скрытые внутренне обусловленные схемы жизни и поведения, восприятия и реакций. Эти схемы существуют в коллективном бессознательном, - в той части бессознательного, которая не принадлежит отдельному индивидууму, но выходит за пределы личности и является общей для всех людей. Они могут быть персонифицированы в образах богов и богинь: мифы, описывающие их жизнь и деяния, представляют собой архетипические истории. Затрагиваемые в мифах темы и пробуждаемые ими образы и чувства универсальны и являются частью общечеловеческого наследия. Они отражают опыт всего человечества и поэтому кажутся смутно знакомыми, даже если мы слышим их впервые. Когда вы интерпретируете миф о каком-либо боге или же на интеллектуальном или интуитивном уровне осознаете его связь с вашей жизнью, это может привести к тем же результатам, что толкование личных сновидений, - прояснить какую-то ситуацию, ваш характер или характер кого-то из ваших знакомых.

В качестве архетипических фигур образы богов являются типичным обобщением: они представляют собой описание некой базовой структуры в личности мужчины (или женщины, ибо архетипы богов нередко активны также и в психике женщин). Эта базовая структура "воплощается", или "детализируется", в конкретных мужчинах. Каждый из них обладает массой уникальных черт, оформившихся под влиянием семьи, социального класса, национальности, религиозной принадлежности, жизненного опыта, времени, в которое ему довелось жить, физического облика и умственных способностей. И все же на фоне всего этого можно заметить, что он следует тому или иному архетипическому образцу - напоминает вполне определенного бога.

Поскольку архетипические образы являются частью нашего коллективного общечеловеческого наследия, они кажутся нам "знакомыми". Греческие мифы, чей возраст перевалил за три тысячелетия, живы до сих пор. Мы рассказываем и пересказываем их, поскольку эти истории о богах и богинях отражают глубокие истины о человеческой природе. Знакомство с греческими богами способно помочь мужчине более ясно осознать, кто и что действует в глубинах его психики. А женщина может лучше понять представителей противоположного пола, разобравшись, какие боги действуют в значимых мужчинах в ее жизни, а также обнаружив, что тот или иной бог присутствует в ее собственной психике. Мифы дают нам богатый материал для интуитивных прозрений: миф находит отклик в нашем сердце и мы глубже понимаем природу той или иной человеческой ситуации.

Например, в мужчинах, которые склонны к жестокости, готовы на риск ради власти и богатства, а обретя высокий статус, стремятся выставить его напоказ, очевидно прослеживается сходство с Зевсом. Кроме того, к мужчинам, отождествляющимся с этим богом, часто очень подходят отдельные истории о Зевсе. Например, в личной жизни они нередко ведут себя столь же развратно, как Зевс. Очень хорошо отражены характеристики этого архетипа в символизирующем Зевса орле: паря высоко над землей, орел обладает широким кругозором и в то же время замечает любые детали; он в любой момент готов стремительно обрушиться вниз, чтобы схватить своими когтями то, что придется ему по вкусу.

Вестник Богов Гермес - дипломат, плут, проводник душ в подземном мире, а также бог дорог и границ. Мужчине, воплощающему этот архетип, трудно усидеть на месте, - его неудержимо влечет дорога, манят новые возможности. Подобно ртути (а его римское имя, Меркурий, одновременно обозначает "ртуть"), этот человек просачивается меж пальцев любого, кто попытается завладеть им или удержать его.

Зевс и Гермес представляют собой совершенно разные образы, и мужчины, похожие на этих богов, очень отличаются друг от друга. Но поскольку все архетипы потенциально присутствуют в каждом мужчине, и Зевс, и Гермес могут быть одновременно активизированы в одном и том же человеке. Если эти архетипы должным образом уравновешены в мужчине, он сможет добиться положения в обществе (за это отвечает Зевс) при помощи гермесовых талантов: общительности и изобретательности. С другой стороны, мужчина может увязнуть в душевном конфликте, колеблясь между зевсовым стремлением к власти (что требует времени и настойчивости) и гермесовой тягой к свободе. И это всего два архетипа, - причем патриархальная культура дает им обоим положительную оценку.

Боги, очерненные нашей культурой, - отвергнутые боги, чьи атрибуты не оценены по достоинству, - тоже присутствуют в психике мужчин, как и в греческой мифологии. В мифах заметно предубеждение против этих богов, и в западной культуре существует предубеждение против соответствующих архетипов человеческой психики. Чувственность и страстность Диониса; неистовство Ареса на поле боя, которое при определенных обстоятельствах может легко выплеснуться в танце; эмоциональность Посейдона; творческая отстраненность и фанатическое усердие Гефеста; склонность к интроспекции, свойственная Гадесу. Традиционно неодобрительное отношение к этим качествам оказывает большое влияние на психологию мужчин. Нередко они подавляют в себе данные аспекты личности, чтобы соответствовать бытующим культурным нормам, которые поощряют эмоциональную сдержанность, хладнокровие и стремление к власти.

Во всех сферах жизни - в работе, в бою, в любви, - когда вы пытаетесь соответствовать ожиданиям окружающих, не имея энергетической подпитки со стороны своего архетипа, вам приходится затрачивать на это слишком много сил и энергии. Ваши усилия могут дать ожидаемые результаты, но глубокого удовлетворения не принесут. С другой стороны, любимое дело помогает вам внутренне утвердиться и доставляет удовольствие, - ибо оно соответствует вашей природе. Если же это дело к тому же сулит признание и вознаграждение со стороны внешнего мира, значит, вам повезло.

Активизация богов

Все боги представляют собой возможные модели поведения, которые присутствуют в психике всех мужчин. Однако в каждом отдельном мужчине некоторые из этих моделей активизированы (подключены к энергии или развиты), а некоторые - нет. Юнг объяснял разницу между архетипическими схемами (универсальное явление) и активизированными архетипами (функционирующими в отдельном человеке), используя аналогию с кристаллом. Архетип подобен незримой модели, которая определяет, какую форму и структуру обретет еще не сформировавшийся кристалл. Активизированный архетип подобен структуре уже сформировавшегося кристалла.

Архетипы можно также сравнить с "программой", таящейся в семени. Как именно будет происходить рост в каждом конкретном случае, зависит от множества факторов: от почвы, от климата, от наличия или отсутствия питательных веществ, от отношения садовника, от размеров горшка, от выносливости данного вида растений. Возможно, семя вообще не прорастет или погибнет, едва из него проклюнется первый росточек. А если оно прорастет, то может превратиться в роскошное растение или в чахлый заморыш - например, вследствие того, что условия роста были далеки от оптимальных. Обстоятельства повлияют на внешний вид выросшего из семени растения, но основные атрибуты, свойственные растению данного вида, - так сказать, архетип - будут узнаваемы.

Архетипы представляют собой базовые образцы для человека. В некоторых людях какие-то архетипы изначально проявлены сильнее, в некоторых слабее, - так же, как музыкальный слух, внутреннее чувство времени, экстрасенситивные способности, координация движений или интеллект. Например, у всех людей есть определенные музыкальные способности, но некоторые индивидуумы обладают ярко выраженным, заметным с детства дарованием (как Моцарт), а некоторые с трудом воспроизводят самую простую мелодию (как я). Так же обстоят дела и с архетипами. Некоторые мужчины воплощают тот или иной архетип с первого дня своей жизни и до самой смерти; а у кого-то данный архетип может проявиться только в зрелом возрасте, - например, мужчина безумно влюбляется и обнаруживает в себе Диониса.

Врожденные склонности и семейные ожидания

Детям от рождения свойственны те или иные личностные черты - энергичность, упрямство, миролюбие, любознательность, склонность к одиночеству, потребность в компании. У разных мальчиков различные физические задатки, нрав и отношение к внешнему миру. Новорожденный, который зычным криком сразу же заявляет миру о своем праве требовать все и немедленно, а к двум годам, не раздумывая, активно включается в любую деятельность, очень отличается от добродушного сговорчивого карапуза, который с самого младенчества кажется воплощением благоразумия. Они отличаются друг от друга так же, как буйный, склонный к физической деятельности Арес и уравновешенный дружелюбный Гермес.

Младенец, мальчик и, наконец, мужчина сталкивается с тем, что его действия и установки, обусловленные врожденными склонностями, или архетипическими схемами, встречают определенную оценку и реакцию со стороны окружающих, что выражается в их одобрении, неодобрении, озабоченности, гордости или стыде. Проявляя те или иные ожидания, члены семьи поощряют одни архетипы и обесценивают другие, - тем самым поощряя или обесценивая соответствующие врожденные качества своего сына или даже его характер в целом. Честолюбивые родители-карьеристы, едва узнав из результатов УЗИ, что у них "будет мальчик", уже заранее видят в нем выпускника Гарварда. Они хотят солидного сына, способного сосредоточить свои интеллектуальные усилия на достижении отдаленных целей. Ребенок, архетипически подобный Зевсу или Аполлону, оправдает ожидания, порадует родителей и преуспеет в мире. Но если в характере мальчика будет доминировать другой архетип, вполне вероятно, что отца с матерью ждет разочарование и крушение надежд. Эмоциональному Посейдону или Дионису, воспринимающему время как "здесь и сейчас", будет сложно следовать программе, составленной для него родителями. И такое несоответствие, скорее всего, негативно скажется на его самооценке.

ТВОЙ БОЖЕСТВЕННЫЙ ИЗБРАННИК

«Тебя понять невозможно!», – поет Кристина Орбакайте, а Джин Шинода Болен, психолог и автор книг «Богини в каждой женщине» и «Боги в каждом мужчине», предлагает инструмент, с помощью которого можно не только понять себя и своего партнера, но и «отремонтировать» взаимоотношения в паре.

Архетипы, управляющие нашей жизнью

Ученик Фрейда, Юнг, ввел в обиход понятие архетипа, стереотипа восприятия, который описывает закономерности, управляющие нашим поведением. Архетипы универсальны и узнаваемы, какими бы образами они не описывались. Многие из нас зачитывались в детстве мифами Древней Греции, возраст которых перевалил уж за три тысячелетия. Затрагиваемые в мифах темы и образы богов, порой кажутся нам до боли знакомыми, ведь в мифах отражен опыт всего человечества.

«Божественная» классификация, предложенная Джин Шинода Болен, описывает базовую структуру личности мужчин и женщин, которые воплотили в себе характерные черты известных нам древнегреческих богов. Конечно же, эти базовые, универсальные характеристики имеют миллион вариаций, детализируясь в каждом конкретном человеке. Ведь каждый из нас обладает массой уникальных черт, которые сформировались под влиянием семьи, жизненного опыта, времени. Но все же на фоне этого нельзя не заметить, что в своих реакциях мы и наши знакомые напоминаем какого-нибудь из жителей Олимпа…

В качестве архетипов «боги» существуют как силы, управляющие нашими эмоциями и поведением. Если человек сознательно признает и «чтит» их, эти боги помогают ему по-настоящему быть собой и наполняют его жизнь глубоким смыслом. Если же человек пытается подавить влияние своих богов, пренебрегает той энергией, которой они его награждают, например, выбирает несвойственный его архетипу род занятий, боги остаются в претензии к нему и «наказывают». Во всех сферах жизни - в работе, в бою, в любви, - когда человек пытается соответствовать ожиданиям окружающих, вступая в противоречие с собственным архетипом, ему приходится затрачивать на это слишком много энергии. Если даже подобные сверх усилия и дадут ожидаемый результат, глубокого удовлетворения человек не получит.

Откройте в себе и в вашем партнере бога и вы получите универсальный инструмент для построения гармоничных отношений. Все боги присутствуют в психике любого человека как потенциальные модели поведения. Но в каждом отдельном человеке некоторые из них активизированы, а некоторые нет. Обучиться искусству распознавать ведущего бога в вашем партнере и активизировать в себе достойную ему богиню - настоящий подвиг для потомков Зевса и Геры.

Отцы и сыновья

В одном из предыдущих номеров нашего журнала мы открывали в себе афродит, афин и деметр. Настала очередь определить, черты каких греческих богов прослеживаются в наших мужчинах.
Зевс, Посейдон и Гадес олицетворяют архетип отца - человека, придерживающегося, в основном, патриархальных взглядов на жизнь и семью.

Зевс - большой босс

Правитель Олимпа, бог-громовержец, диктатор, стратег и распутник, Зевс, как известно, выиграл войну за власть у своего отца Кроноса, был женат семь раз и имел массу любовниц.
Человек, в котором превалирует архетип Зевса, умен, энергичен, превыше всего ценит разум и самообладание. Мужчина-Зевс стремится к авторитету и власти и готов рисковать ради достижения этих целей. Он не склонен работать на кого-то, его цель - быть хозяином. Таков же он и в быту. Поистине «его дом - его крепость», поэтому к созданию семьи он подходит очень серьезно.

Посейдон - дикарь

Чтобы понять бога моря Посей­дона, достаточно представить себе могучую необузданную океанскую стихию с ее переменчивым нравом. Его наиболее характерная черта - бурный темперамент. Хотя он, как и Зевс, стремится к власти и могуществу, ему недостает для этого силы воли и умения мыслить стратегически. Способности Посейдона прекрасно реализуются в работе с природой. Это мир растений, животных, метеорология, психология...
Чувствуя глубоко и сильно, мужчина такого типа либо выражает свои эмоции спонтанно и непосредственно, либо довольно долго хранит их в себе, провоцируя тем самым их непроизвольный бурный выброс.

Гадес - отшельник

Гадес (Аид) - бог подземного мира, его также называют «невидимым». Он живет в своем царстве рядом с тенями некогда живших людей.
Следующие два резидента Олимпа - Аполлон и Гермес - относятся к «любимым сыновьям».

Аполлон - практик

Любимый сын Зевса, бог Солнца и искусств, пророчества и стрельбы из лука, Аполлон, так же как и его отец, превыше всего ставит интеллект, ум и волю. Он ценит порядок и гармонию, не особенно заботясь о том, что скрыто в глубине явлений или отношений.
Мужчина-Аполлон предпочитает мышление чувствам, объективность субъективности и отстраненность духовной близости. Он, безусловно, удачлив, способен сделать блестящую карьеру, умеет работать в команде и не всегда стремится быть «на первых ролях». Он благоразумен, не склонен к риску, не поддается эмоциям, предпочитая роль наблюдателя.

Гермес - вечный юноша

Сын Зевса и Майи (застенчивой богини, жившей в каменной пещере), активный, изобретательный и общительный, Гермес - вестник богов, посланник, путешественник и большой хитрец.
Мужчина-Гермес всегда в движении, он быстро и ловко перемещается от идеи к идее, от места к месту, от человека к человеку. Удержать его так же сложно, как удержать в руке ртуть. Он никогда не станет «винтиком» в машине большой корпорации. Он не любит что-либо делать «по схеме», быстро находя альтернативные пути и решения.
Так называемые «отвергнутые сыновья» - Арес и Гефест - дети Геры, гневливой и беспомощной матери. Они больше склонны работать руками, чем головой, эмоциональны и уязвимы.

Арес (у римлян Марс) - бунтарь

Бог войны и защитник, герой, хулиган и танцор Арес многолик и сложен. Его основная черта - жить «здесь и сейчас». Он импульсивен, каждый его всплеск эмоций тут же влечет за собой физическое действие.
Мужчина-Арес решителен, активен и очень эмоционален. Он не вписывается в корпоративную иерархию, не склонен к бумажной работе и воплощению долгосрочных проектов. Его привлекает работа, требующая от него умения рисковать или требующая рукодельного мастерства. Такой человек вполне способен со временем добиться материального успеха, но при этом тратить он будет столь же легко, сколь зарабатывать.

Гефест - трудяга

Отвергнутый Зевсом из-за своего физического недостатка и сброшенный с Олимпа, Гефест - единственный работающий бог, бог-ремесленник, чьи таланты и удивительное мастерство неотделимы от его чувствительности, ранимости и душевной уязвимости.
Мужчина-Гефест - это впечатлительная интровертная личность, в глубине души которой таится бездна любви. Ни один другой тип не погружается с такой страстью в работу, в которой он находит реализацию своего творческого и душевного потенциала. Если мужчина-Гефест находит себя в деле, он чувствует себя счастливым и реализовавшимся.

Дионис - взрослый ребенок

Дионис - единственный олимпиец, чья мать была смертной, и кого в своем бедре взрастил сам Зевс, заменив ему и отца и мать. Для него, единственного из всех детей, гуляка-Зевс стал заботливым отцом.
Мужчину-Диониса не привлекает карьера с ее жесткой конкуренцией и непомерными амбициями. Вообще любое дело, требующее долгого обучения и практики, - не для него. Он может стать священником, экстрасенсом или шаманом, увлечься йогой или восточными боевыми искусствами.

Инструкция по устранению неполадок

Часто мы, вторя звезде эстрады, бросаем нашему избраннику: «Тебя понять невозможно, ты ненормальный!». Выяснить причину частых «неполадок» механизма взаимоотношений и, возможно, исправить положение поможет наша «инструкция».

«Видимое повреждение»
Однажды завоевав вас, ваш избранник отстраняется и не заботится о поддержании отношений.
Причина неполадки
Зевс в вашем избраннике в силу своей эмоциональной отстраненности смещает приоритет с развития партнерских отношений на усиление власти и своего могущества, то есть погружается в работу, и «завоевание новых территорий».

Необходимые действия
Чтобы поддерживать и углублять взаимоотношения, партнеру необходимо развивать в себе и другие мужские архетипы. Изменить коренным образом приоритеты мужчины-Зевса может либо истинная любовь, либо серьезная утрата. Подобный опыт способен пробиться через эмоциональные барьеры Зевса, заставить его потерять голову, позволит лучше разобраться в собственных чувствах и признать духовную потребность в других людях. «Сыграть» на этих козырях способна женщина, развивающая в себе Афродиту и Афину.

«Видимое повреждение»
Пылкий возлюбленный оказался абсолютным сторонником Домостроя? Претендует на свое единственно верное и возможное мнение в любой ситуации, только потому, что он мужчина?
Причина неполадки
Так Посейдон в мужчинах очень эмоционально реагирует на проявления силы и самостоятельности женщинами.

Необходимые действия
Чтобы «укротить» океанскую стихию своего избранника, необходимо открыть в себе Афину, дальновидно признать превосходство своего избранника, спокойно переносить бури – вспышки гнева - и ненастную погоду – периоды мрачного настроения, просто принимая его таким, каков он есть. И тогда, через несколько лет, вы заслуженно получите нежного, заботливого и внимательного партнера.

«Видимое повреждение»
Ваш избранник постоянно живет в своем внутреннем царстве, замыкается и отказывается разговаривать о том, что происходит с ним.
Причина неполадки
Если вы изначально были более активны в развитии ваших отношений, а подобное поведение вашего партнера описывает общую тенденцию, а не реакцию на определенные события, то, возможно, он находится во власти Гадеса.

Необходимые действия
Персефона в тебе, активная и восприимчивая, наладит связь между твоим избранником и миром. Открывшись вначале тебе, твой Гадес способен активизировать в себе Гермеса, который поможет ему смягчить мрачный характер и стать более эмоциональным, а значит доступным и понятным миру.

«Видимое повреждение»
Рациональность и «правильность» вашего практически идеального партнера приводят время от времени вас бешенство.
Причина неполадки
Уравновешенный, надежный и последовательный мужчина – мечта многих женщин, но если эти качества принадлежат Аполлону в вашем избраннике, а вас не устраивает присущая этому богу эмоциональная холодность и отсутствие глубины в общении, то стоит задуматься о «капитальном ремонте» ваших взаимоотношений.

Необходимые действия
Необходимо культивировать качества Диониса в вашем избраннике, в чем может помочь вам, например, совместное посещение занятий танцем. Возможность окунуться в ощущения и чувства, погрузиться в воображение и внешний опыт позволит вашему Аполлону научиться выслушивать и понимать чувства других людей.

«Видимое повреждение»
Ваш возлюбленный ворвался в вашу жизнь стремительно и тут же исчез в неизвестном направлении. Обаятельность и упорство, с которым он добивался вас, сулили долгие и интересные отношения, но не закончились ничем. Или еще не закончились, и он вернется?
Причина неполадки
Мужчина-Гермес принадлежит всем и не принадлежит никому, кроме своей матери: он предпочитает свободную жизнь, уходит и приходит, когда ему заблагорассудится.

Необходимые действия
Если в вас активизирована Гестия, богиня домашнего очага, то, как женщина, – вы независима и сосредоточена на своем внутреннем мире, любите уединение. В этом случае по возвращении Гермеса вы не станете предъявлять к нему непомерные требования, вроде постоянного присутствия дома и участия в ведении хозяйства. Если вы активизируете в себе Афродиту, то поможете ему глубже понять ему мир собственных эмоций, выйти за пределы интеллектуального царства и окунуться в мир чувственности. Помогите Гермесу найти своего Зевса, тогда он сможет перерасти образ вечного юноши и служить положительным примером для будущих детей.

«Видимое повреждение»
Ваш избранник покорил вас своей общительностью, эмоциональностью и жизнелюбием? Но бесконечные бурные выяснения отношений и такие же бурные примирения слишком утомляют вас.
Причина неполадки
Импульсивная натура вашего партнера принадлежит агрессивному Аресу, богу войны. Его идеальной партнершей является Афродита. Только с ней он может вести себя искренне и спонтанно, проявляя свою симпатию физически: в сексе, флирте, танце он требует от нее такого же полного погружения.

Необходимые действия
Афина в вас поможет вашему партнеру отсрочить моментальную реакцию, разбушевавшегося в нем Ареса, даст возможность ему действовать, руководствуясь сознательным выбором, а не эмоциями.

«Видимое повреждение»
Несмотря на то, что ваш избранник боготворит вас, вы все больше и больше времени проводите в одиночестве.
Причина неполадки
Типичный Гефест слишком увлечен работой, она для него становится своеобразной «возлюбленной». Такой мужчина моногамен и верен, чего и требует от своей партнерши, не смотря на то, что уделяет мыслям о ней гораздо больше внимания, чем реальному общению и единению.

Необходимые действия
Афродита дарит Гефесту красоту и любовь, что отражается на его ремесле. Пробудите в себе эту богиню и тогда, будучи по природе эстетом, он получит полное удовлетворение от возможности создавать с вашей помощью шедевры. Деятельный ум Афины компенсирует недостаток внимания со стороны вашего партнера результатами затраченных усилий по продвижению его шедевров.

«Видимое повреждение»
Ребячество и беспечность вашего избранника не позволяют вам чувствовать себя безопасно рядом с ним, резкие перепады настроения лишают ваши отношения стабильности?
Причина неполадки
Сидящий внутри вашего партнера Дионис, не станет брать на себя ответственность и выступать в роли защитника, он сам, прежде всего, нуждается в женщине-матери, способной позаботиться о нем.

Необходимые действия
Станьте Ариадной для вашего возлюбленного, подарите ему нить, которая станет основой для создания глубоких личных взаимоотношений. Любовь к вам способна пробудить в Дионисе сострадание и сопереживание к вашим чувствам, а это, в свою очередь, может стать залогом стабильных взаимоотношений в будущем.

Как-то, сидя в кафе, я случайно увидела надпись, которая висела на двери кухни: «Официант, помни, в каждом клиенте тоже есть частичка Бога!». Испытав на себе недовольство персонала этого заведения, я напомнила официанту, который обслуживал меня, о моей божественной сущности и в ответ, заслуженно, получила улыбку. Милые женщины, пусть осознание божественного начала в мужчинах постоянно напоминает вам о движущих силах их поступков и поможет лучше понять наших отцов, мужей и сыновей, которые одаривают нас с щедростью богов своей любовью.

Каждый человек, осознанно или не подозревая, проживает свой личный, жизненный сценарий который сам и написал. Согласно теории К.Г. Юнга, в коллективном бессознательном хранятся основные паттерны поведения, которые в свое время были отражены в древнегреческих мифах. Такое соответствие неслучайно, в жизни постоянно разыгрываются сцены из мифов, которые так же были созданы в процессе наблюдения за жизнью.

В человеке, как правило, сочетается до трех архетипов, иногда они дополняют друг друга, и тогда мы говорим о гармоничной личности, однако так бывает далеко не всегда: случается, что архетипы противодействуют или даже мешают друг другу, тогда может возникать внутриличностный конфликт или другие проблемы такого рода. Архетипы представляют собой инстинкты, тип мышления, реагирования, особенности восприятия и ценности, установки и правила, по которым человек строит свою жизнь. Естественно, что все эти факторы приводят к логическим результатам и достижениям в жизни. Таким образом, жизненный сценарий пишет сам человек, поэтому изречение о том, что нет ни хорошего, ни плохого, все зависит от того, как к этому относиться, подтверждается.

В данной статье предлагается описание мужских архетипов в контексте взаимодействия в повседневной жизни.
Архетип Зевса - это человек уверенный в себе, который, как правило, обладает неким авторитетом и склонен управлять людьми. Основная направленность энергии таких мужчин - стремление владеть своей территорией (своим царством). Такие мужчины стремятся создать царство, которое олицетворяет семья, как система Дети - его продолжение, а карьера - символ его признания в обществе.

Архетип Зевса - это образ патриархального мужчины; он является главой семьи, выбирает жену, которая будет следить за домом и воспитывать детей, он же исполняет роль правителя и наблюдает со стороны. Такие мужчины стремятся к власти, поэтому добиваются руководящих должностей или открывают свое дело.
Зевс обладает сообразительностью и дальновидностью в делах, однако он неспособен созерцать свои чувства и не заботится о чувствах окружающих. Он просто идет к своим целям, а когда достигает их, то ставит новую цель.
В отношениях с женщинами он так же позиционирует себя, как стратег. Для Зевса важен престиж и общественное положение, так как он считает, что это основа его привлекательности. Выбирая женщину, он разрабатывает план ее завоевания. Его привлекают женщины, которые им восхищаются и покоряются, его лидерские качества настолько сильны, что он стремится управлять и на работе, и в семье.
Мужчины для такого Зевса - соперники и участники его игры. У него мало явных врагов - Зевс опять же проявляет себя как хороший стратег и талантливый дипломат. Такие люди постоянно заключают соглашения и обладают сильной деловой интуицией. Однако Зевсу не хватает чувственной интуиции: он не принимает и не понимает неподчинения или несогласия.

Архетип Посейдона - этот архетип олицетворяет эмоции, часто подавляемые мужчинами в силу общественных стереотипов. Такие мужчины обладают сильными переживаниями, это яркие чувства и эмоции: радость, печаль, гнев страх присутствуют в полном объеме, но человек не всегда может их выразить.
Мужчина Посейдон, так же, как и Зевс стремится обрести силу и свои владения, однако Посейдону недостает хладнокровности и стратегического мышления, ему мешает бурная эмоциональность. Такие мужчины очень эмоциональны, ярко и долго переживают собственные чувства, такой архетип часто подавляется, поскольку в современной культуре считается, что мужчина должен быть бесстрастным. Ему интересно все новое и дающее возможность раскрыться его эмоциям. Высокая переключаемость внимания мешает достижению планов, и, постоянно избирая новые цели, Посейдон редко их достигает.
Во взаимодействии с женщинами преобладают патриархальные инстинкты, Посейдон стремится доминировать над женщиной, просто потому что он мужчина. Его привлекают спокойные, мягкие и терпеливые женщины, способные принять его эмоциональность. Погружаясь в мир собственных эмоций, он может не замечать чужих эмоций. Яркое проявление эмоций не всегда воспринимается окружающими.
Посейдону сложно конкурировать в современном обществе потому что он не разрабатывает стратегии поведения и достижения цели, а руководствуется сиюминутными эмоциями. Такие мужчины успешно реализуются как актеры и в других творческих профессиях.

Архетип Гадеса (Аид) - данный персонаж действительно, согласно мифу, живет в полностью закрытом пространстве, он как бы отражает все, что происходит, но только глубоко в подсознании. Мужчина, в котором силен этот архетип, как правило, погружен в себя, но не в свои переживания, а в свой мир, он просто не присутствует в обществе. Другие мужчины, как правило, не видят в нем сильного соперника. Он склонен к монотонной жизни и действиям, интроверт по натуре, редко обращает внимание на свой внешний вид и, как правило, его не волнует мнение окружающих. Главная проблема такого мужчины - быть принятым и достигнуть успеха в обществе. Ему сложно адаптироваться, для успеха в жизни такому мужчине необходима помощь других архетипов.
Мужчины с сильным архетипом Гадеса обладают очень своеобразным взглядом на жизнь, у них чрезвычайно развита интуиция, они часто являются чувственными - интуитами по классификации Юнга. Они тонко чувствуют людей и события вокруг себя, хотя и не выражают эмоций, внутри у них - вихрь эмоций и анализ собственных чувств одновременно.
Взаимоотношения с женщинами также строятся исходя из интровертированного взгляда на жизнь. Такому мужчине сложно построить общение: он не создает свой имидж и не ищет партнерш, его отношения строятся на основе ощущений, «диалога душ». Малейшие события оставляют в его душе глубокий след на долгое время - поэтому в его жизни мало женщин.
Взаимоотношения с мужчинами также строятся на основе его мировосприятия. Для него не имеет значения принадлежность к компании: он самодостаточен в своем одиночестве, - как правило, у такого человека есть несколько друзей, которые принимают его замкнутость и отрешенность от мира.
Такие люди могут быть успешны, если осознают, что они «не такие, как все» и разовьют в себе другие архетипы, создадут свой имидж и научатся презентовать свой внутренний мир.

Архетип Аполлона - это внешне гармоничный и приятный в общении человек. Мужчины, в которых силен архетип Аполлона, опираются на свое мышление, любят точность и порядок, предпочитают внешние события собственным чувствам, объективно оценивают ситуацию и редко пользуются субъективными впечатлениями. Как правило, такие мужчины успешны в карьере и в целом востребованы в обществе. Такой мужчина обладает логическим мышлением, ставит перед собой реальные цели и знает, как их добиться.
Хотя он имеет все возможности достичь высоких результатов, ему не хватает амбиций, он просто живет комфортно для себя.
При всем благополучии Аполлона ему не хватает чувственного опыта он просто дистанцируется от чужих эмоций и чувств и даже в свой внутренний мир старается не заглядывать - это может провоцировать проблемы с окружающими.
Аполлон живет разумом, а не сердцем во всех сферах жизни: даже строя отношения с женщиной, воспринимает их довольно практично. Обычно такого мужчину тянет к сильным и независимым женщинам, в которых он видит скорее интерес, чем страсть, хотя подсознательно стремится их контролировать. Аполлон не испытывает глубоких эмоций и в отношениях с женщиной присутствует элемент соперничества, общность интересов или профессии играет решающую роль при «решении влюбиться». Союз с деятельной женщиной с аналогичными представлениями может оказаться успешным. С другой стороны, все эти качества и привычки лишают отношения страсти и эмоциональной глубины, что нередко становится причиной прекращения отношений.
Аполлон - прирожденный дипломат, он, как правило, прекрасно общается с мужчинами, хорошо работает в команде, умеет найти компромиссное решение, так как дорожит общением с людьми. Эти качества позволяют ему иметь разнообразный круг общения и сохранять присущее Аполлону объективное соперничество.

Архетип Гермеса - символизирует живость ума, талант к общению, способность быстро действовать. Часто развитие Гермеса обусловлено, необходимостью соперничать со старшим братом или сестрой.
Мужчину, в котором ведущим архетипом является Гермес, невозможно привязать к одному делу, он постоянно в движении. Такой мужчина обладает острым умом и постоянно меняет свою жизнь, увлекаясь, каждый раз новыми идеями, ситуациями и людьми.
Типичный Гермес стремится получить «все и сразу», поскольку его интересы переменчивы, а жизненный путь имеет множество сценариев. Его не интересует мнение окружающих и он не нуждается в команде, но в то же время ему необходимо общение. Это человек «без корней», он с легкостью круто меняет свою жизнь. Если он находит интересное для себя занятие, то может достигнуть мастерства в этой деятельности и стать успешным, если же его ничего не увлечет, то все таланты и способности останутся нереализованными - он останется вечным путником.
В противоположность тем Гермесам, которые проявляют в молодости множество талантов продуктивных в реальном мире, есть среди носителей этого архетипа и те, кто глубоко погружается в духовные, философские или психологические изыскания. Гермес настолько разносторонен, что сложно предположить, что может его увлечь всерьёз и надолго.
Непостоянство Гермеса всеобъемлюще, это некая психологическая легкость и полное отсутствие эмоций и чувств, в его психической реальности есть только интерес и сиюминутное желание получить только что поставленную цель.
Отношения с людьми он строит моментально, в разговоре с женщиной он излучает обаяние, загадочность; как прекрасный оратор, он способен создать о себе незабываемое впечатление, но, к сожалению, в силу его поверхностности он забывает об одной, едва заметит другую женщину. Иногда из-за очередных перемен при этом он не задумывается о чувствах женщины.
Гермес имеет много самых разных знакомых, но не друзей: есть люди, которые считают его своим другом, он с ними щедр и весел но, как правило, никто не подозревает о его чувствах, порой даже он сам.

Архетип Арес - это реактивный архетип. Это тип эмоциональных мужчин, которые живут «здесь и сейчас» они ощущают жизнь, живут инстинктами. Все эмоции тут же отреагируются во внешнем мире без размышлений о последствиях - в силу такой неуправляемости эмоций человек мало себя контролирует, многое в его жизни зависит от того, принимают ли его окружающие. Такому мужчине трудно составлять планы и еще труднее их придерживаться, его врожденные качества: импульсивность, агрессивность, физическая активность, эмоциональность и сексуальность проявляются очень ярко и в юности могут либо дать ключ к успеху, либо разрушить жизнь.
Аресу несвойственно смотреть на себя со стороны: он живет инстинктами и не способен воспринимать ни свои, ни чужие чувства, - это может послужить причиной множества проблем.
Несмотря на свою эксцентричность, Арес может быть ласков и обходителен с женщинами, предпочитает физически выражать свою симпатию. Это страстный мужчина, который полностью отдается физической близости: секс, танец и даже совместная трапеза могут превратиться в фейерверк эмоций. Ареса привлекают такие же эмоциональные женщины, как и он сам. Такая гармония в хаосе страстей комфортна для них обоих. Арес дружелюбен к женщинам, однако не все женщины принимают его открытость и эмоциональность.
Мужчины, подвластные этому архетипу, любят проводить время в компании друзей, разговаривая на общие темы и занимаясь спортом. Для Ареса важно признание его как мужчины. Этот человек очень болезненно переносит одиночество, нуждается в мужской компании.

Архетип Гефест - такой мужчина очень интровертирован и тревожен, живет во власти глубоких эмоций, но не умеет выражать свои чувства словесно. Это - творческий человек, окружающим сложно его понять, он копит в себе все радости и обиды, единственный способ общения с окружающим миром для Гефеста - язык искусства или какое-то ремесло, с помощью которого он выражает свои чувства. Этот архетип максимально чувствует коллективное бессознательное, Гефест практически живет образами и его мало привлекает внешний мир, он не умеет вести себя по правилам общества и не стремится завязывать знакомства.
Так как такие мужчины по природе своей чувствительны и ранимы, их по законам гармонии тянет к сильным и независимым женщинам, которые способны понять глубину его переживаний и могут осуществлять связь между его миром и реальной действительностью. Его чувства всегда очень глубоки - даже не имея реальной связи с дамой сердца, он может долгое время переживать момент их мимолетной встречи, не стремясь к развитию отношений.
Мужчина, в котором присутствует такой архетип, всегда как бы наблюдает за происходящим, но никогда не становится частью компании и на это есть ряд причин:
Во-первых, Гефест - интроверт, общение для него сложный, вызывающий сильное напряжение процесс.
Во-вторых, он не воспринимает давления со стороны группы или конкретного авторитета, который требует четкого выполнения задач.
Если такой мужчина находит способ демонстрировать свои чувства, поймет их и постарается развить в себе паттерны более экстравертированных архетипов, скорее всего он займет комфортное для себя место в жизни.

Архетип Дионис - достаточно противоречивый архетип, поскольку в нем сочетаются и возвышенные, почти мистические качества; в то же время ему присущи вполне земные переживания. Такие противоречия могут провоцировать как внутриличностный конфликт, так и конфликты с социумом. Дионис экстравертированная и эмоциональная личность - насколько продуктивным такой мужчина будет в жизни, в значительной степени зависит от силы его «Я». Такой мужчина склонен к аффективным переживаниям, его эмоции нестабильны.
Мужчину Диониса легко узнать, поскольку он всегда неспокоен, стремиться все менять, обладает некоторыми гипертрофированными чертами: он может вести себя вызывающе, быть женственным либо пытается быть слишком привлекательным, что тоже вызывает недоверие. Дионис всегда экстравагантен, его имидж это яркие, броские вещи, привлекающие к себе всеобщее внимание, его поведение ребячливо. Такому мужчине не удается быть «как все», он не вливается в коллектив, хотя нередко ему все же удается спровоцировать перемены.
Если человек пытается, подавит, в себе этот архетип из-за правил религии или семьи у него могут возникать эмоциональные срывы. Эмоциональные перепады могут не иметь причины - у него несколько женский тип мироощущения, как ни у одного другого мужчины у Диониса много подруг: он любит женщин и способен на искреннюю дружбу с ними. В силу особенностей поведения такого мужчины у многих женщин он вызывает некоторый материнский инстинкт, желание заботиться о нем, другие видят в нем мужчину, третьи же считают его своим другом, их притягивает его чувственность и любовь ко всему красивому и яркому. Любить такого человека сложно, поскольку у него резко меняется настроение, он ориентирован на удовлетворение своих потребностей, ему нравится забота о нем, но сам он не готов о ком-то заботиться.
В отношениях с мужчинами он так же проявляет свою индивидуальность. Обычно такой мужчина не находит понимания среди других мужчин, они просто не видят в нем мужчину, он не может работать в команде, вести «мужские» беседы. Все же у него есть несколько друзей, которым он очень верен и доверяет им, предпочитает общение с каждым в отдельности, избегая больших мужских компаний.
Это мужчина, которому интересна сама жизнь и свои переживания. Если он попадет в общество, которое примет его качества он должен принять свои качества и постараться развить свое «Эго», научиться логическому мышлению, научиться контролировать свои эмоции - в противном случае он так и останется заложником своих эмоций.
Из всего вышеизложенного следует, что в каждом мужчине таится древнегреческий бог, да еще и не один, поскольку чистых типов личности не существует. Как правило, в поведении прослеживается помимо ведущего архетипа еще один-два. Человек пытается управлять своим поведением, тоесть богом внутри себя. До сих пор остается дилеммой: человек управляет этим богом или бог управляет человеком как куклой?

Каждый архетип имеет как положительные, так и отрицательные качества - идеала не существует, но в силах самого мужчины к этому стремиться.
Слишком интровертированным личностям следует иногда выходить из своего мира и оглядываться по сторонам, даже если это будет приносить некоторый дискомфорт поначалу. И наоборот - мужчины, которые успешны во внешнем мире, не должны забывать о том, что у каждого человека есть два мира, внешний и внутренний. Возможно, заглянув себе в душу, они откроют нечто новое и неожиданное.
Зная архетипические причины того или иного поведения, легче найти общий язык с человеком и принять неприемлемое для себя приемлемым для него. У каждого своя истина и свой путь к счастью…

Они помогают нам реализовать себя в жизни, любить своего мужчину, создавать уют дома и в семье, заботиться о детях, понимать и принимать себя.

Мы открываем их божественное проявление в себе и живем по их правилам. Архетипы также влияют и на мужчин, которые живут с нами рядомдарят нам свою заботу, поддержку, защиту и любовь.

Существуют мужские архетипы : Зевс, Посейдон, Гадес (Аид), Аполлон, Гермес, Арес, Гефест, Дионис. Мужчины менее доверчивы, чем женщины и они не считают, что архетипы – это что-то полезное и необходимое для них. В мужской психике архетипы делятся на богов: отцов и сыновей, на королей и валетов.

Зевс, Посейдон и Гадес представляют три аспекта архетипа отца, они разделили мир между собой и каждый стал хозяином и властелином своей части. У каждого своя неповторимая манера отцовства.

Первый архетип – это Зевс – бог сознания и ума, максимально чтимый в эпоху патриархата, он готов на все ради успеха, богатства и власти. Тщеславен и очень богат, главным его символом является орел. Он жесток и коварен. Управляет всем материальным миром. Зевс обладает личными качествами, присущие властным отцам, руководителям, царям и мужчинам, занимающим высокие посты в обществе. Зевс умелый стратег и самый могущественный бог Олимпа. Он обладает умением убеждать других в своей правоте и подчинять своей воле. Это архетип царя и решительных действий. Зевс считает, что богатство и власть являются важным элементом его привлекательности. Он не церемонится с женщинами и ему достаточно, чтобы они выполняли то, что ему нужно. Мужчин он воспринимает либо как соперников, или как союзников.

Бог Посейдон , его собственное королевство - это моря и океаны. Творческая стихия- его власть, но часто он чувствует себя «лузером» и часто проигрывает Зевсу. Он управляет нашими эмоциями и творчеством. Отличительная черта Посейдона – бурный темперамент. Бывает раздражительным, жестоким и опасным подобно морской стихии с бурями, штормами и цунами. Ему тоже свойственно стремление к власти, но из-за излишней эмоциональности, он теряет такие важные черты характера как беспристрастность, силу воли, умение проигрывать и стратегическое мышление. Мужчина, в котором преобладает этот архетип, непосредственно связан с инстинктами и чувствами. Если он экстраверт, то он выражает эти эмоции. А если интроверт, то хранит в себе. Мужчине-Посейдону приносит удовлетворение работа, где можно применить данные ему от природы качества: умение творчески мыслить и выражать свои эмоции и чувства. Он себя комфортно чувствует в работе с природой и человеческой в том числе. Над женщинами он доминирует в силу патриархального склада ума и повышенной эмоциональности, у него, как правило, хорошо складываются отношения с деловыми женщинами, строящими свою карьеру, они тем самым дополняют его. Посейдон часто очень хороший друг, верный и преданный. В браке Посейдон выплескивает свои эмоции обиды или гнева на жену.

Архетип Гадес – царь подземного мира, которого боится даже Зевс. У него ключи от истинного богатства - от смыслов жизни. Он руководит нашими смыслами, бессознательным. Это ученые, мудрецы. Если они смогут проявиться во внешней жизни, то власть очень скоро будет у них в руках. Он источник субъективного знания и, когда мы сомневаемся и не можем понять, чего хотим, так важно обратится к Гадесу внутри себя как доброму советчику. Мужчина, в котором силен этот архетип невидим в обществе, у него нет четкого внешнего имиджа, живет он внутренней жизнью. Самая главная его проблема – это адаптация в мире. Для успешной реализации Гадесу необходимо обнаружить у себя интерес к какому-либо делу и выйти за пределы своего архетипа. Чаще всего он имеет очень скромный опыт общения с женщинами, либо они отвергают его. С мужчинами он не близок, так как не чувствует себя частью мужского общества. Мужчины, которые хотят быть его друзьями, должны долго принимать его внутренний мир, только потом он сможет довериться им. Если он влюбляется, он охотно вступает в брак и уже через семью приобщается к обществу. Только чувствительная и восприимчивая женщина сможет понять Гадеса и помочь ему открыть себя миру.

Самый любимый Сын ЗевсаАполлон – бог солнца! Самый спортивный, умный, красивый, перспективный. Он стремится достичь совершенства во всем. Мужчина, за которого, хочет выйти замуж любая девушка. Идеальное соотношение разума и физической формы. Для него важнее разум, отстраненность и субъективные интуитивные решения. Он очень востребован в современном мире благодаря своим мужским качествам. Аполлон ценит порядок и гармонию во всем. Это архетип - брата и он себя отлично чувствует, работая в команде. Он легко заслуживает доверие окружающих и добивается успеха, несмотря на свою отстраненность от окружающих.Часто его привлекает юриспруденция и медицина. Его тянет к независимой и привлекательной женщине, в их паре часто ощущается дух соперничества. С другими мужчинами Аполлон прекрасно ладит и, как правило, окружен настоящими друзьями. Он хорошо себя чувствует в браке, где нет излишней чувственности и близости, а скорее деловые и дружеские отношения. Аполлону для полноценной жизни необходимо научится смирению, возможности слышать свои желания, освободить «внутреннюю женщину».

Гермес – вестник богов . Плут, мошенник, торговец и дипломат. Самый веселый и гибкий бог. Гермес противоречивая натура, с одной стороны, изобретательность, способность действовать быстро, живость ума, которые он использует для творчества и для обмана. У него чрезвычайно острый ум и отличная интуиция, удержать его невозможно как воду в руках. Он авантюрист, способный сразу понять пользу от идеи или человека. С женщинами он непостоянен, так называемый Дон Жуан. Он подается увлечению и не думает об ответственности, верности и чувствах женщины и таинственно исчезает из ее жизни. Имея много друзей и приятелей, в душе Гермес одиночка. Скорее всего, он останется холостяком, или, повзрослев, найдет себе тихую и спокойную женщину, которая не будет доставать его вопросами, а будет беречь домашний очаг и ждать своего «путешественника». Гермесу-мужчине тяжело остепенится, это «вечный юноша». Он не способен к эмоциональной близости. Ему надо учиться у Аполлона основательности, и искать свою Афродиту.

Арес – бог войны. Нелюбимый сын Зевса, назвал драчуном ивсячески его критиковал. Тот мужчина, который, по-настоящему, любит мужское братство, любит авантюру, движение и силу. Он отважен и беспощаден как к другим, так и к себе. Всплеск эмоций у него ведет к физическим действиям. Он живет телесными ощущениями и очень сексуален. Но в состояние ярости он похож на зверя и способен нанести вред и проблемы себе и окружающим. Он напорист, активен и очень эмоционален. Ареса притягивают чувственные и экспрессивные женщины, с которыми он может вести себя искренне и спонтанно, выражая симпатию физически. Он привязан к мужчинам-друзьям и всегда готов выступить на их защиту. Часто это военное братство. Аресу необходимо учится самоконтролю, и сохранять хладнокровие в сложных и противоречивых ситуациях.

Гефест – бог кузни . Некрасивый внешне бог, но очень красивый внутренне. Он может делать много чудесных вещей, но чаще не признан. Любит мастерить, создавать что-либо, творить. Ремесленник, изобретатель, затворник. Он гениален и способен долго и кропотливо работать. Этот архетип заставляет мужчину не говорить о своих чувствах и не думать о них. Впечатлительный интроверт, окружающим сложно понять, что происходит у него в душе из-за излишней скромности и скрытности. Типичная профессиональная среда Гефеста – это мир творчества. Женщины в его жизни играют исключительную роль, они являются источником вдохновения для него, контролируют его благосостояние, помогают адаптироваться в обществе и выгодно себя представить. Гефест восхищается красивыми, умными и сильными женщинами и нередко они, впоследствии имеют власть над ним. Это моногамный и верный партнер, ожидающий от любимой таких же качеств. Он способен накапливать сексуальную энергию и воплощать ее в своем творчестве. Брак для этого архетипа очень важен, но в силу его качеств характера и проблематичен одновременно. Гефест не завязывает поверхностные отношения с людьми, поэтому у него может быть один или два верных друга, имеющие схожие интересы и не посягающие на его внутреннюю свободу и привычки. Мужчина-Гефест чаще всего страдает от депрессии, нереализованности во внешнем мире, низкой самооценки. Ему жизненно необходимы навыки общения, объективный взгляд на жизни и здоровые амбиции.

Дионис – бог экстаза и чувственного наслаждения. Он максимально способен почувствовать женскую натуру. Этот архетип неоднозначный, в нем огромный позитивный и негативный потенциал. В его душе постоянная борьба противоположностей - жизненность и разрушение, экстаз и ужас. Мужчина-Дионис излишне обаятелен и очарователен, чувствителен и женственен, и не вписывается в категорию «серьезного мужчины». Он не стремится к карьере и среди этого архетипа много безработных. Его привлекает мистика и ритуалы и если он дойдет до крайней степени в духовном плане, то может стать священником. Диониса всегда окружают женщины, они с детства становятся ему подругами и с ними завязываются доверительные и близкие отношения.Но любовные отношения с ним очень сложны из-за непостоянства и перепадов настроения.А с мужчинами он не находит ничего общего, ему малоинтересен дух соперничества. Если у него все-таки завязывается дружба, то каждый приятель для него особенно ценен, он искренне интересуется его делами, мыслями и чувствами. Проявление сексуальности для него имеет огромное значение. Брак с таким мужчиной напоминает вулкан и постоянные сюрпризы. Трудно рассчитывать на его верность и ответственность перед семьей, он сам является «большим ребенком». Дионис очень подвержен вредным привычкам, они помогают ему расслабляться и чувствовать себя самим собой. Мужчине-Дионису необходимо научится стабильности, повзрослеть и найти свою Ариадну.

Очень интересно окунутся в мир мужчин, в их сильные стороны и слабости, чтобы лучше понимать их и поддерживать в стремлении к цели. В этих архетипах я нашла своих коллег, друзей и любимого мужчину. Желаю Вам приятного путешествия в страну Богов мужского мира.

Делитесь своим опытом и мнением!