Исполнение желаний

Определение духовности. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

В последнее время слово «духовность» всё чаще используется во всех сферах жизни. Политические партии, общественные организации, государственные структуры говорят о «духовном возрождении России», ратуют за духовное пробуждение народа», несмотря на то, что стоят иногда на диаметрально противоположных позициях. Все религии проповедуют духовность, но не признают друг друга.

Сегодня нательный крестик стал знаком духовности, причастности к новой идеологии, заменив собой партийный билет или просто дополнив его. За духовность ратуют контактёры, экстрасенсы, целители, учителя различных учений, философы и психологи, причем, каждый вкладывает в это слово свое понимание. Что же подразумевается под словом «духовность?» Многие годы духовность в нашей стране отождествлялась с Религиозностью. Теперь мы понимаем, что и религия не отвечает в полной мере критериям духовности. Необходимо прийти к единому толкованию этого понятия.

Каковы критерии духовности? Духовность включает в себя множество основополагающих категорий. Попробуем исследовать этот вопрос, взяв за основу духовности триединство: Любовь (в том числе Вера в Любовь); Мудрость и Творчество (активность, действие). Будем в дальнейшем использовать эти вечные ценности для выявления духовности всего, с чем мы столкнемся. Это позволит нам: во-первых, говорить «на одном языке»; во-вторых, сделать шаг к истине в определении понятия «духовность» и, в-третьих, исследовать на предмет духовности все сферы жизни.

Духовность рождается и проявляется через человека . Только он может любую сферу своей деятельности наполнить духовностью. Человек может и искусство, и религию превратить в бездуховное и привести к деградации, и самый тяжелый физический труд - наполнить духовным содержанием. Духовность - это сама жизнь, наполненная любовью человека.

Духовность - это глубочайшая человечность! Понимать друг друга, уважать человека любого вероисповедания и любой идеологии, больных и «умственно отсталых», президентов и преступников - это и есть духовность. Помните, у Фета: «Хоть не вечен человек, но то, что вечно, - человечно

Теперь рассмотрим подробнее критерии духовности. Любовь - это и стремление друг к другу двух человек, и любовь к себе и к Богу, и «космический принцип», объединяющий человека и Вселенную, то есть, любовь к Миру, где под этим словом «Мир» понимается ВСЁ. И обязательно - сам человек.

Некоторые забывают об этом и относятся к себе по «остаточному принципу», отделяя, тем самым, себя от Мира, из-за чего получают множество проблем, в том числе, укороченную жизнь. Другая крайность - любовь к себе большая, чем к другим, также вносит в Мир дисгармонию и получает ответную реакцию. Нахождение тонкой грани между любовью к себе и любовью к Миру, выполнение заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя», является важной задачей человека.

Исходя из этого, становится понятным, почему у глубоко верующих людей есть проблемы. Они производят разделение Мира и Бога, а человечество ставят на эту межу и разрывают его, разделяя людей на верующих и неверующих в определённого Бога, на соблюдающих и не соблюдающих те или иные законы, ритуалы и традиции. Но Бог есть любовь, и она во всём ! «Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь его совершенна есть в нас». (Иоанн. 4:12) Если Вера вырастает на именно таком понимании Бога, как Вера в Любовь, то человек приобретает бесконечные возможности.

Мудрость - это ум, знания, опыт, наполненные любовью . Как сказал В. Даль: «Мудрость - это соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины (разрядка моя - Н. А.), высшего состояния умственного и нравственного совершенства». К сожалению, в советское время истинная мудрость была не в почете, была опасна! Так, в словаре Ожегова определение мудрости следующее: «Мудрость - глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». То есть, убрана основная составляющая - любовь! А без этого, истинная мудрость исчезает и появляется рассудочное мудрствование.

Наличие в человеке любви и мудрости делает его «чистым», добрым, душевным, но созерцающим. Созерцательность, в частности, характерная черта русской интеллигенции, стоит только на двух китах духовности - на любви и стремлении к мудрости. Созерцательное отношение к жизни порождает иллюзию движения и иллюзию достижения цели. Созерцание движения жизни, ещё не означает участия в ней.

Задача человека на Земле - быть Творцом ! А творец - не может быть созерцателем. Без труда, сколько ни молиси, ни медитируй, «не вынешь рыбку из пруда». Следовательно, постоянный творческий труд - неотъемлемая составляющая духовности. Трудиться творчески - это значит, получать от любой деятельности, от своих размышлений положительные эмоции и испытывать удовлетворение. При наличии любви и мудрости любой вид деятельности может стать творческим. Эту задачу необходимо решать параллельно с раскрытием любви и приобретением мудрости. Тогда творчество будет преобразующим, без разрушения, вырастающим из прошлого.

Давайте рассмотрим пример с религией и наукой и определим духовность этих сфер, опираясь на принятые нами критерии. Наука - это ярко выраженное творчество, но на чем оно основано? Только не на любви. Следовательно, в науке есть знания, интеллект, но мало мудрости. Поэтому, научное творчество часто приобретает разрушительный характер, а великие открытия - гибельные для человечества и Природы черты.

Утвердилось мнение, что в общественном устройстве наиболее духовной частью является религия. Так ли это? В религии наиболее ярко выражена любовь, но любовь, в первую очередь, к Богу, то есть, существует разделение любви, и на этой почве происходит принижение роли человека. Искажение в трактовке любви сказывается и на приобретении мудрости, и на творчестве. Поэтому, религия не может быть в вопросах духовности истиной в последней инстанции, на что она зачастую претендует. Конечно, на фоне других, еще менее дух духовных сфер культуры, религия выглядит более духовной.

Таким образом, вечные критерии - любовь, мудрость и творчество, в их правильном понимании, - позволяют определить степень духовности любой сферы деятельности человека. Только гармоничное сочетание всех аспектов любви может привести к мудрости, и, в этом случае, рождается истинный творец, одухотворяющий все стороны жизни.

Здесь мы назвали фундаментальную «троицу» духовности, но существует также ряд других явлений, вытекающих из неё, - такие, как индивидуальность, интеллигентность и многие другие, но они являются, как бы, производными от основного триединства.

На пути к духовности стоит немало препятствий, и самое большое - это безграмотность. Действительно практика показала, что именно в духовной сфере люди наиболее безграмотны, независимо от наличия высшего образования, научных степеней, духовных санов, количества прочитанных книг и т. д.

В процессе эволюции, а точнее - «взросления», человек утратил взгляд на Мир, как на единое целое, забыл своё высокое предназначение, оставив, однако, за собой самодовольное звание «царя природы». Часто человек, на основе своей гордыни, вторгается в мир глубинных сложных процессов и, не зная принципов построения мироздания, вмешивается в природу.

Духовность как качество личности – способность проявлять высшую природу человека, свои лучшие качества посредством налаживания устойчивой связи с Высшим Духовным Источником, удовлетворения наряду с физическими, эмоциональными и интеллектуальными, духовных потребностей, получения духовного знания и следования духовной культуре.

Один человек сказал Мудрецу:

Жаль мне тебя, друг, всё скитаешься по миру. С твоей мудростью, ты мог бы жить во дворцах, а с твоей духовностью - среди святых старцев в монастыре. На что Мудрец ответил: - Не жалей меня, брат. Строения, которые ты назвал - словно две башни одних ворот. Имея мудрость и духовность, стоит ли стоять на одном месте, когда неизведанный путь проходит сквозь ворота?

Уже философы Древности (Индия, Китай, Греция) заметили, что духовность - это способ связи человека и мира. Человек, как существо с высоким уровнем осознанности, стремится строить свои отношения с внешним миром на принципах духовности, то есть через призму божественного отношения ко всему сущему, то есть излучения энергии любви, заботы и тепла. Достижение духовной зрелости дает ощущение связи с высшими духовными источниками и чувство гармонии с самим собой и с окружающим миром.

Духовность нужна обществу больше, чем полиция, суды и тюрьмы. Когда у человека нет идеи Бога, нет понимания, как действуют законы мироздания, в том числе закон судьбы или закон справедливости, он становится безответственным и нацеленным делать всё, что угодно. Недаром в народе прижился тост: «Чтобы у тебя всё было и тебе за это ничего не было!» То есть можешь жить, как хочешь, вопреки законам мироздания, нарушая права других и плюя на закон. Одного парня спрашивают: «Каково твоё самое сокровенное желание?» Он отвечает, и это никого не шокирует: «Хочу, чтобы в дальнейшей моей жизни я мог делать всё, что придет в голову, исполнять любые свои желания, но при этом, чтобы всё сходило с рук, никакой ответственности».

Закон справедливости гласит: «За каждый свой поступок будешь нести ответственность». Жизнь, как бумеранг, возвращает всё обратно и не нужно никакой небесной канцелярии. У бога надежные «бухгалтера» в самом человеке. Все непотребные поступки надежно фиксирует тонкое тело ума, душа и совесть. Духовный человек – ответственный человек, он стремится гармонично взаимодействовать с окружающим миром. Духовность человека органично проявляется через сострадание, милосердие, человечность и великодушие. Он знает, что «счетчик щелкает, щелкает, все равно, в конце пути придется рассчитаться». Бездуховный человек думает: «Можно втихаря делать всё, ибо я не несу ответственности ни за что». Прав был Ф.М. Достоевский, сказав глубокие слова: «Если Бога нет, то можно всё».

Что мы наблюдаем сегодня? Шабаш бездуховности. Коммунисты, отрекшись от Бога, тем не менее, уделяли значительное внимание духовному воспитанию молодого поколения. Для этого в каждой организации существовали секретари комитетов комсомола, комиссары, секретари парткомов. Моральный кодекс строителя коммунизма знали, чуть ли не назубок. Искусственность и нежизнеспособность этой системы подтвердил развал страны. Новая власть на духовном поприще не смогла преподнести ничего нового. Без духовной идеи в обществе активизировалась мерзость, гнусность и низость. Там, где попирается духовность, господствует подлость, безнравственность, бесстыдство и аморальность. Лев Толстой в контексте этой мысли писал: «Какую бы форму государства вы не избрали, в конечном итоге, если вы устраните духовную идею из любого общества, это общество рухнет». И Веды говорят: «что общество, которое лишено священнослужителей, общество, где забыт Бог, такое общество очень быстро приходит к стремительной деградации». Как сказал один мудрый человек: « Мы живем в эпоху управляемых ракет и неуправляемых, потерявших ориентиры людей».

Если наделять человека исключительно бездуховным знанием, он погрязнет в болоте невежества. Прикладное знание без подкладки духовности лишь подталкивает человека к злу, насилию и варварству. Нереализованная духовность личности обусловливает повышенное вожделение и похоть, влечет за собой разрушительную, цепную реакцию деградации человека.

Духовность побуждает человека проявлять лучшие свои качества. Будучи истинным философом, Сократ верил, что мудрый, духовный человек инстинктивно ведёт скромную жизнь. Сам он даже не носил туфли, хотя его всегда тянуло на базар поглазеть на всевозможные товары, выставленные там. Когда один из его друзей спросил, зачем он так поступает, Сократ ответил: - Мне нравится ходить туда и осознавать, без скольких вещей мне приятно жить!

Духовность – это потребность души. Тело занято удовлетворением физических потребностей. Это пища, сон, секс и защита. В этом человек ничем не отличается от животного. Мышка тоже озабочена, как добыть пищу, выспаться, реализовать инстинкт продления рода и вырыть для безопасности норку. Ум занят удовлетворением чувств, их эмоциональных потребностей. Для этого он ходит в кино и на концерты, смотрит телевизор, читает детективы. Разум также нуждается в удовлетворении интеллектуальных потребностей, ведь ему нужно знать, как жить правильно, и человек ходит на лекции, семинары и тренинги, где обсуждаются вопросы о законах жизни, об искусстве правильного поведения в окружающем мире. Именно разум требует у своего обладателя удовлетворить его потребность в достоинствах. Человек, прислушиваясь к разуму, воспитывает в себе достоинства и, тем самым, вытесняет из своего характера недостатки.

Никто не спорит, что нужно удовлетворять потребности тела, ума и разума. Но человек становится целостной личностью, если системно удовлетворяются все его потребности. У души свои специфические духовные потребности. Искусство жизни – поддерживать баланс удовлетворения потребностей. Дисбаланс в любой из этих жизненных сфер порождает напряженность во всех остальных.

Из души исходят потребности находиться в обстановке Бога, искать вечные ценности. Душа ликует, увидев красоту. Есть такая притча. Жил один богатый коллекционер древних статуй, которых у него было великое множество. Они стояли по аллеям его красивого парка. Знакомые направили к богачу одного молодого студента с рекомендацией от местного Исторического общества, чтобы тот мог ознакомиться с удивительной коллекцией. Управляющий доложил хозяину о прибытии гостя, встретил его и повел по дорожкам парка к дому. Охваченный духовным восхищением, студент останавливался возле каждой статуи и восторженно вздыхал. В конце концов, управляющий не выдержал: - Господин, вас, собственно, кому представить: статуям или их владельцу? Писатель – прозаик Серджио Бамбарен в книге «Наедине с океаном» пишет о духовной потребности наслаждаться красотами природы: «Соприкосновение с морем обращает мое сердце к духовности. То, что совсем недавно казалось важным, теряет смысл. Оплата счетов, новый автомобиль, пожизненный жилищный кредит - сейчас я понимаю, сколько драгоценных лет жизни отняло у меня желание обладать всеми этими материальными благами. Чтобы чувствовать себя живым, мне нужны только волна и солнечный закат, так почему бы не идти в жизни собственным путем?»

Духовный человек – это алчный коллекционер духовного знания. Душа по своей природе в стремлении к счастью ненасытна. Поэтому нет предела для духовных потребностей. Индийский поэт, Видьяпати сказал: « Все счастье этого мира, оно есть — оно реальность. Неправда, что в этом мире нету счастья, счастье есть. Но все счастье этого мира подобно капле, капле в пустыне. Но наша душа она жаждет рек счастья, океанов счастья. И этих океанов счастья, полноводной реки счастья, которой жаждет наша душа, как бы мы не старались, мы не можем найти в этом мире». Поэтому идея духовности не является идеей чуждой душе, она является той идеей, которая только и может насытить душу вполне. Духовность – это не самоизоляция, отрешенность и отгороженность от мира. Писатель – публицист Госвами пишет: «Многие думают, что духовное знание заставит человека отречься от мира и изолироваться от общества, но это вовсе не так. Нам необходимо познать природу нашего неизменного, вечного «я» и мира, в котором мы живем». Ему вторит Пауло Коэльо: «Для того чтобы начать духовную жизнь, не нужно поступать в семинарию, поститься, быть трезвенником и сторониться женщин. Достаточно верить в Бога и принимать Его».

Петр Ковалев


Введение

1. Понятие духовности человека

2. Творческая природа человека

Заключение

Список литературы


Введение


Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.

В нашей повседневной жизни духовность присутствует скрытым образом - как тихая сила, остающаяся незаметной, как вдохновение, как тайный ориентир. Но временами она пробивается в наше сознание как неотвратимое Присутствие - присутствие, которое требует выражения в форме и продумывания.

Духовный мир мыслители прошлого нередко отождествляли с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Так, Платон сравнивал тело с кораблем, а душу с кормчим корабля. Материальное и духовное, тело и психика трактовались, таким образом, как два самостоятельных начала. Идею о неразделимости души и тела выдвинул Аристотель. Ему же принадлежит мысль о том, что душа человека - первый двигатель тела. Позже французский мыслитель Декарт отмечал: душа связана с телом не как кормчий с кораблем, а гораздо теснее, составляя с ним как бы одно целое.

Много позже, в неевропейской философии термин «душа» стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания.

Объект - духовность.

Предмет - духовность и творческая природа человека.

Цель - проанализировать духовность и творческую природу человека.

Поставленные задачи:

изучить понятие духовности человека;

проанализировать творческую природу человека.


1. Понятие духовности человека


Духовность человека - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него присутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств. Прогрессивные мыслители рисовали идеал образованного и духовно развитого человека. Человек демократического общества формируется сегодня. Перед ним открываются большие горизонты науки и техники. Развивается естествознание и все глубже входит в основные отрасли технического прогресса. Гуманитарные науки становятся научной основой руководства развитием общества. Но знания не только ведут к определенному виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений.

Произведения литературы и искусства воспитывают чувства, помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность. Духовный человек - это человек, одаренный в художественном творчестве, и способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются - это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Известно, что духовный облик ребенка складывается под влиянием духовного облика родителей. Семья живет большими духовными интересами. Стремление взрослых быть в курсе всего того, что происходит в стране и во всем мире, что волнует людей в политике, народном хозяйстве, науке, технике, искусстве, спорте,- это стремление непременно передается детям, становится источником детской пытливости и любознательности. Повседневная забота родителей - следить за тем, как учатся дети, что читают, насколько они любознательны, поддерживать всякую инициативу детей, направленную на обогащение ума и души растущего человека.

Все, происходящее в теле, душа чувствует, и чувствует именно в том органе его, в том пункте, который подвергся какому-либо видоизменению. Это показывает, что она присуща в одно в то же время во всех частях тела и в каждой части тела находится вся. Но такое вездеприсутствие души было бы невозможно при ее телесности. Тело ограничивается известным пространством и подлежит различным измерениям; но если душа действует во всем теле и при том в одно и то же время, то она не имеет в себе ничего пространственного, а подлежит только условиям времени. Душа действует во всем теле независимо от него. Жизнь души совершенно отлична от жизни тела. Совершенство души независимо от величины телесных членов. Даже нельзя сказать, чтобы душа возрастала с возрастом тела; ибо если бы возрастала, то и уменьшалась бы с уменьшением его. Телecные силы уменьшаются в старости, в болезни, но благоразумие и знание часто бывают совершеннее. Тело состоит из частей делимых; эти части, даже в то время, когда представляют соединение одних и тех же элементов, никогда не бывают тождественны между собою, а всегда чем-нибудь разнятся. Кроме того, они непостоянны. Наше тело безжизненно, недеятельно; оно неспособно ничего произвесть без влияния внешних или внутренних причин. Материя организма изменяется каждую минуту, а через несколько лет может измениться и весь организм.

Не столько тело действует на душу, сколько душа на тело, и, при посредстве его органов, на внешние предметы. Хотя ощущение в теле не может быть без действия на него внешнего предмета, но это действие потому только ощущается, что душа своей жизненной силой оживляет чувства и, таким образом, направляет на них свою собственную деятельность. Это показывает, что телесные органы суть только инструменты для деятельности души. Но ни одно тело не может дать движения и чувствования ни себе, ни другому.

2. Творческая природа человека


Двуединство человека обнаруживается с совсем иной стороны и в ином аспекте в присущем человеку моменте творчества.

Фактически, вне всяких теорий, человеческая жизнь с полной бесспорностью обнаруживает этот момент творчества. Наряду с деятельностью чисто рационально-умышленной, в которой человек целесообразно, т. е. в связи с преследуемой им целью, комбинирует уже готовые элементы окружающего его мира, он имеет еще иную активность, в которой из его души и с помощью его усилий рождается нечто новое, доселе небывалое. В области художественной, познавательной, нравственной, политической человек в этом смысле обладает способностью к творчеству, есть творец. Даже в сфере чисто рациональной деятельности только подбор и группировка материала и средств есть комбинирование уже готовых, заранее данных элементов; только когда и сама цель деятельности автоматически-принудительно продиктована человеку неустранимо-данными потребностями его природного существа, можно отчетливо отличить такую чисто рациональную деятельность от творчества. Когда же эта цель есть нечто совершенно новое, небывалое - некий идеал, рождающийся из глубины человеческой души, - мы имеем дело с элементом творчества в составе даже чисто рациональной деятельности.

Наиболее типичный образец творчества есть творчество художественное; и в этом смысле можно сказать, что всякое творчество носит на себе отпечаток «искусства», т. е. художественного творчества.

Искусство есть всегда выражение. Слово «выражение» есть одно из самых загадочных слов человеческого языка, которое мы употребляем, обычно не вдумываясь в его смысл. Буквальный его смысл обозначает и «отпечаток», и процесс «отпечатывания» чего-то в другом, внешнем ему объекте или материале, - нечто аналогичное процессу накладывания печати на что-либо так, что на нем сохраняется, «отпечатлевается» ее форма. По аналогии с этим мы говорим о «выражении», когда что-то незримое, потаенное становится зримым и явным, отпечатлеваясь в чем-то ином. Что-то незримое, духовное таится в душе человека; он имеет потребность сделать его зримым, явственным; он достигает этого, пользуясь словами, звуками, комбинациями красок, линий, образов, - наконец (в мимике и танце) движениями своего тела. Поскольку он стремится к этому и этого достигает, он - художник. Искусство, будучи «выражением», есть воплощение; в нем что-то духовное облекается плотью, как бы внедряется в материальное и является в нем как его «форма». В этом и состоит существо творчества.

Творец творит, конечно, сам - простой пересказ чужого не есть творчество. Но этот творящий «сам» есть не просто индивидуальный человек в его субъективности и не безлично-общий носитель сознания; он есть индивидуально-человеческое выражение действующего в нем сверхчеловеческого духа. Степень участия индивидуально-человеческого и сверхчеловеческого, или степень активно-умышленного и пассивно-непроизвольного момента в творчестве, может быть различной. Иногда гений творит почти просто, как безвольный медиум действующей в нем высшей силы; в других случаях художник употребляет долгие мучительные усилия, делает многократные пробы, чтобы выразить то, что ему дано свыше. Но, так или иначе, собственное усилие или делание и простое внимание к голосу, говорящему в нем, слиты здесь в неразличимое единство. Но это и значит, что творчество предполагает двуединство человеческого существа - его самостоятельность, свободу, умышленность - и его укорененность в чем-то трансцендентном, в превышающей его духовной реальности и зависимость от нее.

Художественное или вообще творческое «вдохновение» есть, конечно, нечто иное, чем «благодать», - то присутствие и действие самого Бога в человеке, которое образует существо религиозно-мистического опыта. Художники, мыслители, нравственные и политические гении-творцы могут совсем не иметь религиозного опыта в точном смысле слова. Процесс творчества отличается от состояния молитвенного созерцания, предстояния души Богу или восприятия Бога. Сами художники говорят не о действии Бога, а в неопределенной форме о вдохновляющей их высшей духовной силе - о «музе» или «демоне» (в античном смысле духа, сверхчеловеческого, божественного существа). Художник (и вообще творец) не ищет и не созерцает Бога, не стремится умышленно к просветлению своей души, к ее сближению с Богом; его задача - иная, именно само творчество - создание новых форм бытия, новых воплощений идеальных начал, таящихся в его духе.

Человеческое творчество - художественное и всякое иное, ему аналогичное - имеет, очевидно, глубокое сродство с этим космическим творчеством. Отличие его состоит в том, что, тогда как в природе творческая сила безлична или сверхлична, носит характер родовой, так что индивиду суть только ее пассивные орудия, человеческое творчество индивидуально и активным носителем его является здесь личный, сознающий себя дух. Человек не только фактически творит, но и сознает, что он творит, имеет творчество как дело собственного, автономного «я». Ощущая в процессе творчества действие в себе некой высшей, сверхчеловеческой силы, он одновременно сознает себя самого не простым пассивным его орудием или медиумом - таковым он ощущает себя только в качестве чисто природного существа, например при рождении детей, - а активным его соучастником. В лице человеческого духа мы встречаемся с таким сотворенным существом, которому Бог как бы делегирует частично Свою собственную творческую силу, которого Он уполномочивает быть активным соучастником Своего творчества. Тот самый момент, который конституирует человека как личность, - момент автономности, самоопределения - обнаруживается одновременно как носитель творчества. Спонтанность в определении своей собственной жизни, та производная изначальность, которая есть существо личности, - есть одновременно спонтанность в созидании новых форм бытия, т. е. сознательное творчество.

Для оценки онтологического значения этого факта надо осознать - вопреки обычному представлению, - что момент творчества вовсе не есть исключительная привилегия немногих избранных исключительных натур. Есть, конечно, в этом отношении существенное различие между разными типами людей: поэт (и творец вообще) склонен - в известной мере совершенно справедливо - ощущать свою избранность и потому свое аристократическое превосходство над обычным средним человеком. Духовный мир - как и мир вообще - построен иерархически; в нем есть подлинные Божии избранники, духовные вожди, определяющие пути его развития. Но эта иерархическая структура совмещается в духовном мире с «демократическим» равенством. В этом смысле различие между «творцами» и средним человеком оказывается лишь относительным, различием в степени. Всякий человек есть в малой мере или в потенциальной форме творец. Мы уже указывали, что всюду, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Всякий ремесленник, работающий с любовью и вкусом, вкладывающий в свою работу существо своей личности, руководится предносящимся ему идеалом и в этом смысле творит по вдохновению; и различие между ремесленником и художником только относительно. Это было очевидно в старину, в эпоху ручного труда; и если наша эпоха машинного производства провела отчетливую грань между механически-предписанным, автоматическим трудом и свободным творчеством, то она достигает этого именно принижением и подавлением истинно человеческого в человеке, противоестественным превращением человека в мертвое орудие или рабочий скот. Но и это возможно только до известной степени. Человек не может вообще перестать быть личностью; он поэтому всегда вкладывает хотя бы минимальный момент творчества в свой труд. Творческий элемент присущ далее всякому познанию: ибо познание есть внесение в бытие света истины, онтологическое вознесение бытия на уровень самосознающегося бытия. И если в отношении великих новых научных и философских синтезов само собой ясно, что в них творится нечто новое, небывалое, что ими обогащается бытие, то и здесь различие между творческим гением и ремесленником научного труда - при всей существенности его в отношении крайних типов - все же допускает незаметные переходы и тем обнаруживает свою относительность. Так же относительно, наконец, в области нравственной и политической различие между простым деятелем и творцом. Ибо и в этих областях даже самый скромный, обыденный человек, кроме простого, извне предписанного ему выполненения своих обязанностей, вносит в свою работу элемент чутья, импровизации, догадки, справляется с индивидуальным положением каким-то новым, небывалым, рождающимся из его души способом и в этом смысле есть творец. Всякий человек, вносящий отпечаток своей личности в окружающую его среду, всякая жена и мать, вносящая какой-то свой собственный нравственный стиль в жизнь семьи, свой эстетический стиль в домашнюю обстановку, всякий воспитатель детей есть уже творец.

Человек как таковой есть творец. Элемент творчества имманентно присущ человеческой жизни. Человек в этом смысле может быть определен как существо, сознательно соучаствующее в Божьем творчестве. Нигде, быть может, богочеловеческое существо не проявляется так отчетливо, как в этой его роли производного творца. Человек есть не только раб Божий, покорный исполнитель воли Божией, а именно свободный соучастник Божьего творчества. Или, иначе говоря: так как воля Божия есть воля творческая, невыразимая адекватно в каких-либо общих, автоматически выполнимых правилах и предписаниях и состоящая именно в спонтанном формировании бытия в его неповторимо-индивидуальном многообразном составе, то подлинное исполнение воли Божией доступно только в форме свободного творчества; всякое слепое, рабское, механическое выполнение этой воли есть именно невыполнение ее истинного существа. Человек как только «раб Божий» есть «раб ленивый и лукавый» - примерно подобно тому, как работник, только рабски-механически выполняющий предписанную ему работу, не интересуясь ею и не вкладывая в нее своего вольного усилия, есть уже тайный саботажник. Ибо Бог призвал человека быть не просто рабом, а Своим свободным, т. е. творческим, сотрудником.

С другой стороны, существенно осознать, что человеческое творчество не есть уже тем самым осуществление воли Божией во всей ее полноте, глубине и целостности. Ибо воля Божия не есть только воля к сотворению новых форм бытия; в согласии с тем, что Бог есть нечто большее и иное, чем только творческий первоисточник бытия, именно есть вместе с тем олицетворенная святость, идеальное начало внутреннего совершенства, как бы духовной прозрачности и оправданности бытия, - воля Божия в ее полноте и глубине есть воля не только к созиданию, но и к обожению творения, к ее слиянию с самим Богом. В этом отношении только в области нравственно-религиозной, в области творческого усилия человека внедрить, воспринять в собственное бытие - индивидуальное и коллективное - святость Бога, человеческое творчество есть вольное выполнение целостной воли Божией. Но именно в этой области человек меньше всего есть «творец» и в наибольшей степени - простой восприемник благодатной реальности самого Бога.

Это отличие сверхчеловеческой творческой силы человека от целостной и глубочайшей воли Бога может быть выражено и так, что человек как творец есть всегда выразитель лишь одного из многих Его замыслов. Ибо Бог, в силу сверхрациональности Своего существа, не есть только чистое, абсолютное единство, а есть всегда и единство многообразия. Его творчество осуществляется в многообразии замыслов; и человек-творец всегда осуществляет один из этих многих замыслов, который он испытывает как действующую в нем силу, как некий подчиненный божественный дух. Поэтому в человеческом творчестве обнаруживается действие сил хотя и истекающих от Бога и связанных с Ним, но как бы промежуточных между человеческим духом и Богом. Таинственное явление человеческого творчества есть обнаружение момента многообразия в реальности Божества, как бы некой производной, в известном смысле политеистической структуры реальности. Здесь снова обнаруживается плодотворность понятия реальности как сферы промежуточной и связующей между Творцом и творением.

Но именно в силу этого творчество имеет в составе целостного духовного бытия человека некоторую лишь ограниченную сферу, некоторые имманентные пределы. Мы имеем здесь в виду не просто внешние пределы человеческого творчества - не то, что Бог все же лишь частично делегирует человеку Свою творческую силу, - так, что некоторые задачи превосходят творческую способность человека. Будучи самодержавным в своей собственной сфере, именно в качестве творчества, - так, художественное творчество не ведает иных мерил, кроме именно художественного совершенства, и в этом смысле стоит «по ту сторону добра и зла», - оно все же, в целостной духовной жизни, остается подчиненным началу святости. Это обнаруживается в том, что никакое подлинное творчество невозможно без нравственной серьезности и ответственности; оно требует нравственного усилия правдивости, должно сочетаться со смирением, совершается через аскезу бескорыстного служения. В противном случае творчество не только умаляется как таковое, но может даже, вопреки своему существу, выродиться в разрушительный титанизм; производно-божественный дух, вдохновляющий человека как творца, при известных условиях может превратиться в «демона» или «дьявола», которым человек одержим.

Всякая идея человека остается неполной и потому искаженной, поскольку мы не отдали себе отчета в возможности для человеческой воли уклоняться от истинной структуры реальности, от истинного онтологического существа человека, - другими словами, поскольку мы не отдали себе отчета в таинственном факте греха и самочинной свободы. Все предыдущее наше размышление, направленное на уяснение богочеловеческой основы человеческого бытия - идеи человека отчасти как существа богослитного, отчасти - в качестве автономной личности - как некоего излучения вовне этой богослитной его глубины, - как будто противоречит возможности отпадения человека от Бога, возможности самочинной человеческой воли, в которой человек уже антагонистически противостоит Богу.

Очевидно, необходимо дополнить - и тем исправить - достигнутое доселе понимание человека новым, еще неучтенным моментом, непосредственно ему противоречащим. Но мы уже знаем, что метафизическое постижение бытия возможно только через усмотрение антиномистического единства противоположностей.

духовность творческий богочеловеческий бытие


Заключение


Духовность - в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологи, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

Духовность - проявление в человеке качеств, которые никак не связаны с нашим миром. Эти качества дают человеку возможность внутреннего роста с целью обретения им силы творца.

Таким образом, духовность - не просто средоточение функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мире, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится вырваться из пут материи и выразить себя в духе. Индивидуальное бытие сознания становится духом, преодолевая узкие рамки этой индивидуальности, объединяясь с себе подобными. Дух ломает физиологические перегородки, национальные различия, групповые различия своей устремленностью к единству.

Фактически, вне всяких теорий, человеческая жизнь с полной бесспорностью обнаруживает момент творчества. В области художественной, познавательной, нравственной, политической человек в этом смысле обладает способностью к творчеству, есть творец.

Список литературы


1.Борунков Ю.Ф. Основы религиоведения: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2008. 480 с.

2.Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2009. 183 с.

Крылов А.А. Психология. Учебник. М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2009. 584с.

Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. М.: ВЛАДОС, 2008. 432 с.

Синицин С.С. Диалектика духовности. М.: Инфра-М. 2009. 219 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Духовность – понятие очень сложное и многогранное, для многих людей вообще не понятное. Для большей части людей, духовность ассоциируется только с религией, а те, кто духовностью интересуются более глубоко, совершенно по разному её понимают. Более того, мир традиционной науки в основном материалистичен и вопросы духовности в принципе не изучает, поэтому каких-то чётких, полных и строгих определений, что такое Духовность, практически найти очень сложно.

Заблуждений в этом вопросе очень много, и основные из них мы рассмотрим в данной статье. А чтобы более менее адекватно и полно определить и описать Духовность, мы приведём соответствующие примеры, и сравнительные характеристики. Но для начала сразу определимся, чем духовность не является!

Чем Духовность не является? Основные Иллюзии

Духовность – не является Религией или Церковью, хотя Религия и говорит о Духовности, и в идеале должна способствовать духовному развитию людей и общества.

Духовность – не является каким-то отдельно взятым качеством человека или его души, это совокупность убеждений, качеств, чувств и т.д. Полное определение Духовности смотрите ниже.

Духовность – не является Знаниями в чистом виде, то есть это не информация и не эрудиция. Человек может знать о Религии, путях развития, о той же духовности буквально всё, быть ходячей энциклопедией, и являться при этом абсолютно бездуховным и безнравственным человеком, беспринципным сухарём и скрягой.

Духовность – это не вера и не фанатизм, хотя настоящая Вера, это большая часть духовности, но одной только Веры мало.

Духовность – это не образ жизни, состоящий из сплошных ограничений, обетов и отказов от материального, от желаний, денег, удовольствий и т.д. Хотя развитие духовности, предполагает подчинение инстинктов, управление своими желаниями, и т.д.

А теперь перейдём к определениям Духовности.

Так, что же такое Духовность? Определения и пояснения

Одно из определений Духовности:

Духовность – это реализованные в человеке знания о Боге, Добре и Зле, о нашем обществе, своей судьбе и обо всем, что касается взаимодействия человека с высшими силами, самим собой и окружающим миром. Эти знания определяют большую часть основных проявлений человека (мышление, психо-эмоциональную сферу, поведение, образ жизни), его индивидуальные особенности, отношение к нему других людей, способность или неспособность к каким-либо значимым достижениям и многое другое.

Понимание Духовности:

Духовность – это, по сути, светлая божественная сила Души человека, все её раскрытые духовные (не материальные) ценности и достоинства, чувства, таланты и прекрасные качества. А когда духовность действительно реализована в и человеке и в его жизни – она проявлена, как самые прекрасные и благородные его качества, манеры поведения, слова, достойные жесты, эмоции и значимые Дела для блага всего общества. Образ жизни такого человека, начиная с того, как он себя держит и заканчивая тем, как он организует свой быт, вызывает только уважение.

Рассмотрим Духовность – её основные внутренние составляющие и внешние проявления.

Основные составляющие Духовности:

А человек, даже если он занимается, якобы духовным развитием, но все его мысли при этом заняты только собой, а другие люди его не интересуют – обычный эгоист и не более. Даже если он супер талантлив и обаятелен, такого человека нельзя назвать духовным. Одно из основных проявлений Духовности – это Любовь к другим людям, которая проявляется в бескорыстных делах, а не в болтовне, корыстолюбии и самолюбовании.

2. Методы достижения целей – всегда чистые и достойные, без хитрости и лжи, без насилия и слабости. Основное, для духовного человека – всегда поступать по Чести не теряя собственного Достоинства и своих позиций (никогда не проигрывать!).

3. Поведение и все остальные проявления – в основе которые лежит уважение и безупречность, соблюдение норм этикета. Это проявляется и в отношении к другим, к себе, и в организации собственной жизни (своего быта, др.). Духовный человек никогда не позволит себе быть неопрятным, грязным, и жить в грязи и бардаке.

А если человек занимается, например медитацией или регулярно ходит в Церковь и считает себя супер духовным, а при этом, живёт как в казарме, ругается матом, балуется алкоголем и заражён другими вредными привычками – это не духовный человек, а порочный человек с извращённым понимание духовности , уважения он не заслуживает (по крайней мере не во всём).

Конечно, духовный человек, как было уже сказано выше – это не святой, у которого вообще нет недостатков. У него могут быть слабости, какие-то негативные качества и проявления, но на то он и духовный, чтобы эти недостатки контролировать (держать своей железной рукой – волей), никогда их не оправдывать (зло, порок оправданий не имеют) и шаг за шагом искоренять (работать над собой регулярно).

индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания; социальной потребности жить и действовать «для других» (такой подход чаще рассматривается как душевность).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДУХОВНОСТЬ

понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому ("материальному", "природному") существованию человека или по меньшей мере отличные от него. Понятие Д., образованное от слова "дух", изначально указывало на соотнесенность с супранатуралистическим трансцендентным началом. Д. обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремленности человека к совершенству; соответственно одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу. Социологизаторское мышление сводит Д. к культуре; однако сама по себе культура не непременно духовна: культурные практики утверждают те или иные нормы, но не всякие нормы непосредственно обращены к идеалу. Д. не поддается определению, поскольку дух - беспределен и не укладывается в пределы разума; в пределах только разума определение духовности негативно. Д. противостоит социальности: в той мере, в какой социальность спонтанна, корыстна, адаптивна, - она бездуховна. Хотя критерии Д. содержательно нестроги, формально они определенны. Во-первых, Д. обнаруживается в преодолении повседневности (если это преодоление не принимает формы эскапизма). Во-вторых, духовное преодоление повседневности является индивидуализированным; в пространство повседневности вносится личностное начало. В-третьих, это преодоление повседневности не сводится к обращению к другой повседневности; Д. выражается в привнесении в повседневность дополнительных, но вместе с тем возвышающих смыслов. Например, императив "Имей в себе Бога", который В.С. Соловьев сформулировал как требование религиозной нравственности, в наиболее строгом виде выражает этот смысл Д. и показывает, что работа духа всегда представляет собой мистическую практику. Условием так понятого духовного возвышения является аскетика - как сознательное противодействие искушениям плоти и слабостям души (см.Аскетизм).