Исполнение желаний

Потерянные территории. Потерянные территории россии. Русская губерния под боком у США

« Мимо острова Буяна», который красочно описал Пушкин в своей «Сказке о царе Салтане», проплывала не только пресловутая бочка с героем произведения Александра Сергеевича, но и армада датских конунгов, желавших покорить земли свободных прибалтийских славян.

Именно такую связь между о. Буяном и о. Руяном проводил историк Вилинбахов, доказывая тождество названий легендарного острова.

Руян со столицей Арконой был одной из последних языческих крепостей древнейшей и автохтонной славянской цивилизации, западного её крыла — земель полабско-ободритских славян.

В современной Германии реконструировано много славянских святилищ, и это неудивительно, ведь вся её территория за Одером (слав. название Одра) и Эльбой (соотв. Лаба) вплоть до Средних веков была населена многочисленными славянскими племенами, известными под именами лютичей, вильцев, бодричей, поморян, сербов-сорбов и многих других. Немцы и остальные германские и романские народы называли прибалтийских славян вендами. Часто венды-венеды упоминаются в качестве прародителей славян.

Со временем почти все эти племена были ассимилированы мощнейшим германско-католическим натиском на восток — нем. «drang nach Osten». Но до сих пор в Германии сохранили свою идентичность славяне-сорбы (их численность порядка 250 000 чел. ) .

Этот реликтовый этнос остался нам в память о былой славянской гегемонии в том регионе и упорном, длительном сопротивлении полабских славян немецкой колонизации. Ассимиляция носила кровавый характер, наблюдался мощный отток славянского населения этих земель в соседние братские страны — Польшу и Чехию. Но особенно ожесточённая борьба происходила на самом севере земель полабских славян — на острове Руян (совр. нем. Рюген) у мыса Аркона.

На мысе Аркона находился одноимённый культовый центр славян балтийского пространства. Посвящён он был славянскому божеству Свентовиту. Бог этот отвечал за плодородие и был центральным в пантеоне божеств жителей Руяна.

Датский хронограф XIV в. Саксон Грамматик в своей работе «Деяния данов» дал подробное описание Арконы и капища с жрецом Святовита (Свентовита).

Идол Святовита имел четыре лика, обращённые по сторонам света, и держал в своей длани рог с вином. По уровню вина в нём служитель культа определял степень урожайности на грядущий год.

«Световид», ил. из «Мифологии славянской и российской» А. С. Кайсарова, 1804 г.

Центральным праздником в солярном языческом цикле был день осеннего равноденствия — именно в сентябре начинался славянский новый год и организовывались гуляния с пиршествами и хороводами прямо в святилище Свентовита. Руяне готовили большой медовый пирог высотой с человеческий рост. Жрец становился за него и вопрошал собравшихся: «Видно ли меня?» Если было видно, то он желал, чтоб на следующий год пирог полностью затмил его.

На территории Арконы размещался склад всех богатств, добытых мирным и военным путём. Руяне отдавали жрецу Свентовита около трети добытых средств. В его амбарах и закромах находились драгоценности и одежда, много тканей и иные ценности. В конюшне при капище было около 300 лошадей. Можно даже говорить о том, что жрец был центральной фигурой в государстве непокорного острова. Именно он планировал маршруты и тактику военных походов, в том числе пользуясь широко применяемой гадательной практикой.

С аксон Грамматик описывал ритуал, связанный с белым конём, который перешагивал через символические ворота, сделанные из трёх копей. Если конь ступал правой ногой, то поход будет удачным, если левой, то стоит пересмотреть направление движения войска. Этот конь являлся неприкосновенной фигурой; ухаживать за ним мог только сам жрец, а вырвать даже волосок из его гривы считалось тяжелейшим проступком.


Илья Глазунов. Остров Рюген. Жрец

Руяне занимались не только земледелием и скотоводством, но были поистине покорителями морских просторов. Они контролировали огромную территорию Балтийского моря, ведя постоянные войны с викингами. Некоторые датские провинции даже платили дань славянам Руяна.

Возможно, экспансионистская политика прибалтийских славян была отчасти связана с их ответной реакцией на известную германскую идеологическую парадигму «drang nach Osten». Ведь попытки колонизировать земли руян и обратить их в христианство имели место практически на всём протяжении славяно-германских контактов, начиная с франкских времён.

Существует мнение, что киевский князь Владимир Святославович «Красное Солнышко» воздвиг языческий пантеон в Киеве, на Подоле, в 980 году из солидарности с восставшими славянскими родичами Арконы.

Находясь в окружении агрессивных соседей, Аркона сопротивлялась долго, пока в 1168 году не была разрушена войском датского конунга Вальдемара I, победившим руянского князя Яромира.


Епископ Абсалон уничтожает идол бога Святовита в Арконе в 1168 году

Камни святилища Арконы пошли на строительство католической церкви в Альтенкирхене в 1185 г. Камень с изображением жреца Свентовита до сих пор там хранится.


«Камень Свантевита» в церкви Альтенкирхен на острове Рюген

Величайший деятель Реформации Филипп Меланхтон писал, что после падения Арконы и её полного разграбления колонизаторами – католиками большинство славян-руян мигрировало на восток — туда, где сейчас побережье Рижского залива. Он также этимологически связывал имена Риги и руян. Вполне возможно, что руяне нашли пристанище у родственных им язычников-балтов, предков современных латышей. Ведь известно, что балтские и славянские племена наиболее близки генетически, культурно и лингвистически по сравнению с иными индоевропейскими народами.

С Арконой связана также антинорманистская доктрина Ломоносова, в которой великий русский учёный постулировал версию о руянских славянских корнях Рюрика и его окружения. Михаил Васильевич считал, что призванные в 862 году новгородцами варяги были выходцами с Руяна, либо иных земель прибалтийских славян, и никакого отношения к германцам не имели.

В славянских преданиях о легендарном старейшине Гостомысле (правителе Новгорода) повествуется о призвании его внуков во главе с Рюриком. Дочь седого вождя Умила была замужем за одним из князей балтийских славян, и Рюрик, таким образом, являлся представителем родов ободритов и новгородских словен, если отталкиваться от данной легендарной версии. И это вполне правдоподобно, так как археологами установлена преемственность археологических артефактов, типов построек славян Новгорода и южного балтийского побережья.

Кроме археологов, идею о едином культурном пространстве высказал выдающийся представитель отечественной лингвистики академик Зализняк, обозначивший в своих работах единый новгородско-западнославянский языковой континуум.

Славянская цитадель Балтики — Аркона — напоминает нам о великой эпохе господства развитой духовной культуры наших предков.


Меловые скалы мыса Аркона на острове Рюген (Руян), где находилось главное святилище балтских славян.

Аркона сегодня

Мыс Аркона (нем. Kap Arkona) - один из самых популярных туристических объектов Рюгена. Ежегодно полюбоваться местонахождением древнего святилища руян приезжают около 1 млн. человек.

Место очень красивое, живописное. Высокий берег (45 м) из меловика и мергеля расположился на полуострове Виттов на севере острова Рюген (рядом с деревней рыбаков Витт).

Главные достопримечательности Арконы — два маяка, два военных бункера, славянская крепость и несколько туристических зданий (рестораны, сувенирные магазинчики). На западной стороне мыса находится кольцеобразный вал, в котором помещался храм вендского бога Святовита. Также вблизи древнего замка Яромарсбург, можно сфотографироваться на фоне современной деревянной резной статуи с изображением четырехликого славянского божества Световида.

    Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

    Стол украшают гости, а дом - дети.

    Тот не умирает, кто детей не покидает.

    Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

    Дайте детству созреть в детях.

    Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

    Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

    Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД АРКОНА

Нa крайнем Севере, если верить русской фольклорной традиции, находится чудесный остров, окруженный водами Моря-океана, а над ним высится Мировая гора. С этим сказочным местом отождествляется часто остров Буян. Для древних славян остров Буян - понятие священное, ведь он представляется как «первая земля», всплывшая среди волн первобытного океана. Здесь же располагается мировая ось и бьет источник вечной жизни. На острове Буяне, говоря символическим языком, хранятся «семена» всего живого. Тут же сосредоточены могучие силы: весенние грозы, громы, ветры. На буяне живут самые древние существа, птицы и звери, например, змей, всем змеям старший, птица, «всем птицам мати». В центре острова Буяна, под могучим мировым дубом, который соединяет все три мира - мир подземный, земной и небесный, лежит камень Алатырь, т.е. «всем камням камень». Из-под Алатыря-камня бьют родники живой воды - они воскрешают природу, даруют земле урожаи. Под ним берут начало все реки. Он хранит источники всего сущего на земле, нет в мире ничего тверже этого камня. Недаром на протяжении столетий им «запирают» все клятвы и заговоры. Здесь сокрыта сила могучая «и силы той конца нет». Конечно же, здесь речь идет о Даарии (Гипербореи, Арктиде), которая находилась на затонувшем материке в Северном Ледовитом океане.

Но для всех русичей, славян "вторым" Буяном стал Руян (ныне германский остров Рюген)...
Остров Руян лежит против датского побережья и занимает площадь почти в 1000 кв. км; все его берега изрезаны глубокими и укромными заливами и бухточками, а некоторые топонимы Божий Камень или Святая Гора - удивительным образом напоминают о мифическом камне - Алатырь. По свидетельству древнего историка Геpаpда Меpкатоpа ("Космогpафия"): "На острове том живали люди-идолопоклонники - раны или рутены (руги, руяне), именуемые люты, жестоки в бою, таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли, и всем окpестным госyдаpствам гpозны и пpотивны были. Язык у них был словенский да вандальский". Его население "все Поморье славянское облагало данью, а сами никому дани не платили, они".

Центром острова Руян был легендарный храм Аркона, слава о которой простиралась на весь мир.
Аркона была построена на высоком скалистом берегу острова Рюген и со стороны Балтийского моря была неприступна. В городе находилось множество храмов всех племенных славянских богов. Главным богом Арконы был Святовит, чей идол был установлен в специальном храме.

Само название Аркона учёные пытались выводить из разных слов и языков. Но ни один из вариантов не выдерживает критики. В словаре Брокгауза и Эфрона утверждается, что слово “Аркона” происходит от славянского “уркан”, что значит “на конце”… Это объяснение представляется не вполне убедительным.

Однако выдающийся русский индолог и культуролог Наталья Романова выдвинула наиболее правдоподобное объяснение этого названия: «Аркона — от санскритского Arkati, что означает — “молиться”. В “Слове о полку Игореве” Ярославна плачет в Путивле на забрале, аркучи: “О Ветре, Ветрило! Чему, господине, насильно вееши?”. Таким образом, Аркона — это место арканий, древних обращений к Богам и силам природы.

По представлениям русов острова Руяна, Святовид - муж с бородой и короткими волосами, в алом плаще, имеющий четыре лика, которые глядят во все стороны света. В одной руке он держит рог плодородия, а в другой — меч, которым разит врагов славянского мира. По ночам он садится на белого коня и беспощадно карает тех, кто нарушил небесный порядок.

Дружина Святовида состоит из 300 всадников на отборных конях, и имеет собственное знамя под названием станица (stanica).

Около святилища всегда пасся конь чисто белой масти — конь самого Святовида. Для простых людей этот конь был неприкосновенен: считалось святотатством выдернуть хотя бы волосок из его гривы или хвоста. И только верховный жрец имел право ухаживать за ним и садиться на него в особых случаях. Именно на этом коне Святовид вёл войны против врагов своего мира.
Считалось особым знаком, если конь, находясь в ночное время в стойле, покрывался потом и глиной, будто проходил длинный путь.Поведение этого священного коня служило основой для гаданий и предсказаний.

Рог Святовида жрецы наполняли священными напитками. По скорости убывания напитков в роге также совершались гадания.

Святовид был образным воплощением знаний древних русичей об устройстве тонкого мира.
Вот, что говорит о нём саксонский хронист XII века Гельмольд из Босау: «Святовит, бог земли руянской, занял первое место среди всех божеств славянских. Светлейший в победах, самый убедительный в ответах. Поэтому и в наше время не только вагрская земля, но и все другие славянские земли посылали сюда ежегодно приношения, почитая его богом богов…» (Chron. slav. II, 12, Гельмольд 1963, 236).

Все арабы отмечают поражавшее даже их, людей Востока, гостеприимство русов, обитателей острова. И северогерманский автор хроники II в. Адам Бременский с уважением пишет о славянах, непосредственных соседях германских племен: «Люди эти чрезвычайно гостеприимны и более всего почитают своих родителей. Среди них никогда не встретишь человека, оставленного в беде или нищете. Если кто-то заболел или ослаб из-за старости, то его берут на попечение. Гостеприимство и забота о престарелых считаются у славян первыми добродетелями», а относительно руян он добавляет: «Руяне - очень храброе славянское племя, без решения которого, сообразно с законом, не предпринимаются никакие общественные постановления. Их боятся, поскольку они находятся в тесных сношениях с богами, или скорее демонами, которым они воздают больше почитания, чем остальным». На северной оконечности острова, на небольшом полуострове Витове, были найдены остатки святилища Святовита, общественных и жилых построек. Именно там и был когда-то выстроен город-крепость Аркона. Он стоял на высоком обрывистом берегу, из которого выступают белые меловые скалы. Под ним плескалось темно-синее море. По морю проплывали многочисленные купеческие корабли и рыбацкие лодки, ведь мимо острова Руяна шел древний торговый путь из Северного моря в Балтийское. Здесь и сейчас очень оживленное судоходство - идут пассажирские теплоходы, огромные морские паромы, рыбачьи траулеры.

Итак, остров Рус, Руян, Буян, Рюген, главная святыня славянства. Именно к его обитателям взывали ильменские словене. Защищаясь от нечисти, их потомки и спустя тысячу лет обращались к силам, обитающим на священном острове. Именно оттуда откликнулись на их призыв варяги-русы. Именно благодаря им, нашим братьям, благодаря Рюрику, родоначальнику государей, укреплявших и хранивших (вспомните Святослава!) державу Сынов Сокола и семь веков правивших ею, сама Русь возродилась в очередной раз!

Если не брать в расчет распад Российской империи и крах СССР, то самая известная (и самая крупная) территориальная потеря России - Аляска. Но наша страна теряла и другие территории. Об этих потерях сегодня вспоминают редко

Южное побережье Каспия (1723-1732)

"Прорубив", в результате победы над шведами, "окно в Европу", Пётр I принялся "рубить окно" в Индию. Для этой цели он предпринял в 1722-1723 гг. походы в раздираемую междоусобицами Персию. В результате этих походов под властью России оказалось всё западное и южное побережье Каспийского моря. Завоевать эти территории оказалось намного легче, чем балтийские владения Швеции, но удержать - сложнее. Из-за эпидемий и постоянных нападений горцев русские войска уменьшились наполовину. Россия, истощённая войнами и реформами Петра, не могла удерживать столь дорого обходившееся приобретение и в 1732 году эти земли были возвращены Персии.

Средиземноморье: Мальта (1798-1800) и Ионические острова (1800-1807)

В 1798 году Наполеон по пути в Египет подверг разгрому Мальту, которой владели рыцари Ордена госпитальеров, основанного ещё во времена Крестовых походов. Придя в себя после погрома, рыцари избрали российского императора Павла I Великим Магистром Мальтийского Ордена (Эмблема Ордена вошла в Государственный герб России). Этим, пожалуй, и ограничились видимые признаки того, что остров находится под властью России. В 1800 году Мальту захватили англичане. В отличие от формального владения Мальтой, власть России над Ионическими островами у берегов Греции была более реальной. В 1800 году русско-турецкая эскадра под командованием Ушакова захватила сильно укреплённый французами остров Корфу. Была учреждена Республика Семи Островов, формально, в качестве турецкого протектората, но по факту, под русским управлением. По Тильзитскому миру (1807) император Александр I негласно уступил острова Наполеону.

Румыния (1807-1812, 1828-1834)

Первый раз Румыния (точнее два отдельных княжества - Молдавия и Валахия) оказалась под властью России в 1807 году - во время очередной русско-турецкой войны (1806-1812). Население княжеств было приведено к присяге на верность российскому императору; на всей территории было введено прямое российское правление. Но вторжение Наполеона в 1812 году вынудило Россию заключить скорейший мир с Турцией, согласно которому русским отходила только восточная часть княжества Молдавия (Бессарабия, совр. Молдова). Второй раз Россия установила свою власть в княжествах в ходе русско-турецкой войны 1828-29 годах. По завершении войны русские войска не ушли, княжествами продолжила управлять российская администрация. Более того, Николай I даёт своим новым территориям Конституцию! Правда, называлась она "органическими регламентами", поскольку для Николая I слово "конституция" было слишком крамольным. Россия охотно превратила бы Молдавию и Валахию, которыми владела фактически, в свои владения де-юре, но в дело вмешались Англия, Франция и Австрия. В результате, в 1834 году русская армия была из княжеств выведена. Окончательно своё влияние в княжествах Россия потеряла после поражения в Крымской войне.

Карс (1877-1918)

В 1877 году в ходе русско-турецкой войны (1877-1878) Карс был взят русскими войсками. По мирному договору, Карс вместе с Батумом отошли к России. Карская область стала активно заселяться русскими переселенцами. Карс застраивался по плану, разработанному русскими архитекторами. Даже сейчас Карс с его строго параллельными и перпендикулярными улицами, типично русскими домами, возведёнными в кон. XIX - нач. XX вв., резко контрастирует с хаотичной застройкой прочих турецких городов. Зато очень напоминает старые российские города. После революции Карскую область большевики отдали Турции.

Маньчжурия (1896-1920)

В 1896 году Россия получала от Китая право на строительство железной дороги через Маньчжурию для соединения Сибири с Владивостоком - Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Русские имели право арендовать узкую территорию по обе стороны линии КВЖД. Однако фактически строительство дороги привело к превращению Маньчжурии в зависимую от России территорию, с русской администрацией, армией, полицией и судами. Туда хлынули русские переселенцы. Российское правительство начало рассматривать проект включения Маньчжурии в состав империи под названием "Желтороссия". В результате поражения России в русско-японской войне, южная часть Маньчжурии попала в сферу влияния Японии. После революции русское влияние в Маньчжурии стало убывать. Наконец, в 1920 году китайские войска заняли русские объекты, включая Харбин и КВЖД, окончательно закрыв проект "Желтороссия".

Благодаря героической обороне Порт-Артура, многие знают, что этот город до поражения в русско-японской войне принадлежал Российской империи. Но меньше известен факт, что одно время Порт-Артур входил в состав СССР. После разгрома японской Квантунской армии в 1945 году Порт-Артур по договору с Китаем был передан Советскому Союзу сроком на 30 лет в качестве военно-морской базы. Позже СССР и КНР договорились о возвращении города в 1952 году. По просьбе китайской стороны, в связи со сложной международной обстановкой (Корейская война) советские вооружённые силы задержались в Порт-Артуре до 1955 года.

Если не брать в расчет распад Российской империи и крах СССР, то самая известная (и самая крупная) территориальная потеря России - Аляска. Но наша страна теряла и другие территории. Об этих потерях сегодня вспоминают редко.

Южное побережье Каспия (1723-1732)

Прорубив, в результате победы над шведами, «окно в Европу», Пётр I принялся рубить окно в Индию. Для этой цели он предпринял в 1722-1723 гг. походы в раздираемую междоусобицами Персию. В результате этих походов под властью России оказалось всё западное и южное побережье Каспийского моря.

Но Закавказье - не Прибалтика. Завоевать эти территории оказалось намного легче, чем балтийские владения Швеции, но удержать - сложнее. Из-за эпидемий и постоянных нападений горцев русские войска уменьшились наполовину.

Россия, истощённая войнами и реформами Петра, не могла удерживать столь дорого обходившееся приобретение и в 1732 году эти земли были возвращены Персии.

Средиземноморье: Мальта (1798-1800) и Ионические острова (1800-1807)

В 1798 году Наполеон по пути в Египет подверг разгрому Мальту, которой владели рыцари Ордена госпитальеров, основанного ещё во времена Крестовых походов. Придя в себя после погрома, рыцари избрали российского императора Павла I Великим Магистром Мальтийского Ордена. Эмблема Ордена вошла в Государственный герб России. Этим, пожалуй, и ограничились видимые признаки того, что остров находится под властью России. В 1800 году Мальту захватили англичане.

В отличие от формального владения Мальтой, власть России над Ионическими островами у берегов Греции была более реальной.
В 1800 году русско-турецкая эскадра под командованием знаменитого флотоводца Ушакова захватила сильно укреплённый французами остров Корфу. Была учреждена Республика Семи Островов, формально, в качестве турецкого протектората, но по факту, под русским управлением. По Тильзитскому миру (1807) император Александр I негласно уступил острова Наполеону.

Румыния (1807-1812, 1828-1834)

Первый раз Румыния (точнее два отдельных княжества - Молдавия и Валахия) оказалась под властью России в 1807 году - во время очередной русско-турецкой войны (1806-1812). Население княжеств было приведено к присяге на верность российскому императору; на всей территории было введено прямое российское правление. Но вторжение Наполеона в 1812 году вынудило Россию заключить скорейший мир с Турцией, согласно которому русским отходила только восточная часть княжества Молдавия (Бессарабия, совр. Молдова).

Второй раз Россия установила свою власть в княжествах в ходе русско-турецкой войны 1828-29 годах. По завершении войны русские войска не ушли, княжествами продолжила управлять российская администрация. Более того, Николай I, подавивший внутри России любые ростки свободы, даёт своим новым территориям Конституцию! Правда, называлась она «органическими регламентами», поскольку для Николая I слово «конституция» было слишком крамольным.
Россия охотно превратила бы Молдавию и Валахию, которыми владела фактически, в свои владения де-юре, но в дело вмешались Англия, Франция и Австрия. В результате, в 1834 году русская армия была из княжеств выведена. Окончательно своё влияние в княжествах Россия потеряла после поражения в Крымской войне.

Карс (1877-1918)

В 1877 году в ходе русско-турецкой войны (1877-1878) Карс был взят русскими войсками. По мирному договору, Карс вместе с Батумом отошли к России.
Карская область стала активно заселяться русскими переселенцами. Карс застраивался по плану, разработанному русскими архитекторами. Даже сейчас Карс с его строго параллельными и перпендикулярными улицами, типично русскими домами, возведёнными в кон. XIX - нач. XX вв., резко контрастирует с хаотичной застройкой прочих турецких городов. Зато очень напоминает старые российские города.
После революции Карскую область большевики отдали Турции.

Манчжурия (1896-1920)

В 1896 году Россия получала от Китая право на строительство железной дороги через Маньчжурию для соединения Сибири с Владивостоком - Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Русские имели право арендовать узкую территорию по обе стороны линии КВЖД. Однако фактически строительство дороги привело к превращению Маньчжурии в зависимую от России территорию, с русской администрацией, армией, полицией и судами. Туда хлынули русские переселенцы. Российское правительство начало рассматривать проект включения Маньчжурии в состав империи под названием «Желтороссия».
В результате поражения России в русско-японской войне, южная часть Маньчжурии попала в сферу влияния Японии. После революции русское влияние в Маньчжурии стало убывать. Наконец, в 1920 году китайские войска заняли русские объекты, включая Харбин и КВЖД, окончательно закрыв проект « Желтороссия».

Какие территории потеряла Россия

Если не брать в расчет распад Российской империи и крах СССР, то самая известная (и самая крупная) территориальная потеря России - Аляска. Но наша страна теряла и другие территории. Об этих потерях сегодня вспоминают редко.

Южное побережье Каспия (1723-1732)

Прорубив, в результате победы над шведами, «окно в Европу», Пётр I принялся рубить окно в Индию. Для этой цели он предпринял в 1722-1723 гг. походы в раздираемую междоусобицами Персию. В результате этих походов под властью России оказалось всё западное и южное побережье Каспийского моря.

Но Закавказье - не Прибалтика. Завоевать эти территории оказалось намного легче, чем балтийские владения Швеции, но удержать - сложнее. Из-за эпидемий и постоянных нападений горцев русские войска уменьшились наполовину.

Россия, истощённая войнами и реформами Петра, не могла удерживать столь дорого обходившееся приобретение и в 1732 году эти земли были возвращены Персии.

Средиземноморье: Мальта (1798-1800) и Ионические острова (1800-1807)

В 1798 году Наполеон по пути в Египет подверг разгрому Мальту, которой владели рыцари Ордена госпитальеров, основанного ещё во времена Крестовых походов. Придя в себя после погрома, рыцари избрали российского императора Павла I Великим Магистром Мальтийского Ордена. Эмблема Ордена вошла в Государственный герб России. Этим, пожалуй, и ограничились видимые признаки того, что остров находится под властью России. В 1800 году Мальту захватили англичане.

В отличие от формального владения Мальтой, власть России над Ионическими островами у берегов Греции была более реальной.

В 1800 году русско-турецкая эскадра под командованием знаменитого флотоводца Ушакова захватила сильно укреплённый французами остров Корфу. Была учреждена Республика Семи Островов, формально, в качестве турецкого протектората, но по факту, под русским управлением. По Тильзитскому миру (1807) император Александр I негласно уступил острова Наполеону.

Румыния (1807-1812, 1828-1834)

Первый раз Румыния (точнее два отдельных княжества - Молдавия и Валахия) оказалась под властью России в 1807 году - во время очередной русско-турецкой войны (1806-1812). Население княжеств было приведено к присяге на верность российскому императору; на всей территории было введено прямое российское правление. Но вторжение Наполеона в 1812 году вынудило Россию заключить скорейший мир с Турцией, согласно которому русским отходила только восточная часть княжества Молдавия (Бессарабия, совр. Молдова).

Второй раз Россия установила свою власть в княжествах в ходе русско-турецкой войны 1828-29 годах. По завершении войны русские войска не ушли, княжествами продолжила управлять российская администрация. Более того, Николай I, подавивший внутри России любые ростки свободы, даёт своим новым территориям Конституцию! Правда, называлась она «органическими регламентами», поскольку для Николая I слово «конституция» было слишком крамольным.

Россия охотно превратила бы Молдавию и Валахию, которыми владела фактически, в свои владения де-юре, но в дело вмешались Англия, Франция и Австрия. В результате, в 1834 году русская армия была из княжеств выведена. Окончательно своё влияние в княжествах Россия потеряла после поражения в Крымской войне.

Карс (1877-1918)

В 1877 году в ходе русско-турецкой войны (1877-1878) Карс был взят русскими войсками. По мирному договору, Карс вместе с Батумом отошли к России.

Карская область стала активно заселяться русскими переселенцами. Карс застраивался по плану, разработанному русскими архитекторами. Даже сейчас Карс с его строго параллельными и перпендикулярными улицами, типично русскими домами, возведёнными в кон. XIX - нач. XX вв., резко контрастирует с хаотичной застройкой прочих турецких городов. Зато очень напоминает старые российские города.

После революции Карскую область большевики отдали Турции.