Гороскопы

Даниил, епископ Бишкекский и Кыргызстанский (Кузнецов Семен Олегович). Биография Игумен и великая тайна Лавры

Владыка отметил, что на протяжении многих лет приход жил нормальной церковной жизнью, в том числе несколько десятилетий после Великой Отечественной войны, пока в начале девяностых туда не был назначен новый священник, иерей Иоанн Привалов . «С его появлением начались многочисленные изменения, которые вызвали непонимание и негодование местных жителей. Они не могли смириться с тем, как стало совершаться богослужение, искажаться устав, и, в конце концов, оказались вынуждены ездить в другие храмы. Тогда же они стали обращаться к другим приходским священникам и в епархию, с вопросом, кто разрешил отцу Иоанну так служить. Священнослужители, которые присутствовали на заседании Епархиального совета от 11 января 2013 года, рассказывали о том, как трудно было отвечать этим людям. Очень переживал настоятель Ильинского собора, протоиерей Владимир Кузив - с ним, епархиальным духовником, отец Иоанн даже не посоветовался. Священники на Совете рассказывали, как эти люди плакали, говорили, что их выгоняют с Литургии, не дают крестить и причащать детей», - отмечает владыка Даниил.

Причем владыка Пантелеимон, а затем владыка Тихон не раз говорили отцу Иоанну прекратить свои новшества и самочиния. Он на какое-то время возвращался к церковному уставу, а затем все начиналось сначала.

«А между тем в Церкви человек приносит присягу, как в армии; как пишет Симеон Новый Богослов и другие Святые Отцы, через Крещение мы вступаем в воинство Христово. Тем более это касается священнослужителя, который перед рукоположением подписывает специальный документ, обязуясь оказывать полное послушание Матери-Церкви и ничего не предпринимать по своей воле. “...обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием и Животворящим Крестом в том, что… Богослужения буду совершать с усердием и благоговением, по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя” (из текста присяги). “Клянусь перед Всемогущим Богом” - это страшные слова», - отмечает архиерей.

При этом, отмечает владыка, некоторые люди рассуждаю так: какая разница, как служит отец Иоанн, как оглашает, как меняет Устав, какие проводит эксперименты, главное - что у него налажена общинная жизнь, что к нему в это маленькое село ездит столько интеллигенции, приезжают знаменитости со всей России… В Церкви, мол, должно быть разномыслие, так пусть он служит как хочет, зачем подгонять его под какие-то общие стандарты, если он такой замечательный миссионер и духовник? «Так могут говорить только люди, не знающие церковной жизни, - подчеркивает митрополит Даниил. - С отрицания вертикали иерархии начинались все ереси и расколы. Священник является авторитетом для прихожан, если находится в правильном русле; для священника таким авторитетом является епископ, для епископа - Патриарх и Архиерейский Собор. Выйти из послушания Церкви человек может только в том случае, если она исповедует ересь. Со стороны отца Иоанна мы видим именно измену церковной присяге . Здесь бы я хотел привести слова приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия , сказанные им еще в 1997 году: “Не видя истинной причины современных нестроений, некоторые пастыри и их пасомые полагают, что все можно исправить внешним, формальным изменением порядка церковной жизни. Например, совершать богослужение на русском языке, всем приходом обязательно причащаться каждое воскресенье или за каждой Литургией, отменить традиционную в нашей Церкви обязательную исповедь перед Причастием и т.д. <...> В некоторых общинах начинают без благословения правящего епископа вводить всевозможные новшества и реформы, нередко уподобляясь в этом обновленцам 1920-1930-х годов прошлого столетия и протестантам. И возникают доморощенные переводы богослужения на русский язык, поражающие своей безвкусицей и бездарностью, отдающие сектантским душком пародии на древние “Агапы”, отмена исповеди в общем порядке и даже местные самостийные “канонизации” без какой-либо санкции церковной власти”».

«Разумеется, - продолжает владыка, - ни один священник не может сказать, что в своем служении свободен от ошибок. Все мы нуждаемся в исповеди, и если священник намеренно отдаляется от епархиального духовника, которому некогда исповедовался за всю жизнь, с которым его связала Церковь, это не лучший признак. А если говорить о размерах общины, то у нас есть немало крепких общин (и более многочисленных, чем община отца Иоанна), где настоятели не нарушают церковного устава. Так что называть заостровский приход лучшим миссионерским приходом не совсем корректно. И тех, кто говорит об этом, хочется спросить: а вы были в других храмах, встречались с другими священниками?»

Как отмечает владыка, за все время его архиерейского служения он первый раз столкнулся с ситуацией, когда епархиальный совет собирается не по инициативе архиерея, а по просьбам священнослужителей и даже мирян. «Это было действительно выражение соборного мнения, общего желания разобраться и исправить сложившееся положение», - подчеркивает он.

«Беседа прошла миролюбиво, все участники Совета говорили абсолютно свободно, - свидетельствует митрополит Даниил. - В конце концов я обратился к священнослужителям, многие из которых служат здесь значительно дольше меня, и спросил их совета. Отец Владимир Кузив, духовник епархии, старейший по хиротонии священник (он служит в нашем крае уже 35 лет), предложил дать отцу Иоанну возможность послужить в кафедральном соборе, и территориально, и духовно ближе к архиерею и другим пастырям. Это предложение было одобрено с полным единодушием».

Перевод же о.Иоанна Привалова на новое место служения вовсе не означает разрушения церковной общины, считает архиерей: «Во-первых, действительно крепкую общину это разрушить не может, а во-вторых, теперь отец Иоанн станет гораздо доступнее для большинства ее членов, которые живут в Архангельске. А приход, как известно, не в стенах, а в людях. Вместе с тем именно в этой общине можно видеть некоторые нездоровые тенденции, которые связаны с тем, что ее члены являются прямыми последователями учения отца Георгия Кочеткова . Вот что говорил Святейший Патриарх Алексий о служении о.Георгия в Успенском храме в Печатниках: “...псевдомиссионерская деятельность в этом приходе ориентирована на привлечение духовно ищущих людей не ко Христу и в Церковь, а непременно в собственную приходскую общину. В этом приходе сложился совершенно нетерпимый в Церкви культ настоятеля, авторитет которого ставился выше авторитета Священноначалия. Тем самым попирались сами основы канонического строя; в общине грубо пренебрегали богослужебными церковными традициями. Эта община противопоставляла себя другим приходам Русской Православной Церкви, являясь, по сути дела, сектантски ориентированным сообществом…”. С не менее жесткой критикой учения и деятельности отца Георгия Кочеткова выступали митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, митрополит Тверской и Кашинский Виктор, митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) († 2006), архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Димитрий Смирнов, протоиерей Валентин Асмус, иерей Олег Давыденков, иерей Даниил Сысоев († 2009), протодиакон Андрей Кураев, Дворкин Александр Леонидович, Петрушко Владислав Игоревич и многие другие иерархи, священнослужители и миряне Русской Церкви».

«Что касается общины отца Иоанна Привалова, то я приведу самый очевидный пример. По предложению Епархиального собрания вторым священником в Заостровье был назначен иерей Петр Кузнецов. Замечательный интеллигентный священнослужитель, оставивший Петербург, благополучную комфортную жизнь, о которой многие мечтают, ради служения на Севере. Тогда я отправил его в далекое пинежское село, а он за год создал там приход, построил храм; не испугался ехать в глушь на неопределенный срок. Затем я перевёл его в Архангельск, а потом и в Заостровье. И вот через некоторое время, когда я выходил из Ильинского собора после воскресной Литургии, ко мне подошли прихожане отца Иоанна Привалова, которые за этой же Литургией причащались Святых Христовых Таин; они буквально преградили дорогу и стали требовать убрать из их храма отца Петра и вернуть отца Павла Бибина, который служил там раньше… Я попытался пройти, но меня схватили за рясу, так что я с трудом устоял на ногах, да еще держали прямо перед мной телефоны и вели видеозапись. С большим трудом мне удалось пройти. Позже я вызвал к себе отца Иоанна и рассказал ему об этом инциденте. И предложил представить такую картину: идет по Лавре, где я долго жил, наместник архиепископ Феогност, и вдруг ему преграждает дорогу какой-нибудь послушник, хватает за рясу и предлагает поговорить начистоту прямо сейчас… Такой поступок многое бы сказал об этом послушнике - его смирении, уважении к наместнику, любви… Так и здесь. С другой стороны, преподобный Серафим Саровский, причастившись, старался ни с кем не разговаривать, а здесь в таком возбужденном состоянии, с такой агрессией, так вести себя с архиереем - и это после Причастия. Мне очень жаль этих людей, ведь это говорит о их внутренней духовной поврежденности. Отец Иоанн и сам признал, что это ненормально, и добавил, что не давал на это благословения. Хотя до сих пор никто из его чад не принес покаяния за свой поступок», - рассказывает владыка Даниил.

«Отец Иоанн как-то спросил меня, почему бы не устроить на базе его храма “экспериментальную площадку”, - свидетельствует владыка. - Но на нашем Севере сильны традиции, поэтому ни батюшки, ни миряне не приемлют таких “экспериментов”. Как не приемлют они отрицания бессмертия души и посмертных мук, не приемлют деления христиан на “полных” и “неполных” и других новшеств, которые насаждают у нас последователи учения отца Георгия Кочеткова. На мой взгляд, “эксперименты” в церковной жизни в таком плане неуместны совсем. Мой духовник, отец Кирилл (Павлов), с которым мы через стеночку прожили много лет в Троицкой Лавре, всегда говорил, что нужно с трепетом и любовью относиться к уставу, богослужениям церковным и быть в послушании Матери-Церкви. И святой праведный Иоанн Кронштадтский, когда владыка Вениамин (Федченков) спросил, откуда он черпает такие силы, ответил: из нашего богослужения. Наконец, все мы знаем, к чему привели подобные эксперименты в церковной истории XX века».

Что же касается информации, появившейся в интернете, что якобы просьба 20 священников о переводе о.Иоанна Привалова в кафедральный собор вызвана исключительно тем, что Сретенский храм очень богатый, и на его реставрацию выделяются средства, то, отмечает владыка Даниил, «тот, кто утверждает подобное, оскорбляет не только священников, но и самого отца Иоанна. Ведь на протяжении нескольких лет он самостоятельно подписывал акты-приемки работ по реставрационным работам без всякого контроля со стороны епархии, - сказал архиерей. - Кроме того, в беседе со мной отец Иоанн признался, что храм находится в тяжелом финансовом положении: нет новых облачений, необходимых книг, не хватает средств для закупки литературы в церковную лавку. Даже нет средств на содержание второго священника. Поэтому в конце Епархиального совета я и предложил подумать о том, как исправить это положение. Отцы сами вызвались выделять по 1 тысяче рублей со своих приходов на содержание священнослужителя».

«Вообще следует отметить единодушие участников собрания. Ни один из них не предложил запретить отца Иоанна в священнослужении, хотя другие священники, я знаю, об этом говорили. Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем, кто счел принятое решение излишне мягким: перевод отца Иоанна был продиктован общим мнением участников. Судя по всему, это единственный шанс уврачевать этот недуг», - считает митрополит Даниил.

Тезоименитство 30 августа/12 сентября (благоверного князя Даниила Московского) .

Биография

В апреле 1979 года был призван в ряды Вооруженных сил СССР . Позднее вспоминал: «Попал я в спецвойска. И увидел военную жизнь изнутри. Понравилась мне она очень - серьёзная, порядочная. Я даже стал подумывать, не стать ли мне военным. Но какое-то сомнение меня изнутри всё-таки подтачивало, что-то угнетало. Неожиданно дали мне отпуск. Приезжаю домой, вхожу в комнату, где висели старинные иконы, и глубоко-глубоко вдыхаю их запах. Меня как бы пронзило. Я бросился в храм, исповедался, причастился. Это было моё первое сознательное пришествие в церковь».

После демобилизации в 1981 году поступил в Одесскую духовную семинарию, которую окончил в 1984 году , после чего поступил в Московскую духовную академию .

Монах и священнослужитель

В марте 1985 года был принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры . По его воспоминаниям, «как пришёл в Лавру, так и пленился ею. Она преображает не только монашествующих, но и светских людей. Я был свидетелем, как в 1987 году в Лавру приехала „железная леди “ Маргарет Тэтчер . Едва она переступила порог этой обители, как просто преобразилась: глаза её буквально светились».

20 июня того же года наместником Лавры архимандритом Алексием (Кутеповым) в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры был пострижен в монашество с именем Даниил в честь преподобного Даниила Московского .

28 августа 1986 года в Успенском кафедральном соборе Владимира тем же иерархом был рукоположен в сан иеромонаха .

26 марта 1988 года был возведён в сан игумена .

29 декабря 1989 года был возведён в сан архимандрита .

Епископ Южно-Сахалинский и Курильский

10 ноября 2001 года в храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре , в Москве, было совершено наречение архимандрита Даниила во епископа Южно-Сахалинского и Курильского .

Прибыв к месту служения, столкнулся со значительными проблемами, препятствовавшими развитию церковной жизни в регионе: отсутствие глубоких церковных традиций на Сахалине, где большую часть советского периода не было действующих храмов, а первый открылся только в 1989 году: «здесь по приезде меня окружили совсем другие люди, тоже добрые, верующие, искренние, но ничего не знающие о Православии» ; бедность и депрессивность региона: «таких страшных подъездов, как на Сахалине, я нигде не видел» ; тяжёлый климат; острая нехватка священников и недостаточная подготовленность уже имевшихся - удаленность от Москвы и финансовые трудности не позволяли духовенству получать духовное образование, а выпускники семинарий практически не приезжали служить на Сахалин ; острая нехватка активных мирян - «не сформировалась мощная прослойка православной общественности», в том числе из-за постоянного оттока экономически активного населения с острова; практически полное отсутствие полноценных храмовых зданий - приходы располагались во переоборудованных под храмы помещениях; неразвитость транспортной инфраструктуры : «асфальтировано лишь сто километров [дорог]. <…> До дальних приходов не только не доедешь - не долетишь, но и по телефону, бывает, не свяжешься» , особенно трудно было попасть на Курилы ; дороговизна доставки строительных материалов на остров (на Сахалине они не производились) и необходимость делать здания сейсмоустойчивыми , что повышало стоимость их возведения в несколько раз по сравнению с материком; острая недостаточность финансовых средств и отсутствие внешних дотаций .

Особую угрозу представляли многочленные секты, которые отличались крайне высокой активностью на Сахалине и хорошо финансировались из-за рубежа; по оценкам епископа Даниила во второй половине 2000-х годов Сахалин за год посещало порядка 200 иностранных миссионеров , главным образом из Южной Кореи и США . Часто эти секты имели антироссийскую направленность . По словам епископа Даниила: «в избытке молельные дома баптистов, пятидесятников, иеговистов, куда сахалинцы ходят ради куска хлеба. Их возят туда на шикарных автобусах. После зловредных сеансов людей кормили, да подарки дарили: финансовые возможности у сектантов немалые: десятки тысяч долларов ежегодно поступают из-за рубежа на содержание 150 миссионеров. Для сравнения скажу, что за 2002 год на Сахалин приехало всего… три православных миссионера. Молельные дома их построены основательно, с размахом. А мы под храмы получили самые плохие здания» .

В упадке на тот момент по воспоминаниям епископа Даниила находилась фактически и сама Южно-Сахалинская и Курильская епархия: «Работали здесь по вахтовому методу - приехал, поработал три года и уехал. Дух временщичества был не только в городе, но и, к сожалению, в епархиальном управлении. <…> У епархии на тот период долгов было более чем достаточно <…> Удалённость, неверие в развитие духовности и культуры на островах, которое читалось даже в глазах священнослужителей. После первого собрания духовенства я понял, что ко мне относятся несерьёзно. Многие думали, что Сахалин для меня что-то вроде „трамплина“, и через некоторое время я уеду обратно» .

Одним из первых своих указов отменил плату за крещение и за венчание , распорядившись ограничиваться лишь пожертвованиями. По его инициативе в епархии не повышались цены на свечи, несмотря на инфляцию - все эти меры связаны с бедностью большинства прихожан . В 2002 году организованы епархиальные курсы по подготовке псаломщиков, руководителей церковных хоров и преподавателей воскресных школ . Предпринял меры по расширению Воскресенского кафедрального собора , достроив к нему трапезную и колокольню, притвор. Был открыт домовый храм во имя великомученика Пантелеимона при Сахалинской областной больнице (2002). В октябре 2003 года у епархии появился сайт . При епархиальном миссионерском отделе было создано «Братство Александра Невского», занимавшееся молодёжным и православно-патриотическим служением. С 2005 года братством стал проводиться ежегодный летний молодежный православный лагерь в селе Дуэ . В -2009 годы на Сахалине действовал Центр Дистанционного обучения ПСТГУ . Появление филиала ПСТГУ позволило отчасти восполнить недостаток духовного образования клириков и мирян. Кроме того приезжавшие из Москвы студенты ПСТГУ привлекались к миссионерским и образовательным программам Епархии , участвовали в работе воскресных школ действующих при приходах и воинских частях, принимают участие в различных церковных мероприятиях . Епархия старалась заниматься и социальным служением, хотя собирать для этого средства приходилось с трудом .

Будучи убеждённым сторонником активизации миссионерской деятельности Русской православной церкви в условиях конкуренции с протестантскими проповедниками, обладающими значительными финансовыми возможностями , стал активно рассказывать о своей епархии, бывая за её пределами, и содействовать приезду на остров как православных миссионеров, так и вообще православных людей самых разных профессий : «нам сейчас особенно важно, чтобы приезжали православные миряне. <…> Для нас очень важно, когда приезжает, например, директор школы, где введены основы православной культуры , и со своими коллегами начинает говорить на профессиональном языке. Приезжает к нам интересный, авторитетный врач, я веду его в областную больницу, и он там начинает с медиками говорить на общем для них языке. И мне очень приятно, что нашу боль, наши трудности сейчас могут разделить не только священнослужители, но и миряне» . На Сахалин приезжали историк В. Л. Махнач , миссионер диакон Андрей Кураев , группа «Братья Карамазовы », Константин Кинчев , профессорско-преподавательский состав ПСТГУ . Было налажено сотрудничество с Фондом Андрея Первозванного , по линии которого на Сахалин приезжали врачи , священники, деятели культуры, артисты . Регулярно стал выступать с лекциями эксперт по тоталитарным сектам, профессор ПСТГУ Александр Дворкин . При этом епископ Даниил отмечал, что кроме вышеперечисленных факторов, миссионерской деятельности препятствовало отсутствие на Сахалине значимых памятников православной культуры и православных святынь: «мы находимся как бы на „протестантских“ позициях. На острове нет наглядных примеров нашей православной истории <…> Нет возможности осязать, реально прикоснуться к русской церковной культуре, и поэтому мы ведём проповедь фактически только с Библией в руках» . Проводил миссионерские богослужения, на которых часто использовал наряду с церковнославянским и русский язык

Старался по мере сил укреплять связь Сахалина с остальной Россией, население которого «было искусственно оторвано от всей России высокими транспортными тарифами и невниманием нашего руководства к Дальнему Востоку» . Начиная с 2004 года епархия стала организовывать или принимать участие в различных научно-практических и культурно-просветительских конференциях ; для участия в них на Сахалин приглашались верующие специалисты различных областей (см. выше). В августе 2004 года состоялось принесение преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары в Южно-Сахалинск, которое стало всегородским торжеством . С 2004 года на Сахалин стали доставлять благодатный огонь из Иерусалима . В апреле 2006 года было достигнуто соглашение с Издательским советом Московского патриархата об издании на Сахалине газеты «Церковный вестник » с региональным приложением в 4 полосы, где публиковались сахалинские журналисты . Организовывались паломнические поездки в материковую Россию . В то же время не поощрял отъезд населения в материковую часть страны: «Мы, православные, не имеем права покидать эту землю. Покинуть - значит отдать кому-то ещё» .

Принял решение строить Духовно-просветительский центр при Воскресенском соборе Южно-Сахалинска для обеспечения функционирования миссионерской и просветительской деятельности Южно-Сахалинской епархии. Такой центр «даст больше, чем десять построенных храмов. Мы должны выйти из храма, но где с людьми встречаться? У нас нет места. В соборе нет места. Нужно читать лекции, проводить беседы, просто попить с людьми чаю» . Проектирование здания началось в декабре 2006 года , в ноябре 2009 года завершилось строительство, а 3 марта 2010 года состоялось его открытие .

С 20 по 23 сентября 2010 года состоялось первое в истории епархии её посещение Патриархом Московским и всея Руси . Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Южно-Сахалинска, принял участие в церемонии открытия епархиального Духовно-просветительского центра и благословил строительство нового кафедрального собора Южно-Сахалинской епархии, посетил Покровский мужской монастырь и храм Вознесения Господня в городе Корсакове и храм Николая Чудотворца в Южно-Сахалинске . По словам епископа Даниила этот приезд воспринимался им как «подведение итогов деятельности епархии за всё время её существования» .

Всего при епископе Данииле было открыто более 15 храмов и часовен . По состоянию на 2009 года действовало 52 прихода; в 20 приходах были открыты воскресные школы для детей и взрослых, на 29 приходах - православные библиотеки . Несмотря на достигнутые результаты, епископу Даниилу не удалось решить многие проблемы своей епархии за время управления ей. Как он отмечал в интервью Журналу Московской Патриархии вскоре после визита Патриарха: «Людям здесь жить очень трудно. Сказывается суровый климат и нестабильная экономическая ситуация. Многие города приходят в упадок и получают статус посёлков. А посёлки в свою очередь становятся сёлами. <…> У нас нет такого количества святых мощей и древних икон, как на материке. У людей нет чувства сопричастности к Вселенскому Православию , они очень болезненно ощущают свою замкнутость, оторванность от остального мира». По прежнему не хватало деятельных мирян. По прежнему были очень активны различные секты, а саму Южно-Сахалинскую епархию он сравнивал с пограничной заставой, «задача которой состоит в том, чтобы задержать противника, до тех пор пока не подойдут основные силы» .

Митрополит Архангельский и Холмогорский

Решением Священного Синода от 27 декабря 2011 года назначен главой Архангельской митрополии , в связи с чем 8 января 2012 года в Успенском соборе Московского Кремля патриархом Кириллом был возведён в сан митрополита .

Примечания

  1. Православный календарь 2013 Архивировано 15 июля 2013 года.
  2. фСПМЮК лНЯЙНБЯЙНИ оЮРПХЮПУХХ 12-2001
  3. Журнал заседания Священного Синода от 6 октября 2001 года: Russian Orthodox Church
  4. Сахалин - это духовная погранзастава... Интервью епископа Даниила (Доровских) / Интервью / Патриархия.ru
  5. Мало храм построить и освятить, надо его ещё и намолить (часть 1) // журнал «Пастырь», ноябрь 2008
  6. Православие на Сахалине

Тезоименитство 30 августа/12 сентября (благоверного князя Даниила Московского) .

Биография

В апреле 1979 года был призван в ряды Вооруженных сил СССР . Позднее вспоминал: «Попал я в спецвойска. И увидел военную жизнь изнутри. Понравилась мне она очень - серьёзная, порядочная. Я даже стал подумывать, не стать ли мне военным. Но какое-то сомнение меня изнутри всё-таки подтачивало, что-то угнетало. Неожиданно дали мне отпуск. Приезжаю домой, вхожу в комнату, где висели старинные иконы, и глубоко-глубоко вдыхаю их запах. Меня как бы пронзило. Я бросился в храм, исповедался, причастился. Это было моё первое сознательное пришествие в церковь».

После демобилизации в 1981 году поступил в Одесскую духовную семинарию, которую окончил в 1984 году , после чего поступил в Московскую духовную академию .

Монах и священнослужитель

В марте 1985 года был принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры . По его воспоминаниям, «как пришёл в Лавру, так и пленился ею. Она преображает не только монашествующих, но и светских людей. Я был свидетелем, как в 1987 году в Лавру приехала „железная леди “ Маргарет Тэтчер . Едва она переступила порог этой обители, как просто преобразилась: глаза её буквально светились».

20 июня того же года наместником Лавры архимандритом Алексием (Кутеповым) в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры был пострижен в монашество с именем Даниил в честь преподобного Даниила Московского .

28 августа 1986 года в Успенском кафедральном соборе Владимира тем же иерархом был рукоположен в сан иеромонаха .

26 марта 1988 года был возведён в сан игумена .

29 декабря 1989 года был возведён в сан архимандрита .

Епископ Южно-Сахалинский и Курильский

10 ноября 2001 года в храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре , в Москве, было совершено наречение архимандрита Даниила во епископа Южно-Сахалинского и Курильского .

Прибыв к месту служения, столкнулся со значительными проблемами, препятствовавшими развитию церковной жизни в регионе: отсутствие глубоких церковных традиций на Сахалине, где большую часть советского периода не было действующих храмов, а первый открылся только в 1989 году: «здесь по приезде меня окружили совсем другие люди, тоже добрые, верующие, искренние, но ничего не знающие о Православии» ; бедность и депрессивность региона: «таких страшных подъездов, как на Сахалине, я нигде не видел» ; тяжёлый климат; острая нехватка священников и недостаточная подготовленность уже имевшихся - удаленность от Москвы и финансовые трудности не позволяли духовенству получать духовное образование, а выпускники семинарий практически не приезжали служить на Сахалин ; острая нехватка активных мирян - «не сформировалась мощная прослойка православной общественности», в том числе из-за постоянного оттока экономически активного населения с острова; практически полное отсутствие полноценных храмовых зданий - приходы располагались во переоборудованных под храмы помещениях; неразвитость транспортной инфраструктуры : «асфальтировано лишь сто километров [дорог]. <…> До дальних приходов не только не доедешь - не долетишь, но и по телефону, бывает, не свяжешься» , особенно трудно было попасть на Курилы ; дороговизна доставки строительных материалов на остров (на Сахалине они не производились) и необходимость делать здания сейсмоустойчивыми , что повышало стоимость их возведения в несколько раз по сравнению с материком; острая недостаточность финансовых средств и отсутствие внешних дотаций .

Особую угрозу представляли многочленные секты, которые отличались крайне высокой активностью на Сахалине и хорошо финансировались из-за рубежа; по оценкам епископа Даниила во второй половине 2000-х годов Сахалин за год посещало порядка 200 иностранных миссионеров , главным образом из Южной Кореи и США . Часто эти секты имели антироссийскую направленность . По словам епископа Даниила: «в избытке молельные дома баптистов, пятидесятников, иеговистов, куда сахалинцы ходят ради куска хлеба. Их возят туда на шикарных автобусах. После зловредных сеансов людей кормили, да подарки дарили: финансовые возможности у сектантов немалые: десятки тысяч долларов ежегодно поступают из-за рубежа на содержание 150 миссионеров. Для сравнения скажу, что за 2002 год на Сахалин приехало всего… три православных миссионера. Молельные дома их построены основательно, с размахом. А мы под храмы получили самые плохие здания» .

В упадке на тот момент по воспоминаниям епископа Даниила находилась фактически и сама Южно-Сахалинская и Курильская епархия: «Работали здесь по вахтовому методу - приехал, поработал три года и уехал. Дух временщичества был не только в городе, но и, к сожалению, в епархиальном управлении. <…> У епархии на тот период долгов было более чем достаточно <…> Удалённость, неверие в развитие духовности и культуры на островах, которое читалось даже в глазах священнослужителей. После первого собрания духовенства я понял, что ко мне относятся несерьёзно. Многие думали, что Сахалин для меня что-то вроде „трамплина“, и через некоторое время я уеду обратно» .

Одним из первых своих указов отменил плату за крещение и за венчание , распорядившись ограничиваться лишь пожертвованиями. По его инициативе в епархии не повышались цены на свечи, несмотря на инфляцию - все эти меры связаны с бедностью большинства прихожан . В 2002 году организованы епархиальные курсы по подготовке псаломщиков, руководителей церковных хоров и преподавателей воскресных школ . Предпринял меры по расширению Воскресенского кафедрального собора , достроив к нему трапезную и колокольню, притвор. Был открыт домовый храм во имя великомученика Пантелеимона при Сахалинской областной больнице (2002). В октябре 2003 года у епархии появился сайт . При епархиальном миссионерском отделе было создано «Братство Александра Невского», занимавшееся молодёжным и православно-патриотическим служением. С 2005 года братством стал проводиться ежегодный летний молодежный православный лагерь в селе Дуэ . В -2009 годы на Сахалине действовал Центр Дистанционного обучения ПСТГУ . Появление филиала ПСТГУ позволило отчасти восполнить недостаток духовного образования клириков и мирян. Кроме того приезжавшие из Москвы студенты ПСТГУ привлекались к миссионерским и образовательным программам Епархии , участвовали в работе воскресных школ действующих при приходах и воинских частях, принимают участие в различных церковных мероприятиях . Епархия старалась заниматься и социальным служением, хотя собирать для этого средства приходилось с трудом .

Будучи убеждённым сторонником активизации миссионерской деятельности Русской православной церкви в условиях конкуренции с протестантскими проповедниками, обладающими значительными финансовыми возможностями , стал активно рассказывать о своей епархии, бывая за её пределами, и содействовать приезду на остров как православных миссионеров, так и вообще православных людей самых разных профессий : «нам сейчас особенно важно, чтобы приезжали православные миряне. <…> Для нас очень важно, когда приезжает, например, директор школы, где введены основы православной культуры , и со своими коллегами начинает говорить на профессиональном языке. Приезжает к нам интересный, авторитетный врач, я веду его в областную больницу, и он там начинает с медиками говорить на общем для них языке. И мне очень приятно, что нашу боль, наши трудности сейчас могут разделить не только священнослужители, но и миряне» . На Сахалин приезжали историк В. Л. Махнач , миссионер диакон Андрей Кураев , группа «Братья Карамазовы », Константин Кинчев , профессорско-преподавательский состав ПСТГУ . Было налажено сотрудничество с Фондом Андрея Первозванного , по линии которого на Сахалин приезжали врачи , священники, деятели культуры, артисты . Регулярно стал выступать с лекциями эксперт по тоталитарным сектам, профессор ПСТГУ Александр Дворкин . При этом епископ Даниил отмечал, что кроме вышеперечисленных факторов, миссионерской деятельности препятствовало отсутствие на Сахалине значимых памятников православной культуры и православных святынь: «мы находимся как бы на „протестантских“ позициях. На острове нет наглядных примеров нашей православной истории <…> Нет возможности осязать, реально прикоснуться к русской церковной культуре, и поэтому мы ведём проповедь фактически только с Библией в руках» . Проводил миссионерские богослужения, на которых часто использовал наряду с церковнославянским и русский язык

Старался по мере сил укреплять связь Сахалина с остальной Россией, население которого «было искусственно оторвано от всей России высокими транспортными тарифами и невниманием нашего руководства к Дальнему Востоку» . Начиная с 2004 года епархия стала организовывать или принимать участие в различных научно-практических и культурно-просветительских конференциях ; для участия в них на Сахалин приглашались верующие специалисты различных областей (см. выше). В августе 2004 года состоялось принесение преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары в Южно-Сахалинск, которое стало всегородским торжеством . С 2004 года на Сахалин стали доставлять благодатный огонь из Иерусалима . В апреле 2006 года было достигнуто соглашение с Издательским советом Московского патриархата об издании на Сахалине газеты «Церковный вестник » с региональным приложением в 4 полосы, где публиковались сахалинские журналисты . Организовывались паломнические поездки в материковую Россию . В то же время не поощрял отъезд населения в материковую часть страны: «Мы, православные, не имеем права покидать эту землю. Покинуть - значит отдать кому-то ещё» .

Принял решение строить Духовно-просветительский центр при Воскресенском соборе Южно-Сахалинска для обеспечения функционирования миссионерской и просветительской деятельности Южно-Сахалинской епархии. Такой центр «даст больше, чем десять построенных храмов. Мы должны выйти из храма, но где с людьми встречаться? У нас нет места. В соборе нет места. Нужно читать лекции, проводить беседы, просто попить с людьми чаю» . Проектирование здания началось в декабре 2006 года , в ноябре 2009 года завершилось строительство, а 3 марта 2010 года состоялось его открытие .

С 20 по 23 сентября 2010 года состоялось первое в истории епархии её посещение Патриархом Московским и всея Руси . Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Южно-Сахалинска, принял участие в церемонии открытия епархиального Духовно-просветительского центра и благословил строительство нового кафедрального собора Южно-Сахалинской епархии, посетил Покровский мужской монастырь и храм Вознесения Господня в городе Корсакове и храм Николая Чудотворца в Южно-Сахалинске . По словам епископа Даниила этот приезд воспринимался им как «подведение итогов деятельности епархии за всё время её существования» .

Всего при епископе Данииле было открыто более 15 храмов и часовен . По состоянию на 2009 года действовало 52 прихода; в 20 приходах были открыты воскресные школы для детей и взрослых, на 29 приходах - православные библиотеки . Несмотря на достигнутые результаты, епископу Даниилу не удалось решить многие проблемы своей епархии за время управления ей. Как он отмечал в интервью Журналу Московской Патриархии вскоре после визита Патриарха: «Людям здесь жить очень трудно. Сказывается суровый климат и нестабильная экономическая ситуация. Многие города приходят в упадок и получают статус посёлков. А посёлки в свою очередь становятся сёлами. <…> У нас нет такого количества святых мощей и древних икон, как на материке. У людей нет чувства сопричастности к Вселенскому Православию , они очень болезненно ощущают свою замкнутость, оторванность от остального мира». По прежнему не хватало деятельных мирян. По прежнему были очень активны различные секты, а саму Южно-Сахалинскую епархию он сравнивал с пограничной заставой, «задача которой состоит в том, чтобы задержать противника, до тех пор пока не подойдут основные силы» .

Митрополит Архангельский и Холмогорский

Решением Священного Синода от 27 декабря 2011 года назначен главой Архангельской митрополии , в связи с чем 8 января 2012 года в Успенском соборе Московского Кремля патриархом Кириллом был возведён в сан митрополита .

Примечания

  1. Православный календарь 2013 Архивировано 15 июля 2013 года.
  2. фСПМЮК лНЯЙНБЯЙНИ оЮРПХЮПУХХ 12-2001
  3. Журнал заседания Священного Синода от 6 октября 2001 года: Russian Orthodox Church
  4. Сахалин - это духовная погранзастава... Интервью епископа Даниила (Доровских) / Интервью / Патриархия.ru
  5. Мало храм построить и освятить, надо его ещё и намолить (часть 1) // журнал «Пастырь», ноябрь 2008
  6. Православие на Сахалине

Димитрий Троицкий родился 6 (18) октября 1887 года в семье священноцерковнослужителя села Липицы Липицкой волости Каширского уезда Тульской губернии (ныне центр Сельского поселения Липицкое Серпуховского района Московской области).

Окончил Тульское Духовное Училище и, в 1909 году, Тульскую духовную семинарию.

В 1913 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В том же году окончил Императорский Санкт-Петербургский археологический институт.

С 16 (29) августа 1913 года - преподаватель Холмской духовной семинарии (город Холм Холмской губернии).

28 сентября 1913 пострижен в монашество, с 29 сентября 1913 иеродиакон; 1 октября 1913 рукоположен во иеромонаха.

С 26 августа (8 сентября) 1914 года - преподаватель по кафедре Священного Писания Тульской духовной семинарии.

С 28 октября (10 ноября) 1917 года - настоятель Болховского Троицкого Оптина монастыря Орловской епархии. Одновременно являлся председателем Болховского Макарьевского отделения Орловского Церковного историко-археологического общества.

Лучшие дня

Архиерей

17 (30) апреля 1921, в Великую Субботу, архимандрит Даниил был хиротонисан во епископа Елецкого, викария Орловской епархии.

Во время проповедей критиковал новую власть: «Все забыли праведное учение и стали верить в какую-то кучку людей, не понимающих самих себя…». Был арестован 2 ноября 1921 года в Болхове за антисоветскую агитацию и председательствование в нелегально существующем с 1918 по 1921 г. в г. Орле церковном историко-археологическом обществе. 8 апреля 1922 года освобождён под подписку о невыезде из пределов Болховского и Мценского уездов.

17 мая 1922 года, ввиду ареста Епископа Серафима, духовенство Орловской епархии обратилось к епископу Даниилу с прошением принять управление епархией. Епископ борося с обновленчеством.

28 октября 1922 года был вновь арестован в Болхове за контрреволюционную агитацию и нелегальное существование церковного историко-археологического общества. Президиум Орловского ОГПУ СССР 15 ноября 1922 года приговорил к 2 годам высылки в Хиву. Отбывал ссылку в городе Пенджикенте.

Будучи ссыльным, вместе с епископом Василием (Зуммером) участвовал в тайной архиерейской хиротонии владыки Луки (Войно-Ясенецкого).

Подписал письмо 25 архиереев от 2 апреля 1926 года в поддержку канонических мер прещений, предпринятых Заместителем Патриаршего Местоблюстителя Митрополитом Сергия против организаторов григорианского раскола.

С апреля по сентябрь 1926 года был заключён в Бутырской тюрьме в Москве, после чего выслан в Кинешму.

С декабря 1927 года - епископ Шадринский, викарий Свердловской епархии. В должность, видимо, не вступил.

«За агитацию против колхозов» был арестован и выслан в Архангельскую губернию.

С августа 1931 года - епископ Орловский.

С декабря 1931 года - епископ Брянский и Севский.

Запомнился жителям Брянска своими пламенными проповедями, а также тем, что при нём были обретены и вновь погребены под алтарем Введенского храма мощи святого князя Олега Романовича Брянского. Сделано это было «во избежание поругания от безбожных властей».

Скончался 17 марта 1934 года от тифа - сказалось подорванное в последней, северной ссылке здоровье.

Архиепископ Даниил был погребён на небольшом кладбище в Володарском районе города Брянска. В 1950-х годах кладбище было ликвидировано, на его месте устроили двор жилого дома. Перезахоронить останки Даниила никто в то время не решился.

Вопрос о канонизации

В 2005 году в Брянской епархии завершила свою работу комиссия по канонизации архиепископа Даниила. После изучения архивных документов церковные власти признали, что архиепископ пострадал за веру, то есть имеется возможность для его причисления к лику святых как исповедника. Решение этого вопроса остаётся за Священным Синодом.

Семья

Отец - Алексей Петрович Троицкий, сын священника и сам сельский священник;

Брат - Владимир, в монашестве Иларион, архиепископ, причислен к лику святях;

Брат - Алексей, священник в родном селе Липицы, погиб в лагере;

Сёстры - Ольга и София.

«Нельзя поддаваться искушению современного мира, завлекающего в поле, где люди играют по законам зла. Нужно держать удар, чтобы не опуститься на уровень злобы, не начать мстить. Следует послушать Господа, говорящего: "Мне отмщение, и Я воздам". Когда человек начинает мстить, от него отходит благодать Божия. Человек как бы говорит: "Боженька, отойди в сторону!" Несчастный мститель творит страшные поступки. Да не будет сего с нами! Обратимся от всего сердца к Божией Матери, попросим Ее о помощи, и тогда ничто не сможет отлучить нас от любви Божией».

Биография:

Митрополит Даниил (в миру Александр Григорьевич Доровских) родился 27 декабря 1960 г. в Воронеже в верующей семье. В 1978 г. окончил среднюю школу, в 1979-1981 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1984 г. окончил Одесскую духовную семинарию.

20 июня 1985 г. был пострижен в монашество в Свято Троице-Сергиевой лавре с именем Даниил - в честь преподобного Даниила Московского. 3 июля 1985 г. рукоположен во иеродиакона, 28 августа 1986 - во иеромонаха. В 1988 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. 26 мapтa 1988 г. возведен в сан игумена, 29 декабря 1989 г. - в сан архимандрита. С 19 июля 1988 г. нес послушание благочинного Троице-Сергиевой лавры. 11 ноября 2001 г. в Москве в Храме Христа Спасителя хиротонисан во епископа Южно-Сахалинского и Курильского.

За годы архиерейского служения епископа Даниила на Сахалине были открыты несколько десятков православных приходов и молодежные лагеря, а также православный лекторий, куда регулярно приезжали известные священники и религиоведы из Москвы. По благословению владыки Даниила были построены храм на острове Шикотан и часовня в Тятине на острове Кунашир - территориях, на которые претендует Япония. В 2004 г. на Сахалине был открыт филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в 2010 г. - Духовно-просветительский центр при Воскресенском кафедральном соборе Южно-Сахалинска.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2010 г. (журнал № 120) владыка Даниил избран епископом Архангельским и Холмогорским.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 150) назначен главой Архангельской митрополии. Также Синод поручил временное управление новообразованной Котласской епархией.

8 января 2012 г. в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля на малом входе Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возвел епископа Даниила в сан митрополита.