Гороскопы

Сергей бондарчук хотел уйти от ирины скобцевой. Как росли дети знаменитой пары, и почему их сын Фёдор часто обижался на родителей? Юность и начало театральной карьеры

Ирина Константиновна Скобцева — легендарная актриса кино и театра, первая роковая красавица советского кино. В 1974 году получила звание Народной артистки РСФСР.

Детские годы

Ирина Скобцева появилась на свет в городе Туле 22 августа 1927 г. Ее родители - работники научной сферы. Местом работы отца на протяжении всей жизни оставалась метеорологическая станция. Если говорить о матери, то она была архивным работником, а потому зачастую возвращалась домой, когда была уже глубокая ночь.

С рождением Ирины положение семьи резко изменилось в худшую сторону: родители очень часто оставались дома, от финансового благополучия вскоре не осталось и следа. Тем не менее, семья не падала духом. При любой возможности девочку отправляли на попечение к бабушке и тете, в то время как родители интенсивно работали, чтобы вернуть себе прежнее финансовое состояние.

Именно бабушка и тётя посодействовали тому, что маленькая Ира освоила чтение и письмо задолго до того, как достигла школьного возраста. Еще в ранние годы девочка проявляла такие качества как одаренность и талантливость. Ее интересовали театр, музыка, живопись, она прикладывала усилия, чтобы освоить игру на пианино, была участницей кружков по рисованию и пению, а также упрашивала бабушку, чтобы та почаще водила ее на спектакли в театр. Бабушка всегда соглашалась, так как считала важным уделять внимание творческому развитию своей внучки.

В тот момент, когда Ира пошла в школу, ее тетя попала в автомобильную аварию, в которой погибла она и еще несколько пешеходов. После того, как девочку оповестили об этом, она замкнулась в себе и перестала посещать занятия в школе. По этой причине она на протяжении двух лет ходила в один и тот же класс.

Достаточно медленно Ира начала приходить в себя. Чтобы девочка полностью смогла вернуться к обычной жизни, учителя записали её в школьный театральный клуб, где стали сбываться ее заветные желания.

Юность и начало театральной карьеры

Поскольку Ирина Скобцева окончила среднюю школу с отличием, ей предложили продолжить получение образования в МГУ имени Ломоносова на историческом факультете по искусствоведческому направлению. Она воспользовалась этим заманчивым предложением, несмотря на то, что ее мечтой было поступить в Театральный институт.

Она приняла решение пойти по стопам родителей и стать работником в сфере науки. Впоследствии Ирина говорит о том, что благодаря этому направлению в ней еще сильнее начал развиваться творческий потенциал. В институте Скобцева активно принимала участие в самодеятельности - была участницей студенческого театра.

По прошествии двух лет Ирина Скобцева ушла из МГУ и начала обучаться в школе-студии МХАТ на курсе Карева. Там она стала появляться на сцене как второстепенный персонаж. На протяжении учебы в школе-студии Ирина успела поучаствовать в большом количестве постановок и обзавестись знакомствами со знаменитыми и авторитетными персонами мира телевидения, театра и кино.

Карьера в кино

В первый раз Ирине Скобцевой удалось попасть на большой экран, когда она осваивала последний курс школы МХАТа. Сотни кандидаток приходили на кастинг, но режиссеру Сергею Юткевичу понравился образ Ирины, и он выбрал ее. Она сыграла женскую роль Дездемоны в трагедии Шекспира «Отелло».

После этой роли к ней пришла всесоюзная и всемирная популярность. Позже артистке заслуженно присвоили звание «Мисс шарм Каннского фестиваля».

Прочувствовав вкус небывалого успеха, Ирина Константиновна украсила своим участием более 70 фильмов. Чаще всего ей давали характерные роли в известнейших кинокартинах.

Ей достались главные роли в картине-биографии «Иван Франко», комедиях «Зигзаг удачи», «Обыкновенный человек», детективе «Пятьдесят на пятьдесят», военной драме «Человек в штатском», мелодрамах «Призраки зелёной комнаты» и «Сережа», научной фантастике «Суд сумасшедших», драме «Единожды солгав…».

Также стоит сказать про ее роли на втором плане. Она сыграла в популярных фильмах: эпопее «Война и мир», романтической драме «Белые ночи», лирическом комедийном фильме «Я шагаю по Москве».

Своей актерской игрой она завоевывала сердца зрителей в драмах «Они сражались за Родину» и «Овод», музыкальной сказке «Мэри Поппинс, до свидания!», совместной российско-итало-британской экранизации «Тихий Дон», социальной комедии «Тридцать три».

Кадр из фильма «Они сражались за Родину»

Пожилая артистка не оставила актерскую деятельность и в нынешнем тысячелетии: она снималась в фильмах и сериалах, из которых стоит выделить приключенческую драму «Золото», антиутопию «Обитаемый остров», психологическую и историческую драмы - «Янтарные крылья», «Белая гвардия», а также мелодраму «Семейный ужин».

Стоит упомянуть и о последней кинокартине, в съемках которой актриса принимала участие в возрасте 88 лет. Речь идет о детской приключенческой мистике под названием «Тайна тёмной комнаты». Ирина Скобцева сыграла в этом фильме главную взрослую роль.

Существуют легкоузнаваемые актеры, их распознаешь с первой минуты появления на экране. Скобцева относится к совершенно другой категории. Она всегда выглядит и преподносит себя по-разному, внося новые черты и штрихи в образ, у нее нет особых постоянных примет.

Зачастую режиссеры говорят о том, что Ирина обладает невероятным талантом, который помогает ей одинаково хорошо сыграть как главную, так и второстепенную роль.

Все экранные работы Ирины Скобцевой имеют одну отличительную черту: внешний облик героини у нее всегда получается ярким и емким, не остается без внимания пластический рисунок образа. Здесь как раз и находит свое проявление ее искусствоведческая подготовка и оригинальность таланта.

Но, возможно, важная роль досталась и тому обстоятельству, что начало творческой карьеры актрисы проходило под кураторством С. Юткевича, который был народным артистом СССР и режиссером, наделяющим живописное решение фильма исключительным значением.

О личной жизни

Когда Ирина Константиновна училась в МГУ, ее очаровал Алексей Аджубеев, обучавшийся на факультете журналистики. На тот момент он уже обладал театральным образованием. Они поженились в 1945 году, их брак продлился четыре года. По инициативе Аджубеева в 1949 году пара развелась, поскольку он повстречал Раду Хрущёву.

В тот момент, когда снималась трагедия «Отелло», у Скобцевой завязался роман с Сергеем Бондарчуком. Он тоже играл в этом фильме. Все усложняло то обстоятельство, что у Бондарчука была жена - актриса Инна Макарова. Спустя четыре года влюбленные официально зарегистрировали свои отношения и прожили в браке 35 лет, вплоть до того, как знаменитый актер и режиссер умер.

Своим рождением Ирина Константиновна обязана научному сотруднику Главного управления метеослужбы Константину Алексеевичу Скобцеву и его супруге - Юлии Николаевне, архивариусу. Произошло знаменательное событие в городе Тула.

Примечательно, что будущая гран-дама советского кинематографа после окончания средней школы поступила отнюдь не в театральный вуз, а на искусствоведческое отделение исторического факультета Московского университета. «Очевидно, гены во мне проявились», - рассказывала актриса, пояснив, что ее родословная связана со старинным родом купцов Корзинкиных - меценатов и собирателей древнерусской живописи. Вот и Ирина в студенчестве с удовольствием занималась изучением иконописи. Но не только. Параллельно вовлеклась в деятельность студенческого театра и выступала там настолько успешно, что сразу же после завершения учебы в МГУ решила овладеть актерским искусством профессионально и поступила в Школу-Студию МХАТ.

Мисс шарм



Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук в фильме Сергея Юткевича «Отелло». Фото: Global Look Press

На последнем курсе знаменитый режиссер Сергей Юткевич предложил юной красавице-студентке роль Дездемоны в фильме «Отелло», которая и стала кинодебютом Скобцевой. Причем весьма заметным. На фестивале 1956 года в Канне картина получила приз за лучшую режиссуру. А исполнительница роли главной героини получила титул «мисс шарм Каннского кинофестиваля». Это был фурор. Впоследствии, правда, Ирина Константиновна сетовала на то, что при всем при этом фильм оказал ей «медвежью услугу»: «Все заговорили о моей красоте, упуская из вида тот факт, что я еще и актриса. Тем самым ограничивая мои творческие возможности. Вроде как обычных женщин я играть не смогу…».

Талисман Данелии


Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук в фильме Георгия Данелии «Сережа».Фото: Global Look Press

И все же артистке удалось вырваться из рамок стереотипа и в дальнейшем примерять на себя даже комедийные роли - в фильмах «Неповторимая весна», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Совсем пропащий», «Зигзаг удачи» и других. Данелия вообще называл Скобцеву своим талисманом. Чему актриса была несказанно рада. «Обожаю комедии, - говорила она. - И очень рада, что, помимо ролей из классических произведений, мне довелось сыграть в фильмах, где не требовалось надевать корсет, дабы сыграть даму из минувших столетий».

Встреча с Бондарчуком

Фильму «Отелло» суждено было стать судьбоносным не только в творческой карьере актрисы, но и в личной жизни. Именно на съемках этой картины начался роман Ирины Скобцевой с кинопартнером Сергеем Бондарчуком - исполнителем роли главного героя. Сблизились артисты во время первой же поездки в экспедицию в Ялту - на почве обоюдного увлечения живописью. «Всю ночь проговорили, - вспоминала актриса. - Встали у окна вагона поезда вечером, а разошлись лишь под утро». Из этой же ночной беседы выяснилось, что Бондарчук, хотя нигде рисованию не учился, но рисовал постоянно - с натуры, все, что видел. Даже писал иконы.

В этой же летней киноэкспедиции Сергей Федорович, не имея возможности найти подарок ко дню рождения своей партнерши, вырезал для нее из куска березового ствола небольшую скульптуру - бюст Льва Николаевича Толстого. Это был его первый подарок будущей жене.

Однажды Ирина Константиновна сказала, что к их с Бондарчуком истории такие банальные понятия, как «роман» и «увлечение», не применимы. «Нас обоих пронзила шаровая молния. Это было озарение. Вспышка. Любовь с первого взгляда - на всю жизнь. Мы прожили в любви 35 лет, до последнего вздоха Сергея Федоровича. Это была судьба». Кадры венчания героев в «Отелло» снимали в Риге. Там, в стенах католической церкви, над артистами был произведен полноценный обряд. «Когда мы вышли из костела, - вспоминала актриса, - Бондарчук схватил меня за руку и сказал: «Все, Скобцева, теперь тебе от меня не отвертеться…» А потом, когда мы уже были мужем и женой, смеялся: «Сперва я задушил тебя, а потом женился».

Никогда не расставаться



Ирина Скобцева держит в руке фото с Сергеем Бондарчуком. Фото: Global Look Press

Замуж за Сергея Бондарчука - обладателя самых престижных кинематографических наград мира, названного позже «главным режиссером Советского Союза», - актриса вышла спустя три года, в 1959-м. До этого ее супруг был женат дважды, и в обоих семьях имел двоих детей. От брака с сотрудницей Ростовского Дома кино Евгенией Белоусовой - сына Алексея, родившегося в 1944 году (ныне математик). От брака с Инной Макаровой, заключенного актерами после совместных съемок в фильме «Молодая гвардия» и продлившегося семь лет, - дочь Наталью (1950 года рождения, получившую известность как актриса и режиссер).

Чтобы соединиться в семейный союз с новой избранницей, Бондарчуку пришлось преодолеть много преград. Фигурой он был заметной, статус имел высокий, разводы в советское время не поощрялись, а потому высшее кинематографическое и партийное руководство не могло пустить личную жизнь народного артиста страны на самотек. Его вызывали аж в ЦК КПСС, осуждали и стыдили, проводили нравоучительные беседы, чинили препятствия - запрещали вместе со Скобцевой выезжать в зарубежные поездки. «Даже в Канн с «Отелло» вместе нас не выпустили», - вспоминала Ирина Константиновна о годах испытаний их любви на прочность. И все же Бондарчуку удалось их преодолеть.

«Перед тем как отправиться в загс, - рассказывала она, - Сережа сказал мне о двух непременных условиях, которые он хотел бы, чтобы я в нашей семейной жизни соблюдала: первое - никогда не расставаться, а второе - периодически предоставлять ему возможность помолчать хотя бы дня три». Актриса приняла их безоговорочно и никогда не нарушала.

Ревность

Как известно, любовь зачастую идет рядом с ревностью, и хотя Скобцева, несмотря на свою ослепительную внешность, повода не давала, Бондарчук жену ревновал. Актриса приводила один пример, когда взволнованный супруг без предупреждения прибыл на съемки фильма «Поединок», где она снималась. Прямо на съемочную площадку прибежал - в момент любовной сцены с Юрием Пузыревым. «Вечером дома я имела хорошую нахлобучку - дескать, целовалась слишком уж натурально. На мое возражение: «Боник (я его так ласково звала), а ты сам как же целуешься в своих картинах?!», получила ответ: «Я это я, а ты это ты».

«Война и мир»

Еще одной «этапной» ролью Скобцевой стала Элен Курагина-Безухова в фильме-эпопее Бондарчука «Война и мир». Однако актриса играть эту холодную красавицу-аристократку не желала. «Не нравилась мне эта светская львица, неприятна была, и я долго сопротивлялась», - признавалась она. Однако совместная работа над фильмом вместе с мужем развеяла все сомнения. Из воспоминаний Ирины Константиновны: «Мне было невероятно интересно с Сергеем Федоровичем! Во время работы над сценарием он проигрывал все мужские роли, а я - женские. Мы постоянно говорили о романе, и для меня это было так значимо, так дорого, что не хотелось ничего другого. А на съемках реальный мир исчезал совершенно».


Кадр из фильма «Война и мир». Фото: Global Look Press

Картина получила колоссальное мировое признание, была удостоена высших наград на многих международных кинофестивалях, среди которых почетное место заняла премия «Оскар» - за лучший фильм на иностранном языке. Это был первый советский приз от амери¬канской Киноакадемии. Скобцева блистала на красной дорожке в платье, по силуэту напоминающем русский сарафан, правда, от Кардена - из золотой парчи с набивными цветами. Ею восхищались все.
На премьерном показе фильма в Париже собрался весь бомонд. Ирина Константиновна как-то рассказала, что одна из представительниц высшего света - княгиня Мещерская, подошла к ней и поинтересовалась: «Вы тоже титулованная?». На что Скобцева робко ответила: «Нет, я артистка» - «Надо же, а внешность и манеры у вас аристократические».

Дети

Картина «Война и мир» стала вехой не только в творческой жизни Скобцевой и Бондарчука, но и в личной. Можно сказать, она «подарила» им двоих детей. По словам Ирины Константиновны, «Аленка по рождению - «нулевая серия» фильма, а Федюшка родился, когда папа завершал последнюю».



Ирина Скобцева с сыном Федором Бондарчуком. Фото: East News

Рождение каждого ребенка знаменовалось ценными подарками от мужа любимой супруге - оба раза ей было вручено по бриллиантовому кольцу. «Увы, эти кольца вместе с другими украшениями украли - прямо из нашей квартиры», - с сожалением констатировала Ирина Константиновна. Сохранились лишь золотые сережки с бриллиантами, которые в момент кражи были на ней. Они для актрисы знаковые. Это подарок, который она сделала сама себе, купив драгоценное украшение в солидном ювелирном магазине на свой первый достойный гонорар - за съемки в фильме «Зигзаг удачи».

Бондарчук и Скобцева были полностью погружены в съемочный процесс «Войны и мира», и на собственных детей времени родителям не хватало категорически. И все же опосредованно дети были к фильму причастны. Четырехлетняя Алена присутствовала на съемках сцены первого бала Наташи Ростовой. В преддверии композитор Вячеслав Овчинников вальсировал с ней в выстроенных на «Мосфильме» декорациях, а девочка была потрясена тем, что «папа с огромной трубой в руках катался туда-сюда на большом пылесосе». В то же время маленький Федя представлял себя в образе гвардейца русской армии. Вооружившись бельевой палкой и надев фуражку, он маршировал, громко восклицая: «Я солдат!». «То, что Федор выберет актерскую стезю, было очевидно с его детских лет», - рассказывала Ирина Константиновна, вспоминая, как сын исполнял свой коронный номер «Смерть собаки Гитлера».

Время утрат

Съемочный процесс грандиозной киноэпопеи «Война и мир» занял десять лет. Дикое перенапряжения Сергея Бондарчука сказалось на его здоровье. Прямо во время съемок у режиссера внезапно остановилось сердце, он пережил клиническую смерть. «Я тогда почувствовала, что умираю вместе с ним», - делилась своими ощущениями актриса.

Ушел из жизни Сергей Федорович гораздо позже, в 1994 году, но для супруги горе было безутешным. Федор говорил, что мать после смерти отца не могла прийти в себя очень долго. «Я имела все: любовь, счастье, семью, а теперь у меня - темнота, - призналась Ирина Константиновна в одном из интервью тех лет. - Алена как-то спросила: «Мама, почему у тебя нет друзей?». А потому что вся моя жизнь как тогда, так и сейчас, принадлежит служению ему - Бондарчуку».
Дети всеми силами помогали матери справиться с собой и хоть как-то восстановиться после утраты. Особенно Алена. Как рассказывали близкие, она буквально вытащила мать к жизни. А свою сохранить не смогла. В 2009 году 47-летняя Алена Бондарчук - актриса МХАТ имени Горького, киноактриса - умерла от рака.

Ирина Скобцева с внуком Константином Крюковым и дочерью Аленой Бондарчук. Фото: Global Look Press

Этот удар Судьбы Скобцева истолковала так: «Когда моя любимая семья была полностью в сборе, я была невероятно счастливой. Потом я потеряла Сережу, а он, наверное, не смог там без нашей дочери, вот и забрал ее к себе». Характеризуя дочку, актриса сказала: «Я думаю, что гены наши, энергия вместе с нами не исчезают, а передаются потомкам. Так вот, Алена получила самую лучшую энергию от женщин, которые были в ее роду - как по линии отца, так и по моей. О такой дочери можно только мечтать! Мне очень тяжело без нее, и если бы не ее ребенок, Костя, я наверняка не выжила бы».

Да, на этот раз опорой Ирине Константиновне стал не только Федор, но и Константин Крюков, сын Алены Сергеевны. «Чтобы мне не было совсем горько и одиноко, Костя стал жить со мной, - рассказала актриса. - Мы изо всех сил поддерживаем друг друга, как умеем». У бабушки и внука сложились абсолютно дружеские отношения. Они откровенно говорят на любые темы, делятся друг с другом новостями и переживаниями, обсуждают книги и фильмы.



Ирина Скобцева с внуком Константином Крюковым. Фото: Global Look Press

Поскольку Константин не только актер и кинопродюсер, но также профессиональный художник-ювелир, он часто одаривает своих родных украшениями из драгкамней и металлов, изготовленными по собственным эскизам. Однако с бабушкой возникают затруднения. Дело в том, что Ирина Скобцева не носит современные украшения. «По мнению бабушки, драгоценность должна иметь свою историю, - рассказал однажды Костя. - Поэтому изредка она надевает только старинные кольца, ожерелья». Так что приходится внуку придумывать другие подарки для любимой бабушки.

Секрет красоты


Ирина Скобцева. Фото: Global Look Press

Мэтр советской кинематографии Сергей Бондарчук прожил насыщенную жизнь. Талантливый актер, кинорежиссер, сценарист и педагог, он отмечен многими правительственными наградами и премиями. Каждая жена Сергея Бондарчука, а их в официальной биографии было трое, сыграла определенную роль в его судьбе. Именно о них пойдет речь в нашем повествовании.

Жена Сергея Бондарчука фото

Первая жена молодого Бондарчука

Евгения Белоусова – дочь прокурора, стала первой женой Сергея Бондарчука. Познакомились они в стенах театрального училища в Ростове-на-Дону. Там Женя училась вокалу, а Сергей Бондарчук актерскому мастерству. Молодым людям в ту пору не было и 20-ти лет. Юношеская влюбленность возникла быстро.

Вместе они были недолго, разлучила война. Да и после её окончания семья так и не была создана. Сергей Бондарчук уехал в Москву поступать во ВГИК, не зарегистрировав свои отношения с с гражданской женой. Евгения на тот момент была беременна.

В 1948 году на экраны вышел фильм «Молодая гвардия». Там Сергей Бондарчук снимался со своей однокурсницей Инной Макаровой. Она к тому времени, была его законной женой. После фильма карьера Бондарчука пошла в гору, его стали узнавать на улицах, просить автограф.

На фото: Сергей Бондарчук с Инной Макаровой в фильме “Молодая гвардия”

Популярность своего гражданского мужа не давала покоя Евгении Белоусовой. У неё зародился план вернуть его в свою семью. Для этого она решила использовать своего малолетнего сына Алешу.

Приехав в Москву, первая жена Бондарчука привела сынишку в его дом и оставила там. Потом стала требовать, чтобы он официально признал своего сына. Сергей не отказывался. Чтобы записать его на свою фамилию ему пришлось даже фиктивно развестись с Макаровой.

Тем не менее, Белоусовой, ставшей законной женой Бондарчука, так и не удалось его вернуть. Сергей не ушел от Инны и продолжал жить с ней привычной жизнью. Пришлось Евгении дать мужу развод. Потом она сама вышла замуж за инженера вертолетного завода в Ростове, где работала в Доме культуры.

Старший сын Сергея Бондарчука Алексей не пошел по стопам своего отца. Он закончил факультет иностранных языков Ростовского университета, работал преподавателем и дважды женился. У него родился сын – внук знаменитого режиссера. Связь с отцом и своими сводными братом и сестрами Алексей не поддерживал. Он даже отказался от доли наследства после смерти Бондарчука.

Вторая жена знаменитого режиссера

Инна Макарова училась с Сергеем Бондарчуком на одном курсе во ВГИКе в мастерской Сергея Герасимова. Эти молодые студенты были в числе его любимых учеников. Режиссер пригласил их на съемку своей картины «Молодая гвардия».

С 1947 года Сергей Бондарчук с женой Макаровой стали жить вместе, а в 1950 году они расписались. В этом браке у них родилась дочь – Наталья, ставшая актрисой и снявшая несколько фильмов.


На фото: Сергей Бондарчук с женой Макаровой и дочкой Натальей

Инна Макарова, вторая жена Бондарчука, родилась в Сибири. Уже в школьном возрасте у неё проявились задатки будущей актрисы. Их всячески поддерживала её мать, которая в Новосибирском драматическом театре отвечала за литературную часть спектаклей.

Инна была подростком, когда началась война. Драматический кружок, в котором она состояла, направляли в госпитали для выступлений перед ранеными красноармейцами. Через пару лет в Алма-Ате ей удалось осуществить свою мечту стать актрисой. В военные годы там находился ВГИК. Молодую способную девушку взял на свой курс Сергей Герасимов.


На фото: Сергей Бондарчук и Инна Макарова

Люди старшего поколения помнят Инну Макарову по фильмам «Молодая гвардия», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Высота». Она успешно играла главные роли в спектаклях Театр-студии киноактера. В личной жизни тоже все складывалось гладко. С Сергеем Бондарчуком она прожила 12 лет до того момента, как он увлекся Ириной Скобцевой, ставшей его последней женой. Инна не простила измену мужа, и они с Бондарчуком развелись.


На фото: Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева

После этого Макарова долгое время была одна, пока не нашла спутника жизни – известного профессора медицины Михаила Перельмана. Она прожила с ним 40 счастливых лет. За это время Инна продолжала сниматься. В 2015 году на экраны вышел киносказка «Тайна снежной королевы». В ней актриса сыграла последнюю роль в кино. Вместе с ней там снимались её внуки. Возраст искусству не помеха. Через год ей исполнилось 90 лет.

Ирина Скобцева – третья жена Сергея Бондарчука

Будущая народная актриса родилась в обычной семье, не связанной с миром театра и кино. Она закончила исторический факультет МГУ, где активно участвовала в самодеятельности и студенческих спектаклях. Это так увлекло её, что она, получив диплом искусствоведа, подала документы в школу-студию МХАТа и поступила.

Начало карьеры в кино для Скобцевой оказалось удачным. Она вытянула свой счастливый билет, сыграв роль Дездемоны в экранизированной трагедии Шекспира «Отелло». Картина эта получила признание на Канском кинофестивале, а Ирина была названа «Мисс шарм». Фото третьей жены Сергея Бондарчука представлено далее.


На фото: Сергей Бондарчук и его третья жена Скобцева

Такой успех принес результаты. Молодую красивую актрису буквально засыпали предложениями, от которых она не отказывалась. Фильмов с участием Скобцевой в различных ролях можно насчитать более 70. Многие годы она преподавала актерское мастерство во ВГИКе, благо образование позволяло.

Первым мужем Ирины был Алексей Аджубей, известный в будущем журналист и зять Никиты Хрущева. Поженились они ещё в студенческую пору, но этот брак продлился недолго. В 1957 году Скобцева вышла замуж второй раз. Избранником её стал Сергей Бондарчук, рядом с которым она была до самой его смерти.


На фото: Сергей Бондарчук с женой и детьми

В этом браке у них родились дети. Дочь назвали Алёной, а сына Федором. Алёна стала актрисой театра и кино. Она ушла их жизни в 47 лет, заболев раком. Сын успешно пошел по стопам своего знаменитого отца. Биография младшего Бондарчука хорошо известна. Сейчас он не только популярный актер, но также известный кинорежиссер, продюсер и шоумен.


Его мать заслуженно гордится своим сыном. У жены Бондарчука выросли внуки, у которых тоже есть дети. Таким образом, Скобцева стала прабабушкой. В августе сего года ей исполнилось 91 год. Последняя жена Сергея Бондарчука так и осталось его вдовой.


На сцене он ее задушил, а в жизни поставил условие никогда не расставаться. Им вдвоем пришлось пройти через испытания, сплетни, агрессию и даже внушения со стороны партийного руководства страны. Семья Сергея Бондарчука строилась непросто. Но в ней была любовь.

Первые встречи


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева.

Впервые они повстречались на троллейбусной остановке. В тесной толчее общественного транспорта Ирина Скобцева оказалась в окружении нависших над ней больших рук Сергея Бондарчука, только слышала над ухом его тяжелое дыхание. Она едва дождалась остановки и рванула к дому что есть силы.

Портрет Ирины Скобцевой, художник Василий Ефанов.

Во второй раз она увидела его в 1953 году на выставке, где среди прочих картин висел и ее портрет. Художник Василий Ефанов передал ей пригласительный билет, а войдя в зал, Ирина увидела Сергея Бондарчука, который стоял и пристально вглядывался в ее глаза. Он любовался то ли самим портретом, то ли мастерством художника, который писал этот портрет. Ирина, смущенная, покинула выставку. Ей было очень неловко привлекать к себе внимание.

А потом ее, выпускницу школы-студии МХАТ утвердили на роль Дездемоны в фильме «Отелло». Ее партнером стал Сергей Бондарчук. Именно на съемках они поняли, что между ними что-то происходит. Но у него была семья, где подрастала дочь.

Венчание или игра?


Сергей Бондарчук (Отелло) и Ирина Скобцева (Дездемона) в фильме "Отелло".

Когда съемки фильма были окончены, режиссер решил доснять сцену венчания Отелло и Дездемоны. Бондарчука и Скобцеву отправили в Ригу. И вот они стоят в католическом соборе, звучит орган, выходит ксендз, начинается обряд. И кажется, что все по-настоящему. После того, как сцена была снята, Бондарчук категорично заявил своей Дездемоне, что теперь-то она точно от него не отвертится. Она и не собиралась.

Нынешний ксендз Домского собора в Риге, где снималось венчание Дездемоны и Отелло, говорит о том, что во время съемок фильма, когда об этом просят, они проводят не полный обряд. Но для Бога обряд проходит. И так случается, что брак, заключенный в кино, заключается на небесах.
Кажется, с ними произошло именно это. Их брак был заключен на небесах, и судьба их - одна на двоих - предопределена.

Разлучница


Сергей Бондарчук.

Он вернулся после съемок загадочный, глаза его сверкали, а всем коллегам он показывал свои бесчисленные рисунки, на которых была изображена красивая девушка с длинными волосами. Но он не отвечал на вопросы о ней, просто говорил: «Нет, не могу».

Им хотелось быть вместе, они чувствовали тягу друг к другу. А в жизни, в жизни шла невероятная борьба за то, чтобы он не думал уходить от своей жены, Инны Макаровой. Его вызывали к самому высокому руководству, на него давили, угрожали.


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева.

Ирину Скобцеву и Сергея Бондарчука не выпускали вместе на заграничные премьеры «Отелло». Его стыдили. Когда в очередной раз Ирине сказали, что она остается дома, Сергей Федорович прямо из аэропорта приехал к ней. Руководителю поездки заявил, что без Иры Скобцевой он никуда не едет.

Ирина Скобцева.

За ней закрепилась слава разлучницы, безжалостной и бессердечной. Она просто любила. Удивительно, но Ирина Скобцева старалась никак не комментировать возникающие вокруг нее разговоры. Она была счастлива тем, что любимый теперь рядом с ней.

Всегда рядом


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева.

Им удалось узаконить свои отношения только через четыре года. Сергей Федорович поставил ей всего два условия: никогда не расставаться и давать ему иногда два-три дня для абсолютного молчания. Но разве это условие? Это действительно радость, быть рядом с тем, кого любишь, делать все, чтобы ему было комфортно.


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева.

Поначалу они жили в родительском доме Ирины. Бабушка Иры прочитывала с утра газеты, а потом входила к ним в комнату с достоинством королевы, передавала газеты Бондарчуку со словами: «Сергей Федорович, я подчеркнула то, что Вам стоит прочесть!» Это было трогательно, служило символом полного принятия его в семью. А мама Ирины Константиновны с готовностью перепечатывала рукописи зятя, когда в этом была необходимость.

Потом им дали квартиру, куда они переехали все вместе, с родителями Ирины, сдав их двушку государству.

Режиссер и его актриса


Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова, Ирина Скобцева в роли Элен Безуховой в фильме "Война и мир", 1967 год.

Во время съемок «Войны и мира» у них родились дочь Алена и сын Федор. Они так и называли их в шутку, «дети «Войны и мира». Аленушка появилась на свет на нулевой серии, то есть во время утверждения ролей, а Федор осчастливил родителей уже на шестой серии.


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева с детьми.

С того момента, как две человеческие судьбы слились в одну, Ирина Скобцева-Бондарчук стала для своего гениального супруга любимой женой, другом, соратником, помощником, его глазами, голосом, руками. Он снимал кино, а она занималась всем остальным.


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева.

Она неустанно помогала ему в поимках наиболее удачных сцен, когда он начал сам снимать фильмы. А когда он приглашал ее для совместной работы, она играла не просто в полную силу, а даже сверх своих возможностей. Она точно знала: стоит ей где-то не доиграть, допустить хоть одну ошибку, и сразу скажут, что Бондарчук снимает не актрису Ирину Скобцеву, а свою жену, которая явно не дотягивает до своих ролей.


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева со своими студентами.

Когда они стали вместе преподавать во ВГИКе, она всегда смягчала его недовольство своими студентами, мягко напоминая ему, что они еще совсем дети, что со временем у них все получится. А между занятиями, этюдами, репетициями Ирина Константиновна подкармливала учеников пирогами, давала девочкам уроки этикета и учила хорошим манерам. Не зря ведь на Каннском кинофестивале ей присвоили титул «Мисс Шарм».

«Я служу ему до сих пор…»


Сергей Бондарчук.

После пятого Съезда кинематографистов Сергея Бондарчука вывели из правления, да еще и старательно попытались очернить его имя. Какое-то время он оставался невостребованным, находя отдушину в живописи, рисуя все, что попадается на глаза. Потом последовала история с исчезновением уже практически готовой новой версии «Тихого Дона», снятого совместно с итальянцами. Все это очень подкосило здоровье режиссера. А когда поставили диагноз, было уже слишком поздно. Рак легких разъел его изнутри.


Ирина Скобцева.

Он скончался 20 октября 1994 года, успев за два часа до смерти исповедоваться и причаститься. Он ушел, а она осталась, чтобы и дальше служить своему гениальному супругу. Ирина Скобцева до сих пор верно хранит память о своем муже, заботясь только о том, чтобы его имя не было забыто, чтобы тот вклад, который он внес в развитие кинематографа, был оценен по достоинству.

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева

Это была почти мистическая история. Летом студентка Школы-студии МХАТ Ирина Скобцева отдыхала в Доме творчества художников. Живописец Василий Ефанов, вдохновлённый красотой девушки, написал её портрет. Вскоре у Ефанова состоялась выставка в Академии художеств, и среди прочих своих картин он выставил портрет Ирины Скобцевой. Она вошла в зал и увидела, что перед её портретом стоит Сергей Фёдорович Бондарчук, народный артист СССР.

Он начинал играть в Ейском драмтеатре. Тогда же в первый раз женился, у него родился сын. В сорок первом Бондарчук ушёл добровольцем на фронт. После Победы окончил актёрский факультет ВГИКа в мастерской Герасимова. Первая же работа Бондарчука в кино - роль Валько в фильме «Молодая гвардия» - принесла ему всесоюзную известность. В этой картине снялась Инна Макарова, ставшая его второй женой. В 1950 году на свет появилась дочь, будущая актриса и режиссёр Наталья Бондарчук.

В 1955 году режиссёр Сергей Юткевич без кинопроб решил поручить Бондарчуку роль венецианского мавра в новой экранизации трагедии Шекспира «Отелло». На роль Дездемоны была утверждена Ирина Скобцева. После встречи в картинной галерее они виделись мельком на киностудии имени Горького. На «Отелло» актёры впервые работали вместе. «И вот в кадре он взял меня за руку, и так - рука об руку - мы прожили вместе сорок лет, до последнего его земного вздоха», - вспоминала Скобцева. А Сергей Фёдорович шутил: «Сперва задушил, а потом женился».

Они быстро поняли, что не могут существовать друг без друга. Но прежде чем объединились в семью, им пришлось пройти через многочисленные преграды и внушения аж на правительственном уровне. Бондарчука и Скобцеву вызывали в ЦК КПСС, не выпускали вдвоём на зарубежные премьеры. А успех у «Отелло» был огромный, актёров приглашали с картиной по всему миру.

К новой жене он уходил тяжело: переживал, метался. В прежней семье была маленькая дочь Наташа. Окончательно всё решила Инна Макарова: уходишь - уходи!

«Однажды, это был 1958 год, мы должны были улетать в Англию, а накануне вечером мне сообщили, что я не еду, - рассказывает Скобцева. - И Сергей Фёдорович прямо с аэродрома приехал ко мне, заявил, что больше никуда без меня не поедет. Но, перед тем как мы расписались, он поставил мне два незыблемых условия: никогда не расставаться и время от времени давать ему возможность помолчать, хотя бы три дня…»

Бондарчук переселился в двухкомнатную квартиру жены, где были бабушка, мама и папа. Приняли его очень радушно. Глава семьи был научным работником Главного управления метеослужбы, а Юлия Николаевна, мама Ирины, всю жизнь работала в архивах. Молодожёнам отдали одну комнату.

После встречи с Бондарчуком вся жизнь Ирины Скобцевой была подчинена семье и совместной работе, других интересов у неё не было.

Она от многого отказывалась, в том числе от карьеры актрисы. Начало ведь у неё действительно было блестящим - заметные роли в фильмах «Отелло», «Неповторимая весна», «Поединок», «Обыкновенный человек»… Но по-другому поступить не могла, да и не хотела.

Они ждали, когда им построят кооперативную квартиру, но так получилось, что им дали квартиру на Тверской. Свой кооперативный взнос Бондарчук отдал детскому садику. Двухкомнатную квартиру сдали государству и все вместе переехали жить в новую квартиру.

Счастье прирастало детьми. Обстоятельства складывались так, что дети рождались без отца. Когда родилась Алёнка, Сергей Фёдорович был на молодёжном фестивале в Хельсинки, где режиссёр был почётным гостем. Телеграмму с сообщением о рождении дочери ему принесла девочка. Он спросил: «Как тебя звать?» - «Алёнушка». - «Вот и у меня будет Алёнушка».

Федя тоже родился в тот момент, когда Бондарчук был вдали от дома. Сначала его называли Тарасик, затем князь Андрей: няньки, когда его приносили, говорили: «Вот князь Андрей». Но буквально через три месяца после его рождения умер отец Бондарчука, Фёдор Петрович, и сына назвали в честь деда.

Перед съёмками «Войны и мира» Сергей Фёдорович сказал жене: «Я буду снимать картину, а всё остальное - твоя забота…»

Работа над грандиозной эпопеей заняла десять лет. Ирина Скобцева сыграла Элен, хотя ей очень не хотелось играть эту роль: «Во-первых, она мне была неприятна, а во-вторых, знаете, как всегда потом начинают говорить: „Конечно, он её снимает. Она ведь жена режиссёра“. Но Сергей Фёдорович меня уговорил: „Ну пожалуйста, сыграй. Ты мне очень нужна в этом фильме“».

Дом Бондарчуков превратился в филиал съёмочной площадки. Может быть, в личном плане они многое тогда упустили: никаких «светских» вечеров, четыре года съёмок, постоянные экспедиции, а там - неустроенность, иногда и есть-то приходилось на подножке грузовика, но они были счастливы. Кстати, с Ириной Константиновной Бондарчук строже всех делал пробы. Она же никогда не позволяла себе вести как жена режиссёра, была всегда тактичная и организованная.

Сергей Фёдорович был по натуре очень страстным человеком. Скажем, увлёкся работой над фильмом и ни о чём вообще больше не думал. Он мог забыть про день рождения жены, она же никогда не обижалась, понимая, что у Сергея Фёдоровича голова постоянно занята другим… Однажды Бондарчук привёз ей огромный флакон духов на пол-литра. Эти духи потом у Ирины Константиновны держались десять - пятнадцать лет.

Всё, что связано было с творчеством, с фантазией, - на это Сергей Фёдорович был мастер… Когда не было подарка - он за пару дней из куска берёзы вырезал бюст Толстого. У Бондарчука на даче был сарай, в котором он мастерил всякие интересные вещи из дерева. Из зарубежных поездок режиссёр привозил столярные инструменты.

Как депутат Верховного Совета СССР, Сергей Фёдорович получал огромное количество писем и считал своим долгом ответить на каждое. Ходоки ехали к нему со всего Союза - в основном на студию. Домой их старались не пускать - на страже стояли Ирина Константиновна и её мама. Однако просители всё равно проникали. Их всех приходилось кормить, поить. Скобцева однажды бросила в сердцах, что Ленинская премия за «Судьбу человека» целиком ушла на то, чтобы отметить её получение.

Да, у Бондарчуков всегда был хлебосольный дом. У них дневали и ночевали друзья, коллеги, просто знакомые, которые хотели сделать карьеру с помощью Сергея Фёдоровича, и множество странных личностей - изобретателей, врачевателей. Кроме того, за Бондарчуком всё время ходили какие-то люди с блокнотами и записывали каждое его слово. Дети между собой называли их «бытописателями».

К своим детям Сергей Фёдорович всегда относился как ко взрослым. И если читал им стихи, то даже для малышей делал это будто со сцены… Алёнке было года три, она знала уже очень много стихов наизусть и даже рассказывала сказки, в точности по интонации и манерам повторяя отца. Однажды Бондарчук прочёл ей пушкинского «Пророка». Она развела ручонки в стороны: «Ну, папа, это уж не для детей!»

Алёна окончила школу-студию МХАТа. Играла в Пушкинском театре, в «Моссовете». Со спектаклем «Дорогая Елена Сергеевна» ездила на гастроли в Америку. Потом она стала одной из ведущих актрис МХАТа имени Горького. Федя окончил режиссёрский факультет ВГИКа, снимает клипы. Их жизненный выбор нетрудно объяснить. Они ведь постоянно были рядом и варились в том же кинематографическом котле, что и родители.

Жизнь не раз и не два испытывала их брак на прочность. После пятого съезда Союза кинематографистов, на котором Бондарчука не просто вывели из секретариата правления, но и постарались максимально, насколько способны завистники и недоброжелатели, облить грязью, он долгое время оставался не у дел. В это трудное время его поддержала семья.

«Бывали у нас отливы, бывали приливы, был и девятый вал - это и есть жизнь, - говорил Бондарчук в 1992 году, давая интервью газете „Семья“. - А жить как в раю и слушать пение ангелов - это скучно и даже тоскливо. Жизнь, она в тревогах и в заботах, на взлётах и падениях. Жена для меня друг, ближайший помощник, человек, который разделяет все мои горести, неудачи, успехи, поражения, победы… Мы уже 18 лет вместе преподаём во ВГИКе, она доцент, я профессор. И я надеюсь, что мы будем всегда помогать друг другу и в творчестве, и в жизни».

Сергей Фёдорович давно вынашивал планы новой постановки «Тихого Дона». Но поддержки и средств на этот проект в России он не нашёл. Зато свои услуги предложили итальянцы.

В январе 1990 года в Риме он подписал с продюсером соглашение о производстве десятисерийной теле- и пятичасовой киноверсии романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Съёмки прошли на удивление быстро, всего за одиннадцать месяцев. В картине снималось более 1000 актёров. Ирина Скобцева сыграла Ильиничну, Алёна Бондарчук - Наталью.

Итальянский продюсер обанкротился и исчез вместе с фильмом. Бондарчук так и не увидел конечного результата. Последние месяцы его жизни были замешены на крови (открылись три кровоточащие язвы), кофе и сигаретах. Работа, которая была для него единственным стимулом и смыслом жизни, не двигалась с мёртвой точки. Только в живописи он находил для себя маленькую отдушину. Рисовал всё, что попадалось на глаза: свои призы, курительные трубки, книжки, цветы… Врачи не сразу поставили ему диагноз. Оказалось, поражено лёгкое и уже ничего нельзя поделать.

Уходил он тихо. Перед смертью за два часа причастился и исповедовался. Сергей Фёдорович Бондарчук умер 20 октября 1994 года в Москве.

«Долгое время после смерти отца мама не могла прийти в себя, - рассказывает Фёдор Бондарчук. - Добивалась установки мемориальной доски на доме, разбиралась с архивом, оставшимся после папы… Однажды я ей посоветовал: „Слушай, мам, записывай всё, что только вспомнишь… Не делай из воспоминаний философский труд или учебник по режиссуре. Вспомни, что было у вас интересного, и запиши“».

Алёна буквально вытащила мать к жизни. Помогла отремонтировать дачу. Ирина Константиновна начала сниматься в кино. «У меня было всё: счастье, любовь, семья… - говорит она. - А теперь темнота. Мне часто говорит моя дочь Алёна: „Мама, у тебя нет друзей“. А моя жизнь тогда и теперь принадлежит Бондарчуку, служению ему».

Из книги Все монархи мира: Греция. Рим. Византия автора

ИРИНА Византийская императрица Исаврийской династии, правившая в 797- 802 гг. Жена с 17 дек 769 г. Льва IV Хазара. Род ок. 752 г. Умер 9 авг. 803 г.Местом рождения Ирины были Афины. За необыкновенную красоту император Константин V выбрал ее в жены своему сыну Льву. После смерти свекра и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

Из книги 100 великих режиссёров автора Мусский Игорь Анатольевич

СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ БОНДАРЧУК (1920–1994) Русский советский режиссёр и актёр. Фильмы: «Судьба человека» (1959), «Война и мир» (1966–1967), «Они сражались за Родину» (1975), «Степь» (1977), «Борис Годунов» (1986) и др. Сергей Фёдорович Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозёрка

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Сергей Бондарчук - Андрей Тарковский Творчество Сергея Бондарчука и Андрея Тарковского - две вершины в истории советского кинематографа. Разные до противоположности в своей авторской индивидуальности и в своем видении мира, они в чем-то между тем были очень схожи

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК Сергей Федорович Бондарчук родился в сентябре 1920 г. в селе Белозерка Херсонской губернии. Вскоре после его рождения семья переехала в Таганрог, где отец Бондарчука работал на кожевенном заводе. (Позже он активно участвовал в коллективизации, был

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

Эйрена, Ирена, Ирина (греч.) - «мир» - богиня, олицетворение мира. Первоначально Э. наряду с Эвномией и Дике считали одной из трех гор, родившихся от союза Зевса и Фемиды и ведавших сменой времен года. Э. изображали в виде молодой женщины с рогом изобилия, с оливковой74 ветвью

Из книги 100 великих олимпийских чемпионов автора Малов Владимир Игоревич

ИРИНА ДЕНЕЖКИНА Денежкина Ирина Викторовна родилась 31 октября 1981 года в Свердловске в семье юрисконсульта Средне-Уральского книжного издательства. Окончила факультет журналистики Уральского университета (2003).Дебютировала в Интернете, под псевдонимом «Сестра Нигера»

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

ИРИНА РОДНЯНСКАЯ Роднянская Ирина Бенционовна родилась 21 февраля 1935 года в Харькове в семье врача и преподавательницы музыки. Окончила Московский библиотечный институт (1956). Работала в городской библиотеке Новокузнецка (1956–1958), в ИНИОНе (1971–1976). С 1987 года в журнале

Из книги автора

Ирина Роднина (Родилась в 1949 г.)Советская фигуристка. Чемпионка XIзимних Олимпийских игр в Саппоро (Япония), 1972 год. Чемпионка XIIзимних Олимпийских игр в Инсбруке (Австрия), 1976 год. Чемпионка XIIIзимних Олимпийских игр в Лейк-Плэсиде (США), 1980 годДаже трудно поверить, что Ирине

Из книги автора

ГРЕКОВА ИРИНА Ирина Грекова (р. 1907) (настоящее имя и фамилия Елена Сергеевна Венцель). Русский писатель, доктор технических наук. Автор сборника повестей и рассказов «Под фонарем», отдельных повестей «На испытаниях», «Маленький Гарусов», «Хозяйка гостиницы», «Кафедра»,