Гороскопы

Способ жеребьевки. Детские считалки

Жеребьевка (или жеребьевные сговорки) относится к игровому зачину и предназначена чаще всего для того, чтобы разделиться на две команды.

Дети дошкольного возраста применяют жеребьевку в виде игры. Двое, условившись, кто из них будет как называться, берутся за руки, остальные по одному проходят в образованные таким обра­зом воротца и отвечают на вопрос, становясь на сторону того, чье название выбрал. Например:

Конь вороной
Остался под горой.
Какого коня,
Сивого или золотогривого?

Наливное яблочко
Или золотое блюдечко?
Сахару кусочек
Или красненький платочек?

Анализируя содержание текстов жеребьевных сговорок , мы по­гружаемся в мир разнообразных детских интересов, увлечений, забав.

Наибольшее количество традиционных текстов считалок связа­но с конем (конь вороной, сивый, златогривый и т.д.), в которых предполагается сделать выбор между конем и золотым седлом, зо­лотым хомутом и даже между конем вороным и казаком удалым. Поскольку для крестьянского мальчишки все лучшее было связа­но с конем чуть ли не с колыбели, дети рано начинали понимать, что конь - кормилец, но еще больше их увлекала стремительность и красота пробежки коня, это впечатление усиливалось легендами о конях, спасших жизни. Вот почему именно конь занял такое почетное место в этих мальчишеских произведениях. Почетное ме­сто в жеребьевных сговорках занимает и добрый молодец или ка­зак, олицетворявшие свободолюбие, беспредельную удаль.

Жеребьевные сговорки представляют собой синтез считалки и жеребьевки . Особенностью их являются рифмованный текст и вы­полнение двигательных действий, которые могут выступать само­стоятельными играми. Например, играющие дети становятся в круг и кладут на пенек либо на другую подставку по два пальца; один из играющих, показывая на каждый палец, приговаривает по сло­ву: «Первенчики, другенчики, тринцы, волынцы, пятый ладан, шестой шмак!» Палец, на который упадет последнее слово, отни­мается, а счет повторяется далее и продолжается, пока не остается один палец. Играющий, палец которого остался последним, ловит кого-либо из своих товарищей, пойманный сменяет водящего и сам ловит кого-нибудь.

Можно спеть другую песенку:

Я не тятькин сын,
И не мамкин сын,
Я на елке рос,
Меня ветер снес.
Я упал на пенек,
Стал кудрявый паренек.

Или один из детей выставляет вперед руку ладонью вниз, про­износит слова:

Собирайтесь, колдуны,
На горячие блины.
Папа, мама, есть хочу,
Булку с маслом не хочу,
А конфетку - ам!
Никому не дам!

Жеребьевка (конанье):

I. Первинчики, другинчики, на колоде котышки, ни поп, ни горох, мотовильце, рожок, испеки пирожок, поезжай в Торжок, купи горшок - ни мал, ни велик, в полтора ведра, тараканья дыра в подполье была, не заплесне­вела.

II. Летела сова из красного села, села сова на четыре кола.

III. Беру ягодку, черную смородинку, батюшке в стаканчик, матушке в рукавчик, серому медведю меду на лопатку; усь, медведь, побегай за мною.

IV. Чирики, мигирики, по кусту, по насту, по липову мосту, по лебедю крыласту, жучик, крючик.

V. Плыла пена из-за моря, стали пену бити, колотити, стали спрашивати, кто вас боле, кто вас мене: чашка, ложка, медок, сахарок.

Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребен­ка : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Из­дательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 81-83.

Каждый, кто видел трансляции жеребьевок предыдущих турниров, может представить себе, насколько скучной и затянутой кажется эта процедура. Репортеры агентства Bleacherreport придумали несколько способов, как придать сегодняшней церемонии колориту. "РГ" предлагает Вашему вниманию самые интересные из них.

Разыграть лотерею

Для этого совершенно не придется менять процедуру жеребьевке, но для зрителей она станет куда более захватывающей. Сначала надо выпустить специальные бинго-карточки, которые сможет за небольшую сумму купить каждый желающий. Выручка пойдет на благотворительность.

А дальше, если последовательность вытаскиваемых шаров совпадет с той, что указана в вашей карточке, вам полагается денежный приз. Разумеется, для ФИФА это предприятие убыточное, но, с другой стороны, 22 спонсора международной федерации футбольных ассоциаций вполне способны покрыть возможные расходы.

Положить в один из шариков паука

Бразильский блуждающий паук, один из самых ядовитых в мире. Что если шар с таким "товарищем" будет фигурировать в корзине Х, которую создадут для того, чтобы развести по группам европейские команды? Адреналин зрителям и участникам такого шоу гарантирован. Конечно, дело может закончиться смертельным исходом, но есть и положительный момент: считается, что яд блуждающего паука продлевает эрекцию.

Устроить жеребьевку на раздевание

Как известно, процедуру проведут знаменитые футболисты прошлых лет: Альсидес Гиджа, Джефф Херст, Кафу, Фабио Каннаваро, Марио Кемпес, Фернандо Йерро, Зинедин Зидан и Лотар Маттеус. Пусть перед тем, как вытащить шар, участники жеребьевки называют страну: если они угадают, процедура продолжается, если нет - необходимо снять с себя часть одежды. Телерейтинги такому шоу будут обеспечены.

Провести соревнование на меткость

Пускай футболисты выберут себе группы сами. Необходимо сделать массивный экран с восемью отверстиями по числу групп. Далее футболист от каждой из 32 сборных получает право удара. В какую группу попадет та или иная команда зависит от меткости ее игрока. Если в отверстии уже четыре мяча, оно закрывается. Порядок пробития ударов можно устанавливать согласно рейтингу ФИФА.

Превратить трансляцию в праздник

Надо признать, что выше предложенные способы растормошить жеребьевку достаточно радикальны для ФИФА и вряд ли будут использованы в ближайшее время. Но помешать устроить праздник во время жеребьевки вам никто не сможет. Например, можно провести игру на выпивание.

каждый раз, когда говорит Блаттер - 1 глоток

плохая шутка от ведущих - 2 глотка

неоткрывающийся шар или проблемы с прочтением страны - 2 глотка

упоминание слов "самба" и "карнавал" - 1 глоток

демонстрация видеороликов с предыдущих церемоний - 3 глотка

извлечение вашей команды из корзины - глоток до дна

I. Жеребьевки

Если вожатый по своему усмотрению будет формировать состав временных команд, то многими детьми это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми детьми даже негативно.

Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жребиев и считалок. На мероприятиях полезно использовать те виды жеребьевок, которыми дети пользуются во время своих игр во дворе. К ним могут быть добавлены и какие-то другие, сконструированные самим вожатым.

Метка. На каждого играющего готовят по одинаковой палочке, спичке, травинке. Одну из них делают короче других. Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. И по очереди тянут жребий. Кто вытянет коротышку, тот и водит. Спички и палочки можно заменить бумажками (карточками). Тогда на одной ставят крестик и, свернув, перемешивают в шапке (или кармане). Водит тот, кто вытянет отметинку.

Мериться на палке. Способ этот удобен, когда выбирать ведущего приходится из немногих кандидатов. Например, среди посыльных от каждой команды (или ряда) или среди капитанов.

Берется палка (от метра и более). Один из играющих хватается правой рукой за нижний конец палки. Впритык к нему правыми руками за палку хватается второй, третий и т.д. Когда все участники жеребьевки вцепились в палку, первый переносит свою правую руку вверх, хватаясь выше руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные. И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. Ему и выпадает жребий.

Иногда последнему участнику остается столь маленькая верхушка палки, что возникают споры, кому достанется жребий - ему или предыдущему. На этот случай существует правило: последний игрок захватывает частью ладони оставшийся кончик палки и обводит ею вокруг своей головы и плеч. Если это ему удается, то жребий остается за ним. Если нет, то за предыдущим.

II. По считалочке

Выполнение многих игровых приемов обучения рассчитано на выбор то ведущего, то капитана, то судьи (или судей). Вожатому проще и быстрее назначать их по своему усмотрению. Но это частенько ведет к появлению на мероприятии каких-то оспариваний, недовольств, отказов работать. Помочь детям освободиться от подобных реакций - задача вожатого. И эту задачу он может с успехом выполнить, используя мудрость народной педагогики, содержащуюся в детских жеребьевках, гадалках, считалках. ___ Итак, все становятся в тесный кружок. Кто-то один (вызвавшийся добровольно) неторопливо произносит считалку, указывая пальцем по кругу, начиная с себя, и далее «по солнцу» (старинное правило многих народных игр и обрядов: если в любой час дня обернуться к солнцу, то начало его пути - восток - будет где-то слева, а конец - запад - справа. Отсюда и счет, и многие обрядовые движения, такие, как хороводы, ведутся слева направо). ___ Те, на кого приходится последнее ударение в считалке, считаются вышедшими (освобожденными от жребия) или зачисленными в ту или иную команду (по договоренности). Они покидают круг и ждут в сторонке. ___ Оставшийся последним обычно - водит (вариант: водит тот, кто первым вышел из круга). ___ На кулачках. Все вместе со считающим выставляют вперед сжатые кулаки. Считающий на первом ударном слоге считалочки легонько ударяет сверху левым своим кулаком по правому. На втором ударении - наоборот. На третьем - своим правым кулаком по правому кулаку соседа, потом по его левому кулачку. По кругу он дотрагивается до каждого выставленного кулака.

Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети, Все кричали «куку - мак!» Отжимай один кулак.

На чьем кулачке считалочка кончится, тот его разжимает и опускает руку. Расчет повторяется. Так постепенно кулачки опускаются. Кто опустит оба - выходит (или водит). Примеры детских фольклорных считалок:

Стакан, лимон - Выйди вон! Ниточка, иголочка, ти-ти - Улети! Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана: Буду резать, буду бить - Все равно тебе водить! По дороге на Кавказ Едет старый тарантас. В тарантасе сидит котик, У него болит животик! Ехал барин в тарантасе. Таракана раздавил - И за это приключенье Три с полтиной заплатил! Айны, деву, Рики, факи, Торба, ерба. Он Дэсмаки, Дэус, дэус, Касматэус, Бакс!

Специалисты по детскому фольклору среди считалочек особо выделяют считалочки «с выбором». Наиболее известна из них следующая:

На золотом Крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты Будешь такой?

Тот, на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу из круга, а называет одного из перечисленных. Предположим, он произнес слово королевич. Тогда считалочку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. Теперь концом расчета будет слово королевич. На кого оно придется, тот выходит. ___ Таким образом, в считалочках «с выбором» для того, чтобы вышел один игрок, приходится рассчитываться дважды. Первый раз полностью, второй - до того слова, которое было выбрано. Подобные считалочки хорошо тренируют способность осмысленно воспринимать тексты со слуха.

Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге, Сколько ему Надо гвоздей, Говори поскорей, Не задерживай Добрых и честных людей! Дора, дора, помидора, Мы в саду поймали вора. Стали думать и гадать, Как бы вора наказать? Мы связали руки, ноги И пустили по дороге. Вор шел, шел, шел И корзиночку нашел. В этой маленькой корзинке Есть помада и духи, Ленты, кружева, ботинки, Что угодно для души. Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц, А за месяцем луна, Мальчик девочке слуга. Ты, слуга, подай карету, А я сяду и поеду. Я поеду в Ленинград Покупать себе наряд. Красный, синий, голубой, Выбирай себе любой.

Обратим особое внимание, что можно использовать вариант жеребьевки, побуждающий детей расширять объем удерживаемых в памяти разнообразных и часто используемых считалок. ___ Все дети стоят кружком. Один из них ведущий. Он под ритм произносимой им считалочки поочередно водит пальцем по участникам. На последнем слове считалочки палец замирает. ___ Тот ребенок, на которого указывает палец ведущего, принимает эстафету и становится ведущим. Прежний же ведущий выбывает из круга, а новый ведущий начинает новую, свою считалочку и выясняет, на ком она остановится, то есть определяет того, кому передать эстафету дальше, чтобы выйти самому из круга. ___ Расчет идет до тех пор, пока не останется один-единственный человек - он и будет водить в предстоящем задании. На развитии многих детей этот вариант сказывается гораздо лучше, чем заучивание дежурных «детских» стишков к очередному мероприятию-празднику.

III. Разрезанная открытка

Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются.

Каждый из детей вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно - оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания «инструменты»).

Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии и посыльный выводит его на доске. После того как все компании напишут мелом свои командные названия (вариант: изобразят эмблемы), вожатый может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).

Инструкцию о предстоящей работе полезнее давать через сменных посыльных, которых каждая команда высылает к вожатому.

Благодаря подобной форме объединения присутствующих в микрогруппы (игровые команды), само объединение дети воспринимают как абсолютно самостоятельное. Поэтому количество, пойманных педагогом дидактических зайцев возрастает. И при повторении задания на разных занятиях набор этих пойманных зайцев будет различным.

IV. В заплатки

Все дети парами расходятся по комнате. Потом каждая пара предлагает ведущему выбор: солнце-дождик, поезд-самолет, капуста-лук и т. п. Причем эти слова нужно не только сказать, но и сыграть. Ведущий, отгадывая сыгранное слово, забирает одного из пары в команду № 1, другого в команду № 2. И так, пока вся группа не будет разделена, причем партнеры имеют возможность хорошо запомнить друг друга. На уроках в начальной школе можно договориться о том, чтобы загадывать только одушевленное или неодушевленное существительное или если один загадывает одушевленное существительное, то другой - обязательно неодушевленное. Вариантов может быть очень много: и прилагательные, и цветы, и события, и писатели и т. п.

Подобный способ деления дает возможность каждому что-то сыграть без боязни, так как это игровое перевоплощение нужно не само по себе (что некоторым детям может казаться страшным), а всего лишь как вспомогательное задание для объединения в команды.

V. Колечки

Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - дети образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам - кто быстрее!

После первого разбиения на колечки ведущий напоминается обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь отряд.

После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе!) - ведущий хлопает так, чтобы число детей в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной на мероприятии.

Например, объединив весь отряд в колечки-шестерки, вожатый объявляет: «СТОП! Каждое колечко - рабочая группа. Приготовьте себе общее рабочее место (можно сдвигать парты и стулья) и займите его (с тетрадями и ручками). Договоритесь о названии, и пусть посыльный от вашей команды напишет его на доске».

Это способ объединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяет детям встряхнуться-размяться и (или) обновить свой деловой настрой к восприятию созвучий со сверстниками.

VI. Ворота

Играть в „Ворота“ можно в любом месте, лишь бы участников было не меньше двенадцати человек. Сначала выберите двух ребят покрепче и повыше ростом, которые будут изображать из себя „ворота“. Они отходят в сторонку и тайно от всех сговариваются, кто как будет называться. Мы чаще всего брали себе названия цветов или деревьев, например „василек“ и „ромашка“ или „сосна“ и „елка“. А иногда и что-нибудь другое придумывали - „день“ или „ночь“, „яблоко“ или „груша“, «солнце» или «луна» (и почему-то часто брали «луна» и «месяц» как будто это не одно и то же!). Но главное - чтобы названия были красивые и приятные на слух. Называться «крапивой», «лопухом» или какой-нибудь «редькой» не советую - наверняка проиграете.

Потом они должны условиться, за кем из них будет «рай», а за кем «ад». Пока идет оговорка, остальные ребята становятся друг за дружкой гуськом и каждый кладет свои руки на плечи стоящего перед ним. Постарайтесь при этом встать приблизительно по росту, чтобы маленькому не пришлось класть руки на плечи большого. Первым в цепочке будет самый младший. Он называется «маткой», потому что будет водить всех остальных. А если все ребята примерно одинакового роста, то впереди становятся девочки, а позади - мальчики. Затем надо сделать «ворота». Те двое становятся лицом к лицу на расстоянии шага и берутся за руки. Матка подводит цепочку к воротам, останавливается и говорит:

Просим вас, Пропустите нас Через ворота!

«Ворота» хором спрашивают:

Что дадите?

Матка предлагает:

Последнего хотите?

«Ворота» милостиво соглашаются:

Ну, идите…

И поднимают руки, открывая ворота. Руки надо поднимать повыше, конечно не расцепляя их.

Матка проходит в ворота первой и влечет за собой всю вереницу. Ворота честно всех пропускают, но, когда проходит последний, опускают руки так, чтобы он оказался между их руками. Вереница уходит вперед, а пойманного ворота потихоньку спрашивают: «К клену или к березе?» Отвечать надо тоже тихо, чтобы в цепочке не услышали.

После того как выбор сделан, пойманного выпускают из кольца рук, и он становится сзади «клена» или «березы». Очень бывает приятно, когда угадаешь и попадешь к тому, к кому хотелось! А цепочка в это время, не останавливаясь, делает круг, и матка, увидев, что пойманный уже встает на место, снова ведет всех к воротам. Говорятся те же слова, и еще один последний из вереницы убавляется.

Так цепочка и ходит через ворота, с каждым разом становясь все короче и короче. Но зато по одну и по другую сторону ворот ребят все прибавляется. Наконец матка одна подходит к воротам и после выбора отправляется направо или налево… Вот тут «ворота“ и объявляют, кто из них был раем, а кто - адом. Ну и, соответственно, кто из играющих попал в ангелы, а кто в черти! Так как черти и ангелы терпеть друг друга не могут, между ними должна произойти борьба».

Конечно, этот вариант несколько громоздок и кто-то из читателей уже наверняка поставил на нем крест, решив, что так много учебного времени тратить на подобное задание он никогда не согласится. Но и в этом случае обратите внимание на особую скрупулезность авторского описания и попытайтесь не путать ее с продолжительностью игрового действия. Опыт показывает, что в отрядах с обычной наполняемостью на подобную процедуру уходит ну ни как не более четырех с половиной минут. А в малокомплектных отрядах - практически моментально.

Четыре с половиной минуты это многовато (хотя поначалу казалось, что, если на мероприятии затеять «ворота», то они займут ну ни как не меньше, чем пол-мероприятия), но если учесть, что подобная форма одновременно может являться и разминкой-переключением, и своеобразной подзарядкой отряда единым деловым темпоритмом, то становится очевидно, что время мероприятия, якобы потерянное на игру, окупится сторицей: всплеском детской работоспособности и любознательности, помноженных на их игровую азартность. Так что как-нибудь соберитесь духом и рискните попробовать, вдруг да, придется не только ко двору, но и по сердцу.

Картотека считалок, сговорог, жеребьёвок

Считалки

  • Наша Маша рано встала
    Кукол всех пересчитала:
    Две матрёшки на окошке,
    Две Танюшки на подушке,
    Две Иринки на перинке,
    А Петрушка в колпачке
    на зеленом сундучке.
  • Высоко-превысоко
    Кинул я свой мяч легко.
    Но упал мой мяч с небес,
    Закатился в темный лес.
    Раз-два-три-четыре-пять,
    Я иду его искать.
  • Вышли мыши как-то раз
    Посмотреть который час.
    Раз-два-три-четыре,
    Мыши дернули за гири.
    Тут раздался страшный звон -
    Разбежались мыши вон.
  • Завтра с неба прилетит
    Синий-синий-синий кит,
    Если веришь, стой и жди,
    А не веришь - выходи!
  • На золотом крыльце сидели
    Царь. царевич
    Король, королевич,
    Сапожник, портной,
    Кто ты будешь такой?
    Говори поскорей,
    Не задерживай честный и добрых людей!
  • На золотом крыльце сидели
    Мишки Гамми, Том и Джерри,
    Скрудж Мак-Дак и три утенка,
    Выходи, ты будешь Понка!
    Если Поночка уйдет,
    Скрудж Мак-Дак с ума сойдет!
  • Катилась апельсина
    До города Берлина,
    Уроки не учила
    И двойку получила.
  • Вышел немец из тумана
    Вынул ножик из кармана
    Буду резать, буду бить
    Все равно тебе водить.
  • - Аист-аист, аист - птица,
    Что тебе ночами снится?
    Мне болотные опушки,
    - А еще?
    Еще лягушки.
    Их ловить, не изловить.
    Вот и все, тебе водить!
  • Шел баран по крутым горам,
    Вырвал травку, положил на лавку.
    Кто ее возьмет, тот вон пойдет.
  • Мы собрались поиграть,
    Ну, кому же начинать?
    Раз, два, три,
    Начинаешь ты.
  • Шарага, барага,
    По кусту, по насту,
    По лебе, лебедке,
    Штучка, плетка,
    Соколик, вон.
  • - Заяц, белый,
    Куда бегал?
    - В лес зеленый.
    - Что там делал?
    - Лыки драл.
    - Куда клал?
    - Под колоду.
    - Кто украл?
  • - Родион.
    - Выйди вон!
    Серый зайка вырвал травку.
    Положил ее на лавку.
    Кто травку возьмет,
    Тот и вон пойдет.
  • Родились у нас котятя
    Раз-два-три-четыре-пять,
    Приходите к нам, ребята
    Посмотреть и посчитать.
    Раз котенок - самый белый
    Два котенок - самый смелый
    Три котенок - самый умный
    А четыре - самый шумный
    Пять похож на три и два
    Теже хвост и голова
    Тоже пятнышко на спинке
    Также спит весь день в корзинке.
    Хороши у нас котята
    Раз-два-три-четыре-пять
    Приходите к нам, ребята
    Посмотреть и посчитать!
  • Трынцы, брынцы, бубенцы,
    Раззвонились удальцы,
    Диги, диги, диги, дон,
    Выходи скорее вон!
  • Мы делили апельсин,
    Много нас, а он один.
    Эта долька - для ежа,
    Эта долька - для стрижа,
    Эта долька - для утят,
    Эта долька - для котят,
    Эта долька - для бобра,
    А для волка - кожура.
    Он сердит на нас - беда!!!
    Разбегайтесь кто-куда!
  • Бегал заяц по болоту,
    Он искал себе работу,
    Да работы не нашел,
    Сам заплакал и пошел.
  • В гараже стоят машины -
    Волга, Чайка, Жигули,
    От какой берешь ключи?
  • За морями, за горами,
    За железными столбами,
    На пригорке теремок,
    На дверях висит замок,
    Ты за ключиком иди
    И замочек отопри.
  • Катилося яблоко мимо сада,
    мимо сада, мимо града,
    Кто поднимет, тот и выйдет.
  • Зайчишка - трусишка
    По полю бежал,
    В огород забежал,
    Морковку нашел,
    Капустку нашел,
    Сидит, грызет,
    Иди прочь - хозяин идет!
  • Шышел-мышел,
    Взял, да вышел.
  • Кады, бады, налей воды.
    Корове пить, тебе водить.
  • Лиса по лесу ходила,
    Лиса голосом вопила.
    Лиса лычки драла,
    Лиса лапотки плела -
    Мужу двое, себе трое,
    И детишкам по лаптишкам!
    Кто лаптишки найдет,
    Тот водить пойдет.
  • Раз, два, три, четыре,
  • Жили мышки на квартире.
    К ним повадился сам друг
    Крестовик - большой паук.
    Пять, шесть, семь, восемь,
    Паука мы спросим:
    "Ты, обжора, не ходи!"
    Ну-ка, Машенька, води!
  • Катилось яблоко по блюду,
    Я водить не буду.
  • Собирала белка шишки,
    Для енота и для мышки.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Найду шишку я опять.
    Три еноту и три мышке,
    Остальные кому шишки?
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы выходим поиграть.
    Надо воду выбирать,
    Будем мы тогда считать.
    Топ, топ, топоты,
    Водой точно будешь ты.
  • Ела Маша кашу,
    Кашу не доела.
    "Раз, два, три" - сказала
    И картошку съела.
    Кто три ложки возьмёт,
    Тот и вон пойдет.
  • Аты-баты чума-чум
    Ачерепа атамбум
    Бумафера атарас
    На горе вечерний час.
    Свиньи в бане танцевали
    Все кадушечки сломали.
    Чики-брики ковшик.
  • Черепаха и улитка
    Побежали очень прытко.
    Ты за ними поспевай
    Из считалки вылетай.
  • Семь ворон сидели тихо
    Подлетела к ним слониха
    И как крикнет: "Кар-кар-кар!"
    Ты не веришь, выйди сам.
  • Мы представим, что мы белки;
    Будем мы играть в горелки;
    Мы собрали листьев груду,
    Я водить уже не буду!
  • Раз, два, три.
    На полянку выходи,
    Хороводы заводи,
    Кто остался,
    Тот води.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышли мышки погулять -
    В сад ходили, в лес ходили,
    И на речку приходили.
    Покупались немножко -
    Вдруг идёт на встречу кошка
    Мыши кошке говорят:
    "Становись-ка с нами в ряд,
    Будем мы сейчас считать,
    Всё равно тебе искать!"
  • Раз, два, три, четыре.
    Кот живет у нас в квартире.
    Пять, шесть, семь, восемь,
    На обед мышей он носит.
    Девять, десять, пять и пять,
    Я успел вас посчитать
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы собрались поиграть.
    Вдруг козлёнок выбегает,
    И к ребятам подбегает,

А кого козёл боднёт,
Значит водой будет тот.

  • Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить.

  • Раз, два, три, четыре, пять,
    В доме номер двадцать пять
    Веселились до ура
    И сказали: "Нам пора!"
    Первый вышел муравей,
    Второй вышел соловей,
    Третий вышел попугай,
    А четвертый: "Догоняй!
  • В даль бежит река лесная,
    Вдоль неё растут кусты.
    Всех в игру я приглашаю,
    Мы играем - водишь ты!
  • Раз, два, три, четыре, пять.
    Мы решили поиграть,
    Но не знаем, как нам быть,
    Не хотел никто водить!
    На тебя укажем мы:
    Это верно будешь ты!
  • Мы собрались во дворе,
    Дело было в сентябре.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы решили поиграть.
    Сколько будет два плюс три?
    Если знаешь, то води!
  • Говорят на заре,
    Собирались на горе
    Голубь, гусь и галка
    Вот и вся считалка.
  • Киреев Петя
    Повар, поваренок,
    Киска и котенок.
    Весело играли,
    Прыгали, скакали
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Будем заново считать.
  • Я играю с вами в прятки,
    Я считаю до пяти.
    На кого я попадаю,
    Выходи, давай води.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем мы подряд искать:
    Мячик, яблоко, печенье,
    Зубочистки и варенье.
    Будем мы искать везде -
    И на небе, и в воде,
    Под горой и под диваном,
    Ив конюшне, и под ванной,
    А вот если не найдешь,
    То тогда ты вон пойдешь.
  • Раз, два, три, четыре, пять
    Я хочу с тобой играть.
    Заходи скорее в круг,
    Будем веселиться друг.
    Шесть, семь, восемь,
    У ребят мы спросим:
    "Кто быстрее и ловчее,
    Тот и выйдет поскорее".
  • Ушки, глазки, носик, хвостик,
    Получился добрый котик,
    Он считает до пяти,
    Тот, кто пятый выходи.
  • Катилась мандаринка
    По имени Иринка,
    Уроки не учила,
    Двойку получила.
    А когда пошла гулять,
    Получила цифру пять!
  • Катился апельсин
    По имени Максим,
    Уроки не учил,
    Двойку получил.
    А когда пошел гулять,
    Получил он цифру пять!
  • На золотом крыльце сидели
    Мишки Гамми, Том и Джерри,
    Скрудж Магдаг и три утенка,
    Выходи из круга Понка!
  • Жили-были дед и баба,
    Ели кашу с молоком.
    Дед на бабу рассердился -
    И по пузу кулаком!
    А из пуза два арбуза
    Покатились в дом-союза.
    В дом-союзе говорят:
    “Бабке надо в детский сад!”
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Вдруг охотник выбегает,
    Прямо в зайчика стреляет.
    Пиф-паф, оё-ёй,
    Умирает зайчик мой!
    Привезли его домой,
    Оказался он живой!
  • Черепаха хвост поджала
    И за зайцем побежала,
    Оказалась впереди,
    Кто не верит - выходи!
  • Бегал заяц по болоту,
    Он искал себе работу,
    А работы не нашел,
    Сам заплакал и пошел.
  • Шла коза по мостику
    И виляла хвостиком.
    Зацепилась за перила,
    Прямо в речку угодила.
    Кто не верит, это он
    Выходи из круга вон!
  • Кони, кони, кони, кони,
    Мы сидели на балконе.
    Чай пили, чашки били,
    По-турецки говорили.
  • Эни, бэни, рики, таки,
    Буль, буль, буль, кораки, шмаки.
    Эус, бэус, краснадэус - батс!
  • Анти, дванти, трынди, валынди,
    Пянти, янти, шивары, вывары.
    Цук, манцук, пере, вере,
    Чуха, рюха, пята, сота,
  • На златом крыльце сидели:
    Царь, царевич, король, королевич,
    Сапожник, портной -
    Кто ты будешь такой?
  • Эники-беники

Эники-беники ели вареники
Эники-беники - клёц!
Вышел советский матрос.

  • Вышел немец из тумана
    Вынул ножик из кармана
    Буду резать, буду бить -
    С кем останешься дружить?
  • Вышел месяц из тумана,
    Вынул ножик из кармана.
    Буду резать, буду бить -
    Всё равно тебе водить!
  • Ехала карета темным лесом
    За каким-то интересом
    Инте-инте-интерес -
    Выходи на букву "эс".
  • На златом крыльце сидели:
    Мишки Гамми, Том и Джерри
    Скрудж Мак-Дак и три утенка,
    Выходи, ты будешь Понка.
  • В нашей маленькой компании
    Кто-то сильно навонял.
    Раз, два, три-
    Это верно будешь ты.
  • Стук о крест.
    Забежал мальчишка в лес,
    Убил галку, убил две,
    Закружилось в голове.
  • Чтоб построить новый дом,
    Запасают тес дубовый,
    Кирпича, железо, краску,
    Гвозди, паклю и замазку.
  • Гуськи, гуськи,
    Крабовые вы палочки!
    Волка щиплют, волка едят,
    Если не веришь, то выходи!
  • Кошку сладеньку
    Ели помаленьку.
    Если не хочешь,
    То не ешь!
  • Раз малинка, два малинка,
    Ела ягоды Маринка,
    И в корзинке у Маринки
    Не осталось ничего.
    Кто по ягоды пойдет,
    Тот корзиночку найдет.
  • Камень, ножницы, бумага,
    Карандаш, огонь, вода,
    И бутылка лимонада,
    Цу-е-фа!
  • Раз, два, три, четыре,
    Меня грамоте учили.
    Не считать, не писать,
    Только по полу скакать.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Надо солнышку вставать.

    Солнце спит, на небе месяц.
    Разбегайся кто куда,
    Завтра новая игра.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы собрались поиграть.
    К нам сорока прилетела
    И тебе водить велела.
  • В синем море-океане
    Золотой корабль плывет.
    А на острове Буяне
    Темный лес растет.
    Станем думать да гадать,
    Как нам сосны сосчитать.
    Ты не думай, не гадай,
    Только нас ты догоняй.
  • Боб бобу сказал: “Бубу,
    Не качайся на дубу.
    Прилетит на дуб скворец
    И придет тебе конец”.
  • Дора, Дора, помидора,
    Мы в саду поймали вора.
    Стали думать и гадать,
    Как же вора наказать.
    Мы связали руки, ноги
    И пустили по дороге.
    Вор шел, шел, шел
  • И корзиночку нашел.
    В этой маленькой корзинке
    Есть рисунки и картинки.
    Раз, два, три,
    Кому хочешь, - дари!
  • Эна, бена, раба,
    Квинтер, финтер, жаба.
    Эна, бена, рес,
    Квинтер, финтер, жес!
  • Зайчик

Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами- щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся-иди!

  • Ахи, ахи, ахи, ох,
    Маша сеяла горох,
    Уродился он густой,
    Мы помчимся, ты постой!
  • Шли бараны по дороге
    Промочили в луже ноги
    Стали ноги вытирать:
    Кто платочком,
    Кто тряпицей,
    Кто дырявой рукавицей!
  • Над горою солнце встало
    С неба яблоко упало,
    По лазоревым лугам
    Покатилось прямо к нам!
    Покатилось, покатилось,
    В речку с мостика свалилось,
    Кто увидел - не дремли,
    Поскорей его лови!
    Кто поймал, тот молодец,
    Ведь считалочке конец!
  • Черепаха хвост поджала
    И за зайцем побежала
    Оказалась впереди,
    Кто не верит- выходи!
  • Доктор

Раз, два, три, четыре-
Меня грамоте учили:
Не считать, не писать,
Только по полу скакать.
Я скакала, я скакала,
Себе ноженьку сломала.
Стала ноженька болеть,
Стала маменька жалеть.
Пожалела, поругала
И за доктором послала.
Доктор едет на быке
С балалаечкой в руке.

  • - Заяц белый,
    Куда бегал? -
    - В лес дубовый! -
    - Что там делал?
    - Лыко драл!
    - Куда клал?
    - Под колоду.
    - Кто украл?
    - Родион!

Шишел-вышел, (вариант: Шишел-мышел)
Вышел вон!

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Выплыл ясный круглый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду да поеду.
Ты, слуга, подай метлу,
Я в карете подмету.
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько надо гвоздей?
Не задумывайся,
Говори поскорей!
Конь

Конь ретивый,
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.

  • Сива, ива,
    Дуба, клен,
    Шуга-юга,
    Вышел вон!
  • Прятки

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы - Ты пойди-ка, поводи!

  • Ежик

Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать-
Нам водилку выбирать!

  • Чайка

Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
- Приходите все на чай!
- Сколько чаек? Отвечай!

  • Кукушка

Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Все кричали:"Кукумак!"
Убирай один кулак!
(В начале все выставляют оба кулака)

  • Шла кукушка мимо сада,
    Поклевала всю рассаду.
    И кричала: ку-ку, мак -
    Отжимай один кулак!
  • Первенчики

Перв е нчики,
Друг е нчики,
Кр у ги-др у ги,
Вон!

  • Шалуны-балуны

Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы,
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода- из народа,
Выходи из хоровода.
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец!

  • Наша Маша
    Рано встала,
    Кукол всех
    Пересчитала:
    Две матрешки
    На окошке,
    Две Аринки
    На перинке,
    Две танюшки
    На подушке,
    А Петрушка
    В колпачке
    На дубовом
    Сундучке!
  • Тучи

Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит - выйди вон!

  • Трынцы-брынцы, бубенцы,
    Раззвонились удальцы,
    Диги, диги, диги, дон,
    Выходи скорее вон!
  • Вышел ежик из тумана
    выпил водки полстакана
    вынул ножик, колбасу
    хорошо в родном лесу
    тихо песню затянул
    о несбывшемся всплакнул
    посмотрел в пустой стакан
    и опять ушел в туман...

Сговорки

Выбирай:

Сахару кусочек

Или красненький платочек?

Ландыш душистый

Или одуванчик пушистый?

Колокольчик голубой

Или желтый зверобой?

Белую березу

Или красную розу?

Гороху мешок

Или масла горшок?

Медведя лохматого

Или козла рогатого?

Зеленую лягушку

Или хлеба краюшку?

Из речки ерша

Или из лесу ежа?

Выбери помощника:

Сено косить

Или дрова рубить?

Коня ковать

Или двор подметать?

Горох молотить

Или кашу варить?

Лапти плести

Или двор мести?

Колыбельку качать

Или сметану лизать?

Шары катить Или воду лить?

Жеребьёвка

Канат вертеть или с неба лететь?

За печкой заблудился или

Или в стакане утопился?

Шар тесать

Или на воде плясать?

Брать коня сивого

Или златогривого?

Листочек или цветочек?

Ниточка или иголочка?

Сахару кусочек

Или аленький платочек?

С неба стрельца

Или с земли молодца?

Жеребёнок малый

Или конь бывалый?

Идти пешком

Или ехать шажком?

Синее или зелёное?

Грудь в крестах

Или голова в кустах?

Конь вороной

Или казак удалой?

Золотое блюдце


Берётся достаточно длинная палка (лопата, швабра, линейка). Для того, чтобы получившийся результат был действительно случайным, подбрасывают её вертикально и ловят рукой где-нибудь посредине. После этого все участники игры по очереди обхватывают палку сначала одной, а потом другой рукой, пока на ней есть место. Тот, кому места не хватило - тому и водить! Есть ещё один вариант этой жеребьёвки: после подбрасывания говорят: «с покрышкой !» или «без покрышки !». «С покрышкой» означает, что после того, как палка закончилась, можно накрыть кулак последнего своей ладонью. А уже следующий по очереди будет водить.

На больших пальцах

Если палки под рукой не оказалось, выручит жеребьёвка на больших пальцах. Она происходит примерно так же, как и с палкой, только палка получается воображаемой и вместо неё надо успеть ухватить поднятый вверх болшой палец. Таким образом, получается цепочка из кулаков. Последний присоединившийся к этой цепочке и становится водящим.

Камень, ножницы, бумага...

Можно просто бросить на пальцах на счёт «Камень, Ножницы, Бумага - Раз, Два, Три! » (или Камень, Ножницы, Бумага, Цу-Е-Фа).
Этот процесс не менее увлекателен, чем сама игра. На слово Три каждый должен изобразить из пальцев одну из трёх фигур:

  • Камень (кулак). Ломает ножницы, но оборачивается бумагой
  • Ножницы (растопыренные указательный и средний пальцы). Режут бумагу, но ломаются камнем
  • Бумага (прямая ладонь). Режется ножницами, но оборачивает камень.

После этого подсчитывают, кто кого победил. Обычно такая жеребьёвка происходит попарно по системе выбывания проигравшего. В случае совпадения фигур, производится повторная жеребьёвка.

Короткая спичка (соломинка)

Берётся несколько одинаковых палочек (спичек, соломинок). Одна из них помечается, обычно просто обламывается. После этого все по очереди начинают вытягивать по одной спичке, с замиранием сердца следя, попадётся ли ему короткая (меченная) спичка (соломинка) и он станет водящим.