Гороскопы

Врачебно летная экспертная комиссия требования. Шаг пятый: влэк для чайников - пошаговая инструкция успешного прохождения. Термины и определения

Если поговорить с летающими пилотами, то иногда стороннему человеку кажется, что все они всю свою жизнь ходят под дамокловым мечом по имени ВЛЭК. ВЛЭК побаиваются, на нее ругаются, жалуются, кто-то пытается обмануть… И прежде чем подавать документы в летное училище любому абитуриенту тоже неизбежно придется познакомиться с ВЛЭК - Врачебной летно-экспертной комиссией.

Почему к здоровью летного состава предъявляются такие строгие и суровые требования?

Это связано с требованиями безопасности. Не людей, отвечающих за безопасность, а именно самой безопасности для жизни, а также здоровья всех, кто находится в воздушном судне и на земле. Работа пилота связана с большими нагрузками, из-за которых организм быстрее изнашивается. Поэтому чтобы летчик смог как можно дольше работать в небе, в самом начале его карьеры он должен обладать безупречным здоровьем. Иначе он подвергнет однажды опасности свою жизнь, жизни экипажа и пассажиров. Имеет значение также экономический фактор: в обучение пилотов вкладываются большие средства, которые должны окупаться, кроме того подвергать опасности дорогостоящие самолеты и их груз тоже нежелательно.

Именно поэтому в медицине появилась отдельная отрасль - авиационная медицина. Проводятся исследования, по результатам которых составляется определенный свод требований к состоянию здоровья кандидатов в пилоты и пилотов. Используя накопленный опыт вместе с научными наработками, авиационные медики определяют список патологий и заболеваний, наличие которых закрывает путь в небеса или ограничивает его.

Требования к состоянию здоровья

Строгость требований к здоровью пилотов определяется их категорией и возрастом. Самые суровые медицинские комиссии приходится проходить абитуриентам летных училищ, особенно военных. Доскональное медицинское освидетельствование проводится перед началом учебы, а далее - ежегодно.

Абитуриенты вместе с курсантами всех курсов, кроме выпускного, проходят ВЛЭК по первой графе. Это означает самые суровые требования, фактически - безупречное здоровье. Причем следует помнить, что ВЛЭК, пройденная перед поступлением, - только первая из всех. Если здоровье в течение года ухудшится, курсанта вполне могут отчислить из училища, даже при отличных оценках. Или предложат перевестись на другие специальности, не связанные непосредственно с полетами. Даже немного ухудшившееся зрение или сломанный в потасовке нос может стать причиной утраты допуска к полетам.

Курсанты выпускного курса летного училища проходят ВЛЭК по второй графе, что несколько снижает требования к состоянию здоровья.

Дефекты здоровья, недопустимые для поступления в летное училище

Вердикт о негодности выносится при наличии:

Девушкам может помешать получить заключение о пригодности беременность и послеродовой период, а также хронические нарушения цикла.

Абитуриент может получить направление на ВЛЭК, если он получил в военкомате отметку о годности к военной службе без ограничений. В этом случае потребуется оформить медицинскую справку 086-у общего образца, результаты освидетельствования из местных наркологического и психоневрологического диспансеров, и представить все это в приемную комиссию вместе с военным билетом. Сразу следует учитывать то, что при приеме в российские летные училища действуют ограничения по росту и минимальному возрасту:

  • рост: от 160 до 190 см, высота сидя - не более 95 см
  • возраст не менее 18 лет

Прежде чем проходить обследование у специалистов, потребуется сдать анализы, а также пройти тестирование по уровню физической подготовки. Только после получения результатов можно отправляться по врачам. Кроме результатов лабораторных исследований, необходимо сделать рентгенологический снимок пазух носа, энцефалограмму и ЭКГ.

Затем за абитуриента возьмутся специалисты. Самые тщательные обследования предстоит пройти у офтальмолога и ЛОР-врача. Кроме них, кандидата в курсанты будут осматривать и тестировать:

  • хирург
  • дерматовенеролог
  • терапевт
  • невролог
  • стоматолог
  • девушкам предстоит посетить гинеколога

Если хотя бы один из врачей обнаруживает дефект, несовместимый с полетной деятельностью, абитуриент получает заключение о профнепригодности и дальнейшее обследование прекращается.

Если ВЛЭК выносит вердикт «Годен», через 3 дня абитуриент отправится к психологу, и только после психологической экспертизы мытарства можно считать пройденными.

Условия прохождения ВЛЭК

Не обязательно проходить ВЛЭК непосредственно по месту поступления. Министерством транспорта РФ создана система сертификации медицинских учреждений по всей России. Можно проходить ВЛЭК вместе с психологическим тестированием в любом учреждении, обладающем лицензией на осуществление деятельности по врачебно-летной экспертизе. В дальнейшем полученные заключения проходят согласование в ВЛЭК училища.

Если абитуриент получил заключение о непригодности к обучению летной специальности, но не согласен с врачебным заключением, он может оспорить решение региональной ВЛЭК в Центральной врачебно-летной комиссии в Москве.

Сроки и стоимость прохождения комиссии

Как правило, на все требуется около 3 дней:

  1. Сдать анализы и сделать рентгенограмму
  2. Получить результаты
  3. Пройти обследование у врачей-специалистов и дождаться выдачи на руки заключения

Через 3 дня, при условии положительного вердикта, можно проходить обследование у психолога.

Стоимость зависит от местных условий и обычно колеблется в пределах 1500-8000 тыс. рублей.

Как подготовиться к медосмотру

Многие дефекты здоровья можно исправить, если заняться этим заранее. А если предварительное обследование выявит заболевания, не позволяющие поступить на летную специальность, можно сэкономить собственное время и не биться головой о неприступную стену бескомпромиссной ВЛЭК в тщетной попытке убедить врачей в собственной годности к полетам. Вместо этого стоит подправить здоровье, насколько это возможно, чтобы потом попытаться получить другую категорию, с менее строгими допусками. А затем, уже имея за спиной определенные достижения и стаж, сделать еще одну попытку. К уже летающим пилотам требования ВЛЭК несколько мягче, нежели к кандидатам в пилоты. Во всяком случае, работающему пилоту не придется проходить комиссию по самой суровой 1 графе, а 2 графа не так строга.

В любом случае стоит заранее пройти лечение у стоматолога, обследоваться у ЛОРа, навестить дерматолога, чтобы потом сделать кардиограмму. Не помешает и развернутый анализ крови.

До недавнего времени первая графа требовала от абитуриентов 100% зрения без коррекции , теперь же у курсантов летных специальностей допускается зрение до 0,8 без коррекции (1 с коррекцией). О целесообразности хирургической коррекции зрения стоит проконсультироваться в местном отделении ВЛЭК.

Все требования по состоянию здоровья, список допустимых и дисквалифицирующих отклонений указаны в Федеральных авиационных правилах ГА. Если медицинская терминология не кажется китайской грамотой, можно заранее разобраться в тонкостях и оценить свои шансы на прохождение комиссии.

Как оставаться здоровым

Пилоты подвержены воздействию множества вредных факторов. В этот список входят:

  • нервное напряжение
  • физические нагрузки и перегрузки при взлетах и посадках
  • воздействие вибрации, шума
  • частая смена климатический и часовых поясов
  • отсутствие физиологически приемлемого режима питания и отдыха, ночная работа и длинные периоды нагрузки

Из-за этого здоровье портится заметно быстрее, чем у «наземных» граждан. Чтобы сохранить отличное самочувствие, нужно не избегать регулярных врачебных комиссий и внимательно относиться к самочувствию. Любое заболевание гораздо проще остановить в самом его начале. Совершенно необходимо заниматься спортом, обеспечивать себе физические тренировки в разумных количествах. Нужно стараться правильно питаться, хорошо отдыхать, не отказывать себе в оздоровительных процедурах и положительных эмоциях. Чтобы не пытаться обмануть врачебную комиссию, если появилось какое-либо недомогание - отсутствие лечения может привести к катастрофическому ухудшению состояния и непоправимому ущербу.

Это будет, наверное, самая полезная для всех статья (из остальных в этом блоге) по самому волнующему для многих вопросу - врачебно-летной экспертной комиссии или просто ВЛЭК.


Когда люди доходят до этого этапа, как же всех заставляет понервничать это слово) Пожалуй, даже больше, чем само собеседование. А все почему?

От незнания.
Мы всегда боимся того, чего не знаем. А с ВЛЭКом в обычный жизни из нас никто не сталкивался. Отсюда и начинается паника - "пройду ли я его или нет, ведь это не собеседование, и от меня мало что зависит".
Скажу в самом начале, дабы успокоить всех - забудьте все страсти которые вы читали про него в интернете. Я не знаю, для запугивания ли их пишут, или просто по приколу, чтобы потролить, но все мои знакомые , кто не имеет каких либо значимых отклонений ВСЕ проходили его БЕЗ труда . Реально, 98% моей группы прошли его меньше чем за неделю. Кто-то за один день, кто-то как я за два. Остальные 2 % прошли чуть больше, чем за неделю, но ПРОШЛИ. Время в основном уходит на то, чтобы дождаться результатов анализов (1-5 дней). А всех врачей можно обойти за 1-2 дня.

Вот вам список основных мифов:

  • Если у меня плохое зрение/я ношу очки/контактные линзы/у меня была операция на глазах, то я не смогу пройти ВЛЭК. Полный бред. Даже если у вас зрение -4 вы можете легко пройти окулиста. Просто вам будут смотреть глазное дно и скажут, можете ли вы работать без очков или нет. Очки носить можно, так же как и линзы (правда в линзах очень высыхают глаза в рейсе, я бы их не советовала). Операции на глазах тоже не запрещаются. У меня, например, оперированные глаза. Никакого ухудшения зрения или дискомфорта за 3 года полетов я не заметила. От ноутбука, за пол года работы на земле, я кажется и то больше посадила зрение.
  • Если у меня есть татуировки, то я не смогу пройти ВЛЭК. Знавала я одного парня, у которого был полностью забит рукав. Не бабочка какая то 5х5 мм на запястье, а вся рука! Ничего, летал) Правда даже в жару +35 в рубашке с длинными рукавами, но летал) Потел и летал хD И не только он. Прилетаешь иногда в эстафету на моря, все переодеваются, выходят в купальниках и ты в шоке - как они это прятали : у кого лодыжка вся забита, у кого на шее тату, на животе, на груди, на ногах, на спине и только они знают, где еще. Никто не сводит и не парится по этому поводу. Просто на время рейса заклеивают телесным лейкопластырем видные места. Девчонки покупают колготки поплотнее. На запястьях все легко прячется под часы. Так что выход есть всегда . На собеседовании лучше конечно своими тату не хвастаться. А на ВЛЭКе могут максимум к психологу дополнительно отправить: вдруг у тебя эти желания разрисовать свое тело от демона?)) хD
  • Если у меня зубы не в идеальном состоянии, не чисто белые или есть камень, то я не смогу пройти ВЛЭК. Снова нет. От вас не будут требовать идеально белоснежной улыбки. Достаточно того, чтобы все видимые зубы были на месте (смешно звучит хD), в них не было дырок и кариеса. Если есть дырки - пока не заделаете - не пропустят. Насчет кариеса - скорее всего предложат вылечить прямо там, у них, сразу же.
  • Если у меня искривление позвоночника, то я не смогу пройти ВЛЭК. Вы мне лучше покажите человека, у которого его сейчас нет хD Мне поставили диагноз: сколиоз 1ой степени , о котором я узнала только там. Ну поржали вместе с хирургом, кому я такая косая нужна буду, и он дал мне допуск. Потом на каждом полугодовом ВЛЭКе, благодаря этому диагнозу, мне давали 2 дополнительных дня на его прохождение - а это кайф) Потому что каждый день оплачивался по 2500 р, а проблем ноль. Зайти к хирургу и доброго утра пожелать, он даже смотреть не станет.
  • Если у меня куплен военник/статья ограниченно годен, то я не смогу пройти ВЛЭК (для парней). Скажем так. Из всех парней с кем я летала, военник не был куплен может процентов у семи) И почти все были ограниченно годны. Но сложностей при прохождении у них не возникало никаких. Но там зависит еще от статьи. Здесь я уже не помогу - просто не знаю с какими статьями не допускают к полетам. Но там какие-то действительно серьезные проблемы должны быть описаны в них. В основном проблемы с сердцем.
  • Если у меня есть эрозия, то я не смогу пройти ВЛЭК (для девушек). У меня тоже была. И я с ней прошла своей первичный ВЛЭК. Правда меня конечно замучили с доп анализами, которые стоили не так то дешево (порядка 3 тысяч). Но эти анализы сдаются только для того, чтобы гинеколог убедился, что твоя эрозия не переросла в онко заболевание. Эти анализы нужно будет сдавать каждый год при прохождении ВЛЭК (позже я опишу что это за анализы). Так что наверно это единственный миф, который может вызвать хоть какие то трудности при прохождении, т.к 80% девчонок, кто проходил со мной гинеколога в этот день, отправляли за доп анализами из-за эрозии. Но как только их приносишь - проблем нет никаких.

Думаю кто-то сейчас выдохнул. Это я описала лишь самые популярные вопросы, что мне задавали. А вообще, все у кого есть какие-то незначительные проблемы со здоровьем, которые никак не мешают вам спокойно жить - всё пройдут ! Главное врачам говорите, что вы самый здоровый человек на планете, что вас ничего не беспокоит, по утрам зарядочку делаете, спортом занимаетесь, водичкой холодной обливаетесь. Если начнете честно отвечать что вот, вчера в левом ухе стреляло, а по утрам как резко встану в глазах темнеет и сердце что-то побаливает когда побегаю, да и гриппую я часто, то естественно, вас отправят на 100500 дополнительных анализов, за которые вы отдадите не малые СВОИ деньги (все дополнительные анализы авиакомпания не оплачивает). А оно вам надо? Обходите систему! Просто будьте хитрее) Все врачи тоже люди. Уставшие люди. Люди которым не так хорошо платят как хотелось бы... Связь улавливаете? )

Но все это без фанатизма конечно! Я сейчас говорю ТОЛЬКО про какие-то мелкие недостатки здоровья, которые есть почти у всех и которые никак не усугубятся после частых полетов.

Помните: ваше здоровье, важнее любой работы! Даже работы вашей мечты. Если у вас не будет здоровья - никакая работа не будет в радость. Вообще ничего не будет в радость. Берегите его и правильно расставляйте приоритеты .
Особенно это касается тех, у кого есть какие-то серьезные сердечные заболевания . Это лишь кажется, что ничего сложного в этой работе нет. Но на самом деле, это огромная нагрузка на весь организм. Как физически так и морально. Не просто так, нам доплачивают за вредность. И не просто так раньше уходят на пенсию. Это конечно не так вредно, как работать скажем на шахте, но здоровье свое можно не слабо убить, если будете забивать на симптомы, не лечить их последствия и врать по поводу серьезных вещей на ВЛЭК #лишьбыдалидопуск. Повторяю, берегите свое здоровье , и если есть весомые причины, по которым вам летать не стоит - не пытайтесь скрыть их , это уже не шутки. Врач то вас пропустит - а вот какие вы можете потом навлечь последствия на свое здоровье, лучше не знать.

Очень многие, после прочтения данной статьи (чаще всего не очень внимательного) видимо на полном серьезе уверены , что я имею несколько медицинских образований и помимо этого, работаю на полставки экспертом местного ВЛЭК. Просто я не могу иначе объяснить то количество вопросов медицинского характера, что падают мне в личку. Я иногда даже не могу с первого раза прочесть диагноз, о допустимости которого вы меня спрашиваете. Откуда же я могу знать что это вообще за болезнь и пройдете ли вы с ней ВЛЭК?)

Ответы на такие вопросы нужно искать в очень замечательном и полезном документе:

Приказ Минтранса России от 22.04.2002 N 50

(с изменениями от 28.11.2014)

"Об утверждении Федеральных авиационных правил

(ФАП МО ГА-2002)


Или как его называют в простонародье:

ФАП 50


Открываем вот эту ссылку и изучаем данный документ. А документ не маленький. Аж 83 страницы. Но поверьте, ответ на ваш вопрос: "А пройду ли я, если у меня то-то-то" вы найдете точно. Там есть специальная таблица с замечательным и точным названием:

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ГОДНОСТЬ К ЛЕТНОЙ РАБОТЕ, РАБОТЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ, РАБОТЕ БОРТПРОВОДНИКОМ, БОРТОПЕРАТОРОМ, ПИЛОТОМ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЮ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Я даже подскажу, что она находится на 17ой странице ^^


Изучаем и находим ответ на свой вопрос. Если написано: "инд. оценка" - это значит, что врачу необходимо будет вас осмотреть, может даже назначить какие-то доп. анализы и уже тогда принять решение. Это не значит "не годен" . Это значит - решат уже после вашего осмотра.

Если вы не нашли там ответа на свой вопрос - поверьте, уж я то я совершенно точно его вам не подскажу.
Лучше позвонить или зайти на ВЛЭК и уточнить этот вопрос у компетентных врачей.
Действующие бортпроводники, врачи поликлиник и бабушки с 5го подьезда однозначно вам в этом вопросе не помогут. Даже если будут уверять, что они то наверняка это знают.
Не верьте слухам - проверяйте все сами лично и не "абы где" , а именно на ВЛЭК.

А теперь давайте разберемся в самом сложном:

Какие нам нужны справки/анализы на ВЛЭК и какие можно пройти дома, по месту прописки.

Вот список с чем вы УЖЕ должны прийти на ВЛЭК ОБЯЗАТЕЛЬНО :

Все это вы должны обязательно принести на ВЛЭК. Забудете что-то - отправят обратно.


А вот следующий список анализов вы можете сделать по желанию либо дома, либо на самом ВЛЭК. Разницы никакой нет. Просто если вы сделаете их заранее, то ВЛЭК пройдете за 1-2 дня , так как в основном только из-за их ожидания время прохождение комиссии увеличивается. Стоят они примерно одинаково везде. На ВЛЭКе может быть дороже рублей на 50, чем в вашем городе. Все эти анализы платные даже в том случае, если ВЛЭК вам оплачивает компания. Так что платить придется хоть как. Раньше можно было принести с собой буквально все результаты анализов (включая кровь, мочу, кал, ЭКГ и тп), но сейчас их уже не принимают и заставлять сдавать только непосредственно у них. Поэтому вот список тех анализов, которые вы можете сдать ЗАРАНЕЕ в любом месте, в любом городе и результаты которых ПРИМУТ на ВЛЭК (основываюсь на своем опыте из ЦентрАвиаМеда (ЦАМ)):
  1. Анализ крови на ВИЧ - обычно сдается бесплатно в специализированном центре ВИЧ вашего города. Может сдать любой гражданин РФ, даже не имеющий местной прописки. Только не стоит говорить, что сдаете для трудоустройства. Иначе потребуют его оплатить. Говорите что делаете для личных нужд , но не забудьте уточнить, чтобы результат бы НЕ анонимным .
    Сдать у себя в городе - бесплатно, либо ~220-250 р;
    Сдать в ЦАМ - 300 р (все цены указаны по прайсу за сентябрь 2016 г);
    Срок изготовления - на следующий день (но уточняйте заранее в вашем городе, возможно время исследований будет больше).
  2. Анализ крови на Гепатит Б и С категории - существует куча разновидностей этих анализов, но нужны всего два, а именно: HBc Ig суммарн. и HCV Ig суммарн. Можно сдать в том же центре ВИЧ в вашем городе.
    Сдать у себя в городе - ~250-300 р каждый;
    Сдать в ЦАМ - 300 р каждый;
    Срок изготовления - 1-2 дня
  3. Анализ крови на брюшной тиф - довольно замудренный анализ. Не везде его делают и если делают то довольно долго. Я так и не нашла где он делается в моем городе и сделала его на ВЛЭКе;
    Сдать в ЦАМ - 370 р;
    Срок изготовления - 3 дня.
  4. Кал на дизентерийную группу - он же кал на патогенную/кишечную группу и он же БАК-анализ . Самый доооолгий анализ из всех. И еще, сдается не каждый день. У меня в поликлинике его можно сдать всего 2 дня в неделю . Узнавайте заранее в какие дни и не сдавайте перед выходными - это еще больше может увеличить время его изготовление.
    Сдать у себя в городе
    Сдать в ЦАМ - 150 р за забор мазка + 420 р исследование мазка;
    Срок изготовления : 5 дней.
  5. Флюорография - тут ничего необычного. Все ее наверняка делали в институтах и школах. Ее результаты принимают лишь потому, что нельзя облучаться чаще, чем раз в пол года. Поэтому спокойненько сдаем у себя в поликлинике по полису и привозим результат с собой. Вам нужно будет только лишь попросить переставить печать из вашего результата, в вашу мед книжку. И ОБЯЗАТЕЛЬНО оставить этот результат при себе (в вашу карту он не прикладывается).
    Сдать у себя в городе - бесплатно в поликлинике по полису;
    Сдать в ЦАМ - 390 р;
    Срок изготовления : сразу на руки.
  6. Снимок пазух носа с заключением (только на первоначалку) - можно сдать как в поликлинике, так и в специальных учреждениях своего города. Обязательно просим заключение , иначе одного снимка будет недостаточно. В заключении просите написать что у вас все чудесно и если затемнения и есть, то абсолютно не значительные.
    Сдать у себя в городе - бесплатно в поликлинике по полису, либо ~220-250 р в другом месте;
    Сдать в ЦАМ - 300 р;
    Срок изготовления : сразу на руки.
Почти все анализы действительны только месяц (если я не ошибаюсь). Так что сильно заранее не делаем, но и не затягиваем, чтобы все успеть. Пожалуй самым оптимальным, было бы сделать БАК-анализ дней за 10 (чтобы уже ТОЧНО успеть его забрать). А все остальные за неделю (чтобы был задел во времени на экстренный случай). Не позже!

Если принесете на ВЛЭК все эти результаты, пройдете все ровно за 1 день парни и 2 дня девочки (из-за того что дерматолог принимает только с мазками, которые готовы через день после забора). Ну не считая конечно индивидуальных ситуаций по здоровью и ваших диагнозов).

Кстати. Вот по этой ссылке вы можете сами посмотреть все цены ЦАМ.

Совет №1 . Если немного простыли и болеете - лучше полечитесь дней 5 - иначе все анализы могут показать плохие результаты.

Для того, чтобы вы хорошо понимали, что вас еще ждет, приложу ПОЛНЫЙ список остальных анализов, которые вам необходимо будет сдать уже на ВЛЭК.

Полный список всех остальных анализов ВЛЭК:


  1. Сведение о группе крови и резус факторе;
  2. Общий анализ крови;
  3. Сахар крови;
  4. Анализ мочи;
  5. Кал на яйце глист;
  6. Соскоб на энтеробиоз;
  7. Кровь на RW;
А теперь приступаем к следующему шагу.

Что делать после того как вам вручили заветный листочек с направлением на ВЛЭК?

После того, как спляшите танец победителя, первым делом нужно собрать в отдельную папку (чтобы не потерять) все-все справки и анализы которые у вас есть, обязательно паспорт и медкнижку (если ее нет, сделают за 1220 рублей в ЦАМ)

Вам нужно ехать ранним-ранним утром, примерно к 8.00 в "ЦЕНТРАВИАМЕД" который находится по адресу пр. Академика Сахарова, 7 НО если вы проходите ВЛЭК от Аэрофлота, то у них есть свой собственный центр) Однако я опишу процесс прохождения именно для ЦАМ, думаю что они все все равно очень похожи.

Для тех кто в Москве совсем недавно и вообще не ориентируется, объясняю один из способов как добраться:

Едем до метро Тургеневская или Чистые пруды (оранжевая либо красная ветка соответственно). Если приехали на Чистые пруды, то выходим в город в сторону проспекта Академика Сахарова . Если на Тургеневскую, то тут уже точно не вспомню в какую, но там по указателем все понятно. Идти потом нужно пешком минут 10-15 (одинаково с обеих станций). Дойти там несложно даже для тех, кто ориентируется в местности плохо (как я хD) . Главное скачайте себе какую нибудь программу типа 2GIS и двигайтесь по ней) Вот вам карта для наглядности:

Теперь расскажу как ВЛЭК прошла я.

Сентябрь 2013 года . Утро. Я встала пораньше и поехала к 8.00. Даже впервые будучи в центре Москвы одна я очень быстро нашла здание хотя топографический кретинизм это прям про меня. Когда я зашла внутрь, добрый дядечка охранник пока я озиралась по сторонам с глазами испуганного котенка, спросил, на ВЛЭК ли я? И подсказал куда идти - на 2ий этаж в 240 кабинет . Подходим в регистратуру, говорим что мы на ВЛЭК и просим выписать пропуск. Если вы там в первый раз, скорее всего на вас заведут карту с вашими контактными данными. НЕ ЗАБУДЬТЕ ПАСПОРТ - без него не выпишут пропуск. И обязательно оставьте в гардеробе куртку, если есть - с ней будет дико неудобно таскаться.

Врач терапевт начинает принимать с 8ми утра. Я была там уже в 7.50 и естественно была первой и в общем то единственной)) Поэтому прошла без проблем сразу же в 8.00. Однако сейчас уже все поменялось, и с утра получаются самые дикие очереди!

Совет №2 . Хочу вас предупредить, что если приехать позже, часам к 11-12, то очередей почти не будет, НО терапевт может уже не принимать. И все анализы можно сдавать лишь до 11.
Когда я сдавала ВЛЭК повторно, после долгого перерыва в полетах, я сдала все анализы в первый же день, всех врачей прошла за два дня и приехала через 5 дней (долго готовился БАК анализ) чтобы получить заключение . Каждый раз приезжала к 10-11 часам и сидела в очередях максимум минуты 2 (не считая терапевта и секретаря - у них очереди почти всегда).
Первым делом мы идем к секретарю - Римме Анатольевне . Просто чудеснейшая женщина! Очень помогает всем бортпроводникам и сильно за всех переживает. Она выпишет вам направления на все анализы и примет те, что у вас есть.

То есть что мы отдаем на этом этапе:

  • выписку из поликлиники;
  • справку их "психушки";
  • справку из "наркологички";
  • военник (для мальчиков);
  • фото 3х4;
  • результаты анализов список которых я приводила выше (если сдавали до этого).

Она заводит при вас карточку, клеит ваше фото, вкладывает туда все ваши анализы, отдает направления на анализы (но помните, что все лаборатории работают с 8.00-11.00) и дает листочек А4, где список всего-всего что вы должны пройти.

Там все подробно расписано - какой нужен кабинет и в какое время он работает. Почти все врачи с 9ти часов утра. У девочек только гинеколог был с 10.00.

Вот фото этого листка. Специально сфотала для вас, когда проходила его повторно перед трудоустройством в "Глобус":


Первым делом нужно сдать все анализы по направлениям которые вам дали. После того как пробежались и сдали все анализы, начинайте обходить всех врачей. Можно в любом порядке. Но первым делом сходите к терапевту . Я к нему последнему пошла и вроде как зря. Она мне потом говорила что я поторопилась и ЭКГ сделала без нее. Так что бежим сначала к ней, а то потом очередь большая будет (однако когда я проходила ВЛЭК недавно, я очень торопилась и к ней вначале не зашла. Отреагировала она нормально - так что если будет большая очередь к ней - не ждите, проходите других врачей).

  • Хирург - насколько я помню, там принимает взрослый дядечка (во всяком случае мне такой попался) с каким то странным чувством юмора. Просто проходишь, раздеваешься полностью, до трусов (да да девочки, и лифчик тоже снимаем) и он просит встать вас в центре кабинета, развести руки в стороны, ноги на ширине плеч и начинает вас осматривать)) Да, приятного конечно мало, и дверь в этот кабинет то и дело открывается. Экстрим хD Но видимо ему было по барабану) Он попросил несколько раз наклониться и достать кончиками пальцев то пола. Что-то там пробормотал про мой кривой позвоночник (я сутулилась сильно в детстве). Вроде спрашивал есть ли тату, но я уже точно не помню. Если у кого есть тату, например, на запястье - надевайте часы. Он их снимать не просит. И еще, можете заклеить телесным лейкопластырем. Если спросит зачем - скажите обожглись на днях и невинно хлопайте глазами. После осмотра он записывает вам в карту что вы к летной работе годны. Одеваемся у уходим (урааааа);
  • Невролог - тут я уже смутно помню, что там было, но раз ничего не запомнила, значит ничего страшного и не было) Вроде бы даже не просили раздеваться.
  • Окулист - тут я вначале садилась за какие-то аппараты и врач осматривал мои глаза. Кому то капали глазные капли, чтобы можно было посмотреть глазное дно. После них потом еще на несколько дней может быть плохое зрение, но у меня такого не было. Потом я просто прочитала буквы и цифры на табло и мне поставили зрения 1.0. У кого зрение не очень и кто переживает из-за этого, не волнуйтесь. Если с первого раза неправильно назвали, еще можете вариантов 5 перебрать) Их засчитают все хD И вообще, зрение поставят даже повыше чем у вас есть);
  • Стоматолог - тут тоже все быстро и просто, для тех кто позаботился заранее и заделал все дырки и убрал кариес. Всем советую это сделать дома, потому что в Москве ценники на стоматологов просто космические . А с дырками вас точно не пропустят. Ровно как и с кариесом. Если все в порядке они просто визуально смотрят и ставят в карте где стоят пломбы или коронки и помечает что все хорошо;
  • Лор - к лору можно идти только со снимками пазух носа и после стоматолога. Там сначала вас осмотрят всего с ног до головы, потом посмотрят нос, уши, постучат молоточком по коленкам и по пяткам. Что-то попутно спрашивают, жалуетесь ли на что-нибудь, но вы естественно самый здоровый человек который болел максимум ОРЗ) Далее будут проверять слух . Вас проводят в отдельную комнату, ставят одним ухом к стенке, второе просят прикрыть. Врач уходит на другой конец комнаты и шепчет цифры. Вы их повторяете. Так на два уха. Не скажу что она слишком тихо их шепчет. Все довольно легко различимо. Но вот потом начинается самая жесть - тестирование вашего вестибулярного аппарата . Вы садитесь в железное кресло, как на карусели о боже меня уже затошнило, вас там закрывают, начинают крутить и просят постоянно то поднимать то опускать голову) И так раз 10 ) Потом кресло резко останавливают, просят поднять голову и спрашивают - тошнит ли, кружится ли голова и т.п. У меня перед глазами уже все плыло, не знаю хорошо ли, что я не покушала с утра, или плохо ли это, но тошнило меня знатно ) А потом все повторилось, но в другую сторону хD Когда это замечательная карусель закончилась, я еле встала и оставшиеся силы потратила на то, что бы просто пройти прямо и не спалиться хD Чувствовала себя пьяным человеком, идущим по прямой перед гаишником хD Но боюсь что белый цвет моего лица, мне все-таки выдавал) Однако замечаний мне по этому поводу не сделали. И кстати говоря - во время взлетов, посадок и вообще всего полета я никогда не чувствовала головокружения или тошноты. Так что этот тест весьма спорный. Потом, все еще белая , я села в какую-то будку, одела наушники и получила в руки небольшой пульт с кнопкой, на которую должна была нажать, когда услышу какой-либо звук. Тут я тоже запаниковала: "какой звук? А вдруг я его уже прослушала? Как я пойму что это он если услышу???" Но уверяю вас, вы его не пропустите) Сначала врач подавала его в правое ухо, а потом в левое. Всего 7 разных звуков, просто гудение, как помехи, разной тональности - от высоких до низких - еле слышные. Так что тут уже слушайте внимательнее.
  • Дерматолог - к дерматологу можно только с результатами на сифилис и мазками у девочек от гинеколога. Про мальчиков вроде ничего не написано). Дерматолог даже не просит раздеться. Просто делает запись в вашей карте;
  • Гинеколог - это единственное что реально может вызвать проблемы при прохождении у девочек. Фактически всех, кто стоял со мной в очереди отправляли на три дополнительные анализа из-за эрозии - цитология, ВПЧ и колькоскопия . Все эти анализы можно сдать прямо там. Но стоят они порядка 3000. И я не была исключением. Правда я сдавала их в другом месте, но все приняли без проблем. В общем, результаты врача устроили, и она написала мне, что я годна, но при каждом прохождении ВЛЭК должна буду делать эти три анализы. Это не смертельно. Хотя и затратно. Если вы знаете, что ваша эрозия достаточно обширная, то даже посоветую сделать эти анализы заранее в своем городе (это будет гораздо дешевле). И еще. После года полетов, моя и без того не маленькая эрозия выросла в огромную , и на годовом ВЛЭКе (который я кстати проходила уже во Внуково) к полетам меня уже не допустили. Хотели списать не землю. Пришлось клятвенно молить, что я сделаю операцию (хотя горе врачи до этого убеждали, что до родов ее делать не нужно). И врач согласилась. Хотя думаю, что больше меня запугивала. И правильно делала. Я сейчас ей очень благодарна за это. Я слетала домой (у меня как раз был отпуск после этого ВЛЭКа) и довольно быстро сделала лазерное прижигание. Меньше чем за месяц я полностью восстановилась, и теперь любые походы к гинекологу перестали быть пыткой - не осталось даже и следа от болячки) Так что повторю в третий раз - берегите свое здоровье.
Совет №3 . Девочки, у кого не вовремя выпадают критические дни - просите в АК сдвинуть сроки прохождения ВЛЭК. Потому что в это время вы не сможете пройти гинеколога и некоторые анализы будут неверным. Они все это знают, так что проблем не будет, главное вовремя предупредить.

Вот и все) После того как прошли всех врачей, получили все результаты анализов, идем обратно к терапевту и получаем у него заключение. Скорее всего там будет большая очередь. Если терапевта устроит все ваши результаты, она тоже напишет вам свой допуск. Но меня вот просила еще раз пересдать ЭКГ, но я думаю что из вредности) Потому что у меня с ним все в порядке было.
После терапевта вам будут оформлять медицинскую книжку (если ее нет, то заплатите 1220 р за ее оформление), проставят печати и налепят голограмму что мед комиссия пройдена.
Потом вас отправят в 314 или 315 кабинет и там уже выдадут заключение ВЛЭК и отдадут вашу карту.

Совет №4 . Заключение очень маленькое и будет нужно вам всегда , при прохождении каждого предполетного осмотра. Это один из основных ваших документов , так что храните его, как зеницу ока)

Надеюсь что я создала максимально точную и понятную инструкцию для прохождения ВЛЭК.
Мне бы такая в свое время точно не помешала хD
Так что пользуйтесь на здоровье)

PS : так как мне все чаще в ВК стали приходить вопросы, которые я ну просто максимально подробно описала в остальных своих статьях, в надежде что перестану наконец быть попугайчиком и повторять сотни раз одно и тоже каждый день, я хочу обратить ваше внимание на очень важный факт:

КАК СТАТЬ БОРТПРОВОДНИКОМ!


Я понимаю, что кому-то этот красный цвет и КАПС ЛОК покажется смешным, странным, неуместным или ЮляТыЧеВообщеУжеСдурела но я вас уверяю - очень много людей в силу своей невнимательности просто читают эту статью про ВЛЭК, находят меня ВК или Спрашивай и спешат задать вопросы про английский, собеседование или еще кучу других вопросов, ответы на которые я действительно ОЧЕНЬ подробно описала в этом блоге.


Не надо так:) Это ранит мое сердце хD


Ведь я стараюсь и пишу для вас, а кому-то лень полистать блог на минуту дольше и чуть более внимательнее) Сразу чувствую, что все мои труды впустую. А это грустненько как-то)


И если после внимательного прочтения всех остальных статей у вас есть какие-то вопросы, вы можете задавать их:
  • прямо в комментариях блога
  • в личных сообщениях

Регистрационный N 35128

В соответствии со статьями 52 и 53 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024, N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4318, N 53 (ч. 1), ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882, N 27, ст. 3477; 2014, N 16, ст. 1830, 1836, N30(ч. 1), ст. 4254, N 42, ст. 5615) приказываю:

Внести в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации" (зарегистрирован Минюстом России 7 мая 2002 г., регистрационный N 3417) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 28 апреля 2003 г. N 125 (зарегистрирован Минюстом России 8 июля 2003 г., регистрационный N 4879), от 1 ноября 2004 г. N 27 (зарегистрирован Минюстом России 22 ноября 2004 г., регистрационный N 6129), от 19 сентября 2012 г. N 350 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2013 г., регистрационный N 27043), изменения согласно приложению к настоящему приказу.

Министр М. Соколов

Приложение

Изменения, вносимые в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50

1. В преамбуле приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 22.04.2002 N 50 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации" (зарегистрирован Минюстом России 07.05.2002, регистрационный N 3417) с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 28.04.2003 N 125 (зарегистрирован Минюстом России 08.07.2003, регистрационный N 4879), от 01.11.2004 N 27 (зарегистрирован Минюстом России 22.11.2004, регистрационный N 6129), от 19.09.2012 N 350 (зарегистрирован Минюстом России 13.02.2013, регистрационный N 27043), слова "В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383), подпунктами 75 и 96 пункта 8 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 3, ст. 235)" заменить словами "В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 19.03.1997 N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024, N 30(ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4318,N 53 (ч. 1), ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882, N 27, ст. 3477; 2014, N 16, ст. 1830, 1836), N 30 (ч. 1), ст. 4254, N 42, ст. 5615)".

2. В подпункте 6 пункта 1, пункте 13, подпункте 3 пункта 14, подпункте 4 пункта 15, подпункте 10 пункта 15 ФАП МО ГА - 2002 слова "пилот-любитель" в соответствующих падежах заменить словами "частный пилот" в соответствующих падежах, слова "пилот сверхлегких летательных аппаратов" в соответствующих падежах заменить словами "пилот сверхлегкого воздушного судна" в соответствующих падежах.

4. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Сроки действия медицинского заключения:

1) медицинское заключение первого класса действительно в течение срока, не превышающего 12 месяцев.

Когда обладателями свидетельства линейного пилота авиакомпании (самолет, вертолет) и свидетельства пилота коммерческой авиации (самолет, дирижабль, вертолет), выполняющими коммерческие воздушные перевозки пассажиров на самолетах, управляемых одним пилотом, являются лица старше 40 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до шести месяцев.

Когда обладателям свидетельства линейного пилота авиакомпании (самолет, вертолет), свидетельства пилота коммерческой авиации (самолет, дирижабль, вертолет) и свидетельства пилота многочленного экипажа (самолет), занятых выполнением коммерческих воздушных перевозок, исполняется 60 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до шести месяцев;

2) медицинское заключение второго класса действительно в течение срока, не превышающего 60 месяцев.

Для обладателей свидетельств частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет), свидетельства пилота свободного аэростата, свидетельства пилота-планериста, пилота сверхлегких летательных аппаратов, летчика-наблюдателя, парашютиста, бортпроводника, бортоператора и полетного диспетчера старше 40 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до 24 месяцев;

3) медицинское заключение третьего класса действительно в течение срока, не превышающего 48 месяцев.

Для обладателей свидетельств диспетчера УВД старше 40 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до 24 месяцев, старше 50 лет срок действия медицинского заключения сокращается до 12 месяцев;

4) сроки действия, указанные выше, устанавливаются с учетом возраста кандидата на момент прохождения медицинского освидетельствования.".

5. В примечании к пункту 7 слова "по решению председателя ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА), согласованному с начальником отдела авиационной медицины и охраны труда Управления персонала и учебных заведений гражданской авиации Минтранса России," заменить словами "по представлению руководства эксплуатанта, согласованному с председателем ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА), руководителем. Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта".

6. Подпункт 3 пункта 9 изложить в следующей редакции:

"Порядок образования и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий, медицинских экспертов, а также требования к членам этих комиссий и медицинским экспертам устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации;".

7. В пункте 11:

1) подпункт 2 изложить в следующей редакции:

"2) члены экипажа воздушного судна, диспетчеры УВД предъявляют во ВЛЭК ГА военный билет (для лиц, наличие военного билета у которых предусмотрено в соответствии с законодательством в области воинской обязанности и военной службы) и документы о состоянии здоровья (медицинская книжка, амбулаторная карта или выписка из нее;";

2) абзац второй подпункта 10 изложить в следующей редакции:

"Кроме того, коммерческие и линейные пилоты авиакомпаний при достижении возраста 55 и 60 лет проходят обязательное медицинское обследование в условиях стационара ФБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации" (согласно приложению N 5), с последующим освидетельствованием в ЦВЛЭК ГА.

После достижения пилотами 60-ти лет медицинское обследование в стационарных условиях ФБУ "ЦКБ ГА" проводится ежегодно.".

8. В пункте 12:

1) подпункт 1 исключить;

2) подпункт 2 изложить в следующей редакции:

"2) кандидаты предоставляют во ВЛЭК ГА медицинскую справку по форме 086/у; военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для военнообязанных); медицинские заключения психиатра и врача психиатра-нарколога и дерматовенеролога; результаты анализов на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С, RW".

9. Подпункт 3 пункта 14 после слова "бортпроводники," дополнить словами "полетные диспетчеры,".

10. Подпункты 3 и 9 пункта 15 после слов "диспетчером УВД" дополнить словами ", полетным диспетчером".

11. Пункт 17 дополнить абзацем вторым в следующей редакции:

"По статьям Требований, предусматривающим негодность к летной работе (УВД, обучению), ЦВЛЭК ГА выносит официальное медицинское заключение 1 о годности с отметкой в Медицинском заключении:

1) действительно в течение.... месяцев;

2) годен в качестве второго пилота;

3) годен в составе многочленного экипажа;

4) годен на данном типе воздушного судна;

6) годен только без пассажиров.".

12. Пункт 42 изложить в следующей редакции:

"42. По результатам медицинского освидетельствования за текущий год врач авиационного предприятия составляет заключительный акт по результатам медицинского освидетельствования летного состава, диспетчеров УВД, бортпроводников, бортоператоров и пилотов авиации общего назначения (приложение N 13), который утверждается председателем ВЛЭК ГА и направляется руководителю предприятия (начальнику службы) не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным.

Медицинские осмотры, проводимые при медицинском освидетельствовании авиационного персонала при приеме на работу (обучение), при очередных медицинских освидетельствованиях, и медицинские осмотры, проводимые в межкомиссионный период, относятся к категориям предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров.".

13. В подпункте 3 пункта 46 слова "и других специалистов, выполняющих работы на борту воздушного судна," исключить.

14. В приложении N 1 к ФАП МО ГА - 2002 слова "Государственная служба гражданской авиации Минтранса России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта".

15. В приложении N 3 к ФАП МО ГА - 2002:

1) пункт 12.1 после слова "астенизацией" дополнить словами "и признаками активности патологического процесса";

2) в графе I пункта 50.3 слова "негодны; на бортинженеров, диспетчеров, бортпроводников - годны" заменить словом "годны";

3) графу I пункта 52 изложить в следующей редакции:

"Кандидаты на обучение по специальности пилот, штурман, бортинженер (бортмеханик) и курсанты, обучающиеся по указанным специальностям, годны при остроте зрения 0,8 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 1,0; по специальности диспетчер УВД - 0,3 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 1,0; бортпроводников - 0,3 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 1,0";

4) графу II пункта 52 изложить в следующей редакции:

"Пилоты годны при остроте зрения 0,5 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 1,0 (при остроте 0,4 на худший глаз, с коррекцией 1,0 - индивидуальная оценка); штурманы, бортинженеры (бортмеханики) - 0,3 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 1,0";

5) графу III пункта 52 изложить в следующей редакции:

"Бортрадисты, парашютисты, частные пилоты, пилоты-планеристы, пилоты свободного аэростата, пилоты сверхлегких воздушных судов годны при остроте зрения 0,3 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 0,8; бортпроводники, бортоператоры, летчики-наблюдатели - 0,1 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 0,8";

6) графу I пункта 53 изложить в следующей редакции:

"Годны к обучению на пилотов, штурманов, бортинженеров (бортмехаников) при близорукости не выше 1,0 дптр, дальнозоркости не выше 2,0 дптр, астигматизме 0,75 дптр, анизометропии не выше 1,0 дптр; на диспетчеров - при близорукости и дальнозоркости не выше 2,0 дптр, астигматизме 1,5 дптр, анизометропии не выше 1,0 дптр; бортпроводников - при близорукости и дальнозоркости не выше 3,0 дптр, астигматизме 2,0 дптр";

7) графу II пункта 53 изложить в следующей редакции:

"Годны при близорукости и дальнозоркости не выше 3,0 дптр, астигматизме 2,0 дптр, анизометропии не выше 2,0 дптр";

8) графу III пункта 53 изложить в следующей редакции:

"Годны бортрадисты, парашютисты, частные пилоты, пилоты-планеристы, пилоты свободного аэростата, пилоты сверхлегких воздушных судов при близорукости и дальнозоркости не выше 5,0 дптр, астигматизме 2,0 дптр, анизометропии не выше 2,0 дптр; бортпроводники, бортоператоры, летчики-наблюдатели - при близорукости не выше 5,0 дгор, дальнозоркости не выше 4,0 дптр, астигматизме 2,5 дптр, анизометропии не выше 2,0 дптр";

9) пункт 63.1 изложить в следующей редакции:

"63.1. Повышение порогов слуха на каждое ухо в отдельности более 35 дБ на любой из частот 500, 1000, 2000 Гц; и/или более 50 дБ на 3000 Гц. Разговорная речь менее двух метров на каждое ухо в отдельности";

10) пункт 63.2 изложить в следующей редакции:

"63.2. Повышение порогов слуха на каждое ухо в отдельности 35 дБ и менее на любой из частот 500, 1000, 2000 Гц; и/или 50 дБ и менее 3000 Гц. Разговорная речь два метра и более на каждое ухо в отдельности".

16. В приложении N 5 к ФАП МО ГА -2002:

1) абзац четвертый пункта 6 после слова "шепотной" дополнить словом ",разговорной";

2) абзац седьмой пункта 6 после слов "лицам летного состава" дополнить словами "и диспетчерам УВД", слова "5 лет" заменить словами "4 года";

3) абзац второй пункта 9 дополнить словами ", а также курсантам (студентам) при перерыве в учебе более четырех месяцев";

4) абзац седьмой пункта 9 исключить;

5) пункт 9 дополнить абзацем в следующей редакции:

"Объем психологического обследования регламентирован руководством по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава гражданской авиации.";

6) подпункт 10.5 после слова "цитологическое" дополнить словами "и бактериологическое (на флору)" далее по тексту;

7) подпункт 10.6 изложить в следующей редакции:

"10.6. Исследования крови на сифилис (экспресс-методом с забором крови из пальца), ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С проводятся: кандидатам, поступающим в учебные заведения гражданской авиации, курсантам, авиационному персоналу - при поступлении на работу, а также по медицинским показаниям; ПСА - с 40-летнего возраста - один раз в три года, а при достижении 50-летнего возраста - ежегодно, а также по медицинским показаниям; онкомаркер специфический (СА-125) женщинам после 40 лет при очередном медицинском освидетельствовании.";

8) в подпункте 10.7 слова "территориальных органов здравоохранения" заменить словами "в установленном порядке";

9) подпункт 10.8 изложить в следующей редакции:

"10.8. Экспресс-тестирование на наличие наркотических средств, психотропных и других токсических веществ и их метаболитов в организме проводится кандидатам, поступающим в учебные заведения гражданской авиации на обучение на пилота, диспетчера УВД, бортпроводника, курсантам (студентам) учебных заведений гражданской авиации, авиационному персоналу при очередном медицинском освидетельствовании во ВЛЭК ГА.";

10) пункт 11 дополнить подпунктом 11.3 в следующей редакции:

"11.3. Женщинам в возрасте старше 40 лет с периодичностью один раз в два года проводится маммография или УЗИ молочных желез.";

11) в абзаце втором пункта 15 слова "общий белок и белковые фракции, С-реактивный белок" исключить, слова "холестерин, альфа-холестерин, триглицериды" заменить словами "липидный спектр";

12) абзац четвертый пункта 15 дополнить словами ", магистральных сосудов головы (ДС МАГ)";

13) абзац пятый пункта 15 исключить;

14) пункт 16 изложить в следующей редакции:

"16. Объем обследования пилотов авиации общего назначения включает: флюорографию органов грудной клетки, ЭКГ, клинический анализ крови, общий анализ мочи, анализ крови на сахар, по достижении 50 лет - биохимический анализ крови, ДС МАГ.

При первичном медицинском освидетельствовании дополнительно проводится ЭЭГ и аудиометрия.";

15) дополнить пунктом 17 в следующей редакции:

"17. Дополнительные медицинские исследования проводятся при наличии медицинских показаний.".

17. В приложении N 6 к ФАП МО ГА - 2002:

1) абзац первый статьи 27 изложить в следующей редакции:

"Антропометрические показатели кандидата к обучению на пилота должны соответствовать эргономическим условиям кабины летательного аппарата";

2) статью 42 дополнить абзацем в следующей редакции:

"Оценка годности к летной работе пилотов с серопозитивной реакцией на вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) проводится ЦВЛЭК ГА после углубленного медицинского обследования в условиях стационара.

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) является основанием для негодности. При вирусоносительстве ЦВЛЭК ГА по результатам медицинского и психологического обследования может вынести заключение о годности. Критериями годности к летной работе пилотов с серопозитивной реакцией на вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) являются: бессимптомное течение инфекции (вирусоносительство), отсутствие специфического ВИЧ-симптомокомплекса, приемлемые показатели иммунного статуса (количественные показатели CD4+ Т клеток), отсутствие ВИЧ-ассоциированных (оппортунистических) заболеваний, отсутствие показаний для приема антиретровирусных лекарственных препаратов";

3) абзац восьмой статьи 48 изложить в следующей редакции:

"После фоторефракционных операций по поводу аномалий рефракции по всем графам признаются годными через один месяц после оперативного вмешательства при отсутствии изменений в оптических средах и на сетчатке глаза.";

4) статью 63 изложить в следующей редакции:

"Кандидаты, поступающие в учебные заведения гражданской авиации, и наземный состав, поступающий на летную работу бортинженером, бортмехаником, бортрадистом, должны воспринимать шепотную речь с расстояния не менее шести метров и иметь пороги слуха, соответствующие порогам возрастной нормы по всему диапазону частот при аудиометрии.

При определении слуховой функции применяются методы исследования: акуметрия (шепотная и разговорная речь), исследование камертонами, тональная пороговая аудиометрия, речевая аудиометрия, отоакустическая эмиссия, коротколатентные слуховые вызванные потенциалы, импедансометрия.

Изолированное повышение порогов для частот 4000-8000 Гц до 30-40 дБ не служит основанием для установления клинического диагноза. Обследуемый с повышением порогов слуха выше указанных в пункте 63.1 приложения N 3 к ФАП МО ГА - 2002 может быть признан годным при условии, что он имеет нормальную остроту слуха при проведении речевой аудиометрии в условиях шумового фона, воспроизводящего или имитирующего обычный шум в кабине воздушного судна, который накладывается на речь и сигналы радиомаяков, либо шум рабочего места диспетчера УВД (тест разборчивости речи). Важно, чтобы шумовой фон был репрезентативным для шума в кабине воздушного судна того типа, в отношении которого действуют свидетельство и квалификационные отметки обследуемого. В качестве альтернативы можно проводить практическую проверку слуха при тренировке на тренажере воздушного судна того типа, в отношении которого действуют свидетельство и квалификационные отметки в свидетельстве обследуемого (акт двустороннего ведения радиообмена).

Лица из числа авиационного персонала с нейросенсорной тугоухостью шумовой этиологии при установлении у них частичной или полной утраты профессиональной трудоспособности признаются негодными.

Летному составу с нейросенсорной тугоухостью не допускается увеличение продолжительности полетного времени свыше установленной нормативными правовыми актами, регламентирующими особенности труда и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации.".

18. В приложении N 14 к ФАП МО ГА - 2002:

1) в абзаце втором пункта 1 слово "фельдшер" заменить словами "специалист со средним медицинским образованием";

2) в подпункте 1.3 слова "авиационному персоналу, включенному в задание на полет," исключить;

3) подпункт 1.6 изложить в следующей редакции:

"1.6. При задержке отправления на шесть часов и более или если промежуток времени между двумя частями полетной смены, разделенной на части, составляет шесть часов и более, предполетный медицинский осмотр проводится повторно.";

4) в подпункте 1.11 слова "Руководитель полетов медицинский осмотр проходит последним и обеспечивает своевременную явку на предсменный медицинский осмотр персонала всей смены УВД." исключить;

5) подпункт 1.14 исключить;

6) в подпункте 1.17 слова "авиаспециалисты, участвующие в полете" исключить;

7) подпункт 2.2 дополнить абзацем в следующей редакции:

"Выборочно проводится экспресс-тестирование на наличие в организме наркотических средств, психотропных и других токсических веществ и их метаболитов.";

8) в абзаце третьем подпункта 3.1 слова "авиационный специалист, участвующий в полете," исключить;

9) в подпункте 3.2 слова "и авиационного персонала" исключить;

10) в подпункте 3.5 слова "отдел авиационной медицины и охраны труда Управления персоналом и учебных заведений гражданской авиации Минтранса России" заменить словами "Управление летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта".

1 Глава 1 приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу" к Конвенции международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944). Издание десятое, 2006, Международная организация гражданской авиации.