Любовь и отношения

Краткое сообщение для 4к о земле кормилице. Тема. Земля - кормилица. план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему. Б) стакан, вазы, ножницы


«Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я все терплю и добром плачу.»



ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

ИЗВЕСТНЯК

ПЕСОК

ГЛИНА

ТОРФ

УГОЛЬ

НЕФТЬ

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ


  • Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением.
  • Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.
  • Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч.
  • Прочная тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.

5. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.

6. Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.

7. Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.

8. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.


  • Торф
  • Железная руда
  • Каменный уголь
  • Гранит
  • Известняк
  • Нефть
  • Песок
  • Глина

Соедини стрелками полезное ископаемое и его свойства:

ЖИДКОЕ

ГОРЮЧЕЕ

ГАЗООБРАЗНОЕ

МАСЛЯНИСТОЕ

С РЕЗКИМ ЗАПАХОМ

ЛЕГЧЕ ВОДЫ

ТЯЖЕЛЕЕ ВОДЫ

ПЛАСТИЧНОЕ

ПЛАВКОЕ

НЕФТЬ

ГАЗ

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

ГЛИНА



а) АРХЕОЛОГИ

б) ГЕОЛОГИ

в) СТРОИТЕЛИ


2. К полезным ископаемым относятся …

а) КИРПИЧ, БЕТОН, БЕНЗИН

б) СТАКАН, ВАЗЫ, НОЖНИЦЫ

в) НЕФТЬ, ГАЗ, ГЛИНА


3. В строительстве используются …

а) ТОРФ, ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА, САМОЦВЕТЫ

б) ПЕСОК, ГЛИНА, ГРАНИТ

в) МРАМОР, КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, МАЛАХИТ


4. Металлы получают из …

а) КАМЕННОГО УГЛЯ, ЯНТАРЯ, МЕЛА

б) ЖЕМЧУГА, ИЗВЕСТНЯКА, ТОРФА

в) ЖЕЛЕЗНОЙ РУДЫ, МЕДНОЙ РУДЫ


5. При помощи буровых установок добывают …

а) НЕФТЬ, ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

б) КАЛИЙНУЮ СОЛЬ, АЛМАЗЫ

в) МРАМОР, ГРАНИТ


6. В шахтах добывают …

а) ИЗВЕСТНЯК, РАКУШЕЧНИК, ГРАНИТ

б) КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ЖЕЛЕЗНУЮ РУДУ

в) ПОВАРЕННУЮ СОЛЬ, ЖЕМЧУГ, ГРАФИТ


7. В карьерах добывают …

а) ИЗВЕСТНЯК, ПЕСОК, ГЛИНУ

б) ЗОЛОТО, МАЛАХИТ, МРАМОР

в) НЕФТЬ, ТОРФ, БУРЫЙ УГОЛЬ


8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это …

а) АЛМАЗ, ИЗВЕСТНЯК, ГРАФИТ

б) ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА, ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ, МЕЛ

в) КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ТОРФ


Что такое почва?

Почва - это особенное природное тело.

Оно образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и неживой природы.

Важнейшим свойством почвы является

плодородие . Оно обусловлено наличием в почвах перегноя.


Почему землю называют «кормилицей»?

  • Как называется верхний слой земли?
  • Из чего состоит почва?
  • Какого цвета почва в нашей местности? Почему?

Состав почвы

ПЕСОК

СОЛИ

ПОЧВА

ГЛИНА

ПЕРЕГНОЙ

ВОЗДУХ

ВОДА


Круговорот веществ и почва

Животные

Растения

Мертвые остатки растений и животных

Перегной

Соли

Микробы


На Крайнем Севере почва почти весь год

находится в мерзлом состоянии. На короткое

время верхний слой оттаивает всего на

несколько десятков сантиметров. При этом

в почве создается переувлажнение. Здесь

Образуются тундровые почвы.


Более половины площади страны занимают подзолистые почвы . Они формируются под лесами в области избыточного увлажнения. Осадков здесь выпадает больше, чем может испариться. Вода как бы промывает почву. При малом количестве растительных остатков и при интенсивном промывании в тайге образуются подзолистые почвы. Они бедны гумусом, поэтому мало плодородны.


Под древесной растительностью смешанных и широколиственных лесов, ежегодно

сбрасывающих свою листву почвы

серые лесные .


Самые плодородные почвы в нашей стране распространены в лесостепной и северной части степной зон.

Здесь выпадает столько атмосферных осадков, сколько может испариться с поверхности.

Здесь формируются самые богатые перегноем почвы - чернозёмы .

Они обладают зернистой структурой.

Это - лучшие почвы нашей страны.


Луговая

Болотные почвы содержат толстый слой торфа.

В луговых хорошо заметен слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

Болотная



Подумай!

Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть

  • в лесу за 500000 лет
  • на лугу за 3225 лет
  • там, где нет растений –всего за 15 лет

- О чем говорят эти расчеты ученых?


Работа в парах

  • Почему земля – «кормилица»?
  • Возможна ли жизнь без почвы?
  • Отчего исчезает почва?
  • Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг совсем исчезнет почва?
  • Что надо сделать, чтобы сохранить почву?

Проверим себя:

При строительстве:

На полях:

1. При строительстве дорог, заводов,

жилых домов надо сначала снять слой почвы.

2. После использовать

ее при озеленении территории.

  • Надо сажать лесные полосы.
  • Правильно распахивать почву на склонах.
  • Зимой проводить снегозадержание.
  • Применять удобрения и ядохимикаты в меру.
  • Умеренно орошать .

  • ПОСАДКА ЛЕСНЫХ ПОЛОС
  • ПРОВОДИТЬ СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ
  • ПРАВИЛЬНАЯ РАСПАШКА ПОЧВЫ
  • УМЕРЕННОЕ УДОБРЕНИЕ
  • УМЕРЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ЯДОХИМИКАТОВ


Это интересно!

1см почвы за 250 – 300 лет

20см за 5 – 6 тысяч лет


стр. 160 – 163

пересказ,

Человек - дитя Земли. И все, что у него есть, все, что поддерживает его жизнь, помогает защищаться от врагов, добывать пищу, совершенствовать свое существование, дает Земля. Камень дал первобытному человеку кров и оружие. С тех пор как двуногое существо осмысленно взяло в руки камень, начался процесс цивилизации. Камень стал оружием охоты, защиты и нападения, камень подарил огонь. Каменные пещеры послужили первыми убежищами от хищников, от непогоды, объединили род. Глина дала возможность сделать первую посуду. Камень, глина и огонь помогли человечеству перейти в век железный… А мы еще не говорили о таком продукте, как соль…

Всю свою историю человек пользуется кладовыми Земли, извлекая оттуда все необходимое дляжизни . Ведь даже в наше «синтетическое время», первоначальным продуктом все равно являются дары Земли.

Самый верхний слой твердой земли люди назвали корой. Состав коры сложный. Больше всего в ней оказалось кислорода, кремния и алюминия. Потом идут другие химические элементы, но их значительно меньше. Конечно, газ кислород содержится в коре не в чистом виде. Он входит в состав окислов. Ведь даже обыкновенный песок - это окисел кремния со всякими добавками. А простая глина - окисел алюминия, но тоже со множеством добавок. Раньше легкоплавкие породы земной коры называли «сиаль». «Си» от слова «силициум» - кремний, по латински, «аль» - от алюминия. Сейчас этот термин устарел.

Состав и строение коры Земли всегда интересовали человечество. Да и неудивительно - ведь именно верхний слой нашей планеты обеспечивает человека всем необходимым для жизни. Сначала все необходимое - каменный уголь и руду - люди собирали прямо с поверхности, стоило лишь чуть-чуть разворошить почву. К сожалению, эти времена миновали. Прошло и то время, когда нефть тугими фонтанами била из неглубоких скважин . Чем больше развивалась промышленность, требовавшая все нового сырья, тем глубже приходится зарываться в недра шахтерам и буровикам. Я не говорю уж о том, что геологам приходится тщательно изучать строение земной коры, чтобы найти новые месторождения. Те, что были разведаны, давно исчерпаны. А новые клады прячутся так, что отыскать их с поверхности бывает ох как нелегко…

Многие полезные ископаемые скрыты в таких малодоступных районах, что геологоразведке приходится использовать не только аэрофотосъемку, но и спутники, чтобы составить геологические карты, определить возможные районы залегания минерального сырья. Нужно прикинуть, стоит ли игра свеч. Потому что построить шахту или пробурить верхние слои литосферы - это даже не полдела, а куда меньше. Ведь чтобы добыть сокровища, спрятанные в недрах, надо вырыть котлованы или построить шахты, привезти и задействовать буровые установки, провести газо — и нефтепроводы с насосными станциями. А сколько людей на все это надо задействовать! И всем им нужны не только места работы, но и жилье, продукты питания, организация быта и досуга, детские ясли, сады и школы…

Многие из этих вопросов относятся к экономической географии. Решать их сложно, но очень увлекательно.

Типы почв:

тундровые

подзолистые

черноземные

пустынные

болотные

В земле есть вода. Это тоже можно проверить опытным путем.

Итак, исторически доказано: что земля кормит человека. А задача человека сохранить все ее компоненты и сберечь землю-кормилицу не только для себя, но и для будущих поколений. А для этого необходимы новые знания о возможностях этой части нашей планеты.

Земля-кормилица – такой она была всегда

В незапамятные для человека времена, на ней также (как сейчас) появлялись растения: трава, деревья и т.д. Человек быстро научился пользоваться ее дарами.

Нет у земли-кормилицы географических границ, для всех людей на Земле она одинаково благодатна. Но есть одно обязательное условие: человек обязательно должен за ней ухаживать.

Пример тому старая китайская сказка:

Жил-был крестьянин. И звали его Ван Сию-цин. Все было у него хорошо. Всегда был богатым урожай, которого хватало не только для того, чтобы прокормить свою семью, но даже для продажи другим людям.

Пришло время крестьянину умирать, созвал он своих сыновей и говорит им: не могу я оставить вам в наследство ни дворцов, ни дорогих скакунов. А оставляю я вам несметное богатство: целое поле золота. Вам нужно только тщательно перепахать и перекопать его. Сказал так и умер.

После смерти отца сыновья на три раза тщательно-претщательно перекопали все поле, да так ничего и не нашли. Тогда решили засеять это поле пшеницей.

Благодарная земля-кормилица отдала в конце сезона целое поле золотых колосков.

Поняли тогда сыновья, какое золото завещал им отец.

Только копать и сеять недостаточно для получения хорошего результата. В наше время ученые-агрономы используют знания о составе и слоях почвы.

Для земледелия человек использует верхний плодородный слой земли-кормилицы, который называется почва.

Типы почв:

тундровые

подзолистые

черноземные

пустынные

болотные

В состав почвы входят: песок, глина, вода, перегной, гранит, соли. Доказывать, что она содержит песок, гранит и глину, нет необходимости – это очевидный факт.

Земля во многих произведениях и рассказах ученых называется живым организмом. И это, действительно, так.

Можно провести простой опыт: опустив комочек земли в стакан с водой, каждый из нас без специальных приспособлений увидит, как идут пузыри. Значит, земля дышит? Это подтверждает тот факт, что в земле есть воздух.

В земле есть вода.

Это тоже можно проверить опытным путем.

Для этого комочек земли нужно положить в бумажную салфетку и сжать ее в руке. Обязательно останется влажное пятно.

Как определить наличие перегноя?

Необходимо нагреть комочек земли и из нее обязательно пойдет дымок. Это говорит о наличии остатков сухих листьев и травы.

Необходимо нагреть несколько капель воды из стакана, в котором был комочек земли на стекле. После испарения капель, на стекле остается белый налет – свидетельство содержания солей.

Итак, исторически доказано: что земля кормит человека.

Почему землю называют кормилицей? Понятия «земля-кормилица», «земля-матушка» испокон веков впечатаны в архетип сознания русского человека. В пословицах и поговорках о «матери-сырой земле» отразилась вековая любовь наших предков к своей Родине, их уважительное и почтительное отношение к земле, а также к тем дарам, которые дает она людям.

Истоки почтения

Почему земля - кормилица? Ответ на этот вопрос лежит на самой поверхности.

Издревле люди питались плодами, которые давала им почва. Поначалу древние люди занимались собирательством: они отыскивали съедобные травы, коренья, собирали ягоды и фрукты с дикорастущих деревьев и кустарников.

Некоторое время спустя (находя проросшие зерна, уцелевшие от трапезы) человек догадался, что можно выращивать полезные растения в непосредственной близости от своего жилища. Человечество научилось обрабатывать землю и собирать урожай. Так зародилось земледелие.

Одновременно с развитием земледелия люди приручили диких животных и стали разводить домашний скот, который также кормился плодами щедрой земли: сеном, зерном и овощами. С каждым годом увеличивалось количество видов животных, прирученных человеком. Так возникло животноводство.

Чем больше осваивался человек на своей планете, тем больше помощников появлялось у него: и среди насекомых нашел он полезных и верных друзей. Обнаружив, что мед диких пчел не только вкусен, но и чрезвычайно полезен, человек научился разводить пчел. Стал устраивать пасеки. Так появилось пчеловодство.

Одним из самых древних занятий человека, помогавшим ему выжить, была охота: человек добывал крупного зверя, мясо которого он употреблял в пищу, а шкуры шли на изготовление одежды. Большим подспорьем была охота на дичь. Нередко охотники подбирали не убитую, а лишь подраненную птицу. Если охота была удачной, подранков оставляли жить и даже подкармливали. В какой-то момент люди поняли, что птиц также можно разводить дома. Это стало началом развития птицеводства.

Рыбалка была еще одним способом пополнить запасы пищи. Люди с успехом научились ловить рыбу: били ее острогой, загоняли в ловушки, забрасывали невода и сети. Через некоторое время в подсобном хозяйстве человека появились и рыбные садки, в которых люди выращивали рыбу к своему столу.

А фрукты? Эти изумительно вкусные плоды, вобравшие в себя соки земли и животворный солнечный свет? Человек научился ухаживать за фруктовыми кустарниками и деревьями, стал разбивать фруктовые сады, вывел множество сортов вкуснейших садовых культур.

А ягоды? Ароматные полезнейшие дикоросы: земляника, черника, жимолость, малина и смородина, которые человек поначалу собирал в лесу, а затем научился выращивать в своем саду? Нет ничего полезнее и вкуснее мисочки свежих ягод, заправленных молоком или сливками.

А грибы? Мы и до сих пор с удовольствием собираем их в лесу, а для тех, у кого нет возможности выбраться на лоно природы, созданы специальные хозяйства, с успехом выращивающие вешенки и шампиньоны.

Овощи и фрукты, злаки и зелень, мясо домашних животных и птиц, молоко, рыбу, мед – все эти чудесные и питательные дары дает нам земля. Как же не называть ее кормилицей? Ведь она кормит не только человека, но и диких животных: травоядные животные с удовольствием питаются сочной травой, растущей на земле.

Насекомые, опыляющие цветы, растущие на лугах, питаются их сладким нектаром. Птицы также с удовольствием лакомятся плодами земли: травами, орехами, шишками, ягодами, хвоей. Водоплавающие птицы поедают ряску, в изобилии покрывающую поверхность водоемов. Рыбы, обитающие в водоемах, питаются водорослями и насекомыми.

Воистину нет предела щедротам земли, кормящей и питающей всех, кто живет на ней. Не менее богаты и полезны для людей ее недра, которые сравнивают с волшебной кладовой.

Волшебная кладовая

В глубинах Земли за миллионы и миллиарды лет ее существования скопилось огромное количество полезных ископаемых, идущих на благо человеку.

Уголь – самое первое топливо, которое научился добывать человек из лона земли. Сначала люди обогревали им свои жилища, а затем с его помощью совершили настоящую промышленную революцию, используя в топках промышленных котлов.

Торф , первоначально использовавшийся для отопления индивидуального жилья, впоследствии стал энергетическим ресурсом, обеспечивавшим работу тепловых электростанций, котельных, торфобрикетных заводов. Теплом этих предприятий отапливаются небольшие города и поселки. В сельском хозяйстве его используют как мульчирующий материал, в качестве удобрения для обогащения истощенных почв, для выращивания тепличных овощей и цветов.

Природный газ – еще один бесценный вид топлива, используемый человеком в промышленных и бытовых целях. На нем готовят пищу, им обогревают помещения. В химической промышленности из него получают пластмассы, органические кислоты, каучук и спирт. Метан незаменим при производстве аммиака и ацетатного шелка.

Нефть – одно из самых ценных полезных ископаемых, без которого немыслима жизнь современного человека. Нефть нашла свое применение практически в каждой сфере жизнедеятельности человека: в промышленности, медицине, фармакологии, косметологии, производстве товаров народного потребления.

Она используется в качестве сырья для производства нефтехимических продуктов: бензина, дизельного топлива, авиакеросина. Из продуктов ее перегонки делают пластмассы, синтетический каучук, резину, полимерные пленки и синтетические ткани. Производство растворителей, красок, лаков, удобрений, восков, моющих средств было бы невозможно без нефти.

Песок, глина и камень – ресурсы, которые человек использует в строительстве жилья и в дорожном строительстве (а известно ли вам, почему клетки - кирпичики организма ?). Из глины делают кирпичи, черепицу, керамическую посуду. Песок используется для изготовления стекла. Отшлифованный камень (мрамор, гранит) применяется для облицовки фасадов, памятников, станций метрополитена.

Мы перечислили всего лишь несколько наиболее востребованных природных ресурсов, которые сосредоточены в недрах нашей замечательной кормилицы, матушки-земли. На самом же деле одно только перечисление названий добываемых человеком ресурсов займет не один десяток страниц.

Если бы все ископаемые, добываемые людьми в течение года, были погружены в товарный состав, получился бы поезд, который можно было бы 17 раз обернуть вокруг экватора. Это ли не аргумент в пользу того, что земля – наша кормилица? Но долго ли будет продолжаться это благоденствие человека на земле? Поистине ли неистощимы ресурсы земли-матушки?

Необходимая забота

Ученые всего мира уже давно бьют тревогу, говоря о том, что человечество, не по-хозяйски относящееся к земле и ее ресурсам, встало на путь самоуничтожения. В первую очередь это касается истощения самого плодородного слоя земли – почвы.

Почему это стало объектом повышенного внимания и тревоги ученых? Дело в том, что процесс почвообразования крайне сложен и длителен. Для того чтобы образовался всего лишь один сантиметр почвы, природе необходимо 250-300 лет, а на образование 20-сантиметрового слоя должно уйти не менее 5-6 тысяч лет.

Люди же, не понимая этого, зачастую губят то, что было создано веками: истощают почву неумелой агротехникой и чрезмерным употреблением ядохимикатов, допускают эрозию почвы, не защищая ее от образования оврагов и промоин.

Как помочь землице–матушке?

В сознании человека есть потребность защищать родную землю, заботиться о ней: если не с оружием в руках (как в годы военного лихолетья), то хотя бы в плане защиты ее плодородия. Итак, какие же действия необходимы для этого?

Грамотная агротехника , учитывающая почвенно-климатические условия того региона, где она осуществляется.

Снегонакопление , способствующее насыщению почвы влагой и препятствующее процессу ее выветривания.

Разумное использование удобрений : регулярное внесение органики и известкование почвы способствует накоплению основного органического вещества почвы – гумуса, что значительно увеличивает ее плодородие, химические и физические показатели.

Разумное вложение капитала

Нельзя обойти стороной и вопрос о том, что земля (как объект недвижимости) всегда была в цене. С каждым годом цены на землю растут и человек, вложивший деньги в приобретение участка земли, может быть уверен, что сделал хорошее приобретение, и вот почему:

  • Землю, в случае острой необходимости, можно продать, причем с большой выгодой для себя.
  • Человек, владеющий землей, всегда может прокормить себя и своих близких, если будет разумно и бережно относиться к своей земле-кормилице.

Ни за какие сокровища в мире не было таких кровопролитных сражений, как за землю. Эта черта также заложена в сознании каждого человека: до последней капли крови отстаивать свою родную землю-матушку.

Анатолий ОНЕГОВ.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Огурцы, похожие на груши, вырастают на грядке, когда в почве недостает калия.

За ячменем на полях высевали овес.

Сокращаются площади лугов - следом уменьшается количество скота и навоза.

Наверное, вам приходилось встречать в конце лета на огуречных грядках, когда урожай почти весь собран, огурчики-уродцы. Одни из них похожи на перец - хвостики огурчиков тонки и загибаются; другие - на грушу, - "головка" плохо развита, а низ раздут точь-в-точь как у груши. Огурцы, похожие на скрюченные перцы, вырастают на грядках, когда растениям не хватает азота, а плоды, напоминающие грушу, - если не достает калия.

Азот, фосфор, калий, а так- же сера, магний, кальций, железо требуются растениям в больших количествах, поэтому и именуют их макроэлементами. Другие необходимые для питания вещества - микроэлементы - растениям нужны в гораздо меньших дозах. Микроэлементами считаются: бор, марганец, медь, молибден, цинк, кремний, кобальт, натрий, йод.

Давно известно и то, как ведут себя растения, когда им недостает в питании того или иного макро- или микроэлемента. Не будет хватать азота - и растения сразу замедлят свой рост, а листья из зеленых сделаются светло-зелеными.

Недостает фосфора - задержится их рост, цветение и созревание плодов, листья начнут приобретать фиолетовый цвет и не станут образовываться боковые побеги.

Не хватит калия - листья сделаются вялыми, и на них появятся бурые пятна, а края пожелтеют.

При дефиците кальция растения не вырастут, останутся крошечными карликами.

А при отсутствии меди они не могут развиваться вообще и вскоре после появления всходов погибают.

Все перечисленные элементы питания растения получают из почвы. Калий, фосфор, кальций, сера, железо... находятся в земле, богата ими та же глина, которая лежит ниже верхнего плодородного слоя почвы. А вот азот в почве не содержится - он поступает из воздуха в результате деятельности особых бактерий, которые и поглощают азот, находящийся в воздухе, и обогащают почву этим элементом.

Для успешной работы таких бактерий требуется два условия: доступ в почву кислорода и ее слабая кислотность. Вот почему почвы по низким, сырым местам куда бедней азотом, чем почвы на высоких и сухих местах.

К сожалению, естественное накопление азота в почве идет медленно, а извлечь его культурные растения могут очень быстро - для этого хватает всего несколько лет. Достаточно быстро могут быть вынесены из почвы и другие элементы питания.

Еще в самом начале восьмидесятых годов в Финляндии мне показали рисунок из книги, адресованной школьникам. На рисунке рядом были два хлеба. Один - небольшой, а другой - хлеб-великан. Под рисунком были такие подписи: еще совсем недавно для того, чтобы наш организм получил все необходимые ему микроэлементы, достаточно было съесть небольшой каравай хлеба; теперь, когда земля уже поработала на людей, чтобы получить такое же количество необходимых микроэлементов, надо употребить в пищу вот такой хлеб-гигант. Так финским школьникам объясняли, что без внесения в почву микроэлементов нормальная жизнь людей скоро будет невозможна вообще. О том, что в почву надо вносить все макроэлементы питания, уже не говорилось - это была истина.

Как-то в научной литературе прочитал я об урожаях зерновых, которые собирали еще при царе Алексее Михайловиче на Русском Севере (речь шла о монастырских землях). Эти урожаи характеризовались такими цифрами: "сам-5", "сам-7", "сам-11", а то и "сам-13"". Что такое "сам-5"? Посеяли пуд зерна, а получили пять пудов. А "сам-13" - посеяли один пуд, а вырастили 13 пудов! Очень высокие показатели и по нынешним временам: если на гектар пашни расходовать хотя бы 200 килограммов зерна, то урожай может быть 26 центнеров с гектара. Учтите, что в те времена не было сегодняшних сеялок, и зерно не высевали рядками, а разбрасывали рукой, и рос хлеб сплошной густой стеной. При таком способе посева на гектар пашни шло не 200-250 килограммов семян, а 400, и урожай "сам-13" выглядел иначе: не 26 центнеров с гектара, а 52 центнера! И это на северных пашнях, сиротских подзолах, отвоеванных в свое время у леса с помощью огня! Лес выжигали весь, до основания, вместе с ним выгорала и почва - ее верхний плодородный слой. Зола на месте пепелища содержала все макро- и микроэлементы, но в ней не было азота. Азота не оставалось и в почве - он улетучивался. В выгоревшей почве не находилось ничего живого: ни аэробных микроорганизмов, ни бактерий, умеющих связывать азот и передавать его почве. Голая пустыня только год-другой давала за счет золы какой-то урожай (зола - первое минеральное удобрение, с которым столкнулся человек). Затем недавнее пожарище люди оставляли, и оно постепенно зарастало сначала иван-чаем (кипреем), затем малиной, позже березой, осиной, ольхой. И вот на такой земле-пепелище в XVII веке собирали урожай, который недостижим нынче многим современным хозяйствам?! А волшебной палочкой был самый обычный навоз, что по весне вывозили на поля и запахивали в почву. Навоз оказался вторым удобрением, с которым встретился человек, причем органическим, дающим пищу различным микроорганизмам, и полным, содержащим все необходимые растению элементы питания, включая и азот.

В те же времена, когда собирали по северным землям богатые урожаи, навоз там был товаром, имел свою цену, и коров в хозяйстве часто держали не ради молока и масла, а ради удобрения.

По весне навоз, еще по снегу, вывозили на поля. После таяния снега, когда земля подсыхала, его запахивали. Заправленная навозом пашня отдыхала до осени, а по осени поле засевали озимой рожью. На следующий год рожь убирали, оставшуюся после хлеба стерню осенью запахивали, а новой весной на этом поле выращивали уже яровую культуру, тот же ячмень. На третий год следом за ячменем высевали овес.

Овес убирали, и только на другую весну на поле снова вывозили навоз. То есть навоз вносили в землю один раз в четыре года: 40 тонн на гектар пашни. Такое количество навоза давали за четыре года одна корова с теленком и небольшое стадо овец. Выходит, одна корова могла обеспечить полноценным удобрением один гектар пашни. Хочешь пахать и собирать урожай с двух гектаров пашни, заводи две коровы.

Кстати, на гектар пашни 40 тонн навоза - это и сегодняшняя норма удобрения для выращивания хлебов, картофеля, капусты. Должна быть выдержана эта пропорция и у нас на огороде, если мы обходимся одними органическими удобрениями. На грядку шириной 1 метр и длиной 10 метров надо вносить один раз в четыре года 40 килограммов навоза - из расчета 4 килограмма навоза на 1 квадратный метр, или ведро навоза (сырого) на 2 квадратных метра огорода. По свежему навозу, внесенному осенью, можно выращивать либо капусту, либо картофель; затем корнеплоды, зеленные овощи. Перед третьей, а тем более четвертой культурой почву надо подправить, ибо под пар свою землю мы не отводим.

Так раскрылась для меня тайна высоких урожаев на нашей северной земле. А как обстояло дело с урожаями зерновых южнее, в той же средней полосе нашей страны?.. Здесь урожаи были куда меньше, причем с годами они продолжали снижаться. Откроем Полную энциклопедию русского сельского хозяйства, том Х. Урожай ржи в России последнего десятилетия XIX века (средний по всем областям) был 40 пудов с десятины, чуть больше 6 центнеров с гектара. В то время, как в Германии 14 центнеров с гектара. А ведь рожь - основной хлеб для Нечерноземья, 6 центнеров с гектара - это не чистая прибыль, отсюда надо вычесть еще зерно, которое оставляли на семена. Что же приходилось тогда крестьянину и его семье на целый год жизни?

Передо мной небольшая книжечка - лекция профессора К. А. Тимирязева "Наука и земледелец". На обложке авторское указание: "Гонорар с этой книги предназначается в пользу голодающих".

Книжка появилась в 1906 году и, видимо, никак не приурочена к конкретному голодному году, вызванному стихией, - речь идет о жертвах другого, хронического голода в России:

"В настоящее время, разве только какие-нибудь щедринские генералы не сознают, что Россию кормит крестьянин. Он сам зовет своей кормилицей землю. Но так ли оно на деле? Вот что, не далее, как вчера, можно было прочесть в газетах: "По сведениям, поступившим в Высочайше утвержденное под председательством И. А. Горемыкина совещание об удовлетворении потребностей сельского населения, оказывается, что в общем в 50-ти губерниях, количество хлеба, приходящегося на душу обоего пола, не достигает годовой нормы продовольствия одной души, 20 пудов - на 3,4 пуда, т. е. 17 процентов меньше нормы". Тот, кто кормит Россию, сам недоедает. И недоедает потому, что старая кормилица-земля отказывается его по-прежнему кормить... Что же нужно сделать, чтобы разрешить эту задачу о двух колосьях? Кто принесет эту разгадку?"

Причина хронического голода в России крылась прежде всего в нехватке навоза. В свое время была широко известна немецкая поговорка - "луг - кормилец пашни". Причем было точно известно, луг какого размера может накормить пашню площадью 1 гектар: 2 гектара луга - 1 гектар пашни. Цифры эти можно подтвердить все той же нормой навоза: одна корова снабжает навозом 1 гектар пашни, а корову кормит сеном в стойловый период луг размером 2 гектара.

Но такие соотношения "луг-пашня" сохранились лишь там, где была в достатке земля. На севере достаток был, южнее население росло очень быстро и, чтобы прокормить людей, приходилось увеличивать пашню за счет луга. Площади лугов сокращались, уменьшалось количество скота и навоза, а следом падали и урожаи.

Но это еще не все беды земли, слывшей когда-то щедрой кормилицей. Луга, где из года в год заготавливали сено для скотины, конечно, теряли свою силу, свое плодородие, ибо в то время их не удобряли. Каждый раз в сене было все меньше и меньше необходимых для питания растений макро- и микроэлементов. Выходит, и навоз становился все менее и менее ценным. К тому же калия и фосфора, которые расходуются на строительство тканей растения, возвращалось в поле чуть более 40%. Вот так и теряла пашня свою силу, потому что терял свои силу луг, а следом и навоз. Но сено заготавливали с одного и того же луга из года в год и на севере, а урожаи там долгое время держались достаточно высокими.

Оказывается, на севере сено чаще всего косили с пойменных лугов, с низин, которые каждую весну омывали вешние воды. Весенняя вода несла с собой большое количество питательных веществ, вымытых в разных местах во время половодья, и оставляла их в пойме реки, ручья, на сыром низком лугу. Почва удобрялась каждую весну снова и снова, а потому и росла здесь всегда прекрасная трава, идущая на корм скоту.

Но и в прежние времена не каждое хозяйство было обеспечено пойменными угодьями. Да и обычных, не пойменных лугов не всегда хватало. И тогда распахивали те угодья, где еще недавно заготавливали сено для скотины, забывая, что без достаточного количества навоза не будет желанного урожая.