Любовь и отношения

Сопоставительный анализ стихотворений Ф. Тютчева и А. А.Фета. Поэзия «чистого искусства». Вопросы и задания для сопоставительного анализа

Написал не так уж и много произведений. Обладая писательским даром, он не считал литературное творчество своей профессией и писал непроизвольно. При этом многие его работы так и оставались на листе бумаги, и лишь по настоянию друзей, некоторые из них попадали в печать, и становились доступны широкой публике. Но даже эти немногочисленные творения становятся достойным наследием и своеобразной лептой, которую внес в литературу Ф.И. Тютчев.

Особенности лирики Тютчева

Чтобы понять особенности лирики Тютчева достаточно окунуться в мир его поэзии. Свои стихи Тютчев пишет только под влиянием некоего озарения, когда чувствует необходимость выразить свои мысли на бумаге. Вот и получается, что лирика Тютчева наполнена интимностью личных внутренних переживаний и больше похожа на дневник, где он запечатлевает свои мысли и размышления.

Ценность стихотворений поэта в том, что в этих небольших работах автор создает искренние и своеобразные образы. К тому же художественной особенностью поэзии Тютчева является и то, что они наполнены глубоким философским содержанием.

Особенности любовной лирики

Раскрывая тему художественной особенности поэзии Тютчева, стоит поговорить и об особенностях любовной лирики поэта. Представлена она немногими произведениями, которые посвящались разным женщинам. В жизни Тютчев был любвеобильным, страстным и увлеченным человеком. Так, его ранние стихотворения были посвящены первой любви, женщине, которую он повстречал в Мюнхене. Это была Амалия. Стихи же назывались или же Я встретил вас. Но судьба их разлучила, и уже через год он влюбляется в Элеонору Петерсон, которая стала его женой. Однако и здесь судьба была жестока к поэту. Смерть забирает его возлюбленную. Уже посмертно писатель посвятил Элеоноре Петерсон стихотворения В часы, когда бывает и Еще томлюсь тоской желаний. Следующей будет встреча с Эрнестиной Дернберг и женитьба. Эта женщина стала Музой для Тютчева, под влиянием которой появляется стихотворение Она сидела на полу.

Но самыми знаменитыми стихами поэта стали работы, что вошли в денисьевский цикл. Елена Денисьева стала последним увлечением писателя. Их связь была незаконной, и самым известным стихом того периода стала работа Последняя любовь.

Если первые стихотворения любовной лирики Тютчева изображают любовь, как страсть. В них поэт делится своими эмоциями и описывает эмоции возлюбленной. То в поздних работах поэта чувствуются мотивы скоротечности счастья, его вины перед возлюбленной. Теперь любовь ассоциируется с безнадежностью, а романтика гибнет под влиянием общества, которое отвергало все прекрасное своим непониманием. Любовь у писателя — это не только страсть, но и безнадежность, страдание и борьба. Особенностью лирики Тютчева было то, что он в своих работах отображал настоящие, не придуманные чувства.

Особенности изображения природы

Федор Тютчев по праву считается певцом природы. Как говорил , достоинством пейзажной лирики Тютчева было в том, что его природа была разной, живой и грациозной. Особенно нравилась писателю весенняя и осенняя природа. В эти периоды возрождения и увядания у автора появлялись неповторимые образы. При этом природа могла быть спокойной, как в стихотворении Осенний вечер, так и буйной, как в работе Весенняя гроза.

Тютчев любил очеловечивать природу, наделять ее человеческими характерами и чертами. И в этом особенность тютчевской природы. Писатель сопоставляет каждое природное явление с человеческим настроением.

7 Урок-кейс по литературе "Особенности поэтического мира Ф.И. Тютчева и А.А. Фета на основе сопоставительного анализа стихотворений".

Урок-кейс «Особенности поэтического мира Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

на основе сопоставительного анализа стихотворений».

Цели:

Ø Активизация познавательной деятельности учащихся.

Ø Отработка умений работать с предоставленной информацией.

Ø Обучение сопоставительному анализу лирических произведений:

ü умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;

ü умение анализировать язык и образную систему литературного произведения в неразрывной связи с содержанием, понимание идеи и нравственного пафоса произведения, понимание русского слова в его эстетической функции.

ü умение анализировать литературное произведение, понимать способы донесения до читателя авторских идей, мыслей и чувств.

Ø Выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществление самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Задание.

Перед нами две пейзажные зарисовки. Сопоставьте данные произведения, опираясь на предложенный план для обсуждения.

Летний вечер

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды. (1829)

Ф.И. Тютчев

«Какая ночь! Как воздух чист…»

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, черней лишь тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть. (1857)

Афанасий Фет

План для обсуждения.

1. Определите тему, идею, композиционную стройность произведений, а в целом – движение поэтической мысли в произведениях.

2. Каково основное настроение, переданное поэтами. С какими другими чувствами переплетается оно.

3. Охарактеризуйте особенности поэтического языка каждого стихотворения.

4. Проследите, какие внутренние ощущения возникают после прочтения стихотворений.

5. Свои наблюдения и умозаключения внесите в таблицу. Сделайте вывод.

Ф.И. Тютчев

А.А. Фет

Природа - прекрасное живое существо, которое может мыслить, дышать, чувствовать и преображаться, создавая ощущение переменчивости окружающего мира

Природа - живой одухотворенный, многоликий мир.

Богатая метафоричность, использование символики.

В стихотворении присутствует несколько образов, выстроенных автором в четкой последовательности. При этом солнце, небо, воздух и звезды – это лишь часть природы, но благодаря метафорам, созданным поэтом, они превращаются в самостоятельных героев произведения.

Произведение написано в полутонах: звезды «приподняли» небосвод, «трепет пробежал по жилам», земля «скатила» солнце. В стихотворении нет резких движений: все плавно, медленно. Преобладают светлые и спокойные краски.

Разнообразие звуков, ритмов, синтаксиса.

Используя приемы аллитерации (повторение звуков «з», «с», «ж») и одушевления природы («дремлет лист», «спит залив», «вздохнет волна») возникает ощущение живого движения, непостижимой жизни мира ночи.

Использование прилагательных в сравнительной степени во второй части стихотворения подчеркивают разницу меду состояниями природы и состоянием человеческой души

Кольцевая композиция произведения, которая создает ощущение завершенности и цельности размышлений и наблюдений

Мастер композиции – использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен) таким образом заставляя переживать смену настроений, тонов, звуков, влияя на наши чувства

Семантическое ядро

Глава-Земля (2/2)

Частотность употребления 3,17%

Семантическое ядро

Воздух-Свет (2/2)

Частотность употребления 4,16%

Восхищаясь сменой времен года или пытаясь запечатлеть неуловимые моменты преображения природа, автор полностью абстрагируется от личных переживаний, концентрируясь лишь на том, что видит

Словно пропускает увиденное через себя, находя в таких милых пейзажах созвучье собственным ощущениям и душевным переживаниям

Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы. Бытие воспринимает как катастрофу

Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, бессильный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному.

Находясь в гармонии и слиянии с природой, человек черпает в ней вдохновение, обретая движение души и открывая все новые тайны природы

В жанровом аспекте - склонность к философской миниатюре, поэтическому фрагменту

В жанровом отношении тяготеет к лирической миниатюре.

Вывод: при общности тем произведений и предмета изображения, эти стихотворения очень различаются. Объяснением тому служит разное поэтическое мировосприятие поэтов.

В качестве домашнего задания к данному уроку может быть предложено несколько вариантов: сочинение-миниатюра, презентация, устное

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.

Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека. Во многих стихотворениях затронуты вопросы философско-психологического характера. И, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких четверостишиях показать так много. Ниже представлены сравнительные анализы знаменитых стихотворений Фета и Тютчева.

Лирика Тютчева и Фета

Два величайших поэта своей эпохи - и . Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают.

Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого. Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны.

Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе. Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики.

Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики. Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт , в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие.

Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор.

Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности. Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.

Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева

В русской поэзии было множество поэтов, писавших чувственно и проникновенно о любви, природе, родине. Но наиболее глубоко и трогательно это получалось у Афанасия Фета и Федора Тютчева, которые хоть и были похожи в разнообразии спектра раскрываемых чувств, но имели колоссальные отличия в подаче своих произведений и мировоззрении, понимании своего внутреннего мира и места человека в мире.

Ярким примером различий между лирикой Тютчева и Фета является описание осени в стихотворениях “Осенний вечер” и “ ”. Несмотря на общую тему стихов авторы по-разному раскрывают суть осени, представляют ее в разном свете, говорят о разных, порой противоположных, эмоциях.

Федор Тютчев в поэзии “Осенний вечер” одухотворяет это время года, наделяет божественностью и величием. Его осень предстает перед читателем в невообразимой красоте и трепетности. Поэт открыто восхищается осенним вечером, воодушевляется его красотой и наслаждается негой, в которую окунает его окружающее великолепие.

В то же время Тютчев испытывает чувство грусти, ведь красота осени быстротечна и вслед за ней наступит более прозаичное зимнее время, нагоняющее печаль и отчаянье. В то же время Федор Тютчев показывает, через образ осени, период человеческой жизни, близкий к увяданию, но еще полный сил и возможностей, когда перед ощущением скорой старости открывается вторая молодость.

Осень в стихотворении Афанасия Фета раскрывается с иной стороны. Автор одухотворяет ее, но показывает в неразрывной связи с человеческим существом, нагоняя печаль и смуту. Фетовская осень непоколебима в своей грусти, она не воодушевляет на написание стихов, лишь угнетает, невообразимой тяжестью ложиться на душевное состояние. Но, не смотря на холодность осени поэт говорит о существовании горячей любви, которая неподвластна грозному времени года.

Таким образом, в стихах классиков по-разному раскрывается осенняя пора. Если Тютчев представляет осень одухотворенным божеством, то Фет говорит лишь о ее угнетающей холодности, наполняющей существо апатией и невеселыми мыслями.

Сравнительный анализ стихов Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» и А.А. Фета «Осень»

Какая она, осень?.. Что скрывается за тенью грусти, тоски, холода? Тайное тепло, огонь, ещё не открытый взрыв эмоций и чувств? Не каждый может постичь тебя, открыть неоткрытое и навсегда сохранить прелесть узнанного.

Стихотворения Ф.И. Тютчева “Осенний вечер” и А.А. Фета “Осень” – это два разных видения, понимания осени.

Какова же эмоциональная оценка осени Ф.И. Тютчевым? Поэт словно оживляет её, образно наделяет осень присущими только человеку чертами и свойствами. Рассказывая нам о своей осени, он заостряет внимание на таинственной красоте осеннего вечера. Именно вечером осень воспринимается им как божественное, трогательное, бездонное творение:

…на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Глубокое, необыкновенно насыщенное по своей окраске стихотворение Ф.И. Тютчева переполнено чувством безысходной грусти, искреннего страдания, сожаления… Авторское “я” мы чувствуем в прекрасном описании природы, в переживаниях лирического героя, который словно жалеет о чём-то, нехотя расстаётся с каждой ноткой шелеста “багряных листьев”, с каждой маленькой частичкой его осени.

Он не хочет расставаться даже с мельчайшей, совсем незаметной, но милой для него деталью: “умильная, таинственная прелесть” осенних вечеров, “грустно-сиротеющая” земля, “туманная и тихая лазурь” – всё дорого, всё необыкновенно, всё таинственно!.. По принципу мозаики, одно дополняет другое. Лишившись хоть одной частички, картина тютчевской осени уже не смотрится, теряет былую привлекательность.

В осени Фета мы слышим отголоски человеческой души. Стихотворение состоит из трёх частей – это три ступени, три этапа, три возраста. Осень, как и человек, способна жить (“…в крови золотолиственных уборов”), любить (“…Горящих осень ищет взоров // И знойных прихотей любви”), стареть и умирать (“…И, замирающей так пышно, // Ей ничего уже не жаль”)… Лейтмотив стихотворения А.А. Фета – одухотворённость природы, переплетающейся, связанной с человеком сложностью и неповторимостью жизненных ощущений.

В первой части (первом четверостишии) стихотворения с помощью необыкновенно точно подобранных эпитетов и метафор (“сумрачные дни… беззвучной осени и хладной”, “истомой безотрадной”) автор создаёт впечатление одиночества, полной тишины, интимности.

Во второй части (втором четверостишии) осень оживляется, расцветает, наполняется светом и теплом. Для усиления смысловой и поэтической значимости этой части А.А. Фет использует приём градации (“…золотолиственных уборов… горящих взоров… и знойных прихотей любви…”). Эти метафоры являются в стихотворении контекстуальными синонимами, а сочинительный союз и здесь обозначает завершение эмоционального поиска автора: в словах “знойных прихотей любви” скрыта вся насыщенность цветовой и смысловой гаммы осени, её завораживающего очарования.

В третьей части (третьем четверостишии) эмоции стихают и приобретают умеренный, степенный ритм. Нет больше ярких красок, движения, есть только “стыдливая печаль” пышно замирающей осени.

В стихотворении “Осенний вечер” Ф.И. Тютчева трудно выделить части. Да и нужно ли это? Для Тютчева весь фетовский колорит слился в одну фразу, в одно предложение – и это только один вечер, один вздох, одно воспоминание… Нет “беззвучной” и “хладной”, горящей и знойной, стыдливой и пышно замирающей осени – есть только один осенний вечер, “таинственный” и “божественный”.

Тютчевское представление осени основано на приёме синтаксического сгущения. В тексте сливаются воедино различные средства художественной выразительности: эпитеты – синтетические (“зловещий блеск и пестрота дерев”), сложные (“грустно-сиротеющей землёю”), цветовые (“багряных листьев”); метафоры (“божественной стыдливостью страданья”); олицетворения (“томный” шелест листьев); градация (“ущерб, изнеможенье”). Особенно сильно отражает состояние природы и лирического героя, сопереживающего ей, используемый Ф.И. Тютчевым приём аллитерации. Мы слышим песню падающих листьев:

Багряных листьев томный, лёгкий шелест, –

пронизывающее дыхание ветра:

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою… –

и – самое главное – тишину (вслушайтесь! Разве вы её не слышите?):

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть…

Более глубокого понимания стихотворений мы можем достичь, обратившись к их конструкционным особенностям. Оба произведения написаны ямбом (у А.А. Фета – четырёхстопным, у Тютчева – пятистопным), но насколько разные настроения они передают! Рифма “Осеннего вечера” – перекрёстная (в стихотворении действительно происходит постоянная борьба, скрещение неба и земли, тьмы и света, бури и тишины), закрытая (не правда ли, создаётся впечатление завершённости мысли, успокоения, конца какого-то долгого и утомительного пути?). У Фета же рифма кольцевая, открытая (она соответствует вечному, нескончаемому природному циклу: рождение – жизнь – смерть).

Глубокая, неисчерпаемая проблематика стихотворений позволяет нам ещё и ещё раз окунуться, заглянуть в светлый и сумрачный, холодный и знойный, увядающий и горящий мир осени, снова и снова попытаться разгадать её тайну.

Какая она, осень?.. Что скрывается за тенью грусти, тоски, холода? Тайное тепло, огонь, ещё не открытый взрыв эмоций и чувств?

Осень! Неразгаданная, непостижимая, бесконечно прекрасная осень, обволакивающая весь мир своей тайной, магической силой

А. Фет стих «Осень»

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной!

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови

Золотолиственных уборов

Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

Молчит стыдливая печаль,

Лишь вызывающее слышно,

И, замирающей так пышно,

Ей ничего уже не жаль.

Ф. И. Тютчев стих «Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Зловещий блеск и пестрота дерёв,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

Сравнительный анализ стихотворения любовной тематики Тютчева «К.Б.» и Фета «Старые письма»

Без преувеличения можно сказать, что Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев - одни из величайших поэтов, которые обогатили не только русскую, но и зарубежную литературу. Оба творца воспевают понятие “истинной красоты”, они пишут о вечных, всегда волнующих человека вещах. Основными темами их стихотворений являются философская, любовная и пейзажная лирика. И сегодня я хочу сравнить два их произведения любовной тематики: “К.Б.” Тютчева и “Старые письма” Фета.

Стихотворение Федора Ивановича , озаглавленное загадочными инициалами, написано 26 июля 1870 года. Оно посвящено его первой любви - Амалии Лерхенфельд. Они познакомились в 1822 году в Мюнхене. Тютчев был настолько влюблен, что хотел жениться на девушке, но родители Амалии выдали ее замуж за сослуживца Федора Ивановича. Теперь девушка звалась баронессой Крюденер, что объясняет нам название стихотворения.

Спустя много лет поэт встретился с Лерхенфельд еще раз, о чем так написал своей дочери: “Вчера я испытал минуты жгучего волнения вследствие моего свидания с моей…доброй Амалией Крюденер, которая в последний раз повидать меня на этом свете…” Эта встреча пробудила в лирическом герое душевную полноту “тех лет”. Герой благодарен за это Амалии, он испытывает душевный подъем: “Тут не одно воспоминанье…И та ж в душе моей любовь”

“Я встретил вас - и все былое…” - душевная исповедь поэта. Встреча с бывшей любовью заставила встрепенуться “отжившее сердце”, которому стало “так тепло”. Эта встреча сродни весне, которая все пробуждает.

Как и Тютчев, Фет в своем стихотворении вспоминает прошлое, моменты старой любви:

“Давно забытые, под легким слоем пыли,

Черты заветные, вы вновь передо мной…”

Но, в отличие от Федора Ивановича, произведение которого пропитано нотками сладкой ностальгии и волнующей печали, но, однако, “освежающее” душу, Афанасий Афанасьевич в своем стихотворении показывает гораздо более мрачные картины. Мы видим терзающую его вину, тоску, даже некоторую озлобленность на то, что уже ничего нельзя изменить. Это его творение, как и подавляющее большинство его любовных стихотворений, посвящено его первой и, возможно, единственной любви - Марии Лазич.

Они познакомились в 1848 году, но так как оба были бедны, Фет понимал, что не сможет обеспечить девушке счастливое будущее и решил расстаться с ней. Вскоре после этого девушка умирает страшной смертью. Она сгорела заживо от упавшей на ее платье свечи. Хотя нет никаких доказательств, что это было самоубийство, Афанасий Афанасьевич до конца жизни считал себя виновником случившегося.

Итак, темой обоих стихотворений являются воспоминания о минувшей любви, но если у Тютчева основной идеей можно назвать возвращение сердцем к прекрасной поре былого и “оживление” души(“я вспомнил время золотое - и сердцу стало так тепло…”), то произведение Фета показывает муки совести и жгучее сожаление. Поэт считает себя недостойным такой любви:

Не смоет этих строк и жгучая слеза”

У меня эти творения вызвали довольно противоречивые эмоции. Стихотворение Федора Ивановича проникает в душу, принося с собой теплый, мягкий, радостный свет, который дает надежду на что-то лучшее:

“Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас…”

Тебе хочется раствориться в этом блаженном умиротворении, забыть все невзгоды и просто искренне улыбнуться всему хорошему, что было в твоей жизни.

Произведение же Афанасия Афанасьевича, напротив, убивает всякую надежду на поворот к лучшему. И виноватым во всем случившемся поэт считает себя:

“А я доверился предательскому звуку, -

И с холодом в груди пустился в дальний путь”

Стихотворение вызывает мрачные, давящие, темные эмоции. Оно словно беспощадная гроза, жестокий смерч, который оставляет после себя только опустевшую, безобразную, выжженную яростью и виной землю, на которой никогда больше не сможет пробиться зеленая травка надежды и радости. Но в то же время произведение заставляет задуматься, оглянуться назад, на свои поступки и, возможно, изменить где-то свое поведение. Автор говорит: “Как будто вне любви есть в мире что-нибудь”, он словно призывает читателя не совершать его ошибок, показывая, каким страшным и безрадостным может быть результат.

Когда читаешь эти творения, то в воображении мелькают все образы, ты словно погружаешься в тот мир и видишь все “наяву”. Такой красочности авторы достигают с помощью умелого использования различные художественно-выразительных средств, которые помогают им наиболее ярко и точно отобразить все, что они чувствуют, видят и хотят передать читателю. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Множество различных эпитетов Тютчева(“в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”, “забытым упоеньем”, “милые черты”, “вековой разлуки” и т.д.) и Фета(“черты заветные”, “душевных мук”, “мгновенно воскресим”, “поблекшие узоры”, “задушевных слов”, “свидетели немые”, “сумрачной зимы”, “дерзко оттолкнул”, “вечную разлуку”, “жгучая слеза” и т.д.) помогают придать определенное настроение произведениям. Красивые метафоры и олицетворения стихотворений “К.Б.”(“все былое…ожило”, “сердцу стало так тепло”, “слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне”, “жизнь заговорила вновь” и т.д.) и “Старые письма”(“черты заветные…мгновенно воскресили”, “утрачено душой”, “встречают взоры”, “поблекшие узоры…гонят кровь”, “души не воскресит и голос всепрощенья”, “не смоет этих строк и жгучая слеза” и т.д.) придают образности стихотворениям, делают их “живыми”.

Оба произведения обладают точной, перекрестной, преимущественно женской рифмовкой. Строфика - катрен. “К.Б.” написано четырехстопным ямбом, а “Старые письма” - шестистопным ямбом.

Оба поэта посвятили свои стихотворения реальным женщинам, которых они любили. Но если Тютчев не жалеет,что его отношения с Амалией теперь лишь приятное воспоминание, то Фет казнит себя за ошибки прошлого и, думаю, он бы хотел повернуть время вспять и исправить содеянное.

Любовь для Тютчева и Фета - основной мотив творчества, источник вдохновения и обогащения души, способ связи с миром, со всем живым.

Федор Иванович на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Чувства поэта к каждой возлюбленной были глубоки, возвышенны, искренни и неподдельны. Им часто сопутствовало страдание, но они внесли в жизнь тврца необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих девушек, не существовало бы и таких замечательных стихотворений, как “К.Б.”, в котором поэт словно обнажает свою душу. Поэзия Тютчева - поэзия глубокой и бесстрашной мысли, неизменно слитой с образом переданной точными, смелыми, необычайно выразительными красками. В произведениях Федора Ивановича много изящества, пластики, в них есть, по выражению Добролюбова, и “знойная страстность”, и “суровая энергия”. Они очень цельны, закончены: при чтении возникает впечатление, что они созданы мгновенно, единым порывом.

Для Фета же любовь, по моему мнению, обжигающий костер, как и поэзия его - пламя, в котором сгорает душа. Произведения поэта - это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которым он отдал все, что испытал, пережил, потерял. Лирика Афанасия Афанасьевича становится воплощенной памятью о Марии, памятником, “живым изваянием” любви поэта.

Несомненно, и Тютчев, и Фет перенесли множество тяжелейших испытаний и страшнейших потерь. Им обоим довелось пережить смерть любимой женщины, однако, по моему мнению, любовная история Федора Ивановича все же более счастлива. Ему посчастливилось испытать сильнейшие чувства к нескольким девушкам. Практически на протяжении всей жизни с ним рядом находилась одна из его возлюбленных. Возможно именно поэтому, несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, подчас утверждающего, что вся деятельность человека - “подвиг бесполезный”, большинство его произведений наполнены молодостью и неистребимым жизнелюбием. Фету же, потерявшему свою любовь еще в молодости, остаются только воспоминания и горечь вины и обиды. Однако каждый из поэтов в своем стихотворении смог раскрыть свои мысли, передать свое настроение читателю, “обнажить” перед ним душу.

Текст стиха А. Фета «Старые письма»

Давно забытые, под легким слоем пыли,

Черты заветные, вы вновь передо мной

И в час душевных мук мгновенно воскресили

Все, что давно-давно утрачено душой.

Горя огнем стыда, опять встречают взоры

Одну доверчивость, надежду и любовь,

И задушевных слов поблекшие узоры

От сердца моего к ланитам гонят кровь.

Я вами осужден, свидетели немые

Весны души моей и сумрачной зимы.

Вы те же светлые, святые, молодые,

Как в тот ужасный час, когда прощались мы.

А я доверился предательскому звуку, -

Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! -

Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,

Я осудил себя на вечную разлуку

И с холодом в груди пустился в дальний путь.

Зачем же с прежнею улыбкой умиленья

Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?

Не смоет этих строк и жгучая слеза.

Текст стиха Ф. И. Тютчев «К. Б.»

Я встретил вас – и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, –

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки

Гляжу на вас, как бы во сне, –

И вот – слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, –

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Сравнительный анализ стихотворений Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» и А. Фета «Море и звезды»

Стихотворения Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» и А. Фета «Море и звезды» представляют собой «философские пейзажи». Любованье ночным морем заставляет героев обоих произведений не только восхищаться красотой природы, но и размышлять о себе, о своей душе.

Однако, несмотря на многие схожие моменты (восхищение ночным морем, красотой природы, осознание грандиозности Вселенной, неспокойное состояние самих героев), эти стихотворения очень различаются по тональности, идейному посылу.

Герой Тютчева противопоставляет себя миру природы, частью которой является «море ночное». Он был бы рад слиться со Вселенной:

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

Однако осознает, что для него это невозможно. Герой завидует гармонии и умиротворению, которые так и веют от морского пейзажа:

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо, ты в безлюдье ночном!

Он осознает, что является свидетелем какой-то огромной, очень важной жизни, существующей без участия человека. Лирический герой ошеломлен и этой картиной, и этой мыслью, озарившей его:

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою…

Он хочет стать частью «всемирного движения», но финальные строки стихотворения звучат трагически – он понимает, что для него это невозможно.

Герой стихотворения Фета, так же, как и его мысленный собеседник, к которому обращено произведение, тоже наблюдает за «морем ночным»: «На море ночное мы оба глядели». Так же, как и лирический герой Тютчева, персонажи Фета восхищены открывшейся перед ними картиной:

Вдали затихавшие волны белели,

А с неба отсталые тучки летели,

И ночь красотой одевалася звездной.

Однако уже со второй строфы мы понимаем, что герои Фета сумели найти «общий язык» с природой, почувствовать ритмы ее жизни, слиться с нею. Именно поэтому морской пейзаж так целительно действует на их души:

И с моря ночного и с неба ночного,

Как будто из дальнего края родного,

Целебною силою веяло в душу.

Слияние с природой, погружение в нее несет героям этого стихотворения очищение и успокоение. Произошло то слияние, о котором грезил герой Тютчева, но так и не смог добиться:

Как будто меня убаюкало море,

Как будто твое утолилося горе,

Как будто бы звезды тебя победили.

Таким образом, стихотворение Фета оптимистично, светло, наполнено гармонией слияния человека с миром природы, Вселенной. Стихотворения Тютчева отличается трагическим надломом от осознания невозможности единения с «высшим миром» красоты и гармонии, от осознания ограниченности и отделенности человека.

Текст стихотворения А. Фета «Море и звёзды»

На море ночное мы оба глядели.

Под нами скала обрывалася бездной;

Вдали затихавшие волны белели,

А с неба отсталые тучки летели,

И ночь красотой одевалася звездной.

Любуясь раздольем движенья двойного,

Мечта позабыла мертвящую сушу,

И с моря ночного и с неба ночного,

Как будто из дальнего края родного,

Целебною силою веяло в душу.

Всю злобу земную, гнетущую, вскоре,

По-своему каждый, мы оба забыли,

Как будто меня убаюкало море,

Как будто твое утолилося горе,

Как будто бы звезды тебя победили.

Текст стихотворения Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»

Как хорошо ты, о море ночное, –

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движенье, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою –

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

Поэтический образ весны в лирике Ф. Тютчева и А. Фета

Лирические произведения Ф. Тютчева и А. Фета отражают своеобразие восприятия весенней природы, ее влияния на душевный мир, мысли, чувства, настроения каждого из авторов. Весна-это время, когда природа оживает, пробуждается после длительной зимней спячки, это пора расцвета и преображения всего окружающего.
Лирика природы стала величайшим художественным достижением Ф. Тютчева. Пейзаж дается поэтом в движении, причем явления природы отражают таинственные движения человеческой души. Природа как живой организм, который умеет чувствовать, ощущать, проявлять свой характер.

Кроме глубины, создания его отличаются неуловимой тонкостью и грацией.
Природа для Тютчева всегда юная. Поэт выразил в своих стихах торжество Весны как молодости. В 30-х годах весне он посвятил семь стихотворений: «Весенняя гроза», «Могила Наполеона», «Весенние воды», «Зима недаром злится», «Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит», «Весна», «Нет, моего к тебе пристрастья…».

Весна для него – прекрасное дитя, полное жизни, все проявления которого исполнены высокой поэзии. Поэт любит молодые раскаты первого грома в начале мая, его восхищают шумные весенние воды – вестники молодой весны, весеннее дыхание воздуха.

Поэзия Тютчева оптимистична. Во всем мировоззрении поэта отражается любовь и жажда жизни, воплощенные в ликующих строках «Вешних вод» («Еще в полях белеет снег…») и «Весенней грозы». Рассмотрим стихотворение «Вешние воды»:

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Весна воспринимается поэтом не только как чудесное время года, но и как победа жизни над смертью, как гимн юности и человеческому обновлению.
В этом стихотворении динамика достигается двумя приемами: во-первых, это словесные повторы («бегут», «идет»), создающие иллюзию движения воды и весеннее половодье чувств, и, во-вторых, это система звукозаписи, имитирующая бульканье и переливы ручьев.
В стихотворение «Весенние воды» заключена объемная и панорамная картина пробуждения огромного мира, его изменения во времени.

В стихотворении «Весенняя гроза» не только человек сливается с природой, но и природа одушевляется, очеловечивается: «весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Гроза у Тютчева- это одновременно образ молодости, взволнованности, обновления, бодрости творческого духа, мира озаренного, нового.

«Люблю грозу в начале мая» – на редкость веселое, ничем не омрачаемое, бодрое стихотворение. Озорное, искрометное, молодое. Гром здесь не устрашает, а радует, раскаты его не грозовые, не пугающие своей сумрачностью и внутренней силой, а «молодые», раскрепощенные, обещающие. И первое слово стихотворения – самое сильное, ласковое, обволакивающее душу надеждой и верой, самое сокровенное и желанное – «люблю». «Люблю грозу» и уточняющее – «в начале мая» – звучит не календарно, а непреднамеренно-празднично, зазывно, обещающе, зелено, светло, молодо» .Такое прочтение стихотворения Тютчева мы видим у Льва Озерова.

В тютчевском цикле стихов о весне есть одно, так и названное «Весна», удивительное по глубине и силе вложенного в него чувства:

Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины
И сердце как ни полно ран,
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены, -
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!

Весна: Она о вас не знает,
О вас, о горе и о зле;
Бессмертьем взор ее сияет,
И ни морщины на челе.
Своим законам лишь послушна,
В условный час слетает к вам,
Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам.

Цветами сыплет над землею,
Свежа, как первая весна;
Была ль другая перед нею -
О том не ведает она;
По небу много облак бродит,
Но эти облака ея,
Она ни следу не находит
Отцветших весен бытия.

Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет,
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет, -
И страх кончины неизбежной
Не свеет с древа ни листа:
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.

Игра и жертва жизни частной!
Приди ж, отвергни чувств обман
И ринься, бодрый, самовластный,
В сей животворный океан!
Приди, струей его эфирной
Омой страдальческую грудь -
И жизни Божеско-всемирной
Хотя на миг причастен будь!

Исходя из текста данного стихотворения, мы можем сказать, что для молодого поэта мир полон тайн, загадок, которые могут быть постигнуты лишь вдохновенным певцом. И этот насыщенный тайнами и одушевленный мир, по убеждению Тютчева, открывается человеку только в короткие мгновенья, когда человек готов слиться с природой:

И жизни божески-всемирной
Хотя на миг причастен будь!

О весне сказано, что она светла, блаженно-равнодушна, свежа.
Анатолий Горелов говорит о том, что «весна для Тютчева – устойчивый образ созидающего начала бытия, он и сейчас восторженно принимает ее прелести, но помнит, что она чужда людскому горю, злу, ибо «блаженно-равнодушна,

Тютчевская гениальная лирика совмещает в себе земные приметы с тревогами и чаяниями души. Это мы видим на примере стихотворения «Еще земли печален вид…»:

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась….

Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

В очерке о Тютчеве Лев Озеров высказал следующее, очень тонкое, замечание:«Он не украшает природу, он, наоборот, срывает с нее «покров, накинутый над бездной. И делает это с тою же решительностью, с какой другие русские писатели срывали маски с общественных явлений».
Образы природы для Тютчева не только объекты любования, но и формы проявления таинств бытия. Его отношения с природой активны, он хочет вырвать ее тайны, а восторг перед ее красотой совмещается в нем с сомнениями и бунтом» .
В стихотворении «Зима недаром злится...» поэт показывает последнюю схватку уходящей зимы с весной:

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Эта схватка изображена в виде ссоры старой ведьмы – зимы и молодой, веселой, озорной девушки – весны.

Лист зеленеет молодой
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…

Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым,–
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…

О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.

В стихотворении «Первый лист» листья являются главным объектом внимания, все остальные реалии – березы, весна, лето, голубое небо, лучи солнца – это тот необходимый фон,с которым связано их появление.
Автор говорит об их легкости, прозрачности, внезапности их появления, об их массе-количестве, их легком шуме-движении.
Нужно уметь запечатлевать изменчивость, движение. Любое явление должно схватываться в абсолютно мгновенном аспекте.
Поэзия Федора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего напряжения и драматизма. Перед читателем открываются прекрасные картины природы, ведь Тютчев, как никто, умел передать цвета, запахи, звуки окружающего мира.

А.А.Фет.

«Природы праздный соглядатай» – так сам Фет полуиронически определил свое отношение к одной из главных тем своего творчества.

В пейзажной лирике Фета проявилась его удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим подробностям родных пейзажей; их своеобразное, индивидуальное восприятие.

Фет расширил возможности поэтического изображения действительности, показав внутреннюю связь мира природы и мира человека; одухотворял природу, создавая пейзажные картины, во всей полноте отражающие состояние души человека. И это было новым словом в русской поэзии.
Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние: он изображает более частные, более короткие и тем самым более конкретные отрезки сезонов.
Эта точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России.
Фет любит описывать точно определимое время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе (например, дождя в стихотворении «Весенний дождь»).
В фетовском преклонении пред природой можно отметить постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный» и т.п.

При всей правдивости и конкретности описания природы оно прежде всего служит средством выражения лирического чувства.

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод...

В монологе рассказчика нет ни одного глагола - излюбленный прием Фета, но здесь также нет ни одного определяющего слова, кроме местоименного прилагательного «это» («эти», «этот»), повторенного восемнадцать раз! Отказываясь от эпитетов, автор словно признается в бессилии слов.
Лирический сюжет этого короткого стихотворения основан на движении глаз рассказчика от небесного свода – к земле, от природы – к жилищу человека. В последних строках взгляд лирического героя обращен внутрь себя, в свои ощущения («мгла и жар постели», «ночь без сна»).
Для человека весна связана с мечтой о любви. В эту пору в нем пробуждаются творческие силы, позволяющие «парить» над природой, осознанно ощущать единство всего сущего:

Эти зори без затменья.
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.

В поэтическом мире Фета важны не только зрительные, но и слуховые, и обонятельные, и осязательные образы.

Фетовский лирический герой не желает знать страданий и скорби, думать о смерти, видеть социальное зло. Он живет в своем гармоничном и светлом мире, созданном из волнующих своей красотой и бесконечно разнообразных картин природы, утонченных переживаний и эстетических потрясений.
В «весенних» циклах преобладают светлые картины и мотивы цветения, любви, юности. «Человеческое» и «природное» в этих картинах или слиты воедино, или, развиваясь параллельно, стремятся к единству.

Ликующая красота мира – вечный источник вдохновения поэта, который наперекор всем жизненным неурядицам вселяет в него оптимизм, трепетную жажду жизни, свежесть восприятия мира.
Когда у Тютчева деревья бредят и поют, тень хмурится, лазурь смеется, свод небесный вяло глядит, а гвоздики лукаво глядят, – эти предикаты уже не могут быть поняты как метафоры.
Фет идет в этом дальше Тютчева. У него «цветы глядят с тоской влюбленной», роза «странно улыбнулась», ива «дружна с мучительными снами», звезды молятся, «и грезит пруд, и дремлет тополь сонный», Человеческие чувства приписываются явлениям природы без прямой связи с их свойствами.

Давайте рассмотрим стихотворение «Жду я, тревогой объят…»:

Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.

Плачась, комар пропоет,
Свалится плавно листок…
Слух, раскрываясь, растет,
Как полуночный цветок.

Словно струну оборвал
Жук, налетевши на ель;
Хрипло подругу позвал
Тут же у ног коростель.

Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты…
Ах, как пахнуло весной!..
Это наверное ты!

«Стихотворение предельно напряжено, эта тревога и от нагнетающего напряжение повтора в самом начале («Жду… Жду…»), и от странного, вроде бы бессмысленного определения – «на самом пути». Но в этом «самом» тоже есть предельность, конечность. Простая тропа «через сад» стала «самым путем» с бесконечной уже многозначностью смыслов: роковым, первым, последним, путем сожженных мостов и т.д. В этом максимально напряженном состоянии человек обостренно воспринимает природу, и сам, отдаваясь ей, начинает жить как природа.

Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты…
Ах, как пахнуло весной!..
Это наверное ты!

Это не аллегория, не сравнение с весной. Она и есть сама весна, сама природность тоже, в этом мире органично живущая.

А.А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости. В его пейзажной лирике много мельчайших подробностей реальной жизни природы, которым соответствуют разнообразнейшие проявления душевных переживаний лирического героя. Например, в стихотворении «Еще майская ночь» прелесть весенней ночи порождает в герое состояние взволнованности, ожидания, томления, непроизвольности выражения чувств:

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песней соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Ю. Айхенвальд заметил, что для поэзии Фета характерны не переходы, а прорывы. Вот такой «прорыв» в эпос и представило стихотворение 1844 года:

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена –
И над душою каждою
Проносится весна.

Здесь мы видим у Фета на редкость удачный пример, когда личное настроение сливается с общим настроением других людей, массы, народа, выражает его и растворяется в нем.
Позднее фетовские стихи близки к тютчевским. Фет вообще близок к Тютчеву как представителю «мелодической» линии в русской поэзии. Символика природы, построение стихотворения на сравнении природы и человека, философская мысль– все это особенно сближает позднего Фета с Тютчевым.
Вот стихотворение «Я рад, когда с земного лона…» (1879):

Я рад, когда с земного лона,
Весенней жажде соприсущ,
К ограде каменной балкона
С утра кудрявый лезет плющ.

И рядом, куст родной смущая,
И силясь и боясь летать,
Семья пичужек молодая
Зовет заботливую мать.

Не шевелюсь, не беспокою.
Уж не завидую ль тебе?
Вот, вот она здесь, под рукою,
Пищит на каменном столбе.

Я рад: она не отличает
Меня от камня на свету,
Трепещет крыльями, порхает
И ловит мошек на лету.

«Стихотворение передает радость приобщения к жизни природы в дни «весенней жажды», как говорит здесь Фет, повторяя выражение из раннего стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…» («И весенней полон жаждой»). Тема традиционная в поэзии.
На рассматриваемой нами (одной из любимых тем Фета – теме прихода весны) удобно проследить эволюцию Фета от импрессионистически окрашенных изображений к созданию символов. «В 40-е годы приход весны рисуется в основном распространением на природу весенних чувств лирика:

В новых листьях куст сирени
Явно рад веселью дня.
Вешней лени, тонкой лени
Члены полны у меня.
(«Весна на юге»)

В 50-е годы приход весны показывается обычно подбором примет, как в уже цитированном стихотворении «Еще весны душистой нега…» или в стихотворении «Опять незримые усилья…»:

… Уж солнце черными кругами
В лесу деревья обвело.
Заря сквозит оттенком алым.
Подернут блеском небывалым
Покрытый снегом косогор…

В 60-е годы, в связи с философским углублением темы, подход к ней снова меняется. Фет опять уходит от детализированных описаний, конкретные проявления весны заменяются ее символическими атрибутами:

Я ждал. Невестою-царицей
Опять на землю ты сошла.
И утро блещет багряницей,
И всё ты воздаешь сторицей,
Что осень скудная взяла.

Ты пронеслась, ты победила,
О тайнах шепчет божество,
Цветет недавняя могила,
И бессознательная сила
Свое ликует торжество.

Тема дана в настолько обобщенном виде, что друг другу противостоят скудная осень и победная весна; а что весна сменяет не осень, а зиму – это, видимо, при такой степени обобщенности не играет роли.

Стихотворение «Ещё весны душистой нега…» запечатлевает такой момент в природе, когда весна ещё не наступила, но ощущение весны уже возникло. Казалось бы, в природе ничего не изменилось: снег не растаял, дороги замёрзшие, деревья без листьев, но по каким-то малым приметам и просто интуитивно человек уже ждёт весны и радуется её приходу.
Обратим внимание на начальную строку «Ещё весны душистой нега…». Фет прибегает к одному из своих любимых образных выражений – “нега”

Картина уточняется некоторыми деталями, рисующими зиму: это снег, замороженный путь. Говоря о зиме, Фет вводит в стихотворение яркие весенние краски: «заря», «краснеет», «желтеет». Отрицая то, что весна уже наступила, он как бы приближает её приход, упоминая о том, что «солнце греет», что соловей поёт в смородинном кусте.

Это стихотворение как бы перекликается с тютчевским «Ещё земли печален вид…», написанным существенно раньше.
Образы природы в стихотворениях Фета разнообразны. Среди них есть устойчивые символы, например: утро, заря и весна. Много цветов (роза, ландыш, сирень) и деревьев (ива, берёза, дуб). Как уже говорилось, приход весны – один из любимых мотивов Фета. Весеннее обновление природы, расцвет жизни вызывает у поэта прилив сил, приподнятое настроение. В его стихах как персонажи предстают куст сирени, пушистая верба, душистый ландыш, просящий солнечных лучей, журавли, кричащие в степи- они прежде всего служат средством выражения лирического чувства. Мотив весны помогает поэту передать самое главное свое ощущение – радостное принятие окружающего мира, желание бежать «навстречу вешним дням». Чудесные строки о весеннем дожде, о полете бабочки, о пчелах, вползающих в душистые цветы, будят в душе каждого человека теплые чувства. Как весна согревает все живое, так и стихи Фета о весне ласкают слух, возвышают душу.
С мотивом весны в лирике Фета тесно связан образ зари. Заря отождествляет огонь солнца. В начале дня все краски природы прозрачны и чисты, лучи солнца освещают землю нежным светом. Таинственный мир сияет в отблесках зари, рождая волшебную силу вдохновения. Весна – источник трепетного восторга, она дает возможность сердцем прикоснуться к Прекрасному.
Обычным стало сочетание этих двух имен – Тютчева и Фета: одни сближают их, другие противопоставляют. Уступая Тютчеву в космической масштабности поэтического чувства, Фет в некоторых своих стихотворениях прикоснулся к вечным темам, непосредственно связанным с бытием человека. Фетовский человек находится в постоянном и разнообразном общении и разговоре с природой. В самых обыкновенных предметах Фет находит поэзию. У двух художников, естественно, разные результаты. Там, где у Тютчева одна-единственная картина, у Фета великое множество этюдов
Общее для Тютчева и Фета – философское осмысление единства человека и природы. Однако у Тютчева, особенно в ранней лирике, образы, связанные с природой, тяготеют к отвлечённости, обобщённости, условности. В отличие от Тютчева, у Фета они на уровне деталей более конкретны, нередко предметны. Это видно из тематической близости стихотворений, особенностей их построения, совпадения отдельных слов, особенностей образного ряда у обоих поэтов, символики деталей у Тютчева и их конкретности у Фета.
Итак, подытожим еще раз, какие признаки, или качества, природы выделяет Тютчев, создавая поэтический образ весны в своем творчестве. Краски интересуют его лишь в малой степени. Цветовые эпитеты немногословны и, как правило, неоригинальны. Они лишены у него обычно основной смысловой нагрузки. Зато большую роль у него обычно играют глаголы движения, передающие состояние объектов природы. На первый план выдвигаются слуховые и тактильные, осязательные признаки пейзажа. До Тютчева слуховые образы не играли подобной роли ни у одного из русских поэтов.
У Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения. Он очень дорожит мигом, стремится к фиксации изменений в природе и любит описывать точно определимое время суток. В его творчестве поэтический образ весны сопоставлен с переживаниями, психологическим настроем человека.
В лирике Фета, как и Тютчева, поэтический образ весны неотделим от человеческой личности, его мечтаний, стремлений и порывов.


Список использованной литературы:

1. Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. – М.: Наука, 1980.
2. Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева. – Саратов, Изд. Сарат. ун-та, 1969.
3. Лагунов А.И. Афанасий Фет. – Х.: Ранок; Веста, 2002.
4. Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.: Худож. лит., 1975.
5. Озеров Л. А.А. Фет (О мастерстве поэта). – М.: Знание, 1970.
6. Скатов Н.Н. Лирика А.А. Фета (истоки, метод, эволюция). – М., 1972.


Урок можно посвятить практической работе по сопоставительному анализу стихов Тютчева и Фета, выявлению общности и различий в их поэтической манере, подготовке к домашнему сочинению по лирике поэтов.
Вопросы и задания к стихотворению Тютчева «Еще земли печален вид...»
1. Сопоставьте ключевые образы первой и второй строф стихотворения. Как композиция текста помогает понять его смысл?
2. Какие приметы в природе говорят о приближающейся весне? Почему поэту, говоря о душе, важно сравнить ее именно с весенней природой?
3. Какие два мира изображены в стихотворении? Как они взаимосвязаны?
4. Какой символический смысл приобретают во второй строфе слова «сон», «спала» и выражения «тают глыбы снега», «блестит лазурь»?
5. Какой смысл придают второй строфе многочисленные вопросительные интонации?
6. Докажите, что Тютчев - мастер тонких звуковых и цветовых образов.
7. Чем, по Тютчеву, сходны пробуждение природы весной и пробуждение души от женской любви? Как драматизм восприятия мира преодолевается в стихотворении надеждой на весеннее возрождение природы и души?
8. Как в стихотворении проявился философский характер поэзии Тютчева?
Вопросы и задания к стихотворению Фета «Еще весны душистой нега...»
1. Какие чувства вызывает у поэта приближение весны? Докажите, что доминирующее чувство в стихотворении - напряжение.
2. Как помогает понять смысл стихотворения его композиция?
3. Почему поэту радостна «возрожденья весть живая»?
4. Какие изобразительно-выразительные средства языка являются в этом стихотворении ключевыми?
5. Как в этом стихотворении отразились черты импрессионизма поэтики Фета, его недосказанность, незавершенность поэтических образов?
6. Докажите, что стихотворение одновременно обладает строгой художественной структурой, внутренним равновесием и ощущением эскизности, нарочитой оборванности.
7. В чем динамичность и музыкальность художественных образов в стихотворении?
8. Как вписывается это стихотворение в фетовскую концепцию красоты и гармонии мира?
Вопросы и задания
для сопоставительного анализа
1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
2. Какие образы в стихотворениях можно считать образами-символами?
3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?
4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов в этих стихотворениях.
6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.
В результате этой работы у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета. В конце урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.