Денежная удача

Экологическая сказка «Все живое нуждается в воде. "Вода. Экологические сказки" Детские сказки про воду

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию авторскую экологическую сказку из цикла «Иринушкины сказки», которую можно использовать в качестве языкового материала на занятиях по экологии, ознакомлению с окружающим миром; для драматизации и для семейного чтения.

Публикация может быть полезна воспитателям ДОУ, учителям начальных классов; педагогам-экологам, творческим родителям.

Цель: формировать экологическую сознательность и культуру через знакомство с литературным произведением - сказкой.
Задачи: дать представление о круговороте воды в природе, познакомить с состояниями воды, видами осадков; знакомить с экологическими проблемами через конкретные наглядные образы; воспитывать сострадание к миру природы, ответственность за будущее планеты.

«Дождинка и Росинка»

Давным-давно это было. Планета в те времена была пуста и безлюдна. А ещё она была совершенно сухая и безжизненная.
Хорошо, что солнечный свет уже тогда существовал. Он заливал собой всё пространство и был ослепительно красивым.
И вот появилась на свете первая Капелька. Она была очень хорошенькая и смотрела на мир широко раскрытыми изумлёнными глазами. «Ой, какое голубое небо вокруг!», восхищённо воскликнула Капелька и полетела вниз, на Землю.
Но она не разбилась, упав на сухую поверхность планеты, а осталась лежать и удивляться происходящему.
Подняла Капелька глазки к небу и удивилась. К ней приближалось множество таких же капелек, как и она сама.
Это был самый первый Вселенский дождь.

Вскоре ручеек из капелек превратился в настоящую речку.
И глядя на сплошное голубое полотно, очень сложно было себе представить, что состоит оно из крошечных капель, таких же, как та самая первая Капелька на Земле.

Внезапно пригрело солнышко. Вдруг Капелька почувствовала какую-то лёгкость, невесомость.
«Что это со мной? Крыльев нет, но я лечу», - подумала Капелька, и она действительно взлетела в небо, потому что стала частицей пара.
Капелька попала в большую тучу.
Вокруг неё было множество подружек, таких же, как она – бывших капелек воды, которые тоже превратились в пар.
Там, высоко в небе, в огромной туче, было довольно холодно. И именно поэтому Капелька вновь стала сама собой – водяной частичкой, набрала вес и вместе с другими капельками стала падать на землю новым дождём! Так эта Капелька получила имя Дождинка.

Великое множество раз Дождинка совершала своё путешествие по кругу. И очень ей это нравилось! Но однажды, спустя много-много лет, случилось вот что.
Как обычно, Дождинка летела из тучи в речку.
Она привычно огляделась вокруг. Но что это?
Отчего все её подружки–дождинки, да и она сама, обрели подозрительный серовато - фиолетовый оттенок?

Конечно, Дождинка не могла знать, что рядом с её любимой речкой Человек – хозяин Планеты построил фабрику по производству спичек. В этот день на выхлопных трубах сломались фильтры, а новую защиту от вредных веществ владельцы фабрики ещё не установили.
Зловредный дым из труб направился прямо в атмосферу и попал в то самое облако, из которого летела Дождинка.
О ужас! В результате дождь, падающий на землю, оказался отравленным!
Надо Вам сказать, Уважаемый Читатель, что прямо под тем местом, где находилось зловещее облако, рос роскошный сад, садовником в котором был Гномик Сеня.
И именно в это раннее утро в саду у Сени расцвела прекрасная Роза.

Она раскрыла свои прелестные лепестки навстречу загадочному миру.
Но что же это?
Прямо на клумбу, на которой рос этот нежнейший цветок, пролились капли вредоносного кислотного дождя.
Розочка немедленно потеряла и свои краски, и аромат, хорошо ещё, что она не покрылась дырами от ожогов и не погибла вовсе.

«Что же делать?!» - в ужасе воскликнул Сеня. «Нужно срочно помощь Розочке!»

Он немедленно принёс к клумбе, где цвела пострадавшая Розочка, полное ведёрко золы, чтобы нейтрализовать почву, обезвредив кислоту.
Для земли – это, конечно, было спасение, но несчастная Роза, ей грозило быстрое увядание! Её нужно было немедленно исцелить живой водицей.
Гномик Сеня помчался к своей знакомой волшебнице – Розовой Феечке, которая жила по-соседству.

"Розовая Феечка, помоги мне! - взмолился Сеня - Я знаю, что ты давно дружишь с капелькой по имени Росинка. Может быть, она сумеет спасти мою больную Розу?!".
Росинка появлялась в саду только по утрам, всегда свежая и кристально чистая. Она и этим утром резвилась на полянке неподалёку от домика Розовой Феечки.
Феечка стала просить её о помощи:
-Милая Росинка! Случилось несчастье, и Розочка погибнет, если ты и твои сестрёнки не смоете с неё остатки вредного дождя!

Росинка позвала на подмогу всех своих сестёр-росинок, и вместе они дружно исправили вред, причинённый дождём, омыв собою каждый лепесток, листочек, и даже стебель Розы.
И стала садовая жительница ещё прекраснее прежнего!
А как радовались Гномик Сеня с Розовой Феечкой, вы и представить себе не можете!
Вот так две очень похожие капельки – Дождинка и Росинка, оказались такими разными… Но ведь Дождинка совсем не была виновата в том, что чуть не стала виновницей беды…
Прошло немало времени, прежде чем Дождинка, пройдя через почву и очистившись, снова попала в свою любимую речку, чтобы и дальше совершать новые интересные путешествия.
А Росинка и поныне живёт в саду, где цветёт и благоухает исцелённая ею Роза.

Вопросы по содержанию:
-О каких осадках идёт речь в сказке?
-Какие ещё виды осадков вам известны?
-Как путешествовала Дождинка?
-Виновата ли она в том, что чуть не стала причиной гибели Розы?
-Что такое кислотный дождь?
-О чём нас предостерегает эта сказка?
-Расскажите о правилах поведения в лесу, на водоёмах.
Фрагмент из книги
"Экологическое Воспитание Дошкольников"

Экологическое воспитание дошкольников

Вступление: Экологическое воспитание через добрые сказки и стихи

Главной задачей данной книги является формирование у дошкольников образа окружающего мира как собственного дома, общего для всех людей. Этот «ДОМ» нуждается в бережном отношении и заботе каждого человека на земле: и большого, и маленького.

Экологические сказки о Маленькой Капельке Воды, Березовом листочке и Зеленых Друзьях – комнатных растениях, добрые лирические стихи ненавязчиво воспитывают в детях любовь к окружающему миру, понимание добра и зла.

Кроме того, в каждую сказку добавлены элементарные знания о законах природы и окружающей среде. Поэтому они не только воспитывают, но и дают детям начальные знания об особенностях природных явлений, помогают осознать общую экологическую картину мира. Сказки в увлекательной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают осмыслить окружающий мир и взаимосвязь всего живого в нем.

Творческие задания и игры направлены на формирование у детей бережного отношения к природе, навыков экологически-нравственно поведения в природной среде. Многие творческие задания необходимо провести с детьми во время экскурсии, прогулки на природе с родителями или на даче. Именно наблюдения за явлениями природы и ее жителями, помогают детям почувствовать красоту родной земли и полюбить ее. Но, конечно, дети увидят не только красоту. Они неизбежно столкнутся с небрежным и пагубным отношением человека к природе. В этом случае и педагогам, и родителям очень важно научить детей размышлять и сопереживать, анализировать и понимать, к чему приводит такое отношение.

Многие творческие задания предлагают детям самим сочинить сказки о разных явлениях природы. Если ребенок сам придумывает сказку, он связывает себя с окружающим миром и учиться жить в нем по законам любви.

Добрые экологические сказки и лирические стихи о природе учат ребенка постигать окружающий мир не только умом, но и сердцем, а это самое главное для экологического воспитания человека.

Материал пособия предназначен для занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Сюжеты сказок можно использовать для ролевых игр и театрализованных представлений.

СЮЖЕТ СКАЗКИ
"Приключение Маленькой Капельки Воды"

Тематические установки:

  • Роль воды в жизни растений, людей и животных.
  • Что такое круговорот воды в природе?
  • Как люди должны относиться к воде?
  • Почему воду надо беречь?

Маленькая Капелька летит на землю

Маленькая Капелька Воды жила в большом пушистом облаке.

– Растите быстрее, детки, – говорило облако капелькам. – Всем жителям земли нужна вода. Самое важное дело для каждой капельки - напоить кого-нибудь.

Все капельки молча росли, только одна любопытная Маленькая Капелька Воды летала по облаку и спрашивала обо всем:

– А лесу нужны капельки?

– Да, конечно, деревья погибнут без воды,– отвечало облако.

– А полю нужны капельки?

– Трава без воды высохнет, – объясняло облако.

– Я крохотная, и не смогу напоить даже травинку, – расстроилась Маленькая Капелька.

– Капелек много, и всем хватит воды, – успокоило капельку облако и велело:

– Приготовьтесь, капельки. Внизу город и люди. Мы подарим им дождик.

– Ой, смотрите, люди прячутся от нас! – удивилась Маленькая Капелька.

– Люди почему-то боятся дождика и открывают зонтики, когда он идет, – грустно вздохнуло облако.

– А маленькие люди не прячутся, они прыгают и смеются, – заметила Маленькая Капелька.

– Это дети, они любят дождик, – улыбнулось облако и скомандовало:

– Капельки, летите вниз!

Тут же пошел дождик, и Маленькая Капелька полетела вместе со всеми вниз, на землю.

Она упала на асфальт посреди двора, прямо в лужицу.

– Спасибо, что помогла мне, Маленькая Капелька, – забулькала лужа. – Я чуть не высохла, но ты и твои сестрицы капельки снова наполнили меня.

– Я прилетела сюда, чтобы поиграть с детьми, – ответила Маленькая Капелька.

– Сейчас вечер, и дети ушли домой, – объяснила лужа. – Завтра днем ты их увидишь, если не испаришься и не улетишь снова на небо, – булькнула лужа.

– Я не хочу никуда улетать, – возразила Маленькая Капелька.

– Это от тебя не зависит. Если жаркий луч согреет тебя и превратит в пар, ты улетишь обратно на небо. Там ты снова будешь жить в облаке, пока не вырастешь, а потом опять прилетишь сюда, на землю. Так вода в природе совершает круг. Этот великий закон воды называется круговоротом, – объяснила лужа.

– Я не буду улетать обратно на небо, – упрямо повторила Маленькая Капелька.

Потом она опустилась на дно лужи и задремала.

Вопросы и задания к экологической сказке:

  • Откуда берется дождик?
  • Кто дождик любит, а кто, наоборот – нет?
  • Кому помогает дождик?
  • Любите ли вы дождик?
  • Может ли одна маленькая капелька напоить кого-нибудь?
  • Как вы думаете, сколько нужно капелек, чтобы напоить дерево?
  • Что произойдет с землей, если дождик исчезнет?
  • Расскажите, как происходит круговорот воды в природе.

Динамическая игра «Круговорот воды»

Начертите на полу круг, который будет обозначать облако. Все дети – капельки в облаке. Один человек ведущий, он играет роль облака.

Педагог читает стихотворение.

Стихотворение
ДОЖДИК

Дождь зеленый лес полил,
Все деревья напоил,
Кустики умыл, цветочки,
Все поля, луга и кочки.

И под каплями дождя
Улыбается земля.
Зеленеет, хорошеет,
Все на ней цветет и зреет.

Дождику подставь ладошки,
Пусть помоет их немножко,
С капельками подружись,
Поиграй и покружись.

Когда стихотворение заканчивается, педагог включает музыку, и ведущий командует: «Идет дождик». Все капельки разбегаются в разные стороны.

Когда музыка начинает затихать, ведущий командует: «Капельки домой». Капельки должны собраться назад в облако. Когда музыка останавливается, капельки тоже останавливаются. Тот, кто не успел вернуться в облако, садятся на стульчики и рассказывают, кого они напоили. Ведущий должен запомнить и перечислить всех о чем, рассказали дети. Затем игра повторяется с новым ведущим.

Рисунок «История капельки»

Понаблюдайте за каплей дождя на оконном стекле, на лепестке цветка, на листочке, на щеке и т.д. Нарисуйте и расскажите историю из жизни дождевой капли.

Раскраски из сказки о капельке дождя.

Унжаков Максим

Уже несколько лет мы с ребятами, обучающимися в объединении "Юный журналист", принимаем активное участие в Областном конкурсе "Экологическая сказка". Ребята пишут сказки, которые затрагивают различные экологические проблемы, пытаются их решать. Результат участия в конкурсе в 2011г. - 16 призовых мест (1 место) в разных номинациях (поучительная сказка, сказка в стихах и др.).

"Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле" (автор: Максим Унжаков, ученик 6 А класса МБОУ "Самусьский лицей" заняла 1 место в конкурсе "Экологическая сказка -2012 г." Эта первая победа (удачный дебют!) Максима в творческих конкурсах.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Томский институт повышения квалификации

работников образования

Областной конкурс творческих работ

«Экологическая сказка»

Сказка о воде, самом чудесном чуде

на Земле

Унжаков Максим Владимирович,

ученик 6 А класса

Руководитель:

Дунаевская Наталия Михайловна,

педагог дополнительного образования

Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Старший сын принес золото и серебро, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду. Стали над ним все смеяться, а он и говорит:

Вода - самое большое чудо на Земле. За глоток воды готов был отдать мне все свои драгоценности путник, которого я встретил. Он мучился от жажды. Напоил я его чистой водой и с собой еще в запас дал. Не нужны мне были его драгоценности, понял я, что вода дороже всякого богатства.

А в другой раз видел я засуху. Без дождя высыхало целое поле. Ожило оно лишь после того, как пошел дождь, наполнив его живительной влагой.

В третий раз пришлось мне помогать людям лесной пожар тушить. Много от него зверушек пострадало. Не останови мы пожар, могло бы и село целое сгореть, если бы он на него перебросился. Много нам воды понадобилось, но справились мы всем миром. На том и закончились мои поиски.

А теперь, я думаю, и вы все поняли, почему вода - чудо чудесное, ведь без нее не было бы ничего живого на Земле. И птицы, и звери, и рыбы, и люди ни дня без воды не проживут. А еще вода имеет силу волшебную: превращается и в лед, и в пар, - закончил младший сын свой рассказ и показал всему честному народу свойства воды чудесные.

Послушал царь младшего сына и объявил воду самым большим чудом на земле. Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.

И я там был и Указ сей в нашу школу передал. Теперь и нам его выполнять!

В долине между невысокими горами протекала небольшая речка. По её берегам росли тёмно-зелёные камыши, которые наклонялись к прозрачной воде и любовались своим в ней отражением. В некоторых местах по берегу реки был чистый песок, на поверхности которого частенько встречались ракушки и водоросли.

Речку любили все: к ней прилетали птицы, чтобы утолить жажду, приходили из дальнего леса животные, чтобы искупаться. Вода в реке была прозрачной-прозрачной, такой, что часто проходящий мимо реки путник мог увидеть в воде красивых рыбок. Любили речку и бабочки: они частенько летали над поверхностью воды, а потом улетали на соседнюю полянку, на которой их ждали цветы.

Однажды в долине, в которой протекала речка, поселились люди. Они приехали откуда-то издалека и сразу начали строить дома, распахивать поля для того, чтобы посадить новые растения. Речка удивилась: люди были такие странные существа! Они сновали повсюду в поисках хороших мест и пищи, изучали каждую травинку, каждый сантиметр земли, чтобы извлечь из всего, что их окружает, пользу. Река им понравилась тем, что в ней водилась хорошая рыба. Люди начали удить рыбу всеми возможными способами. Но это ещё не всё! Люди любили купаться в реке. В жару ребятишки из выстроенных на месте бывших роскошных полянок домов прибегали на речку и наводили много шума. Река была доброй и прохладной: она радовалась людям, любовалась их весёлыми розовощёкими детками, покорно терпела шум и крики.

Жили-жили люди на берегу реки, удили из неё рыбу, купались в её воде, брали из неё воду, стирали свои вещи, и однажды этого им стало мало. Решили люди не только брать из небольшой речки воду, но и сбрасывать в неё свои отходы. Люди посмотрели, как течение реки быстро смывает грязь и уносит её далеко-далеко. Им это понравилось. Они построили заводы, возвели животноводческие фермы, а отходы от своих производств начали сбрасывать в речку.

Речка загрустила. Она была рада помогать всем: и людям, и животным, и птицам, и бабочкам, но ей не хотелось превращаться в инструмент для переноса грязи и отбросов жизнедеятельности людей в другое место, да и отходы влияли на неё плохо. Вода в реке стала мутной: в ней больше невозможно было разглядеть радужных рыбок, да и сами рыбки куда-то исчезли. Стали покидать берега речки и животные, птицы, которые боялись купаться в грязной воде, источающей тлетворный запах. На берегах рек песок покрылся толстым слоем грязи и тины. Камыши исчезли: они отказались расти по берегам загрязнённой реки.

Вскоре в реке перестали купаться и люди. Они больше не плескались в её прохладных водах, не удили рыбу, а часто приезжали к ней, чтобы помыть свои автомобили. После этого на поверхности воды оставались небольшие круглые пятна, которые, как тонкая плёнка, покрывали поверхность реки, а в солнечных лучах переливались радугой.

Река погибала. Она плакала, стонала, но люди не слышали и старались не замечать её беды. Они продолжали загрязнять её воду, которой с каждым годом становилось всё меньше и меньше.

Спустя время река высохла. От неё остался лишь тонкий ручеёк, бегущий по долине. Напоминали о реке лишь ложбинки и ямочки, созданные когда-то её трудолюбивыми водами.

Исчезли из долины и люди: им неоткуда стало брать воду для питья и приготовления пищи. Они переселились в другое место, оставив после себя одни разрушения.