Приметы

Как оформить стажера, чтобы не было проблем с трудовыми и налоговыми инспекторами. Чем на самом деле занимаются стажеры в ABBYY Как заниматься развитием стажера

1. Для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и настоящей статьи. При поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, установление испытания на срок менее трех месяцев не допускается.

2. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания.

3. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. Порядок организации индивидуального обучения стажера, изучения его личных и деловых качеств и порядок оценки результатов индивидуального обучения стажера устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В период испытания со стажером заключается срочный трудовой договор, на стажера распространяется действие трудового законодательства, а также частей 1 - 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.

5. Не позднее чем за 14 дней до окончания срока испытания непосредственный руководитель (начальник) стажера подготавливает заключение в письменной форме о выполнении стажером служебных обязанностей в период испытания. Это заключение после ознакомления с ним стажера представляется уполномоченному руководителю на утверждение.

6. Заключение должно содержать одну из следующих рекомендаций:

1) о признании стажера выдержавшим испытание;

2) о признании стажера не выдержавшим испытание.

7. На основании заключения уполномоченный руководитель не позднее чем за три дня до окончания срока испытания принимает одно из следующих решений:

1) о заключении со стажером контракта;

2) о расторжении со стажером трудового договора в порядке, установленном трудовым законодательством.

8. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности стажера и другие периоды, когда он фактически не выполнял служебные обязанности. Увеличение срока испытания на период временной нетрудоспособности стажера, а также на время его отсутствия на службе по иным уважительным причинам оформляется приказом уполномоченного руководителя.

ABBYY уделяет большое внимание подготовке квалифицированных IT-специалистов и развитию их способностей. Мы считаем, что уже с первых курсов института очень важно привлекать ребят к решению реальных задач в областях OCR, машинного обучения, NLP и к участию в существующих проектах, потому что теория не возможна без практики. Поэтому мы приглашаем талантливых студентов МФТИ, МГУ, ВШЭ и других ВУЗов к нам на стажировки. Это может быть практика не только на лето, но на более длительное время. В любом случае у студента в ABBYY есть хорошая возможность проявить себя, поучаствовать в работе над реальными продуктами, получить новые знания, полезные навыки и присоединиться к нашей команде. Ребята всегда могут договориться со своими наставниками и совмещать практику с учебой. В этом посте мы расскажем, как проходят стажировки в ABBYY и чем на самом деле занимаются здесь студенты;)

Миша Егоров, стажер в Группе анализа изображений



- Мне 20 лет, учусь в МФТИ, на факультете инноваций и высоких технологий, на базовой кафедре ABBYY. Закончил третий курс. Наш куратор по кафедре Элла Трофимова предложила мне пройти несколько собеседований, чтобы прийти на стажировку в области обработки изображений. На них я решал задачи, были вопросы на логику и знание алгоритмов. После двух собеседований меня позвали в отдел анализа изображений заниматься задачей поиска текста на изображениях. Это моя первая стажировка в ИТ-компании. Мы договорились, что она продлится 6 месяцев.

- Как проходит твой день в ABBYY?
- Сейчас я работаю полный рабочий день, а с сентября буду учиться и меньше времени работать. Мы уже обговорили это. В новом семестре буду ездить три дня на занятия на кафедру ABBYY, которая находится прямо в офисе компании, и два дня на пары на факультет в Долгопрудный.

- Чем ты занимаешься?
- Я занимаюсь поиском текста на изображениях. Наша цель – увеличить качество продукта, не теряя скорости его работы. Для этого в ABBYY используют нейронные сети. Моя исследовательская задача состоит в поиске статей на text detection, а также в тестировании качества и скорости работы моделей нейросетей, которые описаны в статье. Помимо этой глобальной задачи есть еще более мелкие: например, портировать модель нейросети на мобильные устройства.

- Что из этих задач стало для тебя совсем новым?
- До этого я не так часто сталкивался с нейронными сетями. Из фреймворков для обучения сети я пользовался лишь одним, и поэтому в первое время тратил очень много времени на изучение новых библиотек. Еще столкнулся с огромным разнообразием форматов данных, которые используются в обучении моделей. Поэтому приходится иногда писать свои скрипты для конвертирования или искать готовые.

- Что тебе нравится в стажировке?
- Мне нравится, что стажировка тесно связана с моим обучением в институте. Я учусь в МФТИ на базовой кафедре ABBYY и прохожу стажировку в этой же компании, поэтому у меня есть возможность писать бакалаврскую дипломную работу на ту тему, которой я сейчас занимаюсь.


- Это Костя Гудков, разработчик Группы анализа изображений. Если я занимаюсь тестированием и поиском альтернативных моделей, то Костя занимается улучшением собственной модели для поиска текста на изображениях. Мы общаемся каждый день. Он мне советует, какие статьи почитать, на что обратить внимание. Если у меня возникают какие-то вопросы, я обращаюсь к нему, и он помогает.


- Да, потому что я здесь могу работать по специальности, которая связана с моим обучением в институте.

- Чем любишь заниматься в свободное время?
- Люблю вечерние пробежки на свежем воздухе под музыку. Смотрю курсы по машинному обучению.

Полина Комиссарова, стажер Группы разработки языков со сложной письменностью


- Расскажи о себе и о том, как ты узнала о стажировке?
- Мне 20 лет, я учусь в МГУ на механико-математическом факультете, закончила 3 курс. Про ABBYY я узнала еще в школе, когда к нам на летнюю практику приезжали представители компании и рассказывали о своей работе. В этом году я искала летнюю стажировку и вспомнила про ABBYY, зашла на сайт посмотреть, какие есть возможности, написала менеджеру образовательных проектов Элле Трофимовой и меня пригласили на собеседование. Там я решила три задачи по математике, программированию и лингвистике, затем мы их обсудили. После этого было еще одно собеседование с руководителем отдела, и по итогам меня позвали на стажировку.
В первые две недели стажировки читала книжки, смотрела курсы, разговаривала с моим наставником – руководителем Группы разработки языков со сложной письменностью Юрой Ватлиным. Дальше начала читать код, который уже есть в компании, уже больше понимала и больше делала сама.

- Чем ты занимаешься?
- Мне дали несколько задач-проектов. Первый проект, которым я занималась, был посвящен распознаванию иероглифов. В китайском и японском языке есть иероглифы, которые меняют свое значение в зависимости от размера. В ABBYY есть нейросети, которые умеют распознавать иероглифы. Мне нужно было модифицировать одну такую нейросеть, чтобы она смогла распознавать иероглифы на картинках без предварительного масштабирования, то есть не приводимых к определённому размеру.

Во втором проекте мы решали проблему распознавания стилей начертания иероглифов. В китайском и японском языке есть набор шрифтов, и с помощью методов машинного обучения нужно было научиться распознавать, к какому стилю относится начертание того или иного иероглифа.

Сейчас я занимаюсь третьим проектом. Суть его заключается в следующем. У нас есть предложения, составленные из иероглифов. Нам нужно распознать текст целиком и найти положение начала и концов отдельных иероглифов. Это поможет преодолеть проблемы с редактированием отсканированных документов в случаях, когда иероглифы могут немного накладываться друг на друга.

- Ты знаешь китайский язык?
- В средней школе изучала китайский язык, увлекалась этой страной и два раза ездила в Китай. Но потом мне пришлось выбирать: математика или иностранные языки. В старших классах я решила углублённо изучать математику, физику и программирование, поэтому китайский отошел на второй план. Ну а теперь появилась такая удивительная возможность совмещать эти области.

- Что в стажировке стало для тебя совсем новым?
- Абсолютно все, потому что я пришла как человек, который умеет программировать на С и C++, а в итоге программирую на Python, о котором до этого ничего не знала. В институте я немного изучала методы компьютерного зрения, но не в нейросетях, а просто алгоритмические методы обычного программирования. А сейчас я применяю совершенно новые для меня методики, и мне пришлось изучать их практически с нуля. Но это было чрезвычайно интересно, для меня открылся новый мир, и сразу появилась возможность применять новые знания на практике, видеть, как работают продукты, основанные на этих технологиях, как люди и компании используют их.

- Что было самым сложным?
- Сначала мне казалось, что будет трудно совмещать стажировку с учебой. Но если четко разделяешь время на работу и время на учебу, то не чувствуешь никакого напряжения. А еще дорога на работу занимает много времени, и сначала меня это немного напрягало. Но потом я поняла, что в это время я могу дистанционно работать, читать книжки и смотреть курсы. В дополнение в офисе есть огромное количество зон для работы и отдыха в неформальной обстановке: терраса с креслами и Wi-Fi, гамаки, настольный теннис и многое другое.

- Расскажи о своем наставнике: какова его роль в твоей стажировке?
- Юра Ватлин мне много помогал, объяснял, так как для меня это первая серьезная работа в индустрии. За что я больше всего ему благодарна, так это за то, что он меня научил искать информацию самостоятельно. Еще он интересуется каллиграфией и разными восточными культурами, языками, то есть подходит к своей работе не только с точки зрения программирования, но и с точки зрения той области, в которой он применяет программирование. Мне нравится такой, более цельный подход к задачам. И когда с ним разговариваешь, хочется расти в профессиональном плане.

- Тебе хотелось бы остаться тут работать?
- Очень хотела бы остаться здесь работать, потому что в компании чувствуется какой-то общий дух, причем это не связано с корпоративами или мероприятиями. Всех в ABBYY объединяет желание делать общее дело: развивать продукты компании и делать их еще лучше. Сотрудникам действительно нравится то, чем они занимаются. И мне тоже. Не вполне уверена, что мне удастся остаться тут работать на данный момент, но после учебы я с удовольствием рассмотрела бы эту возможность.

- Чем ты увлекаешься?
- В последнее время я увлеклась яхт-спортом в секции МГУ. Для меня это и драйв, и скорость, и немного страх, когда у тебя переворачивается яхта и ты потом ходишь весь в синяках. Вроде бы это неприятно, но когда выходишь на берег, то понимаешь: это было круто.

Азат Калмыков, стажер в Группе разработки мобильных приложений


- Расскажи немного о себе и о том, как ты узнал о стажировке?
- Мне 19 лет, учусь в ВШЭ на факультете компьютерных наук по программе «Прикладная математика и информатика». Перешел на второй курс. Куратор моей группы в институте, Соня Оронова, работает в ABBYY младшим менеджером проектов. Она рассказала о стажировке, и я решил подать документы на позицию стажера в Android-разработку. Я выполнил тестовое задание: нужно было сделать небольшое приложение, которое в нужном формате выводит вопросы со StackOverflow. Затем я прошел собеседование, и меня взяли.


- Занимаюсь портированием технологий ABBYY на платформу для интернета вещей Android Things. И под нее я пишу экспериментальное приложение, которое будет обрабатывать изображения с камеры промышленной платы (аналог Raspberry Pi), считывать попавший в кадр текст и переводить в удобный для пользователя формат с помощью технологий ABBYY. В идеале такой комплекс должен работать на производственной линии и управлять конвейером, если встретится определенный текстовый или штрих-код.

- Как проходит твой день?
- Прихожу в офис после 11. Занимаюсь работой и параллельно слушаю любимую музыку. В середине дня беру небольшой перерыв, отдыхаю, играю в настольный футбол. Стажировка идёт в летний период. Осенью начну учиться, и полный рабочий день точно не смогу работать, но, возможно, получится совмещать.

- Что здесь стало для тебя совсем новым?
- Я раньше не работал в ИТ-компании, поэтому все новое. Очень много удобств. Тут свободный график. Я могу прийти в любой одежде, вот я сейчас сижу в спортивных шортах и сандалях, и это комфортно.

- Что самое интересное в этой стажировке?
- До этого я занимался своими небольшими проектами, но не нашел им реального применения. Например, разработал бота, автоматически наполняющего контентом telegram-канал. Здесь же я работаю над технологиями, которые используются в реальных проектах, их можно кому-то продать. Например, можно перенести наш экспериментальный проект на промышленный дрон, и он с помощью технологий ABBYY сможет точнее ориентироваться по городу или сохранять в базу распознанные данные от номеров домов или вывесок. То, чем я занимаюсь, по сути, часть отрасли IoT. Это перспективная и интересная сфера, которая мне нравится.

- Что для тебя было не очень просто?
- Например, нужно было много читать англоязычную документацию. Не сказать, что это для меня что-то новое, но объём информации был очень большой и разбираться было непросто.


- Это руководитель группы приложений для мобильных платформ Игорь Акимов. Он курирует мою работу, подсказывает куда двигаться дальше, какими инструментами пользоваться, отвечает на мои вопросы, даже технические, что приятно.

- Тебе хотелось бы остаться тут работать?
- Я понимаю, что работа, которую делаю сейчас, явно будет отличаться от того, чем я буду заниматься, если устроюсь в ABBYY. Нужно будет больше узнать, какие текущие задачи есть у компании и смогу ли я эффективно совмещать работу с учебой и не потерять интерес.


- Играю на гитаре, катаюсь на велосипеде. Люблю читать книги и публицистику.

Саша Мамонтов, стажер в Группе разработки мобильных приложений


- Расскажи немного о себе и о том, как ты узнал о стажировке?
- Мне 19 лет, учусь в ВШЭ на бакалаврской программе «Программная инженерия», закончил 2 курс. Узнал о стажировке от одногруппника, который уже работает в мобильном подразделении ABBYY. Отправил резюме, решил тестовое задание, пришел на собеседование. Там мне дали задачи на понимание инструментов разработки платформы Android и языка программирования Kotlin. Моя стажировка будет длится до конца августа.

- Чем ты занимаешься в ABBYY?
- Это моя первая стажировка в ИТ-компании. Прихожу на работу около 11. В начале руководитель группы приложений для мобильных платформ Игорь Акимов предложил посмотреть новые наработки с Google I/O и подумать, как их можно применить в продуктах компании. Я сделал прототип, показал команде, и мы пришли к выводу, что у Slices и Actions есть полезные сценарии для внедрения, но нужна будет серьёзная доработка приложения. Потом изучал код мобильного приложения ABBYY TextGrabber, в котором пытаюсь улучшить результаты распознавания или пользовательский опыт. Например, увидел в коде, что у распознанных слов есть точные позиции на изображении, которые мы практически не используем. Показал Игорю, он сказал, классно давай попробуем выводить текст и его перевод прямо на изображении в нужных местах. Теперь приложение умеет точнее понимать, где находится, например, нужное блюдо из меню или часть вывески.

- Что для тебя стало совсем новым?
- До этого я не участвовал в больших проектах. В коде TextGrabber много зависимостей, и разобраться в них непросто. В институте у нас был курс по Android, занятия проводились раз в две недели в течение семестра. Здесь все намного серьезней, и есть и помощь от более опытных коллег.

- Что самое сложное в этой стажировке?
- В простых проектах, которые делал до этого всё было однозначнее. В больших приложениях сейчас сложно понять, куда ведут зависимости из одного класса в другой.

- Что тебе понравилось в ABBYY?
- В ABBYY приятный коллектив. Если что-то непонятно, всегда подхожу к ребятам, спрашиваю, они все покажут и расскажут. А еще мне понравилось почувствовать себя в разработке большого проекта. Мне было интересно попробовать что-то сделать своими руками. До этого я только курсовые писал.

- Расскажи о своем наставнике!
- Это руководитель группы приложений для мобильных платформ
Игорь Акимов. Он подходит и спрашивает, что и как. Проверяет, как получается работа. Сводит с нужными коллегами, например, дизайнером или аналитиком. Дает более расширенные задания, если предыдущий шаг оказался успешным.

- Тебе хотелось бы остаться работать в ABBYY?
- Да, если с расписанием в институте утрясется.

- Чем ты занимаешься в свободное время?
- Играю в компьютерные игры, мне нравится футбол, смотрю сериалы. Например, сейчас пересматриваю «Доктор Кто».

Хотите на стажировку в ABBYY? Задавайте любые вопросы и пишите нам

10 приёмов от руководителя пресс-службы компании «Информзащита» Алёны Подкорытовой.

В закладки

Так случилось, что за семь лет работы в маркетинге разных российских ИТ-компаний я поруководила в общей сложности аж двенадцатью стажерами. Не то чтобы я умоляла руководство выдать их мне вместо готовых специалистов. Cкорее, для большинства компаний это был надежный способ оптимизировать зарплатный фонд.

Стажёр - мажор

В подавляющем большинстве случаев в стажеры приходят те, кто могут себе позволить поработать за очень скромное вознаграждение. Это не означает, что они - дети богатых родителей, скорее, начинающие специалисты, которые точно живут не на стажерский оклад и имеют другие, как правило, связанные с родственниками, источники дохода.

И несмотря на то, что стажер до этого никогда (или почти никогда) не работал, это человек с определенным статусом для своего окружения. Был у меня случай, когда девушка-стажер, выпускница очень престижного вуза, на второй день работы сообщила: «Мне нужно проработать здесь как минимум три месяца, так как хочу накопить на оригинальную брендовую сумочку, для моей тусовки это важно».

На этом и другом примерах я убедилась, что у всех стажеров есть финансовая подушка безопасности, которая всегда оставляет им некие пути для отступления. А это совершенно точно накладывает отпечаток на поведение и ход мыслей: «Если что-то не понравится, я всегда могу уйти».

Конечно, получить конкретную работу и попасть в число специалистов для них важно, но не важнее их самих. Это нужно уяснить с самого начала. Отсюда вытекает первая, практически музыкальная, подсказка: «Есть стажер? Включай мажор».

Каким бы неопытным, сомневающимся или, наоборот, задиристым ни был стажер, первоначальный подход один - всегда нужно придерживаться позитивной тональности. Создайте положительную гамму эмоций. Никаких «принеси-подай» или «ну-ка, не отвлекай».

Стажёр и его команда

Убедить стажера, что он чуть ли не главный элемент вполне реальной команды, эдакий вожак-тимуровец, крайне важно на самых первых этапах. Большинство проблем с адаптацией в коллективе появляется из-за того, что их никто никогда не воспринимает всерьез.

Раз стажер потенциально может быстро покинуть компанию, так почему бы не взвалить на него самую черновую работу? А это прямой путь к тому, чтобы новобранец (который наверняка окажется представителем рожденного в конце 80-х и 90-х своенравного поколения Y) почувствовал себя лишь винтиком огромной системы и захандрил.

Важно убедить стажера, что он уже равноправная единица в команде и что он способен и может принимать пускай и крошечные, но решения. Здесь нужно быть мудрее и обязательно вслух проговаривать достижения стажера через призму результата. Сравните два предложения:

«Маша, позвони прямо сейчас в 10 разных компаний и узнай, сколько будет стоить производство двухминутного корпоративного видео?»

«Маша, твоя помощь мне очень необходима. Позвони, пожалуйста, в ближайшее время в 10 компаний и узнай, сколько будет стоить производство двухминутного корпоративного видео. И отметь потом в общей табличке, какие три компании понравились именно тебе и почему. Это очень поможет мне при финальном подборе хорошего подрядчика. Кстати, как считаешь, каким должен быть современный корпоративный ролик?»

Вот увидите, наличие хоть малюсенького, но всё же маневра для принятия решения очень вдохновит вашего подопечного.

А ты, мальчик, чей будешь?

Уясните сразу: ваш стажер - это ваш актив. И отдачу вы получите только тогда, когда будете знать о нем всё. Не поленитесь и заложите в своем рабочем графике время на диалог со стажером о его увлечениях, интересах, семье.

Однажды в обеденном перерыве я искренне поинтересовалась здоровьем прихворавшей мамы стажера, а уже послезавтра услышала замечательный рассказ о том, как эта самая мама прекратила пилить своего недавно выпорхнувшего из гнезда ребенка за опоздания к ужину.

Она похвалила его, а позже по телефону похвасталась подружкам, что ее чадо иногда задерживается на работе, потому что у него колоссальный прогресс и руководительница доверяет ему какие-то мощные дела, хотя работает он только второй месяц.

Крыша есть, пола - нет

Стажер с самого первого дня должен прочувствовать, что у него есть защита в лице вас. Так называемая «крыша». Это не означает, что вы должны выгораживать его перед другими сотрудниками департамента при очевидных упущениях.

Но важно, чтобы он знал, что вы выслушаете и его позицию, озвучите, в чем конкретно он не прав, и публично признаете его право на ошибку. А в идеале – вызовете желание никогда в этой конкретной задаче не ошибаться в будущем, чтобы не подвести вас.

И здесь абсолютно неважно, что вашим стажером может оказаться почти двухметровый лысый детина мужского пола, тогда как вы молодая женщина. Был у меня такой, и когда я его прихватывала с собой на встречи, партнеры думали, что это чуть ли не телохранитель. Ваш стажер – это ученик. И его пол, возраст и внешние данные никак не должны отражаться на распределении задач.

– Займи, пожалуйста. – Сколько? – Меня…

Стажеры - генераторы энергии: если не дать им выпустить ее наружу, то они либо перегорят, либо взорвутся. Поэтому так важно постоянно обеспечивать их задачами сверх нормы. Именно так они быстрее вырастут и раскроют свой потенциал.

Я допускала ошибку, когда боялась делегировать какие-то обязанности, переживая, что стажеры сделают ту или иную задачу хуже меня. Конечно, в итоге они делали их хуже. Но это абсолютно нормально, иначе я не была бы выбрана их наставником.

Рекомендую всегда иметь в запасе два-три интересных (и не очень важных на этот момент) задания, которыми можно закидать стажера, пока вы носитесь по совещаниям и не успеваете написать обратную связь по предыдущей выполненной задаче.

Можно смело доверять стажерам мелкие, но творческие поручения. Я называю их задачками-залипучками. Это задания, у которых нет универсального решения и над которыми даже вы можете зависнуть на неопределенное время. Подобрать необычную иллюстрацию для презентации спикера или социальных сетей, придумать несколько броских заголовков или слоганов и так далее. Придумайте то, что характерно для вашей профессиональной области.

Цель таких задач - показать, что работа есть всегда, она разноплановая, и что даже небольшая помощь крайне важна для вас. В идеале выстройте свой график таким образом, чтобы наставничество не отнимало у вас больше 15-20% рабочего времени, а разбор задач и ответы на вопросы определите на утренние часы. Конечно, тем самым вы не избежите почемукалок в течение дня, но тот факт, что для этого есть отведенный час, сведет попытки завалить лишними расспросами к минимуму.

Прошу фас на выход

Итак, если у вас уже получилось убедить стажера, что он важная часть команды, переходите к следующему этапу: натравите его на получение важной информации. На своем примере покажите, как можно непринужденно заводить беседу в офисных коридорах, представляйте его всем и обозначайте его как «наш новый сотрудник», хвалите при других.

В общем, сделайте всё, чтобы его адаптация прошла безболезненно. Это особенно важно для маркетологов и пиарщиков. Обладая свежим взглядом на происходящее и имея некую любознательность новичка, стажер может узнавать очень много полезного и приносить вам это на блюдечке.

Покажите стажеру, насколько важно выходить из кокона, за пределы своего кабинета, и общаться с другими коллегами. Чем быстрее вы покажете ему, что это не страшно и расчистите пути, тем эффективнее он начнет трудиться над общими проектами и самостоятельно договариваться с коллегами по отделу или из других подразделений. Если стажер попался стеснительный, подружите его или её с секретаршами. Уж кто-кто, а те всегда рады общению и всё знают.

Часики-то тикают

Не ругайте стажеров, если они выражают желание подзадержаться на работе. Не показывайте, что с них нет спросу, даже когда у вас горят важные проекты. Конечно, насильно ни в коем случае задерживать нельзя, но крайне важно создать такую атмосферу в коллективе, чтобы стажер понимал: он уже полноценная часть коллектива, и если все сидят над важным заданием или проектом, который вот-вот нужно сдать, то его присутствие и помощь тоже очень важны. Потому что в будущем, после попадания в штат, так и будет.

Я видела, как стажеры других моих коллег вставали и уходили именно тогда, когда команда остро нуждалась в паре дополнительных рук. Самое интересное, что все ребята были отличные, и если бы хоть кто-то остановил их фразой «Вы очень нужны», они бы с радостью остались. Быть нужным – это вообще важнейшая потребность любого человека. И если об этом своевременно вспоминать и делать на этом акцент, можно свернуть горы.

Кстати, именно сидение над сложными задачами наравне со старшими невероятно сплачивает отдел, повышает мотивацию «малышей» поскорей дорасти до старших, позволяет на деле ощутить свою значимость. Часть стажеров быстро покидает компанию, поэтому используйте время каждого новобранца по полной. Никакая жалость и сюсюканье тут совершенно неуместны. Взамен вы делитесь бесценным опытом. Ни в одном вузе этому не научат. Вбейте им эту мысль с первых дней.

Один хорошо, а два - лучше

Однажды надо мной нависла туча в виде четырех стажеров одновременно. У меня неделю дергался глаз из-за бесконечных «почему» и «как», но этот опыт научил следующему: энергию стажеров иногда нужно перенаправлять на других стажеров. В идеале берите в шефство сразу двух стажеров и взращивайте их по принципу детей-близнецов: когда оба равны, но если один чему-то научился раньше, то обучит другого.

Попробуйте сделать следующее. Пока один сосредоточенно над чем-то работает (аллилуйя!), объясните другому подробно, как делается та или иная задача. А затем попросите то же самое объяснить второму. И проделайте это несколько раз, меняя рассказчика и ученика ролями. Во-первых, так они смогут чуть-чуть самоутвердиться, показывая свои навыки. Во-вторых, на более привычном языке смогут разжевать друг другу ту или иную задачу. Вы можете даже тихонечко подслушать их диалог и сделать вывод, насколько ясно вы донесли информацию, поняли ли вас.

Безопасность данных знаний

При правильно расставленных акцентах (нет любимчиков, каждый делает хоть крошечный, но кусочек одной важной большой задачи и так далее) ваш стажер будет воспринимать вас как сенсея, наставника, учителя и гуру в одном лице. И у него не появится желание вас подсидеть и обойти по карьерной лестнице.

С этой точки зрения правильно воспитанный вами же профессионал не только не станет помехой в карьере, но и может оказаться мощным толчком для вашего роста. В то время как готовые специалисты со своими амбициями и опытом работы в нескольких компаниях могут захотеть занять ваше место. Правильно воспитанный стажер очень долгое время будет благодарен вам. Стажеры в этом плане - самый безопасный вклад в вашу карьеру.

А вас, стажёр, я попрошу остаться

Последнее и самое важное - никогда не теряйте с ними контактов. Иногда так выходит, что к вам под крылышко ненадолго приходил неопытный выпускник какого-нибудь хорошего вуза, который не сжился с темпом компании или решил учиться дальше (очень частая практика), а в будущем быстро вырос в другой организации. Поверьте, вы еще не раз встретитесь на рынке.

Я до сих пор диву даюсь, как «выстрелили» мои почемукалки и каких достигли высот. Еще вчера они не знали как работать c Outlook, а сегодня это начинающие предприниматели, сооснователи компаний и влиятельные блогеры. Вы непременно встретитесь на рынке, мир тесен. И если вы с самого начала поступали со стажерами по-человечески в самый уязвимый для их карьеры момент, то о вас будут помнить, а о вашей хорошей репутации упомянут везде, где только можно.

Проделывать всё вышеизложенное не имеет никакого смысла, если у вас нет цели вырастить из стажера толкового напарника и вы просто хотите, чтобы кто-то выполнял рутинные базовые задачи за недорого. Но если вы решите пойти по предложенному мной пути, уверена, результат превзойдет все ваши ожидания.

Стажер - это тот, кого на работе не очень любят. Потому что готовые кадры со страшной силой трудятся, а стажеры приходят, им все надо показывать, рассказывать и главное - обучать. В общем, к обычным обязанностям добавляется еще одна головная боль - стажер.

Значение

Но на самом деле не все всегда так мрачно. Иногда стажеров ждут как воздуха, потому что они необходимы. Например, на предприятии дефицит кадров. О подобной проблеме вам много могут рассказать различные конторы, у которых есть колл-центр. В последнем всегда такая текучка, что стажеры - это для них не наказание, а избавление. Хотя, возможно, не все так плохо. Но такая работа в принципе не предполагает долгой занятости на одном месте, кроме тех сотрудников, которым деваться некуда. Итак, мы поняли, что стажера и как человека, и как явление можно оценить по-разному. Но его восприятие зависит от штатной ситуации и предприятия.

Иными словами, мы готовы к тому, чтобы узнать значение слова «стажер»: «Лицо, которое проходит стаж». Причем существительное «стаж» взято во втором значении, посмотрим же его: «Срок, в течение которого вновь поступившие работают для приобретения опыта в своей специальности, а также для общей оценки стажирующегося». Кстати, кажется, что сейчас почти так не говорят. Существительное «стажер» используется, а от «стажа» в ходу осталось одно значение - первое: «Продолжительность деятельности в какой-нибудь области». Сейчас, как правило, говорят об испытательном сроке и редко себя называют стажерами. Ладно, оставим это.

Предложения

Любое слово, даже при наличии значения, лучше всего усваивать на примерах. Сочиним же характерные предложения:

  • Да, стажеры - это интересно. Они ничего не умеют, зато у них глаза горят им все в новинку, все любопытно.
  • Я знаю, что вам не нравятся стажеры. Но у нас, как всегда, дефицит кадров, поэтому, хотите вы того или нет, а учите молодую поросль как следует, иначе у вас смены не будет, причем не в долгоиграющей перспективе, а в самой ближайшей: будете работать без выходных.
  • Стажеры - это единственный способ обновить коллектив и привлечь к работе новые кадры.

Как видно, вопрос о новичках на любом предприятии - это проблема сложная и трудная. К ней просто так не подступиться, поэтому отставим ее в сторону, а сами займемся заменами к объекту исследования.

Синонимы

Бывают разные случаи. Иногда слово иностранное и синонимы помогают его лучше понять, связав с уже знакомыми. Иногда существительные или прилагательные устарели. Но даже когда нет никаких трудностей такого плана, неплохо было бы узнать, какие есть побратимы у объекта исследования. Итак, список:

  • практикант;
  • сотрудник на испытательном сроке.

Да, на этот раз с синонимами не очень. Потому что стажер - это ведь почти термин. А у последних с заменами туго. Практикант, которого нам предлагает словарь, не может в полной мере заменить объект исследования, потому что практиканты, как правило, работают бесплатно. Со стажерами тоже такое случается, но это только в случае недобросовестности работодателя. Любой труд должен был оплачен. Единственный ресурс, который невосполним, - это время. Поэтому у нас все так строго.

Проблема смены поколений

Конечно, в идеале было бы неплохо, если бы человек, выходя из вуза, уже имел в послужном списке опыта лет пять или десять, но это невозможно даже математически. Поэтому значение стажера как явления или фигуры можно понять только тогда, когда наступит время смены поколений. Ведь жизнь идет вперед, и все равно кто-то уходит на пенсию. Если никого не принимать в коллектив, никого не обучать и вообще не думать о будущем, то в итоге можно наткнуться на кризис кадров. А эта проблема не может быть решена экстренно. Молодых нужно подготовить, а потом уже без боязни передать им бразды правления. Но в России многое, к сожалению, пущено на самотек. Что поделать, русская традиция.

Стажеры. Они же интерны. Они же практиканты. Они же соискатели. Это как разновидность кухонной посуды для кипячения воды с целью приготовления горячих напитков. Путанное понятие, размытая категория работников. Мысли и мотивация тех, кто только собирается пустить в свою компанию стажеров, обычно не менее размыты и оформлены, чем профессиональные навыки и умения последних. Поскольку лето — это, во-первых, пик всевозможных практик, во-вторых, пик миграции персонала, в-третьих, период, когда на рынок труда выпускается очередная партия людей с каким-то образованием, самое время поговорить о летних стажировках как о способе рекрутинга персонала, формирования кадрового резерва и удовлетворения потребностей компании в рабочей силе.

Для начала следует разобраться в понятиях. Стажировка в самом общем смысле — это приобретение опыта на производстве, но такое понимание приводит к тому, что под ней понимаются вещи, которые в строгом смысле стажировкой не являются. Обратившись к федеральному законодательству, мы обнаружим несколько определений понятия «стажировка».

Стажировка на рабочем месте (абз. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ) — обязательный этап обучения работника безопасным приемам труда в рамках первичного инструктажа, проходящий под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением, решением) по цеху (участку, кооперативу и т.п.) после первичного инструктажа по технике безопасности в течение 2 — 14 смен <1>.

———————————

<1> Пункт 7.2.4 ГОСТа 12.0.004-90 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 N 2797). М.: Издательство стандартов, 2001.

«Стажировка является одним из видов дополнительного профессионального образования специалистов и осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности» <2>.

———————————

<2> Письмо Госкомвуза России от 15.03.1996 N 18-34-44ин/18-10 «Об организации и проведении стажировки специалистов» (вместе с Рекомендациями по организации и проведению стажировки специалистов) // Не опубликовано.

Стажировка — учебный сбор в рамках военной подготовки граждан на военных факультетах и кафедрах государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования <3>.

———————————

<3> Пункт 19 Постановления Правительства РФ от 06.03.2008 N 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // Российская газета. N 56. 15.03.2008.

Стажировка как необходимый в определенных условиях (для удовлетворения условий о стаже работы) этап получения специального статуса адвоката, нотариуса или арбитражного управляющего.

Сходно до смешения (так, скажем, поступает ЦИК РФ, регламентируя и порядок прохождения практики, и порядок прохождения стажировки в своих стенах для студентов, аспирантов и докторантов <4>) с понятием «стажировка» понятие «практика» — «вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью». «Практика… является составной частью основной образовательной программы… Цели и объемы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами» <5>. То есть, как мы видим, практика в отличие от стажировки — обязательная часть образовательной программы, кроме того, стажировка характерна для профессиональной подготовки, а практика — для получения среднего профессионального, высшего или послевузовского образования. Ключевое же различие между стажировкой и практикой состоит в том, что стажер получает плату за свой труд и пользуется в полном объеме гарантиями в рамках трудовых отношений, в то время как практикант в большей степени подчиняется правилам законодательства об образовании.

———————————