Приметы

Кто такой пророк исайя. Православие

Йешая (ישעיהו, рус.: Исайя ) - величайший пророк периода Первого Храма , духовный глава народа Йеуды.

Родился обрезанным, без крайней плоти, так же, как праотец Яаков , пророк Моше и некоторые другие праведники (Шохер тов 9:7 ).

Его отец - пророк Амоц - был братом царя Йеуды Амации, сына Йоаша. А воцарившийся в 3115 году /645 г.до н.э./ Узияу, сын Амации, являлся ему, соответственно, двоюродным братом (Мегила 15а; Ялкут Шимони; Седер адорот ).

Йешая призывает к раскаянию (тшуве)

Обращаясь к сынам Израиля, Йешая попытался пробудить их к раскаянию и тем самым предотвратить надвигающуюся беду. Его пророческое обращение начиналось полными трагизма словами: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, ведь говорит Б-г: Сыновей взрастил Я и возвеличил, а они восстали против Меня. Вол знает своего хозяина и осел - стойло своего господина, а Израиль Меня не желает знать, Мой народ не задумывается» (там же 1:2-3, Раши ).

Оценивая духовное состояние своего народа, пророк с горечью говорит: сыны Израиля «прибегают к ворожбе (т.е. к различным видам оккультизма), как филистимляне, и довольствуются чужими детьми (т.е. берут в жены женщин из чужих народов, а те рожают им детей, которые уже не евреи)» (2:6, Раши и Мальбим ).

И даже когда евреи «служили» Творцу, принося Ему жертвы, молясь и устраивая посты, эти действия были лишены духовного содержания, став пустой формальностью. «Народ этот чтил Меня устами своими и губами своими, а сердце свое отдалил от Меня, - передавал пророк горькие упреки Творца. - Их трепет передо Мной стал затверженной заповедью» (29:13 ).

Это было не то служение, которое спасает и искупает. «Ваши жертвы в новомесячье и ваши празднества, - обращался пророк к евреям от имени Б-га, - стали ненавистны Моей душе. Они стали для Меня обузой, устал Я терпеть их. …И сколько бы вы не молились, Я не услышу, [потому что] ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь, …перестаньте творить зло. …Поддержите угнетенного, позаботьтесь о сироте, вступитесь за вдову!» (1:14-17 ).

Евреи обиженно спрашивали Всевышнего: «Почему постились мы, а Ты не видишь?» Но ответ, переданный через Йешаю, таков: «Разве это пост, который Я избрал? …Оковы злости разбейте, …отпустите угнетенных на свободу, и всякое ярмо сорвите! Не в том ли он (т.е. желанный Творцу пост), чтобы ты поделился хлебом с голодным и стонущих нищих ввел в свой дом?! …Тогда воззовешь - и Б-г ответит, возопишь - и Он скажет: “Вот Я” (58:3-9 )».

И поскольку сам народ был не в состоянии раскаяться и исправить свои поступки, его преступления должны были быть искуплены изгнанием. «Пойдет Мой народ в изгнание из-за неразумия» (5:13 ), - предсказывал Йешая.

Такое наказание было необходимо самому народу Израиля, ведь «если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, будет поступать несправедливо и не постигнет величия Б-га» (26:10 ).

Из пророчества Йешаи следовало, что Всевышний призовет в качестве орудия Своего гнева царя Ассирии: «О, Ассирия, жезл Моего гнева! …На народ нечестивый Я посылаю его…» (10:5-6 ). Первыми падут десять северных колен, а затем ассирийцы подступят к Иерусалиму (см. (см. 7:8, 7:17, 8:4, 10:11 ).

Но Йешаю постигла та же судьба, что и его великих предшественников Ошею и Амоса: народ не желал прислушиваться к их пророчествам. «Это народ мятежный», - сетовал Йешая, - сыновья лживые, сыновья, которые не хотят слушать Тору Б-га. Они говорят провидцам: «Не зрите!», а прорицателям: «Не прорицайте нам правду! Говорите нам что-нибудь лестное, предсказывайте что-то забавное! Сойдите с нашей дороги, уклонитесь с пути, устраните от нас Святого Б-га Израиля!» (30:9-11 )».

С горькой иронией Йешая сформулировал символ веры своих современников: «Так говорили вы: Мы вступили в союз со смертью и с преисподней заключили договор. Когда бич стремительно пронесется, нас он не настигнет, ибо обман мы сделали своим убежищем и спрятались во лжи» (28:15). «Горе вам, называющим зло добром и добро злом, считающим тьму светом, а свет тьмой, - говорит пророк. - Горе вам, мудрым в своих глазах и разумным со своей точки зрения!» (5:20-21 ).

Пророчества начинают сбываться

В 3183 году /577 г. до н.э./ на трон Йеуды взошел двадцатилетний Ахаз, сын Йотама.

При новом царе народ еще глубже увяз в идолопоклонстве и других преступлениях (II Мелахим; Седер адорот ).

Но все-таки «у Ахаза был стыд перед Йешаей» (Ялкут Шимони, Йешая 7, 409 ), и пророк передавал ему пророческие послания, получаемые от Б-га.

В 3187 году /573 г. до н.э./ грозные предсказания Йешаи начали сбываться: ассирийский царь Тиглат-Паласар захватил надел колена Нафтали , а затем изгнал три колена Израиля, жившие на восточном берегу Иордана (II Мелахим; Седер адорот ).

И, тем не менее, царь Йеуды Ахаз, вопреки предостережениям Йешаи, призвал Тиглат-Паласара себе на помощь в войне против арамейцев и заплатил ему за услугу сокровищами Иерусалимского Храма (II Мелахим ).

В 3199 году /561 г. до н.э./ после смерти Ахаза на трон взошёл его сын Хизкияу (Хизкия) .

Этот праведный царь сумел возвратить народ Йеуды к Торе (II Мелахим; Седер адорот ). Йешая изучал Тору вместе с царем (Шохер тов 22:2, Оцар Ишей аТанах ).

В 3205 году /555 г. до н.э./ сбылось пророчество Йешая о десяти коленах : ассирийцы захватили северное царство Израиль и изгнали большинство его обитателей (II Мелахим 17:1-23, 18:9-12; Седер олам раба 22; Седер адорот ).

А в 3211 году /549 г. до н.э./ ассирийцы, возглавляемые евреем-изменником Равшакеем, подошли к стенам Иерусалима. Но Йешая успокоил царя Хизкию: ему не следует бояться ассирийцев, так как их предводителю придется снять осаду.

И действительно, Равшакей узнал о том, что против ассирийцев выступил царь Куша, и повернул свое войско навстречу новой опасности (II Мелахим, Раши; Йешая 37:1-9; Седер адорот ).

Но в 3213 году /547 г. до н.э./ огромное ассирийское войско под предводительством царя Санхерива вновь осадило Иерусалим. Казалось, что дни святого города сочтены, и его постигнет судьба разрушенного Шомрона [столицы северного израильского царства].

Однако Йешая уверенно предсказал: «Так сказал Б-г о царе Ассирии: Не войдет он в этот город. …Той же дорогою, которой он пришел, возвратится, а в город не войдет» (II Мелахим; Седер адорот ).

Молитва царя Хизкияу

В дни, когда войско Санхерива стояло у ворот Иерусалима, смертельно заболел царь Хизкия. И Йешая прямо предупредил его: «Так сказал Б-г: Сделай завещание своему дому, ибо ты умрешь и не выживешь».

На вопрос царя «За что мне это?!» Йешая ответил: «За то, что ты не выполнял заповедь “Плодитесь и размножайтесь”». А когда царь признался: «Мне было открыто в прозрении, что от меня произойдет нечестивый сын», пророк возразил: «Что тебе до секретов Творца?! Ты должен был делать то, что заповедано тебе, а Творец сделал бы то, что Ему угодно».

И тогда царь Хизкия попросил: «Дай мне в жены твою дочь. Может быть, благодаря моим и твоим заслугам у меня родится достойный сын!» «Поздно. Тебе уже вынесен приговор», - возразил пророк.

А царь сказал: «Сын Амоца! Прерви свои предсказания и уходи! Мой пращур Давид учил, что, даже если острие меча уже приставлено к горлу, не следует прекращать молиться о милосердии» (Брахот, 10а ).

И молитва царя была услышана. Пророк еще не покинул внутреннего двора царского дома, как Творец повелел ему: «Вернись и скажи Хизкии: Я услышал твою молитву. …Вот, Я исцеляю тебя - на третий день ты войдешь в Дом Б-га. И прибавлю Я к дням твоей жизни пятнадцать лет, и спасу Я тебя и этот город от руки царя Ассирии. Я буду защищать этот город» (II Мелахим 20:4-6 ).

На третий день царь выздоровел - и в ту же ночь в стане ассирийцев началась губительная эпидемия, скосившая 185 тысяч воинов. Санхерив с небольшой кучкой уцелевших приспешников бежал в свою столицу Ниневию (там же 19:35-36; Седер олам раба 23 ).

Вскоре после выздоровления царь взял в жены дочь Йешаи. А в 3216 году /544 г. до н.э./ у пророка родился внук - наследник престола Менаше (Седер адорот ).

И хотя, как казалось, Йеудея была избавлена от опасности, в эти дни Йешая предсказал царю Хизкии, что некоторое время спустя страна будет покорена новой сверхдержавой - Вавилоном, и потомки Хизкии вместе со своим народом будут изгнаны со своей земли (II Мелахим 20:16:18 ).

Пророчества о народах мира

Вместе с тем, Йешая предсказал судьбу всех окружающих Израиль племен: филистимлян, моавитян, арамейцев, эфиопов, египтян и финикийцев (см. (гл. 14-19, 23 ). Все эти народы ожидало истребление и исчезновение с арены истории. А поскольку большинство из этих народов Творец использовал для наказания Израиля, пророк говорит по поводу одного из них, подразумевая и все другие: «Вот участь грабителей наших и жребий разорителей наших» (там же 17:14 ).

Но особенно много пророчеств Йешаи посвящено судьбе Вавилона, который будет уничтожен полчищами персов и мидийцев: «Вавилон, краса царств, …будет как Сдом и Амора, уничтоженные Б-гом. Никогда не будет он заселен, …и араб не раскинет там своего шатра, …и станут жить там звери пустыни, …и будут шакалы выть во дворцах его» (13:17-22 ). «Я восстану на них, - говорит Б-г Воинств, - и уничтожу имя Вавилона и остаток его, и сына, и внука. …И сделаю Я его …стоячими болотами, и смету его метлою уничтожения, - говорит Б-г Воинств» (14:22-23 ).

Это было предсказано еще за два века до того, как Вавилон сменил Ассирию в качестве мировой державы и покорил Иудею.

В ту эпоху сыны Израиля станут “светом для народов” (Йешая 42:6 ), и под их влиянием многие народы земли вернутся к Творцу. “И будет, в конце дней, - говорит пророк, - утвердится гора Дома Б-га как вершина всех гор, …и пойдут многие народы и скажут: “Давайте взойдем на гору Б-га, в Дом Б-га Яакова, чтобы Он научил нам Своим путям и чтобы мы пошли по Его дорогам” - ведь из Сиона выйдет Тора, а слово Б-га - из Иерусалима” (там же 2:2-3 ). И тогда “земля наполнится знанием Б-га, как море полно водой” (11:9 ).

И поскольку не будет причины для военных конфликтов, установится прочный мир: “И перекуют они свои мечи на плуги и свои копья на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут больше учиться воевать” (2:4, Радак ).

Иноземцы, которые на протяжении всей истории преследовали народ Израиля, станут помогать евреям выполнять их жизненное предназначение: “И придут иноземцы и пасти будут ваших овец, и чужеземцы будут вашими земледельцами и вашими виноградарями, а вы будете названы священниками Г-спода, служителями нашего Б-га станут вас называть” (61:5-6 ).

Эта гармония распространится даже на мир природы. “И волк будет жить вместе с ягненком, - предсказывает пророк, - …и пастись будет корова с медведем, …и лев будет есть солому, как вол, и будет играть грудной младенец над норой кобры” (11:6-8 ) - прежде хищные и ядовитые звери “не будут причинять зла” (65:25 ).

Есть комментаторы, объясняющие, что в эпоху Машиаха изменится естество хищных животных, которые вернутся к своему исходному состоянию, ведь при сотворении мира не было хищных или ядовитых зверей. А есть объясняющие, что “волк”, “медведь” или “вол” - это лишь аллегории, указывающие на народы, которые прежде враждовали друг с другом, а в эпоху Машиаха перейдут к сотрудничеству и взаимопомощи (см. Радак, Йешая 11:6 ).

Йешая подчеркивал, что все события земной истории издавна предопределены Б-гом. Более того, Творец сообщил о них всему человечеству через своих пророков. Но, когда эти события воплощаются в реальность, они происходят как бы внезапно и неожиданно, как это было, например, с предсказанной гибелью войска Санхерива под стенами Иерусалима. “Прежнее задолго объявлял Я, и из уст Моих оно выходило, - передает Йешая слова Творца, - …а [затем] Я совершал внезапно, и оно сбывалось” (48:3, Радак ).

Последние дни

Большинство утешительных предсказаний Йешаи о будущем было сделано в последний год правления царя Хизкии. Царь Хизкия сам начал работу по собиранию пророчеств Йешаи в единую книгу. А после смерти царя, последовавшей в 3228 году /532 г. до н.э./, эту работу завершили близкие к нему мудрецы (Бава батра,15а, Раши ).

После смерти Хизкии воцарился его двенадцатилетний сын Менаше - внук Йешаи. Как и предвидел Хизкия, юноша вырос нечестивцем: он возобновил служение Баалю и другим божествам окружающих народов, а затем и повелел внести идола в Храм (II Мелахим; II Диврей аямим; Дварим раба 2:20 ).

Узнав об этом, Йешая сразу же предсказал, что Храм будет разрушен вавилонским царем Невухаднецаром.

В ответ царь Менаше в гневе приказал схватить пророка (Псикта рабати 4 ).

По приказу царя Йешая был убит. Ему было тогда сто двадцать лет.

Погребен в селении Барам, в Северной Галилее (Седер адорот ).


Римско-католической церкви
восточнокатолических церквях
православных церквях
лютеранстве
исламе
Армянской апостольской церкви

Книга пророка Йешаяhу (Исайи) - часть Библии , написанная пророком Йешаяhу. В канонической Библии эта книга находится под номером 23.

Книга охватывает время: ок. 778 - после 732 гг. до н. э. (правление царей Озии и Кира) в связи с чем её написание датируют периодом после 732 г. до н.э.

В пещерах Иудейской пустыни были обнаружены полная рукопись (1 в. до н. э.) книги Исайи и рукопись (2 в. до н. э.), содержащая последнюю треть книги. Эти рукописи хранятся в Храме книги Израильского музея в Иерусалиме .

Биография пророка Йешаяhу

Согласно еврейской традиции, жизнь Исаии мученически закончилась в период царствования царя иудейского Манассии , известного своими беззакониями и гонениями на пророков .

Содержание и основные идеи книги

Рафаель, "Йешаяhу"

Религиозная традиция рассматривает книгу Исайя как собрание пророчеств и проповедей одного автора, хотя некоторые библейские комментаторы, как Аврахам Ибн Эзра (12 в.) и Ицхак Абраванель (15 в.), сомневались в правильности такой точки зрения. В современной библеистике принято делить книгу на "Перво-Исайя" (гл. 1-39, "обличения") и "Второ-Исайя" (Девтероисайа) (гл. 40-66, "утешения"); некоторые делят и "Второ-Исайю" на две части.

Исайя развивает и углубляет основную идею пророка Амоса о примате морали над культом. Будущее народа Израиля зависит от его способности осуществить на практике идеалы справедливости и правосудия, ибо нравственность угоднее Богу, чем формальное отправление культа и обильные жертвы: «К чему Мне множество жертв ваших? - говорит Господь. - Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота... перестаньте делать зло, научитесь делать добро; ищите правды: спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову» (Ис. 1:11, 16–17). Под этим углом зрения Исайя бичует судей, царедворцев и сильных мира сего, богачей, эксплуатирующих бедняка, обличает их алчность, развращенность и цинизм и предрекает им неотвратимую кару - их города будут разрушены, дома заброшены и земли опустошены (Ис. 5:8–30). Господь не оставит даже десятой части погрязшего в грехе народа Израиля, те же, кто останутся, раскаются и обратятся к Богу и станут стволом древа, от которого произрастет возрожденный народ и откуда начнется предначертанное Богом переустройство мира.

Актуальность книги Исайи

«Исайя». Рисунок Э. М. Лилиена. Еврейская энциклопедия (1901–1912)

Деятельность Исайи проходила в годы падения северного Израильского царства и изгнания его населения в глубинные провинции Ассирийской империи. Этот удар Исайя рассматривает как наказание, ниспосланное Богом на Его народ за грехи. Исайя видит в Ассирии не более чем орудие, с помощью которого Господь осуществляет Свой промысел: «О, Ашшур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование!» (Ис. 10:5). Опасаясь, что судьба Северного царства может постичь и Иудею, Исайя предостерегает царя Хизкияху и его царедворцев (сам Исайя принадлежал к дворцовой аристократии) от военных авантюр, которые могут повлечь за собой гнев грозной империи, поглощающей одну за другой соседние страны и изгоняющей целые народы с их родины. Исайя призывает к смирению перед Ассирией и противится присоединению к антиассирийской коалиции во главе с Египтом (Ис. 18–19).

Однако, когда в 701 г. до н. э. ассирийские силы под предводительством Санхерива разгромили египетские войска, вторглись в Иудею и, разорив страну, осадили Иерусалим, Исайя призвал царя не сдавать город врагу. Пророчество, данное Исайей в ответ на запрос царя, является одним из блестящих образцов пророческой литературы. «Вот слово, которое Господь изрек о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона, покачает вслед тебе головою дочь Иерусалима... За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой и возвращу тебя назад тою же дорогой, которою ты пришел... Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдет он в этот город, и не бросит туда стрелы, и не насыплет против него вала... Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего» (Ис. 37:22, 29, 33, 35). Согласно библейскому рассказу, пророчество Исайи сбылось (II Ц. 19:35–36). Видимо, эпидемия разразилась в стане осаждавших, и те покинули страну. Неожиданное снятие осады и возвращение Санхерива в Ассирию засвидетельствовано также и в ассирийских источниках. В величественных словах Исайи о непобедимости Иерусалима отражена вера всех пророков Иудейского царства: Бог заключил с Давидом завет, по которому династия Давида будет вечно править народом Израиля в вечной столице - Иерусалиме, единственной обители Самого Бога.

Однако Исайя - первый пророк, у которого эта идея становится эсхатологическим видением, перерастающим национальные рамки и ставшим парадигмой мессианства . Исайя рисует картину идеального еврейского царства, во главе которого будет стоять потомок Давида: «И почиет на нем дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия... Тогда волк будет жить вместе с ягненком и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе; и малое дитя будет водить их... ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:2, 6, 9). Это идеальное царство добра и справедливости, реализующихся под эгидой Бога Израиля, который есть Бог Вселенной, осуществится в «конце дней», то есть как результат исторического процесса, в ходе которого все народы должны уверовать в единого Бога и, как следствие, должен наступить всеобщий мир. Исайя впервые в истории выдвинул идею всеобщего мира - этическое достижение, которое может быть по достоинству оценено лишь на фоне современных Исайе идеалов военного могущества и грубой силы обширных империй. «И будет в последствии дней: утвердится гора дома Господня во главе гор и возвысится над холмами; и потекут к ней все народы, и скажут: придите и войдем на гору Господню, в дом Бога Иакова, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить народы и обличит многие племена; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои на серпы, не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:2–4). Таким образом, смысл и цель истории - претворение в жизнь слова Божьего и Его заповедей во всемирном масштабе. По сей день это видение Исайи служит идеалом человечества.

Пророчества Исайи о несокрушимости вечной столицы Израиля, Иерусалима, воодушевляли бойцов Армии обороны Израиля во время нависшей над Иерусалимом опасности в Войну за независимость , когда армии шести арабских стран вторглись в пределы возрожденного еврейского государства.

Второисайя

Второисайя является, прежде всего, пророком избавления. Главы 40 книги Исайя, открывающая цикл пророчеств Второисайи, начинается стихами, предвещающими возвращение иудейских изгнанников из пленения вавилонского. «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш. Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему... что прощена вина его, ибо принял он от руки Господа вдвое за все грехи свои» (Ис. 40:1–2). Такими пророчествами-утешениями изобилуют главы Второисайи, который, очевидно, был одним из иудейских изгнанников в Вавилонии в годы завоевательных войн персидского царя Кира, захватившего Вавилонию в 539 г. до н. э. Подобно Исайе, который за 200 лет до этого видел в царе Ассирии бич Божий для наказания грешной Иудеи, Второисайя видит в Кире посланца и помазанника Божьего (Ис. 45:1), служащего орудием отмщения Вавилону за разрушение Иудеи и призванного возвратить изгнанников на родину и восстановить величие Иерусалима и его Храма. Бог Израиля не только Бог вселенной, творец неба и земли, света и тьмы (Ис. 45:7), но и высший судия гордых империй, и именно Он даровал Киру его победу, сделав его орудием осуществления исторической справедливости и воздаяния. Живя в изгнании среди языческих народов, пророк усматривает в современных ему исторических событиях прямое доказательство всемогущества Бога Израиля. Второисайя не обрушивается на идолопоклонников с гневом и негодованием, а отзывается с убийственным сарказмом о тех, кто считает божеством «идола, которого отливает мастер, а плавильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки» (Ис. 40:19).

Язвительная и ироническая сатира Второисайи (44:9–20) стала образцом для подражания в литературах монотеистических народов и имитируется в |апокрифах и псевдоэпиграфах . Однако за порой великих надежд и энтузиазма последовала пора разочарования: чаяния величественных картин возрождения и грандиозных событий сменились реальностью: возвращение в Сион шло медленными темпами, многие изгнанники обжились на чужбине и вообще не собирались двинуться в путь к руинам Иудеи. Призыв «приготовить путь Господу», призыв к возвращению оказался «гласом вопиющего в пустыне» (Ис. 40:3). Восстановление Храма сопровождалось распрями, борьбой с интригами самаритян и наконец было прервано. Соответственно меняется тон пророчества Второисайи: место пророчеств-утешений занимают укоры в греховности, а избавление все более окрашивается в эсхатологические тона. Меняется и стиль, превращаясь из энтузиастического в удрученно-пессимистический. На этом основании некоторые ученые заключают, что лишь 9 (40–48) или 16 глав (40–55) принадлежат Второисайе, в то время как все последующие главы принадлежат перу одного или нескольких его последователей.

Ряд стихов Второисайи (42:1–4; 49:1–6; 50:4–9; 52:13–53:12) известны как «Песнь раба Божьего». В этих стихах рисуется избранник Господа, терпящий гонения и унижения от людей, его ведут на заклание на глазах у глумящейся толпы; однако страдания раба Божьего - необходимый этап избавления, и придет день, когда раб Божий, наказанный за чужие грехи, будет возвеличен и станет светочем для народов мира. Огромная экзегетическая литература, как религиозная, так и научная, посвящена истолкованию этого образа. Большая часть исследователей видит здесь аллегорию исторической судьбы еврейского народа. Другие полагают, что это образ непонятого пророка. Существует также мнение, что речь идет о праведниках, которые за грехи всего народа были обречены на страдальческую жизнь на чужбине, пока грядущее избавление не откроет всему миру правоту их веры. Христианская экзегеза видит в образе раба Божьего пророчество о жизни и судьбе Иисуса.

Пророчества Второисайи - одна из художественных вершин библейской поэзии. Игра слов, широкое использование синонимии и омонимии, четкий ритм, соответствующий содержанию, образные картины обновленной родины, лирическое воспроизведение трепета и ликования изгнанников в ожидании возвращения, энтузиастическая приподнятость стиля стихов об избавлении превратили поэзию Второисайи в неисчерпаемый источник утешения и веры в будущее еврейского народа на протяжении двухтысячелетнего рассеяния и в эпоху национально-освободительного движения в Эрец-Исраэль, когда многих стихи Второисайи воспринимались как совершенно актуальные и вдохновляли строителей государства.

Чудеса Йешаяhу

  • В соответствии с преданием, во время царствования Хизкияhу на Иудею напал ассирийский царь Сеннахериб. Но по молитве Хизкияhу войско противника было истреблено.
  • Однако сам Хизкияhу тяжело заболел и был вылечен по молитве пророка Исаии.

Пророчества Йешаяhу

  • Известная фраза Исайи о будущем обществе:"И народ не подымет меч против народа и не будут они больше знать войн" Исаия 2.4.
  • Исайя выступает как моральный проповедник и противник формальности в обрядах. «Небо - престол Мой, земля - подножие ног моих - где же вы построите дом для Меня?» (66:1). «Приносящий агнца в жертву - то же, что удушающий пса» (66:3). «Я призрю на смиренного и сокрушенного духом» (66:2).
  • Исайя обличает лицемерие, когда человек чтит Бога языком, но не сердцем (29:13)
  • Исайя отрицает возможность изображения Бога. «Кому уподобите вы Бога?» (40:18) и отрицает возможность постижения Бога. «Разум Его неисследим» (40:28)
  • Исайя отстаивает идею монархии, называя персидского царя Кира помазанником Господа (45:1).
  • Исайя отстаивает идею предопределения. «Предопределения древние истинны» (25:1)
  • Исаия осуждал иудеев за беззаконие и пророчил им, что языческие народы уверуют в Бога: «Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу» (19:23).
  • Именно Исаии принадлежит описание видения Нового Иерусалима - символа грядущего Царства Божия.

Йешаяhу в мировой культуре. Образы, параллели, аллюзии

Мощь и изящество поэтического слога Йешаяhу, его моральный пафос и красочный стиль вдохновляли многих поэтов новой литературы на иврите, в особенности Х. Н. Бялика. Описание посвящения Йешаяhу в пророки (гл. 6) вдохновило Пушкина на создание образа пророка в одноименном стихотворении:

Микеланджело "Йешаяhу"

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, – И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. . . . . . . . . . . . . . . . . И он к устам моим приник И вырвал грешный мой язык, И празднословный, и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп, в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

Название известной книги Клиффорда Саймака "Всякое плоть - трава" - прямая цитата из 40-ой главы книги Йешаяhу, стих 6.

Примечания

Ссылки

  • Текст книги (иврит)
Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья Исайа в ЭЕЭ
Священная Библейская история Ветхого Завета Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Пророк Исаия.

Пророк Исаия.

Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия. Он был потомком царя Давида и находился в родственных отношениях с иудейскими царями. Исаия пророчествовал при царях Иоафаме, Ахазе и Езекии. В год смерти царя Озия, в 740 году, Бог призвал Исаию к пророческому служению особым явлением. Исаия видел Господа в небесном храме на высоком престоле. Вокруг Него стояли шестикрылые серафимы и взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его !» Пораженный видением, Исаия воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:3:5). Один из серафимов взял клещами уголь с небесного жертвенника и коснулся им уст Исаии со словами: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» . После этого Исаия услышал вопрошающий голос Господа: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас ?» Исаия ответил: «Вот я, пошли меня !» Тогда Господь повелевает ему: «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули…» (Ис. 6:7–10). Исаия спросил: «Надолго ли, Господи ?» Господь ответил ему: «Доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и дома без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет» (Ис. 6. 11).

Видение окончилось, и на святом пророке почил Дух Божий, Который звал его на борьбу с пороками и религиозным заблуждением еврейского народа. Исаия громко и пламенно призывал еврейский народ к покаянию, обличал его нечестие. В словах, полных апокалипсического ужаса, он призывал жителей Иудеи отказаться от чужих богов и обратиться к Истинному Богу. Пророк клеймил ханжество богачей, которые строго постились, совершали жертвоприношения в Иерусалиме и одновременно угнетали бедняков, обижали вдов, сирот и маленьких детей. Впервые в истории Израиля и Иудеи он проповедовал, что религиозные обряды не имеют никакого значения, если их не совершать с чистой и справедливой совестью. Но духовно оглохший и ослепший народ не мог слышать спасительных призывов Божьего избранника. Видя окаменение сердец еврейского народа, пророк Исаия возвещает своим соотечественникам наказание Божие через ассирийцев и халдеев. Он говорит о грядущей гибели Самарии, о разрушении Иерусалима и храма вавилонянами и о плене вавилонском. Возвещая наказание Божие нечестивому народу, пророк Исаия вместе с тем говорит, что Господь простит иудеев и освободит их из плена, если они искренне раскаются в своих грехах.

Но особенно много пророчествовал Исаия о грядущем Спасителе мира - Мессии. В своих пророчествах он называет Мессию Богом и человеком, Учителем всех народов, Основателем царства мира и любви. Пророк предсказывает, что Мессия родится от Девы, приимет Дух Божий, будет совершать чудеса, пострадает и умрет за грехи людей, воскреснет на небо. Основанная Им Церковь распространится по всей вселенной. Будущие страдания Спасителя Исаия описывает так ясно, как будто он видел их своими глазами (Ис. 53).

За ясность пророчества о Христе Исаию называют пророком-евангелистом. Существует древнее предание, что святой пророк принял мученическую смерть. За обличение царя Манассии в идолопоклонстве он был перепилен деревянной пилой.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Пророк Исаия. Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия. Он был потомком царя Давида и находился в родственных отношениях с иудейскими царями. Исаия пророчествовал при царях Иоафаме, Ахазе и Езекии. В год смерти царя Озия, в 740 году, Бог призвал Исаию к

Из книги Ветхий Завет. Курс лекций. Часть I автора Соколов Николай Кириллович

Пророк Исаия

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Пророк Исаия. Исаии 9:6–7, 53:4–5, 12 Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Пророк Исаия Из пророков царства Иудейского самым замечательным был пророк Исаия. Бог призвал его к пророчеству в царствование Озии.Однажды Исаии было видение. Он увидел Господа, сидящего в небесном храме на величественном престоле. Перед Господом были серафимы, имеющие

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Пророк Исаия. Исаии 9:6-7, 53:4-5, 12 Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

1. В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь. 2. Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря: 3. "о, Господи! вспомни, что я

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

3. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. (Мк. 1:2, 3; Лк. 3:4-6). Связь речи не вполне ясна. Иоанн проповедовал народу покаяние, потому что приблизилось Царство Небесное, ибо он, т.е. Иоанн, есть тот и

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

22. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? 23. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. Когда депутация потребовала от Крестителя окончательного ответа о его личности, Иоанн ответил

Из книги Андрей Десницкий Статьи о Библии автора

Исаия- Пророк с большой буквы Как врусской литературе есть поэт номер один- Пушкин, - так ивВетхом Завете есть главный пророк- Исаия. Вбылые времена, если приводилось некое пророчество изВетхого Завета, топоумолчанию считалось, что принадлежит оно непосредственно

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

Пророк ИСАИЯ 9/22 мая Время пророческого служения святого Исаии было тяжелым временем в жизни народа еврейского: во дни этого великого пророка царство Израильское окончило свое существование, а Иудейское доживало последние годы пред вавилонским пленением. Эта печальная

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Пророк Исаия Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия. Он был потомком царя Давида и находился в родственных отношениях с иудейскими царями. Исаия пророчествовал при царях Иоафаме, Ахазе и Езекии. В год смерти царя Озии, в 740 году до н. э., Бог призвал

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 2-е. Св. пророк Иеремия (Почему каждый пророк терпит поношение от современников?) I. Ныне Св. Церковь совершает память св. пророка Иеремии. Бог призвал его к пророческому служению под конец царствования Иосии (в VII веке до Рождества Христова). «И было ко мне, –

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Поучение 1-е. Св. пророк Исаия (О неверии) I. Св. пророк Исаия, память которого ныне прославляется Св. Церковью, происходил из царского рода и был призван к своему служению следующим видением. Он видел Господа, сидящего в небесном храме, на величественном престоле. Перед Ним

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Пророк Исаия – «ветхозаветный евангелист» Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.2 Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою.3 И придут народы к свету твоему, и

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

XLIV Цари иудейские Иоас, Ахаз, Езекия и Манассия. Пророк Исаия. Преобразовательная деятельность царя Иосии В то время как царство Израильское, окончательно отвергнувшее Закон Божий, неудержимо стремилось к неизбежной гибели, ускорявшейся возраставшим нечестием и

Из книги автора

16. Исаия – пророк с большой буквы Призвание Исайи Как в русской литературе есть главный поэт – Пушкин, – так и в Ветхом Завете есть главный пророк – Исайя. В былые времена, если приводилось некое пророчество из Ветхого Завета, то по умолчанию считалось, что принадлежит

За 600 лет до рождения Иисуса все события, происходившие с Ним от рождения до распятия, были описаны в книге пророка Исайи, что в Старом Завете.

Житие Святого пророка Исайи наполнено служением еврейскому народу, которому было подарено обетование о приходе Мессии.

Кто такой Исаия и чем он заслужил дар пророчества

За 700 лет до новой эры, рождения Иисуса Христа в царском роду, в семье Амоса появился мальчик Исайя, которого воспитывали по законам Творца и в страхе перед Богом. В книге самого пророка сказано, что по достижению зрелости Исайя женился на девице, которая обладала даром пророчества, и у них родился сын Иасув.

Святой пророк Исайя

По Божьему призванию пророк служил при дворах нескольких царей:

  • Озии;
  • Иафама;
  • Ахаза;
  • Езекия;
  • Манассии.

Еврейский народ был создан по милости Божьей, и Творец, как любящий Отец, всегда оберегал его, но и наказывал. Чтобы остановить нечестивые действия иудеев, Бог посылал к ним пророков со Своими посланиями, центральным местом которых было обетование прихода Мессии.

В дни, когда евреи встали на путь нечестия, Исаия увидел Всевышнего, который сидел на царском великолепном престоле в тронном зале величественного небесного храма в окружении шестикрылых Серафимов.

Серафимы, летая на двух крыльях, двумя прикрывали очи, двумя закрывали ноги, постоянно сотрясали столпы храма восклицаниям о том, как свят Господь Саваоф.

Богобоязненный пророк знал, что у всех земных людей нечистые уста и окружение их нечисто, чувство страха парализовало его. После признания греховности к Исаии был послан Серафим, держащий клещами горящий уголь из алтаря Бога. Он приложил уголь к устам грешника и тем самым очистил его по воле Господней от всех грехов.

Внезапно раздался Господний голос, спрашивающий, кого Богу послать к иудеям, чтобы обратить их на путь истинный, отказавшись от поклонения идолам. Вызвался Исайя. Сам Творец пообещал простить и помиловать тех, кто придет к Нему с покаянием. Твердолобых и упрямых ожидает кара Господня и Божья казнь.

Творец сообщил пророку, что это поколение иудейского народа будет уничтожено, но от него родится новое племя, которое будет жить в святости.

На заметку! В своих пророческих книгах Исаия описал дальнейшую судьбу евреев, их плен и освобождение, возведение нового Иерусалима, он пророчествует о Миссии.

Чудеса, сотворенные знаменитым пророком

Имеющий дар творить чудеса, святой Исаия, наполненный присутствие Духа Святого, спас город от жажды при осаде его врагами. Пророк молился у подножья Сиона, и по его прошению Господь открыл земные недра, откуда забил источник родниковой воды. Этот родник назвали Силоам, что означает посланный Всевышним. Именно водой из этого родника Иисус приказал умыться юноше, рожденному слепым, после чего тот прозрел.

Царь Езекия заболел и очень боялся умереть, Исаия молился о нем перед Богом. Творец по воззваниям пророка даровал царю еще 15 лет.

60 лет служил Исаия народу и царям, пребывая в общении с Богом. Именно через этого святого иудеи узнали о приходе Мессии, Бога и человека в одном обличии. Он называет Иисуса ростком из сухой земли, новым племенем иудейского народа, как о Нем говорил Господь. Спаситель в пророчествах ничем не выделялся среди людей, порой был презираем обществом.

Пророк Исайя записал пророчества о приходе Мессии

По словам праведника, Учитель народов, Основатель Царства на земле, наполненного миром и любовью, родится от непорочной Девы, однако будет распят за грехи мира, как овца, молча, пошел на крест.

Пророк пошагово описал страдания Христа, издевательство над ним воинов и даже не упустил историю с дележкой одежды.

Важно! Историки называют пророка евангелистом Ветхого Завета, который за 6 столетий да воскрешения Спасителя написал, что только Его ранами мы, нынешнее поколением, можем исцелиться.

Окончание земного пути

Поручив от Всевышнего послание вернуть иудеев на путь служения единому Богу, Исайя непрерывно обличал народ в идолопоклонстве, лицемерии, фальшивом поклонении Истинному Творцу. Особенно доставалось в его обличениях царю Манассии и богачам, которые для видимости соблюдали религиозные обряды, давно потерявшие свою духовную силу, угнетали нищих, сирот и вдов.

Призывы к покаянию не достигали ушей ослепшего от грехов народа.

Разъяренный царь Манассия приказал казнить непокорного пророка, распилив его пополам деревянной пилой. Тело святого Исайя было похоронено недалеко от чудом сотворенного родника Силоам. В дальнейшем царь Феодосий Младший перенес мощи пророка в Константинополь и положил в церкви св. Лаврентия.

Частицу головы пророка ныне хранит и Хилендарский монастырь Афона.

Великий и чудный, проницательнейший и мудрейший, божественнейший. Так святые отцы называли пророка Исаию, жившего в Израиле в VIII веке до Рождества Христова.

Господь был милостив к еврейскому народу. Но когда нечестие израильтян дошло до крайних пределов, Господь, чтобы остановить их нравственное падение, отступил от избранного народа. Он попустил иноземным захватчикам поработить евреев и увести их в плен. В 722 году до Рождества Христова пал Израиль, северное царство евреев. После его гибели Иудея, южное царство, просуществовало ещё около ста тридцати лет. В этом царстве по временам ещё правили благочестивые цари, и в народе ещё оставалось истинное богопочитание - почитание Единого Бога. Поэтому Верховный Владыка продлил жизнь Иудеи.

Господь, даруя возможность Своему народу покаяться, посылал к нему пророков, обличающих беззакония и неправды иудеев. Проповедь покаяния сочеталась у посланников Божиих с пророчествами о Спасителе мира, Который, по слову Божию, должен был прийти на землю. Ради исполнения этого обещания Господь и избрал еврейский народ: Сын Божий должен был родиться в избранном народе, но спасти от рабства греха и смерти всё человечество.

Чем духовно слабее становился богоизбранный народ, тем сильнее звучал голос Божий, будивший совесть народа. В эти смутные времена всё явственнее и громче повторялись обетования о Мессии.

Один за другим выступали величайшие пророки, которые словом и делом возвещали приближающееся исполнение времён. Одним из них был пророк Исайя.

Господь призвал его к пророческому служению особым, чудесным явлением. Он явился Исаие в видении, сидя на высоком престоле. Его окружали шестокрылые Серафимы и взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» Один из Ангелов взял клещами горящий уголь с небесного жертвенника, коснулся им уст Исаии, и тот очистился.

Теперь пророк стал служить Богу, возвещая людям волю Его. Пророк был призван, чтобы спасти людей от рабства, которое было страшнее египетского, - это было духовное рабство языческим идолам. Отныне жизнь пророка Исаии стала подобна горящей свече. Эта свеча своим сиянием обличала дела тьмы - творимые людьми беззакония. Именно Исаие повелел Господь открыть людям, что Иудейское царство будет разрушено врагами, а всех жителей отведут в плен. Но рабство не будет вечным. Через положенное время Бог возвратит евреев в их отечество.

Пророк Исаия особенно знаменит тем, что возвестил людям о Христе так, словно речь шла об уже совершившихся событиях. Его пророчества о Спасителе поражают своей точностью и ясностью. За это Исайю называют ветхозаветным евангелистом.

Ему было открыто Богом, что обещанный Спаситель родится чудесным образом от Девы, целомудренной и непорочной: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя Еммануил, что значит - с нами Бог» (Ис. 7, 14).

Исаия предсказал, что Господь пострадает за нас, и эти страдания принесут людям спасение: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5).

Пророк также предвидел, что через веру во Христа Спасителя люди получат возможность спасения от вечной гибели, от вечной разлуки с Богом, в какую они были ввергнуты грехопадением Адама: «…чрез познание Его Он, Праведник… оправдает многих и грехи их на Себе понесёт» (Ис. 53, 11).

Эти удивительные пророчества звучали в то время, когда народ предавался безумствам язычества. Когда жертвы лжебогам приносились даже в Иерусалимском храме - месте особого присутствия Бога на земле. Когда до гибели страны оставалось совсем немного.

Народ не внял словам пророка. Он не услышал проповеди покаяния, посмеялся над предсказаниями о разгроме и плене. Не принял любви Божьей, которая звучала в словах увещания. Не стерпев справедливых речей Исаии, люди схватили его и предали мученической смерти.

Несмотря на то, что иудеи отвергли пророка Божьего и отвергли Его Самого, Господь исполнил всё предсказанное им через Исаию. Прошло всего несколько столетий, и на земле родился Сын Божий. Люди смогли увидеть и осязать Его - Того, Кто выше всякого познания: Самого Бога. Он пришёл, чтобы даровать людям спасение и научить их истинной любви. Той любви, которая, невзирая на предательства любимого, идёт ради него на смерть. Господь пришёл, чтобы спасти нас от духовной слепоты, толкающей в пропасть грехов, и открыть нам Свет Истины.