Приметы

Организация культурно массовой работы. Методика массовой работы учреждений культуры. Методика подготовки и проведения концерта

Культурно-массовая работа
Одним из важнейших направлений воспитательной работы является развитие творческого потенциала сотрудников и организация досуга в не служебное время. Для этого создаются культурно-досуговые центры (КДЦ).
Целью деятельности КДЦ является:
развитие творческого начала личности, содействие формированию интереса к системе творческих объединений, к участию в смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках и т.д.
Задачи КДЦ:
. удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
. организация досуга;
. создание локальной культуры правоохранительных органов, спо-собствование укреплению его имиджа на всех уровнях;
. создание программы вторичной занятости сотрудников правоох ра-нительных органов;
. реализация и укрепление взаимодействия правоохранительных ор-ганов, других общественных организаций, клубов и объединений, а также содействие их работе и развитию.
В результате реализации культурно-массовой работы с сотрудниками правоохранительных органов должны быть сформированы такие качества личности как высокая нравственность, эстетический вкус, положительные моральные, коллективистские и организационные качества.
Деятельность КДЦ реализуется по следующим направлениям:
. Организация праздничных мероприятий.
. Организация соревнований.
. Организация творческих конкурсов.
. Организация экскурсий, посещение театров, концертов, выставок.
Таким образом, целями и задачами культурно-массовой работы является:
1. Поднятие культурного уровня сотрудников в целях формирования у них нравственных, духовных, культурных ценностей и потребностей, а также этических норм поведения в обществе.
2. Развитие и стимулирование художественной самодеятельности среди сотрудников.
3. Создание условий для творческой самореализации сотрудников че-рез художественную самодеятельность и культурно-массовую работу.
4. Создание единого административного аппарата способного скоординировать и оптимизировать взаимодействие командования органов со всем спектром творческих коллективов сотрудников.
5. Информационная, организационная и административная поддержка, как существующих творческих коллективов сотрудников, так и вновь создающихся.
6. Участие творческих коллективов сотрудников и отдельных исполнителей в фестивалях и конкурсах.
7. Организация культурного досуга сотрудников через массовые мероприятия, в проведении которых принимает участие большое число самих сотрудников.
8. Организация и проведение концертов и творческих встреч с сотрудниками профессиональных коллективов и исполнителей.


В современных условиях коммерциализации культуры и удорожания сферы досуга библиотеки остались практически единственными общедоступными учреждениями, где можно бесплатно провести свободное время, приобщиться к шедеврам мировой и национальной культуры.

Деятельность библиотеки обусловлена тем, что она является социальным институтом, который наряду с другими выполняет в обществе определенные функции. Библиотека, собирая и распространяя информацию, накопленную человечеством за все время своего существования, способствует реализации функций культуры. Первой функцией является защитная, которая предполагает создание безопасных условий жизнедеятельности людей. Вторая фундаментальная функция культуры – преобразование и освоение мира. Третья функция культуры – коммуникабельная. Она подразумевает передачу информации во времени и в пространстве различными способами, как индивидуальными, так и массовыми. Четвертая функция – нормативная. Каждый народ на протяжении веков вырабатывал нормы и правила поведения, формировал ценности, которые служили ориентирами в жизни человека. Библиотечные мероприятия ориентированы на пропаганду общечеловеческих ценностей, а также ценностей национальных. Пятая – релаксационная функция отдыха. Реализация библиотекой этих функций во многом осуществляется через культурно-досуговую деятельность.

Массовая работа – система реализации культурно-досуговой деятельности библиотек средствами библиотечных мероприятий. Она имеет свои цели, задачи, теорию и методику. Цель массовой работы можно определить как стимулирование читательской и познавательной деятельности читателей (пользователей).

Методами массовой работы являются библиотечные мероприятия. Эти мероприятия должны стать побуждением, превратиться в мотив чтения, познавательной деятельности.

Задачи массовой работы библиотек вытекают из основных функций библиотеки, зафиксированных в Федеральном законе «О библиотечном деле», а именно: информационной, образовательной и культурной. Для публичных, массовых, общедоступных библиотек актуализируются дополнительные функции – социализирующая, коммуникативная, рекреационная (досуговая).

Информационная функция реализуется в решении задач по организации массового, группового, индивидуального информирования пользователей библиотек.

По мнению российских ученых-библиотековедов, в библиотеке необходимо создать такую среду, чтобы читатель с помощью устных, наглядных и печатных методов находился в курсе событий культурной, политической жизни, мог получить информацию по всем интересующим его вопросам.

Задачи по реализации образовательной функции предполагают проведение мероприятий в помощь существующей в стране системе непрерывного образования – дошкольного, школьного, профессионального, дополнительного и т. д.

Функции культурная и культурно-просветительская раскрываются в организации массовых мероприятий по приобщению читателей, пользователей библиотек к достижениям мировой культуры, что также прочно вошло в практику библиотечного обслуживания.

В последние годы немало пишут о расширении функций библиотек, называя, среди прочих, воспитательную функцию и функцию социализации. Однако в последнее время термин «воспитание» употребляется в связи с понятием «социализация», которая понимается как «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и предаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений, формирования у него социальных качеств».

Социализация личности в библиотеке происходит через документы, выдаваемые библиотекой, а также через то влияние, которое оказывает она сама, начиная от интерьера и заканчивая всей системой библиотечно-информационных ресурсов, куда включён и сам библиотекарь, а также те мероприятия, которые предлагаются читателю. Таким образом, можно говорить, что библиотечные мероприятия оказывают воспитательное, социализирующее влияние на читателей.

Коммуникативная функция реализуется в организации мероприятий, способствующих общению читателей между собой; между ними и библиотекарями; между читателями, сотрудниками и приглашёнными на мероприятие. Задача библиотеки – организовать оптимальное общение, дать людям возможность реализовать свою потребность в нём.

Досуговая функция ставит перед библиотеками задачи по организации полноценного использования свободного времени.

Среди функций библиотеки в последние годы, особенно в условиях социального и материального расслоения общества, чётко вырисовывается компенсаторная. Библиотеки должны предоставить читателям, пользователям услуги, которые компенсировали бы им отсутствие у них определённых, зачастую не только материальных, благ. Например, отсутствие у человека компьютера нередко является мотивом его прихода в библиотеку, дефицит общения, друзей побуждает к посещению массовых мероприятий и участию в работе клубов по интересам.

Задачами массовой работы также являются содействие увеличению объёма и качества чтения через пропаганду высокохудожественных произведений, что особенно актуально в условиях засилья массовой культуры и низкопробной литературы, а также приобщение читателей к достижениям мировой культуры.

МАССОВАЯ РАБОТА - это, в первую очередь, публичная деятельность, поэтому от того, как эта деятельность в библиотеке организована, во многом зависит ее имидж. Очень важна и роль личности библиотекаря, который непосредственно в эту деятельность вовлечен. Этот фактор при равных остальных условиях может определять успех или неуспех мероприятия. Поэтому так важен дифференцированный подход к распределению обязанностей среди библиотекарей.

Перед тем, как поручить сотруднику подготовку какого-либо мероприятия, необходимо учесть, насколько он способен к такого рода общению, умеет ли убедительно говорить, ясно, грамотно выражать свои мысли, обладает ли определенными артистическими способностями, умеет ли установить контакт с аудиторией. Далеко не каждый человек отвечает всем этим требованиям, поэтому далеко не каждый может и хочет проводить эту работу.

Если необходимость активной массовой работы во взрослой библиотеке сомнению, то в детской библиотеке таких вопросов не возникает. Массовая работа в детской библиотеке имеет свои особенности: она развивает, воспитывает ребенка, помогает через книгу найти ориентиры и выстроить свой жизненный путь. Она имеет множество разнообразных форм, способных дать ребенку знание о книгах, привить любовь к чтению, вкус к информации.

Традиционные формы массовой работы

День информации, день специалиста, библиографический обзор, обзор библиотечной выставки, обзор библиографических пособий, тематические обзоры - об этих формах массовых мероприятий мы с вами уже говорили в прошедшем году на семинаре, посвященном справочно-библиографическому обслуживанию, поэтому сегодня лишь упоминаем о них.

Читательские конференции – активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конференции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зрения, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мнение или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискуссионны, в их основе лежит обсуждение прочитанного.

Виды читательских конференций:

1. По произведениям художественной литературы: по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой (тематические), по творчеству отдельных авторов.

2. Конференции по изданиям специальной литературы (являются своеобразной формой повышения квалификации в трудовых коллективах).

5. Читательско-зрительские конференции – обсуждение произведения связано с экранизацией его. Обсуждается трактовка режиссером идеи произведения, как выражена авторская позиция и т. д. От библиотекаря, в данном случае. требуется и знание специфики кино.

4. Заочные читательские конференции – через средства массовой информации. В данном случае, шире охват аудитории, больше возможности ознакомиться с мнением других читателей в любое удобное время и т. д.

Этапы подготовки и проведения читательских конференций:

— выбор книги – учитывается проблемность произведения, неоднозначная оценка критиков и читателей, актуальность; позиция библиотекаря – пропаганда лучшей литературы. Удачный выбор произведения определяет успех конференции;

— определение читательского назначения, выбор аудитории – желательно, чтобы она была однородная: участники чувствуют себя более раскованно, охотнее высказывают свое мнение;

— пропаганда произведения, литературы о нем и о творчестве автора: подбирается материал с целью ознакомления читателей. Также оформляются книжные выставки;

— разработка вопросов к конференции – один из наиболее сложных интеллектуальных этапов подготовки, требующий специальных знаний, творческого подхода. Эффективный метод – постановка вопроса, проблемы; акцентировать позицию автора; освещение художественных особенностей произведения;

— подготовка аудитории к мероприятию – важно создать атмосферу непринужденного общения, где нет конкретно ведущего и отвечающего, а есть диалог, общение на равных.

Большое значение имеет оформление мероприятия: книжные выставки, иллюстрации, фотографии, музыка и др.

— фиксация читательской конференции – в современных условиях ведут аудио- или видеозапись мероприятия, что позволяет лучше проанализировать его, сохранить историю библиотеки.

Несмотря на спад интереса к читательским конференциям, все же библиотеки должны осваивать и развивать данную форму деятельности, т. к. это один их основных методов пропаганды книги.

Литературный вечер – одна из самых распространенных форм библиотечных мероприятий Часто — это литературно-музыкальный вечер. Это достаточно мобильное мероприятие – можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы и атрибуты. В основе литературного вечера лежит сценарий.

Очень актуальными и популярными в деятельности библиотек стали дискуссии, диспуты. Эти формы способствуют приобретению навыков межличностного общения, воспитывают умение слушать, принимать чужое мнение и формулировать собственное, учат культуре полемики. Целесообразно включать элементы дискуссии в групповые беседы, библиографические обзоры, лекции, особенно адресуемые молодежи.

Реализовать цели мероприятия, определить содержание, логику дискуссии помогает вопросник, предварительно составленный библиотекарем. Его вывешивают рядом с объявлением о конференции, диспуте, публикуют в пригласительном билете и он выполняет функцию своеобразной программы мероприятия. Вопросы не должны допускать однозначные ответы.

Устный журнал традиционный метод деятельности. Отличительная особенность – отражение актуальных, волнующих многих, проблем. Имеет периодичность.

Этапы подготовки:

— Выбор названия: определяется целевым и читательским назначением и служит визитной карточкой, или – брендом журнала.

— Определение состава редакционной коллегии. Кроме библиотекаря обычно туда входят специалисты в различных областях, авторитетные лица, краеведы, представители СМИ – все, кто могут содействовать работе.

— Разработка основных рубрик. Аналогично периодическим изданиям должны быть рубрики, разделы: «Проза», «Поэзия», «Встречи с интересными людьми» и т. д.

— Разработка оформления. Обложка, титульный лист, заголовки рубрик, иллюстративный материал, разнообразные символы и атрибуты – составляющие успеха журнала.

Инновационные формы массовых мероприятий

Литературное ревю. Ревю - представление, обозрение.

Это краткий рассказ основной сюжетной линии художественного произведения, опубликованного в последних номерах литературных журналов или новой книге.

Проводится в течение 20-30 минут. Количество представленных произведений для информационного обозрения не ограничено.

Цель- - оперативная информация о последних публикациях (новинках литературы), представление о том, что печатается в прессе.

Час интересных сообщений. Рассчитан на широкий круг читателей. Разрабатывается и проводится на одну определенную тему, требующую длительной подготовки и сбора материала (например, «НЛО», «Тайны древних цивилизаций» и т. д.). Содержание часа должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать читателя, заставить обратиться к источнику информации и прочитать самостоятельно рекомендуемую литературу. Материал «часа» группируется по принципу беседы, лекции. Завершается мероприятие кратким информационным обзором источников, на основе которых построен весь текст. Проводится не более 45-60 минут.

Литературный этюд

Мероприятие посвящается поэзии и, как правило, проводится к юбилейной дате поэта. Ведущие рассказывают о его жизни и творчестве.

Хорошо включить в программу художественное чтение стихов. Если имеются стихи, на которые положена музыка, то они должны прозвучать.

В подготовленных выступлениях ведущие этюда наряду с повествованием дают краткую критическую оценку творчества поэта, отзывы современников.

На мероприятии желательно использовать иллюстративный материал: фотографии, слайды, портреты и т.д., сопроводив их комментарием о периоде жизни юбиляра, который они запечатлели.

Проведение мероприятия должна сопровождать тихая мелодия, музыкальные паузы.

Исторический калейдоскоп

Посвящается историческому событию, знаменательной дате календаря.

Мероприятие строится с учётом рассматриваемой темы. Состоит из небольших блоков, связанных общностью тематики. Разделяют блоки музыкальные паузы исторической направленности.

Форма каждого блока различна, но каждая по времени не превышает 10 минут проведения.

Разновидностью являются экологические, литературные, краеведческие и т.д. калейдоскопы.

Мероприятие рассчитано на детскую аудиторию.

Литературная мозаика

Мероприятие строится из небольших, быстро сменяющих одна другую, форм подачи материала о книгах. Каждая отдельная форма мероприятия не превышает 5 минут проведения.

С целью усиления внимания к теме в программу следует включить музыкальные заставки между формами.

Соединенные воедино маленькие кусочки - формы дают общее представление о теме мероприятия в целом.

Краеведческие посиделки

Камерное мероприятие. На него обычно приглашаются 20-25 человек.

Главное действующее лицо посиделок - рассказчик в образе радушной хозяйки, сердечно принимающей у себя в доме - «светелке» своих гостей, пользователей библиотеки.

Помещение, где проходят посиделки, следует украсить домоткаными половиками, вышитыми полотенцами, домашней утварью времен старины данной местности. Неплохо использовать прием оформления спектакля: декорации с нарисованной печкой, кроватью с горой подушек и одеял.

Основное содержание таких встреч - увлекательный рассказ хозяйки, посвященный какой - либо теме из истории города или краеведческому событию.

В него органически вплетаются пословицы, поговорки, легенды и преданья, загадки.

Оживят посиделки забавные и веселые истории, пересказанные участниками встречи, воспроизведенные из книг краеведческие события, задушевная песня.

Мероприятие будет содержательным, если играя и развлекаясь, слушатели смогут узнавать новое, неизвестное из исторического прошлого своей малой родины.

А завершаются посиделки литературными подарками (благодарностью хозяйке) и чаепитием с вареньем и пирогами, выпекаемыми в данной местности издавна.

Без угощения из «светелки» не уходит ни один гость.

Возможно проведение фольклорных, литературных посиделок и т.д..

Фитобар

Мероприятие требует значительной подготовки, большого просмотра и подбора материала по лекарственным растениям и целебным травам.

Для этого вечера следует подобрать «памятники» литературного творчества о растениях: стихи, песни, мудрые мысли, афоризмы, загадки, выдержки из текста поэм и т.д..

В основе мероприятия лежит выставка. На ней могут быть представлены букеты из лекарственных растений, сухие сборы, интересные рецепты приготовления настоев и отваров из трав. Рядом выставляется литература и самые значимые периодические публикации, рядом с ними - экологический дайджест по травам.

Полезным вкладом в программу вечера будет консультация фитотерапевта «как правильно собирать травы», особенности приготовления лекарственных настоев, применение и использование в обиходе отваров из трав.

Можно организовать работу импровизированного «аптечного киоска» с приглашением фармацевта, в котором каждый желающий приобретет лекарственные сборы. К сборам желательно составить рецепты, оформленные в виде рябиновых, березовых листочков и т.д..

Библиотекарь знакомит участников мероприятия с наиболее интересными материалами по теме «фитобара», раздает каждому гостю как «памятку» экодайджест и рецепты красочно оформленных сборов.

Чайный вечер

Разновидностью вечера отдыха является «чайный вечер». Мероприятие включает в себя рассказ об истории чая, возникновении чайной церемонии, традициях русского чаепития.

Викторина сможет сделать вечер более интересным, заинтересовать участников, вызвать желание дать правильный ответ или услышать правильный ответ на незнакомый вопрос, познакомиться с литературой по теме вечера.

В программу вечера можно включить «дегустационный конкурс», требующий определить: каким чаем заварен кипяток в стакане, с какой травкой заварен этот чай, какое варенье представлено на конкурс, какие ягоды можно предлагать к чаю, чтобы сохранить его изысканный вкус и т.д..

Проводится на вечере и другое конкурсное задание. Его участники должны быстро приготовить вкусный чай по собственному рецепту, затем ответить на вопросы ведущего и продемонстрировать умение так составить «чайный букет», чтобы при заварке сохранился его аромат.

Организуется праздничное чаепитие, библиотекарь вручает гостям «литературные советы» в виде листочков смородины или рябиновых кисточек с секретами приготовления чая.

Праздник именинника

Популярная досуговая форма детского утренника. Мероприятие необходимо тщательно подготовить, оформить красочно помещение, где состоится торжество. Зал украшается листочками, снежинками, веточками, цветами в зависимости от времени года. Не лишними будут разноцветные шары, гирлянды.

Заранее изготавливается медаль с пожеланиями для именинника, неплохо оформить к этой дате «берестяную грамоту». Составляется поздравительная открытка, на которую наносится расшифровка имени.

В центре внимания участников «Именинное дерево», на котором висят фанты с заданиями.

Подготовка и проведение социально-культурных мероприятий различного рода фестивалей, праздников, смотров и т.п. в масштабе города, региона или страны имеют свои особенности. Связано это как с их масштабами, так и с их многопрофильностью и многоплановостью. При организации такого рода мероприятий требуется координация действий различных служб и учреждений.

Прежде всего, создается оргкомитет по подготовке и проведению мероприятия под председательством представителя соответствующего органа власти. В состав оргкомитета включаются представители других властных структур, отвечающих за различные участки работы в том числе транспорт, торговлю, обеспечение общественного порядка и т.д. Организационный комитет составляет план работы, определяет общий замысел мероприятия. Одной из обязанностей оргкомитета является нахождение источников финансирования мероприятия и утверждение сметы расходов.

На регулярно проводимых заседаниях оргкомитета заслушивается информация о ходе подготовки мероприятия по каждому из направлений, выезды на места, оказание помощи в установлении связи между родственными учреждениями и организациями.

Наряду с головным оргкомитетом могут создаваться региональные оргкомитеты, а также штабы, дирекции, рабочие группы по отдельным направлениям общей программы, имеющие соответствующие планы. В этих планах детально прорабатывается профильная часть программы мероприятия, включая сценарную основу, режиссерско-постановочный план, подбор исполнителей и коллективов, оборудование сценических и игровых площадок и т.д. Работа членов оргкомитета не заканчивается с началом мероприятия. В ходе его проведения члены оргкомитета наблюдают за его ходом и оказывают необходимую помощь. Оргкомитет заканчивает свою деятельность анализом проделанной работы.

Своя специфика есть в организации различного рода конкурсов и смотров. В период подготовительной работы создается организационный комитет, решаются финансовые вопросы, разрабатываются условия конкурса, осуществляется оповещение о нем и предварительный отбор участников. В процессе конкурсной программы важная роль отводиться жюри. Конкурс или смотр заканчивается подведением итогов, включая награждение победителей. Так при подготовке и проведении массового культурно-досугового мероприятия выстраивается следующая организационная цепочка: создание инициативной или рабочей группы, уточнение целей и задач, составление плана подготовки и назначение ответственных за его разделы, подбор исполнителей, подготовка сценарной основы, репетиционно-постановочные действия, проведение самого мероприятия, анализ полученного результата, подведение итогов.


Культурно-массовые формы СКД - это особый вид социально - культурной деятельности, который благодаря своему содержанию, использованию средств и методов эмоционального воздействия на людей, охватывает духовную жизнь максимально широкого круга населения с целью его всестороннего духовного развития. Универсальность культурно - массовой деятельности обусловлена, прежде всего, богатством её предметного и видового разнообразия.

К основным функциям культурно-массовой работы относятся :

Гедонистическая - это развлечения, носят характер забавы с тем, чтобы отвлечь от насущных проблем и дать им компенсацию за нереализованные устремления в социально значимой деятельности.

Образовательная - это освоение нового, это система непрерывного дополнительного образования и самообразования.

Воспитательная и развивающая - культурно-массовые мероприятия направлены на воспитание эстетического вкуса и развитие творческих способностей личности, способность к самоорганизации, к самооценке, к умению возрождать и нести в себе духовные ценности.

Социализация личности - стимулирование социальной активности людей и формирование системы духовных ценностей. Функция возрождения народных традиций - осуществляется передача народного опыта как от одного поколения к другому, так и в синхронном разрезе внутри общества, между странами и народами.

Художественно-творческая активность - эффективное стимулирование включения личности в культурно - творческий процесс. Под технологией организации культурно - массовых форм СКД, понимают процесс, где совокупность операций выстроена по определённым этапам, где каждый этап представляет собой совокупность действий, отражающих закономерную последовательность их осуществления.

Технология организации и проведения культурно-массового мероприятия:

1. Анализ обстановки , определение темы мероприятия (о чём?), определение сверхзадачи мероприятия (ради чего?), определение масштаба мероприятия, выбор формы воплощения замысла, сбор первоначальной информации и формулировка цели, составлении сметы расходов. Цель организаторов культурно-массового мероприятия - соединить в единый технологический процесс организаторский и методический виды деятельности.

· Создание сценарной, режиссёрской и организаторской групп для подготовки и проведения программы, Перед организаторами встаёт задача добиться понимания целесообразности общей деятельности, вызвать у каждого из них глубокую заинтересованность в осуществлении поставленной задачи, нацелить на самостоятельное решение возникших вопросов, наладить информацию о положении дел.

· Создание организационно педагогических условий для творческого процесса. Выработка у участников мероприятия и актива чувства ответственности за порученное дело, умение соизмерять свои силы и возможности других в предстоящей работе.

2. Работа над сценарием (определение сюжетной линии; сверка продолжительности; разбивка на блоки, на которые между эпизодами включаются моменты мотивации; подбор эпизодов мотивации; анализ возможных изменении мотивации).

3. Репетиции программы (разводка по мизансценам; заучивание реплик; работа с реквизитом; адаптация к месту проведения мероприятия). Одна из особенностей массового мероприятия заключается в том, что его нельзя прорепетировать в целом.

4. Проведение мероприятия . Представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. При этом следует иметь план наблюдения за эффективностью данного мероприятия. Быстрота ориентировки даёт специалистам возможность не растеряться в непредвиденной ситуации при неожиданной реакции зрителей.

5. Анализ мероприятия . Завершающий этап работы, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, ответственности за порученное дело, умения принимать критику коллег, оценивать свою деятельность. Качество анализа проведённого мероприятия во многом зависит от качества подготовки последующего мероприятия. Анализ мероприятия завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков в последующей деятельности.


В современных условиях коммерциализации культуры и удорожания сферы досуга библиотеки остались практически единственными общедоступными учреждениями, где можно бесплатно провести свободное время, приобщиться к шедеврам мировой и национальной культуры.

Деятельность библиотеки обусловлена тем, что она является социальным институтом, который наряду с другими выполняет в обществе определенные функции. Библиотека, собирая и распространяя информацию, накопленную человечеством за все время своего существования, способствует реализации функций культуры. Первой функцией является защитная, которая предполагает создание безопасных условий жизнедеятельности людей. Вторая фундаментальная функция культуры – преобразование и освоение мира. Третья функция культуры – коммуникабельная. Она подразумевает передачу информации во времени и в пространстве различными способами, как индивидуальными, так и массовыми. Четвертая функция – нормативная. Каждый народ на протяжении веков вырабатывал нормы и правила поведения, формировал ценности, которые служили ориентирами в жизни человека. Библиотечные мероприятия ориентированы на пропаганду общечеловеческих ценностей, а также ценностей национальных. Пятая – релаксационная функция отдыха. Реализация библиотекой этих функций во многом осуществляется через культурно-досуговую деятельность.

Массовая работа – система реализации культурно-досуговой деятельности библиотек средствами библиотечных мероприятий. Она имеет свои цели, задачи, теорию и методику. Цель массовой работы можно определить как стимулирование читательской и познавательной деятельности читателей (пользователей).

Методами массовой работы являются библиотечные мероприятия. Эти мероприятия должны стать побуждением, превратиться в мотив чтения, познавательной деятельности.

Задачи массовой работы библиотек вытекают из основных функций библиотеки, зафиксированных в Федеральном законе «О библиотечном деле», а именно: информационной, образовательной и культурной. Для публичных, массовых, общедоступных библиотек актуализируются дополнительные функции – социализирующая, коммуникативная, рекреационная (досуговая).

Информационная функция реализуется в решении задач по организации массового, группового, индивидуального информирования пользователей библиотек.

По мнению российских ученых-библиотековедов, в библиотеке необходимо создать такую среду, чтобы читатель с помощью устных, наглядных и печатных методов находился в курсе событий культурной, политической жизни, мог получить информацию по всем интересующим его вопросам.

Задачи по реализации образовательной функции предполагают проведение мероприятий в помощь существующей в стране системе непрерывного образования – дошкольного, школьного, профессионального, дополнительного и т. д.

Функции культурная и культурно-просветительская раскрываются в организации массовых мероприятий по приобщению читателей, пользователей библиотек к достижениям мировой культуры, что также прочно вошло в практику библиотечного обслуживания.

В последние годы немало пишут о расширении функций библиотек, называя, среди прочих, воспитательную функцию и функцию социализации. Однако в последнее время термин «воспитание» употребляется в связи с понятием «социализация», которая понимается как «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и предаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений, формирования у него социальных качеств».

Социализация личности в библиотеке происходит через документы, выдаваемые библиотекой, а также через то влияние, которое оказывает она сама, начиная от интерьера и заканчивая всей системой библиотечно-информационных ресурсов, куда включён и сам библиотекарь, а также те мероприятия, которые предлагаются читателю. Таким образом, можно говорить, что библиотечные мероприятия оказывают воспитательное, социализирующее влияние на читателей.

Коммуникативная функция реализуется в организации мероприятий, способствующих общению читателей между собой; между ними и библиотекарями; между читателями, сотрудниками и приглашёнными на мероприятие. Задача библиотеки – организовать оптимальное общение, дать людям возможность реализовать свою потребность в нём.

Досуговая функция ставит перед библиотеками задачи по организации полноценного использования свободного времени.

Среди функций библиотеки в последние годы, особенно в условиях социального и материального расслоения общества, чётко вырисовывается компенсаторная. Библиотеки должны предоставить читателям, пользователям услуги, которые компенсировали бы им отсутствие у них определённых, зачастую не только материальных, благ. Например, отсутствие у человека компьютера нередко является мотивом его прихода в библиотеку, дефицит общения, друзей побуждает к посещению массовых мероприятий и участию в работе клубов по интересам.

Задачами массовой работы также являются содействие увеличению объёма и качества чтения через пропаганду высокохудожественных произведений, что особенно актуально в условиях засилья массовой культуры и низкопробной литературы, а также приобщение читателей к достижениям мировой культуры.

МАССОВАЯ РАБОТА - это, в первую очередь, публичная деятельность, поэтому от того, как эта деятельность в библиотеке организована, во многом зависит ее имидж. Очень важна и роль личности библиотекаря, который непосредственно в эту деятельность вовлечен. Этот фактор при равных остальных условиях может определять успех или неуспех мероприятия. Поэтому так важен дифференцированный подход к распределению обязанностей среди библиотекарей.

Перед тем, как поручить сотруднику подготовку какого-либо мероприятия, необходимо учесть, насколько он способен к такого рода общению, умеет ли убедительно говорить, ясно, грамотно выражать свои мысли, обладает ли определенными артистическими способностями, умеет ли установить контакт с аудиторией. Далеко не каждый человек отвечает всем этим требованиям, поэтому далеко не каждый может и хочет проводить эту работу.

Если необходимость активной массовой работы во взрослой библиотеке сомнению, то в детской библиотеке таких вопросов не возникает. Массовая работа в детской библиотеке имеет свои особенности: она развивает, воспитывает ребенка, помогает через книгу найти ориентиры и выстроить свой жизненный путь. Она имеет множество разнообразных форм, способных дать ребенку знание о книгах, привить любовь к чтению, вкус к информации.

Традиционные формы массовой работы

День информации, день специалиста, библиографический обзор, обзор библиотечной выставки, обзор библиографических пособий, тематические обзоры - об этих формах массовых мероприятий мы с вами уже говорили в прошедшем году на семинаре, посвященном справочно-библиографическому обслуживанию, поэтому сегодня лишь упоминаем о них.

Читательские конференции – активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конференции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зрения, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мнение или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискуссионны, в их основе лежит обсуждение прочитанного.

Виды читательских конференций:

1. По произведениям художественной литературы: по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой (тематические), по творчеству отдельных авторов.

2. Конференции по изданиям специальной литературы (являются своеобразной формой повышения квалификации в трудовых коллективах).

5. Читательско-зрительские конференции – обсуждение произведения связано с экранизацией его. Обсуждается трактовка режиссером идеи произведения, как выражена авторская позиция и т. д. От библиотекаря, в данном случае. требуется и знание специфики кино.

4. Заочные читательские конференции – через средства массовой информации. В данном случае, шире охват аудитории, больше возможности ознакомиться с мнением других читателей в любое удобное время и т. д.

Этапы подготовки и проведения читательских конференций:

— выбор книги – учитывается проблемность произведения, неоднозначная оценка критиков и читателей, актуальность; позиция библиотекаря – пропаганда лучшей литературы. Удачный выбор произведения определяет успех конференции;

— определение читательского назначения, выбор аудитории – желательно, чтобы она была однородная: участники чувствуют себя более раскованно, охотнее высказывают свое мнение;

— пропаганда произведения, литературы о нем и о творчестве автора: подбирается материал с целью ознакомления читателей. Также оформляются книжные выставки;

— разработка вопросов к конференции – один из наиболее сложных интеллектуальных этапов подготовки, требующий специальных знаний, творческого подхода. Эффективный метод – постановка вопроса, проблемы; акцентировать позицию автора; освещение художественных особенностей произведения;

— подготовка аудитории к мероприятию – важно создать атмосферу непринужденного общения, где нет конкретно ведущего и отвечающего, а есть диалог, общение на равных.

Большое значение имеет оформление мероприятия: книжные выставки, иллюстрации, фотографии, музыка и др.

— фиксация читательской конференции – в современных условиях ведут аудио- или видеозапись мероприятия, что позволяет лучше проанализировать его, сохранить историю библиотеки.

Несмотря на спад интереса к читательским конференциям, все же библиотеки должны осваивать и развивать данную форму деятельности, т. к. это один их основных методов пропаганды книги.

Литературный вечер – одна из самых распространенных форм библиотечных мероприятий Часто — это литературно-музыкальный вечер. Это достаточно мобильное мероприятие – можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы и атрибуты. В основе литературного вечера лежит сценарий.

Очень актуальными и популярными в деятельности библиотек стали дискуссии, диспуты. Эти формы способствуют приобретению навыков межличностного общения, воспитывают умение слушать, принимать чужое мнение и формулировать собственное, учат культуре полемики. Целесообразно включать элементы дискуссии в групповые беседы, библиографические обзоры, лекции, особенно адресуемые молодежи.

Реализовать цели мероприятия, определить содержание, логику дискуссии помогает вопросник, предварительно составленный библиотекарем. Его вывешивают рядом с объявлением о конференции, диспуте, публикуют в пригласительном билете и он выполняет функцию своеобразной программы мероприятия. Вопросы не должны допускать однозначные ответы.

Устный журнал – традиционный метод деятельности. Отличительная особенность – отражение актуальных, волнующих многих, проблем. Имеет периодичность.

Этапы подготовки:

— Выбор названия: определяется целевым и читательским назначением и служит визитной карточкой, или – брендом журнала.

— Определение состава редакционной коллегии. Кроме библиотекаря обычно туда входят специалисты в различных областях, авторитетные лица, краеведы, представители СМИ – все, кто могут содействовать работе.

— Разработка основных рубрик. Аналогично периодическим изданиям должны быть рубрики, разделы: «Проза», «Поэзия», «Встречи с интересными людьми» и т. д.

— Разработка оформления. Обложка, титульный лист, заголовки рубрик, иллюстративный материал, разнообразные символы и атрибуты – составляющие успеха журнала.

Инновационные формы массовых мероприятий

Литературное ревю. Ревю - представление, обозрение.

Это краткий рассказ основной сюжетной линии художественного произведения, опубликованного в последних номерах литературных журналов или новой книге.

Проводится в течение 20-30 минут. Количество представленных произведений для информационного обозрения не ограничено.

Цель- - оперативная информация о последних публикациях (новинках литературы), представление о том, что печатается в прессе.

Час интересных сообщений. Рассчитан на широкий круг читателей. Разрабатывается и проводится на одну определенную тему, требующую длительной подготовки и сбора материала (например, «НЛО», «Тайны древних цивилизаций» и т. д.). Содержание часа должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать читателя, заставить обратиться к источнику информации и прочитать самостоятельно рекомендуемую литературу. Материал «часа» группируется по принципу беседы, лекции. Завершается мероприятие кратким информационным обзором источников, на основе которых построен весь текст. Проводится не более 45-60 минут.

Литературный этюд

Мероприятие посвящается поэзии и, как правило, проводится к юбилейной дате поэта. Ведущие рассказывают о его жизни и творчестве.

Хорошо включить в программу художественное чтение стихов. Если имеются стихи, на которые положена музыка, то они должны прозвучать.

В подготовленных выступлениях ведущие этюда наряду с повествованием дают краткую критическую оценку творчества поэта, отзывы современников.

На мероприятии желательно использовать иллюстративный материал: фотографии, слайды, портреты и т.д., сопроводив их комментарием о периоде жизни юбиляра, который они запечатлели.

Проведение мероприятия должна сопровождать тихая мелодия, музыкальные паузы.

Исторический калейдоскоп

Посвящается историческому событию, знаменательной дате календаря.

Мероприятие строится с учётом рассматриваемой темы. Состоит из небольших блоков, связанных общностью тематики. Разделяют блоки музыкальные паузы исторической направленности.

Форма каждого блока различна, но каждая по времени не превышает 10 минут проведения.

Разновидностью являются экологические, литературные, краеведческие и т.д. калейдоскопы.

Мероприятие рассчитано на детскую аудиторию.

Литературная мозаика

Мероприятие строится из небольших, быстро сменяющих одна другую, форм подачи материала о книгах. Каждая отдельная форма мероприятия не превышает 5 минут проведения.

С целью усиления внимания к теме в программу следует включить музыкальные заставки между формами.

Соединенные воедино маленькие кусочки - формы дают общее представление о теме мероприятия в целом.

Краеведческие посиделки

Камерное мероприятие. На него обычно приглашаются 20-25 человек.

Главное действующее лицо посиделок - рассказчик в образе радушной хозяйки, сердечно принимающей у себя в доме - «светелке» своих гостей, пользователей библиотеки.

Помещение, где проходят посиделки, следует украсить домоткаными половиками, вышитыми полотенцами, домашней утварью времен старины данной местности. Неплохо использовать прием оформления спектакля: декорации с нарисованной печкой, кроватью с горой подушек и одеял.

Основное содержание таких встреч - увлекательный рассказ хозяйки, посвященный какой - либо теме из истории города или краеведческому событию.

В него органически вплетаются пословицы, поговорки, легенды и преданья, загадки.

Оживят посиделки забавные и веселые истории, пересказанные участниками встречи, воспроизведенные из книг краеведческие события, задушевная песня.

Мероприятие будет содержательным, если играя и развлекаясь, слушатели смогут узнавать новое, неизвестное из исторического прошлого своей малой родины.

А завершаются посиделки литературными подарками (благодарностью хозяйке) и чаепитием с вареньем и пирогами, выпекаемыми в данной местности издавна.

Без угощения из «светелки» не уходит ни один гость.

Возможно проведение фольклорных, литературных посиделок и т.д..

Фитобар

Мероприятие требует значительной подготовки, большого просмотра и подбора материала по лекарственным растениям и целебным травам.

Для этого вечера следует подобрать «памятники» литературного творчества о растениях: стихи, песни, мудрые мысли, афоризмы, загадки, выдержки из текста поэм и т.д..

В основе мероприятия лежит выставка. На ней могут быть представлены букеты из лекарственных растений, сухие сборы, интересные рецепты приготовления настоев и отваров из трав. Рядом выставляется литература и самые значимые периодические публикации, рядом с ними - экологический дайджест по травам.

Полезным вкладом в программу вечера будет консультация фитотерапевта «как правильно собирать травы», особенности приготовления лекарственных настоев, применение и использование в обиходе отваров из трав.

Можно организовать работу импровизированного «аптечного киоска» с приглашением фармацевта, в котором каждый желающий приобретет лекарственные сборы. К сборам желательно составить рецепты, оформленные в виде рябиновых, березовых листочков и т.д..

Библиотекарь знакомит участников мероприятия с наиболее интересными материалами по теме «фитобара», раздает каждому гостю как «памятку» экодайджест и рецепты красочно оформленных сборов.

Чайный вечер

Разновидностью вечера отдыха является «чайный вечер». Мероприятие включает в себя рассказ об истории чая, возникновении чайной церемонии, традициях русского чаепития.

Викторина сможет сделать вечер более интересным, заинтересовать участников, вызвать желание дать правильный ответ или услышать правильный ответ на незнакомый вопрос, познакомиться с литературой по теме вечера.

В программу вечера можно включить «дегустационный конкурс», требующий определить: каким чаем заварен кипяток в стакане, с какой травкой заварен этот чай, какое варенье представлено на конкурс, какие ягоды можно предлагать к чаю, чтобы сохранить его изысканный вкус и т.д..

Проводится на вечере и другое конкурсное задание. Его участники должны быстро приготовить вкусный чай по собственному рецепту, затем ответить на вопросы ведущего и продемонстрировать умение так составить «чайный букет», чтобы при заварке сохранился его аромат.

Организуется праздничное чаепитие, библиотекарь вручает гостям «литературные советы» в виде листочков смородины или рябиновых кисточек с секретами приготовления чая.

Праздник именинника

Популярная досуговая форма детского утренника. Мероприятие необходимо тщательно подготовить, оформить красочно помещение, где состоится торжество. Зал украшается листочками, снежинками, веточками, цветами в зависимости от времени года. Не лишними будут разноцветные шары, гирлянды.

Заранее изготавливается медаль с пожеланиями для именинника, неплохо оформить к этой дате «берестяную грамоту». Составляется поздравительная открытка, на которую наносится расшифровка имени.

В центре внимания участников «Именинное дерево», на котором висят фанты с заданиями.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является развитие творческого потенциала сотрудников и организация досуга в не служебное время. Для этого создаются культурно-досуговые центры (КДЦ).

Целью деятельности КДЦ является:

Развитие творческого начала личности, содействие формированию интереса к системе творческих объединений, к участию в смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках и т. д.

Задачи КДЦ:

Удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

Организация досуга;

Создание локальной культуры правоохранительных органов, спо-собствование укреплению его имиджа на всех уровнях;

Создание программы вторичной занятости сотрудников правоох ра-нительных органов;

Реализация и укрепление взаимодействия правоохранительных ор-ганов, других общественных организаций, клубов и объединений, а также содействие их работе и развитию.

В результате реализации культурно-массовой работы с сотрудниками правоохранительных органов должны быть сформированы такие качества личности как высокая нравственность, эстетический вкус, положительные моральные, коллективистские и организационные качества.

Деятельность КДЦ реализуется по следующим направлениям:

Организация праздничных мероприятий.

Организация соревнований.

Организация творческих конкурсов.

Организация экскурсий, посещение театров, концертов, выставок.

Таким образом, целями и задачами культурно-массовой работы является:

1. Поднятие культурного уровня сотрудников в целях формирования у них нравственных, духовных, культурных ценностей и потребностей, а также этических норм поведения в обществе.

2. Развитие и стимулирование художественной самодеятельности среди сотрудников.

3. Создание условий для творческой самореализации сотрудников че-рез художественную самодеятельность и культурно-массовую работу.

4. Создание единого административного аппарата способного скоординировать и оптимизировать взаимодействие командования органов со всем спектром творческих коллективов сотрудников.

5. Информационная, организационная и административная поддержка, как существующих творческих коллективов сотрудников, так и вновь создающихся.

6. Участие творческих коллективов сотрудников и отдельных исполнителей в фестивалях и конкурсах.

7. Организация культурного досуга сотрудников через массовые мероприятия, в проведении которых принимает участие большое число самих сотрудников.

8. Организация и проведение концертов и творческих встреч с сотрудниками профессиональных коллективов и исполнителей.