Приметы

Скобцева об отношении к ней бондарчука старшего. Ирина Скобцева: как за ней закрепилась слава разлучницы и почему любовь к Бондарчуку была запретной. Творческая биография Ирины Скобцевой

В нашей стране Ирину Скобцеву знают как известную актрису, супругу выдающегося советского режиссёра Сергея Бондарчука и мать известного российского кинематографиста Фёдора Бондарчука. Личная жизнь Ирины Скобцевой до сих пор интересует журналистов, но актриса не любит о ней рассказывать.

Семья Ирины Скобцевой

Тула является родным городом для Ирины Скобцевой. Здесь прошло детство будущей актрисы. Ее отцу Константину довелось работать в управлении метеорологической службы, а мама Скобцевой Юлия служила архивариусом.

Когда Ирина училась в школе, началась война. Все старшеклассники вынуждены были перейти на самостоятельное изучение школьных предметов. В то время будущая звезда советского кино ещё не мечтала стать актрисой. После школы биография Ирины Скобцевой была связана с МГУ, где она училась на историческом факультете по специализации искусствоведение.

В это же время она встретила Алексея Аджубея, и личная жизнь Ирины Скобцевой изменилась. Этот красивый и умный молодой человек стал её первым мужем.

Творческая биография Ирины Скобцевой

Когда девушка училась в МГУ, то была участницей различных творческих конкурсов и актрисой студенческого театра. Окончив ВУЗ, она стала студенткой Школы-студии МХАТ, диплом которой Скобцевой вручили в 1955 году.

После этого её родным домом стал Театр-студия киноактера, где Ирина провела свою молодость. В 1971 году её пригласили на должность преподавателя во ВГИК, где она долгое время обучала студентов актеёскому мастерству.

Фильмы в главной роли с Ириной Скобцевой

Творческая биография Ирины Скобцевой тесно связана с режиссером Сергеем Юткевичем, который дал ей путевку в большое кино. Девушка ещё была студенткой, когда на неё обратил внимание мэтр советского кинематографа. Он в то время готовился к съёмкам фильма «Отелло» по знаменитой пьесе Шекспира.

В итоге Дездемону в картине сыграла Скобцева. После премьеры этой киноленты она проснулась знаменитой и даже была приглашена на легендарный Каннский кинофестиваль, где её назвали «Мисс шарм».

После «Отелло» Скобцеву ждали главные роли во многих известных советских фильмах. В «Иване Франко» актриса сыграла Людовику Шанкевич. В «Серёже» Игоря Таланкина и Георгия Данелии она блистала на экране вместе со своим мужем Сергеем Бондарчуком.

Знаменитый советский комедиограф Эльдар Рязанов снял её в «Зигзаге удачи» в роли Лидии Сергеевны. В «Человеке в штатском» актриса перевоплотилась в баронессу Изольду фон Остен-Фельзен.

Звезда советского кино играла много запоминающихся второстепенных персонажей. Муж Ирины Скобцевой Сергей Бондарчук пригласил её в свою «Войну и мир», в которой актриса исполнила Элен Безухову.

В романтических «Белых ночах» она стала герцогиней, в лирической комедии «Я шагаю по Москве» - дамой с зонтиком, в социальной комедии «Тридцать три» - психиатром Верой Сергеевной, в «Оводе» - матерью главного героя, в «Борисе Годунове» - хозяйкой корчмы, а в детском мюзикле «Мэри Поппинс, до свидания!» - миссис Парк.

Новый век

Личная жизнь Ирины Скобцевой всегда была тесно связана с кино, так как её муж, дети, а теперь и внуки приглашали её в свои проекты. Например, сын Федор Бондарчук уже в новом тысячелетии снял свою мать в «Обитаемом острове».

Творческая биография Ирины Скобцевой в двухтысячные годы продолжила развиваться с новой силой. Российские режиссёры приглашали умудрённую жизненным опытом актрису в свои фильмы и сериалы. В «Семейном ужине» она сыграла Ксению Васильевну, в «Синдроме дракона» - Маргариту Петровну, в «Янтарных крыльях» - Елену Сергеевну, в «Белой гвардии» - Марию Францевну Най-Турс, а в «Золоте» - мать главного героя в исполнении Сергея Безрукова.

Культовый советский и российский режиссер Станислав Говорухин пригласил Скобцеву в свою мелодраматическую комедию «В стиле jazz» на роль бывшей тёщи главного героя. В комедийной мелодраме Резо Гигиенишвили «Жара» она сыграла хозяйку квартиры, а в «Чёрном принце» - бабушку.

Последняя на данный момент работа актрисы в кино - один из главных персонажей «Тайны темной комнаты». Этот фильм снят в жанре детской приключенческой мистики.

Личная жизнь и мужья Ирины Скобцевой

Во время учебы в Московском государственном университете будущая звезда советского кино влюбилась в Алексея Аджубея, который занимался на журналистском факультете в этом же ВУЗе. У молодого человека к тому времени в кармане уже был диплом Школы-студии МХАТ. Бракосочетание молодой пары состоялось в 1945 году. Они были вместе в течение четырех лет. Затем муж Ирины Скобцевой встретил дочку Никиты Хрущева Раду и ради неё развелся с супругой.

Второй знаменитый муж

В 1955 году личная жизнь Ирины Скобцевой претерпела существенные изменения. На съёмочной площадке фильма «Отелло» она встретила знаменитого Сергея Бондарчука, который играл в картине главную роль.

В то время его официальной супругой была звезда советского кино Инна Макарова.

В 1959 году Бондарчук вступил в новый брак. Фото звёздной пары в то время не сходило с обложек советских журналов.

Муж Ирины Скобцевой умер в 1994 году. За время совместной жизни актриса родила ему дочку Алёну и сына Фёдора. Дети Ирины Скобцевой и Сергея Бондарчука также освоили творческие профессии. Мало кто в нашей стране не знает успешного режиссёра, актёра, продюсера и телеведущего Федора Бондарчука.

Смерть дочери Ирины Скобцевой

Личная жизнь Ирины Скобцевой, кроме смерти мужа, связана с ещё одной большой трагедией. В 2009 году не стало её дочери Алёны, которая страдала от онкологического заболевания.

Актриса не любит разговаривать с журналистами на эту тему и до сих пор сильно переживает потерю близкого человека. Дочь Ирины Скобцевой также, как и мать, была актрисой.

Современность

Легенда советского кино воспитала своих внуков Константина Крюкова, Сергея и Варвару Бондарчуков, а сейчас занимается правнучками - Верой, Маргаритой и Юлией.

Скобцева работает над мемуарами, любит читать книги, посвящённые актёрам, театру и кинематографу.
В 2016 году она сильно травмировалась, в результате чего сломала бедро и руку. Это произошло ночью в домашней обстановке. Актрису пришлось дважды оперировать.

В начале следующего года на творческом вечере звезды советского кино в Московском художественном театре собрался полный зал. На мероприятии был и сын Ирины Скобцевой. Он пришёл на него со своей новой возлюбленной. Актриса Паулина Андреева неожиданно вошла в жизнь российской знаменитости. В этот вечер в адрес актрисы звучали тёплые слова от Игоря Золотовицкого, Олега Табакова, Игоря Верника и её внука Константина Крюкова.

Через пару месяцев на территории кинотелевизионного комплекса «Главкино» состоялось открытие мемориального кабинета Сергея Бондарчука. Памятная экспозиция, представленная в этом месте, рассказывает о легендарной киноэпопее «Война и мир». Здесь можно увидеть видеозаписи о знаменитом советском кинорежиссёре, его фотографии, а также заняться осмотром кинокамер, на которые снимали культовую киноленту, реальных кресел и стола Бондарчука.

Биография Ирины Скобцевой была очень насыщенной разными хорошими и плохими событиями, но актриса навсегда вошла в золотой фонд отечественного кинематографа.

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева. Они были самой красивой парой советского кино. Изящная, женственная, утонченная Скобцева и сильный, волевой, мужественный Бондарчук... История их любви началась во время съемок шекспировской трагедии «Отелло». На экране Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева блестяще воплотили бессмертные образы ревнивого мавра и венецианской красавицы. Нередко случается, что у актеров экранный сюжет переплетается с жизнью. Но в данном случае действительность оказалась гораздо счастливее одного из самых трагичных любовных сюжетов мировой культуры. Роман Бондарчука и Скобцевой положил начало крепким семейным отношениям. Сама Ирина сказала об этой ситуации не без юмора: «Сначала он меня задушил, а потом он на мне женился». Впервые они увидели друг друга на вернисаже в Акаде­мии художеств, где проходила выставка очень известного тогда живописца, пятикратного лауреата Сталинской пре­мии Василия Ефанова. По словам Ирины Скобцевой, это была почти мистическая история. Однажды, отдыхая в Доме творчества художников, красавица Скобцева, тогда еще студентка Школы-студии МХАТа, согласилась позировать Ефанову для портрета. Неудивительно, что на выставке среди прочих картин художника было представлено и ее изображение. Ирину пригласили на вернисаж, куда в один из дней она и отправилась. «Войдя в зал, я сразу заметила у моего портрета человека, который его внимательно раз­глядывал, – вспоминает актриса. – Я узнала Сергея Бон­дарчука. Он был уже тогда очень знаменит. Народный ар­тист, лауреат... А кто была я? Девчонка, студентка, еще не определившаяся в жизни. Он тоже узнал "модель" и подо­шел ко мне сам. Состоялся короткий, ни к чему не обязы­вающий разговор. Казалось, продолжения не последует, но жизнь рассудила иначе...» Жизнь действительно рассу­дила иначе, распорядившись по-своему. Сергей Бондар­чук без памяти влюбился в ту, чей портрет так привлек его внимание. И случилось это совсем скоро, когда Судьба вновь свела их вместе – на этот раз на съемочной пло­щадке киностудии им. Горького. Ирина Скобцева училась на последнем курсе Школы-студии МХАТа, когда при­знанный мастер отечественного кино режиссер С. Ютке­вич, работавший над экранизацией трагедии Шекспира «Отелло», пригласил ее принять участие в конкурсных ки­нопробах на роль Дездемоны. Это была одна из интерес­нейших и вместе с тем труднейших ролей классического репертуара. Поначалу режиссера привлек лишь внешний облик актрисы: женственная и обаятельная, красавица Скобцева как нельзя лучше соответствовала образу Дезде­моны. Однако не только красота дебютантки помогла ре­жиссеру выбрать именно ее среди многочисленных пре­тенденток на роль. Кинопробы показали, что за внешней сдержанностью и даже строгостью Скобцевой скрываются эмоциональность и умение тонко чувствовать. Позднее из­вестный кинорежиссер И. Таланкин скажет, что для Ири­ны Скобцевой характерно удивительное сочетание «кра­соты, женственности, ума и высокой образованности». На роль Отелло в картине был утвержден Сергей Бондарчук. В те годы он уже был очень известным, узнаваемым акте­ром, имел немало званий и наград. За свою дипломную работу – роль в картине «Молодая гвардия» (1948 г.) – Сергею Бондарчуку присудили Сталинскую премию. Этот актер всегда бил в десятку. В 1952 году он снялся в глав­ной роли в фильме «Тарас Шевченко» и получил премию на Международном кинофестивале в Карловых Варах. На родине он так понравился Иосифу Сталину, что тот на­звал его «истинно народным артистом». Наутро после пра­вительственного просмотра фильма о великом поэте Ук­раины 32-летнему Бондарчуку дали звание народного. Он стал самым молодым народным артистом СССР, минуя все промежуточные звания. Фильм «Отелло» принес акте­ру и мировую известность, но, главное, он подарил ему настоящую любовь, самую большую любовь в его жизни. В то время как на съемочной площадке бушевали шекс­пировские страсти, у Ирины Скобцевой и Сергея Бондар­чука вспыхнул роман. Оказалось, что актеры готовы ре­шительно опровергнуть замысел великого Шекспира: в отношениях Отелло и Дездемоны явно обозначился счаст­ливый финал. Правда, и Сергей Бондарчук, и Ирина Скоб­цева не были в то время свободны, у каждого из них была семья. Бондарчук был женат (это был его второй брак) на актрисе Инне Макаровой, свадьба с которой состоялась во время съемок фильма «Молодая гвардия» (1948 г.), где Сергей Бондарчук сыграл роль партийного руководителя Валько, а Инна Макарова – Любку Шевцову. 21-летняя Макарова покорила сердце видавшего виды Бондарчука. Поначалу она даже называла своего 28-летнего супруга «взрослый дядечка». Вместе они прожили 10 лет. Их дочь Наталья Бондарчук стала впоследствии известной актри­сой и режиссером. Ирина Скобцева в те годы тоже была замужем – за студентом МГУ, красавцем Алексеем Аджу-беем. Тем самым, который впоследствии стал зятем Ники­ты Хрущева. Когда Бондарчук и Скобцева поняли, что их отношения серьезны, и решили пожениться, их браку вос­препятствовали все – начиная от коллег-актеров и закан­чивая политиками самого высокого ранга. «Прежде чем мы объединились в семью, прошли через многочисленные преграды и внушения аж на правительственном уровне, – вспоминает Ирина Скобцева. – Нас вызывали в ЦК КПСС – по моральному вопросу, не выпускали вдвоем на зарубежные премьеры. А успех у "Отелло" был огром­ный, нас приглашали с картиной по всему миру. Года три мотали нам нервы. Однажды, это был пятьдесят восьмой год, мы должны были улетать в Англию, а накануне вече­ром мне сообщили, что я не еду. И Сергей Федорович прямо с аэродрома приехал ко мне, сказал, что больше никуда без меня не поедет». Ничто не могло повлиять на решение Бондарчука связать свою судьбу с Ириной Скобцевой. Однако, как вспоминает Ирина Константиновна, «началь­ство разрешило нам пожениться лишь через несколько лет». Их свадьба состоялась в 1959 году. Но, перед тем как рас­писаться, жених поставил невесте два обязательных усло­вия: никогда не расставаться и время от времени давать ему возможность помолчать, хотя бы дня три... С тех пор Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева 35 лет шли по жизни рука об руку. Сразу после свадьбы Сергей Бондарчук переехал жить к Скобцевым – в семью со старомосковским укладом, где ыли бабушка, мама и папа. Приняли его радушно. Глава семьи, отец Ирины Скобцевой, был научным работником Главного управления метеослужбы, а мама всю жизнь про­работала в архивах. Как раз в то время Бондарчук задумал один из своих шедевров – картину «Судьба человека». «Над сценарием мы работали все вместе – моя мама печатала на машинке, папа клеил... После встречи с Сергеем Федо­ровичем вся моя жизнь была подчинена семье и нашей работе, других интересов у меня не было», – вспоминает Ирина Константиновна. Триумф фильма «Судьба челове­ка», где Сергей Бондарчук впервые выступил как режис­сер, принес ему не только звание лауреата Ленинской пре­мии, но и помог улучшить жилищные условия. Из двухкомнатной квартирки Сергей и Ирина вместе с родителями и бабушкой переехали в шикарную квартиру на улице Горького... Дети в семье появились сравнительно поздно. Сергей Бондарчук в то время как раз работал над главной картиной своей жизни – «Война и мир». Съемки эпопеи были грандиозными и длились почти три года. «Алена у нас была "нулевой" серией на картине "Война и мир", а Федя – "шестой", – рассказывает Ирина Скоб­цева. – Ну а карьера... Я только сейчас понимаю, что от многого тогда отказывалась. Начало ведь у меня действи­тельно было блестящим – заметные роли в фильмах "Отел­ло", "Неповторимая весна", "Поединок", "Обыкновенный человек"... Но по-другому поступить не могла, да и не хо­тела. Перед съемками "Войны и мира", помню, Сергей сказал мне: "Я буду снимать картину, а все остальное – твоя забота..." Но картина стала и моим делом: кроме того, что я и сама снималась в роли Элен, наш дом превратился в филиал съемочной площадки. Может быть, в личном плане я многое тогда упустила: никаких "светских" вече­ров, четыре года съемок, постоянные экспедиции, а там – неустроенность, иногда и есть-то приходилось на поднож­ке грузовика, но это была наша с ним жизнь». «Война и мир» стала их самой большой совместной удачей. В кар­тине Бондарчук выступил не только как режиссер, но и как актер – он сыграл Пьера Безухова. Ирина Скобцева исполнила одну из своих лучших ролей, воплотив образ холодной красавицы Элен Курагиной. Роли эти были тем более сложные, что на съемочной площадке им вновь при­шлось как бы «переспорить» не слишком веселый литера­турный сюжет. И все же это был их огромный, во всех смыслах общий успех. Успех не только режиссера и актри­сы. Успех двух любящих людей, единомышленников, вер­ных помощников друг другу... Длительные съемки картины «Война и мир» породили множество слухов о звездных супругах. Пожалуй, самый громкий из них – о романе Сергея Бондарчука с молодой актрисой, сыгравшей роль Наташи Ростовой, 20-летней Людмилой Савельевой. Однако все эти домыслы развеяла сама Ирина Скобцева, сказав, что доверяет мужу и ника­ких измен с его стороны никогда бы не потерпела. У счаст­ливой и самой красивой пары советского кинематографа всегда было немало завистников и врагов. Причем слухи и домыслы, которые вокруг нее распространялись, касались как личной жизни, так и творчества. Особенно достава­лось Сергею Федоровичу. Говорили, например, что круп­ные работы удавались ему лишь потому, что он дружил с сильными мира сего. Даже сегодня Ирине Скобцевой при­ходится опровергать эти слухи: «Друзей у нас было немно­го, и уж совсем не из того мира! Например, с покойным министром обороны Гречко Сергей Федорович встречался только однажды, да и то потому, что маршал хотел, чтобы Бондарчук снял фильм "Битва за Кавказ". А он вместо этого снял "Они сражались за Родину". Так его затаскали по инстанциям. Сергей весь черный ходил. Но не жаловался и ни у кого не просил защиты. Разве только у Всевышне­го... Несмотря на все препоны, снял в картине "Война и мир" крестный ход – помните, как толпы людей идут к Иверской заступнице и пропускают вперед Кутузова? Пе­ред самым Бородино слышно, как молится армия. Его долго убеждали, чтобы он не снимал эту сцену, а он все равно снял, и она получилась одной из лучших в картине. И не­многим известно, что во время съемок киноэпопеи он чу­дом остался жив – в шестьдесят пятом году на несколько минут у него остановилось сердце. И почти то же самое повторилось спустя три года, во время съемок фильма "Ватерлоо"...» Дважды Ирина Скобцева вытаскивала мужа, можно ска­зать, с того света, выхаживала, заботилась, оберегала... Бла­гополучие талантливому режиссеру создавали жена, семья. У Сергея Бондарчука был крепкий тыл. И когда ему было плохо, об этом никто не догадывался. Если бы не жена, как знать, смог ли бы режиссер пережить величайшие взлеты и крутые падения, выпавшие на его долю... «Мама полностью "растворилась" в отце, посвятила ему жизнь, помогала в ра­боте. Моим воспитанием занималась бабушка», – рас­сказывает сын Ирины Константиновны и Сергея Федорови­ча, Федор Бондарчук, ставший известным клипмейкером, актером и режиссером. Семья всегда оберегала Сергея Бон­дарчука, особенно когда у него случались огромные переры­вы между картинами – по три-четыре года. Тяжелые време­на для мастера, который всегда говорил, что кинематограф – не пирожное, а хлеб, необходимый людям. Но зато когда уж работа была – все кипело вокруг Бон­дарчука. Съемки занимали все его помыслы, все его время, которого на семью и детей почти не оставалось. «Сказать "мало уделял нам внимания" – значит ничего не сказать. Он почти не уделял нам внимания, – вспоминает об отце Федор Бондарчук. – Но влияние на нас все-таки оказал гро­маднейшее. И в большей степени это касается искусства. Кстати, в последние годы его жизни я общался с ним доста­точно плотно именно как с советчиком и другом. Да, отца мне всегда не хватало и безумно не хватает сейчас». В жизни Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой было немало трудностей, невзгод. Одним из таких тяжелых для их семьи периодов стала вторая половина 80-х. Ведь Бон­дарчук и Скобцева символизировали собой советское кино, а с приходом перестройки, когда все рушилось и отверга­лось, ничто советское не приветствовалось. На первый в перестроечный период кинематографический съезд Сер­гея Бондарчука не избрали даже делегатом. Молодые ре­жиссеры, в общем-то «имевшие зуб» на все советское кино, решили отыграться на Бондарчуке. Единственным, кто вышел на трибуну V съезда кинематографистов в 1986 году и защитил Сергея Федоровича, обратившись к залу: «Что вы делаете?! Это же предательство!», – был Никита Ми­халков. И все же Бондарчука удалось, нет, не сломать, но как-то отодвинуть на второй план, и, что еще страшнее, лишить возможности работать. В те годы Бондарчук почти перестал снимать... И когда, в начале 90-х годов, у режиссера появилась возможность снять на итальянские деньги «Тихий Дон», он готов был плакать от счастья. Тем более, что экранизи­ровать роман Шолохова было его заветной мечтой. И ни он и никто другой еще не знали, что этот фильм станет прощальной работой Сергея Бондарчука и что свое послед­нее детище ему увидеть уже не придется. Почти крими­нальная история с исчезновением отснятой ленты «Тихого Дона» оставалась очень долго невыясненной. Позднее ста­ло ясно, что «за кадром» была организована и проведена крупная денежная махинация. Итальянские продюсеры оказались аферистами высочайшего класса, не имевшими никакого отношения к кинематографу. Они обманули ре­жиссера, скрывшись вместе с черновым смонтированным вариантом фильма – «Тихий Дон» был практически го­тов. Картина за долги была арестована одним из банков Италии, сам видеоматериал хранился в Риме на киносту­дии, а вот звуковую запись продюсер увез и спрятал в Лон­доне. Что касается прав режиссера на картину, то в кон­тракте о них не было ни слова. Для неопытного в таких вопросах Сергея Бондарчука это стало полной неожидан­ностью. Телефонные переговоры и десятки писем ни к чему не привели. Эта история, полная отчаяния и боли, сократила последние годы жизни мастера. В октябре 1994-го сердце режиссера остановилось: он не смог пережить слу­чившегося. Распутать юридический и финансовый клубок в исто­рии с «Тихим Доном» не удавалось долгие годы ни госу­дарственным, ни частным структурам. И вот, спустя 13 лет, долговой конфликт был наконец решен. Последняя кар­тина Сергея Бондарчука вновь на Родине. Когда материал привезли в монтажную мастерскую, все вздохнули с об­легчением: пленка хорошо сохранилась. Единственное, что не удалось вернуть, – звуковой материал. Его, как и му­зыку к картине, придется писать заново. Главная задача – восстановить «Тихий Дон» именно таким, каким его хотел видеть Сергей Бондарчук. Ориентиры – черновой монтаж самого режиссера, его записи и, конечно, воспоминания Ирины Скобцевой, которая вместе со своими детьми сде­лала все, чтобы картина, снятая ее мужем, вернулась в Россию. «Бондарчук считал, что "Тихий Дон" – это фильм о любви, не о любви мужчины к женщине, хотя и это тоже есть, а о любви к Родине, о любви к Отечеству, о любви семейной, о любви братской». Существует мнение, что жить с гением очень трудно. Но Ирина Скобцева, которая всегда с неизменным тактом ис­полняла партию жены своего мужа, выдающегося мастера экрана, говорит по этому поводу так: «Некоторые люди уве­рены, что они гении, и начинают играть свою гениальность. Бондарчук жил в собственном лице, в поисках гармонии, и настолько мало ему было отпущено времени, чтобы снять "Войну и мир", "Ватерлоо" и 10-серийный фильм "Тихий Дон", что вся жизненная шелуха от него отлетала. Он никогда не изображал из себя гения. Когда-то в далеком прошлом их соединил киноэкран – первую московскую красавицу и кубанского парня со жгу­чими «казацкими» глазами. Они впервые сыграли вместе на одной съемочной площадке. Сыграли виртуозно, блес­тяще – быть может, потому, что за придуманной любовью шекспировских героев скрывалось их настоящее чувство.Бондарчук и Скобцева – это не только два символа советского кине­матографа, но и два верных спутника жизни, которых со­единили любовь, семья и творчество...

На сцене он ее задушил, а в жизни поставил условие никогда не расставаться. Им вдвоем пришлось пройти через испытания, сплетни, агрессию и даже внушения со стороны партийного руководства страны.

Семья Сергея Бондарчука строилась непросто. Но в ней была любовь.

Первые встречи



Впервые они повстречались на троллейбусной остановке. В тесной толчее общественного транспорта Ирина Скобцева оказалась в окружении нависших над ней больших рук Сергея Бондарчука, только слышала над ухом его тяжелое дыхание. Она едва дождалась остановки и рванула к дому что есть силы.

Портрет Ирины Скобцевой, художник Василий Ефанов.

Во второй раз она увидела его в 1953 году на выставке, где среди прочих картин висел и ее портрет. Художник Василий Ефанов передал ей пригласительный билет, а войдя в зал, Ирина увидела Сергея Бондарчука, который стоял и пристально вглядывался в ее глаза. Он любовался то ли самим портретом, то ли мастерством художника, который писал этот портрет. Ирина, смущенная, покинула выставку. Ей было очень неловко привлекать к себе внимание.

А потом ее, выпускницу школы-студии МХАТ утвердили на роль Дездемоны в фильме «Отелло». Ее партнером стал Сергей Бондарчук. Именно на съемках они поняли, что между ними что-то происходит. Но у него была семья, где подрастала дочь.

Венчание или игра?

Сергей Бондарчук (Отелло) и Ирина Скобцева (Дездемона) в фильме «Отелло».

Когда съемки фильма были окончены, режиссер решил доснять сцену венчания Отелло и Дездемоны. Бондарчука и Скобцеву отправили в Ригу. И вот они стоят в католическом соборе, звучит орган, выходит ксендз, начинается обряд. И кажется, что все по-настоящему. После того, как сцена была снята, Бондарчук категорично заявил своей Дездемоне, что теперь-то она точно от него не отвертится. Она и не собиралась.

Нынешний ксендз Домского собора в Риге, где снималось венчание Дездемоны и Отелло, говорит о том, что во время съемок фильма, когда об этом просят, они проводят не полный обряд. Но для Бога обряд проходит. И так случается, что брак, заключенный в кино, заключается на небесах.
Кажется, с ними произошло именно это. Их брак был заключен на небесах, и судьба их - одна на двоих - предопределена.

Разлучница


Сергей Бондарчук.

Он вернулся после съемок загадочный, глаза его сверкали, а всем коллегам он показывал свои бесчисленные рисунки, на которых была изображена красивая девушка с длинными волосами. Но он не отвечал на вопросы о ней, просто говорил: «Нет, не могу».

Им хотелось быть вместе, они чувствовали тягу друг к другу. А в жизни, в жизни шла невероятная борьба за то, чтобы он не думал уходить от своей жены, Инны Макаровой. Его вызывали к самому высокому руководству, на него давили, угрожали.


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева.

Ирину Скобцеву и Сергея Бондарчука не выпускали вместе на заграничные премьеры «Отелло». Его стыдили. Когда в очередной раз Ирине сказали, что она остается дома, Сергей Федорович прямо из аэропорта приехал к ней. Руководителю поездки заявил, что без Иры Скобцевой он никуда не едет.

Ирина Скобцева.

За ней закрепилась слава разлучницы, безжалостной и бессердечной. Она просто любила. Удивительно, но Ирина Скобцева старалась никак не комментировать возникающие вокруг нее разговоры. Она была счастлива тем, что любимый теперь рядом с ней.

Всегда рядом



Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева.

Им удалось узаконить свои отношения только через четыре года. Сергей Федорович поставил ей всего два условия: никогда не расставаться и давать ему иногда два-три дня для абсолютного молчания. Но разве это условие? Это действительно радость, быть рядом с тем, кого любишь, делать все, чтобы ему было комфортно.


Поначалу они жили в родительском доме Ирины. Бабушка Иры прочитывала с утра газеты, а потом входила к ним в комнату с достоинством королевы, передавала газеты Бондарчуку со словами: «Сергей Федорович, я подчеркнула то, что Вам стоит прочесть!» Это было трогательно, служило символом полного принятия его в семью. А мама Ирины Константиновны с готовностью перепечатывала рукописи зятя, когда в этом была необходимость.

Потом им дали квартиру, куда они переехали все вместе, с родителями Ирины, сдав их двушку государству.

Режиссер и его актриса



Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова, Ирина Скобцева в роли Элен Безуховой в фильме «Война и мир», 1967 год.

Во время съемок «Войны и мира» у них родились дочь Алена и сын Федор. Они так и называли их в шутку, «дети «Войны и мира». Аленушка появилась на свет на нулевой серии, то есть во время утверждения ролей, а Федор осчастливил родителей уже на шестой серии.


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева с детьми.

С того момента, как две человеческие судьбы слились в одну, Ирина Скобцева-Бондарчук стала для своего гениального супруга любимой женой, другом, соратником, помощником, его глазами, голосом, руками. Он снимал кино, а она занималась всем остальным.


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева.

Она неустанно помогала ему в поимках наиболее удачных сцен, когда он начал сам снимать фильмы. А когда он приглашал ее для совместной работы, она играла не просто в полную силу, а даже сверх своих возможностей. Она точно знала: стоит ей где-то не доиграть, допустить хоть одну ошибку, и сразу скажут, что Бондарчук снимает не актрису Ирину Скобцеву, а свою жену, которая явно не дотягивает до своих ролей.


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева со своими студентами.

Когда они стали вместе преподавать во ВГИКе, она всегда смягчала его недовольство своими студентами, мягко напоминая ему, что они еще совсем дети, что со временем у них все получится. А между занятиями, этюдами, репетициями Ирина Константиновна подкармливала учеников пирогами, давала девочкам уроки этикета и учила хорошим манерам. Не зря ведь на Каннском кинофестивале ей присвоили титул «Мисс Шарм».

«Я служу ему до сих пор…»


Сергей Бондарчук.

После пятого Съезда кинематографистов Сергея Бондарчука вывели из правления, да еще и старательно попытались очернить его имя. Какое-то время он оставался невостребованным, находя отдушину в живописи, рисуя все, что попадается на глаза. Потом последовала история с исчезновением уже практически готовой новой версии «Тихого Дона», снятого совместно с итальянцами. Все это очень подкосило здоровье режиссера. А когда поставили диагноз, было уже слишком поздно. Рак легких разъел его изнутри.


Ирина Скобцева.

Он скончался 20 октября 1994 года, успев за два часа до смерти исповедоваться и причаститься. Он ушел, а она осталась, чтобы и дальше служить своему гениальному супругу. Ирина Скобцева до сих пор верно хранит память о своем муже, заботясь только о том, чтобы его имя не было забыто, чтобы тот вклад, который он внес в развитие кинематографа, был оценен по достоинству.

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева прожили вместе 35 лет, стараясь как можно меньше времени проводить в разлуке.

Чтобы женить на себе великого режиссёра, Ирина пыталась повеситься

Чтобы женить на себе великого режиссера, Ирина пыталась повеситься

85-летняя Инна МАКАРОВА сегодня подводит итоги большого жизненного пути. Впервые народная артистка СССР говорит о том, о чем не решалась сказать долгие годы. В том, что клан БОНДАРЧУКОВ раскололся на две части, она винит Ирину СКОБЦЕВУ - вторую жену режиссера.

Энергии Инны Макаровой можно позавидовать. На днях она была в Суздале, сегодня готовится к поездке в Тулу на фестиваль юбилейных фильмов... В уютной квартире на Украинском бульваре гостеприимная хозяйка откровенно рассказала о многих памятных событиях своей долгой жизни.

Мой первый мужчина - Сергей Бондарчук , - признается Инна Владимировна. - Девушки по институту мне завидовали: такой парень за мной ухаживал. Правда, я знала, что он был женат на однокурснице по театральному училищу в Ростове-на-Дону. Звали ее Евгенией. Но Сергей считал себя свободным, так как во время ссоры Женя порвала брачное свидетельство. Вдруг к нам в институт пришла от Жени телеграмма: «У тебя родился сын». Поскольку тогда у нас еще не было отношений, я посоветовала отправить телеграмму с поздравлениями.

- Как ухаживал Бондарчук?

Сергей провожал меня домой из института. Путь был долгим: я снимала угол рядом с заводом «Серп и молот». Первое, что делал при виде меня Сергей, - доставал черный карандаш. Дело в том, что для роли Любови Шевцовой в фильме «Молодая гвардия» мне выщипали брови. Сергею это не нравилось, и он при встрече немедленно их подрисовывал. На прощание целовал меня в щечку, смотрел, как вхожу в подъезд, и шел домой.- В то время интимная жизнь чаще начиналась с первой брачной ночи. У вас тоже? - Нет. Сережа ждал, когда мне исполнится 19. Мы были у кого-то в гостях, и на ночь нас поместили в одну комнату, а кровать только одна. Но Сергей меня не тронул. А когда поехали в Краснодон на съемки «Молодой гвардии», все и случилось. Сережа после этого письмо моей маме написал, просил моей руки. Мама не обрадовалась. Считала, что рискую испортить свой творческий путь. Свадьбы не было: просто расписались.- Вы поженились в 1948-м, а в 1955 году развелись... - Да. У Жени и Сергея родился сын Алеша, а в то время был такой закон, что только рожденные в браке дети могли носить фамилию отца. Мы развелись, и я поехала с Сережей в Ростов, чтобы он оформил брак с Женей и снова развелся. После того как на Алешу оформили документы, Бондарчук тут же с Женей развелся и снова на мне женился.

- Алешу еще видели?

Первый раз Женя его привезла в Москву, когда ему было два годика. Оставила его в театре. Потом Алеша приехал в Москву в 19 лет. Пришел к отцу посоветоваться: куда ему поступать учиться, а Скобцева (вторая жена режиссера. - Н. М. ) его не приняла. Алешка пришел ко мне. Я выписала ему пропуск на студию «Мосфильм», где был отец. Сережа сначала сына не признал, подумал, что журналист, хотел его выгнать. Когда разговорились, Бондарчук денег стал предлагать на гостиницу, а Лешка оскорбился.Лешу тогда я провожала на самолет. С тех пор его не видела. Будучи в Ростове, пыталась разыскать. Узнала, что он окончил французское отделение филологического факультета университета, женат, есть сын. Рассказали, что он исчезает, где-то бродит, потом возвращается.- А мать его видели? - В 90-е годы Женя написала мне письмо. Она преподавала в Ростове музыку, испытывала проблемы с глазами и просила о помощи. Я ей ответила, что договорилась с больницей. Слышала, Женя сейчас в Москве, бедст-вует.

Измены

- Почему ваш брак с Бондарчуком через десять лет распался?

Я уехала на съемки в Болгарию, а Ирина Скобцева с Сергеем - в Ялту работать над «Отелло». Там она хвост распушила: устраивала застолья, доставала хорошее вино, приглашала всех и демонстрировала свои якобы очень личные отношения с Бондарчуком. Чтобы пошли слухи. После съемок «Отелло» ко мне пришел актер Андрей Попов и рассказал об этом романе. Я кричала, что это неправда. Андрей тогда посоветовал: «Поезжай к нему, он так ждет». Сережа действительно мне писал письма, звонил. Я не поехала, сказала только: «Андрюша, через полмесяца он приедет, и все будет в порядке». Так и было, жили еще два года спокойно. Но пошли анонимки. Мать Скобцевой была машинисткой: писала и мне, и ему. Я анонимки рвала и выбрасывала. Но один раз не выдержала. Написано было, что у меня кто-то был во время съемок «Высоты». При Сергее позвонила в съемочную группу: «Эмма, был такой-то человек в группе? Нет? Хорошо». Мать Скобцевой сотнями писала анонимки.


Кстати, после фильма «Высота» меня пригласили в Карловы Вары на фестиваль. Перед отъездом вызвали в ЦК КПСС. Спросили: «Как ваша жизнь?» Говорю: «Объявила Сергею, что жить с ним не буду». Они покачали головами: «Инна Владимировна, примите его обратно, мы хорошо знаем эту семью». Этого я не понимала. Знала, что Скобцева собиралась замуж за Аджубея , но, видимо, были такие же анонимки и его родным. Аджубей в итоге женился на дочери Хрущева .

- Вы первой сказали Бондарчуку, что расстаетесь? - Сергей уезжал на полгода на съемки картины «Судьба человека». Говорю: «Дай мне ключи, не хочу, чтобы она сюда врывалась». Сергей ведь тогда пошел не к ней, а к нашим друзьям - Кларе Румяновой и Анатолию Чемодурову . Писал у них сценарий. Туда пришла Скобцева: «Ничего. Бывает. Люди расходятся, а сценарий мама напечатает». А для Сережи было важно к определенному числу сдать сценарий. И он, как бык на веревочке, к ней пошел. А потом Олег Стриженов рассказал, как она вешалась. Это правда, потому что знаю, она в больнице была, голова у нее дергалась. И он после этого женился. Так все омерзительно было. Дочь наша Наташа была еще маленькая. В первый класс он ее, правда, отвел. Но мы не учли, что к ней станут учителя приставать с расспросами: «Где папа? Где мама?»

Зависть

- Инна Владимировна, кто подал на развод?

Я сказала: «Все сам делай». Он, конечно, ничего не сделал, все Скобцева. Мы с Сережей не выясняли отношений. Было не до этого: разрушилась жизнь, а мы любили друг друга. Но я понимала, что его измены будут снова и снова. Бондарчук долго мучился от чувства вины передо мной и нашей дочерью Натальей.- Имущество вы делили через суд?

Без судов не обошлось. Помимо двухкомнатной квартиры, мы получили земельный участок, где я на свои средства построила домик. Сергей сказал: «Давай я дарственную подпишу на дачу?» Возмутилась: «Я построила, а ты мне ее подаришь?» Чтобы этот вопрос больше не возникал, подала в суд и переписала дачу на себя. Сейчас внук Ваня дом перестраивает.- Алименты тоже через суд отстаивали? - Я собиралась на встречу со зрителями - как раз вышла «Женитьба Бальзаминова». Нарядилась. Тут получаю повестку. Прихожу, народу уйма. Всем хочется посмотреть: Бондарчук с Макаровой разводятся! Сережа спросил: «Как дела?» Я: «Твоими молитвами. Можно было и без меня все сделать. Что ж, пусть будет суд!» Дело упиралось в алименты. Адвокат все пытал меня: «Сколько вам надо? 1000 или 2000?» - «Не знаю. Сколько положено, столько и присудите». Не выдержала и ушла из зала суда. В результате получала на Наташеньку 1200 рублей в месяц старыми.

- Почему Бондарчук ни разу не снял вас в своей картине?

Скобцева бы истерику закатила! В 1985 году я получила звание народной артистки СССР, так Сережа только через полгода меня поздравил. Его как раз начали громить. Эмиль Лотяну на студии «Мосфильм» выступил против Сергея. Было собрание, и я сказала Лотяну: «Ты что, с ума сошел?» Вижу, Сергей идет и говорит: «Народная артистка, народная артистка...» А дома ему голову «чесали». И он пришел на поклон, чтобы Скобцевой тоже дали народную СССР. Секретарша министра мне потом рассказала. Такой крик стоял: «За что давать ей народную? Где эти роли?»

- От кого вы узнали, что получили звание народной? - У Клары Лучко , когда говорила мне об этом, глаза горели ненавистью. Она была очень завистливая. Ненавидела меня за то, что муж-красавец и у меня жизнь успешно складывается. Клара получила народную СССР раньше меня. Помог ей в этом муж - Дмитрий Мамлеев (первый зам председателя Комитета по печати СССР. - Н. М. ). Ее объявили уже, что награждают, а меня - нет. И Мордюкова говорит: «Инна, что происходит? Ну какая же она народная СССР?» Я не знала, что сказать. И через два дня объявили меня.

Встретила как-то Клару на приеме. «Инна, видишь, хромаю. Что делать?» А у нее картина в Ленинграде. «Клара, как ты можешь? Немедленно в больницу!» Она послушалась, и тут приходит телеграмма из Ленинграда: вызывают на съемки. А у нее жажда славы. Говорю: «Клара, не надо, не езжай». Но она написала заявление, что претензий к врачам не имеет. В итоге тромб в ноге оторвался и дошел до сердца. Думаю, у Клары была плохая наследственность: ее мать была революционеркой, убивала и на этой почве сошла с ума. Дочь Клары Ксюша рассказывала, как родная бабка щенка убила и ей подложила.

Воздыхатели

- После Бондарчука вы 12 лет не выходили замуж.

За мною ухаживали интересные мужчины, но мне никто не был нужен. Бегал хозяйственник из Министерства иностранных дел. Когда строила дачу, мы с ним встретились, поскольку поселок этого министерства был рядом. Был влюблен один режиссер. Он на десять лет моложе был, а мне этого не хотелось, я привыкла, чтобы меня опекали. Однажды на официальном приеме рядом сидел Иван Козловский . Комплименты бросал, звал куда-то. Я домой уехала. Звонок: «Поедемте вместе». Говорю: «Нет». И тогда он запел романс. Зажав ладонью трубку, шепотом стала подзывать маму: «Скорее, скорее, Козловский поет!» Когда он смолк, я сказала: «Простите!» - и повесила трубку.

Сережа Бондарчук ко мне приходил и когда уже жил со Скобцевой. Как-то во время съемок «Войны и мира» сказал дочери: «Была бы ты постарше, я бы тебя на Наташу Ростову попробовал». Жаль, конечно, но Скобцева все равно бы не позволила, она мою Наташу не жаловала. После развода Сергей приходил, говорил: «Инна, что мне делать? Бросить ее? Она внизу сидит в машине с ребенком». - «Ну, что ты! Боже упаси!» - только и отвечала.

- Получается, он ее не любил?

Впервые об этом рассказываю. Все последующие годы, когда Сергей приходил ко мне, часто спрашивал: «Ты как?» Он будто хотел убедиться, что мне без него хорошо. Сам он счастливым не выглядел. Однажды поинтересовалась: «Сережа, ты ее хоть любишь?» Он помолчал и ответил: «По-моему, нет». Меня эти слова поразили. Мне показалось, что он Скобцевой боялся. Все время жаловался. Как-то спросила: «Сережа, правда, что отец у нее профессор?» - «Какой он профессор? У холодильника околачивается, пьет». Мать ее люто ненавидел. Не знаю, как они там жили, но Сергей Герасимов однажды сказал: «Как он там неуместен!»- А Наташа бывала у них? - Ирина все тянула с приглашением Наташи. И вот она пришла. Сережа поставил какую-то пластинку. Скобцева говорит: «Сделай тише, дети спят!» Сережа на полную включил. Хотел тем самым сказать: «Заткнись, тут дочь пришла».

Муж-пульмонолог

- Чем покорил вас Михаил Перельман?

Как врач, он спас меня. Я приехала из Сирии с камнем в почках, который не выходил. И он поставил меня на ноги. Миша был женат, его жена - патологоанатом, фронтовичка. Он приехал из Ярославля, снял у нее комнату. Женился не по любви, поэтому она все понимала. Я ее никогда не видела. У Миши в том браке было двое детей-двойняшек. Не бросает, помогает.

- Ваш муж рассказывал о болезни Бондарчука?

Миша видел анализы Сергея. Рак желудка. Срочно надо было операцию делать, а он на съемки в Италию поехал. Деньги зарабатывал. Когда Сергей лежал в ЦКБ, Миша мне позвонил: «Инна, Бондарчук стоит в коридоре. Не знаю, как он нашел силы добраться сюда из палаты. Позвать?» Что я могла ему сказать? «Не надо, не зови». Не хотела, чтобы Миша услышал разговор, да и помочь Сергею ничем не могла. Через неделю он умер.- Почему вас не было на похоронах? - Не хотела спектакля. Одна пришла на Новодевичье кладбище. Место низкое, нехорошее. Скобцева говорит: «Там мне местечко найдется». Придуряется. Там же их дочь Алену похоронили. О себе знаю, что с Мордюковой буду рядом. Как-то ей сказала: «Мы с тобой недалеко друг от друга будем».

Вор и наркоман

- Дети Сергея Бондарчука, Наташа и Федор, общаются друг с другом?

Нет. Наташин сын Иван Бурляев поругался с Федором из-за музыки к фильму «9 рота». Это безобразие: дядя украл музыку. Ваня в суд идти хотел. Я потребовала, чтобы сор из избы не выносили. Это точно его музыка, потому что я ее слышала. И вдруг в титрах нет фамилии Бурляева, а стоит имя другого композитора. Я Федору не звонила: жирно будет. Музыку Иван больше для него не пишет. Никто из нашей семьи с Федором не общается. Федька сидит на наркотиках, а это ужас. Врачи мне говорили, когда зашел разговор о нем.

- Федор задумал снимать эпопею «Сталинградская битва». Достойная альтернатива «Войне и миру»? - Как можно Федьке доверить «Сталинградскую битву»?! Что он знает об этом? Он видел эти эшелоны, которые уходили на войну? И как с его понятиями о чести и достоинстве можно доверять ему такую картину?! Как актер он хорош, у него есть свое, особенное, что не сыграешь. Но как режиссер - не очень.

Прикинь!

* За роль Любки Шевцовой в «Молодой гвардии» Инне Макаровой дали Сталинскую премию.- Выписали 100 000 рублей на семь человек. Режиссеру Герасимову, оператору Раппопорту и пяти актерам. Первое, что мы сделали с Лялей Шагаловой , купили мутоновые шубы. Померить в магазине не дали, и шуба оказалась мне до пят. Зато тепло было, - смеется Инна Владимировна.


На сцене он ее задушил, а в жизни поставил условие никогда не расставаться. Им вдвоем пришлось пройти через испытания, сплетни, агрессию и даже внушения со стороны партийного руководства страны. Семья Сергея Бондарчука строилась непросто. Но в ней была любовь.

Первые встречи


Впервые они повстречались на троллейбусной остановке. В тесной толчее общественного транспорта Ирина Скобцева оказалась в окружении нависших над ней больших рук Сергея Бондарчука, только слышала над ухом его тяжелое дыхание. Она едва дождалась остановки и рванула к дому что есть силы.


Во второй раз она увидела его в 1953 году на выставке, где среди прочих картин висел и ее портрет. Художник Василий Ефанов передал ей пригласительный билет, а войдя в зал, Ирина увидела Сергея Бондарчука, который стоял и пристально вглядывался в ее глаза. Он любовался то ли самим портретом, то ли мастерством художника, который писал этот портрет. Ирина, смущенная, покинула выставку. Ей было очень неловко привлекать к себе внимание.

А потом ее, выпускницу школы-студии МХАТ утвердили на роль Дездемоны в фильме «Отелло». Ее партнером стал Сергей Бондарчук. Именно на съемках они поняли, что между ними что-то происходит. Но у него была семья, где подрастала дочь.

Венчание или игра?


Сергей Бондарчук (Отелло) и Ирина Скобцева (Дездемона) в фильме "Отелло". / Фото: www.mtdata.ru

Когда съемки фильма были окончены, режиссер решил доснять сцену венчания Отелло и Дездемоны. Бондарчука и Скобцеву отправили в Ригу. И вот они стоят в католическом соборе, звучит орган, выходит ксендз, начинается обряд. И кажется, что все по-настоящему. После того, как сцена была снята, Бондарчук категорично заявил своей Дездемоне, что теперь-то она точно от него не отвертится. Она и не собиралась.

Нынешний ксендз Домского собора в Риге, где снималось венчание Дездемоны и Отелло, говорит о том, что во время съемок фильма, когда об этом просят, они проводят не полный обряд. Но для Бога обряд проходит. И так случается, что брак, заключенный в кино, заключается на небесах.
Кажется, с ними произошло именно это. Их брак был заключен на небесах, и судьба их - одна на двоих - предопределена.

Разлучница


Он вернулся после съемок загадочный, глаза его сверкали, а всем коллегам он показывал свои бесчисленные рисунки, на которых была изображена красивая девушка с длинными волосами. Но он не отвечал на вопросы о ней, просто говорил: «Нет, не могу».

Им хотелось быть вместе, они чувствовали тягу друг к другу. А в жизни, в жизни шла невероятная борьба за то, чтобы он не думал уходить от своей жены, Инны Макаровой. Его вызывали к самому высокому руководству, на него давили, угрожали.


Ирину Скобцеву и Сергея Бондарчука не выпускали вместе на заграничные премьеры «Отелло». Его стыдили. Когда в очередной раз Ирине сказали, что она остается дома, Сергей Федорович прямо из аэропорта приехал к ней. Руководителю поездки заявил, что без Иры Скобцевой он никуда не едет.


За ней закрепилась слава разлучницы, безжалостной и бессердечной. Она просто любила. Удивительно, но Ирина Скобцева старалась никак не комментировать возникающие вокруг нее разговоры. Она была счастлива тем, что любимый теперь рядом с ней.

Всегда рядом


Им удалось узаконить свои отношения только через четыре года. Сергей Федорович поставил ей всего два условия: никогда не расставаться и давать ему иногда два-три дня для абсолютного молчания. Но разве это условие? Это действительно радость, быть рядом с тем, кого любишь, делать все, чтобы ему было комфортно.


Поначалу они жили в родительском доме Ирины. Бабушка Иры прочитывала с утра газеты, а потом входила к ним в комнату с достоинством королевы, передавала газеты Бондарчуку со словами: «Сергей Федорович, я подчеркнула то, что Вам стоит прочесть!» Это было трогательно, служило символом полного принятия его в семью. А мама Ирины Константиновны с готовностью перепечатывала рукописи зятя, когда в этом была необходимость.

Потом им дали квартиру, куда они переехали все вместе, с родителями Ирины, сдав их двушку государству.

Режиссер и его актриса


Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова, Ирина Скобцева в роли Элен Безуховой в фильме "Война и мир", 1967 год. / Фото: www.fakty.ua

Во время съемок «Войны и мира» у них родились дочь Алена и сын Федор. Они так и называли их в шутку, «дети «Войны и мира». Аленушка появилась на свет на нулевой серии, то есть во время утверждения ролей, а Федор осчастливил родителей уже на шестой серии.


С того момента, как две человеческие судьбы слились в одну, Ирина Скобцева-Бондарчук стала для своего гениального супруга любимой женой, другом, соратником, помощником, его глазами, голосом, руками. Он снимал кино, а она занималась всем остальным.


Она неустанно помогала ему в поимках наиболее удачных сцен, когда он начал сам снимать фильмы. А когда он приглашал ее для совместной работы, она играла не просто в полную силу, а даже сверх своих возможностей. Она точно знала: стоит ей где-то не доиграть, допустить хоть одну ошибку, и сразу скажут, что Бондарчук снимает не актрису Ирину Скобцеву, а свою жену, которая явно не дотягивает до своих ролей.


Когда они стали вместе преподавать во ВГИКе, она всегда смягчала его недовольство своими студентами, мягко напоминая ему, что они еще совсем дети, что со временем у них все получится. А между занятиями, этюдами, репетициями Ирина Константиновна подкармливала учеников пирогами, давала девочкам уроки этикета и учила хорошим манерам. Не зря ведь на Каннском кинофестивале ей присвоили титул «Мисс Шарм».

«Я служу ему до сих пор…»


После пятого Съезда кинематографистов Сергея Бондарчука вывели из правления, да еще и старательно попытались очернить его имя. Какое-то время он оставался невостребованным, находя отдушину в живописи, рисуя все, что попадается на глаза. Потом последовала история с исчезновением уже практически готовой новой версии «Тихого Дона», снятого совместно с итальянцами. Все это очень подкосило здоровье режиссера. А когда поставили диагноз, было уже слишком поздно. Рак легких разъел его изнутри.


Он скончался 20 октября 1994 года, успев за два часа до смерти исповедоваться и причаститься. Он ушел, а она осталась, чтобы и дальше служить своему гениальному супругу. Ирина Скобцева до сих пор верно хранит память о своем муже, заботясь только о том, чтобы его имя не было забыто, чтобы тот вклад, который он внес в развитие кинематографа, был оценен по достоинству.

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева прожили вместе 35 лет, стараясь как можно меньше времени проводить в разлуке. Точно так же не могли обходиться друг без друга.