Приметы

Святой пророк божий илия. Стихи и пословицы. Илия в иудаизме

Прокатился по небу гром, и закрестились старушки, опасливо косясь на тучи. "Илья Пророк на колеснице проехал", - слышится их шепот. Люди старшего поколения помнят подобные сцены. Кто же сотрясающий небо и землю? Откроем Библию и послушаем, что она нам расскажет.

Израиль во тьме язычества

За 900 лет до рождения Иисуса Христа царствовал в Израиле нечестивый царь Иеровоам. Из соображений корысти он отступился от истинного Бога, впал в идолопоклонство и увлек за собой весь несчастный народ. С тех пор целая плеяда царей израильских поклонялась идолам. Многие беды претерпели жители страны из-за своего нечестия. Но Господь по безграничной милости своей не оставил вероотступников, а пытался вернуть их на путь истинный, посылая им пророков и их устами обличая язычество. Среди них самым пламенным борцом за истинную веру был пророк Божий Илия.

Рождение нового пророка

Библия повествует, что родился он на востоке Палестины, в городе Фесвит. В момент появления на свет его отцу, священнику, было видение: он узрел неких мужей, пеленавших младенца огнем и влагавших в его уста пламень. Это было предсказанием того, что в зрелые годы слова его проповедей будут подобны огню, и станет он беспощадно выжигать нечестие среди впавших в грех соотечественников. Нарекли новорожденного Илией, что в переводе с древнееврейского означает «Бог мой». Эти слова как нельзя лучше выразили его предназначение стать сосудом благодати Божией.

Взрослея, пророк Илия, как и подобает сыну священника, вел чистую и праведную жизнь, надолго удаляясь в пустыню и проводя время в молитвах. И Господь возлюбил его, ниспосылая все просимое. Сам же юноша бесконечно скорбел душой, видя вокруг жуткую вакханалию идолопоклонства. Правители и народ приносили человеческие жертвы. Все погрязло в пороке и разврате. Истинный Бог был забыт. На его глазах те редкие праведники, которые еще оставались в Израиле и пытались осудить бесчестие, предавались смерти. Сердце Илии переполнялось болью.

Грозный обличитель нечестия

В то время царствовал в стране преемник Иеровоама, царь Ахав. Был и он нечестив, но особенно привержена идолам была его жена Иезавель. Она поклонялась финикийскому богу Ваалу и насаждала эту веру израильтянам. Везде строились языческие жертвенники и возводились храмы. Пророк Илия, презрев смертельную опасность, отправился к царю и грозно обличил его во всех творимых им беззакониях, пытаясь убедить в истинности единого Бога их отцов. Видя, что сердце царя непроницаемо для правды, он в доказательство своих слов и для наказания вероотступников наслал силою Божией на всю страну страшную засуху, от которой погиб урожай и начался голод.

Говоря о чудесах, явленных святыми в период их земной жизни, следует обратить внимание на очень важную деталь: не сами они творят чудеса, так как являются в этот период обычными людьми, а Господь Бог действует их руками. Они же в силу своей праведности становятся неким передаточным звеном между Всевышним и людьми. После смерти, пребывая в Царствии Божием, святые по нашим к ним молитвам могут умолить Бога об исполнении просимого.

Пророк Илия рисковал не только стать жертвой царского гнева, но и вместе с простыми людьми умереть голодной смертью. Однако Бог сохранил ему жизнь. Господь привел своего пророка в отдаленное место, где была вода, и повелел ворону приносить ему пищу. Стоит отметить, что которого присутствует почти в каждом православном храме, часто изображается именно с вороном, приносящим еду.

Чудеса в Сарепте

Следующим совершенным чудом было спасение от голодной смерти бедной вдовы из города Сарепта, куда Илия отправился по повелению Божию. За то, что бедная женщина не пожалела для него последнего куска хлеба, ее скудные запасы еды Божьей силой сделались неиссякаемыми. Когда же сын вдовы умер от болезни, пророк Илия, явив новое чудо, вернул отроку жизнь. Звали его Иона. Библия повествует о его удивительной судьбе. Повзрослев с годами, юноша стал пылким ревнителем истинной веры. Однажды, направляясь на корабле в город Ниневию, где собирался обратиться к жителям с призывом покаяться, он попал в шторм и оказался за бортом, где был проглочен китом. Но по воле Божьей через три дня Иона был извергнут наружу живой и невредимый. Это пребывание во чреве китовом и последующее возвращение в мир является прообразом трехдневного Христова воскресения.

Состязание со жрецами и конец засухи

На третий год засухи пересохли уже последние колодцы. Везде царили смерть и запустение. Милостивый Господь, не желая продолжения трагедии, повелел пророку Илие отправиться к царю Ахаву и убедить его отвратиться от поклонения бесам. После трех лет страшных бедствий даже такой нечестивец должен был понять пагубность идолопоклонства. Но от злобы помутнел рассудок царя.

Тогда святой пророк, чтобы доказать истинность своего Бога и отвратить царя и народ израильский от идолопоклонства, вызвался состязаться со жрецами Ваала. Те приняли вызов и построили свой жертвенник. Пророк начал молитвами призывать на них небесный огонь. Слуг Ваала было четыреста пятьдесят, а пророк Илия был один. Но услышана была только молитва праведника, и его жертвенник озарился огнем, а усилия жрецов были тщетны. Они и плясали, и кололи себя ножами ― все напрасно. Народ восславил истинного Бога, а посрамленные жрецы были тут же казнены. Народ наглядно убедился в правоте посланника Божия.

После этого святой пророк Илия, поднявшись на гору Кармиль, вознес Господу молитву о даровании дождя. Не успел он закончить, как отверзлись небеса, и хлынул на землю шумный ливень, орошая поля и сады. Все произошедшее было настолько впечатляющим, что даже царь Ахав раскаялся в заблуждениях и стал оплакивать свои грехи.

Посещение пророка Илии Богом

Однако озлобленная Иезавель, жена царя Ахава, вознамерилась отомстить за свой позор и повелела убить пророка. Тот был вынужден скрываться в пустыне. Однажды, выбившись из сил от голода и жажды, пророк Илия уснул. Явился ему во сне Ангел Божий, повелел направить свой путь к горе Хорив и там поселиться в пещере. Когда Илия проснулся, то увидел перед собой еду и кувшин с водой. Это было очень кстати, так как идти предстояло сорок дней и сорок ночей.

Горькие переживания о судьбе своего народа-язычника повергли пророка Илию в глубокую печаль. Он был на грани отчаяния, но всемилостивейший Господь сподобил его на горе Хорив своим посещением и возвестил, что не иссякли еще праведники на земле израильской, что сохранил Он семь тысяч верных своих рабов, что близко время, когда погибнут царь Ахав и его жена. Кроме того, Господь возвестил имя будущего царя, которому предстоит уничтожить весь род Ахавов. В довершение всего пророк Илия узнал из уст Божиих имя своего преемника, которого он должен помазать в пророки. Через некоторое время Всевышний послал Илие ученика - благочестивого Елисея, который стал так же ревностно бороться с язычеством.

Новый грех царя Ахава

Тем временем нечестивый царь Ахав снова вступил на путь греха. Приглянулся ему виноградник одного израильтянина по имени Навуфей, но, попытавшись его купить, царь получил отказ. Его исполненное гордыни сердце не смогло вынести такого позора. Узнав о случившемся, царица Иезавель через своих приспешников оклеветала Навуфая, обвинив его в том, что он ругал и Бога, и царя. Невинного человека толпа забила камнями, а Ахав стал владельцем виноградника. Но радость его была недолгой. Господь устами пророка Своего Илии обличил клеветника и предсказал ему и его лживой супруге скорую смерть. В очередной раз царь излил слезы покаяния. Через три года он был убит. Ненадолго пережили нечестивца его жена и дети.

Сошествие небесного огня на слуг царя Охозии

После Ахава царствовал его сын Охозия. Как и отец, он поклонялся Ваалу и прочим языческим богам. И вот однажды, тяжело заболев, он стал призывать их на помощь. Узнав об этом, Пророк Илия гневно осудил его и предсказал скорую смерть. Дважды посылал разгневанный царь отряды воинов схватить Илию, и дважды сходил с неба огонь и уничтожал их. Только на третий раз, когда посланные пали пред ним на колени, Пророк помиловал их. После того как Илия повторил свою обличительную речь, Охозия умер.

Вознесение живым на небо

Описаны в Библии и другие чудеса, совершенные Илией Пророком. Однажды ударом своего плаща он остановил воды заставил их расступиться и перешел на другой берег по сухому дну так же, как прежде это сделал Иисус Навин.

Вскоре по Божьему велению свершилось чудо - пророк Илия был взят живым на небо. В Библии описывается, как явилась вдруг огненная колесница, запряженная пылающими конями, и пророк Илия в вихре, подобном молнии, вознесся на небеса. Свидетелем чуда был его ученик Елисей. К нему перешла от учителя Божья Благодать и вместе с ней способность творить чудеса. Сам же пророк Илия до сих пор жив в селениях райских. Господь хранит его, как верного Своего раба. Доказательством этого может служить его явление во плоти на где он в присутствии святых апостолов и Моисея беседовал с преобразившимся Иисусом Христом.

Следует отметить, что до него живым на небо был взят только праведный Енох, живший еще до Великого Потопа. Этот огненный путь в облаках и послужил причиной того, что грозовые раскаты у нас связывали часто с его именем. Пророк Илия, житие которого в основном описывается в Ветхом Завете, упоминается неоднократно и в Новом. Достаточно вспомнить сцену на горе Фавор, где он явился преображенному Иисусу Христу вместе с Моисеем, а также ряд других эпизодов.

Почитание Пророка Илии на Руси

С тех пор, как только на Руси воссиял свет православия, пророк Илия стал одним из самых почитаемых Первые храмы в его честь были возведены еще во времена князя Аскольда и святой равноапостольной княгини Ольги. Во многом это объясняется тем, что первые христианские миссионеры на берегах Днепра и Волхова столкнулись с теми же проблемами, что и пророк Илия в Палестине, - нужно было вызволять народ из мрака язычества.

Когда же случались на Руси летние засухи, то шли в поля крестные ходы и просили у него помощи. Не было сомнений: святой пророк Илия, молитва которого положила конец трехлетней засухи в Палестине, властен ниспослать дождь и на нашу землю.

Пророк Илия и его чудеса вдохновили многих русских правителей на создание храмов в его честь. Кроме упомянутых уже святых, князя Аскольда и княгини Ольги, князь Игорь воздвиг в Киеве Храм Илии Пророка. Известны также подобные храмы и в Великом Новгороде, и в Пскове.

Храм пророка Илии в Обыденском переулке

Среди ныне действующих наиболее известен московский фото которого представлено в нашей статье. Принято считать, что построен он был в 1592 году. Место, где сейчас находится храм, называется Остоженка, а когда-то его именовали Скородом. Дело в том, что сюда сплавляли по реке бревна, и строить тут было удобно и быстро. Скорый получался дом. Один день - «обыдень», и все готово. Это и дало название пролегающим здесь переулкам.

Построенная в этом месте деревянная церковь Илии Пророка была одной из числа самых почитаемых в городе. В Смутное время, в 1612 году, в ее стенах московское духовенство совершало молебен, испрашивая помощи у Господа Бога в изгнании из Москвы польских захватчиков. В исторических хрониках часто упоминаются крестные ходы к церкви в дни засухи, а также в престольные праздники. Часто службу в ней проводили представители высшего духовенства.

Каменное здание храма возведено в 1702 году, и в течение трехсот лет к нему не иссякает поток богомольцев. Даже в тяжелые для церкви годы его двери не закрывались, хотя попытки такие были. Известно, например, о намерении властей закрыть храм сразу по окончании литургии 22 июня 1941 года. Но Господь этого не допустил.

В период гонений на церковь Храм святого пророка Илии стал местом, куда стекались прихожане многих закрытых в столице храмов. Они приносили с собой не только спасенную от конфискации, но и многие благочестивые традиции, сохранившиеся еще с дореволюционных времен. Таким образом, разрастаясь, община обогащалась духовно.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2010 году в Москве стартовала «Программа 200» - проект постройки в столице двухсот православных храмов. В рамках этой программы в 2012 году в Северном Бутово, на пересечении улиц Грина и Куликовской, началось возведение еще одного храма в честь ветхозаветного пророка Илии. В настоящее время здание находится в стадии строительства, и службы проводятся во временном помещении. Несмотря на вынужденные неудобства, приходская жизнь храма весьма насыщена. Организована консультационная служба, активисты которой готовы дать исчерпывающие объяснения по всем вопросам, связанным с церковной службой. Открыт православный киноклуб. Кроме того, для детей работает воскресная школа и целый ряд спортивных секций. Храм Илии Пророка в Бутово, без сомнения, станет одним из видных религиозных и культурных центров нашей столицы.

Образ пророка Илии в наши дни

В наши дни церковь проводит широкую работу по пропаганде православной культуры. Выходят из печати книги, снимаются кинофильмы. Среди прочих материалов большой популярностью пользуется издание «Святой пророк Илия. Житие». Для детей и взрослых там найдется много интересного. Современные художники-иконописцы создали галерею произведений, представляющих деяния святого Илии. Следуя установленным канонам, они творчески переосмысливают религиозное и нравственное значение образа.

Также нельзя не вспомнить, что святой пророк Илия - покровитель воздушно-десантных войск России. Каждый год 2 августа в церквях частей ВДВ проводятся торжественные службы. Более тысячи лет назад воссиял на Руси свет православия, и за эти годы Илия Пророк, земная жизнь которого прошла в Палестине, стал истинно русским святым, заступником в бедах и примером беззаветного христианского служения Богу.

восстал Илия-пророк, как огонь, и слово его
горело, как светильник… Сир. 48:1

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь» — что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) – это ревностная борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество. Пророк Илия – один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова.

Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив».

После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню.

Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние – ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии.

Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо » (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его » (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Илия прежде сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей ответил: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.

Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.

Пророк Илия вновь появляется в Новом Завете: во время Преображения Господня, он вместе с пророком Моисеем явился на горе Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом.

По преданию Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечею второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.

Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху.

Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России – поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). Также сей праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки – о том, чтобы выйти замуж.

Согласно церковному преданию, основанном на пророчестве Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5), пророк Илия станет предтечей Второго Пришествия Христа на землю и будет убит за проповедь Христа, повторив тем самым судьбу Иоанна Крестителя, пришедшего «в духе и силе Илии» в качестве Предтечи Спасителя («Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф.17:11-12), - говорит Христос).

О том, что Илия является одним из провозвестников Христа, свидетельствуют его чудеса. Во время засухи, последовавшей за грехи царя Ахава и народа Израиля, он поселился в доме вдовы из Сарепты Сидонской, язычницы по происхождению - подобно тому, как Христос пришел к погибающему народу Израиля, но, будучи отвергнутым, был принят язычниками.

В доме вдовы Илия воскресил ее единственного сына, умершего от болезни - как Христос будет воскрешать мертвых в земной Своей жизни.

Еще одно чудо в доме вдовы - пока в нем находился пророк, не иссякало масло в кувшине и не заканчивалась мука - предвосхищает чудо о хлебах и рыбах, которыми Господь насыщал слушающих Его.

О том, что Илия - величайший из пророков, Евангелие свидетельствует тем фактом, что лишь он и Моисей удостоились беседы со Христом во время Его Преображения на Фаворе.

Есть разные объяснения, почему именно этих двух пророков избирает для беседы Христос.

Во-первых, Илия, как и Моисей, имел опыт непосредственного богообщения: Моисей получил от Бога закон, а также общался с Всевышним настолько близко, насколько возможно для человека - видел «задняя Бога» (Исх., 33). Илия же стоял лицом к лицу перед Богом по Его призыву, «закрыв лицо своё милотью своею» (3 Цар., 19).

Святитель Иоанн Златоуст излагает другое мнение: «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали пред Христом для того, чтобы показать, что Он «имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

2 августа - «день ВДВ-шника». Воины в голубых беретах отмечают свой праздник широко, а те из них, кто исповедуют себя православными, не без гордости вспоминают, что в этот же день Церковь вспоминает пророка Илию.

Поэтому в последнее время пророка Илию все чаще называют покровителем воздушно-десантных войск. Нет ничего плохого в таком календарном символизме, тем более, что многие чудеса пророка были по-ветхозаветному воинственными.

Важно вместе с тем не забывать главного: пророк Илия - покровитель верных Господу , ибо сам был верен Ему вопреки всем обстоятельствам, он же - наставник заблудших, ибо своими чудесами вразумил заблудший народ, он же - образец целомудренной жизни, ибо жил в чистоте, не состоя в браке…

Каждому он близок по-своему. Потому пророк Илия, от которого нас отделяют тысячелетия, - один из самых любимых в народе святых.

ПРОРОКУ ИЛИИ

Тропарь, глас 4

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, / свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти / и прокаженныя очищати, / темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак, глас 2

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, / Илие великоимените, / вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, / моли о нас Единаго Человеколюбца.

Величание

Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, / и чтим, еже на Небеса / на колеснице огненней, / преславное восхождение твое.

Иное величание

Величаем тя, / пророче Илие славне, / и почитаем, еже на Небеса с плотию, / огненное восхождение твое.

Иное величание

Величаем тя, / пророче и предтече пришествия Господня, Илие славный, / и чтим, еже на Небеса с плотию, / огненное восхождение твое.

Молитва пророку Илие

О святый славный пророче Божий Илие, великий закона Божия ревнителю. Ты изрядный и храбрый во убиении Вааловых жерцев отмститель был еси: яко славу Божию не умоляему, но умножаему во веки видети восхотел еси, и толико многороднаго их неистовства не убоялся еси, яко Иезавелины жерцы на потоце Киссове ножем заклал еси, последи же яко вихрем на огненней колеснице взят быв, на высоту небесную со славою возшел еси. Сего ради мы, недостойнии и грешнии, смиренно молимся тебе, честный Божий пророче: сподоби достойно славити и воспевати пречестное твое заступление, да обретше тя великаго ходатая, богатыя милости от Господа сподобимся.

Этот блаженный провидец выказывал ревностную любовь к Господу и справедливо обличал царей, отступившихся от истинной веры. Он совершил многочисленные чудеса и предсказывал пришествие Спасителя человечества. Житие пророка Илии и молитвы ему всегда воспринималось народом и правителями Руси с колоссальным благоговением.

Божественное предназначение пророка

Блаженный провидец был послан на святую землю Господом, так как народ Израиля потерял веру и впал в полнейшее беззаконие. Идолопоклонство установилось здесь по инициативе трусливого царя Иеровоама, который испугался, что население раскроет несправедливость его правления. Умышленно сотворив золотые статуи для поклонения, он сам отпал от истинной веры и ужасно совратил подопечный народ.

По утверждениям летописей блаженный провидец родился в городе Фесвит, в стране Галаадской. Он происходил из рода Аарона, его отцом стал Савах, который узнал о появлении на свет необыкновенного сына по божественному знамению. Во время самого рождения с младенцем разговаривали мужи в белых одеждах, кормили его и пеленали символическим пламенем. Ангелы делали Илию тем пророком, который будет свергать идолопоклонства пламенем своих речей или гневом своего оружия.

Святой пророк Илия

Ребенок, имеющий священническую родословную, обучался в среде праведных мужей. С раннего возраста Илия предавался милости Господа и возлюбил девственность, будучи чистым душою и телом. Пророк часто уединялся в пустынном месте, чтобы безмятежно размышлять о могуществе Всевышнего Творца. Здесь блаженный провидец подолгу разговаривал с Ним и был подобен серафиму - самому приближенному созданию.

Бог исполнял любое пожелание, которое исходило из чистого сердца провидца, потому что тот обрел истинное видение и Его благоволение. Пророк скорбел о нечестивых царях, несправедливых судьях и закосневших в идолопоклонстве простом народе. Он сознательно стремился исправить такой порядок настоящих вещей и просил Бога обратить грешных к смиренному покаянию.

Читайте о пророках:

Зная же, что Всемогущий принимает только добровольное извинение, Илия милостиво требовал временного наказания для падших душ. Наконец, блаженный пророк выпросил у Вершителя судьбу проповедника. Благой Отец разрешил безгрешному провидцу идти и вразумлять невежественных людей.

Интересно! Начало проповедей пророка приходилось на время царствования великого грешника Ахава. Он построил капище и жертвенник языческому идолу Ваалу, наказав народ израильский поклоняться ему. Именно к Ахаву пришел Илия с большим намерением остановить царя от беззаконий, связанных с нечестивыми ритуалами.

Деятельность проповедника

Красноречивые уговоры не смогли убедить беззаконника, поэтому провидец пошел на крайние меры и прогнозировал великую засуху, если правитель не изменит своего мнения. Наступило неурожайное время, и пришел страшный голод. Однако царь Ахав все более ожесточался и убивал людей без разбору, поэтому Илия сохранял засуху: за прегрешения правителя страдает весь народ.

Интересно! У правителя Израиля в качестве управляющего выступал богобоязненный человек по имени Авдий. Он известен тем, что скрыл от убиения сто божественных провидцев, спрятав их в пещерах и давая воду с хлебом. Именно этот домоправитель привел Илию к Ахаву.

Встреча в Самарии

Божественный пророк авторитетно велел собрать нечестивых первосвященников и привести их на гору, чтобы дискутировать с ними о Боге. Илия напомнил, что Господь вывел народ из Египта, а Ваал-идол только навязан хитрым и трусливым правителем. Блаженный провидец предложил совершить некое соревнование для определения истинного Бога.

  • С одной стороны нечестивые пророки начали молить языческого Ваала о том, чтобы послал огня небесного на ритуального тельца. У них ничего не получилось, никакие телодвижения и воззвания не смогли разбудить Ваала. Пришло время показать Илии Фесвитянину собственную веру.
  • Соорудив алтарь из 12 камней, пророк взывал к Всевышнему, чтобы показать Его могущество и убедить присутствующих. С небес был послан всепоглощающий огонь, уничтоживший дрова и жертву. Народ израильский пал ниц и признал истинного Бога.
  • Вааловских пророков же Илия отвел к побережью Великого моря и собственноручно умертвил их, а трупы выбросил в воду. Далее, он взошел на священную гору Кармил и молитвенно просил о дожде. Господь услышал провидца и послал на землю колоссальные осадки.

Илия и пророки Ваала

  • Царь Ахав осознал собственное заблуждение и оплакивал грехи, которые принесли столько несчастий. Провидец Илия бежал в царство Иудейское, когда узнал, что Иезавель, жена правителя, желает отомстить за своих пророков и убить блаженного Слугу Господа. Он стал просить о смерти, чтобы уже никогда не наблюдать человеческой злобы и богохульства .
  • Однако ангел кормил и поил провидца, укреплял силы для долгого путешествия. Блаженный сорок дней добирался до горы Хорива и поселился в пещере, чтобы общаться с Предвечным Отцом.
Интересно! Господь утешил праведника, возвестив о том, что семь тысяч последователей истинной веры находится в Израиле. Поэтому Илия должен вернуться домой и увидеть падение Ахава и всего нечестивого идолопоклонства.

Возвращение

На обратном пути к провидцу присоединился Елисей, ставший его верным слугой и послушным учеником. Правитель Ахав совершил новое прегрешение, послушав коварный навет своей супруги. Пророк напугал царя скорой и суровой кончиной, поэтому последний сбросил с себя дорогие одежды и наложил строгий пост.

  • Ахав был убит спустя три года, в битве. Когда труп его везли в Самарию, еще свежую кровь лизали псы. Это было предсказано божественным провидцем. Новым правителем стал Охозия, сын Ахава, также поклоняющийся Ваалу.
  • Когда он сильно заболел, послы отправились просить исцеления у демона, находящегося в идоле. В пути их встретил ясновидящий Илия, который возвратил людей Охозии обратно. Пророк утверждал, что поклонение Ваалу принесет только смерть.
  • Царь возжелал увидеть проповедника Божьего. Те первосвященники, кто приходил с гордостью к Илии, сгорели от небесного огня, а навестившие его со страхом и смирением остались в живых. Так как Охозия не признал истинного Бога, то умер на своем одре. На царство стал его брат Иорам, который явился последним правителем в колене Ахава. Таким образом, исполнилось повеление Всевышнего, и нечестивый род прекратил существование.

Пророки Илия и Елисей

Последние дни

Илия со своим учеником Елисеем держали путь в город Вефиль, когда подходило время ухода божественного провидца в обитель Господа. Чтобы поддержать пророка в последние минуты, за ним шло 50 верующих. Вскоре они перешли Иордан посуху, который расступился от взмаха посоха Илии.

Елисей просил у пророка большого присутствия духа. Провидец пообещал исполнения, если ученик увидит, как Бог живого заберет Илию к Себе. Блаженный Елисей, унаследовавший проповедническую деятельность, узрел чудесное явление огненной колесницы, пришедшей за Слугою Божьим. Провидец Илия до настоящего момента жив и обитает в райских селениях. Человечество увидит его сразу перед вторым пришествием Всевышнего, где он станет великомучеником и пострадает от меча антихриста.

На заметку! В русских церквях, освященных в честь блаженного пророка, часто совершаются богоугодные крестные ходы . День его памяти назначен на 20 июля. Эта дата традиционно считается границей сезонных начал. После Ильина дня православные ожидали большого количества дождей. В это время запрещали купаться, чтобы не навлечь болезней. В день памяти преподобного провидца молятся о богатом и здоровом урожае или о благоприятном браке. Но не следует предавать слишком большого значения народным поверьям, поскольку они часто искажают истинный смысл.

Читайте о суевериях:

Важно! Житие пророка Илии показывает, что этот святой всю жизнь отдал Всеблагому Отцу. Он ревностно соблюдал божественные заповеди и стремился возвратить правление Израилем колену Давида.

Проком прошел честный жизненный путь, истребил множество нечистоты и вознесся в райские обители, где продолжает слушать милосердные и справедливые речи Всевышнего.

Протоиерей Андрей Ткачев. Святой пророк Илия

Одним из наиболее почитаемых в христианстве ветхозаветных святых является пророк Илия, житие которого широко известно по всему миру. Память его совершается 2 августа (20 июля по старому стилю).

Пророк Илия родился в 900 году до н.э . в городе Фисвы (ныне территория Иордании). Он происходил из колена Левиина. Когда пророк появился на свет, его отцу, священнику Соваху, было видение: некие мужи радостно встречали новорождённого, кормили его огнём и пеленали в пламя. Это символизировало его будущие огненные проповеди и вознесение в пламенной колеснице в небо.

Житие пророка Илии

Детство и юность

Илья рос в атмосфере благочестия и чистоты, часто отправлялся в пустыню и превозносил Богу молитвы. Господь возлюбил юношу и отвечал на его мольбы. Будущий пророк видел вокруг идолопоклонство и разврат. Истинный Бог был забыт израильтянами. Тех немногих, кто не кланялся языческим богам и открыто противостоял этому, убивали и изгоняли прочь.

Обличение царя и голод в Израиле

Свою активную деятельность Илия начал в эпоху царствования в Израиле Ахава . Он был женат на финикиянке Иезавели, которая придерживалась культа языческих богов Ваала (Баала) и Астарты (Ашеры). Она оказывала на мужа огромное влияние, и под напором жены царь, который и сам вместо Всевышнего поклонялся золотым тельцам, выстроил храм Баалу. Почитание же Бога в Израильском царстве было практически прекращено, а ревнители благочестия были изгнаны прочь из страны. Жрецы языческого храма содержались при дворце правителя. За всё это Илия и обличил Ахава.

Чтобы вразумить царя, Илия сотворил немало чудес, но Ахав остался к ним равнодушен. Более того, поклонение идолам распространялось всё больше и вскоре достигло абсолютных пределов. Пророк предсказал царю, что расплатой для Израиля за это будет страшный голод, который продлится несколько лет. Но и тут Ахав не внял пророчествам Илии.

В Израильском царстве в скором будущем исполнилось предсказание пророка. На страну обрушилась страшная засуха, приведшая к голоду . По преданию, Господь из милосердия Своего хотел бы послать измождённым евреям дождь, но не делал этого, дабы не нарушить слова Илии, хотевшего, чтобы израильтяне покаялись и обратились к истинному Богу. Сам же пророк находился в это время в пустыне. Каждое утро и вечер в течение года к нему прилетали вороны и приносили ему еду.

Затем пророк отправился в Сарепту Сидонскую (сегодняшняя территория Ливана) к бедной вдове, у которой только что скончался сын Иона. Она отдала для Илии последние муку и масло, что были у неё дома. За это по молитвам пророка уже никогда не заканчивались эти продукты. Более того, он воскресил новопреставленного ребёнка. Впоследствии Иона также стал пророком. У этой женщины Илья провёл ещё два года.

Соревнование с идолослужителями и низведение дождя

По прошествии всего этого времени Илья всё-таки пришёл в Самарию и показался на глаза Ахаву. Было решено, что на горе Кармил произойдёт жертвоприношение , которое определит, кто более могущественен – Бог Яхве или Ваал.

Сначала жрецы положили на жертвенник идола разделанного тельца и принялись просить Баала, дабы тот послал им огонь и сжёг их жертву. Языческий бог оказался слабее, и жрецы не смогли заставить его проявить свою силу. Тогда настала очередь Илии.

Он также уложил на жертвенник тельца и вырыл вокруг него ров, а затем попросил людей залить водой и ров, и жертвенник вместе с тельцом. Народ так и поступил. После этого пророк помолился Господу, и тот ниспослал с неба огонь на жертву Илии. Увидев это, народ покорился величию Божию.

Илья велел людям вывести жрецов к устью реки Киссон, и там пророк собственноручно расправился с ними. Затем он снова вознёс молитву к Богу, и на землю пролился сильный дождь , по которому истосковался весь народ.

Иезавель разгневалась на пророка за убитых жрецов и поклялась, что уничтожит его. Илия получил от Бога указание укрыться у потока Хораф, где Сам Господь был ему собеседником.

Последние годы на земле

А в это время царь Ахав пожелал получить в своё владение виноградный сад , расположенный по соседству с его дворцом. Однако Навуфей, хозяин виноградника, отказался продать его царю. Иезавель же решила устроить свой неправедный суд над Навуфеем и подговорила старейшин города, дабы те подтвердили, что виноградарь якобы богохульствовал. Судилище состоялось, и оклеветанного хозяина вывели за город и забили камнями насмерть.

Узнав об этом, Ахав расстроился, но всё же отправился в сад, который бесплатно стал его собственностью. Однако на дороге он встретил Илию, которого туда направил Господь. Тот сказал царю, что вскоре погибнет и он, и Иезавель, и весь его род. Ахав нашёл тогда в себе силы для покаяния, и Бог простил его и отвёл наказание, сказав, что беды обрушатся на царский род лишь после смерти самого правителя.

Спустя три года Ахав погиб в сражении , и трон был занят его сыном Охозия, который также являлся почитателем Баала. Однажды царь получил травмы, сорвавшись с крыши дворца, и послал помощников к идолу языческого бога, чтобы те узнали, когда Охозия выздоровеет. Однако их встретил Илия и сказал, что за поклонение бесам молодой царь так и умрёт в своей болезни, и это вскоре и произошло. Правителем стал Иорам, брат Охозии. При нём исполнилось наказание Божие, и весь царский род был уничтожен. Погибла и Иезавель – её выбросили из окна, и труп разорвали собаки.

После избрания себе по Господней воле преемника в лице пророка Елисея, Илия был вознесён на небо в огненной колеснице . В православном богословии существует точка зрения, согласно которой пророк взят не на небеса, а в некое скрытое место, где и будет находиться до Второго пришествия.

В книге пророка Малахии сказано, что Господь вновь пошлёт Илию на землю перед Вторым пришествием и Страшным Судом. Впрочем, существует мнение, что речь шла про Иоанна Крестителя, который являлся в духе Илии перед Первым пришествием Иисуса. Тем не менее, большинство христиан считает, что Илия вновь придёт на землю, чтобы обличить Антихриста и убедить иудеев поверить в Бога.

Чудеса, сотворённые пророком

В Третьей и Четвёртой Книгах Царств, в которых описано житие пророка Илии, рассказывается о следующим чудесах, сотворённых им:

  • отсутствие дождя и голод по его молитвам;
  • кормление пророка воронами по слову Божьему;
  • воскрешение сына сарептской вдовы;
  • по его молитвам в доме вдовы никогда не кончалась еда;
  • низведение огня на жертвенник;
  • выпадение дождя после трёхлетней засухи;
  • общался с Господом лицом к лицу, закрыв при этом своё лицо руками;
  • ударив по реке Иордан одеждой, разделял её надвое, подобно Моисею;
  • восхождение живым на небеса.

Почитание на Руси

На Руси пророка Илию почитают практически с самого крещения. Первые храмы в его имя появились ещё во времена князя Аскольда. Связано это с тем, что миссионеры на территории Руси должны были, как и пророк, уничтожить в людях грех идолопоклонничества. Другие храмы в его честь были расположены в таких городах, как:

  • Киев;
  • Великий Новгород;
  • Псков.

Также в нашей стране часто случались засухи, но по молитвам Илье Пророку на землю нисходил дождь.

Сегодня наиболее известен в нашей столице — Москве по адресу Обыденный переулок, дом 6, построенный ещё в 1592 году. В эпоху Смутного времени духовенство в стенах этой церкви просило Божьей помощи против польских оккупантов.

1 марта 1930 года советские власти закрыли храм, но спустя два с половиной месяца, 20 мая, его вновь вернули верующим. Вторая попытка закрыть церковь была назначена на 22 июня 1941 года, но этому помешала начавшаяся в этот день Великая Отечественная война.

Ещё один храм в честь Ильи Пророка с 2012 года строится в Северном Бутово на улице Куликовской. Службы пока ведутся во временном здании, однако насыщенности приходской жизни позавидуют иные большие храмы: там открыта консультационная организация по вопросам церковной службы, воскресная школа, православный клуб и спортивная секция.

Образ пророка в наше время

Сегодня Илья Пророк не менее почитаем православными. Талантливые иконописцы создают замечательные произведения, посвящённые различным страницам жития пророка. Илия считается небесным покровителем воздушно-десантных войск, а также военно-воздушных сил. 2 августа каждого года в храмах при частях ВДВ проходят службы в честь пророка.

Н емного найдется таких святых, в чьей жизни так тесно переплелись бы судьбы Ветхого и Нового Заветов, как у пророка Илии. Родившийся за девять веков до пришествия в мир Христа Спасителя, пророк Илия видел славу Его Преображения на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). Святой пророк первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мертвого (3 Цар. 17, 20-23), и сам был живым взят на Небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христово и всеобщее разрушение владычества смерти. Его горячий призыв к покаянию и грозные обличения были обращены к современникам, его соотечественникам, погрязшим в нечестии и идолопоклонстве. Такие же обличения и призыв к покаянию услышат жители Земли перед Вторым пришествием Христовым, когда многие, уклонившись от истинной веры и благочестия, будут жить во тьме заблуждений и пороков. Как в Ветхом Завете, так и в Новозаветной Церкви святой пророк Илия почитается за свою несокрушимую твердость веры, безупречную строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией. Его часто сравнивают с «величайшим из рожденных женами» Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, о котором сказано, что он пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17).

Святой пророк Илия родился в X веке до Рождества Христова в Фесвии Галаадской, происходил из колена Левиина. По преданию, его отец Совах при рождении сына видел, как светлые ангелы беседовали с младенцем, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. С юных лет святой Илия удалился на пустынную гору Кармил, где возрастал и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии.

После смерти царя Соломона государство разделилось на два царства - Иудейское со столицей в Иерусалиме и Израильское со столицей в Самарии. И если в Иудее в какой-то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам. Особенно возросло нечестие при царе Ахаве, жена которого Иезавель, будучи язычницей, усиленно насаждала культ идола Ваала.

Святой пророк Илия, ревнуя о славе Истинного Бога, выступил на общественное служение грозным и смелым обличителем резко усилившихся идолопоклонства и нравственной распущенности. Он объявил царю, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни дождя, ни росы, и прекратится это бедствие только по молитве пророка (3 Цар. 17, 1). Ахав не послушался пророческого гласа и не раскаялся. Тогда грозный приговор святого Илии был приведен в исполнение - три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода. Сам пророк, по повелению Божию укрылся от гнева единоплеменников и преследований Ахава в уединенном месте у потока Хораф, куда каждое утро и каждый вечер вороны приносили ему пищу-хлеб и мясо. По изъяснению святителя Иоанна Златоуста, Господь повелел заботиться о пропитании пророка именно воронам для того, чтобы научить его быть более милосердным и снисходительным. «Смотри, Илия,- говорит святитель как бы от лица Самого Бога,- на их (воронов) человеколюбие; те, которые не имеют любви к собственным птенцам, тебе служат, как гостеприимны... Подражай перемене воронов, и будь снисходительным к иудеям».

Примерно через год, когда высох поток Хораф, Господь послал пророка Илию в небольшой финикийский город Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая вместе со своим семейством находилась в крайней нужде. Пророк Илия, желая испытать веру и добродетель вдовицы, велел ей из последних остатков муки и масла испечь хлеб для него. Вдовица исполнила повеление, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи. Вскоре Господь послал новое испытание веры вдовы: умер ее сын. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы воскресил его (3 Цар. 17, 17-24).

По прошествии трех лет засухи Господь послал святого Илию к Ахаву возвестить о прекращении бедствия. При этом пророк велел царю провести «испытание веры». На горе Кармил собрались все жители Израиля и все жрецы Ваала. Когда соорудили два жертвенника, святой Илия предложил жрецам Ваала помолиться своим богам о схождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но огня не было. Тогда святой пророк Илия приказал полить приготовленный им жертвенник большим количеством воды, так что она наполнила весь ров вокруг жертвенника. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу и тотчас с неба сошел огонь и попалил жертву и даже каменный жертвенник и воду вокруг него. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18, 39). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвил их у потока Киссова. По молитве святого небо разверзлось и пошел дождь.

Несмотря на горячую ревность пророка и обилие благодати Божией, укреплявшей его, он не был чужд и естественной человеческой немощи, особенно проявлявшейся в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя. Пророк Илия после совершенного чуда на горе Кармил ожидал обращения Израиля к Богу, но произошло иначе. Ожесточенное сердце Иезавели пылало гневом и она грозила убить пророка за истребление жрецов Ваала. Слабовольный Ахав, покаявшийся было от грозного знамения, стал на сторону жены, и пророк Илия должен был бежать на юг Иудеи, в Вирсавию. Ему представились беспомощными все его усилия по искоренению нечестия, и в сильной печали он ушел в пустыню и там взывал к Богу: «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19, 4). Господь утешил святого видением Ангела, который укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь Господь особым видением снова призвал его быть более милосердным. В чувственных образах - буре, землетрясении и огне - ему был открыт смысл его пророческого служения. Для контраста с этими видениями Господь явился ему в веянии тихого ветра, давая понять, что сердца грешников смягчаются и обращаются к покаянию более действием милосердия Божия, а грозные явления силы Божией способны привести скорее в ужас и отчаяние. В этом же видении Господь открыл пророку, что не один он почитает Истинного Бога: есть еще семь тысяч человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом. По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на пророческое служение Елисея.

Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору израильских царей. Первый раз - чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника (3 Цар., 21). Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог смягчил Свой гнев. Во второй раз - чтобы обличить нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к Аккаронскому идолу. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни за такое неверие, и вскоре слово пророка сбылось (4 Цар., 1).

За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице. Его ученик Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия.

По преданию Церкви, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на Небо (Быт. 5, 24), будет Предтечею Второго Пришествия Христа на Землю. Три с половиной года святые Енох и Илия будут проповедовать покаяние и совершат много чудес. Своей проповедью они будут обращать людей к истинной вере. Им будет дана власть, как и при земной жизни пророка Илии, «затворити небо, чтобы не шел дождь во дни пророчествия их» (Откр. 11,6). Через три с половиной года их проповеди антихрист сразится с ними и убьет их, но силой Божией они воскреснут через три с половиной дня.

Иконописная традиция часто изображает святого пророка Илию возносящимся на огненной колеснице на Небо.

К памяти святого пророка Илии русский православный народ всегда относился с благоговением. Он почитался славянами еще в дохристианскую эпоху нашей отечественной истории. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре (до Крещения Руси) был посвящен святому пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, т. е. главным. В Константинополе, где на службе у греческих императоров до X века было много варягов-руссов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещеных русских людей, о чем известно из договора киевлян с греками в 944 году.

После Крещения Руси в 988 году Ильинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В святом пророке Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, поэтому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день его памяти с молитвой о благословении нового урожая. О глубине почитания праздника пророка Илии свидетельствуют рукописные церковные месяцесловы (календари), в которых этот праздник называется «святое восхождение пророка Илии» или «огненное восхождение святого пророка Илии». Обычно в день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где расположены Ильинские храмы.

Об истории установления одного из таких крестных ходов известно из отечественной истории следующее. В 1664 году Москву и ее окрестности постигла ужасная засуха, продолжавшаяся с 15 мая по 20 июля (по старому стилю). Достоверность этого события подтверждается историческими свидетельствами.

Происшедшее бедствие побудило москвичей к всенародной горячей молитве, и жители Москвы положили особенно чтить того святого, в день памяти которого прекратится засуха и ниспошлется дождь. 20 июля пошел обильный дождь, земля ожила и множество народа благодарило Бога за милосердие. Усматривая в этом событии Промысл Божий и дерзновенные молитвы святого пророка Илии, было положено совершать крестный ход из Успенского собора в церковь пророка Илии на Воронковом поле. При установлении этого крестного хода царь Алексей Михайлович сказал: «Как некогда пророк Илия ниспослал дождь на поля израильского царства, так же точно и ныне тот пророк оросил посохшие поля Российского государства».