Камни

Где обитает марал. Марал - животное из семейства оленевых. Описание марала. На фото благородный олень

Подсемейство: Настоящие олени Род: Настоящие олени Вид: Благородный олень Латинское название Cervus elaphus Linnaeus , 1758

Изображения
на Викискладе

ITIS
NCBI

Благоро́дный оле́нь (лат. Cervus elaphus ) - млекопитающее из семейства оленевых . Является, пожалуй, самым известным представителем этого семейства и считается одним из самых изящных животных.

Подвиды

Благородный олень объединяет в себе много подвидов, которые могут считаться самостоятельными, а представители этих видов отличаются друг от друга только размерами, весом, окраской и некоторыми другими отличиями. Кавказский, европейский олень, марал , бухарский олень или туайный олень, вапити , изюбрь - все они являются подвидами этого животного. Это можно легко определить по таким параметрам, как шерсть животного, которая в летний период не имеет пятнистого окраса, а белое пятно под хвостом большое и поднимается выше начала хвоста. Cervus elaphus имеет рога с большим количеством отростков, как правило, их не менее пяти, которые образуют своеобразную узнаваемую крону на вершине рога.

Внешний вид

Подвиды Благородного оленя имеют различные размеры. Например достаточно крупные марал и вапити весят более 300 кг и достигают длины тела более 2,5 м, при высоте в холке 130-160 см, а небольшой бухарский олень весит менее ста килограммов и длину тела 75-90 см. Могут отличаться подвиды и формой рогов. Например, европейский олень имеет большое количество отростков, а маралы не имеют кроны, зато сам рог очень массивен и дает 6-7 отростков. Всего подвидов Благородного оленя насчитывается более полутора десятков.

Распространение

Ареал благородного оленя в Европе

Благородный олень живет во многих местах мира. Ареал достаточно велик. Это животное можно встретить по всей территории Западной Европы , в Алжире и Марокко , в Южной Скандинавии, Афганистане , Монголии , Тибете , в Юго-Восточном Китае . Наибольшее распространение "Cervus elaphus" получил в Северной Америке . На территории бывшего Советского Союза , это животное встречалось в Прибалтике , в Крыму , на Украине , в Белоруссии . Завезен в Австралию и Новую Зеландию , Аргентину и Чили . Там Благородный олень акклиматизировался и отлично себя чувствует.

Благородный олень предпочитает широколиственные, субтропические и таёжные леса, берега рек и горные альпийские луга. В Саянах водятся маралы, которые живут в верхних пределах лесов, переходящих в альпийские луга. Любимое место обитания изюбра - дубовые леса Сихотэ-Алинь . Бухарский олень предпочитает берега рек, заросли тополей и различных кустарников.

Питание

Благородный олень

Питается благородный олень самой разнообразной пищей. Основной едой этого животного является травянистая растительность, злаки , бобовые . Весной, после сложного для животных времени года – зимы, особое значение придается употреблению в пищу белковой растительности, для пополнения сил и получения полноценного витаминного корма. В зимний период времени, если снежный покров не очень велик, Благородный олень пользуется возможностью добывать упавшие осенью листья с деревьев, различные стебли и кору кустарников. Употребляют также хвою сосны и ели . Большим подспорьем в зимний период времени для оленей являются жёлуди, которые животное добывает из-под снега. Также в пищу идут каштаны , всевозможные орехи , семена многих видов растений. Грибы , лишайники , плоды, ягоды - всё идет в пищу Благородному оленю. Питание может меняться в зависимости от того, какой урожай был в предшествующий зиме год. В пищу Благородные олени употребляют соль , добывая её на солонцах. Лижут соль, грызут землю, которая полна минеральными солями, пополняют недостаток минералов в организме, пользуясь минеральными . В жару не пасутся, а лежат в тени, лишь утром и вечером выходя на пастбища. От зноя спасаются в реках , где могут проводить большее количество времени суток. Бухарский олень выходит на пастбище ночью. Зимой, когда температура воздуха опускается достаточно низко, животные вынуждены питаться практически весь день, чтобы пополнить запас энергии.

Размеры участков обитания

Пасущийся благородный олень

Благородный олень занимает территорию, по размерам зависящую от того, насколько много корма на ней. Чем больше пищи, тем могут быть меньше размеры участка обитания. Животные метят свои участки и особи из другого стада уже не переступают границ, а если и попадают на территорию случайно, то сразу же изгоняются взрослыми особями, которые следят за тем, чтобы территория их обитания была неприкосновенна. На 1000 га может жить и кормиться стадо из 4 оленей, а может и из 30, в зависимости от кормовой возможности участка. Олени, живущие в горах , ведут кочевой образ жизни, осенью спускаются в более низкие, мало снежные места гор, а с весны до осени поднимаются вверх, где пищи становится достаточно. Как только выпадает первый снег, к местам зимовок направляются самки с детьми, немного позже по стопам самок продвигаются самцы . Эти животные отлично плавают, так что преграды в виде рек, для них не страшны.

Гон

Соперники

Стадо Благородных оленей состоит из 3-6 особей, иногда их количество возрастает. Стадо состоит из взрослой самки и её детей за несколько предыдущих лет. Гон начинается осенью. В этот период самцы организуют гаремы из определенного количества самок, чьё количество может быть от двух до двадцати. Рёв оленей можно слышать около месяца, он разносится очень далеко, за несколько километров. Голос ревущего оленя включает в себя самые различные звуки, от хриплых до низких и протяжных, напоминающих мычание. Ближе всего определение рева оленей - это «трубный голос», именно звук трубы ближе всего по звучанию голосу Благородного оленя. Вид ревущего оленя изображали художники на картинах, закинутая на спину голова с роскошными рогами, копыта, раскидывающие землю - всё это свойственно этим животным. В период гона возможны драки между самцами, благодаря которым животные устанавливают первенство. Соперники сталкиваются рогами, пытаясь сбить с ног друг друга. Более слабые самцы быстро покидают поле боя. Узнать сильный самец или слабый можно не только по внешнему виду, но даже по голосу. У сильного и более опытного оленя голос хриплый и низкий, а у молодого и слабого - более высокий и чистый. Поединки крайне редко заканчиваются трагически, хотя бывали случаи, когда самцы ломали рога, или так переплетались ими, что не могли самостоятельно расцепиться и просто умирали от голода.

Размножение

Самка алтайского марала (Cervus elaphus sibiricus), Восточный Казахстан

Самцы готовы к размножению в 5-6-летнем возрасте. Самки становятся половозрелыми раньше - к трем годам, иногда еще раньше. Беременность длится 8,5 месяцев, оленята рождаются в теплое время года. Отёл происходит в укромных местах. Самки рожают, как правило, одного теленка, редко два. Окраска маленького олененка пятнистая, очень помогающая ему маскироваться. На первых порах это основная защита олененка. Самостоятельно питаться они начинают в возрасте одного месяца, но параллельно с травой они сосут самку, иногда до годовалого возраста. Через год у молодых самцов начитают появляться на лбу бугорки, которые позже превратятся в роскошные рога. Хотя первые рога не будут иметь разветвлений и весной будут сброшены. С каждым последующим годом количество отростков на рогах будет увеличиваться, а сами рога будут становиться мощнее и сильнее. Наибольших размеров они достигают в возрасте самцов от 5 до 12 лет, потом они становятся с каждым годом меньше, слабее, уменьшается количество отростков. Рога сбрасываются в марте-апреле, иногда, в теплые зимы - в январе-феврале. Окостенение пантов происходит в июле-августе.

Враги

Главным врагом благородного оленя являются волки . Как правило, взрослого оленя одному хищнику трудно добыть, с крупной особью справляется только стая. Защищаются олени с помощью копыт, а самцы ещё и рогами. Так же охотится на оленей тигр , леопард , рысь и медведи . В основном добычей хищников являются молодые оленята или ослабленные и больные особи. Врагами Благородного оленя можно считать и человека . Охота на него во многих местах запрещена, животные находятся под охраной, как редкие. Благодаря усилиям энтузиастов численность Благородного оленя возрастает.

Использование пантов

Рост рогов благородного оленя

Панты оленей имеют большую ценность, благодаря своим лечебным свойствам. Пантовое оленеводство получило распространение много лет назад. Оленей, которых разводят для этих целей, содержат в специальных загонах. Панты срезают с живых животных, не причиняя им вреда. Широкое распространение пантовое оленеводство получило на Алтае . Пантокрин , получаемый благодаря этим животным, помогает справляться с недугом многим и многим людям.

Геральдика

Изображение благородного оленя используется на

Марал — это подвид благородного оленя. Животное крупное. Его вес достигает 300-350 кг. Длина тела у самцов иногда превышает 2,5 метра. Высота в холке дотягивает до 1,6 метра. Самки мельче. Длина их тела не бывает больше 2,1 метра, а в высоту они дорастают только до 1,3 метра. Длина хвоста от 12 до 19 см. В зимний период шерсть имеет буро-серый цвет. После линьки, которая проходит весной, она становится рыжеватой с бледным красным оттенком. У детёнышей окрас пятнистый. Под хвостом у оленя имеется большое белое пятно.

Жить марал предпочитает в лесистой местности. Тяготеет к берегам рек и тучным лугам. Исконная среда обитания — обширные районы, расположенные южнее и юго-западнее Каспийского моря. В связи с этим марала иногда называют каспийским оленем. В наши дни животное разводят как в европейских, так и азиатских регионах. Причиной этому служат оленьи рога.

Расти они начинают весной, причём только у самцов, а опадают каждый год в конце зимы. Вновь появившиеся рога растут очень быстро и в день удлиняются на 2,5 см. Вначале они очень мягкие и защищены кожным покровом, напоминающим собою бархат. Постепенно рога крепнут, костенеют и вырастают в длину до 1,2 метра. Каждый рог имеет по 5-6 отростков. В длину они достигают четверти метра. Вес рогов доходит до 10-14 кг.

В силу своей формы рога оленя не могут причинить серьёзных травм хищнику или противнику самцу во время брачных боёв. Но у отдельных животных иногда вырастают «неправильные рога». Они прямые, длинные и не имеют ответвлений. Концы у них очень острые. Самцы с такими украшениями на голове могут элементарно убить других самцов. Поэтому таких животных, если они живут в заповедных хозяйствах, приходится отстреливать.

Люди создают хозяйства для разведения маралов вовсе не для того, чтобы любоваться красивыми оленьими рогами. В первую очередь этот благородный олень славится пантами . Под ними подразумеваются молодые растущие рога, ещё не успевшие окостенеть. Структура у них трубчатая. Внутри она наполнена кровью. Срезают такие рога с оленей в июне. Процедура эта для животных абсолютно безболезненная. Весят панты порядка 9 кг и содержат в себе биологические вещества, обладающие очень сильными целебными свойствами.

Спиливать рога у оленей начинают по достижению ими 2-х летнего возраста. С одного животного за всю его жизнь получают 12-15 пар целебных рогов. Цифра эта напрямую зависит от продолжительности жизни. В подведомственных человеку хозяйствах марал доживает до 25 лет. В дикой природе он живёт максимум 12-14 лет.

Этот благородный олень ведёт себя очень осторожно и пугливо. Столкнуться с ним нос к носу где-нибудь в лесу практически невозможно. Животное, почувствовав человека, тут же уходит. Видимо за многие сотни лет у оленя выработался надёжный инстинкт самосохранения, оберегающий его от опасных двуногих существ. С хищниками же взрослый крепкий самец смело вступает в схватку. Его главное оружие защиты — мощные копыта. Поэтому волки, крупные хищные кошки и медведи небезосновательно опасаются марала и очень часто предпочитают не вступать с ним в схватку.

Этот олень, как и все другие благородные олени, склонен к миграции. В зимний период он предпочитает низины и лесистую местность. Летом уходи в районы с большей высотой над уровнем моря. Питается травянистой растительностью, а также различными злаками. Объедает кору с деревьев, ест хвою и кустарники. Любит орехи, с удовольствием поедает жёлуди, грибы и ягоды. Марал завсегдатай солонцов. Соль он лижет или грызёт. Терпеть не может летнюю жару. От палящих солнечных лучей прячется в тени деревьев и кустарников. Если рядом есть река, то самые жаркие часы проводит в воде.

Живут маралы стадами. Состоят они из нескольких самок и молодых оленят. Половозрелые самцы образуют отдельные группы, которые распадаются на время гона. В этот период самцы начинают конкурировать друг с другом, добиваясь внимания самок. Между ними регулярно проходят бои. Сильнейшие заводят гаремы, в которых может быть от 3 до 5 представительниц слабого пола. Поединки иногда заканчиваются серьёзными травмами. Гаремы держат, как правило, зрелые самцы в возрасте от 5 до 8 лет. Молодёжь кучкуется на периферии. Та же участь постигает и старичков. Это олени в возрасте старше 11 лет.

Гон проходит осенью. Знаменуется он рёвом самцов, который беспокоит лесные угодья почти на протяжении месяца. Рёв напоминает собой звук трубы, так что любая самка прекрасно слышит его. Заканчивается вся эта шумовая вакханалия беременностью. Продолжается она 240-260 дней. Весной на свет появляется один оленёнок весом 15 кг. Двойня рождается очень редко. Молочное кормление длится 2 месяца. Малыши покрыты пятнами, которые проходят к концу лета. Потомство остаётся с матерью в течении года. Половая зрелость у самцов наступает в возрасте 4-5 лет. Самки способны к оплодотворению уже на 2-м году жизни.

Марал представляет собой очень красивого оленя. Благодаря целебным свойствам рогов, данный подвид довольно многочисленен, так как разводится в специальных хозяйствах. Целебными свойствами обладают также рога изюбря и пятнистого оленя. Изюбрь — ближайший родственник марала. Он тоже является подвидом благородного оленя. Эти уникальные животные приносят несомненную пользу человеку, а поэтому требуют неустанной заботы и внимания.

Маралы - крупные и сильные представители благородных оленей.

Отличительные особенности маралов:

  • К зиме шерсть марала приобретает буро-серый оттенок, после линьки становится рыжеватой.
  • Эти олени обладают внушительных размеров рогами - до 120 сантиметров в длину и весом до 12 килограммов.
  • Характер у маралов нервный и пугливый, играют они мало, при этом среди них нередки конфликты.
  • Под хвостом у марала - белое пятно.
  • Случается, у оленей вырастают рога неправильной формы, ими можно поранить или даже убить сородича. К сожалению, в заповедниках таких маралов убивают.
  • Вес этого гордого животного не превышает 350 килограммов, а рост в холке обычно в пределах 160 сантиметров.

    Маралы живут в лесистой местности, любят травянистые луга. Летом маралы питаются травами, листьями и сеном. Их зимний рацион составляют мхи, лишайники и ветки. У этих животных очень развитый инстинкт самосохранения, поэтому встретиться с маралом в лесу практически нереально - они боятся людей.

    Ценность марала в его рогах: молодые рога, наполненные кровью, называются пантами, их срезаются у оленей в июне. Для маралов эта процедура безболезненна, а людям спиленные маральи рога приносят массу пользы, поскольку в них содержатся полезные для человеческого организма вещества.

    Маралы предпочитают жить стадами из 2–3 самок и маленьких оленят. Взрослые самцы держатся особняком, а в период гона агрессивно бьются друг с другом за внимание самки. Через 260 дней у самки и самца-победителя рождается пятнистый олененок, который первые 2 месяца своей жизни питается молоком. Достигнув годовалого возраста, молодой олень начинает жить отдельно от самки, а половозрелым становится в 4–5 лет.

    Интересные факты о маралах:

    • Во время гона самцы звереют: практически не пасутся, часто ходят на водопой и любят валяться в грязи. Что характерно, чем сильнее самец, тем более хриплый у него голос.
    • Марал занесен в Красную книгу некоторых регионов России.
    • Изображение марала украшает герб Усть-Коксинского района республики Алтай.
    • Панты оленей - 50% всего экспорта республики Алтай и приносит ее бюджету около 4 миллионов долларов США ежегодно.
    • Для того, чтобы получить необходимые организму соли и минералы, олени могут грызть землю и облизывать солонцы.

Олень (марал, изюбрь, вапити) с глубокой древности являлся одним из самых почитаемых животных у кочевых племен Евразии, в том числе у древних кочевников Алтая. Они считали души животных способными, подобно человеческой душе, жить после смерти. В те времена человек был связан с животными духовно, что являлось основой тотемного культа.

Обожествление животных не могло нарушить главный принцип выживания человека–хищника – добывать животных, но заставляло человека сохранять их. Например, существовало поверье, что «худо будет тому, кто убивает маралов более двух в год (!)».

Сложность и опасность охоты на оленя, поиск добычи, ее выслеживание, сам смертельный удар вызывали у древних охотников сильные эмоции. Возбуждение от выслеживания добычи, восхищение и преклонение перед прекрасным сильным зверем, успешный исход охоты – все это будоражило воображение и создавало основу для творчества. Только самые сильные эмоции могли побудить древних художников создавать очень и очень трудоемкие наскальные изображения — петроглифы, основным персонажем которых являлся олень.

Петроглифы урочища Калбак — Таш

Нанесение рисунков животных на скалу давало надежду и на покровительство духа – хозяина, от которого во многом зависело благополучие, да и сама жизнь человека. Наскальные изображения алтайских благородных оленей – маралов встречаются в большинстве писаниц Горного Алтая. Образ оленя — марала, пожалуй, наиболее распространен в древнем искусстве – такое большое значение имели они в жизни человека того времени.

Маралов изображали в охотничьих сценах: охота на маралов с собаками, марал в ловчей яме, ревущий марал. Рисунки животных создавались не только с точным знанием их внешнего вида и движений, но и с чувством восхищения и уважения к этим благородным животным.

Петроглифы урочища Калбак — Таш

Один из самых распространенных сюжетов наскальных рисунков Горного Алтая отражает, казалось бы, обычную сцену охоты: охотник, вооруженный луком, преследует бегущего оленя. Но изображения оленей несут в себе солярную символику! Круговые и лучеобразные формы, изображенные над головами оленей, как известно, являются древнейшими символами Солнца. Таким образом, изображения марала носили магический характер.

Согласно общеевразийскому мифу, олень является посредником между мирами – средним, верхним и нижним. Погоня охотника за оленем либо приводила человека в сказочный мир, либо губила его.

Согласно хранящимся в Эрмитаже материалом раскопок знаменитых алтайских курганов, при захоронении коня вместе с хозяином на коня надевали оленью маску с рогами. Это скорее всего свидетельствует о том, что именно олень, а не конь представлялся перевозчиком в потусторонний мир, и для успешного «путешествия» конь символически превращался в оленя. У многих народов мира оленю принадлежит уникальная роль посредника между мирами и в этом смысле олень едва ли не самое мифологически значимое животное.

Петроглифы урочища Калбак — Таш

Согласно алтайским легендам существовало небесное оленье стадо, давшее жизнь всему земному, с которым затем соединяются души усопших.

Обожествление всего окружающего мира, представление о всеобщей взаимосвязи в Природе, о тесной связи человека с Космосом, о его способности приобретать качество духа и посещать иные миры – все эти верования называются шаманизмом. В том или ином виде шаманизм существовал (или существует) практически у всех народов Земли. В этом смысле его принято считать древнейшей религией.

Этому мировоззрению соответствуют и особенности культа, основанного на необходимости иметь посредника между людьми и божествами (духами) – шамана.
Источником силы шамана является его дух – хранитель, который еще называется «духом-опекуном», «животным-тотемом», «животным силы». Олень – один из наиболее распространенных духов-покровителей и помощников сибирских шаманов. Начинающий шаман представлял себя оленем, подражал его повадкам, даже фыркал по-оленьи. Вхождение духа в шамана длилось 2 – 3 года. Затем во сне ему являлся олень, из шкуры которого нужно было сделать бубен.

Бубен играет первостепенную роль в шаманских церемониях. Бубен это марал, верхом на котором шаман путешествует в мир духов. Алтайцы обтягивали бубен шкурой косули или марала и, «оживляя» новый бубен, символически оживляли самца косули или марала как ездовых животных шамана в «тот мир». Колотушку бубна часто делали из рога лося или оленя. Бубны расписывались очень разнообразно. Изображались все три сферы Вселенной с соответствующим миром животных и птиц. Олень присутствовал на бубне почти всегда.

Не только бубен, но и костюм сибирских шаманов содержал оленьи символы, для его изготовления использовалась шкура оленя, головные уборы нередко украшались оленьими рогами – настоящими или их стилизованным изображением. Посох шамана так же мог иметь навершие в виде оленя или группы оленей.

Именно олень, в том числе алтайский марал, на протяжении тысячелетий и с точки зрения практического применения, и в духовно-эмоциональном плане является одним из самых почитаемых животных.