Красота

Ещё по фэндому "Роулинг Джоан «Гарри Поттер»". Будьте центром своей Вселенной – и действуйте во имя общего блага

Путник в темном плаще шел по лесной дороге, которая словно вгрызалась в самое сердце леса и делила его на две части. Похолодало. С небес срывались редкие снежинки, и путешественник думал о том, что у него есть все шансы заночевать под открытым небом. Он впервые был в этих местах. Путь его лежал в старинный город Абион, где странник надеялся пополнить запас сказаний. Он давно собирал сказки, былины, песни. С каждым новым городом записей в его потрепанных тетрадях становилось всё больше, и путешественник верил, что однажды они не исчезнут вместе с ним, а окажутся кому-то необходимыми.

Порыв ветра чуть не сорвал с мужчины широкополую шляпу. Он удержал её и в который раз взглянул на чернеющее небо. Похоже, ночью снегопад усилится. Жители маленькой деревушки, которую он покинул сегодня утром, говорили, что сразу за лесом стоит величественный замок Алория, принадлежащий местному вельможе, а вокруг него раскинулось большое поселение. Туда-то и надеялся добраться путник.

Вдали послышался звук охотничьего рога. Похоже, владелец замка развлекается, не смотря на дурную погоду и приближение ночи. Что ж, у богачей свои причуды.

Лес вокруг начал редеть. Путешественник понял, что у него остается возможность спрятаться от непогоды, и ускорил шаг. Вскоре он действительно увидел довольно крупный поселок. Но вблизи оказалось, что большая часть домов заброшены, а в чьи бы двери он ни постучал, никто не торопился открывать.

Похоже, сегодня не мой день, - прошептал мужчина.

Он дошел до другого края села, а пристанища так и не нашел. Впереди оставалось всего лишь три дома. На вид они казались обветшалыми, но лучше дырявая крыша над головой, чем совсем никакой. Мужчина постучал в окно ближайшего из них.

Что вам нужно? Убирайтесь! – послышался звонкий мальчишеский голос.

Простите, - отозвался сказатель. – Я просто путешественник. Не пустите ли вы меня к себе на ночлег? Погода портится. Боюсь, что ночью будет снегопад.

Никто не ответил. Мужчина уже собирался идти дальше, как вдруг дверь открылась, и в снопе вырвавшегося света застыла худощавая фигура владельца дома.

Проходите, - уже без злости сказал тот. – Я принял вас за слуг князя.

Мужчина вошел в дом. Стоявшему перед ним мальчишке было лет шестнадцать, но взгляд у него был, как у взрослого, видавшего виды мужчины. Его лицо было бледным и усталым. На какой-то момент сказатель даже подумал, что он болен.

Вы зря решили остановиться в нашем селе, - проговорил парнишка. – Неужели вы не боитесь умереть?

Умереть? Почему? – застыл путешественник на пороге.

А, так вы не знаете… - вздохнул парень. – Не берите в голову. Проходите, располагайтесь. Я подкину дров в огонь.

Мужчина изучал бедную обстановку комнаты. Здесь не было никаких излишеств, только самое необходимое. Похоже, парень жил один. Или нет, где-то должен быть ребенок, потрепанные игрушки которого валялись на полу.

Меня зовут Эрик, - представился гость. – Я родом из Самарина. Это далеко, за морем.

Я знаю, - обернулся парень. – Мой дед когда-то приплыл оттуда. Мое имя Рад.

Ты один живешь? – решился спросить Эрик, пусть такие расспросы и были невежливыми.

С сестрой, - ответил Рад, закончив возиться у очага. – Она уже спит. Куда вы направляетесь, если не секрет?

В Абион. Я собираю сказания, а этот город славится своей легендарной историей. Хотелось бы больше узнать о ней, увидеть знаменитый княжеский дворец, древние колонны… И, конечно же, пополнить свои запасы историй и песен, - улыбнулся мужчина. Улыбка сделала его морщинистое обветренное лицо приятным и почти что молодым.

Что ж, вам осталось около двух недель пути, и вы будете на месте.

Если меня нигде не задержат более интересные сказания. Иногда маленькие поселки таят в себе больше сокровищ, чем древние города.

Мой вам совет – не задерживайтесь в наших краях. К добру это не приведет. Вы голодны?

У меня есть с собой еда. Присоединишься? – выложил Эрик из котомки на стол большой ломоть хлеба и несколько кусочков поджаренного мяса.

Нет, спасибо, - ответил Рад. Он снял с печи горшочек с вареными овощами и поставил перед гостем. – Угощайтесь.

Спасибо. А что у вас здесь происходит? Двери никто не открывает. Это не по закону гостеприимства.

Законы гостеприимства давно не действуют в этих землях, - сказал мальчишка. – Здесь каждый – сам за себя. А в домах царствует неведомая болезнь. Люди засыпают, чтобы никогда не проснуться, поэтому уходите отсюда, как только рассветет, и никогда не возвращайтесь тем же путем.

А что за болезнь? – Эрик не испугался. Он часто слышал о странных эпидемиях, вспыхивающих то тут, то там. Возможно, жителям этой деревушки можно помочь.

Кто знает? – передернул плечами Рад. – Просто люди мрут, как мухи. Ложатся спать совершенно здоровыми, а ночью умирают во сне. Никто не может объяснить причины. Ни один врач.

Парень как-то странно выделил слово «врач», и видавший многое в жизни Эрик тут же уловил это.

А не врач? – спросил он.

Долгая история, - отмахнулся Рад.

Но я хочу послушать! Прошу, расскажи мне, - заблестели глаза сказателя. Он чувствовал, что этот поселок подарит ему незабываемую историю.

Что ж, это не секрет для местных жителей. Не будет вреда, если узнаете и вы.

Рад сел напротив гостя. Сейчас он казался даже старше, чем на первый взгляд.

Сколько тебе лет? – спросил Эрик.

Пятнадцать, - почти подтвердил мальчик его предыдущую догадку. – Это случилось года три назад. Я уже плохо помню подробности, а за прошедшее время каких только слухов не ходило. Но я постараюсь рассказать вам, как было на самом деле.

Эрик приготовился слушать. Потом, на остановках во время пути, он запишет историю во всех подробностях, а сейчас надо было не упустить ни слова.

Всё начиналось довольно просто, - казалось, собрался с мыслями мальчик. – Старый князь умер, и его место занял старший сын Сазар. Поначалу ничего для нас не поменялось. Все жили, как жили. Князь устраивал в замке балы и приемы, созывал соседей на охоту. Люди работали, готовились к зиме. На краю нашего села тогда стоял дом одной женщины. Её звали Никанора. Все в поселке знали, что она – колдунья, и старались с ней не ссориться. Но вы ведь понимаете, что для князя нет другого указа, кроме его собственного. Однажды в замке был большой праздник. Приехало множество гостей, а утром они отправились на охоту. У ведьмы был любимый черный козел. Нрав у него был жуткий. Он часто вырывался на свободу и однажды даже чуть не вздел меня на рога. Не смотря на это, люди обходили козла стороной, как и его хозяйку. Охота в тот день не заладилась, и князь возвращался домой в дурном расположении духа. Козел как раз сорвался с привязи и разгуливал возле леса. Тогда князь сказал: «Я не могу вернуться без добычи! Пусть козла, но подстрелю». Он выстрелил, козел упал. На шум прибежала Никанора. Она увидела мертвого любимца и прокляла князя.

И что, вы считаете, эта болезнь была вызвана проклятьем?

Да, - кивнул мальчик. – Вскоре после того случая на наши земли обрушился страшный ураган. Потом мы узнали, что он затронул только замок и наш поселок. Конечно, тогда никто не думал о проклятии. Стихию нельзя остановить или предугадать. Но весна была ужасно холодной, а лето таким жарким, что даже те насаждения, что выдержали холод, сгорели дотла. Князю было плевать на всё. Многие люди умерли от голода. Конечно, замка это мало коснулось. Наверное, Сазар даже не заметил, что количество его подданных уменьшилось. А потом пришла эта болезнь… В поселке нет семьи, которой бы она не коснулась. Наши с сестрой родители тоже умерли от неё. Сначала мать, потом отец. Когда эпидемия добралась до замка, князь запаниковал. Его младший сын и мать тоже заболели и умерли. Тогда он отправился на поклон к Никаноре, но ведьма не приняла его. Она сказала, что тот сам виноват, что ничего не изменится, пока он не исправится. А на следующий день Никанора собрала свои вещи и уехала из поселка навсегда. Тогда Сазар собрал в замке самых известных колдунов и ворожей страны. Они провели свои ритуалы и сказали, что Никанора пробудила древних богов, и, чтобы их утихомирить, нужна жертва – самый младший ребенок в селенье. Его надо сжечь на костре в день ближайшего новолуния.

И что князь? – слушал Эрик, затаив дыхание.

А что князь? Он приказал принести жертву. А новолуние начинается завтра. Вот только всё дело в том, что самая младшая в нашем поселке моя сестра, Миранда.

Рад замолчал. Он сидел, опустив голову, а Эрик не мог найти нужных слов.

Подожди, - тихо сказал он. – А люди? Как же жители поселка? Твои соседи? Неужели они согласны на такое преступление?

Мальчик кивнул.

Они не против, - сказал он. – Кому есть дело до двух сирот? А эпидемия – общая беда. Они считаю, мы должны гордиться, что можем принести пользу поселку.

Но почему тогда ты не пытаешься бежать? Почему остаешься здесь?

За нами следят, - ответил Рад. – Думаю, вас никто не задержит, если вы решите покинуть наш дом. А вот стоит сделать шаг за порог мне или моей сестренке, как соседи будут тут как тут. Я пытался. Они даже грозились запереть нас, чтобы мы никуда не делись, но потом решили проявить милость и позволить остаться дома.

Это ужасно, - прошептал сказатель. – Что же делать?

Не знаю. Но, что бы не случилось, я им сестру не отдам. Пусть сначала убьют меня.

В комнате снова воцарилась тишина, нарушаемая лишь треском дров в печи. Эрик смотрел на спокойное, уверенное лицо своего собеседника и думал, как бывает жестока судьба. Почему? Почему люди готовы с такой легкостью отобрать чужую жизнь ради своего блага? Жизнь ребенка, даже двоих. И помочь-то им нечем. Разве что самому остаться здесь и поговорить с жителями поселка… Не может быть, чтобы их сердца настолько очерствели. Просто не может быть…

Ты рано отчаиваешься, Рад, - наконец, заговорил Эрик. – Из любой ситуации, даже самой сложной, обязательно есть выход.

Да? Тогда укажите мне его, - хмуро ответил мальчик и отвернулся. Похоже, он уже не верил, что для него всё может закончиться хорошо.

Надо подумать, - поднялся сказатель на ноги и прошелся по комнате. За окном выл ветер. При всем желании, в такую погоду далеко не уйдешь. Хотя, с другой стороны, непогода могла сыграть им на руку. Вряд ли односельчане Рада и Миранды предполагают, что в такой буран двое детей решатся выйти из дому.

А знаешь что, Рад? – снова сел Эрик напротив мальчика. – Есть у меня одна мысль. Рискованная, конечно, но всё лучше, чем смерть на костре.

Рад молчал, и только пристальный взгляд синих глаз выдавал, как он напряжен и внимает каждому слову сказателя.

Мне понадобится большой мешок. Найдется?

Да. А зачем?

Попытаюсь помочь твоей сестренке выбраться отсюда. Скажи, долго ли идти до соседней деревни?

В хорошую погоду – около часа.

Что ж… Рискнешь ли ты доверить мне жизнь Миранды? – спросил Эрик, хотя он мог и так угадать ответ.

Рискну, если вы объясните мне, что собираетесь делать, - сказал Рад.

Мы посадим девочку в мешок, и так я смогу вынести её из поселка. Если нам повезет, мы доберемся до соседней деревушки. Там я оставлю девочку на постоялом дворе или у каких-нибудь людей, а сам вернусь за тобой. Конечно, мы можем и не дойти, замерзнуть по дороге. Но, с другой стороны, лучше уж так, чем погибнуть завтра страшной смертью. Идет?

У меня нет выбора, - пожал плечами Рад. Он казался совершенно спокойным, и Эрику оставалось только догадываться, о чем на самом деле думает мальчик. – Только…

Не надо вам сюда возвращаться. Вы замерзнете где-нибудь на полпути. Если уж вы действительно хотите помочь нам, позаботьтесь о Миранде. Найдите ей новый дом. А я справлюсь сам.

Эрик стоял посреди комнаты и не знал, что сказать. Какая сила двигала мальчишкой? Решимость? Любовь к сестре? Или смиренность, готовность к смерти?

Я вернусь за тобой, и это не обсуждается, - произнес мужчина. – А сейчас помоги мне. Нам нужно найти мешок и приготовить твою сестренку.

Мешок нашелся за считанные минуты. Эрик проделал в нем несколько небольших прорех и застелил дно теплой курткой, принадлежавшей, по-видимому, отцу детей. Рад отправился в соседнюю комнату, и вскоре вернулся, держа за руку заспанную малышку. Она была похожа на воробышка в сером платьице и накинутом вместо кофты шарфике.

Нет, без тебя не пойду, - вырвала ручонку девочка.

Ты же обещала маме меня слушаться. Давай, одевайся.

Рад натянул на сестру залатанное пальтишко и остановился, ожидая, что прикажет Эрик делать дальше.

Не бойся, всё будет хорошо, - наклонился мужчина к малышке и потрепал её пшеничные косички. – Я тебе обещаю.

Рад, - вцепилась Миранда в брата, - я без тебя не пойду.

Так надо, сестренка, - осторожно высвободился мальчик из её хватки. – Скоро я буду с тобой.

Девочка тихо всхлипывала, но сопротивляться больше не пыталась. Рад осторожно обнял её, словно боясь выдать свои чувства, а потом подтолкнул к Эрику. Миранда взяла замызганную куклу и забралась в мешок.

Тебе удобно? – спросил Эрик. – Не боишься?

Нет, - замотала головой девочка.

Сиди тихо, особенно пока не покинем село. Договорились?

Да, - пискнула Миранда, и Эрик завязал мешок.

Есть, чем дышать? – спросил он.

Угу, - донеслось из мешка.

Вот и хорошо.

Мужчина надел шапку и плащ. Всё это время он наблюдал за Радом, но мальчик стоял у очага, словно его совершенно не казалось происходящее.

До встречи. К утру я обязательно вернусь, - пообещал Эрик.

Не надо. Лучше присмотрите за сестрой, - ответил Рад тихонько.

Мужчина хотел сказать ему еще что-то, но нужные слова никак не находились. Тогда он осторожно поднял мешок.

Всё хорошо, Мира? – спросил он.

Угу, - донеслось из мешка.

Мы выходим. Теперь молчи.

Рад проводил их до двери. Снег действительно валил большими хлопьями, но ветер немного утих, и Эрик надеялся, что у него всё получится. Он краем глаза видел, как приоткрылась ставня на окне соседнего дома. За ним наблюдали. И пусть. Он пришел с мешком, и ушел с мешком. А больше у него с собой пожиток или меньше – разве кто-то обратил на это внимание?

Действительно, дорогу ему никто не преградил. Свою роль в этом сыграло и то, что Рад остался в опустевшем доме. Мальчик около минуты стоял на пороге, чтобы соседи видели – он остается, а затем захлопнул за собой дверь.

Идти было тяжело. Ноги скользили по снегу, и Эрик прилагал все возможные усилия, чтобы не упасть. Миранда вела себя тихо. Наверное, девочка уснула, убаюканная покачиванием мешка. Времени было мало. Надо спрятать девочку и успеть вернуться назад до того, как жители поселка поймут, что жертва ускользнула от них. Спешить, надо спешить…

Рад лежал на кровати и пытался уснуть, но сон не шел к нему. Мальчик думал о Миранде, о странном человеке, который решился помочь им, когда Рад уже не ждал помощи. Он старался отогнать от себя мысли о том, что Эрик мог не добраться до соседней деревни. Вьюга за окном усилилась. Она выла, стенала и плакала, словно потерявшийся ребенок. А другой, человеческий, ребенок прислушивался к её вою и спрашивал себя, увидит ли следующую ночь.

Прошел час, потом еще один. Наверное, Эрик уже добрался до своей цели, и они с Мирандой греются у чьего-нибудь огня. Наконец, Рад уснул, но и во сне ему не было покоя. Он видел белую долину, черное небо и мешок на снегу, а рядом – распластавшееся тело. Рад подбежал к мужчине, пытался поднять его, но тот превратился в ледяную статую. Тогда мальчик попытался развязать мешок, хоть и знал, что там увидит…

В дверь громко стучали. Рад открыл глаза – за окном светало. Вьюга затихла, и синева неба радовала душу. Чью-то, не его.

Открывай, отродье! Открывай, или мы вышибем двери!

Реальность ворвалась в его жизнь неудержимым потоком. Вот оно, началось. А Эрик так и не вернулся. Рад пытался убедить себя в том, что со сказателем ничего не случилось. Он всего лишь не рискнул отправиться в обратный путь. Или не захотел.

Мальчик соскользнул с кровати и пригладил растрепанные волосы. Надо набраться смелости и открыть дверь. Посмотреть в глаза своему страху.

Эй, да хватит с ним церемониться! – басил сосед из дома слева, на руках которого Рад играл ребенком.

Не надо ничего ломать, - открыл двери мальчик. – Я здесь.

Ты сто лет нам не нужен, - гаркнул сосед. – Тащи сюда свою сестрицу.

Её здесь нет, - покачал головой Рад.

Не бреши! – схватил его за шкирку другой мужчина и сбросил с порога в снег. Кто-то ворвался в дом, а затем донесся крик:

Девки нема!

Где она? – тряс Рада парень, живший на другом конце села. – Где она, кого спрашиваю?

Я предпочел отвести её в лес и оставить там, - улыбнулся Рад. – Лучше замерзнуть, чем сгореть заживо.

Вот щенок! – завопила розовощекая молодица.

Как ты мог?

О чем ты думал, проклятый?

Думаешь, тебе это сойдет с рук?

Рад старался не обращать внимания на происходящее вокруг него, но сердце выпрыгивало из груди. Хотелось разрыдаться, убежать, но нельзя доставить им подобной радости.

«Они же на части меня разорвут», - подумал мальчик, когда кто-то рывком поставил его на ноги, а затем молочница вцепилась ему в волосы.

На костер его! Пускай заплатит! – вопили со всех сторон. – Вот паршивец! Только о себе и думал! Это же надо! Смерть ему! Смерть!

Ты кто таков будешь? – спросил седобородый старик, изучая обмороженное лицо сказателя глазами-буравчиками.

Мое имя – Эрик. Я собираю песни и сказания, - ответил тот, останавливаясь рядом с мальчишкой и опуская руку ему на плечо.

Ты что забыл здесь, сказатель?

Его, - кивнул Эрик в сторону мальчика. – Надеюсь, вы не помешаете нам уйти?

А, так у тебя сообщники имеются! – взвизгнул кто-то в толпе, и люди снова двинулись вперед.

Успокойтесь, - заслонил сказатель Рада. – Что вы собираетесь делать? Убить ни в чем не повинного ребенка?

Ни в чем не повинного? – вышел вперед староста. – Это он-то не повинный? Да будет тебе известно, что этот мальчишка целое селенье приговорил к смерти. Мы и так достаточно настрадались. Только перед нами появился путь к избавлению, как этот щенок возомнил, что может решать судьбу целого поселка. Всех живущих в нем людей.

Вы ставите ему в вину, что он защищал свою сестру?

При чем тут это? Его сестра была ключом к избавлению от эпидемии. А что нам теперь делать? Помереть?

По-вашему, проще было предать девочку страшной смерти?

Точно, вы с ним заодно! – громыхал голос старосты. – Но ты не был в нашей шкуре, сказатель. Ты не знаешь, что это такое – когда в поселке каждую неделю кого-то хоронят, и при этом никто не рождается. Да мы же все вымрем! Что такое жизнь одного человека против сотни судеб? Рассуди.

Каждый человек имеет право на жизнь, - уверенно ответил Эрик. – Допустим, Миранда могла спасти ваше село, и вы решили, что вправе ухватиться за какое-то глупое предсказание и убить её. А Рад? Он не спасет вас от гибели. Тем не менее, вы готовы растерзать его. А ведь вы знаете его с детства. Знали эту семью. И их тоже коснулась эпидемия. Но вас не останавливает то, что он всего лишь пытался защитить единственного родного для него человека. Нет! Вы потеряли одну жертву – и взамен жаждете другой.

Ты красиво говоришь, сказатель, - выгнул староста грудь колесом, - но так уж мы порешили.

А вы не думаете о том, что предсказание могло быть ложным? Конечно, легко выступить против детей. А почему никто из вас не выступил против князя, который навлек на вас эпидемию? Почему? Потому, что он вам не по зубам? Неужели ни в ком из вас не шевельнулось и искры сострадания?

Некоторые сельчане отделились от толпы и поплелись домой. Другие, наоборот, не собирались отступать.

Даем тебе последний шанс, сказатель, - проговорил староста. – Уходи, мы не тронем тебя. Но мальчишка заплатит за предательство.

Я его не оставлю, - покачал головой Эрик.

Кольцо толпы сомкнулось. Эрик выхватил припасенный кинжал. Он ненавидел оружие, но сейчас был тот случай, когда жизнь прямиком зависела от куска железа в его руке. И не только самого Эрика.

Мужчина дрался, как мог. Рад был рядом с ним. Не имея кинжала, он царапался и кусался, как дикий кот, но сельчан было больше. Кинжал упал наземь. Эрику заломили руки за спину и потащили в центр села – туда, где уже была приготовлена кипа веток и сухого сена для сожжения Миры. Их с Радом привязали к возвышающемуся столбу. Кто-то притащил зажженный факел.

Простите меня, - прошептал Рад. – Спасибо, что вернулись.

Я же обещал. Держись, друг, - ответил Эрик.

Сено вспыхнуло. Огонь еще не добрался до приговоренных, но сказатель ощутил, как в лицо пахнуло жаром. Рад тихо заплакал.

Пусть эта жертва остановит смерти в нашем поселке! – зычно кричал староста. – Пусть они заплатят за свой эгоизм!

И вдруг огонь погас. Только дым валил от обуглившихся веток.

Что это? – зашептались испуганные селяне. – Что стряслось?

Эрик открыл глаза. Веревки больше не сдерживали его, и мужчина прижал к себе полумертвого от страха мальчика. Сквозь дым он различал высокую женскую фигуру с посохом в руках.

Вы, жалкие подобия людей! – раздался звучный голос женщины. – Вижу, проклятие справедливо пало на ваши головы, если вы готовы убивать себе подобных. Что сделали вам этот мальчишка и его защитник?

Никанора! – воскликнул староста и упал на колени. – Пощади! Сними свое заклятье! Мы хотели отдать девчонку твоим богам, но этот, - староста ткнул в Рада крючковатым пальцем, - отобрал её у нас.

Вы что же, действительно решили, что смерть одного человека сможет спасти всех вас? Всегда поражалась человеческой глупости, - рассмеялась колдунья. – Идите сюда, - обернулась она к замершим жертвам.

Эрик двинулся к ней. Никанора была уже старой, но черты её лица выдавали властность и твердую волю, а глаза смотрели с состраданием и теплом.

Больше вас никто не обидит, - вымолвила она. – Можете собрать вещи и спокойно уйти из поселка. А тебе, путешественник, хочу сказать вот что. Только ты, да этот мальчик из всех, кто сейчас находится в поселке, имеете право называться людьми. Кто их тронет, - обернулась Никанора к толпе, - в ту же секунду падет мертвым.

В глазах людей читался страх, и лишь немногие отводили взгляд от стыда. Эрик увлек Рада за собой, к дому на окраине, а Никанора смотрела им вслед.

Расходитесь, - обернулась она к односельчанам. – Мне остается только надеяться, что когда-нибудь вы поймете тяжесть своего поступка.

Но что такое одна жизнь, когда на кону стоят сотни? – воскликнул староста.

А если бы это была твоя жизнь, а не той девочки? Ты думал бы так же?

Мужчина хотел сказать что-то, но промолчал, и лишь опустил глаза.

Пришла весна. Цветы благоухали, а ветки оживали после долгой зимы и распускались зелеными почками. По дороге из древнего Абиона к морю шел высокий мужчина в темном плаще. Он смотрел на синее небо и улыбался. За спиной у него висела котомка с записями песен и сказок, которым он посвятил всю свою жизнь. На руках мужчина нес спящую девочку. Она мирно дремала, абсолютно доверяя своему защитнику. Рядом шел парнишка лет шестнадцати. Он нес дорожный мешок с остальными их пожитками.

Ничего, - говорил Эрик. – Сейчас весна. Самое время, чтобы продолжить путь. Мы посетим заморские страны. Вот увидишь, Рад, как много интересного можно там записать.

Жду – не дождусь, - отвечал мальчик. – Даже не думал, что на свете существует столько разных историй. Наверное, я их все никогда не перечитаю и не переслушаю.

Почему? У тебя впереди много долгих лет, - улыбнулся сказатель.

Да, благодаря тебе, - ответил мальчик.

Нет, при чем тут я? Если бы не вмешалась Никанора, дела наши были бы плохи.

Если бы ты не решился во время вьюги пройти до соседнего села и спрятать мою сестру, нас бы просто убили.

Не думай об этом, сынок, - покачал головой Эрик. – Всё уже позади. Мы живы, здоровы и можем идти, куда захотим. А твои бывшие односельчане – несчастные люди. Нам остается только их простить.

Ты прав, пап, - кивнул Рад. – Не будем об этом. Расскажи мне лучше одну из твоих историй.

Ну ладно, слушай, - ответил сказатель. – Однажды, давным-давно…

А дорога вилась перед ними и звала за собой – сложная, но пьянящая и желанная, как сама жизнь.

Читателей 987 сегодня 2

Пребывание в единстве не означает, что каждый из вас должен прилепиться к другому, что люди неразрывно должны быть вместе. Это не значит, что вы должны поставить в центр своей жизни других людей – помните, что каждый из вас сам является центром своей Вселенной – но при этом ни одно ваше действие или слово не должно идти во вред ни себе самому, ни другим.

Вы можете пребывать в уединении – по мере вашего духовного роста ваша потребность в уединении может даже увеличиться – но вместе с тем вы должны жить и действовать, осознавая себя частью единого организма. Чтобы принести благо для себя, вы должны жить и действовать во имя блага единого целого. Иначе невозможно быть счастливыми, дорогие. Сверять каждое свое слово, каждую мысль, каждое желание, каждое намерение, каждый поступок с задачей общего блага, блага для единого целого – это и значит стремиться к единству, а не к разделению.

Объединяющая сила – любовь. Разделяющие силы – вражда, ненависть, недоброжелательство, осуждение других.

Подумайте о том, как вы способствуете объединению в рамках вашей семьи, в каждодневном быту, в рамках той организации, где вы работаете, в общении со знакомыми и незнакомыми людьми, в самом строе ваших мыслей. Вы всегда можете скорректировать огрехи своего мышления и поведения, если таковые обнаружатся. Только не казните себя за эти огрехи. Помните, что многие тысячелетия человечество двигалось от единства к разъединению. За это время выработались прочные стереотипы соответствующего мышления – направленного на разделение. Отсюда ваша привычка осуждать, критиковать, возводить стены между людьми. Отсюда же и широко практикуемые способы магической, энергетической защиты. Эти способы больше не работают! Вам не надо защищаться друг от друга, если вы окружены самой мощной защитой – многомерной сияющей оболочкой энергий любви. Эта оболочка позволяет вам оставаться собой, удерживать при себе свою силу, быть неуязвимым для любого зла – и при этом не отделяться от целого, не противопоставлять себя миру.

Любые противопоставления себя миру сейчас пойдут вам во вред. Все то, что объединяет вас, все то общее, что вы находите с другими, – идет вам на пользу.

Только помните, что объединение не означает уравниловку. Единое целое может состоять из разных, совсем не похожих друг на друга частей. Ваш биологический организм – это тоже единое целое, но сколько же в нем совершенно не похожих друг на друга групп клеток! Клетки крови совсем не похожи на нервные клетки, по‑разному устроены клетки костной и мышечной системы, уникальны и неповторимы клетки каждого органа, у них совершенно разные функции и принципы действия, и все же они составляют единое целое – живой организм. Если бы все клетки были одинаковы, это был бы очень примитивный организм. Если представить каждого человека как клетку организма Вселенной – можно понять, насколько сложен и всеобъемлющ этот организм, если в нем присутствуют такие разные, непохожие друг на друга клетки!

Отнеситесь с пониманием к непохожести разных людей друг на друга. Если кто‑то мыслит и живет совсем по‑другому, чем вы – примите это спокойно. И помните, что при всей вашей непохожести вы связаны на очень глубоком уровне. Это все равно, что дерево, у которого много листьев, ветвей, цветов, почек, которым может казаться, что они существуют по отдельности, но на самом деле все они связаны воедино общим корнем. Для человечества этот корень – общность Божественного происхождения.

Каждый Божественен – знает он об этом или не знает, проявляется это в его жизни или нет. Помните об этом. И помните, что ваша задача – объединение в Божественности. Это может в корне изменить ваше отношение друг к другу, наполнить ваши сердца теплом и заботой друг о друге.

Помните, что ваша суть – есть Божественный Свет и Любовь. Делитесь друг с другом Светом и Любовью. Помните, что вся Вселенная безмерно любит вас и с надеждой следит за каждым вашим шагом.

С любовью к вам, Крайон.

От автора. Время собирать камни

Все мы знаем фразу о том, что есть время разбрасывать камни, а есть время их собирать. Мы с вами тоже подобны этим разлетевшимся в разные стороны камням, которым пришла пора снова собраться вместе. Каждый из нас – искра Бога, но многие забыли об этом, потому что оказались слишком далеко от своего источника, проникнув глубоко во тьму, в плотность материи. И как тут не возникнуть еще одной ассоциации, не вспомнить об истории блудного сына, вернувшегося домой и припавшего к ногам своего отца. Вот так и мы, путники, оторвавшиеся от дома, возвращаемся сейчас к нашему Небесному Отцу. Все дороги ведут туда, домой, к источнику, к нашей семье, из которой все мы родом. Дальше нет дороги во тьме, теперь наша дорога – только к свету. И если мы не забываем об этом, если в каждом своем слове, поступке, желании, намерении, действии мы держим ориентир – на Свет Бога, то все в нашей жизни будет благополучно, то путь наш будет проходить мирно, спокойно, и сами мы будем исполнены благодати.

И еще одну важную вещь я заметила на примере как своем собственном, так и многих наших единомышленников, кто вместе с нами выполняет работу Света. Люди радикально меняются на этом пути – и все эти перемены, безусловно, положительные. Причем многие обретают таланты, способности, новые удивительные качества, на которые, казалось бы, у них раньше не было и намека! Может даже показаться, что эти качества словно свалились с неба, пришли как будто ниоткуда. На самом деле, это наши собственные качества, которые мы растеряли во время нашего путешествия в плотные слои материи. И теперь по праву возвращаем их себе.

Человек, будучи изначально существом ангельской природы, обладал таким множеством великолепных качеств, даров, способностей, которые нам сейчас трудно даже представить себе. Каждый из нас изначально гениален, каждый из нас изначально могущественен. Но по мере нашего погружения в материю мы были вынуждены отказываться от многих своих прекрасных качеств. Иначе мы не могли бы снизить свои вибрации до уровня плотной материи – а без этого мы не могли бы существовать в земных условиях. И чем глубже мы погружались в плотность материи – тем больше нам приходилось «урезать», ограничивать самих себя. Многие из нас даже теряли на этом пути и чувство собственного достоинства, и самоуважения – потому что смутно помнили о своем былом величии, и в сравнении с ним казались себе нынешними слишком убогими, ничтожными, никчемными…

Теперь все будет иначе. Пора отказаться от таких пережитков как чувство собственной никчемности. Пора вернуть себе все утраченное – то, что мы потеряли, пока отдалялись от Бога и шли в глубь материи. Теперь мы возвращаемся обратно, и по пути нас будут ждать оставленные нами дары. Они по‑прежнему наши, и мы по полному праву можем вернуть их себе! Идите к Свету, руководствуйтесь Любовью и благодарностью – и к вам будут возвращаться ваши утерянные таланты и самые лучшие качества. Это будет происходить постепенно, но неуклонно. Вы будете обретать все больше и больше возможностей. Вы будете открывать в себе новые замечательные грани. Вы начнете осиливать такие грандиозные задачи, которые раньше казались вам не по плечу. Движение в потоке энергий Вселенной, которые ведут нас к единству с Богом, к Его Свету и Любви, которые помогают нам осознать, что мы сами и есть Бог – это залог того, что наше могущество будет возрастать день ото дня. Давайте поздравим друг друга с тем, что мы живем в это прекрасное время. Тысячелетние скитания окончены. Мы на счастливом пути возвращения домой.

Будьте благословенны на этом пути!

Практика. Путь к единению

Упражнение 1. Аффирмации, помогающие стать более открытым и при этом неуязвимым

Подойдите к зеркалу, посмотрите в глаза своему отражению, и увидьте за внешностью свою высшую ангельскую суть. Произнесите не спеша, вслух:

Я есмь искра Божия, я – неотъемлемая частица Бога, которой пришла пора возвратиться домой, к единому Божественному целому. Я с честью прошел все испытания, выпавшие на мою долю в материальном мире, и теперь я возвращаюсь к Богу, к Его Свету и Любви.

Я с огромным почтением отношусь к себе как к существу Божественного Света. Я по полному праву ставлю себя в центр своего мира – и при этом признаю право любого другого человека также быть центром своего собственного мира.

У меня достаточно силы, у меня достаточно Света и Любви, чтобы оставаться неуязвимым для посторонних влияний, и при этом быть открытым миру, не ставя барьеров между собой и людьми.

Я – равноправная частица великого единого организма, каким является человечество. Я посылаю Любовь и Свет всему человечеству и каждой его частице. У меня достаточно силы, у меня достаточно Света и Любви, чтобы, оставаясь при своих убеждениях, спокойно, без осуждения и неприятия, относиться к другим людям, даже если они сильно отличаются от меня. Я даю каждому человеку право быть самим собой и вести себя так, как он считает нужным. Я даю такое же право и самому себе. Я всегда помню, что люди пришли на Землю во имя великого эксперимента, в процессе которого проводятся испытания энергии. Я уверен, что каждый человек вправе проводить этот эксперимент так, как он считает нужным. Я уважаю свободную волю каждого человека. Я также вправе проявлять свою свободную волю в каждый миг своей жизни – но при этом я отдаю себе отчет, что сам несу полную ответственность за свои действия и должен быть готов в полной мере испытать на себе все их последствия.

Я выбираю в каждом своем поступке, слове, мысли, желании, намерении руководствоваться только Светом и Любовью. Я выбираю всегда думать как о своем, так и о всеобщем благе.

Я выбираю жить так, чтобы последствия моих действий не причиняли вреда ни мне, ни кому бы то ни было еще. Я беру на себя ответственность за то, чтобы быть проводником Божественной Любви и Света в человеческом мире.

Упражнение 2. Световой столб восхождения к Богу

Это упражнение поможет вам осознанно повышать свои вибрации, идя по пути восхождения из материальности к Божественному единству.

Возьмите за правило ежедневно, в любое удобное для вас время, можно утром по пробуждении или вечером перед сном, уделять несколько минут тому, чтобы представить себя в ярком, золотисто‑желтом сияющем столбе света. Представьте, что этот столб уходит вертикально вверх в бесконечную высоту. Представьте, что это прочный, мощный столб, достаточно широкий, чтобы вы могли свободно парить внутри него. Это – ваш собственный луч Божественного света, по которому вы восходите к Божественному единству. Когда вы внутри этого луча, вы полностью защищены от любых влияний материального мира, вы очищаетесь, просветляетесь, и ваша Божественная природа раскрывается максимально. Это высоковибрационный луч, который переводит уровень ваших вибраций на порядок выше.

Когда вам удастся достаточно хорошо представлять себя внутри луча света, вы можете воспроизводить это состояние в любой момент, где бы вы ни находились.

Небольшое предупреждение: бывает, когда мы повышаем свои вибрации слишком быстро, наше физическое тело испытывает некоторый дискомфорт, например, головокружение или ощущение незаземленности, как будто мы в невесомости. Если такое случится с вами, сделайте следующее: войдя в Божественный столб света, сделайте глубокий вдох, и представьте, что вы с силой втягиваете этот свет в себя. Ваша аура уплотняется, и сразу же начинает сиять ярче. Вы сразу же почувствуете себя более сильным, защищенным и твердо стоящим на ногах.

по материалам из книги: Шмидт Тамара - "Крайон. 11 задач, чтобы впустить в себя Свет".

Что движет человеком, вызывая к проявлению его жизненные и творческие силы? Первичные импульсы могут иметь совершенно разную природу. Также как по ходу деятельности человека может меняться его отношение к совершаемым действиям, порой прямо противоположно. Сейчас, в эпоху рыночных отношений, многим кажется вполне естественным течением дел, когда количество вложенной во что-либо умственной или физической энергии автоматически оценивается денежным эквивалентом. Поэтому мы дожили до такого положения вещей, что прежде, чем голова начинает думать, а рука или нога начнет свое движение, внутри у такого человека включается своеобразный таксометр: «За такую сумму я буду делать то-то и то-то, за меньшую - и на половину пусть никто не рассчитывает, а ниже вот этого порога - я и палец о палец не ударю, ни одной извилиной не раскину зря».

Кое-кто уже использует подобный подход даже в семейных отношениях - в первичной и истинной мини - общине, которая создается и развивается не благодаря купле - продаже чего-либо, но именно посредством упрочения самоотверженного сотрудничества и кооперации, развития и усиления сердечного энергообмена. Но ведь самая уродливая картина во взаимодействии с другими получится, когда мы станем (а уже есть попытки) оценивать на деньги или материальные ценности малейшее движение нашей души, количество тепла нашего сердца (хотя при таком прагматичном подходе это будет уже на сердечный ток, а ужимки астрала и изыски голого ментала).

К примеру: «Сегодня я свое вдохновение (озарение) оценю в 1000 рублей, а завтра выходной день - значит в 1500 рублей. А вот я побывал в прекрасном месте, у меня возникли уникальные ощущения, сердце просто переполняется, ну так и быть, я поделюсь ими с вами всего за 2000 рублей. А если на меня «снизошло небесное откровение», то за цикл лекций стоимостью 10000 рублей я готов вам раскрыть все небесные тайны». (То есть мы готовы обменять энергии и ценности непреходящие на те, что принадлежат царству смерти, облекая себя на погружение в него самих себя, хотя нам заповедан обратный процесс - освобождение от оков материального мира и поступательное движение к вершинам духа - к обретению бессмертной жизни нашего сознания).

Все это было бы смешно, если бы не было все так грустно. Интересно, а если Господь - вседержитель предъявит нам счет за переданное Евангелие, архангел - за Благую Весть, Богородица - за чудотворные иконы, Христос - за крестные муки? Сочтемся ли мы с Ними до конца дней своих? Никаких богатств земных не хватит расплатиться даже за те впечатления, которые дают питание духу человека (это совсем не развлечения и удовольствия (для астрала и ментала), которые, действительно, стоят и обходятся нам дороже всего, причем во всех смыслах). И человечество будет совершенствоваться и, даже, просто существовать только тогда, когда будет развиваться (а не угасать и вырождаться) его культура. Конечно, эта сфера не может существовать без денежных затрат и издержек, и истинную культуру (не коммерческую - суррогат из псевдо -, субкультуры и шоу - бизнеса) невозможно, практически, перевести на самоокупаемость. Какой же выход из этого, казалось бы, замкнутого круга?

Слава Богу, что во все времена, и особенно в России, были и есть меценаты (даже день этот начали отмечать в нашей стране). Это явление надо понять шире, чем принято думать. Это не просто те люди, кто от избытка денег или благодаря какому-то внезапному порыву жертвует определенную сумму на какой-то (чаще всего культурный) проект. Меценаты - это люди с определенным состоянием души (а наличие и размер капитала играет при этом малую роль). Обычно этот термин и применяют к деятельности, связанной как раз, так или иначе, с развитием души человека. И мы понимаем, что если работнику (это же касается и просто подвижника, любителя, истинного ценителя) культуры важно, в первую очередь, чтобы красота искусства трогала людей «за живое», чтобы огонь его личного творчества (или какой другой деятельности по расширению сферы культуры) раскрыл в сердцах зрителей новые аспекты любви, Радости и других светлых сторон, то он является меценатом.

Но это явление можно рассмотреть и шире (не только в сфере искусства и культуры). Если, к примеру, учителю важно, чтобы его ученик не просто показал результат, а добился своего, внутреннего успеха, каждый раз одерживал все новые и новые победы, прежде всего над собой, над своей несовершенной природой (не думая о своем времени и количестве своего сердечного огня, переданного ученику) - то и он обязательно будет меценатом. Если врач, спешащий в ненастье к больному, позабыв про сон, думает о том, как облегчить страдания - то кто же он иной, как не меценат? Когда в лихую годину люди жертвуют своею жизнью, чтобы только его страна, его семья и близкие жили без страдания - и кто это, как не великие меценаты?

Что же движет ими? Ведь за это им вряд ли заплатят лишний рубль, и не факт, что их имена запечатлеют в анналах истории. Просто настоящие меценаты по-другому жить не могут. Меценатство - это их ведущая звезда. Их великая жертва, конечно же, окупается, но не мерой земного богатства. Что трогает их сердце и дает стимул к дальнейшей деятельности? Не аплодисменты и слова признания, не слава и известность. Они получают нечто большее и из более Высокого источника. Любая бескорыстная отдача обеспечивает получение. Но чего?

Что может быть выше радости учителя, когда ученик его смог раскрыть свой талант и реализовать себя во благо других? Что может быть лучше гордости врача, вырвавшего ближнего своего из объятий смерти? Как можно передать восторг творца, когда его искусство пробуждает в других лучшие чувства и выводит их из тупика страданий? Ведь эти их (меценатов) неземные впечатления и есть залог для их дальнейшего творчества и счастья. Счастья не обычного, личного. Они чувствуют, как в эти прекрасные моменты с ними радуются Небеса, посылая им свое благословение.

«Все это прекрасно и замечательно», - возразят нам. «Но ведь кушать хочется каждый день и не по разу». Все верно. Это требует еще одного умения, определенного заветом - отдавать Богу Богово, а кесарю - кесарево. Когда добыча материальных богатств заполняет все наше сознание, мы забываем наше истинное назначение. Не средства должны вести нас вперед, а цели. И как ни тяжело порой совмещать заботы земные с высшими устремлениями, научиться делать это будет высшим искусством. Иначе получится служение не музам, а мамоне. Но истинный меценат справится и с этой задачей. И тогда он будет, поистине, стоя твердо на земле, касаться звезд. И понятен будет ответ на вопрос: «Почему же мы еще живы, почему мы еще радуемся, несмотря на все катастрофы, бедствия, неустроенность, язвы духа и социальные болезни общества?» Потому что еще живы те, кто подобно Атлантам удерживает Землю энергией своего сердца. И не просто держат, а всеми силами «раскрашивают» ее в светлые тона.

В этот день вспомним высказывания людей об общем благе, о том, зачем это нужно и что дает тому, кто бескорыстно что-то делает для других.

(Программа «Помоги России»)

Выгоды - на час, принципы - на века.

Генри Бичер

Что мы ни делаем, мы делаем затем, чтобы не иметь ни боли, ни тревоги.

Эпикур

Все люди сознательно или бессознательно стремятся к благу или удаляются от зла.

Лев Толстой

Никто не пренебрегает чем-либо, что он считает за благо, разве только в надежде на большее благо или из страха перед большим вредом; и не переносит какого-либо зла, кроме как во избежание большего или в надежде на большее благо.

Бенедикт Спиноза

Все люди стремятся беспрерывно к своему счастью, действительному или кажущемуся, и все проявления нашей воли суть лишь следствия этого стремления.

Клод Гельвеций

Счастье - побудительный мотив любых поступков любого человека, даже того, кто собирается повеситься.

Блез Паскаль

Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других.

Сухомлинский В. А.

Наивысшее личное счастье — бороться за что-то более значительное, чем личные интересы.

Сухомлинский В. А.

Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим.

Бентам И.

Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья.

Чехов А. П.

Личное счастье невозможно без счастья других.

Чернышевский Н. Г.

В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для другого.

Толстой Л. Н.

Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

Гёте И.

Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими.

Ламетри Ж.

Всякий, кто хочет построить свое индивидуальное счастье, тот должен быть кузнецом, строителем счастья всех рабочих и крестьян, а когда он будет кузнецом счастья всех, то он будет кузнецом и своего собственного счастья.

Калинин М. И.

Целью общества является всеобщее счастье.

Бабеф Г.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Платон

Нет добродетели, более присущей человеку, и ему особенно свойственно, чтобы один служил на благо и утешение другому.

Мор Т.

Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым.

Стендаль

Способ быть счастливым в жизни есть: быть полезным свету и в особенности Отечеству.

Карамзин Н. М.

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Накануне проведения круглого стола «Вопросы сохранения и актуализации в современных условиях наследия Рерихов» в Общественной палате РФ на сайте «Движение за возрождение отечественной науки» появилась статья доктора философских наук А.В. Иванова и доктора философских наук И.В. Фотиевой (Барнаул) «Рериховское движение на распутье» . В ней авторы пишут о кризисе Рериховского движения, проецируя на рериховские организации ситуацию противостояния Министерства культуры Международному Центру Рерихов (МЦР) и создавая их одиозный образ.

А.В. Иванов и И.В. Фотиева утверждают, что нынешнее руководство МЦР «призывает рериховские организации бороться с государством за общественный статус Центра до победного конца» . При этом, ссылаясь на финансовые проблемы МЦР, подчеркивается, что «у государства есть не только законные, но даже и моральные основания прекратить деятельность МЦР» , что не соответствует действительности. Нужно сказать, что рериховские организации как часть государства и общества, реализуя свое конституционное право, не ставят целью противостоять государственным ведомствам. Существует немало примеров их плодотворного сотрудничества с государственными структурами и органами местного самоуправления. Эта многолетняя практика подтверждает возможность конструктивного диалога общественных организаций и государственной власти при двустороннем и равноправном соблюдении интересов.

Защищая общественный статус МЦР, рериховские организации отстаивают не чьи-то узко-личные цели, а волю его основателя – Святослава Николаевича Рериха. Свою Концепцию Центра – Музея Святослав Николаевич изложил в статье «Медлить нельзя!» . Он отметил, что «подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Центр – это порождение нового времени, новых задач, и, видимо, необходимо учитывать опыт других организаций, возникших в Советском Союзе за последнее время, использовать этот ценный опыт во благо нового начинания.

Суть концепции Центра – Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации…».

А.В. Иванов и И.В. Фотиева не придают значения юридической форме общественного Центра – Музея. Но мы имеем немало примеров, когда государственный статус не стал гарантом сохранности культурных ценностей. Так наследие выдающегося востоковеда Юрия Николаевича Рериха не было охранено государством и вместо создания мемориального музея на квартире ученого, его художественная коллекция из более ста картин Н.К. и С.Н. Рерихов и другие ценности оказались в закрытых частных собраниях состоятельных ценителей живописи России, Украины и других стран. Трагическая история коллекций, оставшихся в квартире после смерти Ю.Н. Рериха, подробно описана в книге Д.Ю. Ревякина «Гибнущее наследие» .

Другой пример. Коллекция, переданная С.Н. Рерихом Международному Центру Рерихов, изначально по воле дарителя должна была иметь статус наследия, входящего в негосударственную часть Музейного фонда РФ. Вопреки волеизъявлению С.Н. Рериха, Министерство культуры передало часть коллекции С.Н. Рериха, завещанную МЦР, а именно, 288 картин, музею Востока, где они в 1993 году были переведены с временного на постоянное хранение. Позднее Министерство культуры приказом № 633 от 13 сентября 1999 года включило вышеупомянутую часть коллекции в состав музейного фонда Государственного музея Востока. Так коллекция С.Н. Рериха, принадлежащая МЦР, была разделена Министерством культуры, и замысел С.Н. Рериха о целостности передаваемого им наследия, который призван был реализовать МЦР как общественная организация, оказался нарушен. Таковы факты, построенные на основе документов, убеждающие в отсутствии гарантий сохранности государственными организациями.

А.В. Иванов и И.В. Фотиева выступают в поддержку проекта «О создании при поддержке государства Российской общественной организации по сохранению и изучению наследия семьи Рерихов», разработанного под руководством А.П. Лосюкова, игнорирующем исторический опыт Рериховского движения, центром которого был и остается МЦР, и предполагается огосударствление наследия семьи Рерихов, являющегося собственностью МЦР . Авторы статьи забывают о том, что МЦР как общественная организация был создан одним из Рерихов, который, по замечанию академика Л.В. Шапошниковой, «действовал согласно Плану Учителей» . Людмила Васильевна, которой авторы статьи на словах выражают свое уважение, неоднократно подчеркивала, что долг всех последователей Рерихов не забывать о том, кто создал МЦР, и кто был его Наставником и «не только пользоваться плодами труда Великих, но еще и защищать их» .

Говоря о кризисности современного Рериховского движения, авторы статьи называют четыре основные проблемы. Рассмотрим их.

Первая проблема обозначена как нежелание многих участников Рериховского движения трезво анализировать ситуацию и стремление фетешизировать МЦР . Отметим, что представители Рериховского движения, выступающие в защиту МЦР, не фетишизируют Центр – Музей, а защищают от нападок его честь и доброе имя. К этому призывал еще в 1992 году в своем обращении к рериховским обществам России и других независимых государств основатель МЦР – Святослав Николаевич Рерих. «Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе и почетным Президентом которого я являюсь, стал той организацией, через которую я могу обращаться и сотрудничать с рериховскими обществами, – писал он. – <…> Несите высоко знамя Учения и наших Учителей, не давайте его использовать в неблагих целях. Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе…» .

В отношении нападок на МЦР неоднократно писала в своих статьях и Людмила Васильевна Шапошникова. Приведем ее слова. «За все время своего существования МЦР постоянно подвергался нападкам со стороны других организаций и отдельных лиц. Некоторые считают, что причина всех трудностей – внедрившиеся в МЦР “темные” люди. Другие полагают, что причина состоит в том, что в МЦР не умеют работать. <…> Но тогда таким же образом можно подходить и к деятельности самих Рерихов.

Кто сказал, что самим Рерихам все удавалось? Кто сказал, что на них не клеветали? Кто сказал, что им не мешали? Все, что происходило с ними, было в сто раз сильнее, чем то, что происходит с МЦР. Мы идем по уже проторенному пути. Один процесс Хорша чего им стоил, когда три любимых ученика Елены Ивановны и Николая Константиновича выступили против них в суде и развалили вновь созданный музей! Разве поэтому нужно говорить, что Рерихи не истинные последователи тех Учителей, которых мы чтим?» .

Призывая к защите МЦР, Л.В. Шапошникова отмечала, что «сейчас мы переживаем такое время, когда защита тоже есть форма сотрудничества, защита тоже есть наша платформа» .

Вторая проблема обозначена в статье как невежество и интеллектуальная лень большинства представителей рериховских организаций . Конечно, эти качества присущи некоторым людям и организациям, примкнувшим к Рериховскому движению! И никто не будет отрицать, что человек, считающий себя последователем идей семьи Рерихов, должен постоянно повышать свой культурный уровень, заниматься самообразованием. Но сложность заключается в том, что делать это можно только самостоятельно и добровольно. Никто не может заставить другого совершенствоваться. Л.В. Шапошникова говорила о проблеме самосовершенствования участников Рериховского движения еще в 1997 году. Она отмечала, что «это большая работа. Одной резолюцией или проектом такое дело не поднять. Это процесс, процесс творческий, процесс трудный, без которого не может существовать настоящее Рериховское движение» . И в Рериховском движении, конечно же, есть просвещенная часть людей и ее нельзя сбрасывать со счетов.

Авторы статьи обращают внимание читателей на то, что «качество докладов на ежегодных конференциях в МЦР во все годы оставляет желать лучшего» . При этом А.В. Иванов и И.В. Фотиева не упоминают об участии в этих Международных конференциях таких известных академиков РАН как А.Л. Яншин, В.В. Струминский, В.Б. Раушенбах, Б.С. Соколов, Е.И. Шемякин, В.Н. Большаков, В.А. Матросов и многих других, высокое качество докладов которых не вызывает сомнения. Выступления Л.В. Шапошниковой, осуществившей прорыв в процессе осмысления Живой Этики как основополагающей парадигмы философии космической реальности, также не берутся в расчет .

«Творческий союз учения с современной наукой и философией – важнейшая задача движения» , – отмечают авторы статьи и с этим нельзя не согласиться. Научная деятельность – одна из платформ сотрудничества МЦР и Рериховского движения. И в этом направлении уже много сделано – и в организации Международных научно-общественных конференций в МЦР, и в проведении Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н. Рериха двенадцати Международных общественно-научных форумов в России и за рубежом с широким участием научной общественности разных стран мира.

Несмотря на трудности, представители истинного Рериховского движения продолжают работу в направлении формирования нового космического мышления через науку.

Третья проблема, обозначенная в статье, – отсутствие углубленного изучения самих первоисточников людьми, считающими себя последователями Рерихов. С чем, по мнению авторов, связано непонимание основ Учения и, в первую очередь, идеи духовной иерархии. Вопрос изучения первоисточников непосредственно связан с проблемой самообразования, о чем уже говорилось выше. К тому же, как показывает статья А.В. Иванова «Живая Этика как метазнание», опубликованная в газете «Левша» в 2001 году, изучение первоисточников не всегда приводит к их истинному пониманию. В статье явно прослеживается противоречие в вопросе понимания Иерархии. С одной стороны автор говорит о значении Иерархии, отводя первостепенное значение книгам Живой Этики, Е.И. и Н.К. Рерихам, Е.П. Блаватской, с другой утверждает – «недопустимо безмерное тиражирование вторичных источников типа “Граней Агни Йоги” или “Учения Храма”» . То, что для Иванова стало вторичными источниками, для Елены Ивановны Рерих были ценнейшими жемчужинами Высоких Изречений и источниками Единой Божественной Мудрости . Общеизвестен ее отзыв о Записях Б.Н. Абрамова: «…с радостью, троекратно, подтверждаю то, что Вы передаете мне, как именно исходящее из Высшего Источника. <…> Очень хотела бы иметь еще строки Изречений, явленных Вам. Храните эти жемчужины…» . И ее слова об «Учении Храма»: «давалось Учение Братом Белой Ложи, Учителем Илларионом. Учение это известно как “Темпль Тичинг” » .

Приведем слова и Бориса Андреевича Данилова, руководителя новосибирского издательства «Алгим», ученика Б.Н. Абрамова об этой статье А.В. Иванова. «Приходится удивляться, что люди, с одной стороны, говорят о значении Иерархии в Мироздании и в жизни людей, о непререкаемости авторитета Великого Учителя, Е.И. и Н.К. Рерихов и тут же сомневаются в правильности Их Указаний. Они начинают сеять сомнения в умах людей о значении Б.Н. Абрамова и его Записей. При этом для большей убедительности пытаются надуманно ставить знак равенства между Учением Живой Этики и Записями Б.Н. Абрамова – информацией, которая приходила к нему из Высокого Источника. Но никто и нигде не сможет найти свидетельств того, что сам Борис Николаевич проводил это равенство между Учением и своими Записями. Нет этих свидетельств и нет! В изданных томах Записей нигде нет даже намека на то, что Учение и Записи равны. Первичным здесь всегда было и остается Учение Живой Этики. Раз в текстах Записей нет ни прямого, ни косвенного утверждения их равенства Учению, то как будто не о чем и говорить. Но … кому-то очень хочется внести свою выдумку» .

Этот пример наглядно показывает, что толкование автором данной статьи понятия «Иерархия» отличается по смыслу от пояснений Е.И. Рерих этого вопроса, и что чтение Учения для глубокого понимания его основ явно недостаточно.

Возвращаясь к статье А.В. Иванова и И.В. Фотиевой «Рериховское движение на распутье», вспомним строки из книги Учения «Иерархия»: «Явление цепи Иерархии строится исполнением Высшей Воли» ; «Только явление исполнения Высшей Воли есть Иерархия Служения» ; «Как же человечество думает приблизиться к Высшему без признания земных Наместников Иерархии?» . Для последователей Живой Этики такими земными Наместниками Иерархии стала семья Рерихов и их воля – есть Воля Учителя. Воля Святослава Николаевича Рериха была им четко и ясно выражена – МЦР должен оставаться в статусе общественной организации . И этой линии всегда следовала Людмила Васильевна Шапошникова. И если кто-то из ее современников нарушает эту линию, значит, он не может быть звеном в цепи духовной иерархии, что очевидно.

Четвертая проблема, обозначенная в статье А.В. Иванова и И.В. Фотиевой, выливается в призыв к участникам Рериховского движения резко активизировать свою общественно-политическую деятельность . Даже поверхностное знакомство с трудами членов семьи Рерихов дает ясное понимание того, что ни сами они, ни основанные ими учреждения никогда не занимались политикой. Николай Константинович Рерих в статье «Культура» писал: «Политикой мы никогда не занимались, и я знаю, что это обстоятельство подчас вызывало недоумения и даже порицания. Ни в какую политическую партию не входили и по этому поводу даже имели некоторые длительные и малоприятные разговоры. Но как от первого начала, так и до сих пор остаемся беспартийными прогрессистами, преданными культурно-образовательному делу. Область Культуры настолько самобытна и обширна, что невозможно в нее вносить постоянно зыблемые политические соображения. Именно незыблема область Культуры, и двери ее открыты всему, что мыслит о созидании, о мире, о благе, о преуспеянии народов» .

Возникает вопрос во имя чего же действуют авторы статьи А.В. Иванов и И.В. Фотиева. Л.В. Шапошникова, противопоставляя позиции «во имя общего блага» и «во имя свое», с сожалением отмечала, что в современной традиционной науке «подход “во имя свое” очень процветает: это когда нет никого выше себя самого …» . Авторы статьи откровенно возвышают себя над МЦР и Рериховским движением и, считая себя учеными людьми, сведущими лучше других в творческом наследии Рерихов, наставляют читателей в тех вопросах, в которых сами разобрались недостаточно.

Если человек трудится во имя любви к Высшему, он не будет умалять других, а последует путем Великого Владыки, «претерпевшего, – как писала Е.И. Рерих, – все ужасы и муки земного ада и указавшего путь искупления деяниями самоотвержения и Любви во имя Общего Блага» .

Е.С. Кулакова, кандидат искусствоведения, руководитель Народного музея семьи Рерихов,
г. Новокузнецк

________________________

Литература и примечания:

  1. Иванов А.В., Фотиева И.В. Рериховское движение на распутье. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
  1. Рерих С.Н. Медлить нельзя! [Электронный ресурс] // Советская культура. 1989. 29 июля. Режим доступа: http://lib.icr.su/node/11
  2. Ревякин Д.Ю. Гибнущее наследие: Московская квартира Ю.Н. Рериха. Каталог. Фотохроника. Архивные документы. М.: МЦР, 2010.
  3. Подробнее см.: Заключение общественной экспертизы по проекту «О создании при поддержке государства Российской общественной организации по сохранению и изучению наследия семьи Рерихов» [Электронный ресурс]: Режим доступа:
  4. Шапошникова Л.В. Некоторые особенности современного Рериховского движения // Л.В. Шапошникова. Держава Рерихов. В. 2 т. Т. 2. М.: МЦР, 2006. С. 409 – 422.
  5. Рерих С.Н. Обращение к рериховским обществам России и других независимых государств // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. М.: МЦР, 2001.
  6. Шапошникова Л.В. О Со-трудничестве и самообразовании // Л.В. Шапошникова. Держава Рерихов. В. 2 т. Т. 2. М.: МЦР, 2006. С. 430 – 435.
  7. Иванов А.В. Живая Этика как метазнание // Левша. 2001. № 6 (33). С. 7.
  8. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 5. М.: МЦР, 2003.
  9. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 9. М.: МЦР, 2009.
  10. «Teachings of the Temple» (англ .) – Учение Храма.
  11. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 8. М.: МЦР, 2008.
  12. Данилов Б.А. Еще раз об Иерархии // «И Борис принесет кирпич на построение Нового Храма»: Сборник избранных статей, выступлений, писем, воспоминаний, посвященный 85-летию со дня рождения Б.А. Данилова. Новокузнецк, 2013. С. 99 — 100.
  13. Живая Этика. Иерархия.
  14. Рерих Н.К. Культура // Н.К. Рерих. Листы дневника: в 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 1996.

Магическую Британию сотрясал скандал невиданных размеров. Дамы собираясь в своих маленьких беседках, несомненно, ужасались и повторяли одну и ту же фразу. - А она говорит: «Во имя общего блага»… Мужчины нервно рассматривали фотографии из газет, в холодном поту вспоминая, не они ли в те времена зажигали с бывшей Прюэтт. История была неприятной и скандальной. Молли, теперь уже Уизли, несмотря на замужество за магом с печатью предателя крови, рожала и рожала детей. Рыжих, как она и муж, но, несомненно, все были магами. Как так получилось, никто не мог понять, ведь даже чистокровные и сильные семьи магов, иногда могли выносить одного-двух детей. Новоявленная мать-героиня еще со школьной скамьи была прекрасным зельеваром, хоть и не получила мастерство. У нее так же были свои наработки и усовершенствования. Как, например, афродизиак или амортенция. Употребив их, волшебник или ведьма обязательно чувствовали тягу ко всем рыжим магичкам. Это и послужило той ниточкой, что потянул в свое время Лорд Малфой, с ужасом осознав, что открыл секрет детей семьи Уизли. Люциус решил приобрести приворотное зелье для Нарциссы. А то она его на дух не переносит, а так как Северус был занят, то приобретал он зелье в одной из лавок Лютного. Когда его начало тянуть на рыженьких, блондин заподозрил подвох. И принес остатки своему другу, на экспертизу. На следующее утро, к нему в мэнор ввалился злой Северус и поинтересовался где он взял зелье с ужасным ингредиентом – плевком Молли. Северус и Люциус как раз вспомнили, что и их не раз на рыжих тянуло. Напились с горя, от осознания ситуации. Через время к ним подошел Мак Нейр, выпили уже третью бутылку вместе, ибо третий маг тоже что- то вспомнил… Так же вместе просматривая давние воспоминания, нашли доказательства. Припомнили, что Рабастан Лестрендж одно время тоже за Молли ухлестывал. И все во время действия зелий Моллиного производства очень хотели кушать, что и делали совсем некультурно, буквально руками запихивая побольше съестного в рот. Северус побледнел, вспомнив как на одном из ужинов в Лестрендж холле Темный Лорд не вкушал, а жрал как последняя свинья. И все делали вид, что так и надо. Дети Уизли оказались не предателями крови, все семь. Дело в том, что Артур, неся на себе увеличенную печать, был бессильным в плане деторождения. Вот совсем, и иногда удивлялся, откуда у него в доме столько рыжих детей? Всеми правдами и не очень Пожиратели организовались, чтобы взять немного крови в многодетной семейке. Как они на своих собраниях не заметили Риту Скиттер, уму непостижимо, но в «Пророке», на следующий день после первых анализов появились первые шокирующие статьи. «Уильям и Чарли. Дамблдор или Уизли?» «Почему Альбус Вульфрик Персиваль Брайан Дамблдор не признал своих детей?» «Шокирующая новость! Председатель Визенгамота, великий светлый волшебник имеет традиционную ориентацию! Мы сами не поверили, но магический тест на отцовство проверялся трижды…» «… вот почему он ее так скоропостижно выдал замуж, но не магическим браком, – задумчиво прокомментировал Лорд Прюэтт. Хоть дочь его неприятно поразила, но лучше уж так. Он готов принять ее с наследниками обратно в Род». Великий Белый маг также заказал статью, где пытался обелить свой поступок. Альбус не был таким уж отвратительным отцом, в свое время он помог сыновьям получить хорошее образование, а потом устроил на прибыльную и интересную работу. Сколько ему гоблины крови попили. А над рабочим контрактом они три дня препирались. Да и в драконий заповедник без рекомендации и приличной взятки не брали. Он готов признать сыновей и дать им свою известную фамилию. Это мальчики почему-то отказываются. Еще и отца редко проведывают. А вот Мак Нейр тихо радовался прижимая к себе бледного сыночка. Ему пришлось отдать половину накопленных средств на хорошего адвоката (посоветовал Малфой), зато он был на свободе и у него есть наследник. Правда, худенький, но умненький, как прадед, хотя на заморыша похож. Но ничего, работа на свежем воздухе сделает из него мужика. Маг решил, что на следующую охоту на акромантулов сыночка возьмет обязательно. Перси уже практически смирился с судьбой. Против такого папы не попрешь. Фред и Джорж когда узнали кто их отец, немного взгрустнули, ведь за множество преступлений Рабастана Лестренджа должны были выпустить лишь через сто двадцать лет. Но потом узнали, что после совершеннолетия могут получить наследство, пройдя необходимые испытания. Так что с помощью поверенного из Гринготса начали узнавать необходимые сведенья. И впервые за всю жизнь стали ответственно учиться. Мечта стать богатыми и влиятельными оказалась реальной в исполнении. Они буквально вгрызались в Кодекс Рода и выполняли необходимые ритуалы. Молли на все это смотрела с добродушной улыбкой. Она довольно давно решила, что постарается принести мир в магическое сообщество. И дети от разных магов с двух противоборствующих сторон - это ее вклад в общее дело. Ведь когда глупая Лили и Алиса с палочкой наперевес бегали и бесили всех без исключения (и своих мужей и Пожирателей). Она как порядочная ведьма ходила беременной, неся новую жизнь. Почему то все слишком побледнели, узнав, кто отец Рона. Бедный мальчик вообще закрылся в своей комнате и отказывался выходить. Подумаешь Том Ридлл. Она же не знала, что этот галантный мужчина, который прекрасно реагирует на ее приворотные - Темный Лорд. И ребенок от него туповатый получился. Это даже Пожиратели подтвердили, мол: «отдохнула матушка магия на сыночке Темного Лорда». И если раньше Рон завидовал славе Мальчика Который Выжил, то теперь в свои двенадцать, понимая, что в прошлом году Гарри завалил профессор Квиррела одержимого его папочкой, взгрустнул и приободрился. Известности хватало ему с лихвой. Особенно все обращали внимание на цвет глаз и советовали перекраситься в тёмно-каштановый. Джинни оказалась дочерью Снэйпа. Фирменный Летучемышиный сглаз мама придумала в честь ее отца, что в очередной раз был выпившим и горевал о Лили. Северус появился на крыльце Норы на следующее утро, после того как выпил антипохмельное. Спокойно поговорив с Молли и поблагодарив ее за воспитание своего ребенка, попросил разрешения встречаться с дочерью для ее обучения. Намекал, что не отдаст, не смотря на все планы Молли, свою кровиночку за придурка Поттера. У него вон, богатых аристократов - пол факультета Слизерин. Кого-нибудь подпоит. Бывшая Прюэтт улыбалась и согласно кивала головой. Как напряглись все Лорды, узнав о подобных подставах, и, наконец, наложили специальные чары на гобелены, чтобы те показали бастардов. Люциус с удивлением узнал, что когда-то его отец, уважаемый Абраксас, заимел на стороне еще двоих детей, а значит, семейное проклятие на единственного наследника уже не действует. Так же от Люциуса тянулись три листика: Колин Криви Малфой и Деннис Криви Малфой, да еще очаровашка Луна Лавгуд. Отец ее как раз нарглов в то время искал. С одной стороны было радостно, с другой, любимая Нарцисса была истинной Блэк, и могла лишить его радостей жизни и самой жизни очень быстрыми и кардинальными способами. Магическую Англию сотрясали скандалы. Отцы находили своих детей. Воссоединялись и расходились семьи. А ушлая Рита Скиттер таки добралась до Молли с вопросом: «Зачем ей было все это?» - Во имя общего блага, - мягко улыбалась вдохновительница всего Ордена Феникса и его основателя. – Во имя общего блага.

Ещё работа этого автора

Чудо на Рождество 197

Фэндом: Роулинг Джоан «Гарри Поттер» Пэйринг и персонажи: Северус Снейп / Аврора Синистра , Северус Снейп , Аврора Синистра Рейтинг: R - фанфики, в которых присутствуют эротические сцены или насилие без детального графического описания."> R Жанры: Романтика - фик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец."> Романтика , Повседневность - описание обычных повседневных будней или бытовых ситуаций."> Повседневность , Предупреждения: OOC - Out Of Character, «Не в характере» - ситуация, когда персонаж фика ведет себя совсем не так, как можно было бы ожидать, исходя из его описания в каноне."> OOC Размер: Мини - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20."> Мини, 4 страницы, 1 часть Статус: закончен

Иногда с внутренними демонами проще бороться вместе.

Ещё по фэндому "Роулинг Джоан «Гарри Поттер»"

Серый странник 376

Фэндом: Роулинг Джоан «Гарри Поттер» Пэйринг и персонажи: Гарри Поттер , Невилл Лонгботтом , Сириус Блэк III , Дадли Дурсль , Полумна Лавгуд Рейтинг: NC-17 - фанфики, в которых могут быть детально описаны эротические сцены, насилие либо какие-то другие тяжёлые моменты."> NC-17 Жанры: Мистика - истории о паранормальных явлениях, духах или призраках. "> Мистика , POV - повествование ведётся от первого лица."> POV , Предупреждения: OOC - Out Of Character, «Не в характере» - ситуация, когда персонаж фика ведет себя совсем не так, как можно было бы ожидать, исходя из его описания в каноне."> OOC Размер: планируется Миди - средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц."> Миди, написано 29 страниц, 6 частей Статус: в процессе

Джеймс Поттер отказался от своего сына. Когда Лили убили Авадой Гарри тоже погиб, но смог вернуться. Дурсли любят его как второго сына. Разбор полётов ожидает многих. Неожиданный поворот меняет всё. Гарри в один момент просыпается в прошлом. Только двое становятся на его сторону. Месть предателям и полный неадекват - вот дивиз Гарри, прошедшего закалку Дамблдора. Директор хотел его закалить? Он сделал это. Дамбигад, Уизлигад.

Любовный треугольник 214

Фэндом: Роулинг Джоан «Гарри Поттер» Пэйринг и персонажи: Драко Малфой/Гермиона Грейнджер/Блейз Забини , Блейз Забини/Гермиона Грейнджер , Драко Малфой/Гермиона Грейнджер Рейтинг: NC-17 - фанфики, в которых могут быть детально описаны эротические сцены, насилие либо какие-то другие тяжёлые моменты."> NC-17 Жанры: Романтика - фик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец."> Романтика , Стёб - комичные ситуации на грани издевательства, порой чёрный юмор."> Стёб , Учебные заведения - значительная часть действия фанфика происходит в школе или вокруг школьных или студенческих будней."> Учебные заведения , Songfic - фанфик, написанный под впечатлением какой-то песни, текст фанфика часто содержит её слова."> Songfic , ER (Established Relationship) - фанфик, в начале которого герои уже находятся в устоявшихся романтических отношениях."> ER (Established Relationship) , Занавесочная история - рассказ, в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, к примеру, отправляется в магазин покупать мягкую мебель."> Занавесочная история Предупреждения: OOC - Out Of Character, «Не в характере» - ситуация, когда персонаж фика ведет себя совсем не так, как можно было бы ожидать, исходя из его описания в каноне."> OOC Размер: Драббл - отрывок, который может стать настоящим фанфиком, а может и не стать. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа."> Драббл, 2 страницы, 1 часть Статус: закончен

Когда Гермиона впервые дала Драко послушать плеер, он отнесся к этому скептически. Впрочем, как и ко всему, что пришло из мира магглов.