Обереги

Для всех и обо всем. Аплодисменты Осипу Бове. Что знаменитый архитектор оставил потомкам Главный по фасадам

, Петербург - 16 июня , Москва) - российский архитектор , знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года . Роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнена только с работой Росси в Санкт-Петербурге . Творил преимущественно в стиле классицизма .

Биография

Бове родился в Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже , и Екатерины Кнаппе, дочери художника Карла Кнаппе . Данное при крещении имя Джузеппе позднее было переделано на русский манер в Осипа Ивановича. Вскоре после рождения Осипа семья переехала в Москву .

Архитектурное образование получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлёвского строения (1802-1807) у Ф. Кампорези , затем, ещё до пожара Москвы, работал под руководством М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Москве и Твери .

Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкция Красной площади , снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров , разбит , построен Манеж (инженерная структура разработана А. А. Бетанкуром), создана Театральная площадь ( -) с Большим (Петровским) театром (1821-1824; переработанный проект А. А. Михайлова ). За пределами центра Бове строит Градскую больницу за Калужской заставой ( -). Триумфальные ворота , возведенные по проекту Бове у Тверской заставы (1827-1834), были воссозданы в 1968 году близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе .

Умер Бове в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря .

Другие архитекторы Бове

Младшие братья Осипа Ивановича, Михаил и Александр, также работали архитекторами в Москве под его руководством.

Список сооружений




  • - - Торговые ряды напротив Кремля (на месте ГУМа , не сохранились)
  • - - Кремлёвский (Александровский) сад с гротом
  • - - Манеж
  • - - Театральная площадь
  • - - Большой театр
  • - - Триумфальные ворота у Тверской заставы (ныне у парка Победы)
  • - - Градская больница (ныне Городская больница № 1 им. Н. И. Пирогова). Москва, Ленинский проспект, 8 корпус 1
  • Дом во владении жены в Петровском переулке (бывшем Богословском), ныне № 9
  • Дом Н. С. Гагарина (позднее Книжная палата) на Новинском бульваре , разрушенный во время Великой Отечественной войны
  • - - Храм Святителя Николая в Котельниках . Москва, 1-й Котельнический пер. , 8-10
  • - Церковь Михаила Архангела в имении жены в Архангельском. Село Архангельское Рузского района Московской области
  • - - Покровская церковь . Село Пехра-Покровское Балашихинского района Московской области (авторство приписывается по сходству с аналогичными постройками, документального подтверждения не сохранилось)
  • - - Перестройка здания Новоекатерининской странноприимной больницы, постройка церкви Екатерины Великомученицы (ныне городская больница № 24, угол Петровки и Страстного бульвара , № 15/29).
  • - - Реконструкция Знаменской церкви села Холмы в загородном имении жены.
  • 1820-е годы - Торговые ряды на Таганке (не сохранились)
  • - Церковь Большое Вознесение у Никитских Ворот (доработка проекта Ф. М. Шестакова 1829 года , достроен после смерти Бове А. Г. Григорьевым)
  • - Перестройка Церкви Всех Скорбящих Радости . Москва, Большая Ордынка , 20
  • - Церковь Троицы Живоначальной в Даниловском монастыре
  • - - Собор Успения Пресвятой Богородицы в городе Егорьевске (взорван в 1935 году по решению Президиума ВЦИК).
  • - новое много­главое завершение храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе

Напишите отзыв о статье "Бове, Осип Иванович"

Примечания

Литература

  • Покровская З. К. Осип Бове. - М., Стройиздат , 1999. 352 с. (Серия: Мастера архитектуры). - ISBN 5-274-00592-6
  • Покровская З. К. О. И. Бове // Зодчие Москвы. - М .: Московский рабочий, 1981. - С. 195-205. - 302 с.
  • Грабарь И. История русского искусства, Спб., 1912, т. I. История архитектуры (введение)

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бове, Осип Иванович

Раздвинули бостонные столы, составили партии, и гости графа разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке.
Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что нибудь. Наташа, к которой обратились как к большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и робела.
– Что будем петь? – спросила она.
– «Ключ», – отвечал Николай.
– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
– Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа.
И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша.
– Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем…
Соня не могла больше говорить и опять спрятала голову в руках и перине. Наташа начинала успокоиваться, но по лицу ее видно было, что она понимала всю важность горя своего друга.
– Соня! – сказала она вдруг, как будто догадавшись о настоящей причине огорчения кузины. – Верно, Вера с тобой говорила после обеда? Да?
– Да, эти стихи сам Николай написал, а я списала еще другие; она и нашла их у меня на столе и сказала, что и покажет их маменьке, и еще говорила, что я неблагодарная, что маменька никогда не позволит ему жениться на мне, а он женится на Жюли. Ты видишь, как он с ней целый день… Наташа! За что?…
И опять она заплакала горьче прежнего. Наташа приподняла ее, обняла и, улыбаясь сквозь слезы, стала ее успокоивать.
– Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы всё решили, как будет. Я уже не помню как, но, помнишь, как было всё хорошо и всё можно. Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные. И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему всё сказала. А он такой умный и такой хороший, – говорила Наташа… – Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня. – И она целовала ее, смеясь. – Вера злая, Бог с ней! А всё будет хорошо, и маменьке она не скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли.
И она целовала ее в голову. Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично.
– Ты думаешь? Право? Ей Богу? – сказала она, быстро оправляя платье и прическу.
– Право, ей Богу! – отвечала Наташа, оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос.
И они обе засмеялись.
– Ну, пойдем петь «Ключ».
– Пойдем.
– А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! – сказала вдруг Наташа, останавливаясь. – Мне очень весело!
И Наташа побежала по коридору.
Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню.
В приятну ночь, при лунном свете,
Представить счастливо себе,
Что некто есть еще на свете,
Кто думает и о тебе!
Что и она, рукой прекрасной,
По арфе золотой бродя,
Своей гармониею страстной
Зовет к себе, зовет тебя!
Еще день, два, и рай настанет…
Но ах! твой друг не доживет!
И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.

Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь и краснея, сказала:
– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим, с приехавшим из за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.
– Какова, какова? Смотрите, смотрите, – сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.
Наташа покраснела и засмеялась.
– Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сиденья и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как то по балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки хитрою улыбкой, и как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:
– Семен! Данилу Купора знаешь?
Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)
– Смотрите на папа, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
– Батюшка то наш! Орел! – проговорила громко няня из одной двери.
Граф танцовал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцовать. Ее огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцовало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притопываньях, производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимания и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтоб смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцующие остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.

Иностранцы сыграли не последнюю роль в формировании архитектурного облика Москвы и Санкт-Петербурга. Но Джузеппе Бова едва ли можно назвать гостем России. Он принимал живое участие в жизни страны и вкладывал душу в свои постройки.

Осип Иванович Бове: краткая биография

Настоящее имя архитектора - Джузеппе Бова, хотя и родился он в Санкт-Петербурге (1784). Выходцем из Италии был его отец, неаполитанский живописец Винченцо Джованни Бова. Позже мальчика стали называть на русский манер - Осип. Когда он был еще ребенком, семья переехала в Москву. Этому городу он отдаст все свои силы и талант. В 18 лет Бове поступает в училище, чтобы освоить архитектурное дело под руководством Франческо Кампорези. После выпуска карьерный рост юноши произошел стремительно. В качестве помощника архитектора ему повезло работать под началом таких великих мастеров, как Росси и Казаков.

В разгар событий 1812 года Осип Иванович Бове становится участником К счастью, во время военных действий он не пострадал и после демобилизации был назначен в архитектурную комиссию по восстановлению Москвы в качестве заведующего по «фасадической части». Из четырех секторов города Бове достался центральный. Арбатский район, Пресненский, Тверской, Городской и Новинский - архитектор придал этой части города тот облик, который сохранился до наших дней. Он спроектировал Красную и Александровский сад - три главных столичного центра. Помимо этого, Бове занимался разработкой фасадов жилых домов послевоенной Москвы и церковным строительством.

Как архитектор Бове получил заслуженное признание уже при жизни и ни в чем не нуждался. У него были деньги, слава и любящая семья. Пожалуй, единственное, чего он не смог добиться - статуса академика, поскольку задание Академии художеств по каким-то причинам выполнить не сумел. Скорее всего, дело было в нехватке времени. Обладая такими талантами, вряд ли бы Бове не сумел составить проект здания театра (а именно таким и было поручение). Умер он летом 1834 года, немного не дожив до своего 50-летия. Похоронен был архитектор на кладбище при Донском монастыре, для которого при жизни выстроил церковь.

Красная площадь

После войны часть площади была разрушена, а оставшееся место занимали торговцы. Молодой архитектор Бове отреставрировал пострадавшие стены Кремля и восстановил вместе с Воскресенскими воротами. Частные лавки было решено убрать в здание Торговых рядов. Постройка в стиле классицизма с нарядным портиком до сих пор украшает центр города и теперь носит название ГУМ. Земляные укрепления, как и ров вдоль стен, были уничтожены, а на месте последнего устроен бульвар.

Чуть позже у был установлен первый городской монумент - памятник Минину и Пожарскому работы Мартоса. Довоенная площадь имела совершенно другой облик, и ее нынешний вид - полностью заслуга Бове.

Александровский сад

У краснокирпичных стен было решено добавить зелени. Кремлевский сад, или, как теперь его называют, Александровский, заметно оживил центр столицы. По задумке Бове, это был регулярный парк с живописными руинами и небольшими павильонами. Некоторые из них сохранились до наших дней, например, итальянский грот. Для создания парка пришлось увести под землю русло протекавшей там реки Неглинки. Изначально планировалось с ее помощью создать систему прудов, но в реальность задумку не воплотили.

Манеж

Чертежами манежа занимался другой архитектор. Бове руководил его отделкой и скульптурным убранством. Спроектировал здание Бетанкур в 1817 году. Конструкция на тот момент была уникальной и не имела аналогов во всем мире. Здание предназначалось для упражнения военных и носило название Экзерциргауз, или Дом для тренировок. не должно было стеснять полковых маневров. И создать такое строение удалось! В помещении, где отсутствовали внутренние опоры и вся несущая нагрузка приходилась на стены, могли с комфортом поместиться 2000 человек.

В 1824 году Бове создал проект декоративной отделки манежа после небольшой реконструкции. Предполагалось украсить стены военными доспехами, знаменующими победу, мощь и величие державы. Были проведены штукатурные работы, здание украшено лепниной. На стенах укреплены украшения, выполненные в виде легионерской атрибутики. В глухих промежутках стен планировалось закрепить чугунные горельефы, но их так и не отлили.

Театральная площадь

Петровский театр, находившийся раньше на месте Большого, сгорел еще до войны, в 1805 году. И лишь в 1816-м площадь решено было преобразить. Требовалось выстроить новое здание театра и разбить перед ним прямоугольный сквер. Справа и слева площадь замыкали парадные фасады зданий, а лучший вид на нее должен был открываться со стороны Китай-города.

Петербуржец Андрей Михайлов проектировал сам Большой театр. Бове руководил работами и внес существенные изменения в чертежи. Он уменьшил стоимость постройки, скорректировал размеры будущего театра относительно площади и окружения. Основные очертания и композиция были сохранены, и в то же время усилена роль отделки и декоративных элементов.

Как и Манеж, Большой театр был призван прославлять город, одержавший победу в войне. Этому как нельзя лучше способствовал величественный классический стиль. На портике установили скульптурную группу, изображающую Аполлона на колеснице. Она была выполнена из алебастра и уничтожена пожаром 1853 года. Позже ее заменили на композицию работы Клодта. Она повторяла тот же сюжет, но была больше по размеру и динамичней.

Открытие театра состоялось в начале января 1825 года. Зрители в ложах рукоплескали. Это был триумф не только для актерской труппы, но и для самого архитектора.

Триумфальные ворота

В отличие от Манежа или Большого театра, Триумфальная арка - полностью авторский проект Бове. Стройка была запланирована на месте въезда в Москву с петербуржского направления у Около двух лет ушло только на эскизы и чертежи, и в 1829 году был утвержден окончательный вариант. В фундамент «на счастье» бросили горсть серебряных рублей и заложили памятную бронзовую плиту.

При строительстве использовался камень с Самотечного канала и татаровский «мрамор» из подмосковного села. Скульптурные композиции выполнены из чугуна скульпторами Тимофеевым и Витали. Все они отлиты по эскизам, которые самостоятельно создал архитектор. Из-за перебоев с финансированием строительство заняло 5 лет, и открытие памятника состоялось осенью 1834 года.

Надо сказать, что современные Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте - это новодел. Оригинальные разобрали спустя столетие после постройки в рамках реконструкции площади. Были произведены обмеры, зарисовки и фотосъемка, чтобы позже восстановить арку у Белорусского вокзала. Декоративные элементы передали на хранение в музеи. Огромные чугунные колонны во время Второй мировой были переплавлены для фронтовых нужд, сохранить удалось лишь одну. Но благодаря этим чертежам и уцелевшим фрагментам в 1968 году арку восстановили на Кутузовском проспекте рядом с панорамой «Бородинская битва».

Больницы

Преданный любимому городу, архитектор Бове работал не только над монументальными постройками, но и над помещениями, предназначенными для простых людей. Одно из них - Градская больница в районе Калужской заставы. Над ее чертежами Бове начал работу в 1828 году. Просторное величественное здание в стиле классицизма, украшенное «фирменным» портиком, распахнуло свои двери для нуждающихся в помощи москвичей.

Для комфортного размещения больных архитектор предусмотрел светлые корпуса. Стены были украшены барельефами, некоторые из которых сохранились до наших дней.

Под еще одну - Екатерининскую - больницу Осип Иванович Бове переоборудовал дом Гагариных. Работы начались в 1825 году. Несмотря на это, обе больницы открылись лишь в 1833 г. На тот момент они располагали лучшей в России технической базой.

Храмовое строительство

Среди церквей, построенных Бове, можно отметить Покровский храм, Никольскую церковь в Котельниках, храм Троицы Живоначальной на территории Даниловского монастыря. В рамках строительства больниц при них были возведены две церкви. В 1822 году в селе Архангельском построен чудесный храм, освященный в честь Архангела Михаила. Церковь-ротонду в стиле ампир выполнили из кирпича. Трехъярусная колокольня венчалась высоким шпилем. Церковь хорошо сохранилась и не так давно была отреставрирована.

Храм Михаила Архангела настолько полюбился людям, что на деньги, собранные прихожанами, по тому же эскизу возвели еще один. В деревне Пехра-Покровское стоит «близнец» архангельской церкви - Покровский храм. От прототипа его отличает бело-голубая цветовая гамма.

Жилые дома

Как архитектор, отвечающий за фасады послевоенной Москвы, Осип Иванович Бове не мог не оказать влияния на облик обычных жилых домов. Под его началом были составлены руководства-сборники, именуемые «Альбомы образцовых проектов». Здесь приводились рекомендации и примеры того, как должны выглядеть дома представителей различных городских сословий. Можно было выбрать подходящий, руководствуясь своим вкусом и достатком.

Благодаря Бове появился городской особняк как совершенно новый тип дома. Для купечества был разработан доходный дом: верхний этаж отводился для проживания хозяев, а в нижнем могли разместиться лавки и магазины.

Неоценимое архитектурное наследие оставил после себя Осип Иванович Бове. Достопримечательности Москвы неразрывно связаны с его именем. Приезжайте в гости и сами в этом убедитесь!

Будущий градостроитель родился в семье французского художника в Санкт-Петербурге, переехавшего в Москву. Начальное архитектурное образование и основы рисунка юный Осип получил у архитектора-итальянца Кампорезе. Затем он перешел в Архитектурное училище при Кремлевской экспедиции, возглавляемое М.Ф. Казаковым. Там даровитый ученик получил блестящую практику строительной техники у мастера на постройках в 1801-1806 гг., когда строилась Голицынская больница (Вторая градская на Калужской улице) и дом графа Разумовского на Гороховой улице (сейчас ул. Казакова).

В 1809-1810 гг. в Твери Осип Бове вместе с архитектором К.И.Росси принял участие в строительстве и отделке дворца для принца Георга Ольденбургского и его супруги великой княгини Екатерины Павловны, назначенного императором Александром I генерал-губернатором Ярославской, Тверской и Новгородской губерний и директором путей сообщения.

После пожара Москвы 1812 года была создана «Комиссия для строений в Москве». Туда вошел уже известный и энергичный «служащий в должности архитектора титулярный советник Осип Бове». В Комиссию поступало до 100 прошений в день на возведение новых зданий - «для приведения первопрестольного города в приличествующий вид». Архитектор Бове успевал руководить обновлением кремлевских башен и стен, возведением Гостиного двора, строительством жилых и казенных домов, параллельно исправляя архитектурные проекты, поданные в Комиссию, и планируя городские ансамбли.

В 1816 году Осип Бове подал в петербургскую Академию художеств список своих 34 зданий за подписью главнокомандующего генерала А.П. Тормасова, начальника восстановительных работ в Москве, и был утвержден в звании архитектора.

В 1818-1824 гг. архитектор Осип Бове создал проект Театральной площади перед Большим театром (тогдашним Петровским), заключив в трубу речку Неглинную. В 1820-1822 годах спланировал и разбил у Кремлевской стены над речкой Неглинной сад с гротом-раковиной, фонтаном и кофейней, обнесенный чугунной решеткой с барельефами, украшенными военными эмблемами в память о войне 1812 года. Параллельно архитектор Бове восстановил сожженный Петровский театр, ставший Большим театром, спланировал и выстроил Театральную площадь.

В 1824-1825 гг. оформил Манеж, придав ему «военный» облик фронтонами, колоннами дорического ордера и карнизом со скульптурным фризом с лепниной в виде военных эмблем.

В 1825 – 1828 году реконструировал Екатерининскую (Новоекатерининскую) больницу на Страстном бульваре в стиле ампир. Другой значимый объект архитектора Бове – Первая Градская больница (сейчас Городская больница №1 им. Н. И. Пирогова) была построена в 1828 -1833 гг. Ее изысканный портик опирается на гладкую стену, украшенную скульптурными рельефами.

В 1832 году архитектор Бове перестроил Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке в стиле ампир.

Русский архитектор Осип Бове известен тем, что отстраивал Москву после пожара во время наполеоновского нашествия в 1812 г. Все главные его работы выполнены в классическом стиле.

Происхождение

В 1782 г. неаполитанский художник Винченцо Джованни Бова был приглашен в Россию для работы в главном музее страны Эрмитаже. Здесь, в Петербурге, в 1784 г. и родился будущий великий зодчий. При крещении ему было дано имя Джузеппе. Но мальчику предстояло жить и работать в России, поэтому его имя позднее «обрусело», и в историю русского искусства он вошел как Осип Иванович Бове. После рождения сына семья поселилась в Москве. И именно этот город стал судьбой Осипа.

Учеба

Специальное образование юноша получил в Московском архитектурном училище, открытом при Экспедиции Кремлевского строения у мастера Ф. Кампорези (1802 - 1807). После окончания учебы, еще до уничтожительного пожара в Москве, ему посчастливилось попасть в ученики и помощники к великим зодчим - и К. И. Росси, вместе с которым он работал в Москве и в Твери. В эти годы он получил неоценимый опыт практической архитектуры.

Отечественная война 1812 г. и после нее

Во время с Наполеоном Бове, как и многие русские люди, ушел воевать в рядах ополченцев. В 1813 г. он возвратился в Москву на свою службу. Сожженная Москва представляла собой ужасное зрелище: черное пепелище, руины, разорение. Чтобы восстановить город, было решено создать специальную Комиссию о строении Москвы. Осип Бове был включен в эту группу архитекторов. Ему было поручено отвечать за застройку центральных районов города: Арбатскую, Тверскую, Новинскую, Городскую и Пресненскую части.

В 1814 г. Бове назначили главным архитектором «фасадического» плана, контролирующим проекты и их производство, точность осуществления застройки в соответствии с планами и фасадами. Работая в этой должности, Бове реализовал обновление облика древней столицы, показав новый для Москвы размах и единый стилистический замысел. Он сумел воплотить идею генерального плана, который был утвержден в 1817 г., и возродил город - монумент, прославляющий величие Российской империи.

Главные творения

Оценивая недюжинный талант, неутомимое трудолюбие и организаторские способности Бове, совет Императорской Академии Художеств присваивает ему почетное звание архитектора названной Академии. Тот год был отмечен в личной жизни Бове женитьбой на овдовевшей княгине Трубецкой Авдотье Семеновне, урожденной Гурьевой. Осип Бове действительно был одним из основных участников архитектурного обновления Москвы после трагических событий 1812 г. Он создал три архитектурных ансамбля в центре: Красную площадь, Театральную площадь и Александровский сад. Они преобразили лицо Москвы.

Он окружил Кремль и заново построенный Большой театр едиными по стилю постройками и члененными аркадами. Теперь красивые большие площади центра города отражали новое восприятие Москвы - как центра гражданской жизни великой России. Красную площадь тогда тоже обогатил и украсил памятник народным героям , подчеркивая патриотический характер всего величественного центрального ансамбля Москвы. До наших дней сохранились части былых архитектурных шедевров Бове, относящихся к центральным ансамблях; Малый
театр и Манеж.

Кроме центральных объектов, Бове построил Градскую больницу, что находится в районе Калужской заставы. По его же проекту возведены Триумфальные ворота возле тверской заставы, которые в 1968 г. были воссозданы у Поклонной горы неподалеку от монумента Победы. Бове умер в Москве 16(28).06.1834 года. Его похоронили на территории кладбища .

Осип (Джузеппе) Иванович Бове (итал. Giuseppe Bova, фр. Joseph Bove; родился 24 октября (4 ноября) 1784, Петербург - умер 16 (28) июня 1834) - российский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнена только с работой Росси в Санкт-Петербурге. Творил преимущественно в стиле классицизма . Бове родился в Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже. Данное при крещении имя Джузеппе позднее было переделано на русский манер в Осипа Ивановича. Вскоре после рождения Осипа семья переехала в Москву. Архитектурное образование получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлёвского строения (1802-1807) у Ф. Кампорези, затем, ещё до пожара Москвы, работал под руководством М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Москве и Твери. Во время Отечественной войны Бове участвует в ополчении, в 1813 году возвращается на городскую службу. Для восстановления сожженной Москвы была создана специальная Комиссия о строении Москвы, в которую Бове вошёл архитектором четвёртого участка и отвечал за центральные районы города: Тверскую, Арбатскую, Пресненскую, Новинскую и Городскую части. В 1814 году Бове был назначен главным архитектором «фасадической части», надзирающим за проектами и их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Бове сумел на этом посту обновить облик древней столицы, с новым для Москвы размахом и по единому стилистическому замыслу. С помощью утверждённого в 1817 году генерального плана, Бове воплотил идею города-монумента во славу величия Российской империи.

В 1816 году Бове получает звание архитектора от совета Императорской Академии художеств и женится на вдовой княгине Авдотье Семеновне Трубецкой. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкции Красной площади, снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров, разбит Кремлёвский (Александровский) сад, построен Манеж (инженерная структура разработана А. А. Бетанкуром), создана Театральная площадь (1818-1824) с Большим (Петровским) театром (1821-1824; проект был доработан А. А. Михайловым). За пределами центра Бове строит Градскую больницу за Калужской заставой (1828-1833). Триумфальные ворота, возведенные по проекту Бове у Тверской заставы (1827-1834), были воссозданы в 1968 году близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе.

Умер Бове в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря. Несмотря на все свои заслуги, Бове не имел звания академика архитектуры. В 1816 году он попросил Академию художеств задать ему программу на звание академика. Академия утвердила его в звании архитектора и задала спроектировать здание театра на 3 тысячи человек. Программа эта так и не была выполнена.

Сооружения:

1814-1815 - Торговые ряды напротив Кремля (на месте ГУМа, не сохранились)
1820-1822 - Кремлёвский (Александровский) сад с гротом
1824-1825 - Манеж
1818-1824 - Театральная площадь
1821-1824 - Большой театр
1827-1834 - Триумфальные ворота у Тверской заставы (ныне у парка Победы)
1828-1833 Градская больница (ныне Городская больница № 1 им. Н. И. Пирогова). Москва, Ленинский проспект, 8 корпус 1 Дом во владении жены в Петровском переулке (бывшем Богословском), ныне № 9
Дом Н. С. Гагарина (позднее Книжная палата) на Новинском бульваре, разрушенный во время Великой Отечественной войны
1822 -1824 - Храм Святителя Николая в Котельниках. Москва, 1-й Котельнический пер., 8-10
1822 - Церковь Михаила Архангела в имении жены в Архангельском. Село Архангельское Рузского района Московской области
1825-1828 - Покровская церковь. Село Пехра-Покровское Балашихинского района Московской области (авторство приписывается по сходству с аналогичными постройками, документального подтверждения не сохранилось)
1825-1828 - Перестройка здания Новоекатерининской странноприимной больницы, постройка церкви Екатерины Великомученицы (ныне городская больница № 24, угол Петровки и Страстного бульвара, № 15/29).
1825-1831 - Реконструкция Знаменской церкви села Холмы в загородном имении жены.
1820-е годы - Торговые ряды на Таганке (не сохранились)
1830 - Церковь Большое Вознесение у Никитских Ворот (доработка проекта Ф. М. Шестакова 1829 года, достроен после смерти Бове А. Г. Григорьевым)
1832 - Перестройка Церкви Всех Скорбящих Радости. Москва, Большая Ордынка, 20
1833 - Церковь Троицы Живоначальной в Даниловском монастыреПокровская З. К.

Осип Бове. - М., Стройиздат, 1999. 352 с. (Серия: Мастера архитектуры). - ISBN 5-274-00592-6
Грабарь И. История русского искусства, Спб., 1912, т. I. История архитектуры (введение)
Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники / Под ред. С. И. Вавилова. - М., Л.: Гос. изд-во техн.-теоретической лит-ры. - 1948.
При написании этой статьи использовался материал из Русского биографического словаря А. А. Половцова (1896-1918).
ru.wikipedia.org