Обереги

Представьте что вам поручено организовать небольшое социологическое. Темы планов по разделу социология. Вопросы и задания

Политическая культура исследуется учеными на основе разных научных подходов и трактуется в науке неоднознач­но. Она, по образному выражению современного американ­ского философа У. Джеймса, является «цветущей и жужжа­щей неразберихой». И все же попытаемся разобраться в этом политическом феномене.

Отметим, что политическая культура рассматривается обычно на двух уровнях: личности и общества.

Политическая культура личности представляет собой единство трех составляющих: знаний о мире политики, по­литических ценностных ориентации, способов практичес ких политических действий.

Политические знания могут иметь научный характер, но могут бытовать и на уровне житейских представлений. В житейских представлениях политические явления неред­ко искажаются. Скажем, свобода понимается как вседозво­ленность, консенсус - как соглашательство, а демократия - как возможность делать все, что пожелаешь. Знания поли­тологии помогают адекватно воспринимать политическую реальность. Человек, обладающий научным знанием, менее подвержен дезинформации и манипулированию его полити­ческим сознанием. Он, как правило, критически осмыслива­ет услышанное и прочитанное.

Однако надо иметь в виду, что на политические представ­ления даже самой образованной личности большое влияние могут оказывать сложившиеся в обществе устойчивые стерео­типы, ставшие неотъемлемой чертой политического мышле­ния людей. Например, в период правления Сталина лишь не­многие допускали мысль о его личной вине в массовых репрессиях и других беззакониях.



Политические ценностные ориентации занимают цент­ральное место в структуре политической культуры личнос­ти. Они включают в себя суждения, мнения человека о по­литических идеалах, целях и принципах разумного и желаемого общественного устройства, способах его достиже­ния, политических механизмах функционирования и пр. Политические ориентации формируются под влиянием зна­ний, эмоционального личностного отношения к политичес­ким явлениям и собственных оценок. Иными словами, цен­ностные ориентации выражают субъективные политические позиции людей. Вместе с тем ценностные ориентации лич­ности формируются под влиянием нормативных обществен­но признанных политических ценностей. Напомним, что в


России к ним относятся: демократия, парламентаризм, пра­вовое государство (продолжите этот перечень). Базовые политические ценности выступают обычно в качестве крите­риев оценки политического события или явления («демокра­тично или недемократично», «правомерно или неправомер­но» и т. д.).

Ценностные ориентации проявляются по-разному. Ино­гда они существуют в виде неосознанных предпочтений, например, какого-либо политического направления: социал-демократического, либерального и др. При отсутствии глу­боких знаний о сущности этих направлений субъект по­литики нередко превращается в ее объект, легко поддается на популистские воззвания и лозунги, слепо следует за политическими лидерами. В этом случае его политическое участие иногда характеризуют как участие мобилизован­ное.

Если же ценностные ориентации становятся осознанны­ми твердыми позициями (убеждениями), то они побуждают к активным, целенаправленным и чаще всего конструктив­ным действиям. Иначе говоря, ценностные ориентации при­обретают функцию важнейшего регулятора политического поведения человека.

Политические ценностные ориентации могут резко изме­няться в связи со сменой социально-политических условий общественной жизни, общей направленности развития страны, событий за рубежом. Вспомните, например, как А. И. Герцен, западник по своим политическим позициям, под впечатлением революции 1848 г. во Франции и крова­вой расправы над ее участниками резко изменил свои взгля­ды. В считанные дни он пришел к убеждению, что Россия должна следовать не западноевропейскому пути развития, а своему собственному, самобытному пути. Нередко ценност ные ориентации человека меняются и под воздействием жизненных обстоятельств, например в связи с изменением его социального статуса.

Способы практических политических действий - это образцы и правила политического поведения, которые опре­деляют, как следует поступать. Многие политологи называ­ют их моделями политического поведения, ибо исполнение гражданином какой-либо политической роли предполагает соблюдение не одного, а ряда последовательных правил. В сочетании эти правила отражают содержание соответству­ющей роли. Например, роль избирателя, как известно, пред­полагает анализ и оценку с позиций определенных требова­ний предвыборных программ, а также личных качеств претендентов на власть. Совокупность действий избирателя, согласно нормативным требованиям, и будет являться моде­лью (образцом) его политического поведения.


Знания и представления о политике, политические цен­ностные ориентации (убеждения, предпочтения) относятся к области политического сознания, а способы практических политических действий - к моделям политического поведе­ния. Как вы уже знаете, политическое сознание предопре­деляет политическое поведение, которое, в свою очередь, ак­тивно воздействует на политическое сознание.

Политическая культура личности тесно связана с поли­тической культурой общества, которая формируется под влиянием общей культуры страны (религии, национального менталитета, достигнутого уровня науки и техники, образо­вания). В общенациональной политической культуре вопло­щаются как современные политические идеи, ценностные ориентации и нормы поведения, так и опыт прошлого. Он предстает в политических традициях, символах, обычаях, ритуалах, стереотипах мышления и деятельности.

Традиции обеспечивают преемственность между про­шлым и будущим, сплачивают общество в целостный меха­низм. Именно традиции придают устойчивость политико-культурным формам деятельности людей. Показательно, что чем стабильнее государственное устройство страны, тем с большим уважением чтят ее культурно-исторические тради­ции. В Великобритании, например, существуют традицион­ные ритуалы, связанные с историей монархии, парламента, судов. Некоторые напоминают театрализованное представле­ние: приезд королевы в парламент в старинной карете, сред­невековые одежды государственных мужей, спикер, сидя­щий на мешке с овечьей шерстью.

Политическая культура включает и многообразные поли­тические символы - знаки, обобщающие какой-либо образ, явление, процесс.

Общеизвестно, что символами государства являются флаг, герб, гимн. Символом власти у разных народов на оп­ределенных исторических этапах считались скипетр и дер­жава. В настоящее время власть символизирует резиденция главы государства. Когда говорят о политике Кремля или Белого дома, мы сразу понимаем, что имеется в виду поли­тика России и США.

Символическое значение имеют и многообразные полити­ческие церемонии, обряды, ритуалы. Наверное, вы не раз на­блюдали, скажем, ритуал вхождения Президента в долж­ность, ритуал встречи главы иностранного государства, Церемонию возложения венков и пр.

Воспроизводя традиции, ритуалы, церемонии и опираясь На символику, политическая культура способствует приоб­щению человека к политическому наследию, формирует в его сознании чувство идентичности (тождественности) со своей страной, своим народом, определенной социальной


Группой. Человек ощущает себя неотъемлемой частью дан­ного социально-культурного сообщества.

Вместе с тем политические традиции могут приходить в противоречие с современными (нередко официально закреп­ленными) нормативными моделями сознания и поведения. Тем самым создаются ситуации конфликтного сосуществова­ния старого и нового. Так, в республике могут быть пред­ставлены монархические взгляды; высокий правовой статус личности может сочетаться с низким уровнем личностных притязаний на политическое участие. Не случайно в рамках общенациональной политической культуры возникают поли тические субкультуры - относительно самостоятельные бло­ки ценностей, норм, стереотипов политического поведения, которых придерживаются отдельные социальные группы. Становление политических субкультур происходит и в ре­зультате заимствования культурного опыта других народов.

Анализ политических субкультур позволяет выделить в политической культуре общества совокупность преобладаю­щих характеристик, придающих ей особый колорит и свое­образие во взаимоотношениях государства и граждан. На­пример, японская политическая культура - это культура консенсуса и долга. Ее отличает преданность государству, уважение к власти. Для политической культуры французов характерны развитое чувство принадлежности к единой на­ции, твердая республиканская традиция.

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КУЛЬТУР

Политические культуры могут быть классифицированы по разным основаниям. Так, американские ученые Г. Ал-монд (род. в 1911 г.) и С. Верба (род. в 1932 г.) на основе выявленного своеобразия отдельных стран и регионов выде­лили три «чистых» типа политической культуры. Во-пер­вых, патриархальную культуру. Для этой культуры харак­терно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от ее функционирования. Во-вторых, подданническую культуру, где сильны ориентации на политические институты и лояль­ность к ним, но невысок уровень индивидуальной активно­сти граждан. В-третьих, культуру участия, отражающую критическое отношение граждан к власти, их заинтересован­ность в политическом участии и политической активности.

На практике эти типы политической культуры взаимо­действуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной является синтетиче­ская культура, названная учеными гражданской культурой. В ней доминируют установки подданнической культуры, по-


Рождающие поддержку государственной власти, а также ус­тановки культуры участия, порождающие требования к вла­стным структурам. Тем самым создается баланс, необходи­мый для обеспечения стабильности политической системы. Гражданской культурой именуют сегодня политическую культуру развитых демократических стран.

В развитых демократических странах, как правило, 60% граждан являются представителями культуры участия, 30% - подданнической, 10% - патриархаль­ной культуры.

Политическая культура, будучи важной частью полити­ческой системы, во многом определяется ее типом. В этой связи многие политологи считают, что наиболее общей типологией является та, которая основана на типах полити­ческих систем. Иными словами, в тоталитарных, авторитар­ных и демократических политических системах господству­ют тоталитарный, авторитарный и демократический типы политической культуры. Так, в тоталитарных полити­ческих системах формируется убежденность граждан в спра­ведливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделен на два враждебных лагеря - «друзей» и «врагов». В политическом сознании культивиру­ется образ врага, которого необходимо уничтожить, а борь­ба воспринимается как универсальный метод решения слож­ных политических проблем. Наблюдается обожествление личности политического руководителя (вождя), возникает чувство слияния с властью, что является одной из составля­ющих ее легитимности и в значительной степени определя­ет стабильность режима. В политическом поведении элиты преобладают мотивы всемогущества, в поведении граждан - скромность, энтузиазм, а их участие в политической жизни имеет мобилизационный характер.

Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного типа. Общество осознает от­чуждение от власти, исчезает ощущение слияния с ней. Поскольку опорой авторитарного режима чаще всего высту­пает армия, обожествление личности политического руково­дителя как фактор легитимности власти отсутствует. В по­литическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуется профессионализм и послушание, известная отстраненность от политики.

В демократическом типе политической культуры господ­ствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свобо­ды. По отношению к власти преобладают настроения кри­тичности. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем


Важный фактор его интеграции. Большую значимость при­обретают открытость политических позиций и ориентация на политическое участие. Господствуют приверженность за­конам, чувство ответственности граждан за свой политичес­кий выбор и способы его осуществления, плюрализм и то­лерантность в общественном мнении.

Политическая культура современной России еще не усто­ялась. С одной стороны, она сохраняет свои традиционные черты: подданническое отношение к любому центру полити­ческой власти; низкая самодисциплина и самоорганизован­ность; недоверие к государству; склонность к анархии при одновременной жажде сильной власти; слабое уважение к закону, правам личности. По-прежнему многие россияне предпочитают радикализм и революционные методы в поли­тике мерам эволюционного, реформистского типа. Сохраня­ется уверенность в возможности простых и быстрых реше­ний сложных политических проблем.

С другой стороны, происходит постепенное принятие по­литического плюрализма как необходимого качества поли­тической жизни и гарантии необратимости демократических преобразований. Налицо открытое выражение различных политических ориентации и предпочтений (при пока еще традиционно широчайшем разбросе политических крайнос­тей: от монархизма до анархизма). Растет понимание значе­ния личной ответственности, стремление к самостоятельно­сти в политических оценках и решениях. Иначе говоря, наблюдается преобразование политической культуры на ос­нове ценностей демократического типа.

till Основные понятия: политическое участие, политическая культура, типы политической культуры.

IISI Термины: политическая роль, политическая субкультура.

Проверьте себя

1) Что понимается под политическим участием? 2) Како­вы его формы? 3) Раскройте содержание понятия «полити­ческая культура». 4) Какие типы политической культуры вам известны? 5) В чем особенности российской политичес­кой культуры?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Составьте таблицу «Типология политической культуры».

2. Демократическая политическая культура предполага­
ет наличие таких личностных качеств, как толерантность,
гуманность, критичность. Что еще вы добавили бы к этому
перечню? Ответ поясните.

3. Ученые среди функций политической культуры особо
отмечают: ценностно-ориентационную, нормативно-регуля­
тивную, интеграционную, инновационную. Как вы понима-


Ете эти функции? Раскройте их на примере одного из типов политической культуры.

4. Вообразите, что вам поручено организовать небольшое социологическое исследование по теме «Политическая куль­тура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими единомышленниками. Сделайте сооб­щение по итогам проведенной работы.

Поработайте с источником

Прочтите рассуждения современного российского ученого Е. Б. Шесто-пал о политической социализации личности в Великобритании.

Многие рядовые англичане воспитаны (и семьей, и шко­лой, и пропагандой) в убеждении, что активность, деятель­ное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. Деятельный характер - национальная черта. Этому способствует и социализация молодого поколения через все­возможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

В политике также социализация предполагает воспита­ние активной позиции с детства (через школьные дискусси­онные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это от­носится, прежде всего, к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» качества, но вовлеченность, хо­тя и более поверхностная, пропагандируется как положи­тельная характеристика обычного человека.

Шестопал Е. Б. Личность и политика. -М., 1988. -С. 94.

§§§| Вопросы и задания к источнику. 1) Что представляет собой по­литическая социализация личности? 2) Какие институты способст­вуют политической социализации англичан? 3) Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической куль­туры. 4) Схожи ли процессы политической социализации в Вели­кобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.

Политический конфликт

Вспомните:

каковы причины межличностных конфликтов? Каковы способы их преодоления? В чем состоит значение кон­фликтов между социальными группами? Каковы пути регулирования таких конфликтов? Каковы причины межэтнических конфликтов? В чем заключаются усло­вия их разрешения?


Вы уже многое знаете о конфликтах в обществе. Вам так­же известно, что все многообразие конфликтов изучает воз­никшая на стыке философии, социологии, психологии от­расль науки - конфликтология. В этом параграфе речь пойдет о политических конфликтах, которые являются раз­новидностью социальных конфликтов. Понятно, что общие черты социальных конфликтов присущи и политическим. Однако политические конфликты не являются лишь отра­жением социальных конфликтов, достигших определенной остроты. Это самостоятельное явление, имеющее существен­ные особенности, которые изучает политология. На них и сосредоточим внимание, рассматривая их в контексте поли­тического развития общества.

Знания и представления о политике, политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения) относятся к области политического сознания, а способы практических политических действий - к моделям политического поведения. Как вы уже знаете, политическое сознание предопределяет политическое поведение, которое, в свою очередь, активно воздействует на политическое сознание.

Политическая культура личности тесно связана с политической культурой общества, которая формируется под влиянием общей культуры страны (религии, национального менталитета, достигнутого уровня науки и техники, образования). В общенациональной политической культуре воплощаются как современные политические идеи, ценностные ориентации и нормы поведения, так и опыт прошлого. Он предстает в политических традициях, символах, обычаях, ритуалах, стереотипах мышления и деятельности.

Традиции обеспечивают преемственность между прошлым и будущим, сплачивают общество в целостный механизм. Именно традиции придают устойчивость политикокультурным формам деятельности людей. Показательно, что чем стабильнее государственное устройство страны, тем с большим уважением чтят ее культурно-исторические традиции. В Великобритании, например, существуют традиционные ритуалы, связанные с историей монархии, парламента, судов. Некоторые напоминают театрализованное представление: приезд королевы в парламент в старинной карете, средневековые одежды государственных мужей, спикер, сидящий на мешке с овечьей шерстью.

Политическая культура включает и многообразные политические символы - знаки, обобщающие какой-либо образ, явление, процесс.

Общеизвестно, что символами государства являются флаг, герб, гимн. Символом власти у разных народов на определенных исторических этапах считались скипетр и держава. В настоящее время власть символизирует резиденция главы государства. Когда говорят о политике Кремля или Белого дома, мы сразу понимаем, что имеется в виду политика России и США.

Символическое значение имеют и многообразные политические церемонии, обряды, ритуалы. Наверное, вы не раз наблюдали, скажем, ритуал вхождения Президента в должность, ритуал встречи главы иностранного государства, Церемонию возложения венков и пр.

Воспроизводя традиции, ритуалы, церемонии и опираясь На символику, политическая культура способствует приобщению человека к политическому наследию, формирует в его сознании чувство идентичности (тождественности) со своей страной, своим народом, определенной социальной

группой. Человек ощущает себя неотъемлемой частью данного социально-культурного сообщества.

Вместе с тем политические традиции могут приходить в противоречие с современными (нередко официально закрепленными) нормативными моделями сознания и поведения. Тем самым создаются ситуации конфликтного сосуществования старого и нового. Так, в республике могут быть представлены монархические взгляды; высокий правовой статус личности может сочетаться с низким уровнем личностных притязаний на политическое участие. Не случайно в рамках общенациональной политической культуры возникают поли тические субкультуры - относительно самостоятельные блоки ценностей, норм, стереотипов политического поведения, которых придерживаются отдельные социальные группы. Становление политических субкультур происходит и в результате заимствования культурного опыта других народов.

Анализ политических субкультур позволяет выделить в политической культуре общества совокупность преобладающих характеристик, придающих ей особый колорит и своеобразие во взаимоотношениях государства и граждан. Например, японская политическая культура - это культура консенсуса и долга. Ее отличает преданность государству, уважение к власти. Для политической культуры французов характерны развитое чувство принадлежности к единой нации, твердая республиканская традиция.

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КУЛЬТУР

Политические культуры могут быть классифицированы по разным основаниям. Так, американские ученые Г. Алмонд (род. в 1911 г.) и С. Верба (род. в 1932 г.) на основе выявленного своеобразия отдельных стран и регионов выделили три «чистых» типа политической культуры. Во-пер- вых, патриархальную культуру. Для этой культуры характерно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от ее функционирования. Во-вторых, подданническую культуру, где сильны ориентации на политические институты и лояльность к ним, но невысок уровень индивидуальной активности граждан. В-третьих, культуру участия, отражающую критическое отношение граждан к власти, их заинтересованность в политическом участии и политической активности.

На практике эти типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной является синтетическая культура, названная учеными гражданской культурой. В ней доминируют установки подданнической культуры, по-

рождающие поддержку государственной власти, а также установки культуры участия, порождающие требования к властным структурам. Тем самым создается баланс, необходимый для обеспечения стабильности политической системы. Гражданской культурой именуют сегодня политическую культуру развитых демократических стран.

В развитых демократических странах, как правило, 60% граждан являются представителями культуры участия, 30% - подданнической, 10% - патриархальной культуры.

Политическая культура, будучи важной частью политической системы, во многом определяется ее типом. В этой связи многие политологи считают, что наиболее общей типологией является та, которая основана на типах политических систем. Иными словами, в тоталитарных, авторитарных и демократических политических системах господствуют тоталитарный, авторитарный и демократический

типы политической культуры. Так, в тоталитарных политических системах формируется убежденность граждан в справедливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделен на два враждебных лагеря - «друзей» и «врагов». В политическом сознании культивируется образ врага, которого необходимо уничтожить, а борьба воспринимается как универсальный метод решения сложных политических проблем. Наблюдается обожествление личности политического руководителя (вождя), возникает чувство слияния с властью, что является одной из составляющих ее легитимности и в значительной степени определяет стабильность режима. В политическом поведении элиты преобладают мотивы всемогущества, в поведении граждан - скромность, энтузиазм, а их участие в политической жизни имеет мобилизационный характер.

Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного типа. Общество осознает отчуждение от власти, исчезает ощущение слияния с ней. Поскольку опорой авторитарного режима чаще всего выступает армия, обожествление личности политического руководителя как фактор легитимности власти отсутствует. В политическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуется профессионализм и послушание, известная отстраненность от политики.

В демократическом типе политической культуры господствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свободы. По отношению к власти преобладают настроения критичности. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем

важный фактор его интеграции. Большую значимость приобретают открытость политических позиций и ориентация на политическое участие. Господствуют приверженность законам, чувство ответственности граждан за свой политический выбор и способы его осуществления, плюрализм и толерантность в общественном мнении.

Политическая культура современной России еще не устоялась. С одной стороны, она сохраняет свои традиционные черты: подданническое отношение к любому центру политической власти; низкая самодисциплина и самоорганизованность; недоверие к государству; склонность к анархии при одновременной жажде сильной власти; слабое уважение к закону, правам личности. По-прежнему многие россияне предпочитают радикализм и революционные методы в политике мерам эволюционного, реформистского типа. Сохраняется уверенность в возможности простых и быстрых решений сложных политических проблем.

С другой стороны, происходит постепенное принятие политического плюрализма как необходимого качества политической жизни и гарантии необратимости демократических преобразований. Налицо открытое выражение различных политических ориентации и предпочтений (при пока еще традиционно широчайшем разбросе политических крайностей: от монархизма до анархизма). Растет понимание значения личной ответственности, стремление к самостоятельности в политических оценках и решениях. Иначе говоря, наблюдается преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа.

till Основные понятия: политическое участие, политическая культура, типы политической культуры.

IISI Термины: политическая роль, политическая субкультура.

Проверьте себя

1) Что понимается под политическим участием? 2) Каковы его формы? 3) Раскройте содержание понятия «политическая культура». 4) Какие типы политической культуры вам известны? 5) В чем особенности российской политической культуры?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Составьте таблицу «Типология политической культуры».

2. Демократическая политическая культура предполагает наличие таких личностных качеств, как толерантность, гуманность, критичность. Что еще вы добавили бы к этому перечню? Ответ поясните.

3. Ученые среди функций политической культуры особо отмечают: ценностно-ориентационную, нормативно-регуля- тивную, интеграционную, инновационную. Как вы понима-

ете эти функции? Раскройте их на примере одного из типов политической культуры.

4. Вообразите, что вам поручено организовать небольшое социологическое исследование по теме «Политическая культура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими единомышленниками. Сделайте сообщение по итогам проведенной работы.

Поработайте с источником

Прочтите рассуждения современного российского ученого Е. Б. Шестопал о политической социализации личности в Великобритании.

Многие рядовые англичане воспитаны (и семьей, и школой, и пропагандой) в убеждении, что активность, деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. Деятельный характер - национальная черта. Этому способствует и социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

В политике также социализация предполагает воспитание активной позиции с детства (через школьные дискуссионные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это относится, прежде всего, к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» качества, но вовлеченность, хотя и более поверхностная, пропагандируется как положительная характеристика обычного человека.

Шестопал Е. Б. Личность и политика. -М., 1988. -С. 94.

§§§| Вопросы и задания к источнику. 1) Что представляет собой политическая социализация личности? 2) Какие институты способствуют политической социализации англичан? 3) Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культуры. 4) Схожи ли процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.

§ 26. Политический конфликт

Вспомните:

каковы причины межличностных конфликтов? Каковы способы их преодоления? В чем состоит значение конфликтов между социальными группами? Каковы пути регулирования таких конфликтов? Каковы причины межэтнических конфликтов? В чем заключаются условия их разрешения?

Вы уже многое знаете о конфликтах в обществе. Вам также известно, что все многообразие конфликтов изучает возникшая на стыке философии, социологии, психологии отрасль науки - конфликтология. В этом параграфе речь пойдет о политических конфликтах, которые являются разновидностью социальных конфликтов. Понятно, что общие черты социальных конфликтов присущи и политическим. Однако политические конфликты не являются лишь отражением социальных конфликтов, достигших определенной остроты. Это самостоятельное явление, имеющее существенные особенности, которые изучает политология. На них и сосредоточим внимание, рассматривая их в контексте политического развития общества.

ИСТОЧНИКИ И ЗНАЧЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ПОЛИТИКЕ

Напомним, что политическую деятельность нередко характеризуют как противостояние социальных сил, политических партий и организаций в борьбе за власть. Политическую жизнь невозможно представить без конфликтов. Из курса истории вы знаете, что разнообразные политические конфликты в обществе возникали на всех этапах его развития с древности до наших дней. Конфликт всегда столкновение сторон из-за различия общественного положения, противоречий интересов, целей и ценностей. В последние десятилетия мы стали свидетелями острых конфликтов в нашей стране между политическими организациями, ветвями власти (парламентом и исполнительной властью), субъектами федерации и федеральными органами, а также свидетелями межнациональных и межгосударственных конфликтов.

Политический конфликт - это столкновение, противоборство субъектов политики. Борьба между ними отражает расхождение, а нередко и противоположность их политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением и ролью в системе властных отношений. Целью такой борьбы является реализация этих интересов и целей в сфере государственной власти. Это борьба за влияние на принятие политических решений.

Политические конфликты вырастают из социальных противоречий. Интересы конфликтующих сторон могут отражать противоречия, возникающие в экономической сфере (например, между сторонниками свободного рынка и сторонниками усиления государственного регулирования рыночной экономики); в социальной сфере (например, между стремлением к социальному равенству и углублением дифференциации доходов); в сфере культуры (например, по вопросу об

использовании национальных языков). Стремление решить эти социальные конфликты, используя силу и средства государственной власти, делает их политическими.

Вместе с тем политические конфликты возникают и в результате развития собственно политических противоречит

- между государственной властью и местным самоуправлением;

- между государством и обществом при несовпадении интересов аппарата государственного управления и народа;

- между различными элементами политической системы: федеральной властью и органами власти субъектов федерации, законодательной и исполнительной властями, политическими партиями.

Неравное распределение власти, политических прав и свобод, противоречия между «верхами» и «низами», элитой и контрэлитой, политической элитой и массой могут становиться источниками политических конфликтов.

Своевременное выявление и разрешение противоречий может во многих случаях предотвратить их развитие в конфликт. И напротив, невнимание власти к противоречиям в обществе и в политической системе, их игнорирование порождает конфликтные ситуации.

В этом случае конфликт становится способом разрешения противоречий.

Постоянно существующие противоречия между государствами, отражающие несовпадение, а подчас и противоположность их интересов, могут стать источником межгосударственных, региональных, международных конфликтов.

Ученые-политологи по-разному оценивают роль конфликта в политической сфере. Одни считают, что политике органично присуща конфликтность, что конфликты играют роль двигателя политической жизни, способствуют обновлению политической системы. Другие делают акцент на согласие, стабильность в обществе, рассматривая конфликт как аномалию политического процесса, отклонение от нормального развития.

Истории известны конфликты, которые вели к обновлению государственных органов, политических норм, политических отношений, политической идеологии. Но были и такие, которые, принимая наиболее острые формы, имели разрушительный характер.

В первой половине XX в. самыми крупными международными конфликтами были мировые войны. В первой из них погибло около 10 млн человек, во второй - 55 млн. А военные конфликты второй половины ушедшего века прибавили к огромным жертвам этих войн еще 20 млн человек.

В ходе вооруженных конфликтов не только гибнут люди, но и уничтожаются материальные ценности, травмируется психика людей, вовлеченных в такие конфликты.

Противоречия между разными субъектами политики, как и конфликты, возникающие на их основе, нередко делят на три типа.

Первый связан с распределением материальных ресурсов, средств государственного бюджета, доступом к власти, величиной налогового бремени и т. д. («конфликт интересов»). В этом случае положение и интересы различных социальных групп порождают стремление изменить в свою пользу возможности удовлетворения их потребностей. Такие конфликты относительно легче других поддаются регулированию.

Второй коренится в расхождении людей по вопросу о базовых ценностях и политических идеалах («конфликт ценностей»). Может, например, возникнуть конфликт между той частью общества, которая поддерживает принципы демократии, ориентируется на рыночную экономику, и той его частью, которая разделяет антидемократические ценности и идеалы. Поскольку в этих случаях действует правило «или - или», их регулирование затруднено.

Третий тип характеризуется выдвижением на первый план принадлежности людей к той или иной общественной группе («конфликт идентичности»). Субъект политики при этом отождествляет себя не со всем обществом, не со всем народом страны, а с тем или иным этносом, определенной религиозной группой и т. п. Тогда конфликт может возникнуть по разделительной линии «наши - не наши», что становится преградой на пути общенационального объединения. Это порождает особые трудности для его разрешения.

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

Конфликт не возникает внезапно. Он проявляет себя после скрытого от широкой общественности периода постепенного обострения противоречий, его порождающих. Происходит осознание субъектами политики этих противоречий и своих интересов в сложившейся ситуации, а также препятствий на пути к их удовлетворению. На этой стадии стремление различных групп улучшить свой статус, добиться преимуществ в каких-либо сферах жизни вызывает напряженность в обществе. Несовместимость интересов различных политических сил усиливает возникшую напряженность и приводит к открытому противостоянию, порождает конфликтную ситуацию.

В период развития конфликтной ситуации выдвигаются требования, отражающие интересы тех сил, которые хотели

бы изменить свое положение в обществе. Эти силы, используя средства массовой информации, стремятся воздействовать на общественное мнение, склонить его на свою сторону. Предпринимаются действия, направленные на привлечение в свои ряды новых сторонников. На этой стадии развития конфликта проявляются его основные черты.

Во-первых, обозначен объект конфликта, то, из-за чего возникло противостояние. Это могут быть территории, границы, дискриминация этноса, расы, социальной группы, условия развития национальной культуры. Борьба может развернуться вокруг вопроса о путях развития страны или методов, используемых в политике. Эти и другие вопросы находят отражение в требованиях, программах, заявлениях, с которыми выступают конфликтующие стороны.

Во-вторых, выявляется состав участников конфликта. Каждая из политических сил определяет свои позиции по обе стороны от «линии» конфликта. Определяется, на поддержку каких социальных групп они опираются. Выясняется, какое положение в конфликте занимают политические деятели, партии, государство и какова степень вовлеченности в конфликт масс.

В-третьих, становится все заметнее растущая напряженность в отношениях между участниками конфликта. Раздаются угрозы, выражается намерение нанести ущерб противникам. Постепенно угрозы становятся все более жесткими, принимают форму ультиматумов, т. е. требований, невыполнение которых влечет за собой применение санкций (например, в международном конфликте это могут быть экономические, политические или военные санкции). Стороны конфликта прибегают к демонстрации силы.

Происходит эскалация (от англ. escalation - восхождение с помощью лестницы) конфликта, его постепенное усиление. Возрастают масштабы политической конфронтации. По мере развития конфликт, подобно воронке, втягивает в себя новые проблемы и вовлекает новых участников. К противникам относятся уже как к врагам, над которыми нужно одержать победу. Ожесточаются формы политического поведения. Применяется насилие, происходит нанесение прямого физического ущерба.

В тех случаях, когда одной из сторон является государственная власть, борьба ее противников грозит принять наиболее опасные формы. Это может быть бунт, т. е. идущая от низов, стихийно возникшая попытка разрешения конфликта между управляющими и управляемыми. Бунт часто выливается в беспорядки, захваты людей и учреждений, убийства, избиения, поджоги. Эта форма политического поведения имеет разрушительный характер, высокий уровень интенсивности, активности участников и является одним из

самых опасных вариантов развития конфликта. Его характерная черта - слепые, бессознательные действия, приносящие беды и страдания значительной части населения.

В отличие от бунта, мятеж является вооруженным и организованным выступлением. Он возникает как результат целенаправленной подготовки. Организаторами мятежа являются либо офицеры, либо нелегальные организации, ведущие за собой вооруженные формирования.

Восстание носит черты мятежа и бунта, характеризуется некоторым уровнем организованности и, будучи массовым выступлением, может стать формой политической революции, т. е. насильственного ниспровержения старой власти и установления новой.

Использование методов вооруженной борьбы обеими сторонами иногда приводит к гражданской войне в стране. Характерными чертами гражданской войны являются непримиримость борющихся сторон, а также вовлечение в военные действия, помимо регулярных войск, больших групп гражданского населения. Последствия гражданских войн губительны для общества.

Международный конфликт не раз перерастал в войны между государствами.

Бунты, мятежи, восстания, войны (примеры которых из курса истории вы можете привести самостоятельно) наиболее острая фаза конфликта, попытка разрешить его силой. Это результат развития неурегулированных конфликтов.

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ

Не все конфликты, к счастью, развиваются до наиболее острых форм противоборства, имеющих трагические, разрушительные последствия. Бывает, что конфликт затухает или теряет свою остроту, будучи отодвинут на задний план другими, более значительными и острыми конфликтами. Но полагаться на естественный ход событий опасно. Современное общество выработало методы предупреждения, регулирования, разрешения конфликтов.

На этапе возникновения конфликта власти не должны игнорировать обостряющиеся противоречия. Следует глубоко изучать причины напряженности, своевременно принимать меры для ее ослабления, искать способы снятия или смягчения противоречий, чреватых разрастанием конфликта. Эти меры направлены на предупреждение перехода противоречий в открытую фазу противоборства и дальнейшего нарастания политической напряженности.

Памятка для работы с текстом С1-С4

Текст №1

https://pandia.ru/text/79/022/images/image010_6.gif" align="left" width="528" height="72">

С3.

https://pandia.ru/text/79/022/images/image017_3.gif" align="left" width="572" height="156">С4.

Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование . Расспросите людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают с понятиями «дух», «духовное» представления о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности…

Будем исходить из общепринятого определения социальной деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате социальной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Ту сторону человеческой деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», то есть, в конечном счете, на изменение качеств самих социальных субъектов, будем называть духовной деятельностью, а ее продукты – духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста.

Если быть точным, то в философии принято различать три вида социальной деятельности: практическую, духовную и духовно-практическую. Однако здесь я сознательно иду на некоторое упрощение, чтобы сделать свою мысль более понятной.

Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость . Какие специфические свойства дают нам право выделять книгу среди других объектов внешнего мира, относя ее, прежде всего и главным образом к духовным ценностям?

В тексте приводится ряд значений слов «дух», «духовный». Укажите четыре из них.

Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, подтвердите тремя примерами справедливость утверждения автора о том, что труд педагога, а также артиста, священника, журналиста олицетворяет духовную деятельность.

Автор рассматривает книгу в качестве примера предмета, в котором неразрывно соединены материальная и духовная стороны. Какие свойства позволяют относить книгу, прежде всего, к продуктам духовной культуры? Назовите три таких свойства

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) показано соотношение социальной и духовной деятельности: духовная деятельность – одна из сторон социальной деятельности;

2) указана направленность духовной деятельности: «обработка «людей людьми», то есть, в конечном счете, изменение качеств самих социальных субъектов»;

3) указан результат духовной деятельности: формирование духовных ценностей.

В правильном ответе должны быть приведены примеры , подтверждающие связь указанных профессий с духовной деятельностью, допустим:

1) учитель, рассказывая о героических страницах нашего прошлого, влияет на формирование патриотических чувств молодежи;

2) убедительная игра актеров в фильме по классическому произведению побуждает многих обратиться к первоисточнику;

3) проповедь священника способствует обращению паствы к нравственным ценностям, праведной жизни;

4) журналист, публикующий материалы о проблемах страны, воздействует на гражданское сознание читателей.

Могут быть приведены другие уместные примеры.