Любовь и отношения

Елена Яковлева: биография, личная жизнь и клиническая смерть. Актриса Елена Яковлева: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото Бывший муж Елены Сафоновой – Виталий Юшков

Е лена Яковлева (Elena Yakovleva) родилась 5 марта 1961 года в Житомирской области, в городе Новоград-Волынском. Ее мама, Валерия Павловна - сотрудница НИИ, а отец, Алексей Николаевич, был военнослужащим.

По роду деятельности отца семье пришлось много поездить по стране. Маленькой Лене приходилось следить за младшим братом, помогать маме по хозяйству. Несмотря на то, что родители Елены Яковлевой / Elena Yakovleva никакого отношения к искусству не имели, сама она с самого детства очень хотела стать актрисой. Может быть, роль сыграли гены ее прапрабабушки, которая была крепостной артисткой? Так или иначе, но на выпускном вечере в школе Елена положила в бутылку из-под шампанского записку «Хочу стать знаменитой актрисой». Ее мечта сбылась…

Студенческие годы Елены Яковлевой / Elena Yakovleva

Окончив в 1978 году школу, Елена попыталась поступить в Харьковский институт культуры, но экзаменатор сказал, что у нее нет сценической заразительности. Некоторое время она работала библиотекарем в Харьковской научной библиотеке им. Короленко. Затем ей довелось поработать на радиозаводе. Но мечты стать актрисой Елена так и не оставила.

В 1980 году Е лена Яковлева отправилась в Москву. Елена приехала покорять столицу с мизерной суммой денег в кармане. Четыре дня она жила на вокзале, после чего устроилась в дешевую гостиницу, на которую ушли почти все деньги. Однако эти трудности не остановили девушку…
На вступительных экзаменах в ГИТИС Е лена Яковлева / Elena Yakovleva читала монолог из «Воскресения». Как признается сама Елена, ее выбор был не случаен. Девушку в свое время просто потрясла своей игрой актриса Тамара Семина, исполнившая роль Катюши в экранизации великого романа Л.Н. Толстого. Этот монолог был в ее честь.

В итоге в ГИТИС Елена поступила с первой же попытки. Ее приняли в мастерскую Владимира Андреевича Андреева .
Сегодня трудно в это поверить, но в студенческие годы Елену называли «второй Гундаревой». Сама она признается, что в то время «была полненькой, 68 килограммов, щечки румяные, волосики легкие…» Елену это сравнение только воодушевляло. Она с удовольствием смотрела все роли этой знаменитой актрисы, а потом пыталась повторять…

Дебют Елены Яковлевой / Elena Yakovleva в кино

В годы учебы в ГИТИСе состоялся дебют Елены Яковлевой в кино. На третьем курсе она снялась в музыкальной лирической комедии Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Двое под одним зонтом» .

В фильме Яковлева сыграла роль второго плана – цирковую артистку Леру. Начинающей актрисе повезло – рядом с ней в картине снимались такие мастера отечественного кино, как Иннокентий Смоктуновский , Ивар Калныньш, Наталья Андрейченко .

Работа в театре «Современник» Елены Яковлевой / Elena Yakovleva

В 1984 году, окончив ГИТИС, Елена Яковлева стала актрисой театра «Современник» . Тогда произошел редчайший случай - за ее включение в труппу театра проголосовали ВСЕ члены художественного совета.

Уже в том же году состоялся и ее дебют на сцене этого театра. Елена сыграла роль Гитель Моска в спектакле «Двое на качелях», поставленном Галиной Волчек по пьесе Уильяма Гибсона. Затем последовали роли в спектаклях: «Три сестры», «Навеки девятнадцатилетние», «Близнец».

В 1986 году Елене Яковлевой предложили перейти в Московский театр им. М.Н. Ермоловой . Она согласилась. «Мой уход в Ермоловский театр я бы обозначила большой впадиной вулканического происхождения...» - признается актриса. В Театре им. Ермоловой Елена Яковлева выступала лишь три года. За это время ею были сыграны роли в спектаклях «Прощай Иуда», «Костюмер», «Снег недалеко от тюрьмы».

В 1989 году Елена Яковлева вернулась в «Современник», где впоследствии стала одной из ведущих актрис. Здесь же, в «Современнике», Елена познакомилась со своим будущим мужем – актером Валерием Шальных . 3 марта 1985 года они сыграли свадьбу, а 7 ноября 1992 года у них родился сын, которого назвали Денисом.

«Интердевочка» Елены Яковлевой / Elena Yakovleva

Все эти годы Елена Яковлева продолжала сниматься в кино. Были и главные, и второстепенные роли, но успех пришел лишь в 1989 году. Роль проститутки Тани Зайцевой в мелодраме Петра Тодоровского «Интердевочка» стала для актрисы настоящим прорывом. Конечно, успеху способствовало и то, что фильм затрагивал ранее совершенно запретную тему.

Тогда фильм был чем-то вроде разорвавшейся бомбы. Пронзительная история «ночных бабочек» не оставила зрителей равнодушными. Большая заслуга в успехе принадлежит Тодоровскому, сумевшему собрать настоящий звездный коллектив, – вместе с Яковлевой в фильме снялись: Анастасия Немоляева, Ирина Розанова, Всеволод Шиловский, Любовь Полищук, Ингеборга Дапкунайте, Мартыньш Вилсонс, Зиновий Гердт, Мария Виноградова, Татьяна Агафонова, Наталья Щукина и многие другие.

Благодаря роли в фильме «Интердевочка» Елена Яковлева была названа лучшей актрисой года по опросу, проводимому журналом «Советский экран». Высоко оценили работу актрисы и на различных фестивалях. Яковлева стала лауреатом «Ники », а также Токийского кинофестиваля и кинофестиваля «Созвездие-90».

С этого момента Яковлева прочно вошла в когорту ведущих актрис отечественного кино. В первой половине 90-х она много и интересно снималась у различных режиссеров, играя, как правило, несчастных героинь: брошенных, обманутых, загнанных, матерей-одиночек…

Однако наиболее удачными для актрисы стали роли в картинах все того же Петра Тодоровского . Прежде всего, это относится к трагической мелодраме «Анкор, еще Анкор!». За работу в этом фильме Яковлева получила «Нику» в номинации «Лучшая актриса второго плана».

Кроме того, Елена Яковлева снялась у Петра Тодоровского в ретро-драме «Какая чудная игра» (1995) и мелодраме «Ретро втроем» (1998). Среди работ других режиссеров, стоит отметить роли актрисы в трагикомедии Алексея Сахарова «Лестница», телефильмах Леонида Пчелкина «Сердце не камень» и «Дело Сухово-Кобылина» .

«Каменская» Елены Яковлевой / Elena Yakovleva

Но образ «Интердевочки» долгое время преследовал актрису. Не «перекрыли» его ни «Анкор! Еще Анкор », ни популярный сериал «Парижские тайны ». Ситуация изменилась лишь с выходом на экраны сериала «Каменская ».

Надо сказать, что Елена Яковлева с трудом поддалась уговорам сняться в первой «Каменской». Да и Александра Маринина, автор детективных романов, по которым снимался сериал, видела свою героиню не такой.

Однако Яковлева необычайно органично вжилась в роль безупречного следователя. Сериал, что называется, пошел. Зрители полюбили Каменскую настолько, что, как это часто бывает, стали отождествлять актрису с ее персонажем. Мало того, сама Маринина теперь уже стала писать свои новые книги, «примеряя» Каменскую на типаж Яковлевой.

На волне успеха первой «Каменской» были сняты продолжения: «Каменская-2 », «Каменская-3 », «Каменская-4 », «Каменская-5 ».
Елена по-прежнему выступает на сцене театра «Современник». Здесь она с одинаковым блеском играет совершенно разноплановые роли – это и Мария Стюарт («Играем…Шиллера!»), и Мария Лебядкина («Бесы» Ф.М. Достоевского), и Кабаниха («Гроза» Островского), и Людмила («Уйди-уйди» Николая Коляды), и многие другие.

Дебютировал в кино и сын Елены Яковлевой – Денис . Он снялся в приключенческом фильме Аллы Суриковой «Если завтра в поход» , сыграв мальчика-«ботаника» по кличке Платон.

А в марте 2006 года поклонники увидели Елену Яковлеву и вовсе в другом образе, в проекте канала «Россия» «Танцы со звездами» . Теперь, как признается актриса, она все делает танцуя!

Роли в театре Елены Яковлевой / Elena Yakovleva

1985 - «Двое на качелях»
1988 - «Звёзды на утреннем небе»
1989 - «Крутой маршрут»
1990 - «Мурлин Мурло»
1993 - «Титул»
1994 - «Пигмалион»
1996 - «Мы едем, едем, едем»
1997 - «Вишнёвый сад»
2000 - «Играем… Шиллера!»
2000 - «Уйди-Уйди»
2004 - «Гроза»
2004 - «Бесы»
2005 - «Бумажный брак»
2006 - «Пять вечеров»

Роли в кино Елены Яковлевой / Elena Yakovleva

1983 - Двое под одним зонтом
1986 - Плюмбум, или Опасная игра
1987 - Время летать
1987 - Два берега
1988 - Верными останемся
1988 - Шаг
1988 - Полёт птицы
1988 - Гнев отца
1989 - Интердевочка
1989 - Лестница
1989 - Сердце не камень
1989 - Свой крест
1989 - Вечный муж
1990 - Мать Иисуса
1990 - Русская рулетка
1990 - Чернов
1990 - Под северным сиянием
1991 - Дело Сухово-Кобылина
1991 - Шальная баба
1992 - Чёрный квадрат
1992 - Анкор, ещё анкор - Аня Крюкова
1992 - Воспитание жестокости у женщин и собак
1992 - Одна на миллион
1993 - Витька Шушера и автомобиль
1993 - Эта женщина в окне
1995 - Какая чудная игра
1998 - Ретро втроём
1998 - Юкка
2004 - Мой сводный брат Франкенштейн - Мама, действующий риэлтер
2006 - Точка - в роли самой себя
2006 - Никто не знает про секс - мама Кеши
2007 - Я остаюсь - Наталья Ивановна Тырса
2007 - Семейка Ады
2007 - Спасибо за любовь! - Ольга Аркадьевна
2007 - Ночные посетители
2008 - Караси - Лера, жена Аркадия

Роли в телесериалах Елены Яковлевой / Elena Yakovleva

1995 - Петербургские тайны (Сериал) - Анна Чечевинская
1998 - Развязка петербургских тайн (Сериал) - Анна Чечевинская
1999 - Каменская (Сериал) - Анастасия Каменская
2002 - Каменская-2 (Сериал) - Анастасия Каменская
2003 - Каменская-3 (Сериал) - Анастасия Каменская
2005 - Каменская-4 (Сериал) - Анастасия Каменская
2005 - Курсанты (Сериал)
2007 - Преступление и наказание - мать Раскольникова

награды Елены Яковлевой / Elena Yakovleva

За фильм «Интердевочка»:
1989 - Приз Токийского Кинофестиваля - «Лучшая актриса»
1989 - НИКА - «Лучшая актриса»
1989 - Приз журнала «Советский экран» - «Лучшая актриса»
1990 - Приз Кинофестиваля «Созвездие-90» - «Лучшая актриса»
1990 - Международный фестиваль телевизионных фильмов в Шанхае - «Лучшая женская роль» в фильме «Сердце не камень»
1990 - Приз Римского Кинофестиваля - «Лучшая актриса» за роль в фильме «Лестница»
За фильм «Анкор, ещё анкор»:
1992 - НИКА - «Лучшая роль второго плана»
1993 - Приз Кинофестиваля «Созвездие-93»
1994 - Фестиваль отечественного кино «Женский мир» - за обаяние и свет надежды.
1996 - Заслуженная артистка Российской Федерации
1999 - Премия VII Международного Кинофестиваля Детского Кино «Артек-99» - «Лучшая актриса» за роль в фильме «Юкка»
1999 - Театральная Премия газеты «Московский Комсомолец» - лучшая роль второго плана
2000 - Премия VIII Международного Кинофестиваля Детского Кино «Артек-2000» - «Лучшая актриса»
За телесериал «Каменская»:
2000 - Премия I Международного Телекинофорума «Вместе - в третьем тысячелетии» - «Лучшая актриса» за роль в фильме «Не мешайте палачу»
2002 - Премия X Всероссийского Кинофестиваля «Виват кино России!» - «лучшая актриса»
2002 - Премия «Лица года 2002» газеты «Комсомольская правда» - «Актриса года»
2003 - Премия Пятого Международного фестиваля детективных фильмов и телепрограмм «Закон и общество» - «Лучший положительный образ представителя Закона» за роль в сериале «Каменская-2»
2004 - ТЭФИ - Исполнительница женской роли в телевизионном фильме/сериале
За спектакль «Играем… Шиллера!»:
2000 - Театральная Премия газеты «Московский Комсомолец» - «Лучшая актриса»
2000 - Премия X Международного Фестиваля «Балтийский дом» - «Специальный приз жюри за актёрский дуэт» за дуэт с Мариной Неёловой
2001 - Государственная Премия РФ - Премия в области «Драматический театр» за 2000 год.
2002 - «Гэллап Медиа» опрос по заказу журнала «Семь дней» - Самая популярная актриса 2002 года
2003 - «Гэллап Медиа» опрос по заказу журнала «Семь дней» - Самая популярная актриса 2003 года
2003 - Премия кинофестиваля «Любить по-русски» - «Самая элегантная»
За фильм «Мой сводный брат Франкенштейн»:
2004 - Фестиваль «Кинотавр» - «Приз президентского совета за актёрский ансамбль»
2005 - Национальная премия в области кино «Золотой орёл» - «Лучшая актриса второго плана»
2004 - «Гэллап Медиа» опрос по заказу журнала «Семь дней» - Самая популярная актриса 2004 года
2008 - Народная артистка РФ

Елена Великанова

Актриса Елена Великанова признается, что для нее очень важна преемственность традиций, корни. Она родилась и выросла в центре Москвы. В своем районе еще подростком познакомилась с будущим мужем. Любовь пришла гораздо позже, хотя встреча опять произошла в родных пенатах. Сегодня Лена продолжает гулять в любимом парке с теми самыми подружками, а ее сын Миша - с их детьми. В традициях, в которых росла, воспитывает и сына. Прививает любовь к чтению, музыке, живописи, а главное, развивает в нем чувство внутренней свободы, а не способность жить по правилам. Подробности - в интервью журнала «Атмосфера».

Лена, ты снимаешься, репетируешь концерт и еще успеваешь активно заниматься домом - бегать по утрам за продуктами, собирать сына в школу, готовить. Как совмещаешь все это?

Если рано вставать, можно очень многое успеть. Так как сын ходит в первый класс, то мой день стабильно начинается в семь тридцать. Я готовлю завтрак, отвожу Мишу в школу, тренируюсь, занимаюсь своим телом, хожу к подружке на балет. Я давно привыкла к такому ритму жизни, еще родители приучили, поэтому, даже когда есть ощущение, что нет работы, все равно возникает много разных дел. И ключ ко всему - надо рано ложиться и рано вставать, но высыпаться. Вообще я считаю, что движение - это жизнь.

- А как же просто отдых?

Для этого мне нужно просто побыть какое-то время одной в тишине. Я могу медитировать, читать, но хороший фильм или игра на инструменте - тоже для меня отдых. Каждые несколько месяцев я стараюсь куда-то поехать. Новые страны, новые города, новые люди, культура, история с погружением - все это для меня очень сильная подпитка.

- Как тебе удается так распланировать свой график, актеры - подневольные люди…

Есть детские каникулы, на них я изначально планирую поездки. Бывает, что и во время съемок могу вырваться куда-то на неделю, восстановиться, а потом вернуться к работе. В прошлом году после окончания проекта «Дом у последнего фонаря» на следующий же день улетела в Австралию. Мы с Мишей летели туда тридцать часов. (Смеется.) Я часто езжу очень далеко. Если съемки в Москве, стараюсь проводить с семьей максимальное количество времени на даче, приезжая в Москву сниматься на два-три дня.

- У вас недавно появилась дача?

Нет, я там выросла, это такое родовое гнездо. Деду давным-давно дали маленький участок в поселке журналистов. Дача находится в лесу, недалеко от Боровского монастыря, так что раз в неделю мы ездим туда в купель окунуться. Все мои соседи-друзья сейчас уже родили детей, и те гуляют одни, ходят по лесу, мы их только вылавливаем, где они, у кого. (Смеется.) И рядом конюшня.

- Ты не разлюбила это занятие?

Нет, но сейчас катаюсь меньше, немножко тяжело, надо подстраиваться под время года. Летом я бегаю и сижу в седле, а зимой больше в зале занимаюсь. Практикую йогу уже больше десяти лет. Мне нравится чувствовать свое тело, тонус мышц, даже через боль, я и беременной не бросала заниматься. Йога совершенствует и тело, и душу, и разум. У меня очень трудная, нервная, эмоциональная профессия, а стрессы проще всего снять медитацией. Йога способна успокоить, восстановить дыхание, разогреть и подготовить тело для работы. Зимой мне физически тяжело находиться на улице.

- Значит, зимние виды спорта: лыжи, в том числе горные, коньки - это не твое?

Почему? Я езжу кататься на сноуборде. Мы только что прилетели из Болгарии. Я очень давно стою на доске, люблю адреналин, но в разумных пределах. Мне кажется, что можно получать удовольствие и без экстрима как такового. И Мишу я поставила на доску. На лыжном курорте ты встаешь в восемь утра, завтракаешь и больше шести часов находишься высоко в горах и занимаешься спортом. Это очень полезно, и для меня это большое удовольствие. Минимум раз в год провожу какое-то время в горах.

- Ты все время говоришь, что летала с Мишей. А как же муж?

Олег работает и не может себе позволить часто отдыхать, так что сейчас мы ездили с компанией друзей. Но если есть возможность, летим втроем, вдвоем с Олегом тоже - в общем, подстраиваемся под обстоятельства.

Фото: личный архив Елены Великановой

- Насколько ты сейчас зависима от работы?

Я не из тех людей, у которых работа ради работы. Лучше пойду учиться чему-то, как обычно это делаю, чем вылью свою энергию и силы впустую, не получая от этого удовольствия. Буквально на днях мне поступило предложение, но мне настолько не понравился материал, что я даже отказалась пробоваться. Как гласит старая поговорка: «Если у вас есть хороший сценарий, у вас есть шанс снять плохой фильм, а если у вас плохой сценарий, у вас нет вообще никаких шансов». Деньги обсуждаются в последнюю очередь.

- Какой был самый большой перерыв между съемками?

Год. Это нормально для меня. Сейчас у меня перерыв с конца октября по конец мая. Я очень спокойно к этому отношусь. У меня накапливается много других дел, и самой надо восстанавливаться. Я уже давно не соглашаюсь сниматься в нескольких проектах параллельно, делаю это осознанно. В прошлом году летом мы снимались с Кириллом Кяро в «Консультанте», а в Минске в фильме «Верю. Надеюсь. Люблю». Я безумно устала, а отдых был всего неделю, чтобы провести его с семьей. Нужно время на восстановление, прежде всего это касается физических сил, потом психических, но и ментально надо отдыхать, чтобы успевать поголодать по работе. Я понимаю, что у артистов, как правило, короткий рабочий период в одном проекте, и когда он попадает в струю, на него сыплется одно предложение за другим. Но считаю, что все равно надо сохранять себя, как бы сложно ни было отказываться.

- Материально не страдаешь в это время?

Я неплохо зарабатываю, и моих гонораров хватает, несмотря на простои. Я не провинциальная девочка, которая приехала в Москву и ей негде жить. У всех разные потребности, я стараюсь жить по средствам. Мне гораздо интереснее книги, которые я хочу прочитать, чем новые дома. И на путешествия денег хватает. (Улыбается.)

- Когда ты получила сценарий фильма «Жених для дурочки», сразу увидела, что это твоя героиня?

Ганна Слуцки - очень хороший драматург, а Володя Устюгов - театральный режиссер, он ставит все время спектакли с моей любимой Татьяной Григорьевной Васильевой, прекрасной артисткой. Конечно, сценарий выбивался из потока того материала, который читаю в большом количестве. Володя говорил, что у него на этой картине случился дрим-каст, потому что он очень хотел, чтобы играла Екатерина Сергеевна Васильева, Марина Есипенко и Александр Яцко. И все сложилось. Еще он рвался меня постричь в процессе съемок, из длинных волос сделать короткое каре. Но я упросила обойтись без этого, предложила заколоть, тогда он сказал Марине Есипенко: «Марина, стригись!». (Смеется.) И она послушалась. Мы потом очень долго смеялись, что Володя обязательно хотел постричь кого-то.

Фото: личный архив Елены Великановой

- Тебя волнует то, что происходит в отношениях людей в последние годы?

Да, очень! И в нашем фильме мы говорим, что человек, который искренне любит, бескорыстный, преданный до края, сейчас называется дураком. Это своего рода «палата №6», вокруг озлобленность, недоверие друг к другу. Мы рассуждаем об отношениях близких родственников, родителей и детей, мужчин и женщин, мужей и жен… И у нас поднята тема эмиграции: человек никогда не будет счастлив в чужой стране. Я очень рада, что второй показ прошел хорошо, потому что первый был в неудачное время, и я думала, что никто уже не заметит этот фильм. И сейчас получила огромную обратную связь, многие звонили. Меня это очень радует.

- Съемки были без киношного экстрима?

Ну как же без этого?! (Смеется.) В одной большой сцене, когда я на улице в одном платье, а Рома Полянский - в свитере, было минус двадцать. В работе над этим фильмом всегда стояла какая-то сверхзадача. Было не важно, какие перерывы между съемками, на что ты живешь, потому что есть идея, ради которой ты работаешь, то, что хочешь передать людям. То, как мы с Екатериной Сергеевной катались в санях на катке, было прекрасно, а даже то, что она падала, было для нее не важно. Мы хотели передать ощущение любви, сделать так, чтобы дети заботились о родителях, о бабушках-дедушках, чтобы мы понимали, что и нам через какое-то время понадобится эта забота, чтобы сохранялись отношения между родными людьми, и даже не родными, как случилось между моей Катей и Полиной Сергеевной.

- Какие отношения у вас сложились с Екатериной Васильевой?

Мы все время проводили вместе, когда были на площадке, вместе обедали, хотя у нас были отдельные вагончики. Она всегда меня приглашала, и я слышала очень много историй, как она работала со Смоктуновским на сцене, например. Мы до сих пор общаемся, созваниваемся, она ждет меня в гости, но, к сожалению, никак не доеду. Я с ней в прошлом году встретила Пасху, она привела меня в церковь, познакомила со своей семьей. У нее сын священник - отец Димитрий. Мы в очень теплых отношениях теперь, видимся довольно часто. Я была далека от церкви, хотя верю в Бога. Но она сказала: «Я буду тебя просвещать», - и просветила. Мы стояли рядом, молились, и это передалось на более тонком уровне.

Фото: личный архив Елены Великановой

Ты сталкивалась с тем, что тебе говорили, что ты совсем не меркантильна, глупа в этом смысле, как твоя «дурочка»?

Если взять мою фильмографию, то все мои героини искренние и, конечно, в чем-то на меня похожи. И «Дурочка» - это просто квинтэссенция всех образов, если вспомнить «Ванечку», «Время счастья». Но я играла и стерву в «Гражданине Никто». В нас живет много и хорошего, и плохого. Все зависит от того, что ты транслируешь больше, это выбор каждого человека.

Искренность в сочетании с эмоциональностью - прекрасная, но опасная смесь. У тебя никогда не возникало проблем с этим?

Наверное, в школе и в институте были моменты, когда не надо было искренне высказывать свое мнение, а где-то следовало промолчать, не вестись на провокацию. Сейчас стала сдержаннее, стараюсь анализировать: нужна ли эта честность в данный момент.

Сейчас модна позиция: своя территория, личное пространство, грузить проблемами - чуть ли не дурной тон и в любви, и в дружбе…

Нет, у меня как-то все по старинке. (Смеется.) Есть любимые «уши». И мама - моя близкая подружка. Я люблю и в работе окружать себя близкими людьми. Надо стараться, чтобы по возможности рядом были те, кто тебе приятен. Я познала своих друзей и в беде, и в радости. И много раз видела в их глазах, что они рады за меня, как за себя. Это для меня самое важное, ценное в дружбе. Иные отношения нужно сразу отсекать.

- А что еще, кроме зависти и неискренности, тебя раздражает в людях?

Я очень не люблю глупость. Могу простить любое опоздание, ошибку, но терпеть не могу, когда человек по глупости, неосознанно делает вещи, которые могут иметь ужасные последствия. И когда так происходит не раз в месяц, а регулярно, это меня сильно раздражает. Очень не люблю наглых людей. Невоспитанных. Я не об этикете, а о чувстве такта. Не принимаю, когда говорят: цель оправдывает средства. Это у меня вызывает чувство отторжения.

"Не принимаю, когда говорят: цель оправдывает средства. Это у меня вызывает чувство отторжения"

- А себя ты хорошо знаешь или порой удивляешь чем-то?

Довольно хорошо знаю, но и удивляю тоже. (Улыбается.) Помню, как еще давно, в сериале «Река-море», прыгала с корабля в воду, а до этого даже с мостика в бассейне никогда не ныряла. И когда эту сцену снимали, все спрашивали: ну что, страшно? Но я чувствовала, что должна это делать. Ощущала в себе какие-то силы неведомые. Или когда снимаем больше двенадцати часов, сама поражалась, как у меня открывается второе дыхание, как долго я могу работать, не спать. Или сложная сцена, я думаю: «Как это сделать? Не смогу». И вдруг хоп - получилось. Вот такие приятные открытия бывают.

- Не изменились ли твои взгляды на съемки в откровенных сценах?

Нет, все то же. (Смеется.) Я храню свое тело и пока не видела осознанных предложений по этому поводу. Я считаю, что самое страстное, что может происходить между людьми, это тишина, максимум взгляд. Для меня в этом намного больше секса, чем в физическом касании партнера, раздевании в кадре. Я свою позицию давно лоббирую. И пока не встретила режиссера, который меня бы переубедил.

- Ваш роман с мужем начался лет десять назад, но познакомились вы еще в школе?

Мы познакомились, когда мне было четырнадцать лет. У нас была одна общая компания, я живу там, где выросла, на Соколе, это старая московская среда обитания, рядом поселок художников. И Олег здесь учился. У нас много общих знакомых, как говорят, «на районе». Олег старше меня на два года. Мы иногда пересекались, а в двадцать лет встретились в гостях, и это была любовь с первого взгляда. (Улыбается.) Через какое-то время стали жить вместе, осознанно строить свой дом. Сейчас наш дом в том же районе. Мой ребенок ходит здесь в школу, и мы до сих пор гуляем с девочками вместе в парке. И наши дети уже гуляют вместе. Это такая преемственность места, корней…

- Ты как-то сказала, что мужчина должен быть достойным…

Да, если вы себя уважаете, цените, то, безусловно, рядом с вами должен быть достойный человек. Не понимаю, когда говорят: закрывая глаза на это или перешагивая через что-то, мы все равно идем дальше. Зачем тогда все это? Любимый в определенном смысле все равно должен быть твоим кумиром, вызывать восхищение. В этом, мне кажется, и есть понятие достоинства. Для меня муж - тот самый идеал мужчины. В нем есть мужской стержень, сила.

"Самое страстное, что может происходить между людьми, – это тишина, максимум взгляд. Для меня в этом намного больше секса, чем в физическом касании партнера"

- У тебя есть младший брат Алексей. Чем он занимается?

Да, Алексею уже двадцать один год, он учится в Англии, не пошел в сторону искусства, но играет на гитаре виртуозно, очень хороший музыкант. Просто когда папа - меломан, музыка звучит в доме двадцать четыре часа в сутки, невозможно не быть музыкальным ребенком. В четырнадцать лет ему подарили инструмент, и сразу было понятно, что у него это получится.

- А Миша занимается музыкой?

Конечно! Играет на фортепиано. У нас есть скрипка, электрогитара, но пока мы решили начать с клавишей и выучить сольфеджио. Любовь к музыке передается от родителей. Достаточно вспомнить многих великих композиторов. У Миши, как только он научился сидеть и ходить, уже был свой синтезатор. И не потому, что мама так захотела. Просто надо было эти задатки вовремя увидеть и поддержать с хорошими педагогами. И пять раз в неделю он занимается спортом. У него уже желтый пояс по карате, и он играет за школьную футбольную команду.

- Вы с сыном друзья?

У нас хорошие отношения. И с папой у них свои мальчишеские истории, свое время для общения. Я хочу, чтобы он рос с максимальным чувством внутренней свободы, а не по правилам. Я стараюсь выработать критическое мышление, чтобы у него было собственное ощущение мира. Мы читаем много книжек на ночь, смотрим энциклопедии по искусству, по истории. Он уже хорошо говорит по-английски. В этом году я его немножко затаскала по музеям, я это очень люблю. (Смеется.)

Изменилось ли после рождения сына твое женское самоощущение? Раньше ты говорила, что женщиной по большому счету чувствуешь себя, лишь когда наряжаешься в красивое платье на выход, туфли с каблуками…

С самоопределением у меня проблем нет, я девочка до мозга костей. (Смеется.) Конечно, когда я выхожу на мероприятия, надеваю вечернее платье, какие-то фамильные драгоценности, каблуки, это ощущение усиливается. Но то, что я в полной мере женщина, я поняла десять лет назад, когда стала жить с мужчиной и о нем заботиться. Мужчину устраивают и голые стены, а женщина заполняет дом энергией, вкусной едой и уютом.

"Любимый в определенном смысле все равно должен быть твоим кумиром, вызывать восхищение"

- Ты любишь готовить?

Да, люблю, но не когда готовка становится необходимой частью. Хотя это жизнь. И то, что ты у плиты регулярно, в том и проявляется большая любовь. Ты встаешь и заполняешь утро музыкой, шумом чайника, кормлением рыбок и вкусным запахом завтрака. Очень важно, как строится утро.

- Для себя, любимой, кроме спорта и йоги, ты что делаешь? Возишь с собой чемодан кремов?

Для меня очень важны традиции и то, что я давно люблю. У меня тонкая, склонная к аллергии кожа, поэтому в какой-то момент я была вынуждена искать альтернативу ежедневного ухода. И нашла свою, японскую, косметику. Проблема лишь в том, что эти кремы не производят в маленьких баночках, и у меня вся ванная комната забита ими, и приходится всюду летать с чемоданом косметики. (Смеется.) Я очень внимательно отношусь к себе, так как по роду деятельности просто обязана следить за своей внешностью.

Сейчас чуть ли не с детства делают уколы красоты, вкачивают ботокс, не говоря уже о других косметических процедурах…

Да, это модно, на это работает целая индустрия. А я уколов физически боюсь, боюсь, что мне введут какой-то препарат - и из-за аллергии что-то произойдет с лицом. Я делаю маски, массаж, пока мне этого хватает, а скоро, может быть, в косметологии появятся новые чудесные возможности. И потом я думаю: «Ну хорошо, сделают мне омолаживающий укол, и что? Опять в тридцать четыре года играть двадцатилетних девочек?» Я взрослею, и мне нравится, что начали приходить другие роли. Я очень люблю Мерил Стрип и Инну Михайловну Чурикову, они прекрасны в своем возрасте и в жизни, и на экране. Конечно, надо за собой ухаживать, но без фанатизма. Да вообще ко всему, на мой взгляд, нужно подходить без одержимости.

Елена Яковлева не вошла, она ворвалась в кино, сыграв свою, пожалуй самую скандальную роль в фильме «Интердевочка». Потом, как к стати неоднократно признавалась сама Яковлева она долго не могла избавиться от навязанного образа, и очень боялась остаться, как говорят в кино «актрисой одной роли». К счастью, этого не случилось.

Биография актрисы так же удивительна, как и она сама. Родилась Елена Яковлева 5 марта в 1961 году, в Новограде, Житомирская область. После школы она пару лет даже не задумывалась о карьере киноактрисы — работала картографом, библиотекарем, в это же время и влюбилась в первый раз. В 1980 году парня, в которого была влюблена будущая знаменитая актриса призвали в рады Советской армии, а она решила воплотить свою давнюю мечту в жизнь, уехала в Москву и поступила в ГИТИС, к слову поступила с первого раза.

Тот самый юноша, который служил в армии не стал ждать, пока Яковлева закончит учебу, он быстро нашел ей замену, и только слал телеграммы, которыми пытался уязвить бывшую любимую девушку: «Я женился зпт, скоро родится ребенок тчк».

Елена, которая поначалу очень тяжело переживала расставание с любимым человеком, потом все таки увлеклась другим мужчиной. Тем более что выбор у красавицы Яковлевой был, за ней ухаживали однокурсники Виктор Раков, Владимир Мурашов, но выбрала она Сергея Юлина. Однако этот брак продлился не очень долго, очевидно, Юлин был не тем человеком, с которым Елене было суждено было прожить всю жизнь.

Очень скоро она встретила другого мужчину, Валерия Шальных. Не смотря на то, что у Шальных на тот момент была другая семья, и маленькая дочь, эти двое сразу поняли, что друг без друга они не смогут. Поэтому переступив через условности и смирившись с той болью, которую причиняют родным и близким, Валерия и Елена начинают жить вместе.

Они и до сих пор вместе, уже 27 лет. У Елены Яковлевой и Валерия Шальных родился сын, Денис, и на данный момент ему уже 20 лет. Он большой поклонник татуировок, но, как видно мама и папа не мешают своему ребенку выбирать собственную дорогу в жизни, и не навязываю какие-либо свои правила.

Что же касается Елены Яковлевой то и после того, как ей исполнилось 50 лет, актриса остается ослепительно-прекрасной. Она ушла из театра, «Современник», в котором работала долгие годы. Это, как рассказала сама Елена в одном из своих интервью, дала ей творческую свободу, теперь она с удовольствием путешествует по миру, и занимается собой и своей семьей.

Не так давно в прессе появились сообщения о том, а говорят, что человек, которого «похоронили» по ошибке, будет жить очень долго.

Популярная ныне актриса российского театра и кино Елена Яковлева родилась в украинском городке Новоград-Волынский, где проходил воинскую службу ее папа. Мама девочки в то время работала в одном из научных учреждений.

Из-за частых смен воинских частей и гарнизонов маленькой Лене не удавалось стать «своей» ни в садике, ни в школе. Везде она была «новенькой», и как только с кем-то сдружилась, отца опять переводили на новое место.

Через тернии к звездам

Быт военнослужащего не всегда устраивался самым лучшим образом, поэтому Лена старалась помогать родителям в домашних делах и присматривала за младшим братом.

Актрисой она мечтала стать с детских лет. На выпускном вечере в школе загадала желание – играть на сцене и в кино. Получив аттестат о среднем образовании, умчалась поступать в Харьковский институт культуры, однако с первой попытки студенткой стать не удалось.

Девушка два года проработала картографом, библиотекаршей и комплектовщицей на радиозаводе. Заработанные деньги откладывала на жизнь в Москве. Елена Яковлева была уверенна, что там ей плакать не придется.

В Москву Елена Яковлева уехала в 1980 году и с первого раза стала студенткой ГИТИС. Ее выступления на экзаменах буквально потрясло комиссию, да еще и судьба была к ней благосклонна – все казусы и абсурды превратила в позитив.

Получив диплом, Елена Яковлева пошла на службу в театр «Современник», в труппу которого влилась практически сразу. Вскоре она блистала в таких постановках, как «Двое на качелях», «Близнец», «Три сестры».

Несмотря на то, что профессиональная карьера вошла в накатанную колею, актриса приняла ошибочное (в этом созналась позже) решение – перешла работать в театр имени Ермоловой. Три года ей понадобилось, чтобы понять: ее судьба – это «Современник».

Вернувшись в родной театр, радовала поклонников глубиной образов в спектаклях «Пигмалион», «Мурлин Мурло», «Пять вечеров» и «Вишневый сад».

В 2011 году Елена Яковлева со скандалом ушла из театра. Актриса негодовала по поводу того, что режиссеры не вводят ее в новые постановки, отодвигают на задворки и притесняют. Руководство «Современника» называло такие обвинения надуманными.

Актриса нашла работу на телевидении, став ведущей программы «Право на встречу».

Ловушка интердевочки

В кино Яковлева дебютировала в начале 1980-х, сыграв в музыкальной сказке «Двое под одним зонтом». Затем без ее участия не обошлись «Время летать» и «Два берега».

Но сногсшибательную популярность Елене Яковлевой принесла роль валютной проститутки в киноленте «Интердевочка». За этот образ актриса получила несколько престижных наград, но он же стал ее роком.

Яковлева горела желанием сняться в «Утомленных солнцем», но Никита Михалков видел в ней только «интердевочку». Другие режиссеры тоже считали ее актрисой одного амплуа. Верил в нее только Петр Тодорковский, приглашая поочередно в «Анкор, еще анкор!» и «Ретро втроем».

Удивительно, но даже на роль Каменской в одноименный сериал актрису долго не хотели утверждать . Но когда все сложилось, шесть сезонов уверенная в себе Елена Яковлева провела на одном дыхании, заработав своей игрой признание и любовь поклонников кино.

Любимую актрису зрители могут увидеть в драме «Катя. Военная история» и в мелодраме «В стиле Jazz». Поклонники сериалов знают, что Елена Яковлева – это заведующая отделом хирургии в двух сезонах « ».

В 2017 году актриса покорила российского зрителя ролью в кинофильме «Последний богатырь». Елена Яковлева исполнила роль Бабы-яги, преобразившись в кадре до неузнаваемости.

В ближайшее время планируется выход продолжения этого проекта. На конец 2017 – начало 2018 ожидают седьмого сезона «Каменской», где у актрисы все та же главная роль детектива.

Семейный очаг популярной актрисы

В личной жизни у Елены Яковлевой тоже не все сложилось с первого раза. Еще в студенческие годы она вышла замуж за однокурсника Сергея Юлина, но вместе они прожили всего шесть месяцев.

Интересные заметки:

Второго своего мужа, Валерия Шальных, актриса встретила в театре «Современник». Сначала завязалась дружба, затем более пяти лет они просто жили вместе, пока в 1990 году не зарегистрировали свой брак законным путем.

В 1992 году у счастливой пары родился сын Денис, который сегодня также пытается добиться благосклонности публики, ступив на режиссерский путь. Елена Яковлева воспитала и дочь Валерия от первого брака.

Семьей ради карьеры Елена Яковлева никогда не жертвовала. В доме является настоящей хозяйкой, во время ремонта знает, как и чем подсобить – обустраивать жилище научилась еще в детстве, да и в общежитиях жила не один год. Пельмени ее производства – это такая вкусная еда, какая даже у шеф-поваров не всегда получается.

Когда в 2017 году Денис Шальных женился, мать помогла молодоженам приобрести квартиру неподалеку от родного дома. Сына-бодибилдера вроде бы отпустила, но полностью из поля ее зрения он не ушел.

В 2014 году Яковлевой чудом удалось выйти из состояния клинической смерти , в котором она оказалась во время операции на желудке. Ее организм плохо воспринял наркоз, и произошла остановка сердца. Актриса видела пресловутый белый тоннель, но благодарна судьбе, что вернулась обратно.

Елена Яковлева – знаменитая советская и российская актриса, народная артистка России (2002). Многочисленный лауреат премий «Ника», «ТЭФИ», «Золотой орел» за роли в кино и сериалах. Полюбилась зрителям благодаря работам в сериалах «Петербургские тайны», «Каменская» и фильме «Интердевочка».

Детство и семья

Елена Яковлева родилась в маленьком городе Новоград-Волынский в Житомирской области 5 марта 1961 года. Мама будущей актрисы, Валерия Павловна, работала в НИИ, а папа, Алексей Николаевич, был военнослужащим. Также у актрисы есть младший брат Дмитрий.


В связи с профессией отца семья Яковлевых много ездила по стране. За год девочка успевала поменять одну, а то и две школы и постоянно была в классе новенькой. Кроме учебы в школе Яковлева постоянно следила за братом и помогала маме по хозяйству.


Родители Елены Яковлевой к искусству никакого отношения не имели, а вот сама девочка хотела стать актрисой с самого детства. Возможно, здесь большую роль сыграли ее гены. Прапрабабушка Яковлевой была крепостной артисткой. Так или иначе, на своем школьном выпускном Елена Яковлева загадала желание стать знаменитой актрисой и положила соответствующую записку в бутылку из-под шампанского.

Начало актерской карьеры

В 1978 году Елена Яковлева окончила школу и попробовала поступить в Харьковский институт культуры. Однако на экзамене ей заявили, что у нее совершенно отсутствует «сценическая заразительность». После провала на вступительных испытаниях она пошла работать библиотекарем в Харьковскую научную библиотеку имени Короленко, а затем трудилась на радиозаводе.

Но мечты о сцене не оставляли Яковлеву. В 1980 году девушка отправилась в Москву. С собой у нее была лишь небольшая сумма денег. Четыре дня она жила на вокзале, а затем поселилась в дешевой гостинице, на которую ушли почти все финансы. Впрочем, трудности не смогли остановить Елену.


Яковлева отправилась покорять ГИТИС. На вступительных испытаниях она прочитала монолог Кати Масловой из «Воскресения» Льва Толстого. Как говорила позже сама Елена, ее выбор был отнюдь не случаен. В свое время актрису потрясла игра Тамары Семиной, которая исполнила роль Катюши в экранизации Михаила Швейцера. В ГИТИС Елена Яковлева поступила с первой попытки и попала в мастерскую Владимира Андреевича Андреева.

В студенческие годы актрису называли «второй Гундаревой». Все потому, что она была полненькой румяной светловолосой девушкой (тогда Яковлева весила около 68 килограммов, а уже позднее похудела аж до 45 кг). Такое сравнение девушку воодушевляло, ведь ее сравнивали с уже знаменитой тогда и талантливой актрисой.

Еще учась в ГИТИСе, Елена Яковлева дебютировала в кино. На третьем курсе она приняла участие в съемках музыкальной лирической комедии «Двое под одним зонтом» Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Яковлевой досталась роль второго плана – цирковой артистки Леры. В дебютном для Яковлевой фильме снимались такие мастера, как Иннокентий Смоктуновский , Наталья Андрейченко и Ивар Калныньш.


«Меня позвали на пробы к ленте «Двое под одним зонтом» на Одесскую киностудию. Приезжаю «на место» и, конечно, направляюсь прямиком на пляж – так сказать «подзагореть» захотелось. Полежала под солнцем всего часик, встаю – вся красная, как рак. Тогда же еще не было солнцезащитных кремов. И когда пришла на киностудию, я даже не могла одежду надеть – все жгло беспощадно. Спасибо режиссерам, что несмотря на это меня все равно утвердили», – вспоминала актриса.

Яковлева и «Современник»

После ГИТИСа, в 1984 году, Елена Яковлева стала актрисой театра «Современник». Когда ее принимали, произошел редкий случай: за ее включение в труппу проголосовали сразу все члены художественного совета.


В этом же году состоялся ее дебют на сцене прославленного театра. Елена сыграла Гитель Моска в постановке «Двое на качелях» Галины Волчек по пьесе Уильяма Гибсона. Затем последовали работы в спектаклях «Три сестры», «Навеки девятнадцатилетние» и «Близнец».

В 1986 году Елене сделали предложение – перейти в Московский театр имени Ермоловой. Актриса согласилась, однако позднее охарактеризовала свой уход как «большую впадину вулканического происхождения». В театре Ермоловой актриса проработала три года. За это время сыграла в спектаклях «Костюмер», «Снег недалеко от тюрьмы» и «Прощай, Иуда». В 1989 году Яковлева вернулась в «Современник» и стала одной из ведущих его актрис.

Расцвет карьеры

Параллельно с игрой на сцене Елена Яковлева продолжила сниматься в кино. Ей доставались как главные роли, так и второстепенные. Крупный успех к актрисе пришел в 1989 году, когда она сыграла проститутку Таню Зайцеву в мелодраме Петра Тодоровского «Интердевочка». Это был настоящий прорыв для молодой актрисы и действительно серьезная драматическая роль. Успеху фильма способствовало и то, что он затрагивал совершенно запрещенные в то время темы и проблемы, которые, тем не менее, были очень актуальны.


Картина Тодоровского произвела эффект разорвавшейся бомбы. Трогательная и драматичная история двух «жриц любви» в поисках своего счастья не могла никого оставить равнодушным. В «Интердевочке» режиссер собрал настоящий звездный состав. Кроме Яковлевой в картине снялись Ингеборга Дапкунайте , Ирина Розанова , Любовь Полищук .

Елена Яковлева: про интердевочку

После роли в «Интердевочке» Елену Яковлеву назвали лучшей актрисой года по опросу, который провел журнал «Советский экран». Высоко оценили работу Яковлевой на различных фестивалях. Елена стала лауреатом премии «Ника», а так же Кинофестиваля «Созвездие-90» и Токийского Кинофестиваля.


Такой успех возвел Яковлеву на пьедестал ведущих актрис советского и российского кино. В первой половине 90-х годов Елена много снималась у различных режиссеров. Лучше всего ей удавались роли несчастных героинь – брошенных, обманутых женщин, матерей-одиночек.


Но свои лучшие роли Елена Яковлева сыграла у Петра Тодоровского. Это относится к мелодраме «Анкор, еще Анкор!», за роль в которой артистку наградили премией «Ника» в номинации «Лучшая актриса второго плана».


После этого, в 1995 году, Елена Яковлева снялась у Тодоровского в драме «Какая чудная игра» и, в 1998 году, в мелодраме «Ретро втроем» с Сергеем Маковецким и Евгением Сидихиным . Помимо картин Тодоровского актриса снялась в драме «Лестница» Алексея Сахарова с Олегом Меньшиковым , в фильме «Сердце не камень» с Натальей Гундаревой и сериале «Дело Сухово-Кобылина» Леонида Пчелкина.


Образ «интердевочки» долго преследовал Елену Яковлеву. Его даже не смогли затмить работы в фильме «Анкор! Еще Анкор» и сериале «Петербургские тайны». Удалось это сделать лишь после съемок в детективном сериале «Каменская».


Стоит отметить, что на роль следователя-аналитика Анастасии Каменской Яковлева согласилась неохотно. Впрочем, и автор романов Александра Маринина видела свою героиню не такой. Тем не менее, Яковлева органично вписалась в образ умного и ироничного следователя. Актрису стали отождествлять с ее новым персонажем, а Маринина начала писать свои романы, «примеряя» Каменскую к Яковлевой.


После успеха сериала «Каменская» сразу последовали продолжения. С Яковлевой сыграли Сергей Гармаш , Дмитрий Нагиев , Сергей Никоненко . Сериал пользовался большой популярностью у зрителей и продлился 6 сезонов, закончившись в 2011 году.

Как менялась Елена Яковлева

Все это время Елена не покидала сцену театра «Современник». Там она исполняла разноплановые роли в спектаклях «Играем…Шиллера!», «Бесы», «Гроза», «Уйди-Уйди». В 2002 году актриса удостоилась звания Народной артистки РФ.


В последующие годы популярностью у зрителей пользовались такие фильмы с участием Елены Яковлевой, как «Мой сводный брат Франкенштейн» с Леонидом Ярмольником и Сергеем Гармашем, «Я остаюсь» с Андреем Краско и Федором Бондарчуком . В последнее время актриса все больше играет в сериалах, но ни одна роль подобного плана не затмила в памяти зрителей образа Каменской.

Личная жизнь Елены Яковлевой

Только устроившись в «Современник», Елена познакомилась со своим будущим супругом – актером Валерием Шальных. 3 марта 1985 года они поженились. Это был второй брак актрисы – до этого она была замужем (всего полгода) за своим одногруппником Сергеем Юлиным.


7 ноября 1992 года у Валерия и Елены родился первенец – сын Денис. В детстве он сыграл мальчика-ботаника в приключенческом фильме «Тайна волчьей пасти» Аллы Суриковой. Он окончил школу в Британии, затем поступил на режиссера в Гуманитарный институт телевидения и радиовещания.


Дениса часто обсуждают в прессе в контексте его внешнего вида – повзрослев, парень увлекся татуировками не на шутку. Увлечение началось с портрета их пса по кличке Дик и закончилось татуировками на лице. При этом у Дениса нет вредных привычек, он занимается спортом, а послушав его доводы, и сама Елена решилась и наколола себе бабочку на пояснице.


В 2014 году рунет потрясла новость о том, что Елена Яковлева скончалась, однако вскоре оказалось, что это ложная информация. Позднее актриса призналась, что незадолго до этого пережила клиническую смерть во время операции.

Елена Яковлева сейчас

Елена Яковлева продолжает успешно сниматься в кино и сериалах. Ее последние роли – это жена Зинченко в «Экипаже» (2016) с Машковым и Козловским и Баба-Яга в популярном фэнтези «Последний богатырь» (2017), звездой которого стал Виктор Хориняк .


В 2017 году актриса еще раз снялась у Карена Оганесяна, в драме «Молоко» и приняла приглашение Джаника Файзиева на роль в фантастическом блокбастере «Вратарь Галактики». В этом же году она сыграла в комедии «Доминикана» с