Приметы

Подводная лодка алабама. «Борей» против «Огайо»: Америка пока мощнее. американские стратегические атомные подводные лодки класса «Огайо»

Доктрина глобальной ядерной войны, которой придерживались ведущие мировые державы в 60-е годы XX века, предусматривала, что после внезапного нападения противника с применением ядерного оружия обязательно последует ответный «удар возмездия». После всестороннего анализа американские военные специалисты пришли к выводу, что наибольшие шансы нанести такой удар имеют атомные ракетные подводные лодки. Однако быстрое развитие противолодочного оружия и систем подводного обнаружения привело к тому, что ПЛАРБ первого и второго поколений стремительно теряли свое главное преимущество — скрытность. И при проектировании нового подводного ракетоносца перед американскими конструкторами была поставлена задача не только кардинально повысить наступательную мощь корабля, но и значительно уменьшить его физические поля, и прежде всего — снизить шумность. Последнее требование во многом определило технические характеристики и архитектуру подводной лодки типа «Огайо».

ПРОЕКТ

Проектирование американской ПЛАРБ третьего поколения началось в 1971 году в соответствии с утвержденной программой создания системы стратегического вооружения ULMS (Undersea Long-range Missile System). Рассматривались разные варианты конструкции будущей субмарины, но в конце концов была выбрана весьма необычная схема: однокорпусная, одновальная, с большим удлинением корпуса и малым числом водонепроницаемых отсеков (всего четыре, включая короткий реакторный). Как и в случае с АПЛ типа «Лос-Анджелес», американцы сознательно пошли на риск, пожертвовав живучестью лодки ради повышения ее скрытности. Заметим, современные ей советские ПЛАРБ по концепции были совершенно иными: двухкорпусными, двухреакторными, с большим числом водонепроницаемых отсеков (обычно десять) и дублированием основных жизненно важных систем. Разумеется, безаварийная эксплуатация американских субмарин могла осуществляться только при высоком уровне квалификации их экипажей.

Следует признать, что принятые американцами рискованные технические решения в целом себя оправдали. За все время эксплуатации ПЛАРБ типа «Огайо» на них не отмечено ни одной серьезной аварии. Зато по сей день они остаются одними из самых малошумных в мире.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Контракт на строительство головной ПЛАРБ SSBN-726 «Огайо» (Ohio) был заключен с фирмой «Дженерал Дайнэмикс» 25 июля 1974 года. Первоначально планировалось построить 10 подводных лодок; позже их число увеличили до 24. Но в связи с окончанием холодной войны Конгресс США в 1991 году сократил программу строительства до 18 единиц.

По водоизмещению лодки типа «Огайо» более чем вдвое превосходили своих предшественников — ПЛАРБ типа «Лафайет». Поэтому верфь в Гротоне, специализировавшуюся на производстве атомных субмарин, пришлось капитально модернизировать: построить крытый эллинг, док, установить новые краны грузоподъемностью до 300 т. Одновременно была разработана передовая технология сборки кораблей из секций, находящихся в высокой степени готовности. Ракетоносцы строились двумя сериями. Первые восемь единиц изначально оснащались ракетами «Трайдент» IС-4 с дальностью стрельбы /400 км, а последующие — ракетами «Трайдент» II D-5, способными поражать цели на дальности около 11 000 км. К настоящему времени ПЛАРБ первой группы модернизированы: четыре в соответствии с международным договором СНВ-2 переоборудованы в носители крылатых ракет, а остальные перевооружены ракетами «Трайдент» II.

Ядерные ракеты

Атомные ракетные подводные лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических ядерных сил США. Эти корабли стали самым разрушительным средством ведения войны за всю историю человеческого общества.

Главный американский козырь морских сил ядерного сдерживания — межконтинентальная баллистическая ракета «Трайдент» (Trident — «Трезубец»). Состоящая на вооружении ВМС США модификация этой ракеты «Трайдент» II имеет дальность полета, в зависимости от типа боевой части, от 9 до 12 тыс. км. Теоретически подводная лодка типа «Огайо» может нанести ракетно-ядерный удар по территории противника прямо из своей базы.

КОНСТРУКЦИЯ

По конструкции ПЛАРБ «Огайо» — однокорпусная и одновинтовая. Прочный корпус сварен из специальной маломагнитной стали толщиной 75 мм. Цистерны главного балласта расположены в оконечностях. Лодка имеет характерную для американских субмарин одновинтовую схему с крестообразным кормовым оперением без вертикальных стабилизаторов, с полноповоротной плоскостью. Еще два горизонтальных руля установлены на ограждении рубки.

Внутри прочный корпус разделен на четыре главных отсека. В первом на четырех палубах расположены центральный пост, боевые посты комплексов обнаружения, связи и управления оружием, торпедные аппараты с запасными торпедами, аккумуляторная батарея, жилые помещения, кают-компания, камбуз, лазарет и так далее, вплоть до библиотеки и тренажерного зала. Второй отсек почти полностью занимают 24 вертикальные ракетные шахты. Кроме того, там размещаются спальные места боевого расчета ракетного комплекса. В третьем отсеке находятся реактор, два парогенератора и вспомогательные механизмы. Четвертый отсек — турбинный; в нем установлены две паротурбинные установки, корабельная электростанция, электродвигатель для режима подкрадывания и ряд вспомогательных систем. Конструкция прочного корпуса обеспечивает рабочую глубину погружения до 300 м. Ядерный реактор S8G производства фирмы «Дженерал Электрик» — двухконтурный, водо-водяного типа, с естественной циркуляцией первого контура. Расчетный период работы между перезарядками активной зоны — 20 лет. Увеличенный диаметр прочного корпуса ПЛАРБ типа «Огайо» позволил применить малооборотные турбины, установить высокоэффективные амортизаторы и оснастить ГЭУ надежной биологической защитой. Вместе с применением малошумного гребного винта все это позволило существенно снизить уровень акустического поля.

ВООРУЖЕНИЕ

Основное оружие — трехступенчатые твердотопливные ракеты «Трайдент» II размещаются в 24 вертикальных шахтах. Пуск ракет может осуществляться с глубины до 30 м и при скорости хода субмарины до 5 узлов. Ракеты несут разделяющиеся головные части с боеголовками, имеющими индивидуальное наведение. Теоретически число боеголовок на каждой ракете может достигать 14, но по условиям договора об ограничении наступательных вооружений СНВ-2 их не должно быть больше 8. По официальным заявлениям ВМС США, сегодня ракеты «Трайдент» II оснащены в основном восьмью боеголовками W76 мощностью по 100 килотонн, но несколько ПЛАРБ типа «Огайо» несет ракеты с шестью боеголовками W88 мощностью по 475 кт. Помимо ракет, лодка оснащена четырьмя 533-мм торпедными аппаратами установленными в первом отсеке под углом к диаметральной плоскости (как на АПЛ типа «Лос-Анджелес»). Они предназначаются для самообороны и могут стрелять управляемыми по проводам торпедами Мк.48. Средства обнаружения первоначально были представлены гидроакустическим комплексом AN/BQQ-6, включавшим активно-пассивную ГАС AN/BQS-13 с носовой стационарной антенной диаметром 4,6 м, пассивную станцию AN/BQR-23 со стационарной антенной и AN/BQR-15 с протяженной буксируемой антенной длиной 47,7 м на тросе длиной около 700 м. Кроме того, имелась навигационная ГАС AN/BQR-19, противоминная ГАС AN/BQS-15 и РЛС AN/BPS-15А (или AN/BPS-16). В ходе модернизаций в 2000-е годы ГАК AN/BQQ-6 был значительно усовершенствован и получил новое обозначение AN/BQQ-10. Для оповещения об акустическом облучении используется станция AN/WLR-10. Шумовые помехи создают станция гидроакустического противодействия AN/WLY-1 и восемь пусковых установок Мк.2. Кроме того, ПЛАРБ типа «Огайо» могут брать на борт имитаторы Мк.70. Последние представляют собой ложные цели, которые могут выстреливаться из торпедных аппаратов.

МОДЕРНИЗАЦИИ

Согласно договору о сокращении наступательных вооружений СНВ-2, США и России разрешалось иметь в боевом составе по 14 подводных стратегических ракетоносцев. Поэтому в 2003-2007 годах четыре первые ПЛАРБ типа «Огайо» были переоборудованы в носители крылатых ракет «Томахок» (Tomahawk). В 22 ракетных шахтах разместили пусковые установки с боезапасом семь ракет каждая; таким образом, субмарина теперь могла нести 154 «Томагавка». Две шахты были переоборудованы в шлюзовые камеры для высадки боевых пловцов через модули DDS или стыковки со сверхмалыми диверсионными подводными лодками типа ASDS. С ними также могут стыковаться глубоководные обитаемые аппараты. Последние предполагается использовать для спасения экипажа в случае аварии, так как штатных всплывающих спасательных камер, принятых в российском ВМФ, на американских субмаринах нет. После переоборудования подводные лодки сменили обозначение SSBN на SSGN с сохранением прежних номеров 726-729. Оставшиеся четыре лодки первой серии после 1998 года прошли модернизацию, в ходе которой были перевооружены ракетами «Трайдент» II. Система «Трайдент» I, соответственно, была снята с вооружения, и боевые возможности ПЛАРБ типа «Огайо» обеих серий отныне стали идентичными.

СЛУЖБА

Восемь ПЛАРБ типа «Огайо» первой серии (с ракетами «Трайдент» I) базировались на Тихоокеанском побережье США, в Бангоре (штат Вашингтон). Они вошли в состав 17-й эскадры ПЛ и несли боевое патрулирование в центральной части Тихого океана, в районе Гавайских островов. Десять лодок второй серии служили в Атлантике и базировались на Кингс-Бей (штат Джорджия). Они составляли 20-ю эскадру ПЛ. Район их боевого дежурства — акватория вокруг Бермудских островов. В 2000-е годы произошла рокировка; после переоборудования четырех субмарин в ПЛАРК две из них (SSGN -728 «Флорида» и S5GN -729 «Джорджия») были переведены в Кингс-Бей, зато большая часть ракетоносцев второй серии ушла на Тихий океан. По сей день ПЛАРБ типа «Огайо» несут активную службу: они находятся в океане 60-70 % времени. С целью повышения интенсивности боевого использования каждая субмарина укомплектована двумя экипажами, которые поочередно сменяют друг друга во время стоянки на базе.

Которые не могли быть модернизированы чтобы нести ракеты или Трайдент-2 D5 . Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по проекту ракетоносца нового поколения осуществлялись с 26 октября 1972 года, а заказ на постройку был выдан 25 июля 1974 года.

При ее создании были использованы последние достижения науки и техники в области подводного кораблестроения в таких вопросах, как оптимизация форм обводов корпуса, защита корпусных конструкций, механизмов и аппаратуры от подводных взрывов, повышение скрытности и уменьшение акустического, магнитного, гидродинамического, радиационного, теплового и других физических полей.

Прочный корпус лодки выполнен из стали марки НУ-100. Он разделен на четыре отсека: четырехпалубный отсек управления и жилых помещений, ракетный, реакторный и турбинный. Сверху корпуса выполнена настройка длиной 114 м, шириной по палубе около 5,5 м и высотой 2 м. Носовые горизонтальные рули расположены в передней части ограждения рубки и имеют размах около 13 м. В корме лодки установлены горизонтальные рули, снабженные стабилизаторами. Движение лодке сообщает семилопастный винт диаметром около семи метров, со скошенными серповидными лопастями. Такая конструкция обеспечивает низкий уровень шума на скоростях патрулирования.

На лодке установили водо-водяной реактор типа S8G, обеспечивавший работу двух турбин мощностью на валу 35000 л.с. Кроме них установлены два турбогенератора по 4000 кВт, дизель-генератор мощностью 1400 кВт и гребной электродвигатель мощностью 450 л.с. Скорость подводного хода составила 25 узлов.

На верхней палубе первого отсека расположены: навигационный центр, главный командный центр, радиоцентр, посты гидроаккустиков. На второй палубе размещены: аппаратура и боевые посты системы управления ракетной стрельбой Mk 98, помещения вычислительных машин и управления лодкой. Третья палуба отдана под жилые помещения команды. На нижней палубе, в передней части корпуса лодки расположен торпедный отсек, где установлены четыре торпедных аппарата и храниться запас торпед.

В ракетном отсеке установлен стартовый комплекс Mk35 mod.0 или Mk35 mod.1 Первый обеспечивает хранение, обслуживание, подготовку и старт ракет Трайдент-1 С4 , а второй - Трайдент-2 D5 . Пуск ракеты может осуществляться с интервалом 15 - 20 с глубины до 30 м, при скорости хода до пяти узлов и при волнении в шесть баллов. При этом процесс перевода ракетного комплекса из постоянной готовности в одноминутную готовность к пуску занимает около 15 мин.

Производительность вычислительного комплекса системы управления ракетной стрельбой позволяет вести корректировку полетных заданий одновременно для всех ракет во время предстартовой подготовки, что дает возможность добиться высокой гибкости при выборе объектов поражения.

Использование источников коррекции навигационных данных систем "Лоран-С" и "Транзит", а также применение гравиметрической аппаратуры позволяет с высокой точностью определять место подводной лодки. За счет внедрения системы ESGN на базе высокостабильных гироскопов с электростатической подвеской ротора, точность удержания параметров бортовым навигационным комплексом возросла в 4-6 раз.

"Огайо" отличается от своих предшественниц большей энерговооруженностью, увеличенной скоростью патрулирования (максимальной малошумной скоростью хода), более совершенными бортовыми системами и комплексами. Продолжительность эксплуатации без перезарядки реактора возросла до девяти лет. Было достигнуто снижение шумности в 13 раз благодаря введению естественной циркуляции теплоносителя в первом контуре ядерной энергетической установки и электродвижения, что исключило из работы наиболее шумящие агрегаты, а также использованию различных амортизаторов, шумопоглощающих покрытий.

За счет включения в состав комплекса гидроакустических средств с протяженной буксируемой и конформной антеннами и внедрения эффективных методов обработки гидроакустической информации дальность обнаружения целей увеличена более чем в два раза.

Создание столь совершенного подводного ракетоносца, естественно, потребовало значительно больших затрат. Стоимость ПЛАРБ Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами типа "Огайо" составила 1,3 - 1,5 млрд. долларов, что более чем десятикратно превысило закупочную стоимость ракетоносцев класса Лафайет . До настоящего времени "Огайо" удерживает первое место в мире по числу размещенных на ней баллистических ракет - 24 единицы и является самой совершенной в классе атомных подводных ракетных лодок с баллистическими ракетами.

«Ты лжец, Нам-Бок, ибо все знают, что железо не может плавать»
/Джек Лондон/


Уважаемые товарищи, наверняка, многие из вас посещали военно-морские салоны, поднимались по неудобным трясущимся сходням на палубы огромных кораблей. Бродили по верхней палубе, рассматривая пусковые ракетные контейнеры, раскидистые ветви радаров и прочие фантастические системы.
Даже такие простые вещи, как толщина якорной цепи (каждое звено с пудовую гирю) или радиус обметания стволов корабельной артиллерии (размером поболее дачных «шести соток») могут вызывать у неподготовленного обывателя искренний шок и недоуменее.

Размеры корабельных механизмов просто Огромны. Подобные штуки не встречаются в обычной жизни – о существовании этих циклопических предметов мы узнаем только во время визита на корабль в очередной День ВМФ (День Победы, в дни проведения Санкт-Петербургского международного военно-морского салона и т.п.).
Действительно, с точки зрения отдельно взятого человека, маленьких или больших кораблей не существует. Морская техника поражает своими габаритами – стоя на пирсе рядом с пришвартованным корветом человек выглядит как песчинка на фоне огромной скалы. «Крошечный» 2500-тонный корвет выглядит как крейсер, а «настоящий» крейсер имеет вообще паранормальные размеры и выглядит как плавающий город.

Причина данного парадокса очевидна:

Обычный четырехосный ж/д вагон (полувагон), нагруженный до краев железной рудой, имеет массу порядка 90 тонн. Очень громоздкая и тяжелая штука.

В случае с 11 000-тонным ракетным крейсером «Москва» мы имеем всего лишь 11 000 тонн металлических конструкций, кабелей и топлива. Эквивалент - 120 железнодорожных вагонов с рудой, плотно сконцентрированных в едином массиве.


Якорь подводного ракетоносца пр. 941 "Акула"


Как вода удерживает ЭТО?! Боевая рубка линкора "Нью-Джерси"


А ведь крейсер «Москва» еще не предел – американский авианосец «Нимиц» имеет полное водоизмещение 100 с лишним тысяч тонн.

Воистину, велик Архимед, чей бессмертный закон позволяет держаться этим громадинам на плаву!

Большая разница

В отличие от надводных кораблей и судов, которые можно увидеть в любом порту, подводная компонента флота обладает повышенной долей скрытности. Субмарины сложно увидеть даже во время захода в базу – во многом благодаря особому статусу современного подводного флота.

Ядерные технологии, опасная зона, государственная тайна, объекты стратегической важности; закрытые города с особым паспортным режимом. Все это не прибавляет популярности «стальным гробам» и их славным экипажам. Атомные лодки тихо гнездятся в укромных бухточках Заполярья или скрываются от посторонних глаз на побережье далекой Камчатки. О существовании лодок в мирное время ничего не слышно. Они не годятся для военно-морских парадов и пресловутой «демонстрации флага». Единственное, что умеет делать эти гладкие черные корабли – убивать.


Малышка С-189 на фоне "Мистраля"


Как же выглядят «Батон» или «Щука»? Насколько велика легендарная «Акула»? Правда ли это, что она не помещается в океане?

Выяснить данный вопрос довольно трудно – никаких наглядных пособий на этот счет нет. Музейные субмарины К-21 (Североморск), С-189 (Санкт-Петербург) или С-56 (Владивосток) являются полувековыми «дизелюхами» времен ВОВ* и не дают никаких представлений о реальных размерах современных подлодок.

*даже сравнительно «свежая» С-189 постройки 1950-х годов создана на базе трофейного немецкого «Электробота»

Читатель наверняка почерпнет много интересного из следующей иллюстрации:


Сравнительные размеры силуэтов современных подлодок в едином масштабе


Самая толстая «рыбина» – тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 (шифр «Акула»).

Ниже – американская ПЛАРБ типа «Огайо».

Еще ниже – подводный «убийца авианосцев» проекта 949А, т.н. «Батон» (именно к этому проекту принадлежал погибший «Курск»).

В левом нижнем углу притаилась многоцелевая российская АПЛ проекта 971 (шифр «Щука-Б»)

А самая маленькая из представленных на иллюстрации лодок – современная немецкая ДЭПЛ «Тип 212».

Конечно, наибольший интерес публики связан с «Акулой» (она же - «Тайфун» по классификации НАТО). Лодка действительно поражает воображение: длина корпуса 173 метра, высота от днища до крыши рубки равняется 9-этажному дому!

Надводное водоизмещение – 23 000 тонн; подводное – 48 000 тонн. Цифры ясно указывают на колоссальный запас плавучести – для погружения «Акулы» в балластные цистерны лодки закачиваются более 20 тыс. тонн воды. В результате, «Акула» получила на флоте забавное прозвище «водовоз».

При всей кажущейся иррациональности данного решения (для чего ПЛ такой большой запас плавучести??) «водовоз» имеет свои особенности и даже достоинства: в надводном положении осадка чудовищного монстра немногим больше, чем у «обычных» подводных лодок - около 11 метров. Это позволяет заходить в любые места базирования, без риска наскочить на мель, и пользоваться всей имеющейся инфраструктурой для обслуживания АПЛ. Кроме того, огромный запас плавучести превращает «Акулу» в мощный ледокол. При продувании цистерн, лодка, по закону Архимеда, с такой силой «прет» наверх, что её не остановит даже 2-метровый слой прочного, как камень, арктического льда. Благодаря данному обстоятельству, «Акулы» могли нести боевое дежурство в самых высоких широтах, вплоть до районов Северного полюса.

Но даже в надводном положении «Акула» удивляет своими габаритами. А как иначе? – самая крупная лодка в мировой !

Можно долго восхищаться акульим видом:


"Акула" и один из РПКСН семейства 677



Современный РПКСН проекта 955 "Борей" на фоне исполинской рыбины


Причина проста: под легким обтекаемым корпусом скрываются две подлодки: «Акула» выполнена по схеме «катамаран» с двумя прочными корпусами из титановых сплавов. 19 изолированных отсеков, дублированная ГЭУ (каждый из прочных корпусов имеет независимую ядерную паропроизводящую установку ОК-650 тепловой мощностью 190 МВт), а также две всплывающие спасательные капсулы, рассчитанные на весь экипаж…
Что и говорить – в плане живучести, безопасности и удобства размещения личного состава этот плавучий «Хилтон» был вне конкуренции.


Погрузка 90-тонной "кузькиной матери"
Всего в боекомплект лодки входило 20 твердотопливных БРПЛ Р-39

Огайо

Не меньше удивления вызывает сравнение американского подводного ракетоносца «Огайо» и отечественного ТРПКСН проекта «Акула» - неожиданно выясняется, что их габариты идентичны (длина 171 метр, осадка 11 метров)… при этом водоизмещение отличается в разы! Как же так?

Никакого секрета здесь нет – «Огайо» почти вдвое уступает по ширине советскому монстру – 23 против 13 метров. Тем не менее, назвать «Огайо» маленькой лодкой было бы несправедливо – 16 700 тонн стальных конструкций и материалов внушают уважение. Подводное водоизмещение «Огайо» еще больше – 18 700 тонн.

Убийца авианосцев

Еще один подводный монстр, чье водоизмещение превзошло достижения «Огайо» (в/и наводное – 14 700, подводное – 24 000 тонн).

Одна из самых мощных и совершенных лодок Холодной войны. 24 сверхзвуковые крылатые ракеты со стартовой массой 7 тонн; восемь торпедных аппаратов; девять изолированных отсеков. Рабочий диапазон глубин – более 500 метров. Скорость подводного хода свыше 30 узлов.

Для того, чтобы разогнать «батон» до таких скоростей на лодке применена двухреакторная ГЭУ – днем и ночью страшным черным огнем горят урановые сборки в двух реакторах ОК-650. Суммарное энерговыделение 380 Мегаватт – достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией город на 100 000 жителей.


"Батон" и Акула


Два "батона"


Но насколько оправданно было строительстве подобных монстров для решения тактических задач? Согласно распространенной легенде, стоимость каждой из 11 построенных лодок достигала половины от стоимости авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»! При этом «батон» был ориентирован на решение чисто тактических задач – истребления АУГ, конвоев, нарушения вражеских коммуникаций…
Время показало, что для подобных операций наиболее эффективны многоцелевые АПЛ, например –

Щука-Б

Серия советских атомных многоцелевых лодок третьего поколения. Самое грозное подводное до появления американских АПЛ типа «Сивулф».

Но, вы не подумайте, что Щука-Б так уж мала и тщедушна. Размер – значение относительное. Достаточно сказать, что крошка не помещается на футбольном поле. Лодка огромна. Надводное водоизмещение – 8100, подводное – 12 800 тонн (на последних модификациях оно увеличилось еще на 1000 тонн).

В этот раз конструкторы-проектировщики обошлись одним реактором ОК-650, одной турбиной, одним валом и одним гребным винтом. Превосходная динамика сохранилась на уровне 949-го «батона». Появился современный гидроакустический комплекс и роскошный комплект вооружения: глубоководные и самонаводящиеся торпеды, крылатые ракеты «Гранат» (в перспективе – «Калибр»), ракето-торпеды «Шквал», ПЛУР «Водопад», толстые торпеды 65-76, мины… при этом, огромным кораблем управляет экипаж всего из 73 человек.

Почему я говорю «всего»? Просто пример: для управления современной американской лодкой-аналогом «Щуки» - непревзойденным подводным киллером типа «Лос-Анджелес» требуется экипаж в составе 130 человек! При этом, американка, как водится, до предела насыщена радиоэлектроникой и системами автоматизации, а её размеры меньше на 25% (водоизмещение – 6000/7000 тонн).

Кстати, интересный вопрос: почему американские лодки всегда имеют меньшие размеры? Неужели всему виной «советские микросхемы – самые большие микросхемы в мире»?!
Ответ покажется банальным – американские лодки имеют однокорпусную конструкцию и, как следствие, меньший запас плавучести. Именно поэтому у «Лос-Анджелесов» и «Вирджиний» так мала разница в значениях надводного и подводного водоизмещения.

В чем заключается разница между однокорпусной и двухкорпусной лодками? В первом случае, балластные цистерны располагаются внутри единого прочного корпуса. Такая компоновка забирает часть внутреннего объема и, в определенном смысле, негативно влияет на живучесть подводного корабля. И, разумеется, у однокорпусных АПЛ гораздо меньший запас плавучести. В то же время, это делает лодку маленькой (насколько может быть мала современная АПЛ) и более тихой.

Отечественные лодки, традиционно, строятся по двухкорпусной схеме. Все балластные цистерны и вспомогательное глубоководное оборудование (кабеля, антенны, буксируемые ГАС) вынесены за пределы прочного корпуса. Ребра жесткости прочного корпуса также располагаются с наружной стороны, экономя драгоценный объем внутренних помещений. Сверху все это прикрыто легкой «оболочкой».

Достоинства: резерв свободного пространства внутри прочного корпуса, позволяющий реализовать особые компоновочные решения. Большее количество систем и оружия на борту лодки, повышенная непотопляемость и живучесть (дополнительная амортизация при близких взрывах и т.д.).


Хранилище ядерных отходов в Сайда-губе (Кольский п-ов)
Видны десятки реакторных отсеков подводных лодок. Безобразные "кольца" - не что иное, как ребра жесткости прочного корпуса (легкий корпус предварительно снят)


Недостатки у данной схемы тоже имеются и никуда от них не спастись: бОльшие габариты и площадь смачиваемых поверхностей. Прямое следствие - лодка громче шумит. А уж если возникнет резонанс между прочным и легким корпусом…

Не стоит обольщаться, услышав про обозначенный выше «резерв свободного пространства». Внутри отсеков российских «Щук» по-прежнему нельзя гонять на мопедах и играть в гольф – весь резерв был потрачен на установку многочисленных герметичных переборок. Количество обитаемых отсеков на российских лодках обычно колеблется в пределах 7…9 единиц. Максимум достигнут на легендарных «Акулах» - целых 19 отсеков, без учета герметичных технологических модулей в пространстве легкого корпуса.

Для сравнения – прочный корпус американских «Лос-Анджелесов» делится герметичными переборками всего на три отсека: центральный, реакторный и турбинный (естественно, не считая системы изолированных палуб). Американцы, традиционно, ставят на высокое качество изготовления корпусных конструкций, надежность оборудования и квалифицированные кадры в составе экипажей подлодок.

Вот такие ключевые различия школ подводного кораблестроения по разным сторонам океана. А лодки по-прежнему огромны.


Здоровенная рыбина. Американская многоцелевая АПЛ типа "Сивулф"


Еще одно сравнение в одинаковом масштабе. Оказывается, "Акула" не так велика по сравнению с атомным авианосцем типа "Нимиц" или ТАВКР "Адмирал Кузнецов" - размеры авианесущих кораблей совершенно паранормальны. Победа техники над здравым смыслом
Маленькая рыбка слева - ДЭПЛ "Варшавянка"


Транспортировка вырезанных реакторных отсеков АПЛ


Новейшая российская многоцелевая АПЛ К-329 "Северодвинск" (принятие в состав ВМФ запланировано на 2013 год).
На заднем плане видны две проходящие утилизацию "Акулы"

Из военного еженедельника Navy News я узнал, что на сленге моряков атомные подводные лодки Соединенных Штатов принято называть «Jewish Fleet» - «Еврейский флот». Причем, так говорят без тени иронии, а как бы просто констатируя факт. О том, что такое выражение вполне справедливо, немного ниже. Сначала нужно рассказать, что это такое атомный подводный флот Америки.

21 января 1954 года со стапелей Гротона сошла первая в мире субмарина с атомной энергоустановкой. Ее назвали «Наутилусом», видимо, в связи со сходством многих тактико-технических характеристик с подводной лодкой капитана Немо, созданной гением Жюля Верна. Эти характеристики: неограниченная автономность и дальность плавания, возможность действовать без всплытия во много раз дольше, чем дизель-электрические подлодки. Такие качества были подтверждены уже первым походом «Наутилуса», когда он подо льдами Арктики добрался до Северного полюса.

Американские подводные силы состоят из 8 эскадр, куда входят ударные стратегические ракетоносцы, многоцелевые и специальные субмарины.

Шесть многоцелевых эскадр насчитывают 56 единиц, принадлежащих к классам «Лос-Анджелес» и «Сивулф». Они оснащены универсальными торпедными аппаратами, из которых можно выпускать не только торпеды, но и крылатые ракеты, мины с обычными и ядерными боезарядами, а также сверхмалые подводные лодки с диверсантами.

Стратегические подводные ракетоносцы считаются самым мощным, эффективным и живучим компонентом американского ракетно-ядерного потенциала. По оперативному предназначению они входят в состав Объединенного Стратегического командования, которое возглавляет адмирал Ричард Мис, составляя морскую компоненту ядерной «триады» США. Но организационно эти субмарины подчиняются командованию ВМС.

В настоящее время стратегических подводных ракетоносцев 18 - две эскадры. Все они относятся к классу «Огайо», как называлась первая такая субмарина, сошедшая со стапелей в 1981 году. В Атлантической эскадре 10 субмарин, их база - порт Кингс-Бей (штат Джорджия), в Тихоокеанской - 8, база - порт Бангор (штат Вашингтон). Лодки этого класса имеют длину 170 метров и подводное водоизмещение 20 тыс. тонн, не уступая по этим параметрам и надводным крейсерам.

А уж боевая их мощь поистине чудовищна. Каждая стратегическая субмарина оснащена 24 ракетами подводного старта типа «Трайдент-2» с дальностью полета 8400 км. Ракета несет от 8 до 12 боеголовок индивидуального нацеливания мощностью от 100 до 475 килотонн. Одним залпом «Огайо» может обрушить на неприятельскую страну до 300 боеголовок общей мощностью около 80 мегатонн (миллионов тонн) по тротиловому эквиваленту, что соответствует 5 тысячам «хиросимских» бомб. Думается, мало найдется государств, способных восстать из радиоактивного пепла после одного лишь залпа такой подводной лодки.

А все 18 субмарин этого класса в одном залпе запускают 432 ракеты - примерно 4380 боеголовок, что составляет около 65 % ракетно-ядерного потенциала Соединенных Штатов Америки. Вот, коротко говоря, что из себя представляет атомный подводный флот нашей страны.

Конечно же, так его не могли назвать при рождении, потому что он родился в семье портного Абрама Риковера в маленьком еврейском местечке Маков, неподалеку от Варшавы. Произошло это 27 января 1900 года, и новорожденного назвали Хаимом. Тогда местечко принадлежало России, теперь - Польше. Хаим с 4 лет стал учиться в хедере. Его отец, не найдя достойной работы - а был он портным экстракласса, выпускником знаменитой портновской академии в Варшаве, - эмигрирует в 1905 году в Америку. В Нью-Йорке его талант оценили по достоинству, и уже через год он сумел выписать к себе жену Рахиль с двумя детьми. И в 1906 году на нью-йоркский берег ступил будущий «отец американского атомного подводного флота».

Вскоре семья перебралась в Чикаго, где Абрам стал модным портным, а его сын пошел учиться в среднюю школу. Впрочем, с 14 лет он сочетал работу с учебой. Отец хотел, чтобы Хаим учился дальше и стал врачом. Но того уже в те поры влекла профессия военного моряка, и он мечтал поступить в Академию Аннаполиса, готовящую офицеров флота.

Там его назвали Хайманом, и под этим именем он прожил всю свою долгую и славную жизнь. Риковер окончил Академию в 1922 году по специальности корабельного инженера. Служил вполне успешно, возглавлял инженерную службу линейного корабля. Был направлен в аспирантуру Аннаполиса, одновременно учился в Колумбийском университете, получил степень магистра.

По окончании университетского курса Риковер решил перейти на службу в подводные силы флота и добился направления на курсы командиров субмарин. В 1931 году он завершает учебу, и в дальнейшем его флотская карьера связана с подводными лодками.

Перед Второй мировой войной и в ходе ее Риковер руководил отделом энергетики подводного кораблестроения военно-морского департамента Пентагона. В конце войны он был включен в группу военных моряков, разрабатывавших перспективный проект создания ядерного оружия для боевых кораблей. Именно тогда и пришла ему в голову идея создания подводной лодки с атомным реактором в качестве источника энергии.

Надо сказать, что эта идея далеко не сразу встретила понимание и поддержку у командования американских ВМС. В книге «Риковер и атомный флот» виднейший исследователь военно-морской истории США Фрэнсис Дункан пишет: «В конце 40-х годов Риковеру пришлось доказывать необходимость создания подводного атомохода. Он добивался интенсивного развития строительства, шел на риск, понимая намного лучше других, что, случись хоть небольшое происшествие на лодке, ему, еврею Риковеру, этого не простят».

Но он добился своей цели. После «Наутилуса» Риковер представляет детальную программу развития атомного подводного кораблестроения. По его замыслу флот должен состоять из многоцелевых субмарин и стратегических ракетоносцев. И Риковер не только планировал, но и настойчиво добивался принятия своих разработок. Именно благодаря ему американские кораблестроители сделали мощный рывок, и уже в 1960 году на первое боевое патрулирование вышел атомный подводный крейсер «Джордж Вашингтон» с 16 ракетами типа «Поларис» на борту. Они имели дальность полета более 2 тысяч км и могли стартовать из-под воды.

Но в это же время Риковер работал над двумя другими проектами. Оба должны были стать прорывом в атомном подводном кораблестроении. По идеям, заложенным в этих проектах, была построена многоцелевая субмарина «Лос-Анджелес». Она несла мощнейшее вооружение: кроме традиционных торпед, еще и крылатые ракеты « Томахок», противокорабельные ракето-торпеды и мины. Таких подлодок не было во флотах других государств.

Но, пожалуй, главным шедевром творческих замыслов Риковера, стала подводная лодка «Огайо». И сегодня субмарины этого класса являются основой ракетно-ядерного потенциала Америки, составляя его большую часть.

Не стоит, однако, думать, что Риковер шел по гладко накатанному пути. Ф. Дункан пишет: « Риковер всю жизнь ощущал противодействие оппозиции и боролся с ней. При том, что противниками его идей были в основном руководители Пентагона, его прямые начальники. Многие поражаются, насколько умело преодолевал Хайман препятствия на пути к цели, в каждом отдельном случае находя причину сопротивления его идее и методику ее преодоления. К примеру, министр обороны Р. Макнамара был категорически против строительства подлодок - носителей крылатых ракет. И тогда Риковер, пренебрегая мнением министра, обратился прямо к Комитету по делам обороны конгресса, что вообще категорически возбраняется. Однако Хайман пошел на это и победил».

Естественно, начальство решило избавиться от строптивого флотского офицера и нашло весьма простой повод. К тому времени Риковер прослужил на флоте около 30 лет, а был всего лишь капитаном 1 ранга, что позволяло отправить его в отставку, так сказать, автоматически, как бесперспективного офицера. Вдумайтесь: генератор прогрессивнейших идей и бесперспективный тунеядец?!

Но Риковер был не из тех, кто идет на заклание. Он сумел немедленно довести этот замысел до сената, и законодатели буквально заставили Пентагон ходатайствовать перед президентом об адмиральском звании для Хаймана.

Кстати, все президенты США в период строительства атомного подводного флота весьма высоко ценили Риковера. В 1964 году он сам решил уйти в отставку, но на сей раз президент Линдон Джонсон лично просил его остаться на своем посту и присвоил ему чин вице-адмирала. Впоследствии Хайман продолжал службу по просьбам президентов Никсона, Форда и Картера, причем Никсон свою просьбу подкрепил присвоением высшего флотского чина - четырехзвездного адмирала. И Риковер служил честно, эффективно и талантливо.

В отставку адмирал ушел в 1982 году, прослужив на флоте 64 года, что является рекордом, пожалуй, не только для Америки. Вторым рекордом был его чин - четырехзвездного (полного) адмирала, который до Риковера не присваивался ни одному морскому инженеру.

Ф. Дункан пишет: «Адмирал не стеснялся в своих интервью ссылаться на проявленный по отношению к нему антисемитизм со стороны флотского руководства. И это был, пожалуй, единственный доступный ему эффективный способ борьбы с реальным антисемитизмом, мешавшем его работе. Потому что таким образом Хайман доводил до сведения общественности каждый негативный эпизод. А их было немало. И когда он отыскивал выход из сложившейся ситуации, в Пентагоне находились высокие чины, говорившие с гадкой улыбкой, - «вывернулся-таки Хаим!»

Нелюбимый флотским начальством, он сделал для американского флота больше, чем кто бы то ни было из этих адмиралов».

Хайман Дж. Риковер в течение почти 36 лет был, по сути, единовластным руководителем строительства атомного подводного флота Америки. Он делал это жестко, бескомпромиссно, личным примером поддерживая свои решения. Он сумел осуществить почти все свои проекты. Так что не зря военные моряки называют его творение «еврейским флотом Америки»!

Подводные лодки типа «Огайо» в настоящее время являются единственным типом стратегических ракетоносцев в составе американского флота. Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Огайо» были введены в строй с 1981 по 1997 годы. Всего было построено 18 подводных лодок. По проекту каждая из этих лодок несет на борту по 24 межконтинентальных трехступенчатых твердотопливных баллистических ракеты «Трайдент», оснащенных разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением.

10 апреля 1976 года на верфи компании Electric Boat началось строительство новой атомной стратегической субмарины для американского флота - SSBN 726 OHIO, которая стала головной в крупной серии однотипных ПЛАРБ, которые были разработаны в соответствии с программой «Трайдент». Опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы по проекту нового стратегического ракетоносца проводились в Америке с 26 октября 1972 года, а заказ на постройку головной лодки серии был выдан уже 25 июля 1974 года. В настоящее время все 18 построенных по данному проекту лодок остаются в составе американского флота. 17 лодок были названы в честь штатов США, а одна лодка, SSBN-730 Henry M. Jackson, была названа в честь сенатора Генри Джексона.


Специально для базирования новых подводных лодок в США провели модернизацию двух баз. Одна на побережье Тихого океана - Бангор, сегодня это ВМБ Китсап (образована в 2004 году путем слияния базы подводных лодок Бангор и ВМБ Бремертон) в штате Вашингтон, вторая на побережье Атлантического океана - ВМБ Кингс-Бей в штате Джорджия. Каждая из двух этих баз рассчитана на обслуживание 10 ПЛАРБ. На базах было установлено необходимое оборудование для приема и выгрузки с лодок боезапаса, текущего ремонта и технического обслуживания субмарин. Созданы все условия для обеспечения отдыха личного состава. На каждой базе были построены учебно-тренировочные центры для подготовки персонала. Они могли обучать до 25 тысяч человек каждый год. Установленные в центрах специальные тренажеры позволяли отрабатывать процессы управления субмариной в разнообразных условиях, включая торпедные и ракетные стрельбы.

Атомные подводные лодки типа «Огайо» относятся к лодкам третьего поколения. В рамках работ по созданию лодок третьего поколения в США смогли добиться максимальной унификации своих подводных сил, сведя количество классов подводных лодок к двум: стратегические АПЛ и многоцелевые АПЛ (по одному проекту лодок в каждом классе). Стратегические ракетоносцы типа «Огайо» обладали традиционной для американских атомных подводных лодок однокорпусной конструкцией, отличаясь от многоцелевых лодок достаточно сильно развитой надстройкой. При создании лодок этого поколения пристальное внимание было уделено снижению шумности субмарин и совершенствованию их радиоэлектронного, особенно гидроакустического вооружения. Особенностью реакторов АПЛ третьего поколения стало то, что их ресурс удалось увеличить в 2 раза по сравнению с реакторами лодок предыдущего поколения. Установленные на новых лодках реакторы могли непрерывно работать на полной мощности в течение 9-11 лет (у стратегов) или 13 лет (у многоцелевых АПЛ). Предыдущие реакторы не могли работать больше 6-7 лет. А учитывая реальные режимы работы, которые были гораздо более щадящими, АПЛ третьего поколения могли служить без перезарядки активной зоны реактора до 30 лет, а в случае выполнения одной перезарядки - 42-44 года.

Чтобы оценить размеры стратегических ракетоносцев типа «Огайо» достаточно сказать, что длина их корпуса составляет 170 метров, это практически 1,5 футбольных поля. При этом данные лодки считаются и одними из самых бесшумных в мире. Однако уникальными их делали не размеры и бесшумность, а состав размещенного на борту ядерного - 24 баллистических ракеты. До сих пор ни одна подводная лодка в мире не может похвастаться наличием такого внушительного арсенала (российские АПЛ четвертого поколения проекта 955 «Борей» несут на борту 16 ПУ баллистических ракет Р-30 «Булава»).

Первые 8 АПЛ типа «Огайо» были вооружены баллистическими ракетами «Трайдент I C4», последующие лодки получили ракеты «Трайдент II D5». Позднее в ходе проведения планового капитального ремонта субмарин 4 лодки первой серии были перевооружены на МБР «Трайдент II D5», а еще 4 лодки были переоборудованы в носители крылатых ракет «Томагавк».

Энергетическая установка данных ПЛАРБ была построена на основе реактора S8G восьмого поколения. В обычном режиме работы две турбины мощностью 30 000 л. с. через редуктор вращали вал с гребным винтом, обеспечивая субмарине скорость подводного хода - 20-25 узлов. Однако изюминкой лодок этого типа был малошумный режим работы, когда циркуляционные насосы первого контура реактора останавливались и он переходил на естественную циркуляцию. Турбины и редуктор останавливаются и разобщаются от вала при помощи специальной муфты. После этого в работе оставались только два турбогенератора мощностью по 4000 кВт каждый, вырабатываемая ими электроэнергия, пройдя через выпрямительный преобразователь, подавалась на гребной электродвигатель, вращавший вал. В таком режиме лодка развивала скорость хода, достаточную для бесшумного проведения патрулирования. Такая же схема постройки энергетической установки используется и на АПЛ четвертого поколения.

Описание конструкции лодок типа «Огайо»

Лодки типа «Огайо» имеют корпус смешанной конструкции: прочный корпус субмарины имеет цилиндрическую форму с оконечностями в виде усеченного конуса, он дополнен обтекаемыми оконечностями, в которых были расположены сферическая антенна ГАК, балластные цистерны и гребной вал. Верхняя часть прочного корпуса лодки была покрыт легкой проницаемой обтекаемой надстройкой, которая закрывает ракетные шахты, а также разное вспомогательное оборудование на корме и гибкую буксируемую антенну ГАС, находящуюся в кормовой оконечности. Из-за сравнительно небольшой площади легкого корпуса, подлодка считается однокорпусной. По мнению американских специалистов, такая конструкция ПЛАРБ создает меньшие гидродинамические шумы и позволяет достичь максимально большой скорости малошумного хода в сравнении с двухкорпусными подводными лодками. Корпус лодки разделяется на отсеки плоскими переборками, каждый из отсеков делится на несколько палуб. В носовом, ракетном и кормовом отсеках были предусмотрены погрузочные люки. Рубка лодки сдвинута к носовой части, на ней установлены горизонтальные рули крыловидной формы, в кормовой части оперение лодки крестообразное, на горизонтальных рулях смонтированы вертикальные планшайбы.

Прочный корпус субмарины был сварен из секций (обечаек) конической, цилиндрической и эллиптической формы с толщиной 75 мм. В качестве материала использовалась высокопрочная сталь марки HY-80/100, обладающая пределом текучести 56-84 кгс/мм. Для увеличения прочности корпуса на лодке была предусмотрена установка кольцевых шпангоутов, которые разнесены по всей длине корпуса. Также корпус лодки получил специальное антикоррозийное покрытие.

Основу силовой установки лодки составляет ядерный реактор - двухконтурный водо-водяной реактор под давлением (PWR) типа S8G, который был спроектирован инженерами компании General Electric. Он состоит из стандартного набора частей для реакторов данного типа: корпуса реактора, активной зоны, отражателя нейтронов, стержней управления и защиты. Паротурбинная силовая установка включает в свой состав две турбины мощностью по 30 000 л.с. каждая, редуктор, конденсатор, циркуляционный насос и паропроводы. Обе паротурбинных установки работают на один вал, при этом высокая скорость вращения турбин с помощью редуктора понижается до 100 оборотов в минуту, после чего при помощи муфты передается на гребной вал, который приводит во вращение семилопастной винт диаметром 8 метров. Гребной винт обладает скошенными лопастями серповидной формы с пониженной скоростью вращения, что позволяет уменьшить шумы на скорости патрулирования. Также на борту имеются два малооборотных многополюсных турбогенератора, мощностью 4 мВт каждый, они вырабатывают электроэнергию с напряжением 450В и частотой 60 Гц, которая с помощью преобразователя переменного тока в постоянный обеспечивает питанием гребной электродвигатель (в таком режиме работы паротурбинные установки не вращают гребной винт).

Основным вооружением ПЛАРБ типа «Огайо» стали межконтинентальные баллистические ракеты, размещенные в 24 вертикальных шахтах, которые расположены в два продольных ряда сразу за ограждением выдвижных устройств. Шахта МБР представляет собой стальной цилиндр, который жестко закреплен в корпусе подлодки. С целью возможности установки на борт ракет «Трайдент II» ракетная шахта изначально была увеличена по сравнению с лодками предыдущего проекта, ее длина составляет 14,8 метра, диаметр - 2,4 метра. Сверху шахта закрывается крышкой, оснащенной гидравлическим приводом, она обеспечивает герметизацию шахты и рассчитана на тот же уровень давления, что и прочный корпус субмарины. На крышке находятся 4 контрольно-наладочных лючка, которые предназначены для проведения плановых осмотров. Специальный механизм блокировки призван обеспечить защиту от несанкционированного доступа, и управляет открытием технологических лючков и самой крышки.

Пуск МБР «Трайдент» может осуществляться с 15-20 секундным интервалом с глубины погружения до 30 метров, при скорости хода лодки примерно 5 узлов и волнении моря до 6 баллов. Все 24 ракеты могут быть выпущены за один залп, при этом испытательные пуски всего боекомплекта лодки за один залп в США никогда не осуществлялись. В воде происходит неуправляемое движение ракеты, после выхода ее на поверхность согласно данным датчика ускорений активируется двигатель первой ступени. В штатном режиме включение двигателя осуществляется на высоте около 10-30 метров над морской поверхностью.

Запуск ракеты Trident II D-5

Ракеты Trident II D-5 могут оснащаться боевыми блоками двух типов - W88 мощностью 475 кт каждый и W76 мощностью 100 кт каждый. При максимальной нагрузке одна ракета может нести 8 боевых блоков W88 или 14 боевых блоков W76, обеспечивая максимальную дальность полета - 7360 км. Использование на ракетах специальной аппаратуры астрокоррекции вместе с повышением эффективности навигационной системы позволило добиться кругового вероятного отклонения для блоков W88 - 90-120 метров. При поражении ракетных шахт противника может использоваться так называемый способ «2 по 1», когда на одну шахту МБР одновременно нацеливается два боевых блока с разных ракет. При этом при использовании блоков W88 мощностью 475 кт вероятность поражения цели составляет 0,95. При использовании блоков W76 вероятность поражения цели при том же способе «2 по 1» составляет уже 0,84. С целью достижения максимальной дальности полета баллистических ракет на их борту обычно устанавливается 8 боевых блоков W76 или 6 боевых блоков W88.

Для самообороны каждая лодка была оснащена 4 ТА калибра 533 мм. Данные торпедные аппараты находятся в носовой части субмарины слегка под углом к диаметральной плоскости. В боекомплект лодки включены 10 торпед Mk-48, которые могут применяться и против надводных кораблей, и против подводных лодок вероятного противника.

В рамках модернизации субмарин по программе A-RCI (Acoustic Rapid COTS Insertion) все ГАК лодок типа «Огайо» были модернизированы до варианта AN/BQQ-10. Вместо 4-х ГАС была использована общая станция типа COTS (commercial-off-the-shelf), обладающая открытой архитектурой. Такое решение позволяет в будущем облегчить процесс апгрейда всей системы. Первой модернизацию прошла лодка «Аляска» осенью 2000 года. Новая система, помимо всего прочего, получила возможность проведения «гидроакустического картографирования» (PUMA - Precision Underwater Mapping and Navigation). Это позволяет ПЛАРБ создавать гидрографическую карту высокого разрешения и обмениваться ею с другими судами. Разрешающая способность установленной на борту аппаратуры позволяет различать даже небольшие объекты типа мин.

Для оповещения экипажа об акустическом облучении применяется специальная станция AN/WLR-10. Совместно с ней в тот момент, когда лодка находится в надводном положении, применяется станция предупреждения о радиолокационном облучении AN/WLR-8(V)5, работающая в диапазоне 0,5-18 ГГц. Также подлодка получила 8 пусковых установок Mk2, предназначенных для постановки акустических помех и станцию гидроакустического противодействия AN/WLY-1. Основным предназначением данной станции является автоматическое обнаружение, классификация и последующее отслеживание атакующих торпед и подача сигнала на применение средств гидроакустического противодействия.

В течение 2002-2008 годов первые 4 лодки типа «Огайо» (SSGN 726 Ohio, SSGN 727 Michigan, SSGN 728 Florida, SSGN 729 Georgia), которые были вооружены МБР «Трайдент I» были переоборудованы в ПЛАРК. В результате проведенной модернизации каждая из лодок может нести на борту до 154 крылатых ракет «Томагавк». При этом 22 из 24 имеющихся шахт были модернизированы под вертикальный пуск крылатых ракет. В каждой такой шахте можно разместить по 7 КР «Томагавк». В то же время две ближайших к рубке шахты были оснащены шлюзовыми камерами. К этим камерам могут стыковаться мини-подлодки ASDS или модули DDS, предназначенные для выхода боевых пловцов в тот момент, когда АПЛ находится в подводном положении. Данные средства могут быть установлены на лодку как вместе, так и по отдельности, общим количеством не более двух. При этом за счет их установки частично блокируются шахты с крылатыми ракетами. К примеру, каждая ASDS блокирует сразу три шахты, а более короткий модуль DDS - две. В составе подразделения для спецопераций (морских котиков или морских пехотинцев) лодка может дополнительно транспортировать до 66 человек, а в случае проведения краткосрочной операции количество десантников на борту лодки можно довести до 102 человек.

В настоящее время ПЛАРБ типа «Огайо» продолжают удерживать пальму первенства по числу размещенных на их борту ракетных шахт - 24 и до сих пор считаются одними из самых совершенных в своем классе. Согласно оценкам специалистов, среди построенных стратегических ракетоносцев по уровню шумности с этим лодками могут соперничать лишь французские лодки типа «Триумфан». Высокая точность МБР «Трайдент II» позволяет поражать не только сухопутные МБР, но и всю номенклатуру высокопрочных целей типа углубленных КП и шахтных пусковых установок, а большая дальность пуска (11 300 км) позволяет ПЛАРБ типа «Огайо» нести боевое дежурство в Атлантическом и Тихом океане в зоне господства собственных ВМС, что обеспечивает лодкам достаточно высокую боевую устойчивость. Сочетание малой стоимости содержания и высокой эффективности данных подводных лодок, вооруженных МБР «Трайдент II», привела к тому, что морские стратегические силы занимают в настоящее время лидирующие позиции в ядерной триаде США. Вывод из эксплуатации последней лодки типа «Огайо» запланирован на 2040 год.

Тактико-технические характеристики ПЛАРБ типа «Огайо»:
Габаритные размеры: длина - 170,7 м, ширина - 12,8 м, осадка - 11,1 м.
Водоизмещение - 16 746 т (подводное), 18 750 т (надводное).
Скорость подводного хода - 25 узлов.
Скорость надводного хода - 17 узлов.
Глубина погружения - 365 м (рабочая), 550 м (предельная).
Силовая установка: атомная, водо-водяной реактор типа GE PWR S8G, две турбины по 30 000 л.с., два турбогенератора по 4 мВт, дизель-генератор мощностью 1,4 мВт.
Ракетное вооружение: 24 МБР Trident II D-5.
Торпедное вооружение: 4 ТА калибра 533 мм, 10 торпед Мк-48.
Экипаж - 155 человек (140 матросов и 15 офицеров).

База "Кингс-Бей" для обслуживания ПЛАРБ тира "Огайо", приписанных к Атлантическому Флоту ВМС США

Источники информации:
http://armyman.info/flot/podvodnye-lodki/18956-podvodnye-lodki-tipa-ogayo.html
http://bastion-karpenko.ru/ohio-ssbn-726
http://korabley.net/news/atomnye_podvodnye_lodki_sravnenie_dvukh_proektov/2012-04-16-1167
https://xpda.com/kingsbay (фото)
По материалам из открытых источников.