Красота

Арктический совет соглашения. Арктический совет – нынешнее состояние и перспективы развития. Важность программы, направленной на устойчивое развитие

Арктика - загадочная часть нашей планеты. Ее "шапка" из снега и льда скрывает много неизведанного. Эта территория огромна, важна в жизни всей планеты. Для решения вопросов, связанных с Арктикой, международным сообществом в 1996 году был основан Арктический совет (Arctic Council).

Для чего создана организация?

Проблемы мирового масштаба должны решаться совместными усилиями всех государств. Именно по этой причине в 1994 году Финляндией была выдвинута идея о создании Арктического совета стран, чьи территории включают в себя и этот северный регион. Первая Парламентская Конференция, посвященная проблемам Арктики и призывавшая объединиться арктические государства, состоялась годом ранее, в 1993 году в Рейкьявике по инициативе Финляндии. Официальным годом создания Арктического совета считается 1996 год. Целью создания такой организации является содействие сотрудничеству, координация взаимодействия между Арктическими странами, исконными народами и другими жителями регионов Арктики, защита окружающей среды и развитие этого особенного региона планеты.

Найти общий язык в решении многих очень сложных вопросов - задача участников, членов и наблюдателей международного Арктического форума. Кстати, именно формат форума был выбран для такой деятельности. Он дает возможность открытого обсуждения и поиска решений общими усилиями, позволяет работать всем участникам без конфронтации на основе взаимоуважения и взаимопонимания. Осознание общих интересов - основа работы Союза.

Совет Арктических государств, как официальная международная организация, был впервые собран в 1996 году. Тогда же 19 сентября была принята так называемая Оттавская Декларация - основной документ об учреждении Арктического совета. Там прописаны цели, с какими создается Совет, его состав, постоянные участники, статус наблюдателей - стран, не являющихся арктическими регионами, принципы, на которых основана деятельность форума. В составе Арктического совета находятся страны приарктического региона:

  • Королевство Дания;
  • Исландия;
  • Канада;
  • Королевство Норвегия;
  • Российская Федерация;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Финляндская республика;
  • Королевство Швеция.

Эти государства составляют большую Арктическую восьмерку (А8). Участие добровольное. Решение вопросов требует совместной работы всех государств, которые имеют территории в Арктике.

Для чего создана организация?

Основные правила и тезисы работы Арктического совета прописаны в Декларации, принятой на первом заседании в 1996 году. Совет работает ради целей:

  • обеспечивать благополучие резидентов Арктики;
  • воплощать в жизнь идею устойчивого развития региона;
  • защищать природный комплекс региона.

Каждое заседание Арктического совета - это форум высокого уровня, на котором обсуждается выполнение поставленных задач и определяются планы на будущее. Деятельность Совета в рамках его рабочих групп носит научный и исследовательский характер. Специалисты разных областей из разных стран проводят исследования, мониторинги, делают выводы по полученным результатам и составляют резолюции, касающиеся многих сфер жизнедеятельности человека как в Арктике, так и во всем мире.

Особая работа проводится экспертными группами. Она сводится к международным релизам, дающим рекомендации по решению многих вопросов.

Международный Арктический совет - это комплекс взаимодействующих сторон. Из их числа стран-участниц в соответствии с установленным порядком, назначается Председатель сроком на 2 года. В 2017-2019 году Председателем Арктического совета является Финляндия, сменившая США.

Форум включает в себя сотрудничество с постоянными участниками, которые являются представителями коренных народов приарктических регионов. Официально они зарегистрированы, как члены Арктического совета:

  • Алеутская международная ассоциация.
  • Арктический совет атабасков.
  • Инуитская циркумполярная конференция.
  • Международный совет гвичинов.
  • Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
  • Союз саамов.

Роль постоянных участников заключается в широком обсуждении и принятии решений вопросов форума, поддержании интересов коренных народов приарктических регионов.

Широкий спектр вопросов решает Арктический совет. Наблюдатели этого международного форума, согласно декларации 1996 года, могут быть избраны и из числа стран, не входящих в приарктическую зону. Это могут быть всемирные, межправительственные, неправительственные, межпарламентские, региональные организации, которые участвуют в деятельности рабочих групп. Такими наблюдателями являются:

  • Арктическая программа Всемирного фонда дикой природы.
  • Всемирная ассоциация пастухов северного оленя.
  • Всемирная метеорологическая организация (ВМО).
  • Всемирный союз охраны природы.
  • Комиссия ОСПАР.
  • Консультативный комитет по защите морей.
  • Конференция парламентариев Арктических стран.
  • Международный комитет Красного Креста.
  • Международный совет по исследованию моря.
  • Национальное географическое общество.
  • Организация Oceana.
  • Программа ООН по окружающей среде.
  • Программа развития ООН.
  • Северный совет.
  • Северный форум.
  • Университет Арктики.

С интервалом в два года проводятся Заседания Совета Арктики, в котором участвуют министры иностранных дел государств Совета. Один раз в шесть месяцев собирается и работает Комитет старших должностных лиц Совета, состоящий из послов Министерств Иностранных дел стран-участниц А8.

В 2013 году был создан Секретариат Арктического совета. Целью создания административного органа были:

  • обеспечение административного потенциала;
  • поддержание институциональной памяти;
  • расширение информационно-разъяснительной деятельности;
  • предоставление грамотной поддержки во всех сферах работы Арктического совета.

Помимо рабочих мероприятий, проводятся различные конкурсы для молодежи, талантливых людей. Тематика такого творческого направления деятельности Совета различна, но неизбежно подчинена одной сфере - Арктике.

У Арктического совета нет программного бюджета, он не является коммерческой организацией. Все программы, которые воплощаются в жизнь при помощи данной организации, финансируются приарктическими государствами, а так же другими странами при желании и необходимости. Создаваемые документы, резолюции, принимаемые Советом, носят характер рекомендаций, а вот исполнять их или нет, зависит о желания и возможности стран-участниц и стран-членов. Отдельным пунктом в Оттавской декларации указывается, что Арктический совет не занимается вопросами военной безопасности. Это исключительно мирная организация, деятельность которой направлена на созидание, а не на разрушение или конфронтацию.

Каждому направлению - своя команда

Каждая встреча Арктического совета проводится в виде форума, а его решения - это единое мнение, достигнутое путем консенсуса между и странами-участницами. Основной функционал этой международной организации - рабочие группы по шести направлениям:

  • Рабочая группа по устранению загрязнения в Арктике (ACAP). Осуществляет поддержку деятельности государств, связанной с сокращением вредных выбросов и загрязняющих веществ.
  • Рабочая группа по реализации Программы арктического мониторинга и оценки (AMAP). Проводит наблюдение, систематизацию экосреды Арктики для предупреждения изменений климатических условий.
  • Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF). Основная сфера работы - сохранение арктического биоразнообразия.
  • Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR). Осуществляет защиту Арктики от угрозы или воздействия вредных и радиоактивных веществ.
  • Рабочая группа по защите арктической морской среды (PAME). Координационная работа Арктического совета, в области защиты и рационального использования морской среды природной зоны.
  • Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG). Основной темой работы имеет улучшение условий жизни коренного населения Арктики, а так же обеспечение стабильности развития данного региона.

Помимо основных рабочих групп, при необходимости создаются группы для решения конкретных актуальных задач. Например, в 2016-2017 годах работает Экспертная группа по Рамочному документу для действий в области активизации сокращения выбросов черной сажи и метана. Именно экспертные объединения в рамках Арктического Света позволяют конкретнее увидеть проблему и искать пути ее решения совместными усилиями по результатам, полученными экспертами. В ходе работы форума открываются все новые вопросы, требующие поиска решений. Эксперты и приглашенные докладчики, ученые и наблюдатели высказывают свое мнение по поставленным вопросам, предлагают те или иные способы решения определенных проблем. На заседании рабочих, экспертных и целевых групп широко используются мультимедийные возможности, интерактивные способы подачи информации.

Климат

Особое внимание страны Арктического совета уделяют климату этого особенного региона. Основная проблема - загрязнение Арктики и глобальное потепление. Эти негативные факторы сказываются повсеместно - на всей планете в целом и на жизни коренных народов приарктических стран. Рабочей группой Совета делается вывод о том, что таяние ледников Арктики происходит быстрее и масштабнее, чем это предполагалось. Как следует из выводов экспертной группы, в ближайшие полстолетия в летние месяцы лед будет практически полностью сходить, что негативно скажется не только на арктическом и приарктическом регионах, но и на всем Земном шаре.

Арктический совет призывает международное сообщество совместными усилиями остановить глобальное потепление, изменение климата и загрязнение региона. Разрабатываются концепции по решению конкретных проблем экологии и климата специальные экспертные и целевые группы Совета. Некоторые решения, предлагаемые экспертными и рабочими группами в тех или иных вопросах, предполагают разные варианты развития событий, даже неожиданные и стремительные. Обмен концепциями адаптации к изменению климата проводится на заседаниях Совета, рабочих групп и размещается на обучающих сайтах и социальных интернет-площадках.

Океан

С Северным Ледовитым океаном деятельность Арктического совета тоже тесно связана. Несколько глобальных проектов реализуется под эгидой этого международного форума. Рабочие группы проводят регулярный мониторинг состояния северного масштабного водохранилища, качества его воды, влияния человечества и его жизнедеятельности на арктический океан. Особо остро стоят вопросы по таянию ледников, загрязнению снежного и ледяного покровов пылью и сажей, выбрасываемыми в атмосферу планеты.

Совет стран Арктики проводит научные исследования изменения состава океанических вод из-за диоксида углерода, концентрация которого постоянно повышается в результате промышленной деятельности человека.

Областью работы Совета является и морское судоходство, перспективы его развития, проработка маршрутов, сохранение флоры и фауны океанических вод.

Биоразнообразие

Арктика - удивительное место, где в экстремальных погодных условиях обитает множество видов животных и птиц, морских и океанических обитателей, а так же огромное количество растений суши и моря. Арктический совет в своей деятельности активно поддерживает стремление сохранять флору и фауну Арктики и приарктических регионов, не нарушая природный баланс деятельностью человека. Особое внимание Совета привлекает вызванное изменением климата распространение в северные регионы более южных видов растений и животных, а так же возникновение новых болезней и мутаций. Опасность представляет и возможное на фоне потепления несовпадение биологических процессов разных взаимозависимых организмов и, как следствие, их гибель.

Изменение криосферы, исчезновение Арктических видов флоры и фауны - потенциальная опасность уже существующих процессов в климате планеты, а также деятельности человека. Отдельным вопросом выделена проблема сохранения популяции белых медведей и арктических волков.

Народы Арктической зоны

Особая сфера работы, которую проводит Арктический совет, - жители этого северного региона. Условия жизни позволили сохраниться традиционным промыслам и ремеслам коренных народов приарктических регионов. По некоторым оценкам, на территории Арктики проживают порядка 400 миллионов человек - коренное население, переселенцы, ученые, промысловики.

Особого внимания достойны экономические связи приарктических регионов, их взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности. Приоритет работы Арктического совета в отношении народов Арктики - развитие всех регионов этого участка планеты как в экономическом, так и в социальном плане. Рабочими группами не упускаются из вида даже бытовые моменты, такие, как водоснабжение и обустройство канализации с системами очистки, здоровье людей, и даже профилактика самоубийств среди членов общин северных народов.

Достижения

Масштабные проблемы, решение которым ищут страны-участницы и наблюдатели Арктического совета, касаются всего современного сообщества. Юридические соглашения, которые подписываются в рамках данной организации, касаются климатических изменений, проведения спасательных операций, развития и сохранения фауны и флоры региона, поддержание социальной и экономической жизни коренных народов приарктического региона. Кстати, первое соглашение, получившее статус юридического документа, а не рекомендательного письма, было подписано арктической восьмеркой в 2011 году. Оно носит название "Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике", а инициатором его выступила Россия.

Арктический совет работает уже 20 лет. За эти годы было проведена огромная научно-исследовательская работа, касающаяся различных тем, актуальных для Арктики и приарктического региона: изменения климатических условий, загрязнения снегов, льдов и вод Арктики, судоходства, безопасности, поиска и помощи, туризма, растительного и животного мира региона, национального содружества и сохранения самобытности коренного населения.

Мир и стабильность, добрая воля и соблюдение международного права - вот принципы работы Арктического совета.

Сегодня вопросы международного сотрудничества в Арктике привлекают к себе большое внимание международной общественности. Высказываются различные сценарии развития ситуации в регионе, вплоть до вооружённой конфронтации.

Вместе с тем, уже более двадцати лет арктические государства плодотворно сотрудничают в рамках Арктического совета и в последние годы это сотрудничество только укрепляется.

Впервые на политическом уровне идея сотрудничества арктических государств была высказана в 1987 году Президентом СССР Михаилом Горбачёвым. Спустя несколько лет в 1989 году арктические государства начали «процесс Рованиеми», приведший в 1991 г. к созданию Стратегии защиты окружающей среды Арктики.

В ходе реализации данной стратегии стала очевидной необходимость более тесного сотрудничества арктических государств, в первую очередь, в области управления природными ресурсами и охраны окружающей среды, что и было реализовано 19 сентября 1996 г. в Оттаве путём создания межправительственного форума «высокого уровня» - Арктического совета (АС). Его учредителями выступили восемь арктических государств: Россия, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндией и Швеция.

Нескольким организациям, представляющим интересы коренных народов Севера, в АС предоставлен статус «постоянного участника», некоторым неарктическим государствам предоставлен статус «постоянного наблюдателя», а целый ряд межправительственных и неправительственных организаций наделены статусом «наблюдателя».

В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности АС статус "постоянного участника" был предоставлен Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов. Количество "постоянных участников" может быть увеличено, но не должно превышать число государств-членов совета.Согласно учредительной Декларации, статус наблюдателя в АС могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные.

В настоящее время постоянными наблюдателями являются Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, а также Конференция парламентариев Арктического региона, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирный союз охраны природы, Совет министров северных стран, Северная экологическая финансовая корпорация, Северный форум и ряд других (всего 26 международных и неправительственных организаций).

Статус наблюдателя предоставляется таким странам как Китай, Индия Италия, Южная Корея, Япония, ряду других государств и Европейской комиссии. Вопрос о предоставлении статуса наблюдателя пересматривается каждые два года.

Рабочие группы

В АС шесть тематических рабочих групп. Каждая действует на основании специального мандата и состоит из председателя, правления или руководящего комитета и секретариата. Рабочими группами осуществляются различные проекты и разрабатываются носящие необязательный характер документы (руководства, доклады, оценки и другие) по вопросам, отнесённым к их ведению мандатом.

Рабочая группа Программы арктического мониторинга и оценки (Arctic Monitoring and Assessment Programme, АМАП).

Мандат АМАП заключается в том, чтобы осуществлять мониторинг и оценку состояния Арктического региона в связи с загрязнением (например, стойкими органическими загрязнителями, тяжёлыми металлами, радионуклидами, веществами, приводящими к закислению океана, нефтяными углеводородами) и проблемами изменения климата, документируя их уровни и тенденции, пути, процессы и воздействие на экосистемы и людей, а также предлагая действия по снижению сопутствующих угроз на рассмотрение правительств.

АМАП совместно с Международным арктическим научным комитетом участвуют в инициативе «Сеть арктических опорных наблюдений».

Взаимодействие АМАП с международными организациями сосредоточено на расширении сотрудничества со структурами Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и связано с планируемой будущей работой по комплексному мониторингу и оценке загрязнения воздуха, в ходе которой особое внимание будет уделяться совершенствованию научных знаний о воздействии воздушных загрязнителей на Арктику. АМАП также поддерживает усилия по разработке и осуществлению Минаматской конвенции ЮНЕП и совместную техническую работу, связанную с обновлением «Глобальной оценки ртути» ЮНЕП в 2018 году. АМАП также участвует в оценке эффективности Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях 2001 г. и представила предложения относительно включения новых химических веществ в перечень веществ, регулируемых настоящим международным соглашением.

АМАП является партнёром в усилиях по координации программы Европейского союза «Горизонт 2020» и поддерживает инициативу EU-PolarNet, направленную на улучшение координации между полярными исследовательскими институтами Европейского союза и на разработку комплексной европейской полярной исследовательской программы.

Под наблюдением группы осуществлялся ряд многосторонних проектов, в частности, по сокращению применения бромсодержащих пламягасителей, снижению содержания ртутных загрязнений в выбросах в атмосферу, по утилизации просроченных пестицидов.

Рабочая группа по борьбе с загрязнением Арктики (Arctic Council Action Plan to Eliminate Pollution of the Arctic, АКАП).

АКАП призвана содействовать усилиям по снижению экологических рисков и предотвращению загрязнения окружающей среды в Арктике. АКАП выступает в качестве укрепляющего и поддерживающего механизма АС в целях поощрения национальных действий по сокращению выбросов и других видов проникновения загрязняющих веществ в окружающую среду и по снижению экологических, медицинских и социально-экономических рисков. АКАП в сотрудничестве с органами власти арктических государств разрабатывает пилотные проекты, которые создают потенциал и демонстрируют деятельность по сокращению выбросов загрязняющих веществ. Обмен информацией и знаниями о передовом опыте, технологиях, нормативно-правовых актах, существующий между арктическими государствами, является ключевым инструментом. АКАП способствует выполнению арктическими государствами международных договоров, касающихся вопросов загрязнения Арктики.

В рамках АКАП реализуются следующие проекты:

1. Снижение содержания ртути в выбросах в атмосферу стран Арктики

2. Снижение уровня использования бромсодержащих веществ в огнетушителях;

3. Экологически безопасное хранение запрещённых к использованию пестицидов и химикатов с истекшим сроком годности;

4. Поэтапный отказ от применения полихлорбифенилов в России;

5. Разработка стратегии обращения с опасными отходами для завершения реализации проектов, касательно устаревших пестицидов и эксплуатации полихлорбифенилов;

6. Сокращение выбросов диоксинов и фурана в окружающую среду;

7. План действий по укреплению общности коренного населения.

Рабочая группа по Программе сохранения арктической флоры и фауны (Conservation of Arctic Flora and Fauna, КАФФ).

Мандат КАФФ заключается в работе над проблемой сохранения биоразнообразия Арктики и в доведении результатов своих исследований до сведения правительств и населения Арктики с целью содействия продвижению практик, обеспечивающих жизнеустойчивость биологических ресурсов Арктики.

В рамках КАФФ действуют экспертные группы по сохранению флоры (CAFF Flora Group), сохранению циркумполярных морских видов птиц (Circumpolar Seabird Group), по сети циркумполярных охраняемых районов (Circumpolar Protected Areas Network); реализуется программа циркумполярного мониторинга биологического разнообразия (Circumpolar Biodiversity Monitoring Program).

Рабочая группа по устойчивому развитию (Sustainable Development Working Group, СДВГ).

Мандат СДВГ заключается в предложении и утверждении мер, которые могут быть предприняты арктическими государствами для содействия устойчивому развитию в Арктике. Это включает в себя реализацию возможностей по защите и содействию развитию окружающей среды и экономики, культуры и здоровья коренных народов и арктических сообществ. СДВГ фокусируется на инициативах, которые предоставляют практические знания и способствуют наращиванию потенциала коренных народов и арктических общин с учётом местных, региональных и глобальных вызовов и возможностей.

Группой осуществлялись проекты в области охраны здоровья проживающих в Арктике, в т.ч. телемедицины и профилактики инфекционных заболеваний. СДВГ инициирован крупномасштабный исследовательский проект по изучению жизненных условий в Арктике. Акцент также делался на развитии оленеводства и арктического туризма. В плане укрепления транспортной инфраструктуры было налажено сотрудничество в сфере полярной авиации. Завершена реализация проектов, касающихся оценки влияния климатических изменений на экономику Севера, обеспечения здорового будущего детей и юношества в Арктике, равноправия женщин, управления ресурсами в сельских районах Севера. В качестве задела на будущее условлено о развитии энергетического измерения в работе Совета, нацеленного на сотрудничество в области устойчивой нефтегазодобычи.

Рабочая группа по предотвращению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации (Emergency Prevention, Preparedness and Response, ЕПРР).

ЕППР призвана содействовать предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные экологические ситуации и другие происшествия, а также поиску и спасанию в Арктике. В то время как ЕППР не является оперативной группой реагирования, её члены осуществляют проекты для устранения пробелов, подготовки стратегий, обмена информацией, сбора данных и сотрудничества с соответствующими партнёрами в отношении возможностей и исследовательских потребностей.

Проекты и мероприятия рабочей группы включают разработку методологических принципов и методов оценки рисков, координацию учений по реагированию, подготовку кадров, а также обмен информацией о передовых практиках в отношении предотвращения, обеспечения готовности и реагирования на происшествия и угрозы от непреднамеренных выбросов загрязняющих веществ и радионуклидов, а также на последствия стихийных бедствий.

На ЕППР возложена ответственность за разработку и обновление Практического руководства для реализации Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике 2013 г., сторонами которого являются все арктические государства. ЕППР также поддерживает реализацию Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике 2011 г., рассматривая соответствующие уроки, извлечённые из учений по поиску и спасанию в Арктике и реальных инцидентов.

Деятельность группы направлена на развитие сотрудничества между арктическими странами и расширение обмена опытом и информацией в сфере предотвращения, подготовки и действий в чрезвычайных ситуациях. Осуществлён ряд проектов в области контроля над источниками опасности, а именно: созданы обучающие программы, учебные центры по реагированию в ЧС, проведены совместные учения по ликвидации последствий ЧС на радиоактивно опасных объектах, по информированию населения, использованию программы НОСТРАДАМУС (компьютерная система по предварительной оценке атмосферных перемещений в реальном времени). На российских предприятиях «Атомфлот» и «Звёздочка» реализована третья фаза проекта по контролю над источниками радиоактивности.

Рабочая группа по Программе защиты арктической морской среды (Protection of Arctic Marine Environment, ПАМЕ).

Мандат ПАМЕ заключается в разработке политических и иных мер, связанных с сохранением и устойчивым использованием морской и прибрежной среды Арктики.

В рамках группы осуществляются проекты по реализации Стратегического плана по защите арктической морской среды, оценке арктического морского судоходства, портовых мощностей по переработке судовых и грузовых отходов, изучению крупных морских экосистем, обновлению региональной программы действий по защите арктической морской среды от антропогенной деятельности.

В ПАМЕ в настоящее время действуют несколько временных целевых групп:

Целевая группа по морскому сотрудничеству была учреждена в 2015 г. во время американского председательства в АС. Изначально США активно продвигали в рамках целевой группы по морскому сотрудничеству инициативу по учреждению регионального наднационального механизма управления арктическими морями, однако эта идея не была поддержана другими государствами-членами АС. На министерской сессии АС в Фэрбанксе в мае 2017 г. был принят новый мандат данной целевой группы, предусматривающий выработку предложений по определению полномочий и задач нового органа АС по указанной тематике, которые затем будут представлены на рассмотрение министерской сессии в 2019 г. В случае принятия министрами решения о создании такого нового органа, он будет сформирован, как ожидается, на основе юридически не обязывающего акта и решения данного органа будут приниматься на основе консенсуса (как и в целом в АС). При этом по инициативе российской стороны было зафиксировано, что одним из основных принципов деятельности такого органа будет уважение суверенитета и суверенных прав прибрежных арктических государств в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., в частности, в отношении континентального шельфа.

Целевая группа по чёрному углероду (саже) и метану, в рамках которой осуществляется подготовка докладов о деятельности арктических государств по сокращению выбросов этих загрязнителей. В 2015 г. Россия одной из первых представила в эту группу соответствующий национальный доклад по этой тематике.

Основные направления деятельности АС и результаты работы

За время существования АС в его рамках реализовано большое количество различных проектов, в первую очередь – в области охраны окружающей среды Арктики.

В 2013 году учреждён постоянный Секретариат АС (Тромсё, Норвегия), который оказывает административную поддержку развитию международного сотрудничества под эгидой АС. В 2016 году в состав Секретариата АС вошёл Секретариат коренных народов, который был расположен в Копенгагене и обслуживал интересы постоянных участников АС.

С целью придания системе финансирования проектов более системного и организованного характера в Арктическом совете создан совместный фонд для финансирования природоохранных проектов (преимущественно на территории России) – Инструмент Поддержки Проектов (ИПП, англ. Project Support Instrument). Объём фонда в настоящее время составляет около 16 млн. долларов США. Фонд управляется Северной экологической финансовой корпорацией. Россия является крупнейшим его донором. Запуск ИПП позволил вывести деятельность Арктического совета на качественно новый организационный уровень путём постепенного перехода финансирования проектов на «бюджетную» основу, а также, в перспективе, создания на его основе международного финансового фонда Арктического совета. Одним из примеров работы ИПП является проект по использованию ветроэнергетической установки на территории сельскохозяйственного производственного кооператива «Тундра» (Мурманская область). В рамках этого проекта старые, неэффективные дизель-генераторы были заменены на новые комплексные ветродизельные установки.

Важно отметить, что за время своей работы рабочими группами АС подготовлен целый ряд докладов по таким направлениям, как перспективы судоходства в Арктике, тенденции биоразнообразия, поведение нефтяных разливов и разливов иных опасных и токсичных веществ в полярных водах. Разработан ряд носящих необязательный характер руководств, в том числе Руководство по освоению морских месторождений нефти и газа; Руководство по перекачке очищенной нефти и нефтепродуктов в водах Арктики; Руководство по безопасной транспортировке нефти в арктических водах; Практическое руководство по ликвидации последствий нефтяных разливов в арктических водах.

Одним из наиболее важных достижений Арктического совета за время его работы можно считать разработку под его эгидой и подписание в 2011 году арктическими государствами первого в истории панарктического соглашения – о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (Панарктическое Соглашение). Успешный опыт разработки и принятия данного соглашения высоко оценен государствами-участниками АС, и в 2011 году арктическими государствами принято решение о создании в рамках Арктического совета Целевой группы для разработки международного документа в сфере готовности и реагирования на морские нефтяные загрязнения в Арктике. Работа группы привела к подписанию в 2013 году Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике.

Следующий международный договор, разработанный в АС, был подписан в 2017 году – Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества.

В 2014 году был учреждён Арктический экономический совет (АЭС) в качестве независимой организации деловых кругов арктических государств. В его состав входят по три представителя от государств-членов и постоянных участников АС. От России в АЭС участвуют представители РСПП, ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Совкомфлот» на уровне заместителей руководителей.

В 2015 году учреждён Арктический форум береговых охран.

Россия, без преувеличения, является одним из ключевых игроков в Арктике в целом и в АС в частности. Связано это, в первую очередь, с такими объективными преимуществами, как протяжённость береговой линии, площадь территории страны за полярным кругом, объём запасов полезных ископаемых и масштабы их разработки (более 70% всех нефтегазовых ресурсов в России добывается в Арктике), а также с крупнейшим ледокольным флотом. Вместе с тем, обладание данными преимуществами не означает, что Россия может занимать пассивную позицию и наблюдать за деятельностью АС. Наоборот, исходя из того, что все решения в АС принимаются на основе консенсуса, России необходимо принимать активное участие во всех проектах и на всех направлениях работы АС, а также продолжить выходить с собственными инициативами.

В связи с двадцатилетием Арктического совета в сентябре 2016 года по инициативе российской стороны было принято специальное заявление министров иностранных дел арктических государств, в котором подтверждено намерение содействовать дальнейшему развитию международного сотрудничества в Арктике.

Заключение

За более чем двадцать лет своего существования Арктический совет стал основной международной площадкой для практического многостороннего сотрудничества в Арктике. Это сотрудничество охватывает широкий круг вопросов устойчивого развития Арктики – от экономики и экологии до обеспечения социальных нужд проживающих там людей.

Отсутствие статуса международной организации сегодня не позволяет Арктическому совету принимать обязательные решения. Придание АС такого статуса могло бы вывести АС на качественно-новый международный уровень, однако к практической реализации данного вопроса в настоящее время готовы не все арктические государства. В то же время увеличение количества реализуемых проектов, их масштаб, объективно требуют укрепления АС, его организационной структуры, системы финансирования, и такая работа в настоящее время ведётся. Основные направления этой работы – развитие институциональной структуры, расширение объёма и глубины реализуемых проектов, поступательное придание решениям АС обязательной силы.

В 2011 г. арктические государства обозначили свой подход в отношении участия нерегиональных государств, который заключается в том, что все субстантивные решения, касающиеся Арктики, будут приниматься самими арктическими государствами, а нерегиональные государства могут рассчитывать на статус наблюдателей и кандидатов в наблюдатели, уважая и соблюдая суверенитет, суверенные права и юрисдикцию арктических государств в Арктике.

Но Россия добилась максимального ограничения их прав

Все больше стран стремятся попасть в Арктический совет, чтобы участвовать в дискуссиях по разработке месторождений в регионе Северного полюса. Организации по защите окружающей среды клеймят позором нефтяную промышленность и требуют введения заповедных зон. Однако добиться отклика не так легко.

Штаб-квартира Арктического совета — в Тромсе

Это была скромная церемония, не вызвавшая большого интереса на международном уровне. Но, по словам главы норвежского МИД Эспена Барта Эйде (Espen Barth Eide), это был «очень важный день в истории Арктики». В середине января члены Арктического совета приняли решение о базировании постоянного секретариата Арктического совета в городе Тромсе, столице норвежского Заполярья. Речь идет о создании постоянного бюро с офисами, штатными сотрудниками и управляющим директором.

Новое «место жительства» организации свидетельствует о растущей роли Арктического совета. Еще одним тому доказательством является тот факт, что ряд стран и организаций ходатайствуют о получении статуса наблюдателя в Совете. Среди них Китай, Евросоюз, Индия, Сингапур, Япония, Италия, организация «Гринпис». Все они хотят оказаться за одним столом, когда будет приниматься решение о будущем региона, который из-за климатических изменений приковал к себе внимание во всем мире.

Изменения климата подгоняют с решениями

Таяние льдов открывает новые пути для торгового судоходства и туризма. Кроме того, появляются лучшие условия для добычи сырья. Согласно оценкам, на севере находится пятая часть всемирных запасов нефти и газа. Обладатели статуса наблюдателя, хотя и не имеют права голоса, могут вносить свои идеи на обсуждение, что не может остаться без внимания.

На заседании Арктического совета в городке Кируна на севере Швеции министры входящих в Совет государств рассмотрели заявки 14 стран на получение статуса наблюдателя. Заседания, которые проводятся раз в два года в председательствующей стране, приобретают все большее значение. Страны отправляют на встречи высокопоставленных дипломатов. Министр иностранных дел США Джон Керри (John Kerry) и его российский коллега Сергей Лавров также на пару часов прилетели в Лапландию.

В состав постоянных участников Совета входят восемь приарктических стран — Россия, Канада, Норвегия, США, Дания, Швеция, Финляндия и Исландия. Статус постоянных участников имеют и шесть организаций, представляющих интересы коренных народов Арктики.

Германия, Великобритания и некоторые другие страны без особых проблем получили статус наблюдателя сразу после образования Совета в 1996 году. Теперь же решения принимаются более осторожно. Китай подал заявку в 2006, ЕС — в 2008 году. Вопрос принципиальный: приарктические страны предпочли бы остаться наедине друг с другом, в конце концов, большая часть региона находится в их владении. Почему они должны принимать кого-то еще, кто территориально расположен далеко от этого региона?

Сырьевой голод
Кандидаты хотя и не смогут получить каких-либо прав в Арктике, но их интерес очевиден. Испытывающий сырьевой голод Китай жаждет получить доступ к редким ресурсам, находящимся под тающими льдами. Страна также сэкономит миллиардные суммы, если будет отправлять суда в Европу не через Суэцкий канал, а через Северный морской путь, сокращая тем самым расстояние на 6000 км.

В 2010 году четыре корабля прошли этим путем, в прошлом году уже 46 судов, среди которых был и первый китайский корабль — ледокол «Снежный дракон». Похожие расчеты делает и Сингапур, чья роль крупнейшего азиатского порта оказывается под угрозой. ЕС является важным игроком в арктическом рыболовстве и активно принимает участие в исследовании полярного региона. К тому же он несет ответственность за 40% всех вредных выбросов в Арктике.

Члены Совета расходятся во мнении, какое решение принять. Канада с удовольствием приняла бы Китай, но выступает против принятия ЕС из-за его запрета на импорт мяса и меха тюленей. Норвегия негодует из-за того, что Китай ущемляет в правах своих лауреатов Нобелевской премии. Инуиты, саамы или атабаски, больше всех страдающие от изменения климата в регионе, опасаются, что при большем количестве стран-участников в Совете их требования останутся в стороне. Россия, в целом, не хочет видеть новых игроков в Совете. Но кандидатов нельзя игнорировать. Возможно, их следует все же принять, говорит министр иностранных дел Норвегии. «Будет меньше опасность, что они создадут свой собственный клуб», — отметил он.

Пока в Арктике отсутствует коммерческая добыча нефти. Но многие страны получили разрешение на разведывательные работы. В России государственные концерны Газпром и Роснефть готовятся к первому пробному бурению. Компании BP и Exxon Oil проводят первые сейсмические тесты.

Но все же. Климат меняется, а темнота и холод остаются. Условия по-прежнему тяжелые. Стоит ли развивать добычу в Арктике, зависит во многом от цен на сырье. Так, Газпром на протяжении многих лет медлит с разработкой Штокманского месторождения на шельфе Баренцева моря, одного из крупнейших газовых месторождений в мире.

Арктический совет важен не только как форум, в котором страны-участницы отстаивают свои интересы, но и как место, где эксперты делятся знаниями. В Кируне будут представлены многочисленные доклады на различные темы — о многообразии видов, последствиях изменения климата, окислении морей. Основываясь на этих докладах, правительства могут делать выводы. Кроме того, на заседаниях закрепляются договоренности. Первым таким документом стало соглашение о проведении поисково-спасательных операций, принятое в 2011 году. Оно ориентировано на работников нефтяной отрасли и тысячи туристов, которые в поисках приключений отправляются на кораблях в пролив между Гренландией и Шпицбергеном.

Министры обсудили договор о готовности к реагированию на нефтяное загрязнение арктических морей. Страны должны достичь соглашения об информировании друг друга в аварийных ситуациях и, в случае необходимости, оказывать помощь друг другу. «Гринпис», получив проект этого документа, был шокирован. «Расплывчатые формулировки» договора оказались бы в случае крупной катастрофы недостаточными для принятия мер, утверждают защитники окружающей среды. Не указываются ни необходимое оборудование, ни методы для устранения утечек в буровых скважинах, ни действия при разливе нефти.

Стороны лишь призывают друг друга к созданию на государственном уровне эффективной системы по реагированию на аварии. Но это лишь пожелания. Пробелы в договоре представители «Гринпис» объясняют тем, что нефтяная промышленность задействована в разработке месторождений.

Организация, запустившая два года назад кампанию «Спасите Арктику!», действует более решительно, чем Всемирный фонд дикой природы, являющийся членом Арктического Совета и придерживающийся стратегии постепенного развития в регионе. «Гринпис» же настаивает на введении заповедных зон в Арктике, в которых будет запрещена разработка каких-либо месторождений, наподобие того, как было сделано в Антарктике.

Министры иностранных дел стран-членов Арктического совета приняли историческое решение наделить статусом наблюдателей шесть новых государств - Китай, Индию, Японию, Южную Корею, Сингапур и Италию. Таким образом, теперь их всего 12.

Из членов совета Россия была изначально против, но после многочасовых споров сложился консенсус и Москва решила его не разрушать.

Аналогичные запросы организаций, наиболее известной из которых является «Гринпис», были отклонены. Вопрос о статусе Евросоюза, вызвавший серьезные нарекания со стороны ряда стран, включая РФ, было решено рассмотреть позже. Дополнительные заявки других государств, желающих приобщиться к арктическому клубу, будут рассмотрены не раньше чем через два года, когда состоится следующая такая встреча.

Неожиданное единодушие членов Арктического совета по столь чувствительному вопросу о расширении числа наблюдателей объясняется вторым важным решением, принятым накануне. Глава МИД РФ Сергей Лавров и его коллеги сделали все, чтобы максимально оградить Арктику от притязаний амбициозных новичков. Для этого они одобрили «Руководство для наблюдателей», инициатором которого, по сведениям газеты, стала Россия. По сути, этот документ дозволяет наблюдателям только сидеть и слушать.

Если бы Россия убедила совет отказать странам-претенденткам на статус наблюдателя, как хотела сначала, то могла бы в конце концов проиграть по-крупному. Недовольные оппоненты грозили создать организацию, альтернативную Арктическому совету, чтобы превратить регион в «общечеловеческое достояние» наподобие Антарктиды. Такой результат, достигнутый через Генассамблею ООН, был бы крайне невыгоден Москве.

Так что в итоге она пошла по пути наименьшего сопротивления и получила гораздо более устраивающий итог: формально страны, подавшие заявки, не обижены, но их наблюдательские права сводятся к минимуму.

Источники: www.inosmi.ru, www.newsru.com

(АС) — межправительственный "форум высокого уровня" для развития сотрудничества арктических государств, координации их действий в интересах обеспечения устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций и языков коренных народов Севера.

Арктический совет был учрежден 19 сентября 1996 года в Оттаве (Канада) восемью арктическими государствами: Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, Россией, США, Финляндией и Швецией.

В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности АС статус "постоянного участника" (участие в обсуждении всех вопросов, но без права голоса) был предоставлен шести организациям коренных народов: Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов.

Согласно учредительной Декларации статус наблюдателя в АС могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также неправительственные организации. В настоящее время наблюдателями являются 12 государств — Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, Италия, Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Сингапур, и 20 международных и неправительственных организаций.

Высшим органом АС является министерская встреча (как правило, на уровне министров иностранных дел), которая проводится раз в два года. Председательство в совете двухгодичное на основе ротации. Россия была председателем АС в 2004-2006 годах. На министерской встрече, состоявшейся 24 апреля 2015 года в городе Икалуите (Канада), пост председателя перешел от Канады к США.

В 2017 году председательство перейдет к Финляндии.

Текущими вопросами деятельности Совета и подготовкой министерских встреч занимаются старшие должностные лица АС (официальные представители государств-членов АС), которые проводят заседания не реже двух раз в год.

Арктика - регион, в котором защита окружающей среды, включая здоровье арктических экосистем, сохранение биологического разнообразия, охрана и неистощительное использование природных ресурсов являются критически важными. Коренные народы и остальные жители северных и арктических регионов имеют особое отношение к своим общинам и окружающей среде. Традиционные знания коренных народов и наука вносят большой вклад в понимание условий циркумполярной Арктики и могут служит руководством для правительств и общин в достижении устойчивого развития в Арктике, включая экономическое и социальное развитие, улучшение состояния здоровья и культурное благосостояние.

Арктика имеет много уникальных и специальных особенностей. Многие из ее суровых и красивых пейзажей в море и на суше сохранились нетронутыми. Ее флора и фауна самобытны и хорошо приспособлены к холоду и засухе, которые характеризуют многие из этих регионов в течение большей части года. Многие местные общины коренного населения сохранили свою связь с землей и водой - связь между людьми и окружающей средой, которая становится все более и более редкой в других частях мира.

Арктика тесно связана с остальными частями мира. Океанская вода циркулирует к арктическим морям и от них. Воздушные массы перемещаются на север и юг. Нет фактически никакого места на земле, которая не была бы связана с Арктикой маршрутами мигрирующих видов диких животных. В то время как Арктика является на нашей планете особым регионом, ее сохранение и будущее увязаны с тем, что происходит в других частях мира.

Арктический совет был создан в 1996 году Оттавской декларацией, которая расширила сотрудничество, начатое на основе Стратегии защиты окружающей среды Арктики. В рамки сотрудничества был включен более широкий круг вопросов, относящихся к реализации политики устойчивого развития. Программа устойчивого развития Арктического совета была формально учреждена на министерской сессии, которая проходила в 1998 году в поселке Икалуите на Северо-Западных территориях (Канада). Одновременно была создала соответствующая рабочая группа.

В то же время министрами было принято Техническое Задание Программы устойчивого развития, согласно которому цель Программы состоит в том, чтобы предлагать и принимать шаги, которые будут предприниматься арктическими государствами в целях содействия устойчивому развитию в Арктике, включая защиту и улучшение окружающей среды, экономику, культуру и здоровье коренного и другого населения Арктики, улучшение экологических, экономических и социальных условий арктических общин в целом.

Исходя из итогов конференции ООН по защите окружающей среды и развитию, которая проходила в 1992 году в Рио-де-Жанейро, Программа устойчивого развития Арктического совета является важной частью международных усилий, которые основываются на действиях правительств, неправительственных и международных организаций. Программа устойчивого развития Арктического совета имеет цель браться за задачи, обусловленные специальными обстоятельствами Арктики, в этом контексте.

Параметры Программы устойчивого развития Арктического совета

В соответствии с Заданием Программы и декларацией министерской сессии в Икалуите, Арктический совет продвигает и принимает проекты устойчивого развития, совместные действия и приоритеты, учитывая при этом следующее:

  • Устойчивое развитие должно удовлетворить потребностям настоящего без того, чтобы ставить под угрозу возможности поколений будущего. Экономическое, социальное и культурное развитие, наряду с и защитой окружающей среды являются взаимозависимыми и укрепляющими друг друга аспектами устойчивого развития и входят в круг вопросов, находящихся в фокусе внимания Арктического совета в этом плане.
  • Наращивание потенциала точно так же необходимый элемент для достижения устойчивого развития и должен быть учтен в проектах Арктического совета, разрабатываемых в рамках Программы. Программа устойчивого развития, поэтому, стремится к наращиванию потенциал на всех уровнях общества.
  • Программа устойчивого развития Арктического совета должна оставить будущие поколения Севера с расширенными возможностями и продвигать экономическую деятельность, которая создает богатство и человеческий капитал, при одновременном сохранении природного капитала Арктики.
  • Программа устойчивого развития должна продвигать идеи учета экологических аспектов во всех экономических действиях, которые могут иметь существенное воздействие на экологию и здоровье людей в арктических государствах.
  • Работа, проводимая Арктическим советом в целях устойчивого развития, должна основываться на достоверных научных исследованиях, традиционных знаниях коренного и местного населения, а также благоразумном сохранении ресурсов и управлении ими. Она должна извлечь пользу от инновативных процессов и процессов обучения, применяемых в северных общинах, и укреплять эти процессы.
  • Программа устойчивого развития требует координации и синергии работ, выполняемых по линии рабочих групп Арктического совета и других форм взаимодействия. Она должна реализоваться через восприимчивый к отзывам общественный процесс, который может включать выдвижение местных, региональных и международных инициатив.
  • Арктический совет дает высокий приоритет тем проектам и действиям, которые подчеркивают местное лидерство и выполнение, чтобы гарантировать максимум пользы общинам и регионам в длительной перспективе.

Области, вызывающую особую тревогу в контексте устойчивого развития

Арктический совет придает особое значение ряду областей, связанных с социальным, экономическим и культурным измерениями устойчивого развития. Они в настоящее время включают:

  • Здоровье и благосостояние людей, живущих в Арктике. Предотвращение и контроль заболеваний и травм, а также долгосрочный мониторинг воздействия загрязнения и изменения климата являются критически важными для здоровья людей и для устойчивого развития.
  • Устойчивая экономическая активность и повышение благосостояния общин. Чтобы быть жизнеспособными, арктические общины должны иметь соответствующую экономическую основу для обеспечения их выживания.
  • Образовательное и культурное наследие. Они - фундаментальная предпосылка для устойчивого развития и наращивания потенциала.
  • Дети и молодежь. Их благосостояние и потенциал существенны для будущего арктических общин, они должны быть защищены и лелеяны.
  • Управление природными ресурсами, включая живые ресурсы. Это должно быть основано на достоверных научных исследованиях и традиционных знаниях для поддержки и развития местных общин в Арктике.
  • Развитие инфраструктуры. Это увеличивает экономический рост и улучшить качества жизни людей, живущих в Арктике.

В рамках каждой из этих областей, охваченных Программой устойчивого развития, Арктический совет сильно привержен поощрять, принимать и поддержать проекты, которые представляют общий интерес и которые могут принести значащую и ощутимую пользу жителям Арктики. Совет будет периодически проверять прогресс реализации Программы и проектов, чтобы выдвигать на первый план новые области и направления.

Вызовы перед Арктикой существенны. Арктический совет признает общие тревоги и вызовы и стремиться к решению вытекающих из них задач, в особенности тех, связанных с постоянной защитой арктической окружающей среды и обеспечением устойчивого развития как средства улучшения экономического, социального и культурного благосостояния на Севере.

Дальнейшая информация о Программе устойчивого развития Арктического совета может быть получена на сайте