Красота

Внуки сергея бондарчука и ирины скобцевой. Биография ирины скобцевой. Начало творческой карьеры

Это была почти мистическая история. Летом студентка Школы-студии МХАТ Ирина Скобцева отдыхала в Доме творчества художников. Живописец Василий Ефанов, вдохновлённый красотой девушки, написал её портрет. Вскоре у Ефанова состоялась выставка в Академии художеств, и среди прочих своих картин он выставил портрет Ирины Скобцевой. Она вошла в зал и увидела, что перед её портретом стоит Сергей Фёдорович Бондарчук, народный артист СССР.

Он начинал играть в Ейском драмтеатре. Тогда же в первый раз женился, у него родился сын. В сорок первом Бондарчук ушёл добровольцем на фронт. После Победы окончил актёрский факультет ВГИКа в мастерской Герасимова.

Первая же работа Бондарчука в кино — роль Валько в фильме «Молодая гвардия» — принесла ему всесоюзную известность. В этой картине снялась Инна Макарова , ставшая его второй женой. В 1950 году на свет появилась дочь, будущая актриса и режиссёр Наталья Бондарчук.

В 1955 году режиссёр Сергей Юткевич без кинопроб решил поручить Бондарчуку роль венецианского мавра в новой экранизации трагедии Шекспира «Отелло». На роль Дездемоны была утверждена Ирина Скобцева. После встречи в картинной галерее они виделись мельком на киностудии имени Горького.

На «Отелло» актёры впервые работали вместе. «И вот в кадре он взял меня за руку, и так — рука об руку — мы прожили вместе сорок лет, до последнего его земного вздоха», — вспоминала Скобцева. А Сергей Фёдорович шутил: «Сперва задушил, а потом женился».

Они быстро поняли, что не могут существовать друг без друга. Но прежде чем объединились в семью, им пришлось пройти через многочисленные преграды и внушения аж на правительственном уровне. Бондарчука и Скобцеву вызывали в ЦК КПСС, не выпускали вдвоём на зарубежные премьеры. А успех у «Отелло» был огромный, актёров приглашали с картиной по всему миру.

К новой жене он уходил тяжело: переживал, метался. В прежней семье была маленькая дочь Наташа. Окончательно всё решила Инна Макарова: уходишь — уходи!

«Однажды, это был 1958 год, мы должны были улетать в Англию, а накануне вечером мне сообщили, что я не еду, — рассказывает Скобцева. — И Сергей Фёдорович прямо с аэродрома приехал ко мне, заявил, что больше никуда без меня не поедет. Но, перед тем как мы расписались, он поставил мне два незыблемых условия: никогда не расставаться и время от времени давать ему возможность помолчать, хотя бы три дня…»

Бондарчук переселился в двухкомнатную квартиру жены, где были бабушка, мама и папа. Приняли его очень радушно. Глава семьи был научным работником Главного управления метеослужбы, а Юлия Николаевна, мама Ирины, всю жизнь работала в архивах. Молодожёнам отдали одну комнату.

После встречи с Бондарчуком вся жизнь Ирины Скобцевой была подчинена семье и совместной работе, других интересов у неё не было.
Она от многого отказывалась, в том числе от карьеры актрисы. Начало ведь у неё действительно было блестящим — заметные роли в фильмах «Отелло», «Неповторимая весна», «Поединок», «Обыкновенный человек»… Но по-другому поступить не могла, да и не хотела.

Они ждали, когда им построят кооперативную квартиру, но так получилось, что им дали квартиру на Тверской. Свой кооперативный взнос Бондарчук отдал детскому садику. Двухкомнатную квартиру сдали государству и все вместе переехали жить в новую квартиру.

Счастье прирастало детьми. Обстоятельства складывались так, что дети рождались без отца. Когда родилась Алёнка, Сергей Фёдорович был на молодёжном фестивале в Хельсинки, где режиссёр был почётным гостем. Телеграмму с сообщением о рождении дочери ему принесла девочка. Он спросил: «Как тебя звать?» — «Алёнушка». — «Вот и у меня будет Алёнушка».

Федя тоже родился в тот момент, когда Бондарчук был вдали от дома. Сначала его называли Тарасик, затем князь Андрей: няньки, когда его приносили, говорили: «Вот князь Андрей». Но буквально через три месяца после его рождения умер отец Бондарчука, Фёдор Петрович, и сына назвали в честь деда.
Перед съёмками «Войны и мира» Сергей Фёдорович сказал жене: «Я буду снимать картину, а всё остальное — твоя забота…»

Работа над грандиозной эпопеей заняла десять лет. Ирина Скобцева сыграла Элен, хотя ей очень не хотелось играть эту роль: «Во-первых, она мне была неприятна, а во-вторых, знаете, как всегда потом начинают говорить: „Конечно, он её снимает. Она ведь жена режиссёра“. Но Сергей Фёдорович меня уговорил: „Ну пожалуйста, сыграй. Ты мне очень нужна в этом фильме“».

Дом Бондарчуков превратился в филиал съёмочной площадки. Может быть, в личном плане они многое тогда упустили: никаких «светских» вечеров, четыре года съёмок, постоянные экспедиции, а там — неустроенность, иногда и есть-то приходилось на подножке грузовика, но они были счастливы. Кстати, с Ириной Константиновной Бондарчук строже всех делал пробы. Она же никогда не позволяла себе вести как жена режиссёра, была всегда тактичная и организованная.

Сергей Фёдорович был по натуре очень страстным человеком. Скажем, увлёкся работой над фильмом и ни о чём вообще больше не думал. Он мог забыть про день рождения жены, она же никогда не обижалась, понимая, что у Сергея Фёдоровича голова постоянно занята другим… Однажды Бондарчук привёз ей огромный флакон духов на пол-литра. Эти духи потом у Ирины Константиновны держались десять — пятнадцать лет.

Всё, что связано было с творчеством, с фантазией, — на это Сергей Фёдорович был мастер… Когда не было подарка — он за пару дней из куска берёзы вырезал бюст Толстого. У Бондарчука на даче был сарай, в котором он мастерил всякие интересные вещи из дерева. Из зарубежных поездок режиссёр привозил столярные инструменты.

Как депутат Верховного Совета СССР, Сергей Фёдорович получал огромное количество писем и считал своим долгом ответить на каждое. Ходоки ехали к нему со всего Союза — в основном на студию. Домой их старались не пускать — на страже стояли Ирина Константиновна и её мама. Однако просители всё равно проникали. Их всех приходилось кормить, поить. Скобцева однажды бросила в сердцах, что Ленинская премия за «Судьбу человека» целиком ушла на то, чтобы отметить её получение.

Да, у Бондарчуков всегда был хлебосольный дом. У них дневали и ночевали друзья, коллеги, просто знакомые, которые хотели сделать карьеру с помощью Сергея Фёдоровича, и множество странных личностей — изобретателей, врачевателей. Кроме того, за Бондарчуком всё время ходили какие-то люди с блокнотами и записывали каждое его слово. Дети между собой называли их «бытописателями».

К своим детям Сергей Фёдорович всегда относился как ко взрослым. И если читал им стихи, то даже для малышей делал это будто со сцены… Алёнке было года три, она знала уже очень много стихов наизусть и даже рассказывала сказки, в точности по интонации и манерам повторяя отца. Однажды Бондарчук прочёл ей пушкинского «Пророка». Она развела ручонки в стороны: «Ну, папа, это уж не для детей!»

Алёна окончила школу-студию МХАТа. Играла в Пушкинском театре, в «Моссовете». Со спектаклем «Дорогая Елена Сергеевна» ездила на гастроли в Америку. Потом она стала одной из ведущих актрис МХАТа имени Горького. Федя окончил режиссёрский факультет ВГИКа, снимает клипы. Их жизненный выбор нетрудно объяснить. Они ведь постоянно были рядом и варились в том же кинематографическом котле, что и родители.

Жизнь не раз и не два испытывала их брак на прочность. После пятого съезда Союза кинематографистов, на котором Бондарчука не просто вывели из секретариата правления, но и постарались максимально, насколько способны завистники и недоброжелатели, облить грязью, он долгое время оставался не у дел. В это трудное время его поддержала семья.

«Бывали у нас отливы, бывали приливы, был и девятый вал — это и есть жизнь, — говорил Бондарчук в 1992 году, давая интервью газете „Семья“. — А жить как в раю и слушать пение ангелов — это скучно и даже тоскливо.

Жизнь, она в тревогах и в заботах, на взлётах и падениях. Жена для меня друг, ближайший помощник, человек, который разделяет все мои горести, неудачи, успехи, поражения, победы… Мы уже 18 лет вместе преподаём во ВГИКе, она доцент, я профессор. И я надеюсь, что мы будем всегда помогать друг другу и в творчестве, и в жизни».

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева с детьми, Алёной и Фёдором

Сергей Фёдорович давно вынашивал планы новой постановки «Тихого Дона». Но поддержки и средств на этот проект в России он не нашёл. Зато свои услуги предложили итальянцы.

В январе 1990 года в Риме он подписал с продюсером соглашение о производстве десятисерийной теле- и пятичасовой киноверсии романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Съёмки прошли на удивление быстро, всего за одиннадцать месяцев. В картине снималось более 1000 актёров. Ирина Скобцева сыграла Ильиничну, Алёна Бондарчук — Наталью.

Итальянский продюсер обанкротился и исчез вместе с фильмом. Бондарчук так и не увидел конечного результата. Последние месяцы его жизни были замешены на крови (открылись три кровоточащие язвы), кофе и сигаретах.

Работа, которая была для него единственным стимулом и смыслом жизни, не двигалась с мёртвой точки. Только в живописи он находил для себя маленькую отдушину. Рисовал всё, что попадалось на глаза: свои призы, курительные трубки, книжки, цветы… Врачи не сразу поставили ему диагноз. Оказалось, поражено лёгкое и уже ничего нельзя поделать.

Уходил он тихо. Перед смертью за два часа причастился и исповедовался. Сергей Фёдорович Бондарчук умер 20 октября 1994 года в Москве.

«Долгое время после смерти отца мама не могла прийти в себя, — рассказывает Фёдор Бондарчук. — Добивалась установки мемориальной доски на доме, разбиралась с архивом, оставшимся после папы…

Ирина Скобцева с дочерью Алёной и внуком Константином

Однажды я ей посоветовал: „Слушай, мам, записывай всё, что только вспомнишь… Не делай из воспоминаний философский труд или учебник по режиссуре. Вспомни, что было у вас интересного, и запиши“».

Алёна буквально вытащила мать к жизни. Помогла отремонтировать дачу. Ирина Константиновна начала сниматься в кино. «У меня было всё: счастье, любовь, семья… — говорит она. — А теперь темнота. Мне часто говорит моя дочь Алёна: „Мама, у тебя нет друзей“. А моя жизнь тогда и теперь принадлежит Бондарчуку, служению ему».

Последние годы Алена Бондарчук много снималась, словно пытаясь наверстать упущенное. Последние месяцы своей жизни актриса тяжело болела. Пытаясь излечиться от рака, она проходила лечение в одной из израильских клиник. Осенью 2009 года Алена Сергеевна вернулась в Москву.

Надежды на выздоровление уже фактически не оставалось, но актриса относилась к этому с абсолютным мужеством, пытаясь поддерживать близких: мать — Ирину Скобцеву, младшего брата — Федора Бондарчука, сына — Константина Крюкова. 7 ноября 2009 года Алена Бондарчук скончалась. Ее похоронили 10 ноября на Новодевичьем кладбище рядом с могилой отца.

Как Ирина Константиновна перенесла смерть двух близких людей — мужа и дочери Алены — одному Богу известно. Но она и сегодня идет по жизни с прямой спиной, гордо подняв голову, — так, чтобы никто и не смел жалеть! Ее сегодняшняя отрада — сын Федор.

А еще она души не чает во внуках и правнучке Юленьке. С внуком Константином Крюковым у нее особенная дружба. Он часто заскакивает на Тверскую проведать ее, приносит книжные новинки, чтобы она была в мейнстриме, они, как друзья, болтают обо всем на свете.

Но всё-таки главным в ее жизни остается память о муже. Ирина Константиновна бережно хранит и часто перебирает его рисунки, сценарии, записи. И очень хочет довести до конца все начатые супругом дела.

Будущий великий режиссер родился в крестьянской семье в селе Белозерка (ныне территория Украины), но еще совсем маленьким его родители перевезли Сергея сначала в Таганрог, а потом в Ейск. Там и начиналась карьера Бондарчука как артиста: еще учась в средней школе Сергей Федорович пробовал себя сначала на сцене Таганрогского драматического театра, а потом — Ейского.

Поступать Сергей поехал в театральное училище Ростова-на-Дону, где его ждало не только первое в жизни актерское образование, но и настоящая, искренняя любовь.

Ее звали Женя. Дочь знаменитого в этом городе прокурора отличалась живым нравом и стихийным характером, и Бондарчук влюбился. Ему было всего 19, едва ли он понимал куда может завести пылкая юношеская влюбленность! И тут случилось страшное: в чудесное время студенчества и первой любви вмешалась война. Разумеется, уже совсем взрослый мужчина не мог оставаться в стороне.

Война разлучила его не только с Женей, но и с сыном, которым была беременна первая возлюбленная Бондарчука. Они не успели расписаться, и никто из них не предполагал, что войну Сергей Федорович закончит совсем другим человеком, и в Ростов уже не вернется.

Официальная жена

Фото: Кассин Евгений/ТАСС

В 1946 году Бондарчук заканчивает военную карьеру и приезжает в Москву. Всегда мечтавший о театральной карьере, уже попробовавший себя на подмостках молодой человек, быстро поступил во ВГИК, где считался настоящим героем: молодого мужчину ведь коснулась война.

Однокурсники вспоминают, что он был самым серьезным, самым организованным на курсе. Кроме того, мужчина горел своим делом, и, как мог, помогал освоить драматическое мастерство другим.

К своей однокурснице Инне Макаровой он начал присматриваться еще на институтских занятиях, а когда они оба были приглашены на съемки в «Молодую гвардию», и вовсе по‑настоящему влюбился. Бегал на свидания к интеллигентной красавице из глубинки, и не смел предлагать ей всякие пошлости. Она вспоминает скорее забавные истории их первых встреч: как доставал из кармана карандаш и подрисовывал ей сбритые для роли брови.

В 1947 году актеры поженились, а через три года на свет появилась их дочь Наташа. К тому времени оба уже стали знаменитыми, получили заслуженные премии, а также маленькую отдельную квартирку.

Слава Бондарчука не давала покоя его первой возлюбленной. Узнав, что Сергей удачно обосновался в столице, она начала активные действия, чтобы вернуть уже известного режиссера в первую его семью.

Алешка


Фото: ТАСС

Чтобы напомнить о себе, а также показать, что намерения Жени не шуточные, она подала в суд на Бондарчука, пытаясь доказать, что его брак с Макаровой не может считаться действительным — якобы он был женат на ней, просто документы об этом потерялись. Поскольку первая любовь Сергея Федоровича была дочерью прокурора, суд встал на ее сторону. Пришлось ехать в Ростов-на-Дону, уговаривать Евгению аннулировать заявление. Паре удалось это сделать, но первая жена на этом не успокоилась.

Как рассказывает Инна Макарова, однажды она пришла домой и увидела, что Сергей не один — с ним рядом сидел еще совсем маленький мальчик. Оказалось, что это сын от первого брака. Бондарчук — чернее тучи, боится, что Макарова выгонит его из дома, но она обрадовалась! Подумала, что будет воспитывать мальчишку, заживут полной семьей.

Два брака одной Инны


Фото: Белинский Юрий / ТАСС

Когда Алешка, так звали парня, уже привык к новому окружению, явилась Евгения во главе специальной комиссии, в присутствии которой стала требовать, чтобы Бондарчук признал сына и стал выплачивать на него алименты. Тот и не возражал.

Поехали в родной город Жени. Сергей Федорович развелся с Инной Владимировной, женился на Евгении — только так можно было записать сына на свою фамилию, и собрался разводиться, чтобы снова жениться на Инне. Но та развода долго не давала, злилась и надеялась, что официальная бумага вернет мужчину в семью. Но Сергей продолжал жить привычной жизнью с Инной, так что после месяцев бесполезных стычек, Евгения все же дала согласие на расторжение брака. Бондарчук снова женился на Инне.

С сыном общался мало, раз что однажды он приехал в Москву, надеясь спросить у отца совета — куда поступать? Приехал в дом Инны Владимировны, хоть и знал, что отец теперь женат во второй раз, и живет в другой семье. Но новая жена звоночков из прошлой жизни супруга не благословляла, и Леша не решился отправиться к ней. Остановился у Макаровой и побрел к отцу на съемочную площадку. Тот чуть не выгнал его, подумав, что это — журналист. Но все закончилось благополучно, и, поступив на иняз, Алексей часто будет забегать к отцу на пару слов.

Выбор

Фото: ТАСС

Он еще был верным семьянином, когда на одной из выставок увидел портрет красивой и тонкой Ирины Скобцевой. Она потом вспомнит этот эпизод: как застала Сергея Федоровича за рассматриванием портрета. Однако романтические чувства вспыхнули только на съемочной площадке, когда их обоих утвердили на главные роли в нашумевшем «Отелло».

О романе женатого Бондарчука и очаровательной Скобцевой знали все. Молодым людям не раз делали внушения даже на самом высоком правительственном уровне, не выпускали вместе за границу (фильм стал знаменитым и взял несколько международных наград), но их так тянуло друг к другу, что ничего поделать они не могли.

Точку в супружеских отношениях поставила Инна Владимировна. Она оказалась в ловушке чужих чувств и постоянных преследований компетентных органов, которым тоже было много дела до их брака. Постоянные звонки, анонимные записки, ежедневные разговоры сводили талантливую актрису с ума, не давали развиваться и работать. И однажды она собрала волю в кулак и предложила Сергею развестись.

Он ушел от жены с одним чемоданом, отправился в дом родителей Скобцевой и попросил ее никогда не расставаться, а также… дать ему помолчать три дня. Позже Ирина признается, что не помнит, чтобы он делал ей предложение, но в 1959 году они все же заключили законный брак.

Элен

Скобцева была главной красавицей, настоящей королевой в жизни Бондарчука. Поэтому, задумав снимать «Войну и мир», именно супругу он утвердил на роль признанной красотки Элен. Правда перед съемками предупредил: «Ирина, я снимаю картину, а все остальное — твоя забота». Он будто знал, о чем говорит: именно в период съемок эпопеи в семье случилось два счастливых прибавления: сначала родилась дочь Алена, а потом сын Федор.

Интересные истории были связаны с именами детей. Во время рождения дочери Сергей Федорович был на фестивале в Хельсинки. С отправленной супругой телеграммой к нему подошла девочка. Обрадованный режиссер спросил милую вестницу: «Как тебя зовут?». «Аленушка» — был ответ. Бондарчук тут же оформил открытку жене, в которой велел назвать дочь Аленой. В это время Ирина, лежавшая в палате с 12-ю роженицами, вдруг поняла, что каждая вторая называет дочь Аленой и думала, что ни за что так не назовет. Каково же было ее удивление, когда она получила телеграмму от мужа!

Сергей Федорович Бондарчук – мастер эпического и историко-батального кино, выдающийся артист и кинорежиссер, обладатель множества призов Международных кинофестивалей, лауреат «Оскара» и целого ряда наград СССР, включая ордена Ленина, Дружбы народов, Октябрьской Революции. Основатель семейной кинематографической династии: сын Федора, дочери Алена и Наталья, внуки Константин Крюков и тезка режиссера Сергей Бондарчук-младший.

Его прославили киноэпопеи «Война и мир», «Ватерлоо» с непревзойденной постановкой батальных сюжетов и мастерски раскрытыми психологическими портретами исторических личностей, ленты «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Борис Годунов».

Он принадлежал к узкому кругу тех представителей отечественной интеллигенции, кому был дозволен временный выезд за пределы страны для съемок. В частности, он играл в ленте итальянского режиссера Р. Росселини «В Риме была ночь» и в картине югославца В. Булайича «Битва на Неретве».

Детство и юность

Легенда советского кинематографа родилась 25 сентября 1920 года в селе Белозерка, расположенном в 12 километрах от украинского города Херсон, в семье передового коммуниста-«двадцатипятитысячника» Федора Петровича Бондарчука, руководившего коллективным хозяйством по приказу ЦК. В том же колхозе трудилась и его супруга Татьяна Васильевна. Вскоре в семье родилась и дочка Тамара.


В 1927 году они перебрались в Таганрог – главе семейства дали место на кожевенном заводе. Там они прожили следующие 4 года. В 1932 году они снова переехали, на сей раз – в Ейск. Там Сергей окончил школу.


Стать актером Бондарчук захотел с раннего возраста – посещал школьный театральный кружок, играл в самодеятельных спектаклях. В 1937-м состоялся дебют актера на подмостках местного драмтеатра в постановке по пьесе Юрия Германа «Сын народа», повествующей о молодом враче, отправившемся на работу в глубинку.

Родные Сергея мечтали, что он станет инженером, но он твердо решил штурмовать театральные училища столицы. Родителям было сложно смириться с выбором сына, в какой-то момент Сергей рассорился и перестал общаться с отцом. И все-таки выбор юноши приняли, попросив только, чтобы он стал актером драматическим, «а не каким-нибудь комедиантом».


В 1937 году молодой человек с другом-единомышленником поехал в столицу, подал необходимые документы в приемную комиссию училища при Театре революции. Однако накануне вступительных экзаменов ребята из провинции, все эти дни ночевавшие на Курском вокзале, струхнули, забрали свои аттестаты и поехали обратно в Ейск.

По дороге домой Сергей призадумался: возвращаться несолоно хлебавши было нельзя – как смотреть отцу в глаза после такого? Стыдно было признаваться родным в малодушии. Поэтому он выскочил из поезда в Ростове-на-Дону и сразу направился в местное театральное училище. Там в настойчивом статном парне с выразительным взглядом добрых глаз, к счастью, после долгих препираний прослушали Сергея и приняли в ряды студентов.


Актриса Нонна Мордюкова , чье детство тоже прошло в Ейске, дружила с Тамарой Бондарчук, помнит и самого Сергея. Подруга показывала ей фотокарточки брата с выступлений, на которых он всегда выглядел «сногсшибательным красавцем».


Накануне войны Сергей окончил училище, некоторое время играл в Ростовском драмтеатре, затем в Театре Красной Армии города Грозного. В 1942 году был призван на фронт, в армии служил вплоть до 1946 года. Демобилизовавшись, 26-летнрий актер поступил на 3-й курс ВГИКа. Его наставниками стали сам Сергей Герасимов и Тамара Макарова.

Развитие карьеры

В 1948 году он окончил вуз и начал актерскую карьеру в столичном Театре киноактера. Первую роль он воплотил в ленте «Молодая гвардия» по знаменитому в свое время произведению Фадеева. Фильм снимал Герасимов, пригласивший на съемки почти весь свой курс. Увы, требовались актеры молодые, так что Бондарчуку сперва не досталось ничего. Но затем заболел юноша, исполнявший роль Валько-подпольщика, и срочно пришлось искать замену. Как оказалось, Сергея взяли не зря. Великий режиссер Всеволод Пудовкин так прокомментировал игру Бондарчука: «Артист! Взошел на экран, как танк».


В 1951-м молодой артист блестяще справился с ключевой ролью в ленте «Тарас Шевченко», заслужив почетное звание народного артиста СССР.


В 1955 г. он предстал в образе Отелло, ключевого героя одноименной картины, снятой Сергеем Юткевичем по Шекспиру. Лента была представлена на фестивале в Каннах и победила в номинации «Лучшая режиссура».


В 1959 году с триумфом прошла премьера ленты «Судьба человека» по Шолохову, где он выступил как исполнитель ключевой роли и – впервые – как режиссер. Дебютная киноработа принесла автору Ленинскую премию и Большой приз Московского международного кинофестиваля. Спустя десятки лет фильм о простом шофере, который попал в фашистский концлагерь, вынес все муки этого ада, бежал и вернулся на родину, чтобы узнать, что его родные мертвы, считается классикой отечественного кинематографа и одним из лучших фильмов о войне.

Сцена из фильма «Судьба человека»

Мировую известность кинорежиссеру принесла экранизация романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» с Людмилой Савельевой (Наташа), Вячеславым Тихоновым (Болконский), Олегом Табаковым (Николай Ростов). Сам Бондарчук перевоплотился в Пьера Безухова.


Обласканный зарубежными критиками фильм в 1969 году получил «Оскар» и «Золотой глобус» (как лучшая лента на иностранном языке), а также премии Московского и Венецианского кинофорумов.

Как снимали «Войну и мир» Бондарчука. Архивные кадры

В 1970 году вышел следующий грандиозный исторический проект – «Ватерлоо», получивший кинопремии BAFTA и «David di Donatello». В тот же период он стал завкафедрой актерского мастерства в своей альма-матер.


1975 год ознаменовался выходом картины «Они сражались за Родину», мастерски созданной им по произведению Шолохова, где вместе с ним были заняты звезды отечественного экрана: Василий Шукшин , Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Иннокентий Смоктуновский и другие. Эта его киноработа также не осталась без наград – заслужила специальную кинопремию фестиваля в Карловых Варах.


Следует отметить снятую мэтром в 1977 году киноленту «Степь» по его любимому произведению Антона Чехова, а также созданную после этого ленту «Красные колокола» по автобиографичным произведениям Джона Рида, где роль этого писателя и журналиста играл Франко Неро.


В 1986 году кинорежиссер представил на суд зрителей ленту «Борис Годунов», кинопостановку знаменитой трагедии Александра Пушкина. Фильм был номинирован на главную награду Венецианского кинофестиваля, но, к сожалению, уступил Золотую пальмовую ветвь «Миссии» с Робертом де Ниро .

Личная жизнь и семья Сергея Бондарчука

Легендарный кинорежиссер состоял в браке три раза. Первой супругой тогда еще студента Ростовского училища стала его одногруппница Евгения Белоусова. Она подарила ему первенца Алексея, родившегося в 1944 году. Повзрослев, он стал математиком. Сергея и Евгению развела война, а после фронта актер уже не захотел возвращаться к ней в Ростов.

Во ВГИКе у Бондарчука случился роман с одногруппницей Инной Макаровой . На съемках «Молодой гвардии» (Инна играла Любу Шевцову) они сыграли свадьбу. «Рядом с этим уже взрослым дядечкой, прошедшим через войну, я казалась себе несмышленышем», – вспоминала Инна.


В 1950 году у них родилась дочка Наталья, будущая выпускница ВГИКа, дебютировавшая в мире режиссуры в 1975 году («Пошехонская старина»). Как актриса она запомнилась зрителям в роли Хари из «Соляриса» Андрея Тарковского .


В 1976 году Наталья родила режиссеру внука Ивана Бурляева (композитор), в 1987 – внучку Марию Бурляеву (актриса, служила в столичном театре им. Маяковского).


Семейная пара Инны и Сергея просуществовала с до 1959 года. Причиной разрыва стала актриса Ирина Скобцева, которая появилась в жизни режиссера во время работы над фильмом «Отелло» (1955 год). 27-летняя девушка, первая красавица Школы-студии МХАТ, играла Дездемону.


Отметим, что Инна Макарова, напротив, утверждала, что их брак изжил за себя. «После 10-ти лет у нас что-то сломалось. Мы разошлись без криков и ненависти. Так что „брошенная жена„ – это не про меня». назвал в честь отца. Сергей Бондарчук-младший (1991 г.р.), дебютировал в в отцовском фильме «Сталинград» (2013), сыграл своего дела в сериале Валерия Тодоровского «Оттепель» и Александра Карелина в спортивной ленте «Чемпионы: быстрее, выше, сильнее». Актер Константин Крюков тоже приходится Сергею внуком – он сын Алены Бондарчук и доктора философии Валерия Крюкова.


Как отмечала Скобцева, ее муж был высокообразованным человеком и приучил детей к чтению и изучению живописи. Почти все свободное время он посвящал написанию картин. Живописью он увлекся с самого детства, когда ему подарили краски, запах которых он счел волшебным. Частыми сюжетами его полотен были религиозные мотивы, несмотря на статус главного кинематографиста атеистического государства.

Последние годы жизни и смерть 20 октября 1994 года режиссер ушел из жизни. Причина смерти – онкологическое заболевание легких. Его могила находится на Новодевичьем кладбище.


В 2007 году жители Ейска открыли памятник прославленному земляку. Расположен он рядом с кинотеатром имени Сергея Бондарчука.

Ирина Скобцева – известная советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР. Она обрела свою известность играя во многих театральных постановках и спектаклях, а также благодаря съемкам в кино.

Родилась Ирина Скобцева 22 августа, 1927 года в городе Тула в семье не имевшей никакого отношения к творческой деятельности. Отец актрисы – Константин Алексеевич Скобцев работал научным сотрудником в Главном управлении метеослужбы. А мама – Юлия Николаевна была работником архива. Будучи подростком, Ирина на себе познала все тяготы и лишения войны. Так что учебную программу старших классов она осваивала самостоятельно.

Ирина Скобцева в молодости

В то тяжелое время, Ира не могла и думать о том, чтобы стать актрисой. После окончания школы, будущая актриса поступает в МГУ на исторический факультет, выбрав специальность искусствоведа. Уже во время учебы в университете Ирина Скобцева начинает заниматься театральным искусством и пробует себя на сцене театра. Она участвует в кружках художественной самодеятельности и играет в студенческих спектаклях. Мир театра насколько ее захватил, что после окончания университета, девушка принимает решение поступить в Школу-студию имени Немировича-Данченко, которая существовала при МХАТе. Здесь Скобцева училась вплоть до 1955 года.

После окончания театрального учебного заведения Ирина начала играть в Театре-студии киноактера. С 1971 года Скобцева начала преподавательскую работу во ВГИКе, где вела курс актерского мастерства. За свою актерскую деятельность в театре и кино в 1965 году, Скобцева была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР, в 1974 ей присваивают звание Народной артистки, а в 1997 актриса была награждена орденом Дружбы.

Кинокарьера

Дебютировала Ирина Скобцева на киноэкране во время учебы на последнем курсе школы-студии МХАТ. Среди многих претенденток ее выбрал на главную женскую роль в фильме режиссер Сергей Юткевич. Ей пришлось сыграть Дездемону в фильме «Отелло», снятом по мотивам трагедии Уильяма Шекспира. Благодаря блестяще сыгранной роли, Ирина стала известной на всю страну. Даже больше, на международном Канском кинофестивале, ей присудили звание «Мисс шарм Каннского кинофестиваля».

Кадр из фильма "Отелло"

После такого ошеломляющего успеха, Ирина Скобцева снялась в больше 70 кинофильмах. Преимущественно она играла серьезные роли в кино. Отлично сыграла главную роль в биографическом фильме о жизни украинского писателя и поэта «Иван Франко». Особо следует отметить мелодраму «Сережа», комедийные фильмы «Обыкновенный человек» и «Зигзаг удачи», фантастику «Суд сумасшедших», детективную киноленту «Пятьдесят на пятьдесят», а также драмы «Единожды солгав…», «Человек в штатском», «Призраки зеленой комнаты».

Кроме главных ролей Ирина Скобцева играла и эпизодические роли. Здесь следует отметить следующие популярные кинокартины: «Я шагаю по Москве», «Война и мир», «Они сражались за Родину», «Тридцать три», «Овод», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Тихий дон» и так далее.

Начиная с 1971 года Ирина Скобцева занялась преподавательской деятельностью и передавать свое актерское мастерство начинающим актерам. Актриса начала работать преподавателем во ВГИКе, в мастерской знаменитого режиссера и актера Сергея Бондарчука. В 1979 Скобцева получает звание доцента.

Актриса в фильме "Война и мир"

Начиная с 2000-х, находящаяся уже в возрасте актриса не стала уходить на покой и продолжила работать дальше. Она продолжила сниматься в фильмах и сериалах, более известные из них – «Обитаемый остров», «Белая гвардия», «Золото», «Семейный ужин» и «Янтарные крылья».

Последняя киноработа с участием 88-летней Ирины Скобцевой является детский приключенческий фильм «Тайна темной комнаты», где актриса сыграла одну из главных ролей.

Кадр из фильма "Тихий Дон"

Личная жизнь

В годы своей учебы в Московском государственном университете, Скобцева познакомилась с Алексеем Аджубеевым, который учился на факультете журналистики. Алексей до начала своей учебы в МГУ, уже успел получить театральное образование. Между молодыми людьми завязались романтические отношения, которые закончились официальным браком в 1945 году. Пара прожила вместе четыре года, а в 1949 году Аджубеев познакомился с дочкой будущего генсекретаря СССР Никиты Хрущева – Радой Хрущевой и поэтому подал на развод.

В 1955 году Ирина Скобцева принимала участие в съемках фильма «Отелло». Во время работы над этим фильмом у Ирины возник роман с коллегой по фильму Сергеем Бондарчуком. Ситуацию осложнял тот факт, что в это время Бондарчук состоял в браке с актрисой Инной Макаровой. Через четыре года Скобцева и Бондарчук наконец-то расписались и прожили в счастливом браке 35 лет, до момента смерти известного актера и режиссера.

Фото из семейного альбома актрисы

Их браку не помешали ни, распространяемые прессой и другими недоброжелателями, слухи об их личной жизни. Также были домыслы, что Сергей Бондарчук является евреем по национальности и брак со Скобцевой и дальнейшую успешную их актерскую карьеру, называли семитским заговором.

У Ирины Скобцевой и Сергея Бондарчука родилось двое детей – дочь Алена и сын Федор. Федор Бондарчук решил пойти по стопам своих родителей и впоследствии стал актером, а немногим позже занялся кинорежиссурой. Актриса очень гордится своим сыном. В одном из своих интервью, она рассказала, что, когда еще был жив Сергей Бондарчук, в их дома часто возникала комическая ситуация: звонили режиссеры, продюсеры и другие люди и просили позвать Бондарчука, на что ей приходилось уточнять кого нужно звать – старшего или младшего.

В жизни актрисы смерть ее мужа не единственная печальная страница. Ее дочь, Алена, ставшая актрисой театра и кино, скончалась в 2009 году от онкологического заболевания. Скобцева много рассказывает о своем муже и дочери. Она утверждает, справится с таким горем нельзя, поэтому не скрывает своих чувств.

Актриса в сопровождении своего сына - Федора Бондарчука

У актрисы есть внуки – Константин Крюков, Сергей Бондарчук, Варвара, а также правнуки – Маргарита, Юлия, Вера.

Ирина Скобцева сейчас

В середине 2016 года Ирина Скобцева, упала в своем доме и получила серьезную травму бедра и руки. Актриса была госпитализирована в одну из клиник, где врачи сделали ей две операции.

В середине января 2017 года актриса провела свой творческий вечер в МХТ им. А. П. Чехова. На вечере присутствовал сын Народной артистки - Федор Бондарчук вместе с актрисой Паулиной Андреевой. Также на творческом вечере присутствовали Константин Крюков – внук Скобцевой, Игорь Золотовицкий, Олег Табаков, Игорь Верник и другие известные актеры. Присутствующие гости поочередно выходили на сцену и делились своими воспоминаниями со зрителями.

Актриса сейчас

В начале марта 2017 года Ирина Скобцева вместе со своим сыном Федором Бондарчуком открыли в телекомплексе «Главкино» кабинет-музей Сергея Бондарчука. Центральное место в экспозиции кабинета отведено кинокартине Сергея Бондарчука «Война и мир». В кабинете размещены кресло и стол, за которым работал известный кинорежиссер, а также телекамеры, которые использовались во время съемок картины «Война и мир» и фото и видео хроника о работе и личной жизни Сергея Бондарчука.

В конце лета прошедшего года, Ирина Скобцева отметила свой очередной юбилей – 22 августа 2017 года ей исполнилось 90 лет. К этому своему жизненному рубежу, актриса подошла с огромным багажом сыгранных ролей в театре и кино.

Ирина Скобцева – советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР. Известна как по ролям в фильмах по классическим романам и пьесам, например в картинах «Отелло», «Война и мир», « », так и по образам в оригинальных произведениях советского и российского кинематографа.

Ирина Скобцева родилась в Туле в совершенно нетворческой семье. Отец Константин Алексеевич был научным сотрудником Главного управления метеослужбы. Мать Юлия Николаевна занимала должность архивариуса.

В подростковом возрасте Ира познала все тяготы войны, поэтому программу старших классов проходила практически самостоятельно. Конечно, в такое тяжелое время она не могла задумываться о карьере актрисы, поэтому, получив аттестат зрелости, решила пойти по стезе науки и поступила в Московский государственный университет на исторический факультет, где специализировалась на искусствоведении.

Уже будучи студенткой, Ирина Скобцева открывает для себя мир театра, играет во всех студенческих спектаклях, участвует в конкурсах самодеятельности. Этот новый мир настолько захватил девушку, что сразу после окончания МГУ она поступает в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе, в которой училась до 1955 года.


После окончания театральной школы играла в Театре-студии киноактера. Начиная с 1971 года стала преподавать во ВГИКе актерское мастерство. Через 6 лет стала доцентом кафедры.

В 1965 году Скобцевой было присуждено звание Заслуженной артистки РСФСР, в 1974 году она стала Народной артисткой, а в 1997 году получила орден Дружбы.

Фильмы

Дебют на большом экране произошел, когда Ирина Скобцева училась на последнем курсе школы МХАТа. Режиссер Сергей Юткевич отобрал ее среди нескольких сотен кандидаток на главную женскую роль Дездемоны в экранизации шекспировской трагедии «Отелло». Эта роль принесла ей не только всесоюзную, но и всемирную известность. На Каннском кинофестивале актриса удостоилась звания «Мисс шарм Каннского фестиваля».


После такого невероятного успеха Ирина Скобцева сыграла более чем в 70 кинокартинах. В основном это были характерные роли в очень популярных фильмах. Она снималась в главных ролях в биографической картине об украинском писателе « », комедии «Обыкновенный человек», мелодраме «Сережа», научной фантастике «Суд сумасшедших», комедии «Зигзаг удачи», детективе «Пятьдесят на пятьдесят», военной драме «Человек в штатском», драме «Единожды солгав…», мелодраме «Призраки зеленой комнаты».

Также она исполняла второстепенные роли в таких знаменитых кинокартинах, как эпопея «Война и мир», где сыграла роль Элен Безуховой, романтическая драма «Белые ночи», лирическая комедия «Я шагаю по Москве», социальная комедия «Тридцать три», военная драма «Они сражались за Родину», драма «Овод», музыкальная сказка «Мэри Поппинс, до свидания!», совместная российско-итало-британская экранизация «Тихий Дон».

С 1971 года Ирина Скобцева начала передавать актерские знания. Артистка стала педагогом в мастерской во ВГИКе, а с 1979 года получила должность доцента.


Ирина Скобцева в фильме "Они сражались за Родину"

В новом тысячелетии уже немолодая актриса не стала почивать на лаврах. Она участвовала во многих кинофильмах и телесериалах, наиболее известные из которых - антиутопия «Обитаемый остров», историческая драма «Белая гвардия», приключенческая драма «Золото», психологическая драма «Янтарные крылья» и мелодрама «Семейный ужин».

Последним фильмом, в котором на сегодняшний день снялась 88-летняя актриса, стала детская приключенческая мистика «Тайна темной комнаты», в которой у Ирины Скобцевой одна из центральных взрослых ролей.

Личная жизнь

Еще обучаясь в МГУ, Ирина Скобцева познакомилась со студентом факультета журналистики Алексеем Аджубеевым, который до этого вуза уже получил театральное образование. В 1945 году они расписались и прожили вместе 4 года. В 1949 году Аджубеев подал на развод, так как познакомился с Радой Хрущевой, дочерью будущего генерального секретаря.


В 1955 году на съемках трагедии «Отелло» у Ирины возникает роман с ее партнером по фильму Сергеем Бондарчуком. Отношения осложнял тот факт, что Бондарчук был женат на актрисе . Только через 4 года Ирина и Сергей смогли стать мужем и женой и прожили вместе 35 лет, вплоть до смерти знаменитого актера и режиссера.

Не мешали браку ни слухи о личной жизни актеров, которые распускали пресса и недоброжелатели, ни домыслы о том, что Сергей Бондарчук по национальности еврей, а брак Ирины и Сергея и дальнейшее развитие кинокарьер актеров – семитский заговор.


В этом браке у них родились двое детей - дочь Алена и сын Федор, который родился на пять лет позже сестры. пошел по стопам отца и стал знаменитым актером и кинорежиссером. Ирина Скобцева гордится сыном. Актриса призналась журналистам, что пока Сергей был жив, в их доме часто возникала комическая ситуация, когда по телефону звонили продюсеры и режиссеры и спрашивали Бондарчука, а Ирине приходилось уточнять, старшего или младшего.

Но смерть мужа не единственная трагедия в семейной жизни Ирины Скобцевой. Дочь Алена, театральная и киноактриса, ушла из жизни от рака в 2009 году. Ирина Скобцева не отказывается говорить о смерти дочери. Актриса открыто заявляет, что справиться с таким горем невозможно, и не скрывает от прессы собственных чувств.


У Ирины Скобцевой есть внуки - , Варвара и , а также правнучки Юлия, Маргарита и Вера.

Ирина Константиновна собирает мемуары и другую литературу о кино, театре, актерах и актерской профессии.

Ирина Скобцева сейчас

В 2016 году актриса получила травму руки и бедра. Ирина Скобцева упала в темноте в собственном доме. Врачи провели две операции, чтобы помочь актрисе.

В январе 2017 года актриса провела именной творческий вечер в МХТ имени . Вечер посетил и сын Скобцевой Федор Бондарчук, который пришел на мероприятие в сопровождении актрисы . Кроме сына актрисы гостями вечера стали внук Ирины Скобцевой Константин Крюков, а также , и другие. Актеры выходили на сцену и делились воспоминаниями о героине вечера.


В марте 2017 года Ирина Скобцева и Федор Бондарчук открыли мемориальный кабинет Сергея Бондарчука в кинотелевизионном комплексе «Главкино». Главной темой памятной экспозиции стала знаменитая картина Сергея Бондарчука «Война и мир». В мемориальном кабинете установлены настоящие стол и кресло режиссера, лежат камеры, использовавшиеся для съемок «Войны и мира», кроме того, партнеры проекта предоставили фото- и видеохронику, посвященные работе и биографии режиссера.

В 2017 году Ирина Скобцева и поклонники актрисы отметят юбилей – 22 августа 2017 года артистке исполняется 90 лет.

Избранная фильмография

  • 1955 - Отелло
  • 1955 - Иван Франко
  • 1957 - Обыкновенный человек
  • 1968 - Война и мир
  • 1968 - Зигзаг удачи
  • 1975 – Они сражались за Родину
  • 1983 – Мэри Поппинс, до свидания!
  • 1992 – Тихий Дон
  • 2005 – Черный принц
  • 2006 – Семейный ужин
  • 2009 – Обитаемый остров
  • 2012 – Белая гвардия
  • 2012 – Золото
  • 2012 – Синдром дракона
  • 2014 – Тайна темной комнаты