Обереги

Что значит прагматичный человек. Как относиться к прагматикам: критиковать их или считать примером для подражания

Прагматизм — философское воззрение, видящее наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ставящее ценность или отсутствие ценности мышления в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике.

Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914) — американский философ, логик, математик и естествоиспытатель, стал родоначальником прагматизма.

Философские воззрения Пирса сочетают в себе две противоположные тенденции:

  • позитивистскую (эмпирическую);
  • объективно-идеалистическую.

Пирс отрицал врожденные идеи и интуитивное познание. Философ утверждал, что исходным пунктом познания выступает «видимость».

Согласно Пирсу, понятие об объекте можно достигнуть лишь путем рассмотрения всех практических следствий, которые вытекают из действий с этим объектом. Любое знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным. Такое положение относится не только к обыденному знанию и знанию естественно-научному, но и к математическим и логическим суждениям, всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами.

Уильям Джемс (1862-1910) — американский философ и психолог, один из ярчайших представителей прагматизма.

В теории познания Джемс признает исключительную значимость опыта. В своих работах он, отвергая значимость абстрактных, абсолютных начал, исследует конкретное:

  • факты;
  • действия;
  • поведенческие акты.

Противопоставляя рационалистический и эмпирический методы, он создал учение, названное радикальным эмпиризмом.

Согласно Джемсу, истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступков. Джемс превратил успех не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины: у мыслителя истина открывает смысл нравственной добродетели, а не полноту смысловой информации об объекте познания.

Прагматисты, не исключая Джемса, обвиняли всю прежнюю философию в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности. Философия, по мнению Джемса, должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созданию общего метода решения проблем, встающих перед людьми в различных жизненных ситуациях, в потоке постоянно меняющихся событий.

По словам Джемса, мы действительно имеем дело с тем, что переживается в нашем опыте, что и составляет «поток сознания»: опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное.

Любые объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения жизненных задач. Цель мышления — это выбор средств, которые необходимы для достижения успеха.

Джон Дьюи (1859-1952) — американский философ, один из интереснейших представителей прагматизма. Фундаментальным понятием философии этого мыслителя является опыт, под которым имеются в виду все формы проявления человеческой жизни.

Согласно Дьюи, познание — это инструмент приспособления человека к окружающей среде, как природной, так и социальной. А мерило истинности теории — ее практическая целесообразность в данной жизненной ситуации. Практическая целесообразность является критерием не только истинности, но и моральности.

Американский прагматизм

Прагматизм как особое философское течение занимает важное место в США начала XX в. и в последующие годы. Термин «прагматизм» этимологически происходит от греческого слова, означающего дело, действие.

Родоначальник прагматизма — американский ученый и философ Чарльз Сандерс Пирс (1839 — 1914). Основоположения прагматизма Пирс выработал к началу 70-х гг. XIX в. Они были изложены им в двух статьях: «Закрепление верования» и «Как сделать наши идеи ясными», опубликованных в конце 1877 начале 1878 г. Сначала эти статьи остались незамеченными.

Только в конце 90-х гг. крупный американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842 — 1910) придал идеям Пирса форму, доступную восприятию образованной публики.

Вслед за Джеймсом к прагматизму примкнул выдающийся философ Джон Дьюи (1859 — 1952).

Сторонники этой философии нашлись и за пределами США. Прагматизм — это , сочетающая в себе идеи «второго », « » и имеющая в своем содержании и некоторые идеи, свойственные только прагматизму. Специфика прагматизма обнаруживается в понимании понятия научного языка. Так, для махистов как представителей «второго позитивизма» теоретические понятия представлялись лишь знаками, иероглифами для экономного описания и систематизирования фактов опыта, сводимых к ощущениям и комплексам ощущений. Ницше рассматривал в понятиях и законах средства для достижения целей познания. Бергсон полагал, что понятия, как и продуцирующий их интеллект, применимы к фиксации мира «твердых тел» и не пригодны для постижения движения и жизни. Представители прагматизма наряду с отрицанием объективной познавательной роли понятий в центр своего внимания поставили вопрос об их значении, а также о средствах его установления. Философы, принадлежащие к этому направлению, попытались соединить мир понятий, идей и суждений с миром объектов с помощью соединяющего эти миры значения. Они отстаивали мысль о том, что значение понятия определяется отношением не к объекту, а к субъекту. По их мнению, значение следует рассматривать в терминах тех практических последствий, которыми оборачивается использование нами определенного понятия.

Разработчики философии прагматизма полагали, что их теория значения поможет выяснить подлинный смысл интересующих их проблем. Это позволит произвести реорганизацию, по мысли Джеймса, всей философии, или, по Дьюи, должна состоять в том, чтобы философия перестала исследовать проблемы, интересующие только философов, а обратилась к «человеческим проблемам». Для этого ей необходимо не просто созерцать и копировать реальность, а стать средством, помогающим людям в решении их жизненных проблем.

Философия прагматизма не представляла собой единого и четко разработанного учения . Во взглядах ее приверженцев имеются различия. Так, Пирс под прагматизмом понимал в основном теорию мышления и метод установления значения понятий. Джеймс разрабатывал прагматизм в основном как теорию познавательной деятельности и этическое учение, поддерживающее веру в Бога. Дьюи основу прагматизма видел в инструментальной логике, или в учении о проблематических ситуациях, сопровождающих многогранный человеческий опыт.

Взгляды основоположника прагматизма Пирса сформировались под влиянием идей английских философов Беркли и Юма, Милля и Спенсера, а также идей представителей немецкого идеализма. Особую роль в формировании взглядов американского философа сыграло обыденное сознание американского общества того времени с его духом «здравого смысла» и практицизма.

Философия Пирса складывалась в процессе его критики идей Р. Декарта, который с позиций рационализма считал возможным достижение исчерпывающего знания. Для Пирса достижение такого знания проблематично. По его мнению, человек в состоянии достичь только относительного знания. Но такого знания, по Пирсу, вполне достаточно, чтобы действовать успешно. Мышление с его точки зрения выступает лишь приспособительной реакцией, необходимой для деятельности человека. Согласно Пирсу, человек — существо сомневающееся, но ему, ради успеха в деятельности, надо преодолеть сомнение и достичь веры, опосредующей привычку действовать. Иными словами, человек должен стремиться не столько к истине, сколько к вере. Последняя складывается на основе постижения значения. Согласно Пирсу, понятие о следствиях, производимых объектом, и есть полное понятие объекта. Причем, то, что означает вещь, есть просто те привычки, которые она вызывает, а «идея какой-либо вещи есть идея ее чувственных последствий». Иными словами, идея вещи раскрывается в поведении личности, которое она вызывает. Поясняя смысл этой идеи, получившей название «принципа Пирса», У. Джеймс отмечает: «Наши убеждения суть фактические правила для действия».

Согласно Пирсу, прагматизм представляет собой учение о том, что каждое понятие выступает в качестве понятия о мыслимых и практических последствиях.

Важное внимание американский мыслитель уделил выяснению значения верований убеждений. В качестве методов закрепления веры, которых, по его мнению, множество, он особое внимание уделил методам упорства, авторитета, а также к числу значимых для этой цели он отнес априорный метод и метод науки.

Идеи Пирса в дальнейшем разрабатывались в трудах У. Джеймса. Основные мысли, относящиеся к философии прагматизма, У. Джеймс изложил уже в своем двухтомном труде, поставившем его в ряд выдающихся философов, «Начала психологии» (1890). В 1890 г. он вступил в английское общество защитников эмпирической философии от ставшего распространенным гегельянства. Этот шаг означал, что для Джеймса неприемлем объективный идеализм с его верой в реальность существования вещей и допущением возможности их адекватного познания. Основной недостаток философии гегельянства он усмотрел в ее отрыве от жизни, в недостаточном внимании к человеку, с одной стороны, и в завышении произвольно установленных требований к его деятельности, с другой.

Неприятие предшествующей философии привело к восприятию и дальнейшей разработке идей Пирса, что нашло отражение в его трудах «Воля к вере» (1897) и «Многообразие религиозного опыта» (1902). В этих сочинениях он рассматривает религиозную веру как средство установления связи между человекам миром, а также основанием организации отношений человека к миру. Однако выбор веры предоставляется человеку. При этом та из вер будет, по Джеймсу, признана наиболее рациональной, которая эффективнее побуждает активные импульсы человека. Философ считает, что какой бы ни была вера, сущность Божества от этого не меняется. В названных трудах У. Джеймс стремится ослабить религиозный фанатизм и рационализовать религиозную веру, превратить ее в средство помогающее человеку реализовать свободное, но осмысленное действие.

В концентрированном виде философия У. Джеймса была изложена в его сочинении «Прагматизм» (1907). Книга составлена из восьми лекций, прочитанных философом в том же году в Бостоне и Нью-Йорке. Эту книгу Джеймс начинает с того, что доказывает полезность философии, но философии не всякой, а только эмпирической, так как она эффективнее связывает человека с реальным миром. Именно эмпирической философией, не выпровождающей «за дверь положительных религиозных построений», выступает прагматизм. Достоинство прагматизма, по Джеймсу, заключается в том, что он предлагает только метод и не занимается навязыванием непреложных истин, догматов, теорий. Прагматизм учит, что научные знания имеют относительный характер. Иными словами человеческое познание имеет пределы. Однако те сведения, которые человек в состоянии приобрести, могут быть достаточными для более или менее эффективной практики. В подходе к объяснению действительности Джеймс использует принципы плюрализма и индетерминизма. Получаемые при этом знания, согласно представлениям американского философа, могут быть истинными. По его мнению, «...идея становится истинной, делается истинной благодаря событиям. Ее истинность — это на самом деле событие, процесс, и именно процесс ее верификации, самопроверки. Ее ценность и значение — это процесс ее подтверждения». Далее Джеймс продолжает: «Истинное», говоря кратко, это просто лишь удобное (expedient) в образе нашего мышления, подобно тому как «справедливое» — это лишь удобное в образе нашего поведения. Таким образом, критика рационалистического идеализма, осуществляемая У. Джеймсом, наряду с отстаиванием идеи об относительной достоверности получаемых нами сведений и плюралистичности путей их получения, приводит к сведению истинности к ценности, а это открывает дорогу моральной непорядочности, политическому произволу, научной недобросовестности, экономической вседозволенности.

Среди разработчиков основоположений философии прагматизма наибольшую известность приобрел Д. Дьюи . Для того чтобы отделить свою трактовку опыта от свойственной классическому эмпиризму, он назвал свою доктрину «инструментализмом». Основные сочинения Дьюи посвящены вопросам педагогики: «Школа и общество» (1899 г.); «Демократия и образование» (1916) и др.; проблемам антропологии, человеческого поведения и познания: «Человеческая природа и поведение», (1922); «Опыт и природа» (1925); философской логики: «Исследования по логической теории» (1903); «Как мы мыслим» (1916); «Логика: теория исследования» (1939)); аксеологии: «Теория оценки» (1939)); теории демократии: «Либерализм и социальное действие» (1935).

В работах, посвященных педагогике, Дьюи наряду с анализом проблем образования и воспитания затрагивает и философские вопросы, относящиеся к теории познания. Здесь он выдвинул идею о том, что целью образования выступает повышение эффективной социальной деятельности, кроме того, вслед за своими предшественниками Дьюи утверждает, что главные в человеческом познании — следствия, имеющие значение для поведения. Познание, по мнению У. Джеймса, выполняет роль средства приспособления к среде. Жизнь людей невозможна без использования знаний. Особую роль здесь, по Дьюи, играют философские знания. Для него философия — «это попытка постижения мира, стремящаяся собрать различные детали окружающей жизни во всеобщее целое». Он считает, что «философия... имеет двойную задачу: критика существующих целей по отношению к достигнутому уровню науки (при этом она указывает, какие ценности устарели при освоении новых ресурсов, а какие — просто сентиментальные мечты, поскольку отсутствуют средства их реализации) и интерпретация результатов конкретных наук применительно к будущим общественным устремлениям». Далее он отмечает: «Философия есть форма мышления, которая, как и всякое мышление вообще, возникает из неуверенности в предметном содержании опыта, стремится определить природу недопонимания и выдвинуть гипотезы для его прояснения, подлежащие проверке в действии... Поскольку образование — именно тот процесс, посредством которого возможно необходимое реформирование, а не только гипотетический поиск, мы получаем подтверждение тезису, что философия — что теория образования как целенаправленно осуществляемой педагогической практики».

Для того чтобы упорядочить мышление, согласно Дьюи, надо соединить в нем здравый смысл и достижения науки. Идеи, по его мнению, выступают инструментами для практики. Используя их, необходимо иметь в виду, что они нуждаются в корректировке и усовершенствовании по мере возникновения новых проблематических ситуаций, тревожных ожиданий и сомнений. Только в этом случае идеи могут быть средствами разрешения проблематических ситуаций и ситуаций сомнения. Изложенное в краткой форме раскрывает суть инструментализма Дьюи.

Одной из важных задач философии, по Дьюи, выступает разработка теории ценностей и прививка на ее основе представлений о ценностях, которые в состоянии помочь людям правильно определиться в мире целей и средств их достижения.

Как философ Дьюи был непримирим к тоталитаризму и утопизму. Он полагал, что для порядочного человека есть только один путь реализации свободы в приумножении ее для других людей.

Американский прагматизм сыграл важную роль в становлении практической философии в США, реализация которой дала значительные результаты в организации жизнеобеспечения населения этой страны.

Некоторые люди отличаются умением быстро и целенаправленно достигать поставленных целей. Это говорит о наличии в их характере такого качества, как прагматичность. Они уверенно идут к своей цели несмотря ни на какие препятствия. Для прагматиков важен результат. Если они сомневаются в том, что дело будет иметь позитивный исход, то не станут тратить свои силы на реализацию задуманного мероприятия. Прагматики являются пунктуальными, расчетливыми и требовательными людьми.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Что такое прагматичность?

Значение слова «прагматичность» подразумевает склонность следовать во всем узкопрактическим интересам, соображениям пользы и выгоды, выстраивать свою линию поведения и систему взглядов на жизнь, направленную на получение практически полезных результатов.

Суть истинного прагматизма состоит в том, чтобы ставить перед собой четкие цели и искать пути их достижения и дальнейшей реализации. Людям, обладающим данным качеством, также свойственны благоразумие и здравомыслие.

Прагматичность помогает человеку раскрывать весь свой потенциал, концентрировать все свое внимание на приоритетах и первостепенных потребностях с целью их пошаговой реализации.

Часто прагматичность воспринимается как негативная черта характера, так как считается, что это качество говорит о меркантильности и цинизме личности. Отличительной характеристикой прагматика является умение игнорировать все лишнее, что мешает реализовать задуманный план, правильно планировать и распределять каждую минуту своего времени.

В отличие от меркантильности, для прагматичности не характерна мелочность, расчетливость, желание в любой ситуации искать выгоду для себя.

Черты прагматичных людей

Прагматичный человек является хозяином своей судьбы, так как знает, чего он хочет добиться в жизни и как этого можно достичь. Разум этих людей работает спокойно, расчетливо и без лишних эмоций. Эта черта характера чаще присутствует у мужчин, так как женщины более подвержены влиянию чувств.

Главным для прагматика является конечный результат. Если человек видит перед собой удачный исход задуманного мероприятия, то он будет добиваться поставленной цели. В противном случае прагматик не станет тратить своего драгоценного времени, так как показателем успеха для него считается материальный результат. Он старается извлечь большее из того, что имеет.

Для прагматиков не характерны мечтательность, жизнь в мире иллюзий и фантазий. Они трезво смотрят на ситуацию, делают все возможное, чтобы найти основу для реализации своих принципов и взглядов.

Одной из позитивных сторон прагматизма является то, что у человека нет стадии эйфории, а соответственно - и причины для разочарований.

Люди с этой чертой характера не любят откровенничать, им не свойственна искренность, разговорчивость и сентиментальность. Они понимают: если кто-то владеет конфиденциальной и личной информацией, то полученные данные могут быть использованы в чьих-то корыстных целях для шантажа или манипуляций.

Прагматичный человек старается поддерживать со всеми людьми из ближайшего окружения чисто формальные отношения, держится на расстоянии, проявляет осторожность в общении. Он никогда не поменяет своих планов из-за чьих-то капризов, упрямства или прихоти.

Кроме того, для прагматиков характерны следующие качества:

  • исполнительность;
  • требовательность к себе и другим;
  • ответственность;
  • обязательность.
прагматизм

Словарь медицинских терминов

прагматизм (греч. pragma, pragmatos действие, практика)

разновидность позитивизма, признающая единственным критерием истинности идей, теорий и т. п. их полезность; в медицине игнорирует объективную природу механизма развития болезни.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

прагматизм

прагматизма, мн. нет, м. (от греч. pragma - действие) (филос., науч.).

    Субъективно-идеалистическое течение в философии, разновидность махизма, отрицающее объективное существование истины, признающее единственным критерием практику, опыт и выводящее необходимость существования бога для практических целей. Различия между махизмом и прагматизмом так же ничтожны и десятистепенны с точки зрения материализма, как различия между эмпириокритизмом и эмпириомонизмом. Ленин.

    Теория исторического познания, рассматривающая исторический процесс, как цепь отдельных событий в их причинно-следственной связи, но без освещения их с точки зрения общих исторических законов.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

прагматизм

    Направление в философии, отрицающее необходимость познания объективных законов действительности и признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты.

    В исторической науке: направление, ограничивающееся описанием событий в их внешней связи и последовательности без раскрытия закономерностей их развития.

    прил. прагматический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

прагматизм

    м. Направление в философии, согласно которому объективность истины отрицается, истинным же признается лишь то, что дает практически полезные результаты.

    м. Направление в историографии, характеризующееся изложением событий в их внешней связи и последовательности, без вскрытия объективных законов исторического развития.

    м. Следование во всем узкопрактическим интересам, соображениям пользы и выгоды.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

прагматизм

ПРАГМАТИЗМ (от греч. pragma, род. п. pragmatos - дело, действие) философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление - средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории - инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Возник в 70-х гг. 19 в. в США; основные идеи высказал Ч. Пирс, доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид.

Прагматизм

(от греч. prágma, родительный падеж prágmatos ≈ дело, действие), субъективно-идеалистическое философское учение. Возникло в 70-х гг. 19 в. в США и получило наибольшее распространение в 20 в. в период до 2-й мировой войны 1939≈45, оказав сильнейшее влияние на всю духовную жизнь страны. Основные идеи П. высказал Ч. Пирс, затем эту доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид. П. имел сторонников также в Великобритании (Ф. К. С. Шиллер) и др. странах.

Обвинив всю прежнюю философию, равно как и преобладавший в то время в англо-американских университетах абсолютный идеализм Ф. Брэдли ≈ Дж. Ройса, в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности, П. выступил с программой «реконструкции в философии»: философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времён Аристотеля, но общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных («проблематических») ситуациях, в процессе их деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире. Примыкая к традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, П. отождествляет всю окружающую человека реальность с «опытом», не сводимым, однако, к чувств, восприятиям, а понимаемым как «все, что переживается в опыте» (Дьюи), то есть как любое содержание сознания, как «поток сознания» (Джемс). Субъективно-идеалистический эмпиризм П. роднит его с махизмом, своей же иррационалистической тенденцией П. сближается с учением французского философа А. Бергсона. Согласно П., опыт никогда не дан нам изначально как нечто определённое, но все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач. Используя односторонне истолкованные идеи Ч. Дарвина, П. рассматривает мышление лишь как средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия. Функция мысли ≈ не в познании как отражении объективной реальности и соответствующей ориентации деятельности, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (Джемс) или для решения «проблематической ситуации» (Дьюи). Идеи, понятия и теории ≈ это лишь инструменты, орудия или планы действия. Их значение, согласно основной доктрине П. ≈ т. н. «принципу Пирса», целиком сводится к возможным практическим последствиям. Соответственно «... истина определяется как полезность...» (Dewey J., Reconstruction in philosophy, Boston, 1957, p. 157) или работоспособность идеи. Такое определение истины является наиболее характерной и наиболее одиозной доктриной П., из которой вытекает абсолютизация роли успеха, превращение его не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины.

Прагматистская теория истины непосредственно использовалась Джемсом для оправдания религиозной веры: «... гипотеза о боге истинна, если она служит удовлетворительно...» («Прагматизм», СПБ, 1910, с. 182). «Прагматизм, ≈ писал В. И. Ленин, ≈ высмеивает метафизику и материализма и идеализма, превозносит опыт и только опыт, признает единственным критерием практику... и... преблагополучно выводит изо всего этого бога в целях практических, только для практики, без всякой метафизики, без всякого выхода за пределы опыта...» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 363, прим.). Применение П. в социально-политической области неизменно служило апологетическим целям для оправдания политических акций, способствующих укреплению существующего строя.

С конца 1930-х гг. влияние П. в американской философии начинает ослабевать. С иммиграцией ряда европейских философов получают распространение др. философские течения. Однако, утрачивая значение ведущего философского направления, П. продолжает оказывать влияние на решение многих методологических и логических проблем (У. Куайн, К. И. Льюис, Н. Гудмен, Э. Нагель и др.), в значительной мере определяя и стиль политического мышления в США. Реставрированная прагматистская концепция практики используется правыми ревизионистами (особенно из югославского журнала «Праксис») для извращения марксистского понимания практики и для борьбы против ленинской теории отражения .

Лит.: Уэллс Г., Прагматизм ≈ философия империализма, пер. с англ., М., 1955; Богомолов А. С., Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма, М., 1964; Мельвиль Ю. К., Чарлз Пирс и прагматизм, М., 1968; Хилл Т. И., Современные, теории познания, пер. с англ., М., 1965; Современная буржуазная философия, М., 1972; Moore Е. С., American pragmatism: Peirce, James and Dewey, N. Y., 1961; Morris Ch. W., The pragmatic movement in American philosophy, N. Y., 1970; Thayer H. S., Meaning and action. A study of American pragmatism, N. Y., 1973.

Ю. К. Мельвиль.

Википедия

Прагматизм

Прагматизм - философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма. Далее прагматизм развивался в трудах Уильяма Джемса, Джона Дьюи и Джорджа Сантаяны. Среди основных направлений прагматизма известны инструментализм , фаллибилизм , антиреализм, радикальный эмпиризм , верификационизм и др. Внимание к прагматизму существенно выросло во второй половине XX века с появлением новой философской школы, которая сосредоточилась на критике логического позитивизма, опираясь на собственную версию прагматизма. Это были представители аналитической философии Уиллард Куайн, Уилфрид Селларс и др. Их концепция была затем развита Ричардом Рорти, позже перешедшим на позиции континентальной философии и критикуемым за релятивизм . Современный философский прагматизм после этого разделился на аналитическое и релятивистское направления. Кроме них существует также неоклассическое направление, в частности, представленное работами.

Прагматизм в исторической науке - термин, употребляемый с довольно различными значениями. Впервые прилагательное «прагматический» применил к истории Полибий, назвавший прагматической историей такое изображение прошлого, которое касается государственных событий, причём последние рассматриваются в связи с их причинами, сопровождающими их обстоятельствами и их следствиями, а само изображение событий имеет целью преподать известное поучение.

Прагматик - последователь, сторонник прагматизма, как философской системы. В бытовом смысле прагматик - это человек, который выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов. «То, во что для нас лучше верить, - истинно», - утверждал основатель прагматизма У. Джемс.

Примеры употребления слова прагматизм в литературе.

Герой драмы - молодой одаренный музыкант и боксер Джо Бонапарт - поставлен перед выбором: с одной стороны, его манит бокс, сулящий быстрое обогащение, символ индивидуализма и бездуховного прагматизма , а с другой - музыка, т.

Чистый прагматизм , без малейшей примести какого бы то ни было сиреневого тумана.

Необходимость с крайнею обстоятельностью и точностью представить психологический и исторический прагматизм событий, завязывающихся в роковой узел, приводит к почти судебному протоколизму тона, который заменяет собой текучую живопись эпического строя.

Эволюция реформации от схоластики ко все большему рационализму и прагматизму , светскости мировосприятия видна и из понимания Цвингли некоторых догматов.

Философии эмпириокритицизма, критического реализма, эмпириомонизма, прагматизма и другие не представляют собой принципиально новых направлений философской мысли.

Я едва ли не завидовал им, но к сожалению по утраченной мною невинности и юношеской восторженности примешивалось еще и сожаление о том, что в их годы я не обладал пусть даже малою частью того прагматизма , который имелся в избытке у Сент-Одрана.

Сколимовский, попперовский фальсификационизм как критерий научности вполне согласуется с пирсовским прагматизмом в понимании объективности.

Я прошу всех присутствующих отметить этот провокационный вопрос, от которого за версту разит мальтузианством, неомальтузианством, прагматизмом , экзистенцио.

Сущность великой революции мысли, которую мы сейчас переживаем, революции, философским аспектом которой является возрождение и провозглашение номинализма под именем прагматизма , состоит в том, что она утверждает значительность индивидуальной инстанции в противовес обобщению.

Прагматизм не признает объективную реальность и возможность ее познания, отрицает объективный характер истины.

Это означает, что религиозный прагматизм должен пониматься как либеральная толерантность к любым формам религии и к любым верованиям.

Конечно, не следует предаваться иллюзиям относительно ценности этого размышления: прагматизм - это лишь вспомогательное средство, которое может претендовать на значение лишь до тех пор, пока, помимо познавательных способностей интеллекта, окрашенных темпераментом, не открыты еще иные источники, которые могли бы присоединить новые элементы к процессу образования философских воззрений.

Поэтому прагматизм не может быть не чем иным, как переходной установкой, которая должна приготовить путь для творческого акта посредством устранения предрассудков.

Итак, что важнее для человека, что обеспечивает ему положение в обществе - нравственный максимализм, следование нормам природной доблести или откровенный прагматизм , обычно прикрываемый видимостью общей пользы, - вот еще одна трудная проблема, возникавшая перед современниками Софокла.

Надо отметить, что постмодернизм, претендующий сегодня на лидирующую роль в философии, во всяком случае привлекающий к себе большое внимание, в особенности тех, кто разочарован в возможностях классических философских традиций ответить на самые жгучие вопросы современной жизни, в сфере философии науки не стал чем-то оригинальным и, по сути, является только отголоском классического прагматизма Ч.

Приветствуем вас! В сегодняшней статье расскажем вам, что такое прагматичность . Люди часто путают понятие прагматичности со значением слова «прагматизм», это ошибка, ведь данные значения никак между собой не пересекаются. Какие свойства характера подходят под это качество? Какие минусы и плюсы у прагматичных людей? Разберем.

Такие люди периодически подвержены , поскольку знают, к чему идут и приходят, в основном, обладают данным качеством статные мужчины, про которых уже в возрасте 20 лет не скажешь, что имеешь дело с необразованным мальчишкой.

А теперь к сути материала. Прагматичность — это

Что такое прагматичность? Значение.

Что такое прагматичность? Умение человека правильно планировать и воплощать в жизнь все свои задумки и идеи согласно определенной проработанной схеме. Такое свойство просто необходимо людям, которые желают добиться в своей жизни многого.

Золотое правило прагматичности — не берись за другое дело, если не сделал полностью предыдущее. Выполняя каждое свое дело качественно, можно прийти к своей цели быстро.

Помните, что прагматичность — это не только получение выгоды для себя, но и возможность воплотить планы в жизнь и поставить процесс на правильную работу.

Во время воплощения своей идеи в жизнь могут образоваться некоторые трудности, в том числе и проверка правильности действий. Ведь сделать это можно лишь после того, как вся работа будет выполнена. К примеру, во время приготовления блюда оно выглядит совсем не аппетитно, а по итогу получается не только вкусное, но и красивое изделие. То же самое и со стройматериалами, пока дом полностью не построишь, все лишь в голове. В любом случае, если человек переключается на какое-то новое дело, результат первого останется в режиме ожидания.

Прагматичность предполагает, что человек должен стремится к намеченной цели так, чтобы все свое свободное время и силы посвятить выполнению задач и получить результат. Большая часть общества постоянно критикует такие понятия, как «прагматичность» и «предприимчивость», такими значениями, как «Много хочешь, мало получишь» или «мечтать не вредно». По сути, такие высказывания можно услышать, разве что, от человека, демонстрирующего неуверенность, низкую оценку своих умозаключений, умения, трудолюбия, а также отсутствие контроля над своими действиями и жизни в целом. Проще говоря, они всегда зависят от обстоятельств, а не от своего решения.

Какими чертами характера обладают прагматичные люди?

Множество читателей согласятся с нами, что практически каждый прагматичный человек обладает следующими чертами:

  • Циничные люди. Прежде чем приняться за какое-то дело, они оценивают ситуацию и анализируют, получится ли из предстоящего занятия извлечь свою выгоду.
  • Отсутствие доверительных взаимоотношений с окружающими. Для достижения намеченного такой тип людей использует лишь тот путь, который приведет их за короткий промежуток времени к хорошему результату. Именно по этой причине большинство людей думают о том, что они не прислушиваются к чужому мнению и чересчур невежливы, но это не так. Прагматик ищет для себя верный путь, следовательно, при его выборе производится опор лишь на факты и логистику (они склонны к логическому мышлению). Именно по этой причине точка зрения общественности для прагматика не важна.
  • Эгоистичные натуры. Общество считает, что эгоист — это личность, открыто заявляющая о том, что действует исключительно в своих интересах. Но их не совсем относят к эгоистам. Они не переживают о том, что про них подумает общественность при совершении того или иного поступка.
  • Дисциплинированность — это еще одна черта прагматиков. Не каждый человек может довести начатое дело до конца, а они могут, поскольку для них это имеет большое значение.

Вывод: Человек, обладающий прагматичностью — разумная личность, которая всегда достигает поставленной цели. Прагматичность и уверенность в себе — это два взаимосвязанных понятия, без которых он не сможет обойтись ни на минуту.

Как правильно воспитать в себе прагматичность?

Разобраться в том, что такое прагматичность ровно, как и понять ее значение ее понять не составляет труда. Сложнее воспитать в себе столь полезное качество.

  • Прежде чем начать планировать, важно обдумать все дела и технические моменты для достижения предполагаемого успеха, даже если они неважные. Именно маленькие делишки могут замедлить путь к задуманному результату.
  • Важно научиться строить планы и цели на несколько лет вперед. Такое умение поможет ясно понять, что вы желаете увидеть по итогу проделанной работы.
  • Необходимо научиться выстраивать логические цепочки и продумывать стратегии у себя в голове на несколько шагов вперед. Помните, что нужно научиться не только мыслить логически, но и составлять список желаний.

Теперь необходимо выбрать из своего списка одну свою мечту и составить примерный план для того, чтобы реализовать ее. Для этого важно ответить на следующие вопросы:

  • Необходима ли вам помощь посторонних людей для достижения своей цели?
  • Какой объем инвестиций потребуется для решения задач временного характера?
  • Могут ли возникнуть трудности. Если да, то какие?
  • Какими умениями и знаниями необходимо обладать для решения рабочих задач?

Проработав каждый из аспектов, вы сможете получить план действий в мельчайших подробностях. Соблюдая и строго следуя своему прописанному плану, ваша цель и мечта воплотиться в жизнь намного раньше, чем вы могли представить раньше.

Тест.

1. Обнаружив начало пожара, что вы сделаете в первую очередь?

2. Вы купили интеллектуальную игру, насколько долго вы будете в ней заинтересованы?

3. Вы желаете сделать ремонт, что для вас более приемлемо?

Прагматичность – это не только извлечение личной выгоды из окружающей обстановки и сложившихся условий, но и умение ставить конкретные жизненные цели, идеи и находить рациональные способы их воплощения. Важное свойство прагматичности – это умение ранжировать свои приоритеты, выбирать наиболее важные и последовательно воплощать их в жизнь. Прагматичность сродни предприимчивости, и оба этих часто критикуются общественной моралью. «Много хочешь – мало получишь» - утверждение, ставшее почти народной мудростью, но такой подход воспитывает слабовольных и инертных людей, не стремящихся к лучшему. Прагматичный же человек сам становится хозяином своей судьбы, он выстраивает свою систему взглядов и принципов для скорейшего получения практически полезных результатов. Главный закон прагматичности – не браться за следующее действие, пока полностью не выполнено предыдущее. Только качественная реализация каждого дает возможность двигаться вперед к намеченной цели. Чтобы воспитать в себе прагматическое мышление, старайтесь обдумывать свои цели и намеченные дела. Не бойтесь отбрасывать несрочные и неважные - они только тормозят вас на пути к успеху. Научитесь строить планы даже на далекое будущее: здесь подойдут любые, даже самые фантастические идеи и невероятные мечты, но они помогут вам сориентироваться, чего именно вы хотите добиться. Чтобы научиться мыслить стратегически, напишите список ваших заветных желаний, полузабытых, нереализованных, но до сих пор не утративших актуальность. Затем выберите одну из этих идей и составьте план ее реализации.1. Какие материальные средства вам понадобятся для ее достижения?2. Какие люди могут помочь вам в воплощении задуманного?3. Какие препятствия будут ожидать вас на пути к цели? Обдумайте способы их преодоления.4. Какими навыками вам нужно обладать для осуществления мечты?Таким образом, перед вами явно предстанет практическая задача, разбитая на более мелкие этапы, которые вы должны будете последовательно реализовывать. Но помните, что согласно «золотому» правилу прагматичности, любые вкладываемые усилия обязательно должны окупаться соответствующими дивидендами.

Слово «актуальность », «актуальный» приходится слышать довольно часто в самых разных областях жизни. Так, студентов просят указать актуальность выбранной ими темы дипломной работы, по телевидению показывают актуальные новости. Особенно важна актуальность в отношении информации, которая в наше время устаревает так быстро.

Инструкция

Актуальность - важность, существенность, злободневность чего-то для настоящего момента времени. Само слово происходит от латинского actualis - действительный, настоящий. В качестве синонимов актуальности можно привести жизненность, насущность, важность, своевременность, современность. Существуют такие устойчивые , как «актуальная тема», «актуальный вопрос», «актуальная задача» и т.д. Актуальная тема всегда интересна, пользуется спросом, затрагивает мысли и чувства. Актуальная задача - та, которая должна быть решена в первую очередь.

Если максимально просто попытаться объяснить суть данного слова, то можно сказать, что для того, кто хочет есть, актуальна еда, а для того, кто спешит на работу, - наличие транспорта. Понятие актуальности важно в сфере и производства. Так, актуальным востребованный бренд, т.е. соответствующий ключевым мотивациям и потребностям целевой аудитории. Такой бренд пользуется спросом. В актуальность связана с понятием о постоянном движении и вечной изменчивости бытия. При этом актуальность отражает текущую действительность и запечатлевает ее, прежде чем эта действительность снова изменится.

Слово «актуальность » часто применяется в отношении искусства, какого-либо произведения - картины, книги, кинофильма. Если произведение актуально, что оно отвечает на текущие вопросы и потребности общества. Оно зачастую становится своей эпохи и частью . В этом отличие актуальности от моды: мода - это прихоть общества, она уходит также незаметно, как приходит. Актуальные вопросы - это те, которые волнуют людей в данный момент на сознательном и подсознательном уровне. С одной стороны, актуальность - заведомо временное. Но некоторые произведения остаются актуальными на века за счет того, что поднимаемые ими темы одинаково важны для людей в любую эпоху. В таких случаях об , «прошедшем проверку временем».

С точки зрения технической стороны процедуры ранжирование основывается на определенном алгоритме присвоения рангов каждому из объектов, входящих в состав рассматриваемого множества. Так, наиболее распространенный алгоритм базируется на принципе, в рамках которого объекту, имеющему максимальное значение признака, присваивается наивысший ранг, а объекту, имеющему минимальное значение признака - самый низший ранг. При этом высшим рангом считается 1, а низшим - число, соответствующее количеству объектов в анализируемом множестве. Так, например, если критерием ранжирования в группе из 15 мальчиков считается рост, то ранг 1 получит самый высокий мальчик, имеющий рост 192 сантиметра, а ранг 15 - самый невысокий мальчик, имеющий рост 165 сантиметров.

При этом в случае, если два или более объектов характеризуются одинаковыми значениями признака, им присваиваются равные , каждый из которых равен среднему арифметическому суммы рассматриваемых рангов. Например, осуществляя ранжирование по результатам контрольной работы в группе из , можно столкнуться с ситуацией, когда один из ее членов получил оценку 5, один - оценку 3, а трое - оценку 4. Таким образом, отличник получит ранг 1, троечник - ранг 5. При этом ученикам, получившим оценку 4, будет присвоен одинаковый ранг: его следует рассчитать как среднее арифметическое рангов, которые будут разделены между ними, а именно - рангов 2, 3 и 4. Таким образом, средний ранг этих учеников = (2 + 3 + 4) / 3 = 3.

Ранжированные списки

На практике в современной России построение ранжированных списков наиболее активно используется учебными заведениями, которые таким образом упорядочивают абитуриентов, желающих поступить в данный вуз или другое заведение. В этом случае критерием ранжирования выступает сумма баллов, которую каждый выпускник получил по всем экзаменам, являющимся обязательными для поступления.

На основании этого показателя выстраиваются ранжированные списки абитуриентов, в которых наивысшие позиции занимают молодые люди, набравшие наибольшее общее количество баллов, а самые низшие - те, кто набрал наименьшее количество баллов. На основании этих списков, которые также иногда называют рейтингами абитуриентов, впоследствии осуществляется зачисление.