Обереги

Кто такие на самом деле ангелы. Кто такой архангел? Ангелы и архангелы - в чем разница? Система ангельской иерархии. Кто такие падшие ангелы

Ангелы являются вестниками Бога на земле. Согласно святым писаниям эти духовные создания не имеют физического тела и существуют вечно. Мало кто знает, кто такие ангелы на самом деле и сколько их существует, поэтому попытаемся ответить на все важные вопросы. Для начала стоит сказать о том, что Бог создал эти духовные создания задолго до того, как нога первого человека ступила на землю. Основное предназначение ангелов заключается в опеке над людьми и оказании им помощи при необходимости.

Кто такие ангелы и какие они бывают?

Многие священнослужители высказывают свое мнение по поводу сущности , но при этом можно выделить некие схожие черты. Считается, что ангел является легкой, проницательной и быстрой сущностью, которая является покорной и дисциплинированной. Кроме этого, ангела наделяют умом, а также священнослужители говорят об их относительной свободе. Он не меняется в течение жизни ни внешне, ни внутренне. Понятно, что все эти черты можно присудить ангелу только условно, поскольку ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию нельзя. Изображают ангела обычно с крыльями, которые символизируют быстроту исполнения воли Господа.

Выясняя, кто такие ангелы, стоит уделить внимание и существующей иерархии между ними. Эти духовные сущности отличаются друг от друга просвещенностью и степенью благодати. Самые главные ангелы, которые близки к Господу:

  1. Серафимы . Ангелы с сердцем испытывают огромную любовь к Богу и вызывают такие же чувства у людей.
  2. Херувимы . Обладают огромными знаниями и озарены такие ангелы лучами света Божия.
  3. Престолы . Именно через этих ангелов проявляет свое правосудие.

На второй иерархии находятся такие ангелы: Господства, Силы и Власти. Уже из названия понятно, какими силами они наделены. Третий уровень также характеризуется тремя чинами:

  1. Начала . Такие ангелы управляют Вселенной, охраняя отельные народы и страны. Их сила позволяет укрепить в человеке его веру.
  2. Ангелы . Это светлые духовные существа, которые ближе всего подходят к человеку.
  3. Архангелы . В Священном писании они представлены, как старшие ангелы, которые управляют остальными.

Кто такие ангелы-хранители?

В Святом Писании описано, что при рождении и крещении каждому человеку дается защитник – ангел-хранитель. Считается, что его сила и возможности непосредственно зависят от духовности человека и его добрых мыслей и поступков. Ангелы-хранители сопровождают людей в течение всей жизни, записывая все их хорошие и плохие поступки, а затем, выступают на главном суде перед Богом. Выясняя то, кто такой ангел-хранитель в православии, стоит сказать о том, что люди могут общаться с ними посредством молитв или же можно обращаться к «защитникам» своими словами. Обращаться к ангелам можно в любое время, когда нужен совет или помощь.

Кто такой падший ангел?

Все ангелы изначально были светлыми существами, но некоторые из них перестали слушаться Бога и отказались ему служить, поэтому были изгнаны из Небесного царства. В результате они перешли на темную сторону и начали служить Сатане. Считается, что моментом изгнания ангелов-отступников и превращение их в демонов стала победа армии Господа над Сатаной. Люцифер был самым главным и сильным помощником Бога до того момента, пока он не пожелал быть ему равным. Отказ Создателя разозлил Люцифера, и он решил вести борьбу против светлых сил, привлекая к себе других падших ангелов. Их принято считать главными искусителями, деятельность которых направлена на то, чтобы уничтожить человека изнутри, лишив его покоя. Падшие ангелы также толкают людей на совершение грехов.

В Символе веры говорится, что Бог является Творцом «неба и земли, всего видимого и невидимого», что прямо указывает на веру Церкви в существование мира невидимого - Ангелов. О православной ангелологии - ректор Киевской Духовной Академии епископ Сильвестр (Стойчев).

Слова «неба и земли», которые являются цитатой из Ветхого Завета (Быт. 1:1), многие экзегеты понимали не в буквальном смысле (то есть видимое нами небо и землю), а как указание на все творение целиком, на наличие в тварном мире невидимого (неба) и видимого (земля). В. Лосский, толкуя эти слова, пишет: «Библейское выражение «небо и земля» (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, все то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толковании получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной и реальности телесной, невидимого мира «небесных духов» и мира видимого».

Само наименование «Ангел» встречается в Писании довольно часто и обозначает «вестник». Это наименование указывает не на природу, а на служение. В Писании есть прямые указание именно на такое понимание данного термина: «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14)», - говорит апостол Павел. Традиционно в православном богословии и богослужебных текстах Ангелов называют умными силами, Небесным воинством, Силами Небесными, а также вторыми светами: свт. Григорий Богослов именует ангелов «вторичными светами», прп. Иоанн Дамаскин: «Ангелы — вторые светы, умные, заимствующие свой свет от первого и безначального Света». Такое наименование Ангелов указывает на их связь с Первым Светом - Богом, от которого, как и прочие тварные существа, они получают бытие и благодатное освящение.

Природа ангелов

В святоотеческом богословии присутствуют примеры возможного определения того, что такое Ангелы по своей природе. Так, прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу» - и далее делает важное дополнение, указывающие на трудность сформировать более точное определение: «один только Творец знает вид и определение этой сущности». Блаж. Августин определяет Ангелов как духов и также указывает, что наименование Ангел относит к роду деятельности, а не к обозначению природы: «Желаешь знать имя его (ангела) природы? Это - дух. Желаешь знать его должность? Это - ангел. По существу своему он - дух, а по деятельности - ангел».

Говоря о характеристиках ангельской природы, непременно следует коснуться вопроса о бестелесности Ангелов. Определенно, Ангелы не обладают грубыми телами - плотью. В Писании они названы «невидимыми (Кол. 1:16), т. е. не заключающими в себе ничего такого, что было бы уловимо для чувства зрения», есть тексты, указующие на бесплотность ангелов (Лк. 24:39, Мф. 22:30). Большинство святых отцов полагало, что можно говорить о некой тонкой телесности Ангелов, например, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно». Задаваясь вопросом, единосущны ли ангелы друг другу, святые отцы, как правило, отвечали, что дать ответ на этот вопрос невозможно, так как нам это не открыто. Большинство святых отцов считают, что Ангелы сотворены до создания вещественного мира: «равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем»(1), такого же мнения придерживаются и авторитетные богословы: «Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у Ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них - отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое и его можно было бы назвать по аналогии - единством абстрактным; это единство города, хора, войска, единство служения, единство хвалы, одним словом - единство гармоническое», - пишет В. Лосский (2).

Как природа разумная и могущая выбирать, Ангелы свой выбор сделали: часть Ангелов отпала от Бога, но большая - нет. Этот выбор был для ангелов своеобразным решением, сделанным раз и навсегда, так как является, образно говоря, чистым, то есть не вызванным слабостью плоти, греховной склонностью, эмоциональной нестабильностью и т. п., что часто становится причиной греховных действий человека. Их выбор определялся только их хотением. И поэтому, в отличие от людей, которые могут прийти в себя (Лк.15:17) и начать каяться в своих немощах, у Ангелов нет таких немощей (3). Однажды сделанный выбор является на 100 процентов осознанным, продуманным и исполненным. Поэтому каждый из Ангелов и падших ангелов, сделав свой выбор, утвердился в нем навсегда. Оставаясь как тварные существа в принципе изменяемыми, по своей воле они уже не изменяются, так как воля их направлена в одном векторе: «Они - неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, - не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу» (4).

Служение ангелов

Как уже указывалось, слово Ангел указывает не на природу, а на служение. В чем же суть этого служения? На основании Священного Писания можно говорить, что ангельское служение двояко и заключается в прославлении своего Творца (Ис. 6:3), в сообщении Божьей воли, помощи или наказании человеку или сообществу (Иов 1:6; Ис. 6:72; Цар. 24:16; Дан. 8:16-26; Иов 12:12; Лк. 22:43; Откр. 5:8; Мф. 16:27 и т. д.

О числе Ангелов в Священном Писании прямо не указано. Все святые отцы, за исключением свт. Григория Нисского, говорили, что число это хоть и неизвестно, но стабильно, то есть с того момента, когда ангелы были сотворены Богом, их число осталось неизменным.

Святые отцы - свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский - в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение Ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая, таким образом, что количество Ангелов несравненно больше, но определить их конкретное число невозможно.

Ангельские чины

Мир ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано все… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти» (Кол 1:16), «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства» (Ефес. 1:21), «ни Ангелы, ни Начала, ни Силы» (Рим. 8:38), «Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1 Пет. 3:22). Также упоминаются Херувимы (Быт. 3:24 ; 2 Цар. 22:11), Серафимы (Ис. 6:2-6), Архангелы (Дан. 8:16, Лк. 1:19, Иуд. 1:9, 1 Фес. 4:16). Данные тексты свидетельствуют об иерархичности Ангелов и называют некоторые чины. Традиционно на основании слов апостольских из Послания к ефесянам (1:21) предполагается, что есть чины ангельские, наименования которых нам неизвестно, но будет открыто в грядущем Царствии (5). Само наименование чинов символизирует вид служения.

В православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к ниже стоящим.

Такой строй иерархии и вообще ангелология представлены в Corpus Areopagiticum. Согласно учению, изложенному в данном корпусе, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая триада: серафимы , херувимы , престолы ; вторая триада: господства , силы , власти ; и третья триада: начала , Архангелы , Ангелы .

Таким образом, ниже находящиеся чины Ангелов приобщаются благодатного освящения не непосредственно от Бога, а через вышестоящую триаду ангельской иерархии.

Ангел Хранитель

Надо сказать, что в святоотеческой письменности встречается и другой порядок наименования Ангелов, но, как правило, и в этих случаях иерархия представлена девятичинной.
В Священном Писании нет выражения Ангел Хранитель, но есть близкие по смыслу выражения, например, Ангел-наставник (Иов. 33:23) и целый ряд других выражений, указывающих, что к людям представлен ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10),

«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8), «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян.12:15). В чинопоследовании Таинства Крещения говорится об ангеле света, который дается крещаемому: «Сопрязи животу его ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, и от мечтаний лукавых».

По учению Церкви, принявшие крещение получают духовную помощь от приставленных ангелов-хранителей: «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», - пишет прп. Иоанн Дамаскин (6).

К Ангелам Хранителям можно обращаться с молитвой, то есть следует говорить о наличии в православной традиции молитвенного почитания ангельских сил. Однако Церковью всегда осуждалось, когда почитание ангелов переростало в некое поклонение с чертами языческих верований. Уже апостол Павел пишет: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов» (Кол. 2:18). Толкуя этот текст, святые отцы (7) говорят о существовании в апостольские времена мнениий некоторых неправомыслящих, кто полагал, что именно ангелы являются посредниками между Богом Отцом и людьми, а не Господь Иисус Христос, и поэтому им, ангелам, необходимо служить. Видимо, это мнение было распространено еще несколько веков после времен апостольских, так как Лаодикийский Собор (364 г.) 35-м своим правилом постановил: «Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению».

Епископ Сильвестр (Стойчев)

Примечания:

1. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

2. Лосский В. Н. Догматическое богословие. Часть III (12).

3. Большинство факторов, приводящих нас к греховным поступкам, связаны с телесными немощами. Отсутствие тела у ангелов обозначает и отсутствие этих немощей, которые, с одной стороны, могут привести к греху, с другой, преодолеваются при помощи Благодати. Именно поэтому у прп. Дамаскина возможность покаяния ставится в прямую зависимость от тела, а отсутствие телесности рассматривается как причина невозможности покаяться: «Он неспособен к покаянию потому, что бестелесен» // Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

4. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

5. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам... А откуда видно, что сил более вышеупомянутых и что есть силы, которых и имен мы не знаем? Павел, сказав то, упоминает и об этом, когда говорит о Христе: посадил Его превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем».

6. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

7. «Что же означают все эти слова? Некоторые говорили, что мы должны быть приводимы к Богу не через Христа, но через ангелов, потому что приведение через Христа больше того, чем нужно для нас»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Т. 2. С. 534; Феодорит Кирский, блж. «Защитники закона внушали воздавать почтение ангелам, говоря, что ими дан закон»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Т. 2. С. 54

В Символе веры говорится, что Бог является Творцом «неба и земли, всего видимого и невидимого», что прямо указывает на веру Церкви в существование мира невидимого - Ангелов. О православной ангелологии - ректор Киевской Духовной Академии епископ Сильвестр (Стойчев).

Слова «неба и земли», которые являются цитатой из Ветхого Завета (Быт. 1:1), многие экзегеты понимали не в буквальном смысле (то есть видимое нами небо и землю), а как указание на все творение целиком, на наличие в тварном мире невидимого (неба) и видимого (земля). В. Лосский, толкуя эти слова, пишет: «Библейское выражение «небо и земля» (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, все то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толковании получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной и реальности телесной, невидимого мира «небесных духов» и мира видимого».

Само наименование «Ангел» встречается в Писании довольно часто и обозначает «вестник». Это наименование указывает не на природу, а на служение. В Писании есть прямые указание именно на такое понимание данного термина: «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14)», - говорит апостол Павел. Традиционно в православном богословии и богослужебных текстах Ангелов называют умными силами, Небесным воинством, Силами Небесными, а также вторыми светами: свт. Григорий Богослов именует ангелов «вторичными светами», прп. Иоанн Дамаскин: «Ангелы — вторые светы, умные, заимствующие свой свет от первого и безначального Света». Такое наименование Ангелов указывает на их связь с Первым Светом - Богом, от которого, как и прочие тварные существа, они получают бытие и благодатное освящение.

Природа ангелов

В святоотеческом богословии присутствуют примеры возможного определения того, что такое Ангелы по своей природе. Так, прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу» - и далее делает важное дополнение, указывающие на трудность сформировать более точное определение: «один только Творец знает вид и определение этой сущности». Блаж. Августин определяет Ангелов как духов и также указывает, что наименование Ангел относит к роду деятельности, а не к обозначению природы: «Желаешь знать имя его (ангела) природы? Это - дух. Желаешь знать его должность? Это - ангел. По существу своему он - дух, а по деятельности - ангел».

Говоря о характеристиках ангельской природы, непременно следует коснуться вопроса о бестелесности Ангелов. Определенно, Ангелы не обладают грубыми телами - плотью. В Писании они названы «невидимыми (Кол. 1:16), т. е. не заключающими в себе ничего такого, что было бы уловимо для чувства зрения», есть тексты, указующие на бесплотность ангелов (Лк. 24:39, Мф. 22:30). Большинство святых отцов полагало, что можно говорить о некой тонкой телесности Ангелов, например, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно». Задаваясь вопросом, единосущны ли ангелы друг другу, святые отцы, как правило, отвечали, что дать ответ на этот вопрос невозможно, так как нам это не открыто. Большинство святых отцов считают, что Ангелы сотворены до создания вещественного мира: «равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем»(1), такого же мнения придерживаются и авторитетные богословы: «Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у Ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них - отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое и его можно было бы назвать по аналогии - единством абстрактным; это единство города, хора, войска, единство служения, единство хвалы, одним словом - единство гармоническое», - пишет В. Лосский (2).

Как природа разумная и могущая выбирать, Ангелы свой выбор сделали: часть Ангелов отпала от Бога, но большая - нет. Этот выбор был для ангелов своеобразным решением, сделанным раз и навсегда, так как является, образно говоря, чистым, то есть не вызванным слабостью плоти, греховной склонностью, эмоциональной нестабильностью и т. п., что часто становится причиной греховных действий человека. Их выбор определялся только их хотением. И поэтому, в отличие от людей, которые могут прийти в себя (Лк.15:17) и начать каяться в своих немощах, у Ангелов нет таких немощей (3). Однажды сделанный выбор является на 100 процентов осознанным, продуманным и исполненным. Поэтому каждый из Ангелов и падших ангелов, сделав свой выбор, утвердился в нем навсегда. Оставаясь как тварные существа в принципе изменяемыми, по своей воле они уже не изменяются, так как воля их направлена в одном векторе: «Они - неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, - не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу» (4).

Служение ангелов

Как уже указывалось, слово Ангел указывает не на природу, а на служение. В чем же суть этого служения? На основании Священного Писания можно говорить, что ангельское служение двояко и заключается в прославлении своего Творца (Ис. 6:3), в сообщении Божьей воли, помощи или наказании человеку или сообществу (Иов 1:6; Ис. 6:72; Цар. 24:16; Дан. 8:16-26; Иов 12:12; Лк. 22:43; Откр. 5:8; Мф. 16:27 и т. д.

О числе Ангелов в Священном Писании прямо не указано. Все святые отцы, за исключением свт. Григория Нисского, говорили, что число это хоть и неизвестно, но стабильно, то есть с того момента, когда ангелы были сотворены Богом, их число осталось неизменным.

Святые отцы - свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский - в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение Ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая, таким образом, что количество Ангелов несравненно больше, но определить их конкретное число невозможно.

Ангельские чины

Мир ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано все… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти» (Кол 1:16), «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства» (Ефес. 1:21), «ни Ангелы, ни Начала, ни Силы» (Рим. 8:38), «Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1 Пет. 3:22). Также упоминаются Херувимы (Быт. 3:24 ; 2 Цар. 22:11), Серафимы (Ис. 6:2-6), Архангелы (Дан. 8:16, Лк. 1:19, Иуд. 1:9, 1 Фес. 4:16). Данные тексты свидетельствуют об иерархичности Ангелов и называют некоторые чины. Традиционно на основании слов апостольских из Послания к ефесянам (1:21) предполагается, что есть чины ангельские, наименования которых нам неизвестно, но будет открыто в грядущем Царствии (5). Само наименование чинов символизирует вид служения.

В православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к ниже стоящим.

Такой строй иерархии и вообще ангелология представлены в Corpus Areopagiticum. Согласно учению, изложенному в данном корпусе, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая триада: серафимы , херувимы , престолы ; вторая триада: господства , силы , власти ; и третья триада: начала , Архангелы , Ангелы .

Таким образом, ниже находящиеся чины Ангелов приобщаются благодатного освящения не непосредственно от Бога, а через вышестоящую триаду ангельской иерархии.

Ангел Хранитель

Надо сказать, что в святоотеческой письменности встречается и другой порядок наименования Ангелов, но, как правило, и в этих случаях иерархия представлена девятичинной.
В Священном Писании нет выражения Ангел Хранитель, но есть близкие по смыслу выражения, например, Ангел-наставник (Иов. 33:23) и целый ряд других выражений, указывающих, что к людям представлен ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10),

«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8), «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян.12:15). В чинопоследовании Таинства Крещения говорится об ангеле света, который дается крещаемому: «Сопрязи животу его ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, и от мечтаний лукавых».

По учению Церкви, принявшие крещение получают духовную помощь от приставленных ангелов-хранителей: «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», - пишет прп. Иоанн Дамаскин (6).

К Ангелам Хранителям можно обращаться с молитвой, то есть следует говорить о наличии в православной традиции молитвенного почитания ангельских сил. Однако Церковью всегда осуждалось, когда почитание ангелов переростало в некое поклонение с чертами языческих верований. Уже апостол Павел пишет: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов» (Кол. 2:18). Толкуя этот текст, святые отцы (7) говорят о существовании в апостольские времена мнениий некоторых неправомыслящих, кто полагал, что именно ангелы являются посредниками между Богом Отцом и людьми, а не Господь Иисус Христос, и поэтому им, ангелам, необходимо служить. Видимо, это мнение было распространено еще несколько веков после времен апостольских, так как Лаодикийский Собор (364 г.) 35-м своим правилом постановил: «Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению».

Епископ Сильвестр (Стойчев)

Примечания:

1. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

2. Лосский В. Н. Догматическое богословие. Часть III (12).

3. Большинство факторов, приводящих нас к греховным поступкам, связаны с телесными немощами. Отсутствие тела у ангелов обозначает и отсутствие этих немощей, которые, с одной стороны, могут привести к греху, с другой, преодолеваются при помощи Благодати. Именно поэтому у прп. Дамаскина возможность покаяния ставится в прямую зависимость от тела, а отсутствие телесности рассматривается как причина невозможности покаяться: «Он неспособен к покаянию потому, что бестелесен» // Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

4. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

5. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам... А откуда видно, что сил более вышеупомянутых и что есть силы, которых и имен мы не знаем? Павел, сказав то, упоминает и об этом, когда говорит о Христе: посадил Его превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем».

6. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

7. «Что же означают все эти слова? Некоторые говорили, что мы должны быть приводимы к Богу не через Христа, но через ангелов, потому что приведение через Христа больше того, чем нужно для нас»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Т. 2. С. 534; Феодорит Кирский, блж. «Защитники закона внушали воздавать почтение ангелам, говоря, что ими дан закон»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Т. 2. С. 54

Слово «ангел» означает «вестник». доставляют нам сообщения от Божественного Разума нашего Создателя. Они - как дар нам от Бога, чтобы мы всегда помнили о своей Божественной природе , оставаясь добрыми и любящими, открывали и развивали свои таланты - ради блага этого мира - и берегли себя от любого вреда. Ангелы направляют нас с другими людьми, в вопросах здоровья, карьеры и даже финансов.

Они находятся рядом с нами для того, чтобы воплотить Божественный план Всеобщей гармонии. Наши ангелы помогают нам успокоиться, потому что даже один умиротворенный человек дает начало целому миру гармоничных людей , что само по себе приравнивается к гармонизации мира.
Вот почему ангелы всегда так стремятся исполнить наши просьбы - любым способом, желая нам безмятежности. Мы не можем побеспокоить их или отнять у них время, когда просим о «небольших» одолжениях. Они прекрасно понимают: мелкие проблемы ведут к большим стрессам. Поэтому для наших ангелов величайшее удовольствие заключается в том, чтобы помочь нам, как можно полнее, преодолеть препятствия на нашем пути и достигнуть цели, сохранив душевное спокойствие, умиротворение и покой в душе.

, бесспорно, способствуют нашему внутреннему росту и приводят к духовным прорывам, но ангелы убеждены: благодаря спокойствию наши биоритмы и творческие способности будут более открыты созидательным идеям Вселенной, а наши тела будут дольше служить нам и функционировать в здоровом режиме. Таким образом, с каждым новым днем наши взаимоотношения с миром, с окружающим и с собой будут расцветать все больше, и мы сами начнем превращаться в лучезарный пример Божественной любви.

Регулярно, хотя и нечасто, я получаю письма, в которых меня укоряют в поклонении ангелам. Авторы стремятся акцентировать мое внимание на том, что нам следует почитать только Бога.

Я всегда отвечаю на эти письма одинаково, с любовью.

Мы часто совершаем ошибку, предполагая что-то о другом человеке, еще не проверив всех фактов. Каждый, кто читал мои книги - хотя бы одну из них, слушал мои аудиопрограммы или посещал мои семинары, знает: я всегда ставлю акцент на том, что все есть - только Бог! Ангелы не стремятся занять его место и не ждут поклонения.

Бог повсюду. Божественное живет внутри всех - меня, вас, ангелов. Вне зависимости от того, что не все хотят это признавать. Например, некоторые из моих слушателей, испытывавших проблемы с официальной религией, не хотят даже слышать об этом! Такое бывает, если женщина в детстве или юности подвергалась насилию со стороны отца; она может начать отвергать все отцовские фигуры - и Бога в том числе. (Бог, конечно, является двуполой силой, то есть и Матерью, и Отцом одновременно, однако я предпочитаю использовать в отношении него местоимение мужского рода «он», чтобы избежать использования нелепой конструкции Он/Она.) Или, бывает, кто-то из исповедующих официальную религию причинил вред другому верующему человеку, который после этого может начать отрицать все, что хоть как-то связано с верой, даже духовных наставников и ангелов-хранителей. А может случиться так, что кому-то сама идея Божественного кажется абсурдной, поэтому он или она просто перестает думать обо всем, что имеет отношение к духовности. Есть люди, испытывающие вину за тот образ жизни, который они ведут, а потому они очень боятся, что Бог их накажет; им легче блокировать в себе любую возможность осознания Высшей Силы - им так спокойнее: «Вдруг Бог попытается начать контролировать меня и заставит отказаться от привычного образа жизни?»

Некоторые студенты и читатели интересуется у меня, нормально ли это - напрямую разговаривать с Богом или ангелами, не богохульство ли это? В ответ я всегда настаиваю на том, чтобы люди следовали своим собственным убеждениям. Тем более что если Бог, вознесенные мастера и ангелы на самом деле представляют собой одно целое, то почему прямое обращение к ним должно считаться чем-то предосудительным? Разве таким образом вы не получаете подарок, который Небеса преподносят вам? Вы же не объединяетесь с ангелами в мятежном заговоре против Бога! Ангелы - так же как и ваше высшее «Я» - никогда не будут бросать вызов Божественной воле, поэтому у вас практически нет шансов совершить ошибку.

Ангелам известно о нас все - и то, что мы предпочли бы от них скрыть, и то прекрасное, о котором мы даже не подозреваем. Бог, являясь всецело любящим, не знает ничего, кроме любви. Создатель может сказать вам, что ваше сознание закрыто от него, и вам снится плохой сон, но Он не может рассказать вам, в чем состоит его значение.

Ангелы являются мостом между истиной и кошмарными иллюзиями наших проблем. Они помогают нам вернуться из этого кошмара к бодрствующему состоянию счастья, здоровья, гармонии и изобилия. Они работают в союзе с высшим «Я» каждого из нас и с душой, с которой мы связаны в Духе , например, с Иисусом, Моисеем, Куан Йином, Святым Духом, Буддой, Йоганандой и многими другими. Ангелы не оценивают наши убеждения. Напротив, они работают с нашими настоящими мыслями, таким образом достигая нас.

Во многих религиях мира присутствуют ангелы-хранители в том либо ином виде. Данных существ считают святыми, крайне важными для человека, мощными и миролюбивыми. Основным их предназначением является защита человека, которого они охраняют, от всяких напастей и бед. Ангелам-хранителям молятся, прося о помощи в трудных жизненных ситуациях. Кроме этого, считается, что к ним следует обращаться перед серьезными мероприятиями: длительными поездками, важными совещаниями и так далее. Кто же они такие и откуда появились?

Значение слова «ангел»

Данное слово пришло к нам из Греции. На греческом оно означает «вестник» - тот, кто приносит известия, новости. О существовании ангелов, как ни странно, люди знали задолго до появления христианства. Практически все народы мира верили в существование невидимых сущностей, которые помогали людям.

Персы называли своих хранителей «феруэрами», в суфийской религии они были «муваккали». В Древнем Риме существовал дух-защитник и покровитель, которого называли «гением». Римляне верили, что это существо рождается вместе с человеком, после чего определяет его судьбу и сопровождает его по жизни.

Максимально полноценные сведения об ангелах содержатся в христианской религии, а также иудаизме (Библия и Тор). В вышеперечисленных текстах описываются невидимые существа, которые защищали людей. Они имеют прекрасную внешность и являются более совершенными, чем люди. Ангелов сотворили раньше людей, поэтому у них имеются особые способности. Все ангелы составляют «небесную армию», в которой все построено на строжайшей иерархии.

Основным предназначением ангелов в христианской религии является защита мира, в котором живут люди. Эти сущности могут управлять стихиями, людьми, животными благодаря особой «благодати», которая придает им силу.

Ангельские чины

Согласно Священному Писанию, вышесказанных существ принято делить на 9 чинов. Максимально приближенными к Богу являются: серафимы, престолы и херувимы. Серафимы всегда изображались рядом с троном Господа. В целом, по внешности они напоминают человека, но имеют особую черту – 6 крыльев (у обычного ангела крыльев всего 2). При полете серафимы двумя крыльями закрывают свое лицо, еще двумя – ноги, а остальными двумя машут. Они постоянно поют песни, восхваляющие Бога.

Облик херувимов совершенно иной. Их однажды изобразил пророк Иезекииль, в своем видении небесной колесницы. У херувимов имеется 4 крыла и 4 лица. Ступни их ног напоминают ступни тельца и отблескивают как драгоценный металл. Лица херувимов – самая особенная черта. Человеческим у них является только одно лицо, а остальные животного происхождения. Таким образом, с одной стороны от человеческого лика у херувима находится львиная морда, а с противоположной – морда тельца, за которой находится лик орла. Этих ангелов всегда окружают толпы праведников, а также подобные им существа, только низкого чина. К слову, о других ангельских «званиях» известно меньше.

Многочисленные картинки, фантастические фильмы и видео показывают нам именно ангелов и архангелов. У христиан самыми известными из архангелов являются:

  • Михаил – кто как Бог;
  • Гавриил – муж Божий («муж» - «мужчина»);
  • Рафаил – целитель Божий;
  • Уриил – свет Божий;
  • Салафиил – молитва к Богу;
  • Ифремиил – Божья высота;
  • Иегудиил – Божья хвала;
  • Варахиил – благословенье Божье.

Мусульмане, в свою очередь, считают самыми важными следующих архангелов:

  • Гавриила – ангела откровения;
  • Михаила – покровителя;
  • Израила – ангела Смерти;
  • Израфила – ангела воскресения.

Вышеперечисленным святым особам подчиняются тысячи обычных ангелов, которые следят за человеческими поступками. Несмотря на то, что ангелов всегда считали невидимыми, их часто рисовали. Самое интересное, что облик ангелов менялся со столетиями. В первые века после появления христианства ангелов рисовали обычными людьми, не имеющими крыльев, но с прекрасной внешностью. Позже ангелов дополнили огромными крыльями, с помощью которых они могли перемещаться от Бога к миру людей.

Почему ангелы являлись людям

Зачастую ангелы приходили к тем, кому необходим был совет, чтобы предупредить его, указать правильный путь и предотвратить совершение ошибок. В Библии описывается несколько встреч с ангелами, которые являлись известным библейским персонам: Моисею, Аврааму, Иисусу, Навину, Давиду, Иакову. В современном мире иногда фиксируются случаи, когда к обычным людям являются их ангелы-хранители, предупреждая их о чем-то либо советуя.

Например, иногда у нас случаются такие ситуации, когда мы чувствуем, что что-то должно пойти не так. Считается, что это наши хранители предупреждают нас о беде. После такого предупреждения нам остается решить, стоит ли делать задуманное, или лучше воздержаться. К слову, ангелы, как считается, больше заботятся о нашей душе, поэтому берегут нас от грехов.

С ангелами-хранителями можно общаться

Конечно же, речь не пойдет об обычном общении. С ангелами мы можем поддерживать духовную связь. Мы просим наших хранителей о помощи мысленно. Существует много примет и поверий касательно общения с невидимыми хранителями. Считается, что существует два типа хранителей: «земные» и «небесные». Первыми становятся души умерших родственников, которые продолжают сопровождать родного, и берегут его от неприятностей. «Небесные» ангелы-хранители, в свою очередь, происходят от Бога.

В православии считается, что человека опекает не только его хранитель, но и святой, имя которого он носит. Именно поэтому так важно грамотно подобрать имя ребенку, особенно то, под которым его будут крестить. К слову, ребенок может носить 2 имени: одним его будут называть окружающие, а под вторым его будут крестить.

Многим родители в детстве рассказывали о том, что за правым плечом человека стоит ангел, а за левым – бес. Когда человек долго не может решиться на какой-либо поступок, они начинают советовать ему, причем ангел советует хорошее, а бес – плохое. Кстати, примета «плевать через левое плечо» тоже связана с вышесказанным. «Плевать» следует, если человек замечает, что его пытаются сглазить.

С детства многие из нас знают, что на ночь на подоконнике нельзя оставлять острые предметы, иначе ангел-хранитель не сможет охранять человека. Кроме этого считается, что за несколько дней до дня рождения ангел покидает человека. Через несколько дней после праздника хранитель снова возвращается. Несмотря на это, в самых сложных ситуациях покровитель всегда придет на помощь и защитит человека.

Сколько ангелов-хранителей у человека

Считается, что у некоторых людей, которые при жизни выполняют особую миссию, имеется несколько покровителей. Зачастую их количество не превышает трех, но бывает, что человека охраняют сразу девять ангелов.

Много хранителей может быть у любого человека, независимо от его статуса и положения в обществе. Он может быть бедным, бездомным, калекой, это не имеет значения. Главное, что у него должен быть талант к чему-то, он должен иметь душевную чистоту и веру.

Тех, у кого хранитель всего один, в древности считали несчастными. Им старались выбрать такое имя, которое носило несколько святых одновременно. Таким образом, можно привлечь покровителей и увеличить их количество, исправив в положительную сторону свою судьбу. Современные экстрасенсы тоже часто советуют поменять имя человеку, если его в жизни постоянно преследуют неудачи.

Агни-йога и ангелы-хранители

Приверженцы данного учения считают, что хранитель появляется у человека задолго до его рождения, когда рождается его душа. Именно тогда данная душа «программируется» - ей определяют характер, жизненную миссию, составляют последовательность событий, благодаря которым человек сможет научиться определенным качествам. Если хранителю какое-либо решение сущностей, которые определяют судьбу, покажется сильно жестоким или неоправданным, он может вмешаться и исправить судьбу – выпросить для своего подопечного еще один шанс на принятие правильного решения.

Когда человек появляется на свет, его хранитель продолжает сопровождать его, помогая преодолеть жизненные трудности, задуманные «святыми программистами». Ангел направляет подопечного в правильное жизненное русло, помогает справиться с программой обучения души и добиться успеха.

Когда человек умирает, хранитель временно передает его душу Смерти, которая очищает ее от ненужных энергетических оболочек, подготавливая к реинкарнации.

К хранителям можно обращаться с различными молитвами: просить о помощи, исцелении и так далее. Единственное, чего они не могут, это наказать обидчиков, так как такое действие является грехом. Поэтому просить об этом бесполезно. Также ангелы не могут изменить судьбу подопечного, если он расплачивается за свои грехи и грехи из прошлых жизней.

В православии к ангелам-хранителям принято обращаться молитвами:

  • «Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь»;
  • «Ангел мой, возьми меня под свою святую опеку, не умеющего - научай, страдающего - утешай, от опасности спасай, в делах помогай, да будет добрая воля твоя, во веки веков. Аминь».

Кроме этого, религия утверждает, что наши хранители слышат нас постоянно, поэтому общаться с ними не обязательно молитвами. Достаточно простых слов, но только если они искренние. Человек должен просить своего хранителя только о хорошем. В обратном случае, помочь он не сможет.