Обереги

От телетанка к танку-роботу. От телетанка к танку-роботу История танковых систем управления

В четверг сирийские повстанцы захватили боевой танк регулярной армии и воспользовались им для атаки на силы президента Башара Асада. Но можно ли управлять танком без специальной подготовки?

Сложно, но возможно. К счастью для Сирийской свободной армии, некоторые ее солдаты прошли подготовку до того, как сбежали из правительственных сил. Научиться управлять танком без специальных курсов значит действовать «методом тыка», что требует немалого терпения и удачи.

Дело в том, что на панели управления расположено около ста кнопок, шкал и переключателей, которые отвечают за турбины, оружие, средства связи, электронное оборудование, противопожарные системы, гироскоп и т.д. Не говоря уже о целом наборе сложных систем, которые находятся в двигателе.

Куча кнопок, море указателей и лес рычагов

Большая часть элементов управления сопровождается сокращениями, которые совершенно ничего не говорят непосвященному. Все это чрезвычайно затрудняет даже такую банальную вещь, как поиск кнопки запуска двигателя или рычага коробки передач (в некоторых старых моделей нужно было еще несколько минут прогревать мотор перед тем как тронуться). Отпустить тормоз тоже бывает непросто: во многих танках водитель должен одновременно снять ногу с педали и потянуть за рычаг.

Как только все эти базовые этапы пройдены, управление танком становится относительно интуитивным. Педали тормоза и акселератора работают так же, как и в обычной машине. В более современных танках установлен напоминающий о самолетах штурвал, тогда как в более старых моделях для этих целей используются два рычага. Если потянуть за правый рычаг, правая гусеница замедляет ход, что позволяет танку повернуть в этом направлении. Левый рычаг, как несложно догадаться, позволяет сделать обратное.

Новые боевые танки оборудованы автоматической коробкой передач - в отличие от старых моделей (в том числе и захваченного в четверг повстанцами танка советского производства), которые требуют ручного переключения скоростей. В некоторых установлено целых три педали сцепления, что, однако, не мешает им легко глохнуть.

Начинающие обычно учатся вести танк, высунув голову из люка. Тем не менее, в боевой обстановке водителю необходимо ориентироваться с помощью перископов, что может стать для новичка нетривиальной задачей.

Равнины, скалы и грязь

На ровной поверхности современный боевой танк может развить скорость более 95 км/ч. Тем не менее, на пересеченной местности ему приходится держаться крейсерской скорости в 16-25 км/ч. Особой осторожности в выборе пути не требуется, так как машина рассчитана на то, чтобы ездить практически по чему угодно. (В танковых школах, которые в большей степени распространены в Великобритании, чем в США, ученикам позволяют давить автомобили так, что от кузова остается блин толщиной не более чем в 30 сантиметров).

Тем не менее, если местность покрыта жидкой грязью, осторожность не помешает. Если корпус танка войдет в соприкосновение с твердой поверхностью в то время, как гусеницы загребают «пустоту», он безнадежно застрянет. И чтобы сдвинуть его с места, вам понадобится помощь другого танка. Еще одно возможное решение - это положить перед гусеницами ствол дерева и постепенно продвигать танк вперед на равную его длине дистанцию, пока он не выберется из грязи.

Пушка

Если кто-то еще не догадался, пушкой пользоваться - не менее сложно, чем управлять танком. Для вращения пушки и управления электронными устройствами служит сразу множество кнопок. К тому же, определить, какая из них отвечает за выстрел, тоже непросто. Предназначенная для стрелка обзорная система очень сильно увеличивает окружающий пейзаж, в результате - следить за обстановкой ему еще сложнее, чем водителю.

В истории бывали случаи, когда водителям-самоучкам удавалось заставить танк тронуться с места. Так, например, в 2006 году венгерские активисты сели в танк Т-34 времен Второй Мировой войны, в котором они проехали около ста метров… однако, затем старый зверь остановился прямо перед линией заграждения полицейских отрядов из-за нехватки топлива. В баке было от силы 0,3 литра солярки.

На предвкушении сказываются и рассказы о могучих героях-танкистах Великой Отечественной войны, ворочающих Т-34 рычагами без гидравлики, и эпизодическая поездка «пассажиром» на громыхающей БМП.

В принципе, рассуждения верные: снаружи танк и вправду не может и не должен быть чистым, а хорошая спортивная форма оказывается кстати, когда хочешь аккуратно опустить свое тело в небольшой люк, не испачкав ногами сиденье. Однако более близкое знакомство с Т-72Б3 не оставило и следа от снисходительного скепсиса. Танк произвел на меня впечатление чрезвычайно сложной и в то же время хорошо продуманной машины. Уверен, что это самая надежная техника, которой мне приходилось управлять: кажется, сломать или испортить что-либо здесь человеку не под силу. Вместе с тем это и самая дорогая машина в моем послужном списке: танк можно было бы «сменять» на целый гараж роллс-ройсов.

Не верьте журналистам, которые жалуются, что в Lamborghini трудно садиться. Тот, кто научился аккуратно опускать себя в люк танка, запросто запрыгнет хоть в болид «Формулы-1».

Управление танком не сильно отличается от автомобильного: газ, тормоз и сцепление на своих законных местах, разве что вместо руля — рычаги. Хитрость в том, что еще до начала движения необходимо запомнить расположение всех органов управления и научиться находить их на ощупь. В походном положении механик-водитель высовывает голову из люка, диаметр которого едва превышает ширину плеч, поэтому ни рычагов, ни педалей, ни каких-либо рукояток или кнопок ему не видно. В боевом положении с закрытым люком в кабине тем более не осмотришься — темно.

Самый важный рычаг, который нужно уметь находить «с закрытыми глазами», управляет подъемом и опусканием кресла. Мне потребовалось немалое самообладание, когда на полном ходу в походном положении я вдруг провалился вниз и перестал видеть дорогу.

«Боевой» специфики машины никто не отменял: на педали сцепления и особенно тормоза здесь нужно давить изо всех сил, разгибая ногу в колене и упираясь пятой точкой в кресло. Зато 39-литровому дизелю абсолютно все равно, насколько плавно вы отпускаете сцепление, а средняя педаль чаще используется в качестве так называемого «горного тормоза»: если продавить ее почти до пола, срабатывает фиксатор. На равнинной местности «горный тормоз» служит отличным «ручником».

Заводится танк двумя кнопками: одна запускает масляный насос, а вторая — стартер. А дальше все привычно: выжимаю сцепление, включаю первую передачу, даю газу… Поехали!

На ходу танк… легок. Наушники неожиданно комфортного шлемофона оберегают уши и от шума, и от холода. По словам командира, с такой защитой даже стрельба из пушки не кажется громкой. Наверняка вы не раз слышали, что 2,5-тонные лимузины за счет большой инерции практически не замечают колдобин на асфальте. Представьте себе, насколько плавно плывет по грунтовке махина в 46 т. Конечно же, и на большой танк найдется большая канава, но наш тест прохождения серьезных препятствий не предусматривал.


Простота управления танком — кажущаяся. Одно дело прокатиться по полигону, совсем другое — провести широченную машину по узкому следу минного трала или понтонному мосту, преодолеть брод, не похоронить аппарат в не замеченной вовремя канаве. Внедорожные способности танка не столь велики, как может показаться: траки траками, а 46 т никто не отменял. Современный танк — сложная боевая машина, у которой более 200 различных органов управления. Правила требуют, чтобы ремонт танка мог производиться силами экипажа, и это требование относится не только к конструкции машины (вес гусеничных звеньев, например), но и к квалификации бойцов. Так что до настоящих танкистов нам — как до звезды.

Рычаги управления на Т-72Б3 гидравлические, поэтому работать ими легко. У танка две одинаковые коробки передач (семь скоростей вперед и одна назад), каждая из которых приводит в движение свой гусеничный трак. Потянув на себя левый или правый рычаг, вы переключаете соответствующую коробку на одну ступень ниже. К примеру, если вы движетесь на первой скорости и тянете левый рычаг, левый трак останавливается, и танк поворачивает на месте с радиусом поворота, равным ширине машины. Если же вы едете на третьей передаче, то при повороте налево на левом траке включится вторая. Потянув оба рычага сразу, вы временно перейдете на вторую скорость.


Самое интересное в управлении танком — это то, что радиус поворота машины находится в жесткой зависимости от включенной передачи. Поэтому, для того чтобы ездить на танке быстро, требуется некоторая сноровка и глазомер. Заметьте, рычаги не притормаживают траки, а переключают передачи, поэтому поворот включается и выключается резко. Для автомобилиста это весьма непривычно.

Езда в боевом положении и вовсе напоминает старомодную компьютерную игру: в перископ видно область от левого до правого «крыла», «прицеливаться» помогает прочерченная центральная линия. К габаритам привыкаешь довольно быстро, а вот к посадке — нет: сидеть приходится, сильно наклонившись вперед. Распрямить спину с закрытым люком для механика-водителя непозволительная роскошь.

И нет, мы сейчас не о World of tanks или симуляторах. Мы говорим о реальных боевых машинах, которые одним выстрелом могут спокойно разнести дом. Почему заговорили на эту тему? А почему бы и нет. Танк - тоже самоходная машина, и им тоже как-то управляют.

Поэтому отвлечемся от реек и насосов и поговорим о системах управления движениями танков.

История танковых систем управления

Первым танком, который использовали в боевых действиях, стал британский тяжелый танк Mark I. Это произошло 15 сентября 1916 года во время битвы на реке Сомма. В первой в истории танковой операции участвовало 144 танкиста на 18 танках Mark I.

Первый британский тяжелый танк Mark I

С тех пор прошло больше 100 лет. За это время мировое танкостроение шагнуло далеко вперед, а каждое следующее поколение танков было мощнее, быстрее, крепче и опаснее предыдущего. Само собой, что системы управления танком также постоянно модернизировали и улучшали, чтобы добавить танкам маневренности, подвижности, устойчивости и проходимости.

Так как же выглядит рулевое управление танков? Сейчас узнаете.

Сразу уточним, что и в старых, и в современных танках нет рулевого управления в обычном понимании этой фразы. Нет или редуктора, нет электроусилителей или гидроусилителей руля.

Начнем с рулевого управления первых танков, таких как Mark I. Чтобы управлять первым британским танком, нужна была слаженная работа половины команды (т.е. 4-х из восьми членов экипажа):

  • водитель танка переключал центральную механическую 2-х ступенчатую коробку передач и координировал работу остальных членов команды;
  • командир танка управлял бортовыми тормозами;
  • два помощника водителя отвечали за работу бортовых коробок передач.

Бортовые коробки передач и тормоза соединяли с ведущими задними колесами. Когда танк двигался прямо, оба колеса крутились с одинаковой скоростью за счет работы центральной коробки передач.

Чтобы развернуть танк, например, вправо, главный водитель переключал центральную коробку передач танка на первую скорость и давал команду на разворот в нужную сторону. Помощник водителя, который отвечал за работу левой бортовой коробки, переключал механизм на вторую скорость, чтобы левая гусеница начала двигаться быстрее правой, и танк начал разворачиваться вправо. Нужно повернуть влево? Второй помощник водителя увеличивал скорость движения правой гусеницы.

Когда танк заканчивал поворот в нужную сторону, помощники водителя переключали коробки на одинаковые скорости и выравнивали боевую машину. Бортовые тормоза использовали, чтобы уменьшить угол разворота и быстрее повернуть танк в нужную сторону. У первых танков не было заднего хода, поэтому чтобы поехать в обратном направлении, танк разворачивали на 180 градусов.

Прорывом стало рулевое управление танка Mark V, ведь управлять танком мог один человек. Mark V стал первым танком, в котором избавились от бортовых коробок передач, заменив их бортовыми фрикционами, и оборудовали полноценное рабочее место для водителя.

Трофейный британский Mark V на постаменте в Луганске

Теперь, чтобы повернуть танк в нужную сторону, водитель просто дергал за рулевые рычаги, которых было два - правый и левый. Рычаги отвечали за работу, соответственно, правой и левой гусениц. Нужно повернуть вправо? Водитель тянул правый рычаг на себя, правый фрикцион замедлял скорость движения правой гусеницы, и танк поворачивает вправо. К слову, на Mark V уже стояла не 2-х, а 4-х ступенчатая механическая коробка передач и теперь водитель мог лучше корректировать угол поворота на разных скоростях.

После первых удачных полевых испытаний рычажную систему управления начали использовать и в других танках. Британцы, французы, русские, немцы, итальянцы, шведы, американцы, японцы и китайцы устанавливали рычажную систему или ее модификации в свои танки. Конструкция системы настолько простая и неприхотливая, что советские танкостроители использовали рычаги для управления танками вплоть до 1980-х годов. Китайские и японские танки также долгое время оснащали только рычажными системами управления.

В то же время инженеры других стран постоянно работали над новыми системы управления боевыми машинами. Снова отличились британцы, которые в 1919 году провели первые полевые испытания танков с рулем, а не рычагами. Первыми танками с рулевым, а не рычажным управление, стали машины Vickers A4E11 и A4E12. Кстати, оба танка были плавающими.

В 1933 году уже советские ученые заменили рычаги на руль. Первым советским танком с рулем стал плавучий Т-37А. Однако, такая система управления была дороже и сложнее привычной рычажной. Поэтому в СССР от рулей в танках быстро отказались.

А вот союзники, а затем главные соперники СССР во Второй мировой войне оказались гораздо дальновиднее. Еще в 1930-тые годы немцы начали массовую модернизацию танков и других боевых машин. В результате немецкие танки стали первыми не плавающими танками, которыми управляли с помощью штурвалов, похожих на обычный руль. А самым популярным немецким танком с такой рулевым управлением стал Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 или проще говоря "Тигр".

Отреставрированный немецкий "Тигр"

Органами управления "Тигром" были руль, педали газа, сцепления и тормоза, два рычага основного и вспомогательного стояночного тормоза, рычаг коробки передач. По бокам от сиденья устанавливали аварийные рычаги управления, которые использовали, когда основная система управления выходила из строя. По сути, чтобы научиться управлять танком, достаточно было уметь управлять автомобилем.

Теперь водителю танка, чтобы повернуть машину вправо или влево, нужно было просто повернуть руль в нужном направлении. Как и прежде угол поворота зависел от скорости движения танка. "Тигры" оборудовали 12-ти ступенчатыми коробками передач - 8 передач для движения вперед и еще 4 передачи для заднего хода. И хотя немецкие "полосатые" были очень тяжелыми, опытный механик-водитель мог развернуть танк на 360 градусов практически на месте. И все благодаря задним передачам. Во время разворота одна из гусениц двигалась вперед, а вторая - назад, чтобы обеспечить разворот на месте. Во время поворотов в движении одна из гусениц просто двигалась быстрее другой.

Немецкие тяжелые танки, которые строили после "Тигра", оснащали рулями. А во время Второй мировой войны немцы переоборудовали большое количество средних и легких танков, самоходных противотанковых и артиллерийских установок, и заменили старые рычажные системы управления на более совершенные рулевые системы.

Как вы думаете, кто еще догадался массово заменить старые рычаги в танках на руль? Нет, не британцы. Этими умниками стали американцы, хотя они пришли к такому решению намного позже немцев. Самым массовым американским танком со штурвалом был М4 "Шерман". Танки "Шерман" участвовали во Второй мировой войне и были намного подвижнее и маневреннее немецких тяжеловесов.

Американский Sherman M4A4 в одном из французских исторических музеев

Рабочее место водителя "Шермана" было оборудовано штурвалом, двумя рычагами тормозов (для правой и левой гусениц), педалью сцепления, рычагом 5-ти ступенчатой коробки передач, ручным стояночным тормозом, а также ножным и ручным акселератором. Рычаги тормозов были оборудованы сервотроником, которые выполняли роль усилителей. У МКПП было 4 скорости для движения вперед и одна задняя передача.

После Второй мировой войны большинство танков выпускали со штурвалами и рулями, а рычаги использовали только как аварийную систему управления для случаев, когда основная система управления выходила из строя. Со временем даже закостенелые русские и китайские танкостроители начали ставить в танках штурвалы вместо рычагов.

Современные системы управления танками

Сейчас большинство танков, которые стоят на вооружении стран мира, оборудованы модернизированными системами управления, но главным инструментом для поворотов машин был и остается похожий на автомобильный руль штурвал.

Яркий пример современной боевой машины со штурвалом - украинский танк БМ "Оплот", который входит в десятку лучших танков мира. Экипаж танка состоит из 3-х человек - командира, механика-водителя и наводчика. Место водителя танка "Оплот" оборудовано штурвалом, педалями газа и тормоза, рычагами 12-ти ступенчатой автоматической КПП и стояночного тормоза.

Полевые испытания украинского танка БМ "Оплот"

Французский AMX-56 Leclerc - еще один представитель танковой индустрии с отлично сбалансированной системой управления. К слову, французский танк считается одним из самых маневренных в мире.

Однако не стоит думать, что танковые инженеры остановились на достигнутом и до сих пор никто не придумал альтернативной системы управления танком. Одной из альтернатив танковым штурвалам могут стать... джойстики.

Начиная с 2013 года российские инженеры работают над новой системой управления для танка Т-90МС, которая позволит заменить штурвалы технологичными и высокоточными джойстиками. Такая модернизация позволит сократить количество экипажа до 2-х человек - командира, который также будет выполнять роль водителя, и наводчика. При этом в танке прозапас оставят оборудованное место водителя со штурвалом. Таким образом, если джойстик выйдет из строя, командир может пересесть на старое место водителя и продолжить управлять танком.

Так что, кто знает, возможно, современные геймеры, которые вовсю рубятся в танковые симуляторы на компьютерах и приставках, через 5-10 лет станут очень востребованными военными кадрами благодаря навыкам управлять виртуальными боевыми машинами с помощью обычных игровых джойстиков. Поживем - увидим!

ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННО УПРАВЛЯЕМЫХ ТАНКОВ

А. И. ЛУКЬЯНОВ, Я. Д. ЛЮБИШКИН

Интерес к дистанционно управляемым танкам воз-растает с развитием радиоэлектроники и все бо-лее широким внедрением робототехнических устройств. Действительно, такие машины удобно использовать при отработке новых систем в опас-ных для экипажа условиях, например, испытания на живучесть; проверка комплекса вооружения на реально движущихся целях; оценка противоминной стойкости танка; новые способы форсирования водной преграды; проверка защиты от атомного оружия и т. п.

Система дистанционного управления, которой был оборудован танк Т-54 для специальных испытаний в 1982 г., обеспечивала пуск двигателя, трогание танка с места, управление движением, повороты, остановки, а также дистанционный контроль испы-туемой системы. Двигаясь по полигону, радиоуп -

равляемый танк обстреливался снарядами в усло-виях, приближенных к боевым .

На учениях 1981 и 1983 гг. из дистанционно управ-ляемых танков были скомплектованы подразделе-ния по 15—20 машин (всего 120), которые имити-ровали контратакующие силы противника. Для этого использовались самоходные установки СУ-100, изготовленные в период Великой Отечест-венной войны на базе танков Т-34.

По единой команде с двух пунктов управления СУ-100 начинали движение на «поле боя», ведя «огонь» имитационными зарядами, установленны-ми в стволах пушек. Атакующие подразделения вели «огонь» из танков, ПТУР, гранатометов и противотанковой артиллерии.


Учения позволили оценить как степень выучки личного состава подразделений, так и эффектив-ность действия оружия. Использование дистан-ционно управляемых ВГМ подтвердило целесооб-разность создания таких машин и для мирного, и для военного времени. В связи с этим возникала необходимость иметь в войсках комплекты систем дистанционного управления, которые могли бы устанавливаться достаточно быстро на серийные машины.

Ведение стрельбы по движущимся реальным це-лям позволяет войскам лучше отрабатывать взаимодействие танков и подразделений, вести огонь более эффективно и целенаправленно. От-сутствие таких навыков приводит к тому, что одна и та же мишень поражается многими танками сра-зу, а другие остаются невредимыми. Например, на учениях 1984 г. против 25 дистанционно управляе-мых контратакующих танков действовал батальон танков Т-64А с приданной батареей ПТУР на БМП. Стрельба велась с места; танки-мишени двигались со скоростью 6...8 км/ч. Ввиду недоста-точного опыта целеуказания и корректировки огня в контратаке было поражено всего 48 % целей.


Из анализа всевозможных ситуаций следует, что дистанционно управляемые танки обычно не тре-буют дистанционного управления пушкой. Необхо-димые скорости движения этих танков не превы-шают 20. ..25 км/ч, а дальность «стрельбы» огра-ничивается расстоянием зрительной связи. Наблю-дение за ними возможно как невооруженным гла-зом, так и с помощью оптических приборов, в от-дельных ситуациях необходима телевизионная связь.

Следовательно, при оснащении такими системами серийных танков нет необходимости в дорогих и сложных устройствах. Танки-мишени с дистан-ционным управлением могут использоваться и в качестве ложных целей. Универсальные блоки управления устанавливаются в любой серийный танк, в том числе и устаревшей конструкции. Индивидуальное управление каждой мишенью ис-ключено, в связи с большой загрузкой каналов связи участвующих в бою (учениях) войск. Ма-шины пускаются группами, а затем управляются от гироскопического блока. Передача (первая или вторая) включается заранее. Остановка осуществ-ляется с помощью реле времени, а в аварийных ситуациях кнопкой «Стоп».

Наиболее целесообразным способом оборудования танка-мишени является установка съемных блоков (рис. 1). Основной съемный блок — блок управле-ния движением — устанавливается на место си-денья водителя и подключается тягами к педалям и рычагам машины. По такой схеме была выпол-нена система для танка Т-72. Она показала высо-кую эффективность, удобство работы и достаточ-но надежное управление на расстоянии 1—2 км на открытой местности. Управление осуществля-лось по радиоканалу.

Рис. 1. Съемные блоки дистанционно управляемого танка-

мишени:

1— блок управления; 2 — педаль подачи топлива; 3 — педаль тормоза; 4 — рычаг управления поворотом; 5 — рычаг переключения передач

Во многих случаях боевого применения радиоуп-равляемых машин от них не требуется ведения огня. При разведке боем прицельный огонь за-труднен тщательной маскировкой огневых точек противника. Однако ведение стрельбы, в особен-ности снарядами с головкой самонаведения, помо-жет вскрыть огневые точки противника. Живу-честь танка с дистанционным управлением долж-на быть выше обычной машины с экипажем. Более сложные системы дистанционного управле-ния потребуются для ведения прицельного огня. Кроме телеуправляемых танков появится необхо-димость в специальных машинах управления.


Рис. 2. Схема дистанционного управления с основной маши-ны (1) группой танкеток (2, 3), поражающих цель (4)


Исключить полностью экипаж в таких машинах не-возможно в связи с необходимостью технического обслуживания, транспортировки., управления в бою и на марше. Помимо сложности исполнения недо-статком такой схемы является большая загрузка каналов связи. Более интересна схема дистанцион-ного управления группой танкеток, вооруженных управляемыми снарядами (рис. 2). Танкетки экипажа можно использовать для поражения тан-ков с основной машины управления, а также в ка-честве универсального многоцелевого оружия пе-хоты, наблюдательного пункта артиллерии, агитмашины , машины радиационной и химической раз-ведки, минного заградителя и др.

В принципе возможно применение танков с робо-тами. Такая машина должна быть компактнее обычного танка за счет систем жизнеобеспечения и рабочих мест экипажа (кроме водителя). В этом случае также необходима специальная машина управления. Танки с роботами более живучи, по-скольку миниатюрные электронные блоки могут быть размещены в наиболее безопасных местах. При этом на каждом танке используется только один канал связи, обеспечивающий включение и выключение робота, корректировку команд, пере-дачу исходных данных.

Рассмотрим один из опытных вариантов системы дистанционного управления танками Т-55 и Т-72 (рис. 3). Схема этого варианта позволяет осущест-влять четыре режима управления.

Рис. 3. Схема дистанционного управления танка:

1 — блок управления вооружением (БУВ); 2, 21 — шлемофоны серийной радиосвязи; 3 — радиостанция; 4, 20 — аппараты танкового переговор-ного устройства; 5, 19 — кодирующие (декодирующие) устройства; 6 пульт управления командира танка; 7, 18 — программное устройст-во; 8 — вращающееся контактное устройство; 9 — насос, закачивающий масло в двигатель перед пуском; 10 — пусковое устройство (стартер, пневмоклапан ); 11 — механизм управления подачей топлива в двига-тель; 12 — механизм переключения передач; 13, 14 — механизмы пере-ключения рычагов поворота; 15 — механизм привода тормоза; 16 — блок управления движением; 17 — выносной пульт управления; 22 — привод механизма заряжания пушки; 23 — управление пулеметом; 24 — меха-низм подъема пушки; 25 — привод поворота башни; 26 — резервный ка-нал; 27 — включатель стабилизатора; 28 — включатель канала; цепи уп-равления: сплошные линии — прием сигналов и передача команд; пун-ктирные — передача команд другому танку; штрихпунктирные — дуб-лирование управления своей машиной; штриховые — обратная связь


Управление движением собственного танка — дублированное управление от командира и навод-чика. Нажимая на кнопки пульта управления 6,

командир танка передает команды через кодирую-щее устройство 5, аппарат 4 танкового переговор-ного устройства (ТПУ), через вращающееся кон-тактное устройство 8, и далее — на аппарат 20 ТПУ, декодирующее устройство 19 и блок управ-ления 16 движением. От последнего команды пере-даются на исполнительные механизмы.

Управление другим танком. В этом случае ис-пользуется только часть схемы — пульт управле-ния 6, кодирующее устройство 5, аппарат 4 перего-ворного устройства и радиостанция 3. В управляе-мой машине сигналы принимаются такой же ра-диостанцией 3 и передаются в систему: аппарат 4 ТПУ, декодирующее устройство 5 вооружения, аппарат 20 ТПУ водителя, декодирующее устрой-ство 19 движения и далее в схему по цепям управ-ления. Шлемофоны 2 и 21 на управляющей и уп-равляемой машинах используются при настройке линии связи перед началом перехода их на дис-танционное управление и для контроля передавае-мых сигналов.

Управление от программного устройства или робота. Программное устройство 7 для ведения огня и программное устройство 18 для управле-ния движением подключаются раздельно каждое в свою часть схемы — одно в башне, другое в кор-пусе. . Они заранее настраиваются на определен-ный цикл действий и при последующем включе-нии отрабатывают этот цикл. Настройка (ввод в память) команд производится по карте. Вместо программного устройства в схему может быть под-ключен робот, имеющий адаптивные элементы, счетно-решающие блоки с аналитической систе-мой для самостоятельной оценки условий движе-ния, для выбора маршрута и целей, открытия огня и др. Робототехническое устройство, обла-дая определенной самостоятельностью действий, имеет высокую степень защиты от помех. Для приведения в действие робота и получения возможности активного вмешательства в про-грамму система должна сохранять хорошо за-кодированную радиосвязь с машиной управления.


Управление по проводам. Этот режим может использоваться в отдельных, наиболее опасных для жизни людей, условиях: при испытании орудия или движении танка под водой. В этом случае управ-ление танком производится от выносного пуль-та 17: команды передаются непосредственно на блок управления исполнительными органами. Пи-тание цепей осуществляется от автономных источ-ников или от танковых аккумуляторных батарей. Аналогичный выносной пульт может быть подклю-чен и к схеме управления вооружением.

Вывод. Разработанная схема дистанционного уп-равления танком может быть использована как при визуальном наблюдении за полем боя, так и наблюдении с помощью телевизионных систем.

На предвкушении сказываются и рассказы о могучих героях-танкистах Великой Отечественной войны, ворочающих Т-34 рычагами без гидравлики, и эпизодическая поездка «пассажиром» на громыхающей БМП.

В принципе, рассуждения верные: снаружи танк и вправду не может и не должен быть чистым, а хорошая спортивная форма оказывается кстати, когда хочешь аккуратно опустить свое тело в небольшой люк, не испачкав ногами сиденье. Однако более близкое знакомство с Т-72Б3 не оставило и следа от снисходительного скепсиса. Танк произвел на меня впечатление чрезвычайно сложной и в то же время хорошо продуманной машины. Уверен, что это самая надежная техника, которой мне приходилось управлять: кажется, сломать или испортить что-либо здесь человеку не под силу. Вместе с тем это и самая дорогая машина в моем послужном списке: танк можно было бы «сменять» на целый гараж роллс-ройсов.


Управление танком не сильно отличается от автомобильного: газ, тормоз и сцепление на своих законных местах, разве что вместо руля — рычаги. Хитрость в том, что еще до начала движения необходимо запомнить расположение всех органов управления и научиться находить их на ощупь. В походном положении механик-водитель высовывает голову из люка, диаметр которого едва превышает ширину плеч, поэтому ни рычагов, ни педалей, ни каких-либо рукояток или кнопок ему не видно. В боевом положении с закрытым люком в кабине тем более не осмотришься — темно.

Самый важный рычаг, который нужно уметь находить «с закрытыми глазами», управляет подъемом и опусканием кресла. Мне потребовалось немалое самообладание, когда на полном ходу в походном положении я вдруг провалился вниз и перестал видеть дорогу.
«Боевой» специфики машины никто не отменял: на педали сцепления и особенно тормоза здесь нужно давить изо всех сил, разгибая ногу в колене и упираясь пятой точкой в кресло. Зато 39-литровому дизелю абсолютно все равно, насколько плавно вы отпускаете сцепление, а средняя педаль чаще используется в качестве так называемого «горного тормоза»: если продавить ее почти до пола, срабатывает фиксатор. На равнинной местности «горный тормоз» служит отличным «ручником».


Качаем трицепс
Не верьте журналистам, которые жалуются, что в Lamborghini трудно садиться. Тот, кто научился аккуратно опускать себя в люк танка, запросто запрыгнет хоть в болид «Формулы-1».

Заводится танк двумя кнопками: одна запускает масляный насос, а вторая — стартер. А дальше все привычно: выжимаю сцепление, включаю первую передачу, даю газу… Поехали!

На ходу танк… легок. Наушники неожиданно комфортного шлемофона оберегают уши и от шума, и от холода. По словам командира, с такой защитой даже стрельба из пушки не кажется громкой. Наверняка вы не раз слышали, что 2,5-тонные лимузины за счет большой инерции практически не замечают колдобин на асфальте. Представьте себе, насколько плавно плывет по грунтовке махина в 46 т. Конечно же, и на большой танк найдется большая канава, но наш тест прохождения серьезных препятствий не предусматривал.

Рычаги управления на Т-72Б3 гидравлические, поэтому работать ими легко. У танка две одинаковые коробки передач (семь скоростей вперед и одна назад), каждая из которых приводит в движение свой гусеничный трак. Потянув на себя левый или правый рычаг, вы переключаете соответствующую коробку на одну ступень ниже. К примеру, если вы движетесь на первой скорости и тянете левый рычаг, левый трак останавливается, и танк поворачивает на месте с радиусом поворота, равным ширине машины. Если же вы едете на третьей передаче, то при повороте налево на левом траке включится вторая. Потянув оба рычага сразу, вы временно перейдете на вторую скорость.

Самое интересное в управлении танком — это то, что радиус поворота машины находится в жесткой зависимости от включенной передачи. Поэтому, для того чтобы ездить на танке быстро, требуется некоторая сноровка и глазомер. Заметьте, рычаги не притормаживают траки, а переключают передачи, поэтому поворот включается и выключается резко. Для автомобилиста это весьма непривычно.

Езда в боевом положении и вовсе напоминает старомодную компьютерную игру: в перископ видно область от левого до правого «крыла», «прицеливаться» помогает прочерченная центральная линия. К габаритам привыкаешь довольно быстро, а вот к посадке — нет: сидеть приходится, сильно наклонившись вперед. Распрямить спину с закрытым люком для механика-водителя непозволительная роскошь.

Какой ты, на фиг, танкист?

Простота управления танком — кажущаяся. Одно дело прокатиться по полигону, совсем другое — провести широченную машину по узкому следу минного трала или понтонному мосту, преодолеть брод, не похоронить аппарат в не замеченной вовремя канаве. Внедорожные способности танка не столь велики, как может показаться: траки траками, а 46 т никто не отменял.

Современный танк — сложная боевая машина, у которой более 200 различных органов управления. Правила требуют, чтобы ремонт танка мог производиться силами экипажа, и это требование относится не только к конструкции машины (вес гусеничных звеньев, например), но и к квалификации бойцов. Так что до настоящих танкистов нам — как до звезды.

На улице снег и грохот исполинского дизеля, а в шлемофоне — тепло, тишина и спокойный голос командира взвода, старшего лейтенанта Александра Зайцева.