Камни

Бжрк устройство пусковой установки найти. «Ядерные поезда» России отправляются в путь. Поезда-призраки и те, кто ими управлял

Разрабатываемый в России боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) по своей эффективности сможет быть приравнен к дивизии Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), оснащенной стационарными шахтными комплексами, сообщил журналистам в среду командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев.

Ранее он сообщал, что в первой половине 2014 года завершится разработка эскизного проекта БЖРК. Эта разработка ведется, в том числе, в качестве ответной меры на программу мгновенного глобального удара США, которая предполагает возможность в течение часа с момента принятия решения поразить объекты в любой точке Земли.

«Мощь данного состава (БЖРК) с учетом разделяющейся головной части ракеты сможет быть приравнена к дивизии со стационарными шахтными комплексами. Мы, предварительно подсчитывая эффективность этой разработки, говорим о том, что и в ответно-встречном ударе, и особенно в возможном ответном ударе эффективность и возможности Стратегических ядерных сил увеличиваются», - сказал Каракаев.

Он напомнил, что на сегодняшний день окончательное решение по завершению разработки БЖРК не принято, ведется эскизное проектирование. «Конечно, многие поколения ракетчиков жалеют, что нет сегодня такого комплекса. Меня спрашивал об этом Верховный главнокомандующий, я доложил ему о том, что я - за БЖРК», - добавил генерал.

Он отметил, что руководство страны поставило перед Минобороны РФ и, в частности, РВСН задачу проанализировать экономические параметры этой разработки. «Это все, что касается нашей железной дороги с точки зрения и обеспечения движения, и самого железнодорожного полотна с учетом того, что будут перемещаться тяжелые и опасные воинские грузы», - пояснил Каракаев.

Летно-конструкторские испытания новой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты с рабочим названием РС-26, созданной на базе РС-24 «Ярс», завершатся в 2014 году, подвижной грунтовый ракетный комплекс с этой ракетой планируется поставить на боевое дежурство в 2015 году, сообщил в среду командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) РФ генерал-полковник Сергей Каракаев.

Он напомнил, что в 2012 году новая ракета была запущена с первого государственного испытательного космодрома по полигону Кура на дальность более 5,6 тысячи километров.

«Ракета задачу выполнила, условная боевая часть приземлилась на полуострове Камчатка, и на сегодняшний день ведется дальнейшая работа по доведению (ракеты) и проведению тех испытаний, которые подтвердили бы все тактико-технические характеристики», - сказал Каракаев.

«После проведения данной работы, которую планируется завершить в 2014 году, государственная комиссия даст заключение о приемке комплекса в эксплуатацию. В случае успешной работы, с 2015 года мы планируем постановку данного комплекса на боевое дежурство», - заявил командующий.

Он добавил, что уже определены, в том числе, и дивизии, где будет стоять этот комплекс». Каракаев отметил, что РС-26 - твердотопливная МБР с усовершенствованным боевым оснащением и разделяющейся головной частью.

По его словам, новая ракета будет легче «Ярса». «Мы все время говорим о том, что нам нужно уменьшать габариты (ракетных комплексов). Если мы говорим о подвижном грунтовом «Ярсе», то у нас на сегодняшний день пусковая установка весит больше 120 тонн. На этой усовершенствованной ракете мы достигнем весовых характеристик до 80 тонн, она будет легче», - подчеркнул командующий.

Были и такие сведения, что масса новой ракеты для железнодорожного комплекса не должна превышать 47 тонн. По словам Каракаева, межконтинентальная ракета будет замаскирована в вагоне-рефрижераторе длиной 24 метра. Длина самой ракеты составит 22,5 метра. Внешне «вагон-рефрижератор» не будет отличаться от обычного такого вагона; не нужно будет увеличивать количество осей. Новый «ядерный поезд» сможет передвигаться по любому маршруту, а не по специальному с укрепленными путями.

Разработка нового боевого железнодорожного ракетного комплекса ведется в качестве ответной меры на программу мгновенного глобального удара США, подразумевающую поражение объектов противника в любой точке мира в течение не более двух часов. Ранее о необходимости разработки военно-технического ответа на американскую стратегию «молниеносного удара» заявил вице-премьер России Дмитрий Рогозин.

А теперь вспомним историю этого вида вооружения:

Кому, и в чью гениальную голову, изначально пришла мысль, смонтировать на железнодорожной платфореме пусковую установку баллистическиой ракеты, сейчас уже неизвестно. Существует легенда, что изначально, к созданию железнодорожного ракетного комплекса склонили американцы, решившие с помощью дезинформации заставить потратиться СССР на весьма дорогой и бессмысленный проект. Они спровоцировали Москву дезинформацией, что они якобы разрабатывают такой проект, и весьма успешно. Так Москва ввязалась в выдуманную гонку железнодорожных вооружений.

Так как, после войны, русским и американцам, попала проектная документация Германии, которая содержала данные по немецким проектам, недоведенным до окончательного состояния в связи с нехваткой времени. Немцы прорабатывали проект создания железнодорожного транспортера с подъемным механизмом, пусковой платформой, и включенной в состав цистерны со спиртом и жидким кислородом.

Вместить ракету того в ремени в самый большой железнодорожный вагон - рефрежираторный, было невозможным. Так как ракеты были громоздкиме, а их еще перед пуском было необходимо быстро заправить.

С появлением новых ракет, СССР и США вновь вернулись к этой идее.

Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года, и назначено конструкторскому бюро «Южное». Преимущества данного железнодорожного комплекса было очевидно: отследить его перемещения по огромной территории СССР было невозможно. Обладая повышенной живучестью, и большой вероятностью уцелеть, в случае нанесения удара, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара.

Несмотря на то, что для реализации проекта СССР пришлось приложить достаточно много усилий, проект был реализован.

Проектирование ракеты было поручено братьсям-конструкторам, Владимиру и Алексею Федоровичу Уткины. Владимир Федорович Уткин стал генеральным конструктором КБ «Южное в 1979 году, которому было поручено создание баллистической твердотопливной ракеты РТ-23 УТТХ, получившей имя «Молодец». Максимальная дальность полета - 10 000 км, высота баллистической траектории - 800 км. В головной части располагалось 10 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый. Точность попадания - 200м. На БЖРК размещалось 3 ракетыЮ следовательно суммарное количество 30 ядерных зарядов.

Первые испытательные пуски экспериментального варианта РТ-23У состоялись на полигоне Плесецк в 1984 году,. В 1985 году начались непосредственно испытания ракет, предназначенных для железнодорожного комплекса. 18 января 1984 года состоялся первый пуск ракеты 15Ж52. Первый запуск ракеты 15Ж61 состоялся 27 февраля 1985 года.

Лётные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) производились в 1985-1987 годах на космодроме «Плесецк» (НИИП-53, г.Мирный), всего было произведено 32 пуска.

В 1988г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электомагнитного излучения («Сияние») и молниезащиту («Гроза»). В 1991г. на НИИП-53 была проведена проверка на воздействие ударной волны («Сдвиг»). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) — на расстоянии 850м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) — на расстоянии 450м торцом к центру взрыва. Ударная волна с тротиловым эквивалентом 1000т не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ.

Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к середине 1988 года было развернуто 5 полков (всего 15 пусковых установок, 4 в районе Костромы и 1 в Пермской области). Составы находились на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство составы рассредотачивались.

При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки. С 1991 года по договоренности с США, БЖРК несут боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны.

К 1991 году развернуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (в Костромской области, Пермской области и Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения России мероприятия по модернизации железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.

С 1991 года, по договорённости с США, БЖРК несли боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны.

Согласно договору СНВ-2 в 1993 году, Россия должна была снять с вооружения и уничтожить все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось 3 дивизии (Кострома, Пермь (ЗАТО Звёздный) и Красноярск), по 4 полка с тремя пусковыми установками в каждом, всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. На протяжении 2003-2007 годов были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме одной, демилитаризованной и установленной в качестве экспоната в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга, и еще одной, установленной в Техническом музее АвтоВАЗа.

5 сентября 2009 г. заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления боевых железнодорожных ракетных комплексов.

Устройство

Замаскировать железнодорожный комплекс под обычный поезд было задачей не простой. В состав входили железнодорожные пусковые установки, вагоны обеспечения, вагоны с персоналом, и три тепловоза.

В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами.

Внешне железнодорожный комплекс выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов.

Пусковой вагон практически идентичный обычному рефрежиратору., только имеет восемь колёсных пар. Остальные вагоны имеют по четыре колёсные пары, в этих вагонах размещаются командный пункт, системы, обеспечивающие боеготовность и пуск ракет. Пусковой вагон был оборудов раздвижной крышей, и специальным устройством, отводящим контактную сеть в сторону. Перед стартом ракета принимает вертикальное положение.

Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты около 100 тонн. Для решения проблемы перегруза пускового вагона применены специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 м.

Пуск ракет мог осуществляться с любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути и избежать их повреждений.

Каждая из трёх пусковых установок, входящих в БЖРК, может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.

Преимущества и недостатки

Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение мобильных установок на базе тягачей.

Также сторонники снятия комплекса приводят следующие аргументы:

  1. Невозможность полной маскировки поезда в силу необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая, возможно, позволяет точно определять местонахождение комплекса с помощью современных средств спутниковой разведки.
  2. Низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахт), который может быть опрокинут или уничтожен ядерным взрывом в окрестности.
  3. Износ железнодорожных путей, по которым передвигался тяжёлый комплекс РТ-23УТТХ.

Сторонники использования БЖРК отмечают высокую мобильность поездов, способных передвигаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки и сотни км).

Расчёты, проводимые американскими специалистами применительно к железнодорожному варианту базирования МБР «MX» для железнодорожной сети США, показывают, что при рассредоточении 25 составов (в два раза большее количество, чем имела на вооружении Россия) на участках железной дороги общей протяженностью 120 тыс. км (что намного больше протяжённости главного пути российских железных дорог) вероятность поражения состава составляет всего 10 % при использовании для нападения 150-ти МБР типа «Воевода».

Тактико-технические характеристики

Дальность стрельбы,км 10100
Головная часть
мощность заряда, Мт 10 х 0.43
вес головной части, кг 4050
Длина ракеты, м
полная 23.0
без головной части 19.0
в ТПК 21.9
Максимальный диаметр корпуса ракеты, м 2.4
Стартовый вес, т 104.80
Полетная надежность 0.98
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go, кгс/тс 31
Скорость движения, км/час 80
Первая ступень
длина,м 9.7
диаметр,м 2.4
вес,т 53.7
тяга ДУ (на земле/в пустоте),тс 218/241
Вторая ступень
длина,м 4.8
диаметр,м 2.4
тяга ДУ,тс 149
Третья ступень
длина,м 3.6
диаметр,м 2.4
тяга ДУ,тс 44
Пусковая установка
длина,м 23.6
ширина,м 3.2
высота,м 5.0
Стойкость БЖРК к ударной волне,кг/см 2
в продольном направлении 0.3
в поперечном направлении 0.2

А вот что в это время делали наши заокеанские партнеры:

В ходе разработки боевого железнодорожного комплекса (БЖРК) американцы столкнулись с целым рядом технических и организационных проблем, но тут им неожиданно помогло советское руководство, согласившись на подписание в июле 1991-го года договора о сокращении наступательных вооружений СНВ-1, согласно которому существенно урезалось количество советских тяжелых МБР, а уже развернутые советские БЖРК прекращали боевое дежурство на магистралях страны, вставая на стационарное дежурство в базах. После этого работы по перспективным стратегическим ракетным системам США («Peacekeeper Rail Garrison» и «Midgetman») резко сбавили обороты, а в январе 1992 года обе программы были закрыты окончательно.

Пусковой вагон Peacekeeper Rail Garrison

В отношении разработки американского БЖРК следует дополнительно отметить следующее. По сведениям зарубежных источников, опытный образец БЖРК проходил испытания на железнодорожном полигоне США и Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг, Калифорния) до июля 1991 года. Возможный облик американского БЖРК включал: один-два типовых локомотива, два пусковых вагона с ракетами «МХ», вагон (командный пункт) со средствами боевого управления и связи, вагон системы энергообеспечения, два вагона для личного состава и вагоны обеспечения. Массогабаритные характеристики ракеты позволили разработать пусковой вагон, адаптированный к сети железных дорог США. Его длина составляла почти 30 м, масса – около 180 тонн.

Подъем контейнера с ракетой в положение для пуска осуществлялся специальным подъемным механизмом. С целью уменьшения нагрузки на рельсы пусковой вагон имел восемь колесных пар. Снижение ударных и вибрационных нагрузок достигалось за счет воздушных и пружинных амортизаторов. В отдельной секции размещалось проверочно-пусковое оборудование. В вагоне боевого управления и связи находилось также оборудование различных технических систем.

Управление локомотивами осуществлялось гражданскими поездными бригадами. В условиях мирного времени БЖРК должны были нести боевое дежурство в пунктах постоянной дислокации, в «одном из нескольких тысяч» заранее выбранных пунктов стоянок или осуществлять боевое патрулирование. С переводом Стратегических наступательных сил США с мирного на военное время планировалось оперативное рассредоточение комплексов на значительной территории. С получением приказов на пуски ракет БЖРК следовал к ближайшему пункту стоянки, где осуществлялись предстартовая подготовка и пуск МБР. По результатам испытаний военное руководство США планировало поставить на боевое дежурство до 25 БЖРК с двумя ракетами «МХ» в каждом. В качестве пунктов постоянной дислокации комплексов рассматривались семь авиабаз, расположенных в различных штатах. Для рассредоточения БЖРК могло быть задействовано около 110 тыс. км железнодорожной сети США.

В начале 1991 года военно-политическое руководство США неожиданно заявило, что комплексные испытания БЖРК успешно завершены. При этом, однако, перечислялся комплекс выявленных проблем. В частности, отмечалось, что относительная неразвитость железнодорожной сети США не обеспечивает высокой скрытности и живучести БЖРК. Обращалось внимание на их уязвимость и недостаточную физическую защищенность от наземных и воздушных атак вероятного противника, действий диверсионно-разведывательных и террористических групп. Значительные затраты требовались на усиление железнодорожных путей и строительство различных объектов инфраструктуры. Выявилось негативное отношение населения к перемещению ракетно-ядерного оружия по территории штатов и к потенциальным угрозам нанесения ущерба окружающей среде. В интересах усиления режима секретности было признано невозможным использование гражданских специалистов. Тем не менее в ходе переговоров американцы, видимо, убедили советскую сторону, что создан значительный научно-технический задел, обеспечивающей развертывание БЖРК. Но анализ информационных материалов тех лет позволяет сделать вывод, что изготовление даже опытного образца американского БЖРК и его полномасштабные испытания были далеки от завершения.

Так, единственный испытательный пуск ракеты из железнодорожной пусковой установки по техническим причинам не состоялся и был заменен бросковым испытанием. В связи с этим не просматривается решение проблемы отвода реактивной струи от пускового вагона при запуске маршевого двигателя ракеты после ее выброса из контейнера. Отмечалось, что ракета «МХ» была разработана для шахтного варианта базирования, доработкам не подвергалась и двигателей заклона ракеты после старта не имела. Это могло привести к возгоранию и выводу из строя пускового вагона и железнодорожного участка пути. Определение состава, облика и требований к объектам пунктов постоянного базирования БЖРК и железнодорожной инфраструктуры было прекращено еще на стадии эскизного проектирования. Варианты рассредоточения и боевого патрулирования с использованием опытного БЖРК на реальной железнодорожной сети не нарабатывались. Не удалось создать высокоточные системы навигационного обеспечения БЖРК и прицеливания ракет при подготовке пусков с любых пригодных участков железных дорог. Не проводилось комплексных ресурсных и транспортных испытаний БЖРК с ракетой «МХ» с выводом на железные дороги и отработкой учебно-боевых задач.

Поведение ракеты в условиях реальных ударных и вибрационных воздействий не оценивалось. Не была решена проблема создания централизованной системы управления боевым патрулированием БЖРК по железным дорогам США, которые находились в руках частных компаний. Боевой железнодорожный ракетный комплекс отличался значительным количеством демаскирующих признаков. Не удалось практически отработать формы и способы боевого применения БЖРК, идеологию их рассредоточения, организацию боевого дежурства и управления ракетно-ядерным оружием на маршрутах боевого патрулирования, основы технической эксплуатации и всестороннего обеспечения функционирования БЖРК.

Неудивительно, что основные усилия Вашингтона были направлены на ограничение функционирования и последующую ликвидацию отечественных БЖРК. С этой целью американцы добились включения в тексты Договора о СНВ и его приложений односторонних ограничительно-ликвидационных статей и процедур, выполнение которых и привело к уничтожению наших боевых железнодорожных ракетных комплексов, хотя свою аналогичную группировку Пентагон развертывать не планировал. Это подтверждается следующим. Так, согласно п.10 b) статьи III Договора американская сторона существующими типами МБР для мобильных пусковых установок заявила ракету «МХ» (ТТХ для железнодорожного варианта ракеты указаны не были), отметив, что ракета в мобильном варианте не развернута.

В соответствии с разделом II, п. b) и приложением А «Меморандума о договоренности об установлении исходных данных в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений» американцы представили: количество ракет и боезарядов БЖРК – 0; их забрасываемый вес – 0; неразвернутых мобильных пусковых установок – только прототип; пусковая установка для испытаний – 1; стационарное сооружение для мобильных пусковых установок – нет; транспортно-перегрузочные средства – 1; неразвернутая ракета МХ на полигоне – 1. Фотографий пускового вагона и других средств согласно приложению J (в порядке взаимного обмена) предъявлено не было.

Таким образом, в действительности американский БЖРК существовал преимущественно в виде громких заявлений политиков США. Не были заявлены и объекты инфраструктуры предполагаемых пунктов постоянной дислокации. В ходе инспекций выяснилось, что к дооборудованию указанных ранее авиабаз в интересах развертывания своего БЖРК американцы и не думали приступать. Очевидно, не хотели вкладывать средства, выжидая подписания Договора о СНВ.

И еще фото нашего комплекса:

А я вам еще расскажу что нибудь интересное про поезда: вот например , а вот и . Посмотрите еще на и почему Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Эскизный проект ракеты РТ-23 с улучшенными тактико-техническими характеристиками разработан в КБ "Южное" под руководством Владимира Уткина в ноябре 1982 года. 9 августа 1983 года вышло постановление правительства о начале разработки комплекса "Молодец" РТ-23 УТТХ с единой ракетой для трех видов базирования - шахтного, железнодорожного и грунтового.

В сентябре 1984 года разработан эскизный проект комплекса 15Ж60. В ноябре 1984 года начаты огневые стендовые испытания РДТТ 15Д305 с поворотным соплом, имеющим разъем в дозвуковой части. Для шахтного комплекса, в отличие от железнодорожного, был использован вариант двигателя первой ступени с одним поворотным управляющим соплом. Маршевый двигатель второй ступени имеет одно центрально расположенное сопло, снабженное выдвижным насадком. По конструкции маршевый РДТТ третьей ступени схож с двигателем второй ступени.

Автономная инерциальная система управления шахтного варианта ракеты разработана в НПО "Хартрон" под руководством Владимира Сергеева. Смесевое топливо и твердотопливные заряды двигателей разработаны в ЛНПО "Союз" под руководством Бориса Жукова. Десять боевых блоков размещены в головной части ракеты в один ярус.

Испытания шахтного варианта ракеты проходили на полигоне Плесецк с 31 июля 1986 по 26 сентября 1988 года. 19 августа 1988 года первый полк РТ-23УТТХ поставлен на боевое дежурство в шахтные пусковые установки под украинским городом Перво- майск. Комплекс РТ-23 УТТХ в ШПУ ОС принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

Серийное производство ракет налажено на Павлоградском механическом заводе. С 1983 по 1991 год двигатели третьей ступени 15Д291 ракет 15Ж60 изготовлялись на Пермском заводе химического оборудования (ПЗХО). В мае 1986 года изготовление комплексов средств преодоления ПРО ракеты 15Ж60 передано с Украины смежным организациям России.

В 1980-е годы в ГНИП "ОКБ "Вымпел" под руководством Олега Баскакова начаты работы по переоборудованию ШПУ высокой защищенности снимаемых с дежурства ракет УР-100Н для размещения в них ракет РТ-23 (15Ж60). Всего было переоборудовано 56 шахтных пусковых установок. Из них 46 ШПУ переоборудованы под Первомайском, 10 ШПУ - под Татищеве. На вооружении полка шахтных РТ-23 находятся шесть или десять пусковых установок.

К 1997 году все 46 шахтных ракет, находившихся в ракетной дивизии под Первомайском на Украине, сняты с боевого дежурства. В 1999 году на вооружении российских РВСН находилось десять шахтных пусковых установок с ракетами РТ-23УТТХ. Все они расположены в ракетной дивизии, дислоцированной под Татищево.


"Молодец" РТ-23УТТХ. 15Ж60 (РС-22)

РТ-23 УТТХ - твердотопливная трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета для трех видов базирования. Оснащена РГЧ ИН с десятью боевыми блоками. Разработка комплекса "Молодец" РТ-23 УТТХ начата в КБ "Южное" под руководством Владимира Уткина 9 августа 1983 года. Испытания шахтного варианта 15Ж60 на полигоне Плесецк проходили с 31 июля 1986 года по 26 сентября 1988 года. Комплекс в ШПУ ОС поставлен на боевое дежурство 19 августа 1988 года. Принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

ШПУ разработана в ГНИП "ОКБ Вымпел" под руководством Олега Баскакова. Способ старта - минометный. Автономная система управления разработана в НПО "Хартрон" под руководством Владимира Сергеева. Смесевое топливо и твердотопливные заряды разработаны в ЛНПО "Союз" под руководством Бориса Жукова. Система температурно-влажностного режима и отвода тепла создана в Московском КБ транспортно-химического машиностроения. Ракета оснащена комплексом средств преодоления ПРО.

Серийное производство ракет было развернуто на Павлоградском механическом заводе. Производство прекращено в 1991 году. Максимальная дальность стрельбы - 10 450 км. Длина ракеты в ТПК - 22,4 м. Длина ракеты полная - 23,3 м. Максимальный диаметр корпуса - 2,4 м. Стартовая масса - 104,5 кг. Первоначально установленный гарантийный срок - 10 лет.


РТ-23 УТТХ


Межконтитентальная баллистическая ракета железнодорожного базирования "Молодец" РТ-23 УТТХ. 15Ж61 (РС-22)


В соответствии с договором ОСВ-2, требования которого соблюдались сторонами, СССР не мог создавать, испытывать или развертывать мобильные пусковые установки тяжелых МБР. При этом тяжелой считалась ракета, стартовый или забрасываемый вес которой превышает вес ракеты УР-100Н. То есть стартовый вес РТ-23 УТТХ не мог быть более 105,6 тонн, а забрасываемый - более 4,35 т. Конструкторам удалось уложиться в эти параметры.

Испытания ракеты проходили на полигоне Плесецк с 27 февраля 1985 по 22 декабря 1987 года. После ряда доработок по результатам испытаний, в декабре 1988 года БЖРК поставлен на боевое дежурство. 28 ноября 1989 года боевой железнодорожный ракетный комплекс РТ-23УТТХ был принят на вооружение. Ресурсные испытания поезда П-450 для БЖРК завершены в декабре 1991 года.

В 1983 году началось оборудование трех маршрутов движения БЖРК с местами стоянок. В короткие сроки было проведено обустройство пунктов постоянной дислокации. В головном позиционном районе началось оборудование и подготовка к эксплуатации маршрута протяженностью свыше 1 500 километров.

Серийное производство ракет было развернуто на Павлоградском механическом заводе. Железнодорожная пусковая установка выпускалась серийно Юргинским машиностроительным заводом и Волгоградским ПО "Баррикады". В мае 1986 года изготовление комплексов средств преодоления ПРО передано с Украины смежным организациям России. Производство ракет остановлено в 1991 году.

Конструкторам пришлось решать целый ряд проблем, связанных с созданием железнодорожного комплекса. Требовалось обеспечить устойчивость вагона, имеющего вместе с пусковой установкой и ракетой в контейнере массу более 200 тонн. Нагрузка от колесной пары пускового вагона в полтора раза превышала предельно допустимую нагрузку, установленную Министерством путей сообщения.

Для решения проблемы избыточной массы был сконструирован трехвагонный сцеп. При старте ракеты, когда нагрузки очень велики, соседние вагоны с помощью специальных устройств "поддерживают" пусковой, обеспечивая его устойчивость. После пуска ракеты, когда вагон в одно мгновение становится легче более чем на сто тонн, боковые вагоны также с помощью специального устройства "догружают" пусковой, прижимая его к железнодорожному полотну.

Ракета состоит из трех ступеней и головной части. Первая ступень имеет маршевый РДТТ, хвостовой и соединительный отсеки. Маршевый двигатель коконной конструкции с одним центрально расположенным неподвижным соплом.

Вторая ступень имеет маршевый РДТТ с одним центрально расположенным соплом, которое снабжено выдвижным насадком, позволяющим увеличить удельный импульс двигателя на больших высотах, а также соединительный отсек. Корпус РДТТ коконной конструкции.

Третья ступень имеет маршевый РДТТ, аналогичный второй ступени, и переходный отсек.

В головной части ракеты размещены десять боевых блоков индивидуального наведения на цель с ядерными зарядами. Блоки размещены в один ярус. Ступень разведения блоков имеет двигательную и силовую установки. Головная часть прикрыта аэродинамическим обтекателем изменяемой геометрии - такая конструкция обусловлена ограничением длины железнодорожного вагона.

Пуск ракеты осуществляется из вертикального положения после отвода контактных электропроводов (для этого создана специальная система), открытия крыши и выхода из вагона транс- портно-пускового контейнера.

Конструкторами была решена сложная задача отклонения вышедшей из контейнера ракеты перед запуском маршевого двигателя. Из контейнера ракету выбрасывает маломощный ракетный двигатель - пороховой аккумулятор давления (ПАД). ПАД обеспечивает подъем ракеты на двадцать- тридцать метров. После окончания действия ПАДа включается маршевый двигатель первой ступени. Для того, чтобы факел работающего двигателя первой ступени не повредил вагон и пусковую установку, была разработана система управления, позволяющая отклонять ракету после старта так, чтобы струя раскаленных газов не касалась жизненно важных систем пускового вагона, а прошла мимо него. Отклонение ракеты до включения маршевого двигателя осуществляется за счет отклонения головной части.

Для ракеты были созданы специальные пусковые вагоны с распашной крышей. В состав комплекса вошли три пусковых установки (боевых модуля), командный пункт, вагоны для систем жизнеобеспечения и личного состава ракетчиков. Всего 17 вагонов. Боевое дежурство в автономном режиме комплекс может нести в течение одного- двух месяцев. Маршруты боевого патрулирования железнодорожных комплексов простираются на 1 500 километров от мест базирования. Стрельба может производиться как с любой точки на маршруте патрулирования, так и непосредственно на станции базирования во время стоянки. Полк железнодорожных РТ-23УТТХ имеет три ракеты на пусковых установках в составе эшелона.

Повышенная выживаемость комплекса может быть достигнута не только за счет его мобильности, но и за счет укрытия состава в период опасности в одном из скальных железнодорожных тоннелей, расположенных на маршрутах боевого патрулирования.

По мнению специалистов, существование боевых железнодорожных ракетных комплексов, с местами стоянок и оборудованными маршрутами боевого патрулирования протяженностью в несколько тысяч километров по всей стране способствовало сохранению единой системы Министерства путей сообщения России после распада СССР.

Железнодорожная пусковая установка разработана в Ленинградском КБ Спецмаш под руководством Алексея Уткина. Система управления разработана в НИИ АП под руководством Владимира Лапыгина. Система температурно-влажиостного режима и отвода тепла создана в Московском КБ транс- портно-химического машиностроения (КБТХМ). Командный модуль для управления пусковой установкой БЖРК разработан в ЦКБТМ под руководством Бориса Аксютина и Александра Леон- тенкова.

Всего было выпущено более двухсот ракет РТ-23 всех модификаций. В 1999 году 36 ракетных комплексов на железнодорожных ПУ несли боевое дежурство в ракетных дивизиях на станции Василек под Костромой (12 ПУ), под Гладкой Красноярского края (12 ПУ) и Бершетью Пермской области (12 ПУ).

С 1991 года комплексы находятся в пределах станций на пристанционных путях на удалении 20 километров, однако периодически меняют пункты своих стоянок.

В соответствии с договором СНВ-2, в случае ратификации его российским парламентом, комплексы РТ-23 УТТХ подлежат ликвидации, а производство ракет не может быть возобновлено на Павлоградском механическом заводе, расположенном на территории Украины.


"Молодец" РТ-23УТТХ. 15Ж61 (РС-22)

РТ-23 УТТХ - твердотопливная трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета для трех видов базирования. Оснащена РГЧ ИН с десятью боевыми блоками. Разработка боевого железнодорожного ракетного комплекса "Молодец" РТ-23 УТТХ начата в КБ "Южное" под руководством Владимира Уткина 9 августа 1983 года. Испытания ракеты 15Ж61 для БЖРК проходили с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года на полигоне Плесецк. БЖРК поставлен на боевое дежурство в декабре 1988 года. Принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

Пусковая установка разработана в Ленинградском КБ Спецмаш под руководством Алексея Уткина. Способ старта - минометный. Автономная система управления разработана в НИИ АП под руководством Владимира Лапыгина. Смесевое топливо и твердотопливные заряды разработаны в Л НПО "Союз" под руководством Бориса Жукова. Система темпера- турно-влажностного режима и отвода тепла создана в Московском КБ транспортно-химического машиностроения (КБТХМ). Командный модуль разработан в ЦКБ ТМ под руководством Бориса Аксютина и Александра Леонтенкова. Ракета оснащена комплексом средств преодоления ПРО.

Серийное производство ракет было развернуто на Павлоградском механическом заводе. Производство остановлено в 1991 году. Максимальная дальность стрельбы - 10 100 км. Длина ракеты в ТПК - 22,6 м. Длина ракеты полная - 23,3 м. Максимальный диаметр корпуса - 2,4 м. Стартовая масса ракеты - 104,5 кг. Масса ГЧ - 4,05 т. Масса ракеты с пусковым контейнером - 126 тонн. Масса первой ступени - 53,7 кг. Длина первой ступени - 9,7 м. Диаметр корпуса первой ступени - 2,4 м. Масса пускового вагона - более 200 тонн. Длина железнодорожной ПУ - 23,6 м. Ширина ПУ - 3,2 м. Высота ПУ - 5,0 м. Первоначально установленный гарантийный срок ракеты - 10 лет.


(Продолжение следует)


На Вашу книжную полку

Среди многообразия пусковых стратегических систем, стоящих на вооружении ведущих стран мира, боевой комплекс (сокращённо БЖРК) в наши дни переживает второе рождение. Этому способствует целый ряд причин, но прежде чем коснуться их, рассмотрим, что же представляет собой эта разработка современной оборонной промышленности. Попутно же постараемся узнать о том, что стало с ядерными поездами прошлых лет.

Что такое БЖРК?

Прежде всего, это железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются не пассажиры, спешащие на отдых или в командировку, и не грузы, ожидаемые в разных концах страны, а смертоносные ракеты, для большей эффективности своих ударов снабженные ядерными боеголовками. Их количество варьируется в зависимости от размеров комплекса.

Впрочем, есть и пассажиры - это технический персонал, обслуживающий боевой железнодорожный ракетный комплекс, а также подразделения, в задачу которых входит его охрана. Часть вагонов предназначена для размещения всевозможных технологических и прочих систем для успешного пуска ракет и поражения целей в любой точке земного шара.

Поскольку такой железнодорожный состав, начинённый смертоносным грузом, сродни боевому кораблю, ему нередко даётся название, используемое затем как имя собственное. Например, 15П961 «Молодец». Если первая часть наименования не вполне удобна в произношении, да и запомнится не сразу, то вторая вполне благозвучна и привычна для слуха. К ней даже хочется добавить слово «добрый», но по отношению к комплексу, способному в считаные минуты уничтожить среднее европейское государство, это прилагательное едва ли приемлемо.

Дюжина «Молодцев» на страже Родины

Таких лихих «Молодцев» в период с 1987 по 1994 годы в нашей стране было двенадцать. Все они стояли на боевом дежурстве стратегического назначения и, кроме основного названия, имели ещё одно, встречавшееся лишь в технической документации, - РТ 23 УТТХ. В течение последующих лет они один за другим снимались с вооружения, демонтировались, так что к 2007 году из их славной дружины остались лишь два, помещённые в музей Вооружённых сил России.

К слову сказать, РТ 23 УТТХ стал в Советском Союзе единственным комплексом, пущенным в серийное производство. Разработки подобных боевых систем велись в течение нескольких десятилетий, но лишь в восьмидесятые годы были доведены до этапа, позволившего принять их на вооружение. Для соблюдения секретности железнодорожным составам такого типа было дано условное обозначение «поезд номер ноль».

Американские разработки в той же области

Известно, что в годы холодной войны зарубежные, в частности американские конструкторы, также работали над созданием поездов, везущих в своих вагонах атомную смерть. В результате успешной деятельности советской разведки, а также пелены секретности, окружавшей всё то, что было связано с оборонной промышленностью, в те годы широкий читатель был гораздо более осведомлён в отношении их разработок, нежели достижений отечественных оружейников.

О чем же сообщали в своих донесениях наши доблестные «штирлицы»? Благодаря им известно, что в начале шестидесятых годов в США появилась первая твердотопливная межконтинентальная получившая название «Минитмен». По сравнению со своими предшественницами, работавшими на жидком топливе, она имела ряд существенных преимуществ. Прежде всего, отпадала необходимость в предпусковой заправке, кроме того, значительно повысилась её устойчивость к тряске и вибрации, неизбежно возникавших при транспортировке.

Это позволило производить боевые пуски ракет непосредственно с движущихся железнодорожных платформ, и делать их практически неуязвимыми в случае войны. Единственная сложность состояла в том, что стартовать ракеты могли лишь в строго определённых, специально подготовленных местах, так как их система наведения была привязана к заранее просчитанным координатам.

Америка в лучах «Большой звезды»

Существенным прорывом, позволившим создать в США поезд с ядерными ракетами, стала широкомасштабная операция, осуществлённая в 1961 году и проходившая под секретным названием «Большая звезда». В рамках этого мероприятия поезда, являвшиеся прототипами будущего ракетного комплекса, перемещались по всей сети действовавших в стране железных дорог.

Цель учений состояла в проверке их мобильности и возможности максимального рассредоточения по территории США. По завершении операции её результаты были обобщены, и на их основе сконструирован поезд, ядерный арсенал которого составляли пять ракет «Минитмен».

Отказ от уже готового проекта

Однако этой разработке не суждено было встать на вооружение. Изначально предполагалось, что в 1962 году оборонной промышленностью страны будет выпущено тридцать таких поездов, вооруженных в общей сложности ста пятьюдесятью ракетами. Но по завершении конструкторских работ стоимость проекта сочли чрезмерно высокой, и в результате от него отказались.

В тот период шахтные пусковые установки твердотопливных «Минитменов» были признаны более эффективными, и именно им отдали предпочтение. Их неоспоримым достоинством являлась низкая себестоимость, а также достаточно надёжная защищённость от советских межконтинентальных баллистических ракет, не имевших в те годы требуемой для их уничтожения точности попадания.

В результате проект, над которым американские инженеры трудились в течение всего 1961 года, был закрыт, а уже созданные на его базе железнодорожные составы использовались для транспортировки тех же «Минитменов» из цехов заводов производителей к базам, где осуществлялось их шахтное развёртывание.

Последние разработки, предпринятые в США

Новым толчком к созданию в Америке железнодорожных составов, способных нести ядерное вооружение, послужило появление в 1986 году тяжёлой межконтинентальной ракеты нового поколения LGM-118A, известной также под своим более коротким названием MX.

К этому времени значительно возросла поражающая способность советских ракет, предназначенных для поражения вражеских пусковых установок. В связи с этим особое внимание было уделено вопросу безопасности размещения MX.

После долгих дебатов между сторонниками традиционного шахтного развёртывания и их оппонентами был достигнут компромисс, в результате которого пятьдесят ракет поместили в шахты, и столько же на платформы нового, специально подготовленного для этой цели состава.

Однако и эта разработка не имела будущего. В начале девяностых годов благодаря демократическим преобразованиям, происшедшим в нашей стране, холодная война завершилась, и программа по созданию железнодорожных ядерных комплексов, потеряв свою актуальность, была закрыта. В настоящее время подобные разработки не ведутся и, судя по всему, на ближайшие годы не планируются.

Новая разработка КБ «Южное»

Однако вернёмся на Родину. Теперь уже не составляет военной тайны информация о том, что первый ядерный поезд СССР начал создаваться в соответствии с приказом Министерства обороны, подписанным в январе 1969 года. Разработка этого уникального проекта была поручена конструкторскому бюро «Южное», в котором тогда трудились двое замечательных советских учёных - академики, родные братья Алексей Фёдорович и Они и возглавили работу над новым проектом.

Согласно общему замыслу, создаваемый ими 15П961 «Молодец БЖРК» (боевой железнодорожный ракетный комплекс) предназначался для нанесения ответного удара противнику, так как его мобильность и повышенная живучесть позволяли надеяться на то, что он сможет уцелеть в случае внезапной ядерной атаки врага. Единственным местом, где производились необходимые для его оснастки ракеты, был Механический завод в Павлограде. Этот важнейший стратегический объект скрывался в те годы под безликой вывеской ПО «Южмаш».

Сложности, возникшие на пути разработчиков

В своих воспоминаниях В. Ф. Уткин писал, что поставленная перед ними задача несла в себе огромные сложности. Они заключались главным образом в том, что комплекс должен был передвигаться по обычным железнодорожным путям, наравне с прочими поездами, а ведь вес даже одной ракеты вместе с её пусковой установкой составлял сто пятьдесят тонн.

Перед создателями проекта стояла масса неразрешимых на первый взгляд проблем. Например, как разместить ракету в железнодорожном вагоне и каким образом в нужный момент придать ей вертикальное положение? Как обеспечить безопасность при транспортировке, когда речь идёт о ядерном заряде? Выдержат ли огромную нагрузку, создаваемую при прохождении состава, стандартные рельсы, железнодорожные насыпи и мосты? Наконец, устоит ли в момент поезд? На все эти и многие другие вопросы конструкторам предстояло найти исчерпывающие и однозначные ответы.

Поезда-призраки и те, кто ими управлял

Уже на следующий год поезд, ядерный арсенал которого составили ракеты типа 15Ж61, проходил испытания в различных климатических районах страны - от пустынь Средней Азии до полярных широт. Восемнадцать раз он выходил на железнодорожные магистрали страны, проделав в общей сложности полмиллиона километров и совершая на космодроме «Плесецк» боевые пуски своих ракет.

Вслед за первым составом, обозначенным в графике движения под нулевым номером, появлялись и его близнецы. По мере прохождения испытаний каждый такой поезд-призрак вставал на боевое дежурство в одном из ракетных полков страны. Обслуживавший его личный состав состоял из семидесяти военнослужащих.

Гражданские лица не допускались. Даже места машинистов и их помощников занимали прапорщики и офицеры, специально обученные вести поезд. Ядерный же заряд ракет находился под неусыпным наблюдением специалистов. К началу 1991 года в СССР насчитывалось уже три ракетные дивизии, на вооружении которых находились железнодорожные ракетные комплексы.

Они составляли мощный ядерный кулак, способный, в случае необходимости, сокрушить любого противника. Достаточно сказать, что каждая такая дивизия обладала двенадцатью железнодорожными составами, несущими ядерные ракеты. В те годы Министерством обороны СССР была проделана огромная работа. В радиусе полутора тысяч километров от мест дислокации полков стандартные железнодорожные рельсы были заменены на более тяжёлые, способные выдержать ракетный поезд, ядерный груз которого требовал дополнительных мер предосторожности.

Временная приостановка программ БЖРК

Существенные изменения в маршруты патрулирования БЖРК были внесены после встречи М. С. Горбачёва и Маргарет Тэтчер, состоявшейся в 1991 году. С этого времени, согласно достигнутой договорённости, ни один поезд-призрак не покинул места своей постоянной дислокации, оставаясь, тем не менее, в строю в качестве стационарной боевой единицы. В результате ряда соглашений, подписанных в последующие годы, Россия была обязана снять с вооружения все ракеты, базировавшиеся на железнодорожных поездах, тем самым отказываясь от этого вида стратегических вооружений.

«Баргузин» (БЖРК)

Однако говорить о полном отказе России от ракетных комплексов, установленных на железнодорожных составах, по меньшей мере преждевременно. В конце 2013 года в СМИ появилась информация о том, что в качестве ответной меры на ряд американских программ вооружения в нашей стране возобновляются работы по созданию поездов-ракетоносцев.

В частности шла речь о новой разработке, выполненной на передовой технологической основе, носящей название «Баргузин» (БЖРК). По всем своим параметрам и целевому назначению она не подпадает под перечень ограничений, установленных международным договором СНВ-3, и поэтому её производство не вступает в противоречие с нормами международного права.

Согласно имеющимся данным, ракету, несущую ядерный заряд и оснащённую разделяющейся головной частью, планируется поместить в вагон, замаскированный под стандартный железнодорожный рефрижератор, имеющий длину двадцать четыре метра.

Комплекс «Баргузин» предполагается вооружить ракетами типа «Ярс», прежде базировавшимися на тягачах. Преимущество железнодорожного развёртывания в данном случае вполне очевидно. Если грунтовые установки легко обнаруживаются из космоса, то данная система БЖРК неотличима от обычного товарного поезда даже при ближайшем рассмотрении. Кроме того, перемещение железнодорожного ракетного комплекса в несколько раз дешевле, чем грунтового, базирующегося на тягачах различных видов.

Достоинства и недостатки БЖРК

Завершая разговор о железнодорожных ракетных комплексах, уместно остановиться на общепризнанных достоинствах и недостатках этого вида вооружений. Среди его неоспоримых преимуществ специалисты отмечают высокую мобильность способного, меняя дислокацию, преодолевать за сутки до тысячи километров, что во много раз превосходит аналогичные показатели тягачей. Кроме того, следует учитывать высокую грузоподъёмность железнодорожного состава, способного перевозить одновременно сотни тонн.

Но нельзя сбрасывать со счетов и присущие им некоторые недостатки. Среди них следует выделить сложность с маскировкой поезда, вызванную особенностями его конфигурации, что упрощает обнаружение состава с помощью современных спутниковых средств разведки. Кроме того, по сравнению с пусковыми шахтами поезд менее защищён от воздействия взрывной волны. В случае ядерного взрыва, произведённого где-либо в окрестностях, он может быть повреждён или опрокинут.

И, наконец, существенным минусом использования подвижного состава в качестве носителя ракетных комплексов является неизбежный в таких случаях износ железнодорожного полотна, препятствующий дальнейшей эксплуатации как самих БЖРК, так и обычных поездов. Однако современные технологии позволяют успешно решить большинство из перечисленных проблем, и тем самым открывают перспективу дальнейшего развития и модернизации поездов-ракетоносцев.

Правильно. Америкосы не дураки. Купив Горбачева, развалившего СССР, задаривших Ельцина сказками о дружбе, выкормивших наших отцов демократии, трех паршивых поросенков, Развалили СССР и поставили Россию на колени. Ослабив нашу армию и флот, до такого уровня, что равносильно поражению в войне. Давая деньги на уничтожение наших ракетных систем и вооружений под благовидным предлогом, уничтожали наш оборонный потенциал нашими же руками, заливаясь от смеха с нас, наблюдая такой цирк, которого в мире еще не было. Ведь америкосы у себя практически ничего не уничтожили, а если и уничтожили, то старое отслужившее свое, все складировали. А сейчас ихний проект тоже успешно претворяется в жизнь и название ему Украина. Оторвать ее от России. Ведь они прекрасно понимают, какой потенциал будет, если Украина будет с Россией. И делают все, не жалея ни ничего для этих целей. Первым пунктом у них Севастополь. Потеря его для России, как базы флота, которая в нынешнее время в военном смысле, не играет такой роли, как в прошлые века, будет политическим поражением, национальным унижением нашей нации. А открывающееся перспектива, в непосредственной близости от наших границ, иметь базу и порт для своих кораблей, создавать постоянную угрозу нам, вскружило им головы. Вот почему сейчас и такой бардак на Украине, под который легко насаждать антирусские настроения, русофобию, национализм. И если мы и дальше будем сносить это, в конце концов действительно станет вопрос о существовании России, как государства. Политика америкосов направлена на уничтожение России, руками же своего народа. Война для них не нужна и зачем, если есть другие способы.Уничтожить Россию военным путем, как Югославию, они не смогут и не хотят, можно получить и сдачи. Вот за все это этих отцов пересторойки, отцов демократии нужно поставить к стенке и расстрелять. а они живут и в ус не дуют, и не испытываю даже морального стыда от содеянного, и живут небезбедно, как простые смертные наших стран, не знающие как нормально жить и детей своих растить. Во все времена было предательство и предатели, но такого предательства у славян еще не было за всю историю. Лишний раз убеждаешься, что прав был Сталин, уничтожая таких, как Горбачев, Чубайс, Гайдар, Бурбулис и других, потому что такие бы еще в 30 годы наверное бы развалили бы страну. И не знаешь, что лучше для России жесткая рука или дешевая демократия, при которой страна становится на грань развала. Поэтому славянские страны должны быть вместе, иначе америкосы сперва развалят наши страны, а потом и славянскую нацию низведут как нацию. Просторы бывшего Советского Союза им не дают ни покоя, ни сна.


БЖРК "Молодец" / Фото: my.mail.ru

Последний ракетный эшелон распилили на гвозди почти десять лет назад, но, к ужасу заокеанских военных стратегов, он возвращается.

Недавно 4-й ЦНИИ головной «по тарелочкам» в Минобороны - успешно отчитался по теме «Молодец», проведенной, как сказано, «в интересах создания перспективных ракетных комплексов подвижного (железнодорожного) базирования».

Самое время вспомнить о драматичной судьбе «Молодца»…

Как его уничтожали

«Вы должны уничтожить ракетные поезда» - таким было категорическое условие американцев при подписании Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений СНВ-2. И в 1993 году Ельцин пошел на это к неописуемой радости Пентагона: янки поспешно выделили деньги на уничтожение ненавистных ракет и даже предоставили для этого новейшую разделочную линию. Попутно утешая нас: дескать, на смену железнодорожному «Молодцу» придет автомобильный «Тополь».

Вот только первый несет десять боеголовок, а второй - одну…

Ошибку осознали, но было поздно: договор запрещал разработку новых ракетных комплексов этого типа. Ограничения сняли лишь после подписания СНВ-3: советники Обамы решили, что воспрять из пепла России уже не под силу, ведь советские БЖРК (боевые железнодорожные ракетные комплексы) делались на Украине.

Можно представить состояние заокеанских стратегов, когда они узнали о возвращении «Молодца»…

Как он устроен

С виду обычный состав, который тащат три тепловоза. Обычные почтово-багажные и рефрижераторные вагоны. Но в семи из них - командная секция ракетного полка (пункт управления, узел связи, дизель-электростанция, общежития офицеров и солдат, столовая, мастерская-аппаратная). А в девяти - пусковые модули с «молодцами». Каждый модуль - из трех вагонов: командный пункт, пусковая установка с ракетой, технологическое оборудование. Ну и вагон-цистерна с горючим…


Тысячи подобных составов с почтой и мороженой рыбой бегали по одной шестой части суши. И только очень наблюдательный глаз мог заметить, что у вагонов-«рефов» с ракетами не четырехколесные, как обычно, а восьмиколесные тележки. Вес-то немаленький - почти 150 тонн, хотя на бортах надпись «для легких грузов». А три тепловоза - чтобы в случае необходимости растащить пусковые модули в разные концы необъятной державы…


Как он действовал

Ракетные поезда ходили по перегонам только ночью и в обход крупных станций. Днем отстаивались на специально оборудованных позициях - их до сих пор можно увидеть то здесь, то там: заброшенные, непонятные ответвления в никуда, а на столбах - датчики определения координат, похожие на бочонки. Без которых быстрый старт невозможен...

Состав останавливался, специальные устройства отводили в сторону контактный провод, крыша вагона откидывалась - и из чрева «рефрижератора» вылетал «молодец» весом 104,5 тонны. Не сразу, только на 50-метровой высоте запускался маршевый двигатель первой ракетной ступени - чтобы огненная струя не ударила по пусковому комплексу и не спалила рельсы. Этот поезд в огне…

На все про все уходило меньше двух минут.

Трехступенчатая твердотопливная ракета РТ-23УТТХ забрасывала 10 боевых блоков мощностью 430 тысяч тонн каждая на дальность 10 100 км. И со средним отклонением от цели 150 метров. Она обладала повышенной стойкостью к воздействию ядерного взрыва и была способна самостоятельно восстанавливать информацию в своем электронном «мозгу» после него…

Но больше всего американцев раздражало не это. А просторы нашей земли.

Как он побеждал

Таких поездов было двенадцать. 36 ракет и соответственно 360 боевых блоков под Костромой, Пермью и в Красноярском крае. «Молодцы» составляли основу группировки ответного удара, постоянно перемещаясь в радиусе 1500 км от точки базирования. И поскольку они не отличались от обычных составов, то, выезжая на железнодорожную магистраль, попросту исчезали для разведки противника.

А ведь за сутки такой состав мог отмахать до 1000 километров!

Это-то и бесило американцев. Моделирование показало: даже удар двух сотен ракет «Минитмен» или МХ (суммарно 2000 боевых блоков) может вывести из строя всего лишь 10% «молодцев». Чтобы держать под контролем остальные 90%, пришлось привлечь дополнительно до 18 спутников разведки. И содержание такой группировки в конце концов превысило стоимость «Молодцев»…

Как тут не расстроишься?

Американцы пытались создать нечто подобное. Но потерпели технический крах. Зато безоговорочно обыграли советскую миролюбивую политику: в июле 1991 года им неожиданно помог Горбачев, согласившись на подписание договора СНВ-1. И наши «Молодцы» прекратили боевое дежурство на магистралях страны. А вскоре покатили в последний путь к ближайшим мартенам…

По мнению экспертов, появление нового «Молодца» можно ожидать уже в 2019 году, сообщила "Телерадиокомпания "Звезда""

Техническая сравка

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (сокращённоБЖРК )- тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правило межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения.

Наименование «Боевой железнодорожный ракетный комплекс », используется, также как имя собственное для советского ракетного комплекса15П961 «Молодец» (РТ-23 УТТХ), единственного БЖРК, доведённого до этапа принятия на вооружение и серийного изготовления. 15П961 «Молодец» стоял на боевом дежурстве в ВС СССР и Росси в период с 1987 по 1994 год в количестве 12 штук. Затем (к 2007 году) все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи.

На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение«поезд номер ноль» .

Первые проработки по использованию железнодорожного состава, в качестве носителя стратегических ракет, появились в 1960-х годах. Работы по этому направлению велись и в СССР, и в США.

Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года. Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». Главными конструкторами БЖРК стали академики братья Владимир и Алексей Уткины. В.Ф.Уткин, специалист по твёрдотопливной тематике, проектировал ракету-носитель. А.Ф.Уткин проектировал стартовый комплекс, а также вагоны для поезда-ракетоносца.

По замыслу разработчиков, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара. Единственное в СССР место производства ракет для БЖРК- Павлоградский механический завод (ПО «Южмаш»).

Лётные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) производились в 1985-1987 годах на космодроме «Плесецк» (НИИП-53), всего было произведено 32 пуска. Было осуществлено 18 выходов БЖРК по железным дорогам страны (пройдено более 400 000 километров). Испытания проводились в различных климатических зонах страны (от тундры до пустынь).

Каждый состав БЖРК принимал ракетный полк. В поезде, заступившем на боевое дежурство, находилось более 70 военнослужащих, включая несколько десятков офицеров. В кабинах локомотивов, на местах машинистов и их помощников находились только военные- офицеры и прапорщики.

Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к середине 1988 года было развернуто пять полков (всего 15 пусковых установок, 4 в районе Костромы и 1 в Пермской области). Составы находились на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство составы рассредотачивались.

К 1991 году развёрнуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК с МБР РТ-23УТТХ:

  • 10-я ракетная дивизия в Костромской области;
  • 52-я ракетная дивизия, дислоцировавшаяся в ЗАТО Звёздный (Пермский край);
  • 36-я ракетная дивизия, ЗАТО Кедровый (Красноярский край).

В каждой из дивизий имелось по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с МПС России мероприятия по замене изношенного железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.

С 1991 года, после встречи лидеров СССР и Великобритании, были введены ограничения на маршруты патрулирования БЖРК, они несли боевое дежурство в пункте постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны. В феврале-марте 1994 года один из БЖРК Костромской дивизии осуществлял выезд на железнодорожную сеть страны (БЖРК доехал как минимум до Сызрани).

Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось 3 дивизии (Кострома, Пермь и Красноярск), всего 12 поездов с 36 пусковыми установками.

Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003-2007 годов были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

В начале мая 2005 года, как официально объявил командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов, БЖРК снят с боевого дежурства в РВСН. Командующий сообщил, что взамен БЖРК с 2006 года в войска начнёт поступать подвижный ракетный комплекс «Тополь-М».

5 сентября 2009 года заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления использования боевых железнодорожных ракетных комплексов.

В декабре 2011 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев заявил о возможном возрождении в российской армии комплексов БЖРК.

23 апреля 2013 года заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил о возобновлении Московским институтом теплотехники (разработчиком ракет «Булава», «Тополь» и «Ярс») опытно-конструкторских работ по созданию железнодорожных ракетных комплексов нового поколения.

В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами. Подвижной состав для БЖРК производился на Калининском вагоностроительном заводе.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имеют по восемь колёсных пар, а три- по четыре. Три вагона имеют маскировку под вагоны пассажирского парка, остальные, восьмиосные- «рефрижераторы». Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.

Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты составлял около 104 тонн, с пусковым контейнером 126 т. Дальность стрельбы 10100км, длина ракеты 23,0м, длина пускового контейнера 21м, максимальный диаметр корпуса ракеты 2,4 м. Для решения проблемы перегруза пускового вагона применены специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 метра.

Пуск ракет мог осуществляться с любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение.

После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволяло отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути, избежав их повреждений. Время на все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты составляло до трёх минут.

Каждая из трёх пусковых установок, входящих в БЖРК, может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.

Себестоимость одной ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» в ценах 1985 года составляла около 22млн руб. Всего на Павлоградском механическом заводе было выпущено около 100 изделий.

Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение подвижных установок на базе тягачей.

БЖРК обладал также следующими минусами:

  1. Невозможность полной маскировки поезда из-за необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая позволяла определять местонахождение комплекса с помощью современных средств спутниковой разведки. Долгое время американцы не могли засечь комплекс спутниками, и бывали случаи, когда опытные железнодорожники с 50 метров не различали состав, накрытый простой маскировочной сеткой.
  2. Более низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахт), который может быть опрокинут или разрушен ядерным взрывом в окрестности. Для оценки воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва на вторую половину 1990 года был запланирован крупномасштабный эксперимент «Сдвиг»- имитация близкого ядерного взрыва путём подрыва 1000 тонн тротила (несколько ж/д эшелонов противотанковых мин ТМ-57 (100000 шт.), вывезенных со складов Центральной группы войск в Восточной Германии, выложенных в виде усечённой пирамиды высотой 20 метров). Опыт «Сдвиг» был проведён на 53 НИИП МО (Плесецк) 27 февраля 1991 года, когда в результате взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10м, уровень акустического давления в обитаемых отсеках БЖРК достигал болевого порога- 150 дБ, а пусковая установка БЖРК снялась с готовности, однако после проведения режимов по приведению в необходимую степень готовности, ПУ смогла провести «сухой пуск» (имитация пуска с использованием электромакета ракеты). То есть командный пункт, ПУ и аппаратура ракеты остались работоспособны.
  3. Износ железнодорожных путей, по которым передвигался тяжёлый комплекс РТ-23УТТХ.

Сторонники использования БЖРК, среди которых инженер команды пуска на первых испытаниях БЖРК, начальник группы военных представителей Минобороны СССР на ПО «Южмаш» Сергей Ганусов, отмечают уникальные боевые характеристики изделий, которые уверенно преодолевали зоны противоракетной обороны. Платформа разведения, как подтвердили лётные испытания, доставляла боевые блоки цельной или суммарной массой 4 тонны на расстояние 11000км.

Одного изделия, содержащего 10 боеголовок мощностью около 500 килотонн, хватало, чтобы поразить целое европейское государство. В прессе отмечалась также высокая подвижность поездов, способных перемещаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции свыше 1000километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки км).

Расчёты, проводимые американскими специалистами применительно к железнодорожному варианту базирования МБР «МХ» для железнодорожной сети США, показывают, что при рассредоточении 25 составов (в два раза большее количество, чем имела на вооружении Россия) на участках железной дороги общей протяженностью 120000км (что намного больше протяжённости главного пути российских железных дорог) вероятность поражения состава составляет всего 10% при использовании для нападения 150-ти МБР типа «Воевода».

мощность заряда, Мт

Воссоздание

В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России комплексов БЖРК на новой технологической основе в качестве ответной меры на программу «Мгновенного глобального удара США». Московский институт теплотехники (МИТ) в начале 2014 года завершит работу над эскизным проектом БЖРК.

Новый комплекс БЖРК, оснащённый МБР с разделяющейся головной частью, созданной на базе «Ярса», будет замаскирован под стандартный вагон-рефрижератор, длина которого составляет 24 метра при длине ракеты 22,5 метра. Боеголовка, несущая неядерное , будет способна поразить любую цель на планете в течение часа после получения команды.