Камни

Неуправляемые авиационные ракеты как средства поражения. Современные российские ударные вертолеты Назначение и состав пушечного вооружения вертолета

Ми-28 (Havoс по классификации НАТО - англ. «Опустошитель») - российский ударный вертолёт, предназначенный для поиска и уничтожения в условиях активного огневого противодействия танков и другой бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей и живой силы противника.

История создания


Разработка вертолёта велась на Московском вертолётном заводе им. М. Л. Миля с 1980 года в условиях творческого соревнования с ОКБ Камова, создававшего альтернативный боевой вертолёт Ка-52 . Первый опытный образец вертолёта Ми-28 совершил первый полет 10 ноября 1982 года. Первый образец Ми-28 предназначался преимущественно для снятия летно-технических характеристик и не нес системы вооружения. Ее установили на втором летном экземпляре, сборку которого опытное производство МВЗ завершило в сентябре 1983 г. В его конструкции были учтены все замечания макетной комиссии ВВС. Постройку третьего летного экземпляра Ми-28, в конструкции которого были учтены все замечания заказчика и изменения, вносимые в опытно-экспериментальные образцы по мере их доводки, опытное производство МВЗ им. М. Л. Миля начало в 1985 г. Модернизированный вертолет получил в 1987 г. название Ми-28А. Испытания модернизированного Ми-28А начались в январе 1988г.

Они прошли благополучно, и в следующем году вертолет впервые был продемонстрирован на авиасалоне Ле-Бурже в Париже и на выставке в Ред-Хилл под Лондоном, где пользовался огромным успехом у посетителей. В том же году первый опытно-экспериментальный вертолет Ми-28 впервые был официально представлен и у себя на родине во время авиационного праздника в Тушино. В январе 1991 г. к программе испытаний присоединился второй Ми-28А, собранный опытным производством МВЗ. В сентябре 1993 г. в ходе общевойсковых учений под Гороховцом вертолеты блестяще продемонстрировали свои летные и боевые качества.

Выкатка из сборочного цеха первого опытного экземпляра Ми-28Н состоялась 16 августа 1996 года, 14 ноября 1996 года вертолет впервые поднялся в воздух. В конце декабря 2005 года на предприятии был проведен подъем первого серийного вертолета нового поколения Ми-28Н. Государственные совместные испытания опытного боевого вертолета Ми-28Н были начаты в мае 2005 г. Программой ГСИ было предусмотрено проведение большого объема наземных работ и испытательных полетов, что обеспечивало возможность всесторонней оценки боевых свойств вертолета. С целью решения оперативных вопросов, возникающих в ходе ГСИ и требующих быстрого и компетентного решения, была создана государственная комиссия по проведению ГСИ опытного боевого вертолета Ми-28Н, работу которой возглавил непосредственно главнокомандующий ВВС.

В соответствии с решением ГК ВВС, ГСИ вертолета Ми-28Н были проведены в два этапа. В рамках первого этапа было выдано предварительное заключение о возможности выпуска установочной партии вертолетов. При этом решениями командования ВВС были сформированы технические облики вертолета Ми-28Н, обеспечивающие после завершения первого этапа ГСИ круглосуточное выполнение вертолетом боевых задач по уничтожению наземных целей с основным комплексом вооружения, второго этапа ГСИ - воздушных целей с применением ракет «воздух-воздух», а также высокую выживаемость вертолета за счет оснащения средствами радиоэлектронного подавления.
ГСИ завершены 26 декабря 2008 года.

Эксплуатация


  • В 2005 году начальник российского Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский заявил, что вертолеты Ка-50 и Ка-52 необходимы для подразделений спецназа. Хотя при этом основным боевым вертолетом будет Ми-28Н «Ночной охотник»
  • Во второй половине июня 2006 г. два Ми-28Н принимали участие в командно-штабных учениях на территории Республики Беларусь, носивших название «Щит Союза - 2006». Это были первая опытная машина ОП-1 и первая предсерийная 01-01 (бортовой номер - 32).
  • 7 сентября в Ростове-на-Дону главком ВВС принял участие в заседании государственной комиссии по проведению госиспытаний Ми-28Н на ОАО «Роствертол». Участники заседания подвели итоги первого этапа государственных испытаний Ми-28Н и проверили готовность предприятий военно-промышленного комплекса к серийному производству вертолета.

    Первые четыре серийных Ми-28Н поступили в Торжокский центр боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации в 2008 году. 22 января 2008 года первые два вертолёта поступили в Торжокский ЦБП и ПЛС АА.

  • В 2009-2011 годах в Военно-воздушные силы РФ поступит 27 вертолётов Ми-28Н. Первые серийные вертолеты поступают в подразделения 4-й армии ВВС и ПВО.
  • В 2009-2010 годах на авиабазу 6971 (487-й отдельный вертолетный полк) около Будённовска сформирована первая вертолетная эскадрилья из 16 серийных Ми-28Н.
  • В октябре 2010 года начались поставки на 6974-ю авиабазу (55-й отдельный вертолетный полк).

    По состоянию на конец 2010 года в общей сложности Министерством обороны РФ заключены контракты на поставку 97 вертолетов в период до 2015 года.

    В ближайшие 10 лет в армию поступят 200 вертолетов Ми-28Н, в том числе 28 - в 2011.

    Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования


    Комплекс БРЭО Ми-28Н по своим техническим характеристикам соответствует требованиям, предъявляемым к авиационному оборудованию 5-го поколения. Главный разработчик - ФНПЦ «РПКБ».


    - Автоматизированное распределение целей в составе группыКомплекс БРЭО Ми-28Н по своим техническим характеристикам соответствует требованиям, предъявляемым к авиационному оборудованию 5-го поколения. Главный разработчик - ФНПЦ «РПКБ»

    Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ми-28Н обеспечивает:
    - Автоматизированное распределение целей в составе группы;








    - бортовой комплекс средств связи КСС-28Н-1, обеспечивает автоматический телекодовый обмен данными с наземными пунктами управления и другими летательными аппаратами, оборудованными аппаратурой, обеспечивающей встречную работу; дальнюю и ближнюю открытую и засекреченную радиосвязь через изделие криптозащиты и КВ-модем. Комплекс обеспечивает одновременную работу (прием - передача) по трем каналам связи, в том числе по двум телефонным каналам и одному телекодовому. Работает в режимах ФРЧ и ППРЧ.


    В состав БРЭО входит также АТТ (автомат теплотелевизионный) семейства «Охотник», разработки ФГУП «ГРПЗ». Это изделие на вертолете Ми-28Н выполняет функции, связанные с интеллектуальной обработкой видеоизображений, в результате чего становится возможным видение фоноцелевой картины при любых погодных условиях в любое время суток. В АТТ впервые из всех моделей «Охотник», реализован высокоскоростной цифровой интерфейс для передачи видеосигналов при вибрациях и крене вертолета, также обеспечивается автоматическое обнаружение и сопровождение целей.
    Так же вертолет способен осуществлять разведку и целеуказание боевым вертолетам и самолетам.

    МИ-28Н оборудован станцией Л-150-28 (вариант исполнения Л-150 (СПО).
    - боевое применение вертолета круглосуточно и в сложных метеоусловиях;
    - выполнение боевых задач на предельно малых высотах;
    - взаимодействие с вертолетами группы, воздушными и наземными командными пунктами (КП), авианаводчиками;
    - совместное (параллельное) применение средств поражения летчиком и оператором;
    - возможность адаптации новых и уже используемых АСП;
    - эксплуатацию вертолетов на значительных удалениях от аэродромов и баз за счет использования принципа техобслуживания оборудования по техническому состоянию.

    В основной состав комплекса входят:
    - единая вычислительная система, обеспечивающая обработку информации по единому интерфейсу на базе ЭВМ «Багет-53»;
    - информационно-управляющее поле кабины на базе многофункциональных жидкокристаллических индикаторов МФИ-10-6М и многофункционального пульта ПС-7В с применением устройства регистрации видеоинформации;
    - навигационное оборудование в составе высокоточной ИНС-2000 и бесплатформенной курсовертикали СБКВ-2В-2 с комплексированием со спутниковой навигационной системой, доплеровским измерителем скорости и сноса (ДИСС) и системой воздушных сигналов (СВС), радиотехнической системы дальней навигации (РСДН);
    - интегрированная система обнаружения радиоэлектронного и лазерного облучения и пеленгатора УФ-излучения;
    - система автоматического управления (САУ);
    - система управления оружием;
    - нашлемная система целеуказания и индикации;
    - обзорно-прицельная станция для обнаружения и распознавания объектов, прицеливания, захвата и автосопровождения объектов по телевизионному и тепловизионному каналам. В состав входят: система стабилизации линии визирования, система автоматического сопровождения целей, оптико-телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;
    - обзорно-пилотажная система летчика с очками ночного видения, предназначена для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружение объектов (ориентиров и препятствий). Состав: низкоуровневый телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;
    - пилотажный комплекс вертолета;
    - бортовой комплекс средств связи КСС-28Н-1, обеспечивает автоматический телекодовый обмен данными с наземными пунктами управления и другими летательными аппаратами, оборудованными аппаратурой, обеспечивающей встречную работу; дальнюю и ближнюю открытую и засекреченную радиосвязь через изделие криптозащиты и КВ-модем. Комплекс обеспечивает одновременную работу (прием - передача) по трем каналам связи, в том числе по двум телефонным каналам и одному телекодовому. Работает в режимах ФРЧ и ППРЧ

    В состав БРЭО входит также АТТ (автомат теплотелевизионный) семейства «Охотник», разработки ФГУП «ГРПЗ». Это изделие на вертолете Ми-28Н выполняет функции, связанные с интеллектуальной обработкой видеоизображений, в результате чего становится возможным видение фоноцелевой картины при любых погодных условиях в любое время суток. В АТТ впервые из всех моделей «Охотник», реализован высокоскоростной цифровой интерфейс для передачи видеосигналов при вибрациях и крене вертолета, также обеспечивается автоматическое обнаружение и сопровождение целей. Так же вертолет способен осуществлять разведку и целеуказание боевым вертолетам и самолетам.
    МИ-28Н оборудован станцией Л-150-28 (СПО).

    Безопасность


    При возникновении нештатной ситуации или катастрофического разрушения конструкции на высоте более 100 м сначала отстреливаются лопасти винта, консоли крыла и двери обеих кабин, затем специальными резаками перерезаются ремни принудительного притяга, надуваются специальные «трапы» - баллонеты, которые не дают экипажу при покидании задеть шасси или повернутую пушку, и экипаж покидает машину с помощью парашютов.
    При такой же ситуации, но на высоте менее 100 м срабатывает система принудительного притяга ремней, надежно фиксирующая экипаж в энергопоглощающих креслах «Памир-К» разработки КБ «Звезда». Сначала энергию удара гасят основные стойки шасси, которые, деформируясь, поглощают ее. Далее в работу вступают кресла, которые способны погасить вертикальную перегрузку 50-60 g до 15-17 g, обеспечивая травмобезопасность пилоту и штурману-оператору.

    Живучесть


    В конструкции кабины применена высокостойкая броня, полностью броневое плоскопараллельное остекление выдерживает прямые попадания бронебойных пуль калибром до 12,7 мм, осколочно-фугасных снарядов калибра 20мм, лопасти сохраняют работоспособность при попадании 30 мм снарядов.
    Бронекабина экипажа, так называемая «ванна», выполнена из 10-мм листов алюминия, на которые наклеены 16-мм бронеэлементы из керамики. Двери кабины выполнены из стеклопластика с алюминиевой плитой и керамической броней. Лобовые стекла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, а боковые стекла и стекла дверей - из таких же блоков, но толщиной 22 мм. Кабина летчика отделена от кабины оператора 10-мм алюминиевой бронеплитой, что сводит к минимуму поражение обоих членов экипажа при разрыве малокалиберного осколочно-фугасного зажигательного (ОФЗ) снаряда в одной из кабин. Топливные баки заполнены пенополиуретаном и снабжены латексным самозатягивающимся протектором.


    Ми-28 способен выполнять полет на предельно малых высотах (до 5 м) с огибанием рельефа местности. Повышена маневренность вертолета, который теперь может перемещаться назад и в стороны со скоростью 100 км/ч. Во время «зависания» суммарная угловая скорость разворота может достигать 90 градусов в секунду, а с учетом угловой скорости рыскания чуть более 117 град/сек, максимальная угловая скорость крена более 100 град/сек.
    По сравнению с Ми-24 у Ми-28 в 1,5 - 2 раза снижена заметность в инфракрасном диапазоне (при тех же двигателях) за счет установки экранно-выхлопных устройств (ЭВУ).

    Защиту от поражения управляемыми ракетами на Ми-28Н обеспечивает аппаратура для постановки помех радиолокационным станциям, и ИК головкам самонаведения - «Витебск» Л370(Президент-С (СОЭП). Вертолет может вести боевые действия автономно, вне аэродрома в течение 15 суток. Трудоёмкость технического обслуживания по сравнению с Ми-24 снижена в 3 раза. На входе двигателей установлены пылезащитные устройства, обеспечена беспомпажная работа двигателей при пуске НАР. Установлена ВСУ АИ-9В, обеспечивающая кондиционирование, обогрев кабины и питание электросистем.

    Вооружение

  • Встроенное стрелково-пушечное:1 × 30-мм пушка 2А42 , боекомплект 250 снарядов.;
  • Точек подвески: 4
  • Подвесное стрелково-пушечное: 2 × 23-мм ГШ-23Л ;
  • Неуправляемое ракетное: НАР С-8 - 4 х 20 шт; НАР С-13] - 4 х 5 шт;
  • Управляемое ракетное: ПТУР «Атака-В» (9М120, 9М120Ф, 9А-2200) х16.;
  • «Воздух-воздух»: Игла-В - 4 x 4 шт.,
  • Бомбовое: авиабомбы 250, 500 кг, баки с зажигательной смесью.
  • 30-мм пушка НППУ-28 боекомплект 250 снарядов, подача снарядов двусторонняя селективная, есть возможность выбора снарядов: бронебойного или ОФЗ.Предназначена для поражения легкобронированной техники на дальности 1500 м, живой силы до 4000 м и малоскоростных воздушных целей до 2500 м. Для повышения точности стрельбы, ствол амортизирован. Боекомплект состоит из бронебойных и осколочно-фугасных снарядов. Диапазон отклонения пушки: по азимуту ±110°; по углу места +13…-40°.Пушка синхронизирована с прицелом. Летчик также может вести огонь с помощью ИЛС или нашлемного прицела.
  • УР Атака-В предназначена для уничтожения бронетехники, живой силы, вертолетов, ДОТ, ДЗОТ. Управление ракетой осуществляется через радиоканал мм диапазона(узкая диаграмма направленности), передатчик находится в носовой части вертолета, приемник расположен в задней части ракеты. Возможно применение ракет одновременно с 10 носителей].В сочетании с автоматом сопровождения цели, вертолет может маневрировать с углом рыскания ±110°, по крену ±30°.В отличие от лазерно-лучевых систем наведения, имеет преимущество в неограниченном времени управления ракетой, с высоким темпом стрельбы, лазерные системы менее надежны и требуют накачки лазера, то есть длительного времени ожидания после каждого пуска.
  • Ракета с ТГСН Игла-В предназначена для поражения малоразмерных БПЛА, вертолетов, самолетов, крылатых ракет. На ракете Игла предусмотрено охлаждение головки самонаведения ракеты, что позволяет поражать цели не только по теплу от горячих выхлопных газов двигателя, но и любые теплоконтрастные цели, ГСН ракет обеспечивает селекцию тепловых помех.

    Тактико-технические характеристики


    Технические характеристики
  • Экипаж: 2 человека
  • Пассажиров: 3 человека
  • Масса:
    - пустого: 8095 кг.
    - нормальная взлётная масса: 10900 кг.
    - максимальная взлетная масса: 12100 кг.
  • Масса боевой нагрузки: 2300 кг.
  • Масса топлива: 1500 кг.
  • Силовая установка:
    - тип двигателя: турбовальный
  • Мощность:
    - на чрезвычайном режиме: 2700 лс.
    - на взлетном режиме: 2200 лс.
    - на крейсерском режиме: 1500 лс.

    Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    - при горизонтальном полете: 300 км/ч
    - максимальная: 382 км/ч
  • Дальность полета:
    - максимальная 450 км
    - с ПТБ: 1087 км
  • Статический потолок: 3600 м
  • Динамический потолок: 5000 м
  • Скороподъёмность: 13,6 м/с
  • Среди огромного количества советского и военной техники есть несколько образцов, которые без преувеличения можно назвать легендарными и знаковыми. Именно с ними у иностранцев ассоциировался образ Советской армии, которая способна за считаные дни дойти до берегов Ла-Манша. Кроме легендарного автомата Калашникова и знаменитых советских танков , в этот список можно включить и боевой вертолет Ми-24, который с начала 70-х годов находится на вооружении сначала советской, а потом и российской армии.

    Ми-24 – советский ударный вертолет, гремучая смесь штурмовика и боевой машины пехоты. Этот тяжеловооруженный, защищенный броней и невероятно живучий вертолет был участником множества конфликтов и прекрасно зарекомендовал себя в них. Изначально он был разработан для классической войны на европейском театре военных действий, но позже оказалось, что Ми-24 прекрасно подходит для локальных конфликтов и борьбы с партизанами. Вертолет Ми-24 (в армии его прозвали «крокодилом») – это настоящий символ афганской войны.

    Ударный вертолет Ми-24 имеет множество модификаций, его производство продолжается и в наши дни. Этот вертолет является вторым по массовости после американского вертолета AH-64 Apache . В настоящий момент Ми-24 стоит на вооружении нескольких десятков армий мира , всего было произведено 3,5 тыс. единиц этой машины.

    Немного истории

    История вертолетов началась почти сразу после окончания Второй мировой войны. Пионерами в этом деле стали американцы, впервые винтокрылые машины были использованы во время корейской войны. Первые вертолеты были поршневыми, их применяли для ведения разведки, целеуказания и эвакуации раненых.

    Военные люди довольно консервативны, поэтому на первых порах у вертолетов было много противников. Американским генералам не нравилась их тихоходность, слабая защищенность и отсутствие вооружения. Однако опыт боевых действий показал высокую эффективность вертолетов. Так, например, использование вертолетов для эвакуации раненых в несколько раз повысило их выживаемость.

    К концу корейского конфликта США стали самой «вертолетной» страной мира, созданием подобных летательных аппаратов занимались несколько десятков компаний.

    В 60-е и 70-е годы крах колониальной системы вылился в десятки локальных конфликтов по всему миру, в которых обычно регулярные войска противостояли разным повстанческим группировкам, нередко базировавшимся в труднодоступной местности. И вот тогда и выяснилось, что вертолет – это великолепный инструмент противопартизанской войны.

    В середине 60 годов в США возникло новое воинское подразделение – аэромобильная дивизия, в состав которой входило более 400 армейских вертолетов. Сразу после формирования дивизия была отправлена в джунгли южного Вьетнама. В 1966 году в небе этой страны появился первый в мире ударный вертолет - AH-1 «Кобра» . Эта машина не должна была перевозить десант или вести разведку, основной ее миссией было уничтожение неприятеля.

    Еще одним поворотным моментом в биографии боевых вертолетов стал октябрь 1973 года. Во время очередного арабо-израильского конфликта 18 ударных израильских вертолетов «Кобра» за один вылет уничтожили 90 египетских танков советского производства. На Западе поняли, что ударный вертолет – это лучшее противотанковое оружие.

    В СССР не сразу разглядели потенциал новых летательных аппаратов, но затем азартно бросились догонять потенциальных противников. В 1965 году началось производство знаменитого многоцелевого вертолета Ми-8 , который можно назвать военно-транспортным. На него устанавливались управляемые ракеты и пулемет калибра 12,7 мм. Кабина экипажа и двигатели были защищены броней. Кроме того, эта машина могла брать на борт более двадцати десантников.

    Однако советским военным нужен был боевой вертолет с более мощным вооружением, способный не только перевозить десант, но и эффективно уничтожать живую силу и боевую технику противника. Разработка нового ударного вертолета началась в 1967 году. Советская концепция отличалась от американской. Конструкторам нужно было создать не просто ударный вертолет, а летающую БМП, которая могла бы не только высадить десант, но и при необходимости прикрыть его огнем.

    Новый вертолет планировали оснастить авиационной пушкой ГШ-23, неуправляемыми ракетами (вплоть до 120 калибра), противотанковыми управляемыми ракетами «Фаланга», авиабомбами (до 500 кг).

    В тендере на разработку новой машины участвовало КБ Миля и КБ Камова. Камовцы представили вертолет Ка-25Ш (модификация противолодочного вертолета), Миль пошел по несколько иному пути.

    К моменту начала конкурса вертолет Ми-8 уже находился в серийном производстве, все его узлы были отработаны, а «детские» болезни устранены. Было заметно, что «восьмерка» обладает высоким модернизационным потенциалом. Поэтому было принято решение разрабатывать новый ударный вертолет на базе Ми-8.

    Для будущего вертолета был разработан новый двигатель ТВЗ-117, начались работы по созданию ПТРК нового поколения «Штурм». В отличие от «Фаланги» он имел полуавтоматическое наведение и большую скорость полета ракеты. Корпус Ми-8 обжали с боков, установили на него крылья, полностью заменили редукторы, несущий винт и трансмиссию. Крылья создавали дополнительное аэродинамическое сопротивление, снижая скорость машины, но при этом разгружали винт, и на них можно было повесить вооружение. В центральной части фюзеляжа находился десантный отсек, в который вмещалось восемь бойцов.

    Шасси нового армейского вертолета решили сделать убирающимися. Авиационную пушку заменили четырехствольным 12,7-мм пулеметом, что позволило значительно увеличить боекомплект.

    Ка-25Ш получилась гораздо легче (на 7,5 т), но она могла либо нести ударное вооружение, либо перевозить десант. Однако это не слишком устраивало военных. «Летающая» БМП Миля пришлась им по душе гораздо больше: его машина могла не только доставить десант, но и подавить неприятеля огнем. ОКБ Миля стало победителем в этом конкурсе.

    Существует легенда, что после победы Миль в частной беседе с Камовым договорился о своеобразном «разделении труда»: он пообещал не слишком усердствовать с заказами от ВМФ, а Камов согласился не «влазить» в сухопутные заказы.

    Первый опытный Ми-24 был создан в 1969 году, начались испытания. Работами интересовались руководители самого высокого ранга, их держал на контроле лично Брежнев.

    Испытания выявило целый ряд дефектов, которые касались и работы двигателя, и систем вооружения, и устойчивости машины в полете. У военных очень много нареканий вызывала общая компоновка вертолета. Больше всего критики перепало кабине экипажа, за которой сразу же закрепилось прозвище «веранда». Она имела очень много стекла, но, несмотря на это, обзор у членов экипажа оставлял желать лучшего. Кабина имела большое количество прямых граней, что давало многочисленные блики, сильно мешавшие летчикам. Автомобильные двери кабины также не слишком устраивали заказчиков.

    Неудовлетворительно работала система управления вооружением, но, несмотря на все эти недоработки, вертолет Ми-24 был запущен в серийное производство.

    Модификации вертолета

    Первой серийной модификацией вертолета стал Ми-24А. Его производство началось в 1971 году. Машина имела удлиненную кабину, боковые части которой были прикрыты стальной броней, также бронеспинку имел и командир экипажа. Броневым было и лобовое бронестекло, боковые стекла были выполнены из плексигласа. Члены экипажа в полете могли использовать бронежилеты и каски.

    Рулевой винт вертолета располагался с правой стороны, было изменено крепление ПТУРов. Всего было изготовлено 250 единиц этой модификации.

    Ми-24А имел весьма внушительный арсенал вооружения. На носу был установлен 12,7-мм пулемет в поворотной установке, также он мог нести четыре ПТУР «Фаланга», неуправляемые авиационные ракеты и авиационные бомбы (до 500 кг).

    Ми-24Д. Эта первая модификация вертолета с кабиной привычного для нас вида, члены экипажа располагались в ней тандемом. Кабины были изолированы друг от друга, каждая из них имела свой бронированный фонарь, командир покидал свою кабину через дверь, а штурман – через люк. Выпуск машины начался в 1973 году, всего было изготовлено 600 единиц этой модификации. На Ми-24Д впервые применили устройства защиты двигателя от попадания пыли, что значительно повысило его ресурс, они устанавливали на воздухозаборники.

    Ми-24В. Данная модификация стала знаковой, именно на ней был установлен новый противотанковый ракетный комплекс «Штурм» с системой наведения «Радуга». Теперь «крокодил» мог уверенно бороться с бронетехникой неприятеля. На вертолет можно было установить четыре противотанковые ракеты, в 1986 году их количество увеличили до шестнадцати.

    Также были усилены некоторые элементы фюзеляжа и правая сторона хвостовой балки. Подверглась модернизации и топливная система вертолета, теперь дополнительные баки устанавливались на держателях, а не в грузовом отсеке. Следует сказать, что модификация Ми-24В стала наиболее массовой – всего было выпущено 1 тыс. машин, производство продолжалось до 1986 года.

    В 1989 году начался выпуск модификации Ми-24ВП, эта машина имела более мощное вооружение, систему управления огнем и системы, позволяющие использовать вертолет ночью. Ми-24ВП был оснащен даже ракетами класса «воздух-воздух», позволявшие ему сбивать самолеты противника. Было выпущено около 30 подобных машин. По оценкам экспертов, данная модель вертолета превосходила американский вертолет «Апач» по всем характеристикам: скорости, защищенности, боевой мощи.

    Южноафриканская компания АТЕ в сотрудничестве с КБ Миля и АО «Росвертол» создала модификацию вертолета Ми-24 Super Hind. Еще две модификации южноафриканцы создали вместе с украинским заводом «Авиакон». Эти машины поставлялись в Алжир и Азербайджан.

    На этих вертолетах установлено западное навигационное оборудование, аппаратура связи и система управления огнем. Все это работает по стандартам НАТО.

    Работы по улучшению Ми-24 ведутся и сегодня. АО «Росвертол» создали несколько машин, способных эффективно вести боевые действия в ночное время. 14 вертолетов были переданы российским ВС в 2004 году.

    Однако, следует отметить, что на сегодняшний день армейский вертолет Ми-24 уже является устаревшей машиной. И дело здесь не в его техническом несовершенстве, а в концепции его применения. Тяжелый бронированный вертолет, слабо приспособленный для использования высокоточного вооружения, вряд ли будет востребован в будущем. Вертолет Ми-24 разрабатывался более сорока лет назад совсем для другой войны. Большинство недостатков этой машины решены на Ми-28Н, который, по сути, является эволюционным развитием «крокодила».

    Описание конструкции

    Вертолет Ми-24В является самой массовой модификацией этой машины. Он выполнен по одновинтовой схеме, несущий винт имеет пять лопастей, рулевой – три. Экипаж вертолета – три человека.

    Два члена экипажа (пилот и штурман) находятся в отдельных кабинах, а бортмеханик – в грузовом отсеке. На первых модификациях вертолета экипаж состоял только из пилота и штурмана. Кабины пилота и штурмана полностью герметичны, они обеспечены системой кондиционирования, которая обеспечивает нормальные температурные условия. Есть система обеспечения кислородом, которая необходима для полетов на высоте выше 3 км.

    Давление в кабине экипажа и в грузовом отсеке немного выше атмосферного. Это сделано для препятствия попадания пыли или зараженного воздуха.

    Фюзеляж – полумонокок, который состоит из носовой и центральной части, а также хвостовой и концевой балки.

    В передней части вертолета расположены кабины членов экипажа: пилота и штурмана-оператора. Боковые стенки кабин бронированные, бронеплиты входят в состав силовой схемы фюзеляжа. Фонари обеих кабин изготовлены из бронестекла и плексигласа. Сидение пилота имеет броневую спинку и бронезаголовник. Дверь из кабины пилота также имеет бронирование.

    В центральной части фюзеляжа находится грузовой отсек, там же расположено место бортмеханика. С обеих сторон грузового отсека находятся двустворчатые двери. Высота грузового отсека составляет всего лишь 1,2 метра, что делает ее не слишком удобной для перевозки пассажиров.

    Силовая установка расположена над грузовым отсеком. Она состоит из двух двигателей ТВ3-117В, редуктора, дополнительной силовой установки и гидропанели. Там же находится и вентиляторная установка. Под полом грузового отсека и в его задней части находятся топливные баки. К наружной части фюзеляжа в районе грузового отсека крепятся крылья машины. А снизу находятся ниши, в которые складываются боковые стойки шасси.

    Хвостовая балка имеет овальное сечение, внутри нее проходит вал трансмиссии. На поверхности балки находятся ракетницы, антенны, а также проблесковые маячки.

    На концевой балке находится управляемый стабилизатор, редуктора и рулевой винт.

    Крылья вертолета предназначены для создания дополнительной подъемной силы (до 30%), а также для установки подвесного вооружения. Они установлены под углом -19°.

    Вооружение вертолета Ми-24В — подвесное и стрелковое. Последнее состоит из четырехствольного пулемета ЯкБ-12,7, который расположен в подвижной носовой установке. В горизонтальной плоскости она может поворачиваться на +60° от продольной оси, подниматься на 20° и опускаться до 40°.

    К подвесному вооружению вертолета относятся различные управляемые и неуправляемые виды авиационных средств поражения. К неуправляемым относятся свободнопадающие бомбы, НАР, пушечные контейнеры. Вертолет Ми-24В может использовать авиабомбы калибром от 50 до 500 кг.

    К управляемым видам вооружения относятся ракеты противотанкового комплекса «Штурм», которые подвешиваются на внешних пилонах и законцовках крыльев. Этот ПТРК относится ко второму поколению данного оружия, наведение на цель осуществляется в полуавтоматическом режиме. Ракету на цель наводит штурман-оператор.

    Силовая установка вертолета состоит из двух двигателей ТВ3-117В, вспомогательной силовой установки и вентиляторной системы охлаждения редуктора. Силовая установка имеет броневую защиту. Электрооборудование работает от двух генераторов, которые также расположены в силовой установке.

    Топливная система состоит из пяти баков с общим объемом 2130 литров, которые оборудованы системой нейтрального газа и снабжены полиуретановыми вкладышами.

    Несущий винт Ми-24В имеет пять алюминиевых лопастей со специальным наполнителем, которые вращаются по часовой стрелке. Несущий винт имеет наклон вперед 5% и влево – 3%, это улучшает устойчивость машины во время полета.

    Шасси вертолета Ми-24 состоит из трех убирающихся опор, переднее колесо управляемое. Убирающееся шасси улучшает аэродинамические свойства вертолета и увеличивает его скорость, но добавляет конструкции лишние килограммы.

    Боевое применение

    Впервые в боевых условиях Ми-24 был применен в 1978 году в Сомали. Вертолеты пилотировались кубинскими летчиками и наносили удары по территории соседней Эфиопии. Машина хорошо зарекомендовала себя.

    В 1979 году началась война в Афганистане, в которой Ми-24 принимал самое активное участие. «Крокодилы» оказывали огневую поддержку наземным войскам, уничтожали караваны с оружием, прикрывали советские колонны, совершали карательные рейды против афганских кишлаков и городов.

    Ми-28 крайне редко использовался для транспортировки десанта, в основном он выполнял ударные функции. На первых порах повстанцам нечего было противопоставить тяжелым бронированным монстрам, несущим смерть с неба. Несколько машин было сбито с помощью зенитного огня крупнокалиберных пулеметов, но поразить Ми-24 было совсем не просто.

    Ситуация изменилась после начала применения моджахедами переносных зенитно-ракетных комплексов, которые наводились по тепловому следу вертолетов. Особенно ситуация ухудшилась с появлением у повстанцев новейших американских ПЗРК «Стингер».

    В 1989 году советские войска ушли из Афганистана. За десятилетие войны было потеряно около 160 вертолетов Ми-24 разных модификаций. Далеко не все они были сбиты противником. Много машин разбилось из-за крайне сложных условий пилотирования и эксплуатации. Всего же в Афганистане было потеряно 330 советских вертолетов различных видов.

    В 1980 году началась ирано-иракская война, в которой также принимали участие Ми-24, состоящие на вооружении ВВС Ирака. Советским вертолетам приходилось не только выполнять ударные функции, но и бороться с американскими AH-1J «Си Кобра», которые оказались весьма достойными противниками.

    После распада СССР «крокодилы» использовались практически во всех конфликтах, которые разгорелись в бывших советских республиках. В Нагорном Карабахе Ми-24 применяли обе стороны. Армянам удалось сбить шесть вертолетов противника, Азербайджану – один.

    Во время конфликта в Абхазии российский Ми-24 сбил пушечным огнем Ми-24 ВВС Грузии.

    Использовался этот вертолет и в Приднестровье.

    Ми-24 активно применялся федеральными войсками во время первой и второй чеченской кампании . За время войны 1994-1996 гг. Россия потеряла 7 вертолетов Ми-24, во второй войне потери были гораздо больше – 23 машины (к 2005 году).

    Ми-24 активно использовался во время балканских войн, в российско-грузинском конфликте (2008 год), а также в ходе гражданской войны в Сирии. В настоящее время этими вертолетами вооружены национальные армии Афганистана и Ирака, они применяют Ми-24 против талибов и игиловцев.

    Украинские правительственные войска активно и весьма эффективно использовали Ми-24 на первых этапах конфликта на Донбассе. Потеряно четыре вертолета.

    Ударные вертолеты Ми-24 активно использовались во время многочисленных конфликтов в Африке.

    Преимущества и недостатки

    Если говорить о достоинствах ударного вертолета Ми-24, то первое, что необходимо отметить – это его поразительная надежность и живучесть. Мощная броня, прикрывающая кабины пилотов и силовую установку, сделало этот вертолет практически не уязвимым для огня с земли. Эффективно поражать Ми-24 могло только крупнокалиберное оружие.

    Еще одним неоспоримым преимуществом машины являлось ее мощное вооружение. С его помощью вертолет может решать любые задачи: эффективно уничтожать живую силу противника и его бронетехнику.

    Ми-24 – это очень тяжелая и большая машина. Ее максимальная взлетная масса составляет 11500 кг (у американского АН-1 – 4500 кг). Для такого веса мощность силовой установки вертолета явно слабовата. Поэтому маневры и зависание – это не для «крокодила», его стихией является скорость.

    На сегодняшний день устаревшей является концепция применения Ми-24. Грузовой отсек, в который должны были помещаться десантники, так никогда и не использовался по назначению, зато он здорово утяжелил машину.

    Развитие современных вертолетов идет не по пути повышения броневой защиты (и, как следствие, увеличения массы), а в направлении более активного использования управляемого оружия, которое может поразить неприятеля на значительных дистанциях. В этом случае вертолету не нужно заходить в зону поражения ПВО противника и подвергать себя опасности. Однако для этого боевые машины должны обладать современной оптикой, системами прицеливания и управления огнем. Ничего этого на Ми-24 нет.

    На Ми-35 и еще нескольких поздних модификациях вертолета от главных недостатков машины практически удалось избавиться, но модернизированных машин очень мало. К тому же, в настоящее время российская армия активно переходит на Ми-28Н.

    Многие военные эксперты считают, что в недалеком будущем пилотируемые вертолеты будут заменены дистанционно управляемыми БПЛА . Они гораздо дешевле, да и людьми рисковать не нужно. Возможно, что Ми-28Н, Ка-52 , как и их заокеанский аналог AH-64 Apache – это последние ударные вертолеты, управляемые пилотами из кабины.

    Технические характеристики

    Масса, кг:
    пустого 8500
    нормальная взлетная 11200
    максимальная взлетная 11500
    Длина полная, м 21,35
    Размах крыла, м 6,66
    Диаметр несущего винта, м 17,3
    Диаметр рулевого винта, м 3,91
    Мощность двигателя, л.с. 2х2225
    Скорость, км/ч:
    максимальная 320
    крейсерская 264
    Статический потолок без учета влияния земли, м 2000
    Динамический потолок, м 4600
    Дальность полета, км:
    практическая 595
    перегоночная 1000
    Масса груза, кг:
    нормальная 1500
    максимальная 2400
    на внешней подвеске 2000
    Экипаж, чел 3
    Число десантников, чел 8
    Встроенное вооружение пулемет ЯкБ-12,7
    ПТРК 9К113 «Штурм-В»


    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    Пилотировать эту машину можно как из кабины летчика, так и из кабины летчика-оператора, выполняющего функции инструктора. “Ночной охотник” с двойным управлением значительно упростит и ускорит процесс обучения боевых экипажей, что откроет перед Ми-28НЭ новые экспортные возможности, отметили в беседе с корреспондентом “РГ” представители авиазавода. Ведь помимо приобретенной учебной функции, машина должна сохранить весь арсенал всепогодного ударного вертолета, нацеленного на уничтожение бронетехники противника, поражение низколетящих малоскоростных воздушных целей, воздушную разведку – причем не только в дневное, но и – оправдывая свое название – в ночное время, в том числе в сложных метеоусловиях.

    На данный момент в портфеле производителя два контракта на поставку Ми-28НЭ с двойным управлением за рубеж, рассказали в компании. Какие именно страны получат новые вертолеты и в каком количестве, представители предприятия не уточнили.

    Напомним, что ранее заинтересованность в покупке “Ночного охотника” высказывали, в частности, Алжир, Индия, Кения и Ирак. Последний подписал контракт на закупку у России более 40 вертолетов Ми-35 и Ми-28Н еще в 2013 году, а первая партия Ми-28НЭ была поставлена в эту страну осенью 2014 года. Алжир же, по некоторым сведениям, планировал получить именно вертолеты с двойным управлением.

    В числе наиболее ценных преимуществ Ми-28НЭ с двойным управлением не только его маневренность и возможность круглосуточного применения, но и огневая мощь. В арсенале вертолета – управляемое и неуправляемое ракетное вооружение, а также подвижная пушечная установка, которая оснащена пушкой калибра 30 мм. Все жизненно важные системы и агрегаты вертолета дублируются. Кабина экипажа надежно бронирована – ей не страшны бронебойные пули и снаряды калибра до 20 мм.

    “Непробиваемость” вертолета стала возможной благодаря применению новейших материалов и конструктивных решений. Лопасти несущего винта Ми-28НЭ с двойным управлением сделаны из композиционных материалов, а конструкция топливной системы исключает взрыв или возгорание топлива.

    Кроме того, нового “Ночного охотника” будет очень сложно обнаружить наземным средствам ПВО. Вертолет оснащен интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, который помимо прочего позволяет находить и распознавать наземные и воздушные цели, определять их координаты и передавать целеуказания на наземные и воздушные командные пункты.

    В 2014 году был изготовлен опытный образец Ми-28НЭ с двойным управлением. В конце 2015 года завершились Государственные совместные испытания.

    Характеристики “Ночного охотника”

    Нормальная взлетная масса – 10900 кг;
    Скорость полета максимальная – 300 км/чСкорость полета крейсерская – 265 км/ч.

    Основное вооружение

    Комплекс управляемого ракетного вооружения “Атака-В” класса “воздух-поверхность”;

    Комплекс управляемого ракетного вооружения “Стрелец” класса “воздух-воздух”;

    Несъемная подвижная пушечная установка с пушкой калибра 30 мм;

    Блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР)Б-8В20А с ракетой типа С-8 калибра 80 мм;

    Блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР)Б-13Л1 с ракетой типа С-13 калибра 130 мм.

    Авиационные боеприпасы ракетного вооружения. Назначение, состав и классификация НАР

    Ракетное вооружение является неотъемлемой составной частью боль­шинства современных летательных аппаратов военного назначения. Его по­явление было обусловлено необходимостью успешного решения боевых за­дач авиацией во время ведения войн и конфликтов.

    В настоящее время в состав авиационного ракетного вооружения входят:

    Неуправляемые авиационные ракеты (НАР);

    Управляемые авиационные ракеты (УАР);

    Авиационные противолодочные ракеты (АПР);

    Авиационные морские ракеты-мины.

    В данной теме мы с вами остановимся на НАР.

    По назначению НАР подразделяются на ракеты:

    Ос­новного назначения (средства поражения);

    Вспомогательного назначения (средства обеспечения).

    И те, и другие делятся на отдельные группы по дру­гим признакам классификации, среди которых можно выделить два основ­ных: тип боевой части и калибр.

    Тип боевой части и особенности ее устройства предопределяют не толь­ко целевое предназначение НАР, но и отражают особенности ее действия у цели. Так, рассматривают НАР с БЧ фугасного, осколочного, кумулятивного, проникающего, комбинированного (осколочно-фугасного, кумулятивно-осколочного и др.), осветительного типа и т. д.

    По устройству БЧ НАР под­разделяются на ракеты с моноблочными БЧ, с БЧ разделяющегося типа, раке­ты с БЧ кассетного типа и др. Например, НАР с тандемным расположением кумулятивных БЧ; НАР с разделяющейся боевой частью, снаряжаемой бое­выми элементами объемно-детонирующего действия, и т. д.

    Важным параметром НАР является ее калибр. Он определяется харак­терным размером камеры ракетного двигателя – обычно наружным диамет­ром камеры.

    Для существующей системы твердотопливных ракет калибр РДТТ отражен в кратком условном наименовании ракеты. Так, в наименова­нии ракет типа С-8, С-13, С-25 и др. цифра означает калибр РДТТ, выражен­ный в см и соответствующий номинальному значению диаметра камеры дви­гателя. Если диаметр БЧ больше или меньше калибра РДТТ, то говорят: НАР с надкалиберной или подкалиберной БЧ. Их примерами могут служить соот­ветственно НАР-С-25О и С-13Т.

    Иногда по величине калибра различают НАР малого, среднего и крупно­го калибра. Хотя такая классификация является условной, она все же дает не­которое представление о количестве ракет, подвешиваемых на одну точку подвески самолета (вертолета). Ясно, что НАР крупного калибра можно под­вешивать лишь по одной на каждую точку подвески с балочным держателем третьей группы (БД-3). На эту же точку подвески можно подвесить блок с несколькими десятками НАР малого калибра или пусковое устройство с 3-5 ракетами среднего калибра.



    С момента появления на вооружении авиации и до настоящего времени НАР сохраняют свои позиции и неизменно входят в состав вооружения само­летов и вертолетов различных поколений. Объясняется это тем, что благода­ря своим специфическим свойствам НАР значительно увеличивают огневую мощь ударных авиационных комплексов и расширяют их возможности при решении задач поражения наземных и морских целей.

    Отличительными признаками и особенностями неуправляемых ракет как боеприпасов основного назначения являются:

    Возможность создать боевую часть большой массы, сопоставимую по мощности действия с авиабомбами калибра 100, 250 и даже 500 кг;

    Значительная доля самой боевой части в общей стартовой массе ракеты (до 65%), что значительно больше, чем для УАР;

    Большое разнообразие типов боевых частей, обеспечивающих высокую эффективность действия авиации по широкому спектру наземных целей;

    Большой боекомплект НАР каждого самолета или вертолета благодаря применению многозарядных пусковых устройств для ракет малого и среднего калибров;

    Достаточно высокая точность пуска ракет, обеспечивающая возможность поражения малоразмерных целей;

    Широкий диапазон дальностей пуска ракет, обеспечивающий возможность поражения целей и в том случае, когда для артиллерийского оружия или авиабомб они оказываются недосягаемыми;

    Относительная простота устройства и производства, позволяющая реализовать модульный принцип создания целого класса ракет одного и того же калибра, имеющих один и тот же двигатель, но различные типы БЧ (до 10 и более);

    Простота эксплуатации как летной, так и наземной, которая практически мало чем отличается от эксплуатации авиабомб;

    Достаточно большой срок службы, вследствие чего НАР входят в состав вариантов вооружения самолетов нескольких поколений (например, НАР типа С-24 находится на вооружении более полувека);

    Относительно небольшая стоимость серийного производства НАР в сравнении с УАР сопоставимого калибра (например, стоимость неуправляемой ракеты типа С-25 и управляемой типа С-25Л оценивалась в соотношении 1:6 в масштабе одного и того же курса рубля);

    Возможность реализовать менее затратную утилизацию НАР, запрещенных к использованию по прямому назначению.

    В дополнение к перечисленному следует остановиться еще на одной особенности НАР. Представляя собой систему, состоящую из боевой (БЧ) и ракетной (РДТТ) частей, неуправляемые ракеты вследствие очевидных преимуществ начали применяться не только «в целом», но и «по частям», что послужило толчком к созданию боеприпасов других видов. Их приме­рами могут служить уже упоминавшиеся ранее противолодочные торпеды-ракеты АПР, всплывающие ракеты-мины РМ, бетонобойные авиабомбы БЕТАБ-500Ш, включающие тормозной и разгонные двигатели, работающие на твердом топливе, а также управляемая ракета С-25Л, созданная на основе НАР С-25, и др.

    В настоящее время возможности НАР еще далеко не исчерпаны. Весьма актуальной и перспективной является задача создания НАР крупного калибра с кассетной боевой частью (КБЧ), обеспечивающей применение боевых элементов (бомб, мин и др.) в больших количествах – до нескольких тысяч штук в БЧ. На базе такой ракеты легко может быть создана НАР с плани­рующим полетом на пассивном участке траектории, позволяющая атаковать цели с больших дальностей (до 10 км и более). Разработка и принятие на воо­ружение планирующей НАР в значительной мере расширило бы боевые воз­можности современных носителей, в том числе и в плане успешного преодо­ления объектовой ПВО противника.

    Особо следует остановиться на точностных характеристиках применения НАР. По параметрам, характеризующим техническое рассеивание, НАР значительно превосходят авиабомбы, но уступают управляемым ракетам. Уменьшение технического рассеивания НАР достигается несколькими спо­собами:

    Во-первых, за счет небольшого времени полета ракет от момента пуска до встречи с целью. Имея большую скорость в конце активного участка траектории, ракеты пролетают оставшуюся часть пути за малое время, что исключает влияние многих случайных факторов, в том числе и турбулентности атмосферы, на характер их движения.

    Во-вторых, как оперенный снаряд, ракеты имеют большой запас статической и динамической устойчивости. На пассивном участке траектории центр массы НАР из-за выгорания топлива смещается в сторону головной части. Хвостовое же оперение находится на значительном расстоянии от центра массы из-за двигателя, имеющего большую длину, поэтому в плане стабилизации является очень эффективным.

    В-третьих, использованием вращательного движения ракет. Все состоящие на вооружении НАР при движении проворачиваются вокруг продольной оси с угловыми скоростями, имеющими порядок от нескольких сотен (НАР типа С-24) до нескольких тысяч (НАР типа С-5, С-8) оборотов в минуту. Вращение ракет обеспечивается действием моментов, создаваемых путем направления действия силы тяги (у НАР с многосопельными двигателями), или за счет аэродинамических моментов, создаваемых стабилизатором, перья которого имеют либо установочный угол атаки, либо срез вдоль одной из граней перьев. Вращение (проворачивание) вокруг продольной оси позволяет исключить влияние несимметричности аэродинамической формы или эксцентриситета массы ракеты на траекторию ее движения. Если бы проворачивания ракеты не было, то под влиянием указанных факторов возникал бы боковой момент, уводящий ракету в сторону от направления стрельбы.

    Реализация конструктивных мер позволила создать ракеты, техническое рассеивание которых определялось вероятным отклонением кругового рассеивания в картинной плоскости, равного 2-3 тысячных дальности стрель­бы. При таком рассеивании кучность стрельбы была достаточно высокой, что обеспечивало поражение малоразмерных, в том числе и воздушных, целей. Уместно еще раз напомнить, что первые ракеты типа С-5 были созданы для поражения именно воздушных целей.

    С появлением первых управляемых ракет класса «воздух – воздух» НАР типа С-5 были «перенацелены» и стали использоваться для поражения наземных целей. В настоящее время все НАР применяются для поражения наземных целей.

    Для повышения вероятности поражения малоразмерных наземных целей требуется увеличение количества ракет, применяемых в одной атаке. Поэтому для ракет типа С-5 были разработаны блоки УБ-16 и УБ-32, снаряжаемые соответственно 16 и 32 ракетами.

    Из приведенной сравнительной оценки следует, что НАР, как средства поражения занимают промежуточное положение между авиабомбами и управляемыми авиационными ракетами и в значительной мере дополняют боевые свойства и возможности артиллерийского оружия. По точности попа­дания в цель НАР значительно превосходят авиабомбы, но уступают им по мощности взрыва (действия) боевых частей. НАР заметно превосходят авиа­бомбы при решении задач поражения особо прочных и заглубленных целей благодаря обеспечению высокой скорости соударения БЧ проникающего ти­па. В сравнении с боеприпасами высокоточного оружия (управляемыми авиационными ракетами и корректируемыми авиационными бомбами) НАР уступают им по точности попадания в цель, но превосходят по таким свойст­вам, как независимость от метеоусловий применения и помехоустойчивость.

    НАР малого калибра, так же как и снаряды авиационного артиллерий­ского оружия, позволяют формировать при атаке наземных целей зоны рас­сеивания точек падения, имеющие такую форму и размеры, при которых дос­тигается максимальная эффективность поражения цели.

    Таким образом, сис­тему НАР следует рассматривать как неотъемлемую составную часть (вид) вооружения современных боевых авиационных комплексов, значительно расширяющую боевые свойства и тактические возможности последних.


    К окончанию Госпрограммы количество моделей может увеличиться в полтора-два раза. Особое внимание в ходе закупок новых вертолетов уделяется ударным машинам. До недавнего времени задачу поддержки войск и атак противника возлагали только на «старичка» Ми-24 и его модификации. Теперь же военно-воздушные силы получают сразу три типа боевых вертолетов, отличающихся друг от друга характеристиками, оборудованием и ударными возможностями.

    Это Ми-35М (глубокая модернизация Ми-24, также известная как Ми-24ВМ), Ми-28Н и Ка-52. Всего несколько лет назад можно было надеяться на продолжение строительства вертолета Ка-50, однако в результате он был снят с производства в пользу более нового и совершенного Ка-52. Попробуем внимательно рассмотреть имеющиеся ударные вертолеты, сравнить и оценить их возможности. К сожалению, часть технической информации по новейшим вертолетам пока не стала достоянием общественности, поэтому придется довольствоваться лишь имеющимися официальными данными, пусть даже и неполными.

    Технические и летные характеристики

    Рассматриваемые машины значительно различаются в конструктивном аспекте. Машины фирмы «Миль» выполнены по классической схеме с несущим и хвостовым винтами. Также они оснащены оригинальными Х-образнымы рулевыми винтами, имеющими повышенную эффективность по сравнению с винтами обычной схемы. Ка-52, в свою очередь, выполнен по традиционной для «Камова» схеме и имеет два соосных несущих винта. Плюсы и минусы используемых схем уже не первый год являются предметом ожесточенных споров, однако конструкторы и военные сделали свой выбор: они понимают минусы классической и сосной схем, но ради имеющихся преимуществ готовы их терпеть. Кроме того, некоторый интерес представляет тот факт, что основными вертолетами российских ВВС к 2020 году должны стать «классический» Ми-28Н и соосный Ка-52. Таким образом, наблюдается, если можно так выразиться, баланс между схемами.

    Вертолеты Ка-52 установочной партии в штатной серийной комплектации включая комплекс обороны - борт №52 и борт №53 желтые

    Вертолет Ми-28Н борт №50 желтый из партии вертолетов, переданной ВВС на авиабазу 344 ЦБПиПЛС АА 8 октября 2011 г., г.Торжок, Тверская область

    Все три вертолета ощутимо различаются уже на уровне массогабаритных параметров. Наименьшие размеры среди рассматриваемых машин имеет Ка-52. При максимальной взлетной массе в 10400 килограмм он имеет длину в 13,5 метра и диаметр несущих винтов 14,5 м. Милевский Ми-28 немного крупнее: длина 17 метров, диаметр несущего винта 17,2 м и максимальная взлетная масса в 11,7 тонны. Самым крупным из новых вертолетов является Ми-35М, имеющий максимальный взлетный вес в 11800 кг и длину свыше 18,5 метра. Примечательно, что оба вертолета фирмы «Миль» оснащены одинаковыми несущими и рулевыми винтами, изначально разработанными для Ми-28Н.

    Интересным образом обстоят дела с силовой установкой вертолетов. Все они, в соответствии с тенденциями развития боевых вертолетов, оснащены двумя двигателями. Это снижает риски, связанные с повреждением одного из двигателей и, как следствие, повышает живучесть машин в условиях боя. Кроме того, все три вертолета оснащаются турбовальными моторами семейства «Климов» ТВ3-117ВМА. Ми-35М имеет двигатели этой модели с взлетной мощностью в 2200 лошадиных сил каждый, а Ми-28Н и Ка-52 оснащаются более поздними модификациями. Так, Ми-28Н комплектуется моторами ВК-2500-02 (по 2200 л.с. на взлетном режиме), а Ка-52 оснащен двигателями ВК-2500 с возможностью «разгона» до 2400 л.с. Стоит отметить, что указанные показатели мощности достигаются только в течение определенного непродолжительного времени. В полете рекомендуется держать мощность двигателей на уровне не более 1750-1800 лошадиных сил. При этом все двигатели семейства ТВ3-117ВМА имеют чрезвычайный режим, на котором способны достигнуть планки в 2600-2700 лошадиных сил. Правда, такие показатели мощности требуют последующего дополнительного обслуживания.

    Двигатель ТВ3-117

    ВК-2500 (модернизированная версия ТВЗ-117)

    Нетрудно заметить, что по сочетанию массогабаритных и мощностных параметров наиболее интересным выглядит вертолет Ка-52. При максимальной допустимой массе на взлетном режиме двигателей он имеет удельную мощность до 460 л.с. на тонну веса. У Ми-35М и Ми-28Н этот параметр равняется примерно 370 и 375 л.с. на тонну соответственно. Таким образом, камовский вертолет, имея большую тяговооруженность, в теории должен иметь лучшие летные характеристики. Однако высокие показатели удельной мощности получены, в первую очередь, благодаря малой массе конструкции и, как следствие, сравнительно малой боевой нагрузке. В то же время, ряд особенностей концепции привел к тому, что более легкий Ка-52 способен нести больше оборудования и вооружения чем Ми-35Н. Машина фирмы «Камов» имеет полезную нагрузку порядка двух тонн, а у Ми-35М этот показатель составляет всего 1780 кг. Что касается Ми-28Н, то он способен нести на внешней подвеске до 2300 килограмм вооружений.

    Летные параметры всех трех вертолетов достаточно близки, хотя и отличаются друг от друга. Максимальная скорость всех машин находится в пределах 310-320 километров в час. При этом Ми-35М и Ка-52 при необходимости могут разогнаться и до 340 км/ч, однако эта скорость в заявленных характеристиках значится как максимально допустимая. Более новые вертолеты Ми-28Н и Ка-52 выигрывают у глубоко модернизированного Ми-24 в динамическом и статическом потолке. Первый показатель у этих машин находится в пределах 5-5,5 тыс. метров, второй - равен 3600 м. Статический и динамический потолок Ми-35М меньше этих показателей на 450-500 метров. Ми-35М не может похвастать и дальностью полета. Его практическая дальность равна 420 километрам, а в перегоночной конфигурации он способен преодолеет до тысячи километров. Для Ми-28Н эти показатели составляют 500 и 1100, а для Ка-52 - 520 и 1200 километров соответственно.

    Необходимо учитывать, что максимальная дальность полета, равно как скорость и потолок, сама по себе не является самым важным параметром вертолета, но может говорить о его возможностях, касающихся продолжительности нахождения в воздухе. Опыт вооруженных конфликтов последних лет показал, что современный боевой вертолет должен, в первую очередь, уметь совершать длительное патрулирование заданного района вне зависимости от времени суток и метеоусловий. Именно при помощи вертолетов войска НАТО вели охоту на регулярные караваны противника или даже на отдельных боевиков.

    Экипаж и его защита

    Концепция применения ударных вертолетов подразумевает высокие риски подвергнуться атаке зенитных средств противника. Из-за этого все машины такого класса имеют целый набор средств обеспечения безопасности экипажа. Все три рассматриваемых вертолета - Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 - имеют экипажи из двух человек. По результатам длительных споров, наиболее выгодной была признана схема с двумя летчиками: пилотом и оператором вооружений. Ранее предлагалось возложить все обязанности на одного летчика, то такой вариант заказчик в лице Минобороны признал бесперспективным и неудобным. В результате все новые отечественные ударные вертолеты делаются двухместными.

    Как и в случае с несущими винтами, машина фирмы «Камов» отличается от вертолетов «Ми». Последние имеют кабину тандемной схемы: пилот сидит сзади и выше штурмана-оператора. На Ка-52 рабочее место командира расположено слева от оси машины, кресло оператора - справа. На всех трех машинах операторы вооружения имеют возможность управления вертолетом, а пилоты могут применять оружие. При этом из-за разделения обязанностей и соответствующей им аппаратуры пилот не может в полной мере использовать весь боевой потенциал вертолета. Для защиты экипажа и жизненно важных агрегатов все три вертолета имеют дополнительное бронирование: бронестекла и металлические панели. Уровень защиты различных деталей разнится. К примеру, бронепанели кабины вертолета Ми-28Н выдерживают попадание снаряда калибра до 20 миллиметров.

    Кабина КА-52

    Приборы в кабинах пилота (слева) и штурмана-оператора (справа) вертолета Ми-28Н.

    На случай вынужденной посадки с большой вертикальной скоростью вертолеты Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 имеют шасси специальной конструкции, поглощающей часть силы удара о землю. Большая часть оставшегося удара поглощается креслами специальной конструкции. Кроме того, вертолеты Ка-52 и Ми-28Н имеют катапультную систему для спасения летчиков при аварии на больших высотах.

    Неуправляемое вооружение

    На протяжении нескольких десятков лет основным вооружением отечественных ударных вертолетов были ствольные системы и неуправляемые ракеты, а применение «умных» боеприпасов имело гораздо меньший размах. В новых вертолетах полностью сохранились все возможности по использованию ствольных и ракетных вооружений. Вертолеты Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 имеют возможность нести на пилонах под крылом блоки неуправляемых ракет различных типов и калибров, от С-8 (до четырех блоков по 20 ракет) до С-13 (четыре по пять). Кроме того, Ми-35М и Ка-52 при необходимости способны применять до четырех ракет С-24 калибра 240 миллиметров. Все три вертолета имеют возможность использования авиационных бомб различных типов калибра до 500 килограмм.

    Кроме пилонов для подвески вооружений все три машины располагают встроенными пушечными установками. Вертолеты Ка-52 и Ми-28Н оснащаются автоматическими пушками 2А42 (30 миллиметров), Ми-35Н - ГШ-23 (двуствольная калибра 23 миллиметра). Подвижные пушечные установки, смонтированные на Ми-28Н и Ми-35М, позволяют наводить оружие в пределах значительных секторов по горизонтали и вертикали. Ка-52, в свою очередь, такой возможности не имеет: его пушечная установка располагается не в носовой части фюзеляжа, а на правом борту, что значительно уменьшает сектор горизонтальной наводки. Обе используемые на вертолетах пушки предназначены для уничтожения наземных и воздушных целей на дальностях до двух (ГШ-23) или до четырех (2А42) километров. Наведение орудий осуществляется при помощи электроприводов, управляемых оператором вооружений. Примечательно, что процесс наведения пушек сказался на возможностях пилотов. К примеру, пилот вертолета Ми-28Н не может управлять пушкой, если она не расположена по продольной оси машины и не находится в горизонтальном положении. Только при таком расположении пушки пилот может целиться при помощи имеющегося у него прицельного оборудования. Во всех других случаях наведение и стрельбу осуществляет оператор вооружений.

    Ка-52 борт №062 желтый, март 2012 г.

    ПТУР «Атака-В» и блок НАР Б-13 под Ми-28Н борт №38 на экспозиции авиасалона МАКС-2011, август 2011 г.

    Блок НАР Б-13 и пусковая установка «Стрелец» с ракетами «Игла» под Ми-28Н борт №38 на экспозиции авиасалона МАКС-2011, август 2011 г.

    Управляемое вооружение

    В обязанности штурмана-оператора также входит работа с управляемым вооружением. Традиционно все отечественные ударные вертолеты имеют возможность несения противотанковых ракет, и Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 не стали исключением. Рассматриваемые машины фирмы «Миль» могут нести до 12-16 противотанковых управляемых ракет «Штурм» или «Атака». Арсенал Ка-52 состоит из ракет «Атака» или «Вихрь». Эти ракетные комплексы ощутимо отличаются друг от друга характеристиками ракет и систем наведения.

    Наиболее старый комплекс «Штурм-В» (разработка 70-х годов) имеет радиокомандную систему наведения и обеспечивает максимальную дальность стрельбы на уровне пяти километров. Боевая часть ракеты 9М114 обеспечивает пробитие гомогенной брони толщиной до 650 миллиметров. Использование в комплексе «Штурм» полуавтоматической системы управления привело к тому, что оператор вооружений после пуска вынужден в течение некоторого времени удерживать прицельную метку на цели. Этот факт в некоторой мере снижает боевые возможности вертолета, поскольку он вынужден оставаться неподвижным до поражения цели и не сможет эффективно пользоваться тактикой подскока.

    Дальнейшим развитием «Штурма-В» стал комплекс «Атака-В» с ракетой 9М120. В ходе модернизации улучшились характеристики ракеты. Так, 9М120 способна доставлять боевую часть на расстояние до десяти километров и пробивать до 800 миллиметров гомогенной брони за динамической защитой. Имеются сведения о разработке лазерной головки самонаведения для ракеты «Атака». Принцип наведения ракеты по командам с вертолета аналогичен «Штурму». Эта особенность комплекса «Атака-В» является поводом для критики. Стоит отметить, что при скорости около 500 м/с ракета 9М120 достигает цели на максимальной дальности примерно за 20 секунд. Во избежание поражения вертолета во время «прыжка» бортовая аппаратура управления «Атаки» обеспечивает возможность маневрирования с некоторыми ограничениями по крену и тангажу.

    Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» с ракетой 9А4172 имеет лазерную систему наведения и автоматическую аппаратуру управления. Последняя самостоятельно производит сопровождение цели и наведение на нее ракеты. Максимальная дальность пуска ракеты комплекса «Вихрь» достигает десяти километров. При скорости свыше 600 метров в секунду ракета преодолевает это расстояние за 15-17 секунд. Таким образом, противовоздушная оборона противника может попросту не успеть засечь и атаковать вертолет. Кроме того, автоматическая система сопровождения цели и наведения ракеты позволяет значительно уменьшить нагрузку на летчиков. Именно эта система стала одной из причин сокращения экипажа вертолета Ка-50 до одного человека. Тандемная боевая часть пробивает до метра гомогенной брони.

    Несмотря на свое ударное предназначение, вертолеты Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 имеют возможность нести управляемые ракеты «воздух-воздух», предназначенные для самообороны. Это ракеты «Игла-В» (дальность до 5-6 км) и Р-60 (7-8 км). Количество ракет на подвеске зависит от тактической необходимости и модели вертолета. Так, Ми-35М несет только две ракеты «Игла-В», а Ми-28Н и Ка-52 - до четырех «Игл» или Р-60.

    Первый прототип Ка-52 борт №061 желтый на испытаниях эксплуатации вертолета с кораблей ВМФ, Северный флот, 03.09.2011 г.

    Бортовое оборудование

    Являясь глубокой модернизацией старого Ми-24, вертолет Ми-35М получил сравнительно немного серьезных нововведений в составе бортового оборудования, затрагивающих те или иные черты облика. Одно из них касается установки нового прицельно-навигационного комплекса ПНК-24, созданного с использованием наработок по проекту ПрНК-28 для вертолета Ми-28Н. Были обновлены оптико-электронная станция, наблюдательные приборы и оборудование кабины. В результате боевой потенциал вертолета ощутимо увеличился. Иногда утверждается, что на данный момент бортовое оборудование Ми-35М обеспечивает вертолету максимально возможные характеристики, какие позволяет достичь достаточно старая конструкция.

    Основой бортового радиоэлектронного оборудования вертолета Ми-28Н является комплекс ПрНК-28, обеспечивающий осуществление полетов и боевую работу. В этот комплекс интегрированы системы управления вооружением, а также аппаратура навигации. Кроме того, ПрНК-28 связан с радиолокационной станцией Н-025. Ее антенна размещается в характерном сферическом обтекателе над втулкой винта. Использование радиолокационной станции значительно расширяет возможности вертолета, к примеру, позволяет летать и проводить атаки в любую погоду и в любое время суток. РЛС Н-025 имеет два основных режима работы: по воздушным и по наземным целям. В случае слежения за землей РЛС «осматривает» сектор шириной в 120 градусов на дальности до 32 километров. На таком режиме работы Н-025 способна составлять примерную карту подстилающей поверхности. Обнаружение и сопровождение целей, в зависимости от их ЭПР, происходит на расстояниях в 12-15 километров (танк). Более крупные объекты, такие как мосты, станция замечает с 23-25 км. При режиме работы по воздуху антенна станции сканирует все окружающее пространство в секторе шириной 60 градусов в вертикальной плоскости. Самолеты и вертолеты в таком случае «видны» на расстоянии порядка 15 километров. Зенитные ракеты и боеприпасы «воздух-воздух» - с пяти-шести километров. Таким образом, пилоты имеют возможность своевременно узнать об атаке и проделать все необходимые действия.

    Комплекс бортового оборудования вертолета Ка-52 в некоторой мере похож на примененный на Ми-28Н, однако имеет ряд отличий. К примеру, предназначенная для Ка-52 радиолокационная станция РН01 «Арбалет» изначально строилась по двухмодульной схеме. Антенну первого блока этой РЛС планировалось устанавливать под радиопрозрачным носовым обтекателем, второго - над втулкой несущих винтов. На данный момент все или почти все новые серийные вертолеты комплектуются носовым блоком РЛС, а насчет надвтулочного точных данных нет. Такое оригинальное разделение радиолокационной системы было предложено для улучшения характеристик комплекса: носовая антенна может все время работать только по наземным целям, а надвтулочная - только по воздушным. Таким образом, вертолет становится способным вовремя реагировать на различные угрозы, одновременно собирая информацию об обстановке в воздухе и на земле. Также в состав оборудования вертолета Ка-52 входит оптико-электронная станция ГОЭС-520, предназначенная для круглосуточного наблюдения за местностью и обнаружения целей. Оптико-электронная станция размещена внизу фюзеляжа, сразу за носовым обтекателем.

    Ка-52 борт №94 желтый, лето 2011 г.

    Ми-28Н бортовой №16 синий выпуска 2010 г. с полным штатным комплектом бортового комплекса обороны, 17.01.2011 г.

    Итоги

    Как видим, все современные российские ударные вертолеты как схожи, так и отличны друг от друга. Схожесть обусловлена общими взглядами военных на облик современной винтокрылой машины, а различия вызваны отличающимися мнениями конструкторов разных фирм. Тем не менее, все новые вертолеты - в первую очередь это касается Ка-52 и Ми-28Н - имеют больше сходств, чем отличий. Так, они способны нести неуправляемое и управляемое вооружение, а также проводить атаки с расстояния до десяти километров (ПТУР «Атака» и «Штурм»). Еще одной характерной чертой этих вертолетов является наличие встроенной радиолокационной станции. Если вопрос с надвтулочным модулем РЛС «Арбалет» решится в пользу его установки, то к сходству Ми-28Н и Ка-52 добавится еще один пункт.

    Собственно говоря, Ка-52 и Ми-28Н, являясь современными вертолетами, еще и претендуют на звание боевых машин ближайшего будущего. Судя по текущим тенденциям развития ударных вертолетов, при своевременных модернизациях они вполне способны стать таковыми. А вот Ми-35М уже сейчас вызывает определенные сомнения. Прежде всего, сказывается большой возраст исходного Ми-24, а также плохо зарекомендовавшая себя идея летающей БМП. Для того чтобы убрать с Ми-35М грузопассажирскую кабину, которая нередко становится предметом критики, придется переделывать всю машину, что явно не вписывается в идею модернизации старой техники. Поэтому проект Ми-35М сейчас выглядит как попытка обеспечить вооруженные силы современной техникой, не затрачивая много времени на ее создание и запуск производства. Соответственно, Ми-35М вряд ли будут закупаться большими сериями и послужат своеобразной временной мерой в ожидании большого количества новых Ми-28Н и Ка-52.

    В оправдание Ми-35М стоит сказать, что этот вертолет не так уж плох, каким он кажется на первый взгляд. Отсутствие РЛС и наличие «лишней» кабины не позволяет ему на равных соревноваться с другими современными отечественными и зарубежными ударными вертолетами, однако и в такой комплектации Ми-35М имеет больший потенциал по сравнению с имеющимся парком Ми-24 различных модификаций. Иными словами, Ми-35М в настоящее время является скорее «переходным звеном» между старой и новой техникой, чем полноценным боевым средством, делаемым, что называется, на века. Этим можно объяснить и технические отличия этого вертолета от других новых машин, и сравнительно малые планы по закупке.

    В ближайшие годы отечественные ВВС получат около полусотни вертолетов Ми-35М. При этом к настоящему времени в военно-воздушных силах уже служит такое количество вертолетов Ми-28Н, а общее число заказанных Ка-52 приближается к полутора сотням. Пожалуй, взгляды военных на необходимое количество вертолетов того или иного типа прекрасно иллюстрируют перспективы боевых машин и их соответствие предъявляемым требованиям. Вполне очевидно, что Минобороны, планируя будущее военной авиации, наибольший приоритет придает новым Ка-52 и Ми-28Н, а не модернизации «старичка» Ми-24. Именно этим вертолетам придется стать основной ударной силой фронтовой авиации к началу двадцатых годов и оставаться в строю в течение последующих лет. Так что затянувшиеся работы над РЛС «Арбалет» для Ка-52 или некоторые проблемы с отработкой технологий и вооружений для новой техники стоят затраченного времени: новые вертолеты делаются для будущего и лучше сейчас потерять немного времени, чем потом не иметь хорошей современной техники.