Обереги

Ядерные силы России: «Булава. Межконтинентальная баллистическая ракета "Булава". Досье Скорость булавы

Булава - новейшая российская твёрдотопливная баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках проекта 955. По классификации НАТО SS-NX-30. Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники (ранее разработавшим ракету наземного базирования «Тополь-М »). До сентября 2010 генеральным конструктором был Ю. С. Соломонов. В сентябре 2010 должность генерального конструктора по стратегическим твердотопливным ракетам морского базирования занял бывший заместитель Соломонова Александр Сухадольский. Предполагалось принять ракету на вооружение в 2009 год, но эта дата постоянно откладывалась в связи с неудачными пусками. Производство ракеты Булава будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже производятся ракеты «Тополь-М». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высокой степени унифицированы.

Испытания ракеты Булава.

  1. 24.05.2004 г. – взрыв при испытании твердотопливного двигателя ракеты на Воткинском машиностроительном заводе (входит в корпорацию МИТа), (по данным «Российской газеты» от 24.05.2004 г.);
  2. 23.09.2004 г. – успешный «бросковый» пуск габаритно-весового макета с модернизированной атомной подводной лодки (АПЛ) пр.941УМ ТК-208 «Дмитрий Донской» класс «Тайфун» (базируется на Севмашпредприятии, г. Северодвинск) из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности использования МБР с подводных лодок. В прессе этот запуск считается первым по счету;
  3. 27.09.2005 г. , (в 17.20) – успешный испытательный пуск из акватории Белого моря из надводного положения по полигону Кура (п-ов. Камчатка). Примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне;
  4. 21.12.2005 г. (в 8.19) – успешный пуск ракеты SS-NX-30 из подводного положения по полигону Кура с поражением цели;
  5. 07.09.2006 г. – неудачный пуск Булавы из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Ракета через несколько минут после старта упала в море;
  6. 25.10.2006 г. – неудачный пуск ракеты, которая после нескольких минут полёта отклонилась от курса, самоликвидировалась и упала в Белое море;
  7. 24.12.2006 г. – неудачный испытательный пуск ракеты из надводного положения из-за отказа двигателя третьей ступени, что привело к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта;
  8. 28.06.2007 г. – частично удачный пуск в Белом море из подводного положения - головная часть достигла полигона Кура, однако, третья боеголовка не достигла цели;
  9. 18.09.2008 г. – пуск и полет ракеты, на активном участке, прошел в штатном режиме, «Булава» попала в заданный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения;
  10. 28.11.2008 г. – успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты последнего поколения Булава с атомной подводной лодки стратегического назначения «Дмитрий Донской»;
  11. 23.12.2008 г. – с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской» был произведен запуск МКБР «Булава» . После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчетной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе.
  12. 15.07.2009 г. – тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения "Дмитрий Донской" в рамках летно-конструкторских испытаний комплекса произвел пуск баллистической ракеты «Булава» из акватории Белого моря. Из-за нештатного срабатывания первой ступени ракета самоликвидировалась.
  13. 09.12.2009 г. – на этот раз при запуске Булавы с подводной лодки стратегического назначения «Дмитрий Донской» возникли проблемы с третьей ступенью Булавы . Первые две ступени ракеты отработали штатно, так что запуск даже можно считать частично успешным - при предыдущих неудачных испытаниях не срабатывала уже первая ступень. Запуск Булавы вызвал .
  14. 07.10.2010 г. – удачный запуск с подводной лодки "Дмитрий Донской" в акватории Белого моря с поражением учебной цели на полигоне Кура на Камчатке.
  15. 29.10.2010 г. – очередной удачный запуск с подводной лодки "Дмитрий Донской" в акватории Белого моря с поражением учебной цели на полигоне Кура на Камчатке.
  16. 28.06.2011 г. – успешный испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Булава» со штатного носителя - атомной подводной лодки (АПЛ) 4-го поколения «Юрий Долгорукий». Боевые блоки ракеты, запущенной во вторник, 28 июня, с борта новейшего РПКСН, доставлены в заданный район на Камчатке.
  17. 27.08.2011 г. – и снова удачный запуск с борта штатного носителя АПЛ «Юрий Долгорукий». На этот раз испытания были нацелены на проверку максимальной дальности полета. Булава показала отличные характеристики, пролетев 9,3 тыс. км, что существенно выше заявленных ранее показателей.
  18. 28.10.2011 г. – успешный запуск с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» из акватории Белого моря с прибытием боевых блоков в установленное время на полигон Кура.
  19. 23.12.2011 г. – успешный залповый запуск двух ракет с борта атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий» по полигону Кура.

Технические характеристики ракеты Булава

Количество ступеней 3
Длина (с ГЧ), м 12,1
Длина (без ГЧ), м 11,5
Диаметр, м 2
Стартовая масса, т 36,8
Забрасываемый вес, кг 1150
Дальность полета, км 8000
Мощность заряда 6x150 кт
Система управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
Боевых блоков 6
Тип головной части разделяющаяся, ядерная, отделяемая
Вид топлива твёрдое смесевое

Стратегическая ракета морского базирования «Булава» способна нести 6 гиперзвуковых ядерных блоков индивидуального наведения. Общий забрасываемый вес 1150 кг. Система преодоления противоракетной обороны противника.

С ядерными боеголовками «Булавы» тоже не все просто. По некоторым данным, изменился принцип их разведения. Раньше баллистическая ракета выводила блоки в район цели и «рассыпала» их над ней. На «Булаве» же применили принцип «виноградной грозди». Машина сможет индивидуально «развозить» боеголовки сразу по нескольким целям. Зная точность попадания комплекса Тополь-М в цель («Булаву» создает то же КБ, что и Тополь-М - Московский институт теплотехники), можно констатировать, что и у «Булавы» этот показатель будет не меньше, а значит, будет достигнута очень высокая эффективность оружия.

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-30 / 3К30 / Б-30 "Булава", ракета Р-30 / 3М30 / РСМ-56 "Булава-30" / "Булава-М" - SS-NX-30

Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - Ю.С.Соломонов (с 20.09.2010 г. - А.Суходольский). По западным данным эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. Создание новой БРПЛ планировалось МИТ с использованием наработок по МБР "Курьер" (дальность 9500 км, масса 16 т) с использованием нового типа смесевого топлива для РДТТ. Согласно первоначальным планам, масса БРПЛ должна была составить 26-28 тонн. Позже, по тем же причинам, по которым был изменен проект 2-й и 3-й ступеней БРПЛ "Барк " массо-габаритные характеристики ракеты были изменены (ист.- генерал-полковник А.Ситнов "Булава" - ... ).

В ноябре 1997 г., после третьего неудачного старта БРПЛ "Барк ", министрами правительства России Я.Уринсоном и И.Сергеевым (бывший командующий РВСН) в письме премьер-министру В.Черномырдину поставлен вопрос о передаче проектирования основной БРПЛ ВМФ в Московский Институт Теплотехники. В ноябре и декабре 1997 г. работали две Межведомственные комиссии, созданные по приказу Министра обороны России, для изучения неудач испытаний БРПЛ "Барк ". В состав комиссии входили представители МИТ, Управления вооружений МО России и РВСН. Второй Межведомственной комиссией было рекомендовано продолжить испытания ракеты с принятием на вооружение двух ПЛАРБ пр.941У, но представители Управления вооружений и РВСН предлагали прекратить разработку БРПЛ. Основные причины:
- разработка максимально унифицированной межвидовой малогабаритной ракеты для РВСН и ВМФ "Булава";
- разнесение по годам пиков финансирования перевооружения РВСН и ВМФ ("Тополь-М" и "Булава");
- экономия средств;


Пуск ракеты 3М30 "Булава" с ПЛАРБ пр.941УМ. Вероятно, старт 27.09.2005 г. (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении".)


Бросковый полигонный пуск ракеты 3М30 "Булава". первый кадр - работает стартовый РДТТ/ПАД, второй кадр - свободный полет, третий кадр - запуск двигателя РДТТ 1-й ступени, четвертый кадр - работает 1-я ступень ракеты (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении").


В начале 1998 г. выводы комиссии одобрены Военно-техническим советом МО России. В январе 1998 г. вопрос рассмотрен комиссией созданной распоряжением Президента России. Осенью 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России тема "Барк " официально закрыта и после проведения конкурса под эгидой "Роскосмоса" (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом "Булава-45 " главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ "Булава" в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету "Булава" ПЛАРБ пр.955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель - В.Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР, а "морской" 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ.

Проектирование БРПЛ "Булава", вероятно, уже велось по состоянию на декабрь 1998 г. - в ГРЦ им.Макеева уже велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса в кооперации с МИТ, а первое безсопловое испытание прототипа двигателя по неподтвержденным официально данным проведено в 1999 г. Эскизный проект БРПЛ 3М30 "Булава" официально защищен МИТ в 2000 г.

При создании ракеты было принято решение отказаться от традиционных испытательных пусков ракеты со стендов. Пусков ракеты с полигона в Неноксе не проводилось. Огневые испытания ступеней, отдельных узлов ракеты проводились в полном объеме. На стендах (в том числе газодинамичеком стенде ГРЦ им.Макеева) отрабатывался выход ракеты из ШПУ и из воды - было задействовано более 10 стенов. Производство БРПЛ развернуто на Воткинском машиностроительном заводе, всего в кооперации производителей участвует 620 предприятий. 24 мая 2004 г. в Воткинске при огневых испытаниях РДТТ одной из ступеней произошел взрыв. Летные испытания ракеты начаты пуском из подводного положения массо-габаритного макета с опытовой ПЛАРБ пр.941УМ "Дмитрий Донской" в Баренцевом море 23 сентября 2004 г. 29 июня 2007 г. принято решение о начале серийного производства наиболее отработанных узлов ракеты. В СМИ заявлялось, что ракета создается на базе МБР "Тополь-М" и имеет много общего с этой ракетой. Серия из трех испытательных пусков планируется к проведению в 2010 г. (7 октября 2010 г. произведен первый из трех успешный пуск ракеты и 29 октября 2010 выполнен второй успешный пуск). Возможно, что по их итогам ракета выйдет на зачетный этап испытаний либо будет принята на вооружение. Планировалось принять ракету на вооружение в 2008 г., потом в 2009 г., но из-за серии неудачных испытательных пусков принятие ракеты на вооружение видимо состоится не ранее 2011-2012 г.г. (по прогнозу первой половины 2010 г.). Как объявлено в СМИ после успешных 13-го и 14-го пусков - в мае 2011 г. планируется начать совместные государственные испытания комплекса "Булава" и ПЛАРБ пр.955 с завершением в августе 2011 г. В случае успешных пусков №№15-18 ракета будет принята на вооружение в сентябре 2011 г. В то же время, в октябре 2010 г. вице-премьер правительства России Сергей Иванов заявил, что БРПЛ будет принята на вооружение после первого пуска с ПЛАРБ пр.955 и серии из 5 зачетных пусков.

В начале декабря 2010 г. генеральный конструктор МИТ Ю.Соломонов заявил, что возможно использование унифицированной ракеты "Булава" и в составе наземных ракетных комплексов.

Траектория полета - настильная с сокращенным активным участком. В 2009-2010 г.г. (по состоянию на конец 2008 г.) планировалось провести испытания на максимальную дальность и по специальной траектории. В литературе начала 2000-х годов встречалось наименование ракеты "Булава-30" - "Тополь-МПЛ". По умолчанию данные ракеты 3М30 "Булава-30". По части узлов ракета унифицирована с МБР "Тополь-М" и вероятно РС-24 "Ярс" .

Пусковая установка - тип старта - сухой, пуск производится из ТПК с помощью порохового аккумулятора давления / стартового РДТТ. Запуск может осуществляться из подводного или надводного положения носителя.
Глубина запуска - до 50-55 м

Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс, 149-й отдел КБ-2 ГРЦ). Проектирование систем управления, электропитания, вычислительных средств и средств централизованного управления комплексом велось 147-м отделом КБ-2 ГРЦ им.Макеева. Системы геодезической топопривязки и прицеливания комплекса разработаны 50-м отделом КБ-2 ГРЦ им.Макеева, а системы защиты комплекса - 127-м отделом КБ-2 ГРЦ им.Макеева.

Комплекс наземного складского оборудования 3Ф30 включает в себя ангаро-складскую тележку 3Ф30-3 (разработки КБ "Мотор", г.Москва, ЦКБ "Титан", г.Волгоград), тягач 3Ф30-4 (ЦКБ "Титан", г.Волгоград), транспортно-перегрузочный агрегат 3Ф30-9 (ЦКБ "Титан", г.Волгоград) и другое оборудование.


Вероятно, погрузка макета БРПЛ "Булава" на ПЛАРБ пр.955 "Юрий Долгорукий", Северодвинск, осень 2009 г. (http://forums.airbase.ru)


Ракета 3М30 "Булава":

Конструкция :
- ПАД / стартовый РДТТ
- 1-я ступень
- 2-я ступень
- 3-я ступень
- блок разведения РГЧ (двигатель третьей ступени отделается от него после завершения работы).

Система управления - инерциальная с оптико-электронным блоком астрокоррекции 3Н30 с использованием БЦВМ для выработки команд корректировки курса; антенно-фидерные устройства, а так же программно-аппаратные комплексы обработки телеметрической информации комплекса разработаны и производятся ГРЦ им.Макеева. Система астрокоррекции разработана и производится ОАО "НПП "Геофизика-Космос" (г.Москва) совместно с ФГУП "НПО Автоматики им.акад.Н.А.Семихатова" и ФГУП "НПЦ АП им.Н.А.Пилюгина". Система астрокоррекции включает в себя изделия 35И и 36И, которые поставлялись производителю ракет для испытательных партий в т.ч. в 2007 и 2008 г.г. Производственные возможности по системам астрокоррекции 3Н30 для БРПЛ на 2007-2008 г.г. - 25 шт/год. Стоимость подготовки серийного производства (2008 г.) блоков 3Н30 - 18.1 млн.руб. В 2007 г. НПП "Геофизика-Космос" за счет финансирования из Инвестиционного фонда федерального бюджета ФГУП "МИТ" начал подготовку производственных мощностей, а в 2008 г. начата подготовка производства блоков 3Н30 для 1-й серийной партии ракет 3М30.


"Булава-47" по западным данным корректирует свой полет с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, а так же несет боевые блоки с активными РЛ ГСН. Данные не подтвержденные и вызывают некоторые сомнения.

Двигатели :
- 1 ступень - РДТТ, разработка и производство НПО "Искра" (г.Пермь, бывшее СКБ-172), разработка топлива - ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск"), первое безсопловое испытание прототипа двигателя - 1999 г. (??). Двигатель запускается после выхода ракеты из воды или при снижении скорости вылета ракеты из ПУ до определенного минимального уровня. Ступень работает до 50-й секунды полета.
Тяга двигателя - более 90 тонн
Длина - 3.8 м (данные СНВ-1)
Масса - 18.6 т (данные СНВ-1)


Вероятно, испытания воспламенителя двигателя 1-й ступени ракеты "Булава" на стенде (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении").


- 2 ступень - РДТТ с раздвижным сопловым насадком, разработка и производство НПО "Искра" (г.Пермь, бывшее СКБ-172), разработка топлива - ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск"). Ступень работает с 50 секунды полета до 90-й секунды полета.

3 ступень - РДТТ с раздвижным сопловым насадком, разработка и производство НПО "Искра" (г.Пермь, бывшее СКБ-172). Двигатель отделяется от ступени разведения после завершения работы. Ступень включается на 90-й секунде полета.

Есть вероятность того, что для сокращения времени активного участка траектории (АУТ) раздвижение сопловых насадков 2-й и 3-й ступеней происходит в "горячем" режиме продуктами работы двигателей ступеней. Подобная технология отрабатывалась в 1980-е годы КБ "Южное" (г.Днепропетровск) для авиационного ракетного комплекса "Кречет" и других систем.

Ступень разведения боевых блоков - вероятно, ЖРД или многокамерный РДТТ.

Есть вероятность того, что на ступени разведения боевых блоков используется жидкостная монотопливная двигательная установка, аналогичная разработанной в конце 1980-х годов КБ "Южное" (г.Днепропетровск) для авиационного ракетного комплекса "Кречет", МБР "Тополь-М" (блок разведения боевых ступеней варианта ракеты 15Ж65 КБ "Южное). Подобная ДУ обеспечивает два режима работы основного двигателя ступени с глубоким дросселированием (в 30 раз) камеры двигателя большой тяги, чем снижается газодинамическое воздействие на отделяемые боевые блоки. Построение порядков боевых блоков выполняется двигателем малой тяги по "тянущей" схеме.
Тяга двигателя большой тяги - 300 кг (в пустоте)
Тяга двигателя малой тяги - 3 / 6 кг (в пустоте)


Бросковый пуск ракеты "Булава" с запуском двигателя 1-й ступени на полигоне. Вероятно, Воткинск и, возможно, пуск был неудачным с потерей управления после запуска (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении").


ТТХ ракеты и комплекса :
Длина шахты ПЛАРБ - 12.1 м (данные СНВ-1)
Длина ракеты с головной секцией - 12.1 м (данные СНВ-1)
Длина ракеты без головной секции - 11.5 м (данные СНВ-1)
Диаметр внутренний пускового контейнера - 2.1 м (данные СНВ-1)
Диаметр ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) - 2 м (данные СНВ-1)
Длина 1-й ступени - 3.8 м (данные СНВ-1)

Масса - 36.8 т (данные СНВ-1)
Масса 1-й ступени - 18.6 т (данные СНВ-1)
Масса забрасываемая - 1150 кг (данные СНВ-1)
Масса боевого блока (в комплектации 6 РГЧ ИН) - 95 кг (по западным данным)

Дальность действия:
- 5500 км (в ходе испытаний, Белое море - Кура, Камчатка)
- 8000 км (по проекту, "Булава-30")
- 8300 км (по западным данным)
Время полета - 14 мин (5500 км, в ходе испытаний, Белое море - Кура, Камчатка), 22 мин по др.данным
КВО:
- 350 м (западные данные)
- менее 250 м (по данным некоторых отечественных СМИ)
- 120-150 м (оценка по сравнению с Трайдент-2 и др.ракетами)
Высота апогея траектории в ходе испытаний - 1000 км

Возможности промышленности по серийному выпуску - до 25 шт/год (оценочно)

Типы БЧ : ракета оснащается средствами преодоления ПРО. Возможно, в ракете используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им.Макеева. Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г.Саров) совместно с Уральским ядерным центром. Согласно интервью генерального директора МИТ Ю.Соломонова, выдержки из которого опубликованы 8 декабря 2010 г., ядерный заряд для БРПЛ "Булава" успешно разработан и готов к серийному производству (или уже производится?).

1 ноября 2005 г. пуском МБР "Тополь" со штатной СПУ с полигона Капустин Яр в сторону полигона Сары-Шаган начаты летные испытания единой платформы разведения боевых блоков, новых средств преодоления ПРО и единых боевых блоков для МБР "Тополь" и БРПЛ "Булава". 22 апреля 2006 г. прошел второй пуск в рамках испытаний платформы и блоков - РВСН произвели пуск ракеты К65М-Р с полигона Капустин Яр. Платформа разведения боевых блоков предназначена для доставки 6 РГЧ ИН. Платформа обладает способностью совершать маневры на траектории, которые затрудняют решение задач ПРО противником. Генеральный конструктор МИТ Ю.Соломонов в 2006 г. заявил, что испытания новой единой платформы разведения и единого боевого блока должны завершиться в 2008 г. Третий пуск в рамках программы испытаний новых боевых блоков и платформы произведен 05.12.2010 г. с полигона Капустин Яр МБР "Тополь" по полигону Сары-Шаган.

Вероятно, маневрирующие боевые блоки малой мощности находятся либо в разработке либо в стадии испытаний. Управление - вероятно, газодинамическое. Маневр по курсу и высоте полета осуществляется в атмосфере. Так же возможно, что информация о маневрирующих боевых блоках не является достоверной, а речь идет о маневрирующей платформе разведения ББ (см.выше).

По западным данным (источник - Russian warhead alters... ) в ходе испытательного пуска 1 ноября 2005 г. боевой блок (или платформа с боевым блоком) перешла на более низкую траекторию полета и совершила маневр. Скорость объекта при этом составляла около 5.5 км/с.

3М30 "Булава-30" (в ходе испытаний) - 3 х РГЧ ИН;

3М30 "Булава-30" (стандартная комплектация) - 6 х РГЧ ИН мощностью по 150 кт

3М30 "Булава-30" (вариант по западным данным) - 1 х маневрирующая БЧ мощностью 550-1000 кт;

- "Булава-30" / "Булава-47" - 10 х маневрирующих РГЧ ИН. РГЧ могут совершать маневры в атмосфере по курсу и высоте;


- 2005 г. 1 ноября - первый пуск в рамках программы летных испытаний новой единой платформы разведения боевых блоков и собственно единых боевых блоков МБР и БРПЛ. Пуск произведен МБР "Тополь" со штатной СПУ с полигона Капустин Яр. В пуске совмещены испытания по продлению гарантии ракет комплекса "Тополь" и испытания новой платформы разведения боевых блоков.

- 2006 г. 22 апреля - РВСН произвели пуск ракеты К65М-Р с полигона Капустин Яр с целью отработки единой платформы разведения с 6 боевыми блоками для МБР класса "Тополь-М" и БРПЛ "Булава". Пуск производился по полигону Сары-Шаган, испытания прошли успешно. Основная задача данного пуска - испытания единого боевого блока и и новых элементов комплекса преодоления ПРО. Данный пуск является вторым пуском в рамках программы испытаний. Генеральный конструктор МИТ Ю.Соломонов в 2006 г. заявил, что испытания новой единой платформы разведения и единого боевого блока должны завершиться в 2008 г.

2007 г. до начала апреля - комплект стартового оборудования для штатного носителя - ПЛАРБ пр.955 произведен ГРЦ им.Макеева и предприятиями-смежниками и поставлен на ПО "Севмаш" для монтажа на ПЛАРБ "Юрий Долгорукий".

2007-2009 г.г. - ГРЦ им.Макеева проводило работы по теме НИР Б-30. В частности испытания узлов и агрегатов изделий на вакуумно-динамическом стенде.

2008 г. - НПП "Геофизика-Космос" начало производство блоков астрокоррекции 3Н30 для 1-й серийной партии ракет 3М30.

2009 г. июль - директор МИТ Ю.Соломонов подал в отставку с поста директора МИТ, но остался главным конструктором системы "Булава".

Испытательные пуски ракет Р-30 "Булава" (по состоянию на 25.07.2010 г.):

Дата Статус Носитель Место испытаний Примечание
0 23.09.2004 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Баренцево море бросковый пуск весогабаритного макета из подводного положения, макет достиг высоты 40 м
00 11.12.2004 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Баренцево море бросковый пуск весогабаритного макета из подводного состояния (указывается некоторыми западными СМИ); по другим данным пуск не состоялся по причине неисправности;
000 ??? успешный стенд Воткинск?? бросковый пуск с запуском двигателя первой ступени
1 27.09.2005 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из надводного положения в 17-20 по Москве из акватории Белого моря боевые блоки поразили цели на полигоне Кура (Камчатка). Отмечен сбой в работе 3-й ступени.
2 21.12.2005 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море первый пуск из подводного положения в 08-19 по Москве из акватории Белого моря боевые блоки поразили цели на полигоне Кура (Камчатка)
3 07.09.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, отказ 1-й ступени, ракета упала в море через несколько минут (минуту?) после старта
4 25.10.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, отклонение от курса через 200 сек после старта, самоликвидация, падение в море
5 24.12.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из надводного положения, отказ 3-й ступени на 3-4 минуте полета, самоликвидация
6 28.07.2007 частично успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из подводного положения, 1 из 3 РГЧ ИН не достиг полигона
7 11.11.2007 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море отказ 1-й ступени на 23 секунде полета
8 18.09.2008 частично успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, полностью штатный пуск с отказом на этапе разведения боевых блоков. Есть предположение, что испытывался новый тип боевых блоков.
9 28.11.2008 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, полностью успешный запуск
10 23.12.2008 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск осуществлен в 6-00 по Москве, отказ 3-й ступени при включении на 91 секунде полета, самоликвидация, официальная причина сбоя - бракованный пиропатрон разделения ступеней; запуск ранее планировался на 21.12.2008 г., но был перенесен;
11 15.07.2009 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море отказ 1-й ступени, самоликвидация на 20 секунде полета (28-й сек по др.данным); По неподтвержденным неофициальным данным пуск был внеплановый и вынужденный из-за нарушения технологии хранения БРПЛ в шахте ПЛАРБ. По другой версии причиной сбоя стала нештатная работа газогенератора, вырабатывающего электроэнергию для систем ракеты. Неподтвержденная информация о повреждении приборного отсека при транспортировке ракеты. Якобы при подготовке пуска ракету многократно перегружали в ПУ на подводной лодке (9 раз).
11+ 27.10.2009 нет пуска ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск ракеты не состоялся по причине сбоя в системе команд на выдачу полетного задания
12 09.12.2009 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из подводного положения, отказ 2-й ступени - нераскрытие раздвижного сопла двигателя по причине производственного брака
13 07.10.2010
успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море по информации от 30.07.2010 планируется испытательный пуск первой ракеты из серии в три эталонных образца в августе 2010 г. (11-14.08.2010); 03.09.2010 г. объявлено о переносе испытаний на 09-12.09.2010 г., 22.09.2010 г. - объявлено о переносе испытаний на конец-сентября - начало октября 2010 г. 06.10.2010 г. объявлено о планах запуска на 07-10.10.2010 г. По итогам пуска в сообщениях СМИ сказано "Пуск признан успешным. Параметры траектории ракеты отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли на полигон Кура". Пуск произведен из подводного положения. Позже итоги пуска названы "удовлетворительными".
14 29.10.2010 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море второй пуск из серии в три пуска ракет собранных по единому техпроцессу с документированием всех этапов сборки выполнен успешно, согласно сообщений СМИ
15 пуск 17.12.2010 отменен 15.12.2010 с переносом на май-июнь 2011 г.
план ПЛАРБ пр.955 Белое море третий пуск из серии в три пуска ракет собранных по единому техпроцессу с документированием всех этапов сборки, по итогам этого пуска возможно принятие на вооружение первой ПЛАРБ пр.955 "Юрий Долгорукий". Пуск планируется провести из надводного положения ПЛАРБ.
16 май 2011 г. план план ПЛАРБ пр.955
вероятно, пуски программы совместных государственных испытаний комплекса и ПЛАРБ пр.955, программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет принята на вооружение в случае успешности пусков №№15-18 (С.Иванов, лента.ру)
17 2011 г. план ПЛАРБ пр.955
18 2011 г. план ПЛАРБ пр.955 совместные государственные испытания комплекса и ПЛАРБ пр.955, программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет принята на вооружение в случае успешности пусков №№15-18 (С.Иванов, лента.ру)
19 2011-2012 г.г. план ПЛАРБ пр.955 согласно одному из заявлений в СМИ после первого успешного пуска с ПЛАРБ пр.955 до приятия БРПЛ на вооружение должно пройти еще 5 зачетных пусков (№№16-20)
20 2011-2012 г.г. план ПЛАРБ пр.955 согласно одному из заявлений в СМИ после первого успешного пуска с ПЛАРБ пр.955 до приятия БРПЛ на вооружение должно пройти еще 5 зачетных пусков (№№16-20)

- 2009 г. 9 декабря - атмосферное явление появившееся в результате неудачного пуска БРПЛ "Булава" получило название Норвежской спиральной аномалии.


- 2010 г. 21 мая - министр обороны А.Сердюков заявил, что планируется к ноябрю 2010 г. собрать три полностью идентичных по процессу сборки и комплектации образца ракет "Булава" для проведения испытаний на предмет поиска неисправности. В случае успешных испытаний планируется произвести два испытательный пуска со штатного носителя - ПЛАРБ пр.955 .

2010 г. 16 июля - источник в Главном штабе ВМФ России сообщил о планах возобновить испытания "Булавы" в августе 2010 г. Якобы планируется произвести три запуска - два с опытовой ПЛАРБ пр.941УМ и в случае успешных пусков третий запуск предполагается с ПЛАРБ пр.955 .

2010 г. 30 июля - в СМИ появилась информация о том, что первый в 2010 г. пуск ракеты "Булава" намечен на 11-14 августа 2010 г. с борта опытовой ПЛАРБ пр.941УМ.

2010 г. 09 августа - в СМИ появилась информация о переносе испытательного пуска без пояснения причин на 2 недели.

2010 г. 03 сентября - в СМИ появилась информация о назначении пуска ракеты "Булава" на 9-12 сентября 2010 г. пуск ракеты должен производиться с ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр941УМ.

2010 г. 20 сентября - в СМИ появилась информация о назначении главным конструктором БРПЛ "Булава" Александра Суходольского.

2010 г. 22 сентября - первые два пуска из планировавшихся трех (в 2010 г.) перенесены на конец-сентября - начало октября 2010 г. Вероятно, оба пуска состоятся с ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр.941УМ.

2010 г. 06 октября - ПЛАРБ "Дмитрий Донской" вышла в море из Северодвинска для проведения испытательного пуска БРПЛ "Булава" - первого в 2010 г. и первого в серии из трех пусков для проверки правильности соблюдения технологии сборки ракет. пуск ожидается с 7 по 10 октября 2010 г.

2010 г. 07 октября - из акваротии Белого мора по полигону Кура на Камчатке произведен 13-й пуск ракеты "Булава" с борта ПЛАРБ "Дмитрий Донской". Пуск признан успешным.

2010 г. 29 октября - в 5-30 по московскому времени ПЛАРБ "Дмитрий Донской" выполнила 14-й испытательный пуск ракеты "Булава". Пуск успешный.

2010 г. 17 декабря - планировалось провести первый пуск БРПЛ "Булава" с ПЛАРБ пр.955 "Юрий Долгорукий" из надводного положения (объявлено в октябре 2010 г. о планах провести пуск в декабре и 25.11.2010 г. о более точной дате). Пуск отменен 15.12.2010 г. и перенесен на май-июнь 2011 г. Официальная причина переноса пуска - ледовая обстановка в Белом море.

2011 г. май - ожидается начало нового этапа испытаний ракетного комплекса "Булава" с ПЛАРБ пр.955. Вероятно, это будут совместные государственные испытания комплекса и ПЛАРБ. Программу государственных испытаний планируется завершить в августе 2011 г. (лента.ру, 29.10.2010 г.).

Источники :

Хазбиев А., Тюменев В., "Булава" ударит бумерангом. // Эксперт. №4 / 2009 г.
Ширшиков А., По плечу ли "Булава"? // Северный рабочий. 31.01.2007 г.

Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/ , 2009 г.
DTIG. Сайт http://www.dtig.org , 2010 г.
Fact sheet. START aggregate numbers of strategic offensive arms. 1 july 2009. http://www.state.gov , 2010 г.
Russian warhead alters course midflight in test. Washington Times, 20.11.2005 г.

На вооружение ВМФ России принят ракетный комплекс Д-30 с межконтинентальной баллистической ракетой Р-30 «Булава», разработка которого началась еще в 1990-х годах, передает .

Во второй половине 90-х было принято решение придать Московскому институту теплотехники функции статус ведущей организации при создании перспективных средств ядерного сдерживания, в том числе баллистических ракет морского базирования. Генеральному конструктору и генеральному директору предложили создать универсальную баллистическую ракету для ВМФ и .

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году после трех неудачных испытаний законченного более чем на 70% комплекса баллистической ракеты для подводных лодок (БРПЛ) «Барк» конструкции Миасского КБ — разработчика всех советских БРПЛ. Немаловажную роль в этом сыграла безвременная кончина создателя отечественной научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения генерального конструктора Виктора Макеева.

Никакого опыта создания баллистических ракет морского базирования у МИТ на тот период времени не было. Головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 первоначально создавался именно под «Барк», и после принятия решения в пользу «Булавы» субмарина нуждалась в существенной переделке.

Испытания «Булавы» шли непросто. Первый успешный бросковый пуск весогабаритного макета был произведен 23 сентября 2004 года с модернизированного тяжелого подводного крейсера стратегического назначения ТК-208 « » проекта 941УМ «Акула». Второй и третий пуски были также удачны.

Однако потом пошла полоса неудач. Неуспешными по разным причинам оказались четвертый, пятый и шестой пуски. Три последующих запуска оказались удачными. Но десятый, одиннадцатый и двенадцатый пуски вновь оказались неудачными.

Таким образом, промахов стало уже семь, учитывая, что два пуска из успешных официально считались «частично успешными».

После этого начали раздаваться мнения, что ракета Р-30 «Булава» — самая дорогостоящая авантюра в современной истории Вооруженных сил, и от этого изделия, пока не поздно, надо отказаться.

По этому поводу «Газета.Ru» ранее приводила : «Тем не менее, эту ракету довели до ума. На тот период времени просто не было возможности делать что-либо другое — вот и все. Твердотопливная ракета все-таки гораздо лучше в эксплуатации на подводных лодках, чем изделия с жидкими и очень агрессивными компонентами ракетного топлива».

По словам эксперта, некоторым наблюдателям временной отрезок от начала испытаний до принятия ракеты Р-30 на вооружение (почти 14 лет) представляется очень большим. Однако в истории отечественного вооружения и военной техники есть и куда более впечатляющие примеры.

В частности, истребитель МиГ-19 совершил первый полет 5 января 1954 года. Эта боевая машина эксплуатировалась до середины 1970-х годов и была выпущена в количестве 6,5 тыс. единиц. Однако официально на вооружение истребительной авиации ПВО и ВВС истребитель принят так и не был.

Аналогичная судьба постигла первый советский сверхзвуковой истребитель-перехватчик, бомбардировщик, разведчик, учебно-тренировочный самолет и самолет РЭБ Як-28. Размноженный в количестве более 1100 единиц, самолет так и не был принят на вооружение, хотя эксплуатировался в СССР более двух десятков лет.

По мнению Макиенко, по сравнению с МиГ-19 и Як-28 больше повезло сверхзвуковому стратегическому бомбардировщику Ту-160. Впервые эта машина была поднята в воздух 18 декабря 1981 года. К 1991 году на аэродром «Прилуки» (Украина) поступили 19 самолетов, из которых были сформированы две эскадрильи.

В январе 1992 года российский президент принял решение о возможной приостановке продолжавшегося серийного выпуска Ту-160 в том случае, если США прекратят серийное производство самолета B-2. К этому времени было выпущено 35 машин. Но официально на вооружение бомбардировщик к тому времени принят так и не был. Это произошло только в 2005 году.

Считается, что во многом на принятие на вооружение комплекса Ту-160 повлиял полет президента Российской Федерации на самолете этого типа.

В 2005 году на борту стратегического бомбардировщика Ту-160 «Павел Таран» вылетел в район учений Дальней авиации и Северного флота. Вскоре после этого машина была принята на вооружение.

Таким образом, от первого полета стратегического бомбардировщика Ту-160 в 1981 году до его принятия на вооружение в 2005 году прошло почти 24 года. Вполне возможно, что это своеобразный рекорд.

В некоторых источниках приводится версия, что ракета «Булава» была принята на вооружение Военно-морского флота России еще в 2011 году, а пуски, которые проводились с тех пор, были и испытательными, и проверочными, необходимыми для поддержания ракет в боеготовом состоянии. Надо заметить, что подобное мнение не основывается на какой-либо серьезной доказательной базе.

Российская твердотопливная баллистическая ракета Р-30 «Булава» комплекса Д-30 комплектуется термоядерной боевой частью, которая представляет собой десять боевых блоков индивидуального наведения, каждый мощностью по 150 килотонн. Стартовая масса ракеты достигает 38,6 тонны. Максимальная дальность стрельбы — 8000-9300 км.

Штатными носителями Р-30 являются ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 «Борей». На каждом из них по 16 пусковых установок комплекса Д-30. Сегодня в строю подводных сил ВМФ три РПК СН проекта 955 — К-535 « » на Северном флоте, К-550 « » и К-551 «Владимир Мономах» — на Тихоокеанском флоте. Завершает испытания РПК СН «Князь Владимир». В состав Северного флота лодка войдет в 2019 году.

На разных степенях постройки находятся субмарины проекта 955 « », «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Предполагается сооружение еще шести лодок этого типа.

ПГРК "Ярс" / Фото: Пресс-служба МО РФ

Постановка на боевое дежурство новых ракетных комплексов "Ярс" и поступление в состав ВМФ двух подводных крейсеров "Юрий Долгорукий" и "Александр Невский" с ракетным комплексом "Булава" уравняли вооруженные силы России и США по числу носителей ядерного оружия и общему количеству развернутых на них боеголовок. Ядерный паритет между Москвой и Вашингтоном установлен впервые с начала 2000-х годов.

Такой вывод следует из только что опубликованной госдепартаментом США официальной информации, полученной от российской стороны в результате планового обмена данными о стратегических вооружениях, пишет "Российская газета" .

Напомним: дважды в год - 1 марта и 1 сентября - Москва и Вашингтон обязались информировать друг друга о состоянии своего ракетно-ядерного вооружения и закрепили это в российско-американском Договоре о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Этот договор, подписанный 8 апреля 2010 года президентами Обамой и Медведевым в Праге, для краткости называют "Пражским".

По нему учитываются:

  • во-первых, все развернутые носители ядерного оружия: атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), стратегические бомбардировщики и межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования
  • во-вторых - неразвернутые носители (в частности, ракеты, выгруженные из субмарин).
  • в-третьих, отдельной строкой ведется подсчет боезарядов на развернутых носителях
В течение десяти лет (к 2021 году) США и Россия согласились тогда сократить общее число ядерных боезарядов (у каждой стороны) до 1550 единиц и оставить на боевом дежурстве не более 800. При этом количество развернутых стратегических носителей МБР, ПЛАРБ и стратегических бомбардировщиков - должно быть уменьшено до 700 единиц.

На момент заключения договора численное преимущество по ключевым параметрам было на стороне США. То есть Вашингтон обязался сокращать свои арсеналы, а у России, напротив, оставался легальный "зазор" для обновления и пополнения своей триады сил ядерного сдерживания, которая с середины 90-х годов была под прессом разного рода проблем, ограничений и сдерживающих факторов.

На 1 апреля 2014-го, то есть спустя четыре года после заключения Пражского договора, количественный дисбаланс в ядерных вооружениях между Москвой и Вашингтоном, по сведениям Госдепартамента США, все еще сохранялся. Согласно произведенному весной этого года обмену данными, на вооружении у Соединенных Штатов стояли 778 развернутых стратегических носителей - межконтинентальных ракет, подводных лодок и стратегических бомбардировщиков, а также 1585 ядерных боезарядов. А у России - 498 и 1512 соответственно.

И вот, полгода спустя, с американской стороны зафиксирован количественный паритет.

Комментариев из российских официальных источников на этот счет пока не поступало. Хотя некоторое время тому назад вице-премьер Дмитрий Рогозин дал понять, что вооружение стратегических ядерных сил России к 2020 году обновится "на все сто процентов". В комментариях для "РГ" эксперты, связанные с ядерно-оружейным комплексом, тогда же пояснили, что обновление ядерных арсеналов - процесс естественный и даже необходимый. Поскольку гарантийные условия и сроки нахождения ядерных боеприпасов на боевом дежурстве и в специальных арсеналах куда более жесткие, чем для бомбы, торпеды или боеголовки с неядерной боевой частью.

Техническая справка

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом теплотехники (МИТ) на базе МБР РТ-2ПМ2 / "Тополь-М", главный конструктор - Ю.Соломонов.




Разработка МБР "Тополь-М" / РТ-2ПМ2 с использованием только российских технологий начата в марте 1992 года. Указ Президента России Б.Н.Ельцина о создании ракетного комплекса "Тополь-М" (с вариантами развития) вышел 27 февраля 1993 года. Первый испытательный пуск произведен 29 мая 2007 года с мобильной пусковой установки на полигоне Плесецк.

Комплекс принят в "опытно-боевую эксплуатацию" в РВСН в декабре 2009 году. В январе 2010 года было заявлено, что государственные испытания комплекса завершатся до конца 2010 года, либо после 4-го и 5-го пусков.

Ракеты комплекса производятся на Воткинском машиностроительном заводе (г.Воткинск). Ракеты РС-24 будут заменять на дежурстве МБР РС-18 и РС-20 по мере исчерпания их гарантийных сроков. С 2012 года в серийном производстве планируется оставить только МБР РС-24 "Ярс".

Развертывание комплексов "Ярс" начато в декабре 2009 году после принятия комплекса РВСН для "опытно-боевого дежурства" в составе одного ракетного дивизиона полка Тейковской 54-й гвардейской ракетной дивизии 27-й гвардейской ракетной армии РВСН (базирование - Красные Сосенки, 3 комплекса).

30 ноября 2010 года главкоком РВСН генерал Сергей Каракаев заявил, что РВСН постепенно будут перевооружаться с мобильных комплексов с моноблочными ракетами "Тополь-М" на мобильные комплексы с ракетами с РГЧ ИН "Ярс".

В декабре 2010 года на вооружение Тейковской ракетной дивизии поступил второй дивизион комплексов "Ярс" (3 СПУ). 4 марта 2011 года объявлено, что первый ракетный полк с МБР РС-24 "Ярс" заступил на боевое дежурство в РВСН в составе Тейковской дивизии.

В состав полка Тейковской ракетной дивизии вошли 2 ракетных дивизиона МБР РС-24, поставленных в РВСН в 2009-2010 годах. Всего в составе полка 6 комплексов РС-24. По состоянию на июль 2011 года отсутствует контракт по гособоронзаказу на 2011 год на производство ракет "Ярс" и каких-либо других МБР.

Пусковая установка:

Мобильная АПУ (автономная) 15У175М на многоосном шасси МЗКТ-79221 (город Минск, серия с 2000 года), аналогичная АПУ комплекса "Тополь-М". Топопривязка АПУ осуществляется в любой точке маршрута патрулирования автоматически с использованием инерциальной навигационной системы со спутниковой коррекцией.

В состав оборудования АПУ входят:
  • система навигации с комплексом пересчета полетных заданий для обеспечения пуска с любой точки маршрута патрулирования
  • комплекс средств связи, обеспечивающий гарантированный прием сигналов боевого управления от ВЗУ и передачу донесений о состоянии АПУ
  • комплект аппаратуры боевого управления пуском
  • система автономного энергоснабжения (дизель-генератор)
  • артиллерийская часть (стрела) для размещения ТПК и приведения его в готовность к пуску
  • соответствующая система гидравлики для обеспечения горизонтирования АПУ и подъема стрелы
  • соответствующее оборудование (система) для обеспечения необходимого температурно-влажностного режима (ТВР) в ТПК и отсеках наземной аппаратуры
  • наземная СУ (аппаратура подготовки, пуска и контроля состояния оборудования АПУ)
  • система прицеливанияс автоматическим гирокомпасом (АГК)

СПУ на шасси
МЗКТ-79221
Тип старта минометный с использованием ПАД
Колесная формула
16 х 16

Двигатель

дизель ЯМЗ-847.10
4-х тактный,
12-цилиндровый,
с турбонаддувом
Мощность, л.с.
800
Длина, м
ок. 22.7
Ширина, м
ок. 3.4
Дорожный просвет, мм
475
Радиус поворота, м
18
Брод, м
1.1
Шины с регулируемым давлением
1600х600-685 модели ВИ-178А
Масса снаряженная, кг
44000
Грузоподъемность, кг
80000
Объем бака, л
825
Скорость максимальная, км/ч 45
Запас хода, км
500

Техническая справка

Подводные лодки проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО SSBN «Borei») — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения. По состоянию на 23 декабря 2013 года головной корабль — «Юрий Долгорукий» — вошёл в состав Северного флота, второй корабль — «Александр Невский» — зачислен в состав Тихоокеанского флота, третий корабль — «Владимир Мономах» — проходит государственные испытания, четвертый корабль — «Князь Владимир» — находится в стадии постройки. АПЛ "Борей"

АПЛ "Борей" / Фото: Пресс-служба МО

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора В. А. Здорнова. Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО).

Подводные крейсеры класса «Борей» разрабатываются под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56). 9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о подписании между Минобороны России и Объединенной Судостроительной Корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ пр.955А «Борей» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку 39 млрд руб.

В них будет улучшена обитаемость экипажа, живучесть. «Бореи» являются первыми Российскими АПЛ где движение осуществляется с помощью одновального водометного движительного комплекса с высокими пропульсивными характеристиками. Подводные лодки проекта оснащены системой спасения — всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием.

АПЛ "Борей" / Фото: Пресс-служба МО РФ











Тактико-технические показатели

Тип корабля РПКСН
Обозначение проект 955 - «Борей»
Разработчик проекта ЦКБ МТ «Рубин»
Классификация НАТО Borei class (Dolgorukiy class)
Скорость (надводная), узлов 15
Скорость (подводная), узлов 29
Рабочая глубина погружения, м 400
Предельная глубина погружения, м 480
Автономность плавания, суток 90
Экипаж, человек 107, в том числе 55 офицеров
Стоимость, млн долл 713
Водоизмещение надводное, т 14 720
Водоизмещение подводное, т 24 000
Длина наибольшая (по КВЛ), м 170
Ширина корпуса наиб., м 13,5
Средняя осадка (по КВЛ), м 10
Силовая установка ОК-650В
Мощность силовой установки, Мвт 190
ПТУ с ГТЗА гребной вал водомётный движитель
Вооружение: торпедно-минное вооружение - 6ТАx533мм + 6СГАПДx324 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты;
ракетное вооружение - 16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава»

Техническая справка

Межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р-30 "Булава" Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р-30 «Булава-30» (индекс УРАВ ВМФ - 3М30, код СНВ - РСМ-56) предназначена для поражения важных стратегических целей на территории противника. МБР входит в состав ракетного комплекса подводных лодок проектов 941УМ «Акула» и 955 «Борей».

Гипотетическая проекция ракеты Р-30 / 3М30 "Булава" / SS-NX-30 (с) версия 19.12.2010 г., / Фото: militaryrussia.ru

Гипотетическая проекция ракеты Р-30 / 3М30 "Булава" / SS-NX-30 (с) версия 30.07.2010 г., / Фото: http://militaryrussia.ru

Ракета имеет 3 твердотопливных маршевых ступени и ступень разведения боевых блоков. Ступень разведения, предположительно, имеет логику разведения, обеспечивающую оптимальное перераспределение энергетических ресурсов между дальностью стрельбы и площадью района разведения боевого оснащения, что, наряду с уже традиционной для отечественных БРПЛ возможностью выбора между круговой или произвольной формами зоны разведения боевого оснащения, повышает возможность боевого применения за счет более рационального планирования целеуказаний и, увеличивая досягаемость целей, расширяет возможные районы боевого патрулирования РПКСН.

Бросковый полигонный пуск ракеты 3М30 "Булава". первый кадр - работает стартовый РДТТ/ПАД, второй кадр - свободный полет, третий кадр - запуск двигателя РДТТ 1-й ступени, четвертый кадр - работает 1-я ступень ракеты (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении") / Фото: makeyev.msk.ru

Корпуса ступеней - типа «кокон» из полимерного композиционного материала на основе арамидного волокна с высокой удельной прочностью, что позволяет увеличить уровни рабочего давления в камере сгорания и уменьшить габариты и массу сопловых блоков, достигая при этом более высокой степени расширения с получением более высокого удельного импульса. Корпуса, скорее всего, изготавливаются методом непрерывной намотки.

Бортовая кабельная сеть ракеты, предположительно, «замотана» в корпус двигателей - ленточные кабели проходной кабельной сети проложены в корпусах двигателей при их изготовлении (между «коконами» намотки). Двигатели всех ступеней оснащены РДТТ с прочноскрепленым зарядом смесевого топлива 5-го поколения. Двигатель первой ступени запускается после выхода ракеты из воды или при снижении скорости вылета ракеты из ПУ до определенного минимального уровня. Ступень работает до 50-й секунды полета. Тяга двигателя - более 90 тонн. Длина - 3,8 м, масса - 18,6 т.

Испытания воспламенителя двигателя 1-й ступени ракеты "Булава" на стенде (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении") / Фото: makeyev.msk.ru

Двигатели второй и третьей ступени оснащёны раздвижным сопловым насадком. Вторая ступень работает с 50-й до 90-й секунды полета, третья включается на 90-й секунде полета. Двигатель третьей ступени отделяется от ступени разведения после завершения работы. Ступень разведения боевых блоков - многокамерный РДТТ глубокого регулирования на смесевом топливе. Топливо - низкотемпературное с высокой зависимостью скорости горения от давления. Отделение головного обтекателя осуществляется после прохождения зоны высотных блокирующих ядерных взрывов. Минометное разделение ступеней ракеты обеспечивается за счет наддува газом от порохового аккумулятора давления межступенного объема и последующего поперечного деления соединительного отсека удлиненным кумулятивным зарядом.

Такая конструкция гарантирует безударное разделение ступеней и обеспечивает максимальную плотность компоновки межступенной части ракеты, что особенно важно для БРПЛ (с этой целью в конструкции двигателей маршевых ступеней ракеты применены частично утопленные в камеру сгорания поворотные управляющие сопла (с двойными телескопическими сдвигаемыми насадками раструба на верхних ступенях), что позволяет увеличить степень расширения сопла и, соответственно, удельный импульс, без увеличения общих габаритов ракеты).

Ракета оснащена разделяющейся головной частью индивидуального наведения, в состав которой входит до 6 (по информации, опубликованной «Роскосмосом» - «от 6 до 10») новых высокоточных малогабаритных высокоскоростных боевых блоков нового поколения конической формы с небольшим углом полураствора и малым радиусом притупления, с малыми сигнатурами в различных диапазонах спектра ЭМИ, оснащенных новыми зарядами малого класса мощности около 150 кт, а также новейший комплекс средств преодоления ПРО, отвечающий уровню возможных угроз. Боевые блоки и спецзаряды имеют верхний уровень стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва.

Система управления: астрорадиоинерциальная (на основе бортового цифрового вычислительного комплекса, гиростабилизированной платформы, оптикоэлектронной аппаратуры 3Н30 астрокоррекции траектории полета по результатам измерения координат навигационных звезд и аппаратуры радиокоррекции по результатам обмена информацией с навигационными спутниками системы ГЛОНАСС. Обеспечена повышенная боеготовность, точность и ресурс непрерывной работы бортовой аппаратуры. При создании ракеты используется электроника с элементной базой нового поколения, что позволяет при использовании новых боевых блоков повысить точность стрельбы до уровня существующих отечественных межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования (с величиной кругового вероятного отклонения не более 200 м).

Испытания элемнтов ГЧ ракеты 3М30 "Булава на специальном стенде / Фото: makeyev.msk.ru

Система астрокоррекции включает в себя изделия 35И и 36И. Вероятно, система управления БРПЛ также использует т.н. адаптивный метод управления полетом, т.е. принцип приспособления программы полета к фактическим условиям за счет учета возмущений, внесенных отклонениями параметров РДТТ от номинальных. Система управления также, как и у предыдущих БРПЛ, должна обеспечивать возможность стрельбы из высоких широт Арктики с круговым сектором обстрела целей и по настильным траекториям с малым подлетным временем.

Тип старта - сухой, пуск производится из транспортно-пускового контейнера, размещенного в ракетной шахте подводной лодки, с помощью порохового аккумулятора давления; команда на запуск двигателя первой ступени подается в момент выхода ракеты из ТПК. При незапуске двигателя первой ступени после выхода из воды ракета с целью обеспечения безопасности подводного ракетного крейсера уводится в сторону. Старт всего боекомплекта осуществляется залпом, с минимальными интервалами между пусками ракет. Существует также возможность пуска одной или нескольких ракет из боекомплекта. Ракеты могут запускаться с глубины без ограничений по погодным условиям на поверхности моря, а также из надводного положения. Глубина запуска - до 50-55 м.

Ракеты могут запускаться с глубины без ограничений по погодным условиям на поверхности моря / Фото: makeyev.msk.ru

Тактико-технические показатели

Тип межконтинентальная, морского базирования
Дальность полета, км 8000
Тип боевой части разделяющаяся, с блоками индивидуального наведения
Число боевых блоков 6-10
Система управления автономная, инерциальная на базе ЦБВК
Забрасываемый вес 1150
Тип старта сухой
Стартовая масса, т 36,8
Число ступеней 3
Длина, м:
ракеты без головной части 11,5
ракеты в пусковом контейнере 12,1
Диаметр, м:
ракеты (максимальный) 2
пускового контейнера 2,1
Длина первой ступени, м 3,8
Диаметр первой ступени, м 2
Масса первой ступени, м 18,6

Р-30 3М30 «Булава-30» (РСМ-56 — для использования в международных договорах; SS-NX-30 — по классификации НАТО; «Булава-М», «Булава-47») — новейшая российская твёрдотопливная баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках. Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники (ранее разработавшим ракету наземного базирования «Тополь-М») под руководством Ю. С. Соломонова. Предположительная дата принятия на вооружение: 2009 год.

История создания

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического оружия «Барк». В результате Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех советских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, за исключением Р-31) и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники. В качестве аргументов в пользу такого решения называлось стремление к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет. Противники этого решения указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1996 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и первоначально проектировавшейся под «Барк».

Производство ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже производятся ракеты «Тополь-М». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высокой степени унифицированы.

На декабрь 2008 года, высветился вопрос о степени унификации с «Тополь-М», так как вследствие всевозможных доработок и доводок в ходе опытных испытаний, количество общих деталей неуклонно снижается.

После успешных испытаний 29 июня 2007 принято решение о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты.

Испытания

Согласно сообщениям в «Российской газете» 24 мая 2004 на Воткинском машиностроительном заводе (он входит в корпорацию МИТа) во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв.

23 сентября 2004 с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ (подлодка базируется на Севмашпредприятии в Северодвинске) был осуществлён успешный «бросковый» пуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности её использования с подводных лодок. В прессе этот запуск принято считать первым по счету, хотя был произведен только запуск массогабаритного макета ракеты.

Второй испытательный запуск реального ракетоносителя был успешно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по московскому времени. Ракета, запущенная из акватории Белого моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Тайфун», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.

Третий испытательный запуск был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по московскому времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Пуск осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета успешно поразила цель.

Четвертый испытательный пуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года закончился неудачей. Пуск МБР был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пролетев после старта несколько минут, ракета отклонилась от курса и упала в море.

Пятый испытательный пуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также закончился неудачно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.

Шестой испытательный пуск ракеты был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (надводное положение) и вновь закончился неудачно. Отказ двигателя третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта.

Седьмой испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 года. Запуск произведён в Белом море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и завершился частично удачно — третья боеголовка не достигла цели.

Очередной испытательный пуск предположительно должен был произойти в ноябре 2007. Однако испытания не состоялись, при этом никакой официальной информации о причинах их отмены оглашено не было. Данное обстоятельство дало повод ряду лиц начать распространение недостоверных слухов о пятом подряд неудачном запуске «Булавы».

Восьмой пуск — 18 сентября 2008 года. По сообщению новостного агентства Интерфакс, «российский подводный ракетный крейсер стратегического назначения в 18:45 МСК в четверг осуществил пуск ракеты „Булава“ из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура. „В настоящее время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты, но уже сейчас можно заключить, что пуск и полет ракеты прошел в штатном режиме“, — сказал представитель Минобороны РФ.» Однако вскоре, с подачи газеты «Коммерсант», сославшейся на анонимный источник в Министерстве обороны РФ, была распространена информация о том, что пуск был успешным лишь частично. По данным собеседника издания, до последнего этапа испытания проходили успешно. «Активный участок траектории ракета прошла без сбоев, попала в заданный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения», — сообщил он газете. Таким образом, как пояснил он, в боевых условиях боеголовки ракеты не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы». В то же время некоторые специалисты высказали мнение, что в данном запуске вместе с испытаниями собственно ракетоносителя «Булава», отработавшего полностью штатно, могли проводиться параллельные испытания новой модификации боевой части ракеты, которые, предположительно, и оказались неудачными. От каких-либо дополнительных официальных комментариев в связи с возникшими слухами Минобороны РФ воздержалось.

Девятый пуск. Наконец, 28 ноября 2008 года, пуск «Булавы» прошел полностью в штатном режиме. Атомная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» в пятницу произвела успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты последнего поколения «Булава», сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало. По данным источника в Минобороны, программа испытаний ракеты впервые выполнена полностью. «Пуск произведен из подводного положения в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса. Параметры траектории отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке», — сказал Дыгало.

Десятый пуск. Произведен 23.12.2008 с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчетной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. Таким образом, данный пуск стал четвертым (с учетом лишь частично успешных — шестым) неуспешным по счету из девяти проведенных.

ГРЦ «КБ имени Макеева» предложил возобновить разработки в 2008 году на своей базе.

В 2008 году на ОАО «ПО „Севмаш“» проведён ремонт и завершена модернизация по проекту 941УМ используемой для испытаний АПЛ «Дмитрий Донской».

Т Т Х

Стартовый вес — 36,8 тонн.

Ракета трёхступенчатая, все ступени твердотопливные.

Стратегическая ракета морского базирования «Булава» способна нести 6 ядерных блоков индивидуального наведения. Общий забрасываемый вес 1150 кг.

Есть у нее и система преодоления противоракетной обороны противника.

С ядерными боеголовками «Булавы» тоже не все просто. По некоторым данным, изменился принцип их разведения. Раньше баллистическая ракета выводила блоки в район цели и «рассыпала» их над ней. На «Булаве» же применили принцип «виноградной грозди». Машина сможет индивидуально «развозить» боеголовки сразу по нескольким целям. Зная точность попадания комплекса «Тополь-М» в цель («Булаву» создает то же КБ, что и «Тополь-М», — Московский институт теплотехники), можно констатировать, что и у «Булавы» этот показатель будет не меньше, а значит, будет достигнута очень высокая эффективность оружия.

Радиус действия — не менее 8 тыс. км.

Сравнительные характеристики МБР

Р-39

«Булава»

«Трайдент-1»

«Трайдент-2»

Количество ступеней

Год принятия на вооружение

1984

2008 (план)

1979

1990

Максимальная дальность, км

8300

8000

7400

11300

Забрасываемый вес, кг

2250

1150

1360

2800

Количество боевых блоков

10х100 кт

8 W76х100 кт

8 W88х475 кг или 16 W76х100 кт

Преодоление ПРО

маневр РГЧ

Длина, м

17,1

11,5

10,3

13,4