Приметы

Запуск баллистической ракеты. Стратегическое оружие будущего: запуск баллистических ракет с самолётов. Не символическая роль

Межконтинентальная баллистическая ракета - впечатляющее творение человека. Огромные размеры, термоядерная мощь, столб пламени, рев двигателей и грозный рокот пуска… Однако все это существует лишь на земле и в первые минуты запуска. По их истечении ракета прекращает существовать. Дальше в полет и на выполнение боевой задачи уходит лишь то, что остается от ракеты после разгона - ее полезная нагрузка.

При больших дальностях пуска полезная нагрузка межконтинентальной баллистической ракеты уходит в космическую высоту на многие сотни километров. Поднимается в слой низкоорбитальных спутников, на 1000−1200 км над Землей, и ненадолго располагается среди них, лишь слегка отставая от их общего бега. А затем по эллиптической траектории начинает скатываться вниз…

Что это, собственно, за нагрузка?

Баллистическая ракета состоит из двух главных частей - разгоняющей части и другой, ради которой затеян разгон. Разгоняющая часть - это пара или тройка больших многотонных ступеней, под завязку набитых топливом и с двигателями снизу. Они придают необходимую скорость и направление движению другой главной части ракеты - головной. Разгонные ступени, сменяя друг друга в эстафете пуска, ускоряют эту головную часть в направлении района ее будущего падения.

Головная часть ракеты - это сложный груз из многих элементов. Он содержит боеголовку (одну или несколько), платформу, на которой эти боеголовки размещены вместе со всем остальным хозяйством (вроде средств обмана радаров и противоракет противника), и обтекатель. Еще в головной части есть топливо и сжатые газы. Вся головная часть к цели не полетит. Она, как ранее и сама баллистическая ракета, разделится на много элементов и просто перестанет существовать как одно целое. Обтекатель от нее отделится еще неподалеку от района пуска, при работе второй ступени, и где-то там по дороге и упадет. Платформа развалится при входе в воздух района падения. Сквозь атмосферу до цели дойдут элементы только одного типа. Боеголовки.

Вблизи боеголовка выглядит как вытянутый конус длиною метр или полтора, в основании толщиной с туловище человека. Нос конуса заостренный либо немного затупленный. Конус этот - специальный летательный аппарат, задача которого - доставка оружия к цели. Мы вернемся к боеголовкам позже и познакомимся с ними ближе.

Голова «Миротворца»
На снимках - ступени разведения американской тяжелой МБР LGM0118A Peacekeeper, также известной как MX. Ракета была оснащена десятью разделяющимися боеголовками по 300 кт. Ракета снята с вооружения в 2005 году.

Тянуть или толкать?

В ракете все боеголовки расположены на так называемой ступени разведения, или в «автобусе». Почему автобус? Потому что, освободившись сначала от обтекателя, а затем от последней разгонной ступени, ступень разведения развозит боеголовки, как пассажиров по заданным остановкам, по своим траекториям, по которым смертоносные конусы разойдутся к своим целям.

Еще «автобус» называют боевой ступенью, потому что ее работа определяет точность наведения боеголовки в точку цели, а значит, и боевую эффективность. Ступень разведения и ее работа - один из самых больших секретов в ракете. Но мы все же слегка, схематично, взглянем на эту таинственную ступень и на ее непростой танец в космосе.

Ступень разведения имеет разные формы. Чаще всего она похожа на круглый пенек или на широкий каравай хлеба, на котором сверху установлены боеголовки остриями вперед, каждая на своем пружинном толкателе. Боеголовки заранее расположены под точными углами отделения (на ракетной базе, вручную, с помощью теодолитов) и смотрят в разные стороны, как пучок морковок, как иголки у ежика. Ощетинившаяся боеголовками платформа занимает в полете заданное, гиростабилизированное в пространстве положение. И в нужные моменты с нее поодиночке выталкиваются боеголовки. Выталкиваются сразу после завершения разгона и отделения от последней разгонной ступени. Пока (мало ли что?) не сбили противоракетным оружием весь этот неразведенный улей или не отказало что-либо на борту ступени разведения.

Но так было раньше, на заре разделяющихся головных частей. Сейчас разведение представляет собой совсем другую картину. Если раньше боеголовки «торчали» вперед, то теперь впереди по ходу находится сама ступень, а боеголовки висят снизу, вершинами назад, перевернутые, как летучие мыши. Сам «автобус» в некоторых ракетах тоже лежит в перевернутом состоянии, в специальной выемке в верхней ступени ракеты. Теперь после отделения ступень разведения не толкает, а тащит боеголовки за собой. Причем тащит, упираясь крестообразно расставленными четырьмя «лапами», развернутыми впереди. На концах этих металлических лап находятся направленные назад тяговые сопла ступени разведения. После отделения от разгонной ступени «автобус» очень точно, прецизионно выставляет свое движение в начинающемся космосе с помощью собственной мощной системы наведения. Сам занимает точную тропу очередной боеголовки - ее индивидуальную тропу.

Затем размыкаются специальные безынерционные замки, державшие очередную отделяемую боеголовку. И даже не отделенная, а просто теперь уже ничем не связанная со ступенью боеголовка остается неподвижно висеть здесь же, в полной невесомости. Начались и потекли мгновенья ее собственного полета. Словно одна отдельная ягода рядом с гроздью винограда с другими виноградинами-боеголовками, еще не сорванными со ступени процессом разведения.

Огненная десятка
К-551 «Владимир Мономах» - российская атомная подводная лодка стратегического назначения (проект 955 «Борей»), вооруженная 16 твердотопливными МБР «Булава» с десятью разделяющимися боевыми блоками.

Деликатные движения

Теперь задача ступени - отползти от боеголовки как можно деликатнее, не нарушив ее точно выставленного (нацеленного) движения газовыми струями своих сопел. Если сверхзвуковая струя сопла попадет по отделенной боеголовке, то неминуемо внесет свою добавку в параметры ее движения. За последующее время полета (а это полчаса - минут пятьдесят, в зависимости от дальности пуска) боеголовка продрейфует от этого выхлопного «шлепка» струи на полкилометра-километр вбок от цели, а то и дальше. Продрейфует без преград: там же космос, шлепнули - поплыла, ничем не удерживаясь. Но разве километр вбок - это точность сегодня?

Чтобы избежать таких эффектов, как раз и нужны разнесенные в стороны четыре верхние «лапы» с двигателями. Ступень как бы подтягивается на них вперед, чтобы струи выхлопов шли по сторонам и не могли зацепить отделяемую брюшком ступени боеголовку. Вся тяга разделена между четырьмя соплами, что снижает мощность каждой отдельной струи. Есть и другие особенности. Например, если на бубликообразной ступени разведения (с пустотой посередине - этим отверстием она надета на разгонную ступень ракеты, как обручальное кольцо на палец) ракеты «Трайдент-II D5» система управления определяет, что отделенная боеголовка все же попадает под выхлоп одного из сопел, то система управления это сопло отключает. Делает «тишину» над боеголовкой.

Ступень нежно, как мать от колыбельки уснувшего дитяти, боясь нарушить его покой, на цыпочках отходит в пространстве на трех оставшихся соплах в режиме малой тяги, а боеголовка остается на прицельной траектории. Затем «бублик» ступени с крестовиной тяговых сопел проворачивается вокруг оси, чтобы боеголовка вышла из-под зоны факела выключенного сопла. Теперь ступень отходит от оставляемой боеголовки уже на всех четырех соплах, но пока тоже на малом газу. При достижении достаточного расстояния включается основная тяга, и ступень энергично перемещается в область прицельной траектории следующей боеголовки. Там расчетно тормозится и снова очень точно устанавливает параметры своего движения, после чего отделяет от себя очередную боеголовку. И так - пока не высадит каждую боеголовку на ее траекторию. Процесс этот быстр, гораздо быстрее, чем вы читаете о нем. За полторы-две минуты боевая ступень разводит десяток боеголовок.

Бездны математики

Сказанного выше вполне достаточно для понимания, как начинается собственный путь боеголовки. Но если приоткрыть дверь чуть шире и бросить взгляд чуть глубже, можно заметить, что сегодня разворот в пространстве ступени разведения, несущей боеголовки, - это область применения кватернионного исчисления, где бортовая система ориентации обрабатывает измеряемые параметры своего движения с непрерывным построением на борту кватерниона ориентации. Кватернион - это такое комплексное число (над полем комплексных чисел лежит плоское тело кватернионов, как сказали бы математики на своем точном языке определений). Но не с обычными двумя частями, действительной и мнимой, а с одной действительной и тремя мнимыми. Итого у кватерниона четыре части, о чем, собственно, и говорит латинский корень quatro.

Ступень разведения выполняет свою работу довольно низко, сразу после выключения разгонных ступеней. То есть на высоте 100−150 км. А там еще сказывается влияние гравитационных аномалий поверхности Земли, разнородностей в ровном поле тяготения, окружающем Землю. Откуда они? Из неровностей рельефа, горных систем, залегания пород разной плотности, океанических впадин. Гравитационные аномалии либо притягивают к себе ступень добавочным притяжением, либо, наоборот, слегка отпускают ее от Земли.

В таких неоднородностях, сложной ряби местного гравитационного поля, ступень разведения должна расставить боеголовки с прецизионной точностью. Для этого пришлось создать более детальную карту гравитационного поля Земли. «Излагать» особенности реального поля лучше в системах дифференциальных уравнений, описывающих точное баллистическое движение. Это большие, емкие (для включения подробностей) системы из нескольких тысяч дифференциальных уравнений, с несколькими десятками тысяч чисел-констант. А само гравитационное поле на низких высотах, в непосредственной околоземной области, рассматривают как совместное притяжение нескольких сотен точечных масс разного «веса», расположенных около центра Земли в определенном порядке. Так достигается более точное моделирование реального поля тяготения Земли на трассе полета ракеты. И более точная работа с ним системы управления полетом. А еще… но полно! - не будем заглядывать дальше и закроем дверь; нам вполне хватит и сказанного.

Полет без боеголовок

Ступень разведения, разогнанная ракетой в сторону того же географического района, куда должны упасть боеголовки, продолжает свой полет вместе с ними. Ведь отстать она не может, да и зачем? После разведения боеголовок ступень срочно занимается другими делами. Она отходит в сторону от боеголовок, заранее зная, что будет лететь немного не так, как боеголовки, и не желая их потревожить. Все свои дальнейшие действия ступень разведения тоже посвящает боеголовкам. Это материнское желание всячески оберегать полет своих «деток» продолжается всю ее оставшуюся недолгую жизнь.

Недолгую, но насыщенную.

Космос ненадолго
Полезная нагрузка межконтинентальной баллистической ракеты большую часть полета проводит в режиме космического объекта, поднимаясь на высоту, в три раза больше высоты МКС. Огромной длины траектория должна быть просчитана с особой точностью.

После отделенных боеголовок наступает черед других подопечных. В стороны от ступени начинают разлетаться самые забавные штуковины. Словно фокусник, выпускает она в пространство множество надувающихся воздушных шариков, какие-то металлические штучки, напоминающие раскрытые ножницы, и предметы всяких прочих форм. Прочные воздушные шарики ярко сверкают в космическом солнце ртутным блеском металлизированной поверхности. Они довольно большие, некоторые по форме напоминают боеголовки, летящие неподалеку. Их поверхность, покрытая алюминиевым напылением, отражает радиосигнал радара издали почти так же, как и корпус боеголовки. Наземные радары противника воспримут эти надувные боеголовки наравне с реальными. Разумеется, в первые же мгновения входа в атмосферу эти шарики отстанут и немедленно лопнут. Но до этого они будут отвлекать на себя и загружать вычислительные мощности наземных радаров - и дальнего обнаружения, и наведения противоракетных комплексов. На языке перехватчиков баллистических ракет это называется «осложнять текущую баллистическую обстановку». А всё небесное воинство, неумолимо движущееся к району падения, включая боевые блоки настоящие и ложные, надувные шарики, дипольные и уголковые отражатели, вся эта разношерстная стая называется «множественные баллистические цели в осложненной баллистической обстановке».

Металлические ножницы раскрываются и становятся электрическими дипольными отражателями - их множество, и они хорошо отражают радиосигнал ощупывающего их луча радара дальнего противоракетного обнаружения. Вместо десяти искомых жирных уток радар видит огромную размытую стаю маленьких воробьев, в которой трудно что-то разобрать. Устройства всяких форм и размеров отражают разные длины волн.

Кроме всей этой мишуры, ступень теоретически может сама испускать радиосигналы, которые мешают наводиться противоракетам противника. Или отвлекать их на себя. В конце концов, мало ли чем она может быть занята - ведь летит целая ступень, большая и сложная, почему бы не нагрузить ее хорошей сольной программой?


Дом для «Булавы»
Подводные лодки проекта 955 «Борей» - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» четвертого поколения. Первоначально проект создавался под ракету «Барк», ей на смену пришла «Булава».

Последний отрезок

Однако с точки зрения аэродинамики ступень не боеголовка. Если та - маленькая и тяжеленькая узкая морковка, то ступень - пустое обширное ведро, с гулкими опустевшими топливными баками, большим необтекаемым корпусом и отсутствием ориентации в начинающем набегать потоке. Своим широким телом с приличной парусностью ступень гораздо раньше отзывается на первые дуновения встречного потока. Боеголовки к тому же разворачиваются вдоль потока, с наименьшим аэродинамическим сопротивлением пробивая атмосферу. Ступень же наваливается на воздух своими обширными боками и днищами как придется. Бороться с тормозящей силой потока она не может. Ее баллистический коэффициент - «сплав» массивности и компактности - гораздо хуже боеголовочного. Сразу и сильно начинает она замедляться и отставать от боеголовок. Но силы потока нарастают неумолимо, одновременно и температура прогревает тонкий незащищенный металл, лишая его прочности. Остатки топлива весело кипят в раскаляющихся баках. Наконец, происходит потеря устойчивости конструкции корпуса под обжавшей ее аэродинамической нагрузкой. Перегрузка помогает крушить переборки внутри. Крак! Хрясь! Смявшееся тело тут же охватывают гиперзвуковые ударные волны, разрывая ступень на части и разбрасывая их. Пролетев немного в уплотняющемся воздухе, куски снова разламываются на более мелкие фрагменты. Остатки топлива реагируют мгновенно. Разлетающиеся осколки конструктивных элементов из магниевых сплавов зажигаются раскаленным воздухом и мгновенно сгорают с ослепительной вспышкой, похожей на вспышку фотоаппарата - недаром в первых фотовспышках поджигали магний!

Подводный меч Америки
Американские подводные лодки класса «Огайо» - единственный тип ракетоносцев, находящийся на вооружении США. Несет на борту 24 баллистических ракеты с РГЧ Trident-II (D5). Количество боевых блоков (в зависимости от мощности) - 8 или 16.

Все сейчас горит огнем, все обтянуто раскаленной плазмой и хорошо светит вокруг оранжевым цветом углей из костра. Более плотные части уходят тормозиться вперед, более легкие и парусные сдуваются в хвост, растягивающийся по небу. Все горящие компоненты дают плотные дымовые шлейфы, хотя на таких скоростях этих самых плотных шлейфов быть не может из-за чудовищного разбавления потоком. Но издали их видно прекрасно. Выброшенные частицы дыма растягиваются по следу полета этого каравана кусков и кусочков, наполняя атмосферу широким белым следом. Ударная ионизация порождает ночное зеленоватое свечение этого шлейфа. Из-за неправильной формы фрагментов их торможение стремительно: все, что не сгорело, быстро теряет скорость, а с ней и горячительное действие воздуха. Сверхзвук - сильнейший тормоз! Став в небе, словно разваливающийся на путях поезд, и тут же охладившись высотным морозным дозвуком, полоса фрагментов становится визуально неразличимой, теряет свою форму и строй и переходит в долгое, минут на двадцать, тихое хаотичное рассеивание в воздухе. Если оказаться в нужном месте, можно услышать, как тихо звякнет об ствол березы маленький обгорелый кусочек дюраля. Вот ты и прибыла. Прощай, ступень разведения!


Морской трезубец
На фото - пуск межконтинентальной ракеты Trident II (США) с подводной лодки. В настоящий момент Trident («Трезубец») - единственное семейство МБР, ракеты которого устанавливаются на американских подводных лодках. Максимальный забрасываемый вес - 2800 кг.

На Северном флоте отчитались о завершенных боевых стрельбах баллистическими ракетами морского базирования. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения « » из подводного положения произвел успешный групповой пуск четырех ракет Р-30 «Булава» из акватории Белого моря по полигону «Кура» на Камчатке. Моряки заявили, что боевая стрельба таким количеством ракет на подводных лодках проекта 955 выполнялась впервые.

%Запуск четырех ракет — это не так и много. К примеру, накануне развала Советского Союза в августе 1991 года ракетная подводная лодка стратегического назначения К-407 «Новомосковск» осуществила последовательный запуск 16 ракет Р-29М

— двух боевых и 14 эквивалентных по баллистике ракет-макетов. Интервал между запусками баллистических ракет составил всего 14 секунд.

Вместе с тем экс-начальник Главного штаба ВМФ России адмирал считает, что большой необходимости в подобной операции сегодня уже нет. «Схема запуска на «Юрии Долгоруком», как показали эти учения, отработана. Залповая стрельба возможна. А шестнадцать ракет запускать уже не нужно», — полагает военачальник.

По его словам, это очень дорогое удовольствие. В настоящее время система проверок позволяет за счет пуска только четырех изделий уточнить возможность пуска остальных двенадцати. «Так что такой необходимости в прежней схеме, когда запускались сразу 16 ракет, сегодня нет, — полагает Виктор Кравченко. — И американцы в залповой стрельбе со своих подводных лодок никогда не запускали более четырех ракет одновременно».

Что касается баллистической ракеты морского базирования «Булава», то она шла на вооружение Военно-морского флота очень тяжело.

«Разработчик изделия, впервые взялся за эту тематику, — рассказал «Газете.Ru» адмирал Кравченко. — Раньше они морской составляющей никогда не занимались».

Первый запуск прототипа «Булавы» состоялся 23 сентября 2004 года с борта тяжелого атомного подводного крейсера проекта 941 « ». Три первых пуска прошли нормально, а четвертый, пятый и шестой оказались неуспешными. Седьмой пуск «Булавы» лишь частично прошел удачно: один боевой блок так и не долетел до полигона «Кура» на Камчатке. Восьмой и девятый запуски ракет в 2008 году прошли успешно. Десятый вновь завершился неудачей. Одиннадцатый и двенадцатый запуски ракет этого типа также закончились неуспешно.

«Тем не менее, эту ракету довели до ума. На тот период времени просто не было возможности делать что-либо другое — вот и все, — считает адмирал Виктор Кравченко. — Твердотопливная ракета все-таки гораздо лучше в эксплуатации на подводных лодках, чем изделия с жидкими и очень агрессивными компонентами ракетного топлива».

На фоне успешной боевой стрельбы ракетным подводным крейсером стратегического назначения «Юрий Долгорукий» отечественные эксперты продолжают анализировать информацию, распространенную американским телеканалом CNBC, который утверждал, что четыре испытания российской ракеты с ядерной установкой прошли неудачно.

«Я считаю, что новости от CNBC — это PR-акция, построенная на абсолютно недостоверных данных», — пояснил «Газете.Ru» экс-начальник Главного штаба генерал-полковник . По словам военачальника, нигде CNBC подобные данные об испытаниях перспективного российского вооружения получить не мог.

Высокопоставленный источник «Газеты.Ru» в оборонно-промышленном комплексе, напрямую не связанный с испытаниями стратегической крылатой ракеты, рассказал, что

тут «много неясного, никакой фактуры нет. Не думаю, что это были испытания сразу с ядерным двигателем. Скорее, это был какой-то имитатор или еще что-нибудь.

Откуда взялись данные, что разработчики не хотели испытывать изделие и при этом утверждали, что они пока не готовы, тоже абсолютно неясно».

На испытаниях очень часто случаются неудачи, отметил в разговоре с «Газетой.Ru» академик Алексей . «Достаточно вспомнить эпопею с принятием на вооружение баллистической ракеты морского базирования «Булава». Отказов тогда было достаточно много. Но вчера был произведен успешный групповой пуск сразу четырех ракет», — сказал эксперт.

По словам ученого, ничего удивительного, трагического, невозможного в неудачных пусках российской стратегической крылатой ракеты с ядерным двигателем нет.

«А то, что у нас это отрицают, так и это представляется логичным. В марте об этой ракете было сказано много хорошего. Она была представлена как один из основных прорывных проектов из шести новых систем оружия, которые представил не кто-нибудь, а президент Российской Федерации, и не где-нибудь, а в послании главы государства Федеральному собранию в Манеже. Понятно, что после этого Министерство обороны России о каких-либо неудачах сообщать не станет», — считает академик Арбатов.

Но вот вопрос, напоминает собеседник издания, эта система — стратегическая крылатая ракета с ядерным двигателем разрабатывалась и у нас, и в Соединенных Штатах с 1950-х годов. В ходе испытаний было очень много неудач. Американцы в конечном итоге отказались от подобного проекта или отложили замысел в очень долгий ящик, пока новые технологии не позволят сделать что-либо существенное в этой сфере.

«Что сейчас у нас, судить очень трудно, — полагает Алексей Арбатов. — Как и всегда, никаких деталей нет. Какая силовая установка на этой ракете, что используется в качестве рабочего тела - никакой достоверной информации нет».

По словам эксперта, американцы о своих системах всегда сообщают очень детально, когда получают необходимые ассигнования на их разработку, но у нас система совершенно иная, поэтому любая информация об этом проекте закрыта.

«Единственное, что я могу сказать, что лично у меня вызывает очень большие сомнения, так это необходимость в подобной системе вооружения в принципе», — заявил «Газете.Ru» академик Арбатов.

В частности, он задается вопросами, как испытывать изделие при наличии атомного двигателя или что будет с реактором, если ракета упадет, ведь «стратегическая крылатая ракета — это не беспилотный летательный аппарат, и ее не вернешь на аэродром вылета».

«В плане стоимости и эффективности эти перспективные разработки не вызывают большого энтузиазма у тех, кто привык смотреть на стоимость и трезво оценивать эффективность по сравнению с существующими и перспективными альтернативными системами, позволяющими выполнять те же задачи, что и стратегическая крылатая ракета с ядерным двигателем», — заключает академик Арбатов.

Несколько часов назад Россия осуществила запуски нескольких межконтинентальных баллистических ракет.

Об этом сообщается в докладе Министерства обороны России, опубликованном утром 27 октября. Подробностей приводится минимум.

Стратегические ядерные силы осуществили запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» (ее мобильной версии) с космодрома Плесецк (800 км к северу от Москвы), достигнув цели, локализованной на полигоне Кура на полуострове Камчатка. В запуске были использованы две стратегические атомные подводные лодки. Первая, находящаяся в эксплуатации в Тихоокеанском флоте, запустила залп из двух баллистических ракет из Охотского моря по целям, локализованным на полигоне Чижа в Архангельской области. Вторая стратегическая подводная лодка, принадлежащая Северному флоту, запустила ракету в Баренцевом море, поразив цель на полигоне Кура. Москва не сообщает подробности о типе задействованных единиц и системах вооружения, запущенных с подводных лодок. Во время маневров были задействованы также стратегические бомбардировщики «Туполев-160», «Туполев-85МС» и «Туполев-22МЗ», взлетевшие с баз Украинка (30 км к северу от Белогорска), Энгельс (командный пункт Ту-160 в 14 км от Саратова) и Шайковка (17 км к северу от Кирова). Бомбардировщики запустили крылатые ракеты (вероятно, Х-101/Х-102), поразившие цели, локализованные на полигонах Кура, Пембой (северо-восточный полигон Коми) и Теректа в Казахстане. По сообщению российского министерства обороны, все ракеты поразили свои цели.

Перевооружение российской ядерной триады завершится к 2020 году, как распорядился президент России Владимир Путин, с началом эксплуатации тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат».

Ракета «Тополь РС-12М» (SS- 27 Sickle-B)

Ny Teknik 01.11.2017

Путин проверил ядерную триаду

ИноСМИ 27.10.2017

Ядерная угроза: альтернативы диалогу нет

The Washington Post 25.10.2017

«Алабуга»: мощнее ядерной бомбы

Daily Star 03.10.2017 Трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь-М» прошла успешные испытания на космодроме Плесецк, расположенном на северо-западе России. Ракета с инерциальной автономной системой на твердом топливе способна противостоять любой существующей системе противоракетной обороны, например, американской ABM благодаря своей способности осуществлять крутые виражи, выпускать ложные цели и полной защите против любых видов ЭМИ или лазерных атак. Единственная возможность сбить эту ракету существует на стадии запуска, и это задача перехватчиков, расположенных в Польше. C дальностью 10 тысяч километров ракета «Тополь-М» способна беспрепятственно поразить любую часть Соединенных Штатов. Вероятное круговое отклонение оценивается в 200 метров: ракета несет один боевой блок с максимальной мощностью 550 килотонн, но легко может быть переоборудована, чтобы переносить до шести боевых блоков Mirv/Marv максимально. В отличие от своего американского аналога ракета «Тополь-М» может запускаться как с мобильных установок, так и с шахтных пусковых установок.

Участвующие в запуске стратегические подводные лодки

Странно, но Москва не распространяется относительно участвовавших в запуске субмарин, при этом известно, что речь идет об атомных стратегических подводных лодках, и мы можем сузить круг предположений до класса «Дельта» и «Борей». Возможно, применялась также лодка «ТК-208 Дмитрий Донской», последняя из класса «Тайфун».

Подводные лодки «Дельта IV»

На данный момент существует семь эксплуатируемых субмарин «Дельта IV», проект 667БДРМ «Дельфин». Они представляют на данном этапе основу российской системы сдерживания. Целый класс был переоборудован для того, чтобы комплектоваться последней версией ракет Р-29РМУ2 «Лайнер», поступивших в эксплуатацию с конца 2014 года. В отличие от ракет «Булава», испытания атомных ракет с жидким топливом, проведенные К-84 «Екатеринбург» и К-114 «Тула», прошли успешно. Новая система вооружения берет начало от ракеты Р-29РМУ «Синева», способной транспортировать от восьми до десяти боеголовок Mirv/Marv с разной боевой эффективностью, их срок эксплуатации продлили до 2030 года.

К-46, третья стратегическая подводная лодка класса «Дельта IV», была переведена со своей базы на Кольском полуострове в Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске. Это единственная лодка класса «Дельта IV», которая была переоборудована, чтобы вместить экспериментальные российские минисубмарины, погружающиеся в глубину ледяных арктических вод. Центральный отсек, спроектированный так, чтобы вмещать 16 баллистических ракет, был модифицирован для новой техники. БС-64 «Подмосковье» была первой российской подводной лодкой для подводных дронов и проекта 10830 «Лошарик». Каркас был удлинен на 162,5 метра, оборонительные ресурсы были демонтированы. В следующем году проект 10830 «Лошарик» будет перенесен на К-139 «Белгород» Проект 09852. Официально разработанный как эволюция класса «Оскар II» Проект 949А, К-139 «Белгород» будет осуществлять научные исследования как платформа для подводных лодок без специального оснащения. К-139 была перепроектирована: длина нового центрального отсека составляет 30 метров, из-за чего размеры подводной лодки составили 184 метра. Это на 30 метров больше, чем первые лодки класса «Оскар», и на 11 метров больше по сравнению с классом «Тайфун».

Последний «Тайфун»


© РИА Новости, Алексей Даничев Генеральная репетиция военно-морского парада ко дню ВМФ в Кронштадте ТК-208 «Дмитрий Донской» Проект 941УМ останется в эксплуатации до 2022 года. Последняя выжившая субмарина из Проекта 941 послужит платформой для продолжения испытаний межконтинентальных баллистических ракет «Булава». 173 метра в длину, 23 метра в высоту, с грузоподъемностью 49800 тонн, шесть субмарин класса «Акула» (согласно правильной российской классификации) были включены во Всемирную книгу рекордов Гиннесса. ТК-208 была первым судном, вступившим в эксплуатацию, и будет последним, преодолевшим порог морей Северного флота в 18 подводной дивизии. Глубокие модификации, которым был подвержен «Дмитрий Донской», превратили его в первый продвинутый «Тайфун», сопоставимый с подводными лодками четвертого поколения. Проект 941-УМ был задуман для запуска ракет РСМ-56 «Булава». Другие пять платформ класса «Тайфун», вступивших в эксплуатацию, были денуклеаризованы и частично разобраны. ССБН «Архангельск» и ССБН «Северсталь», несколько лет пришвартованные в порту Северодвинска, разоружены и должны в скором времени быть разобраны, хотя официальное решение Кремля до сих пор ожидается.

Класс «Борей»

Согласно контрактам, российский военно-морской флот получит восемь баллистических ракет класса «Борей»: три 955 и пять 955-А, или «Борей II». 955 будут вооружены 16-ю ракетами «Булава», 955-А класса «Борей II» — 20-ю. Спроектированные в гидродинамическом каркасе, предназначенном для снижения широкополосных шумов, подводные лодки класса «Борей» — первые в российском флоте, использующие водометный движитель. Длина подводных лодок «Борей» составляет 170 метров, диаметр — 13 метров, максимальная скорость — 46 км/ч, обеспечиваемая ядерным реактором ОК-650. Рабочая глубина оценивается в 380 метров (испытания проводились на максимальной глубине 450 метров). Трехступенчатая ракета «Булава», по кодификации НАТО, SS-N-30 Mace, является морской версией самой современной российской баллистической ракеты SS-27 «Тополь-М». Запуск может быть произведен, даже когда лодка находится в движении. Ее длина составляет 12,1 метров, диаметр — 2,1 метров, вес — 36,8 тонн: она способна поражать цели на расстоянии до 8 тысяч километров и спроектирована специально для оснащения атомных подводных лодок класса «Борей». Модификации лодок класса «Тайфун» сочли слишком дорогостоящими. После многочисленных проблем с разработками в январе 2013 года российское министерство обороны объявило о начале эксплуатации ракет «Булава». На сегодняшний день на первой линии огня должны находиться подводные лодки класса «Дельта IV». Лодки класса «Борей» способны перевозить 148 ракет Р-30 «Булава» по 1480 боеголовок по 100-150 килотонн каждая.

Временная линия класса «Борей»

Последняя подводная лодка с атомным двигателем класса «Борей» «Князь Пожарский» поступила в производство 23 декабря прошлого года на завод «Севмаш» в Северодвинске. Первые три «Борея» Проект 955 — это К-535 «Юрий Долгорукий», К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах». К-535 присоединилась к Североморскому флоту в январе 2013 года, вслед за ней в декабре того же года «Невский» начал эксплуатироваться в Тихоокеанском флоте. Судно K-551 «Владимир Мономах» вступило в эксплуатацию в 2014 году в составе Тихоокеанского флота. К-535 «Юрий Долгорукий» был зачислен в состав сил, патрулирующих Арктику. Четвертый «Борей» «Князь Владимир», первый в проекте 955/А, конструируется с июля 2012 года в цеху «Севмаш» на севере России. Строительство пятой атомной подводной лодки «Князь Олег» началось в июле 2014 года. Работы над созданием шестого «Борея» «Генералиссимуса Суворова» начались в декабре 2015 года. Несколько недель спустя началось производство и седьмого «Борея», окрещенного «Император Александр III», в цеху Северодвинска. Цех для создания последней подлодки класса «Борей» и пятой в серии А «Князь Пожарский» был запущен 23 декабря прошлого года.

На данный момент девять российских стратегических подводных лодок находятся в активной эксплуатации. Стратегический флот 2020 года будет сформирован из 13 субмарин: семи «Бореев», оснащенных ракетами «Булава», и шестью субмаринами «Дельта IV» со стратегическим патрулем для прикрытия уязвимых целей в Баренцевом и Охотском море. Если русские будут осуществлять запуск из этих районов, они смогут поразить любую точку континентальных Соединенных Штатов. Одна подводная лодка класса «Борей» будет переоборудована для секретных операций.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.