Приметы

Договор о сокращении ядерных вооружений. Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений. Досье. Сокращение вооружений или перевооружение

СОКРАЩЕНИЕ ВООРУЖЕНИЙ ИЛИ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ?

(По поводу новой американской национальной программы военного строительства)

М.ПОНОМАРЕВ

Еще несколько лет назад администрация США приступила к пересмотру своей военной политики. Стране нужна перестройка вооруженных сил, подчеркивал тогдашний глава Белого дома Джордж Буш. Она должна была охватить всю американскую военную машину - и стратегические концепции, и планы строительства и использования вооруженных сил, и программы вооружений.

Необходимость такой перестройки вызывалась объективными факторами. Окончание эры "холодной войны", наступление постконфронтационного периода, исчезновение в связи с уходом с исторической сцены Организации Варшавского Договора и распадом СССР старых угроз, возникновение новых опасностей, а также притязания США на лидерство в строительстве "нового мирового порядка" - все это требовало капитальной ревизии прежних представлений и подходов в военной области. Определенную роль здесь сыграл и опыт, приобретенный американцами в ходе боевых - действий в районе Персидского залива.

Первым "сценарий реформирования вооруженных сил" обрисовал министр обороны США той поры Ричард Чейни. Исходя из того, что "угроза внезапной глобальной войны испарилась", говорил он, выступая в октябре 1990 г. в Питсбурге в Совете по международным делам, Соединенные Штаты могут пересмотреть структуру и сократить численность своих вооруженных сил. А примерно полтора года спустя на свет появились подготовленные Пентагоном директивы планирования в сфере обороны на период с 1994 по 1999 гг., в которых "сценарий Чейни" приобрел отчетливые очертания. Его сердцевину составляла установка на то, что у Америки не должно быть соперников в мире. "Мы должны, - говорилось в этом документе, - помешать тому, чтобы какая бы то ни было сила доминировала в каком бы то ни было регионе, ресурсы которого достаточно велики, чтобы этой силой был обретен статус глобальной державы".

Несмотря на то, что директивы предусматривали некоторое сокращение численности американских вооруженных сил и военных расходов, в них отчетливо просматривалась прежняя ставка на политику "с позиции силы" вплоть до угрозы подвергнуть превентивному удару страны СНГ, обладающие ядерным и другими видами оружия массового поражения. Ядерное оружие США, подчеркивалось в директивах, по-прежнему будет нацелено на " ключевые объекты бывшего советского военного истеблишмента, на все те объекты, которые представляют наибольшую ценность для нынешних или будущих российских лидеров".

Концепция, которая легла в основу этого пентагоновского документа, получила название "концепции базовых сил". Такое название связано с тем, что в условиях радикального уменьшения риска глобальной ракетно-ядерной войны заметно возросла опасность войн обычных, малых, региональных. Чтобы противостоять новой опасности, США должны не колеблясь наносить удары по "болевым точкам" противника, стремительно перебрасывая силы и средства в ключевые районы планеты непосредственно с территории США.

Именно эти установки и унаследовала администрация Билла Клинтона. Еще, будучи кандидатом в президенты, он провозгласил: "Мы должны изменить структуру наших вооруженных сил для того, чтобы они могли эффективно защищать стратегические интересы Соединенных Штатов в условиях разоруженческого процесса в мире и в период после окончания "холодной войны" между Востоком и Западом". Но каких-то конкретных рецептов в ту пору Клинтон не выдвигал, ограничиваясь замечаниями, что он-де будет более решительно сокращать военные расходы, чем это намечалось до него.

Когда же Билл Клинтон утвердился в Белом доме, а Лес Эспин сменил Чейни в Пентагоне, процесс пересмотра американской политики в военной области заметно активизировался. Со своими предложениями выступили председатель Комитета начальников штабов генерал Колин Пауэлл, другие руководители министерства обороны, видные политические деятели, различные неправительственные организации - например, "Рэнд корпорейшн", вашингтонский Центр оборонной информации. В недрах министерства обороны была создана специальная комиссия по пересмотру военной политики.

При всех различиях рекомендаций, которые выдвигались теми или иными официальными и неофициальными организациями и отдельными экспертами, все они исходили из того, что третьей мировой войны в обозримый период не будет. Однако в мире возникли принципиально новые угрозы, и американская военная машина, которая на протяжении десятилетий строилась, финансировалась и функционировала, чтобы противостоять "нападению с Востока", должна быть соответствующим образом реконструирована и модернизирована.

Пожалуй, наиболее четко эти новые угрозы обрисовал Л.Эспин, выступая в конце августа в Далласе на конференции организации "Ветераны иностранных войн". Он разделил их на четыре группы. Первая - это потенциальная угроза со стороны таких стран, как Иран, Ирак, КНДР, которые способны угрожать национальной безопасности США, их союзников и друзей. Вторая - связана с проблемой распространения оружия массового поражения, особенно в связи с нестабильностью на территории бывшего СССР. Третья - это вялое развитие американской экономики, ибо нельзя быть сильным, если экономическая мощь подорвана. И, наконец, четвертая - возможность поражения процесса реформ в бывшем Советском Союзе и других в прошлом социалистических государствах и прихода там к власти тоталитарных режимов.

Примерно так же трактовали опасности, угрожающие Соединенным Штатам, и остальные разработчики программы военного строительства на ближайшие годы. И выводы делались схожие. Отличие заключалось главным образом в рекомендациях, на сколько можно сократить военные расходы в предстоящее пятилетие, на сколько следует уменьшить численность вооруженных сил, на сколько ограничить те или иные виды вооружений, число армейских дивизий, авиакрыльев в ВВС, кораблей (особенно авианосцев) в ВМС и т.д. Все эти рекомендации, в общем-то, вписывались в планы, которые были выработаны и начали осуществляться еще при Буше.

Правда, несколько по-иному у разных разработчиков выглядел ответ на весьма существенный вопрос - к какой войне или, точнее сказать, к каким войнам должны быть готовы Соединенные Штаты? Многие, в том числе и нынешний шеф Пентагона Л.Эспин, считали, что надо быть готовыми вести не две с половиной и не две войны, как считалось ранее, а лишь одну региональную войну, например против Ирана или Ирака, и ограниченными силами до ее победного окончания сдерживать агрессора в другом регионе - скажем, на Корейском полуострове. После победы в первой войне силы и средства, которые были в ней задействованы, перебрасывались бы на другой театр военных действий и также одерживали там победу. Это теоретическое построение легло в основу стратегической концепции "победить - сдержать-победить".

Некоторые эксперты, однако, выражали свое несогласие с подобной концепцией. Они пришли к выводу, что США вполне в состоянии практически одновременно вести и выиграть две региональные войны. Так, исследователи из "Рэнд корпорейшн" заявили, что для этого будет достаточно сил даже в условиях некоторого сокращения вооружения сил и аннулирования отдельных перспективных программ вооружений.

Итог всем этим дискуссиям был подведен в докладе министерства обороны США "Кардинальный пересмотр структуры вооруженных сил", обнародованном в первых числах сентября. В нем изложена новая американская национальная программа военного строительства. В основу доклада, как представляется, положены выводы пентагоновской комиссии по пересмотру военной политики.

Реализация этой программы, по мнению министерства обороны, обеспечит Соединенным Штатам возможность дать отпор потенциальным агрессорам, принять участие в международных операциях по поддержанию мира, продолжить военное присутствие за рубежом и сохранить эффективные средства ядерного сдерживания. В программу заложена идея необходимости реорганизации вооруженных сил США с учетом новых угроз национальной безопасности, вышедших на первый план с распадом СССР. В числе этих угроз в докладе Пентагона называются "агрессивные устремления региональных держав", подобных Ирану или Ираку, "опасность поражения демократических реформ в бывшем СССР" и экономический спад в самих Соединенных Штатах. Стержнем программы является идея сокращения вооруженных сил и военных расходов при сохранении традиционной доктрины " передового базирования" американских войск в различных районах земного шара и потенциала ядерного сдерживания.

В докладе подчеркивается, что реализация его положений позволит Соединенным Штатам "сражаться и побеждать в двух почти одновременных крупных региональных конфликтах"; предоставлять силы для участия в миротворческих операциях, главным образом в "рамках многосторонних усилий"; располагать обычными силами, необходимыми для "поддержания военного присутствия США за рубежом"; оставаясь "в пределах Договора СНВ-2", обеспечить эффективное ядерное сдерживание, а "в случае угрожающего поворота событий - создавать дополнительные силы".

Расшифровывая эти положения, авторы доклада указывают, что следует избегать вероятности одновременных войн, чтобы не давать потенциальным агрессорам шанс воспользоваться тем, что американское участие в войне в одном регионе не оставит им лишних сил для эффективного реагирования в другом. А создание сил, достаточных для ведения двух почти одновременных войн, дает гарантию, что США не столкнутся с более серьезной угрозой, чем ожидалось, и смогут ей противостоять. "В нашем динамичном и непредсказуемом мире, - многозначительно подчеркивается в докладе, - у нас должны быть вооруженные силы, обладающие достаточной гибкостью и мощью, чтобы справиться с непредвиденными угрозами".

Отсюда следует вывод, что США должны иметь соответствующие транспортные средства (воздушные и морские) для переброски войск и вооружений туда, где они нужны, и в тот момент, когда они нужны. А некоторые соединения и части, особенно авиационные, оснащенные самолетами В-2, F-117, ЕР-111, АВАКС, число которых из-за их стоимости ограничено, должны быть готовы действовать одновременно в двух конфликтах.

Большое внимание национальная программа военного строительства уделяет потенциалу гибкости и эффективности вооруженных сил. На первый план здесь выдвигается повышение стратегической мобильности. С этой целью будут продолжены закупки тяжелого транспортного самолета С-17, а если из-за возникших технических осложнений сделать этого не удастся, будет найдена другая замена стареющему С-141. Кроме того, планируется на судах за пределами американских вод разместить танковые части, которые можно будет немедленно направить в тот или иной район. Планируется также повысить возможности морского транспортного флота. И, наконец, намечается совершенствование боеготовности сил резерва.

Гибкости и эффективности вооруженных сил США должны также способствовать: повышение огневой мощи авианосцев за счет оснащения палубной авиации высокоточным оружием и усиления ее самолетами F/A-18; разработка новых небольших боевых высокоточных средств для сухопутных войск; переоборудование тяжелых бомбардировщиков В-1В и В-2 с тем, чтобы они могли применять неядерные высокоточные средства поражения.

Придавая серьезное значение участию войск США в миротворческих операциях, составители доклада считают, что для этой цели должны быть выделены крупные силы - одна воздушно-десантная дивизия, одна дивизия легкой пехоты, одна экспедиционная бригада морской пехоты, одна-две авианосные боевые группы, одно-два смешанных авиакрыла и другие соединения и части общей численностью в 50 тыс. чел.

Относительно численности и структуры американских сил за рубежом авторы доклада пришли к следующим выводам. В Европе необходимо продолжать играть ведущую роль в обновленной НАТО, которая по-прежнему остается краеугольным камнем в стратегии безопасности. Здесь следует сохранить до 100 тыс. военнослужащих. До 100 тыс. американских военнослужащих сохранится и в Северо-Восточной Азии - в Южной Корее, а также на Окинаве и в других районах Японии. В Юго-Западной Азии продолжится патрулирование Персидского залива ближневосточными силами ВМС, а некоторые части разместятся в Кувейте и еще одном районе Аравийского полуострова. Здесь же останется несколько эскадрилий боевой авиации и будут усилены суда с материальной частью на борту в районе острова Диего-Гарсиа.

До недавнего времени в США высказывались различные точки зрения относительно того, сколько надо сохранить авианосцев и авианосных боевых групп. В докладе Пентагона отвергается рекомендация специальной комиссии по пересмотру военной политики ограничиться 10 авианосцами. Утверждается, что их должно быть 12 (один из них резервно-учебный). Считается, что боевые авианосные группы и группы десантных судов должны более или менее постоянно находиться в водах Юго-Восточной Азии, Северо-Восточной Азии и Европы (преимущественно в Средиземноморье).

Один из самых коротких разделов доклада - раздел о стратегических ядерных силах (СЯС). В нем говорится о двух задачах, основанных для СЯС, - обеспечении эффективного сдерживания (без выхода за рамки договоров СНВ-1 и СНВ-2) и закладке основ для воссоздания дополнительных сил в случае угрожающего поворота событий. Авторы оговариваются, что проблема ядерных сил еще изучается и выводы будут обнародованы позже.

В целом, согласно новым планам, численность вооруженных сил намечается сократить с 1,7 до 1,4 млн. чел., число армейских дивизий - с 14 до 10, дивизий национальной гвардии - с 8 до 5, авианосцев - с 13 до 12 (один - резервно-учебный), авиакрыльев тактической авиации - с 28 до 20 (семь резервных), боевых кораблей - с 443 до 346, численность личного состава морской пехоты - со 182 до 174 тыс. чел., атомных подводных ракетоносцев - с 22 до 18, тяжелых бомбардировщиков - с 201 до 184, межконтинентальных баллистических ракет - с 787 до 500.

Количественные и качественные характеристики вооруженных сил США

Имелось в 1993 финансовом году

ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ИМЕТЬ

По плану создания базовых сил Буша - Чейни

По предварительным предложениям спец. комиссии Пентагона

По новому национальному плану военного строительства

Общая численность ВС США, тыс.

АРМИЯ (СУХОПУТНЫЕ СИЛЫ)

Армейские дивизии

Дивизия нац. гвардии

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Авианосцы

Боевые корабли

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

Эквивалентные авиакрылья (активные/ре-зервные)

КОРПУС МОРСКОЙ ПЕХОТЫ

Общая численность, тыс.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ

Атомные подводные лодки с баллистиче-скими ракетами

Тяжелые бомбардировщики

Межконтинентальные баллистические ра-кеты

Сравнительная характеристика структуры вооруженных сил США по планам прежней и нынешней администраций представлена в таблице. Важно отметить, что реализация новой программы Пентагона потребует на 20 млрд. долл. больше, чем вначале намеревался выделить на предстоящие пять лет президент Б.Клинтон.

Таково в общих чертах содержание новой национальной программы военного строительства, подготовленной министерством обороны и затем одобренной главой Белого дома. По мнению французской газеты "Монд", речь идет о крупнейшем сокращении и структурных преобразованиях в американских вооруженных силах со времен второй мировой войны. Может быть, это и так. Ведь в общей сложности расходы на военные цели в ближайшие пять лет окажутся на 120 млрд. долл. меньше, чем намечал в свое время Джордж Буш. Но ведь все равно они превысят 1,2 трлн. долл.! Совсем, видимо, не случайно ставит вопрос "Нью-Йорк тайме": нужно ли испытывающим финансовые затруднения Соединенным Штатам тратить такие средства, когда "единственная противостоящая нам сверхдержава покинула глобальное поле боя?"

Конечно, оценивать степень угрозы национальной безопасности - дело самих Соединенных Штатов, их политического и военного руководства. Но и вопрос, поставленный редакцией "Нью-Йорк таймс", отнюдь не лишен оснований. Ведь то, что предложил Пентагон и одобрил Белый дом, скорее походит не на движение в сторону разоружения, а на перевооружение США на новой основе. Как тут не вспомнить, что мы уже не раз встречались с тем, что Вашингтон не всегда адекватно реагирует на те или иные опасности, торопится прибегнуть к силе там, где вполне бы смогли сработать другие средства, прежде всего политические.

Вот почему, рассматривая новую американскую национальную профамму военного строительства, трудно однозначно оценить ее. Остается двоякое впечатление. С одной стороны, действительно заметный шаг вперед по сравнению с еще совсем недавним прошлым. А с другой - кажется, что все это лишь попытка приспособиться к сегодняшним реалиям, попытка, которая представляется совершенно недостаточной по сравнению с поистине грандиозными переменами на международной арене, которые уже произошли и, очевидно, будут продолжаться. Если Соединенные Штаты Америки действительно претендуют на роль мирового лидера, - а для этого, слов нет, у них имеются веские основания, то эту роль, видимо, следует демонстрировать не военным кулаком, едва прикрытым новенькой бархатной перчаткой, а убедительным примером умения гибко и адекватно реагировать на происходящее, цивилизованными методами решать самые сложные проблемы современности.

Мир без оружия сегодня, к великому сожалению, все еще немыслим. Но и мир, перегруженный оружием, тоже ведь немыслим. Ведь он сам собой может рухнуть под непомерной тяжестью.

Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, известный под названием СНВ‑2, был подписан президентами РФ и США в Москве 3 января 1993 г. Его основным положением стало обязательство России и Соединенных Штатов сократить количество боезарядов на стратегических носителях до 3-3,5 тыс. единиц. Другим важным пунктом договора являлось требование ликвидации всех баллистических ракет наземного базирования, оснащенных более чем одним боевым блоком, и всех тяжелых ракет. Пусковые установки ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения должны были быть либо ликвидированы, либо переоборудованы в пусковые установки моноблочных ракет. Все пусковые установки тяжелых ракет, а также сами ракеты подлежали уничтожению. Исключение сделано для 90 пусковых установок, которые могут быть переоборудованы для размещения моноблочных ракет при условии соблюдения специальной процедуры. Датой окончательного завершения сокращений было установлено 1 января 2003 г.

Поскольку при разработке Договора предполагалось, что значительная часть сокращений боезарядов может осуществляться с помощью снятия боевых блоков с развернутых систем, в Договоре СНВ‑2 были сняты практически все ограничения на уменьшение количества боезарядов, числящихся за баллистическими ракетами. Одновременно со смягчением ограничений на количество разгруженных боезарядов, Договор СНВ‑2 снимал требование о том, чтобы при разгрузке ракеты более, чем на два боезаряда, осуществлялось уничтожение платформы разведения.

Существенным отличием нового договора от СНВ‑1 1991 г. стал переход к пересчету количества крылатых ракет бомбардировщиков по их максимальному оснащению. Кроме этого, Договор СНВ‑2 разрешал переоснащение до 100 бомбардировщиков, не оснащенных крылатыми ракетами воздушного базирования, для выполнения неядерных задач, оставляя при этом возможность их обратного переоснащения.

26 сентября 1997 г. в Нью-Йорке министр иностранных дел РФ и государственный секретарь США подписали Протокол к Договору СНВ‑2. Он предусматривал отсрочку осуществления Договора с 31 декабря 2001 г. до 31 декабря 2007 г. Она была связана с тем, что осуществление первого этапа выполнения Договора в соответствии с его первой статьей должно было бы завершиться в течение семи лет с момента вступления в силу Договора СНВ‑1 31 декабря 2001 г. Это означало, что в случае ратификации Договора СНВ‑2, например в 1997‑1998 гг., время на его выполнение сократилось бы на 3‑4 гг.

Российская сторона ратифицировала Договор в пакете с Протоколом 14 апреля 2000 г. с условием сохранения договора по ПРО 1972 г. США ратифицировали Договор в январе 1996 г., однако он в пакете с Протоколом от 26 сентября 1997 г. на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным. Однако выход США из соглашения по ПРО в 2002 г. заставил российскую сторону заявить о прекращении своих обязательств по Договору СНВ‑2.

5 февраля 2018 года истек срок выполнения основных ограничений, которые накладывались на Россию и США, подписанным ими договором СНВ-3. Полное название подписанного документа – Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, СНВ-III. Данный двусторонний договор регулировал дальнейшее взаимное сокращение арсенала развернутых стратегических ядерных вооружений и пришел на смену договору СНВ-I, который истек в декабре 2009 года. Договор СНВ-3 подписали 8 апреля 2010 года в Праге президенты двух стран Дмитрий Медведев и Барак Обама, он вступил в силу 5 февраля 2011 года.

вопроса


Стоит отметить, что страны задумались о сокращении стратегических наступательных вооружений еще в конце 1960-х годов. К тому моменты и СССР, и США накопили такие ядерные арсеналы, которые позволяли не просто по несколько раз обратить в пепел территорию друг друга, но и уничтожить всю человеческую цивилизацию и жизнь на планете. К тому же ядерная гонка, которая являлась одним из атрибутов холодной войны серьезно била по экономике двух стран. На наращивание ядерного арсенала тратились огромные денежные средства. В этих условиях между Советским Союзом и США в 1969 году в Хельсинки начались переговоры с целью ограничения ядерных запасов.

Данные переговоры привели к подписанию первого договора между странами – ОСВ-I (ограничение стратегических вооружений), который был подписан в 1972 году. Подписанный СССР и США договор закреплял количество средств доставки ядерного для каждой из стран на том уровне, на котором они находились на тот момент времени. Правда, к тому моменту и в США, и в СССР уже начали оснащать свои баллистические ракеты разделяющимися головными частями с блоками индивидуального наведения (они несли сразу несколько боеголовок). В результате именно в период разрядки отношений начался новый, ранее невиданный, лавинообразный процесс наращивания ядерного потенциала. В то же время договор предусматривал принятие на вооружение новых МБР, размещаемых на подлодках, строго в том количестве, в котором ранее были списаны баллистические ракеты наземного базирования.

Продолжением данного договора стал договор ОСВ-II, подписанный странами 18 июня 1979 года в Вене. Данный договор запрещал выводить ядерное оружие в космос, также он установил ограничения на максимальное количество стратегических носителей: пусковых установок МБР, пусковых установок БРПЛ, самолетов стратегической авиации и ракет (но не собственно ядерных боезарядов) ниже существующего уровня: до 2400 единиц (в том числе до 820 пусковых установок МБР, оснащенных разделяющейся головной частью). Помимо этого стороны обязывались к 1 января 1981 года уменьшить количество носителей до 2250. Из общего количества стратегических систем лишь 1320 носителей могли быть оснащены головными частями с боевыми блоками индивидуального наведения. Накладывал договор и другие ограничения: он запрещал проектирование и развертывание баллистических ракет, базирующихся на плавсредствах (за исключением подлодок), а также на морском дне; мобильных тяжелых МБР, крылатых ракет с РГЧ, ограничивал максимальный забрасываемый вес для баллистических ракет подводных лодок.


Следующим совместным договором о сокращении стратегических наступательных вооружений стал бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 1987 года. Он поставил под запрет разработку и развертывание баллистических ракет с дальностью полета от 500 до 5500 км. В соответствии с данным договором страны в течение трех лет должны были уничтожить не только все баллистические ракеты наземного базирования данных типов, но и все пусковые установки, включая ракеты как в европейской, так и в азиатской части Советского Союза. Этим же договором впервые вводилась универсальная классификация баллистических ракет по дальности.

Следующим договором стал СНВ-1, подписанный CCCР и США 31 июля 1991 года в Москве. Он вступил в силу уже после распада Советского Союза – 5 декабря 1994 года. Новый договор был рассчитан на 15 лет. Условия подписанного соглашения запрещали каждой из сторон иметь на боевом дежурстве более 1600 единиц средств доставки ядерного оружия (МБР, БРПЛ, стратегические бомбардировщики). Максимальное количество самих ядерных зарядов было ограничено 6000. 6 декабря 2001 года было объявлено о том, что страны полностью выполнили обязательства по данному договору.

Подписанный еще в 1993 году договор СНВ-2 сначала длительное время не могли ратифицировать, а затем от него просто отказались. Следующим действовавшим соглашением стал договор о сокращении наступательных потенциалов СНП, который ограничивал максимальное число боезарядов еще в три раза: от 1700 до 2200 единиц (по сравнению с СНВ-1). При этом состав и структура попадавших под сокращение вооружений определялись государствами самостоятельно, в договоре этот момент никак не регламентировался. Договор вступил в силу 1 июня 2003 года.

СНВ-3 и его итоги

Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) вступил в законную силу 5 февраля 2011 года. Он сменил договор СНВ-1 и отменил действие Договора СНП от 2002 года. Договор предусматривал дальнейшее масштабное сокращение ядерных арсеналов России и США. Согласно условиям договора к 5 февраля 2018 года и в дальнейшем суммарное количество вооружений не превышало 700 развернутых МБР, БРПЛ и стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев, 1550 зарядов на этих ракетах, а также 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков (ТБ). Именно в договоре СНВ-3 впервые было введено понятие «неразвернутые» носители и пусковые установки, то есть не находящиеся в боевой готовности. Они могут использования для обучения или испытаний и не имеют боеголовок. В договоре также отдельно был зафиксирован запрет на базирование стратегических наступательных вооружений за пределами национальных территорий двух государств.


Договор СНВ-3 помимо ограничения непосредственно ядерного оружия подразумевает двусторонний обмен телеметрическими данными, которые были получены во время испытательных пусков. Обмен телеметрической информацией о пусках ракет осуществляется по взаимному согласованию и на паритетной основе не более чем по пяти пускам в год. При этом производить обмен информацией о числе носителей и боеголовок стороны обязаны два раза в год. Также отдельно была прописана инспекционная деятельность, в инспекции могут принимать участие до 300 человек, кандидатуры которых согласуются в течение месяца, после чего им выдаются визы на два года. При этом сами инспекторы, члены инспекционных делегаций и летных экипажей, а также их самолеты во время проведения инспекций на территории двух стран пользуются полной неприкосновенностью.

В 2018 году ожидается продление договора СНВ-3, так как его срок истекает только в 2021 году. Как отмечал в январе 2018 года посол США в России Джон Хантсман, доверие между государствами в вопросе сокращения вооружений в настоящее время не утеряно – Вашингтон и Москва успешно работают над реализацией СНВ-3. «Мы работаем в позитивном направлении в отношении СНВ-3, я называю его «момент воодушевления», после 5 февраля работа не остановится, работа будет более интенсивной. Тот факт, что мы подходим к этой дате достижения целей, внушает доверие», – отметил посол.

Как отмечает ТАСС, на 1 сентября 2017 года Российская Федерация располагала 501 развернутым носителем ядерного вооружения, 1561 ядерным боезарядом и 790 развернутыми и неразвернутыми пусковыми установками МБР, БРПЛ и ТБ. США располагали 660 развернутыми носителями, 1393 боезарядом и 800 развернутыми и неразвернутыми пусковыми установками. Из опубликованных данных следовало, что для России, для того чтобы вписаться в лимит по СНВ-3, необходимо было сократить 11 боезарядов.

Ядерный арсенал России и США

На сегодняшний день основу современных стратегических вооружений продолжает составлять ядерное оружие. В некоторых случаях к нему также относят высокоточное оружие с обычными боеголовками, которое может применяться для уничтожения стратегически важных объектов противника. По назначению оно делиться на наступательное (ударное) и оборонительное вооружение. В состав стратегических наступательных вооружений (СНВ) входят все наземные комплексы МБР (как шахтные, так и мобильные), стратегические атомные ракетные подводные лодки (АРПЛ), а также стратегические (тяжелые) бомбардировщики, которые могут выступать носителями стратегических крылатых ракет класса «воздух-поверхность» и атомных авиабомб.

Тополь-М мобильная версия


Россия

Под действие договора СНВ-3 в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) попадают следующие МБР: РС-12М «Тополь»; РС-12М2 «Тополь-М»; РС-18 (по натовской кодификации – «Стилет»), РС-20 «Днепр» (по натовской кодификации «Сатана»), Р-36М УТТХ и Р-36М2 «Воевода»; РС-24 «Ярс». По данным ТАСС, в настоящее время в составе российской группировки РВСН находится около 400 МБР с боевыми блоками различных типов и различной мощности. Таким образом, здесь сосредоточено более 60 процентов оружия и боезарядов стратегических ядерных сил Российской Федерации. Заметным отличием от США является наличие в наземном компоненты ядерной триады – мобильных комплексов. Если в США МБР располагаются исключительно в стационарных шахтных установках, то в РВСН, наряду с шахтным базированием, используются и подвижные грунтовые ракетные комплексы на базе многоосных шасси МЗКТ-79221.

В 2017 году РВСН пополнились 21 новой баллистической ракетой. В дальнейших планах – выведение из эксплуатации МБР «Тополь» с заменой их на более современные и совершенные МБР «Ярс». При этом Москва рассчитывает продлить срок службы стоящих на вооружении РВСН наиболее тяжелых МБР Р-36М2 «Воевода» как минимум до 2027 года.

Морская составляющая российской ядерной триады представлена, по состоянию на 1 марта 2017 года, 13 атомными подводными лодками с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту. Основу составляют 6 подводных ракетоносцев проекта 667БДРМ «Дельфин», которые вооружены баллистическими ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и их модификацией «Лайнер». Также в строю по-прежнему находятся три АПЛ более раннего проекта 667БДР «Кальмар» и одна лодка проекта 941УМ «Акула» – «Дмитрий Донской». Она же является самой большой подводной лодкой в мире. Именно на «Дмитрии Донском» проводились первые испытания новой российской МБР, попадающей под действие договора СНВ-3 – ракеты Р-30 «Булава», которую выпускают в Воткинске. Помимо перечисленных подлодок боевую вахту в настоящее время несут и три атомных субмарины нового проекта 955 «Борей», вооруженные «Булавой», это лодки: К-535 «Юрий Долгорукий», К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах». Каждая из этих подлодок несет на борту до 16 МБР. Также по модернизированному проекту «Борей-А» в России строится еще 5 таких ракетоносцев.

АПЛ проекта 955«Борей»


Основу воздушной части ядерной триады в России составляют два стратегических бомбардировщика, попадающих под действие договора СНВ-3. Это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 (16 штук) и почетный ветеран – турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС (около 40 развернутых). По оценкам специалистов, эти турбовинтовые самолеты можно будет успешно использовать вплоть до 2040 года.

Современный ядерный арсенал США состоит из шахтных МБР Minuteman-III (насчитывается 399 развернутых пусковых установок МБР и 55 неразвернутых), баллистических ракет на подводных лодках Trident II (212 развернутых и 68 неразвернутых), а также крылатых ракет и авиационных бомб с ядерной боевой частью, носителями которых являются стратегические бомбардировщики. Ракета Minuteman-III на протяжении длительного времени является основой американских сил ядерного сдерживания, она состоит на вооружении с 1970 года и является единственной МБР наземного базирования на вооружении американской армии. Все это время ракеты постоянно модернизировались: замена боевых блоков, силовых установок, систем управления и наведения.

Тестовый запуск МБР Minuteman-III


Носителями МБР Trident II являются атомные подводные лодки класса «Огайо», каждая из которых несет на своем борту по 24 таких ракеты, оснащенных разделяющимися головными частями индивидуального наведения (не более 8 боевых блоков на ракету). Всего в США было построено 18 таких субмарин. При этом 4 из них уже переоборудованы в носители крылатых ракет, модернизация ракетных шахт позволила разместить на них до 154 крылатых ракет «Томагавк» по 7 в шахте. Переоборудовано 22 шахты, еще две используются как шлюзовые камеры для стыковки мини-подлодок или специальных модулей для выхода боевых пловцов. С 1997 года это единственный тип американских ПЛАРБ, состоящих на вооружении. Основным их вооружением является МБР Trident II D-5. По оценкам американских специалистов, эта ракета является самым надежным оружием в составе стратегического арсенала США.

Также Пентагон включил в число развернутых стратегических бомбардировщиков – 49 машин, в том числе 11 малозаметных стратегических бомбардировщиков Northrop B-2A Spirit и 38 «старичков» Boeing B-52H, еще 9 B-2A и 8 B-52H числятся неразвернутыми. Оба бомбардировщика могут использовать как крылатые ракеты с ядерными боеголовками, так и атомные бомбы свободного падения и управляемые авиабомбы. Еще один американский стратегический бомбардировщик B-1B, разработанный в 1970-е годы специально для нанесения ракетных ударов по территории Советского Союза, с 1990-х годов переоборудуется в носителя обычных вооружений. К моменту окончания действия СНВ-3 армия США не планирует использовать его в качестве носителя ядерного оружия. По данным на 2017 год в составе американских ВВС насчитывалось 63 бомбардировщика B-1B Lancer.

Малозаметный стратегический бомбардировщик Northrop B-2A Spirit

Взаимные претензии сторон

Заместитель госсекретаря США Джон Салливан рассказал, какое условие должно выполняться, чтобы США соблюдали договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению СНВ (речь о договоре СНВ-3) и договор о ликвидации ракет средней и малой дальности РСМД. По словам Салливана, США «хотят соблюдать соглашения по контролю над вооружениями, однако для этого их «собеседники» должны быть «настроены таким же образом», – передает его слова агентство «Интерфакс». Стоит отметить, что в январе 2018 года Госдеп подтвердил выполнение Россией условий, подписанного в 2010 году договора СНВ-3, однако США по-прежнему продолжают обвинять Россию в нарушении договора о РСМД. В частности в Вашингтоне считают, что в Екатеринбурге в ОКБ «Новатор» была создана новая крылатая ракета наземного базирования – сухопутная модификация знаменитого «Калибра». МИД России в свою очередь отмечает, что приводимая в пример крылатая ракета наземного базирования 9М729 соответствует условиям договора.

В то же время, по словам председателя комитета Госдумы РФ по обороне Владимира Шаманова, Москва испытывает серьезные сомнения по поводу выполнения Вашингтоном взятых на себя обязательство по СНВ-3. Шаманов отметил, что Россия так и не получила подтверждения переоборудования пусковых установок ракет Trident II и тяжелых бомбардировщиков B-52М. Основные вопросы российской стороны, касаются переоборудования части американских стратегических наступательных вооружений. Как отметил Владимир Путин в ходе встречи с руководителями ведущих российских СМИ 11 января 2018 года, США должны верифицировать проводимые изменения, чтобы Россия могла убедиться в отсутствии возвратного потенциала по некоторым носителям. Отсутствие у Москвы подобных доказательств вызывает озабоченность. По словам посла России в США Анатолия Антонова, по данному вопросу с американской стороной продолжается диалог.

Источники информации:
http://tass.ru/armiya-i-opk/4925548
https://vz.ru/news/2018/1/18/904051.html
http://www.aif.ru/dontknows/file/chto_takoe_snv-3
Материалы из открытых источников

Конечно, можно посчитать целью разоружения – полную ликвидацию вооружений в мире. Однако, представляется, что это эта цель не достижима. Главной задаче регулирования вооружений является их постепенное сокращение до необходимого минимума. Разоружение - это широкий комплекс согласованных госу­дарствами мероприятий, призванных уменьшить материальные средства ведения войны. В основе разоружения лежит принятие взаимных обязательств по их сокращению и даже отказ от наиболее опасных его видов (оружия массового поражения). Выше уже описывалась ситуация стратегического паритета в мире, однако нельзя сказать, чтобы разоружение касалось только РФ и США. В этом процессе участвуют все государства мира. Налагаемые на вооружения ограничения распространяются и на других субъектов.

Цель разоружения была предусмотрена еще в Уставе ООН. В настоящее время эта организация рассматривает и одобряет планы по разоружению. Для этих целей даже был создан специальный орган – Комиссия по разоружению. Хотя с момента создания этого органа было проведено несколько встреч, вклад Комиссии в разоружение нельзя назвать весомым.

Вторым направлением разоружения является использование переговорных механизмов (переговоры в Вене о сокращении обычных вооружений в Европе, переговоры между Россией и США о сокращении стратегических ядерных вооружений и др.).

Третье направление – использование международных конференций. Хотя международные конференции как метод сотрудничества все больше уходить в прошлое, уступая свое место международных организациям – постоянно действующим субъектам, тем не менее, в области международной безопасности они сохраняют свою роль. Так, например, в Женеве проходит Кон­ференция по разоружению, которая собирается вне рамок ООН.

В литературе принято выделять две программы разоружения: всеобъемлющую и частичную. Всеобъемлющее разоружение было установлено в Совместном заявлении Прави­тельств СССР и США 1961 года, где предусматривался полный роспуск вооруженных сил, ликвидация военных и обслуживающих армию учреждений, полное уничтожение оружия массового поражения и средств их доставки и т.п. Государства могли сохранить только неядерные вооружения, вооруженные силы, средства и учреждения, которые будут признаны необходимыми для поддержания внутреннего порядка и личной безопасности граждан. Идея всеобъемлющего разоружения была поддержана Генеральной Ассамблеей ООН.

Частичное разоружение касается отдельных видов оружия, обычно наиболее опасного. В программу частичного разоружения попали: ядерное оружие, химическое оружие, бактериологическое оружие, обычные виды вооружений. Кроме того, частичное разоружение не ставит цели полной ликвидации всех вооружений, а лишь их сокращение до разумных пределов.


Центральное место в проблеме разоружения занимает ядерное разоружение . В доктрине и на практике существует спор о том, можно ли применять ядерное оружие. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций о запре­щении применения ядерного оружия: Декларацию о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия от 24 ноября 1961 г. и Декларацию о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия от 29 ноября 1972 г. Однако эти декларации нельзя однозначно рассматривать как обязательные для государств. Прямого запрета на применение ядерного оружия в международных договорах (так называемого, конвенционного запрета) нет. Даже Международный суд ООН, в который обратилась с просьбой дать по этому поводу консультативное заключение Генеральная Ассамблея ООН, не смог ответить однозначно – применять ядерное оружие нельзя. Хотя и отметил, что его можно отнести к оружию массового поражения, неизбирательного действия, применение которого запрещено нормами международного гуманитарного права. В результате вывод Суда получился таким: если государство все-таки прибегает к использованию этого оружия, то на него ложится вся ответственность за последствия его применения. Также следует отметить заявления СССР и США о неприменении ядерного оружия против агрессии неядерных держав.

В отношении ядерного разоружения в настоящее время предпринято следующее:

1. Запрет испытаний ядерного оружия (Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.). Последний договор еще не вступил в силу, поскольку его не ратифицировали 12 «пороговых» (т.е. близких к созданию собственного ядерного оружия) стран. Хотя большинство государств с 90-х годов прошлого века не проводят испытания ядерного оружия, остается до сих пор неясным вопрос о проведении в 2006 году ядерного подземного взрыва Северной Кореей (КНДР).

2. Запрет распространения ядерного оружия (Договор о нераспространении ядерного оружия (вступил в силу 5 марта 1970 г., с 1995 года действует бессрочно). Ядерные государства отказываются от передачи материалов, технологий и готового оружия неядерным странам, а последние отказываются от собственного его создания и производства и приобретения у других стран. Это направление также натолкнулось на ряд проблем. Так, не все государства безоговорочно отказались от своей военной ядерной программы. В частности, остается нерешенной проблема программы Ирана, который заявляет о создании собственного производства обогащенного урана, что создает угрозу создания этим государством ядерного оружия.

3. Система гарантий МАГАТЭ. Она представляет собой специфический институт Агентства, призванный не допускать, чтобы ядерные объекты, которые подлежат контролю, были использованы для военных целей. В настоящее время действует более 200 соглашений о гарантиях, подписанных 140 государствами (а также Тайванем, провинцией Китая), из них 136 всеобъемлющих соглашений в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия. Предусматриваются предоставление государствами отчетов Агентству, а также проведение им инспекций.

4. Создание безъядерных зон. Речь идет не только о международной территории (Антарктика), но и вовлечение в эти зоны территории государств. Примером может служить Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолко) 1967 г., Договор Раротонга 1985 г., создавший такую же зону в южной части Тихого океана, Бангкокский договор 1995 г. – в Юго-Восточной Азии, Пелиндабский договор 1996 г. – в Африке. Также отдельную зону образует одно государство – Монголия. Пока только предполагается создание таких зон в Центральной Азии (Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), в Центральной Европе, Южной Азии и на Ближнем Востоке.

Ликвидация ракет средней и меньшей дальности . Регулируется подписанным в Вашингтоне в 1987 году договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней даль­ности и меньшей. Договор предусматривал ликвидацию всех ракет сред­ней и меньшей дальности (826 РСД + 926 РМД со стороны СССР; 689 РСД + 170 РМД со стороны США), пусковых установок к ним, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования. Сроки ликвидации были установлены в 3 года для ракет средней дальности, и полтора года – для ракет меньшей дальности. Договор предусматривал достаточно жесткие меры контроля – взаимные уведомления и отчетность, создание специальных комиссий и инспекция исполнения договора.

Ограничение и сокращение стратегических вооружений . Стратегическое вооружение является самым современным и наиболее грозным видом вооруже­ния, оно составляет сердцевину боевой мощи ядерных держав. Поэтому разоружение в области ядерного оружия невозможно без сокращения стратегических вооружений. В 1972 г. в Москве были подписаны два соглашения - Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Времен­ное соглашение о некоторых мерах в области ограничения (стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). В 1979 г. в Вене между СССР и США был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).

Договор ПРО установил обязательство сторон отказаться от создания, испытания и развертывания систем или компонентов противоракетной обороны. Каждое обязалось иметь не более двух систем ПРО (вокруг столицы и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет), где в радиусе 150 километров могло быть развернуто не более 100 пусковых неподвижных противоракетных установок. А с июля 1974 года, по дополнительному протоколу к этому Договору, - только одну такую систему: либо вокруг столицы, либо в районе пусковых установок (для СССР - с центром в столице; для США - на базе Гранд-Форкс). В 2001 году США нарушили договор по ПРО, передав на территорию Норвегии РЛС «Глобус-2», а 12 июня 2002 США в одностороннем порядке вышли из договора. Поэтому Договор ПРО в настоящее время не действует.

Согласно Договору СНВ-1 СССР и США должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы у каждой стороны осталось не более 6 тысяч единиц. В результате в СССР осталось 6,5 тыс. боеголовок, а в США – 8,5 тыс. Срок действия Договора СНВ-1 истекает 5 декабря 2009 года.

По Договору СНВ-2 запрещено использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Хотя он был ратифицирован и РФ, и США, в силу так и не вступил. В ответ на выход в 2002 году США из договора ПРО Россия вышла из СНВ-2.

Договор СНВ-2 был заменен более мягким Договором СНП (Договор сокращении стратегических наступательных потенциалов), подписанным в мае 2002. Условия договора ограничивают количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700-2200 для каждой из сторон. Договор о СНП вступил в силу, срок его действия истекает 31 декабря 2012. Договор имеет менее жесткую систему контроля и отсутствие поэтапности исполнения.

Запрет химического и бактериологического оружия . Впервые запрет на применение этих видов вооружений в общей форме был сформулирован еще в «оговорке Мартенса», закрепленной в Гаагских конвенциях 1907 года, затем он был закреплен в Женевском протоколе 1925 г. Полный запрет разработки, производства, накопления бактериологического оружия был установлен Конвенцией о запрещении раз­работки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года, а химического – Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и при­менения химического оружия и о его уничтожении 1993 года. Обе конвенции устанавливают для государств обязанность уничтожить имеющиеся запасы биологического и химического оружия, не производить его и не передавать третьим странам.

Близко к запрету оружия массового поражения стоит запрет враждебного воздействия на природную среду, который был установлен заключенной в 1977 году одноименной конвенцией. Речь идет о нанесении ущерба или причинении вреда любому другому госу­дарству-участнику путем воздействия на природу, имеющего широкие, долгосрочные или серьезные последствия (искусственные земле­трясения, наводнения, уничтожение растительного мира и т. д.).

Сокращение обычных вооружений и вооруженных сил . Это направление разоружения было продиктовано тем обстоятельством, что наибольшее сосредоточение вооруженных сил было на территории Центральной Европы. Именно там находился центр противостояния НАТО – ОВД. В результате государства начали переговоры об их сокращении. Эта проб­лема всегда привлекала внимание государств. В итоге в 1990 году был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В соответствии с Договором сокращению подлежат наземные и воздушные виды вооружений, обладающие наступательными возможностями (танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы, боевые самолеты, ударные вертолеты). Процесс сокращения осуществлялся в течение 40 месяцев после вступления Договора в силу. Был установлен контроль за осуществлением сокращения, важнейшей формой которого будет является инспекция на местах (без права отказа со стороны инспектируемых стран). Высказывается мнение, что процесс сокращения обычных вооружений должен быть продолжен. Однако события последних лет заставляют в этом усомниться.

28 мая 2007 года Россия официально обратилась к стране-депозитарию ДОВСЕ - Нидерландам - с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств - участников ДОВСЕ, которая и состоялась 12-15 июня 2007 в Вене. На конференции был поставлен ряд вопросов европейской безопасности. Другие государства предложения РФ не поддержали. 13 июля 2007 года В. Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров». Причинами этого шага, по мнению Президента РФ, явились соображения безопасности России, вызванные поведением партнеров по соглашению. Объявление моратория означает отказ от взаимного военного инспектирования, отказ от количественных ограничений. Срок действия моратория не ограничен, его снятие поставлено в зависимость от поведения стран-членов НАТО.

Финальные показатели достигнуты США не только благодаря реальным сокращениям вооружений, но и за счет переоборудования части пусковых установок БРПЛ «Трайдент-II» и тяжелых бомбардировщиков В-52Н, указано в заявлении российского МИДа . Российское ведомство при этом уточняет, что не может подтвердить приведение этих стратегических вооружений в непригодное состояние, предусмотренное договором.

Сколько зарядов осталось

— 527 единиц для развернутых МБР, развернутых БРПЛ и развернутых тяжелых бомбардировщиков;

— 1444 единицы боезарядов на развернутых МБР, боезарядов на развернутых БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми тяжелыми бомбардировщиками;

— 779 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, развернутых и неразвернутых пусковых установок БРПЛ, развернутых и неразвернутых тяжелых бомбардировщиков.

У США, по данным Госдепа на 1 сентября прошлого года , насчитывалось:

— 660 единиц для развернутых МБР, развернутых БРПЛ и развернутых тяжелых бомбардировщиков;

— 1393 единицы боезарядов на развернутых МБР, боезарядов на развернутых БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми тяжелыми бомбардировщиками;

— 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, развернутых и неразвернутых пусковых установок БРПЛ, развернутых и неразвернутых тяжелых бомбардировщиков.

Приглашение к переговорам

Представитель Госдепартамента Хизер Нойерт в заявлении по выполнению договора СНВ заметила, что «исполнение нового СНВ расширяет безопасность США и их союзников, делает стратегические отношения США и России более стабильными, <...> критически важными во время, когда доверие в отношениях снизилось, а угроза недопонимания и ошибочных расчетов выросла». США, как заявила Нойерт, продолжат полностью выполнять новый СНВ. МИД в своем заявлении также подтвердил приверженность договору.

Однако политики и эксперты обращают внимание на то, что будущее договора пора начать обсуждать. «Мы должны сейчас принимать решение о том, что делать с договором, <...> он как бы заканчивается скоро. Мы должны думать, как его продлевать, что там делать», — обращал внимание президент России Владимир Путин 30 января этого года на встрече с доверенными лицами. Прямого ответа от президента США Дональда Трампа на этот вопрос не последовало.

Действующий СНВ истекает в 2021 году, по согласию сторон, как указано в тексте, он может быть продлен на пять лет. Если договор не будет продлен или вместо него не будет заключен новый документ, США и Россия лишатся уникального инструмента взаимного контроля, обращают внимание американские эксперты. По данным Госдепа , с начала действия договора стороны обменялись 14,6 тыс. документов о местонахождении и перемещении вооружений, провели 252 инспекции на местах, 14 встреч в рамках комиссии по договору.

Для того чтобы продлить действие СНВ-3 еще на пять лет, как это подразумевает текст соглашения, Москве и Вашингтону достаточно обменяться дипломатическими нотами. Председатель Совета ПИР-центра генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский сказал РБК, что из-за текущих политических разногласий между Россией и США договориться о принципиально новом соглашении сторонам будет крайне сложно, поэтому продление СНВ-3 на пять лет выглядит гораздо более возможным вариантом развития событий.

Подготовка нового соглашения является реалистичным и даже желательным вариантом при наличии политической воли в Москве и Вашингтоне, но если ее не будет, стороны пойдут на продление действующей версии, уверяет руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.

О чем договариваться

Россия и США сокращали стратегические вооружения три десятка лет, однако выполнение условий по договору СНВ, скорее всего, поставит точку в процессе сокращения ядерных арсеналов, пишет газета The New York Times. Указанные в принятом 2 февраля Обзоре ядерных сил США приоритеты по развитию ядерных вооружений и созданию новых маломощных ядерных зарядов приведут к новой ядерной гонке вооружений, но соревноваться страны теперь будут не по их количеству, а по тактико-техническим характеристикам, пишет издание.

Новая американская ядерная доктрина провозглашает концепцию избирательных ядерных ударов и внедрения систем пониженной взрывной мощности и высокой точности, что потенциально готовит почву для эскалации ядерного конфликта, предупреждает Арбатов. Именно поэтому, считает эксперт, необходимо новое, всеобъемлющее соглашение, которое обратилось бы к проблемам развития высокоточных неядерных систем.

Еще при подготовке действующего договора эксперты с обеих стороны указывали на то, что договорную базу России и США нужно расширить на нестратегическое ядерное оружие, противоракетную оборону и другие чувствительные вопросы.

До сих пор курирующая вопросы сокращения вооружений в Госдепартаменте в ранге и.о. помощника Госсекретаря Анна Фридт еще в 2014 году ​говорила, что США совместно с НАТО должны в перспективе, когда позволят политические условия, разработать и предложить России свою позицию по нестратегическому ядерному оружию. Нестратегическое (тактическое) оружие отличается небольшой мощностью, к таким вооружениям относят авиационные бомбы, тактические ракеты, снаряды, мины и другие боеприпасы местного радиуса действия.

Для России вопрос нестратегического ядерного оружия является таким же принципиальным, как и тема противоракетной обороны для США, отмечает Бужинский. «Тут имеется взаимные табу, и уступать в сферах, где у одной из сторон есть преимущество, никто из них не готов. Поэтому в обозримой перспективе речь может идти лишь о дальнейшем количественном сокращении. Обсуждение качественных характеристик вооружений в переговорном процессе — предложение давнее, но в текущих условиях граничит с фантастикой», — говорит он.

Бывший министр обороны США Уильям Перри сказал РБК, что в следующем договоре об СНВ следует ввести ограничения для всех типов ядерных оружий — не только стратегических, но и тактических: «Когда люди говорят о том, что такое ядерный арсенал сегодня, — они имеют в виду около 5000 боеголовок на вооружении, что уже и так довольно плохо. Но у нас в США есть еще пара тысяч ядерных снарядов на складах, которые так же могут быть использованы. И такие снаряды есть не только в США, но и в России, так называемое тактическое ядерное оружие».

Расширение же числа участвующих в сокращении ядерных арсеналов сторон, по мнению Бужинского, маловероятно, поскольку другие ядерные державы — Великобритания, Франция, КНР — логичным образом потребуют от Москвы и Вашингтона сначала сократить число боеголовок до их уровня, прежде чем вступать в какие-либо соглашения.

Новое соглашение, по словам Арбатова, должно учесть темы, которые составители СНВ-3 обошли стороной. В первую очередь это системы ПРО и развитие высокоточных систем неядерного оснащения большой дальности. «Трех лет для подготовки нового соглашения на базе уже имеющегося дипломатам вполне хватит: СНВ-3 был согласован за год, договор СНВ-1 был подписан в 1991 году после трех лет работы практически с нуля», — резюмирует Арбатов.