Красота

Самые лучшие боевые самолеты мира рейтинг. SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое. Многоцелевой истребитель - Eurofighter Typhoon

Все эти самолеты, упомянутые здесь, невероятно мощные и разрушительные, однако ни один из них еще не видел бой друг против друга во время военных операций. Наш анализ основан на характеристиках самолётов, доступных данных и техническом сравнении. Экспериментальное обучение самолета также важно, поскольку она влияет на пассивные военные возможности истрибителя. Данная статья рассматривает только боевые военные самолеты.

Итак, лучшие самолеты-истребители:

Номер 1 Lockheed Martin / Boeing F-22 Raptor (США)

Воздушный боинг класса Raptor F-22 почти невидим для радаров. Этот самолет оснащён хорошим вооружением на борту. Это - самый современный и самый дорогой производственный истребитель на данный момент. Введён в эксплуатацию 15 декабря 2005 года. Всего произведено 195 единиц. Стоимость самолёта составляет около 146 миллионов долларов.

F-22 Raptor находится под управлением двух отказочустойчивых ЭВМ, которые называются CIP - Common Integrated Processor. Двигатели истребителя позволяют самолету проходить очень большие расстояния. Конструкция фюзеляжа самолета в значительной мере изготовлена из композиционных материалов (графито-эпоксидные, графитотермопластичные материалы и материалы типа углерод-углерод).

F-22 впервые проявил себя как боевой самолёт в 2014 году, когда ВВС Соединённых Штатов Америки атаковали исламистов в Сирии (город Ракка). К февралю 2015 года было выполнено более 100 спец. заданий в небе Сирии.

Максимальная скорость составляет около 2410 км/ч.

Этот современный самолет никогда не предлагался для экспортных клиентов, даже других союзников и стран-членов НАТО. В настоящее время это - лучший когда-либо построенный самолет-истребитель.

Номер 2 Lockheed Martin F-35 (USA)

F-35, также известный как Молния II, является новым бомбардировщиком, разработанным американской компанией Локхид-Мартин. По данным на декабрь 2015 года всего произведено 174 единицы. Стоимость - около ста миллионов долларов (в зависимости от модели).

F-35 был произведен в соответствии с Совместной программой "Борца Заставы", которая была предназначена, чтобы заменить существующие типы самолетов общим видом. В ближайшем будущем F-35 заменит в обслуживании американских ВВС самолёты AV-8B, A-10, F-16 и F/A-18. Также он будет экспортироваться и в другие страны.

У F-35 есть модель, подобная дизайном самолёту F-22 Lockheed Martin, однако она немного меньше и имеет один двигатель. Для пилотов, которые будут летать на F-35 Lightning II, будут делать особый шлем, с помощью которого можно будет «видеть через кабину». Вместо того чтобы подавать изображение на приборную панель, его будут подавать прямо на визоры пилота, снабжая его всевозможными подсказками.

Этот малозаметный бомбардировщик без включения форсажной камеры может набирать скорость до 1700 км/ч. F-35 Lockheed Martin совместим с последними ракетами класса воздух-земля и класса воздух-воздух.

Этот самолет предложен в трех главных вариантах, включая обычный взлет F-35A и приземляющийся самолет, F-35B короткий взлет и вертикальный самолет приземления и основанный на перевозчике самолет F-35C.

Номер 3 Boeing F/A-18E/F Super Hornet (США)

В настоящее время Супер Hornet - один из самых способных палубных истребителей ВМС США. По данным на апрель 2011 года произведено 500 единиц. Супер Hornet также используется Австралией как главный самолет-истребитель.

Боевой радиус F/A-18E/F составляет около 726 км. Супер Hornet оснащен новыми двигателями. Он имеет дополнительный hardpoints и может перевозить больше ракет. Супер Hornet также улучшил авиационную радиоэлектронику. Некоторые меры были приняты, чтобы уменьшить радарное поперечное сечение этого самолета.

В мире хватает любителей составлять рейтинги всего самого-самого. Обычно это ТОП-5 или ТОП-10. Военная техника тоже пользуется популярностью в этих рейтингах. Конечно, сложно говорить об их объективности. Ведь все эти танки, самолёты и корабли чаще всего никогда не встречались в боевых условиях, а потому сравнение их ведётся по ТТХ, взятым из открытых источников. Кроме того, накладываются патриотические чувства, из-за которых составители рейтингов отдают предпочтение родным машинам. Тем не менее, бывает интересно посмотреть на эти ТОПы.

Сегодня у нас британская версия пятёрки лучших истребителей мира. Сравнение велось по следующим параметрам: скорость и маневренность, уровень малозаметности, установленная на борту система вооружений, стоимость производства и обслуживания. Полетели!

5. F/A-18E/F Super Hornet - американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик

Автор рейтинга утверждают, что этот американский истребитель многими аналитиками игнорируется, а зря. «Супер Хорнеты» несут службу в военно-морских силах США и Австралии. У США их около пятисот, а у Австралии - 24 штуки. «Супер Хорнет» обладает отличной крейсерской скоростью и управляемым вектором тяги, но он не столь манёвренный, как Су-35 и F-22. После планируемых модернизаций можно ожидать, что этот самолёт останется в строю до 2040-х или даже до 2050-х. Военно-морские силы США очень любят этот самолёт и постоянно подвергают модернизации, не желая менять на что-то другое.

  • Максимальная скорость - 1900 км/ч на высоте 12190 метров;
  • Дальность полёта - 2346 км;
  • Боевой радиус - 722 км;
  • Практический потолок - 15 км.

4. Lockheed Martin F-35 Lightning II - американский малозаметный истребитель-бомбардировщик пятого поколения.


wikipedia

На четвёртом месте снова изделие американского авиапрома. Истребитель пятого поколения с технологией «Стелс» начал весьма неудачно. Постоянно появлялись новости о технических неполадках, из-за которых приходилось отменять его поставки и переносить сроки начала массового производства. Стоимость проекта давно превысила запланированную величину. Тем не менее, F-35 с трудом, но пробивает себе дорогу.

F-35 выпускается в трёх вариантах: истребитель наземного базирования для ВВС США, истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой для морской пехоты США и ВМС Великобритании и палубный истребитель для ВМС США.

  • Максимальная скорость - 1950 км/ч;
  • Боевой радиус - 1150 км;
  • Максимальная дальность полёта без.

3. Су-35 - российский многоцелевой сверхманевренный истребитель с двигателями управляемого вектора тяги


wikipedia

Наш самолёт Су-35 даже британец поставил выше хвалёного F-35. Су-35 является результатом глубочайшей модернизации Су-27. Этот самолёт может нести рекордные восемь тонн полезной нагрузки в виде вооружения и боеприпасов. По манёвренности Су-35 не уступает F-22, но способен совершать уникальные фигуры высшего пилотажа, которые не может выполнить ни одна другая машина. Около 60 этих самолётов уже находятся на вооружении. Планируется выпустить ещё 70 штук.

  • Максимальная скорость - 2390 км/ч;
  • Боевой радиус - 3600 км;
  • Практический потолок - 18 км.

2. Eurofighter Typhoon - европейский многоцелевой истребитель четвертого поколения


wikipedia

Ну, вот мы и видим пример субъективности. Поскольку в разработке европейского истребителя принимала участие Великобритания, автор рейтинга поставил «Еврофайтер» выше Су-35. Хотя по виду «Еврофайтер» выглядит вполне заурядно, внутри он напичкан самыми чувствительными датчиками и инновационными технологиями. Изначально этот самолёт задумывался как чистый истребитель, но модернизации значительно расширили его возможности. В последней модификации, названной Tranche, значительно расширены возможности поражения наземных целей, т.е. самолёт способен выполнять функции штурмовика.

  • Максимальная скорость - 2495 км/ч;
  • Боевой радиус - 1390 км;

1. Lockheed Martin F-22 Raptor - американский многоцелевой истребитель пятого поколения


wikipedia

На первое место британцы поставили, как ни странно, американский «Раптор», с которым было так много проблем, что он был снят с производства. Кроме того, это самый дорогой истребитель: в 2006 году он стоил столько же, сколько равное ему по весу золото. Из-за наличия на борту новейших разработок Конгресс США запретил экспорт F-22. Особенностью этого самолёта являются чувствительные радары дальнего радиуса действия, что позволяет «Раптору» поражать цели, не входя в прямой контакт с противником.

В принципе этот самолёт может быть не только истребителем, но и штурмовиком, но тогда он теряет преимущество «невидимости». Фактически ему не нужна эта функция, которая только увеличивает стоимость производства. «Раптор» обладает отличной манёвренностью, только толку от этого немного, поскольку пилотам прямо запрещено совершать некоторые манёвры во избежание потери сознания. Поэтому к полётам на F-22 допускаются только самые опытные пилоты. Всего на вооружении ВВС США находится 187 этих машин.

  • Максимальная скорость - 2410 км/ч;
  • Боевой радиус - 759 км;
  • Практический потолок - 19.8 км.

Будем помнить, что все эти рейтинги довольно субъективны. Как можно, например, ставить на первое место снятый с производства самолёт, который ничем себя не проявил? Или почему европейский самолёт, который успел устареть к моменту своего появления, поставлен выше Су-35? Вопросы, как говорится, риторические. Мы же порадуемся, что наши конструкторы способны создать машину, которая не только не уступает иностранцам, но и превосходит их по многим параметрам.

«Горячая десятка» лучших истребителей мира, в которую вошли американские самолеты F-16 Fighting Falcon, F-35 Lightning II и F-22 Raptor, российские МиГ-35, Су-30 МК, Су-35, ПАК-ФА, европейские Eurofighter Typhoon, JAS 39 Gripen и Dassault Rafale определялась по следующим параметрам: скорость и маневренность, уровень малозаметности, установленная на борту система вооружений, стоимость производства и обслуживания.

10. F-16 Fighting Falcon («Атакующий сокол») — американский многофункциональный легкий истребитель четвертого поколения. Разработан в 1974 году компанией General Dynamics. Передан в эксплуатацию в 1979 году. F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвертого поколения (на июнь 2014 года построено свыше 4 540 самолетов).

9. Saab JAS 39 Gripen — шведский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный компаний Saab Avionics. С 1997 года состоит на вооружении ВВС Швеции. Эксплуатируется в ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР и Таиланда. Самолет выполнен по аэродинамической схеме «Утка» со среднерасположенным треугольным крылом. Планер самолета создан с учетом снижения радиолокационной заметности: 30% корпуса изготовлено из композитов, 2 S-образных воздухозаборника.

8. МиГ-35 — российский многофункциональный истребитель поколения 4++, разработанный РСК «МиГ». МиГ-35 создан для поражения наземных, воздушных и надводных целей ночью и днем в сложных, а также простых метеоусловиях при пассивном и активном радиоэлектронном противодействии противника.

7. F-35 Lightning II («Молния») — американский малозаметный истребитель-бомбардировщик пятого поколения, разработанный американской фирмой Lockheed Martin трех вариантах: наземный истребитель, истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, и палубный истребитель.

6. Eurofighter Typhoon («Тайфун») — европейский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный фирмой Eurofighter GmbH, Самолет поставлен на вооружение ВВС: Германии, Италии, Испании, Великобритании, Австрии и Саудовской Аравии.

5. Dassault Rafale («Шквал») — французский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный французской компанией «Dassault Aviation». Состоит на вооружении ВМС и ВВС Франции.

4. Су-30 МК — российский многоцелевой истребитель поколения 4+, разработанный в «ОКБ Сухого». Истребитель предназначен для завоевания господства в воздухе, уничтожения воздушных целей днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, а также при применении активных и пассивных помех и контроля воздушного пространства.

3. Су-35 — российский многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++ с двигателями управляемого вектора тяги, разработанный в «ОКБ Сухого». Эксперты считают Су-35 «очень опасным» для любого самолета НАТО за исключением стелс-истребителя F-22. Опасность Су-35 связана с возможностью нести большой боезапас ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманевренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.

2. F-22 Raptor («Хищник») — американский многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics. F-22 является первым стоящим на вооружении истребителем пятого поколения. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. В истребитель заложены новейшие разработки в области авионики, электроники и малозаметноти.

1. Су ПАК-ФА Т-50 — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный подразделением Объединенной авиастроительной корпорации — «ОКБ Сухого». В истребитель заложены высочайшие характеристики: высокая скорость, мощный двигатель, сверхманевренность, малозаметность и очень опасное вооружение.

Люди давно покорили воздух. Сейчас военная сила государств меряется не только оружием, но и запасом истребителей. Быстрые самолеты гражданской авиации за считаные часы могут переместить вас на другой конец Земли. Некоторые могут даже позволить купить себе такой транспорт и бороздить небо. Во все времена авиация привлекала самых разных людей. Некоторые любят летать, а другие – создавать все более совершенные машины для этого.

Неудивительно, что существуют всевозможные рейтинги. Ведь различные транспортные суда отличаются друг от друга, некоторые даже в столь развитый век вызывают восхищение и уважение. Лучшие самолеты мира могут классифицироваться по разным параметрам. Но общий знаменатель тут все-таки существует, то есть, они уникальны в своей отрасли.

Для самолета не так важен салон, как его скорость. Ведь внутри можно сделать любые диваны и окна, гораздо серьезнее стоит вопрос того, как это все поднять в воздух. Чем больше самолет – тем мощнее он должен быть, а значит, и медленнее передвигаться. Но не всегда. Можно привести такой рейтинг самых быстрых самолетов:

  1. X-43A. Пожалуй, это самый лучший самолет в мире, если главная характеристика – скорость. Минус лишь в том, что модель до сих пор экспериментальна, хоть и является сверхзвуковой. Этот агрегат достигает 11 тысяч км в час.
  2. X-15. А это уже самый лучший военный самолет в мире, на который в свое время впервые установили ракетные двигатели. Комментарии излишни – 7 тысяч километров в час.
  3. Black Bird. Самолет американских военных. Достигает 3500 км/час, может уворачиваться от ракет, считается очень маневренным.
  4. XB-70. В США его еще называют Валькирия. Это настоящая гордость страны, ее символ. Несмотря на то что скорость тут меньше чем у предыдущих моделей (3100 км/час), этот бомбардировщик маневренный, удобный и выглядит просто шикарно.
  5. МИГ-25. Советские самолеты не уступают западным, и по скорости тоже. Этот агрегат по праву считается шедевром инженерной мысли. По классификации – истребитель-перехватчик. Развивает скорость около 3000 км/час.
  6. МИГ-31 развивает немного меньшую скорость, но у него поразительная дальность полета. Также он не боится сложных погодных условий.
  7. ТУ-144. Нельзя игнорировать и гражданскую авиацию. Ведь этот самолет – сверхзвуковой, при этом отличается комфортом и большим количеством посадочных мест. Скорость – до 2500 км/час.
  8. Конкодор. Самолет гражданской авиации, который благодаря своей конструкции (напоминает вытянутую стрелу) развивает сверхзвуковую скорость. За все время было выпущено всего 6 экземпляров.

Конечно, есть еще много быстрых самолетов в гражданской авиации, но мало какие из них развивают сверхзвуковую скорость.

Прекрасные самолеты гражданской авиации

Среди самолетов, на которых люди летают каждый день, есть и свои знаменитости. Некоторых из них отличаются габаритами, другие – характеристиками, третьи – удобством. Можно привести такой список:

  • «Руслан». Этот тяжелый и вместительный самолет предназначен для дальних перелетов;
  • АН-22 – самый большой в мире турбиновинтовой самолет;
  • Airbus A340 самый длинный в мире самолет с четырьмя моторами;
  • Ан-225 ­– самый большой агрегат в мире, он поднимает в воздух массу в 640 тонн.

Про последний пункт можно сказать и то, что он неактивен, имеет 4 мотора и самый большой в мире размах крыла.

Самые крутые самолеты в мире

Звание крутых агрегатов берут на себя наиболее дорогие, роскошные и комфортабельные модели. Во все времена их используют президенты, звезды, политики. Такие транспортные средства стоят непомерно дорого, а порой стоимость исчисляется миллионами долларов. Можно привести следующий список:

  • Falcon 900 Ex. Стоит такая модель примерно 35 миллионов, а летает на ней президент Ганы. Преимущество транспорта в том, что он оснащен скрытыми топливными баками и может лететь на расстояния около 8000 километров. Мощные двигатели, продвинутая электроника, скорость около 1000 км/час;
  • ИЛ-96-300 – самолет президента РФ. Имеет четыре турбодвигателя, системы безопасности, различные радары и электронику. Все самое современное оборудование инженеры постарались установить на борту. Специальная модель существует в 1 экземпляре. Хоть на борту может быть больше 250 человек, обычно там летает только глава государства;
  • Airbus A319 принадлежит президенту Бразилии. На борту настоящий мини-дворец с шикарными креслами и развлечениями. При этом транспортное средство очень экономно расходует топливо, выбрасывает минимум отходов в воздух;
  • Самолет судного дня. Именно так называют специальный агрегат (всего их в мире 4) для президента США. Это, пожалуй, еще и самый таинственный самолет в мире, ведь про его характеристики и внутреннее убранство ничего не известно. Сейчас ясно лишь то, он может остаться цел во время теракта, ядерного взрыва или столкновения с астероидом.

Самолет судного дня

10

Многоцелевой истребитель Gripen создавался начиная с середины 1980-х годов для обороны своей страны - возникла потребность в истребителе нового поколения, созданном на качественно новом уровне, который мог бы одновременно быть перехватчиком, разведчиком и ударным самолетом. В концепции истребителя изначально закладывалась гибкость: новый истребитель должен был иметь возможность действовать с плохо подготовленных аэродромов и иметь укороченный взлёт, быть удобным и простым в обслуживании, обладать высоким временем наработки элементов на отказ и максимально оптимизирован для ведения боевых действий в условиях Швеции.

Самолёт выполнен по аэродинамической схеме «Утка» со среднерасположенным треугольным крылом. Планер самолёта создан с учётом снижения радиолокационной заметности: 30 % корпуса изготовлено из композитов, 2 S-образных воздухозаборника. Имеет один двухконтурный турбореактивный двигатель Volvo Aero RM-12, разработанный на базе General Electric F404.

9


В ходе воздушной кампании 1999 года F-16 был одним из основных ударных самолётов НАТО; в боевых действиях участвовали самолёты ВВС США, Бельгии, Дании, Нидерландов, Турции. Американские самолёты активно использовались для борьбы с югославскими радарами. За время кампании пилоты «Файтинг Фалконов» одержали две воздушные победы над истребителями МиГ-29, причём одна из них принадлежала лётчику Королевских ВВС Нидерландов. По официальным данным НАТО, потери составили один самолёт, который был сбит 2 мая зенитно-ракетным комплексом С-125; пилот катапультировался и был эвакуирован. Сербские и российские источники утверждают о более тяжёлых потерях (по одному из изданий - не менее 7 «достоверно сбитых» F-16.)

8


МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ПАО «РСК „МиГ“») в 1970-х годах. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 несколько лет имели статус спецназа (СпН) в составе ПВО.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1100 км.

7


Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» - американский всепогодный истребитель четвёртого поколения. Разработан в 1972 году. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Передан в эксплуатацию в 1976 году.

В конструкции планера самолёта используются титановые сплавы (26,7 %), алюминиевые сплавы (37 %), высокопрочные стали (5 %), композиционные материалы (не менее 5-7 %).

Топливо на F-15 размещено в шести топливных баках: четырёх фюзеляжных и двух крыльевых. Фюзеляжные баки мягкие, крыльевые, вырабатываемые в первую очередь, - кессонные. Самолёт имеет автономные системы питания двигателей с собственными расходными баками и системой кольцевания. Большая часть топливопроводов расположена в баках. Расходные баки защищены протектором от пуль калибра до 12,7 мм. Для обеспечения взрывобезопасности, все топливные баки заполнены пенополиуретановым поропластом.

Самолеты F-15 применялись на Ближнем Востоке, в Персидском заливе и Югославии. Истребитель F-15 Eagle останется в ВВС США до 2025 года.

6


Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27. Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-27М, не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка. Торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны.

Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги (УВТ). Данные двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, однако используют старую электронно-механическую систему управления.

Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 - 6000 лётных часов или 30 лет. Заявленный назначенный ресурс двигателей - 4000 часов.

5


Дассо «Рафаль» - французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный французской компанией «Dassault Aviation». Совершил первый полёт 4 июля 1986 года. Принят на вооружение ВМС и ВВС Франции в 2004 и 2006 году соответственно. В 2009 году Министерство обороны Франции заказало дополнительно 60 истребителей.

Выполнен по традиционной для истребителей фирмы Dassault Aviation аэродинамической схеме «бесхвостка» с дополнительным высокорасположенным передним горизонтальным оперением (т. н. канарды), среднерасположенным треугольным в плане крылом с корневыми наплывами и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.

На истребителе установлена ОПС, РЛС с ФАР/АФАР RBE/RBE2(с 2012 года). Оборудован системой предупреждения Thales SPECTRA, она включает: предупреждение о лазерном облучении, о радиолокационном облучении, систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG (с 2012 года), состоящей из 2 пассивных ИК-датчиков на киле. Система DDM-NG позволяет получать сферическую картинку в ИК-диапазоне. Каналы воздухозаборников выполнены S-образно и экранируют лопатки компрессора, обеспечивая тем самым снижение ЭПР самолёта.

4


Еврофайтер Тайфун - многоцелевой истребитель четвёртого поколения. «Тайфун» разрабатывался и производится фирмой Eurofighter GmbH, созданной в 1986 году консорциумом Alenia Aeronautica, BAE Systems и EADS. Исследования перспективного самолёта начались ещё в 1979 году.

В настоящее время ведётся серийное производство истребителя. Самолёт поставлен на вооружение ВВС: Германии, Италии, Испании, Великобритании, Австрии и Саудовской Аравии. Подписаны контракты на поставку в Оман и Кувейт.

3


Потенциальным покупателем «Супер Хорнетов» является Австралия, располагающая значительным парком истребителей «Хорнет» ранних серий. 3 мая 2007 года был заключён контракт на поставку в Австралию 24 F/A-18F Super Hornet стоимостью $2,9 млрд. Корпорация Boeing, поглотившая в 1997 году корпорацию McDonnell Douglas, настойчиво продвигает свою продукцию и на центральноевропейский рынок - в Польшу, Венгрию и Чехию.

Двигатель F414-GE400, построен на базе F404. Серийно производится с 1998 года, обладает функцией FADEC (электронно-цифровой системой управления двигателем). КНД длиннее на 13 см, что увеличило расход воздуха на 16%, форсажная камера короче на 10см, камера сгорания на 2,5 см, диски и лопатки КНД цельнолитые (блиск), лопатки и турбины обеих ступеней турбин так же представляют собой единое целое и изготавливаются наращиванием (блиск монокристаллический).

Двигатель двухконтурный, двухвальный, состоит из 3-ступенчатого компрессора низкого давления и 7-ступенчатого компрессора высокого давления, камеры сгорания (с керамическим напылением от F402), 1-ступенчатой турбины компрессора высокого давления и 1-ступенчатой турбины компрессора низкого давления, форсажной камеры (от YF120), сопло суживающееся - расширяющееся, регулируемое (от F404-GE-400). Коробка приводов расположена внизу двигателя. Степень сжатия возросла до 30.

Расчётный ресурс F/A-18E планировался на уровне 6000 часов и не более 100 посадок на палубу в год. Однако Strategy Page сообщает, что ресурс части крыла самолёта, как предполагается, составит не более 3000 часов. Несмотря на это, десятки F/A-18E уже налетали свыше 3000 часов. В рамках проводимой модернизации планируется увеличить ресурс до 10 000 часов.

2


Lockheed Martin F-35 - семейство перспективных малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, разработанное американской фирмой Lockheed Martin в трёх вариантах: вариант для нужд ВВС США (наземный истребитель - CTOL), для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании (истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой - STOVL), и для нужд ВМС США (палубный истребитель - CV).

На F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22. Обозначения серийных вариантов: F-35A (со стандартным взлётом и посадкой), F-35B (с коротким взлётом и вертикальной посадкой) и F-35C (взлёт с палубы авианосца при помощи катапульты, а посадка на палубу - с использованием аэрофинишера).

F-35 обладает широкой номенклатурой вооружения. Среди них ракеты класса воздух-воздух AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM и AIM-120 AMRAAM, а также крылатые ракеты Storm Shadow и AGM-158 JASSM. Входят в номенклатуру и корректируемые бомбы JDAM весом до 910 кг, кластерные бомбы CBU-103, −104 и −105 WCMD (Wind-Corrected Munitions Dispencer), управляемые авиационные бомбы AGM-154 Joint Standoff Weapon и противотанковые ракеты Brimstone.

В дополнение к базовым требованиям, Норвегия и Австралия финансируют работы по приспособлению к F-35 перспективной противокорабельной ракеты Naval Strike Missile (NSM), которая получит название Joint Strike Missile (JSM). По утверждению производителя, F-35 сможет запускать ракеты и корректируемые бомбы из внутренних отсеков на максимальных сверхзвуковых скоростях.

1


F-22 «Раптор» - многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle. F-22 является первым стоящим на вооружении истребителем пятого поколения. А также он является самым дорогим истребителем в мире.

F-22 оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) Pratt & Whitney F119-PW-100 с тягой 15876 кгс, и оснащенными управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги. Данные двигатели имеют бесфорсажную тягу около 10000 кгс и позволяют самолёту совершать полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, что является важным тактическим преимуществом.

Сопла двигателей имеют плоскую форму, снижающую заметность самолёта в инфракрасном диапазоне. В конструкции сопловых устройств применен радиопоглощающий материал на основе керамики, который снижает радиолокационную заметность самолёта.

F-22 вооружён 20-миллиметровой пушкой M61A2 Vulcan, 480 снарядов, ракетами класса воздух-воздух: шестью AIM-120C AMRAAM и двумя AIM-9M Sidewinder. А также корректируемыми бомбами JDAM.

F-22 совместим с управляемыми высокоточными авиабомбами GBU-39 и SDB-53/B, выполнялись тестовые сбросы, однако, на 2015 год планов по интеграции их с F-22 заявлено не было. Истребитель способен производить пуски ракет и сброс бомб из внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях.

23 сентября 2014 года в СМИ появилась информация о первом боевом применении F-22 ВВС США против исламистов в Сирии. Самолёт нанёс удары по городу Ракка и его пригороду. К февралю 2015 F-22 выполнили по крайней мере 112 боевых заданий в небе Сирии. К июню 2015 года F-22 включались в состав каждой группы ударных самолётов, бомбящих Сирию. Описан один 11-часовой вылет, в котором F-22 наглядно продемонстрировал свою многофункциональность, выполнив ударную задачу, разведав наземные силы противника, наведя на цели другие самолёты и сопроводив бомбардировщики.