Денежная удача

Оружие беспилотники. Современные боевые дроны и их возможности. Ракеты большие и маленькие

Еще 20 лет назад Россия была одним из мировых лидеров по разработке беспилотных летательных аппаратов. Только одних воздушных разведчиков Ту-143 в 80-е годы прошлого века было выпущено 950 штук. Был создан знаменитый многоразовый космический корабль «Буран», совершивший свой первый и единственный полет в полностью беспилотном режиме. Не вижу смысла и теперь как-то пасовать в разработке и применении дронов.

Предыстория российских дронов (Ту-141, Ту-143, Ту-243). В середине шестидесятых годов ОКБ Туполева приступило к созданию новых комплексов беспилотной разведки тактического и оперативного назначения. 30 августа 1968 года вышло постановление Совета Министров СССР N 670-241 на разработку нового беспилотного комплекса тактической разведки «Рейс» (ВР-3) и входящего в него беспилотного самолета-разведчика «143» (Ту-143). Срок предъявления комплекса на испытания в Постановлении оговаривался: для варианта с оборудованием фоторазведки - 1970 годом, для варианта с оборудованием для телевизионной разведки и для варианта с оборудованием для радиационной разведки - 1972 годом.

Разведывательный БПЛА Ту-143 серийно выпускался в двух вариантах комплектации носовой сменной части: в варианте фоторазведчика с регистрацией информации на борту, в варианте телевизионной разведки с передачей информации по радиоканалу на наземные командные пункты. Кроме того самолет-разведчик мог оборудоваться средствами радиационной разведки с передачей материалов о радиационной обстановке по маршруту полета на землю по радиоканалу. БПЛА Ту-143 представлен на выставке образцов авиационной техники на Центральном аэродроме в Москве и в Музее в Монино (там же можно увидеть и БПЛА Ту-141).

В рамках аэрокосмического салона в подмосковном Жуковском МАКС-2007 в закрытой части экспозиции авиастроительная корпорация «МиГ» показала свой ударный беспилотный комплекс «Скат» - летательный аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло» и внешне очень напоминающий американский бомбардировщик B-2 Spirit или его уменьшенный вариант – морской беспилотный летательный аппарат Х-47В.

«Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь средствам ПВО, в условиях сильного противодействия зенитных средств противника, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми летательными аппаратами действий.

Его максимальная взлетная масса должна составить 10 тонн. Дальность полета - 4 тыс. километров. Скорость полета у земли - не менее 800 км/ч. Он сможет нести две ракеты класса «воздух-поверхность» / «воздух-РЛС» или две корректируемые авиабомбы общей массой не более 1 тонны.

Летательный аппарат выполнен по схеме летающее крыло. Кроме того, в облике конструкции наглядно просматривались известные методики снижения радиолокационной заметности. Так, законцовки крыла параллельны его передней кромке и точно также выполнены обводы задней части аппарата. Над средней частью крыла «Скат» имел фюзеляж характерной формы, плавно сопряженный с несущими поверхностями. Вертикальное оперение не предусматривалось. Как видно из фотоматериалов макета «Ската», управление должно было осуществляться при помощи четырех элевонов, расположенных на консолях и на центроплане. При этом определенные вопросы сразу вызвала управляемость по рысканью: ввиду отсутствия руля направления и однодвигательной схемы БПЛА требовал как-то решить эту проблему. Имеется версия об одиночном отклонении внутренних элевонов для управления по рысканью.

Представленный на выставке МАКС-2007 макет имел следующие габариты: размах крыла в 11,5 метра, длина в 10,25 и стояночная высота в 2,7 м. Относительно массы «Ската» известно лишь то, что его максимальный взлетный вес должен был примерно равняться десяти тоннам. При таких параметрах «Скат» имел неплохие расчетные летные данные. При максимальной скорости до 800 км/ч он мог бы подниматься на высоту до 12 тысяч метров и преодолевать в полете до 4000 километров. Такие летные данные планировалось обеспечить при помощи двухконтурного турбореактивного двигателя РД-5000Б с тягой 5040 кгс. Этот ТРД был создан на базе двигателя РД-93, однако изначально комплектуется специальным плоским соплом, снижающим заметность летательного аппарата в инфракрасном диапазоне. Воздухозаборник двигателя размещался в носовой части фюзеляжа и представлял собой нерегулируемое заборное устройство.

Внутри фюзеляжа характерной формы «Скат» имел два грузоотсека размером 4,4х0,75х0,65 метра. При таких габаритах в грузоотсеках можно было подвешивать управляемые ракеты различных типов, а также корректируемые бомбы. Общая масса боевой нагрузки «Ската» должна была примерно равняться двум тоннам. Во время презентации на салоне МАКС-2007 рядом со «Скатом» находились ракеты Х-31 и корректируемые бомбы КАБ-500. Состав бортового оборудования, подразумевавшегося проектом, не оглашался. Исходя из информации о других проектах такого класса, можно сделать выводы о наличии комплекса навигационного и прицельного оборудования, а также неких возможностей автономных действий.

БПЛА «Дозор-600» (разработка конструкторов компании «Транзас»), также известный под названием «Дозор-3», значительно легче «Ската» или «Прорыва». Его максимальный взлетный вес не превышает 710-720 килограмм. При этом за счет классической аэродинамической компоновки с полноценным фюзеляжем и прямым крылом он имеет примерно такие же габариты, как у «Ската»: размах крыла в двенадцать метров и общую длину в семь. В носовой части «Дозора-600» предусмотрено место для целевой аппаратуры, а в средней устанавливается стабилизированная платформа для наблюдательного оборудования. В хвостовой части беспилотника размещается винтомоторная группа. Ее основа – поршневой двигатель Rotax 914, аналогичный устанавливаемым на израильский БПЛА IAI Heron и американский MQ-1B Predator.

115 лошадиных сил двигателя позволяют беспилотнику «Дозор-600» разгоняться до скорости порядка 210-215 км/ч или совершать длительные полеты с крейсерской скоростью в 120-150 км/ч. При использовании дополнительных топливных баков этот БПЛА способен находиться в воздухе до 24 часов. Таким образом, практическая дальность полета приближается к отметке 3700 километров.

Исходя из характеристик БПЛА «Дозор-600», можно сделать выводы о его предназначении. Сравнительно небольшой взлетный вес не позволяет ему перевозить какое-либо серьезное вооружение, что ограничивает спектр решаемых задач исключительно разведкой. Тем не менее, в ряде источников упоминается возможность установки на «Дозор-600» различного вооружения, общая масса которого не превышает 120-150 килограмм. Из-за этого номенклатура допустимых к применению вооружений ограничена только некоторыми типами управляемых ракет, в частности противотанковых. Примечательно, что при использовании противотанковых управляемых ракет «Дозор-600» в значительной мере становится похожим на американский MQ-1B Predator, как по техническим характеристикам, так и по составу вооружения.

Проект тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата. Разработка темы НИР «Охотник» по изучению возможности создания ударного БПЛА массой до 20 тонн в интересах ВВС России велась или ведется компанией «Сухой» (ОАО «ОКБ Сухого»). Впервые о планах Министерства обороны получить на вооружение ударный БПЛА заявлено на авиасалоне МАКС-2009 в августе 2009 г. Согласно заявлению Михаила Погосяна в августе 2009 г. проектирование нового ударного беспилотного комплекса должно было стать первой совместной работой соответствующих подразделений ОКБ Сухого и МиГ (проект «Скат»). СМИ сообщили о заключении контракта на выполнение НИР «Охотник» с компанией «Сухой» 12 июля 2011 г. В августе 2011 г. объединение соответствующих подразделений РСК МиГ и «Сухой» для разработки перспективного ударного БПЛА подтверждено в СМИ, но официальное соглашение между «МиГ» и «Сухой» подписано лишь 25 октября 2012 г.

Техническое задание на ударный БПЛА утверждено Министерством обороны России в первый числах апреля 2012 г. 6 июля 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что компания «Сухой» выбрана ВВС России в качестве головного разработчика. Так же неназванный источник в отрасли сообщает, что ударный БПЛА разработки компании «Сухой» одновременно будет истребителем шестого поколения. По состоянию на середину 2012 г. предполагается, что первый образец ударного БПЛА приступит к испытаниям не ранее 2016 г. Поступление на вооружение ожидается к 2020 г. В 2012 г. в ОАО ВНИИРА проведен отбор патентных материалов по теме ОКР «Охотник», а в перспективе планировалось создание систем навигации захода на посадку и руление тяжелых БПЛА по заданию ОАО Компании «Сухого» (источник).

СМИ сообщают, что первый образец тяжелого ударного БПЛА КБ им.Сухого будет готов в 2018 г.

Боевое применение (а то скажут выставочные экземпляры, советское старьё)

«Впервые в мире, ВС России провели атаку укрепрайона боевиков боевыми дронами. В провинции Латакия, армейские подразделения сирийской армии, при поддержке десантников России и русских боевых дронов, взяли стратегическую высоту 754,5, башню «Сириатель».

Совсем недавно начальник Генштаба ВС РФ генерал Герасимов заявил, что Россия стремится полностью роботизировать сражение, и, возможно, в скором времени мы станем свидетелями того, как роботизированные группы самостоятельно ведут военные действия, и вот это — произошло.

В России в 2013 году принята на вооружение ВДВ новейшая автоматизированная система управления «Андромеда-Д», с помощью которой можно осуществлять оперативное управление смешанной группировкой войск.
Использование новейшего высокотехнологичного оборудования позволяет командованию обеспечить непрерывное управление войсками, выполняющими учебно-боевые задачи на незнакомых полигонах, а командованию ВДВ осуществлять контроль за их действиями, находясь на удалении более 5 тыс. километров от мест дислокации, получая из района учения не только графическую картинку перемещающихся подразделений, но и видеоизображение их действий в режиме реального времени.

Комплекс в зависимости от задач может быть смонтирован на шасси двухосного «КамАЗа», БТР-Д, БМД-2 или БМД-4. Кроме того, учитывая специфику ВДВ, «Андромеда-Д» приспособлена для погрузки в самолет, перелета и десантирования.
Вот эта система, а также боевые дроны были переброшены в Сирию и испытаны в боевых условиях.
В атаке на высоту участвовали шесть роботизированных комплексов «Платформа-М» и четыре комплекса «Арго», атаку дронов поддерживали недавно переброшенные в Сирию самоходные артиллерийские установки (САУ) «Акация», которые могут уничтожать позиции противника навесным огнем.

С воздуха, за полем боя вели разведку беспилотники, передавая информацию в развернутый полевой центр «Андромеда-Д», а также в Москву в Национальный центр управления обороной командного пункта Генерального штаба России.

Боевые роботы, САУ, беспилотники были завязаны на автоматизированную систему управления «Андромеда-Д». Командующий атакой на высоту, в режиме реального времени, руководил боем, операторы боевых дронов, находясь в Москве, вели атаку, каждый видел как свой участок боя, так и всю картину в целом.

Первыми пошли в атаку дроны, приблизившись на 100-120 метров к укреплениям боевиков, они вызвали огонь на себя, а по обнаруженным огневым точкам тут же наносили удары САУ.

За дронами, на расстоянии 150-200 метром наступала сирийская пехота, зачищая высоту.

У боевиков не было не малейшего шанса, все их перемещения контролировали беспилотники, по обнаруженным боевикам наносились артиллерийские удары, буквально через 20 минут после начала атаки боевых дронов, боевики в ужасе бежали, бросая убитых и раненых. На склонах высоты 754,5, насчитали почти 70 убитых боевиков, у сирийских солдат погибших нет, только 4 раненых.»

Основные доходы на рынке потребительских БЛА в США обеспечивают БЛА стоимостью выше $300: за 12 месяцев с апреля 2016 года по март 2017 года они обеспечили 84% суммарной стоимости или 40% в штучном выражении. Наивысший спрос в премиальном сегменте отмечен на аппараты с ценой от $1000, на втором месте - БЛА с ценой от $300 до $500. Спрос на БЛА с автопилотом в 5 раз выше, чем на классические коптеры. Особенно активно покупали БЛА с функцией "следуй за мной" - в 19 раз чаще, чем аппараты без этой функции. 2017.04.17 .

США обладает крупнейшим в мире флотом военных БЛА и наибольшим опытом их использования на различных театрах военных действий. В нем более, чем 11 тысяч единиц, способных выполнять самые разные боевые задачи. В ближайшие годы эта ситуация вряд ли изменится.

3D Robotics Iris+, 3D Robotics, США

квадрокоптер, ~$600, 15-20 минут полета

3D Robotics Solo, 3D Robotics, США

квадрокоптер, ~$1000, ~20 минут полета

, США

2016.03 Беспилотный орнитоптер, разработанный в США, в Иллинойсском университете. Авторы: A. Ramezani. X. Shi, S.-J. Chung, S. Hutchinson.

Easy Drone XL PRO, Easy Aerial, США

хобби-квадрокоптер, до 45 минут в полете с нагрузкой 1.3-1.8 кг

Eclipse, Robota, США

EQ-4, Northrop Grumman, США

Версия RQ-4 Global Hawk, оборудованная системой BACN (Battlefield Airborn Communications Node). В 2017 году у ВВС США три таких дрона, приданные 38-й Air Expeditionary Wing, базирующейся на авиабазе Al Dhafra в ОАЭ.

, США

Военный беспилотник для разведки, наблюдения, рекогносцировки и РЭБ. Может оставаться в полете свыше 15 часов. Предназначен для оказания стратегической поддержки наземным тактическим группам. Не нуждается в ВВП, стартует с катапульты, приземление - в сеть. В 2017 году получил новый двигатель.

LightingStrike, Aurora Flight Sciences

Ударный беспилотник с вертикальным взлетом, разрабатываемый в рамках программы DARPA VTOL X-plane. Планируется газотурбинный двигатель мощностью 3 МВт (4 тыс. л.с.), 24 канальных вентилятора - по 9 в каждом поворотном крыле и по 3 в поворотных носовых кэнардах. 4.5 тонны. Планируемые скорости - 740 км/ч, полезная нагрузка - около 1.8 тонн. Ожидаемое время постройки - 2018 год.

, США

Название проекта LOCUST ВМС США расшифровывается, как LOw-Cost Unmanned aerial vehickle Swarming Technology, т.е. технология роя недорогих беспилотников.
Пусковая установка проекта LOCUST, разработанного в офисе военно-морских исследований США, способна за несколько секунд запустить в воздух целую группу беспилотников самолетного типа. Дроны предназначены для решения задач целеуказания, а также они могут затруднять работу систем ПВО врага. Основное преимущество такого подхода - противнику сложнее работать с большим числом небольших целей, выполняющих задачу, например, корректирования огня. Часть беспилотников группы по-замыслу может быть переоборудована для использования в качестве барражирующего боеприпаса. Видимо, американцам понравился опыт израильтян с их HARPY, которую хотели бы закупить немало стран. Новости о Locust - по ссылке.

, General Atomics, США

MALE UAS, средневысотный телеуправляемый БЛА, самолетного типа, первоначально разведывательный (RQ-1), позднее был модифицирован до многоцелевого (MQ-1).

, General Atomics, США

Многоцелевой телеуправляемый БЛА самолетного типа. Стоимость - порядка $21 млн за единицу. Может нести на себе ракеты воздух-земля.

, Northrop Grumman, США

Многоцелевой BAMS UAS, самолетного типа. Для разведывательных целей. Способен оставаться в воздухе более 24 часов. Создан по заказу ВМФ США, как дальнейшее развитие BAMS UAS RQ-4 Global Hawk . Первый полет - 22 мая 2013 года. Планируется выпуск 68 штук. Стоимость порядка $182 млн (считая расходы на разработку).

MQ-5B Hunter, IAI Malat Division, США/Израиль

многоцелевой телеуправляемый БЛА, средневысотный, самолетного типа, с длительным временем полета.

От разведывательного RQ-5B отличается наличием авиабомб GBU-44/B Viper Strike.

Разработан в 1989 году Israeli Aircraft Industries совместно с американской компанией TRW (Northorp Grumman Corp.) на базе израильского БЛА Impact.

Первый полет - 1991

Первый контракт на производство для армии США - 1993 год. Также закупался Францией, Бельгией, Индией.

2014.03 Согласно публикациям российской прессы был посажен на территории Крыма после перехвата управления с использованием российского комплекса РЭБ Автобаза. / tvzvezda.ru . Информация скорее всего не достоверна, в частности Ростех опровергает факт использования комплекса Автобаза в Крыму. / Rostec.ru Отрицают это и другие источники, в частности, со ссылкой на пресс-секретаря Пентагона / bbc.com

, США

2015.06.20 UAV вертолетного типа. На вооружении Армии США. 7.32 м длиной, грузоподьемность - 272 кг. Не менее 30 единиц.

MQ-8C Fire Scout, США

2015.07.20 Военно-морской беспилотный телеуправляемый вертолет. Может работать на удалении до 115 миль. Первый полет 31.10.2013 . Оборудован радаром, сенсорами для перехвата связи и системой APKWS (высокоточного огня), что означает ракеты с лазерным наведением. Видео . 2015.07.20 Drone of the Day: Fire Scout

2015.06.20 UAV вертолетного типа. Планируется использование MQ-8C в ВМС США, начиная с 2018 года. После двух лет тестирования модели MQ-8B начались испытания новой модификации MQ-8C. 9.45 метра длиной. Отличается большим временем в полете, большим радиусом действия и более высокой грузоподьемностью - более 317 кг. Новый радар с фазированной антенной решеткой на борту с дальностью действия более 148 км. Планируется использовать в качестве разведывательного дрона. ВМФ США уже заказало 17 MQ-8C и планирует приобрести до 40 таких дронов.

, General Atomics, США

самолетного типа, многоцелевой, повышенной дальности действия

, производитель не выбран, США

самолетного типа, многоцелевой. В 2017 году появилась информация о том, что он будет беспилотным дозаправщиком для других аппаратов.

Outrider, Lockheed Martin, США

складной БЛА, запускаемый из транспортно-пускового контейнера нажатием кнопки. Аппарат представлен в 2017 году и предназначен для военного и гражданского применения.
2017.09.19 .

, CyPhy, США

гексакоптерная платформа, получающая электропитание с земли - для видеонаблюдения и ретрансляции радиосигналов, высота подъема - 150 метров.

, MIT / Strategic Capabilities Office, США

военный микродрон самолетного типа роевого применения, распечатанный на 3D-принтере. Разрабатывается с 2011 года для проверки концепта роевых БЛА, запускаемых из диспенсеров обитаемого самолета, прежде всего, для создания помех в работе систем самонаведения ракет и систем ПВО противника. Испытания прошли в 2016 году.

Quantix, AeroVironment, США

Тейлситтер гражданского назначения, 2.26 кг, 1 м - размах крыльев, скорость до 72,4 км/ч, 45 минут полета, две камеры 18 мпикс.

, Northrop Grumman, США

BAMS UAS, беспилотный самолет-разведчик. Разработан в Ryan Aeronautical, которая позднее вошла в Northrop Grumman. Оснащен радаром с синтезируемой диаграммой направленности, а также дальнодействующими электрооптическими и ИК сенсорами. Может производить наблюдение за территорией до 100 тыс. кв.км за день. Первый полет в 1998 году.

В 2015 году используется в ВВС США, ВМФ США и NASA, как HALE БЛА. Стоимость колеблется от $61 млн в 2001 году до $223 млн в 2013 году. Построено порядка 43 таких дронов.

По состоянию на 2015.03, использование БЛА Global Hawk по совокупности расходов обходится дороже, нежели разведывательного самолета U-2S с пилотом на борту.

Более не производится, т.к. его сменил MQ-4C Triton.

RQ-7 Shadow, AAI Corp., США

Разведывательный БЛА. Стоит на вооружении Армии США, а также ряда других стран, включая Австралию и Швецию. Построено боле 500 экземпляров. Порядка $0.75 млн за аппарат, порядка $15.5 млн за систему. На вооружении с 2002 года. Есть модификации 200, 400, 600. Вики .

, Aerovironment, США

Телеуправляемый тактический мини-беспилотник.

RQ-21A Blackjack, Insitu, США

Малая тактическая беспилотная система. Вики . Используется, в частности, морпехами США.

RQ-170 Sentinel, Lockheed Martin, США

многоцелевой телеуправляемый необитаемый летательный аппарат типа "летающее крыло" по "стелс" технологии. Используется ВВС США и ЦРУ с 2007 года. Размах крыльев - 20 метров, длина - 4.5 м.

Использование его армией США рассекречено с 2009 года.

Использовался при ликвидации Усамы бен Ладена. Один экземпляр захвачен Ираном. Характеристики секретны. Стоит $6 млн.

Используются например, 30-й разведывательной эскадрильей ВВС США в количестве 20 шт на 2016 года.

Sandoval Silver State Seeder, Drone America, США

Самолетного типа, 3.6 метра - размах крыльев, вес - до 25 кг, может функционировать при неблагоприятных погодных условиях

, General Atomics, США

Ударный беспилотник, отличающийся от предшественников тем, что может быть сертифицированы для использования в едином воздушном пространстве. Как ожидается, первый такой БЛА будет передан заказчику в 2018 году. Ранее носил название Certifiable Predator B. Создается на базе MQ-9 Reaper. Первый полет - в ноябре 2016 года.

Spy"Ranger, Thales Group, США

Переносной разведывательный БЛА Spy"Ranger для вооруженных сил других стран, прежде всего, стран Азиатско-тихоокеанского региона.

, Lockheed Martin, США

Многоцелевой телеуправляемый гиперзвуковой летающий беспилотник самолетного типа. В разработке на 2017 год. Как ожидается, сможет разгоняться до скоростей выше 7 тыс. км/ч (6 Махов) и подниматься на высоты до 24 км. Для испытаний отдельных решений, предназначенных для SR-72, разрабатывается опционально-пилотируемый образец (FRV) с одним двигателем. Размер аппарата сопоставим с габаритами F-22.

, США

Барражирующий боеприпас. Предназначен для поражения личного состава и легкобронированной техники противника.

, Vanilla Aircraft, США

Экспериментальный беспилотный летающий аппарат с двигателем внутреннего сгорания, предназначенный для длительных полетов. Цели - разведка, наблюдение, ретрансляция сигналов. Аппарат должен сократить ценовой разрыв между дорогостоящими высотными БЛА и бюджетными коммерческими дронами.
Расчетное время полета - до 10 дней с полезной нагрузкой до 13,6 кг на высоте порядка 4.6 км.

Практически каждый называет военный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) дроном, но это заблуждение, которое оскорбляет их пилотов (да, у них есть пилоты). Слово «дрон» часто ассоциируется с тихим жужжанием, потому-то и самцов пчел называют дронами. Но использование слова «дрон» для описания сложной системы, развертываемой на современном поле сражения, нелепо и оскорбительно для их операторов.

«Дрон» подразумевает отсутствия участия со стороны эксперта-оператора, поэтому этот термин не особо широко используется военными. За пределами же военного дела, слово «дрон» чаще ассоциируют с квадрокоптерами, небольшими летательными аппаратами с дистанционным управлением, которых энтузиасты используют для проведения различных мероприятий, включая гонки на квадрокоптерах, аэрофотосъемку и просто развлечения.

Они новинка для военных


БПЛА не новы для военного вооружения, но вас может удивить, что впервые их использовали еще в 19 веке! Австрийские войска, атакующие Италию в 1849 году, подошли к Венеции, вооружившись 200 воздушных шаров. Эти шары были оснащены бомбами с установленными синхронизированными предохранителями. Их успех не был полноценным, поскольку многие шары сдуло ветром назад к австрийской линии фронта, но некоторые все же достигли своих целей. Это первый пример использования беспилотного летательного аппарата в военных действиях.

С тех пор дистанционно управляемые аппараты разрабатываются и используются во многих вооруженных силах разных стран. Пока GPS не стала широко распространенной технологией, позволяющей управлять аппаратами со спутника в любой точке мира, ими управляли с помощью радиоканала.

Ими управляет совсем немного людей


Один из самых больших минусов пилотируемых летательных аппаратов - это общее число людей, необходимых для управления ими. Нужны пилоты, вторые пилоты, экипаж на борту и другие, в зависимости от типа транспорта. Кроме того, нужны люди, которые заправляют транспортное средство, передвигают его, обслуживают и ремонтируют и даже хранят его, когда им никто не пользуется.

По сути, не особо отличаются. Более того, иногда они требуют еще большего количества людей для управления, чем большинство пилотируемых аппаратов. В дополнение к людям, которые обслуживают и управляют аппаратом, есть операторы каждого датчика и камеры на борту. Для сравнения: для управления F-16 нужно около 100 людей, Predator - 168, а Reaper - 180. Но это американские системы БПЛА.

Они редко разбиваются и требует минимальной поддержки


Эксплуатация любого военного аппарата - дорогое удовольствие, и в этом плане БПЛА мало чем отличаются. При этом у БПЛА есть серьезная проблема: они часто разбиваются. Разумеется, лучше потерять беспилотный аппарат, чем пилотируемый, потому что в первом случае не требуется искать и спасать пилотов. Впрочем, военные не очень любят, когда их технологии попадают в лапы противника, поэтому разбившиеся БПЛА тоже часто требуют миссии по извлечению обломков или окончательному уничтожению упавшего аппарата.

С 2004 года число аварий БПЛА постоянно растет, возможно, в связи с увеличением эксплуатационных часов и общей усталостью систем, которые активно использовались в Афганистане и Ираке. В 2004 году было всего девять аварий, а в 2012 году - уже двадцать шесть. Многие аварии являются результатом враждебных действий, направленных на уничтожение аппарата, и еще больше падают с небес по неизвестным или неустановленным причинам.

Если нарушить их коммуникацию, они упадут


Большинство БПЛА используют спутниковую связь, которую трудно нарушить. С земли их сбить с толку очень трудно, практически невозможно, поскольку вся их связь уходит вверх тонким лучом. Если же коммуникационные системы беспилотника нарушены, он переключается на автопилот до тех пор, пока не восстановит связь с оператором.

Коммерческие беспилотники куда проще сбить с толку, поскольку в основе их связи лежит радиосвязь, поэтому увеличение энергии на их рабочей частоте, как правило, приводит к сбою в связи. Когда дело доходит до военных беспилотных летательных аппаратов, с ними все куда сложнее.

Намеренный сбой связи - опасное предприятие, поскольку требует большого количества энергии для работы оборудования. Различные установки уже существуют, и люди самостоятельно делают проекты вроде «винтовок», когда хотят сбить коммерческий дрон, но мы не рекомендуем ими пользоваться.

Они могут оставаться в воздухе в течение короткого периода времени


Это заблуждение может быть связано с относительно кратковременными полетами, которые могут поддерживать коммерческие беспилотники и дроны. Большинство квадрокоптеров могут оставаться в воздухе в течение 15 минут, и очень немногие - в два раза дольше. Основная причина этого - хранение и потребление энергии. Большинство коммерческих беспилотников маленькие и питаются бортовой батареей. Почти все БПЛА, однако, переносят топливо, как обычный самолет. Поэтому они могут оставаться в воздухе гораздо дольше своих гражданских коллег.

Predator, один из самых используемых в боевых действиях БПЛА, может держаться в воздухе 27 часов. Российский аналог «Дозор-600», предназначенный для выполнения схожих целей (в настоящее время в разработке), может оставаться в воздухе до 30 часов. Global Observer Stratospheric Persistent разработала недавно БПЛА, который может оставаться в воздухе до 168 часов из-за высокой рабочей высоты (20 000 метров) и использования жидкого водорода в качестве топлива.

Управлять дроном может любой (как в видеоигре)


Хотя бытует мнение, что хороший геймер (человек, играющий в видеоигры) может быть хорошим оператором БПЛА, это совсем не обязательно будет работать в обратном направлении. Большинство БПЛА будут это отрицать и многие из них даже подробно записали и рассказали, почему управление аппаратом имеет мало чего общего с видеоигрой. Большинством БПЛА, которые находятся в эксплуатации армии, сложно управлять, как и любым другим летательным аппаратом, и необходим хорошо обученный и квалифицированный пилот. Некоторые игры могут дублировать это в некоторой степени, но очень немногие люди, хорошо играющие в Microsoft Flight Simulator, смогут просидеть в кабине в течение восьми часов без перерыва.

Еще одно важное отличие - пилот БПЛА может атаковать и уничтожить цель, которая вполне может быть живым, дышащим человеком. Ни одна видеоигра и близко не подводит человека к выполнению такой миссии (не путайте виртуальное с реальным).

У них есть «списки зачистки»


Основная цель практически всех БПЛА - это разведка и охрана. В процессе эксплуатации, они являются «глазами в небе» и используются для обеспечения безопасности штаба, работающего на месте. Конечно, некоторые беспилотники оснащены оружием и используются для уничтожения целей; но это не их основная миссия. По сути, у них нет никаких «списков зачистки», в которых поименно обозначены цели, представленные к уничтожению.

Чтобы БПЛА открыл огонь по любой цели, он сначала должен идентифицировать ее и проверить, а затем наземный командир примет решение стрелять или нет. К сожалению, бывают и ошибочные решения, как в случае с пилотируемыми летательными аппаратами, и по ошибке атакуются гражданские цели. Именно поэтому появилось мнение, что БПЛА выполняют задачу независимо от решений на земле, то есть уничтожают цель без определения, независимо от ситуации.

Военные поддерживают списки целевых задач высокого ранга, но их не загружают на борт аппарата и рассматривают в качестве возможных мишеней.

Они автономны


Как мы уже выяснили, почти все БПЛА нуждаются в квалифицированных операторах, которые смогут управлять аппаратом и использовать его разнообразные системы. Едва ли их можно считать автономными, хотя некоторые летные операции поддерживаются компьютерами, подобно автопилоту, которым оснащен сегодня любой коммерческий авиалайнер.

Хотя можно сказать, что в настоящее время военные не управляют автономными роботами-убийцами, как многие думают, никто не говорит, что этого не будет в будущем. В настоящее время, например, ВМС США и армия исследуют возможности создания автономных беспилотных летательных аппаратов из-за нехватки пилотов, а DARPA поручена разработка набора из шести летательных аппаратов, которые смогут «совместно находить, отслеживать, идентифицировать и поражать цели».

Их делают ради одной задачи: убивать


Большинство беспилотников, стоящих на вооружении армий разных стран, используются для воздушной разведки или наблюдения в той или иной форме. Тот же Predator разрабатывался для этих задач, пока не начался конфликт в Ираке. Флоты небольших аппаратов никогда не были и вряд ли будут вооружены из-за их размера и других задач.

Но что будет потом, пока неизвестно. Многие страны разрабатывают БПЛА именно для боевых целей. В 2013 году Boeing смогла модернизировать F-16, которым обычно управляет два человека, сделав его полностью беспилотным. Отсутствие персонала в кабине позволило транспорту достичь ускорения в 9G, что было бы невероятно опасным для человека.

Помимо этого, разрабатываются БПЛА-вертолеты с пулеметами, а также стелсы и другие типы боевых аппаратов. Будущее беспилотных войн, похоже, сделает все наши заблуждения реальностью.

Приветствую уважаемые читатели! Как известно, большая часть даже вполне безобидных изобретений имеют военные корни. Взять к примеру микроволновку, космические спутники, интернет или даже современный квадрокоптер. За всеми ними стоит в первую очередь идея использования не в самых мирных целях. Поэтому сегодня мы решили углубиться в историю изобретения первых БПЛА и заодно разобраться, что из себя представляют боевые дроны, для чего они созданы, чем опасны и какую пользу могут принести, будь они использованы в мирных целях.

Вообще, боевой дрон – «народное прозвище» этих летательных устройств. Их полное название – Беспилотные Летательные Аппараты (БПЛА). Идеи создания и применения таких аппаратов появились у военных организаций разных стран еще в позапрошлом веке. А всерьез разработками таких устройств занялись в 30-х годах прошлого века.

Особенно активно над ними работали американские военные. На период Второй Мировой войны ими было принято решение переоборудовать самолеты-бомбардировщики B-17 в количестве 17-ти штук под самостоятельный полет, осуществляющийся посредством радиоуправления. Эти боевые машины не могли взлететь сами, поэтому старт аппаратов осуществлялся пилотом и бортинженером. Их задача состояла в поднятии судна в воздух, а также активации боевых систем и систем радиоуправления. После этого они катапультировались и последующее управление беспилотным аппаратом осуществлялось за счет теле- и радиосвязи, которая производилась с борта сопровождающего самолета.

Такие машины планировалось использовать для взрыва заводов, на которых немцы собирали оружие возмездия «Фау-1» и «Фау-2». Однако из 17-ти произведенных беспилотных аппаратов цели достиг только один, и операция «Афродита» была закончена, не увенчавшись успехом. После этого США не возвращались к разработке дронов вплоть до 1960-х годов.

Беспилотники сегодня

В настоящее время в производстве дронов преуспели США и Израиль. Так, армии этих стран активно применяли такую технику в боевых действиях. Их БПЛА выполняли разведывательные и ударные функции.

В наши дни Вооруженные Силы РФ успешно используют в сирийском конфликте российские беспилотники для выявления мест скопления террористов и наведения по ним ракет авиации.

Концерн Калашникова активно занимается разработкой дронов. Кроме того, планируется выпуск других средств, связанных с такими устройствами. Это не только техника, способная осуществлять полет без пилота, но и оружие, способное обнаруживать и в последующем уничтожать вражеские летательные аппараты за минимальный промежуток времени. Сейчас летающий дрон Калашникова находится в стадии разработки.

Украинские военные тоже не хотят отставать от мира и в этом году показали свою разработку – БПЛА «Горлица». Это первый опыт Украины в создании такого оружия. На сегодняшний день украинский боевой дрон способен нести до 50 кг взрывчатки, находиться в воздухе до 7 часов, а также развивать максимальную скорость в 180 км/ч.

Возможности современных БПЛА

На службе в армии дроны способны выполнять следующие задачи:

  • Со своего борта производить пуск ракет по вражеским укреплениям. Такие цели должны осуществлять военные дроны будущего спустя как минимум один десяток лет. Однако, не смотря на это, такая техника уже существует и уже применялась вооруженными силами США.
  • Вести разведку за любыми объектами и передавать данные в штаб в режиме реального времени.
  • Наводить ракеты по координатам с абсолютной точностью за счет использования GPS.
  • Осуществлять радиоэлектронную борьбу с врагом, создавая помехи на каналах связи противника.
  • Ретранслировать сигнал, передавая его по цепочке для обеспечения связи.
  • Выступать в роли воздушной мишени, привлекая тем самым огонь противника на себя. Делается это с целью выявления местоположения вражеской артиллерии.


Сейчас беспилотники будущего разрабатываются не только для армий, но и в мирных целях.

В гражданском назначении они могут пригодиться для:

  • Использования в области картографии. Сюда относится изучение ландшафтов и для труднодоступных горных местностей.
  • Контроля и обследования фермерских площадей, а также наблюдения за пастбищами и скотом, который перемещается в пределах огромной территории. В этой области активно работают, в том числе, и российские разработчики специалисты.
  • Съемок в кинематографе. С помощью них ведется съемка сверху. Это обходится намного дешевле в сравнении с другими видами воздушного транспорта.

Недостатки дронов

При всех своих плюсах, беспилотник все-таки не самый идеальный летательный аппарат. А для того чтобы полностью заменить самолеты придется решить две самые главные проблемы таких машин:

  1. Низкая скорость. Чем ниже скорость – тем легче сбить БПЛА. Кроме того, так его проще обнаружить радарами.
  2. Малая автономность. Большинство беспилотных аппаратов не способно находиться в воздухе свыше нескольких часов.

Главный недостаток, именно легкость обнаружения. Кроме того, если беспилотник не автономен, то есть управляется не посредством заложенных в его программу алгоритмов, а осуществляет свой полет за счет управления дистанционно при помощи операторов, то все сигналы могут быть перехвачены врагом. Это значит, что он будет взят под контроль и уничтожен, либо использован врагом в своих целях.


Говоря о военных и гражданских дронах, также нельзя забывать о совсем безобидных вещах, призванных сделать досуг приятнее и насыщеннее. Например, компания Nerf разрабатывает игрушечные коптеры для детей.

А совсем скоро в разных странах планируется создание почтовых дронов, доставляющих грузы прямо на дом. Это говорит о том, что даже то, что было создано в качестве оружия, может принести пользу обществу. Все зависит только от того, какие цели человечество посчитает приоритетными.

Военные дроны привлекали много внимания на протяжении лет, но мало кто понимает их правильно. Да, большинство их описаний точно рассказывают, как их используют в битве, но также часто эти история дают ложное представление, нелепое и не подтвержденное фактами. Перед вами десяток самых распространенных заблуждений на тему военных дронов.

Практически каждый называет военный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) дроном, но это заблуждение, которое оскорбляет их пилотов (да, у них есть пилоты). Слово «дрон» часто ассоциируется с тихим жужжанием, потому-то и самцов пчел называют дронами. Но использование слова «дрон» для описания сложной системы, развертываемой на современном поле сражения, нелепо и оскорбительно для их операторов.

«Дрон» подразумевает отсутствия участия со стороны эксперта-оператора, поэтому этот термин не особо широко используется военными. За пределами же военного дела, слово «дрон» чаще ассоциируют с квадрокоптерами, небольшими летательными аппаратами с дистанционным управлением, которых энтузиасты используют для проведения различных мероприятий, включая гонки на квадрокоптерах, аэрофотосъемку и просто развлечения.

Они новинка для военных

БПЛА не новы для военного вооружения, но вас может удивить, что впервые их использовали еще в 19 веке! Австрийские войска, атакующие Италию в 1849 году, подошли к Венеции, вооружившись 200 воздушных шаров. Эти шары были оснащены бомбами с установленными синхронизированными предохранителями. Их успех не был полноценным, поскольку многие шары сдуло ветром назад к австрийской линии фронта, но некоторые все же достигли своих целей. Это первый пример использования беспилотного летательного аппарата в военных действиях.

С тех пор дистанционно управляемые аппараты разрабатываются и используются во многих вооруженных силах разных стран. Пока GPS не стала широко распространенной технологией, позволяющей управлять аппаратами со спутника в любой точке мира, ими управляли с помощью радиоканала.

Ими управляет совсем немного людей

Один из самых больших минусов пилотируемых летательных аппаратов - это общее число людей, необходимых для управления ими. Нужны пилоты, вторые пилоты, экипаж на борту и другие, в зависимости от типа транспорта. Кроме того, нужны люди, которые заправляют транспортное средство, передвигают его, обслуживают и ремонтируют и даже хранят его, когда им никто не пользуется.

Беспилотники, по сути, не особо отличаются. Более того, иногда они требуют еще большего количества людей для управления, чем большинство пилотируемых аппаратов. В дополнение к людям, которые обслуживают и управляют аппаратом, есть операторы каждого датчика и камеры на борту. Для сравнения: для управления F-16 нужно около 100 людей, Predator - 168, а Reaper - 180. Но это американские системы БПЛА.

Они редко разбиваются и требует минимальной поддержки

Эксплуатация любого военного аппарата - дорогое удовольствие, и в этом плане БПЛА мало чем отличаются. При этом у БПЛА есть серьезная проблема: они часто разбиваются. Разумеется, лучше потерять беспилотный аппарат, чем пилотируемый, потому что в первом случае не требуется искать и спасать пилотов. Впрочем, военные не очень любят, когда их технологии попадают в лапы противника, поэтому разбившиеся БПЛА тоже часто требуют миссии по извлечению обломков или окончательному уничтожению упавшего аппарата.

С 2004 года число аварий БПЛА постоянно растет, возможно, в связи с увеличением эксплуатационных часов и общей усталостью систем, которые активно использовались в Афганистане и Ираке. В 2004 году было всего девять аварий, а в 2012 году - уже двадцать шесть. Многие аварии являются результатом враждебных действий, направленных на уничтожение аппарата, и еще больше падают с небес по неизвестным или неустановленным причинам.

Если нарушить их коммуникацию, они упадут

Большинство БПЛА используют спутниковую связь, которую трудно нарушить. С земли их сбить с толку очень трудно, практически невозможно, поскольку вся их связь уходит вверх тонким лучом. Если же коммуникационные системы беспилотника нарушены, он переключается на автопилот до тех пор, пока не восстановит связь с оператором.

Коммерческие беспилотники куда проще сбить с толку, поскольку в основе их связи лежит радиосвязь, поэтому увеличение энергии на их рабочей частоте, как правило, приводит к сбою в связи. Когда дело доходит до военных беспилотных летательных аппаратов, с ними все куда сложнее.

Намеренный сбой связи - опасное предприятие, поскольку требует большого количества энергии для работы оборудования. Различные установки уже существуют, и люди самостоятельно делают проекты вроде «винтовок», когда хотят сбить коммерческий дрон, но мы не рекомендуем ими пользоваться.

Они могут оставаться в воздухе в течение короткого периода времени

Это заблуждение может быть связано с относительно кратковременными полетами, которые могут поддерживать коммерческие беспилотники и дроны. Большинство квадрокоптеров могут оставаться в воздухе в течение 15 минут, и очень немногие - в два раза дольше. Основная причина этого - хранение и потребление энергии. Большинство коммерческих беспилотников маленькие и питаются бортовой батареей. Почти все БПЛА, однако, переносят топливо, как обычный самолет. Поэтому они могут оставаться в воздухе гораздо дольше своих гражданских коллег.

Predator, один из самых используемых в боевых действиях БПЛА, может держаться в воздухе 27 часов. Российский аналог «Дозор-600», предназначенный для выполнения схожих целей (в настоящее время в разработке), может оставаться в воздухе до 30 часов. Global Observer Stratospheric Persistent разработала недавно БПЛА, который может оставаться в воздухе до 168 часов из-за высокой рабочей высоты (20 000 метров) и использования жидкого водорода в качестве топлива.

Управлять дроном может любой (как в видеоигре)

Хотя бытует мнение, что хороший геймер (человек, играющий в видеоигры) может быть хорошим оператором БПЛА, это совсем не обязательно будет работать в обратном направлении. Большинство БПЛА будут это отрицать и многие из них даже подробно записали и рассказали, почему управление аппаратом имеет мало чего общего с видеоигрой. Большинством БПЛА, которые находятся в эксплуатации армии, сложно управлять, как и любым другим летательным аппаратом, и необходим хорошо обученный и квалифицированный пилот. Некоторые игры могут дублировать это в некоторой степени, но очень немногие люди, хорошо играющие в Microsoft Flight Simulator, смогут просидеть в кабине в течение восьми часов без перерыва.

Еще одно важное отличие - пилот БПЛА может атаковать и уничтожить цель, которая вполне может быть живым, дышащим человеком. Ни одна видеоигра и близко не подводит человека к выполнению такой миссии (не путайте виртуальное с реальным).

У них есть «списки зачистки»

Основная цель практически всех БПЛА - это разведка и охрана. В процессе эксплуатации, они являются «глазами в небе» и используются для обеспечения безопасности штаба, работающего на месте. Конечно, некоторые беспилотники оснащены оружием и используются для уничтожения целей; но это не их основная миссия. По сути, у них нет никаких «списков зачистки», в которых поименно обозначены цели, представленные к уничтожению.

Чтобы БПЛА открыл огонь по любой цели, он сначала должен идентифицировать ее и проверить, а затем наземный командир примет решение стрелять или нет. К сожалению, бывают и ошибочные решения, как в случае с пилотируемыми летательными аппаратами, и по ошибке атакуются гражданские цели. Именно поэтому появилось мнение, что БПЛА выполняют задачу независимо от решений на земле, то есть уничтожают цель без определения, независимо от ситуации.

Военные поддерживают списки целевых задач высокого ранга, но их не загружают на борт аппарата и рассматривают в качестве возможных мишеней.

Они автономны

Как мы уже выяснили, почти все БПЛА нуждаются в квалифицированных операторах, которые смогут управлять аппаратом и использовать его разнообразные системы. Едва ли их можно считать автономными, хотя некоторые летные операции поддерживаются компьютерами, подобно автопилоту, которым оснащен сегодня любой коммерческий авиалайнер.

Хотя можно сказать, что в настоящее время военные не управляют автономными роботами-убийцами, как многие думают, никто не говорит, что этого не будет в будущем. В настоящее время, например, ВМС США и армия исследуют возможности создания автономных беспилотных летательных аппаратов из-за нехватки пилотов, а DARPA поручена разработка набора из шести летательных аппаратов, которые смогут «совместно находить, отслеживать, идентифицировать и поражать цели».

Их делают ради одной задачи: убивать

Большинство беспилотников, стоящих на вооружении армий разных стран, используются для воздушной разведки или наблюдения в той или иной форме. Тот же Predator разрабатывался для этих задач, пока не начался конфликт в Ираке. Флоты небольших аппаратов никогда не были и вряд ли будут вооружены из-за их размера и других задач.

Но что будет потом, пока неизвестно. Многие страны разрабатывают БПЛА именно для боевых целей. В 2013 году Boeing смогла модернизировать F-16, которым обычно управляет два человека, сделав его полностью беспилотным. Отсутствие персонала в кабине позволило транспорту достичь ускорения в 9G, что было бы невероятно опасным для человека.

Помимо этого, разрабатываются БПЛА-вертолеты с пулеметами, а также стелсы и другие типы боевых аппаратов. Будущее беспилотных войн, похоже, сделает все наши заблуждения реальностью.