Камни

Что такое договор снв. Разоружение, сокращение вооруженных сил и вооружений. Взаимные претензии сторон

комплекс мер, направленных на количественное снижение производсва и накопления ракетно-ядерного оружия, сокращение сферы или районов их развёртывания и сужение возможности качественного совершенствования стратегических вооружений; одно из важнейших направлений международной политики по устранению угрозы ядерной войны, укреплению доверия и безопасности. К стратегическим вооружениям относятся: наземные межконтинентальные баллистические ракеты (МБР); баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ); крылатые ракеты (КР) большой дальности различного базирования; их пусковые установки (ПУ); ракетные подводные крейсеры стратегического назначения; тяжелые бомбардировщики (ТБ); боезаряды МБР, БРПЛ и КР, вооружения ТБ; средства ПРО; средства противокосмической обороны (ПКО); системы обнаружения и предупреждения о ракетном нападении и др. Для ограничения и сокращения стратегических вооружений СССР и США заключили Договор об ограничении систем ПРО 1972, Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения сратегических наступательных вооружений 1972 (ОСВ-1), Договор об ограничении сратегических наступательных вооружений 1979 (ОСВ-2), Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987, Договор о соглашении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 (СНВ-1), Договор о дальнейшем сокращении и ограничении сратегических наступательных вооружений 1993 (СНВ-2), а также ряд др. российско-американских документов (меморандумов, соглашений), уточняющих и расширяющих содержание подписанных ранее документов. Это процесс способствует улучшению российско-американских отношений и снижению международной напряженности. Позиция РФ в этом вопросе - сократить накопленные в годы "холодной войны" избыточные арсеналы стратегических вооружений, оставив необходимые средства для эффективной обороны и политики сдерживания агрессора.


  • - составная часть Верховного командования ВМС. Создано 1.10. 1934 в составе Морского руководства на базе отдела BW Общего управления и 1.6. 1935 вошло в состав созданного ОКМ, а с 7.11...

    Военно-морской флот Третьего рейха

  • - главный орган политической и военно-стратегической разведки США, существовавший в годы второй мировой войны...

    Контрразведывательный словарь

  • - установленный США и их союзниками обширный перечень товаров, запрещенных или ограниченных для вывоза в страны Восточной Европы и страны социалистической ориентации...

    Большой экономический словарь

  • - Пункт договора, ограничивающий права лица на осуществление торговых операций или на занятие профессиональной деятельностью...

    Экономический словарь

  • - "...Прогрессивная технология: технология, которая может быть использована для развития и совершенствования вооружения и ВТ на рассматриваемую временную перспективу.....

    Официальная терминология

  • - перечень товаров, экспорт которых из страны запрещается, ограничивается или контролируется с целью предотвращения ущерба ее национальной безопасности...
  • - Во время 1-й мировой войны физик-квакер Л.Ф. Ричардсон заметил, что англо-германская гонка вооружений состоит в том, что количество дополнительных кораблей, построенных Британией в период В,...

    Политология. Словарь.

  • - СНВ между СССР и США подписан в Москве 31.7.1991...

    Политология. Словарь.

  • -) Предварительные обсуждения вопроса об ограничении количества ракет и бомбардировщиков дальнего радиуса действия обеих сверхдержав начались в 1967 г. Были прерваны американцами после...

    Политология. Словарь.

  • - ОСВ-1 - временное соглашение между СССР и США; подписано в Москве 26.5.1972, срок действия 5 лет. Контроль за ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет - национальными техническими средствами. 24.9...

    Русская энциклопедия

  • - "..."Включение в состав вооруженных сил" означает поступление обычного вооружения в эксплуатацию даже на ограниченный период времени.....

    Официальная терминология

  • - "...Перспективная технология: технология, которая предоставляет возможности для военно-технического прогресса или появления качественно новых систем в области вооружения и ВТ.....

    Официальная терминология

  • - ....

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - ...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - ОСВ-1 - временное соглашение между СССР и США; подписано в Москве 26.5.1972 - срок действия 5 лет. Контроль за ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет - национальными техническими средствами. 24.9...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ГО́НКА, -и,...

    Толковый словарь Ожегова

"Ограничение и сокращение стратегических вооружений" в книгах

Диалог по вопросам стратегических вооружений

Из книги Сугубо доверительно [Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.)] автора Добрынин Анатолий Фёдорович

Диалог по вопросам стратегических вооружений В первые месяцы правления Джонсона Советское правительство стремилось завязать диалог с новой администрацией по широкому кругу вопросов. Однако представители администрации, хотя и были внешне доброжелательны, по существу,

1. Ограничение морских вооружений, 1922 - 1937

Из книги Флот двух океанов автора Морисон Сэмюэль Элиот

1. Ограничение морских вооружений, 1922 - 1937 Хотя Соединенные Штаты приняли активное участие в Первой Мировой войне, характер военных действий, которые вела страна, принципиально отличался от той войны, в которую вылилось участие во Второй Мировой войне. Первая война была

«Видимо, американским военным и связанным с ними политикам удалось если не сорвать, то затормозить «ОСВ-2». Возможны ли, на ваш взгляд, дальнейшие шаги по ограничению стратегических вооружений?»

Из книги СССР. 100 вопросов и ответов автора Прошутинский В

Гексаграмма № 60 Ограничение (Ограничение)

Из книги Золотая книга гаданий автора Судьина Наталья

Гексаграмма № 60 Ограничение (Ограничение) Б. Х. Ваше время пришло, активно принимайтесь за дело, но, разумеется, помня о необходимой предусмотрительности, иначе все усилия пойдут прахом. Не принимайте слишком поспешно то предложение, которое вам только что сделали или

ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ

Из книги История гуманоидных цивилизаций Земли автора Бязырев Георгий

ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ Что наша жизнь - метафора Поэта, Развернутая молнией с небес, Игра воображения и света, Иллюзия несчастий и чудес. Весь мир - театр. Меняем платья, роли, Меняем разум, души и сердца. Мы в роли до такой врастаем боли, Что забываем зрителя - Творца! Что

ОГРАНИЧЕНИЕ ВООРУЖЕНИЙ

Из книги Тупик либерализма. Как начинаются войны автора Галин Василий Васильевич

ОГРАНИЧЕНИЕ ВООРУЖЕНИЙ Ограничение и сокращение вооружений было предусмотрено «четвертым пунктом» Вильсона: «соответствующие гарантии, данные и принятые, что вооружение народов будет уменьшено до низшей меры, совместимой с национальной безопасностью». Однако в

Глава 3. Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами

Из книги Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве автора Решетникова И. В.

Глава 3. Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами ГПК РФ ввел судебную процедуру для ограничения или лишения

Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

Глава 31. Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами Статья 281. Подача заявления об

Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами

Из книги Как самостоятельно написать заявление в суд автора Сергеев Николай Алексеевич

Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами Заявление об ограничении гражданина в

§ 5 Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

§ 5 Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами В соответствии со ст. 21 ГК способность

34. Обязательные и исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы, арест

Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

34. Обязательные и исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы, арест 1. Обязательные работы – наказание в форме выполнения осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (вид обязательных

Глава 31. ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНИНА, ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ, ОГРАНИЧЕНИЕ ИЛИ ЛИШЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ВОЗРАСТЕ ОТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ ДОХОДАМИ

Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Глава 31. ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНИНА, ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ, ОГРАНИЧЕНИЕ ИЛИ ЛИШЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ВОЗРАСТЕ ОТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ ДОХОДАМИ

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Глава 31. ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНИНА, ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ, ОГРАНИЧЕНИЕ ИЛИ ЛИШЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ВОЗРАСТЕ ОТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ ДОХОДАМИ СТАТЬЯ 281. Подача заявления об

Переговоры по сокращению стратегических ядерных и обычных вооружений

Из книги Полвека в авиации. Записки академика автора Федосов Евгений Александрович

Переговоры по сокращению стратегических ядерных и обычных вооружений В конце 80-х годов все больше стало проявляться стремление руководства СССР к переговорам с политическими кругами США по сокращению вооружений. Уже довольно плодотворно шли переговоры по сокращению

Договоры об ограничении стратегических вооружений и Иранский кризис

Из книги Радиоэлектронная война (От Цусимы до Ливана и Фолклендских островов) автора Арканжелиc Марио де

Договоры об ограничении стратегических вооружений и Иранский кризис Вьетнамо-китайская война разразилась как раз в то время, когда США и СССР находились в преддверии подписания договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2). Обеим сторонам пришлось приложить

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР-США (СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 г. в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша и вступил в силу 5 декабря 1994 г. Это первое подобное соглашение между СССР и США. Цель договора - обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые будут примерно на 30 процентов ниже уровней изначально развернутых сил.

Договор устанавливал равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а также лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет.

Согласно Договору каждая из сторон не может иметь более чем:

1600 средств доставки ядерных боезарядов /развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет (БР), подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков/;

6000 боеголовок, из которых 4900 развернутых на МБР или БР подводных лодок, 1540 развернутых на 154 тяжелых МБР для СССР (США тяжелых МБР не имеют), 110 развернутых на мобильных МБР.

Вне договора остались крылатые ракеты морского базирования с дальностью более 600 км. Однако были взяты обязательства не развертывать КРМБ в количестве, превышающем 880 единиц.

Дополнительно к Договору подписан ряд документов, в частности:

Протокол о Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о проведении на раннем этапе показов стратегических наступательных вооружений в связи с Договором о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о заблаговременном обмене списками инспекторов, наблюдателей и членов летных экипажей, предлагаемых в связи с инспекциями и деятельностью по непрерывному наблюдению, проводимыми согласно Договору по СНВ.

Протокол об инспекциях и деятельности по непрерывному наблюдению в связи с Договором СНВ-1

Таким образом соглашение по СНВ состоит из собственно документов Договора и ряда сопутствующих документов. Их общий объем - более 500 страниц.

После распада СССР Договор СНВ-1 устарел. 23 мая 1992 г. в Лиссабоне Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина и США подписали так называемый Лиссабонский протокол к договору СНВ-1, который вступило в силу 5 декабря 1994 г. Протокол фиксирует подключение Беларуси, Казахстана и Украины к договору по СНВ и одновременно требует присоединения их к договору о нераспространении ядерного оружия. Были предусмотрены более радикальные сокращения наиболее опасных и дестабилизирующих систем.

Разоружение - это, с одной стороны, основной принцип современного международного права, а с другой, - комплекс правовых норм и практических действий государств, направленных на ограничение, сокращение вооруженных сил и вооружений и ликвидацию некоторых наиболее опасных средств ведения войны.

Вопросами разоружения занимаются: Генеральная Ассамблея ООН (на очередных и специальных сессиях по разоружению), которая рассматривает общие принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делает рекомендации в этой области членам ООН и Совету Безопасности (ст. 11); Совет Безопасности ООН, несущий ответственность за формулирование при помощи Военно-Штабного Комитета планов создания системы регулирования вооружений и возможного разоружения и представление этих планов членам ООН (ст. 26, 47); региональные организации коллективной безопасности (ОАЕ, ЛАГ, ОАГ, ОБСЕ, НАТО, СНГ) в рамках своих уставных полномочий; Комиссия ООН по разоружению (создана в 1952 г.), разрабатывающая общие принципы переговоров в области ядерных и обычных вооружений и меры по укреплению доверия; Конференция ООН по разоружению (Комитет ООН по разоружению с 1979 по 1984 г.), занимающаяся непосредственной разработкой международных соглашений в области ограничения, сокращения и запрещения оружия массового уничтожения и некоторых видов обычного оружия и осуществлением контроля за выполнением государствами своих обязательств в области разоружения; Специальный комитет ООН для Всемирной конференции по разоружению и другие организации и органы.

В результате усилий международного сообщества удалось разработать большое количество международных соглашений, касающихся оружия массового уничтожения и средств его доставки к цели, а также обычных вооружений и вооруженных сил.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. обязала каждого участника Конвенции никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать микробиологические или другие биологические агенты или токсины, а также оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах (ст. 1). Государства обязались не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу уничтожить или переключить на мирные цели все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки. Конвенция вступила в силу в марте 1975 г. Официально считается, что с начала 1976 г. все упомянутое оружие и средства его доставки уничтожены или переключены на мирные цели, однако, по сообщениям печати, определенные работы, связанные с этим оружием, продолжали проводиться в США, СССР и Ираке.



Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления химического оружия и о его уничтожении 1993 г. обязала каждого участника Конвенции: не разрабатывать, не производить и не накапливать химическое оружие; не позднее чем через 2 года после вступления Конвенции в силу (вступила в силу в 1997 г.) начать работы по уничтожению этого оружия и завершить их не позднее чем через 10 лет после вступления Конвенции в силу (для России - в 2007 г.); через 2 года после вступления Конвенции в силу будут проведены испытания первого объекта по уничтожению химического оружия, через 3 года должно быть уничтожено не менее 1% запасов этого оружия (для России - 400 т), через 5-7 лет - 20–45%, через 10 лет - все химическое оружие (для России - 40 000 т); самостоятельно определить метод уничтожения этого оружия, причем сам процесс уничтожения должен отвечать самым последним достижениям науки и производиться на специально оборудованном объекте, не допуская уничтожения химического оружия путем захоронения в земле, затопления в водоемах или сжигания на открытом воздухе (иными словами, только путем переработки).

Ядерное оружие пока еще не запрещено, но Генеральная Ассамблея ООН уже приняла несколько резолюций о запрещении применения ядерного оружия: Декларацию о запрещении использования ядерного и термоядерного оружия от 24 ноября 1961 г., о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия от 29 ноября 1972 г., о предотвращении ядерной катастрофы от 9 декабря 1981 г. Кроме того, имеются специальные договоры, касающиеся ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения и их носителей.



Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. обязывает участников Договора запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем: в атмосфере, за ее пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальное море и открытое море; в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого проводится такой взрыв (ст. 1). Франция и Китай, не являясь участниками Договора, неоднократно производили ядерные испытательные взрывы.

Индия и Пакистан, не будучи участниками Договора, произвели в 1998 г. ядерные взрывы.

Договор между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия 1974 г. обязывает Россию и США не производить любые подземные испытания ядерного оружия мощностью свыше 150 килотонн в любом месте, находящемся под их юрисдикцией или контролем.

Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. обязал:

государства, обладающих ядерным оружием, не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства и контроль над ними; не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к приобретению ядерного оружия, ядерного взрывного устройства и контроля над ними;

государства, не обладающих ядерным оружием, не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и контроля над ними; не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства;

неядерные государства, пожелавших приобщиться к использованию ядерной энергии в мирных целях, осуществлять такое приобщение под контролем МАГАТЭ, которая может проводить инспекции и требовать отчеты от государств по использованию расщепляющих материалов.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. обязывает участников Договора не выводить на орбиту вокруг Земля любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. Запрещаются создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается.

Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. запретил размещать на дне морей и океанов и в его недрах за пределами 12-мильной зоны прибрежных государств какое-либо ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и любые другие устройства, специально предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия. Участники договора обязались не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство к осуществлению такой деятельности. Договор установил довольно эффективную систему контроля, включающую: наблюдение за деятельностью на морском дне; консультации с другими договаривающимися сторонами; обращение к сторонам с уведомлениями и запросами; инспекцию на месте (собственными средствами или при содействии любого другого государства-участника); передачу вопроса на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Участники Договора обязались продолжать в духе доброй воли переговоры в отношении дальнейших мер в области разоружения в целях предотвращения гонки вооружений на дне морей и океанов и в его недрах. Стороны условились, что через 5 лет после вступления Договора в силу в Женеве будет созываться конференция государств-участников для рассмотрения того, как действует этот Договор*.

* Договор вступил в силу 25 мая 1972 г. В 1977 г. в Швейцарии была проведена конференция (и через последующие 5 лет аналогичные) по рассмотрению того, как действует этот Договор. Делегация СССР выступала с широким комплексом мер, направленных на полную демилитаризацию морского дна в пределах действия Договора, однако США были против такого подхода, утверждая, что гонки вооружений на морском дне не обнаружено. США выступали за сохранение на морском дне своих следящих акустических систем по обнаружению подводных лодок.

Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. с Протоколом к нему 1974 г. разрешал СССР (России) и США разместить на территориях обеих стран по одному району ПРО радиусом 150 км (Россия защищает Москву, США - район шахтных пусковых установок), в которых разрешается иметь не более 100 пусковых установок и 100 противоракет, а также шесть комплексов радиолокационных станций ПРО (из них на территории России осталось 3). Кроме того, стороны обязались не создавать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. (Модернизация и замена систем ПРО или их компонентов не запрещены). Россия и США обязаны не передавать другим государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или их компоненты, ограниченные настоящим договором.

Каждая сторона использует имеющиеся в ее распоряжении национальные технические средства контроля таким образом, чтобы это соответствовало общепризнанным принципам международного права. Стороны обязались не чинить препятствий национальным техническим средствам контроля другой стороны и не применять преднамеренные меры маскировки, затрудняющие осуществление такого контроля. Договор бессрочный. Ныне США пытаются "подправить" Договор.

Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г. привел в 1990 г. к полной ликвидации в СССР и США этого класса вооружений. К сожалению, Договор не затрагивал аналогичное оружие союзников США по НАТО, а также крылатые ракеты морского базирования, по которым США имели и продолжают иметь подавляющее превосходство над СССР (Россией).

20 мая 1972 г. в Москве между СССР и США было подписано Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) сроком на 5 лет (впоследствии Соглашение по договоренности сторон продолжало соблюдаться), которое ограничивало в количественном и качественном отношениях стационарные пусковые установки МБР, пусковые установки на подводных лодках и современные подводные лодки с МБР.

18 июня 1979 г. в Вене между СССР и США был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), который ограничивал и сокращал такие вооружения и устанавливал разные предельные уровни средств доставки ядерного оружия (Договор не вступил в силу по вине США, приступивших к развертыванию ракет с многозарядными боевыми частями); Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г. (СНВ-1), предусматривающий сокращение этого оружия примерно на 50%, в силу не вступил из-за распада СССР (ядерное оружие оказалось в руках четырех государств: России, Украины, Белоруссии и Казахстана).

3января 1993 г. в Москве между Россией и США был подписан Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), согласно которому к 2003 г. Россия должна будет ликвидировать все свои шахтные пусковые установки и тяжелые МБР с РГЧ индивидуального наведения - единственное эффективное оружие для самообороны от любого потенциального агрессора, которое способно преодолеть ПРО США и достичь территории США в ответном ядерном ударе. Договор предусматривает ломку ядерной триады России с переносом ориентации с шахтных МБР на МБР подводных ракетоносцев и однозарядные МБР типа "Тополь", с которыми ПРО США успешно справятся. К тому же шумность российских подводных ракетоносцев, включая заложенную в 1996 г. подводную лодку "Юрий Долгорукий", в 6-60 раз выше шумности их американских аналогов, что во много раз повышает дальность обнаружения и уничтожения российских ракетоносцев силами и средствами противолодочной обороны США и НАТО.

Помимо этого, донные акустические следящие системы США, размещенные на подводных хребтах и соединенные кабельными линиями с центрами управления противолодочными силами и средствами, позволяют отслеживать с текущими координатами подводные лодки России в Атлантическом и Тихом океанах с точностью до длины корпуса подводной лодки. Аналогичными системами Россия не обладает и в обозримом будущем обладать не будет.

Договор не затрагивает крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) и не препятствует претворению в жизнь американской программы, в соответствии с которой США предполагают развернуть до 4 тыс. КРМБ против 100-200 российских.

О явно неравноправном характере Договора СНВ-2 (даже без учета военных баз США и НАТО вокруг России и без учета ядерных зарядов Англии и Франции) говорит простое сравнение промежуточных и конечных результатов сокращения СНВ. После первого этапа сокращения с учетом возможной обратной установки ядерных боеголовок в случае, если США пожелают выйти из Договора, Россия будет иметь 6206, а США - 8450 ядерных зарядов. Соотношение 1,0: 1,47-1,97. На конечном этапе с учетом обратной установки боеголовок Россия будет иметь 4750, США - 7694 ядерных заряда. С учетом КРМБ Россия - 4850, США - 8444-11 694. Соотношение 1,0: 1,74 - 2,4. Таким образом, на конечном этапе США будут превосходить Россию по числу ядерных зарядов почти в 2,5 раза. Немаловажное значение имеет и тот факт, что при выходе США из Договора Америка просто заменит однозарядные боеголовки многозарядными, взятыми со склада, а Россия уже будет не в состоянии использовать шахтные пусковые установки для тяжелых ракет, поскольку сами шахты будут залиты бетоном и иметь ограничительные кольца, а российские тяжелые ракеты будут уничтожены. Иными словами, Договор, уже ратифицированный Соединенными Штатами, обеспечивает США полную безопасность, а безопасность России сводит к нулю и делает территорию США недосягаемой для российского ядерного оружия.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. был последним крупным и наиболее значимым международным договором эпохи блокового противостояния. Он охватывал территории европейских государств от Атлантики до Урала и предусматривал через 40 месяцев после вступления Договора в силу сокращение обычных вооружений противостоящих сторон до следующих суммарных уровней: по 20 000 боевых танков, по 30 000 боевых бронированных машин; по 20 000 артиллерийских единиц, по 6800 боевых самолетов, по 2000 ударных вертолетов.

В Договоре были подробно разработаны технические термины и понятия, системы наблюдения и контроля, а также обязательства по дальнейшему укреплению безопасности и стабильности в Европе, включая меры по ограничению численности личного состава их обычных вооруженных сил в пределах территориального действия Договора. В связи с ликвидацией ОВД и распадом СССР Договор потерял все свое значение, однако его политическая значимость несомненна, поскольку в нем обозначены пути и средства сокращения вооруженных сил и обычных вооружений для государств современной Европы.

Агрессия США и НАТО против Югославии, перечеркнувшая всю правовую систему обеспечения мира и международной безопасности, установленную Уставом ООН после второй мировой войны, дает России полное право выйти из всех договоров, касающихся ядерного и обычного оружия, отказаться от ратификации Договора СНВ-2, возобновить строительство ракет "СС-18" ("Сатана" по американской терминологии) на заводах, созданных на своей территории, возобновить строительство ракет средней и малой дальности, увеличить строительство крылатых ракет повышенной дальности и точности с обычными и ядерными зарядами, а также отказаться от участия во всех санкциях Совета Безопасности ООН против Югославии, Ирака и других стран.

Сенат США после восьмимесячных дебатов ратифицировал Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). За ратификацию документа проголосовал 71 сенатор из 100. Против были 26 членов верхней палаты Конгресса.

Вокруг ратификации документа шли ожесточённые споры. До последнего момента были сомнения, что американцы одобрят договор, поскольку в последнее время республиканцы пытались торпедировать практически все инициативы главы американского государства. Сторонники президента Барака Обамы из Демократической партии располагали только 59 голосами при 67 необходимых. Так что им нужно было склонить на свою сторону часть республиканцев. Как показали результаты, данная цель была достигнута.

Но чтобы уменьшить недовольство республиканцев, в документ пришлось включить специальную резолюцию, которой не было в первоначальном тексте документа. Сенаторы потребовали от президента США взять обязательство по проведению модернизации ядерной системы страны, а также провести переговоры с Россией относительно устранения неравенства по тактическим ядерным вооружениям.

Российские официальные лица успели поприветствовать решение сенаторов. Глава МИД Сергей Лавров заявил, что они сделали важный шаг. Правда, он оговорился, что российским депутатам понадобится время для изучения резолюции. В то же время, глава комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов предположил, что российский парламент без особых проблем ратифицирует документ уже в ближайшие дни.

Напомним, что договор по СНВ был подписан Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля в Праге. Согласно документу, каждая сторона сократит свой стратегический арсенал до 1550 боеголовок. Договор также обязывает Россию и США ограничиться 700 развёрнутыми носителями — межконтинентальными баллистическими ракетами, баллистическими ракетами подводных лодок и стратегическими бомбардировщиками, находящимися на боевом дежурстве. Число неразвёрнутых носителей не должно превышать 800.

Долгое время стороны вели напряженный диалог о связке СНВ и противоракетной обороны (ПРО). Россия настаивала, что сокращая наступательные вооружения, надо решать вопрос и с оборонительными. США же говорили об отсутствии взаимосвязи между СНВ и ПРО. В итоге в документе детально вопрос противоракетной обороны прописан не был.

"Стороны признают наличие взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями, возрастающую важность этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических ядерных вооружений и то, что нынешние стратегические оборонительные вооружения не подрывают жизнеспособность и эффективность стратегических наступательных вооружений сторон", — говорилось в тексте соглашения.

Именно этот пункт вызывал наибольшее недовольство республиканцев. Они полагали, что Обама пошёл на недопустимые уступки России и требовали больших ассигнований на развитие ПРО и её развертывание в Восточной Европе. В итоге согласия по данному вопросу Россия и США так и не достигли.

Что касается условий договора по СНВ, то срок его действия — 10 лет. Причем если одна из договаривающихся сторон сочтёт, что некоторые положение документа нарушают её безопасность, она получит право выйти из документа. Предполагается, что новый договор вступит в силу в 2011 году.

Насколько выгоден этот договор России и почему прежде вопрос о его заключении поднимали Штаты? Своими мыслями в интервью "Правде.Ру" поделился первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.

— Почему американцы так долго затягивали ратификацию СНВ-3?

— Сегодня американцы всячески пытаются показать, что они, пойдя на заключение этого договора, оказали тем самым России какую-то милость. Нас не должно вводить в заблуждение то, что республиканцы долго затягивали его принятие, одновременно давя на Обаму. И дело обстояло ровно наоборот: именно США всячески пытались уговорить нас пойти на заключение нового СНВ.

— Насколько новый договор выгоден сторонам?

— Это ловушка для нас. Мы выиграли лишь в том, что благодаря усилиям экспертов команды Леонида Ивашова добились того, что носителей остается не 200, как того хотели американцы, а 700. Такое желание США было неслучайным. Согласно планам развития американской ПРО к 2020 году, к этому времени она должна получить способность перехватывать 220 МБР вероятного противника.

В таком случае наличие у нас сил ядерного сдерживания уже не могло остановить американскую агрессию против России.

— А в чем минусы нового соглашения?

— Во-первых, американцы "продавили" выгодный для себя пункт по ПРО. Фактически, положение о ней в документе зафиксировано лишь на словах и США могут развивать её как хотят, ничем не ограничиваясь.

Во-вторых, до заключения СНВ-3 НАТО не имела над нами решающего превосходства по боеголовкам. США и их союзники превосходили нас по их количеству на 30 процентов, что не было критично.

Теперь же ситуация будет совершенно иная. По количеству находящихся на боевом дежурстве боеголовок НАТО получит превосходство в 2 — 2,5 раза. Однако реально дисбаланс будет еще больше, поскольку Штаты отстояли наличие у себя так называемого "возвратного потенциала". Речь идет о тех боеголовках, которые они снимали с боевого дежурства и складировали. И чтобы снова привести их в боевую готовность, требуется не так много времени. Таким образом, общее превосходство над нами НАТО по количеству боеголовок составляет восемь с лишним раз.

В-третьих, в договоре никак не затронуты неядерные силы, развитие которых уже через несколько лет может свести к минимуму наличие у нас стратегических сил. В первую очередь, речь идет о крылатых ракетах, в частности, о гиперзвуковом ракетном оружии. Оно позволит решать те же задачи, которые решает ядерное оружие, но без его применения. И то, что мы продавили большее количество носителей, чем хотели американцы, уже не будет играть особой роли.

Дело в том, что гиперзвуковые ракеты с радиусом действия в пять тысяч километров и скоростью полета до трёх километров в секунду, обладающие большой разрушительной мощностью, будут способны за считанные минуты поразить объекты вероятного противника, который даже не успеет принять решение об ответном ударе и как-то их защитить.

В России таких вооружений не существует, поскольку во времена Ельцина все эти разработки были прекращены, тогда как в Штатах они испытываются полным ходом. В этих условиях мы абсолютно отстаем от НАТО.

— Получается, что после реализации положений СНВ-3, США с нами начнут разговаривать более жестко?

— Заключение СНВ-3 является одним из звеньев стратегии США по сохранению управлением миру. Разумеется, хотя и не стоит на другой же день ожидать немедленного удара. Американцы создают условия, при которых мы будем для них не опасны, и они смогут получать от нас то, чего они хотят. Прежде всего, речь идет о получении дешевых ресурсов и выгодных Штатам политических решений Москвы.

Дело в том, что рассматривать заключение СНВ-3 следует параллельно с тем, что происходит в мире. А мир никак не может решить проблему глобального кризиса, который только углубляется и всё глубже захватывает всё новые страны.

Причем западная цивилизация все больше начинает сталкиваться с китайской и арабо-мусульманской цивилизациями. Особенно беспокоит Запад активное развитие Китая, который начинает теснить его с сырьевых и прочих рынков. Напомню, что одним из главных источников процветания западной цивилизации и является дешевое сырье. А дальнейшее развитие Китая, Индии и Бразилии может привести к тому, что дешевого сырья уже не будет, а его источники окажутся в руках этих "поднявшихся с колен" держав.

А это уже означает конец власти над миром транснациональных корпораций, контролируемых еврейским капиталом. В этих условиях предотвратить нежелаемые процессы можно лишь, притормозив развитие Китая и других держав. Ключевым моментом здесь было бы отрезать их от источников сырья, одним из которых является Россия. А заключение СНВ-3 дает США серьезный рычаг для воздействия на нас. Если мы откажемся плясать под их дудку, то против нас будет применена сила, с которой мы уже не сможем совладать".

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США (Договор СНВ‑1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша‑старшего и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора составлял 15 лет (до 5 декабря 2009 года). При согласии сторон срок мог продлеваться по истечении 15 лет на последующие 5 лет.

Вопрос о преемственности обязательств Советского Союза по Договору СНВ‑1 был решен в мае 1992 года путем подписания Протокола к Договору, ставшего известным как Лиссабонский протокол. В соответствии с Протоколом преемниками статуса СССР стали Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина, которые приняли на себя обязательство осуществить предусмотренные Договором СНВ‑1 сокращения стратегических сил. Кроме этого, Белоруссия, Казахстан и Украина приняли на себя обязательство присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерных государств, тем самым обязуясь либо ликвидировать, либо передать России все оказавшиеся на их территории ядерные заряды. Впоследствии Россия заключила договоренности с Казахстаном и Белоруссией, в соответствии с которыми они передавали России также все носители ядерного оружия. Украина объявила все находящиеся на ее территории носители своей собственностью и выразила готовность самостоятельно осуществлять их ликвидацию в соответствии с процедурами Договора СНВ‑1.