Обереги

Право международных организаций. Устав организации американских государств Устав организации американских государств 1948 г

Название:

Организация американских государств, ОАГ, OIS

Флаг/Герб:

Статус:

континентальная политическая организация

Структурные подразделения:

Генеральная ассамблея,
Постоянный совет,
Консультативное совещание министров иностранных дел,
Генеральный секретариат

Деятельность:

Цели организации прописаны в Уставе в статье 1: “Поддерживать мир и справедливость, способствовать солидарности, укреплять сотрудничество и защищать свой суверенитет, свою территориальную целостность, и независимость “

Официальные языки:

испанский, английский, французский, португальский

Страны-участницы:

Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка

История:

Организация американских государств является старейшей региональной организацией в мире, начиная с Первой международной конференции американских государств, проходившей в Вашингтоне. На этой встрече было одобрено создание Международного союза американских республик, и была подготовлена почва для создания сети положений и учреждений, которые стали известны как Всеамериканская система. ОАГ появилась на свет в 1948 году с подписания в Боготе, Колумбия, Устава ОАГ, который вступил в силу в декабре 1951 года.

Страны, получившие независимость после 1948 года, обычно принимались в ОАГ по мере получения независимости, за исключением Канады, вступившей в ОАГ только в 1990 году, и Гайаны, принятой в 1991 (спустя 25 лет после получения независимости; как и Канада, Гайана является членом Британского Содружества). Гайана на сегодня является последней страной, принятой в ОАГ.

До 1962 г. Куба как член ОАГ принимала участие в её работе, но после перехода Кубы на социалистический путь развития руководство ОАГ сочло это несовместимым с системой коллективной безопасности Америки и приостановило членство правительства Кубы в организации; Куба и страны советского блока сочли это решение незаконным. В 2000-е годы руководство Кубы неоднократно выступало с предложениями восстановления членства в ОАГ. Решение о приостановке участия Кубы было отменено 3 июня 2009, однако сама Куба отказалась вернуться в ОАГ.

На Генеральной ассамблее ОАГ в апреле 1971 года учрежден институт постоянных наблюдателей ОАГ; на конец 2009 года этим статусом обладают ЕС и 62 государства, в том числе Россия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Грузия и Армения.

4 июля 2009 года пришедшее в результате военного переворота правительство Гондураса объявило о денонсации хартии ОАГ и немедленном выходе своей страны из этой организации. Ранее, 2 июля, руководство ОАГ потребовало в течение 72-х часов вернуть власть в стране президенту Мануэлю Селайе, угрожая в противном случае исключить Гондурас из организации. 1 июня 2011 года, после того, как Селайе и действующий президент Гондураса Порфирио Лобо заключили соглашение о национальном примирении, членства Гондураса в ОАГ было восстановлено.

Организация американских государств, ОАГ (исп. Organización de los estados americanos, англ. Organization of American states, фр. Organisation des États américains, порт. Organização dos Estados Americanos) – международная организация, созданная 30 апреля 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889 г.

Организация американских государств была создана в целях достижения среди его государств-членов, как это предусмотрено в статье 1 Устава, «Поддерживать мир и справедливость, способствовать солидарности, укреплять сотрудничество и защищать свой суверенитет, свою территориальную целостность, и независимость».

Сегодня, Организация американских государств объединяет 35 независимых государств Северной и Южной Америки и является главной политической, юридической и социальной силой в полушарии.

Организация американских государств использует четыре направления для эффективного осуществления своей основной цели, исходя из её основных принципов: демократии, прав человека, безопасности и развития.

Государства-члены Организация американских государств: Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка.

Штаб-квартира расположена в Вашингтоне. Рабочие языки – испанский, английский, французский и португальский.

Высшие органы - Генеральная ассамблея, Постоянный совет, Консультативное совещание министров иностранных дел, Генеральный секретариат.

Организация американских государств является одной из стареших региональных организаций в мире, начиная с Первой международной конференции американских государств, проходившей в Вашингтоне. На этой встрече было одобрено создание Международного союза американских республик, и была подготовлена почва для создания сети положений и учреждений, которые стали известны как Всеамериканская система. Организация американских государств появилась на свет в 1948 г. в связи с подписанием в Боготе, Колумбия, Устава ОАГ, который вступил в силу в декабре 1951 г.

Страны, получившие независимость после 1948 г., обычно принимались в Организацию американских государств по мере получения независимости, за исключением Канады, вступившей в Организацию американских государств только в 1990 г., и Гайаны, вступившей в Организацию американских государств только в 1991 г. (спустя 25 лет после получения независимости).


До 1962 г. Куба как член Организации американских государств принимала участие в её работе, но после перехода Кубы на социалистический путь развития руководство Организации американских государств сочло это несовместимым с системой коллективной безопасности Америки и приостановило членство правительства Кубы в организациию Куба и страны советского блока сочли это решение незаконным. В 2000-е годы руководство Кубы неоднократно выступало с предложениями восстановления членства в Организации американских государств. Решение о приостановке участия Кубы было отменено 3 июня 2009 г., однако сама Куба отказалась вернуться в Организацию американских государств.

На Генеральной ассамблее ОАГ в апреле 1971 г. был учрежден институт постоянных наблюдателей ОАГ. На конец 2000-х годов этим статусом обладают ЕС и 62 государства, в том числе Россия.

4 июля 2009 г. пришедшее в результате военного переворота правительство Гондураса объявило о денонсации Устава ОАГ и немедленном выходе своей страны из этой организации. Ранее, 2 июля 2009 г., руководство Организации американских государств потребовало в течение 72-х часов вернуть власть в стране президенту Мануэлю Селайе, угрожая в противном случае исключить Гондурас из организации. 1 июня 2011 г., после того, как свергнутый президент Гондураса Мануэль Селайе и действующий президент Гондураса Порфирио Лобо заключили соглашение о национальном примирении, членство Гондураса в Организации американских государств было восстановлено.

Организация американских государств (ОАГ) - международная организация государств Зап. полушария. Объединяет (на 1.II 1990 г.):

Антигуа и Барбуду, Аргентину, Багамские острова, Барбадос, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гаити, Гватемалу, Гондурас, Гренаду, Доми­нику, Доминиканскую Республику, Канаду, Колумбию, Коста-Рику, Мексику, Никарагуа, Панаму, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Вин­сент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсию, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор и Ямайку. До 1962 г. в работе ОАГ в качестве члена участвовала Куба. В 1971 г. учрежден институт постоянных наблюдателей при ОАГ, которых аккредитовали 24 государства Европы, Америки и Азии.

Создана в 1948 г. на IX Межамер. конференции в Боготе (Ко­лумбия) на базе существовавшего с 1890 г. Панамер. союза.

Уставными целями ОАГ являются: поддержание мира и безо­пасности на континенте; мирное урегулирование споров между госу­дарствами-членами; организация совместных действий против агрес­сии; решение общими усилиями государств-членов стоящих перед ними политических, экономических, правовых проблем; содействие социальному, экономическому, культурному развитию стран - уча­стниц организации.

Первоначально принципы деятельности и структура ОАГ опре­делялись уставом 1948 г., в основу которого был положен Межаме­риканский договор о взаимной помощи 1947 г. Однако недовольство лат.-амер. стран гипертрофированностью военно-политической сторо­ны деятельности ОАГ привело в сер. 60-х гг. к пересмотру ее устава. На III чрезвычайной Межамер. конференции (Буэнос-Айрес, 1967 г.) был подписан «Протокол Буэнос-Айреса» (вступил в силу 27.11 1970 г.), который существенно дополнил старую редакцию устава по­ложениями об усилении социально-экономической деятельности орга­низации, равноправном сотрудничестве, интеграции и др., внес из­менения в структуру ОАГ.

Высшим органом ОАГ является Генеральная Ассамб­лея (ГА), которой поручено определять общую политику организации. Сессии ГА проводятся ежегодно в странах - участницах ОАГ по­очередно. Решения ГА принимаются большинством голосов, за исключением тех случаев, когда в соответствии с уставом требуется наличие 2 /з голосов. Консультативное совещание ми­нистров иностранных дел созывается для рассмотрения особо важных вопросов. При совещании функционирует консульта­тивный комитет обороны, состоящий из высших военных представи­телей государств - членов ОАГ. Основные органы ОАГ, пользующиеся одинаковыми правами: Постоянный совет (ПС), Меж­амер. экономический и социальный совет (МЭСС) и Межамер. совет по образованию, науке и культуре (МСОНК). Межамер. юридиче­ский комитет координирует деятельность по разработке и кодифи­кации норм международного права, изучению юридич. проблем ин­теграции в странах Латинской Америки, возможностей унификации законо­дательства. Генеральный секретариат - постоянный центр, орган ОАГ - осуществляет контроль за исполнением постановлений ГА, Консультативного совещания и советов ОАГ. Возглавляется ге­неральным секретарем, избираемым ГА сроком на 5 лет (с марта 1984 г. им является бразилец Ж. К. Баэиа Соарис, заместитель гене­рального секретаря - В. Мак-Коми, Барбадос). В рамках ОАГ функ­ционирует Межамер. комиссия по правам человека.

При ОАГ созданы специализированные учрежде­ния, осуществляющие свою деятельность на основе многосторонних межправительственных соглашений. Среди них: Межамер. институт кооперации в области сельского хозяйства, Панамер. организация здравоох­ранения, Межамер. комиссия женщин, Межамер. институт защиты детей, Панамер. институт географии и истории, Межамер. индеанистский институт. Специализированные агентства, ко­миссии; Межамер. совет обороны (МСО), Межамер. статистиче­ский институт, Межамер. комиссия по ядерной энергии, специальная межамер. комиссия по борьбе с контрабандой наркотиков. Бюджет ОАГ складывается из ежегодных взносов государств-членов (св. 60% бюджета покрывают США).

В истории ОАГ хронологически можно выделить три этапа. Пер­вый - с 1948 г. до сер. 60-х гг.,- когда США удавалось, пользуясь разобщенностью лат.-амер. государств и прибегая к методам поли­тического и экономического давления, навязывать им любое выгод­ное для себя решение в этой организации. Именно в эти годы в межамер. системе получили распространение антикоммунистические доктрины «несовместимости» (пропагандировавшая несовместимость марксизма-ленинизма с принципами межамер. системы) и «перво­очередности» (отстранявшая Совет Безопасности ООН от рассмот­рения спорных вопросов, возникавших между государствами - чле­нами ОАГ). На основе этих доктрин Соединенные Штаты с помощью ОАГ осуществили интервенцию в Гватемале (1954 г.), добились исключения из ОАГ Кубы (1962 г.) и впоследствии объявления незаконных с точки зрения международного права «санкций» ОАГ против этого государства (1964 г.). Наконец, вооруженная интер­венция США в Доминиканскую Республику (1965 г.), осуще­ствленная Вашингтоном под флагом ОАГ, наглядно показала бес­почвенность упований правящих классов стран региона на прин­ципы «невмешательства» и «самоопределения», зафиксированные в уставе ОАГ.

Второй этап развития ОАГ связан с проведением первой рефор­мы этой организации (1964-70 гг.). Реформа устава ОАГ, прове­денная в эти годы, отразила новое качественное состояние межамер. системы, зафиксировав примерное равенство сил США и большин­ства лат.-амер. государств внутри нее. Соединенные Штаты не смог­ли добиться создания в ОАГ т. н. «межамер. вооруженных сил» на постоянной основе, но в то же время латиноамериканцам не удалось обеспечить каких-либо гарантий положений о необходимости осу­ществления равноправного экономического сотрудничества, фор­мально закрепленных в уставе.

Начало новому, третьему этапу развития межамер. системы, про­ходившему под знаком активизации деятельности лат.-амер. стран, положила III сессия ГА ОАГ, проходившая в апреле 1973 г. в Ва­шингтоне. На сессии была принята резолюция, призвавшая к пере­смотру не только структуры, но и доктрин межамер. системы, при этом сделан упор на необходимость усиления социально-экономиче­ской активности организации, США, пошедшие на новую реформу лишь под влиянием совместной позиции лат.-амер. государств, с са­мого начала прибегли к обструкции и игре на противоречиях, стре­мясь не допустить принятия выработанных документов. Юридиче­ская сторона реформы ограничилась лишь принятием поправок к Межамер. договору о взаимной помощи («Протокол Сан-Хосе»), Однако в практическом плане период 1973-79 гг. во многом спо­собствовал демократизации ОАГ. В этот период было покончено с доктринами «несовместимости» и «первоочередности» и с новой силой подтверждены принципы невмешательства и самоопределения в межамер. отношениях. В июле 1975 г. в ОАГ была отменена обя­зательность соблюдения ее членами санкций, принятых против Кубы, а в декабре того же года распущена ставшая печально из­вестной Специальная консультативная комиссия по вопросам безо­пасности при ОАГ, в течение ряда лет занимавшаяся выявлением «происков международного коммунизма» в Зап. полушарии. В июне 1979 г. на Консультативном совещании министров иностр. дел про­валилась попытка США совершить руками ОАГ интервенцию против Никарагуа, что объективно способствовало укреплению внешнепо­литических позиций этой страны.

В нач. 80-х гг. администрация Рейгана вновь взяла на воору­жение методы «традиционного панамериканизма», одновременно активно занимаясь поиском новых союзников в ОАГ. Новая расста­новка сил в ОАГ впервые резко обозначилась на XX Консультатив­ном совещании в июле 1982 г., когда Кариб. государства отказались присоединиться к абсолютному большинству лат.-амер. стран и осу­дить агрессию Великобритании против Аргентины во время т. н. Мальвинского кризиса. Совершив агрессию против Гренады в ок­тябре 1983 г., Вашингтон попытался тем самым еще крепче привя­зать к себе в политическом плане островные Кариб. государства, под­державшие это вторжение.

На XIV специальной сессии ГА ОАГ, состоявшейся в декабре 1985 г. в г. Картахене (Колумбия), лат.-амер. страны приняли ряд изменений в уставе ОАГ, свидетельствующие об их желании усилить политический аспект ее деятельности и повысить роль организации в разрешении международных споров. Так, были расширены поли­тические полномочия генерального секретаря ОАГ, получившего права, близкие к тем, которыми пользуется генеральный секретарь ООН, и усилены функции Постоянного совета, который был наделен правом предлагать свое посредничество по просьбе одной стороны - участницы международного спора.

В настоящее время в ОАГ сложилась своеобразная ситуация, когда ни лат.-амер. страны пока еще не могут наполнить реальным содержанием многие новые положения ее устава, ни США уже не способны использовать эту организацию в качестве инструмента своей политики в регионе, как ранее. На XVIII сессии ГА ОАГ (но­ябрь 1988 г.) страны региона выразили обеспокоенность в связи с бюджетным дефицитом организации, образовавшимся из-за задол­женности США по взносам (на 1.1 1989 г.- ок. 30 млн дол.).

Местопребывание осн. органов ОАГ - г. Вашингтон.

    Современная энциклопедия

    - (ОАГ) создана в 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе. 35 членов латиноамериканских государств, США и Канады (1994). Высший орган ОАГ Генеральная ассамблея министров иностранных дел, исполнительный орган Постоянный совет ОАГ (в… … Большой Энциклопедический словарь

    ОАГ создана в 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе. 35 членов латиноамериканских государств, США и Канады (1994). Высший орган ОАГ Генеральная ассамблея министров иностранных дел, исполнительный орган Постоянный совет ОАГ (в… … Политология. Словарь.

    - (ОАГ; Organizacion de los estados americanos, Organization of American States), основана в 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе. В составе ОАГ 35 членов: латиноамериканского государства, США и Канада (1994). Основные цели поддержание… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (ОАГ; исп. Organización de los estados americanos, англ. Organization of American states, фр. Organisation des États américains, порт. Organização dos Estados Americanos), создана 30 апреля 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе… … Википедия

    Организация американских государств - (ОАГ; исп. Organización de los Estados Americanos, англ. Organization of American States), региональная международная организация, объединяющая страны Латинской Америки, Карибского бассейна и США. Создана 30 апреля 1948 на 9 й Межамериканской… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    - (ОАГ; Organización de los estados americanos) создана 30 апреля 1948 на 9 й Межамериканской конференции (См. Межамериканские конференции) в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза (См. Панамериканский союз), существовавшего с… … Большая советская энциклопедия

    - (ОАГ). Созд. 30 апр. 1948 на 9 й Межамер. конференции в Боготе (Колумбия). Чл. ОАГ являются (1966) США и 19 латиноамер. гос в (все, кроме Кубы, Барбадоса, Гвианы, Ямайки и Тринидада и Тобаго). США используют ОАГ как орудие для борьбы против нац.… … Советская историческая энциклопедия

    - (ОАГ) региональная межправительственная организация, созданная в 1948 г. и включающая большинство стран Западного полушария. ОАГ действует на основе устава в редакции 1970 г., а т.ж. Межамериканского договора о взаимной обороне 1947 г. Членами… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Организация американских государств - (ОАГ) (Organization of Amercan States, OAS)Organization of Amercan StatesOAS, региональная организация 35 стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Первоначально основанная в 1890г. в значительной степени с целью развития экономических и… … Страны мира. Словарь

Книги

  • Современное международное право о защите окружающей среды и экологических правах человека , А. М. Солнцев. В монографии исследуется возникновение и развитие системы экологических прав человека, выявляются отдельные виды экологических прав человека, анализируются международно-правовые и…

Организация Американских Государств (ОАГ)- международная региональная организация, объединяющая более 30 государств Западного полушария США, страны Латинской Америки и Карибского бассейна. В нынешнем виде межамериканская система оформилась в первые послевоенные годы. В 1947 году в Рио-де-Жанейро государства Западного полушария подписали Межамериканский договор о взаимной помощи (“Пакт Рио”), а год спустя, в 1948 году, в Боготе -- Устав ОАГ. Там же была принята Американская декларация о правах человека. В Боготе был подписан Пакт о мирном разрешении споров, который, хотя и не был ратифицирован ни одним из участников, сохранил политическую весомость и сегодня. Абдулфаттах Амб. ОАГ и ее роль в координации внешней политики латиноамериканских государств. М.: Международные отношения, 1999 г. С. 12.

Созданием организации латиноамериканские государства стремились зафиксировать юридическое равенство, опираясь на принцип “одна страна -- один голос”. Первоначально взаимоотношения внутри Организации строились по принципу “США + 20 других стран”. На сегодняшний день положение изменилось: все субъекты ОАГ имеют равные права и обязанности.

Другим мотивом создания организации был расчет на то, что союзнические отношения с США облегчат латиноамериканским государствам выход в большую политику, создадут благоприятные условия для экономического роста. Об этом свидетельствовали настойчивые усилия латиноамериканских государств зафиксировать в Уставе ООН особый статус межамериканской системы. ОАГ должна быть представлена в Совете Безопасности на правах постоянного члена, а ее Генеральный секретарь -- принимать участие в сессиях ООН в качестве представителя межамериканской системы. ОАГ должна была на региональном уровне выполнять те задачи, которые ООН выполняет на глобальном. Абдулфаттах Амб. ОАГ и ее роль в координации внешней политики латиноамериканских государств. М.: Международные отношения, 1999 г. С. 16.

С тех пор основными декларируемыми принципами ОАГ стали приверженность международному праву, уважение суверенитета и независимости, демократия, социальная справедливость, уважение прав человека вне зависимости от расовой принадлежности и политических убеждений. В свою очередь провозглашаемыми целями организации являются укрепление мира и безопасности, предупреждение осложнений и мирное разрешение споров, совместные выступления в случае агрессии, совместные усилия по экономическому, социальному и культурному развитию.

Одним из основных факторов сотрудничества в рамках единой организации остается вопрос коллективной безопасности. В настоящее время несмотря на снижение доли военных расходов, суммарный оборонный бюджет латиноамериканских стран увеличивается.

Высший орган ОАГ - Генеральная Ассамблея (36-я сессия состоялась в г.Санто-Доминго, Доминиканская Республика, в июне 2006 г.). Главный орган - Постоянный совет, состоящий из представителей (послов) стран-участниц. В его структуру входят постоянные комиссии (по континентальной безопасности, политико-правовым, административно-бюджетным вопросам) и рабочие группы. Административный орган - Генеральный секретариат. В 2005 г. Генсекретарем ОАГ избран Хосе Мигель Инсульса, в прошлом мининдел и министр внутренних дел Чили.

С 1971 г. действует институт постоянных наблюдателей при ОАГ. В настоящее время этим статусом обладают ЕС и 51 государство, в т.ч. Россия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Грузия и Армения. Маслов А.Л. Организация Американских Государств. http://www.mid.ru/organizations/oas 14.04.2007 г.

В современных условиях страны-члены ОАГ стремятся найти новые направления и формы деятельности этой организации, оптимально адаптированные к внутриполитическим и международным реалиям. Продвижению к этим целям способствовало, в частности, проведение межамериканских саммитов в Майами (США, 1994 г.), Сантьяго (Чили, 1998 г.), Квебеке (Канада, 2001 г.), в г.Мар-дель-Плата (Аргентина, ноябрь 2005 г.), внеочередного саммита в Монтеррее (Мексика, 2004 г.), а также межамериканской встречи на высшем уровне по проблемам устойчивого развития (Боливия, 1996 г.).

Повышению эффективности деятельности ОАГ в социально-экономической сфере призван содействовать созданный в 1996 г. Межамериканский совет по комплексному развитию (СИДИ).

Важное направление деятельности ОАГ - укрепление демократии и обеспечение прав человека. Главные механизмы в этой сфере - резолюция ГА ОАГ 1080, устанавливающая порядок реагирования на нарушения конституционного строя в странах континента, и Вашингтонский протокол, которым введена в действие “демократическая статья”, предусматривающая приостановление участия государств в ОАГ в случае неконституционных изменений демократического порядка. На 28-й внеочередной сессии ГА ОАГ (Лима, 2001 г.) принята Межамериканская демократическая хартия, закрепляющая механизмы применения “демократической статьи”. ОАГ оказывает практическое содействие странам континента путем направления миссий наблюдателей для контроля за реализацией мирных договоренностей и проведением выборов. В последнее время особое внимание уделяется Гаити и Венесуэле.

Усиливается внимание ОАГ к проблематике континентальной безопасности. Побудительными мотивами к этому стали, с одной стороны, понимание, что Пакт Рио-де-Жанейро (1947 г.) как правовая основа обеспечения безопасности в регионе не отвечает современным реалиям, а с другой - стремление США сформировать под своим руководством новую модель военно-политического сотрудничества стран континента. Набирает силу процесс переосмысления концепции континентальной безопасности, ее переориентации с задач защиты от внешней угрозы на противодействие новым вызовам. Важным шагом на пути формирования новой архитектуры региональной безопасности, учитывающей современные мировые реалии, стала Специальная межамериканская конференция по безопасности (Мексика, 2003 г.).

Изменение подходов к пониманию безопасности должно повлечь за собой выработку новых механизмов ее обеспечения. Мексиканцы взяли на себя инициативу по ускорению продвижения в данном направлении.

В 2004 г. Мексика вышла из Пакта Рио. Латиноамериканские страны (Бразилия, Мексика, Венесуэла и др.) не заинтересованы в пересмотре ведущей роли ОАГ в системе межамериканской безопасности, в создании альтернативных форумов принятия решений по вопросам военного сотрудничества. Под эгидой ОАГ проведены две региональные конференции по мерам укрепления доверия и безопасности в Западном полушарии (Чили, 1995 г., Сальвадор, 1998 г.).

Среди основных тем повестки дня ОАГ - проблемы борьбы с наркобизнесом, терроризмом, незаконным оборотом оружия, коррупцией и другими новыми вызовами. Приняты межамериканские конвенции: о борьбе с коррупцией, о запрещении незаконного производства и оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, о транспарентности в приобретении обычных вооружений. Планируется заключить конвенцию по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий.

После терактов в США активизировалась деятельность Межамериканского комитета по борьбе с терроризмом (СИКТЕ). На 32-й сессии ГА ОАГ (2002 г.) принята межамериканская конвенция по борьбе с терроризмом. Активно работает Межамериканская комиссия по контролю за злоупотреблением наркотиками (СИКАД).

На состоявшейся в январе 2006 г. 31-й внеочередной сессии Генассамблеи ОАГ принято решение об увеличении бюджета Организации в 2007-2008 гг. и временном перераспределении шкалы взносов на этот переходный период. Постсовету поручено выработать к 37-й очередной сессии Генассамблеи (июнь 2007 г.) новую систему квот и принципы индексации бюджета. Достигнутый компромисс об увеличении бюджета с 76,3 до 81,5 млн. долл. важен как первый шаг на пути к полномасштабной финансовой реформе ОАГ.

В ходе 32-й внеочередной сессии Генассамблеи ОАГ (март 2006 г.) принята резолюция о статусе Межамериканского совета обороны (МСО), а также его правовых и институциональных взаимоотношениях с ОАГ. В ней четко зафиксировано, что МСО является одним из органов ОАГ. Он пользуется технической автономностью, но обязан выполнять в пределах своей компетенции решения Генассамблеи и Постсовета ОАГ, а также консультативных встреч мининдел. Членом МСО (на данный момент их насчитывается 26) может стать любая страна-участница ОАГ. Государства-наблюдатели при ОАГ автоматически получают аналогичный статус и при МСО.