Приметы

Беседа о культуре общения для учащихся начальных классов. Беседа. Правила культуры общения

Внеклассное занятие в 3-4 классе «Культура приветствия, обращения и знакомства»

Цель: обратить внимание учащихся на культуру речи, на общепринятые нормы произношения и формы речи, приветствия.

Эпиграф: «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ).

Ход мероприятия

Ребята! Сегодня мы поговорим о самых распространенных формах речи, потому что выбранные вами обороты речи должны вызывать нужное впечатление у собеседника.

— Как мы приветствуем друг друга, взрослых людей, знакомых? (Здравствуйте! Рад вас видеть! Приветствую вас! Добрый день!)

Приветствие может быть дополнено улыбкой, небольшим поклоном или кивком.

Если расстояние между здоровающимися большое, имеет смысл обменяться поклонами.

— Что такое поклон?

Поклон — это фиксация головы в наклонном положении 1-2 с.

(Дети отрабатывают умение выполнять поклон.)

При приветствии лучше пользоваться традиционным выражением «здравствуйте!». Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», т. е. «быть здравым», здоровым. Впервые приветствие встречается в Письменах и бумагах Петра Великого.

В деловом мире распространено приветствие, указывающее на время встречи.

Доброе утро! (до 12 часов).

Добрый день! (до 18 часов).

Добрый вечер! (после 18 часов).

Доброй ночи! (после 24 часов).

Согласно правилам этикета первым приветствует:

Мужчина — женщину;

Младший по возрасту — старшего.

Обращение к собеседнику - важный момент речевого этикета.

— Какие формы обращения вы знаете?

(Дети называют, например, «по имени и отчеству», «товарищ полковник», «дамы и господа», «ваша честь», «господин» и т. д.)

В западных компаниях, как правило, принято обращение на «ты» и по имени. Помните, что если вам не предложили другой способ обращения, то к старшим по возрасту всегда следует обращаться на «вы».

. «Ты» мы говорим наиболее близким, родным, друзьям, знакомым.

. «Вы» — официальное обращение к кому-либо.

Этикет, или культура знакомства, тоже имеет свои речевые формы.

— Какие речевые формы мы используем?

(Дети перечисляют, при необходимости учитель дополняет.)

Разрешите с вами познакомиться...

Меня зовут... Ответная форма:

Очень приятно...

Меня зовут...

Хочу вам представить...

Ситуация 1. Вы едете в транспорте, вам нужно передать деньги на билет.

— Как вы поступите? Как вы обратитесь к соседу по транспорту?

Прошу вас...

Будьте добры...

Будьте любезны...

Ситуация 2. При выходе из кинотеатра, вам наступили на ногу и сразу же извинились.

— Как нужно ответить на извинение?

Пожалуйста.

Ничего страшного.

Не стоит извинения.

Ситуация 3 . Ваш одноклассник высказывает мнение, с которым вы не согласны.

— Как вы выразите свое несогласие?

Я не согласен с тобой, потому что...

Прости, но ты не совсем прав.

Вынужден с тобой не согласиться, потому что...

— Как можно выразить словами свое согласие с тем, что вы услышали?

Вы правы.

Несомненно.

У меня нет возражений.

Месяц Темы индивидуальных и групповых бесед
(Утро и вечер)
Чтение Игры, труд Занятия с детьми
Консультации с родителями
1 2 3 4 5

Сентябрь

“Как надо здороваться?”

“Как вести себя за столом?”

“Как правильно накрыть стол?”

Беседа “Ура гости!”

К.Чуковский “Федорино горе?”

Сказка “Чаепитие в лесу”.

Дид. настольная игра “Этикет”. Цель: закрепление правил использования столовых приборов.

Дид. игра “Предметы на праздничном столе”. Цель: совершенствовать навыки поведения за столом, владения столовыми предметами.

Изготовление подарков ко Дню пожилого человека

Консультация “Правила пользования столовыми приборами”

Родительское собрание “Обучение детей правилам поведения за столом” с показом занятия с детьми “Наш помощник этикет”

“Как надо называть родных?”

Беседа “Я и мои родители”

Обсуждение с детьми пед. ситуаций по теме “Вежливость”.

Инд. беседы “Как я помогаю родителям?”

Волшебное слово” В.Осеевой

Сказка о добрых словах

Разыгрывание игровых ситуаций по теме “Вежливая просьба”.

Дид. игра “Как Буратино стал вежливым”

Дид. игра “Школа вежливости”

(правила-картинки)

Консультация “Если вашего ребенка пригласили в гости”

Беседа “Доставляй радость людям добрыми делами”

Беседа “Что я сделал хорошо, что я сделал плохо”.

Беседа “Добро не требует награды” Цель: учить детей бескорыстно помогать, получать удовольствие от своих добрых дел. (Петерина)

А.Барто “Вовка – добрая душа”

Рассказ “Добрый поступок Вани”.

Игра “да – нет” Цель: закрепление правил культурного поведения.

Словесная игра: “О правилах” (закончи фразу)

Изготовление детьми подарков ко Дню Матери

Консультация “Обучение правилам семейного этикета”

Консультация “Есть ли у вашего ребенка постоянное поручение?”

Инд. беседы “Мои желания”. Цель: воспитывать взаимопомощь, умение согласовывать свои желания с желаниями других.

Беседа “Ты мой друг и я твой друг”.

Беседа “Что такое дружба?” Цель: формировать понятия “Друг, дружба”, научить пони-мать, оценивать чувства и поступки других.

Калинина “Разве так играют?”

Л.Толстой “Косточка”

Н. Юсупов “Простите”

Сказка “Заяц-хваста”

ТРИЗ. Сказка “Морозка”

Игра-упражнение “Подарок другу”. Цель: развивать умение невербально “описывать” предметы.

Игра-инсценировка “Правила вежливости”. Цель: закрепление вежливых форм обращения.

Изготовление открыток близким к Новому году

Занятие “Мы улыбаемся” . Цель: воспитывать потребность в общении со сверстниками, развивать эмоц. отзывчивость.

Консультация “Как устроить детский праздник?”

Беседа “Как надо обращаться с просьбой к другому человеку?”

Беседа “Одному плохо”. Цель: показать позитив-ность дружественных отношений. (конспект)

Предложить разъяснить смысл пословиц о дружбе.

Л.Толстой “Два товарища”

ТРИЗ. Сказка “Гуси- лебеди”.

Стихотворение Л. Квитко “Два друга”.

Дид. настольная игра “Что такое хорошо, что такое плохо”

Разыгрывание игровых ситуаций по теме “Вежливая просьба”

Консультация “Вежливые слова”

Раздать родителям памятки “Секреты вежливого ребенка”

Беседа “О дружбе и друзьях”. Цель: закрепить понятия “Друг”, “дружба”.

Беседа “Расскажи о своем друге”. Цель: развивать связную речь, умение рассказывать о друге, отмечая особенности его характера.

Инд. беседы “Оцени поступок друга” (на примере жизни группы)

В. Драгунский “Друг детства”.

О. Шим “Жук на ниточке”, “Не смей!”.

Стихотворение А.Кузнецова “Подружки”

З. Александрова “Подарили нашей Вере…”

Этюд “Впереди всех”– Цель: Развитие соц. эмоций, обучение проявления сочувствия, сопереживания к сверстникам и близким.

Изготовление подарков ко Дню защитника Отечества.

Игра “Волшебники” Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг другу.– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – ––

Занятие “ Мои любимые игрушки”.

Открытое занятие “ Секреты дружбы” (конспект)

Консультация “Наказывая, подумай: зачем?”

Инд. беседы “Как я помогаю маме, бабушке?”, “Как накрыть стол?”

Беседа “Как сидим, как едим”.

Беседа “Чем можно порадовать маму?”

Беседа “Учусь сочувствовать”. Цель: закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, оказывать помощь.

В.Осеева “Сыновья”.)

Ненецкая сказка “Кукушка”

Сказка о матери и сыне.

Сказка о бабушке, ее внучке Ниночке и злой колдунье

Изготовление подарков к 8 марта

Дид. игра “Не поделили игрушку”. Цель: научить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций.

Дид. настольная игра “Этикет”. Цель: закрепление правил использования столовых приборов.

Занятие “Доброта” Цель: формирование моральных представлений, показ новых форм поведения (конспект)

Консультация “Это мое! Или талант быть добрым”

Беседа “Учимся беседовать о сказочных героях

Инд беседы “Как можно пожалеть?”

Беседа “Внимательный, равнодушный”. Цель: обсуждение данных качеств характера и их значение в общении.

Сказка “Умей обождать”.

А Барто “Девочка – ревушка”

Стихотворение М. Ивлен “Кто поможет?”

Дид. игра “Школа вежливости”

(правила-картинки)

Игра “Да – нет”. Цель: закрепление правил культурного поведения.

Дид. игра “Не обзывайся”

Занятие “Кто – это хвастун?”

Консультация “Использование игровых ситуаций для закрепления правил культуры поведения у детей”

Беседа “Почему бывают драки?”

Беседа “Мальчики и девочки”.

Беседа “Какие бывают привычки?”.

Беседа “Зачем нужны правила?”

В. Осеева “Три товарища”

Фомина “Подруги”[ 9, с.253]

Н.Носов “Фантазеры”

Рассказ “История, случившаяся в детском саду”.

Игра – драматизация “Что такое хорошо, что такое плохо”.

Игра-драматизация рассказа “Три товарища”

Дид. настольная игра “Что такое хорошо, что такое плохо”

Занятие “О фантазерах и лгунишках”. Цель: научить различать обман и выдумку, фантазию, развивать стремление к правдивости и такту.

Консультация “Как вести беседы с детьми о правилах поведения в общественных местах”;

“Природа и дети”, “Памятка выезжающим на природу”

Список литературы.

  1. Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М.: ТЦ, Сфера, 2003, – 128 с.
  2. Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008. – 96 с.
  3. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
  4. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
  5. Пахомова О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: книголюб, 2004. – 88 с.
  6. Фалькович Т.А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008. – 160 с.
  7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.
  8. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей, Книголюб, 2001. – 60 с.
  9. Щипицина Л.М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – “Детство Пресс”, 2002. – 384 с.
  10. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский домВоспитание дошкольника”, 2003. – 112 с

Культура общения (слайд 1)

Беседа для старшеклассников

Цели:

· формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умение понимать себя и других;

· ознакомить с основными правилами общения;

· формировать положительную оценку качеств: тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других, развивать умение слушать, понимать, сопереживать.

Задачи:

1.Обогащение сознания учащихся знаниями об общении.

2)Игра «Спина к спине». (Слайд 3)

Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача - вести диалог на какую-либо интересующую их тему (например, любимый предмет в школе). Остальные играют роль молчаливых зрителей.

Обсуждение. Дети делятся своими ощущениями.

Легко ли было вести разговор?

В чем были трудности?

Есть ли удовлетворение от разговора?

Зрители высказывают свои наблюдения.

Сейчас мы наблюдали за разговором участников. Как можно назвать их разговор по другому? Что они делали? (Общались. Знакомство. Разговоры друг с другом или даже написание письма по Интернету – между ними происходит общение).

Сегодня на нашей встрече мы поговорим о культуре общения.

3)Незаконченное предложение (Слайд 4)

Общение – это…..

Общение – коммуникативный процесс, своеобразная связующая нить, объединяющая людей между собой. Культура общения - это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил - показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе, невозможно вести бизнес и налаживать деловые контакты.

Для чего людям общение? (Слад 5)

При помощи слов мы выражаем свои мысли и свое отношение к собеседнику, показываем уважение, признание, любовь или наоборот даем понять, что собеседник нам неприятен, мы его не считаем за достойного оппонента, не уважаем его и его мнение.

Основной элемент общения - речь, именно от того, насколько культурна ваша речь, структурирована и интеллектуальна, зависит в целом культура общения с вами. При помощи слов мы выражаем свои мысли и свое отношение к собеседнику, показываем уважение, признание, любовь или наоборот даем понять, что собеседник нам неприятен, мы его не считаем за достойного оппонента, не уважаем его и его мнение.

Рамки культуры в общении устанавливают сами собеседники, иногда только, что познакомившиеся люди, легко переходят «на ты», общаются тепло и дружественно, как будто знакомы много лет. В то время как люди давно знакомые, могут не переходить определенных рамок и оставаться в общении на большой дистанции.

I I I. Мини-лекция «Золотые правила общения» (Слайд 6)

Действительно, ребята, тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учёбе, работе, наше здоровье и сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться культурному общению.

Насколько трудно понять человека таким, какой он есть?

1) (Нужно найти в нем, что - то хорошее, простить ему недостатки, посочувствовать).

Какие качества помогают нам хорошо, приятно общаться?

2) Воспитанность, вежливость , ответственность, благодарность, умение проявлять свой интерес искренне, с улыбкой, способность показать человеку, что вы рады его видеть, и, обязательно, общаясь с человеком называть его по имени.

Что нужно для культурного общения?

3)Для общения важно научиться слушать другого, быть внимательным к собеседнику, не отвлекаться. Часто можно понять не только смысл слов, но и чувства собеседника (что то случилось – рассказывает взволнованно…) отрицательная реакция вызовет у собеседника чувство неуверенности, умей сочувствовать собеседнику (выслушав его повторить его фразу и кивнуть).

Культура общения подразумевает соблюдение определенных правил не только в вербальной речи, но и в невербальной - мимике, жестах, позе тела.

4)Общаясь – стой прямо лицом к лицу, не отворачиваясь; ваше лицо должно выражать положительные эмоции.

(Слайд 7) Невербальная культура общения подразумевает открытое положение тела, минимальную жестикуляцию, очень некультурно размахивать руками перед лицом собеседника. Не принято стоять к собеседнику боком или отворачиваться спиной. Мимику довольно сложно контролировать во время разговора, но надо следить, чтобы ваше лицо не стало неприятной гримасой при выражении каких-либо эмоций. Также негативно воспринимается собеседником «закрытая» поза: скрещенные руки на груди и скрещенные ноги. Принимать такую позу по отношению к собеседнику - признак некультурности. Если общение происходит сидя, некультурно раскачиваться на стуле, отворачиваться от собеседника, ерзать на сидении, чистить ногти, грызть зубочистки и не смотреть на собеседника. Также не красиво уставиться на собеседника и смотреть на него, не отрывая глаз.

IV . Практикум

1. Ролевая игра «Да – диалог». (Слайд 8)

Вызываются двое участников. После этого каждый представитель вынимает карточку с заданием. Учащимся дается 1-2 минуты на подготовку. Двое учащихся садятся в центр круга и начинают диалог. Один из них произносит фразу на заданную тему, другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый, и продолжить диалог. Главное - во всем соглашаться, обязательно отражая мысль партнера.

Другие учащиеся следят за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы, т. е. не стали возражать друг другу или не ушли в сторону от заданной темы. Затем следующие двое садятся в центр и работают также в режиме «Да – диалог». Предлагаются следующие темы для диалогов:

Мой любимый фильм

Любимые уроки

Моё увлечение и т. д.

2. «Мимика и жесты» (Слайд 9)

а) Все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с простым заданием, например «написать письмо», «переставить мебель в классе» и т. д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивают написанное в задании с выполненным.

б) Группа разбивается на две части. Каждая из подгрупп теперь пассажиры автобусов, которые едут в противоположные стороны, но вот автобусы останавливаются друг напротив друга, скоро они продолжат движение. Однако в противоположном автобусе вы увидели друга/подругу, которому не могли дозвониться. Участники из противоположных «автобусов» должны договориться (только с помощью мимики и жестов) о предстоящей встрече. При обсуждении выясняется, кто из партнеров как понял друг друга, что было сложным при передаче и приеме информации без слов.

(Слайд 10) Культурное общение - это всегда диалог, обмен мнениями, выражение собственных мыслей и интерес к мыслям собеседника. Не надо перетягивать инициативу разговора на себя, и уж тем более долго и нужно говорить о том, что волнует только вас. Не бойтесь, если во время беседы возникнет пауза и зависнет тишина, это значит, что собеседники собираются с мыслями, не надо без умолка тараторить, чтобы «забить» все паузы. Крайне некультурно перебивать собеседника на середине фразы, если вам уж сильно надо что-то сказать, всегда необходимо извиниться за то, что перебили речь собеседника.

3. Упражнение «Пожелание другу». (Слайд 11)

Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую–нибудь работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и любовь друг к другу – это великая сила.

А сейчас, я предлагаю вам написать вот на этих сердечках пожелания и подарить их друг другу.

Итог. Культура общения - неотъемлемая часть поведения в обществе,

любая беседа, разговор, фраза, направленная в чью-либо сторону, должны быть культурными, красивыми и достойными.

V . Рефлексия.

Игра «Спасибо». (Слайд 12)

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового.

Светская гостиная

ТЕМА: «Культура поведения и этика взаимоотношений»

    ЦЕЛЬ: Способствовать

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ :

Оборудование :

Используемая литература:

Материалы сети Интернет: kpfu.ru , allrefs.net

Подготовила и провела:

Цегельник Н.Ю.

старшая вожатая

Беседа «Культура поведения и этика взаимоотношений»

И так во всем, как хотите,
чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними.

Евангелие от Луки

Цели занятия:

    Способствоватьформированию у подростков знаний о речевом этикете, о вежливости;

    Способствовать развитию у детей культуры общения, таких деловых качеств, как бесконфликтность, умение слушать, уважение к своему и чужому времени;

    Способствовать установлению атмосферы теплоты и дружелюбия в классе.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер, экран, буклеты-памятки.

Ход мероприятия.

Добрый день! Наше занятие сегодня посвящено культуре отношений. А знаете ли вы, что такое этикет?

Да, этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе . Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают.

И сегодня яхотчу предложить вам проверить себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона.

Итак, давайте проведем небольшую викторину:

(В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).

2. В каких случаях и как можно приветствовать друг друга?

(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встречи родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя).

3. Кто первым здоровается при входе в помещение?

(Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

4. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?

(Первым здоровается проходящий).

5. Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым: женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый.

(Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина – мужчине; начальник – подчинённому).

6. Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия?

(Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка наклонившись, сказать: “Здравствуйте”).

7. Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть первым?

(Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол первая).

8. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

(Надо пропустить того, кто выходит из магазина).

9. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым?

(Первой входит всегда дама).

10. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение?

(Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).

В деловой сфере результат вашей деятельности (в частности, самоутверждения) часто определяется не официальными отношениями, зафиксированными в различных уставах, программах, правилах, а личностными отношениями , которые складываются в результате общения с теми людьми, которые их исполняют. Ваш успех во многом зависит от того, какое впечатление вы произведете на них. Так что же необходимо знать и уметь деловому человеку, чтобы контакты с окружающими людьми были успешными и продуктивными? Какими качествами должен обладать деловой человек? В чем состоят слагаемые успеха делового человека? Мы попытаемся сегодня ответить на эти вопросы.

У многих народов веками в том или ином варианте существовало "Золотое правило", которое гласит "не делайте другим того, чего бы вы не желали себе самому". На протяжении многих тысячелетий "Золотое правило" было эталоном этического поведения. Везде и во все времена человек придерживался определенных ценностей, которые называют добродетелями. Их наличие отличало культурных людей от варваров, составляло разницу между хаосом и цивилизованным обществом. Как же это "Золотое правило" нашло отражение в русской культуре? Давайте прочитаем русские пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки

    Кто людей любит, тот долго живет.

    Худо тому, кто добра не желает никому.

    Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

    Ласковыми словами и камень растопишь.

    Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

    Люби людей, если хочешь, чтобы тебя любили.

    Хороший человек тот, кто способен делать другим добро.

    Кто очень любит себя, того не любят другие.

    Злой человек и самого себя ненавидит.

    Хороший человек предъявляет требования к себе, плохой - к другим.

    С людьми живи в мире, с пороками сражайся.

    От вежливых слов язык не отсохнет.

    Не копай другому яму, сам в нее свалишься.

    Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

    В ком правды нет, в том и добра мало.

    Не ищи правды в других, коли в тебе ее нет.

Какие качества личности отражают данные пословицы и поговорки? Характерны ли они для делового человека?

Природа дала человеку два уха и только один язык, тонко намекнув, что лучше больше слушать, чем говорить. Немецкий философ А. Шопенгауэр считал: "Один из самых быстрых способов заставить людей думать о вас хорошо - выслушать их". Итак, умение слушать - это важнейшее слагаемое коммуникативной компетентности делового человека.

Задание

Давайте выясним, а как правильно надо слушать? Выберите из предложенных вариантов те, которые, на ваш взгляд, способствуют деловому, конструктивному общению.

    Прерывайте собеседника, когда надоест его слушать.

    Отвлекайтесь на телефонные разговоры.

    Заканчивайте постоянно фразы за собеседника.

    Избегайте поспешных выводов.

    Не прерывайте собеседника.

    Давайте постоянно советы своему оппоненту.

    Не отвлекайтесь.

    Дайте понять, что тема разговора вам не интересна.

    Поправляйте собеседника, если он говорит косноязычно, безграмотно.

Как правильно слушать?

    Не прерывайте собеседника.

    Дайте собеседнику время высказаться.

    Проявляйте полное внимание к партнеру.

    Поинтересуйтесь, правильно ли вы понимаете собеседника.

    Избегайте поспешных выводов.

    Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника.

    Спокойнее реагируйте на высказывания.

    Не отвлекайтесь.

    Ищите истинный смысл слов собеседника.

    Не задавайте слишком много вопросов.

    Не давайте непрошеных советов.

В человеческих отношениях присутствует один интересный феномен.

Учёные провели психологический опыт, который позволил выявить, что люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены.

Люди хотели развить в себе качества:

    уверенности, решительности - 46% опрошенных

    выдержки, уравновешенности - 30 %

    целеустремлённости, силы воли - 30%

    терпимости - 12%

    доброжелательности - 10%

А вот окружающим людям все хотели бы добавить:

    доброты, человечности - 50% опрошенных

    честности, порядочности - 30 %

    взаимопонимания, сочувствия - 22%

    терпимости - 16%

    щедрости - 12%

Итак, люди желают себе больше твёрдости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твёрдой поступью идём в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворённость, напряжение, конфликт.

В переводе с латинского слово "конфликт" означает "столкновение". Значение слова дает ключ к объяснению его сущности. Конфликт - это осознанное столкновение, противоборство двух или нескольких людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых потребностей, целей, ценностей и установок.

Давайте вместе попробуем разработать правила предупреждения конфликтов.

Задание

Выберите из предложенных высказываний те, которые, на ваш взгляд, помогут предупредить конфликтную ситуацию.

    Стремитесь доминировать во что бы то ни стало.

    Ведите себя агрессивно.

    Проявляйте гибкость, ищите компромисс.

    Попробуйте "спрятаться за чужую спину".

    Постоянно критикуйте!

    Не отступайте, будьте принципиальны.

    Откажитесь от своего мнения.

    Посмотрите на проблему глазами оппонента.

    Признайте значимость партнера.

    Демонстрируйте готовность его понять.

    Не скрывайте доброго отношения к людям.

    Четко сформулируйте предмет конфликта.

    Постарайтесь найти общие позиции.

    Выясните противоречия.

Таким образом, умение предупреждать и разрешать конфликты, проявление гибкости и поиск компромисса - важные качества делового человека.

В общении одновременно воспринимаются выражение лица, жест, поза, причем реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. По утверждению Алана Пиза, в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % информации передается невербальными средствами выражения и только 20 - 40 % - вербальными. Не случайно крупные политические деятели, лидеры мирового бизнеса придают большое значение владению невербальными методами общения, а обучение невербалике включается в учебный процесс наиболее известных университетов, академий и школ бизнеса. Главные недостатки, делающие личность смешной, а порой и внушающей отвращение:

    слишком часто во время разговора поворачивать голову с одной стороны в другую;

    протягивать ноги;

    смотреться в зеркало в обществе, подкрашиваться;

    постоянно поправлять свое платье;

    класть руки на собеседника;

    водить во все стороны глазами, поднимать их кверху;

    подмигивать;

    пристукивать ногой;

    раскачиваться на стуле.

Все эти дурные привычки раздражают окружающих.

Поэтому важно, как нас воспринимают окружающие, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения, сумели создать яркий личностный образ.

Задание

Наш голос - это тоже часть образа, который мы демонстрируем окружающим. Попробуйте охарактеризовать желательные черты, которые деловой человек должен развивать в своем голосе, своей речи. (Ученики высказываются)

Известно, что первое впечатление формируется в течение 5 минут знакомства. "По одежке встречают, по уму провожают" - в этом выражении очень тонко подмечена роль, которую играет одежда в социальной презентации человека. Она выступает как средство общения, как инструмент воздействия на поведение и отношение к её обладателю других людей.

В нашей жизни с её стремительными и кратковременными встречами бывают ситуации, когда нам просто некогда проявить свои внутренние качества, поэтому максимально благоприятное впечатление мы можем произвести поначалу с помощью одежды.

Если обратиться к таким видам деятельности, как политическая, предпринимательская и шоу - бизнес, то в них сплошь и рядом проигрывают те, кто не уделяет внимания своей внешности… Допустившему такие промахи потом трудно наверстать упущенное, даже имея достойные личностно - деловые качества.

И наоборот. Кто заложил в эмоциональную память людей свой привлекательный образ, тот в последующем общении с ними может закреплять это впечатление.

Имидж (от лат.) - образ, умственное представление конкретного лица, содержательная сторона его характера.

Три основных составляющих имиджа:

    личное обаяние - способствует успеху в профессиональной деятельности;

    нравственные характеристики - коммуникабельность, способность к сопереживанию, способность понять другого, красноречие;

    техника самопрезентации - умение подать себя с наилучшей стороны (свои знания, умения и опыт).

"Точность - вежливость королей". Короли, как известно из истории, были разные и отличались друг от друга многими качествами, в том числе и довольно неприятными. Но была у них одна общая хорошая черта, как гласит древняя народная мудрость. Это бережное отношение к своему и чужому времени. Беречь свое и чужое время - высокий человеческий такт. В кабинете писателя М. Кольцова, редактора популярного в 20-е годы юмористического журнала "Чудаки", перед входом в кабинет висел плакат: "Говори короче, ты не Гоголь!" А при выходе из кабинета: "Как, ты еще не ушел?" Чужие минуты ценит тот, кто бережет свои. Если на встречу опаздывает человек, который утверждает, что работает чуть ли не круглые сутки, то будьте уверены: работать он не умеет. Внешне простое требование не опаздывать на деле требует от человека высокой самодисциплины. Человек, постоянно опаздывающий на встречи, в выполнении каких - либо обязательств к определенному сроку, не может считаться деловым. Опоздания не только отнимают чужое и собственное время, но и могут лишить вас работы, партнера по бизнесу, денег, в конце концов.

Цените время! Берегите время! Помните, что "тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь, тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь" (Алан Лэкейн).

    Находите время для РАБОТЫ - это условие успеха.

    Находите время для РАЗМЫШЛЕНИЙ - это источник силы.

    Находите время для ИГРЫ - это секрет молодости.

    Находите время для ЧТЕНИЯ - это основа знаний.

    Находите время для ДРУЖБЫ - это условие счастья.

    Находите время для МЕЧТЫ - это путь к звездам.

    Находите время для ЛЮБВИ - это истинная радость жизни.

    Находите время для ВЕСЕЛЬЯ - это муза души.

Итог занятия:

Давайте подведем итог нашей встречи. Конечно, можно научиться производить приятное впечатление на людей, рассыпать комплименты, к месту улыбаться. За счет этого можно добиться каких-то осязаемых выгод. Однако вряд ли можно говорить о серьезных деловых отношениях с такой личностью. Верно замечено: "Чтобы производить впечатление достойного человека, нужно быть им". Освоить навыки делового общения - вещь немаловажная, но за их счет не решить всех проблем. Наверное, главное здесь - понимание того, что только человек, открытый миру людей и знающий себе цену, всегда найдет с окружающими общий язык и сумеет сообща с ними решить свои жизненные задачи. Из книги Н. Хилла "Думай и богатей": "Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на правде и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть сделками, которые не принесут выгоды всем участникам. Я добьюсь своего, объединяясь с другими людьми. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, черствость и цинизм, совершенствуя свою любовь к людям, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не принесет успеха".

РЕФЛЕКСИЯ.

Продолжите предложение:

    Культурный человек - это человек, который…

Цель : помочь учащимся осознать важность сохранения правил поведения, принятых в обществе, необходимость их соблюдения.

Ход беседы

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Вступительное слово учителя.

Друзья, мы с вами много раз говорили на одну из важных тем в нашей жизни: о вежливости, о воспитанности. Много классных часов посвятили культуре речи, культуре общения, побывали в гостях, сами принимали гостей. Девочки накрывали на стол в ожидании гостей. Такие встречи, беседы мы проводили в каждом классе, но чем вы становитесь взрослее, старше, тем требовательнее вы должны быть к себе, тем воспитаннее, дисциплинированнее. Назовем это так: «Вежливость на каждый день». Сегодня мы с вами как бы подводим итог цикла наших с вами бесед. Я думаю, что вы будете внимательными и активно примете участие в нашем разговоре.

II. Основная часть.

Учитель . Как только не называют наш век - атомный, космический, кибернетический! Но есть у нашего времени важная особенность, которая позволяет назвать его веком общения. Мы учимся, работаем, бываем в кино, на концертах, занимаемся спортом, ходим в кино...

У каждого из нас в течение одного дня происходят десятки, а то и сотни контактов, с другими людьми в школе, на улице, в магазине, в библиотеке... Контакт - это прикосновение к человеку. Это может быть б уроков за партой с товарищем, часы напряженной работы с напарником у станка, минутный разговор в коридоре, взгляд, которым обменялись прохожие. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, доброжелательны они или раздражены и грубы, нашли ли правильную линию поведения. Это очень важно - найти правильную линию поведения. Ведь люди все разные. Есть у итальянского писателя Джанни Родари сказка о путешественнике Джаваннино Периджорно. Этот Джованнино в своих путешествиях попал однажды в страну Соломенных людей. Они вспыхивали не только от огня, но даже и от горячего слова. Жители страны Восковых людей были мягкими, податливыми, со всем соглашались. А Стеклянные люди отличались такой хрупкостью, что могли погибнуть от неосторожного прикосновения.

Как вы думаете: что хотел сказать нам, читателям, Д. Рода- ри? (Дети высказывают свое мнение, после чего учитель подводит итог.)

Не надо путешествовать, чтобы встретить подобных людей. У каждого из вас есть такие знакомые, которые могут вспыхнуть, вспылить от одного слова, есть товарищи, которые во всем соглашаются с вами или, наоборот, всегда готовы спорить. Вы встречались с людьми, обижающимися из-за пустяков, с ребятами самодовольными и хвастливыми. Среди ваших друзей есть, наверное, спокойные, уравновешенные, нетерпеливые, несдержанные. Конечно, для каждого из них нужна, как мы говорим, своя линия поведения. Хвастуна, например, хорошо осаживает шутка или даже насмешка. Но если ваш товарищ не уверен в себе или новичок в вашей компании, от шуток в его адрес лучше воздержаться.

Какие мы? Каждый, наверное, составил о себе какое-то представление. Насколько оно совпадает с тем, что думают о вас люди? Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Какими же способами можно воспользоваться, чтобы выяснить, в каком свете выглядите вы в глазах окружающих?

Игра «Школа мнений».

В нее играют не только дети, но даже взрослые. Составляется перечень важных человеческих качеств. Каждый участник ставит за это качество оценку самому себе, а потом предлагает по этим же параметрам оценить себя другим людям. Когда обе шкалы мнений будут готовы, можно сравнить свою собственную самооценку с оценками других. На основе подобного сравнения можно сделать вывод о том, над чем нужно работать. Попробуйте оценить себя по следующим качествам:

Вежливость;

Хорошие манеры;

Культура речи;

Гостеприимство;

Походка;

Умение одеваться со вкусом;

Чувство юмора;

Знание правил этикета.

Разбор ситуаций.

Очень полезно наблюдение за поведением окружающих. У древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты научился благовоспитанности?» «У невоспитанных, - ответил мудрец. - Я избегал делать то, что делали они».

Доводилось ли вам наблюдать ситуации, в которых люди проявляли свою невоспитанность? Приведите примеры.

Дети приводят свои примеры.

III. Заключительная часть.

Нет, пожалуй, на Земле народа, племени, которые не признавали бы законов гостеприимства. Примеров можно привести много. И все эти законы были глубоко человечны и помогали людям жить.

Есть среди правил этикета такие, смысл и происхождение которых сейчас, в наше время, понять уже трудно. Почему, например, хлеб с блюда берут рукой, а не вилкой? Почему при знакомстве люди прежде всего называют свое имя? Почему девочке следует идти справа от своего спутника? Почему при встрече и приветствии мужчины снимают головной убор? Например, возникновение последнего обычая объясняют по- разному. В одних книгах написано, что он возник в Древнем Риме, где рабы, встретив свободного гражданина, должны были обнажать обритую голову. Другие авторы считают, что он возник в Средневековье, когда рыцари снимали шлемы, оставляя голову незащищенной в знак проявления доверия.

Трудно сейчас установить, какое из этих предположений более правильное. Чаще всего на разные «почему» мы получаем один ответ «Так принято».

Так принято! Воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, выполнять традиционные нормы поведения.