Денежная удача

Совет по арктике. Арктический совет. Области, вызывающую особую тревогу в контексте устойчивого развития

Арктический совет (АС) - учрежден 19 сентября 1996 г. в Оттаве (Канада) восемью арктическими государствами : Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, Россией, США, Финляндией и Швецией.

В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности АС статус "постоянного участника" (участие в обсуждении всех вопросов, но без права голоса) был предоставлен шести организациям коренных народов - Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов.

Согласно учредительной Декларации статус наблюдателя в АС могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также неправительственные организации. В настоящее время наблюдателями являются 12 государств - Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, Италия, Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Сингапур - и 20 международных и неправительственных организаций.

Совет создан как межправительственный "форум высокого уровня" для развития сотрудничества арктических государств, координации их действий в интересах обеспечения устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций и языков коренных народов Севера. Специально оговорено, что АС не занимается вопросами военной безопасности.

Высшим органом совета является министерская встреча (как правило, на уровне министров иностранных дел), которая проводится раз в два года. Председательство в совете двухгодичное на основе ротации. Россия была председателем АС в 2004-2006 гг. На министерской встрече, состоявшейся 24 апреля 2015 года в г.Икалуите (Канада), пост председателя перешел от Канады к США . В 2017 г. председательство перейдет к Финляндии.

Текущими вопросами деятельности совета и подготовкой министерских встреч занимаются старшие должностные лица АС (официальные представители государств-членов АС), которые проводят заседания не реже двух раз в год.

АС зародился на основе т.н. процесса Рованиеми (финский город, в котором был дан старт развитию международного сотрудничества по охране окружающей среды Арктики). Отсюда - в деятельности совета доминируют вопросы природоохранного сотрудничества. В АС 6 тематических рабочих групп: арктического мониторинга и оценки (АМАР), предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации (EPPR), сохранения арктической флоры и фауны (CAFF), защиты арктической морской среды (РАМЕ), устойчивого развития (SDWG), борьбы с источниками загрязнения в Арктике (АСАР).

Под эгидой АС сегодня осуществляется около 80 проектов в области изменения климата, экологии, экономики, культуры, здравоохранения, предотвращения чрезвычайных ситуаций, защиты интересов коренных народов Севера.

В 2013 г. учрежден постоянный Секретариат АС (г.Тромсё, Норвегия) , который оказывает административную поддержку развитию международного сотрудничества под эгидой АС.

В рамках АС подписано два межправительственных соглашения: в 2011 году - о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике , в 2013 году - о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике.

В 2014 году начато финансирование по линии Инструмента поддержки проектов АС (совместный фонд финансирования природоохранных проектов преимущественно на территории России).

В сентябре 2014 г. был учрежден Арктический экономический совет (АЭС) в качестве независимой организации деловых кругов арктических государств. В его состав входит по 3 представителя от государств-членов и постоянных участников АС. От России в АЭС участвуют представители ТПП, «Роснефти» и «Совкомфлота» на уровне вторых лиц.

Очередная девятая министерская встреча АС состоялась 24 апреля 2015 года в г.Икалуите (Канада). На ней, наряду с политической декларацией, принят межправительственный документ - «Рамочный план сотрудничества в сфере предупреждения загрязнения морских районов Арктики нефтью в результате нефтегазовой деятельности и судоходства» и «Рамочный документ АС о действиях по сокращению выбросов черной сажи и метана». Кроме того, принято решение о переезде Секретариата коренных народов из Копенгагена (Дания) в Тромсё (Норвегия) и его вхождении в Секретариат АС в качестве независимой структуры, а также о создании в рамках АС ряда новых экспертных и целевых групп в интересах расширения сферы арктического сотрудничества. На встрече в Икалуите рассмотрение заявок претендентов, включая ЕС, на получение статуса наблюдателя в АС было отложено до министерской встречи в 2017 году, а старшим должностным лицам поручено разработать предложения по оптимизации участия наблюдателей в деятельности Совета.111

В соответствии с Основами государственной политики Рос­сийской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на пер­спективу, утвержденной Президентом РФ 18 сентября 2008 г., Россия приступила к активному хозяйственному освоению своих северных территорий, развитию Северного морского пути и до­быче углеводородов на шельфах северных морей.

Президент РФ В.В. Путин отметил, что «Арктика была и остается в сфере особых интересов России. Здесь сконцентри­рованы практически все аспекты национальной безопасности - военно-политический, экономический, технологический, экологический, ресурсный».

В Основах государственной политики РФ в Арктике в пе­речне национальных интересов названо «сбережение уникаль­ных экологических систем Арктики».

Во исполнение Указа Президента РФ от 3 февраля 2015 г. №50 Правительство РФ 23 марта 2015 г. приняло поста­новление «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам Арктики». Согласно Положению, целями этой Комиссии являются защита национальных интересов РФ в Арктике и решение стратегических задач, определенных Основами государственной политики, а так­же кардинальное повышение эффективности государствен­ного управления в Арктической зоне России. На своем пер­вом заседании в апреле 2015 г. Комиссия сформулировала 8 профильных рабочих групп. Председатель Комиссии ви­це-премьер Д.О. Рогозин заявил, что «Арктика должна быть эталонной зоной чистоты. Поэтому экология у нас в числе ведущих приоритетов».

Согласно Положению о Комиссии, Российская Федера­ция будет активно сотрудничать с международными органи­зациями и объединениями. На сегодня основным межправи­тельственным органом является Арктический совет.

Правовой статус и актуальные направления деятельности Арктического совета.

Идея сотрудничества арктических государств впервые была высказана в 1987 г. Президентом СССР М.С. Горбачевым. Спустя несколько лет в 1989 г., арктические государства начали так называемый «процесс Рованиеми», приведший в 1991 г. к созданию стратегии защиты окружающей среды Арктики. В 1996 г. в г. Оттаве правительства Российской Федерации, Кана­ды, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, США и Швеции путем подписания Декларации создали Арктический совет (АС).

В Преамбуле в числе причин создания Арктического сове­та указывается необходимость охраны арктической экосистемы, включая состояние арктической экосистемы, охрана биоразно­образия в арктическом регионе, сохранение и устойчивое раз­витие использования природных ресурсов. Далее в преамбуле подчеркивается необходимость осуществления сотрудничества по арктическим проблемам.

Арктический совет создан как межправительственный фо­рум на высшем уровне в качестве средства для организации со­трудничества, координации и взаимосвязей среди арктических государств с участием представителей коренных местных общин и других представителей редких народов-обитателей для ре­шения проблем, представляющих общий интерес, в частности проблем устойчивого развития и охраны окружающей среды в Арктике. Совет должен обсуждать и координировать мероприя­тия по созданию программы по мониторингу и оценке Арктики, сохранения арктической флоры и фауны, защиты морской окру­жающей среды и по чрезвычайным ситуациям. Арктический со­вет будет собирать и распространять информацию о проблемах Арктики.

Функциями АС являются:

а) создание механизма обеспечения сотрудничества, ко­ординации и взаимодействия арктических государств с уча­стием коренных сообществ и народов по вопросам устойчиво­го развития и защиты окружающей среды Арктики;

б) обеспечение наблюдения и координации программ, созданных в соответствии с Арктической стратегией по защи­те окружающей среды, таких как Программа мониторинга и оценки, Программа сохранения арктической флоры и фауны, Программа защиты морской окружающей среды, а также Программы экстренной готовности реагирования на любые опасные явления;

в) распространение информации, поощрение обучения и повышение интереса к вопросам Арктики.

Арктический совет состоит из представителей государств- членов, коренных малочисленных народов (по одному от каж­дого государства-члена). В работе Арктического совета могут в качестве наблюдателей участвовать неарктические государ­ства, межправительственные и межпарламентские организа­ции глобального и регионального уровня и неправительствен­ные организации.

Постоянными участниками сессий АС являются следую­щие организации:

Арктический совет атабасков (AAC)

Международная ассоциация алеутов (AIA)

Международный совет гвичинов (GCI)

Циркумполярный совет инуитов (ICC)

Ассоциация коренных малочисленных народов Севе­ра, Сибири и Дальнего Востока РФ (RAIPON)

Совет саамов (SC).

Наблюдателям на Министерских сессиях АС являются Ве­ликобритания, ФРГ, Франция, Польша, Китай, Индия, Италия, Япония, Республика Корея, Сингапур и ЕС. Таковыми являются также более 20 межправительственных и неправительственных организация, как, например, Конференция парламентариев Ар­ктического района, Европейская экологическая комиссия, Про­грамма Организации Объединенных Наций по окружающей среде, Программа развития Организации Объединенных Наций и др.

В рамках АС действуют шесть тематических рабочих групп:

Рабочая группа по арктическому мониторингу и оцен­ке;

Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны;

Рабочая группа по предупреждению, готовности и реа­гированию на чрезвычайные ситуации;

Рабочая группа по сохранению арктической морской среды;

Рабочая группа по устойчивому развитию;

Рабочая группа по борьбе с загрязнением Арктики.

Совет собирается на очередную сессию на министерском уровне один раз в два года. На 1 января 2015 г. состоялись 8 министерских сессий: Канада (1998 г.), США (2000 г.), Финлян­дия (2002 г.), Исландия (2004 г.), Российская Федерация (2006 г.), Норвегия (2009 г.), Дания (2011 г.), Швеция (2013 г.).

АС первоначально не был международной организаци­ей, а являлся международным объединением, не обладающим правосубъектностью и не создающим нормы международного права.

В Оттавской декларации 1998 г. отмечается, что Совет будет форумом на высшем уровне для регулярного рассмотрения на межправительственном уровне арктических проблем. До 2011 г. Совет не имел постоянной штаб-квартиры, Секретариата, дви­жимого и недвижимого имущества и автономного бюджета.

Однако в связи с обострением политических, экономиче­ских, и экологических проблем в Арктике возникла необходи­мость в совершенствовании международно-правового механиз­ма обеспечения сотрудничества государств в этом регионе.

На 7-ой министерской встрече Арктического совета 12 мая 2011 г. была принята Нуукская декларация, в которой признано необходимым создание постоянно действующего секретариата Арктического совета с местоположением в г. Тромсе (Норвегия).

Правовой статус Секретариата на территории Норвегии определяется Соглашением между правительством Королевства Норвегия и Секретариатом Арктического совета. Согласно ст. 2 этого Соглашения Секретариат обладает правосубъектностью и вправе осуществлять любые функции, носящие международ­но-правовой характер. Он вправе заключать контракты, приоб­ретать движимое и недвижимое имущество. Он не может зани­маться любой коммерческой деятельностью или провозглашать такую деятельность в качестве совей цели.

Секретариат расположен в г. Тромсе. Его собственность и активы расположены в Норвегии, обладают иммунитетом от любых форм экспроприации.

Компетентные норвежские органы должны принять все необходимые меры по охране помещения Секретариата.

В соответствии с кругом ведения, Секретариат выполняет следующие функции:

1. Административная и организационная поддержка, включающая: организацию и помощь в проведении заседаний в случае необходимости; рассылку отчетов для и от лица аркти­ческих государств, постоянных участников, рабочих и целевых групп, иных вспомогательных органов и наблюдателей; оказа­ние помощи председателю в составлении проектов документов к заседаниям, включая итоговые доклады; оказание секретар­ских услуг постоянным участникам и рабочим группам без соб­ственного секретариата; административные услуги, связанные с общей корреспонденцией, и архивирование документов и ма­териалов.

2. Связи с общественностью и информационно-разъяс­нительная работа, включающая: администрирование интернет- сайта Арктического совета, включая интернет-страниц рабочих групп, у которых нет своего секретариата; содействие распро­странению и улучшению качества информации об Арктиче­ском совете; ведение, хранение и публикация, сообразно обсто­ятельствам, протоколов и иной документации Арктического совета; содействие обмену информацией между арктическими государствами, постоянными участниками и наблюдателями; и разработку стратегических планов осуществления информаци­онно-разъяснительной работы и иных документов.

Высшим исполнительным должностным лицом АС является Директор. Он представляет Совет перед Правительством Норве­гии и является высшим должностным лицом Секретариата; осу­ществляет контроль за выполнением правил процедуры Арктиче­ского совета, финансовых правил и правил о персонале.

Директор управляет работой Секретариата; осуществля­ет прием и увольнение; готовит и представляет на министер­ской встрече проекты бюджета и планы работы Совета и орга­низовывает их выполнение; председательствует на заседаниях вспомогательных органов Арктического совета.

В своей деятельности АС уделяет большое внимание из­учению и использованию Северного Ледовитого океана, кото­рый в определенной степени затрагивает вопросы арктическо­го рыболовства. В учредительном документе - Декларации о создании АС - несколько раз содержится указание на то, что Совет будет заниматься также морскими проблемами. В част­ности, в преамбуле упоминается о необходимости охраны биоразнообразия, сохранения и устойчивого использования природных ресурсов.

В рамках АС реализуется большое количество проектов, прямо или косвенно затрагивающих Северный Ледовитый океан. Отметим некоторые из них.

1. Проект «Обзор Северного Ледовитого океана» (AOR). Проект AORвключает в себя два этапа, в которых анализируется состоя­ние и тенденции арктической морской среды. В период с 2011 по 2014 гг. основное внимание было сосредоточено на областях, в ко­торых АС может эффективно усовершенствовать существующие механизмы управления арктической морской средой.

2. Подкисление Северного Ледовитого океана (AOA). Эксперт­ная группа по подкислению Северного Ледовитого океана под­готовила доклад «Подкисление Северного Ледовитого океана», в котором освещаются вопросы функционирования системы диоксида углерода в океане, биотехнических процессов, реакции организмов и экосистем, и экономическое значение подкисле- ния Северного Ледовитого океана.

3. Оценка морского судоходства в Арктике (AMSA). Клю­чевым элементом этого проекта является создание набора сце­нариев или вероятного развития в будущем морской навига­ции в Арктике.

4. Приполярная программа мониторинга биоразнообразия (CBMP). В рамках программы CBMP изучаются вопросы био­разнообразия в морских, прибрежных, пресноводных и назем­ных системах, в том числе мониторинг флоры и фауны.

Рабочими группами АС подготовлены доклады по таким направлениям, как перспективы судоходства в Арктике, тенден­ции биоразнообразия, поведение нефтяных разливов и разли­вов иных опасных и токсических веществ в полярных водах. Раз­работаны «Руководство по освоению морских месторождений нефти и газа», «Руководство по перекачке очищенной нефти и нефтепродуктов в водах Арктики», «Руководство по безопасной транспортировке нефти в арктических водах», «Практическое руководство по ликвидации последствий нефтяных разливов в арктических водах». Однако эти документы не являются юри­дически обязательными.

Одним из наиболее важных достижений АС являются разработка в ее рамках и организация подписания ею в 2011 г. Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике. Для его реализации в рамках АС создана Целевая группа для разработки международного документа в сфере готовности и реагирования на морские не­фтяные загрязнения в Арктике.

На третьем заседании, состоявшемся 12-13 июня 2014 г., г. Оттава, были рассмотрены два важных вопроса:

а) План действий по сотрудничеству в предупреждении нефтяного загрязнения (канадский проект);

б) Список мер для морского судоходства в Арктике и Спи­сок мер для нефтегазовой отрасли (норвежский документ).

Делегации всех восьми государств пришли к заключе­нию, что проект Плана действий служит хорошей отправной точкой для дальнейших дискуссий и признали необходимым тщательно изучить правовые последствия этого документа. Во время презентации проекта Плана действий канадская делега­ция обратила внимание на то, что в его основу положен текст российской делегации, представленный на 2-ом заседании Це­левой группы в 2013 г.

Цель Плана действий - укрепление сотрудничества меж­ду арктическими государствами в сфере предупреждения за­грязнения моря нефтью посредством содействия обмену уни­кальными знаниями и опытом каждого из государств.

Все государства согласились с тем, что меры по пред­упреждению нефтяного загрязнения должны основываться на надлежащих операционных стандартах, достоверных методах оценки рисков, стратегиях по минимизации последствий и их реализации.

Некоторые международные неправительственные органи­зации разработали технические стандарты, позволяющие ми­нимизировать загрязнения углеводородами. Например, Между­народная ассоциация буровых подрядчиков (МАБП) утвердила Руководство по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды.

Оживленную дискуссию вызвал пункт 2 повестки дня. Нор­вежская делегация возглавила работу по подготовке двух списков превентивных мер для нефтегазовой деятельности и судоходству в Арктике, с учетом ранее обсужденных документов. По первому списку главная проблема заключалась в определении приоритет­ных мер и конкретных шагов деятельности

Список мер для нефтегазовой деятельности включал кра­ткое описание мер, специально направленных на повышение безопасности при проведении нефтегазовых операций в Аркти­ке, на поддержку отраслевой стандартизации, а также на обмен опытом и укрепление сотрудничества в области регулирования при принятии превентивных мер. Список мер для морского су­доходства был более объемным и включал такие вопросы как мониторинг и регулирование движения судов, создание морских служб, привлечение человеческих ресурсов и снижение рисков, связанных с использованием тяжелого топлива.

Результаты работы целевой группы будут в 2015 г. пред­ставлены 9-ой сессии Арктического совета на уровне мини­стерств в середине 2015 г.

Четвертое заседание целевой группы Арктического совета по предупреждению нефтяного загрязнения состоялась 10-11 сентября 2014 г. в г. Нууке. На нем подробно рассматривалось содержание до­кумента, в котором подведены итоги работы группы.

Обсуждение началось с определения позиций госу­дарств относительно юридического статуса документа, кото­рый будет представлен министрам весной 2015 г. Делегации пришли к консенсусу по данному вопросу, согласившись, что в силу нехватки времени на данном этапе предпочти­тельнее обсуждать юридически необязательный документ. Однако они не отрицали возможности разработки юриди­чески обязательного документа, например, соглашения в будущем.

В преддверии четвертого заседания Целевой группы Се­кретариат Арктического совета подготовил «Единый доку­мент», основанный на российском проекте. В ходе обсуждения Стороны достигли согласия по большинству пунктов докумен­та. В завершении заседания был предложен ряд названий для разработанного документа. Большинство участников склони­лось к названию «План действий» (стратегический или рамоч­ный).

Деятельность Арктического совета по предотвращению загрязнения среды нефтью

В рамках АС подготовлен текст Соглашения о сотрудни­честве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике. Соглашение подписано в 2013 г. Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, Российской Федерацией, США, Финляндией и Швецией.

Целью Соглашения является укрепление сотрудничества, координации и взаимной помощи между Сторонами в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью в Арктике в целях защиты морской среды от загрязнения нефтью. Оно применяется в отношении инцидентов, вызывающих загряз­нение нефтью, которые происходят в любом морском районе или представляют угрозу для любого морского района, в от­ношении которого государство, правительство которого явля­ется Стороной этого Соглашения, осуществляет в соответствии с международным правом суверенитет, суверенные права или юрисдикцию, включая его внутренние воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континенталь­ный шельф к северу от указанных в ст. 3 координат.

В соответствии с Соглашением каждая Сторона обязана иметь национальную систему быстрого и эффективного реа­гирования на инциденты, вызывающие загрязнение нефтью.

Каждая Сторона сама или в сотрудничестве с другими Сторонами создает: а) минимальное количество размещаемо­го в заранее определенных местах оборудования для борьбы с разливами нефти и программы его использования; б) про­грамму учений для организаций по реагированию на загряз­нение нефтью, и подготовки соответствующего персонала; в) планы и средства связи для реагирования на инцидент, вы­зывающий загрязнение нефтью; г) механизм или договорен­ность координации реагирования на инцидент, вызывающий загрязнение нефтью, с возможностью мобилизации необходи­мых ресурсов.

Если Сторона получает информацию о загрязнении неф­тью, она оценивает событие для того, чтобы определить, явля­ется ли оно инцидентом, вызывающим загрязнения, а также оценивает характер, масштабы и возможные последствия ин­цидента, включая принятие соответствующих мер. После это­го такая Сторона незамедлительно информирует все государ­ства, интересы которых затронуты или могут быть затронуты таким инцидентом.

Статья 10 Соглашения определяет порядок возмещения расходов, связанных с оказанием помощи.

Деятельность и позиция Арктического Совета по вопросам, касающимся сохранения и использования живых морских ресурсов Северного Ледовитого океана

В учредительном документе АС нет упоминания о его полномочиях в отношении управления живыми морскими ресурсами. Однако практически на каждой сессии обсуждают­ся отдельные аспекты охраны и устойчивого развития живых морских ресурсов или в контексте сохранения биоразнообра­зия Арктики.

Уже на своей первой сессии в 1998 г. АС одобрил Ика- луитскую декларацию, постановившую создать программу устойчивого развития, в которой имеется раздел по управле­нию ресурсами, в т.ч. рыбными (п.7). Сессия одобрила пред­ложения Совета Саами о принятии двух проектов по управле­нию рыболовством (п. 8).

На третьей сессии, состоявшейся в Инари (Финляндия) в 2002 г., основное внимание было уделено программе «Предот­вращение загрязнения Арктики». В этой программе намечены меры по предотвращению загрязнения Арктического региона, в том числе Северного Ледовитого океана. Предусмотрены меры по ускорению подписания Арктического протокола по предот­вращению загрязнения пестицидами и тяжелыми металлами и Стокгольмской конвенции о предотвращении загрязнения моря с наземных источников. Сессия одобрила Национальный план России по охране арктической морской среды от наземных ис­точников в российском арктическом регионе и призвала государ­ства к сотрудничеству с Россией в этой области.

Инарийская сессия утвердила также доклад о сохранении биоразнообразия и устойчивого использования природных ресурсов и рекомендовала в дальнейшем разработать про­грамму о сохранении и устойчивом развитии арктической флоры и фауны.

В Рейкьявикской декларации Арктического совета, при­нятой в 2004 г., государства-участники приняли наличие дан­ных, свидетельствующих о том, что многие глобальные эколо­гические изменения оказывают существенное влияние на жи­вые ресурсы и окружающую среду Арктики. По их мнению, сохранение биоразнообразия необходимо для обеспечения устойчивого развития в Арктике. В этой декларации призна­ется необходимым создание системы мониторинга живых ре­сурсов Арктики.

Вопросы сохранения и устойчивого управления рыболов­ством в Арктическом бассейне подробно рассматривались на шестой Министерской встрече Арктического совета, которая со­стоялась в 2009 г. в Тромсе. На ней была принята Декларация, в преамбуле которой государства-члены АС подтвердили при­верженность Совета содействию охране природы и устойчивому использованию ресурсов суши и моря Арктики. Следует особо отметить, что государства-участники АС констатировали важное для будущего режима Арктического бассейна положение о том, что «в отношении Северного Ледовитого океана применяется обширная правовая база, включая, прежде всего международное морское право, и что эта база обеспечивает прочную основу для ответственного управления этим океаном». Данное положение впервые констатировало то, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. распространяется и на Северный Ледовитый оке­ан. Это обстоятельство будет способствовать рациональному ис­пользованию морских ресурсов.

Декларация, принятая в Тромсе признала, что устойчивое развитие в Арктике требует сохранения арктических экосистем и устойчивого использования арктической флоры и фауны.

В данную Декларацию впервые включен раздел «Аркти­ческая морская среда». В ней обращается внимание на то, что изменение климата может повлечь за собой изменения в ми­грации, распространении и доступности важны видов рыб.

На Нуукской (седьмой) встрече министров государств- членов АС, состоявшейся в 2011 г., было принято решение оце­нить многосторонние факторы изменений в Арктике и под­готовить документ об оценке изменений в Арктике, включая доклад об устойчивости Арктики к внешним воздействиям, в том числе в отношении живых морских ресурсов.

В разделе «Арктическая морская окружающая среда» со­держатся рекомендации, касающиеся защиты морской среды от загрязнения и наращивания глобальных и региональных усилий по сохранению и устойчивому использованию аркти­ческой морской окружающей среды. Кроме того, в Нуукской декларации одобряется Доклад о тенденциях биоразнообразия в Арктике, который является значимым шагом в изучении про­блемы популяции живых ресурсов в Арктике в условиях гло­бального и регионального процесса.

Наиболее полно вопросы сохранения живых ресурсов рассмотрены на восьмой министерской сессии, которая состо­ялась в 2013 г. в г. Кируне (Швеция). В принятой на ней Де­кларации признается ценность поддержки экосистем и био­разнообразия Арктики и необходимость защиты арктической окружающей среды как основы устойчивого развития, процве­тания, сохранения уклада жизни и благополучия человека. Го­сударства-члены АС «заявили о приверженности стремлению к сохранению и устойчивому использованию биологических ресурсов Арктики». Члены АС с озабоченностью отметили то, что биоразнообразие Арктики деградирует, и что изменения климата являются наиболее серьезной угрозой. Они одобрили проект «Оценка биоразнообразия в Арктике» - нового панар­ктического комплексного исследования состояния и намечаю­щихся тенденций биоразнообразия в Арктике.

Кирунская декларация призывает арктические госу­дарства принять решительные действия, способствующие сохранению биоразнообразия в Арктике, и реализовать со­гласованные международные цели в сфере биоразнообра­зия, а также заявили о приверженности к сотрудничеству по стратегиям адаптивного управления в отношении уязвимых видов и экосистем, и продолжить предпринимаемые усилия по исследованию и мониторингу биоразнообразия Арктики в рамках Циркулярной программы мониторинга биоразно­образия.

Данная сессия выдвинула задачу относительно укрепле­ния управления в Арктике путем основанного на сотрудни­честве, скоординированного и целостного подхода к управ­лению морской средой Арктики. Было принято решение на последующих сессиях подробно рассматривать этот вопрос и принимать соответствующие рекомендации.

Изучив деятельность Арктического совета в области со­хранения и рационального использования живых морских ресурсов, следует констатировать, что, по большому счету, до настоящего времени в рамках АС не уделено отдельного вни­мания проблемам международного рыбохозяйственного со­трудничества. Эти проблемы рассматриваются в пакете с дру­гими вопросами биоразнообразия.

Как было отмечено, АС в настоящее время находится в процессе трансформации. Согласно международному пра­ву, межправительственная организация должна обладать, по крайней мере, следующими шестью правовыми признаками: создание в соответствии с международным правом; учрежде­ние на основе международного договора; осуществление со­трудничества в конкретных областях деятельности; наличие соответствующей организационной структуры; наличие прав и обязанностей организации; самостоятельные международ­ные права и обязанности организации.

Для того, чтобы АС в полной мере был межправитель­ственной организацией, необходимо Оттавскую декларацию о создании Арктического совета от 19 сентября 1996 г. транс­формировать в международный договор. В нем должны быть четко отражены перечисленные выше правовые признаки АС как межправительственной организации.

В этом учредительном договоре следовало бы в числе ос­новных направлений деятельности АС указать и на то, что он разрабатывает рекомендации по исследованию морских жи­вых ресурсов и охране среды обитания морских живых ресур­сов в Северном Ледовитом океане.

В настоящее время все пять арктических государств счита­ет преждевременным создание международной организации для управления рыболовством в центральной части Северного Ледовитого океана. Таким образом, АС на долгие годы оста­нется межправительственным механизмом для стимулирова­ния морских научных исследований и принятия управленче­ских решений.

Для разработки проектов рекомендаций АС по рыболов­ной тематике следовало бы на первоначальном этапе учредить Целевую группу Арктического совета по морским живым ре­сурсам и их сохранению в Северном Ледовитом океане. Рос­сия, без преувеличения, является одним из ключевых игроков в Арктике в целом и в АС, в частности. Связанно это в первую очередь с такими обстоятельствами, как самая большая протя­женность береговой линии, обилие живых и неживых ресур­сов, вклад Российской Федерации в исследование биологиче­ских ресурсов полярных морей.

Ключевую роль в сохранении биоразнообразия должны сыграть пять приарктических стран-членов АС: Россия, США, Канада, Дания и Норвегия. На данном этапе им следовало бы подписать декларацию о предотвращении нерегулируемого рыболовства в открытой части Северного Ледовитого океана. В этом документе можно было бы закрепить следующие по­ложения: суда могут заниматься рыболовством только в соот­ветствии с рекомендациями действующих региональных орга­низаций по управлению рыболовством (например, НЕАФК) и тех, которые будут созданы; эти страны создают совместную программу научных исследований с целью углубления знаний о морской экосистеме; эти страны должны предпринять на временной основе меры по мониторингу, контролю и наблю­дению за морским районом; возможно осуществление неком­мерческого рыболовства в целях сбора научных данных.

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 мая в Фэрбанксе (Аляска, США) состоится 10-я сессия Арктического совета, межправительственной организации арктических государств. В настоящее время Совет - основная дискуссионная платформа для международного взаимодействия в регионе. В повестке дня сессии подведение итогов двухлетнего председательства США и передача руководства Финляндии. Также ожидается подписание соглашения, касающегося научного сотрудничества в Арктике.

Создание

История организации началась в 1989 г., когда представители восьми арктических стран (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция) по инициативе финского правительства встретились в г. Рованиеми (Финляндия) для обсуждения вопросов защиты окружающей среды в Арктике.

По мере развития сотрудничества между этими государствами возникла необходимость создания собственной организации. Официально Арктический совет (АС; Arctic Сouncil) был учрежден на основе декларации, подписанной в Оттаве (Канада) 19 сентября 1996 г.

Членство

В АС, помимо восьми арктических стран-членов, обладающих правом принятия решений, входят так называемые постоянные участники. Это организации коренных народов Севера: Арктический совет атабасков, Международная ассоциация алеутов, Международный совет гвичинов, Циркумполярный совет инуитов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Совет саамов. Они участвуют в подготовке всех документов и решений совета.

Кроме того, Арктический совет предоставляет статус наблюдателя неарктическим государствам, межправительственным и межпарламентским организациям, а также неправительственным организациям. Наблюдатели участвуют в деятельности совета на уровне рабочих групп и могут вносить научный и финансовый вклад во все проекты организации. Сейчас статус наблюдателя имеют 12 государств (Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Польша, Сингапур, Франция и Япония), девять межправительственных организаций (Программа ООН по окружающей среде, Совет министров Северных стран, Международный союз охраны природы, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного полумесяца, Северная экологическая финансовая корпорация, Североатлантическая комиссия по вопросам морских млекопитающих, Постоянный комитет парламентариев Арктического региона, Европейская экономическая комиссия ООН и Программа развития ООН) и 11 неправительственных организаций (среди них Консультативный комитет по защите морей, Ассоциация оленеводов мира, Международный арктический научный комитет). Статус наблюдателя стремятся получить Евросоюз и еще 16 организаций и стран.

Руководство и структуры в рамках АС

Основным мероприятием в рамках АС является заседание (сессия) на министерском уровне (страны-участницы чаще всего представлены главами МИД), которое проводится раз в два года. На встрече принимаются решения, касающиеся деятельности организации, подписываются документы, происходит передача председательства от страны к стране. Так, в 2013-2015 гг. председательствовала Канада, в 2015-2017 гг. - США, в 2017-2019 гг. полномочия председателя будет осуществлять Финляндия. Россия возглавляла организацию в 2004-2006 гг.

Текущими вопросами и подготовкой сессий занимается Комитет старших должностных лиц (представители государств- членов в АС, обычно это сотрудники МИД), который проводит заседания раз в полгода.

Постоянный секретариат находится в Тромсё (Норвегия; до 2013 г. он располагался в стране, осуществляющей председательство).

В 2014 г. при Арктическом совете была создана новая структура - независимый Арктический экономический совет (АЭС), призванный расширить экономическое взаимодействие в регионе и повысить его инвестиционную привлекательность. Россию в АЭС представляют "Совкомфлот", "Роснефть" и Торгово-промышленная палата РФ. С 2015 г. его секретариат расположен в Тромсё (Норвегия).

В октябре 2015 г. в рамках АС был учрежден Арктический форум береговых охран. Задача этой структуры - обеспечение морской безопасности в Арктике, в частности в сфере экологии.

Деятельность

Арктический совет ведет деятельность в рамках шести постоянных рабочих групп по следующим направлениям:

  • устранение загрязнения в Арктике;
  • мониторинг арктической среды;
  • сохранение арктической флоры и фауны;
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • защита арктической морской среды;
  • устойчивое развитие.

Арктический совет также уделяет внимание программам по экономической, культурной и социальной поддержке народов Арктического региона. Вопросы военной безопасности в компетенцию АС не входят.

В настоящее время под эгидой Арктического совета реализуются проекты в таких областях, как экология, экономика, культура, здравоохранение, предотвращение чрезвычайных ситуаций, защита интересов коренных народов Севера. Финансируют их сами арктические государства, национальные и международные банки, а также частные фонды.

Финансирование

В 2014 г. начал действовать "Инструмент поддержки проектов Арктического совета" (ИПП). ИПП финансирует разработки по сокращению загрязнения окружающей среды, одобренные АС. Средства предоставляются членами и наблюдателями АС и другими заинтересованными сторонами. Распорядителем средств является Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО).

В настоящее время ИПП располагает €15,9 млн, предоставленных Исландией, Норвегией, Россией (€10 млн; самый крупный взнос среди всех участников), США, Финляндией, Швецией, НЕФКО, а также саамскими парламентами (выборные органы саамов в странах их проживания). Финансы могут предоставлять и другие государства и организации.

Планируется, что до 2019 г. 40% средств ИПП будет использовано на проекты, связанные с опасными отходами и стойкими органическими загрязнителями, а также по предотвращению загрязнения окружающей среды; около 25% на мероприятия по устранению загрязнения ртутью; около 20% на проекты по чистому производству и повышению энергоэффективности.

В 2014-2016 гг. в рамках ИПП была оказана поддержка примерно 30 проектам. Один из последних нацелен на противодействие уменьшению популяций мигрирующих птиц, гнездящихся на Крайнем Севере (одобрен в октябре 2016 г.). На территории России с помощью ИПП осуществляются такие проекты, как "Валдай" и "Тундра"(в Карелии и Мурманской области), направленные на сокращение выбросов сажи, поступающих в атмосферу вследствие работы электростанций, а также по производству чистой энергии для саамских оленеводов в Ловозере (Мурманская область).

Документы

В рамках Арктического совета было подписано два юридически обязывающих документа: разработанное при участии России соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (7-я министерская встреча, Нуук, Гренландия, Дания, май 2011 г.) и соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике (8-я министерская встреча, Кируна, Швеция, май 2013 г.).

В апреле 2015 г. на министерской встрече в Икалуите (Канада) был принят рамочный план сотрудничества по предотвращению загрязнения нефтью в результате добычи углеводородов и интенсификации судоходства в Арктике и рамочный документ по сокращению выбросов сажи и метана. Последний предлагает арктическим государствам предоставлять организации количественные оценки таких выбросов и информацию о мерах по их сокращению.

В октябре 2016 г. на заседании старших должностных лиц в Портленде (США) была одобрена новая стратегия АС по информационно-просветительской деятельности. Ее цель - продвижение знаний в области изменения климата и оказание помощи арктическим общинам в подготовке к этим изменениям.

ДЕКЛАРАЦИЯ
об учреждении Арктического Совета


Представители Правительств Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Соединенных Штатов Америки (именуемые в дальнейшем Арктическими государствами), встретившись в Оттаве;

Заявляя о своем стремлении к достижению благополучия жителями Арктического региона, включая признание специального отношения и уникального вклада в освоение Арктики коренных народов и их объединений;

Заявляя о своем стремлении к устойчивому развитию Арктического региона, включая экономическое и социальное развитие, улучшение условий здравоохранения и культурного процветания;

Единогласно заявляя о своем стремлении к защите Арктической природной среды, включая здоровье Арктических экосистем, поддержание биологического разнообразия Арктического региона и сохранение и стабильное использование природных ресурсов;

Признавая вклад, внесенный в достижение этих целей Стратегией охраны окружающей среды Арктики;

Признавая традиционные знания коренных народов Севера и их объединений и принимая во внимание их значимость и значимость Арктической науки и исследований в вопросах коллективного понимания приполярной Арктики;

Желая, кроме того, найти способы организации совместной деятельности по вопросам Арктики, требующим приполярного сотрудничества, и обеспечить активные консультации с коренными народами и полное привлечение этих народов и их объединений, а также других жителей Арктики к этой деятельности;

Признавая существенный вклад и поддержку Приполярной конференции инуитов, Совета саамов и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в деле создания Арктического Совета;

Желая обеспечить регулярное рассмотрение Арктических вопросов на межправительственном уровне и консультации по ним;

Заявили о нижеследующем:

1. Арктический Совет учреждается в качестве форума высокого уровня с целью:

а) нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между Арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес, с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устройства развития и защиты арктической окружающей среды;

b) надзора и координации программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики по Программе арктического мониторинга и оценки; Программе сохранения арктической природы и фауны; Программе защиты арктической морской среды; Предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации;

с) определения круга ведения программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации;

d) распространения информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике.

2. Членами Арктического Совета являются Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и Соединенные Штаты Америки (Арктические государства).

Приполярная конференция инуитов, Совет саамов и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются "постоянными участниками" Арктического Совета. Статус постоянных участников могут на равных условиях получить и другие Арктические организации коренных народов, где коренные народности Арктики составляют большинство, представляющие:

а) один коренной народ, проживающий на территории более одного арктического государства, или

b) несколько коренных народов, проживающих на территории одного арктического государства.

Совет определяет своим решением, соответствует ли организация указанным критериям. Количество постоянных участников не должно в любом случае превышать количество членов.

Категория постоянного участия создана для того, чтобы обеспечить активное участие и консультации с представителями арктических коренных народов в рамках Арктического Совета.

3. Статус наблюдателей в Арктическом Совете открыт для:

а) неарктических государств;

b) межправительственных межпарламентских организаций, универсальных и региональных;

с) неправительственных организаций,

которые по решению Совета могут внести положительный вклад в его работу.


Текст документа сверен по:
А.Н.Вылегжанин, В.К.Зиланов.
"Международно-правовые основы
управления морскими живыми
ресурсами", М., 2000 год

(АС) — межправительственный "форум высокого уровня" для развития сотрудничества арктических государств, координации их действий в интересах обеспечения устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций и языков коренных народов Севера.

Арктический совет был учрежден 19 сентября 1996 года в Оттаве (Канада) восемью арктическими государствами: Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, Россией, США, Финляндией и Швецией.

В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности АС статус "постоянного участника" (участие в обсуждении всех вопросов, но без права голоса) был предоставлен шести организациям коренных народов: Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов.

Согласно учредительной Декларации статус наблюдателя в АС могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также неправительственные организации. В настоящее время наблюдателями являются 12 государств — Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, Италия, Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Сингапур, и 20 международных и неправительственных организаций.

Высшим органом АС является министерская встреча (как правило, на уровне министров иностранных дел), которая проводится раз в два года. Председательство в совете двухгодичное на основе ротации. Россия была председателем АС в 2004-2006 годах. На министерской встрече, состоявшейся 24 апреля 2015 года в городе Икалуите (Канада), пост председателя перешел от Канады к США.

В 2017 году председательство перейдет к Финляндии.

Текущими вопросами деятельности Совета и подготовкой министерских встреч занимаются старшие должностные лица АС (официальные представители государств-членов АС), которые проводят заседания не реже двух раз в год.