Исполнение желаний

Концепция обеспечения национальной безопасности. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации. II. Россия в современном мире

Концепция национальной безопасности РФ – документ (комплекс мер, рекомендации к действию), отражающие совокупность целей и взглядов, мер и стратегий в отношении обеспечении безопасности государства, общества и каждого гражданина от внутренних и внешних угроз (информационных, экологических, техногенных, военных, социальных, политических и экономических).

Концепция национальной безопасности 10 января 2000 года утратила свою юридическую силу и была преобразована в Стратегию национальной безопасности РФ, утвержденную Президентом 12 мая 2009 года. Новый документ действует до 2020 года. Необходимость создания нового документа была озвучена в 2008 году, в период вооруженного противостояния в Южной Осетии.

Основные задачи концепции (стратегии) национальной безопасности РФ

Главные задачи составления и реализации стратегии следующие:

Мобилизировать развитие российской экономики и повысить активность внешнеторговых взаимоотношений;
- улучшить общее качество жизни граждан РФ, обеспечить им стабильную заработную плату и пенсии;
- обеспечить политическую стабильность;
- укрепить все сферы правопорядка страны, обеспечить государственную безопасность и оборону;
- повысить престиж РФ на мировой арене и ее конкурентоспособность экономики.

Разделы концепции (стратегии) национальной безопасности РФ

Документ состоит из нескольких основных разделов :

1. Общие положения

В разделе раскрываются:

Основные тенденции развития государства в последние несколько лет,
- суть основных направлений в стратегических и национальных приоритетах,
- важность национальной стратегии, ее признания и всесторонней поддержки сто стороны сил обеспечения нацбезопансости;
- суть основных понятий – угроза национальной безопасности Российской Федерации, национальные интересы РФ, стратегические национальные приоритеты. Кроме этого, раскрывается суть таких определений, как система обеспечения национальной безопасности, средства обеспечения национальной безопасности и так далее.


2. Современный мир и РФ: состояние и принципы развития

В разделе делается упор на основных направлениях развития России в сфере международных отношений, проводится подробный анализ текущих тенденций в мировом сообществе, акцентируется внимание на стремлении к глобализации, переходу от блокового противостояния к принципам всеобъемлющей дипломатии. Делается упор на тот факт, что национальные интересы России могут пострадать в случае вероятных рецидивов и силовых подходов в решении важных международных вопросов.

Особое внимание уделяется важности рассмотрения проблем с демографической ситуацией в мире, такими движениями, как неонацизм, наркоторговля, торговля людьми, организованная преступность, незаконная миграция и так далее. Российская Федерация делает упор на выстраивание равных отношений с другими странами на основе международного права. При этом основная задача – достижение равноправия, уважения, взаимовыгодного сотрудничества,

В основе Стратегии лежат планы России продолжить активную работу в «большой восьмерке» и «большой двадцатке», деятельность в объединениях БРИК и РИК, а также возможность привлечения новых государств к активному и плодотворному сотрудничеству.

Особое внимание уделяется продвижению НАТО к границам РФ. Как и прежде, национальная концепция направлена на воспрепятствование этому процессу для обеспечения международной безопасности РФ. С целью обеспечение стабильности планируется ведение работы по обеспечению социальной стабильности, повышение качества работы органов государственных структур, обеспечение роста экономики страны, повышение мобилизацонного потенциала и так далее.

3. Национальные интересы РФ и стратегические приоритеты

Основные направления деятельности – обеспечение незыблемости конституционного строя и территориальной целостности, развитие демократии, повышение конкурентоспособности экономики и ее развитие.

В документе отмечается, что основной упор делается на реализацию следующих приоритетов:

Повышения качества жизни людей, проживающих на территории РФ за счет стабильного экономического роста и обеспечения личной безопасности;
- развитие технологической и научной сферы, здравоохранения, образования и культуры;
- достижение высоких стандартов жизнеобеспечения;
- укрепление роли государства и его становление, как равного партнера для любой из стран мира;
- проведение активной деятельности в сфере экологии и поддержание рационального использования ресурсов планеты за счет совершенствования технологий, оптимизации, потребления, целесообразного использования всего природо-ресурсного потенциала.

4. Обеспечение национальной безопасности.

Это раздел в котором особое внимание уделяется стратегической, общественной и государственной безопасности, перспективам экономического роста, повышению качества жизни жителей РФ и так далее. Эта част документа состоит из нескольких основных параграфов, в которых рассмотрены:

Особенности национальной обороны РФ
- государственная и общественная безопасность;
- сфера культуры;
- качество жизни граждан РФ;
- экономический рост;
- образование, технологии, наука;
- область здравоохранения;
- экология живых систем и оптимальное использование ресурсов природы;

Стабильность стратегии и партнерские отношения.

В каждом из разделов делается упор на перспективы каждой из сфер до 2020 года, основные направления внешней и внутренней политики, а также ключевые приоритеты. При этом конечная цель каждой из поставленных задач – обеспечение национальной безопасности страны.

5. Основы реализации Стратегии (информационные, правовые, нормативные и организационные).

Согласно данному разделу Государственная политика РФ при реализации всех задач будет согласовывать все свои действия с Советом Безопасности РФ. Достичь основных целей планируется за счет объединения общих усилий и ресурсов страны, взаимодействия институтов и органов власти, а также комплексного использования правовых, социальных, организационных, политических и ряда других мер. При этом координация корректности соблюдения и выполнения текущего документа возлагается на Совбез РФ.

По Концепции (стратегии) национальной безопасности РФ основные функции борьбы с терроризмом и наркопреступностью берет на себя НАК (Национальный антитеррористический комитет), а также ГАК (Государственный антинаркотический комитет) соответственно.

Вся нормативная и правовая поддержка данной концепции определяется на основании Конституции РФ, федеральных законов страны, указов, законодательных актов и распоряжений.

Особое внимание уделяется потенциальным угрозам в сфере информационной безопасности, а также важности усовершенствования системы информационно-телекоммуникационной поддержки, нужд системы обеспечения и прочих аспектов нацбезопасности в сфере информационных технологий.

Контролировать ход реализации данной Стратегии берет на себя Секретарь Совбез РФ с ежегодным докладом Президенту РФ. В докладе должны содержаться текущие отклонения от реализации стратегии, а также меры по повышению национальной безопасности в будущем.

6. Характеристики национальной безопасности .


Тенденции укрепления национальной безопасности можно распознать по нескольким основным характеристикам:

Качеству обеспечения страны в сфере здравоохранения, культуры, науки, образования в отношении к общему ВВП страны;
- уровню роста потребительских цен;
- уровню обеспеченности ВВС РФ качественными кадрами и техникой;
- величине государственного долга (внутреннего и внешнего). Оценка производится по отношению к общему ВВП страны;
- уровню безработицы в РФ;
- объему ежегодного обновления в сфере вооружения специальной и военной техники;
- дециальному коэффициенту.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Россия всегда была и будет партнером Украины, поэтому, применяя стратагему Сунь Цзы о необходимости над познания мировоззрения своего ближайшего друга, обозначим основные положения КНБ Российской Федерации (РФ).

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Национальная безопасность Российской Федерации - безопасность П многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Структурно концепция изложена в несколько иной манере, чем концепции Монголии, Молдовы, Белоруссии, поскольку текстуально излагаются соображения относительно тех или иных важных для национальной безопасности вопросов, которые напоминают больше действительно концепцию, то есть систему взглядов, чем закон, в котором четко и догматически сформулированы основные вопрос.

В первом разделе раскрывается положение России в мировом сообществе. Указано, что оно характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений, которые стали следствием окончания эры биполярной конфронтации.

Акцентируется внимание на том, что формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным. Делается заявка о том, что Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями и несмотря на сложный международный состояние и трудности внутреннего характера, она через значительный экономический, научно-технический и военный потенциал, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

Особое внимание уделено проблемам борьбы с терроризмом, что транс национальный характер и угрожает стабильности в мире. Делается вывод о необходимости объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

Во Втором разделе определяются национальные интересы России. Национальные интересы России - совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющих свои функции в частности во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Отдельно определены интересы объектов национальной безопасности.

Интересы лица заключаются в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в укреплении демократии "в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства заключаются в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Делается вывод, что реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере является ключевыми.

Определяются национальные интересы во внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической.

Отмечено, что важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в частности международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В третьем разделе определяются угрозы национальной безопасности. Данные угрозы конкретизируются в соответствии с важнейших сфер жизнедеятельности.

В четвертом разделе определяются задачи системы обеспечения национальной безопасности РФ.

К основным задачам в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

1) своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

2) реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

3) обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности и пограничного пространства;

4) подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

5) преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

6) обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

7) совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеральных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

8) обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

9) обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

10) подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

11) укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

12) принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

13) коренное улучшение экологической ситуации в стране.

ч Причем обеспечения национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства.

Определены задачи по конкретным сферах жизнедеятельности.

Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет эффективное использование и всестороннее развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с конституцией Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений правительства Российской Федерации, федеральных программ в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленных на обеспечение безопасности лиц, общества и государства.

Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными, актами Российской Федерации.

В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие:

1. Президент Российской Федерации;

2. Федеральное Собрание Российской Федерации;

3. Правительство Российской Федерации;

4. Совет Безопасности Российской Федерации;

5. Федеральные органы исполнительной власти;

6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Характерной особенностью данной концепции является прямое указание

возможность применения ядерного оружия в интересах предупреждения агрессии любого масштаба. Также указывается на то, что Российская Федерация владеть ядерными силами, которые способны гарантированно обеспечить нанесение ущерба любому государству-аг-рессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.

В эпилоге данной концепции указано, что Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Созданы правовые демократические институты, структура органов государственной власти Российской Федерации, ситуации широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации - залог динамичного развития России в XXI веке.

Анализ положений в возможность аналитического осмысления провозглашенных целей и намерений, а также реально закрепленных полномочий субъектов обеспечения национальной безопасности дают основания сделать вывод, что концепции РФ, так же как и концепция Республики Беларусь фактически по содержанию составляют собой документы концептуального характера по защите государства, а не личности и общества. Более того, возможность применения ядерного оружия должен учитываться Украины, фактически в военном аспекте шагает направлением в НАТО.

Бензиновый кризис, который был причинен частными российскими нефтетрейдерами в мае 2005 года при полном невмешательстве российского руководства, стала хорошим уроком для украинских любителей политических мифов, которые мечтают о дружбе с Россией во всех сферах жизнедеятельности. Повторим геополитическую максиму: не существует постоянных друзей, есть постоянные интересы.

Поэтому Россия продемонстрировала, что она может делать что угодно и когда угодно, конечно объясняя это смешными аргументами по повышению мировых цен. А смишнисть этих аргументов состоит в том, что нефть сырец поставляется в Украину, на украинских предприятиях эта нефть превращается в бензин, в том числе высокооктановый, поэтому Россия продает нам фактически украинский бензин, но по такой же цене, как и для других стран.

Мы уже не говорим о нетактични высказывания председателя Совета безопасности этой страны, который недобрыми словами высказывался как о современном украинском руководство, так о самом процессе его выбора. Тем более смешными выглядят попытки этого государства подавать жалобы в европейских правозащитник организаций о якобы нарушениях на выборах в Украине и ущемление демократии в нашей стране. Напрашивается только один риторический вопрос: а судьи кто?

Россия всегда была и будет империей. Она не способна функционировать в рамках истинной демократии. То время, когда демократия в настоящем разменные этого слова воцарится в России, это государство станет историческим воспоминанием, поскольку не сможет справиться с многочисленными как внешними территориальными претензиями, так, и это главное, с внутренними имманентным тенденциями сепаратизма. Россия может существовать только в рамках тоталитарной полицейского государства, только такая Россия может сохранять свое могущество и власть над всеми субъектами федерации. Империя может быть демократией только при условии беспрекословного и безапелляционной экономической мощи, следствием которой может быть самостоятельная геополитика, военная мощь, возможность навязывания собственных идеалов и интересов другим без их согласия. Для Украины это важно для понимания стратегии построения отношений с этим государством. Данные отношения должна строить новое поколение, не перегружена советским прошлым, которое значительно повлияло и продолжает влиять на мировоззрение руководителей старшего поколения. Советская оскомина должно быть сбита, сейчас время для новых решений, решений, которые бы отвечали украинским национальным интересам, а не упоминаниям о совместном, причем кратковременное, прошлое.

Наши отношения с Россией и любой другой государством должны основываться на принципах рационализма и прагматизма. Навешивания ярлыков стратегических партнеров не делает из них наших партнеров. Главное это содержание отношений, и их пользу для Украины.

Именно поэтому в современных геополитических условиях Россия выступает буферной зоной между Украиной, как центром европейской цивилизации, и Китаем, который будет выступать центром новой азиатской цивилизации, которая станет ответвлением от евразийской цивилизации в результате геополитических споров между Китаем и Россией и победой первых.

Целесообразным для понимания ренессанса империалистической политики мессианской цели России послание президента этого государства Федеральному Собранию 2005 года.

В Послании 2005 года Президент затронул ряд принципиальных идеологических и политических вопросов. Причем отметил неразрывном единстве посланий 2004 и 2005 годов, которые назвал совместной программой на ближайшее десятилетие.

Главным политико-идеологическим направлением провозглашено развитие России как свободного, демократического государства. И в то время президент подчеркнул: "Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза был наибольшей Геополитическое катастрофой столетия". Вот такая логика как раз и демонстрирует приверженность современного руководства государства к демократии, только где ее варианте, когда с одной стороны говорят о демократии, и с другой - с сожалением вспоминают о Советском Союзе, который был олицетворением тоталитаризма, ущемления прав и свобод человека, оплотом мессианской идеи все общего коммунизма?

В послании отмечается факторах, значительно повлияли на ситуацию в стране:

Обесценивание накоплений граждан;

Разрушение старых идеалов;

Быстрое реформирование многих учреждений;

Террористическая интервенция

Хасавюртовского капитуляция;

Неограниченный контроль олигархических группировок над информационными потоками, обслуживали исключительно собственные, корпоративные интересы;

Массовая бедность;

Тяжелый экономический спад, нестабильные финансы, паралич социальной сферы.

Провозглашено основы формирования демократического, свободного и справедливого общества и государства. Отмечается в очень противоречивое положение о том, что Россия была, есть и, конечно, будет крупнейшей европейской нацией. Относительно будущего нам сказать трудно, но Россия всегда была евразийской державой, о чем свидетельствуют не только объективный исторический анализ, но и сами русские исследователи и разработчики геополитической концепции евразийства: М.С. Трубецкой, ПМ. Савицкий, ИС. Вернадский и др. Современное содержание данной концепции актуализируют С. Вабурин, Л. Гумилев, А. Дугин и другие.

Отмечено, что для современной России ценности демократии не менее важны за стремление к экономическому успеху или социальному благополучию людей. Делается вывод, что соблюдение принципов справедливости прямо связано с равенством возможностей, а это, в свою очередь, должно быть обеспечено не кем иным, как государством.

Определены три направления действий:

1) меры по развитию государства;

2) укрепление закона и развитие политической системы, повышение ео ^ ективности правосудия;

3) развитие личности и гражданского общества в целом. Относительно * развития государства, основным направлениями являются:

Формирование развитых демократических процедур;

Идеологическая переориентация чиновничьего аппарата на язык общественной заинтересованности

Укрепление Федерации - построение эффективного государства в существующих границах;

Проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства: меры по стабилизации гражданского оборота, кардинальному расширению возможностей для свободного предпринимательства и сферы приложения капиталов.

Эффективная работа налоговых и таможенных органов: приоритетом в их деятельности должны стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было "планов" по сбору налогов и пошлин.

Россия крайне заинтересована в масштабном притоке частных, в том числе иностранных, инвестиций. Это наш стратегический выбор и стратегический подход.

Относительно политической системы и правосудия.

Основной акцент делается на необходимости воздействия на источники террористической агрессии. Отмечено, что за последние годы было сделано достаточно много серьезных шагов в борьбе с террором. Но угроза еще очень сильна, Россия еще пропускает очень чувствительных ударов, преступники совершают еще ужасные злодеяния, целью которых является устрашение общества.

Главной мотивацией о работе правоохранительных органов признано качество защиты прав и свобод граждан.

Апеллируя к прежним государств СССР, используя такие факторы, как единство исторической судьбы, русский язык и великую культуру * Россия не может оставаться в стороне от общего стремления к свободе. Таким образом, Россия оставляет за собой право на "помощь в стремлении к свободе" по постсоветских стран. Эта позиция почти зеркальной позиции США, которые под предлогом установления демократии, нарушая нормы международного права, начинают военные действия против страны, которая, по их мнению, не исповедует ценностей демократии в американской трактовке. Фактически руководство России дало понять, что оно будет отстаивать интересы свободы в любой постсоветской стране, а поводом могут стать банальны.

так называемые ущемления русскоязычного населения. Опять же, если политический интерес, то повод для его реализации найдется. Именно вступление Украины в НАТО следует рассматривать определенным залогом от прямого вмешательства России во внутренние дела Украины.

Целью на международной арене провозглашено безопасность границ и создание благоприятных внешних условий для решения внутренних российских проблем.

Причем прямо указано, что цивилизаторськая миссия российской нации на евразийском континенте должна быть продолжена. Она заключается в том, чтобы демократические ценности, помноженные на национальные интересы, обогащали и укрепляли русскую историческую общность.

Отдельный акцент сделан на поддержку в обеспечении прав российских соотечественников за рубежом. Как принцип обеспечения данных прав было провозглашено: не имеют права требовать соблюдения прав человека от других те, кто сам их не уважает, не соблюдает и не может обеспечить.

Провозглашен курс на эффективное партнерство со всеми странами в решении глобальных проблем: от поиска действенного ответа на ухудшение окружающей среды до освоения космоса, от предотвращения глобальных техногенных катастроф до устранения угрозы распространения СПИДа. И, конечно, к единению усилий в борьбе с такими вызовами современному миропорядку, как международный терроризм, транс предельная преступность и наркоторговля.

Относительно гражданского общества приоритетным признано обеспечение право граждан на объективную-информацию.

Рассмотрены проблемы демографической безопасности, последствия алкоголизма и наркомании, низкая рождаемость.

Обозначенные адекватные направления их решения: проведение осмысленной демографической политики, создание условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочению миграции.

Отдельное внимание уделено ценностным ориентирам, в частности уровню общественной нравственности и культуры. Характерно, что в послании мысли по тем или иным вопросам, подтверждаются ссылками на российских ученых юристов, что подчеркивает патриотизм содержания данного документа. Причем делается вывод, что коррупция является одним из следствий дефицита доверия и моральной силы обществе.

Конечный вывод, который подведены в послании Россия станет процветающей лишь тогда, когда успех каждого человека станет зависеть не только от уровня его благосостояния, но и от его порядочности и культуры. Наш народ сражался против рабства, сражался за право жить на своей земле, за право говорить на родном языке, иметь свою государственность, культуру и традиции. Он сражался за справедливость и свободу. Он отстоял свое право на самостоятельное развитие. Он дал тогда нашей Родине будущее. И от нынешних поколений, от нас с вами зависит, каким оно будет.

официальная система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, излагающая важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000. Под национальной безопасностью Российской Федерации в Концепции понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. В ней подчеркивается, что Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями, и объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах. Она выступает за формирование многополярного мира, совершенствование механизмов многостороннего управления международными процессами, широкую интеграцию Российской Федерации в мировую экономику и против попыток создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права. Основные цели стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства определяют национальные интересы России, которые носят долгосрочный характер и обеспечиваются институтами государственной власти в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции и законодательства Российской Федерации общественными организациями. В Концепции отмечается, что реальное состояние страны, осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности России. Это придает приоритетное значение политике в области обеспечения безопасности. Она призвана решать большой круг задач в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому обеспечение экономической безопасности имеет ключевое значение. Государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей. При этомважно проведение социально справедливой и экономически эффективной политики в области распределения доходов. Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства. Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров. Вместе с тем в Концепции констатируется, что значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным, а уровень и масштабы угроз в военной сфере возрастают. Исходя из этого, в Концепции обеспечение военной безопасности квалифицируется как важнейшее направление деятельности государства. При этом в предотвращении войн и военных конфликтов отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Более того, Россия выступает за упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН, для сохранения глобальной и региональной стабильности. Она выражает заинтересованность в осуществлении мер по укреплению доверия и стабильности и в разработке при необходимости новых соглашений в этой области. Применение военной силы для обеспечения безопасности жестко ограничено. Во внешнем плане ее использование возможно в случае необходимости отражения агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными. Внутри страны применение военной силы допускается в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, угрозы насильственного изменения конституционного строя. Необходимы новый подход к организации и ведению гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предуп-реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области. Ее основу составляют органы, силы и средства, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие президент Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, политические партии и общественные объединения. В тексте Концепции подчеркивается, что полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является нормативно-правовым актом: она не содержит прямых предписаний непосредственного действия. Тем не менее, утвержденный Указом Президента этот документ играет большую роль в регулировании отношений в области безопасности и обороны страны. В нем сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации, которые определяют содержание и формы соответствующей деятельности органов государственной власти и управления. Функционирование Концепции национальной безопасности Российской Федерации завершено 12 мая 2009 г. в связи с Указом Президента Российской Федерации об утверждении «Стратегии национальной безопаснос- ти Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537. Публ.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 10.01.2000 № 24 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 170.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации

17 декабря 1997 года в сложной внутриполитической обстановке, в целях консолидации усилий федеральных и местных органов власти, организаций и граждан РФ по обеспечению национальных интересов и безопасности РФ (Указом Президента РФ № 1300) впервые была утверждена Концепция национальной безопасности - официальная система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.


В январе 2000 года исполняющим обязанности Президента России В.В. Путиным была утверждена новая редакция Концепции (Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24). В новой редакции были уточнены направления и средства государственной политики РФ по восстановлению ее мощи и ослабленной обороноспособности.


Были определены национальные интересы России - совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.


Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.


Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.


Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.


Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти. Уже через два года ситуация в мире, в стране и на ее границах потребовала внесения ряда дополнений и изменений в Концепции.


В Концепции впервые были четко и системно обозначены основные угрозы нашей национальной безопасности (НБ). Плачевное состояние экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально - политическая поляризация российского общества, криминализация общественных отношений, рост организованной преступности, увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и международных отношений создали широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.


Концепция установила основные задачи в области обеспечения НБ РФ. Ее обеспечение и защита интересов России в экономической сфере признаны приоритетными направлениями политики государства. Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности РФ. Указаны основные направления защиты конституционного строя в России, обозначены важнейшие задачами в области борьбы с преступностью. Отмечалось, что обеспечение национальной безопасности РФ включает в себя также защиту культурного, духовно - нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения.


Главной целью обеспечение военной безопасности РФ признавалось обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть. В предотвращении войн и вооруженных конфликтов РФ отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы РФ играют главную роль в обеспечении военной безопасности РФ.


В области охраны и укрепления здоровья граждан признавалось необходимым усиление внимания общества, органов власти к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.


В Концепции были определены приоритеты в экологической сфере: рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения, предотвращение загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф и др.


Российская Федерация недвусмысленно заявила всему миру, что намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Новые правовые демократические институты, вертикальная структура органов власти РФ, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации задач национальной безопасности РФ - залог динамичного развития России в XXI веке.


Выполняя задачи, поставленные Концепцией, Россия в течение первого десятилетия XXI века преодолела многие негативные последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века. Остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта многополярных международных отношений.


Однако в условиях глобализации процессов мирового развития, политических и экономических отношений, формируются новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства. Поэтому Россия переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности. 12 мая 2009 года Президент РФ, Председатель Совета Безопасности РФ Д.А.Медведев подписал Указ № 537 об утверждении Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года.


Одновременно утратили силу Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности РФ" (Собрание законодательства РФ, 1997, № 52, ст. 5909) и Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 "О Концепции национальной безопасности РФ" (Собрание законодательства РФ, 2000, № 2, ст. 170).


Главная задача Стратегии НБ (как и предыдущей Концепции), - консолидация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, организаций и граждан РФ в сфере обеспечения национальной безопасности. Стратегия является фундаментальной основой для: совершенствования и дальнейшего развития нормативной правовой базы обеспечения безопасности личности, общества, государства.


Указ обязывает все ведомства и общественные структуры, включая всю систему образования, а также заинтересованных граждан, начать работы по его реализации в пределах своей компетенции и решаемых общих задач. Как отмечается в Стратегии НБ, ее реализация "призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа РФ".


Преподавателям и обучающимся полезно знакомиться с ежегодным докладом о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению, который Президент поручил готовить Секретарю Совета Безопасности РФ. Одновременно ведется большая работа всех ведомств по вопросам реализации Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года и по приведению нормативных правовых актов в соответствие с задачами и направлениями Стратегии.


Следовательно, и в нашей сфере образования предстоит большая работа по обновлению стандартов, программ, учебных пособий по курсу БЖ. Цели и проблемы НБ стоят в полной мере перед образовательными учреждениями и являются неотъемлемой составляющей курса ОБЖ. Это и делает Стратегию НБ и ее понятийный аппарат важнейшим документом, определяющим направления дальнейшего развития содержания курсов БЖ и ОБЖ, их углубления и расширения, особенно в направлении социально-экономических, информационн0-психологических, криминальных и иных аспектов безопасности, которые недостаточно были ранее представлены в образовательном пространстве. Указ Президента прямо и недвусмысленно актуализирует задачи подготовки нового учебно-методического обеспечения предмета БЖ в соответствии со Стратегией НБ.

КОНЦЕПЦИЯ национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

I. РОССИЯ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ

Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции.

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

II. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

III. УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и Центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.