Гороскопы

Европейский валютный союз. Европейская валютная система - это Процесс функционирования Европейской международной валютной системы

Хотя идея создания единой европейской экономики на базе общего рынка существовала и до Маастрихта, именно этот договор впервые установил правовые рамки образования и функционирования Экономического и валютного союза, определил критерии и этапы перехода к нему. В основу плана создания ЭВС лег доклад комитета Делора от 1989 г. В соответствии с ним первый, подготовительный этап формирования ЭВС должен был занять 1990-1993 гг., завершившись к 1 января 1994 г. За это время были отменены все ограничения на движение капитала между членами ЕС, завершено формирование единого внутреннего рынка, налажено сотрудничество между Центральными банками в проведении финансовой политики. В рамках второго этапа (1994-1998 гг.) предполагалось подготовить институциональную, административную и юридическую базу валютного союза, чтобы на третьем этапе (1999-2002 гг.) перейти к единой валюте и общей экономической и денежно-кредитной политике.

Маастрихтский договор предусматривал достаточно жесткие критерии , соответствие которым являлось обязательным для участия в ЭВС:

Уровень инфляции в стране не должен был превышать более чем на 1,5 % средний показатель для трех государств ЕС с наиболее низкими темпами инфляции;

Колебание курса национальной валюты должно было оставаться в пределах 2,25 %;

Дефицит государственного бюджета должен был составлять не более 3 % ВВП;

Государственный долг не должен был превышать 60 % ВВП;

Размер банковской процентной ставки должен быть не выше 2 % среднего показателя трех стран ЕС с наиболее низкими процентными ставками.

На момент подписания договора только Германия, Люксембург и Ирландия имели дефицит государственного бюджета менее 3 % ВВП, только Германия, Франция и Великобритания находились в пределах установленной границы по государственному долгу и 8 стран отвечали критерию инфляции. В целом лишь Германия и Люксембург были близки к выполнению установленных требований, тогда как показатели государств Южной Европы были значительно хуже. Поэтому изначально предполагалось, что в состав ЭВС войдут пять-шесть наиболее развитых государств, тогда как на остальные распространится система временных исключений, позволяющая вступить в ЭВС позже.

Однако с самого начала план создания ЭВС начал давать сбои. В 1992 г. на почве падения курса доллара и экономических сложностей Германии, вызванных ее стремительным объединением, начала расти напряженность в Европейской валютной системе. Этим воспользовались валютные спекулянты, для которых жесткая привязка валютных курсов друг к другу открывала хорошие возможности для игры на понижение слабых валют. Они обрушили свои атаки на итальянскую лиру и британский фунт, под напором которых Рим и Лондон в сентябре 1992 г. вывели свои валюты из механизма привязки валютных курсов. В следующем году подобным атакам подвергся французский франк, и под угрозой его падения власти ЕС в августе 1993 г. приняли решение расширить пределы колебаний курсов валют с 2,25 до 15 %. Хотя эта мера не отвечала потребностям формирования единого валютного пространства, она позволила странам ЕС постепенно свести колебания курсов своих валют к требуемым 2-3 %. Благодаря жесткой кредитной и антиинфляционной политике большинству государств ЕС удалось также справиться с инфляцией и добиться снижения уровня процентных ставок. Однако кризис 1992-1993 гг. привел к росту дефицита государственного бюджета в Австрии, Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Финляндии, Франции и Швеции. Ряду стран не удавалось справиться и с государственной задолженностью. У Бельгии, Италии и Греции государственный долг значительно превышал 100 % ВВП, далеко выходя за рамки маастрихтских критериев.

На фоне столь неудачного начала строительства ЭВС уход в 1995 г. с поста председателя Еврокомиссии Ж. Делора, которого справедливо называли «архитектором ЭВС», казалось, ставил под вопрос выполнение намеченных планов. Собравшиеся в июне 1995 г. министры финансов стран ЕС пришли к выводу, что в сложившейся ситуации следует перенести введение единой денежной единицы на более поздний срок. Однако Европейский совет, рассмотрев представленную Комиссией «Зеленую книгу» о практических мерах по переходу к единой валюте, не поддержал министров финансов и подтвердил намерение создать ЭВС в определенные Маастрихтским договором сроки. В декабре 1995 г. по предложению Германии будущая европейская валюта получила название «евро».

На протяжении 1996-1998 гг. скептично настроенные политики продолжали сомневаться в возможности введения евро в установленные сроки, но Европейский совет и Комиссия придерживались твердой линии. В свою очередь правительства государств-членов ЕС приложили все усилия, чтобы достичь критериев Маастрихта. Сочетая жесткую бюджетную экономию, меры налоговой политики и прочие финансовые рычаги, большинство из них преодолели контрольные показатели. Это позволило Европейскому совету 1-2 мая 1998 г. принять решение о переходе 11 стран к третьему этапу строительства ЭВС, на котором евро вводился в безналичный оборот. Великобритания, Дания и Швеция, соответствовавшие маастрихтским критериям, ранее заявили о неучастии в ЭВС, тогда как Греция не достигла нужного уровня. В отношении Бельгии и Италии, государственный долг которых выходил за рамки установленной нормы, была применена содержавшаяся в Маастрихтском договоре оговорка, позволяющая считать показатель соблюденным при наличии устойчивой тенденции к сокращению государственного долга. С 1 января 1999 г. ЭКЮ была упразднена, курсы валют 11 государств, вошедших в «еврозону», жестко зафиксированы по отношению к евро и друг другу, в евро начали производиться межбанковские операции и безналичные расчеты. В мае 2000 г. Греция сумела доказать Еврокомиссии, что достигла критериев Маастрихта, и с началом 2001 г. присоединилась к «еврозоне». С 1 января 2002 г. евро стал полноправным средством платежа, заменив национальные валюты и в наличном обращении.

История формирования и юридическое содержание экономического и валютного союза

История формирования экономического и валютного союза

Инициативы создать между странами Европы экономический и валютный союз высказывались еще до учреждения ЕС и его предшественников – Европейских сообществ . Так, в принятой по итогам проходившего в 1926 г. в Вене первого Панъевропейского конгресса (в составе представителей общественных движений разных европейских государств, выступавших за создание Соединенных Штатов Европы), была утверждена программа действий, которая в качестве экономической основы будущей интеграционной организации предложила образовать “европейский таможенный союз” и ввести “европейскую денежную единицу <151>.

——————————–

<151> См.: Muet Y. Le debat europeen dans l’entre-deux-guerres. Paris: Economica, 1997. P. 61.

Подобные инициативы послужили идейной предпосылкой для первого официального проекта создания экономического и валютного союза в рамках Европейских сообществ, выдвинутого в 1968 г. Европейской комиссией <152>. Проект Комиссии получил поддержку со стороны всех государств – членов Европейских сообществ (напомним, что в то время их было всего шесть). По итогам встречи в верхах руководителей государств-членов в 1969 г. Совет ЕС учредил специальную группу экспертов высокого уровня по подготовке программы перехода к ЭВС. Руководителем группы был назначен премьер-министр Люксембурга П. Вернер, а подготовленный ею итоговый доклад вошел в историю под наименованием (неофициальным) “план Вернера”.

——————————–

<152> Главным инициатором проекта выступил французский политик Раймон Барр – в то время вице-председатель Комиссии, в дальнейшем (в 1970-е гг.) премьер-министр Франции. О содержании и обсуждении этого проекта (неофициально “план Барра”, который существовал в двух редакциях) см.: Olivi B. L’Europe difficile. Histoire politique de la Communaute europeenne. Paris: Gallimard, 1998. P. 176 – 184.

Положения плана Вернера получили закрепление в специальной резолюции, принятой в начале 1971 г., – Резолюции Совета и представителей правительств государств-членов от 22 марта 1971 г. о поэтапной реализации экономического и валютного союза в Сообществе <153>. Согласно Резолюции “экономический и валютный союз означает, что основные решения экономической политики будут приниматься на уровне Сообщества и что, следовательно, необходимые полномочия будут переданы с национального уровня на уровень Сообщества. Его конечным результатом может стать принятие единой денежной единицы, которая будет гарантировать необратимость предпринятых начинаний”. Воплотить в жизнь начинания, предусмотренные в Резолюции 1971 г., планировалось поэтапно в течение 1970-х гг., т.е. завершить процесс формирования ЭВС в 1980 г.

——————————–

<153> JO. C 28 du 27.03.1971. P. 1.

Резолюция 1971 г. являлась политическим документом и не накладывала юридических обязательств на государства-члены <154>. Мировой валютный кризис, начавшийся в 1971 г. (ввиду одностороннего отказа США от обмена доллара на золото), переросший затем в экономический кризис, не позволил реализовать планы формирования ЭВС к 1980 г. В рассматриваемое десятилетие, однако, были заложены некоторые правовые механизмы, которые уже в 1990-е гг. были использованы для введения евро.

——————————–

<154> Резолюция 1971 г. относится к актам “sui generis” (особого рода), т.е. программным и политическим документам ЕС, не имеющим юридически обязательной зоны.

В 1972 г. в целях ослабления взаимных колебаний национальных валют, что осложняло функционирование общего рынка ЕЭС, была создана Европейская валютная змея . Валютная змея представляла собой систему, в рамках которой изменения курсов денежных единиц государств-членов относительно друг друга ограничивались пределами плюс-минус 2,5% по отношению к среднему курсу. Последний, в свою очередь, привязывался к доллару США.

В случае возникновения на валютном рынке ситуации, угрожающей выходом за рамки установленных пределов, государства-члены предпринимали совместные валютные интервенции для удержания курса в заданных рамках. Для финансовой поддержки подобных действий на уровне ЕЭС в 1973 г. был образован специальный фонд – Европейский фонд валютного сотрудничества <155>.

——————————–

<155> Как и в случае ЭВС, Европейский фонд валютного сотрудничества – сложившийся перевод на русский язык (более правильно было бы Европейский фонд денежного сотрудничества). Фонд, ныне прекративший существование, был создан Регламентом Совета (ЕЭС) об учреждении Европейского фонда валютного сотрудничества от 3 апреля 1973 г. N 90/73 // JO. L 89 du 05.04.1973. P. 1.

Европейская валютная змея, участие в которой государств-членов было добровольным, не позволила в полной мере достичь поставленной перед ней цели – стабилизировать взаимные курсы валют внутри ЕЭС. Некоторые государства-члены вскоре вынуждены были исключить свои денежные единицы из валютной змеи (ее покинули британский фунт стерлингов, итальянская лира и французский франк) <156>.

——————————–

<156> См.: Germanangue M. La Construction d’une Europe. Paris: Hatier, 1993. P. 42.

В 1979 г. на смену валютной змее пришла Европейская валютная система <157>. Вместо привязки средних курсов денежной единицы государств-членов к доллару США Европейская валютная система привязала их к общей “корзине” валют, т.е. к средней стоимости денежных единиц государств-членов, вместе взятых (стоимость “корзины” определялась по сложной формуле, учитывающей различные масштабы экономики государств-членов; соответственно, доля немецкой марки в корзине была выше доли голландского гульдена и т.д.).

——————————–

<157> Политическое решение (резолюция) о создании Европейской валютной системы было принято Европейским советом 5 декабря 1978 г. Правовой основой для ее функционирования стал Регламент Совета (ЕЭС) о Европейской валютной системе от 18 декабря 1978 г. N 3181/78 // JO. L 379 du 30.12.1978. P. 1. Практическое функционирование Европейской валютной системы началось в 1979 г. Аналогично ЭВС более корректным переводом названия системы являлась бы “Европейская денежная система” (англ. European Monetary System; франц. Systeme Monetaire Europeen).

Новая корзина валют получила официальное наименование ЭКЮ. Это наименование является аббревиатурой от английских слов “Европейская валютная единица” (англ. ECU – European Currency Unit), одновременно совпадающей с названием средневековой французской монеты (ecu). Несмотря на то что в дальнейшем ЭКЮ стала использоваться как расчетная единица (в ЭКЮ, в частности, составлялся бюджет ЕС), подлинными деньгами она не являлась. У ЭКЮ отсутствовал единый эмиссионный центр, стоимость ЭКЮ являлась производной от стоимости денежных единиц государств-членов, и не существовало никаких денежных знаков (банкнот или монет) ЭКЮ.

Главное назначение ЭКЮ в рамках Европейской валютной системы, как уже отмечалось, состояло в том, что именно к этой общей корзине валют отныне привязывался курс национальных денежных единиц государств-членов с обязательством поддерживать его в установленных пределах. Этот механизм получил название “Механизм валютных курсов – МВК” (англ. Exchange-Rate Mechanism; франц. Mecanisme de Change/Mecanisme de Taux de Change). Механизм валютных курсов стал вторым компонентом Европейской валютной системы (Европейская валютная система = ЭКЮ + МВК).

Создание Европейской валютной системы внесло определенный вклад в стабилизацию валютных рынков в ЕЭС, но, опять же, далеко не в полной мере. Начиная уже с 1979 г. валюты разных государств-членов подвергались периодической девальвации или ревальвации (повышению в валютном курсе). Сама корзина ЭКЮ неоднократно пересматривалась. Кроме того, поскольку участие в Механизме валютных курсов, как и ранее в Европейской валютной змее, было добровольным, некоторые государства-члены в отдельные периоды выводили свои денежные единицы из этого механизма (в частности, Италия и Великобритания). Швеция, вступившая в ЕС в 1985 г., вовсе не участвовала в нем.

Несмотря на свои слабости, Европейская валютная система в конце XX в. послужила предпосылкой для новых усилий по построению полноценного экономического и валютного союза в рамках ЕС, а ее центральный компонент ЭКЮ стал основой для введения подлинно единой валюты евро.

Как и в 1960-е гг., инициатором разработки нового плана формирования ЭВС стала Европейская комиссия. Получив поддержку государств-членов, из их представителей был сформирован специальный комитет, который возглавил Председатель Комиссии, французский политик Жак Делор. Подготовленный им новый план создания ЭВС, на сей раз успешный, вошел в историю как “план Делора” 1989 г.

Положения плана Делора были одобрены руководителями государств-членов в рамках Европейского совета 8 – 9 декабря 1989 г. Исходя из этого Европейским советом было принято политическое решение приступить к формированию ЭВС с 1 июля 1990 г.

В качестве юридически обязательных норм первичного права положения о создании и будущем функционировании ЭВС были закреплены в 1992 г. при подписании Маастрихтского договора (Договора о Европейском союзе) <158>. Соответствующие статьи были включены в 1992 г. в текст Римского договора о ЕЭС, переименованного в 1992 г. в Договор об учреждении Европейского сообщества (ныне Договор о функционировании Европейского союза). К ним относятся прежде всего вышеупомянутый раздел “Экономическая и денежная политика” (ныне раздел VIII части третьей ДФЕС). 1992 г. также датируются большинство протоколов, посвященных ЭВС (Протокол об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка и др.).

——————————–

<158> Сам термин “экономический и валютный союз” появился в учредительных документах ЕС несколько ранее, 1 января 1987 г. (согласно поправкам Единого европейского акта 1986 г.). Договор о ЕЭС в редакции Единого европейского акта, однако предусматривал лишь в осторожных формулировках дальнейшее сближение экономической и денежной политики государств-членов с использованием опыта Европейской валютной системы, но без обязательств по введению единой валюты.

В соответствии с планом Делора создание Экономического и валютного союза осуществлялось в три этапа (ст. 116 Договора об учреждении Европейского сообщества, ныне отменена).

Первый, предварительный этап (1 июля 1990 г. – 1993 г.) был связан с окончательным введением в действие свободы передвижения капиталов и связанной с ней свободы передвижения платежей, причем не только внутри Европейского союза (между государствами – членами ЕС), но и в отношениях с остальными миром, что является необходимым условием для обеспечения международной конвертируемости евро.

Первый этап создания ЭВС, таким образом, совпал с завершающим этапом формирования единого экономического пространства (внутреннего рынка ЕС), для которого свобода передвижения капиталов выступает последней – четвертой свободой (наряду со свободами передвижения товаров, лиц и услуг).

Второй, промежуточный этап (1994 г. – 1998 г.) имел своей главной целью создать экономические предпосылки для перехода государств-членов на единую валюту путем сближения и улучшения их основных экономических показателей. С этой целью в учредительных документах ЕС были зафиксированы четыре “критерия сближения”, которые требуют от государств-членов, переходящих на евро, сближения уровня инфляции и долгосрочных процентных ставок на банковском рынке, отсутствия чрезмерного бюджетного дефицита и поддержания стабильности курса национальной денежной единицы до их перехода на евро.

Понятие экономический союз

Наиболее сложная форма международной экономической интеграции с высокоразвитыми, прочными, долговременными внешнеэкономическими и политическими связями - экономический и валютный союз. При его достижении договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Следствием экономического и валютного союза выступает введение наднациональных институтов управления интеграционным сообществом - совета глав государств, совета министров, центрального банка.

Экономический союз (Economic union) – тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной . Это самый высокий уровень экономической интеграции. На этом этапе развития интеграции возникает как потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.

На определенном этапе формирования экономического и валютного союза предусматривается проведение единой валютной политики и введение единой валюты. Эти мероприятия проводятся при активном участии единого центрального банка. Практический опыт функционирования экономического и валютного союза пока весьма ограничен.

Экономический и валютный союз (ЕС)

Экономический и валютный союз – высшая форма экономической интеграции государств-членов Европейского Союза. Учреждён в 1992 г. Маастрихтским договором о Европейском Союзе, осуществляется в рамках Европейского сообщества. ЭВС состоит из двух компонентов – экономического и валютного. Основой экономического компонента ЭВС является внутренний рынок, на котором в полном объеме действуют свободы передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов и платежей, а также свобода учреждения. Другой составляющей экономического компонента ЭВС является координация экономических политик государств-членов Европейского Союза. Это предполагает не только простую координацию экономических политик, но и жесткий контроль со стороны институтов Союза за размером бюджетного дефицита государств-членов, а также за платежным балансом этих государств. Кроме того, государствам-членам запрещается получать льготное кредитование со стороны центральных банков таких государств, а также осуществлять целый ряд кредитных операций с центральными банками, включая овердрафты. Кроме того, в рамках экономического компонента ЭВС государства-члены и институты Союза определяют общие цели, в соответствии с которыми и должны определяться и координироваться экономические политики государств-членов.


Общие положения, определяющие правовое положение Экономического и валютного союза мы можем найти в разделе 1 Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г. («Принципы»). Особо важную роль играет ст. 4, которая определяет все основные составляющие Экономического и валютного союза. Так пункт 1 этой статьи посвящен «экономическому» компоненту экономического и валютного союза и определяет принцип свободной рыночной экономики со свободной конкуренцией, которыми должна руководствоваться экономическая политика Союза, а также те основы, на которых она должна базироваться. Таких основ три: 1) тесная координация экономических политик государств-членов; 2) внутренний рынок; 3) определение общих целей экономических политик государств-членов.

П. 2 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет, «валютный» компонент Экономического и валютного союза, сразу же подчиняя его экономической политике Европейского Союза. Он определяет, что «валютный» компонент состоит из единой валюты, определения и проведения одной валютной политики и единой политики обменных курсов. При этом основной целью этих политик является поддержание стабильности цен, т.е. стабильность валюты и отсутствие инфляции. Только в той степени, в которой это не будет противоречить поддержанию стабильности цен, эти политики должны также поддерживать общие экономические политики Союза.

П. 3 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет основополагающие принципы, которым должна соответствовать деятельность Сообщества в рамках Экономического и валютного союза. Ими являются: 1) стабильность цен, то есть либо отсутствие инфляции, либо поддержание инфляции и минимальных пределах; 2) платежеспособные государственные финансовые и валютные условия; и 3) устойчивый платежный баланс. Второй и третий принципы означают обязанность государств-членов Европейского Союза воздерживаться от чрезмерного бюджетного дефицита.

Валютным компонентом ЭВС является единая валюта евро, на который перешли 12 государств-членов Европейского Союза. Существование единой валюты повлекло к созданию специального институционального механизма для управления ею – Европейской системы центральных банков, которую возглавляет Европейский центральный банк. Именно этот орган принимает и осуществляет единую валютную политику на территории всех государств-членов, перешедших на евро. Курсы валют государств-членов, не перешедших на евро, привязаны к евро в рамках Механизмом обменных курсов II.

Для того, чтобы перейти на единую валюту, государства-члены должны соответствовать четырем критериям сближения, которые предусмотрены в ст. 121 Договора о Европейском сообществе и в специальном Протоколе к этому договору. Эти критерии таковы:

1. Критерий достижения высокого уровня стабильности цен, означает, что показатель цен государства-члена, характеризующий долговременный средний темп инфляции наблюдаемый в течение года, не превышает более, чем на 1,5%, такой же показатель у трех государств-членов с наименьшим показателем.

2. Критерий защищенности финансового положения правительства означает, что соответствующее государство-член не обладает на данный момент чрезмерным бюджетным дефицитом, то есть против него не возбуждена процедура чрезмерного бюджетного дефицита.

3. Критерий нормального участия в Механизме обменных курсов за последние два года. Это означает, что государство-член, не прилагало особых усилий для участия в этом механизме. В частности, не предпринимало девальвации своей валюты в отношении валюты любого другого государства-члена (в том числе на двусторонней основе).

4. Критерий сближения, достигнутого государством-членом и его участия в Механизме обменных курсов, отраженный в уровне долгосрочных процентных ставок что означает, что в течение года государство-член имело среднюю номинальную величину долгосрочной процентной ставки, не превышающую более, чем на 2% этот же показатель у государств с наибольшим уровнем стабильности цен.

Кроме того, необходимо, чтобы законодательство такого государства-члена, регулирующее правовое положение его центрального банка соответствовало Договору о Европейском сообществе и Статуту Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.

Евро предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.

Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран Евросоюза и контролируемой Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств - членов ЕС.


01 10.2016

Новая денежная единица - евро была введена 04.01.1999 г. В этот день состоялась его премьера. Впервые он был использован как платежное средство. С этого дня начал функционировать Европейский валютный союз (ЕВС). Но для населения 12 стран, входящих в этот союз (Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция), это не повлекло за собой никаких изменений в повседневной жизни. Евро был просто бухгалтерской величиной. С новой валютой приходилось знакомиться только при просмотре в изданиях курсов акций или проверке расчетов по акциям, сданных на хранение банку. День 4 января 1999 г. не стал особенным еще и потому, что при введении евро сохранился курс всех существующих валют.
Однако 31 декабря 2001г. состоялось окончательное прощание с национальными валютами 12 стран Европы. Со временем евро должен стать единственным платежным средством в 12 странах еврозоны и им можно будет расплачиваться в магазинах. Старые банкноты - марки, лиры, франки, песо и другие - не станут недействительными, их можно будет в любое время обменять на евро в банках своей страны.
Как видим, идея единой Европы возникает через деньги. Еще в 1950 г. французский финансист Жак Рюэф сформулировал цель европейского единства и наметил пути его достижения. В 1950 г. Европа, создав Европейский платежный союз, за 50 лет сделала первый шаг к евро.
Различные европейские инициативы и организации по созданию единого валютного пространства оформились в До-270
говор о Европейском союзе, который главы государств и правительств стран-участниц (Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Голландия, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция) подписали 10 декабря 1992 г. в голландском городе Маастрихте. Европейское сообщество превратилось в Европейский союз, а ЭКЮ - в евро. 1 января 1999 г. с началом третьего этапа создания валютного союза действующие обменные курсы валют стран-участниц были заменены зафиксированными перерасчетными курсами. С этого года Европейский центральный банк (ЕЦБ) взял на себя принятие всех финансово-политических решений в рамках союза.
С введением в обращение евробанкнот (а национальные валюты станут обмениваться на евро) валютный союз можно считать совершившимся делом. За внутренней стоимостью евро следит Европейский центральный банк. Штаб-квартира Европейского центрального банка расположена во Франк-фурте-на-Майне потому, что успехи Германского федерального банка в снижении инфляции и становлении немецкой марки как второй по важности после доллара мировой валюты были признаны мировым сообществом. Европейский центральный банк с его уставом, возведенным в конституционный ранг, считается самым независимым эмиссионным банком в мире.
Введение в обращение евро - сложная задача как в организационном, так и в материально-техническом плане. Предстоит отпечатать 14,5 млрд банкнот и отчеканить 50 млрд монет. Обмен валют коснется повседневной жизни почти каждого из 300 млн человек, проживающих на территории хождения евро. Особые затруднения возникнут в привыкании к новым ценам. Товары в розничной торговле будут снабжены новыми ценниками, а цена - указана в двух валютах. Предприятия должны внести изменения в бухгалтерский учет, прейскуранты и процесс начисления зарплаты, официальные учреждения - отпечатать новые формуляры, страховые компании и работодатели - адаптировать договора. К 1 января 2002 г. все счета в банках и сберкассах были автоматически переведены в евро. Вклады пересчитываются по окончательно зафиксированному курсу 1 евро = 1,95583 немецкой марки, так как на международных финансовых рынках евро взял на себя роль немецкой марки.
Итак, с 17 декабря 2001 г. каждый человек смог составить свое собственное представление о евро. Достоинство монет не превышает 2 евро. Семь евробанкнот (5, 10, 20, 50, 100, 200, 500) в отличие от монет, обратную сторону которых каждая страна может оформлять по-своему, будут выглядеть одинаково во всех странах-участницах. Евро является валютой без характерных признаков, так как на них изображены не портреты известных европейских деятелей искусств или мыслителей, а безымянные фрагменты мостов и зданий. Новая валюта определяется сама собой, своей денежной стоимостью. 1 евро = 100 евроцентов.
Зона хождения евро охватит не только территории стран ЕС (за исключением Великобритании, Дании и Швеции), но и неевропейские территории государств Европейского союза - Гваделупа (Франция), Азорские острова (Португалия), Канарские острова (Испания), а Монако, Сан-Марино,
Ватикан. Неофициально евро будет применяться в качестве платежного средства в Восточной Европе, на Балканах и в Турции.

Наиболее высоко-развитой и совершенной формой развития региональных валютных группировок является Экономический и валютный союз (ЕВС) (ранее - Европейская валютная система - ЕВС).

В начале 70-х годов, в условиях растущей амплитуды колебаний курса американского доллара, начались активные поиски выхода из своеобразного критического состояния прежде всего стран - членов Европейского Экономического Сообщества ("Общего рынка"), направленных на создание собственной региональной валютной системы. Чтобы противостоять гегемонии доллара в мировой валютной системе, в марте 1979, то есть через год после вступления в силу Кингстонским соглашением, была создана международная (региональная) валютная система - Европейскую валютную систему (ЕВС). В ней принимали участие страны - члены ЕЭС.

Итак, одной из особенностей современных валютных отношений конца 70-х годов XX в. было появление наряду с международной валютной системой регионального валютного группировки, называлось Европейская валютная система (впоследствии - Экономический и валютный союз). Европейская валютная система составляла определенные правила расчетов между странами, которые входили в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Европейская валюшна система - специфическая организационно-экономическая форма отношений стран ЕЭС в валютной сфере, направленная на стимулирование интеграционных процессов, уменьшение амплитуды колебаний курсов национальных валют и их взаимную увязку. Европейская валютная система функционировала по принципу "корзины", в котором смешаны курсы национальных денежных единиц в зависимости от котировки той или иной валюты (табл. 2.1). ее еще на-

Таблица 2.1. Доля валют стран - членов ЕВС в "корзине" ЭКЮ,%

Название валюты

Марка (Германия)

Франк (Франция)

Фунт стерлингов (Великобритания)

Лира (Италия)

Гульден (Нидерланды)

Франк (Бельгия и Люксембург)

Песета (Испания)

Крона (Дания)

Фунт (Ирландия)

Эскудо (Португалия)

Драхма (Греция)

Зивал "валютная змея", преимущество которой заключалась в том, что сама "змея" была в целом более устойчивой, чем каждая из ее составляющих. Именно на этой основе строилась паритетное сетка двусторонних курсов валют и определялась граница их отклонения. Так, фиксированная граница их отклонения составляла сначала ± 2,25% для всех стран, за исключением Италии и Испании, для которых эта граница была более широкая (для Италии, например, она составила ± 6%). Позже она была расширена до ± 15%, а впоследствии для отдельных стран - до ± 30%. Целью создания ЕВС были достижения валютной стабильности и создание единой валюты, которая вращалась бы в ЕЭС, выравнивание основных экономических показателей и унификация экономической политики, разработка и внедрение средств коллективной регулирования валютной сферы, стабилизация экономического положения стран - членов Европейской валютной системы. Во внешнем плане - это создание западноевропейского валютного полюса в полицентрической валютной системе.

Создание ЕВС было продиктовано прежде всего стремлением Западной Европы к большей финансовой самостоятельности и стабильности за счет ослабления привязки европейских вал ют к доллару, что давало возможность не только избежать потерь за счет периодических кризисов этой валюты, но и более успешно противостоять заокеанской конкуренции.

Европейская валютная система включала три составляющие:

Обязательства по согласованной изменения рыночных валютных курсов в взаимо-оговоренных количественных пределах с помощью валютного вмешательства центральных банков, в том числе путем поддержания колебаний рыночного курса валют в суженных пределах;

Механизм кредитной помощи правительствам, которые встречались с финансовыми трудностями при поддержке рыночного валютного курса на двусторонней основе за счет средств специального Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) с общим капиталом 25 млн. ЭКЮ, который впоследствии был реорганизован в Европейский валютный фонд (ЕВФ). Эти средства использовались для краткосрочного (от 3 до 6 мес.) И среднесрочного (от 2 до 5 лет) кредитования;

Специальная европейская расчетная единица - ЭКЮ, которая была коллективной международной валютой и имела определенный валютный курс, рассчитанный на базе "валютной корзины" национальных валют стран - членов ЕВС с учетом их доли в совокупном валовом национальном продукте.

ЭКЮ существовала в виде безналичных записей на счетах стран - участниц ЕВС в Европейском валютном институте. В отличие от СДР, ЭКЮ обеспечивается не только солидными обязательствами группы стран, но и фактическими активами (залогом) в форме золота и долларов США (20% золотых и 20% валютных резервов стран-участниц). Под это обеспечение страны ЕВС имели специальные счета в ЭКЮ.

Успешное функционирование Европейской валютной системы (ЕВС) создало необходимые предпосылки для формирования Экономического и валютного союза (ЕВС). Наиболее четко мысль о том, что это должно быть именно валютно-финансовый союз, прозвучала в докладе, подготовленном тогдашним президентом Европейской комиссии Жаком Делором в 1989 г.., Где впервые было предложено трех-этапный, рассчитанный на несколько лет, переход к такому Союза. Стратегической целью Союза определялось введения единой валюты и единого центрального банка двенадцати стран ЕС. На основе "плана Делора" был разработан основы договора о Европейском Союзе, подписанного в нидерландском городе Маастрихт. Маастрихтский договор вступил в силу 1 ноября 1993 Важной составляющей его реализации стало создание 1 января 1999 Европейского экономического и валютного союза, центральным элементом которого является Европейский валютный союз (ЕВС).

Согласно Маастрихтским договором, валютный союз был реализован в три этапа.

Первый этап начался 1 июня 1990, когда в большинстве стран "Общего рынка" были сняты ограничения на движение капиталов в рамках единого внутреннего рынка.

Второй этап начался 1 января 1999 Был введен жесткий обменный курс европейских валют и создан Европейский валютный институт как предшественник Европейского центрального банка.

Третий этап (1 января 2002) завершился введением единой валюты - евро, чему предшествовало основания единого центрального банка, независимого от правительств, своего рода "наднационального дирижера" валютно-финансовой политики всего Сообщества.

После создания Европейской валютной системы ЭКЮ служила главным образом средством международных расчетов и существовала только в виде записей на счетах центральных банков стран-членов ЕВС в Европейском фонде валютного сотрудничества.

В середине декабря 1995 лидеры Европейского Союза в Мадриде приняли решение о переходе с 1 января 1999 на единую валюту стран ЕС - евро (бывшая ЭКЮ) путем замены в обращении 15 национальных денежных единиц одной.

По подсчетам специалистов, внедрение евро позволяет ежегодно экономить около 100 млрд. Французских франков-сумму, в которую обходилась странам и гражданам ЕС разница в валютных курсах при расчетах. Единая валюта предоставила импульс развитию взаимной торговли в рамках ЕС "укрепила его экономическую стабильность, снизила инфляцию и сделала евро конкурентоспособной валютой на международных валютных рынках. Внедрение евро и создание Центрального банка ЕС стали краеугольным камнем экономического и валютного союза. Уже сегодня евро - одна из самых мощных валют мира.

В Мадриде был разработан детализированный план поэтапного введения евро и параллельного создания структур Европейского центрального банка:

Начало 1998г. (Подготовка):

а) квалификация стран по экономическим результатам 1996-1997 гг. и принятия решения о вхождении определенной страны в Европейский Союз;

б) основания Европейского центрального банка и сети национальных центральных банков;

а) установление "постоянного" обменного курса национальных валют по отношению к евро;

б) начало использования евро Центральным банком, международными банками и валютными биржами;

а) выпуск евробанкнот и монет в евро;

б) перевод системы розничных платежей в евровалют;

а) отмена предыдущих валют государств - членов ЕС;

б) евро становится единственным законным платежным средством.

Поскольку Европейская валютная система не была основана на принципе единой валюты, к "корзине" ЭКЮ входили национальные валюты всех стран-членов Европейского Экономического Сообщества, количество которых было 12 по состоянию на 1994

Впоследствии в 1995 году. До Европейского Союза присоединились Австрия, Финляндия и Швеция, поэтому всех стран-членов ЕС насчитывалось 15, но внедрили единую валюту евро, которая была введена с 1 января 1999, только 11 стран - членов созданного в этом же году Европейского валютного союза (ЕВС), оказавшиеся готовыми по всем установленным критериям: Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, ФРГ, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания. В "клуб евро" не была принята Греция, поскольку ее экономика не удовлетворяла в то время требованиям Европейского валютного союза. Впоследствии евро ввела Финляндия, а три другие страны, входившие в Европейский валютный союз в его расширения 1 мая 2004 - Великобритания, Дания и Швеция - решили не торопиться с введением новой валюты.

Таким образом, следует различать участие в валютном союзе обязательную для всех членов Европейского Союза (ЕС) и принятием евро, как единой валюты. Так, на сегодня из 27 стран - членов Европейского валютного союза в зону евро присоединились 13 стран - членов ЕС (с 1 января 2007 ввела евро Словения).

По подсчетам специалистов, внедрение евро позволило ежегодно экономить около 100 млрд. Французских франков - сумму, в которую обходилась странам и гражданам ЕС разница при расчетах в валютных курсах. Единая валюта предоставила импульс развитию взаимной торговли в рамках ЕС, укрепила его экономическую стабильность, снизила инфляцию и сделала евро конкурентоспособной валютой на международных валютных рынках. Внедрение евро и создание Центрального банка ЕС стало краеугольным камнем экономического и валютного союза. Уже сегодня евро стало одной из самых мощных валют мира.

С каждым годом все больше стран - членов ЕС присоединяются к зоне евро. Так, если на момент введения единой валюты их насчитывалось 12, то с 1 января 2007 в Европейский валютный союз присоединилась Словения, и количество стран, перешедших на единую денежную единицу - евро выросла до 13. В 2008г. На евро планируют перейти Кипр и Мальта, 2009. - Украина, а в 2010 г.. присоединятся к валютному союзу Латвия, Литва, Эстония. По прогнозам, самое позднее всех в еврозону войдут Польша, Чехия и Венгрия. Таким образом, к 2010 г.. В зону евро войдут 19 из 27 стран, на сегодняшний день входят в состав Европейского Союза.

В общем ЕС признается очень четким планированием перехода в Европейский Союз. Однако в реальной жизни процесс продвижения к валютному союзу оказался не таким уж и простым.

Во-первых, Франция рассматривала валютно-финансовый союз прежде всего как логический и действенный способ закрепления основ единого внутреннего рынка ЕС и радикальный аргумент в противостоянии американскому доллару на Европейском континенте. Германия, в целом поддерживая идею единого валютного союза, вместе с тем очень спешила с реализацией плана слияния центральных банков, поскольку имея сильную валюту, была вынуждена фактически во многом нести непосредственную ответственность за состояние дел в общем валютно-финансовом союзе.

Во-вторых, заметно отличается от позиции Франции и Германии мнение Великобритании в вопросе передачи части национального суверенитета в валютно-финансовой сфере наднациональным органам ЕС. Официальный Лондон опасается, что смещение центра финансовой активности в зону ЕС приведет к потере Великобританией ее особого статуса в связях с Соединенными Штатами Америки. Особенно непреклонная позиция по внедрению единой валюты евро - создание единой денежной единицы - может ослабить позиции Великобритании на Европейском континенте, которые она имела за счет особых отношений с США. Присоединившись достаточно поздно в ЕВС, Англия согласна только на параллельное обращение евро с фунтом стерлингов. С приходом правительства лейбористов эта жесткая позиция несколько смягчилась.

В-третьих, такие страны, как Испания, Португалия, Италия и Греция, не могли пока обходиться без периодических девальваций своих валют и немедленно ликвидировать имеющиеся бюджетные дефициты. Поэтому их продвижение к валютному союзу было несколько медленнее по сравнению со странами так называемой авангардной группы, в которую входили Германия, Франция, страны Бенилюкса, Ирландия и Дания.

В-четвертых, отмена всевозможных препятствий на пути конкуренции иностранных компаний в рамках Союза приводит к вытеснению некоторых местных производителей. Поэтому понятно, что идея создания валютно-финансового союза нашла поддержку прежде всего в наиболее конкурентоспособных фирм.

Наконец, внедрение механизма растущей конкуренции в рамках ЕС ведет к опосредования жизненных стандартов. А любая попытка нивелировать национальные уровни заработной платы неизбежно приводит к обострению проблемы безработицы, особенно в бедных районах Италии, Испании, Португалии и Греции. Однако процессы нивелирования жизненных уровней в рамках ЕС влекущих определенный проигрыш населения стран с традиционно более высоким жизненным уровнем.

И все-таки благодаря тому, что при решении многих практических задач для всех членов ЕС характерно преобладание прагматического подхода, ориентация на обоснованные конкретные программы, традиционно сохраняется высокий уровень консолидации стран в рамках ЕС. Каждый раз при решении кардинальных вопросов в основу закладываются критерии самосохранения Союза, максимально учитывает не только степень неотложности той или иной задачи, но и реальный уровень взаимного согласия стран. Поэтому при всей сложности поставленных перед ЕС проблем положительный фактор, безусловно, преобладает негативные стороны, о чем красноречиво свидетельствует создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) и успешное внедрение с 1 января 1999 единой валюты - евро.

Европейский центральный банк начал работу в начале июля 1998 во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Он был создан на базе Европейского валютного института, который функционировал во Франкфурте-на-Майне с 1994

В Совет ЕЦБ входят президенты национальных центральных банков, президент ЕЦБ, его заместитель и четыре члена правления.

Первое правления Европейского центрального банка в составе 6 человек были назначены на встрече на высшем уровне стран - членов ЕС в Брюсселе в начале мая 1998 Первым президентом ЕЦБ стал голландец Вим Даизенберг. Как отмечалось в Маастрихтском договоре, срок полномочий президента ЕЦБ - восемь лет. Однако Вим Даизенберг заявил, что будет занимать эту должность до момента выпуска новых купюр и монет евро. Первым вице-президентом ЕЦБ и заместителем Даизенберга стал француз Кристиан Нойе. Среди других четырех членов правления ЕЦБ: главный экономист Федерального банка Германии Отмар Иссинг, который назначен на восемь лет; итальянец Томасо Падоа Шиоппа (назначено на семь лет); испанец Евгенио Доминго Соланса (на шесть лет); Сиркка Гемелейнен с Финляндии (на пять лет).

Было согласовано, что при следующем назначении членами правления ЕЦБ должны стать представители тех стран, которые не имели своего делегата в первом составе правления.

Президенты национальных центральных банков в Европе, которые входят в Совет ЕЦБ, назначаются на пять лет, при этом допускается повторное назначение.

Все члены Совета Европейского центрального банка имеют равные права при голосовании, решения принимаются простым большинством голосов. Если голоса поделятся поровну, решающим является голос президента.

С 1 января 1999 ЕЦВ взял на себя ответственность за стабильность новой валюты евро, а также за политику процентных ставок и денежной массы в пространстве евро. ЕЦБ полную независимость от политических указаний национальных правительств.

Решающим шагом в деятельности Европейского центрального банка стала жесткая фиксация обменных курсов евровалют относительно евро, которая состоялась 31 декабря 1998 Благодаря этому с 1 января 1999 одиннадцать из пятнадцати стран - членов ЕС ввели новую денежную единицу - евро, которая первоначально использовалась только в безналичной форме, а также для проведения котировки на биржах и в других финансовых операциях.

Европейские валютные биржи, вдохновленные успехами евро, объединяли усилия и готовились к постепенному слиянию. Так, Парижская и Швейцарская биржи подписали соглашение о совместном проведении операций на рынке акций и облигаций. С 1999 г.. Они стали членами единой "партнерской биржи", которая летом этого же года перешла на современную, максимально упрощенную единую систему проведения биржевых операций.

Европейская Комиссия установила правила, по которым евроугоды, как и другие услуги (перевод счетов в евро, выплаты и взносы, обмен банкнот), не будут облагаться налогом. Подтверждается также непрерывность договоров: стороны не могли на основании европереходу изменить или закрыть сделки.

Наличные евро появились 2002г. В виде семи банкнот номиналом бы, 10,20,50,100, 200 и 500 евро.

Курс евро к ЭКЮ был определен как 1: 1.

Заботясь о надежности общей валюты, страны - члены Европейского Союза поставили жесткие требования по финансово-экономических показателей стран, желающих пользоваться евро:

Дефицит государственного бюджета не может превышать 3% ВВП;

Совокупный государственный долг должен составлять не более 60% ВВП;

Годовая инфляция не может быть выше среднего уровня инфляции в трех странах ЕС с самым низким уровнем инфляции (примерно 3-3,3%) более чем на 1,5%;

Среднее номинальное значение долгосрочных процентных ставок не должно превышать 2% от среднего уровня этих ставок трех стран ЕС с самыми ценам (примерно 9%);

Страны переходят на новую европейскую валюту, должны придерживаться установленных пределов колебаний валютных курсов в существующем механизме европейских валютных систем.

Главными критериями готовности перехода к единой валюте на первом этапе были стабилизация государственных финансов и устранения взаимных ограничений на движение платежей и капиталов между странами - членами ЕС. В общем таким жестким требованиям на момент введения евро вполне отвечал только состояние экономики и финансов Люксембурга. Все остальные страны имели отклонения по тому или иному показателю (в основном за счет превышения государственного долга).

Сейчас в пространстве евро проживает 291 милл человек, а его экономический потенциал достигает 20% экономического потенциала общемировой экономики.

Какие же экономические преимущества перехода стран ЕС к единой валюте?

Во-первых, по разным оценкам, страны ЕС теряли от 15 до 30 млрд. ЭКЮ ежегодно по причине циркуляции множественности валют на достаточно тесном экономическом пространстве. Субъекты рынка ЕС, страхуясь от возможных колебаний валютных курсов, теряли значительную часть своих активов.

Во-вторых, благодаря разнице масштабов цен достаточно трудно сопоставлять цены на однородные товары разных стран-производителей. Введение единого средства платежа позволяет сопоставлять эти стоимости, что, безусловно, усилило конкуренцию между поставщиками товаров и услуг, особенно при условии широкого использования систем электронной оплаты, способствует росту мобильности платежей и беспрепятственному доступу к товару производителя в любой точке Европы.

В-третьих, по аналогии можно ожидать некоторого снижения процентной ставки по кредиту, ипотеке и т.д. и уменьшение депозитных процентных ставок.

В-четвертых, образование прочной валюты на экономическом пространстве Европы уже сегодня привело к выходу этой валюты на международные финансовые рынки и утверждения ее в статусе резервной.

В-пятых, каждый гражданин ЕС, выезжая за пределы своей страны, встречается с тем же масштабом цен и той же валютой, и в его государстве. Сходство основных экономических показателей стран ЕС делает практически беспрепятственным передвижения граждан в рамках экономического пространства объединенной Европы.

Что касается Украины, то сегодня речь не идет о ее присоединении к зоне евро, поскольку наши экономические показатели пока не позволяют приблизиться к странам этой зоны. Однако, учитывая тот факт, что значительная часть нашего внешнеторгового оборота приходится именно на эту зону, для Украины введение евро и основания в Европе качественно новой валютной зоны уже сегодня имеет большое экономическое значение как для отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности, так и для экономики в целом.

Именно поэтому на повестке дня актуальным остается вопрос более активного выхода евро на валютный рынок Украины и соответствующего формирования валютных резервов Национального банка.

Проводить по поручению клиентов конверсию клиентских текущих счетов, открытых в евровалютах и евро;

Осуществлять по поручению клиентов операции по конверсии евровалюты в другую или в евро при условии соблюдения обменных курсов, установленных Европейским центральным банком 31 декабря 1998 г.;

Приобретать и продавать евро уполномоченными коммерческими банками на украинском и Крымской межбанковских валютных биржах, если обязательства или требования резидентов Украины согласно подтвержденным документами деноминированные в евровалютах или евро.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое валютный блок? Экономические предпосылки его образования?

2. Охарактеризуйте стерлинговый, долларовый и золотой валютные блоки.

3. Какие основные экономические признаки валютной зоны?

4. Назовите наиболее характерные черты стерлинговой, долларовой валютных зон и зоны французского франка.

5. Какова была цель создания Европейской валютной системы?

6. Назовите основные этапы перехода к Европейскому экономическому и валютному союзу (ЕВС).

7. Охарактеризуйте позиции отдельных стран ЕС о введении единой валюты евро.

8. Когда был создан Европейский центральный банк (ЕЦБ)?

9. Назовите требования, предъявляемые к финансово-экономических показателей стран, желающих присоединиться к зоне евро.

10. Охарактеризуйте перспективы сотрудничества Украины со странами зоны евро.