Любовь и отношения

Комиссия оон по торговле и развитию. Юнктад и ее роль в регулировании международной торговли. выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционир-я современных международных экономических отношений

Важнейшим отраслевым органом ООН в области экономического сотрудничества является международная организацияКонференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Это автономный орган Генассамблеи, созданный ею в 1964 г. на базе состоявшейся в том же году под эгидой ООН одноименной Конференции (от которой этот орган сохранил и свое название). В ЮНКТАД участвуют практически почти все государства – члены ООН. Сейчас она насчитывает 186 стран-членов, включая и Россию. Местопребывание ЮНКТАД – Женева (Швейцария).

ЮНКТАДзащищает экономические интересы развивающихся стран при помощи спонсорства международных товарных соглашений для улучшения экспортных поступлений от продуктов питания и полезных ископаемых.

Конференция проводит переговоры об уменьшении тарифов и квот на экспорт продуктов развивающихся стран в развитые страны, а также обеспечивает комплексные программы экономической помощи для своих членов.

Основные задачи – формирование принципов и политики международной торговли, разработка рекомендаций в этой области, подготовка многосторонних юридических актов в области международной торговли, согласование политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектах экономического развития; содействие координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле и т.д.

С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, т.к. эта организация вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.

ЮНКТАД подготавливает рекомендации Генеральной Ассамблеи по организационно-правовым вопросам равноправного сотрудничества в области внешнеэкономических отношений, включая вопросы кредитования внешней торговли, урегулирования внешней задолженности. Совместно со статистической комиссией ООН разрабатывает стандарты по учету внешнеторговой деятельности.

В ЮНКТАД проводится групповой принцип работы: государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическим и географическим принципам.

Решения ЮНКТАД облекаются в форму резолюций, заявлений и т.д. и имеют рекомендательный характер.

Основными функциями ЮНКТАД являются:

1) поощрение международной торговли, особенно с целью ускорения экономического развития, в частности, торговля между странами разного уровня развития и разных социальных и экономических систем;

2) установление принципов и политики, касающейся международной торговли и соответствующих проблем развития;

3) содействие другим органам и учреждениям ООН в международной торговле и развитии;

4) содействие проведению переговоров и утверждению многосторонних правовых актов в области торговли;

5) согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и развития.

Высший орган ЮНКТАД Конференция , которая собирается на Сессии раз в 4 года (как правило, на уровне министров и глав правительств), с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Исполнительный орган ЮНКТАД Совет по торговле и развитию , в рамках которого работают 7 специализированных комитетов: по сырьевым товарам, промышленным товарам, невидимым статьям (услугам) и финансированию, по морским перевозкам, по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами, по передаче технологии, по преференциям.

Совет обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции, проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной ассамблее через Экономический и социальный совет (ЭКОСОС).

К числу важнейших достижений деятельности ЮНКТАД следует отнести, в частности:

1) разработку общей системы преференций со стороны экономически развитых стран для экспорта развивающихся стран (1968 г (эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися государствами на невзаимной основе, т.е. без требования со стороны последних встречных торгово-политических уступок);

2) создание глобальной системы торговых преференций между развивающимися странами (1989 г.);

Кроме того, в ЮНКТАД разрабатывались проекты ряда конвенций, в т.ч. в области морского транспорта. В ЮНКТАД создана была также Автоматизированная система таможенных данных (АСИКАДА) на основе использования компьютеризации при таможенной очистке грузов, что позволяет ускорить ее, увеличить государственные доходы и снизить уровень коррупции.

1. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами; разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики».

2. Разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами. ЮНКТАД играет ведущую роль во всей системе международных организаций, занимающихся вопросами регулирования мировых товарных рынков. Эти вопросы рассматриваются как на сессиях ЮНКТАД, так и в Совете по торговле и развитию, и на различного рода специальных совещаниях, проводимых в рамках ЮНКТАД.

3. 3. Разработка мер и средств готовой политики и экономического сотрудничества. В рамках ЮНКТАД была создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в действие в 1976 г.; разработаны: меры по устранению тарифных барьеров; основные мероприятия по оказанию помощи развивающимся странам в структурной перестройке экономики; новые формы соглашений о промышленном и торговом сотрудничестве.

4. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран.

5. Проведение совещаний экспертов, представителей правительств, дипломатических переговорных конференций с целью согласования политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем.

6. Регулирование ограничительной деловой практики осуществляется путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а так- же различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций. Длительные годы в ЮНКТАД ведется работа по созданию Кодекса поведения в области передачи технологий.

7. Выполнение роли форума для анализа обсуждения и сопоставления позиций правительств разных стран по широкому кругу вопросов международных экономических отношений, а также для переговоров между различными группа- ми стран по ряду конкретных вопросов международной торговли и развития.

Организационная структура

Высшим органом ЮНКТАД является Конференция (следует различать два понятия: Конференция как наименование самой организации и Конференция как название высшего органа). Конференция собирается на сессии, которые проводятся один раз в четыре года на уровне министров в целях определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. Всего было проведено 10 сессий.

I сессия - в 1964 г. в Женеве (Швейцария); II - в 1968 г. - в Дели (Индия); III - в 1972 г. - в Сантьяго (Чили); IV - в 1976 г. - в Найроби (Кения); V - в 1979 г. - в Маниле (Филиппины); VI - в 1983 г. - в Белграде (Югославия); VII - в 1987 г. - в Женеве (Швейцария); VIII - в 1992 г. - в Картахене (Колумбия); IX - в 1996 г. - в Мидранде (ЮАР), Х - в 2000 г. - Таиланд.

С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.

Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, документы ЮНКТАД формально имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

ЮНКТАД, как уже говорилось, является основным органом Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли и развития, важным инструментом многостороннего межгосударственного регулирования торгово-экономической политики. В условиях развала мировой колониальной системы учреждение ЮНКТАД отражало стремление развивающихся стран интегрироваться в мировую торговлю на "справедливых условиях". Созданные в тот период другие международные учреждения, в том числе ГАТТ, недостаточно полно представляли интересы стран со слабой экономикой, поэтому ГЛ ООН приняла решение о создании постоянно действующей организации, основная идея (цель) которой включает анализ тенденций развития мировой экономики и торговли, формулирование и осуществление торговой политики, способствующей экономическому росту развивающихся стран.

ЮНКТАД нс имеет устава. Цели, функции, организационная структура, все процедуры, связанные с деятельностью ЮНКТАД, изложены в резолюции №1995 Генеральной Ассамблеи ООН . В соответствии с этой резолюцией членами Конференции являются те государства, которые состоят членами ООН, ее специализированных учреждений или Международного агентства по атомной энергии. К началу 2004 г. в состав ЮНКТАД входило 194 государства, в том числе все 12 стран СНГ.

В качестве своих основных функций Конференция определила:

  • поощрение международной торговли, в частности между странами, находящимися на различных уровнях развития;
  • установление принципов и политики, касающихся международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • содействие координации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и экономического развития;
  • осуществление согласования политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли.

Каждое государство, представленное на Конференции, располагает одним голосом. Решения принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании представителей.

Годовой бюджет ЮНКТАД составляет примерно 50 млн долл. США и выделяется из регулярного бюджета Организации Объединенных Наций. Деятельность в области технического сотрудничества финансируется из внебюджетных ресурсов, выделяемых донорами и странами-бенефициарами, а также различными организациями – около 25 млн долл. США в год.

ЮНКТАД работает в тесном сотрудничестве с Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС), ПРООН, Международным торговым центром, Всемирной торговой организацией, Всемирным банком, МВФ и другими организациями. На сессиях в Мидранте (1996), Бангкоке (2001) и Сан-Паулу (2004) были определены программные направления деятельности ЮНКТАД в начале текущего века, основными из которых являются следующие.

Глобализация и стратегии в области развития. ЮНКТАД изучает основные тенденции развития мировой экономики, в частности глобализацию, и оценивает ее влияние на процесс развития экономик разных групп стран. Анализируются конкретные проблемы развития и успешный опыт, который может быть полезен для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Изучаются вопросы, связанные с финансовыми потоками и задолженностью. Оказывается помощь развивающимся странам в урегулировании долговых отношений. Расширяются базы данных, касающиеся вопросов торговли и развития.

Международная торговля товарами и услугами и вопросы сырьевых товаров. ЮНКТАД разрабатывает политику, направленную:

  • на улучшение функционирования рынков сырьевых товаров путем уменьшения диспропорций, затрагивающих спрос и предложение;
  • обеспечение постепенного сокращения чрезмерной зависимости развивающихся стран от экспорта непереработанных сырьевых товаров посредством горизонтальной и вертикальной диверсификации производства и экспорта, а также замещения сельскохозяйственных культур;
  • постепенную ликвидацию торговых барьеров в области сырьевых товаров;
  • минимизацию рисков, связанных с колебаниями цен на сырьевые товары, в том числе использование механизма хеджирования цен (товарные фьючерсы, опционы, свопы);
  • компенсационное финансирование сокращения экспортных поступлений.

Инвестиции, технологии и развитие предпринимательства. ЮНКТАД изучает глобальные тенденции в потоках прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и их взаимосвязь с торговлей, технологией и развитием. В рамках деятельности Конференции разрабатываются механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства. Ею определяется политика, направленная на поощрение развития технологического потенциала и инновационной деятельности в развивающихся странах. Конференция оказывает содействие развивающимся странам в поощрении притока инвестиций и улучшении их инвестиционного климата. Важна также ее деятельность по разработке и осуществлению программ подготовки квалифицированных кадров, созданию инфраструктуры услуг для налаживания эффективной торговли. ЮНКТАД в целом проводит большую работу по разработке вопросов национальной политики в области развития инфраструктуры услуг, ею оказывается содействие по расширению глобальной электронной торговли путем облегчения доступа к информационным технологиям развивающихся стран.

ЮНКТАД и наименее развитые, не имеющие выхода к морю и островные развивающиеся государства. ЮНКТАД координирует работу по проблематике наименее развитых стран (НРС), включая оказание технического содействия в форме комплексных страновых программ. Конференция принимает участие в реализации программ действий для наименее развитых стран, Барбадосской программы действий по обеспечению устойчивого развития малых островных развивающихся государств и Глобальной программы сотрудничества в области транзитных перевозок между не имеющими выхода к морю развивающимися странами. Осуществляется управление целевыми фондами для НРС.

Борьба с нищетой. ЮНКТАД признает необходимость использования комплексного подхода для борьбы с нищетой. Конференция сосредоточивает свои усилия на таких направлениях, как развитие людских ресурсов и социальной инфраструктуры; создание рабочих мест и повышение производительности труда бедных слоев населения; распределение доходов и социальных благ. Изучается влияние расширения торговли на борьбу с нищетой.

Экономическое сотрудничество между развивающимися странами. ЮНКТАД осуществляет изучение опыта субрегионального, регионального и межрегионального экономического сотрудничества между развивающимися странами; разрабатывает программы действий мирового сообщества по преодолению экономического отставания НРС.

Некоторые итоги деятельности ЮНКТАД за 40 лет ее существования. В результате проведения 11 сессий ЮНКТАД был принят целый ряд важных международных соглашений, в том числе:

в области торговли:

  • всеобщая система преференций (1971). Благодаря существованию ВСП товары, экспортируемые развивающимися странами, подпадают под преференциальный (льготный) режим на рынках развитых стран,
  • соглашение о глобальной системе торговых преференций (ГСТП) между развивающимися странами (1989),
  • комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой (1980),
  • глобальная сеть центров по вопросам торговли (ГСЦТ), созданная по итогам работы Международного симпозиума ООП по эффективности торговли (1994);

в области сырьевых товаров:

  • международные товарные соглашения по какао, сахару, натуральному каучуку, джуту и джутовым изделиям, тропической древесине, олову, оливковому маслу и пшенице,
  • общий фон для сырьевых товаров, созданный с целью оказания финансовой поддержки для функционирования международных запасов и осуществления проектов НИОКР в области сырьевых товаров (1989);

в области задолженности и развития:

  • со времени принятия Советом резолюции, предусматривающей ретроактивную корректировку условий задолженности развивающихся стран с низким уровнем доходов (1978), долговое бремя было уменьшено более чем на 6,5 млрд долл. США для более чем 50 бедных развивающихся стран,
  • руководящие принципы международных мер в области реструктуризации задолженности (1980);

в области поддержки наименее развитых и не имеющих выхода к морю развивающихся стран и развивающихся стран транзита:

  • соглашение о глобальных рамках для сотрудничества в области транзитных перевозок между не имеющими выхода к морю развивающимися странами и развивающимися странами транзита и сообществом доноров (1995),
  • программа действий для НРС (1990-е гг.),
  • программа действий для НРС на 2001–2003 гг.,

в области транспорта:

  • конвенция ООН о Кодексе проведения линейных конференций (1974),
  • конвенция ООН о морской перевозке грузов (1978),
  • конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (1980),
  • конвенция ООН об условиях регистрации судов (1986),
  • конвенция ООН о морских залогах и ипотеках (1993).

Активная деятельность ЮНКТАД способствовала принятию следующих важных решений международными организациями и правительствами:

  • договоренность об установлении целевых показателей ОПР, включая выделение 0,7% ВВП для развивающихся стран в целом и 0,15% для НРС;
  • совершенствование механизма компенсационного финансирования сокращения экспортных поступлений развивающихся стран, созданного Международным валютным фондом;
  • сокращение долга бедных стран с высокой задолженностью (БСВЗ) перед международными коммерческими банками.

Одна из важных функций деятельности Конференции состоит в публикации ежегодных докладов о торговле и развитии. Эти доклады содержат анализ сложившихся международных и региональных тенденций и взаимодействия торговых, инвестиционных и финансовых потоков. Так, в докладе о мировых инвестициях представлен анализ тенденций в области прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и деятельности ТНК; в докладе по наименее развитым странам (НРС) – обзор основных проблем НРС и мер их международной поддержки. Статистический справочник по международной торговле и развитию, публикуемый ЮНКТАД, содержит основные показатели мирового и регионального развития: ВВП на душу населения, темпы роста, состояние платежного баланса, ПИИ, потоки финансовых ресурсов и задолженности, обзор тенденций в области морских перевозок. В ежегодном Справочнике по публикациям ЮНКТАД перечислены другие периодические и разовые исследования, имеющие важное значение для стран, а также являющиеся источником при подготовке нормативных документов в национальной и международной правотворческой деятельности.

Конференция созывается не реже одного раза в четыре года на уровне министров. Дату и место проведения сессий Конференции устанавливает ГА ООН с учетом рекомендаций Конференции или Совета по торговле и развитию. Между сессиями постоянно действующим исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию (именуемый дальше Совет). Совет собирается по мерс необходимости – обычно два раза в год. Кроме того, Советом проводятся специальные сессии и заседания комиссий по вопросам глобальной политики, взаимозависимости экономик стран мира, проблемам торговли и валютнофинансовым отношениям, структурной перестройке и экономическим реформам. С 1997 г. рабочими органами Совета являются три комиссии: по торговле товарами и услугами; по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; но вопросам предпринимательства и бизнеса. Совет ежегодно представляет Конференции и Генеральной Ассамблее ООП доклады о своей деятельности. С 1964 по 2004 г. было проведено 11 сессий:

  • первая – 1964 г. (Женева, Швейцария);
  • вторая – 1968 г. (Дели, Индия);
  • третья – 1972 г. (Сантьяго, Чили);
  • четвертая – 1976 г. (Найроби, Кения);
  • пятая – 1979 г. (Манила, Филиппины);
  • шестая – 1983 г. (Белград, Югославия);
  • седьмая – 1987 г. (Женева, Швейцария);
  • восьмая – 1992 г. (Картахена, Колумбия);
  • девятая – 1996 г. (Мидранд, ЮАР);
  • десятая – 2000 г. (Бангкок, Таиланд);
  • одиннадцатая – 2004 г. (Сан-Паулу, Бразилия).

Сессии ЮНКТАД – это межгосударственные экономические форумы, посвященные обсуждению наиболее актуальных проблем международной торговли в контексте преодоления экономической отсталости развивающихся стран. В итоге сессии принимаются резолюции, конвенции, соглашения, кодексы, имеющие разную юридическую силу. Принимаемые решения носят рекомендательный характер, однако не следует недооценивать роль аналитических докладов организации. Основанные на фундаментальной исследовательской базе, они дают возможность разным странам и их организациям прослеживать общую торгово- экономическую ситуацию в мире и реально использовать опубликованные данные в своих планах по развитию внешнеэкономических связей.

Таким образом, создание ЮНКТАД первоначально было обусловлено развалом колониальной системы и стремлением молодых политически независимых государств интегрироваться в мировую торговлю на новых паритетных основаниях. ЮНКТАД должна была оказать содействие в решении этих задач. Одна из основных целей ЮНКТАД в современных условиях – это консолидация усилий развивающихся стран в их борьбе за более выгодные для них условия международной торговли. Это позволит создать необходимую базу для укрепления их экономической независимости и развития национальных хозяйств. Финансирование Конференции осуществляется из бюджета ООН и из внебюджетных ресурсов. Деятельность ЮНКТАД имеет два главных направления: 1) укрепление позиций развивающихся стран на мировых сырьевых и аграрных рынках; 2) постепенное преодоление существующей диспропорции в товарной структуре экспорта развивающихся стран в пользу расширения групп товаров глубокой переработки.

На рис. 22.4 представлена структура ЮНКТАД.

В результате деятельности ЮНКТАД были приняты многие важные международные соглашения, в частности, касающиеся преференциальных режимов в торговле, в особенности сырьевыми товарами; снижения задолженности наименее развитых стран; регулирования морских перевозок и др.

Действующие организации юридические лица (субъекты права). Хотя отдельное государство более

Рис. 22.4.

не является единственным действующим лицом развития, каждое государство по-прежнему несет главную ответственность за обеспечение своего развития. Развитие, рассматривается ли оно как обязанность государств или как право народов, требует компетентного государственного руководства, последовательной национальной политики и твердой приверженности народа этой задаче. Известно, что существуют общества, которые могут решать задачи всестороннего развития без внешнего содействия, но таких обществ мало. Развитие требует международного сотрудничества, как и того, чтобы усилиям государств оказывали содействие и другие действующие организации.

У каждого государства свой собственный подход к развитию. Даже в одной стране связанные между собой вопросы развития нередко входят в сферу деятельности разных государственных ведомств. В настоящее время правительство страны может быть представлено в той или иной международной организации в области развития попеременно разными министерствами – сельского хозяйства, окружающей среды, финансов, экономики и иностранных дел.

С точки зрения диапазона идей, объема средств, круга проектов и задействованных групп развитие сегодня стало поистине глобальной сферой деятельности. Растет число и многообразие субъектов развития – государственных и частных, национальных и международных. В силу самой многочисленности субъектов и участников развития сегодня в некоторых обществах может возникать угроза для упорядоченности усилий в этой области. Дело развития во всей его полноте требует согласованности более высокого порядка. Кроме того, распределение ресурсов между различными измерениями развития по-прежнему характеризуется несбалансированностью, в результате чего многие виды деятельности, особенно в области социального развития, по-прежнему не получают достаточного финансирования. Это предопределяет решающее значение координации и установления приоритетов, поскольку у каждой из различных задействованных структур имеются свои конкретные задачи, своя программа, свои заинтересованные группы и свой способ действий. Необходимо создать такую систему международного сотрудничества, которая способствовала бы мобилизации внутренних ресурсов и внешней помощи (как технической, так и финансовой) на нужды мира, экономики, окружающей среды, общества и демократии.

За органами ООН уставом закреплен целый набор функций в области развития, которые требуют нового уровня координации. Генеральная Ассамблея в силу положений глав IV, IX и X устава наделена главной ответственностью в сфере международного экономического и социального сотрудничества. За первые пять десятилетий своей деятельности Ассамблея стала универсальным форумом для обсуждения и принятия решений по вопросам развития, затрагивающим все государства. Экономический и Социальный Совет в силу функций и полномочий, предусмотренных главой X устава, обладает целым кругом обязанностей в деле изучения, постановки и координации вопросов, имеющих отношение к развитию. Совет Безопасности в силу положений главы VII может влиять на ход процесса развития в государствах, ставших объектом санкций, равно как и в соседних и других государствах. Секретариат является источником оказания поддержки по существу вопросов, в том числе технической консультативной помощи и помощи в деле выявления потребностей развития в таких областях, как планирование развития и разработка политики в области развития, статистика, энергетика, природные ресурсы и государственно-административная деятельность. Рассредоточенность обязанностей по различным органам ясно свидетельствует о значении координации и согласованности действий. С помощью региональных комиссий Секретариат содействует координации межсекторальных программ и программ технического сотрудничества на благо государств-членов.

Программы и фонды ООН ежегодно направляют на оперативную деятельность огромные суммы финансовых ресурсов. По мере продвижения их работы вперед появляются новые тенденции. Наметившаяся тенденция к тематическому и целевому финансированию ставит перед Программой развития ООН (ПРООН) новые задачи и открывает новые возможности в деле поддержки программ, с помощью которых правительства стран- рециниентов могут обеспечить последовательность в решении вопросов устойчивого развития в интересах людей во всех его измерениях. Другая тенденция связана с перенесением акцента с развития на деятельность по оказанию чрезвычайной помощи. Например, если говорить о работе Мировой продовольственной программы (МПП), то, хотя общий объем ее поставок достиг рекордного уровня, примерно три пятых из них в силу необходимости направляются на нужды краткосрочной чрезвычайной помощи, а не на цели долгосрочного развития. Гонимые насилием, социальными потрясениями или нуждой, сегодня почти 25 млн беженцев и 30 млн перемещенных внутри стран лиц нуждаются в помощи. В 2009–2010 гг. Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) на эти цели было израсходовано порядка 2800 млн долл. США.

Специализированные учреждения системы ООН имеют свои собственные уставы, бюджеты и руководящие органы. Все вместе они предоставляют в чистом виде займы на сумму 9,3 млрд долл. США но льготным кредитам и на сумму 12,8 млрд долл. США по связанным с ними коммерческим кредитам. Примерно 40% оперативных средств специализированных учреждений поступают из программ и фондов ООН. Государства-члены также предоставляют им ресурсы на осуществление конкретных проектов. Появляются новые тенденции. В течение многих лет ВБ и МВФ рассматривались как учреждения, которые главным образом имеют дело с конкретными проблемами обеспечения макроэкономической стабильности и экономического роста, считая, что решение вопросов долгосрочного социального развития – это дело других учреждений системы ООН. Изменения, происходящие в направленности и характере глобального развития, вынуждают переосмыслить эту дихотомию. Во-первых, различие между "первичными" и "вторичными" вопросами стирается. Так, Бреттон-Вудские учреждения сегодня занимаются вопросами социального развития и создания систем социальной защиты в увязке с программами структурной перестройки. МВФ все шире привлекается к оказанию консультативной помощи и предоставляет ресурсы в среднесрочном контексте в целях содействия высокоэффективному развитию. Всемирный банк при предоставлении займов уделяет внимание экологическим последствиям и выделяет средства на финансирование социальных аспектов структурной перестройки. Во-вторых, в условиях роста масштабов международного кредитования и инвестирования решения ВБ о предоставлении кредитов по своему непосредственному воздействию на развитие уже не играют столь большой роли, как прежде, зато приобрели больший вес как показатель кредитоспособности для рынков частного капитала.

В-третьих, обусловленность кредитов ограничила свободу действий национальных правительств в вопросах политики, тем самым повысив риск внутренней нестабильности. Все эти тенденции свидетельствуют о необходимости большей увязки консультативной помощи Бреттон-Вудских учреждений по вопросам политики и их операций на уровне стран с подходами и практикой других субъектов развития.

Региональные соглашения и организации становятся в мире все более заметным явлением и ежегодно оказывают помощь в целях развития на сумму порядка 5,5 млрд долл. Регионализм не противоречит и не является альтернативой интернационализму, находящему свое выражение в ООН. Региональное сотрудничество – это необходимое условие повсеместного развития. Региональные торговые объединения расширяют рынки сбыта продукции национальных предприятий и стимулируют заключение межрегиональных соглашений, содействующих торговле. За счет помощи, оказываемой на региональном уровне, можно решать проблемы развития в масштабе всего региона и удовлетворять практические потребности, где бы они ни возникали. Водные ресурсы, электрификация, транспорт, связь и системы здравоохранения – во всех этих областях использование общерегиональных подходов может принести благотворные результаты. Региональная координация позволяет обеспечивать сбалансированность решений на транснациональном уровне и преодолевать проблемы, являющиеся результатом соперничества бюрократических структур более низкого уровня. Однако регионализация песет в себе также и опасность протекционизма и появления новых бюрократических слоев. Чтобы регионализация содействовала большей координации, необходимость которой обусловлена потребностями всестороннего развития, требуется внимательное управление этим процессом.

Неправительственные организации (НПО) осуществляют проекты, на которые ежегодно расходуется более 10 млрд долл. США. Когда возникают конфликты, НПО, которые уже давно играют активную роль в поисках мира, нередко в числе первых оказываются на месте конфликта, внося неоценимый вклад в оказание срочной чрезвычайной помощи пострадавшему населению и закладывая фундамент для восстановления истерзанного войной общества. Имея гибкую структуру, возможность мобилизовывать частные финансовые средства и самоотверженный персонал, НПО располагают громадным потенциалом, который может служить делу развития. В последнее десятилетие наблюдался феноменальный рост числа и влияния неправительственных организаций. Они создают новые глобальные сети и демонстрируют свою исключительно важную роль как участников крупных международных конференций этого десятилетия. Настало время объединить усилия неправительственных организаций и ООН, налаживая между ними все более продуктивные отношения консультаций и сотрудничества.

Поток международных частных инвестиций ежегодно возрастает на десятки и сотни миллиардов долларов, открывая широчайшие возможности для повышения занятости, передачи технологии, подготовки кадров и содействия развитию торговли. Порожденный этим процессом динамизм может оживить экономику тех стран, где она переживает застой, и содействовать их интеграции в мировую экономическую систему. Прямые иностранные инвестиции могут оказывать позитивное влияние на сумму технологических возможностей, которые могут быть использованы странами в интересах развития. Частное предпринимательство все шире признается в качестве позитивного фактора в деле решения проблем, которые прежде рассматривались как проблемы, относящиеся исключительно к сфере компетенции государственных органов. В некоторых странах частные компании эффективно действуют в сфере коммунальных услуг, например в таких областях, как телекоммуникация, транспорт, энергетика, вторичная переработка отходов и водоснабжение. Во многих случаях субсидии государственным компаниям можно было бы заменить целевыми субсидиями, с тем чтобы с некоторых потребителей можно было взимать реальную стоимость услуг, а государственные средства направить на удовлетворение потребностей более широкого характера, и прежде всего социально-культурные цели.

Академические и научные сообщества уже несколько веков назад начали создавать глобальную систему продуктивного научного поиска и научных исследований. Сегодня земной шар покрыт сетью научных и образовательных учреждений, насчитывающей тысячи таких центров теоретической мысли, эксперимента и творчества и обеспечивающей фактически мгновенный обмен идеями и опытом. Своей работой, которая все больше носит междисциплинарный, а также межнациональный характер, они реорганизуют старые категории и интегрируют их в новые социально полезные модели. Разделяя определенные основополагающие интересы, ценности и нормы, научное сообщество образует всемирную сеть связей. Это сообщество призвано играть важную роль в решении грандиозных проблем развития, используя накопленные за длительный период времени научные и гуманистические достижения в приложении к текущим проблемам, научно-техническим процессам, в деле защиты прав человека и сосредоточении внимания международного сообщества на развитии во всех его аспектах.

Разработка экономической политики во всех ее аспектах непременно требует надежного информационного фундамента. Процессы планирования и принятия решений правительством и частным сектором могут быть эффективными только в том случае, если они базируются на точной и самой свежей информации. Участие населения в экономической, социальной и политической жизни может быть полнокровным только тогда, когда оно хорошо информировано.

Не располагая адекватной информационной базой, страны в своих двусторонних и многосторонних переговорах оказываются в неблагоприятных условиях. Их доступ к информации о международных экономических, демографических, социальных и экологических процессах имеет первостепенное значение не только для принятия продуманных решений, но и для обеспечения конкурентоспособности и эффективности операций на международных рынках. Активно накапливая данные и статистическую информацию, система ООН является для государств-членов важным, но порой все еще недостаточно используемым информационным капиталом. ООН находится в авангарде усилий по развитию технического сотрудничества в деле создания и совершенствования информационных и коммуникационных инфраструктур. Значение этих усилий пользуется широким признанием, но они требуют более активной поддержки со стороны государств-членов.

ООН вырабатывает общие и сопоставимые подходы к организации и систематизации данных, содействует использованию единообразных стандартов для технических средств связи, совершенствует методы сбора данных, содействует взаимовыгодному обмену данными и информацией на международном уровне, помогает анализировать и оценивать данные и предоставляет возможности для подготовки кадров и помощь в вопросах использования информации.

Система ООН является инициатором налаживания международного сотрудничества в области сбора, анализа и использования данных для нужд демографического планирования, здравоохранения, государственного управления и государственно-административной деятельности, по вопросам занятости, оплаты труда и доходов и для определения потребностей в области социального обеспечения, причем вся эта деятельность имеет цель помочь народам и правительствам принимать более продуманные решения. Организация Объединенных Наций стремится по-новому подойти к количественной оценке человеческого прогресса, создавая такую статистическую картину развития человека, которая не ограничивается только показателем валового национального продукта на душу населения. Опубликованный ПРООН "Доклад о развитии людских ресурсов" положил начало переосмыслению параметров, по которым оценивается развитие.

Надежные статистические данные, позволяющие следить за экономической активностью в странах или отслеживать экономические, социальные и экологические изменения, являются предпосылкой продуманных решений и служат основой успеха в деле национального развития. Необходима новая система национальных счетов, с помощью которой страны могут получить новое представление о своей экономической статистике. Наука может расширить выбор вариантов развития за счет разработки новых, безопасных, простых и эффективных методов планирования семьи, за счет выявления экологически безопасных источников энергии, совершенствования агротехники, улучшения эпидемиологической работы и за счет многих других разработок. Огромное значение, хотя это и не столь широко признается, имеют социальные исследования, гуманитарные науки и искусствоведение. Они не только обогащают жизнь человека, как это уже давно признано, но и позволяют по-новому взглянуть на многие основные особенности и потребности жизни человеческого общества во всех его многочисленных формах.

Низовые организации, такие как религиозные общины, местные ассоциации и группы самопомощи, понимают взаимозависимость экономического, социального, человеческого и экологического измерений развития. Поскольку они обращаются к нуждам малых сообществ, которые иначе нередко оставались бы без внимания, то придают процессу накопления знаний в области развития характер двустороннего движения. Деятельность низовых и местных объединений страдает от недостатка финансирования, и им нередко требуется техническое содействие. Хотя средства должны главным образом мобилизовываться на местном уровне, Организация Объединенных Наций в состоянии поддерживать мероприятия на микроуровне, оказывая содействие низовым организациям. Само число действующих лиц, участвующих сегодня в процессе развития, глобальные тенденции, которые находят свое отражение в их деятельности, и взаимозависимость проблем и механизмов их решения наглядно свидетельствуют о насущной необходимости более широкого осознания проблематики развития и более твердой решимости добиться целей развития.

  • Резолюция № 1995 (XXI) ГА ООН от 30 декабря 1964 г. "Учреждение Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию в качестве органа Генеральной Ассамблеи".

United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD)

Конференция ООН по торговле и развитию – это постоянный действующий орган Генеральной Ассамблеи ООН. Создан в 1964 году и насчитывает 168 стран-членов. Основными задачами ЮНКТАД являются:
1. содействие развитию междунар. торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного, взаимовыгодного всестороннего сотрудничества м/у государствами;
2. выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционир-я современных международных экономических отношений;
3. участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли .

В ЮНКТАД принят групповой принцип работы: государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическому и географическому принципу. Так, развивающиеся страны объединены в "группу 77". Решения ЮНКТАД облекаются в форму резолюций, заявлений, согласованных выводов и, имея рекомендательный характер, не являются юридически обязательными. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции. В работе ЮНКТАД принимает участие ряд международных организаций. Высший орган - Конференция и Совет по торговле и развитию, в рамках которого работают шесть комитетов. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции по регулированию отдельных рынков сырьевых и сельскохозяйственных товаров и др. СССР стал членом этой организации с 1964 года, Российская Федерация – с 1991.

Сотрудничество с ЮНКТАД позволяет гармонизировать российское антимонопольное законодательство с международными нормами, дает возможность принимать участие в обмене мнениями и в обсуждении наиболее важных аспектов этой сферы. Вместе с тем, необходимо отметить, что техническое содействие со стороны ЮНКТАД в адрес МАП России (Аббревиатура "МАП" расшифровывается как "Министерство по антимонопольной политике ". Компании, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, обязаны обращаться в антимонопольные органы МАП для уведомления или для получения разрешения на совершение тех или иных сделок) весьма ограничено, что объясняется приоритетной ориентацией этой организации на помощь развивающимся странам.

В связи с этим, деятельность МАП России в этой области сотрудничества направлена на привлечение средств для оказания технического содействия в области конкурентной политики и защиты прав потребителей государствам-членам СНГ в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике.

В бразильском городе Сан-Паулу 13 июня открылась 11-я сессия Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая продлится до 18 июня .

Главная цель конференции – достичь договоренностей о перенаправлении ресурсов и средств, выручаемых от торговли, на развитие и борьбу с бедностью, что должно привести к ускорению развития и экономического роста слаборазвитых стран.

Участники встречи намерены обсудить пути взаимодействия между развитыми и развивающимися странами и найти возможность преодоления разногласий на национальном и международном уровнях по проблемам международной торговли и развития.

Предполагается, что во дворце Анемби, где пройдет сессия ЮНКАТД, состоятся жаркие дебаты по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, которые волнуют развивающиеся страны из-за их невозможности конкурировать с датируемыми продуктами из Америки и Европы. В работе сессии ЮНКТАД примет участие генсек ООН Кофи Аннан, сообщает РИА "Новости".

Организационная структура. Высшим органом ЮНКТАД является Конференция (следует различать два понятия: Конференция как наименование самой организации и Конференция как название высшего органа). Конференция собирается на сессии, которые проводятся один раз в четыре года на уровне министров в целях определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. Всего было проведено 11 сессий.

I сессия – в 1964 г. в Женеве (Швейцария); II – в 1968 г. – в Дели (Индия); III – в 1972 г. – в Сантьяго (Чили); IV – в 1976 г. – в Найроби (Кения); V – в 1979 г. – в Маниле (Филиппины); VI – в 1983 г. – в Белграде (Югославия); VII – в 1987 г. – в Женеве (Швейцария); VIII – в 1992 г. – в Картахене (Колумбия); IX – в 1996 г. – в Мидранде (ЮАР), Х - в 2000 г. – Таиланд.

С созданием ВТО (Всемирная Торговая организация) практически открыто стали высказывать­ся мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сей­час достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима ми­ровому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые во­просы.

Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сес­сии было единогласно признано, что они «должны вести к дей­ствиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, документы ЮНКТАД формально имеют менее обяза­тельный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия эконо­мических прав и обязанностей государств.

В области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, важнейшим мероприятием ЮНКТАД было создание Общей системы префе­ренций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система преду­сматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися го­сударствами на невзаимной основе, т. е. без требования со сторо­ны последних встречных торгово-политических уступок. Хотя многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп това­ров и стран - получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатыва­ющей промышленности государств, отставших в экономическом развитии.

Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. На прошедших первых семи сессиях ЮНКТАД было принято более 160 резолюций; число резолюций, выработанных на регулярных и специальных сессиях Совета по торговле и развитию, превысило 400. В рамках ЮНКТАД разработана широкая гамма других многосторонних документов: конвенции, соглашения, согласованные выводы, кодексы, имеющие различную юридическую силу.

Исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию, который обеспечивает работу между сессиями Конференции. Совет представляет ежегодно Конференции и Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС доклады о своей деятельности. Доступ в состав Совета открыт всем странам – членам ЮНКТАД. В 1996 г. число членов составляло 115.

Совет по торговле и развитию проводит регулярные сессии один раз в год осенью в течение 10 дней. Кроме того, Советом проводятся специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому спектру проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях обсуждаются вопросы глобальной политики, взаимозависимости экономики стран мира; проблемы торговли и валютно-финансовых отношений; торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ . Совет осуществляет контроль за всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран, а также Новой программы ООН для развития стран Африки.

Рабочими органами Совета с 1997 г. являются комиссии , которые осуществляют координацию деятельности по закрепленным за ними областям: по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; по торговле товара - ми и услугами; по развитию частного предпринимательства. Комиссии провели свои первые сессии в 1997 г. Намечается проведение максимум 10 еже - годных встреч экспертов/специальных рабочих групп. Комиссии заменили действовавшие до 1996 г. четыре постоянных комитета.

Секретариат составляет часть Секретариата ООН и возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы: координации политики; внешних сношений, а также девять отделов; (1) сырьевых товаров; (2) международной торговли; (3) сферы услуг и эффективности торговли; (4) экономического сотрудничества между развивающимися страна - ми и специальные программы; (5) глобальной взаимозависимости; (6) транс - национальных корпораций и инвестиций; (7) науки и техники; (8) наименее развитых стран; (9) услуг в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ. В его составе есть так же объединенные подразделения, работающие совместно с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС – Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Деятельность ЮНКТАД оказала существенное воздействие на всю многостороннюю систему регулирования международной торговли. В частности, это обусловило осуществление модернизации ГАТТ. В составе Генерального соглашения появилась новая четвертая часть, где признается особая роль и особое место развивающихся стран в международных экономических отношениях. С деятельностью ЮНКТАД связаны также перемены в деятельности МВФ и МБРР, выразившиеся в определенном повороте к нуждам развивающихся стран и в особенности к наименее развитым. ЮНКТАД явилась инициатором предоставления невзаимных и недискриминационных преференций, представляющих важные элементы современной системы регулирования международной торговли. ЮНКТАД внесла существенный вклад в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков.

В рамках ЮНКТАД сложилась и приобрела современную роль «Группа 77», названная так по числу развивающихся стран, создавших общую платформу защиты своих экономических интересов в международной торговле. «Группа 77» сыграла важную роль в формировании международной стратегии ООН по экономическим вопросам и отношениям с развивающимися странами. ЮНКТАД разработала и осуществляет новые организационные формы работы, позволяющие находить баланс интересов различных стран и различных групп стран по проблемам международного экономического сотрудничества. Характерным для работы ЮНКТАД является предварительное определение позиций внутри каждой группы стран, что обеспечивает более взвешенный учет интересов представленных стран при выработке общих решений.

  • регулирование торговых и экономических отношений между государствами и разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики»;
  • разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами;
  • разработка мер и средств экономической политики. В рамках ЮНКТАД создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в действие в 1976 года;
  • содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;
  • регулирование ограничительной деловой практики путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а также различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций;
  • аналитическая работа по широкому кругу проблем;
  • сотрудничество с международными экономическими организациями.

Высшим органомЮНКТАД является Конференция , которая собирается на сессии на уровне министров не реже одного раза в четыре года для определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер.

В период между сессиями работой Конференции руководит Совет по торговле и развитию , который проводит регулярные заседания один раз в год. Как правило, три раза в год созываются исполнительные сессии СТР, на которых рассматриваются в основном текущие вопросы. Кроме того, Совет организует специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому спектру проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях обсуждаются вопросы глобальной политики, взаимозависимости экономики стран мира; проблемы торговли и валютно-финансовых отношений; торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет осуществляет контроль за всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран , а также Новой программы ООН для развития стран Африки.


Ежегодно Совет представляет Генеральной Ассамблее ООН доклад о своей деятельности. В рамках Совета действуют две постоянных комиссии - по торговле и развитию; по инвестициям, предпринимательству и развитию – а также рабочие группы, которые занимаются подготовкой исследований и рекомендаций Совету в различных областях.

СекретариатЮНКТАД возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы (координации политики и внешних сношений ), а также шесть отделов: Отдел глобализации и стратегий развития; Отдел инвестиций и предпринимательства; Отдел международной торговли товарами, услугами и сырьевыми товарам; Отдел технологии и логистики; Отдел стран Африки, наименее развитых стран (НРС) и специальных программ; Отдел административных вопросов.

Секретариат ЮНКТАД обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС – Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Важной организационной особенностью функционирования механизма ЮНКТАД является метод работы по группам стран. Существуют четыре группы стран: А – афро-азиатские, B – развитые западные страны, С – латиноамериканские страны, D – страны Центральной и Восточной Европы. «Группа 77», состоящая из стран групп A и D, формального статуса в ЮНКТАД не имеет, однако вносит весомый вклад в ее деятельность. Характерным для работы органов ЮНКТАД стало предварительное определение позиций в каждой из групп и выступление на сессиях ЮНКТАД каждой группы, как правило, единым фронтом.

В настоящий момент наблюдается тенденция к региональной кооперации стран на площадке ЮНКТАД. Так, например, африканские страны группируются в Африканскую группу, страны Латинской Америки – в Группу Латиноамериканских и Карибских стран и т.д. Страны Европейского союза согласовывают свою позицию с Европейским союзом.

Публикации ЮНКТАД. Страница публикаций ЮНКТАД содержит ежегодные отчеты по:

  • торговле и развитию,
  • мировым инвестициям,
  • состоянию наименее развитых стран,
  • электронной торговле,
  • обзор по морскому транспорту,
  • развитию информационных технологий в экономике,

а также серии специальных публикаций: политические проблем в в международной торговле и продуктах массового потребления, инвестиционная политика в разных странах и т.д.

3. В стране А и стране В имеются два фактора производства – труд и земля, которые используются для производства одного товара. Зависимость предельного продукта труда от количества привлекаемой рабочей силы представлена в таблице.