Денежная удача

В статье журналист поднимает актуальные проблемы. Актуальные проблемы журналистики. Интернет для журналистики - это

Актуальные проблемы современности и журналистики

В последние 10 лет жизнь общества претерпела множество изменений. Причин много: научно-технический прогресс, смена ценностей людей, трансформация культуры, переосмысление множества вещей, рост количества образованных людей и так далее. Все эти явления связаны между собой, имеют свои причины и последствия. На данный момент почти каждый человек имеет свой дом, образование, минимальный набор необходимой техники, права и обязанности, работу, доступ ко всем медикаментам и продуктам, разнообразные способы отдыха и развлечения. На словах все звучит хорошо и благополучно, но так ли это на самом деле? Неужели в 21 столетии у человека нет никаких проблем? Кажется, что лучше уже быть не может, человек всегда стремился к благополучию собственной жизни, разве что хочется, чтобы наука и техника развивались еще быстрее. Но это не совсем так. Современный мир очень сложный и порой не понятен даже нам самим. Сложен он тем, что на нас валится огромный поток информации, ритм жизни из-за технического прогресса, современной экономики и потребностей людей стал очень быстрым. Новые ценности современного общества не всегда приживаются в умах людей, а кто-то наоборот меняется слишком быстро, и нет никакого постоянства. Все чаще мы видим, что люди сходят с ума, кончают жизнь самоубийством, причиняют вред огромному количеству людей, не понимают, зачем живут, не знают, где истина. Человек, получив множество материальных благ, будто забыл про что-то, потерял какой-то ориентир. Даже это самое материальное благо в один момент может просто исчезнуть вследствие изменчивости нашего времени, но что же тогда останется с нами? журналистика пропаганда общество техника

В своем эссе я бы хотела разобраться в проблемах современного общества, в их причинах и последствиях. Также хотела бы уделить внимание журналистике, так как этот социально-культурный феномен является отражением нашей жизни, нашего общества, помогает ориентироваться в нем. Соответственно, если есть проблемы в современном обществе, то и в журналистике они есть, так как эти два явления неразрывно связаны и являются отражением друг друга. А может это журналистика создает эти самые проблемы, которые так влияют на нас? По-моему мнению, современная журналистика имеет огромное влияние на общество. Средства массовой информации в силе навязать определенные суждения, мысли, образы, даже мечты. Не даром СМИ называют "четвертой властью". Благодаря развитию техники, средства массовой информации принимают новые формы, ищут новые способы воздействия на наше сознание, и, как мне кажется, успешно. То есть, я придерживаюсь мнения, что средства массовой информации чаще всего создают новые проблемы для современного общества, периодически нагнетая их, направляя в нужное русло мыслительный процесс людей. Конечно, это происходит не во всех случаях, но все же, как показывает практика, в большинстве из них. Какие же основные проблемы в современном обществе и журналистике я вижу? Хотелось бы обсудить каждую из них. Я выделяю три главные, самые яркие проблемы нашего общества и журналистики, которые имеют прямую или косвенную связь друг с другом. Проблем, безусловно, гораздо больше, но нижеперечисленные пункты мне кажутся самыми актуальными. Во-первых, хотелось бы уделить внимание массовой культуре, точнее, ее последствиям. Во-вторых, как мне кажется, большая проблема журналистики - это ее тесная связь с политикой, проблема пропаганды, которая искажает понимание мира у людей, соответственно, это еще одна проблема современного общества. В-третьих, стремительное развитие техники, которое прямым образом повлияло на потребности общества и на качество журналистики. Теперь подробнее о каждой из проблем.

Массовая культура - "это культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (включая телевидение и радио), спорт, кинематограф, музыка (включая поп-музыку), массовая литература, изобразительное искусство и т.д.". Благодаря массовой культуре журналистика получила ответвление - массовые коммуникации, реклама. Массовая культура начала образовываться еще в 20 веке, но своего апогея она достигла сейчас, в наше время. Признак "массовости" означает что-то некачественное, глупое, как очередная реклама жвачки. Многие из нас понимают, что массовая культура никакой пользы не приносит, но мы все равно идем на очередную бессмысленную комедию. Почему все так происходит? Я считаю, причина в том, что средства массовой информации с удовольствием потакают бессмысленной массовой культуре. Она везде и вокруг нас: например, женские журналы особенно любят массовую культуру - наполовину они состоят из рекламы ненужной продукции, наполовину - из сплетен, разговорах о моде и прочей ерунде. Телевидение - это массовая культура в квадрате. В последние пять лет на российском телевидении появилось множество передач, шоу, сериалов, но все ли они хороши? Я бы сказала, что нет. В своей массе передачи и сериалы не несут никакой смысловой нагрузки, но они настолько выглядят привлекательными на первый взгляд, что их смотрит большое количество людей. Человеку свойственно отвлекаться от серьезных проблем, забыть их, поэтому они пытаются это сделать с помощью такого легкого и доступного способа. Мне часто кажется, что средства массовой информации только и рады, давят на эту человеческую слабость для своих целей. Выгодно всем: журналистам особо напрягаться не нужно, никакая аналитика не нужна, собственные мысли никому неинтересны, легче дать очередную порцию "зрелищ" в "Пусть говорят". Также таким способом СМИ отвлекают от действительно важных проблем. Безусловно, все не настолько печально: есть множество аналитических и познавательных программ даже на федеральных каналах, но их показывают либо рано утром, либо поздно ночью. Рейтинги подобных передач намного ниже, чем у того же "Голоса". Массовая культура любит делать упор далеко не на самые лучшие качества человека, и из этого следует "культ потребления". Данный культ сквозит во всех средствах массовой информации. Та же реклама, которая есть во всех видах СМИ: в газете, радио и телевидении. Реклама приказывает нам бесконечно покупать, покупать, покупать. Потребителями являются не только зрители, но и герои сериалов, ток-шоу. Сейчас продать можно все, а информацию - и подавно. Отношение людей к информации стало такое же, как к походу в заведение фаст-фуда - быстро взять, проглотить и пойти дальше по своим делам. То есть я хочу сказать, что в большинстве своем качество журналистской работы ухудшилось: какая-либо новость может быть купленной, материалы делаются быстро, нет аналитики и личного мнения. Последствие массовости - безликость, материалы журналистов все чаще такие же. Чтобы какому-либо СМИ остаться на плаву, нужно быть "в тренде", а потребности современного общества порой оставляют желать лучшего. В идеальном понимании, культура - это нечто возвышенное, монументальное, заставляющее задуматься. А в свою очередь журналистика должна не только сообщать об очередном показе мод и рекламировать очередной йогурт, но и просвещать, помогать людям ориентироваться в окружающем мире. К сожалению, это происходит все реже и реже.

Теперь я перейду к связи политики и журналистики. Мы живем не просто в обществе, мы живем в государстве. Мы - и есть государство. Государство без политики сейчас не может существовать. Соответственно, политики и журналистика очень связаны между собой. Журналистам, чтобы нормально функционировать, не выгодно быть не в ладу с государством. В то же время, оппозиция должна быть всегда, как подтверждение инакомыслия и для развития общества и государства в целом, но, к сожалению, роль оппозиции в системе СМИ нашей страны крайне мала. Может всему виной опыт Советского Союза, тоталитарного государства? Так уж сложилось, что на протяжении нескольких десятилетий СМИ были средством политической пропаганды и ничем более. Сейчас много частных изданий, но это не слишком изменило ситуацию. Подобный факт не может исчезнуть раз и навсегда. Также возможно, что виноват менталитет русского человека, привычка отмалчиваться и терпеть, ведь в крайнем случае можно обсудить политику на кухне дома. Общественно-политическая журналистика в современных российских условиях не в состоянии решать основную для себя задачу -- объективное отражение действительности. Этому препятствует ярко выраженная политическая ангажированность СМИ -- их зависимость от имеющих власть людей и организаций, интересов крупных финансово-промышленных групп, оказывающих влияние на принятие политических решений в масштабах всей страны. Как следствие, многие журналисты, по их же собственным признаниям, ощущают существенные ограничения свободы слова, а в ряде редакций учредители средств массовой информации уже ввели предварительную цензуру, что принципиально расходится с положениями российского законодательства в области масс-медиа. В этих условиях недостижимым оказывается даже стремление к объективности информации, что ставит под сомнение профессиональные приоритеты журналистики. Можно не согласиться со мной, сказав, что все-таки свобода слова у нас есть, у нас она законна. Формально свобода есть. Только ее понятие у нас в стране совсем иное - не свобода мысли, а свобода в читателях и зрителях. Средства массовой информации могут доносить угодную государству идеологию, пропагандировать нужные властям вещи, лишь бы читатель и зритель не заметил ничего. Инакомыслие в средствах массовой информации относительно политической сферы встретить почти невозможно. В то же время информация преподается так грамотно, что порой веришь во все, что написано в каком-то издании или сказано по телевизору. Нам кажется, что по-другому быть просто не может, все, что нам сообщается - правда. Возможно, что лжи и правда не так много, другое дело, что страшно представить, сколько всего не договаривают сами политики и журналисты.

И теперь о последней проблеме - о техническом прогрессе, который произошел совсем недавно. Мы застали техническую революцию, которая очень ощутимо изменила нашу жизнь. Что-то усложнилось (нужны постоянно деньги на новую технику или на ее ремонт), что-то упростилось (общение людей, поиск информации, уделяется меньше времени на бытовые дела, покупки, работа и так далее). К сожалению, проблем у современных людей из-за техники не мало - начиная от портящегося зрения, заканчивая полной зависимости от техники, из-за нарушения работы которой могут пострадать люди. Есть тенденция у современных детей и подростков к замкнутости и предпочтение Интернет-пространству реальности. Журналистика, конечно же, тесно связана с техническими достижениями. С помощью техники информация передается быстро и легко. С каждым годом растет число сетевых изданий -- как электронных версий уже существующих газет, так и периодических изданий, не имеющих аналогов на бумаге. Ведут интернет-вещание телевизионные компании и радиостанции, возникают сетевые информационные и рекламные агентства. Современная журналистика стоит на пороге возникновения нового вида сетевой журналистики. Журналисты активно осваивают социальные сети, пишут новости, подвигают издания, в которых работают. С одной стороны, это замечательно для журналистики, но если копнуть глубже, то становятся заметными несколько проблем: во-первых, материал из интернета не всегда качественен, так как все делается быстро, получается поверхностным и порой создается даже не профессионалом. Сейчас средством массовой информации считается любой блог. С одной стороны, это развитие гражданской журналистики, но с другой, а кто сказал, что их слова никто не будет контролировать? Кто сказал, что любой блоггер это образованный и адекватный человек, на материалы которого можно положиться? Как ни крути, а профессия журналиста трудна и имеет множество нюансов. Во-вторых, в Интернете нет фильтрации информационного потока как такового, можно наткнуться на "утку" или на какой-нибудь недопустимый контент для определенной группы лиц. Чтобы найти что-то стоящее и полезное в сети Интернет, нужно уметь им пользоваться и очень постараться. Кстати, об умениях. Мало где можно научиться онлайн-журналистике, ее специфике. В университетах в основном преподают "классическую" журналистику, без технического уклона, хотя бы минимального. В данный момент нельзя отрицать сильное влияние новых технологий, в частности Всемирной Паутины, на нашу жизнь. Онлайн-журналистика в России есть, но она очень медленно развивается, чаще всего не профессиональна, не компетентна, не организованна. Журналистика должна быть на одной волне с происходящими тенденциями текущего времени, но у нас это не очень хорошо получается по причине экономической и технической. Трудно предположить, что с ней станет, и как она будет развиваться в ближайшем будущем. Кто-то утверждает, что Интернет сместит бумажные издания и телевидение, кто-то говорит, что вряд ли это произойдет в ближайшем будущем, так как людей, желающих получать информацию быстро не так много, чем консерваторов, которые будут верны исключительно результатам работы классических журналистов. Вообще, мне кажется, за онлайн-журналистикой будущее, обходить ее стороной ни в коем случае нельзя. Нужно лишь набраться опыта, умений и не бояться Интернета.

К сожалению, перечисленные мной проблемы современности и журналистики пока решаются с трудом. Они серьезные, многие их понимают, но оптимального выхода из этих ситуаций пока нет. Все будет зависеть от того, какими будут люди через следующие 10 лет, какие тенденции будут происходить в обществе, как на все это отреагирует журналистика, сможет ли она снова анализировать, подмечать и просвещать, или же произойдет нечто новое? Эти вопросы пока остаются открытыми.

Мы смотрим телевизор или читаем газету даже для того чтобы узнать какая погода за окном что уж говорить о более далеких от обычной жизни вещах – международной политике деятельности правительства состоянии экономики. Как отмечают многие исследователи никогда еще разница между зафиксированными профессиональной этикой традиционными представлениями о роли журналиста о нравственных нормах его творчества его профессиональном долге ответственности и тем что происходит в журналистской практике на самом деле не была столь разительна....


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

20406. Проблемы развития менеджмента в современной России 21.63 KB
Проблемы развития менеджмента в современной России Для того чтобы рассмотреть проблемы менеджмента в условия современной российской экономии вспомним эволюцию управления в рыночных условиях. Анализу подвергается каждое рабочее место и их взаимосвязь активно используются достоинства стандартизации для техники и узкой специализации для работников. Массовый успех фирм управляемых на этих принципах приводит к насыщению рынков сбыта и появлению новой проблемы для менеджмента. Решение этой проблемы связано во многом с...
5291. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 36.44 KB
Целью настоящeй курсoвой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма
16521. Некоторые проблемы современной экономической статистики России и других стран СНГ 10.96 KB
Заместитель Председателя Статкомитета СНГ г. Москва Некоторые проблемы современной экономической статистики России и других стран СНГ 1. В настоящем докладе имеется в виду кратко рассмотреть проблемы в ключевых разделах экономической статистики данные которых используются органами государственного управления для анализа различных аспектов экономического процесса и принятия решений по вопросам формирования экономической и социальной политики а также для представления их различным международным организациям в том числе органам СНГ на которые...
20281. Языковая политика России и Европы в условиях современной миграционной ситуации: проблемы и перспективы адаптации мигрантов 2.24 MB
Проблема социокультурной правовой языковой адаптации и интеграции трудовых мигрантов остается в центре внимания исследования социологических лингвистических и педагогических наук. Актуальность данной проблемы в первую очередь связана с увеличивающимся потоком мигрантов и влиянием взаимообратных процессов между принимающим населением и мигрантами. Язык и культура это эффективные инструменты в адаптации и интеграции мигрантов.
16898. Потребность в концептуальном осмыслении проблемы "утечки умов" как необходимой предпосылки ее решения для современной России в условиях глобализации 20.29 KB
Потребность в концептуальном осмыслении проблемы утечки умов как необходимой предпосылки ее решения для современной России в условиях глобализации В настоящее время наблюдается третья волна интереса к проблеме утечки умов в отечественной дискурсивной практике. Именно по вышеприведенным мотивам эта проблема особенно взволновала российское общество уже осознавшее что данный процесс утечки умов будет иметь для экономического и духовного развития России не менее а возможно и более серьезные последствия чем...
5033. Акционерные общества в современной России и основные факторы их развития на современном этапе в условиях перманентного кризиса национальной экономике 44.88 KB
Акционерные общества в современной экономике играют значительную роль т. Задача же данной курсовой работы оценить роль акционерного общества на примере его деятельности и развития в России. Анализ материала в работе подчинен главной цели изучению и рассмотрению основ акционерного общества и его разновидностей.
21704. Предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития 152.75 KB
Выявить различные подходы к понятию предпринимательства в современной экономической науке; определить особенности предпринимательства как фактора производства; описать последствия предпринимательства в производственной деятельности; проанализировать исторический опыт развития предпринимательства в России и сформулировать основные особенности предпринимательства на современном этапе;
13993. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 489.52 KB
Тенденции глобализации бизнеса, развития международной конкуренции, телекоммуникаций и Интернета и другие формирующиеся особенности новой экономики обусловливают необходимость пересмотра взглядов отечественного менеджмента на проблемы эффективного управления предприятиями в направлении обеспечения адекватности применяемых методов и инструментов принципам современной управленческой парадигмы.
3207. Проблемы развития конкурентного рынка в России 118.72 KB
Задачи работы сводятся к определению понятия совершенной конкуренции, рассмотрению поведения фирмы на конкурентном рынке, как в идеале должна вести себя фирма, чтобы максимизировать свою прибыль, какие решения должна принимать в тех или иных условиях
17349. Макроэкономические проблемы развития высоких технологий в России 34.58 KB
Выяснить место и роль высоких технологий в экономике России; сформулировать проблемы развития высоких технологий в России; определить меры по интенсификации развития высоких технологий в России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Рассмотрение журналистики как отражения нашей жизни. Оценка процесса нагнетания проблем посредством средств массовой информации. Роль журналистики в политической пропаганде. Влияние развития техники на потребности общества и на качество журналистики.

    эссе , добавлен 14.05.2015

    Коммуникационная теория журналистики, ее социология и психология. Журналистика как социальный институт. Профессиональная этика и нравственность поведения журналиста. Право массовой информации в правовой системе Беларуси. Понятие политологии журналистики.

    контрольная работа , добавлен 07.06.2011

    Развитие современного Интернета. Определение журналистики. Понятие и специфика интернет-журналистики. Интернет как способ общения в журнализме. Проблема свободы средств массовой информации в современной России. Закон о средствах массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    Понятие журналистики. Сущность, цели, функции, средства. История развития и становления журналистики, в том числе в России. Типы направления. Социально-политическая и экономическая ситуация обуславливающая качество журналистики в современной России.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2015

    Начало развития сети Интернет. Средство массовой информации, характеризующееся обращенностью к массовой аудитории, общедоступностью. Интернет - многогранное средство массовой информации. Появление авторских проектов в Интернете, их роль для журналистики.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2011

    Науки-предшественницы журналистики. Этапы ее развития. Многоаспектность функционирования средств массовой информации (СМИ). Роль социологической, филологической и культурологической базы в профессионализме журналиста. Специфика работы в разных типах СМИ.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2012

    Основные понятия, значение и функции PR. Определение журналистики, ее функции и трансформация. Информация как объект работы журналиста. Значение профессионально-этических кодексов. Место в профессиональной деятельности Кодексов профессиональной этики.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2014

Для средств массовой информации и коммуникации, безусловно, важнейшим является их содержание, без которого немыслимы ни осуществление прессой коммуникативной функции, ни амбициозные планы превращения журналистики в "четвертую власть", ни эффективность формирования общественного мнения и управления им, ни доходы медиакорпораций. В журналистике два человека играют ведущую роль: журналист и читатель (слушатель, зритель). Именно от их взаимодействия зависит характер журналистики.

На сегодняшний день, круг тем, которые охватывает журналистика, очень широк: от узконаправленных до глобальных. Глобальные экологическая проблема сегодня заставляет нас всех объединять усилия, делает наш мир взаимозависимым и заставляет все больше внимания уделять проблемам общечеловеческим. В данном случае речь идет о таких проблемах, как здоровье и сохранение здоровья, как развитие новых ресурсов, прежде всего в сфере знаний. Если просмотреть большинство публикаций, которые знакомят с экологией как областью знаний, то трудно провести четкую границу между социальной и естественнонаучной составляющей этой дисциплины - так они взаимосвязаны между собой.

Но очевидно, что все эти публикации определяют круг тем, которые становятся предметом разговора в других публикациях. Одна из них - рациональное использование природных ресурсов. Экология как явствует практически из каждой публикации в прессе - это та область знаний, где второстепенных проблем нет. Массированное загрязняющее воздействие на окружающую среду - это серьезная опасность для жизни человека. Свалки и полигоны захоронения отходов, использование удобрений и ядохимикатов, гарь выхлопов автомобилей, гибнущие деревья, кислотные дожди, озоновые дыры - все это наша реальность. И темы для тех, кто разрабатывает экологическую тематику. Государство срочно изыскивает средства на строительство очистных сооружений, мусороперерабатывающих заводов, на оборудование полигонов захоронения городских отходов по последнему слову техники. Об этом рассказывают многие публикации. Одни знакомят с опытом более богатых стран. Например, в Германии, где сбор мусора - это серьезное дело, требующее ответственности, самостоятельная отрасль хозяйства страны. Другие говорят о том, почему уборка мусора в Беларуси еще не стала востребованным и прибыльным делом. Ведь для получения, скажем, одной тонны ПЭТ-бутылок необходимо 273 тонны нефти и 95 метров кубических природного газа. А ПЭТ-бутылку можно перерабатывать до девяти раз.

Беларусь называют "синеокой" благодаря большому количеству озер. Беларусь называют "легкими Европы" благодаря многочисленным лесам и болотам. Беларусь называют землей "под белыми крылами" - и сейчас рядом с сельской хаткой можно увидеть гнездо аиста. До сих пор Беларусь переживает самую ужасную экологическую катастрофу - Чернобыльскую аварию, которая обернулась национальной трагедией, с последствиями которой еще придется бороться нашим внукам. К сожалению, радиоактивное загрязнение является одной из основных причин ухудшения здоровья не только белорусской нации, но и всей Европы. Модная в советское время "переделка природы" также внесла свой вклад в ухудшение экологической ситуации в Беларуси. Осушение болот не привело к ожидаемым результатам, но уникальная биосфера была нарушена, что сразу же сказалось на экологическом состоянии всей Европы.

В сфере экологической журналистики давно обозначились проблемные темы, которые постоянно занимают ведущие строчки своеобразного рейтинга : энергетика, энерго- и ресурсосбережение; великие реки и леса, опустынивание и обезлесивание; экологически чистая и безопасная продукция; отходы производства и потребления, их переработка; новые нетрадиционные растения и перспективы их использования (генномодифицированные продукты).

Однозначно, что названными темами список не ограничивается. К тому же он подвижен. Но на данный момент именно такие публикации предлагает наша пресса.

Еще одна тема, занимающая свою нишу в средствах массовой информации - криминальная тема. К сожалению, поток публикаций на данную тему не иссякает, скорее, наоборот. Почему криминал занимает такое значительное место в наших газетах? Ответ очень прост: потому что, он в первую очередь, существует в самом обществе. Именно недостатки этого общества - безработица, социальное неравенство, понижение уровня жизни, алкоголизм, наркомания - создают питательную почву преступности, порождают общественную депрессию и наращивают потенциал общественной нестабильности". Может быть, теперь это покажется странным, но было время, когда криминал представлял собой только сводки, не было больших, на целую полосу материалов, как и не было никаких красочных коллажей.

Сейчас ситуация кардинально изменилась. В последнее время появляются журналисты с "узкой специализацией", в том числе и с криминальной. Почти в каждой газете есть корреспонденты, занимающиеся в основном только криминалом. Источниками информации для журналиста, работающего с криминалом, являются пресс-службы ГУВД, МВД, районные, городские. В последнее время наметилась тенденция к исчезновение со страниц газет криминальных сводок и репортажей с места происшествия. Также к криминальным материалам предъявляются некоторые требования со стороны редакторов газет: преступление, описываемое в газете, должно быть особенным - жестоким, кровавым, с какими-нибудь шокирующими подробностями. И самое удручающее в этом то, что такие сюжеты дает сама жизнь, вернее, совершающиеся в ней преступления. Еще одна проблема криминальной тематики - малое количество качественных публикаций. Для создания качественного криминального издания необходим тщательный маркетинг, т.е. нужно изучить рынок сбыта, основной круг читателей, как издание должно выглядеть - обязано ли оно быть цветным, а соответственно и дорогим или же наоборот, не цветным и дешевым. Нужен тщательный подход к созданию и выпуску газеты, особенно с такой тематикой. Ведь не каждый рекламодатель решится поместить свое объявление в криминальное издание.

Современное общество также всерьез обеспокоено эпидемией наркомании, ежегодно уносящей сотни тысяч человеческих жизней. В современной периодике существует ряд тем, к которым журналисты обращаются чаще всего. Журналисты пишут на темы необходимости отказа от наркотиков, наркомания рассматривается как зависимость и болезнь, от которой до конца излечиться практически невозможно. Если раньше считалось, что принимать наркотики - это модно, то в настоящее время упор делается на здоровый образ жизни, в употреблении же наркотиков нет ничего модного, веселого и интересного.

Сельская тема также занимает определенное место среди других не менее важных тем, так как является важнейшей отраслью экономики Беларуси и главной составляющей агропромышленного комплекса страны. В производстве сельскохозяйственной продукции участвуют товаропроизводители различных форм собственности и хозяйствования: сельскохозяйственные предприятия, фермерские (крестьянские) хозяйства, подсобные хозяйства населения, другие формы хозяйствования. Однако и количество убыточных организаций там пока что остается достаточно большим - 10,7% от общего количества работающих предприятий, против 2,3% в целом по экономике республики. Это является практически единственным фактором, влияющим на то, что в настоящее время уровень зарплаты в сельском хозяйстве значительно отстает от среднереспубликанского (315 тыс. белорусских рублей против 614 тыс. в среднем по республике и 1 млн 100 тыс. белорусских рублей в наиболее высокооплачиваемой отрасли республики - нефтеперерабатывающей.) Также не радует и та цифра, что по состоянию на сегодняшний день в общем объеме просроченной задолженности в Белоруссии 23,4% приходится на сельское хозяйство. Современные средства массовой информации (газеты, телевидение) чутко отражают это плачевное состояние агропромышленного комплекса страны.

Таким образом мы рассмотрели лишь некоторые темы из всего многообразия освещаемых сегодня журналистами. Тем, действительно, великое множество и охватить их все не представляется возможным. Однако всех их ообъединяет один критерий - их актуальность. Актуальность - (от позднелат. actualis фактически существующий настоящий, современный), важность, значительность чего либо для настоящего момента, современность, злободневность … (Большой Энциклопедический словарь) То, как данная публикация отзывается на злобу дня в настоящее время и будет говорить о ее актуальности. Однако темы, связанные с каким - либо событием, могут потерять свою актуальность спустя какое-то время, другие, напротив, актуальны всегда, потому как проблемы, связанные с ними, продолжают существовать в обществе. Это, например, безработица, коррупция, проституция, наркомания, алкоголизм, социальное неравенство, преступность и т.д. Однако не все так мрачно. В журналистике поднимаются и другие темы, связанные с позитивными сторонами жизни.

DOI: 10.17805/trudy.2016.1.7

проблемы преподавания журналистики в современной России

В. Л. Артемов (Московский гуманитарный университет)

Аннотация: В статье анализируются проблемы преподавания журналистики в современной России, в том числе понижение общей культуры молодежи - абитуриентов, студентов.

Подготовлено на основе доклада на XIIМеждународной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (3-5 декабря 2015 г.) в Московском гуманитарном университете.

Ключевые слова: журналистика; российская журналистика; проблемы журналистского образования; культура журналистов

on some issues of teaching journalism in contemporary russia

V. L. Artemov (Moscow University for the Humanities)

Abstract: The article examines some of the issues of teaching journalism at universities in contemporary Russia, including the problem of the overall cultural decline of school graduates, university students, and youth in general.

The article is based on the paper given at the 12th International research conference "Higher education for the 21st century" (December 3-5, 2015) at Moscow University for the Humanities.

Keywords: journalism; journalism in Russia; issues of education in journalism; culture of journalists

За несколько десятилетий, что мне в той или иной форме приходилось и приходится сталкиваться с преподаванием журналистских дисциплин как в нашей стране, так и за рубежом, и в самой журналистике, и в ее преподавании произошли перемены. При этом на зарубежных факультетах журналистики, в школах журналистики, как их там принято чаще всего называть, что отражает уровень и узкую направленность получаемого там образования, происходил преимущественно процесс дальнейшего усугубления ремесленного подхода к обучению студентов. Что я имею в виду?

НАУЧНЫЕ труды Московского ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Главный упор в процессе учебы в зарубежных школ журналистики, особенно базирующихся на англо-саксонской системе, делался и делается на освоении набора до мельчайших деталей регламентированных технологий новостной журналистики, а также на рекомендациях практиков.

Основные тенденции в динамике журналистского образования в большинстве стран мира можно проследить по используемым там американским и американским учебникам, учебным пособиям, методичкам. Достаточно просмотреть любой набор этих материалов, чтобы убедиться в том, что главную цель, которая преследуется их авторами и разработчиками, состоит в подготовке «репортеров», т. е. специалистов по сбору и обработке новостей. Основная дисциплина в этих заведениях - «News Writing». Принципиальная задача обучения - выпустить специалиста, ориентированного в первую очередь на оперативную новость, продукт, который может быть продан по оптимальной цене.

Последние десятилетия в зарубежной журналистике и, соответственно, в школах журналистики систематизировался и обобщался опыт наиболее известных репортеров, вырабатывался алгоритмы поведения журналистов в самом широком спектре ситуаций на всех этапах работы с новостями, применительно к суживающемуся спектру социальных и политических проблем, которые находятся в центре внимания западной прессы. Технология сбора информации, работы с источниками, постоянное совершенствование стиля, воспитание специфических качеств репортера - наблюдательность, изобретательность, собранность, дисциплинированность, инициативность, скептицизм доводится едва ли не до автоматизма. Студенты школ и факультетов журналистики, в принципе, не получают широкого гуманитарного образования и интеллектуального кругозора.

Задачи, которые стоят перед журналистикой в большинстве западных стран, остались прежними, перестройки или обновления ее системы или арсенала не потребовалось. Новых требований к журналисту не предъявили, и, как и прежде, согласно вошедшей в оборот максиме, «американский репортер может описать все, но не может объяснить, почему». От него требуется улавливать ожидания и вкусы аудитории и не удаляться от своих утилитарных задач (Хорольский, 2010).

Серьезные последствия для журналистики в большинстве стран имело усиление роли правительства в качестве дирижера всего хора средств массовой информации с последовавшим усилением самоцензуры. Несомненно, снижение интеллектуальных параметров выпускников этих учебных заведений связано и с упрощенными требованиями, предъявляемому к репортеру усиливающимся влиянием интернета, сокращением печатных СМИ и все большим превращением информационных и других

телевизионных программ в развлекательные представления.

Российская журналистика за эти же годы пережила много перестроек, пересмотра ориентиров, подходов и ценностей. Главное, изменилось меню содержания, которое все больше диктуется коммерциализацией прессы. Однако все это не отменило функций, которые российская журналистика объективно продолжает выполнять в нашем обществе. Функции прессы - явление объективное, это то влияние, которое пресса по природе своей оказывает на общество во всех его ипостасях. Любая пресса, например, выполняет функции воспитания и образования вне зависимости от того, каким это образование является. Это ружье, которое стреляет тем зарядом, которым его заряжают, и эффект применения которого определяется качеством этого заряда. Это может быть и управляемым, и спонтанным процессом.

В России за прошедшие десятилетия существенно изменился этот заряд средств массовой информации, он во многом измельчали, однако не настолько, чтобы утратить способность и возможность оказывать положительное воздействие на социальные процессы в нашей стране. Очень многое будет зависеть от того, кто приходит на пополнение журналистского корпуса. Сейчас происходит естественная смена журналистских поколений. Каким будет новое, то, на которое придется возлагать надежды и ожидать, что оно сможет активно способствовать положительным тенденциям в становлении Новой России, в очень значительной степени зависит от того, что сумеют сделать преподаватели журналистских факультетов.

Совершенно очевидно, что нас не может удовлетворить подход к подготовке журналистов, принятый в западных школах журналистики, хотя с начала 90-х годов прослеживается тенденция внедрять в нашу учебную практику свойственные им подходы описательского репортерства (Засурский, 2007). Нам необходимо формировать новое поколение российских журналистов-государственников, нацеленных на развитие гражданского общества, активно реагирующих на социальные и политические проблемы, которыми живет страна, достаточно образованных и подготовленных, чтобы понимать и интерпретировать происходящие в мире и в нашем обществе процессы, видеть угрозы, которые направлены на единство нашей страны, ее независимость. Российская журналистика всю свою историю прошла под знаком ответственной интеллектуальной аналитичности, и нельзя допустить, чтобы мы растеряли это дорогое наследие. Наша пресса должна быть политически и социально направленной и ответственной, а наш журналист должен быть способен и готов отстаивать интересы общества и страны в условиях коммерциализации.

Решать эту понятную и всеми разделяемую задачу приходится в до-

статочно сложных условиях. С одной стороны, нам придется потратить немало времени на ликвидацию разрушающих последствий введения ЕГЭ, отупляющего увлечения Интернетом, сокращения сроков обучения, утрату курсов, направленных на расширение кругозора будущих журналистов. Интеллектуальному и творческому росту множества студентов мешает переход на платное обучение. Очень многие учащиеся тратят драгоценное время на подработки для оплаты дорожающих обучения и общежития. На чтение книг, серьезную проработку учебных материалов и самостоятельное творчество времени катастрофически не хватает.

С другой стороны, за последние время существенно упал уровень общей подготовленности абитуриентов, ставших студентами, снизился интерес к углубленному освоению материала, самостоятельной работе. Все меньше студентов оказываются способны на длительное усилие, без которого не выработать собственного творческого подхода и не создать достойного произведения. По свидетельству многих редакторов, они сталкиваются с проблемой, которую несколько знакомых мне ветеранов журналистики неожиданно сформулировали одними и теми же словами: «В газете некому писать». Главное, говорят они, это поразительная неэрудированность молодых журналистов, примитивность мышления, приниженный круг интересов и леность мысли. Молодые мало или ничего не читают, их кругозор узок настолько, что упирается в бытовые проблемы, у них убогий словарь русского языка, они не проявляют любознательности, предпочитают незамысловатые приемы рассуждений и не склонны искать причинно-следственные связи в событиях и фактах, которые описывают.

Из всего обширного списка проблем, которые необходимо решать в преподавании и воспитании современного российского журналиста (Бон-даренко, 2010), мне хотелось бы выделить особенно заметные и при этом в принципе решаемые.

Мне кажется, что в центре нашего внимания должно находиться преодоление неумения, а то и нежелания студентов профессионально думать. «Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает», - писал знаменитый известинец Анатолий Аграновский. Болезнь начинающего журналиста - увлечение красивым слогом, пышными формулировками, «ритуальными танцами» в качестве вступления или заключения, повторяющими примитивную мораль, и отсутствие мысли о том, что это скажет читателю, если вообще что-то скажет.

Другая болезнь - неспособность организовать логическую аргументацию и последовательное изложение более или менее расширенных материалов, находить им адекватный заголовок. Неумение концентрироваться на главном, не упускать из виду цель создаваемого материала, сводить к общему знаменателю богатство собранного материала часто

остается со студентом и после получения диплома. Между прочим, неспособность к типизации относится и к числу причин, по которым умер когда-то популярный и блистательный жанр публицистического очерка. Переломить эту болезнь дефицита обобщений можно только постоянными усилиями всего концерта преподавателей, работающих со студентами-журналистами, не только тех, кто ведет профессиональные дисциплины.

Требование четкого изложения мысли и умения аргументировать любое утверждение должно быть частью усилий каждого преподавателя, занимающегося с группой студентов-журналистов. Привить студентам умение формировать главную мысль материала, правильно излагать ее, всем ходом изложения привлекать к ней внимание, демонстрацией аргументов подготовить читателя к готовности воспринять ее и позволить ей убедить себя должны те, кто учит газетному делу (и, конечно, радио и телевизионной специализации).

Я вижу привитие умения работать с главной мыслью материала как первостепенную задачу профессионального журналистского образования сегодня. Кстати, неплохо было бы вспомнить о конспектировании, весьма эффективном, но сейчас забытом методе обучения, с помощью которого прививается умение и навык формулировать и кратко излагать сложные мысли и объемные материалы. Очень полезны регулярные диспуты, полемика, споры - они способствуют развитию самостоятельного и логического мышления.

Задача всего педагогического коллектива - борьба с убогостью речевой практики молодых журналистов (Сиротинина, 2009). Ее решение мне видится в стимулирование регулярного чтения художественной литературы и прежде всего классиков. Для меня представляется важной необходимость постоянно акцентировать внимание студентов на том, что успех литературной стороны их творчества во много зависит от умения пользоваться аллюзиями, крылатыми словами, прибегать к синонимическим рядам, метафорам, тропам, другим изобразительно-выразительным средствам языка. Можно было бы подумать над включением знакомства с родной литературой, вместе со знанием истории нашей страны, в итоговую отчетность перед государственными экзаменами. Неоспоримое значение имеет требование по части чтения дополнительной литературы по всем предметам. Это один из способов обогащения главного инструмента журналиста - языка, на котором он работает. Мы мыслим словами, и чем богаче спектр рабочего языка, тем яснее выражаются мысли. Для воспитания журналистов необходим специальный курс русского языка, который стимулировал бы непрерывное обогащение словаря и постоянную работу над развитием собственного речевого стиля журналиста.

Проблема родного языка и языкового стиля стоит рядом с проблемой

представлений о национальной идентичности, созданием отчетливых и устойчивых представлений о том, что общение на родном языке, наряду с принадлежностью к соответствующей языку культурной среде, составляет идентификатор национальной принадлежности. В настоящее историческом контексте российского государства для журналистов ясность в этом вопросе это не только вопрос профессионализма. Она имеет особое самостоятельное значение.

Это вопрос борьбы с националистическими фобиями, процветающими на невежестве людей, не понимающих, что национальная принадлежность никак не связана с биологической наследственностью. Многие великие представители русской, да и других наций, не были этнически полностью или частично чистыми членами своей нации. Выросши в русской культуре и пользуясь русским языком, русскими считали себя Пушкин, Лермонтов, Карамзин, Даль, Левитан. Французом считается и называет себя французом этнический русский, член Французской Академии (т. е. Академии французской литературы и языка) писатель Анри Труайя. Знаменитый английский актер Питер Устинов - тоже по происхождению русский, а известный классик английской литературы Конрад - чистокровный немец.

Настоящая беда, подстерегающая нас в середине курса - большое число учащихся, на первом-втором курсах, рьяно взявшихся за перо, к третьему курсу охладевают к самостоятельному творчеству, и отнюдь не большинство удается подвигнуть на дополнительные, внеучебные творческие проекты, систематическую работу над самостоятельными разработками тем, совершенствованием мастерства. Вместе с тем, на деле именно таким путем, через привитие постоянного длительного усилия, возможно выработать у студентов компетенции, которые заложены в министерских программах. Никакими лекциями или контрольными этого не добиться, не нужно лукавить. Для этого требуется постоянный курирующий глаз преподавателя, постоянно, изо дня в день работающего над студенческими текстами, чего не предусматривают наши регламенты. Без этого не выработать привычки к непрерывной работе, саморедактированию, инициативному поиску и разработке тем. Представляется, что некий выход из положения - студенческие творческие объединения с руководителем, готовым взять на себя трудоемкую роль рецензента и редактора и вести систематическую работу с десятками авторов. К счастью, такие энтузиасты встречаются.

Сегодня одна из ключевых задач в развитии нашей страны состоит в формировании общероссийской идентичности (Ильинский, 2014). Ни одно многонациональное государство не может считаться крепким, если ее население не скреплено общей идентичностью, переплетением куль-

турных корней и связей. Выходящие в жизнь журналисты просто обязаны, по меньшей мере, понимать эту проблему и ценить ту мультикультурную основу, на которой она строилась веками. Следовало бы вернуть в курсы литературы или хотя бы в списки дополнительного чтения, знакомство с культурой народностей России, их великими эпосами, как это делалось в Советское время.

Сейчас, после распада Советского Союза, стали отчетливо видеть, насколько важно для зарождения чувства общности и единой национальной идентичности вхождение всех культур в единое культурное пространство (см.: Бородай, 2015). Вспомним, как великий дагестанец поэт Расул Гамзатов говорил о том, что если бы он жил не в нашей стране, то остался бы поэтом одного ущелья и его стихи не читали бы повсюду. Наверное, на российских журналистах лежит обязанность не просто участвовать в этом процессе, а быть его двигателем и пропагандистом. Знание культуры народов России и их вклада в общенациональную российскую идентичность, на мой взгляд, обязательное условие успешного выполнения нашей журналистикой своего долга.

Наконец, я вижу важную проблему в преодолении отстраненности большинства студентов-журналистов от современных мировых проблем, слабого интереса к процессам, идущим в сегодняшней Росси, вообще ко всему, что лежит за пределами их повседневных проблем и интересов. Преобладает сосредоточенность на обыденных вопросах, «заземленность» потребностей. Единицы регулярно читают прессу, следят за новостями по телевизору, большее число иногда знакомится с новостями по Интернету. Подчас в этих молодых людях поражает узость кругозора и аморфность представлений об окружающем мире. Обвинить их в отсутствии патриотических чувств нельзя, но эти чувства по преимуществу пассивные, не реализуются в активных действиях, в стремлении что-нибудь сделать. Мало кто из них видит вокруг себя проблемы социального характера, понимает их реальную природу, причинно-следственные связи или просто вдумчиво реагирует на них.

Преподаватели журналистских дисциплин в состоянии обращать внимание на наиболее важные проблемы современности, ставить задачи по самостоятельной разработке материалов этой тематики. Думается, что полезно было бы ввести курс «Современные проблемы мира и России» и включить в него лекции о глобальных политических процессах и важнейших международных проблемах, с которыми сталкивается Россия на международной арене, а также занятия по вопросам социально-политического и экономического развития России.

Журналистское образование не может ограничиваться узкими гуманитарными и профессиональными дисциплинами. Стране нужны жур-

налисты, способные в современных условиях отвечать на ожидания аудитории, задающей все больше вопросов, на которые журналист должны отвечать и пользоваться ее доверием и авторитетом за широту и глубину ответов, которые он дает ей.