Приметы

Пословицы про июнь для детей. Июнь - разноцвет. Разноцветный шар земной

Месяць июнь - приметы, пословицы и поговорки.

О происхождении названия месяца июнь.

Латинское название месяца (Junius) произошло от имени древнеримской богини Юноны, супруги верховного бога Юпитера. В римской мифологии Юнона — богиня брака, материнства, женщин и женских производительных сил. Есть основание соотносить название месяца со словом juniores — «молодежь», ибо ей традиционно был посвящен этот месяц.

В древнерусском языке месяц именовался червень и изок. Червень — общеславянское слово, по всей видимости, производное от названия красильных червей, появляющихся в это время (из этих червей делали, между прочим, чернила). Изок — это кузнечик: в июне их всегда много и они громко стрекочут в молодой траве. Диалектные названия месяца говорят сами за себя — хлеборост, скопидом, быздень. Последнее — от «быза» (хвост), «бызовать» (бить, хлестать, бегать с ревом, задрав хвост) — указывает на то, что в июне люди и скот страдают от обилия комаров, мошки, оводов.

Июнь — первый летний месяц. Наступившее тепло радует, но в закромах у крестьян пусто. Еще досеивают некоторые зерновые культуры, овощная рассада в огородах только-только приживается и набирает рост.

Пословицы июня

Июнь — конец пролетья, начало лета.

Май — радость, а июнь — счастье.

Май творит хлеба, а июнь — сено.

Июнь — ау, закромы в амбарах пусты.

С июньского хлеба не велик прок: весь разносол — мякина, лебеда да горькая беда.

Собери с пола соринки — сделаем по хлебцу поминки.

Богат июнь-месяц, а и то после дедушки-апреля крошки подбирает.

В закрома дунь!

Нет ли жита

В углах забыта?

Зато июнь — месяц цветов и сочной травы. Луга в хорошие годы покрываются густым зеленым ковром разнотравья, в котором удивительный, неповторимый узор выводят цветы — голубые колокольчики, белые ромашки, красные полевые гвоздики, трехцветные веселые анютины глазки, пестрый ятрышник, крупные буроватые соцветья ядовитой белены, фиолетово-синий ирис (касатик) с желтыми прожилками на внешних лепестках... К концу месяца раскрываются голубые цветочки льна, так что издали льняное поле становится похожим на озеро или кусочек ясного неба, опрокинувшегося на землю. Цветут многие деревья и кустарники: рябина, калина, черемуха, сирень, позднее к ним присоединяется липа.

В июне есть нечего, да жить весело: цветы цветут, соловьи поют!

Главные заботы июня — завершение посевных работ, подготовка, а где-то и начало сенокоса, прополка огородов, разбрасывание навоза на пары (отдыхающие, не засеянные поля).

Едва ли не основной темой июньских примет становится дождь, от качества (теплый, холодный, с ветром) и количества которого напрямую зависит рост трав и хлебов.

Все это, разумеется, нашло отражение в поговорках и присловьях, характеризующих июнь.

Поговорки и приметы июня

Июнь — скопидом, урожай мужику копит.

Июнь с косою по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам побежал.

Проводит июнь на работу, отобьет от песен охоту.

В июнь-разноцвет дня свободного нет!

Знойный июнь — на рыбалку плюнь.

Если в июне ночи теплые, тогда наверное можно ожидать изобилия плодов.

Во время восхода солнца стоит духота — к ненастью.

Туман утром стелется по воде — будет солнечная погода.

Сильные росы — к плодородию, а частые туманы обещают урожай грибов.

Вода чиста как никогда — к дождю.

Утром трава пахнет сильнее обычного — к дождю.

Хорошо пахнет жимолостью — к дождю.

С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день — к хорошей погоде.

Стадо к вечеру разревелось — будет дождливо.

Если пчелы роем гудят на цветущей рябине — завтра будет ясный день.

Воробьи веселы, подвижны, драчливы — к хорошей погоде.

Если вокруг муравейника много муравьев — к хорошей погоде.


Вот и пришел к концу месяц Розанцвет-Разноцвет... Еще раз окинем взором разноцветье природы вокруг нас:множество цветов только начали свой победоносный путь по земле.И с каждым днем прибавляются все новые и новые краски...Цветы - остатки рая на земле... И когда мы своими грехами стремимся в ад, у Господа есть напоминание для нас, чего мы лишаемся в будущей жизни...Полевые цветы доказывают нам: да, не надо волноваться, что нам одеть и чем питаться, ибо Господь и крин сельный так украшает, и ос питает,и нас без помощи не оставит. Парковые цветы вселяют в нас надежду, что коли им нужна минимальная помощь от людей - и нам Господь пошлет на помощь человеков в нужный час. Садовые цветы своим роскошеством и нас побуждают заботиться о собственной душе, чтобы не одолели его всяческие напасти и благоухала душа наша пред Господом...

Слава Богу,что Церковь живет по своему русскому календарю!
А как же еще бы мы знали,что 14 июня - это все-таки 1 число первого летнего месяца на Руси?! 1/14 июня,начало лета! А 1 июля - это еще месяц июнь,18 число?! А 13 июля - это последний день Розан-месяца?!
В древнерусском быту июнь месяц розанцветом звали:шиповник-розан зацветал... А еще июнь называют - разноцветом, потому что с наступлением лета начинают цвести разные цветы.

В современном календаре это время с 14 июня по 13 июля...А почему важно напомнить об этом русском календаре?! Веками жизнь нашего народа определялась именно природными явлениями в их непрерывной череде смены красок,трудов,настроений,у пований...А вовсе не колебаниями температуры: если в январе вдруг +10 - это вовсе не весна...

Вот что пишет Аполлон Коринфский в книге "Народная Русь: Июнь-розанцвет":
В древнерусском быту слыл июнь за месяц «изок» и в то же время «розанцветом» прозывался. Соседи и единоплеменники наших предков звали его каждый наособицу: поляки - «червцом», чехи со словаками - «червенем», иллирийцы - «липанем», кроаты - «иванча-ком» и «клисенем», сербы - «смазником» и «розовым», венды - «шестником», «прашником» и «кресником». Сначала выходил этот месяц четвертым из двенадцати в году; потом стал считаться за десятый; с 1700 же года, по изволению-указу Великого Петра, начал быть, как и в наши дни, шестым.

Июнь - конец пролетья, начало лета. «Месяц июнь, ау!» - приговаривают о нем по многим местам народной Руси, где почти везде к этому времени все закрома в амбарах пустым-пусты. «Июнь, в закром ветром дунь! Поищи: нет ли где жита по углам забито! Собери с полу соринки - сделаем по хлебце поминки!» - подсмеивается над подводимым с голоду мужицким брюхом прибауток посельский, добавляющий для большей ясности, что: «С июньского хлеба не велик прок: весь разносол - мякина, лебеда да горькая беда!» Немало и всяких других словечек крылатых от деревни к деревне, от села к селу по светлорусскому простору полетывает, перекликается голосами заливными, что струны гусельные, звонкими. «Пришел июнь-розан-цвет, отбою от работы нет!» - говорят в народе. - «Богат июнь-месяц, а и то после дедушки-апреля крошки подбирает!», «Поводит июнь на работу - отобьет до песен охоту!», «Что май, что июнь- оба впроголодь!», «Отец с сыном, май с июнем, ходят под окнами, Христа-ради побираются!», «В июне есть нечего, да жить весело: цветы цветут, соловьи поют!», «Июнь - скопидом, урожай мужику копит!», «Июньские зори хлеба зорят, скорее дозревать им велят».
В пословицах-приметах старых людей памятливых дошел до наших дней от старины глубокой никем - кроме природы, обступающей быт русского народа-пахаря, - не слагавшийся «месяцеслов», ведомый каждому деревенскому старожилу.
«Мученик Устин (воспоминаемый Церковью 1-го июня) - между маем и июнь-месяцем тын!», - можно услышать среди посельщины-деревенщины. В этот день запрещает народное слово городьбу городить: «На Устина не городи тына!» Приметливые люди сулят пожар тому домохозяину, который ослушается их опасливого совета. В этот же день судят-загадывают по солнечному восходу об урожае, для чего выходят до зорьки в поле и приглядываются к солнечным заигрышам: взойдет красно солнышко на чистом небе - быть доброму наливу ржи. А бродят тучи по небесному всполью в это утро - бабам на радость: лен-конопель уродится на диво! От Устина - два дня до Митрофана (4-го июня). «В канун Митрофана - не ложись спать рано!» - предостерегает суеверная деревня: в навечерие этого дня есть над чем понаблюдать тому, кто озабочен предстоящим вызреванием политых трудовым потом хлебов. Деревенский опыт советует под Митрофана «заглядывать, откуда ветер дует». Во многих местностях Владимирской, Ярославской, Тверской, Тульской и других соседних губерний до сих пор держится старинная примета об этом. Тянет ветер с полуден - яровому хороший рост!», - говорят там. «Дует с гнилого угла (северо-запада) - жди ненастья!». Ветер «с восхода» (восточный) - к поветрию (повальным болезням). «Сиверок (северовосточный ветер) - ржи дождями заливает!». В старину даже существовал редко где не запамятованный теперь обычай «молить ветер под Митрофана». Старые старухи сходились для этого за околицею ввечеру, после заката солнечного, и - по данному старейшею из них знаку - принимались выкликать по ветру, размахивая при этом руками, следующее заклинание: «Ветер-Ветрило! Из семерых братьев Ветровичей старшой брат! Ты не дуй-ка, не плюй дождем со гнилого угла, не гони трясавиц-огневиц из неруси на Русь! Ты не сули, не шли-ка, Ветер-Ветрило, лютую болесть-помаху на православный народ! Ты подуй-ка, из семерых братьев старшой, теплом теплым, ты полей-ка, Ветер-Ветрило, на рожь-матушку, на яровину-яровую, на поле - на луга дожди теплые, к поре да ко времячку! Ты сослужи-ка, буйный, службу да всему царству християнскому - мужикам-пахарям на радость, малым ребятам на утеху, старикам со старухами на прокормление, а тебе, буйному, над семерыми братьями набольшему-старшему, на славу!» Это заклинание, по словам сведущих людей, имело непреодолимую силу над ветрами и заставляло их помогать честному люду крестьянскому, со страхом и трепетом прислушивавшемуся да приглядывавшемуся в это переходное-тревожное время к каждой перемене погоды, влияющей на рост хлебов.
«На Дорофея (5-го июня) - утро вечера мудренее!» В этот день примечают течение ветров поутру, руководясь теми же указаниями векового сельскохозяйственного опыта, как и под Митрофана, патриарха константинопольского. «Придет Ларивон (преп. Илларион, воспоминаемый 6-го июня) - дурную траву из поля вон: подтыкай, девки-бабы, хоботье, начинай в яровом полотье!» 7-го июня - св. Феодот: «тепло ведет - в рожь золото льет», на дождь наводит - к тощему наливу. «За Федотом - Федор-Стратилат (8-е июня), угрозами богат». Первая угроза этого дня, по словам погодоведов, гроза. Гремит поутру в этот день раскатистый гром - не к добру: с сеном не уберется мужик вовремя, дождик-«сеногной» все погноит, если не поспешить с уборкой, не бросить всю остальную работу. Прислушиваются мужики в этот день ко грому, а бабы - постарше, подомови-тее да поприметливее - за росами следят, в оба глаза глядят. Стратилатовы росы - вещие: большие - к хорошим льнам да к богатой конопле. Но еще более зорко, чем мужики-косари с бабами, приглядываются к этому дню землекопы-колодезники, вологжане да пермские выходцы. Это - их заветный день. До сих пор, платя щедрую дань суеверной старине, соблюдают они «положеное». А положено в неписанном уставе неведомых уставщиков на этот день немалое. Еще накануне ввечеру должны приниматься они за выполнение завещанного былыми веками обычая. «С Федора-Стратилата колодцы рой!» - гласит старина вещими устами знающих людей: «Будет вода в них и чиста, и пьяна, и от всякого лихого глаза на пользу!» Под Федоров день - на Федотов вечер ставят колодезники на те места, где поутру думают землю копать - воду добывать хотят, «наговорен-ныя», по особому порядку-обряду изустному, сковороды и оставляют их до утра. Перед солнечным восходом идут они и с первым проблеском красного солнца снимают сковороды, чтобы загадывать по ним об успехе предстоящей работы: отпотеет, покроется выступившею каплями водою сковорода, - «многоводная жила» на этом месте; рой, благословясь, хватит пойла не то что внукам, а и деткам их правнуков! Мало поту земного на сковороде, - мало и воды. Сухая сковорода, - впору уходить с этого места: хоть год в земле копайся, до жилы не доберешься! А не дай Бог - замочит наговоренную сковороду сверху дождем: все время, до нового лета, спорины не будет. Крепко придерживается вологжанин-колодезник этой приметы. «На словах-то он - как на масле», по старинному присловью, но и «на деле - как в Вологде: свое знает!»
За Федором Стратилатом - Кирилл (9-е июня) в ряду стоит, на солнечном припеке, по красному слову народному, греется. «На Ки-рилу - отдает земля солнышку всю свою силу!» - говорит деревня: «С Кирилина дня молись солнышку-ведрышку», - добавляет она: «что солнышко даст, то у мужика в амбаре!» На Тимофея (10-го июня) - «знамения», простор суеверному воображению народному. По преданию, в этот день ходят-бродят по земле всякие призраки, «блазнящие глаз человеческий». Старые люди видят, в эту необычайную пору, то несметные стада мышей, пасущиеся по гумнам - к голодному году, то волчьи ватаги в полях - к скотскому падежу, то стаи черна-воронья, летящие - туча-тучей - из лесу на деревню - к повальному мору людей. А то, по уверению стариков, бывает и так, что, если прислушаться-припасть ухом к земле, слышно, как Мать-Сыра-Земля стоном-стонет (к пожару), люд честной жалеючи. Иному, наособицу зоркому, человеку представиться может об эту пору и такое видение, что как будто по озимому полю огонь перебегает, на яровое дымом тянет. Это - к бездождию: выгорят хлеба, свернет зерно, скосить придется всю ниву на солому. Тимофеевские знамения - грозой грозят. Счастливо то село, где ни одному человеку ничего не привидится в этот тяжелый день! Варфоломей с Варварою (11-е июня) ничего не сулят, ничем не грозят народу православному: что Бог даст, то и будет; как проведет человек посвященный им день (во грехе, или по праведному), то ему и станется, независимо от каких-либо особых примет.
12-е июня простонародный месяцеслов зовет днем «Петра-капустника»: на него высаживается на огороды последняя, запоздалая, рассада. С этого - самого длинного за лето - дня, по народному слову, солнце укорачивает ход, месяц - на прибыль идет, солнце поворачивается на зиму, а лето - на жары. Наутро - «Акулины-гречишницы» (13-е июня). По приметам: « сей гречиху или за неделю до Акулин (смотря по местной погоде), или спустя неделю после Акулин». Ни один другой хлеб не требует такой осторожности при посеве (см. гл. II).
За «Акулиной-гречишницей» следом «Елисей-гречкосей» на Землю Русскую выходит (14-го июня). «Придет пророк Амос (15-е июня) - пойдет в рост и овес». 16-го июня, на Тихонов день, начинают затихать певчие птицы; один соловейко голосистый еще не сдает голоса, - петь ему во всю соловьиную мочь до Петрова дня. На Тихона живут во многих селах «толоки» - помочи, торопятся все унавозить поля под пар. Ввечеру этим днем молодежь «в назьмы играет»: хороводы водит. Пройдут еще сутки, а там - и «Федул (18-е июня) на двор заглянул: пора серпы зубрить, к жнитвам готовиться загодя». С 19-го числа (день мученика Зосимы) пчелы начинают меда запасать, соты заливать. На Мефодия-«перепелятника» (20-го июня) - всякому охотнику до перепелиной ловли большая забота: примечать - носится ли тенетник-паутина над ржаным полем, толкется ли кучами мошкара над хлебами. Все это - приметы того, что много перепелов летом будет. В этот день стараются перепелятники изловить непременно хоть одного перепела: это - залог верной удачи на все лето. Если кому выпадет счастье поймать белого «князь-перепела», то он навсегда обеспечен ловлею: перепела-де сами так и летят к тому, чуть в руки прямо не валятся. В старину завзятые охотники целыми неделями искали такого счастья. «За Мефодием-перепелятником Ульян (21-е июня) Ульяну (22-е) кличет». 23-е число - «Аграфены-купальницы», «лютые коренья». Этот и следующий («Ивана Купалы») дни окружены в народном представлении тесными рядами поверий, обычаев и обрядов, вызывающих в памяти народа древнеязыческие «купальские» празднества (см. гл. XXVIII).
«На Тифинскую» (26-го июня), в день явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы) - земляника заспевает, красных девок в лес по ягоды зовет. Если на Самсонов день дождь, быть всему лету мокрому - по народной примете - вплоть до бабьего лета (до самого сентября). Если же на Самсона ведро - семь недель ведро стоять будет. В Сибири, по словам старожилов, в сороковых годах ХIХ-го столетия почти повсеместно соблюдался стародавний деревенский обычай приводить в этот день («на Николу обыденного») лошадей к церкви, служить молебны о благополучии их и кропить водою. «Герману (28-е июня) до Петрова дня - через порог шагнуть, рукой подать!»
Конец Петровкам, розговенье Петрова поста на Руси стоит, по всем деревням лязг-звон идет: косы оттачивают, к косьбе снаряжаются. «Строй косы к Петрову дню, так будешь мужик!», «С Петрова дни зеленый покос!», «Не хвались, баба, что зелен лук, а смотри: каков Петров день!» - гласят старинные поговорки. А июнь-месяц уже готовится передать свое место на родной земле июлю-«сенозорнику», - «макушка лета через прясла глядит». 30-го июня - «двенадцать апостолов весну кличут, вернуться просят», да поздно, простилась умывающаяся трудовым потом деревня с красною давно уже -«До новых сороков (9-го марта), до новых жаворонков».

«Весна-красна,
Ты когда, весна, прошла?
Ты когда, весна, проехала?
На кого, весна, вспокинула
Своих детушек,
Малолетушек?»

Льется-звенит на последней «окличке» весны заунывная, сменившая «веснянки», песня поминающих весну девушек, собирающихся - на солнечном закате в канун 1-го июля - на берегу реки. «Поминки» сопровождаются пирушкою: пьется брага, сооружается «мирская яичница», водятся последние весенние хороводы.
В старые годы в этот прощальный июньский вечер «хоронили весну». Ее изображала соломенная кукла, наряженная в красный сарафан и кокошник с цветами. Куклу носили на руках по селу с песнями, а потом бросали в реку, после чего и начиналось пирушка-тризна, посвященная последним проводам отжившей свой короткий, «воробьиный», век Весны-Красной. «Помянули весну - прощай, розанцвет!» - говорят на посельской-попольной Руси.
9



Июнь -
Разноцвет -


Июнь – сын весны, лету почин.На Руси
он посвящался юности, олицетворял
молодость и счастье жизни – медовый
месяц природы! Июнь - месяц лучистого
солнца, самых длинных дней, белых
ночей, светлейший месяц года – млечень.
Именно в июне празднуется один из
самых больших христианских праздников,
это День Святой Троицы. Июнь называют
румянцем года - за цветы, краски и яркие
зори, а ещё он - хлеборост. "Взошли хлеба-
не дивись, налились хлеба - не хвались,
хлеб на току - про урожай толкуй"...
Пословицы и поговорки месяца июнь...


Июнь – починальник лета, первенец, заигрыш. Его приход знаменует собой конец пролетья (прилетья), начало лета, перволетье. В древнерусском календаре он светозар, то есть озаренный светом. За обилие света, сочную зелень, переливы красок цветущих лугов называли июнь в народе светлояром, цветущим, розан – цветом, разноцветным месяцем.


Лето за тепло принимается, красные дни устанавливает. Реже замывает тучками небо, синий простор лишь кое-где перемежается шапками облаков. Оттого-то солнечному сиянию в июне помех меньше, чем когда-либо. «Вёдро колосит хлеба»,- гласит народная мудрость. Еще июнь песенный и благодатный месяц, хлеборост и скопидом; хлебородный, он копит урожай на весь год, богатит наш дом. Крестьяне же, хлеборобы, прозвали месяц совсем просто - хлеборостом.


На земле прочно утвердился самый длинный и светлый день. Не успевает солнце спрятаться за лес с одной стороны, как вскоре его первые лучи ударяют в небо с другой. Июнь красен солнцем и теплом. В июне происходит солнцеворот, когда солнечное колесо, достигнув наибольшей высоты, начинает опускаться вниз. Поэтому июнь – месяц лучистого солнца, самых длинных дней, белых ночей, светлейший месяц года – млечень.


Разлетаются по лесу птицы в поисках добычи для подрастающего поколения. А в чаще всю ночь поет-заливается соловей. А вот кукования к концу месяца уже не слыхать, по старинному поверью, «кукушка ячменным колосом подавилась», и как только заколосились яровые - «кукушкина песня спета».
На прополку полей и огородов сзывает перепелка: «Подь полоть, подь полоть»,- почти выговаривает она.


Июнь – первотравье. В нем две радости для людей: трава на земле и лист на дереве. Называют июнь и муравьинником. Это время длинных трав и сенокосов, удивительно ярких цветов – разноцвет, розник. Зацветает липа. Но почему так поздно, в середине лета? Ее зеленые подруги уже давно сбросили весенний наряд. А разгадка проста: липа распускает цветы на побегах этого года. Пока-то молодой побег отрастет да заложатся в нем плодовые почки - и подошло краснолетье.


Другое название этого месяца - червень, особенно употребительное у малороссов, от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. Кроме того, в старину месяц июнь в народе весьма часто назывался кресником - от креса (огня).В старину коренными русскими названиями месяца июня был изок. Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии


В июне идет в рост вся растительность. Июнь первый месяц лета, именно в это время в лесу начинают появляться ягоды, грибы. Он так же и земляничник – в июне созревает сладкая ягода. По вырубкам и полянам ярко рдеет земляника. «Стоит Егорка в красной ермолке, кто не пройдет, всяк поклон отдает»,- загадывает загадка. А вслед за лесной земляникой нальется дикая клубника. Она и ягодой покрупнее да и кустиком повыше.


В июне часто бывает сухо. Правда, перепадают и дожди, иногда довольно обильные. А то хлынет настоящий ливень, сыплющий поначалу пилюли градин. Но, как говорят в народе, «летом ведро воды - ложка грязи». Дождь, даже сильный, лишь пыль прибьет, а выглянет солнышко - и все тотчас просохнет.


«После хороших дождей земля - именинница».Настала сенокосная пора. Чуть свет - все на луга. «Пройди до солнышка два прокоса - не будешь ходить босо»,- наставляет житейский опыт. Воздух наполняет аромат первого сена. «В вовремя скошенное сено вложен пуд меда»,- говорит народная мудрость.


Созревают плоды. Цветут растения, для которых характерен красный цвет - розы, пионы. Поэтому и называют июнь червенем - красным. У других народов название месяца увязывается с розами - розовник, розник. Кое-где июнь называют румянцем года - за цветы, краски и яркие зори. Июнь - конец пролетья, начало лета.


Пословицы и поговорки
про ИЮНЬ

В июне первую ягоду в рот кладут,
а вторую - домой несут.
= В июне день - с год.
= В июне заря с - зарёю сходятся.

В июне каждый кустик ночевать пустит.
= В июне праздник в бору: цветут сосна и ель.
= В июнь-разноцвет дня свободного нет!

Знойный июнь - на рыбалку плюнь.
= Июнь грозами богат.
= Июнь месяц белых ночей, цветущих трав.

Июнь растит урожай на весь год.
= Июнь с косой по лугам прошёл,
а июль с серпом по хлебам побежал.
= Июнь - скопидом, урожай копит на целый год.

Кукушка приносит весточку о лете,
а ласточка - тёплые дни.
= Май творит хлеба, а июнь - сено.
= Май - радость, а июнь - счастье.
(называют так месяц этот за цветы, краски к яркие зори)

Одним днём лето не опознаешь.
= Пришёл июнь-разноцвет -
отбоя от работы нет.
= Пришёл июнь - на рыбалку плюнь.

Проводит июнь на работу,
отобьет от плясок охоту.
= Июньское тепло милее шубы меховой.
= На острую косу - много сенокосу.

В каждой копне, коль сгребена не в дождь, -
пуд меду найдешь.
= Хвались сеном, но не травой.
= Травяного духу копен три зимы не развеют.