Гороскопы

Договор о космическом пространстве 1967. Договор о деятельности государств по исследованию и использованию космоса. Современные проблемы соблюдения Договора о космосе

Документ устанавливает режим космического пространства и закрепляет принцип свободного исследования космического пространства и небесных тел всеми странами "на основе равенства и в соответствии с международным правом, включая Устав ООН".

По договору деятельность в космосе должна осуществляться в интересах всех стран, независимо от степени их экономического и научного развития, в интересах поддержания международного мира и безопасности, на принципах сотрудничества и взаимопомощи.

Запрещается присвоение тем или иным государством космического пространства и небесных тел каким бы то ни было путем, установлен общий принцип международной ответственности государств-участников за национальную деятельность в космическом пространстве.

Государства участники договора обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с оружием массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на Луне и других небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом; использовать Луну и другие небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них военных баз, сооружений и укреплений, проведения испытаний любого типа оружия и военных маневров.

В соответствии с договором, космонавты разных государств должны оказывать возможную помощь друг другу в своей деятельности в космосе или на небесных телах; все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств на основе взаимности.

Космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос. Участники договора обязались оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки, а также обмениваться информацией о явлениях в космосе, которые могли бы поставить под угрозу безопасность космонавтов.

Договор возлагает на государства международную ответственность за деятельность их правительственных органов и неправительственных юридических лиц в космическом пространстве и на небесных телах, в том числе и за ущерб, причиненный космическими объектами. Обязательным является применение мер, исключающих вредное загрязнение космического пространства и небесных тел, предотвращающих неблагоприятные изменения земной сферы.

Документ устанавливает режим космического пространства и закрепляет принцип свободного исследования космического пространства и небесных тел всеми странами "на основе равенства и в соответствии с международным правом, включая Устав ООН".

По договору деятельность в космосе должна осуществляться в интересах всех стран, независимо от степени их экономического и научного развития, в интересах поддержания международного мира и безопасности, на принципах сотрудничества и взаимопомощи.

Запрещается присвоение тем или иным государством космического пространства и небесных тел каким бы то ни было путем, установлен общий принцип международной ответственности государств-участников за национальную деятельность в космическом пространстве.

Государства участники договора обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с оружием массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на Луне и других небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом; использовать Луну и другие небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них военных баз, сооружений и укреплений, проведения испытаний любого типа оружия и военных маневров.

В соответствии с договором, космонавты разных государств должны оказывать возможную помощь друг другу в своей деятельности в космосе или на небесных телах; все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств на основе взаимности.

Космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос. Участники договора обязались оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки, а также обмениваться информацией о явлениях в космосе, которые могли бы поставить под угрозу безопасность космонавтов.

Договор возлагает на государства международную ответственность за деятельность их правительственных органов и неправительственных юридических лиц в космическом пространстве и на небесных телах, в том числе и за ущерб, причиненный космическими объектами. Обязательным является применение мер, исключающих вредное загрязнение космического пространства и небесных тел, предотвращающих неблагоприятные изменения земной сферы.

о п рин-ци-пах дея-тель-но-сти го-су-дарств по ис-сле-до-ва-нию и ис-поль-зо-ва-нию кос-ми-че-ско-го про-стран-ст-ва, вклю-чая Лу-ну и други не-бес-ные те-ла.

Пер-вый специальный до-ку-мент, оп-ре-де-лив-ший основные прин-ци-пы и нор-мы кос-ми-че-ско-го пра-ва ме-ж-ду-на-род-но-го.

Про-ект под-го-тов-лен Комитетом Организации Объединенных Наций по ис-сле-до-ва-нию и ис-поль-зо-ва-нию кос-мического про-стран-ст-ва в мир-ных це-лях, одоб-рен 21-й сес-си-ей Ге-не-раль-ной Ас-самб-леи ООН 19.12.1966 года. Под-пи-сан в Мо-ск-ве, Ва-шинг-то-не и Лон-до-не 27.01.1967 года СССР, США, Ве-ли-ко-бри-та-ни-ей, Фран-ци-ей, КНР и другими. Всту-пил в си-лу 10 октября До-го-вор - бес-сроч-ный, от-крыт для под-пи-са-ния все-ми го-су-дар-ст-ва-ми (к началу 2007 года к не-му при-сое-ди-ни-лись 124 стра-ны).

До-го-во-ру пред-ше-ст-во-ва-ло под-пи-са-ние в 1963 году СССР, США и Ве-ли-ко-бри-та-ни-ей . В том же го-ду Ге-не-раль-ная Ас-самб-лея ООН при-ня-ла дек-ла-ра-цию, в ко-то-рой при-зва-ла всех чле-нов ор-га-ни-за-ции не-сти от-вет-ст-вен-ность за ущерб, при-чи-нён-ный кос-мическим ап-па-ра-та-ми, воз-дер-жать-ся от раз-ме-ще-ния ору-жия мас-со-во-го по-ра-же-ния на лю-бых ор-би-тах и не вы-дви-гать национальных пре-тен-зий на не-бес-ные те-ла.

До-го-вор ус-та-но-вил, что кос-мос и не-бес-ные те-ла от-кры-ты для ис-сле-до-ва-ния и ис-поль-зо-ва-ния все-ми го-су-дар-ст-ва-ми на бла-го и в ин-те-ре-сах всех стран, не-за-ви-си-мо от сте-пе-ни их эко-но-мического и на-учного раз-ви-тия. Дея-тель-ность в кос-мо-се долж-на осу-ще-ст-в-лять-ся в со-от-вет-ст-вии с ме-ж-ду-народным пра-вом, в ин-те-ре-сах под-дер-жа-ния ми-ра и безо-пас-но-сти, раз-ви-тия ме-ж-ду-народного со-труд-ни-че-ст-ва и взаи-мо-по-мо-щи. Го-су-дар-ст-ва , под-пи-сав-шие до-го-вор, обя-зы-ва-ют-ся не раз-ме-щать в кос-мическом про-стран-ст-ве объ-ек-ты с ядер-ным ору-жи-ем или другими ви-да-ми ору-жия мас-со-во-го по-ра-же-ния, а так-же ис-поль-зо-вать Лу-ну и другие не-бес-ные те-ла ис-клю-чи-тель-но в мир-ных це-лях, не до-пус-кать соз-да-ния на них во-енных баз, со-ору-же-ний и ук-ре-п-ле-ний, про-ве-де-ния ис-пы-та-ний лю-бо-го ти-па ору-жия и во-енных ма-нёв-ров.

Го-су-дар-ст-ва - уча-ст-ни-ки до-го-во-ра не-сут от-вет-ст-вен-ность за дея-тель-ность в кос-мо-се (не-за-ви-си-мо от то-го, осу-ще-ст-в-ля-ет-ся она пра-ви-тель-ст-вен-ны-ми ор-га-на-ми или не-пра-ви-тель-ст-вен-ны-ми юри-дическими ли-ца-ми) и за ущерб, при-чи-нён-ный ис-кусственными кос-мическими объ-ек-та-ми или их со-став-ны-ми час-тя-ми го-су-дар-ст-ву - уча-ст-ни-ку до-го-во-ра, его фи-зическим или юри-дическим ли-цам. Го-су-дар-ст-ва обя-за-ны про-яв-лять осо-бую ос-то-рож-ность при про-ве-де-нии в кос-мо-се экс-пе-ри-мен-тов, ко-то-рые мог-ли бы по-ме-шать дея-тель-но-сти других го-су-дарств или ока-зать не-бла-го-при-ят-ное воз-дей-ст-вие на зем-ную сре-ду. Кос-мо-нав-ты од-но-го го-су-дар-ст-ва долж-ны ока-зы-вать воз-мож-ную по-мощь кос-мо-нав-там других го-су-дар-ст-ва при осу-ще-ст-в-ле-нии дея-тель-но-сти в кос-мо-се или на не-бес-ных те-лах. Кос-мо-нав-ты рас-смат-ри-ва-ют-ся как по-слан-цы че-ло-ве-че-ст-ва в кос-мос, им долж-на быть ока-за-на все-мер-ная по-мощь в слу-чае ава-рии, бед-ст-вия или вы-ну-ж-ден-ной по-сад-ки.

Наи-бо-лее слож-ной яв-ля-ет-ся проб-ле-ма конт-ро-ля вы-пол-не-ния до-го-во-ра. Про-грам-ма соз-да-ния си-сте-мы Противоракетной обороны США, пред-по-ла-гаю-щая воз-мож-ность ис-поль-зо-ва-ния кос-мического ору-жия, под-ры-ва-ет всю си-сте-му меж-ду-народных до-го-во-рён-но-стей по кос-мо-су и та-ит в се-бе уг-ро-зу пре-вра-ще-ния кос-мо-са в те-атр во-енных дей-ст-вий.

Ис-торические источники:

Ве-до-мо-сти Вер-хов-но-го Со-ве-та СССР. 1967. № 44. Ст. 588.

Фото: myfest.ru

27 января 1967 года в Москве, Вашингтоне и Лондоне государствами-депозитариями - СССР, США и Великобританией был подписан Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Среди принципов, оговоренных в этом документе, особое значение имеет запрет для государств-участников размещения ядерного оружия или любого оружия массового уничтожения на орбите Земли, установки его на Луне или другом небесном теле, или на станции в космическом пространстве. Тем самым был поставлен заслон переносу ядерных технологий и связанной с их развитием гонки вооружений за пределы планеты Земля, а космос был объявлен пространством мира, свободным от военных баз и маневров. Договор вступил в силу в октябре 1967 года. По данным на январь 2017 года, государствами-участниками Договора являются 105 стран, а еще 24 подписали договор, но не завершили ратификацию.

Однако в современных условиях, когда на наших глазах происходит пересмотр архитектуры безопасности, выстраивавшейся благодаря, в том числе, усилиям советской дипломатии, начиная с первых лет после окончания Второй мировой войны, заставляет нас обратиться к предыстории подписания этого важнейшего документа, положившего начало современному космическому праву.

Предыстория заключения Договора

Можно с уверенностью сказать, что гонка вооружений в космосе между двумя крупнейшими сверхдержавами ХХ века началась еще в 1957 года, сразу же после того, как Советский Союз запустил на орбиту первый искусственный спутник Земли. Отправной точкой использования космического пространства в качестве ядерного полигона стала операция «Аргус», которая в условиях повышенной секретности готовилась в США с лета 1958 года. Оригинальной целью разработчиков стал запуск в течение месяца двух ракет, которые должны были взорваться на высотах от 300 до 5000 км вблизи геомагнитного экватора. Основной целью проведения эксперимента являлось изучение поражающих эффектов ядерного взрыва в условиях космического пространства, на земные радиолокаторы, системы связи и электронную аппаратуру спутников и баллистических ракет. Испытания проводились в южной части Атлантического океана между 33 и 55 градусами южной широты. Все взрывы - 27 августа, 30 августа и 6 сентября - сопровождались запусками геофизических ракет с измерительной аппаратурой из различных районов земного шара как непосредственно перед взрывами, так и после них. Интересно, что советским специалистам удалось по горячим следам получить информацию о первом из проведенных испытаний. 27 августа с полигона Капустин Яр были проведены запуски трех геофизических ракет, измерительная аппаратура которых зафиксировала изменения в магнитном поле Земли. Причины этого стали ясны несколько позже, когда 19 марта 1959 года в газете «Нью-Йорк таймс» появилась статья, в которой было рассказано о проведенных испытаниях.

Несмотря на все эти события, поначалу соперничество двух сверхдержав в космосе носило скорее мирный характер. Ситуация в корне изменилась в 1962-1963 годах, когда США в рамках санкционированного президентом Джоном Кеннеди так называемого проекта «Доминик» провели серию из 103 атмосферных ядерных испытаний. Международная обстановка в этот период была накаленной: в 1961 году на территории Турции, в районе города Измир, были размещены американские ракеты средней дальности «Юпитер», представлявшие собой угрозу не только территории СССР, но и странам социалистического лагеря. В апреле того же года Белый дом предпринял попытку свержения на Кубе режима Фиделя Кастро и предпринял высадку десанта кубинских эмигрантов в заливе Кочинос, которая закончилась их разгромом у Плайя-Хирон. Не мог остаться в стороне и Советский Союз. 30 августа 1961 года первый секретарь ЦК КПСС Н.Хрущев заявил о выходе СССР из моратория на ядерные испытания, которого страна придерживалась с 3 ноября 1958 года, и вскоре были развернуты подготовительные работы на Семипалатинском полигоне и Новой Земле.

27 января 1967 года СССР, Великобритания и США подписали Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства. В настоящее время участниками договора являются 105 стран. Еще 24 подписали договор, но не завершили ратификацию.

Поражение, которое США потерпели на Кубе, а также тот факт, что одно из проведенных в Тихом океане испытаний вывело из строя ряд искусственных спутников Земли, заставило Вашингтон пойти в 1963 году на подписание Договора о запрете ядерных испытаний в трех средах (в атмосфере, космическом пространстве и под водой). В 1967 году новый этап переговоров был ознаменован подписанием Договора о космосе, ставшего одним из предшественников политической разрядки и международного сотрудничества в космическом пространстве.

Проблема противоспутникового оружия в космосе

Гонка вооружений в космосе продолжилась, но теперь Вашингтон и Москва делали акцент на разработке противоспутникового оружия. Согласно данным известного военного эксперта Владимира Щербакова, которые он озвучил в своем интервью интернет-изданию «Свободная пресса», наиболее перспективными советскими разработками в этой области была работа в конструкторском бюро В.Н.Челомея над созданием пилотируемой космической станции «Алмаз». В её состав входили орбитальная станция, корабль снабжения и два многоразовых спускаемых аппарата. На вооружении станции находилась пушка «Щит-1», предназначенная для стрельбы в вакууме. Ей на смену со временем пришла система «Щит-2», оснащенная двумя ракетами типа «космос-космос». Комплекс мог сбивать спутники на орбите, вести разведку и наносить бомбовые удары по объектам на поверхности планеты. Наконец, в рамках работ по укреплению системы ПРО уже в 80-х годах СССР вел разработку орбитальных комплексов «Скиф» и «Каскад».

В то же время с конца 1970-х годов Москва и Вашингтон вели консультации по ограничению стратегических вооружений в рамках противоспутниковых вооружений. Серьезных подвижек долго не происходило: сначала не могли договориться об общих терминах, а затем в Вашингтоне по инициативе президента США Рональда Рейгана была запущена Стратегическая оборонная инициатива (СОИ), задачей которой стала разработка масштабной системы противоракетной обороны с элементами космического базирования. Разработка этой программы, представлявшей собой прямое нарушение Договора по ПРО 1972 года, была вскоре свернута из-за чрезвычайной технологической сложности и дороговизны. Однако уже в декабре 1987 года в Вашингтоне состоялась советско-американская встреча, на которой советский лидер М.Горбачев и президент США Р.Рейган подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Вскоре распался СССР, и противостояние в космосе на время затихло.

Современные проблемы соблюдения Договора о космосе

К сожалению, целый ряд международных договоров и соглашений не имеет прозрачного механизма контроля за их соблюдением и санкционных мер в отношении их нарушителей. Это стало особенно очевидным, когда в 2002 году США вышли из договора по ПРО под лукавым предлогом, что технологии, оговоренные в этом документе, стали повсеместно доступными. Этот шаг, а также активное втягивание стран Центральной и Восточной Европы в размещение элементов новой ПРО в Европе, заставили ряд аналитиков задуматься, не предстоит ли новый виток милитаризации космоса. Собственную программу разработок противоспутникового оружия стал разрабатывать и Китай. Примечательным событием стало сообщение пресс-службы Белого дома от 26 мая 2016 года, в котором сообщалось, что правительство США разработало и передало на рассмотрение Конгресса доклад о сдерживании противников в космическом пространстве. Такой шаг администрация президента США Барака Обамы объясняла обеспокоенностью разработкой Россией и Китаем противоспутникового оружия.

Серьезным вызовом для незыблемости Договора становится активное втягивание в экономическое освоение космоса ряда стран Европы. 3 февраля 2016 премьер-министр Люксембурга Этьен Шнайдер на пресс-конференции заявил о начале программы промышленного освоения астероидов и прочих небесных тел, из которых собираются добывать ценные минералы. По мнению ряда экспертов, подобное решение будет иметь большой макроэкономический эффект. Ответственность за осуществление проекта собирается взять на себя люксембургская компания SES - один из крупнейших глобальных сетевых операторов. Ее партнерами выступают американские компании Deep Space Industries и Planetary Resourses, причем разведка богатых полезными ископаемыми астероидов уже ведется. Впрочем, г-н Шнайдер во время своего визита в Москву, состоявшегося 18 февраля 2016 года, сделал аналогичное предложение и своему российскому коллеге заместителю Председателя правительства России Дмитрию Рогозину (очевидно, из расчета на технологическую помощь Москвы).

Согласно Договору о космосе от 1967 года, полезные ископаемые космоса являются достоянием человечества. Если проект, предложенный Люксембургом, будет осуществлен, несмотря на свою дороговизну и техническую сложность (по предварительным данным, цена вопроса составляет несколько десятков миллиардов долларов), то собственники пока еще не существующего рынка получат благодаря этому особые преимущества.

В условиях многочисленных проблем и вызовов, которыми сопровождается соблюдение Договора о космосе, российское политическое руководство последовательно выступает за соблюдение Договора о космосе 1967 года и согласование юридически обязывающего договора о неразмещении оружия в космосе. В настоящее время российско-китайский проект такого соглашения в настоящее время находится на рассмотрении Конференции по разоружению в ООН.

Договор о космосе (полное официальное название: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела) - межправительственный документ.
Является основой международного космического права. 19 декабря 1966 одобрен 21-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН. 27 января 1967 года Договор подписали Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Советский Союз, вступил в силу 10 октября 1967 г. По состоянию на октябрь 2011 года 100 стран являются государствами-участниками Договора, а еще 26 подписали его, но не завершили ратификацию. Договор бессрочный, открыт для подписания всеми государствами. Предусматривает право каждого государства в любое время отказаться от участия в нём.

Договор о космосе определяет основные правовые рамки международного космического права.
Состоит из преамбулы и 17 статей; устанавливает, что исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического и научного развития, а космос и небесные тела открыты для всех государств без какой-либо дискриминации на основе равенства (ст. 1). Согласно договору, деятельность в космосе должна осуществляться в соответствии с международным правом, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопомощи (ст. III). Предусматриваются гарантии защиты законных интересов каждого государства в отдельности и всего международного сообщества в целом против злоупотреблений предоставленными правами. Государства, подписавшие договор, обязываются не выводить в космическое пространство объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения, использовать Луну и другие небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них военных баз, сооружений и укреплений, проведения испытаний любого типа оружия и проведения военных манёвров. Тем не менее, Договор не запрещает размещение обычных вооружений на орбите.
Договором определён общий принцип международной ответственности государств - его участников за национальную деятельность в космическом пространстве, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, а также ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами или их составными частями государству-участнику договора, его физическим или юридическим лицам, независимо от места причинения ущерба: на земле, в воздушном или космическом пространстве. Государства обязаны проявлять особую осторожность при проведении в космосе экспериментов, которые могли бы помешать деятельности других государств или оказать неблагоприятные воздействия на земную среду. Признаётся недопустимым использование космоса для пропаганды войны.
В области сотрудничества в космосе договор зафиксировал, что космонавты одного государства должны оказывать возможную помощь космонавтам другого государства при осуществлении деятельности в космосе или на небесных телах; все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и др. небесных телах открыты для представителей др. государств - участников договора на основе взаимности. Космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос, им должна быть оказана всемерная помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки. Среди принципов, запрет для государств-участников размещения ядерного оружия или любого другого оружия массового уничтожения на орбите Земли, установки его на Луне или любом другом небесном теле, или на станции в космическом пространстве.

Использованные источники:

1. Договор о космосе – Википедия [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org .
2. Договор о космосе 1967 – Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: