Обереги

По запрещению химического оружия. Организация по запрещению химического оружия (озхо). Процедуры инспекций по запросу

Особое внимание сейчас приковано к Гааге, где проходит заседание Организации по запрещению химического оружия. И самое интересное из повестки – это вопросы, связанные с фактическим расширением полномочий ОЗХО. Именно она, как предлагается, должна теперь не только фиксировать химические атаки, но и определять, кто в них виноват.

Россия, и не только она, против. А тут, как никогда кстати, скандал с высылкой из Нидерландов россиян, якобы шпионов.

Что же это за сеть вай-фай, которую якобы пытались взломать россияне? Скорее всего, вот она – OPCW Wifi. Даже на телефон можно ее поймать на значительном расстоянии от здания ОЗХО.

В зале уже сеют страхи рассказами о новом шпионском детективе. Активнее всех, причем, не голландцы, а британцы. В российской делегации говорят: не понимаем сам смысл якобы хакерской атаки на ОЗХО. Глава делегации, замглавы Минпромторга Георгий Каламанов, например, подтвердил: пароль от внутренней вай-фай сети и так есть у российских дипломатов, и они даже ею пользуются. Большая часть документов ОЗХО вообще в открытом доступе.

«Есть некоторые закрытые документы, но они распространяются между странами-участницами с пометкой «защищено». Поэтому я просто не понимаю», – сказал он.

Российская делегация считает, что апрельскую историю с задержанием и высылкой из страны четырех российских специалистов вытащили именно к этой сессии. На ней говорят о новом бюджете. Дополнительные расходы нужны для наделением техсекретариата ОЗХО полномочиями не просто фиксировать химатаки, но и определять виновных в них. По мнению Каламанова, это лишь усугубит раскол в организации. Более того, это прямая попытка обойти Совбез ООН, лишь он обладает таким правом.

«Здесь, в ОЗХО вето нет. Поэтому и задача – наделить полномочиями организацию, секретариат организации, создать некое управление 10-15 человек, которые смогут в мировом масштабе проводить расследования по применению химического оружия», – добавил Каламанов.

Окончательное решение впрочем, будет принято лишь в ноябре. Пока российские шпионы. Каламанов называет эту историю пиар акцией. МИД России утверждает, что задержанные в апреле россияне специалисты, которые тестировали безопасность систем российского посольства. Это и правда объясняет, почему у них было специфическое, оборудование и даже то, почему эти специалисты припарковали арендованный автомобиль у здания ОЗХО.

Там паркуются все гости отеля «Мариотт», кто приехал, например, из Амстердама на машине. Это парковка при отеле. А перед входом в него развивается флаг России. Здесь часто селятся дипломаты. Российское дипредставительство всего в восьми минутах ходьбы.

Без объяснений череда странных совпадений. Инциденты в Солсбери и Эймсбери. Как считают в российской делегации, техсекретариат ОЗХО нарушает конвенцию, подтверждая выводы Британии.

Сирия. Каламанов говорит о том, что Россия будет и дальше разоблачать провокации стран во главе с США против Дамаска. Скандалы, действительно, разгораются очень вовремя, создавая почву для принятия определенных решений.

Здание ОЗХО соседствует не только с отелем «Мариотт», но и с выставочным центром. И прямо сейчас там проходит мировой форум специалистов в области сетевых технологий. Наверное, там тоже есть российские специалисты в этой области. Как знать, может их тоже в чем-то позже обвинят.

Лутай Г.А.
Заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) была создана 29 апреля 1997 года, сразу после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года. Конвенция о запрещении химического оружия стала первым многосторонним разоруженческим соглашением, которое установила запрет на разработку, производство, накопление и применение целого вида оружия массового уничтожения - химического оружия и обязала государства, обладающие им, уничтожить свои запасы. За прошедшие семь лет членский состав ОЗХО расширился до 162 государств. Организация успешно выполняет задачи обеспечения контроля за соблюдением запрета химического оружия, ликвидации его запасов, уничтожением или конверсией бывших мощностей по его производству. В соответствии с Конвенцией в задачи ОЗХО входит также содействие развитию международного сотрудничества в области мирной химии, помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия в случае его применения против них. Важнейшее направление деятельности ОЗХО - обеспечение нераспространения химического оружия. Для решения этой задачи ключевое значение имеет достижение универсальности Конвенции (на сегодняшний день 32 государства не участвуют в Конвенции) и осуществление контроля в химической промышленности, призванного исключить ее использование в целях, запрещенных по Конвенции.

Организационная cтруктура ОЗХО

В соответствии с Конвенцией Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа. Это Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Главный орган ОЗХО - Конференция государств-участников. В ее состав входят все члены Организации, она собирается один раз в год, а при необходимости и чаще. Конференция рассматривает любые вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Соответственно, она может давать рекомендации и принимать решения по любым вопросам, касающимся Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации ее предмета и целей, а также рассматривает ее соблюдение. Конференция также осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Один раз в пять лет Конференция собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции (первая такая специальная сессия Конференции состоялась в апреле 2003 года).

Исполнительный совет ОЗХО является исполнительным органом Организации. Он подотчетен Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их надлежащее выполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие эффективному осуществлению и соблюдению Конвенции, а также надзор за деятельностью Технического секретариата.

Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета в соответствии с принципом ротации имеет право входить каждое государство-участник. Члены Исполнительного совета избираются Конференцией сроком на два года. Для обеспечения эффективного функционирования Конвенции закреплены нормы представительства в Исполнительном совете государств от различных географических регионов. Исполнительный совет проводит четыре регулярные сессии в году, на которых рассматривается обширная повестка дня, посвященная выполнению Конвенции и функционированию Организации. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Исполнительного совета. Исполнительный совет принимает рекомендации, которые затем рассматриваются и утверждаются Конференцией государств-участников.

Технический секретариат является постоянно действующим органом. Он помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат путем проведения инспекций осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки ее соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные объявления государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству, их уничтожении и конверсии, о деятельности химической промышленности, о передачах химикатов и т.д.). Технический секретариат поддерживает постоянную связь с Национальными органами государств-участников по выполнению Конвенции, оказывает им помощь в разработке национального законодательства, регулирующего выполнение Конвенции на национальном уровне.

В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный, научный и технический персонал. Среди прочего Генеральный директор учреждает Научно-консультативный совет, который должен предоставлять Конференции, Исполнительному совету и государствам-участникам специализированные консультации в тех областях науки и техники, которые имеют отношение к Конвенции. В состав Научно-консультатив-ного совета назначаются независимые эксперты исходя из их компетентности в конкретных научных областях, имеющих отношение к осуществлению Конвенции.

Инспекторат является подразделением Технического секретариата. Он действует под надзором Генерального директора. В задачи инспектората входит проведение международных инспекций в государствах-участниках Конвенции с целью проверки ее соблюдения.

Главной задачей ОЗХО является обеспечение соблюдения Конвенции. Инструментом контроля является режим проверки. В Техническом секретариате эту работу осуществляют два подразделения - отдел проверки и инспекторат. В задачу Технического секретариата входит лишь сбор фактологической информации. Выводы о возможных нарушениях Конвенции могут делать только государства - участники Конвенции в рамках рассмотрения данного вопроса в руководящих политических органах ОЗХО.

В соответствии с положениями Конвенции государства-участники представляют в ОЗХО первоначальные и ежегодные объявления, касающиеся запасов химического оружия, бывших объектов по его производству, объектов гражданской химической промышленности, а также передач химикатов, включенных в списки, содержащиеся в Конвенции.

По состоянию на начало 2004 года 95% государств-участников представили свои первоначальные объявления в ОЗХО. В частности, шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания, Индия, Ливия, Россия, США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В общей сложности эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно–паралитические ОВ - VX (28%), зарин (22 %), зоман (13%) составляли 63 %, кожно–нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2% приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших у них на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (всего 64 объекта в Албании, Боснии и Герцеговине, Китае, Франции, Индии, Ливии, Иране, Японии, России, Великобритании, США, Югославии и в другом государстве-участнике).

В соответствии с Конвенцией на начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности, подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

Технический секретариат анализирует и систематизирует объявления государств-участников и готовит на их основе планы инспекционной деятельности. Задачей инспекций является проверка полноты и точности объявлений, а, соответственно, и соблюдения положений Конвенции ее участниками.

Химическое разоружение

С момента вступления в силу Конвенции (29 апреля 1997 г.) и началом 2004 года ОЗХО засвидетельствовала уничтожение более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия (Индия, Россия, США и другое государство-участник). В 2003 году в этих государствах функционировали 9 объектов по уничтожению химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1% общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области.

В связи с трудностями, возникшими в процессе уничтожения химического оружия, три государства-обладателя (Россия, США и другое государство-участник) вынуждены были обратиться к ОЗХО с просьбой о продлении установленных Конвенцией сроков уничтожения химического оружия (возможность продления этих сроков до 2012 года предусматривается Конвенцией). Решение о продлении сроков было принято. Оно также предполагает регулярную отчетность получивших отсрочку государств перед Исполнительным советом ОЗХО о ходе выполнения их программ уничтожения химоружия.

Инспекционная деятельность ОЗХО

Технический секретариат ОЗХО осуществляет инспекционную деятельность в государствах-участниках. За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата. Непосредственно осуществляет инспекции отдел инспектората, укомплектованный квалифицированными инспекторами, проходящими регулярную специальную подготовку.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием. На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов (на ротационной основе). Так, например, в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В этом же году была проведена 31 инспекция для проверки уничтожения и конверсии бывших объектов по производству химического оружия (ОПХО) и 36 инспекций по проверке объектов по его хранению (ОХХО).

Одной из важнейших целей Конвенции является противодействие распространению химического оружия. В рамках деятельности на этом направлении, а также для обеспечения того, чтобы предприятия химической промышленности не использовались для целей, запрещенных по Конвенции, проводится инспектирование промышленных химических объектов. Так, в 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства–участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство–участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции.

За годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций. Однако с целью отработки соответствующих процедур и поддержания готовности Технического секретариата к их проведению в ряде государств (Великобритания, Бразилия, США) проводились тренировочные инспекции по запросу. Ряд государств-членов Исполнительного совета ОЗХО, включая Россию, на протяжении многих лет ставят вопрос о необходимости принятия решения, регулирующего ответственность за злоупотребление правом запрашивать такие инспекции.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

По Конвенции каждое государство-участник обязано способствовать как можно более широкому обмену оборудованием, материалами и научно-технической информацией о средствах защиты от химического оружия. В Техническом секретариате создан банк данных, содержащий доступную информацию о различных средствах защиты, а также информацию, которая может быть предоставлена государствами-участниками. Технический секретариат по просьбе государства-участника может обеспечить ему экспертные консультации в определении путей осуществления его защитных программ. Кроме этого, Технический секретариат в рамках имеющихся у него ресурсов проводит тренировочные курсы для представителей государств-участников по гражданской обороне и защите от химического оружия.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Международное сотрудничество, экономическое и техническое развитие в химической области

Согласно Конвенции, ее положения должны осуществляться таким образом, чтобы избегать помех для экономического развития государств-участников и для международного сотрудничества в области химической деятельности.

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что ее участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами в условиях действия Конвенции, развития национальной законодательной базы, регулирующей эти области, а также на содействие развитию аналитических химических лабораторий.

Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, важнейшим многосторонним инструментом, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения, каким является химическое оружие, и на обеспечение его нераспространения. Опыт, накопленный ОЗХО за эти годы, является залогом дальнейшего поступательного совершенствования ее деятельности с целью обеспечения эффективного контроля за соблюдением Конвенции и содействия развитию химической промышленности и сотрудничества в области химии в условиях безопасного мира.

Специальная Конференция государств - участников (КГУ) Конвенции о запрещении химического оружия завершилась в Гааге в среду утверждением британского проекта о расширении мандата этой организации, который теперь должен дать ей право называть виновников инцидентов с применением химического оружия. По словам постпреда России при Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) Александра Шульгина, против этого проекта проголосовали 24 страны, 82 голоса были поданы за, 26 делегаций воздержались, и еще четыре постпреда предпочли в момент голосования просто выйти из зала.

Страны ОЗХО явочным порядком по собственной инициативе присвоили себе часть исключительных прав Совета Безопасности ООН. Естественно, такой шаг не сможет остаться без ответа государств, выступавших против узурпации полномочий на международном уровне - России, КНР, Индии, Южной Африки, Ирана, Сирии и еще 18 государств, проголосовавших против британского проекта. Теперь они имеют все основания задуматься о смысле своего членства в этой организации, контрольный механизм которой оказался полностью скомпрометирован. Иными словами, самой системе нераспространения уже нанесен заметный урон.

Однако, даже если эти страны не будут предпринимать активных контрмер в ответ на действия Лондона и Вашингтона, решение ОЗХО создало первый в истории прецедент попытки дублирования функций СБ ООН сторонней организацией, даже не входящей в структуру ООН. Сам этот факт более опасен, чем все взятые вместе сфабрикованные инциденты с химическим оружием, которые фактически покрывает ОЗХО. Этот шаг ослабляет работу единственного в мире органа, который имеет законные и признанные всем международным сообществом полномочия решать вопросы войны, мира или введения международных санкций.

"Наши британские партнеры не стесняются открытым текстом говорить, что этот маневр в ОЗХО предпринят, чтобы преодолеть вето России в Совете Безопасности ООН", - отметил постпред РФ Александр Шульгин. Он назвал "полным бредом" попытки передать полномочия СБ ООН в ОЗХО. "Ничего в конвенции [по запрещению химоружия] нет, что бы позволяло ОЗХО заниматься такими функциями", - заявил он.

Сыграть в "Титаник"

Как будут развиваться события далее, и что ждет ОЗХО теперь? На эти вопросы ответил глава российской делегации на Конференция государств-участников Конвенции о запрещении химического оружия замминистра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов. "Ситуацию в ОЗХО можно сравнить с "Титаником", который получил пробоину и начал тонуть", - сказал он. По его словам, многим странам следует "одуматься и понять, что решения, которые они принимают, имеют серьезное значение для мирового порядка".

Также Каламанов сообщил о том, что в ноябре должна пройти обзорная сессия конференции государств-участниц Конвенции о запрещении химического оружия. "До этого момента сменится гендиректор организации, которому в соответствии с этим решением будет поручено подготовить алгоритм по реализации британского решения", - сказал замминистра.

Иными словами, в ближайшие месяцы с практической точки зрения в работе организации особенных изменений произойти не должно, а изменения мандата должны начать реализовываться только после ноябрьской конференции.

"Если посмотреть, в целом, наблюдается раскол в организации, как по электоральным группам, так и по будущему существованию этой организации. Речь идет о том, что Россия и многие страны, выступавшие против британского решения, играли в организации серьезную роль, начиная от финансирования и заканчивая экспертной поддержкой", - сказал он, дав понять, что эта ситуация может измениться.

Замминистра подчеркнул, что ОЗХО не сможет существовать без России, хотя и вопрос выхода РФ из организации пока рассматривается. "Россия вносит сейчас колоссальный вклад в деятельность организации. Сама организация без России невозможна, потому что и экспертиза, и масштабы нашей страны, ее возможности позволяют самой организации оставаться на плаву и на высоком экспертном уровне, - отметил Каламанов. - Российский взнос в ОЗХО немаленький, но мы платим не просто взнос. В рамках программы по уничтожению химического оружия мы еще и принимали делегацию ОЗХО и оплачивали пребывание в Российской Федерации всего состава ОЗХО из различных стран, это колоссальные расходы".

Отвечая на вопрос ТАСС о возможности выхода России из ОЗХО Каламанов ответил: "Так вопрос пока не рассматривается".

"Мы выработаем план действий на ближайшие несколько месяцев, поскольку работа по реализации решений сегодняшней сессии продлится несколько месяцев", - сказал он.

С высокой вероятностью

Согласно опубликованному в Twitter британского постпредства при ОЗХО тексту документа, он содержит решение о разработке секретариатом организации механизмов идентификации тех, кто использовал химоружие в Сирии за счет выявления информации о происхождении примененных веществ, в том числе даже в случаях, когда следователи ООН и ОЗХО не подготовили соответствующий доклад о происшествии. Кроме того, секретариат должен будет предоставлять регулярные доклады по своим расследованиям Совету и генеральному секретарю ООН для ознакомления.

То есть, ОЗХО в принципе сможет называть виновных практически без доказательств, указав на любую страну, негосударственную структуру или группировку, и заявив, что "это сделала она". С высокой вероятностью....

Подлоги ОЗХО

Ситуацию радикально ухудшает тот факт, что западных экспертов ОЗХО российские коллеги неоднократно ловили на фактической фальсификации доказательств, собираемых в ходе расследований химических инцидентов в Сирии и других странах. В среду о конкретных задокументированных примерах такой деятельности подробно рассказали российские эксперты на продолжительном брифинге для журналистов в здании российской миссии при ОЗХО.

Провести этот брифинг в Нидерланды приехал начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ генерал-майор Игорь Кириллов. Главный тезис его брифинга: расследование инцидентов с химическим оружием в Эль-Латамне (24, 25, 30 марта 2017 года), Хан-Шейхуне (4 апреля 2017 года) и Саракибе (4 февраля 2018 года) проводилось с многочисленными нарушениями.

Несколько примеров. Воронка, призванная доказать применение химического оружия в Хан-Шейхуне, была получена путем подрыва обычного взрывного устройства, а затем спешно зацементирована до окончания расследования ОЗХО. Анализ доклада миссии ОЗХО показал, что характеристики воронки свидетельствуют, что она образовалась в результате подрыва размещенного на земле взрывного устройства небольшой мощности, а не сброшенной с самолета авиабомбы.

Говоря о расследовании инцидента в Эль-Латамне, он указал на ряд нарушений при сборе материалов для последующего анализа. "Следует отметить, что в очередной раз была нарушена процедура отбора биомедицинских проб, так же, как и в деле Скрипалей - мы все помним, что все средства массовой информации говорили, что миссия, которая приехала в Солсбери и которая отбирала пробы, делала это лично. Вот пункт доклада 19 (по Эль-Латамне - прим. ТАСС): забор проб крови проводился персоналом больницы под наблюдением медицинского экспертной группы с использованием оборудования ОЗХО", - сообщил генерал.

Кириллов также отметил, что в докладе ОЗХО по одному из инцидентов Эль-Латамне утверждается, что в присутствии представителей миссии у двух лиц, предоставленных "Белыми касками", были отобраны четыре биомедицинские пробы, анализ которых двумя назначенными лабораториями показал отсутствие биомаркеров зарина. "Вопреки очевидному, данный факт трактуется в поддержку версии о применении зарина", - добавил он.

"Обращает на себя внимание, что, несмотря на разные метео-, географические, баллистические и прочие условия, результаты анализа проб из Эль-Латамны и Хан-Шейхуна практически идентичны. Данное обстоятельство указывает на то, что "Белыми касками" использовалась некая стандартная смесь для внесения в пробы с целью их фальсификации", - сказал Кириллов.

При этом он подчеркнул, что неопровержимые доказательства, собираемые российскими военными при обнаружении химических лабораторий боевиков, где создаются отравляющие вещества, ОЗХО отвергаются как неубедительные.

Постпред РФ при ОЗХО Александр Шульгин также обратил внимание, что, как по заказу, миссии по расследованию инцидентов в Сирии собраны из представителей государств, наиболее агрессивно относящихся к Сирии и входящих в так называемую "Группу друзей Сирии", которая в реальности "дружит" только с противостоящими Дамаску отрядам боевиков.

В этой связи Россия не ждет чудес и не сомневается, что доклад ОЗХО по инциденту в сирийской Думе будет тенденциозным, сказал Шульгин.

"Мы ждем в скором появлении доклада ОЗХО об инциденте в Думе, пригороде Дамаска, и мы не сомневаемся, что он также будет тенденциозным, как и предыдущие доклады по инцидентам в Сирии. Мы хорошо знаем, что там произошло. Этот инцидент был использован США, Великобританией и Францией как предлог для ракетного удара по сирийским объектам. Мы уверены, что это была намеренная операция", - сказал он.

Не менее подробный анализ был проведен и по делу Скрипаля, экспертиза ОЗХО по которому явно подгонялась под заданный результат - любыми целями подтвердить использование некоего боевого нервно-паралитического вещества, от поражения которым два человека были полностью вылечены за месяц. Российские эксперты с иронией отметили, что даже в документе официального запроса к ОЗХО правительство Терезы Мэй запросило не независимую экспертизу, а обратилась к организации с просьбой "подтвердить результаты расследования, проведенного в Великобритании".

Странное голосование

Западные государства оказывали давление на членов ОЗХО в ходе принятия решения об изменении ее мандата и наделении обвинительными функциями. Российской стороне известно и о случаях шантажа, заявил в среду на брифинге постпред РФ при ОЗХО Александр Шульгин.

"Сессия проходила в совершенно напряженном режиме. Наши западные партнеры играли явно не по правилам, оказывали беспрецедентное давление на другие страны. Дипломаты вот этой группы поддержки Великобритании буквально табунами ходили по министерствам иностранных дел различных государств, прессинговали, давили, нам даже известны случаи открытого шантажа наших ближайших союзников", - заявил Шульгин.

"В зале заседаний оказалось много делегаций островных государств, которые буквально наводнили этот зал. Острова Кука, Соломоновы Острова, Фиджи, Сент-Китс и Невис и все они с трогательным единодушием стали активно продвигать британские и американские тезисы. Злые языки поговаривают, что их западные спонсоры проплатили расходы этим делегациям, фактически организовав турпоездку в Гаагу, чтобы они обеспечили нужные результаты, - отметил Шульгин. - В то время как с нами в едином строю выступили Китай, Индия, Южная Африка, если вы сложите население этих стран вместе с Россией, будет ясно, какая часть человечества выступила против вредных планов западного лагеря".

Химический театр абсурда

В итоге дипломатическая партия была разыграна западными странами на своем поле и по собственным правилам, менявшимся по ходу игры. Чего стоит хотя бы трехчасовая перепалка в самом начале двухдневной сессии, в ходе которой российские дипломаты в течение трех часов не могли добиться от техсекретариата организации точных цифр, сколько делегаций прибыли на сессию (в конечном счете получилось 143) и сколько из них лишены права голоса за неуплату членских взносов (получилось 32). При этом Великобритания и США возражали против попыток прояснить число "избирателей", предлагая сначала проголосовать и утвердить повестку дня встречи, а уже потом разбираться, сколько людей голосовали, и кто из них имел право это делать.

В целом, ощущение театра абсурда было на этой сессии очень сильным не только у экспертов и журналистов, но и у самих участников конференции.

Не менее абсурдным является и принятое ОЗХО решение, которое вопреки заявленной цели не усилит контроль над отравляющими веществами, а значительно ослабит его.

Химическое оружие в современных военных доктринах вообще не рассматривается как действенное средство ведения войны XXI века. Это объясняется его крайне неизбирательным действием и повышенным рискам гибели именно гражданских лиц, не имеющих, в отличие от участников боевых действий, средств защиты и необходимой подготовки для выживания в условиях химической атаки. Эти же характеристики делают химическое оружие крайне опасным в руках террористических группировок, а значит, представляющим для них особый интерес.

Абсурд ситуации заключается в том, что британская "реформа ОЗХО" отталкивает от Конвенции по запрещению химического оружия именно государственных игроков, которые сами по себе были бы заинтересованы как раз в полном уничтожении химического оружия, чтобы оно не угрожало их собственным гражданам. Инициатива Лондона никак не повысит эффективность организации в борьбе с возможным применением отравляющих веществ террористическими структурами, чей интерес к химическому оружию очевиден.

Террористической организации "Исламское государство" (ИГ, запрещена в России), ни холодно, ни жарко от того, назовет ли ОЗХО ее виновной в условном инциденте с применением химоружия. Более того, эта структура и сама охотно берет на себя ответственность за любые нападения, включая те, к которым она со всей очевидностью не имеет никакого отношения.

В заключении остается только сказать, что единственной страной в мире, которая продолжает сохранять задекларированные запасы химического оружия, являются США, которые пока заявляют о намерении уничтожить его к 2023 году, однако сроки регулярно откладываются. Вашингтон объясняет это нехваткой денег на эту программу.

Денис Дубровин

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) - международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля 1997 года , после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия , открытой к подписанию в январе 1993 года. В 2013 году ОЗХО награждена Нобелевской премией мира .

Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.

Штаб-квартира расположена в Гааге (Нидерланды).

Структура ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Конференция государств-участников

Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В её состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации её предмета и целей, а также рассматривает её соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.

Исполнительный совет ОЗХО является исполнительным органом Организации. Отчет о деятельности предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.

Технический секретариат

Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки её соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.

Химическое разоружение

По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ составляли 63 %: (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %); кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Босния и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).

На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .

Инспекционная деятельность ОЗХО

За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Международное сотрудничество

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что её участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами и т. д. Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения.

11 ноября 2013 года Норвежский Нобелевский комитет объявил лауреатом Нобелевской премии мира Организацию по запрещению химического оружия. Она стала 22-й в списке организаций-обладателей этой премии.

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО; Organisation for the Prohibition of Chemical Weapons, OPCW) официально приступила к деятельности 27 апреля 1997 года. Она призвана обеспечить практическое претворение положений Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения (подписана 13 января 1993 г. в Париже и вступила в силу 29 апреля 1997 г.). Членами ОЗХО являются государства, ратифицировавшие Конвенцию о запрещении химоружия. В настоящее время это 189 стран. Вне режима Конвенции и ОЗХО остаются Ангола, Египет, Израиль, КНДР, Мьянма и Южный Судан (Израиль и Мьянма подписали Конвенцию в 1993 г.). Сирия объявила о присоединении к Конвенции 12 сентября 2013 года (документ вступит в силу для Сирии 14 октября 2013 г.). В государствах-членах Конвенции проживают почти 98 проц. населения земного шара, их территории составляют почти столько же материковой площади земли. В этих странах сосредоточено 90 проц. мировой химической промышленности.

Высшим органом ОЗХО является конференция государств- участников; высший исполнительный орган - исполнительный совет (41 человек), постоянный технический секретариат возглавляет генеральный директор (с 2010 г. этот пост занимает Ахмет Узюмджю). Штаб-квартира находится в Гааге.

Конвенция о запрещении химического оружия стала первым международным документом, поставившим под контроль химическое оружие (ХО) как вид вооружения. Ее участниками было задекларировано в общей сложности свыше 71 тыс. тонн боевых отравляющих веществ (ОВ). О наличии собственных запасов химоружия заявили Албания, Индия, Ливия, Россия, США и еще одна неназванная страна. Китай, Италия, Франция, Великобритания, Словения, Канада и Япония заявили о наличии небольшого количества чужого химоружия времен Второй мировой войны. Обладатели запасов ХО обязались окончательно ликвидировать его в течение десяти лет после вступления Конвенции в силу. Однако в силу экономических причин этот срок был продлен до апреля 2012 года, а для некоторых на более длительное время. Так, Албания и Великобритания уничтожили все запасы ХО в 2007 году, Индия и Южная Корея - в 2009 году. Для США, задекларировавших 31,5 тыс. тонн отравляющих веществ /зарин, иприт, VX/, срок полной ликвидации химзапасов был отодвинут сначала до 2017, затем до 2023 года. Россия задекларировала 40 тыс. тонн отравляющих веществ, это самый большой арсенал ХО в мире. Его уничтожение началось в 2002 году. В июне 2011 года срок обязательств по уничтожению химоружия был продлен до 31 декабря 2015 года. На сегодняшний момент уничтожено 76 проц. запасов. По данным ОЗХО, по состоянию на июль 2013 года, в общей сложности уничтожено 57 740 метрических тонн или 81,10 проц. мировых объявленных запасов химического оружия.