Приметы

Тактический ракетный комплекс «Точка» – высочайшая точность. Миротворческий баллистический ракетный удар Ракетный комплекс точка у характеристика

Комплекс «Точка-У» предназначен «для уничтожения одиночных, групповых и площадных неподвижных целей в глубине обороны противника (ракетных установок, узлов связи, пунктов управления, самолетов и вертолетов на стоянках, легко бронированной техники)». Ракета твердотопливная, одноступенчатая. По всей траектории полет ракеты контролирует инерционная система управления. Для высокоточного прицеливания нужно знать точные координаты цели и иметь электронные карты местности.

Пуск, скорее всего, был произведен с территории Северной Осетии до того, как ракетные установки «Точка-У» 58-й армии были 11 августа введены, по свидетельству очевидцев, через Рокский туннель на территорию Южной Осетии, о чем «Новая газета» уже писала. По сведениям Пентагона, на который ссылается газета «Нью-Йорк таймс», пусковые установки «Точки-У» (SS-21) 58-й армии были в середине августа развернуты к северу от Цхинвали.

До сих пор российские власти отрицали, что использовали в операции «по принуждению Грузии к миру» боевые баллистические ракеты, но теперь есть прямое доказательство по меньшей мере одного пуска. Но, по сведениям Пентагона, на который ссылается телеканал CNN, с 8 по 12 августа наши запустили более 15 ракет SS-21 по Грузии. В районе города Поти были также найдены остатки ракетной ступени, несомненно, «Точки-У».

Удивительно, но Синагури далеко (40 км) на северо-запад от Цхинвали, где шли бои, и лежит по дороге от Джавы на грузинскую Чиатуру. Не было сообщений о боях в этом районе, это вообще вне зоны грузино-осетинского конфликта, хотя российские войска все же и здесь установили «зону безопасности».

«Точка-У» - оружие высокоточное и всепогодное, если надо - ночное, в отличие от нашей технически отсталой авиации. Грузины утверждают, что сбили 19 самолетов, наши признают 4, истина, похоже, лежит где-то посередине. Неся потери, наши ВВС, которые организационно не подчинены Сухопутным войскам, не слишком успешно поддерживали их на поле боя. Недостаток авиаподдержки должны были компенсировать ракетные удары, но для высокоточного пуска нужна столь же высокоточная разведка целей, а нечем - нет современных беспилотников и разведспутников. Потому эффективность миротворческого ракетного удара оказалась невысокой, а под Синагури вообще непонятно, по чему стреляли.

Само по себе использование в ходе боевых действий тактических ракет, тем более высокоточных, законно, но «Точка-У» накрывает осколками очень большую площадь, и применять ее вблизи городов и населенных пунктов недопустимо. Впрочем, в ходе второй войны в Чечне «Точка-У» использовалась нашими войсками прицельно по городам. Самые известные и расследованные случаи: удар по рынку в Грозном 21 октября 1999 года и по городской площади в Шали 11 января 2000-го. В обоих случаях погибли сотни людей, включая женщин и детей.

После удара по Грозному премьер Владимир Путин и тогдашний официальный представитель Генштаба генерал Валерий Манилов утверждали, что на рынке, мол, торговали оружием, что там было «столкновение двух бандитских группировок» и у них взорвался товар. Потом утверждали, что была какая-то «спецоперация». Позже командующий западной армейской группировкой генерал Владимир Шаманов признал, что мог быть ракетный удар, но решение в любом случае принимал высший начальник. Всего во время второй войны в Чечне было пущено несколько сотен ракет «Точка».
Гарантийный срок эксплуатации ракеты 9М79 - не менее 10 лет. После краха СССР сроки постоянно удлиняли, но нельзя ведь до бесконечности. По чеченцам израсходовали ненужные запасы, что существенно дешевле мирной утилизации. Теперь досталось грузинам.

По достоверным сведениям, «Точку-У» с кассетной боевой частью 9Н123К уже не производят по привычным для современной России причинам - нет комплектующих, утеряны советские технологии и т.д. Выпускается только осколочно-фугасный моноблок 9Н123Ф, который, похоже, взорвался где-то вблизи Синагури, а ракетная ступень упала в кукурузное поле. Кассетная БЧ накрывает существенно большую площадь, так что грузинам пока везет, не то что чеченцам.

Как сообщает информационное агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в силовых структурах Южного федерального округа, российская военная база в Южной Осетии получила на вооружение дивизион оперативно-тактического ракетного комплекса «Точка-У» . Грузинские спецслужбы уже получили официальное уведомление о развёртывании в Южной Осетии ракетного вооружения.
В декабре 2010 года стало известно, что российская военная база, дислоцированная неподалеку от Цхинвали, получила дивизион реактивной системы залпового огня «Смерч». Решение о размещении ракетного вооружения на территории Южной Осетии было принято «для предотвращения возможной агрессии со стороны Грузии ».

Российская военная база была развёрнута в Южной Осетии после августовской пятидневной войны 2008 года и признания республики со стороны России. Российский контингент дислоцирован в гарнизонах Цхинвали и Джавы . По соглашению с местной властью, база размещена на 49 лет с возможностью продления срока.

КРАТКАЯ СПРАВКА

Модернизированный тактический (дивизионный) ракетный комплекс «Точка-У» (обозначение НАТО - Scarab B «Скарабей») стал поступать в войска в 1989 году. Организационно ракетный комплекс представлен в составе бригады, в которую в ходит 2-3 дивизиона. Каждый ракетный дивизион имеет 2-3 стартовые батареи по 2-3 пусковых установки в каждой батарее.

В состав ракетного комплекса входят:
— ракета 9М79М с различными типами боевых частей;
— пусковая установка 9П129-1М;
— транспортно-заряжающая машина;
— транспортная машина;
— автоматизированная контрольно-испытательная машина;
— машина технического обслуживания;
— комплект арсенального оборудования.

Пусковая установка смонтирована на трёхосном амфибийном автомобильном шасси БАЗ-5921. Передняя и задняя пары колёс - управляемые, что обеспечивает относительно небольшой радиус поворота - 7 метров. Состав аппаратуры пусковой установки обеспечивает возможность абсолютно автономного её применения.

Тактико-технические характеристики комплекса «Точка-У»:
Дальность стрельбы - 15…120 км
Скорость ракеты - 1000 м/с
Стартовая масса - 2010 кг
Масса боевой части - 482 кг
Боевые части (БЧ) ракеты :
— специальные;
— кассетная - 50 боевых элементов весом по 7,45 кг;
— осколочно-фугасная;
— осколочно-фугасные с радиолокационной головкой самонаведения.
Время подготовки к пуску:
— из готовности № 1 - 2 мин.
— с марша - 16 мин.
Масса пусковой установки (с ракетой и расчётом) - 18145 кг
Максимальная скорость передвижения ПУ:
— по шоссе - 60 км/час
— на плаву - 8 км/час
Запас хода боевых машин по топливу (с полной загрузкой) - 650 км
Технический ресурс боевых машин - 15000 км.
Экипаж - 4 человека.

Баллистическая ракета 9М79М отличается от ракет предшествующих тактических ракетных комплексов тем, что управление полётом ракеты осуществляется не управлением времени работы двигателя и не заданием первоначального угла запуска, а с помощью аэродинамических элементов управления - крыльев и имеющих оригинальную решётчатую конструкцию рулей.

Кроме того, аэродинамические рули продублированы газодинамическими, установленными на выходе сопла реактивного двигателя. При этом корректируется не только баллистическая траектория, но и осуществляется наведение на конечном её участке (в том числе и по командам радиолокационной головки самонаведения). Газодинамические рули обеспечивают управление на начальном участке траектории, когда при низкой скорости полёта аэродинамические недостаточно эффективны.

Ракеты снабжены однорежимным реактивным двигателем на твёрдом топливе , что обеспечивает высокую готовность комплекса к боевому применению, в отличие от комплексов с неампулизированными ракетами на жидком топливе, где операции по заправке ракет отнимали много времени, при этом храниться заправленные ракеты могли только очень ограниченное время.

Изначально комплекс разрабатывался под применение специальной (ядерной) боевой части. Кроме них были разработаны осколочно-фугасная и кассетная боевые части, а также боевые части с пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Боевая часть неотделяемая.

Подрыв осколочно-фугасной боевой части для большей эффективности производится на высотах порядка 10-20 метров . При этом БЧ спроектирована таким образом, что при подрыве образуется сфокусированная взрывная волна и направленная струя осколков. При этом сама ракета осуществляет доворот до положения, близкого к вертикальному по отношению к поверхности земли.
Всё это вместе повышает эффективность действия боевой части по уничтожению заглублённых командных пунктов или складов инфраструктуры противника. Максимальная площадь зоны полного поражения для этой БЧ составляет 3 гектара.

Раскрытие кассетной боевой части, снабжённой 50 боевыми элементами осколочного действия, происходит на высоте 2 километров . Предназначена такая боевая часть для поражения живой силы и небронированной техники, расположенной на открытой местности. Максимальная площадь зоны полного поражения для этой БЧ составляет 7 гектар.

Ракеты с боевыми частями, снабжёнными пассивной радиолокационной ГСН , предназначены для поражения целей, оснащённых радиолокационными станциями. В частности, такие ракеты применялись в стационарных береговых противокорабельных комплексах.

/По материалам lenta.ru и ru.wikipedia.org /

В середине шестидесятых годов министерство обороны Советского Союза инициировало работы по созданию нового тактического ракетного комплекса с высокоточной баллистической ракетой. Подразумевалось, что боевой потенциал нового комплекса будет увеличен не за счет более мощной боевой части, а при помощи большей точности наведения. Испытания и эксплуатация предыдущих тактических ракетных комплексов подтвердили правильность такого подхода: более точная ракета могла бы уничтожать цели с большой эффективностью, даже не имея особо мощной боевой части.

Пуск ракеты 9М79 "Точка" комплекса 9К79-1 "Точка-У", полигон Капустин Яр, 22.09.2011 г. (автор фото - Вадим Савицкий, http://twower.livejournal.com, http://militaryrussia.ru)


Разработка сразу двух новых ракетных комплексов началась в МКБ «Факел». За основу для ракеты «земля-земля» была взята зенитная ракета В-611 комплекса М-11 «Шторм» корабельного базирования. Первым появился проект «Ястреб». В нем предполагалось использовать радиоэлектронную систему наведения ракеты. В таком случае баллистический боеприпас совершал бы полет на активном участке траектории в соответствии с командами, посылаемыми с земли. Немного позже, в 1965 году, на базе «Ястреба» создали проект «Точка». От предыдущего ракетного комплекса «Точку» отличала система наведения. Вместо сравнительно сложной в производстве и эксплуатации радиокомандной предложили использовать инерциальную, как на нескольких предыдущих отечественных тактических ракетных комплексах.

Оба проекта МКБ «Факел» так и остались на стадии разработки и испытаний отдельных агрегатов. Ориентировочно в 1966 году вся документация по проектам была передана в коломенское Конструкторское бюро машиностроения, где работы продолжились под руководством С.П. Непобедимого. Уже на ранних стадиях проработки стало ясно, что наиболее удобным и перспективным вариантом тактического ракетного комплекса будет «Точка» с ракетой, оснащенной инерциальной системой наведения. Именно этот проект и получил дальнейшее развитие, хотя в дальнейшем был почти полностью переработан.

Активные работы по проекту начались в 1968 году, в соответствии с постановлением Совмина СССР от 4 марта. В новом проекте было задействовано около 120 предприятий и организаций, поскольку требовалось создать не только ракету, но и колесное шасси, пусковую установку, комплекс электронного оборудования и т.д. Основными разработчиками и производителями агрегатов комплекса «Точка» были ЦНИИ автоматики и гидравлики, создавший систему управления ракеты, волгоградский завод «Баррикады», сделавший пусковую установку, а также Брянский автомобильный завод, на колесном шасси которого в итоге были смонтированы все элементы комплекса.

Стоит отметить, существовало два варианта пусковой установки. Первый был спроектирован самим КБ машиностроения вместе с ракетой и применялся только на полигонных испытаниях. Именно с таким агрегатом производились первые два испытательных пуска в 1971 году на полигоне Капустин Яр. Чуть позже начались испытания комплекса с применением боевых машин, оснащенных пусковой системой разработки конструкторов завода «Баррикады». Уже в 1973 году на Воткинском машиностроительном заводе началась сборка ракет. В том же году состоялись первые этапы государственных испытаний, по результатам которых в 1975 году ракетный комплекс «Точка» был принят на вооружение. Индекс ГРАУ комплекса – 9К79.

Основой комплекса «Точка» стала твердотопливная одноступенчатая ракета 9М79. Боеприпас длиной 6400 миллиметров и диаметром 650 имел решечатые рули размахом около 1350-1400 мм. Стартовая масса ракеты – две тонны, около полутора из которых приходилось на ракетный блок. Остальной вес боеприпаса был обусловлен 482-килограмовой боевой частью и системой управления. Разгон ракеты 9М79 на активном участке траектории осуществлялся однорежимным твердотопливным двигателем с топливом на основе каучука, алюминиевого порошка и перхлората аммония. Около 790 килограмм топлива выгорали за 18-28 секунд. Удельный импульс – около 235 секунд.

Инерциальная система наведения ракеты 9М79 имела в своем составе набор различной аппаратуры, как то командно-гироскопический прибор, дискретно-аналоговый вычислитель, датчик угловых скоростей и ускорения и т.п. Основа системы наведения – командно-гироскопический прибор 9Б64. На гиростабилизированной платформе этого прибора имелись средства ее выставления, а также два акселерометра. Данные со всех датчиков системы наведения передавались на вычислитель 9Б65, который автоматически просчитывал траекторию полета ракеты, сравнивал ее с заданной и при необходимости выдавал соответствующие команды. Корректирование траектории производилось при помощи четырех решечатых рулей в хвостовой части ракеты. При работающем двигателе также использовались газодинамические рули, находившиеся в потоке реактивных газов.

Поскольку боевая часть ракеты 9М79 не отделялась в полете, конструкторы предусмотрели управление на конечном участке траектории, что значительно увеличило точность попадания в цель. На этом этапе полета автоматика удерживала ракету в пикировании с углом в 80° к горизонту.

Ракетные комплексы 9К79-1 "Точка-У" с ракетами 9М79М "Точка" на учениях ракетно-артиллерийских подразделений 5-й общевойсковой армии Восточного военного округа, Сергеевский общевойсковой полигон, март 2013 г. Пуск ракет 9М79М "Точка" был условным. (http://pressa-tof.livejournal.com, http://militaryrussia.ru)

Данные о цели вводились в систему наведения ракеты непосредственно перед пуском, до подъема ракеты в вертикальное положение. Контрольно-пусковая аппаратура 9В390 с электронной вычислительной машиной 1В57 «Аргон» рассчитывала полетное задание, после чего данные передавались на вычислитель ракеты. Интересен способ поверки гиростабилизированной платформы системы наведения. В ее нижней части имелась многогранная призма, которую использовала специальная оптическая система, размещенная на боевой машине. Через специальный иллюминатор в борту ракеты аппаратура определяла положение платформы и выдавала команды на его исправление.

На ранних стадиях проекта «Точка» предлагалось сделать самоходную пусковую установку на базе одной из машин Харьковского тракторного завода. Однако по результатам сравнения было выбрано плавающее шасси БАЗ-5921, созданное на Брянском автозаводе. На его основе создали боевую машину 9П129. Примечательно, что за установку всего целевого оборудования на колесное шасси отвечал не Брянский автозавод, а волгоградское предприятие «Баррикады». В серийном производстве пусковых установок и транспортно-заряжающих машин заняли Петропавловский завод тяжелого машиностроения.

Шестиколеская полноприводная самоходная пусковая установка 9П129 оснащалась 300-сильным дизельным двигателем. Такая силовая установка позволяла боевой машине с ракетой разгоняться до 60 километров в час по шоссе. На бездорожье скорость снижалась до 10-15 км/ч. При необходимости машина 9П129 могла пересекать водные преграды со скоростью до 10 км/ч, для чего использовались два водомета. При боевой массе с ракетой около 18 тонн самоходная пусковая установка была пригодна для перевозки военно-транспортными самолетами. Интересно оснащение отсека для ракеты. В передней его части самоходная пусковая установка имела специальный теплозащитный кожух, который предохранял боевую часть ракеты от перегрева или переохлаждения.

На подготовку к пуску с марша по нормативам отводилось не более 20 минут. Большая часть этого времени уходила на обеспечение устойчивости пусковой установки при пуске. Прочие процедуры были куда быстрее. Так, на передачу команд в систему управления ракеты требовалось менее секунды, а последующий подъем ракеты в вертикальное положение занимал всего 15 секунд, после чего ракета сразу могла стартовать. Вне зависимости от дальности до цели возвышение направляющей пусковой установки составляло 78°. При этом механизмы машины 9П129 позволяли доворачивать направляющую и ракету в горизонтальной плоскости на 15° вправо или влево от оси машины. Полет ракеты 9М79 на максимальную дальность в 70 километров занимал чуть более двух минут. За это время расчет из трех или четырех человек должен был перевести боевую машину в походное положение и уйти с позиции. На процедуру перезарядки отводилось 19-20 минут.

Примерные проекции ракет В-611 (ЗРК "Волна"), В-614 "Точка", 9М79 "Точка", 9М79-1 "Точка-У" и разрез ракеты 9М79 (последние три с фугасными БЧ). 17.01.2010 г. рисунок основан на проекциях неизвестного автора с существенными правками размеров, пропорций и модификациями, http://military.tomsk.ru

Помимо ракеты и самоходной пусковой установки в состав комплекса «Точка» включили транспортно-заряжающую машину 9Т128 на базе брянского шасси БАЗ-5922. В грузовом отсеке этой машины имеется два ложемента для ракет с теплозащитными кожухами боевых частей. Погрузка ракет в транспортно-заряжающую машину и установка на пусковой направляющей осуществляются при помощи крана, которым оборудована 9Т128. При необходимости ракеты могут храниться в грузовом отсеке транспортно-заряжающей машины, но для длительного хранения рекомендуется использовать специальные металлические транспортные контейнеры. Для перевозки ракет или боевых частей в контейнерах используются транспортные машины 9Т222 или 9Т238, представляющие собой седельный тягач с полуприцепом. На одном полуприцепе можно разместить две ракеты или четыре боевые части.

В 1983 году на вооружение приняли комплекс «Точка-Р». От базового комплекса он отличался лишь ракетой с новой системой наведения. С ракетным блоком 9М79 совместили систему наведения 9Н915 с пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Она способна захватывать излучающую цель на дальности около 15 километров, после чего ракета наводится на нее при помощи стандартных систем управления. Комплекс «Точка-Р» сохранил возможность применения ракет со стандартной инерциальной системой наведения.

В 1984 году стартовали работы по модернизации комплекса «Точка» с целью повышения его характеристик. Испытания обновленного комплекса 9К79-1 «Точка-У» начались летом 1986 года. В 1989 году он был принят на вооружение и поставлен в серийное производство. В ходе модернизации боевая машина комплекса претерпела некоторые изменения, прежде всего связанные с обновлением ракеты. В итоге полная масса самоходной пусковой установки 9П129-1, а затем и 9П129-1М увеличилась на 200-250 килограмм. Ракета 9М79-1 при модернизации получила новый двигатель с зарядом топлива в 1000 килограмм. Применение более эффективной топливной смеси позволило увеличить дальность полета до 120 километров.

Незадолго до модернизации комплекс «Точка» получил ракеты и боевые части новых типов. Таким образом, в настоящее время «Точка-У» может эксплуатировать следующие управляемые баллистические боеприпасы:
- 9М79. Базовая модель ракеты, появившаяся вместе с самим комплексом;
- 9М79М. Первая модернизация ракеты. Изменения затронули в основном технологическую часть производства. Кроме того, обеспечена совместимость с новой пассивной радиолокационной головкой самонаведения. В таком случае ракета носит название 9М79Р;
- 9М79-1. Ракета комплекса «Точка-У» с увеличенной дальностью полета;
-9М79-ГВМ, 9М79М-ГВМ, 9М79-УТ и т.п. Массогабаритные и учебно-тренировочные макеты боевых ракет. Производились с широким использованием их деталей, но часть агрегатов, такие как блок топлива, пиропатроны и т.п. заменялись имитаторами.

Номенклатура боевых частей для ракет «Точка» выглядит следующим образом:
- 9Н123. Осколочно-фугасная боевая часть сосредоточенного действия. Разрабатывалась вместе с ракетой 9М79 в конце шестидесятых годов. Несет 162,5 килограмма тротило-гексогеновой смеси и 14,5 тыс. полуготовых осколков. Боевая часть 9Н123 при взрыве разбрасывает осколки трех видов: шесть тысяч осколков весом около 20 грамм, четыре тысячи десятиграммовых и 4,5 тысячи поражающих элементов весом около пяти с половиной грамм. Осколки поражают цели на площади до трех гектаров. Также стоит отметить компоновку этой боевой части. Для равномерного поражения площади, из-за наклона последнего участка траектории полета ракеты, блок заряда взрывчатого вещества расположен под углом к оси боевой части;
- 9Н123К. Осколочная боевая часть с 50 суббоеприпасами. Каждый из них представляет собой осколочный элемент весом в 7,45 килограмм, около полутора из которых приходится на взрывчатое вещество. Каждый суббоеприпас разбрасывает на сравнительно малой площади по 316 осколков, но благодаря раскрытию кассеты на высоте около 2200-2250 метров одна боевая часть 9Н123К способна «засеять» осколками до семи гектаров. Суббоеприпасы стабилизируются в падении ленточными парашютами;
- Ядерные боевые части моделей 9Н39 мощностью 10 килотонн и 9Н64 мощностью не менее 100 кт (по другим данным, до 200 кт). К индексу ракет, оснащенных ядерными боевыми частями, добавлялась литера «Б» и соответствующая цифра. Так, боеголовка 9Н39 применялась на ракете 9М79Б, а 9Н64 – на 9М79Б1;
- Химические боевые части 9Н123Г и 9Н123Г2-1. Обе боевые части несут по 65 суббоеприпасов, снаряженных отравляющими веществами, V-газом и зоманом соответственно. Общая масса веществ составляла 60 килограмм для боевой части 9Н123Г и 50 для 9Н123Г2-1. Согласно разным источникам, общее количество произведенных химических боеголовок не превышает несколько десятков. К настоящему времени большая часть химических боевых частей утилизирована или готовится к уничтожению;
- Учебно-тренировочные головные части, предназначены для обучения личного состава работе с боевыми частями, оснащенными реальным боезарядом. Учебно-тренировочные блоки имеют такие же обозначения, как и боевые, но с литерами «УТ».

Самоходная пусковая установка 9П129М ОТР "Точка"

Транспортно-заряжающая машина 9Т218 ОТР "Точка"

Транспортная машина 9Т238

Компоновка ракеты "Точка" / "Точка-У" (схема с сайта http://rbase.new-factoria.ru)

Ракетные комплексы «Точка» начали поступать в войска уже в 1976 году. Всего через несколько лет первые такие системы отправились служить на базы, размещенные на территории ГДР. После вывода советских войск из Германии все комплексы «Точка» и «Точка-У», ввиду военно-политической обстановки, оказались сосредоточенными в европейской части страны. К моменту распада Советского Союза общее количество «Точек» всех модификаций приблизилось к трем сотням. В 1993 году эти тактические ракетные комплексы были показаны зарубежной публике, причем эта демонстрация имела вид настоящей боевой работы. Во время самой первой выставки вооружений и военной техники IDEX (Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты) российские ракетчики провели пять пусков ракет комплекса «Точка-У» и поразили условные цели с максимальным отклонением не более 45-50 метров.

Позже, во время первой войны в Чечне некоторое количество «Точек» активно использовалось при обстреле позиций боевиков. Ракетные комплексы этого типа работали и во время второй чеченской войны, в 1999 и 2000 году. По разным данным, в ходе двух кавказских конфликтов было израсходовано не менее полутора сотен ракет с осколочно-фугасными боевыми частями. Подтвержденные сведения о применении кассетных боеголовок и боевых блоков других типов отсутствуют. Последнее на данный момент боевое применение комплексов семейства «Точка» относится к «Войне трех восьмерок» в августе 2008-го года. Зарубежные источники говорят о 10-15 запусках ракет по грузинским позициям и объектам.

Дислокация дивизиона комплексов ОТР 9К79 "Точка-У" в Южной Осетии, 10 августа 2008 г. (http://www.militaryphotos.net)

Помимо России ракетными комплексами «Точка» располагают другие страны, прежде всего бывшие советские республики. Некоторое количество самоходных пусковых установок, вспомогательной техники и ракет осталось в Белоруссии, Украине, Казахстане, Армении и Азербайджане. Кроме того, некоторые из этих стран покупали или продавали оставшиеся «Точки», в том числе и друг другу. За пределами бывшего СССР ракетными комплексами «Точка» владеют Болгария (от нескольких единиц до нескольких десятков), Венгрия, Ирак, Северная Корея и некоторые другие страны. Существует мнение, что конструкторы КНДР тщательно изучили поставленные комплексы «Точка» и на их основе создали свою ракетную систему KN-2 Toska («Гадюка»).

В настоящее время в вооруженных силах России имеется не более 150 боевых машин 9П129 и ее модификаций, а также прочей техники комплексов «Точка», «Точка-Р» и «Точка-У». Несколько лет назад с завидной регулярностью появлялись слухи о возможном начале работ по модернизации ракетных комплексов, в результате которой они могли бы значительно увеличить свои боевые возможности. Фигурировало даже название такой модернизации – «Точка-М». Однако к концу прошлого десятилетия руководители министерства обороны решили отказаться от развития комплекса «Точка» в пользу более нового и перспективного 9К720 «Искандер». Таким образом, имеющиеся комплексы семейства «Точка» будут служить до истечения срока эксплуатации и израсходования имеющегося запаса ракет. Со временем они закончат свою службу и уступят место более новым тактическим ракетным комплексам.

Пуски ракет "Точка" осуществляет 308-й отдельный дивизион 465 ракетной бригады ВС Белоруссии, февраль 2012 г. (фото - Рамиль Насибулин, http://vsr.mil.by)

По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://kap-yar.ru/
http://arms-expo.ru/
http://русская-сила.рф/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-191.html

Разработка дивизионного ракетного комплекса "Точка" была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Комплекс «Точка» предназначался для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.

Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.

Два первых пуска управляемых ракет "Точка" были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.

В апреле 1971 года началась разработка модификации "Точка-Р", с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.

В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 "Точка-У". Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы.

На западе комплекс получил обозначение SS-21 " Scarab" .

Состав

Состав ракетного комплекса 9К79 (9К79-1) (см. галерею изображений машин комплекса):

  • Боевые средства
    • Ракеты:
      • 9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 мощностью 10 кт
      • 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86
      • 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92
      • 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф)
      • 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К)
      • 9М79ФР с осколочно-фугасной БЧ и пассивной радиолокационной ГСН 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР)
    • Пусковые установки:(см. фото1 , фото2 , фото3 , фото4 , фото5 , фото6 )
      • 9П129 (кроме ракеты 9М79Ф-Р) (9П129-1)
      • 9П129М (9П129-1М)
      • 9П129М-1 (см. схему )
    • Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 (9Т218-1) (см. фото )
  • Специальные транспортные средства:
    • Транспортные машины 9Т238, 9Т222
    • Машины хранилища - специальная бортовая машина типа НГ2В1 (НГ22В1)
    • Контейнеры
      • 9Я234 для ракетной части и ракет
      • 9Я236 для боевой части
    • Аэродромно-складские тележки
      • 9Т127, 9Т133 для ракетной части
      • 9Т114 для боевой части
  • Средства технического обслуживания и регламентных работ:
    • автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения регламентных работ с ракетной и боевой частями (кроме специальных БЧ).
    • машина технического обслуживания МТО 9В844 - для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
    • машина технического обслуживания МТО-4ОС предназначена для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей).
    • комплект арсенального оборудования 9Ф370 для проведения регламентных работ на базах и арсеналах.
  • Средства управления связи - командно-штабная машина Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123)
  • Учебно-тренировочные средства:
    • учебно-тренировочные ракеты 9М79Ф-УТ, 9М79К-УТ.
    • учебно-тренировочная боевая часть - 9Н39-УТ, 9Н64-УТ.
    • габаритно-весовой макет - 9М79-ГВМ.
    • разрезной макет ракетной части 9М79.
    • разрезной макет осколочно-фугасной боевой части сосредоточенного действия - 9Н123Ф-РМ.
    • разрезной макет кассетной боевой части - 9Н123К-РМ .
  • Тренажеры:
    • 9Ф625 - комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ.
    • 2У43 - тренажер пульта управления механика-водителя пусковой установки.
    • 2У420 - тренажер оператора.
    • 2У41 - тренажер для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17.
    • 2У413 - тренажер-ракета 9М79Ф, взаимодействие элементов комплекса.

Кроме перечисленной техники, на вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и др. техника.

Ракета 9М79 (9М79-1)

Ракета 9М79 (9М79-1) - одноступенчатая, управляемая состоит из ракетной и боевой части (см. схему ).

Ракетная часть (РЧ) предназначена для доставки боевой части (БЧ) к цели и включает:

    Корпус ракетной части. Корпус РЧ предназначен для размещения всех элементов РЧ. Корпус РЧ является силовым элементом, воспринимающим нагрузки, действующие на ракету в полете и при наземной эксплуатации, он состоит из:

    • Корпуса приборного отсека (КПО). КПО предназначен для размещения отдельных приборов СУ и выполнен из алюминиевого сплава в виде цилиндрической обечайки с ребрами жесткости. В передней части имеет шпангоут с 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками и 3-мя направляющими шпильками. В передней части корпус закрывается крышкой герметично. В нижней части КПО находится отрывной разъем на 205 (214) контактов, через который осуществляется электрическая связь приборов СУ с наземной пультовой аппаратурой ПУ, а также имеется транспортировочный бугель (для крепления ракеты по походному на направляющей ПУ). С правой стороны на КПО имеется иллюминатор (см. фото ), через который осуществляется оптическая связь ГСП с приборами управления пусковой установки 9П129 или АКИМ 9В819. Вверху слева имеется люк №2 (в люке №2 в УТР установлен ключ и пакетный переключатель для ввода неисправностей в учебных целях); рядом с люком №2 находится люк №3, в котором расположен штепсельный разъем ШР37, к которому стыкуется кабель №27 для замера температуры внутри специальной БЧ на ТЗМ.
      Внутри КПО находится:

      • гиростабилизированная платформа (или командно-гироскопический прибор) ГСП 9Б64 (9Б64-1)
      • дискретно-аналоговое вычислительное устройство ДАВУ 9Б65 (9Б638)
      • блок бортовой автоматики 9Б66 (9Б66-1)
      • блок управления 9Б150 (9Б150-1)
      • датчик угловых скоростей и ускорений ДУСУ-1-30В.
    • Корпуса двигательной установки. Корпус ДУ предназначен для размещения и крепления топливного заряда и узла воспламенения (воспламенитель и два пиропатрона). Представляет собой конструкцию из высокопрочной стали, имеет 3 шпангоута - передний, средний, задний. К переднему шпангоуту крепится два транспортировочных бугеля, а в нижней части переднего шпангоута приварены 3 пусковых бугеля. На среднем шпангоуте имеется 4 узла крепления и фиксации воздушных крыльев. На заднем шпангоуте вверху крепится транспортировочный бугель, в нижней части - 2 пусковых бугеля и один фиксатор для крепления ракеты на ПУ и ТЗМ, а также для удержания ракеты при подъеме направляющей. С внутренней стороны корпус покрыт слоем теплозащитного покрытия.

      Корпуса хвостового отсека (КХО). КХО предназначен для размещения приборов СУ и одновременно является обтекателем соплового блока РДТТ. Корпус выполнен в форме конуса из алюминиевого сплава с продольными ребрами жесткости. Для крепления и установки аэродинамических и газоструйных рулей на задней части корпуса имеется 4 узла крепления. На КХО в нижней части крепится датчик схода (закрывается красным съемным кожухом, снимается перед погрузкой). Датчик схода предназначен для включения рулевого привода (начала отсчета программы полета). На верхней части корпуса имеется два люка №11 и №13 для подключения шлангов с целью подвода масла к масляному баку питающей гидравлические установки, состоящей из насоса, бака и распределительного устройства, при проведении регламентных работ с помощью АКИМ. В нижней части КХО находятся два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП). На наружной конической поверхности и в заднем торце корпуса нанесен слой теплозащитного покрытия. Внутри КХО находится:

      • питающая гидравлическая установка 9Б67 (относится к рулевому приводу) (9Б639)
      • газотурбинный блок 9Б152 (относится к ТГИП) (9Б186)
      • блок сопротивлений 9Б151 (относится к ТГИП) (9Б189)
      • блок регуляторов 9Б242 (относится к ТГИП) (9Б242-1)
      • 4 рулевые машины: 9Б69 - верхние - 2шт, 9Б68 - нижние- 2шт (9Б89 - 4 шт.)
    • Аэродинамических поверхностей. Аэродинамические поверхности - 4 аэродинамических руля, 4 газоструйных руля и 4 крыла. Аэродинамические рули управляют ракетой в полете на всей траектории. На одном валу с ними находятся газоструйные рули из вольфрамового сплава, которые также выполняют функцию управления ракетой при работающей двигательной установке (см. фото ).

      Кабельных стволов. Два кабельных ствола предназначены для размещения кабелей с целью соединения приборов СУ, находящихся в ПО и ХО.

    Двигательную установку (см. описание ).

    Систему управления.Система управления - автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Ракета управляема на всей траектории, что обеспечивает высокую точность попадания. При подлёте к цели для более эффективного использования энергии взрыва БЧ ракета совершает манёвр (доворот по углу тангажа), что обеспечивает угол встречи заряда с целью близкий к 90°. С этой же целью ось заряда осколочно-фугасной БЧ 9Н123Ф развёрнута вниз относительно оси корпуса головной части на определенный угол. Для достижения максимальной площади поражения обеспечивается воздушный подрыв БЧ 9Н123Ф на высоте 20 метров.

    Бортовая аппаратура системы управления 9Б63 ракеты 9М79:

    • командно-гироскопический прибор 9Б64
    • дискретно-аналоговое вычислительное устройство 9Б65
    • гидропривод 9Б616:
      • блок автоматики 9Б66
      • питающая гидравлическая установка 6Б67
      • рулевая машина верхняя 9Б68 - 2 шт., рулевая машина нижняя 9Б69 - 2 шт.,
    • турбогенераторный источник питания 9Б149:
      • блок управления 9Б150
      • блок сопротивлений 9Б151
      • газотурбинный блок 9Б152
      • блок регуляторов 9Б242
    • комплект кабелей

    Бортовая аппаратура системы управления 9Б84-1 ракеты 9М79-1:

    • командно-гироскопический прибор 9Б64-1
    • дискретно-аналоговое вычислительное устройство 9Б638
    • гидропривод 9Б640:
      • блок автоматики 9Б66-1
      • питающая гидравлическая установка 6Б639
      • рулевая машина 9Б89 - 4 шт.
    • турбогенераторный источник питания 9Б185:
      • блок управления 9Б150-1
      • блок сопротивлений 9Б189
      • газотурбинный блок 9Б186
      • блок регуляторов 9Б242-1
    • датчик угловых скоростей и ускорений ДУСУ1-30В
    • комплект кабелей

    Ракета комплектуется следующими типами боевых частей:

    • АА-60 - ядерная мощностью от 10 до 100кт,
    • АА-86 - ядерная особой важности,
    • АА-92 - ядерная
    • 9Н123Ф - осколочно-фугасная сосредоточенного действия (см. описание ),
    • 9Н123К - кассетная (см. описание ),
    • 9Н123Ф-Р - осколочно-фугасная с пассивной радиолокационной ГСН.

    Боевая часть ракеты в полете не отделяется. Стыковка ракетной и боевой частей осуществляется 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками по кольцевому соединению, электрическая связь БЧ с ракетной частью осуществляется кабелем через разъем Ш45. Наличие сменных БЧ расширяет диапазон применения комплекса и расширяет его эффективность. Ракеты в обычном снаряжении допускают хранение в окончательно собранном виде в течении 10 лет. Сборочные работы с ракетами в войсках проводить не требуется. При проведении регламентных работ не требуется извлекать приборы из корпуса ракеты.

    В расчетах полётного задания при наведении "Точки" на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника.

    Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина

    Основные боевые машины комплекса 9К79-1 "Точка-У"- пусковая установка 9П129М-1 и транспортно-заряжающая машина 9Т218-1

    • Аппаратура пусковой установки 9П129М-1 сама решает все задачи по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. При необходимости через 16-20 минут после завершения марша и прибытия на позицию ракета может стартовать к цели, а еще через 1,5 минуты пусковая установка уже способна покинуть эту точку, чтобы исключить вероятность своего поражения ответным ударом. Во время прицеливания, несения боевого дежурства, а также при выполнении большинства операций пускового цикла ракета находится в горизонтальном положении и ее подъем начинается только за 15 секунд до старта. Этим обеспечивается высокая скрытность подготовки удара от средств слежения противника. В грузовом отделении пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, при этом грузовое отделение закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты и направляющая установлена под углом возвышения 78°. Сектор стрельбы составляет ±15° от продольной оси ПУ.

      Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 (ТЗМ) основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 минут осуществить заряжание пусковой установки. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части.

    Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина смонтированы на колесных шасси 5921 и 5922 Брянского автозавода. На обоих шасси установлен шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300. Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым посредством централизованной системы давлением воздуха 1200 х 500 х 508. Шасси имеют достаточно большой клиренс 400 мм. Для движения по воде предусмотрены водометные движители насосы пропеллерного типа. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар - управляемые. На воде шасси управляется заслонками водометов и встроенных в корпус каналов. Обе машины способны передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.

    Кроме транспортной машины 9Т238 в состав комплекса так же входит транспортная машина 9Т222. Внешне они очень похожи и возможности по транспортировке у них идентичны. Обе являются активным автопоездом - т.е. мосты полуприцепа являются ведущими. Принципиальная разница между этими агрегатами в способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа - в одном случае передача гидравлическая, а в другом - механическая

    Организационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады (по 2-3 РДН), в дивизионе - 2-3 стартовые батареи, в батарее 2-3 пусковые установки. . Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки. Благодаря наличию в ПУ системы топопривязки, прицеливания, средств связи, а также средств жизнеобеспечения при действиях на зараженной местности расчет ПУ может осуществлять пуски ракет из кабины.

    Ракетный комплекс 9К79 (9К79-1) может транспортироваться самолетами АН-22, ИЛ-76 и т.д. Ракеты, ракетные части и БЧ могут транспортироваться вертолетами типа МИ-6, В-12, МИ-8.

Тактико-технические характеристики

Ракетный комплекс 9К79-1 "Точка-У"
Год принятия на вооружение 1989
Разработчик КБ машиностроения г.Коломна
Дальность стрельбы минимальная, км 15 - 20
Дальность стрельбы максимальная, км 120
Высота траектории полета ракеты, км 6-26
Полетное время на максимальную дальность, с 163
Отклонение ракеты от цели с учетом ошибки в определении координат целей не более 100м и точки пуска не более 80м, м:
- на дальность 35км с БЧ 9Н123Ф
- на дальность 35км с БЧ 9Н123К
- на дальность 70км с БЧ 9Н123Ф
- на дальность 70км с БЧ 9Н123К

165
210
200
235
Время подготовки к пуску из готовности №1, мин 2
Время подготовки к пуску с марша, мин 16
Старт наклонный по углом 78 градусов
Ракета 9М79-1
Количество ступеней, шт 1
Диаметр миделевого сечения, мм 650
Длина ракеты, мм 6410
Длина ракетной части, мм 4085
Размах рулей, мм 1440
Стартовая масса ракеты, кг 2010
Масса снаряженной ракетной части, кг 1528
Пусковая установка 9П129М-1
Масса пусковой установки (с ракетой и расчетом),кг 18145
Технический ресурс, км 15000
Экипаж, чел. 3
Температурный диапазон эксплуатации, град.С от -40 до +50
Срок эксплуатации, лет не менее 10, из них 3 года в полевых условиях
Колесная формула 6x6
Масса ПУ,кг 17800
Грузоподъемность,кг 7200
Скорость на суше, км/ч 70
Скорость на плаву, км/ч 8
Запас хода, км 650
Двигатель дизельный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с 300 при 2600 об/мин

Испытания и эксплуатация

Во время демонстрации комплекса «Точка-У» на международной выставке IDEX-93 было выполнено 5 пусков, в ходе которых минимальное отклонение составило несколько метров, а максимальное менее 50 м.

Комплекс "Точка-У" активно использовался федеральными силами для уничтожения военных объектов в Чечне. В частности, комплекс применялся 58-й общевойсковой армией для нанесения ударов по позициям боевиков в районе Бамута. В качестве целей были выбраны крупный склад вооружения и укрепленный лагерь террористов. Их точное местоположение было выявлено средствами космической разведки.

В середине 60-х годов в Советском Союзе активно шло развитие ракетной военной техники. Ракетный бум объяснялся огромной любовью тогдашнего руководителя СССР Н. С. Хрущева к ракетам. Помимо создания огромных межконтинентальных ракет, способных в считанные минуты доставить смертоносный ядерный боезаряд через океан, в стране велись работы над созданием модификаций тактических ракет. Ракеты пришли даже в ту область военно-технического оснащения армии, где доминировала ствольная артиллерия. По мнению Генерального Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущев ракеты должны были господствовать на поле боя. Следует отдать должное Никите Сергеевичу – с его подачи ракетная техника заняла достойное место в арсенале тактических средств вооружения.

Именно в тот период был заложен технологический ресурс, создана мощнейшая научно-исследовательская база ракетостроительной отрасли. В дальнейшем, советские конструкторы, используя многочисленные конструкторские наработки, сумели создать не один успешный проект, среди которых на особом счету стоит ракетный комплекс «Точка У». Это оружие явилось полной неожиданностью для американцев и их союзников по блоку НАТО. Армии стран Варшавского Договора получили в свои руки мощное и высокоточное тактическое оружие. Действительно, тактико-технические данные, которыми обладала советская разработка, делали передний край западных союзников полностью беззащитным от внезапного тактического ракетного удара.

Запад в то время не мог адекватно ответить Советскому Союзу. В Европе на смену устаревшим и слабеньким ракетным комплексам MGR-1 «Онест Джон» с дальностью полета в полсотни километров, пришли более мощные ракетные оперативно-тактические комплексы MGM-52 «Ланс». Это оружие было куда мощнее и тяжелее. Советский ТРК «Точка», серийно выпускавшийся, начиная с 1973 года, и принятый официально на вооружение в 1975 году, обладал большей мобильностью и гибкостью для использования в тактических целях. Недаром военные эксперты сравнивали советский ракетный комплекс с хирургическим скальпелем. Американская ракета была схожа на тяжелую дубину, которой пришлось вступить в единоборство с советской ракетой-рапирой, острой и молниеносной.

Еще в середине 60-х годов с подачи Министерства Обороны СССР были начаты работы по созданию проекта советской оперативно-тактической ракеты ближнего радиуса действия, способной наносить точные удары по обороне противника на глубину до 100 км. Впервые для советских средств вооружения ставка делалась не на мощность боезаряда, на достижение высокой точности попадания. Предыдущие опытные стрельбы и работы, ведущиеся в этом направлении, наглядно демонстрировали правильность выбранного курса. Военные указывали на то, что только высокоточное оружие может обеспечить необходимый результат на поле боя. Ушла в прошлое артиллерийская стрельба по площадям. Требовалось иметь в передней полосе обороны мощные тактические средства огневой поддержки, способные точечно поразить определенный объект в полосе обороны вероятного противника.

Началом старта проекта по созданию нового советского ракетного комплекса ограниченной дальности стало мартовское Решение Совета Министров СССР в 1968 году. В соответствии с требованиями, озвученными в техническом задании, в основе проекта должны были быть использованы наработки, сделанные на базе ракетного комплекса морского базирования М-11 «Шторм». В частности, для работы были использованы ракеты данной ракетной системы. Первоначально решение задачи по созданию тактического ракетного комплекса велись в КБ «Факел», которое подготовило проектную документацию для комплекса «Ястреб». В новом проекте система управления ракеты во время полета должна была бы опираться на управление с земли. Другими словами для достижения необходимой точности попадания курс ракеты требовалось постоянно корректировать.

Однако такой вариант управления и наведения не устраивал военных. Советским конструкторам потребовалось полностью изменить систему наведения ракеты на цель. Эти работы и стали причиной того, что новая разработка еще в 1965 году получила название «Точка». Инженеры оставили без изменения основные узлы и детали ракеты, установив на ней вместо радиоэлектронного блока управления полетом, более простую инерциальную систему наведения.

С 1968 года вплотную созданием нового ракетного комплекса на базе существующих рабочих проектов занялось КБ машиностроения в г. Коломна (Московская обл.). Это предприятие было конструкторской вотчиной маэстро С.П.Непобедимого, создателя лучших образцов ракетной техники.

Для справки: Под руководством С.П. Непобедимого в Советском Союзе в разное время были созданы эффективные средства вооружения. В частности, противотанковые управляемые ракеты «Шмель» и «Малютка» сожгли не одну сотню израильских танков во время военных действий на Ближнем Востоке. Советские ПЗРК «Стрела» стали на долгое время одним из основных средств ПВО сухопутных войск на уровне батальона, полка.

Перед коллективом Коломенского КБ была поставлена задача, создать ракетный комплекс, который бы обладал высокой точностью стрельбы для уничтожения малоразмерных целей. Прежде чем новое средство вооружения увидело свет, советским конструкторам пришлось пройти сложный и тернистый путь. В ходе последующей работы разработчики приняли решение отказаться от прежних конструкторских наработок, оставив без изменения саму концепцию ракетного комплекса.

Проектная документация была полностью переработана и дополнена целым рядом технических новшеств. Следует отметить, что рабочий проект, созданный коллективом Коломенского КБ, оказался приемлемым для освоения советской промышленностью. К тому же удалось добиться существенного удешевления технологической части проекта. Последующие испытания, затянувшиеся на целых 5 лет, позволили создать оружие, опередившее свое время. В данном случае произошла любопытная ситуация. Комплекс еще проходил государственные испытания, а серийное производство уже было запущено на Воткинском механическом заводе в 1973 году. Официально новый советский оперативно-тактический ракетный комплекс «Точка» был принят на вооружение в 1976 году.

ТРК «Точка У» — последующий шаг в развитии тактического ракетного вооружения

Принятый на вооружение Советской Армии ракетный комплекс «Точка» мог обеспечить поражение малоразмерных целей противника на расстояние до 70 км. На конечном этапе траектории полета ракеты допускалось отклонение от цели в пределах 250 м. В процессе создания нового вооружения участвовало более 120 предприятий страны различного профиля. На волгоградском заводе «Баррикады» сумели создать пусковую установку для новой ракеты, которая отличалась простотой и надежностью конструкции. Особая заслуга в деле создания нового ракетного комплекса принадлежит советским автомобилестроителям. Оперативно-тактический комплекс получил новое уникальное по своим ходовым качествам шасси, повышенной проходимости.

Полученные тактико-технические характеристики для начала удовлетворяли военных, однако в ходе последующих полевых стрельб, было выявлено следующее:

  • дальность полета ракеты не отвечала требованиям и условиям, которые присутствовали в полосе обороны;
  • точность попадания ракеты необходимо было увеличить, сведя к минимуму вероятность нанесения повреждений по прилегающей к цели территории;
  • требовалось улучшить работу системы наведения ракеты на цель, сделав ее максимально автономной во время полета.

Последующая модернизация ракетного комплекса получила название «Точка Р». Ракета стала оснащаться пассивной радиолокационной головкой наведения для противоборства с вражескими РЛС. Попытки улучшить технические характеристики ракетного комплекса простой переделкой навигационной системы и схемы управления полетом ракеты, привели к тому, что с 1983 года в серию пошла модификация ракеты «Точка Р». Назвать данный вариант модернизации успешным будет преувеличением. В дальнейшем данная разработка была снята с производства, уступив место на заводском конвейере более совершенной версии — ракетному комплексу «Точка У». Это оружие было принято на вооружение ракетно-артиллерийскими частями Советской Армии в 1989 году.

Цели и назначение модернизированной системы остались те же — уничтожение малоразмерных объектов противника в прифронтовой полосе. Ракетный комплекс состоял из следующих компонентов:

  • боевая ракета с неотделяемой боевой частью;
  • инерциальная система управления полетом ракеты;
  • пусковая установка на самоходном шасси;
  • транспортно-заряжающая установка на самоходном шасси;
  • машина автоматического контроля и испытаний;
  • машина боевого обеспечения и обслуживания.

Из оперативно-тактических ракетных комплексов «Точка У» были сформированы батареи. В состав ракетно-артиллерийского дивизиона, которые были в каждой мотострелковой или танковой дивизии, входило 2-3 батареи. Таким образом, сухопутные войска получали в свое распоряжение мощное оружие дальнего боя, способное на расстоянии 100-120 км нанести противнику существенный урон. Главными целями в данном случае являлись объекты транспортной и тыловой инфраструктуры, аэродромы, объекты связи и управления.

Технические характеристики и особенности конструкции

Ракетный комплекс являлся мобильным средством огневого поражения. Пусковая установка была установлена на самоходное шасси с колесной схемой 6х6. Мощность дизельного двигателя составляла 300 л/с. В полном боевом снаряжении самоходная пусковая установка могла развить на шоссе скорость 60 км/ч. Отличительной особенностью пусковой установки являлась повышенная проходимость транспортного средства. Машина могла преодолевать вплавь водные преграды, двигаться по пересеченной местности и бездорожью.

Масса пусковой установки на колесном шасси в боевом снаряжении составлял 18 тонн. Запас хода составлял 650 км. Советские транспортеры, созданные на заводе «баррикады» имели огромный технологический ресурс – 15 тыс. км. Ракетный комплекс мог действовать в различных климатических условиях, как при низких температурах, так и в условиях жаркого климата. Управлял передвижной пусковой установкой экипаж, состоящий из 4-х человек. Для приведения ракетного комплекса в готовность к пуску, экипажу требовалось расчетного времени не более 2 минут. Запуск ракеты с марша осуществлялся спустя 15 минут, отведенных на подготовку.

Отдельного внимания заслуживает ракета 9М79, которой оснащались ракетные комплексы «Точка У». Снаряд имел длину 6400 мм при диаметре корпуса 650 мм. Общий вес снаряженной ракеты составлял 2010 кг. Их этой массы на полезную нагрузку отводилось 500 кг. Старт и полет ракеты обеспечивался работой твердотопливного ракетного двигателя, работа которого на марше имела продолжительность 28 секунд. Последующий полет снаряда осуществлялся за счет полученной инерции. За это время успевало сгореть до 800 кг топлива. Дальность полета ракеты 9М79 составляла:

  • минимум 15 км;
  • максимум 120 км;
  • максимальное отклонение от цели составляло 40 м.

Ракета оснащалась неотделяющейся боеголовкой, которая на завершающем этапе полета имела прямой угол падения. Такая особенность полета обеспечивала высокую точность попадания. В Советском Союзе ракетные комплексы «Точка У» в основном оснащались боевыми частями трех типов – тактическими ядерными боезарядами мощностью до 100 кт, осколочно-фугасными и кассетными.

Весь полет ракеты, начиная со старта и до попадания в цель, осуществлялся автономно. Нацеливание на цель осуществлялся на основе цифровых данных. Последующую работу по контролю за правильностью боевого курса выполняла инерциальная система наведения. В целом, тактико-технические характеристики ракетного комплекса «Точка У» были передовыми для своего времени, что обеспечило его длительную эксплуатацию.