Денежная удача

Какой цвет у военной техники. Маскировочное окрашивание техники и объектов. Какая танковая окраска используется в российских войсках

Российская армия отказывается от пятнистого камуфляжа для наземной военной техники, вместо него ее будут красить в один цвет, сообщают в среду СМИ.

Министр обороны Сергей Шойгу утвердил временный регламент нанесения защитной и «деформирующей», то есть скрывающей форму, раскраски на вооружение и военную технику. И главное в новой системе – отказ от камуфляжа, теперь вся техника будет краситься в сплошной цвет, пишут «Известия» со ссылкой на источник в Минобороны.

«В зависимости от региона это будет либо темно-зеленый, либо светло-зеленый, либо хаки», – пояснил изданию офицер Сухопутных войск, знакомый с ситуацией.

В 15-м Центральном научно-исследовательском институте инженерных войск, который отвечает за разработку схем камуфлирования и подбора цветов, в свою очередь пояснили, что сейчас для нанесения камуфляжа используют 10 основных цветов: светло-зеленый, темно-зеленый, серо-зеленый, хаки, серо-желтый, серо-коричневый, светло-желтый, серый, светло-серый, черный.

«Как такового единого регламента в нанесении камуфляжа сейчас нет. Есть различные методические пособия, наставления и эскизы. А на основе всех этих документов командир и выбирает, как покрасить технику своего подразделения», – пояснил офицер.

При этом в одной из бригад Южного военного округа рассказали, что в среднем на танк типа Т-72 (Т-90) уходит около 40 кг краски.

«Красится техника по регламенту два раза в год. Перед каждым учебным периодом (весна-осень). А так как краска выгорает и на учениях обдирается, то подкрашиваем и закрашиваем технику минимум раз в месяц», – пояснил офицер-танкист.
А главный редактор отраслевого журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский рассказал, что однотонный окрас удобнее, поскольку позволяет машины быстро перекрасить в камуфляж в зависимости от местности, на которой планируется бой. «Покраска танка занимает 1–1,5 часа», – добавил он.

Военный эксперт по бронетанковой технике Алексей Хлопотов, в свою очередь, заявил, что ранее военные отказывались от камуфляжа из-за сложности его нанесения в условиях воинской части, поскольку хорошо маскирует технику только заводской камуфляж.

Однако в управлении материально-технического обеспечения Центрального военного округа пояснили, что гонять танки на заводы для перекраски нерентабельно.

«Два раза в год танки на завод никто для покраски перегонять не будет, проще покрасить в частях», – сказали там.

Отмечается, что с 2004 по 2009 год техника поставлялась в войска с заводов в однотонной раскраске, что объяснялось экономией. Но в 2009 году Анатолий Сердюков установил для наземной техники трехцветный камуфляж.

Войсковая маскировка

Маскировочная окраска

Деформирующая окраска ("Камуфляж")

Этот вид маскировочной окраски в последние годы приобрел характер военной моды. Считается, что пятнистое обмундирование, техника, разукрашенная разноцветными пятнами придают солдатам и машинам очень воинственный вид с оттенком таинственности, избранности, принадлежности к особой касте. Этой моде оказались подвержены не только юные солдаты, молоденькие лейтенанты, но и убеленные сединой генералы. Дело дошло до того, что и милиционеры, которым это и вовсе ни к чему (при необходимости можно и следует воспользоваться армейским камуфляжем), изобрели для себя серо-черно-бело-синий камуфляж. На парадах стало модно выходить не в парадной форме, а в пятнистых комбинезонах, украшенных золотыми погонами, аксельбантами, разноцветными нашивками.

Но если в мирных условиях к этой моде можно относиться со снисходительностью, то в боевых условиях безграмотное, бездумное использование этого вида маскировочной окраски может (и приносит!) принести вместо пользы огромный вред. Вместо того, чтоб скрыть, спрятать бойца, превратить его для противника в нечто неопределенное, камуфляж может выделить его на фоне местности, помочь распознать среди остальных людей, превратить в отчетливо видимую мишень.

Деформирующая окраска снижает заметность маскируемых объектов по цветности несколько меньше, чем защитная. Однако она обладает рядом преимуществ. Основное ее преимущество заключается в том, что для человека психологически легче выделить на местности объекты знакомые по внешним очертаниям и рисунку внутренних деталей, а деформирующая окраска искажает внешние контуры и затрудняет идентификацию обнаруженного объекта по его внутренним деталям. Например, наблюдатель заметил на местности наличие бронеобъекта, но его деформирующая окраска помешает наблюдателю определить наличие и размещение на проекции объекта дверей, люков, бойниц, ящиков, канистр. Следовательно, он не может однозначно распознать объект как танк, тягач, или бронетранспортер, его тип, марку, а следовательно, и расстояние до объекта, направление и скорость движения объекта.

Недостатком деформирующего окрашивания является большая, чем для защитной окраски зависимость от окружающего фона. Например, объект хорошо скрывающийся на фоне летнего растительного фона станет очень заметным на фоне осеннего растительного фона; объект, окрашенный контрастными пятнами и незаметный в солнечный день многоцветным ярким пятном выделится на фоне туманного утра.

Таким образом, если защитная окраска является достаточно универсальной, то применение деформирующего окрашивания требует от командира ясного и четкого представления решаемой задачи маскировки, учета очень многих факторов (изменение цветности фона от времени суток, погоды, сезона, влияние огневого воздействия противника на цветность местности и т.д.). Требует наличия ассортимента красок, времени на перекрашивание, что во фронтовых условиях затруднительно, а часто и просто невозможно.

«Камуфляж» не является изобретением сегодняшнего дня. Его применяли еще в 1-ю мировую войну. Однако длительный опыт этой и многих последующих войн не выявил явных преимуществ деформирующей окраски при ее массовом применении, в то время как она требует значительных материальных затрат и трудозатрат.

Основными типами деформирующей окраски являются: мелкопятнистая, иначе называемая дробящей и крупнопятнистая, иначе именуемая искажающей. Края цветовых пятен могут быть резко очерченными или расплывчатыми. При мелкопятнистом окрашивании чаще применяются пятна резко очерченные.

Пример мелкопятнистой дробящей окраски танковой башни. Такой тип окраски, в частности, применяется для маскировки в летнее время огневых точек (танковых башен), расположенных в кустарнике, среди низкорослых мелколистных деревьев (березовая роща) в укрепленных районах (УР). С наступлением осени цветность пятен следует менять.


Пример крупнопятнистой искажающей окраски вертолета для пустынной местности. Рисунок хорошо показывает большую заметность машины при ее полете на растительном фоне. Это пример того, как вертолет малозаметный при полете на низких высотах в пустыне, становится отчетливо видным, когда набирает высоту или оказывается над "зеленкой".

Пример мелкопятнистой окраски обмундирования солдата. Существуют варианты крупнопятнистой окраски. Некоторое преимущество перед однотонным защитным обмундированием дает на фоне кустарника, невыгоревшей травы. Однако с началом движения заметность солдата несколько возрастет, в то время как однотонная окраска с началом движения заметность солдата не изменит. На снабжении инженерных войск состоят маскировочные комбинезоны свыше ста семидесяти вариантов камуфляжа, которые легко подобрать для действий на конкретной местности. Некоторые типы только для зимы (!): "Снег чистый свежевыпавший", "Снег чистый старый.", "Снег грязный.", "Снег весенний.", "Снег в лесу." "Снег с землей", …. и т.п. и т.д. Комбинезон можно носить как поверх обмундирования и снаряжения, так и вместо обмундирования (в жаркое время).

Следует отметить, что нередко все маскирующее действие обмундирования, маскомбинезона может свести на нет светлое пятно лица, очень хорошо заметное на большом расстоянии и полностью выдающее бойца ночью. Поэтому в комплекте комбинезона предусмотрено наличие маскировочной маски на лицо и (или) тюбика с гримом для окрашивания лица и рук.

Примечание: Очень часто в литературе, на телевидении маскировочный комбинезон (маскировочный костюм) совершенно безграмотно называют "масхалат" . В бане халат одевают! Но не на поле боя.

Литература

1. Наставление по войсковой маскировке. Часть I. Военное издательство министерства обороны Союза ССР. Москва 1957г.
2. Наставление по войсковой маскировке. Часть II. Военное издательство министерства обороны Союза ССР. Москва 1957г.
3. Е.С.Колибернов, В.И.Корнев, А.А.Сосков. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство. Москва 1989г.
4. Альбом образцов рисунков деформирующего окрашивания военной техники и вооружения. Часть III Бронетанковая техника и артиллерийское вооружение. Военнное издательство МО СССР Москва 1977г.
5. Альбом образцов рисунков деформирующего окрашивания военной техники и вооружения. Часть IV Инженерная и автотракторная техника. Военнное издательство МО СССР Москва 1977г.
6. Е.С.Колибернов, В.И.Корнев, А.А.Сосков. инженерное обеспечение боя. Военное издательство МО СССР Москва 1984г.
6. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное издательство МО СССР Москва 1982г.
7. Учебник. Приемы и способы действий солдата в бою. Военное издательство МО СССР Москва 1989г.
8. Наставление по обеспечению боевых действий Сухопутных войск. Часть IV. Инженерное обеспечение, действия частей и подразделений инженерных войск. 1982г.
9. Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство МО СССР Москва 1984г.

Спрятать объект, особенно такой крупный, как танк, в окружающем ландшафте достаточно сложно. Покраска боевой машины в определенный цвет хотя и не позволяет полностью скрыть ее, однако затрудняет распознавание ее противником.

Используя специально подобранную окраску, можно дезориентировать врага относительно размеров объекта и его дальности. Это, в конечном итоге, дает довольно веское преимущество в условиях боевых действий.

Маскировочная окраска бывает: а) защитной; б) камуфляжной.

Защитная окраска обычно достаточно однородная (оливковая, хаки, грязно-серая или темно-зеленая). Именно такого цвета выходит с конвейера боевая техника, и только потом, если понадобится, ей придают соответствующий типу местности цвет. Защитная краска универсальна, она не требует точного знания ландшафта, тогда как камуфляж требует от командира четкого представления о зависимости цвета местности от времени суток, погоды, об имеющихся на пути продвижения боевой техники природных образованиях и пр.

Распознать и выделить из окружающей среды военный объект усложняет применение искажающего камуфляжа. Его могут также называть крупнопятнистым, так как цветовые пятна (3-5 разных цветов) весьма крупные, около 10-20% от каждой плоскости. Такая окраска искажает контуры военной машины.

Форма пятен на технике может быть округлой или ломаной - это зависит от характера окружающей местности. Например, в горной местности преобладают резкие переходы от света к тени, поэтому преимущественно используется угловатая форма пятен.

Камуфляжная окраска также бывает дробящая. Она подразумевает нанесение небольших по размеру пятен, резко контрастирующих друг с другом. Этот вид камуфляжа используется, в основном, на неподвижных или малоподвижных видах боевой техники, в том числе, на танках. Дробленые пятна на большом расстоянии смешиваются в неопределенный цвет под стать окружающей среде.

Универсальный камуфляж сделать, по признанию военных специалистов, невозможно - ведь погодные и природные условия настолько различны, что «подстроиться» под все из них нереально.

Какая танковая окраска используется в российских войсках?

Читайте также:

В СССР для маскировки использовались специальные окраски под кодовыми названиями. Сначала это был «Бутан», в разных исполнениях он имитировал лесополосу и пустынно-степную местность. Затем, уже в российских войсках, применялась окраска «Флора», ее еще прозвали «арбузным» камуфляжем, при этом он был малоэффективен в гористых местностях, зато хорошо подходил для ведения боя в лесной полосе.

На смену пришел пиксельный цифровой камуфляж под названием «Темный». Пиксельным его называют потому, что он схож с пикселями на экране монитора. Этот цвет камуфляжа, в отличие от предшественника, более универсален и подходит как для открытой местности, так и для горной.

В средней полосе России в качестве основного маскировочного цвета используется зелено-коричневый. Дополнительными цветами могут быть светло-зеленый, желто-серый, светлый и темный серые цвета, хаки, черный. Пятна при этом обычно закругленные, «переползающие» с одной плоскости на другую.

Есть еще ряд цветов, использующихся в зависимости от местности: хаки, драб (грязноватый желто-коричневый цвет), желто-серый, голубовато-серый, серо-голубой, оливковый. При этом варьируются тусклость, матовость, однородность окраски.

Для зимних сезонов танки могут быть окрашены «под стать» снега, то есть быть белыми. Причем, есть различные идентификации снежных расцветок: «снег чистый свежевыпавший», «снег чистый старый», «снег грязный» и пр.

Как маскируют танки за рубежом?

Немного истории. Первым видом маскировочной окраски в мире воспользовались англичане во время Англо-бурской войны 1899-1902 года. Английские солдаты несли значительные потери из-за того, что их красные мундиры хорошо «вырисовывались» на фоне болотистой местности. Тогда их решено было переодеть в форму цвета хаки.

Во времена Второй мировой войны на вооружении у Германии было уже порядка 30 различных видов маскировочной расцветки. Их разработки потом использовались и в Советской Армии.

Маскировочные оттенки в целом можно разделить на несколько больших групп, свойственных тому или иному континенту :

В настоящее время военные ведомства разных стран стараются свои боевые подразделения и, соответственно, боевые машины, «перевести на цифру». Другими словами, ничего более эффективного, чем окраска на основе сочетания различных по цвету пикселей на униформе и на технике, еще не придумали. Однако это изобретение активно совершенствуют. К примеру, в конце 2012 года американская компания ADS проанонсировала свою новую разработку цифрового камуфляжа US4CES для американских военных. Подобные разработки ведутся и в других странах мира.

Министр обороны России Сергей Шойгу утвердил временный регламент окраски вооружения и военной техники , пишет газета «Известия» со ссылкой на источник в военном ведомстве. Согласно новой системе, на технику не будет наноситься камуфляж — её планируется окрашивать в сплошные цвета, которые будут выбираться в зависимости от места приписки: темно-зеленые, светло-зеленые или хаки. В настоящее время для окраски техники используются десять основных цветов.

Как ожидается, проекты раскраски для каждого типа боевых машин будут подготовлены до конца лета 2013 года . Другие подробности относительно нового регламента пока неизвестны. Сейчас существует несколько методических пособий и наставлений по окраске военной техники. При этом командир подразделения вправе самостоятельно выбрать цветовую схему, в которую будут выкрашены боевые машины.

Главный редактор отраслевого журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский рассказал, что однотонный окрас удобнее, поскольку позволяет быстро перекрасить боевые машины в камуфляж в зависимости от местности, на которой планируется бой . «Покраска танка занимает 1–1,5 часа. Ее может выполнить экипаж даже в полевых условиях. В зависимости от того, в какой местности предстоит воевать, можно оперативно менять окраску техники. А в мирное время она вся должна быть однотонная, как было в СССР » - пояснил Мураховский.

Военный эксперт по бронетанковой технике Алексей Хлопотов, в свою очередь заявил, что ранее военные отказывались от камуфляжа из-за сложности его нанесения в условиях воинской части , поскольку хорошо маскирует технику только заводской камуфляж. «На танк в камуфляжной раскраске сложнее сфокусировать оптические приборы. В армиях стран НАТО, в частности в Германии и США, для европейской местности существуют сложные многоцветные схемы камуфлирования. Но они наносятся на заводах со строжайшим соблюдением регламента. У нас же в армии красят кустарно, толку от такого камуфляжа нет. Поэтому лучше пусть будут одноцветные », - сказал Хлопотов.

Согласно действующим в настоящее время правилам перекрашивание боевых машин должно производиться два раза в год. По словам источника газеты в Центральном военном округе, перегонять технику на заводы для покраски слишком дорого.

Камуфляжная окраска боевой техники начала применяться в СССР в 1930-х годах. После Второй мировой войны и до середины 1980-х годов вся техника в войсках была однотонной. При этом предполагалось, что во время боевых действий она может быть оперативно окрашена в камуфляж. В конце 1980-х годов в Сухопутные войска начали поступать танки Т-80У и боевые машины пехоты БМП-3, которые уже на заводе были выкрашены в камуфляж.

В 2004-2009 годах из соображений экономии техника поступала в войска в однотонной окраске, а в 2009 году приказом Анатолия Сердюкова, занимавшего тогда пост министра обороны России, для всей наземной техники был введен трехцветный камуфляж, в котором могли быть использованы: хаки, светло-зеленый, темно-зеленый, серо-зеленый, серо-желтый, серо-коричневый, светло-желтый, серый, светло-серый и черный цвета.

Каценеленбоген 14-02-2013 01:37



Гламурная софттач нах не нужна.

Vovanoid 14-02-2013 07:04

Кэп утверждает, что в армии

Himoza 14-02-2013 12:15

http://moskva.tiu.ru/p4987531-kraska-tsveta-haki.html
А вообще обычный садолин цвета хаки, матовой она делается через некоторое время от того, что техника стоит под открытым небом. По крайней мере у нас в части все покрашенные были блестящими, а потом становились тру военными машиными - матовыми.

blackbox 14-02-2013 14:00

После натирания солярой они снова становятся блестящими. Но ненадолго

Егор 15-02-2013 02:02


А где бы взять военную говнозеленую матовую краску?
Ту самую, которой в армии всю технику красят.

Попробуйте заказать тут:
http://www.color-paints.ru/?p=khaki

fref1 15-02-2013 09:56



Но, можно все решить гораздо проще, ежели поблизости имеется воинская часть.
При обращении к любому прапорщику, Вам по-ведра краски вынесут за пол-литра.

отсталое мнение.!
сейчас в/части не занимаются покраской техники и ремонтом это делают гражданские с заводовю

Егор 15-02-2013 10:38


отсталое мнение.!
сейчас в/части не занимаются покраской техники и ремонтом это делают гражданские с заводовю

В ноябре 2012 года и именно за пол-литра и именно у прапорщика и именно пол-ведра (вместе с ведром).

Возможно с ноября 2012 года я уже сильно отстал.

Должен сказать, краска очень замечательная.
Красит прямо по ржавчине и все выравнивает.
Свойства примерно такие же как у шаровой краски, которая водится у моряков, но до моряков мне дальше ехать.

fref1 15-02-2013 13:23

quote: Originally posted by Егор:

и именно у прапорщика

John892 15-02-2013 14:32

quote: Originally posted by fref1:

прапорщиков в армии уже как ТРИ года не существует.....


да полно их там ещё

fref1 15-02-2013 14:40

quote: Originally posted by John892:

да полно их там ещё

они все на сержантских должностях

dustman 15-02-2013 14:42

quote: Originally posted by Каценеленбоген:
А где бы взять военную говнозеленую матовую краску?
Ту самую, которой в армии всю технику красят.

Если ИМЕННО ту которой красят армейскую технику - то только "с...здить" с завода занимающегося покраской ИМЕННО армейской техники. Ни одна комерция не соответствует ни по колору, ни по своим свойствам. Все исключительно на собственном опыте свыше 10 летней давности, когда работал в одном забавном учереждении где делались наши хваленные "изделия" широко и красочно освещаемые при прокатывании их бутафорий по Красной Площади или при успешных испытаниях.

Дог 16-02-2013 02:22

Не знаю, как по свойствам, а по цвету что мешает подобрать?

------------------
Lupus lupo homo est

Егор 17-02-2013 12:50

quote: Originally posted by Дог:
Не знаю, как по свойствам, а по цвету что мешает подобрать?

Разумеется, ежели красить оловянных солдатиков, то наверное можно цвет подобрать.

Однако свойства армейской краски весьма сильно влияют и на цвет, точнее на ту матовость и укрывистость поверхности даже самой шероховатой.

Да и ТС пишет:

quote: Originally posted by Каценеленбоген:
Гламурная софттач нах не нужна.

Каценеленбоген 17-02-2013 02:24

О!
Тема таки появилась!
А то я ее создал, а она ни хрена.

В общем - впитываю информацию, любезно предоставленную присутствующими гражданами и мотаю ее на ус в 3 слоя.
Летом, возможно, сподвигнусь.

Но шкурить все равно придется.
Может, перед покраской загрунтовать суриком?

Каценеленбоген 17-02-2013 02:28

quote: Originally posted by Егор:

А уж по стойкости к солнцу и прочим внешним уличным воздействиям, моющим веществам и износу, в том чиле и временем - военная краска вне конкуренции.

Во!
И я о том же.

Maksim V 17-02-2013 14:04

quote: Да?
А о чем тогда пишут тут?

Когда я служил в СА - тогда и слов-то таких в природе не существовало.

перемещено из транспортный вопрос