Камни

Лучший бтр в мире на сегодняшний день. Тяжёлые бронетранспортеры разных стран. Иордания. тяжелый бтр ab14 temsah

Согласно классическому определению, бронетранспортер – бронированная машина на колесном или гусеничном ходу, предназначенная для перевозки солдат и их огневой поддержки, оснащенная ствольным вооружением калибра до 20 мм. Правда, зачастую случаются некоторые «отклонения» от определения, например по толщине и типу брони или вооружению. Тем не менее, для большинства БТР оно верно. Давайте рассмотрим основные типы бронетранспортеров, находящихся сейчас в эксплуатации в различных зарубежных странах. Для удобства обратим внимание только на те страны, которые сами производят такую технику, а не покупают ее у других.


На данный момент в войсках находится примерно 18-19 тысяч экземпляров трех модификаций. Самый массовый американский БТР – M113, в строю сейчас около 13 тысяч единиц. Производство этой гусеничной машины было начато в 1960 году, и вскоре она стала основным бронетранспортером армии и Корпуса морской пехоты США: вместе со всеми модификациями было выпущено более 80 тыс. штук. M113, имея боевую массу до 14 тонн, может разгоняться на шоссе до 65 км/ч и на воде до 5-6 км/ч. Такие показатели обеспечиваются двигателем General Motors 6V53T (275 л.с.) и трансмиссией Allison X200-4. Последняя должна позволить в перспективе устанавливать на машины более мощные двигатели без замены прочих элементов ходовой части. Габариты и масса M113 позволяет перевозить ее на соответствующих военно-транспортных самолетах. Изначально бронекорпус из сплавов на основе алюминия выдерживал попадание в лобовую плиту бронебойной пули калибра 12,7 мм с расстояния в 200 метров. В ходе последующих модернизаций защита была значительно улучшена: на последней модификации под названием M113A3 обеспечена круговая защита от пуль пулемета КПВ (14,5 мм), а лобовая проекция выдерживает попадание из 20-мм пушки M139. В последних модификациях, кроме прочего, увеличивалась толщина дна машины для усиления защиты от мин. Вооружение M113 последней модификации состоит из 12,7-мм пулемета Браунинг M2HB с боекомплектом в 2000 патронов (20 лент в укладке). В кормовой части машины размещено десантное отделение на 11 человек. Высадка производится через откидываемую вниз дверь на корме. Экипаж БТР состоит из механика водителя и командира. На базе M113 был создан ряд машин: командно-штабная M577, самоходные минометы M106 и M125, ЗСУ M163 и другие. В настоящее время подавляющее большинство M113 переоборудовано до версии A3.

M113

Прочих БТР в американских войсках гораздо меньше. Так, колесных машин Stryker M1126 пока менее трех тысяч. Восьмиколесная машина имеет 350-сильный двигатель Caterpillar 3126 и шестиступенчатую АКПП Allison, разгоняющие ее до 95 км/ч по шоссе. При изначальной боевой массе в 17 тонн «Страйкер» имеет броню, защищающую его со всех направлений от 14,5-мм пуль, а при использовании дополнительной брони MEXAS немецкого производства (дополнительный вес около полутора тонн) лобовая проекция машины выдерживает 30-мм подкалиберный снаряд на расстояниях от 500 метров. Вооружение «Страйкера» поочередно могут составлять 12,7-мм пулемет Браунинг M2HB (боекомплект 2000 патронов), 7,62-мм пулемет M249 (4500 патронов) или автоматический гранатомет Mk19 (448 гранат). Экипаж БТР два человека, плюс девять солдат в десантном отделении. Высадка десанта осуществляется через кормовую дверь. На базе Stryker изначально создавался ряд модификаций: разведывательная машина M1127, БРЭМ M1132, боевая машина со 105-мм пушкой M1128 и другие.

Stryker M1126

Также следует отметить БТР-амфибию AAV7, созданную специально для морской пехоты. Из-за того, что эта машина с самого начала делалась как средство доставки солдат с десантных кораблей на берег, конструкция получилась не очень легкая (боевая масса более 22 тонн) и не слишком быстрая на земле – максимальная скорость AAV7 на шоссе немногим более 60 км/ч. Зато два водомета обеспечивают ей достаточную маневренность на воде и скорость до 13 км/ч. Силовая установка (в новейшей модификации AAV7A1) состоит из двигателя Cummins VT 400-903 мощностью около 450 л.с. Показатели защиты основной брони AAV7 в общем аналогичны цифрам «Страйкера». Навесной комплект бронирования EAAK также не особо отличается от MEXAS. Экипаж машины состоит из трех человек (командир, водитель и стрелок), а в большом десантном отделении можно разместить 25 десантников (на трех скамьях) или 4,5 тонны грузов. Вооружение AAV7 не совсем отвечает определению из начала статьи: основное этого БТР – автоматический 40-мм гранатомет Mk-19 (боекомплект 864 гранаты) или автоматическая пушка M242 Bushmaster (20 мм, 900 снарядов). Пулемет M2HB с 1200 патронами является вспомогательным «стволом». В распоряжении КМП США более 1300 штук AAV7.

AAV7

Это, конечно, не все американские бронетранспортеры, но только самые известные и распространенные. Несмотря на ведущиеся в Штатах работы по новым проектам, пока ни один новый БТР не сможет соперничать по численность со старым, но не устаревшим M113. Хотя бы в силу своего возраста. К тому же состояние дел с перспективными проектами внушает мало оптимизма. Так, например, над проектом замены AAV7 под названием EFV все время сгущаются тучи, и неизвестно, дойдет ли она до КМП. Что же до бронетранспортера для пехоты, то считается, что потенциал модернизации M113 еще не исчерпан и, вполне вероятно, мы еще увидим и A4, и даже A5.

Германия

В 1979 году на вооружение армии ФРГ поступил БТР TPz 1 Fuchs («Лисица»). Восемнадцатитонную шестиколесную машину приводит в движение дизель Mercedes-Benz Model OM-402A мощностью 320 л.с. «Лисица» получилась резвой – на шоссе разгоняется более чем до ста километров в час. Плавает БТР (при помощи двух гребных винтов) в десять раз медленнее. Алюминиевая броня обеспечивает защиту от 12,7-мм бронебойных пуль. Поскольку несколько лет назад производство Fuchs свернули в пользу новых проектов, вариантов модульной дополнительной защиты для него не создавали. Главное оружие «Лисицы» - 7,62-мм пулемет MG3, хотя на ряде модификаций устанавливались и более серьезные вещи, вплоть до 20-миллиметровых «Бушмастеров». Также TPz 1 может нести противотанковые ракеты HOT или MILAN. Экипаж бронетранспортера – два человека, плюс в десантном отделении в кормовой части машины размещаются десять солдат. Интересна компоновка Fuchs: моторно-трансмиссионное отделение на нем размещено не спереди или сзади корпуса, а в его середине. За счет этого кабина экипажа вынесена вперед, и водитель имеет хороший обзор. Для экспорта немцы предлагали различные версии «Лисицы», от командной машины до самоходного миномета. На данный момент в Германии используется около тысячи таких машин, вдвое меньшее количество состоит на вооружении прочих стран.

TPz 1 Fuchs («Лисица»)

В прошлом году Бундесвер начал получать новые БТР, призванные заменить «Лисицы» собственного производства и американские M113 - GTK Boxer, разработанный в сотрудничестве с Нидерландами, из-за своей боевой массы в 33 тонны вряд ли можно назвать полноценно авиатранспортабельным, однако именно такие параметры посчитали подходящими для программы IDZ, предусматривающей полное переоснащение немецкой армии. Восьмиколесный тяжелый Boxer на шоссе не уступает в скорости более легкой «Лисице» за счет 700-сильного дизеля MTU V8 199 TE20. Родная броня «Боксера» обеспечивает круговую защиту от советско-российского пулемета КПВ (14,5 мм), а при применении дополнительных модулей (все те же MEXAS) лоб БТР выдерживает и 30-мм снаряды. На Boxer устанавливается 40-мм автоматический гранатомет Heckler & Koch GMG или лицензионная версия пулемета M2HB. В экипаже машины кроме командира и водителя наличествует стрелок, а десантное отделение вмещает восемь солдат в полной экипировке. В ближайшие несколько лет планируется заменить «Боксерами» все имеющиеся БТР устаревших моделей. Кроме того, в настоящее время ведутся работы по превращению Boxer в многоцелевую бронеплатформу.

GTK Boxer

Говорить о будущем Boxer пока рано – машина еще не успела поучаствовать в каких-либо конфликтах, хотя заявленные характеристики и выглядят неплохо. К тому же их количество в войсках пока невелико. В целом, немецкие работы в сфере БТР можно охарактеризовать так: страна не собирается участвовать в крупных войнах, но и пользоваться устаревшими машинами не желает. Что будет дальше – посмотрим.

Франция

Бронетранспортерный парк современной Франции имеет в своей основе одну машину, хотя и в нескольких версиях. Это VAB, производимый с середины 70-х. Из пяти с лишним тысяч произведенных машин более четырех тысяч поступило в армию Франции, остальные – в полтора десятков зарубежных государств. Интересен тот факт, что VAB выпускался в двух основных вариантах, «поверх» которых создавались модификации: это четырехколесная версия для собственных нужд и экспортная шестиколесная. Кроме меньшего количества колес французская версия имеет и немного меньшие габариты, при этом компоновка машин в целом, за исключением некоторых моментов, аналогична. Как и у немецкой «Лисицы», двигатель и коробка передач расположены в середине машины. Двигатель Renault MIDR 062045 мощностью в 320 л.с. на шоссе разгоняет VAB до ста километров, а на воде всего до 8 км/ч. Бронирование машины относительно слабое и обеспечивает защиту только от бронебойных пуль калибра 7,62 мм. Более серьезные боеприпасы VAB уже не выдержит, зато дно БТР без особых проблем защищает экипаж и механизмы от большинства противопехотных мин. Вооружение стандартной французской версии VAB состоит из всего одного пулемета AA-52 (7,62 мм). Также БТР может оснащаться орудийной башней с оружием большего калибра, например 20- или 25-мм пушкой. Модификация VAB-HOT помимо ствольного оружия может нести четыре противотанковые ракеты HOT. Экипаж машины в базовом варианте бронетранспортера – два человека. В десантное отделение помещается десять человек, хотя в некоторых версиях его вместимость сокращается до 6-8. На базе VAB создано более двух десятков различных модификаций разного назначения и под требования различных заказчиков.

Сейчас во Франции не идет активных работ по созданию полностью нового бронетранспортера. Почему-то командиры из Парижа решили, что выгоднее будет модернизировать уже имеющийся VAB. В то же время, французы разрабатывают новые боевые машины пехоты, например, VBCI. Нишу бронетранспортера, в свою очередь, в перспективе возможно отдадут легким бронеавтомобилям.

Работы других стран в сфере бронетранспортеров будут рассмотрены в следующей части нашего рассказа.

, семейство колесных боевых бронированных машин - одно из самых распространенных в мире: в него входят носители разных систем вооружения и бронетранспортеры, разведывательные, командирские и связные машины, которые «служат» в армии и морской пехоте более чем 20 государств. И всюду их совершенствуют: за 40 лет произведено, по разным источникам, от 5000 до 8000 «Пираний» самых разных вариантов и модернизаций.

Санитарный автомобиль MO WAG Пиранья фото

В конце 1960-х годов швейцарская фирма МО WAG начала разработку нового БТР Piranha, который задумывался в двух версиях: с колесными формулами 4x4 и 6x6. Первая была рассчитана на перевозку боевой группы из 10 человек и оказалась востребованной лишь армией Аргентины Для нее под названием «Гренадир» в начале 70-х было поставлено 80 таких семитонных бронетранспортеров
Куда интереснее оказалась судьба версии 6x6. серийное производство которой началось в 1976 году. Разрабатывалась она для швейцарской армии ее размеры были выбраны исходя из возможности проезда по горным дорогам, а двигательная установка должна была функционировать в условиях высокогорья Однако в первую очередь она опять же пошла на экспорт: в Гану, Либерию, Нигерию и Сьерра-Леоне.
Но самый большой успех на внешнем рынке пришелся на б ронетранспортёр БТР Пиранья с колесной формулой 8х8.
Скомпанован БТР был по распространенной схеме: моторно-трансмиссионное отделение в передней части, слева от него размещается водитель, в задней части боевое отделение, в кормовом листе две двери для посадки и высадки. Корпус сварной, из высокопрочной стали, устойчивой к пулям калибра 7,62 мм. При помощи двух гребных винтов в задней части осуществляется движение по воде.

Мощность дизельного двигателя с турбонаддувом "Детройт» 6V-53T составляет 300 л.с. Подвеска четырех задних колес - торсионная, двух передних - на спиральной пружине, на всех колесах установлены гидравлические амортизаторы. Колеса от «Мишлен» имеют по две независимые камеры, шины армированы, что повышает устойчивость к пробоинам. По информации фирмы MOWAG, на простреленных колесах БТР способен преодолеть до 30 км по шоссе и до 10 км по бездорожью.
В 1977 году бронетранспортёр БТР Пиранья - 6x6 была выбрана вооруженными силами Канады. Там она выпускалась по лицензии с 1979 по 1982 год под названием «Гризли». Помимо БТР. канадцы запустили в производство машину огневой поддержки «Кугар» и ремонтно-эвакуационную машину «Хаски». Производство было освоено фирмой General Motors of Canada (GMC). Контракт предусматривал производство 491 машины для канадской армии, часть комплектующих поставлялась из Швейцарии. Было выпущено 269 «Гризли», 195 «Кугаров» и 27 «Хаски».

Шасси может использоваться для установки зенитных ракет AIM-120

В 1980 ГОДУ лицензионное производство «Пираний» начала чилийская фирма «Кардоин». За полтора года она произвела около 50 машин в разных вариантах. В 1986-ом 310 ББМ Пиранья 6x6 наконец то заказали и швейцарцы. Западные специалисты оценивали машину как одну из самых совершенных в своем классе. Однако швейцарские конструкторы достигнутым не ограничились и разработали машину того же семейства с колесной формулой 8x8.

Все машины «Пиранья» имеют одинаковую схему компоновки механик-водитель располагается впереди слева, справа от него силовой блок, а десантное отделение сзади. Одинаковы также большинство узлов и агрегатов

Предполагалось, что это будет бронетранспортёр БТР Пиранья , для перевозки пехоты, с возможностью установки разнообразного вооружения. Именно на долю ББМ «Пиранья» 8x8 и выпал наибольший успех на внешнем рынке. На ее базе разработано много модификаций в разных странах - специалисты даже говорят об отдельном семействе. При этом большее количество этих ББМ построено не фирмой MOWAG. а канадской GMC, где было выпущено несколько десятков «Пираний» 8x8: аналогичные швейцарским бронетранспортеры, колесные боевые машины пехоты. санитарные и транспортные машины.

Условная схема Бронетранспортёр БТР Пиранья

Подлинный же успех к бронетранспортёр БТР Пиранья 8x8 пришел с другого конца Америки. Военно-политические события в Юго-Восточной Азии и Персидском заливе в 1978-1980 годах побудили руководство США создать Силы быстрого развертывания. Их основой должна была стать морская пехота, и ей требовалась новая боевая машина - амфибия с высокой проходимостью, защищенностью и огневой мощью, которая могла бы перевозиться тяжелыми транспортными вертолетами и катерами на воз душной подушке. Такую машину выбирали на конкурсной основе под эгидой управления LAV (Light Armored Vehicle легко бронированная машина). Британская «Элвис» и американская «Мартин-Мариэтта» представили гусеничный БТР «Спартан»; американская «Кадиллак»» два варианта колесной машины «Коммандо». Канадская GMC выставила «Пиранью» 8x8, которая и одержала победу.

LAV-25 корпуса морской пехоты США

Первоначально решил приобрести у GMC 969 ББМ LAV в разных вариантах, но со временем заказ был уменьшен. Самым многочисленным стал бронетранспортер LAV 25. Он представляет собой обычное шасси Пираньи 8х8 с вооружением, установленным в двухместной башне американской фирмы "Делко системз". В башне смонтированы спаренные 25 мм автоматическая пушка М242 «Чэйн Ган» с боезапасом 210 снарядов и 7,62 мм пулемет с боезапасом 400 патронов. На лобовой части башни крепятся два счетверенных блока дымовых гранат. В корпусе можно перевозить дополнительный боезапас.

Бронированная машина пехоты (IAV) Страйкер

Для каждой из трех дивизий морской пехоты произвели по 147 машин LAV-25. и в составе каждой из них был сформирован батальон LAV. Перед подразделениями, вооруженными «колесными БМП» стояли разнообразные тактические задачи: огневая поддержка пехоты и мотопехоты, разведывательные и диверсионные действия за линией фронта, инженерная разведка обороны противника. Угрозу со стороны танков должны были нейтрализовать боевые машины LAV-AT, вооруженные противотанковыми ракетами «Тоу», а для зашиты от вертолетов создавалась ББМ LAV-AD. Кроме того, на вооружение Корпуса морской пехоты поступили 81 мм самоходные минометы, командно-штабные, ремонтно-эвакуационные. санитарные машины и вариант для транспортировки грузов.

Машина Пиранья IV колесная формула (8х8) с установленным зенитным комплексом Скоранжер

Провалом закончилось создание машины огневой поддержки. Надолго затянулись разработка и внедрение зенитного ракетно артиллерийского комплекса. Американцы перепробовали несколько вариантов сочетания автоматических пушек с управляемыми ракетами «Стингер» и неуправляемыми «Гидра-70», остановившись на варианте с пятиствольной 25 мм пушкой GAU-12 Galling и восемью ракетами «Стингер». В то время как остальные машины LAV были произведены в 1983-1987 годах, LAV AD удалось довести до серийного производства лишь в 1996-м.

Фото перевертыша, хорошо видна схема приводов колес

Боевое крещение бронеавтомобили семейства LAV прошли при захвате острова Гренада в 1985 году. В операции «Буря в пустыне» 1990-1991 годов участвовали все три батальона LAV . Сведения о потерях были засекречены. Но известно, что по заказу Пентагона фирма GMC к тому времени построила 759 ББМ LAV, а к началу 1996 года на вооружении находилось 735 машин. Разница в 24 единицы. Вероятно, некоторые из них переданы исследовательским организациям, другие могли быть потеряны в ДТП, но большая часть навсегда осталась в пустынях Ирака.

Машина Пиранья II швейцарских сухопутных войск, оснащенная башней с 30-мм пушкой фирмы Кuка. Обратите внимание на места крепления для дополнительной стальной брони на наклонной броне

Несмотря на успех LAV в США, канадцы долго не принимали ее на вооружение. Однако в 1988 году на ее базе всего за семь дней конструкторы GMC разработали БТР «Бизон». Через два года начались его поставки канадской армии, всего она получила 199 таких БТР. Его отличает сильно поднятая крыша в задней части, где размещаются восемь десантников, отсутствие башни и кормовая аппарель вместо дверей. Начиная с 2001 года «Бизоны» работали в Афганистане. Особые климатические условия и реальный боевой опыт побудили канадцев провести с 2002 по 2008 год модернизацию этих БТР, в ходе которой увеличена мощность двигателя, установлены новые торсионы и фитинги с дополнительным бронированием, кондиционер и т.д. Начиная с 1994 -го некоторое количество LAV 25 под наименованием «Койот» поставлено канадским разведывательным подразделениям.

LAV-25 - современный канадский вариант бтр Пиранья

Успех LAV в стал одной из причин активизации программы «Пиранья» 8х8 в Швейцарии. Конструкторы M0WAG создали «Пиранью II» и «Пиранью III», отличающиеся от предшественницы большими размерами, более мощным двигателем и более крупными ко лесами. также получила улучшенную бронезащиту, гидропневматическую подвеску с регулируемым клиренсом и опускаемую кормовую рампу вместо дверей. В 1990 году появилась возможность контракта на поставку «Пираний» в Саудовскую Аравию, но в результате известных событий правительство традиционно нейтральной Швейцарии наложило запрет на экспорт военной техники в страны Среднего Востока. Менеджеры M0WAG нашли выход в организации производства «Пираний» в Великобритании на паях с фирмой GKN, которая питала определенные надежды на то, что их удастся протолкнуть и на вооружение британской армии. Сей фокус не удался, но поставки в Саудовскую Аравию БТР. вооруженных 25 мм пушкой, были завершены к 1995 году. Их башня по большей части повторяла установленную на LAV-25. но по ее бортам были смонтированы одинарные ПТУР «Тоу». А в 1997 году начались поставки в ваххабитское королевство «Пираний II» с 90 мм пушкой в бельгийской башне.

ПИРАНЬЯ II интересна также тем, что был создан ее вариант с колесной формулой 10х10

Машина интересна также тем, что был создан ее вариант с колесной формулой 10х10. У этого пятиосного монстра четыре передних колеса - управяемые, ведущими являются шесть задних колес, но при необходимости может быть включена передача мощности и на все передние. На опытном экземпляре установили трехместную французскую башню GIAT TML 105 со 105 мм пушкой GIAT G2, имеющей начальную скорость снаряда 1495 м/с. С пушкой спарен пулемет калибра 7,62 мм, в передней части башни также установлены гранатометы GALIX для пуска дымовых и противопехотных гранат. Приводы башни и орудия - электрогидравлические. Боезапас составляют 12 снарядов в нише башни и 26 снарядов, хранящихся в корпусе. Что любопытно, этот монстр оказался годен не только для кунсткамер. «Пираньи» 10х10 были заказаны Саудовской Аравией и Швецией, причем для скандинавов была специально разработана командно штабная версия для артиллерийских батарей береговой обороны.

Пираньи» 10х10 были заказаны Саудовской Аравией и Швецией, боевая бронированная машина Пиранья III фирмы Моваг (10Х10), оснащенная последней башней CV-9040В фирмы Бофорс, вооруженной 40-мм пушкой, во время испытаний в Швеции

Канадцы на основе «ПИРАНЬИ III» разработали колесную БМП LAV-III «Кадьяк», которая посту пила на вооружение в 1999 м и стала основным транспортным средством механизированной пехоты в этой стране. Машина приглянулась и военным Новой Зеландии, где она в 2003-2004 годах под названием NZLAV заменила устаревшие американские бронетранспортеры М113. Всего в канадскую армию был поставлен 651 «Кадьяк», в новозеландскую 105 NZLAV.

БМП LAV-MI «Кадьяк» канадской фирмы СМС

Относительно других версий «Пираньи», у "Кадьяка" улучшена бронезащита. Базовая броня обеспечивает круговую защиту от 7,62 мм бронебойных пуль; косметические накладки могут быть добавлены в случае необходимости и защищают от огня 14,5 мм пулеметов. Некоторые источники утверждают, что лобовая броня с пластинами "аппликации" может вы держать и 30 мм снаряды. Усилена противоминная защита днища. За счет всех этих усовершенствований масса LAV-III достигла 17 т. Башня, разработанная все той же "Делко системз", оснащена 25 мм автоматической пушкой М242 и спаренным пулеметом калибра 7,62 мм. Еще один 5,56 мм пулемет М249 устанавливается на турели. Для возможности размещения имущества, помимо решетчатой корзины на башне, на кормовой части есть большой короб. В отличие от «Пираньи III», у которой за водителем находится дополнительное место, на "Кадьяке" там располагается воздухозаборное устройство с мощным фильтром. Таким образом, место механика водителя изолировано от боевого отделения, что вряд ли можно считать достоинством машины. Несмотря на то что базовая БТР имеет два гребных винта с приводом от основного двигателя и может вплавь преодолевать водные преграды, канадский «Кадьяк» такой способности не имеет - защищенность у него в большем приоритете, чем амфибийность.
Начиная с 2012 года канадцы модернизируют LAV III. что позволит продлить срок их эксплуатации до 2035 года.
За океаном бронетранспортёр БТР Пиранья также послужила основой и для американского БТР М1126 «Страйкер» и семейства машин на его базе, общее количество которых должно составить свыше 2000 единиц.

морская пехота Испании, совместные учения с Соединенными Штатами

Машины же оригинального швейцарского производства уже в новом тысячелетии охотно приобретали в самых разных странах Бразилия закупила 30 таких машин, Ирландия - 80. Два больших контракта подписано в феврале 2006 года: по одному из них 724 ББМ к октябрю 2012 года должны были поставить в Саудовскую Аравию, другой предусматривал поставку 242 машин в Бельгию к январю 2015 года.
На этом швейцарские конструкторы не останавливаются.

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ бронетранспортёр БТР Пиранья ВЕДЕТ СТРЕЛЬБУ

В 2001 году они разработали -Пиранью IV, которая оказалась заметно больше и тяжелее всех предыдущих вариантов - ее масса достигает 15-26 т. мощность двигателя - 544 л.с. запас хода - 750 км. Экипаж - 2-3 человека, десант - до 9-10. Машина может быть оснащена 12.7-мм пулеметом, 25-мм или 30-мм автоматической пушкой, 105-мм орудием с низким импульсом. Стальной корпус обеспечивает круговую защиту от 14,5-мм пуль, а его специальная форма позволяет уменьшить радиолокационную и тепловую заметность ББМ. Улучшена защита от мин - днище корпуса способно выдержать взрыв до 8 кг взрывчатки.

Пиранья II с колесной формулой 8х8 оснащенная башней Cockerill с 90-мм пушкой ЛКЦ

M0WAG представила боевую машину «Пиранья V», изначально разработанную как колесная БМП. Ее длина достигла 8 метров, ширина - 2.99. Вес в различных вариантах колеблется от 17 до 30 т. Основное вооружение - 30-мм автоматическая пушка и 12.7-мм спаренный пулемет. Экипаж -3 человека. десант - 8. Цельносварной стальной корпус с интегрированным дополнением композитной модульной брони обеспечивает круговую защиту от 14,5-мм пуль и осколков снарядов в базовом исполнении. Дополнительное бронирование гарантирует круговую защиту от 25-мм снарядов бронебойного действия. Двухслойное днище с V-образным изгибом позволяет выдержать взрыв до 10 кг взрывчатки под любым колесом. Все сиденья также имеют противоминную конструкцию. В корме находится задняя аппарель. Двигатель дизельный с турбонаддувом MTU 6V199 ТЕ21 мощностью 580 л.с. Имеется центральная система подкачки шин. Управление - рулевое. Создан вариант -"Дезерт Пирана"- для ведения боевых действий в пустынной местности.
Заказов на эти две новые машины пока не поступало, но менеджеры фирмы M0WAG, похоже, всецело нацелены на успех. Необычайные похождения "бронированной -Пираньи" продолжаются.

Америка любит украинских оружейников. Много лет назад, во времена президента Ющенк, США финансировали Ираку покупку полутысячи БТР-4 производства КБ Малышева. Самое смешное в сделке было то, что на момент заключения контракта подобного БТР просто не существовало. Впрочем, американцы действовали не бескорыстно - скандалы со стамиллионными взятками и откатами гремят уж два года как.

БТР-4 на территроии заводаПервое знакомствао с иракцами.


Харьковские конструкторы сделали невозможное и в кратчайшие сроки воплотили свои наработки в металле. Опытное производство споро начала клепать БТР-4 и слать их в Ирак. Но чуда не произошло - не обкатанный и не доведенный проект постоянно "глючил", не стыковались агрегаты, пушка и вовсе не желала стрелять куда положено. Одно слабое утешение - орудийный блок делали не в Харькове.

На фото - убыточное изделие Китежградского завода маготехники (шутка).
Но и правда убыточное -
уплаченные штрафы, неустойки и взятки съели прибыль. Одно утешение - было из чего выплачивать зарплату.

К Новому 2014 году украинский оборонпром получил нежданный подарок. Правда виртуальный. Куда более материальный прибудет в порт Одессы чуть позже - числа 5 января. Но обо всё по порядку.

БТР-4, выпускающийся на ГП «Завод имени В.А. Малышева», вошел в десятку лучших в мире, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua. Местная пресса в восторге - "Украинское оружие и военная техника пользуется великолепной репутацией благодаря своей надежности и простоте".

А всё потому, что БТР-4 вошел в десятку лучших бронетранспортеров мира по версии Army Technology. Об этом сообщили в пресс-службе ГК «Укрспецэкспорт». Согласно сообщению, БТР-4 вошел в десятку лучших по показателям защиты, огневой мощи и мобильности.

Кроме него в десятку лучших вошли финский Patria, немецкий Boxer, швейцарский Piranha V, австрийский Pandur II, российский БТР-82А, американский Stryker, турецкие ARMA и AV8, сингапурский Terrex (разработки ирландской компании Timoney).

Невольно вспоминается сообщение в прессе Великой Конкордии о проигрыше своего гонщика в любительской гонке с земным университетом: "Наш гонщик оказался достоин своих великих предков и показал превосходный для первого раза результат, заняв второе место. Его земной соперник смог прийти предпоследним".

Ни одного слова лжи. Прекрасное описание соревнований с участием двух сторон.

Так и с украинским БТР-4. Пока укро-пресса пускает слюни, cудно "Seа Pacifica", на борту которого находятся 42 забракованных Ираком украинских БТР-4, направляется обратно в Одессу. Об этом сообщил представитель одесской компании-перевозчика Varamar, управляющий директор компании Александр Варваренко. До этого харьковские бронетранспортёры, покинувшие Одесский порт в марте этого года , были арестованы в Индии вместе с судном. Началось всё с того, что 26 апреля сухогруз причалил у берегов Ирака, но в порт его так и не пустили и украинские БТРы отказались выгружать.

«В Одесском порту машины были приняты комиссией, в составе которой были представители Ирака. Но в Ираке разгрузка не начиналась. Предлогом были дефекты в корпусе. Долгие дни переговоров вылились в три месяца простоя в Персидском заливе. Судно так и не разгрузили, и оно отправилось к берегам Индии, чтобы выгрузить партию украинского металла», — рассказал Александр Варваренко. Он забыл уточнить, что срок действия контракта уже истек, а украинская сторона ни единого раза не уложилась в график поставки. Забыл и об уплаченных ранее штрафах.

Потом претензии к компании предъявили уже индусы, к которым товар, около 70 тысяч тонн металла, опоздал почти на три месяца.

«Украинский военный груз стал заложником. Индийский суд арестовал судно, от нас требовали 500 тысяч долларов неустойки. Поставщик металла говорил, чтобы мы решали вопросы, а как мы можем это сделать? Мы задержались только из-за того, что решался вопрос с БТРами», — рассказал Варваренко.

Как сообщает издание «Вести », ущерб всё же пришлось покрывать компании Varamar, и украинская компания «Укрспецэкспорт» осталась должна ей около 700 тысяч долларов, перевозчик намерен требовать возмещения этой суммы в суде.

Что же касается самих БТРов, то они должны прибыть в Одессу в начале января: сейчас судно вошло в Красное море и идёт к Суэцкому каналу.

СПРАВКА: Контракт между «Укрспецэкспортом» и Ираком был заключён ещё в 2008-м. Тогда сделка называлась самой крупной в истории независимой Украины (кроме БТРов, предполагалось производство танков и самолётов на общую сумму 2,4 миллиарда долларов). Львиная доля контракта была рассчитана на Харьковский завод Малышева — 450 единиц БТР-4. Заказчику были отгружены всего 100 штук.

Ну и для совсем уж въедливых - никаких конкурсов и оценок журнал не проводил. Тем более - по указанным характеристикам. Он просто перечислил "некоторые из лучших бронетранспортеров, эксплуатируемых сегодня". Не сравнивая их и не позиционируя, как лучшие или худшие /Modern APCs such as Patria AMV, Boxer and Piranha V offer enhanced protection, enabling safer infantry deployment in high-threat areas. Army-technology.com lists some of the best armoured personnel carriers operated today, based on protection and mobility/.

Ниже некоторые примеры восторгов местной прессы и чинуш:

Как ранее сообщал Inpress.ua, положительные показатели итоговой деятельности предприятий Государственного концерна «Укроборонпром» свидетельствуют об эффективности его работы, в том числе и на международных рынках. Об этом заявил первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики Сергей Кальцев.

По результатам работы за девять месяцев 2013 г. предприятия, входящие в состав ГК «Укроборонпром», показали рост объема производимой продукции (промышленного производства) на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

Украинский военно-промышленный комплекс переживает бурное развитие. Образцами украинской военно-оборонной техники интересуются многие зарубежные страны. Также наше государство активно представляет свои достижения на международных выставках и сотрудничает со многими странами в разработках новых видов военной техники.

Так, наиболее тесно отечественный военпром сотрудничает с Таиландом, которому харьковский завод планирует отправить серию танков. На полигоне в г. Чугуеве (Харьковская область) проходят огневые и ходовые испытания пяти «Оплотов». Уже к новому году боевые машины будут отправлены на новую родину, а пока что на базе КБ «Морозова» проходят обучение 32 тайских военнослужащих, которым дома предстоит работать с новой для них техникой.

В целом украинским производителям военной техники понравилось работать на азиатском рынке. Вооружив Таиланд бронетранспортерами, отечественные предприятия поставят Индии боевые авиационные ракеты. ГАХК «Артем» обеспечила поставку в Индию первой партии авиационных управляемых ракет средней дальности класса «воздух-воздух», изготовленных по заказу местного министерства обороны.

Кроме этого, госконцерн «Укроборонпром» и чешская ALTA наметили планы по сотрудничеству в программе технического переоснащения предприятий госконцерна.

В силу того, что в мире происходят масштабные вооруженные волнения, у Украины есть возможность наращивать долю своего военного экспорта. Нестабильный Ближний Восток находит в нашей стране выгодного партнера. Знакомое арабам советское вооружение является более дешевым, чем западные аналоги, качественным и поэтому наиболее востребованным.

А в целом выгодными партнерами в сотрудничестве в области ОПК для Украины являются Россия, страны Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. Об этом сказал заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах.

Таким образом, Украина сможет обеспечить новыми образцами вооружения и военной техники как свою армию, так и мировой рынок. Такое мнение высказал заместитель начальника управления экономики обороны и безопасности Министерства экономического развития и торговли Юлия Малышенко.

Выгрузка бронетранспортера БТР-4 в Ираке, весна 2012 г. (с) UkrMil.blogspot.com via militaryphotos.net

СПРАВКА. Контракт на поставку Таиланду 49 танков "Оплот" Украина выиграла в конце 2009 года, ещё при Ющенке. С тех пор только и сообщается, что о небывалой победе танкостроителей Харькова. За 4 прошедших года ни одного танка Таиланд так и не получил. Как не получает реальной прибыли и завод, танки производящий. Все дивиденды собирают чиновники, радостно рассказывающие, как хорошо обстоят дела.

БТР-4 - бронетранспортер разработки ГП «Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова». БТР-4 принят на вооружение Вооруженных Сил Украины, серийно производится на ГП «Завод имени В.А. Малышева». ГП «Житомирский бронетанковый завод», входящее в состав ГК «Укроборонпром», занимается освоением производства нового боевого модуля на БТР-4.

Production of the BTR-4 commenced in 2008 with limited deliveries to the Ukrainian Army. The vehicles are being operated by the armies of Ukraine and Iraq. Image courtesy of Малахов Владимир.

Продолжая рейтинг «10 лучших» от канала Дискавери, я бы хотел обратить внимание еще на одну забавную подборку. На этот раз во внимание экспертов попали «Armoured Personal Carriers» – общее обозначение для всех типов бронированных машин, предназначенных для транспортировки личного состава. В обзор вошли как легкие БТРы массой 5 тонн, так и тяжелые боевые машины пехоты. Несмотря на кажущуюся несуразность, это вполне логично – вся эта техника, гусеничная или колесная, вне зависимости от своих размеров, выполняет одну и ту же задачу – перевозит людей и грузы в условиях военных конфликтов, защищая их своей броней. Например, не существует строгих различий например, между БТРом или БМП. Единственное, что их отличало в теории - боевая машина пехоты способна поддержать пехоту в бою, когда как БТР только доставляет их до поля боя. С исчезновением четко обозначенной линии фронта, а именно это наблюдается во всех локальных конфликтах последней четверти ХХ века, бронетранспортер и боевая машина пехоты сейчас выполняют одни и те же функции. Современные бронемашины, вне зависимости от своей массы, часто несут одинаковое вооружение, и служат платформой для создания специализированной военной техники – от командно-штабных и санитарных машин, до самоходных гаубиц и реактивных систем залпового огня.

В отличии от спорного и противоречивого рейтинга «10 лучших танков по версии Military Channel», рейтинг «10 лучших бронемашин», на мой взгляд, весьма адекватен и вообщем-то правилен: в нем собраны действительно достойные машины. Будет нелишним добавить, что не стоит принимать подобные рейтинги всерьез – все-таки это информационно-развлекательная передача. Поэтому, уважаемые читатели, рекомендую Вам обратить внимание не столько на места в рейтинге, сколько на сами машины. Например, я сам, не являясь экспертом в области бронетехники, не подозревал о существовании многих из них. И все-таки, в данном обзоре есть серьезный вывод – обзор показывает наиболее перспективные направления развития бронетехники, правильные решения и ошибки конструкторов. Ведь если десант предпочитает передвигаться НА броне, а не ПОД броней, значит с бронетехникой действительно что-то не так.


Критериями сравнения, как всегда, станут техническое совершенство, инновационные решения при создании данного образца, технологичность и массовость производства и конечно же, главный судья - опыт боевого применения.

Ну что ж, наверное это все что я хотел добавить от себя, на этом прелюдия окончена, перейдем к рейтингу. В мире есть много достойных машин, но в десятку помещаются ровно 10.

10 место – Marder

Боевая машина пехоты бундесвера, боевая масса - 33 тонны. Год принятия на вооружение – 1970. Экипаж – 3 человека + 7 человек десанта.
Создавалась, как ответ на советскую БМП-1. В комплекс вооружения входят 20 мм автоматическая пушка Rheinmetall-202 и ПТУРС Milan. Скорость (до 75 км/ч по шоссе), отличная защищенность, немецкое качество – что еще необходимо хорошей БМП? Общую картину чуть портит отсутствие у Marder боевого опыта – за исключением эпизодического участия в операциях на территории Афганистана, эта бронемашина почти не выезжала за пределы автобанов ФРГ.
Всего немцы собрали 2700 своих чудо-БМП, в том числе самоходный ЗРК на их базе. Хорошая во всех отношениях машина. Десятое место.

9 место – M1114

Американский бронированный автомобиль. Как вы уже могли догадаться по картинкам, это легендарный «Хамви» с комплектом брони. К середине 90-х, по опыту боевого применения шасси М998 стало понятно, что армии необходим легкий бронетранспортер на его базе, имеющий противоосколочное бронирование и, самое важное, стойкую противоминную защиту. М1114 обладал всеми этими качествами, сочетая в себе подвижность, защищенность и огневую мощь при полной массе менее 5 тонн. Набор съемного вооружения для М1114 включает в себя все от легких пулеметов на крыше, до дистанционно управляемых 12,7 мм пулеметных установок, ПЗРК и противотанковых ракетных комплексов.

Отсюда следует сделать небольшой экскурс в «Хамви» (он же - шасси М998 HMMWV). Принятое на вооружение США в 1981 году как «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство», «Хамви» стал одним из символов американской армии, засветившись во всех конфликтах последних 30 лет. По данным General Motors, на сегодняшний день произведено 200 000 всех вариантов «Хамви». Одно из наиболее важных свойств этого полугрозовика-полуджипа стала универсальность конструкции. Вот лишь некоторые машины на его базе:

M998 - грузовой открытый автомобиль,
M998 Avenger - вариант с зенитно-ракетным комплексом "Stinger",
M966 - бронированный джип с противотанковым комплексом TOW,
M1097 - двухместный пикап,

M997 - санитарный джип с четырёхместной кабиной,
M1026 - вариант с полностью закрытым четырёхместным кузовом и лебёдкой,
M1035 - санитарный вариант с четырёхдверной кабиной,
M1114 - легкий бронетранспортер, одна из самых массовых версий «Хамви»

Конструкторы General Motors смогли найти оптимальный баланс между грузоподъемностью, позволяющей выполнять все функции универсального армейского автомобиля, монтировать разнообразное вооружение и бронезащиту, и, в то же время, излишне не перетяжелили машину, сохранив размеры крупного джипа. «Хамви» стал эталоном в своем классе. Сейчас армейские внедорожники во всех странах мира заимствуют его технические решения, компоновку и внешний вид.

Армейская техника априори не может быть успешной на гражданском рынке в условиях свободной конкуренции. Эта аксиома всегда служит доказательством оправданности непомерных военных расходов: «Не хотите кормить свою армию – будете кормить чужую» и т.д. в этом же духе. В случае с «Хаммером» мы видим обратное – стильный армейский автомобиль, сохранив основные узлы (в том числе 6 литровый двигатель, трансмиссию, подвеску), стал успешным коммерческим проектом – в 1992 году в серию пошла его гражданская версия «Hummer H1» с минимальными косметическими изменениями, в дальнейшем развившись до культового внедорожника люкс-класса «Hummer H2» с luxury-салоном и автоматической трансмиссией.
Бронированная армейская версия «Хамви» М1114 много воевал по всему миру, часто попадал под обстрелы, горел, взрывался, застревал в грязи, но тем не менее, сохранял жизни сидящих внутри солдат. Что и требуется от настоящей армейской техники.

8 место – The Universal Carrier

Британский многоцелевой бронетранспортер-тягач - главный помощник британского солдата. Неказистая с виду машина с экипажем из 5 человек лихо передвигалась со скоростью до 50 км/ч по полям сражений Второй Мировой. The Universal Carrier воевал на всех фронтах: от Европы и Восточного Фронта до Сахары и джунглей Индонезии. В дальнейшем успел принять участие в войне на Корейском полуострове и славно закончил свою карьеру в 1960-х годах.

При массе всего 4 тонны, The Universal Carrier обладал приличной проходимостью и был защищен 10 мм броней. Вооружение линейных БТРов включало в себя 14 мм противотанковое ружье и/или 7,7 мм пулемет Bren. Помимо базовой версии, в войска поступала созданная на ее платформе, огнеметная машина «Wasp» и САУ с 40 мм орудием.

Всего за годы серийного производства с 1934 по 1960 гг. на предприятиях Великобритании, США, Австралии и Канады было произведено 113 000 этих маленьких, но таких полезных машин.

7 место - Sonderkraftfahrzeug 251

Грозная боевая машина, давившая своими колесами и гусеницами страны Европы, пески Северной Африки и ледяные просторы России.
Полугусеничный бронетранспортер SdKfz 251 в полной мере соответствовал стратегии Блицкрига – быстрая, вместительная и хорошо защищенная машина с высокой проходимостью. Экипаж – 2 человека + 10 человек десанта, скорость по шоссе 50 км/ч, колесно-гусеничный движитель, круговое бронирование толщиной до 15 мм. Как и любая немецкая техника, бронетранспортер был оснащен огромным количеством разнообразных опций и оборудованием для выполнения любых задач. Немецкий инженерный гений разошелся в полную силу, вот оцените масштаб: SdKfz 251 комплектовались разнообразными приборами наблюдения и связи, кранами и лебедками, радиостанциями всех типов и частот, штурмовыми мостиками, комплектами съемной брони и разнообразным вооружением, среди которых была даже такая экзотика, как реактивные системы залпового огня Wurframen 40 калибра 280 мм.
На платформе SdKfz 251 было создано великое множество специализированных машин: помимо базовой модели выпускались санитарные и командно-штабные машины, машины наблюдения и связи, подвижные телефонные станции, посты артиллерийских корректировщиков, самоходные зенитные установки c автоматическими 20 мм орудиями MG 151/20, огнеметные машины, подвижные огневые точки с 37 мм и 75 мм противотанковыми пушками, инженерно-саперная техника…
Среди этих конструкций были действительно уникальные образцы бронетехники, такие как Schallaufnahmepanzerwagen - шумопеленгатор для определения положения артиллерийских позиций противника вне зоны видимости или Infrarotscheinwerfer – самоходный инфракрасный прожектор для подсветки ночных прицелов танков «Пантера».
От себя могу добавить следующее: любители разоблачений и последователи творчества Владимира Резуна, скурпулезно подсчитывающие количество немецкой бронетехники, как-то всегда забывают включить в свои списки 15 000 БТРов SdKfz 251, выпущенных германской промышленностью, хотя эти бронемашины превосходили по своим возможностям многие танки того периода.
Кстати, бронетранспортер SdKfz 251 был настолько хорош, что производился в Чехословакии до 1962 года.

6 место - M1126 «Stryker»

Самый молодой рекрут армии США. Семейство колесных боевых машин «Страйкер» создавалось специально для конфликтов низкой интенсивности и «колониальных войн», когда использование тяжелой бронетехники, танков «Абрамс» или БМП «Брэдли» избыточно, а легкие боевые бригадные группы недостаточно эффективны. Боевые действия на территории Ирака и Афганистана подтвердили правильность такого решения.

Базовая версия М1126 стала первой колесной бронемашиной такого класса в американской армии. Благодаря исключительной плавности хода, БТР получил в войсках кличку «Shadow» (Тень). Особый упор при создании М1126 делался на увеличение защитных свойств машины. Стальное разнесенное бронирование дополнено навесными модулями брони типа MEXAS массой 1700 кг. Этот тип брони содержит керамический слой, соединенный при помощи клеевого соединения со слоем высокопрочных волокон кевлара. Назначение керамического слоя из оксида алюминия состоит в разрушении снаряда и распределении кинетической энергии по большей площади основания. По уровню стойкости MEXAS, при одинаковой массе со стальной броней, превосходит ее вдвое. Большое внимание было уделено противоминной защите – двойное днище машины, амортизация, дополнительное бронирование наиболее уязвимых мест – все это, по мнению американских конструкторов, должно снизить вероятность поражения экипажа бронемашины.
На БТРе установлен комплекс хай-тек вооружения, включающий в себя дистанционно управляемую установку с пулеметом.50 калибра и 40 мм автоматический гранатомет Марк-19 с боекомплектом из 448 гранат. Модуль обнаружения и целеуказания включает в себя ночной прицел и лазерный дальномер.

18 тонный бронетранспортер развивает скорость до 100 км/ч на шоссе, а колесная формула 8х8 и система понижения давления в шинах обеспечивают достаточную проходимость. Серьезный недостаток для машин такого типа –«Страйкер» не умеет плавать.
Семейство «Стайкеров», помимо бронетранспортера, включает в себя
боевую разведывательно-дозорную машину М1127, машину огневой поддержки М1128 со 105 мм пушкой, 120-мм самоходный миномет М1129, КШМ М1130, артиллерийский корректировочный пост М1131, инженерную машину М1132, бронированный медицинский эвакуатор М1133, самоходный противотанковый ракетный комплекс М1134 с ПТУР «ТОУ-2», и машину радиационной, химической и биологической разведки М1135.
«Страйкеры» с 2003 года проходят боевую службу на территории Ирака.

5 место - אכזרית‎ (Achzarit)


Тяжелый гусеничный бронетранспортер Армии Обороны Израиля. Является самым защищенной в мире бронемашиной такого класса.
200 мм броня советского танка (вы не поверите, но Achzarit – это захваченные сирийские Т-54 и Т-55 со снятыми башнями) была усилена накладными перфорированными стальными листами с карбоновыми волокнами, а сверху был установлен комплект динамической защиты. Общий вес дополнительного бронирования составил 17 тонн, что в сочетании с низким силуэтом машины это позволило обеспечить исключительно высокий уровень защиты БТР.


На пути к границе

Советский двигатель заменён более компактным 8-цилиндровым дизелем "General Motors", что позволило оборудовать коридор вдоль правого борта танка, ведущий из десантного отделения к кормовой бронедвери. При откидывании кормовой аппарели, часть крыши приподнимается гидроприводом, облегчая спешивание десанта. Кроме того, частично открытая кормовая дверь используется в качестве амбразуры.
Achzarit оснащен дистанционно управляемой пулеметной установкой OWS (Overhead Weapon Station) фирмы "Рафаэль". В качестве дополнительного вооружения используются три 7,62-мм пулемета: один - на шкворневой установке командирского люка и два - на люках сзади.
В результате 44-тонный монстр является отличным средством для боев в городских условиях, где в проеме каждого окна может оказаться гранатометчик с РПГ. Achzarit не боится огня в упор из всех средств, стоящих на вооружении боевиков Хезболлы и ХАМАС, надежно прикрывая своей броней 10 человек экипажа.
Справедливости ради стоит отметить, что самым защищенным БТРом в мире все-таки является Namer (масса более 50 тонн) на шасси танка «Меркава», вот только Namer"ов было выпущено символическое количество – 60 штук., в отличии от Achzarit, в которые было переоборудовано 500 танков Т-54/55.

4 место – БМП-1

Броневая машина пехоты (именно так, по мнению американских экспертов) заметно усилила наступательную мощь мотострелковых подразделений. Гениальная концепция БМП-1 состояла в повышения мобильности и защищенности пехоты, действующей совместно с танками. Мировой общественности машина была продемонстрирована во время парада на Красной площади в 1967 г.
Корпус БМП-1 был сварен из бронелистов толщиной 15…20 мм, по расчетам этого было достаточно для обеспечения круговой защиты от пуль, выпущенных из ручного стрелкового , а на курсовых углах обеспечивалась защита даже от снарядов мелкокалиберных пушек.
13-тонная боевая машина развивала до 65 км/ч на шоссе и до 7 км/ч на плаву (для увеличения плавучести даже опорные катки гусениц были выполнены полыми). Внутри помещались 3 человека экипажа и 8 десантников. Комплекс вооружений состоял из 73 мм гладкоствольного гранатомета 2А28 «Гром», пулемета ПКТ и противотанкового ракетного комплекса 9М14М «Малютка». Для сидящих внутри десантников были оборудованы отдельные амбразуры. Все это, по идее, превращало БМП-1 в универсальную машину нового поколения.

Увы, все оказалось сложнее. Американцы строго раскритиковали решения советских конструкторов, особенно досталось конструкции задних дверей десантного отделения (действительно, весьма сомнительной) : «Наверное это толстая броня, надежно защищающая экипаж машины? Нет! Это топливные баки!» При поражении машины такая компоновка превращала БМП в огненную ловушку.
По результатам боев на Ближнем Востоке и Афганистане быстро выяснилось, что конструкторы зря сэкономили на броне – БМП уверенно поражалась пулеметом ДШК. Низкая защита от мин, стрелкового оружия и гранатометов привела к тому, что солдаты предпочитают передвигаться сидя на броне, не отваживаясь спуститься в боевое отделение машины. Недостатки вооружения тоже дали о себе знать – в горной местности «Гром» оказывался бесполезен ввиду малого угла возвышения.


Те самые баки в кормовых люках

Советские конструкторы предприняли попытку исправить ошибки в машине следующего поколения. Новая БМП-2 получила автоматическую 30 мм пушку с углом возвышения 85 градусов. Следующая модель, БМП-3, несмотря на громкие призывы военных увеличить защищенность, явилась апофеозом несуразности: обладая почти танковым вооружением, она по-прежнему имеет «картонную» броню.
И все-таки стоит отдать должное советским конструкторам. Боевая машина пехоты стала принципиально новым классом бронетехники. Несмотря на свою инновационность, БМП-1 прошла не один десяток военных конфликтов по всему миру. Кроме того она была дешевая и массовая: всего было выпущено 20 000 машин этого типа.

3 место – MCV-80 «Уорриор»

Британская боевая машина пехоты. В ее имени есть нечто большее, чем просто «Воин». Боевая масса - 25 тонн. Скорость по шоссе – 75 км/ч. Броневой корпус MCV-80 сварен из катаных листов алюминиево-магний-цинкового сплава и защищает от 14,5-мм пуль и от осколков 155-мм осколочно-фугасных снарядов, а днище - от 9 кг противотанковых мин. Борта и ходовая часть прикрыты резиновыми противокумулятивными экранами. Бронекорпус «Воина» имеет внутренний подбой, защищающий экипаж от осколков брони, также являющийся звукоизоляцией. Пространство между спинками сидений десанта и бортами корпуса используется для укладки ЗИП и имущества пехотинцев, что создает дополнительную защиту десантного отделения. Снаружи броня усилена динамической защитой. Вооружение: 30 мм автоматическая пушка L21A1 «Rarden», спаренный пулемет, 94-мм гранатомет LAW-80. Экипаж машины – 3 человека. Десант – 7 человек.

Британское командование возлагало большие надежды на свою перспективную БМП. И «Воин» не подвел своих создателей – из 300 машин, принимавших участие в «Буре в пустыне» ни одна не была потеряна в бою. Примечателен случай, произошедший в Эль-Амаре (Ирак) 1 мая 2004 года: в патрульный «Уорриор» попало 14 гранат из РПГ. Тяжело поврежденная машина сумела отбиться и своим ходом вышла из-под огня, сохранив жизни бойцам, находящимся внутри ее (весь экипаж был обожжен и получил ранения). Командир БМП Джонсон Гедеон Бихарри был награжден Крестом Виктории.

В 2011 правительство Великобритании выделило 1,6 млрд. фунтов на модернизацию MCV-80 по программе WCSP. В частности, сообщается, что БМП получит новый комплекс вооружения с 40 мм автоматическим орудием.
Вот такая MCV-80 “Уорриор» - машина, которой доверяют солдаты.

2 место – М2 «Брэдли»

Американская боевая машина пехоты. Боевая масса – 30 тонн. Скорость – 65 км/ч по шоссе, 7 км/ч на плаву. Экипаж – 3 человека. Десант – 6 человек.
Многослойная броня из стали и алюминия толщиной 50 мм обеспечивает круговую защиту от снарядов мелкокалиберной артиллерии. Система навесной динамической защиты служит надежной преградой для реактивных гранат РПГ. Корпус имеет кевларовый подбой с внутренней стороны, препятствующий образованию осколков. На последних модификациях на бортах дополнительно монтируются 30 мм стальные экраны.
Вооружение: 25 мм автоматическая пушка М242 «Бушмастер» с компьтеризированной системой управления огнем, ПТУР «TOW» и 6 пулеметов M231 FPW. В состав оборудования бронемашины входят такие излишества, как тактическая навигационная система TACNAV, лазерный дальномер ELRF, инфракрасная система пассивной защиты от ПТУР и подогреватель пищевых пайков MRE (Meal, Ready-to-Eat).
На момент своего появления, в 1981 году, американские военные сомневались в боевых качествах новой БМП. Но в 1991 во время «Бури в пустыне» все сомнения рассеялись: «Брэдли», используя снаряды с сердечниками из обедненного урана, уничтожили больше иракских танков, чем основные боевые танки М1 «Абрамс». И только 1 БМП была потеряна от огня противника.
Заслуженная боевая машина стала одной из самых массовых БМП в мире – всего выпущено 7000 М2 «Брэдли». На ее базе также выпускаются: боевая разведывательная машина М3, самоходный ЗРК М6 и пусковая установка для РСЗО и тактических ракет M270 MLRS.

1 место – М113


M113 Литовских ВС на параде в Каунасе

Плавающая гусеничная машина массой 11 тонн. Круговая защита обеспечивается 40 мм алюминиевой броней. Отличная вместимость – 2 члена экипажа и 11 десантников. Стандарное вооружение – крупнокалиберный пулемет М2. Быстрая (скорость по шоссе – до 64 км/ч), проходимая и простая в обслуживании машина стала самым знаменитым в мире бронетранспортером. 85000 М113 всех модификаций стояли на вооружении 50 стран мира. М113 прошел все конфликты от Вьетнамской войны, до Вторжения в Ирак -2003 и по состоянию на сегодняшний день, все еще производится и является основным бронетранспортером армии США.
Помимо бронетранспортера, М113 существовала в виде командно-штабной машины, самоходного 107 мм миномета, зенитной самоходной установки (вооружались всем, от шестиствольно «Вулкана» до ЗРК «Чэппэрэл»), ремонтно-эвакуационной, санитарной машины, истребителя танков с ПТУР «TOW», машины радиационной и химической разведки и пусковой установки РСЗО.

О сновой большинства колесных бронемашин являются доработанные шасси серийных полноприводных внедорожников и армейских грузовиков, корпуса для которых собирают специализированные фирмы. Наиболее солидные броневики выпускают крупные военно-промышленные компании, используя специальную ходовую часть и автомобильные агрегаты.

Большинство таких машин снабжены мощными дизельными двигателями, соответствующими нормам от Евро-3 до Евро-6, автоматическими трансмиссиями, независимыми подвесками и многочисленными электронными системами для управления агрегатами шасси, вооружением, средствами связи, навигации и ориентирования. Особое внимание уделяется прочности бронированных корпусов, защищающих экипаж и жизненно важные органы машин. Обычно это прочные стальные сварные конструкции с наклонным расположением панелей и мощным бронированием днища. Наиболее эффективной признана пространственная V-образная система MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), отражающая энергию взрыва заложенных на дороге пехотных и даже противотанковых мин.

Бронемашины автомобильных компаний

Верными поставщиками колесной бронетехники являются крупные автомобильные корпорации и заводы, применяющие для этой цели собственные серийные шасси и специально разработанные варианты, однако для всех фирм эта продукция всегда занимала второстепенное место.

Daimler AG

В программе этой корпорации нашлось место только легким броневичкам Mercedes-Benz, построенным на шасси внедорожников серии G, известных Гелендвагенов. В этом году фирма ограничилась показом одной бронемашины LAPV 6.1 с мотором V6 мощностью 184 л. с. и портальными мостами, обеспечивающими дорожный просвет в 412 мм.

Легкая пятидверная бронемашина Mercedes-Benz LAPV 6.1 на шасси G300CDI

IVECO

До недавнего времени основной легкой бронемашиной в программе отделения IVECO Defence Vehicles была 190-сильная модель LMV в нескольких версиях с разными надстройками. В этом году ее представлял башенный вариант с крупнокалиберным пулеметом и многоцелевой разведывательной системой Hitrole.

На Eurosatory-2016 впервые появилась модернизированная бронемашина LMV-2 на удлиненном шасси с более мощным 220-сильным двигателем, усиленной крышей для тяжелого вооружения и увеличенной на 40% полезной нагрузкой - до 1,5 т, из которых, по данным фирмы, 500 кг приходится на электронное оснащение.


Renault

Под этой маркой скрывается военная продукция подразделения Renault Trucks Defense, в которое входят небольшие фирмы АСМАТ, Panhard и американская Mack. Участие последней заключается лишь в поставках французской военной техники под своей маркой на отдаленные рынки.

На Eurosatory-2016 фирма АСМАТ, специализирующаяся на простых машинах для африканских стран, на полигоне представила возможности своего бронетранспортера Bastion с 340-сильным двигателем и противоминной зашитой MRAP.


Новинкой отделения Panhard стала компактная бронемашина Dagger с силовым агрегатом мощностью 200 л. с. и высоким корпусом для транспортировки шести десантников, сменившая прежний 160-сильный вариант PVP.



Демонстрация шестиместной бронемашины Panhard Dagger без вооружения

Марку Renault носит основная гамма военной техники компании Renault Trucks Defense. Ее возглавляет самое обширное семейство многофункциональных машин Sherpa, о которых невозможно рассказать в коротком обзоре, а стоит посвятить им отдельную статью. Кроме них фирма собирает еще несколько оригинальных бронемашин Renault.

На нынешнем салоне в качестве новинки присутствовал плавающий бронетранспортер VAB-3 (6х6) с защитой MRAP, отличающийся от предшественника VAB возросшей до четырех тонн полезной нагрузкой, усиленным бронированием и удлиненным на 700 мм корпусом для установки мощного вооружения. На машине применяются шестицилиндровый дизель мощностью 320–340 л. с., автоматическая шестипозиционная коробка и независимая подвеска.



Сенсацию на стенде Renault произвел макетный образец бронетранспортера Griffon (6х6) с системой MRAP и оригинальной модульной передней частью корпуса, выполненной в стиле «хищного» дизайна с остроконечными кромками. Машина боевой массой 24,5 т снабжена 400-сильным дизелем Volvo, модульной боевой надстройкой с пушкой и расположенными по окружности гранатометами.



Опытный образец перспективного восьмиместного бронетранспортера Griffon

МЗКТ

Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) привез во Францию свою бронемашину МЗКТ-490100 (4х4) на специальном шасси с двигателем ЯМЗ-5345-10 мощностью 240 л. с., автоматической шестипозиционной коробкой, независимой пружинной подвеской и пятидверным бронекорпусом. Ее боевая масса - 11 т, максимальная скорость - 105 км/ч.



Рабочее место водителя боевой машины МЗКТ-490100 Волат

Бронемашины военно-промышленных компаний

KMW

На открытой площадке павильона военно-промышленной компании Krauss-Maffei Wegmann (KMW), получившей название Leopard’s Home (Дом танка «Леопард»), появился бронетранспортер Dingo-2HD с обновленным дизайном, созданный на 306-сильном спецшасси FGA-14,5. На нем смонтирован корпус с системой MRAP, собранной из специальных сортов броневой стали и композитных материалов и выдерживающей взрыв пехотной или противотанковой мины.


General Dynamics

В рамках создания двухосной бронемашины Eagle-V европейское отделение американской группы General Dynamics, созданное на месте бывшей фирмы MOWAG, представило трехосный вариант Eagle-V (6х6) боевой массой 15 т с 285-сильным двигателем Cummins и вместительным многоцелевым бронекорпусом. Его максимальная скорость - 110 км/ч.


Streit

Самая динамичная и прогрессивная транснациональная компания Streit Group собирает свою разнообразную колесную бронетехнику на 12 предприятиях разных стран и претендует на звание ведущей корпорации в этой сфере. На Eurosatory-2016 она привезла практически всю гамму бронемашин, не перестающих удивлять посетителей своим экстравагантным внешним видом. Они базируются на серийных или специальных шасси и оснащены дизельными двигателями, автоматическими или механическим коробками передач, усиленным бронированием днища или защитой MRAP.

Одним из самых маленьких представителей этого семейства является легкая скоростная бронемашина Cobra для выполнения тактических или специальных операций. Она создана на 232-сильном шасси внедорожника Toyota, весит около 6 тонн и достигает скорости 140 км/ч.


Компактная бронемашина Streit Cobra LAMV c трехдверным корпусом

Тяжелая бронемашина Gladiator с массивным пятидверным корпусом создана на базе грузовика Renault Midlum (4х4) с 276-сильным двигателем и снабжена механической шестиступенчатой коробкой передач ZF, всеми дисковыми тормозами и рессорной подвеской. При боевой массе 13 тонн она развивает скорость 120 км/ч.



Боевая машина Scorpion на специальном шасси оснащена дизелем Cummins мощностью 300 л. с., сварным корпусом вместимостью до восьми человек с противоминной системой MRAP и независимой пружинной подвеской всех колес. При той же массе 13 т ее максимальная скорость сократилась до 105 км/ч.


На обширном стенде Streit впервые демонстрировался 400-сильный бронетранспортер Alligator (6х6) оригинальной компоновки на специальном шасси с двумя сближенными передними парами управляемых колес и одиночным задним мостом. Проспект с его описанием можно было получить у стендистов, но показать вам изображение машины не удастся: сотрудники фирмы обнесли ее флажками и запретили фотографировать.

Бронемашины небольших специализированных фирм

Achleitner

На Eurosatory-2016 эта австрийская компания показала модернизированную патрульно-разведывательную бронемашину Survivor-1 полной массой до 12,5 т с башенной пулеметной установкой, прочным плоским днищем и автоматической системой подкачки шин. В зависимости от нагрузки по выбору покупателя на ней монтируют двигатели мощностью 245 или 285 л. с. Тяжелая 18-тонная версия Survivor-2 рассчитана на применение силовых агрегатов в 280–330 л. с. и установку более мощного вооружения.



IAG

На стенде транснациональной компании International Armored Group (IAG) демонстрировали новый бронетранспортер Guardian для перевозки 10 солдат и монтажа вооружения на усиленной крыше бронекорпуса. В распоряжении покупателей имеется выбор из нескольких типов силовых агрегатов - дизельных V8 и одного бензинового V10.


В экспозиции IAG присутствовали также восьмиместная патрульная машина Jaws, выполненная на 232-сильной базе внедорожника Toyota, и сходный с ней бронетранспортер Sentry со сварным корпусом и полноповоротной башней.




Легкий БТР Sentry с восьмиместным бронекорпусом и башенной надстройкой

Nexter

Известность в сфере автотехники эта многофункциональная компания приобрела, выпустив удачную бронемашину Aravis на шасси Unimog U5000, которая присутствовала на Eurosatory-2016 в версии для войск ООН. В разных концах салона были представлены новые оригинальные бронетранспортеры Titus (6х6) в армейском и полицейском исполнениях, созданные на спецшасси Tatra с двигателями Cummins мощностью 440 и 500 л. с. и откидной задней дверью с гидроприводом.

Изюминка этой конструкции заключается в трех равномерно удаленных друг от друга парах колес, из которых управляемыми являются передние и задние, что позволило сократить радиус поворота до 13 м. На шоссе машина достигает 110 км/ч.



SVOS

Самый крупный на салоне бронетранспортер Vega (6х6) показала чешская фирма SVOS. Он собран на агрегатах 408-сильного автомобиля Tatra T815-7 с автоматизированной 14-ступенчатой коробкой передач с электронным управлением. Его главной особенностью является независимая регулируемая гидропневматическая подвеска односкатных колес с бортовыми редукторами и подкачкой шин. Боевая масса авто - 29 т, максимальная скорость - 110 км/ч.


На салоне впервые появился ранее неизвестный изготовитель бронетехники - кипрская фирма Lacenaire из Никосии. Она представила две бронемашины марки Oncilla - многоцелевую с пулеметной башней и со складной штурмовой лестницей на крыше. На них устанавливают дизели Deutz или IVECO мощностью 190 и 210 л. с. и автоматические трансмиссии. При массе 8,8 тонн их скорость достигает 120 км/ч. И еще одна пикантная подробность: их сборкой занимается один из польских военных заводов.


Кипрская девятиместная бронемашина Lacenaire Oncilla с башенным модулем

На Eurosatury-2016 свои колесные бронемашины мелкосерийной сборки демонстрировали также небольшая французская фирма Soframe, израильская Plasan и ряд украинских предприятий. Обновленную серийную бронетехнику представили турецкие компании ВМС и Otokar.

В заключение - сценка в пресс-центре при Eurosatory-2016. Англоязычная компания, убежденная, что русских рядом быть не может, обсуждала нынешние взаимоотношения с Россией. И вдруг один из них вскочил и выкрикнул: «Да что вы болтаете? У них огромная армия и сумасшедшие солдаты… Они все равно победят».