Обереги

Правила поведения принятые в обществе. Обществознание. Социальные нормы

Подробное решение Параграф § 14 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо? Существуют ли правила поведения для всех? Какой человек может стать преступником? Чем опасны алкоголь и наркотики?

Да, это хорошо тем, что общество помогает человеку не сбиваться с верного пути, не делать ошибок.

Социальные нормы - общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.

Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности и мотивация, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы.

Алкоголь не решает проблем, а наоборот еще больше их усугубляет. В состоянии опьянения человек совершает неадекватные поступки, нарушается нормальная работа многих органов (в том числе и головного мозга), что приводит к постепенной его деградации, разрушаются также взаимоотношения с другими людьми. И если не остановиться вовремя, это приводит, в конце концов, к смерти.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм.

Общечеловеческие: воспитание детей, помощь больным и старикам, ну и библейские (не убей, не укради, не прелюбодействуй).

Расовые: допустим у европеоидной расы общедемократические ценности (равенство перед законом, выборы главы гос-ва, свобода и ценность личности), а у монголоидной как правило диктатура главы гос-ва или правящей партии, ценность не личной, а коллективной выгоды.

Классовые: Куршавель для олигархов, Турция с Египтом для среднего класса и деревенька для бедных.

Групповые: студентам – учёба и соответственно все что с ней связано, спортсменам – тренировка, военным – учения или боевые действия.

Вопрос 2. К какому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы вместе идём в баню», «раздельное обучение чёрных и белых», «солидарность рабочих всех стран»?

1. Общечеловеческий.

2. Внутригрупповой.

3. Межнациональный

4. Групповой.

Вопрос 3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека?

Более высокий уровень социальных норм – это те нормы, которые играют наибольшую роль в обществе и нарушение которых ведет к значительным негативным последствиям для человека и общества в целом.

Более низкий уровень соц. норм – нарушение которых не наносит особого вреда обществу и поэтому вполне достаточен неформальный социальный контроль.

Вопрос 4. Почему в случае нарушения норм более высокого уровня необходимы наиболее решительные действия государства?

Потому что при нарушении норм высокого уровня последствия могут быть гораздо серьёзнее.

Вопрос 5. Как проявляется социальный контроль в случае нарушения более низкого уровня социальных норм? Почему?

Выражается в неформальном давлении общества на нарушителя. Общественное порицание, остракизм и прочее. Потому что нормы низшего уровня, хотя и не прописаны как закон, но исполнение этих норм в целом социально оправдано в среде.

Вопрос 6. Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?

Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий. Самоконтроль тесно сплетен с понятиями совесть и мораль. Внутренний самоконтроль характерен для обществ с высокой моральной составляющей, ну т.е. с совестью. Демократическое общество выступает за ослабление внешнего контроля, полагаясь на внутренний самоконтроль, результатом чего становится увеличение девиантности (отклонения об общепринятых норм) социальной среды.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Приведите примеры каждого вида социальных норм.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством. (Законы УК, АК).

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия. (Надо уважать старших, помогать инвалидам).

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Вопрос 2. Что такое социальный контроль?

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем. Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности обеспечивается социальным контролем.

Любая деятельность включает в себя разнообразные действия, и каждый человек совершает их многократно, вступая в активное взаимодействие с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством, другими индивидами). Все эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества.

Пока эти действия не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм, этот контроль незаметен, его как будто нет. Однако стоит нарушить правила, отступить от образцов поведения, принятых в обществе, и социальный контроль проявляет себя.

Люди, среагировавшие на нарушение социальных норм, отражали установки общественного сознания (или общественного мнения), которое поддерживает порядок, охраняемый нормами. Именно поэтому с их стороны последовала реакция осуждения названных действий. Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом,- всё это санкции; наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроля.

Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Иными словами, санкции бывают либо позитивные, которые направлены на поощрение, либо негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения.

Общество (большие и малые группы, государство) оценивает индивида, но и индивид оценивает общество, государство, самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных институтов, человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает через собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным; оно может быть положительным и резко отрицательным.

Таким образом, наряду с контролем со стороны общества, группы, государства, других людей важнейшее значение имеет внутренний контроль, или самоконтроль, в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.

Вопрос 3. В чём состоит значение самоконтроля?

В процессе самоконтроля большую роль играет совесть, т. е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоянии возбуждения, по ошибке или поддавшись соблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, моральные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

Способность осуществлять самоконтроль - ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует своё поведение в согласии с общепринятыми нормами. Самоконтроль - одно из важнейших условий самореализации личности, её успешного взаимодействия с другими людьми.

Вопрос 4. Каковы причины отклоняющегося поведения?

Исследователи имеют различные точки зрения по этому вопросу.

В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение отклонений: наличие у некоторых людей врождённой предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п.

Другие учёные искали психологические объяснения отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное - общая направленность интересов личности. Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве.

Например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребёнку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых. Исследования показали, что низкое самоуважение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удаётся привлечь к себе внимание, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак сильной личности.

Широкое признание получило социологическое объяснение отклоняющегося поведения, причины которого известный социолог Э. Дюркгейм видел в зависимости от кризисных явлений, происходящих в обществе. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъёмы, падение деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестаёт соответствовать идеалам, воплощённым в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Некоторые учёные связывали отклоняющееся поведение и с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создаёт свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.

Вопрос 5. В чём социальная опасность преступности?

Наибольшую опасность для личности, общества, государства представляет собой организованная преступность. В широком смысле слова она подразумевает любую группу лиц, организованных на постоянной основе для извлечения средств незаконным способом.

Опасность для личности заключается в подавлении её прав и свобод актами насилия и другими средствами. Это проявляется в уничтожении мелких предпринимателей, которые отказываются выплачивать деньги для получения защиты со стороны преступников (рэкет); принуждении женщин и подростков заниматься проституцией; распространении влияния и контроля, например, над профсоюзами; росте стоимости товаров и услуг; возможности полного подавления конституционных прав и свобод граждан путём физического и морального террора.

Опасность для общества состоит в перехвате прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества организованными преступными сообществами и коррумпированными группами чиновников (особенно в сферах торговли, добычи и распределения стратегического сырья, драгоценных металлов, производства и оборота оружия); возможности манипулировать значительным капиталом, проникать в область законного предпринимательства и разорять своих конкурентов с помощью контроля над ценами; насаждении идеологии преступного мира, её романтизации, культивировании мафиозных и коррумпированных отношений, насилия, жестокости, агрессивности, что создаёт условия для «социального заражения» преступными обычаями и традициями.

Опасность организованной преступности для государства проявляется в создании на уровне регионов параллельных нелегальных властных структур, незаконных вооружённых формирований; подготовке, финансировании и организации прямых антиконституционных действий в виде разжигания национальной вражды, организации массовых беспорядков, заговоров- с целью захвата власти; стимулировании таких преступлений, как бандитизм и контрабанда; проникновении в политические партии и государственный аппарат коррупции; стремлении ослабить федеральную власть, чтобы облегчить контроль организованной преступности над целыми регионами.

Вопрос 6. Каковы последствия наркомании для личности, семьи, общества?

Последствия наркомании для семьи катастрофические, как в принципе и для самой личности. Сама личность со временем становится абсолютно асоциальной. Полностью стираются социальные установки – социальные статусы такие как, профессионал, отец, сын, товарищ и т. д. Существование субъекта сводится только к нахождению доз и к употреблению, как правило, при более длительном употреблении в жизни человека уже не существует других потребностей. Семья постоянно живет в стрессе, что само по себе называется созависимостью, то есть вся жизнь семьи со временем становится ориентирована только на жизнь наркозависимого. Как правило, семья начинает испытывать серьезные финансовые трудности, так же очень много серьезных заболеваний фиксируется у созависимых родственников наркопотребителей.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Как вы относитесь к высказыванию английского историка Г. Т. Бокля (1821-1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его»? Разъясните его на каком-либо примере, взятом из газет.

Я понимаю так, что любое преступление обусловлено социальными факторами, сформировавшими личность преступника, или создавшими ситуацию, приведшую к его совершению. А преступник как бы играет роль «исполнителя», разрешающего эту ситуацию в негативном плане.

Вопрос 2. Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина (1639-1699): «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Аргументируйте свой ответ.

Согласен, причина тому причинно-следственная связь. Многие известные преступники начинали с мелких краж и уже не могли остановиться.

Вопрос 3. По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия. Одна сторона утверждала: «Нужно ужесточить наказания. Посмотрите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками - высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, - тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует». Другая возражала: «Жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. Главное - неотвратимость наказания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится». А что по этому вопросу думаете вы? Свой ответ аргументируйте.

Любой суд не застрахован от ошибки, в то время как он должен принимать решения. При высшей мере наказания может пострадать невинный, а это не исправишь. Неотвратимость наказания делает шанс совершения преступления минимальным, т.к. преступник осознает, что его найдут и накажут.

Наталья Петровна
Беседа «Правила поведения и социальные нормы общества»

Цель беседы : сформировать понятие о социальных нормах и правилах поведения в обществе .

Задачи :

Раскрыть содержание понятия социальных норм ;

Обобщить особенности правил поведения в обществе ;

Провести опрос на выявление уровня усвоения изученного материала.

Правила поведения в театре , в кино

Собираясь в театр, кино или на концерт, помни, что отдохнуть и получить наслаждение хочешь не только ты, но и другие. Поэтому не мешай окружающим приятно проводить время. Это главная заповедь при выходе «в люди» .

Одежда торжественная : прийти в театр в джинсах и футболке - признак дурного тона.

В театр, кино и на концерт приходи заранее, чтоб успеть отдышаться, сдать верхнюю одежду в гардероб, привести себя в порядок и найти места. Если твои места в середине зала, проходи к ним лицом к сидящим. Если ты пришел с девушкой, ты идёшь первым, прокладывая путь и принося извинения недовольным соседям. Кстати, воспитанный человек, если его потревожат, никогда не покажет своего раздражения и не будет ждать, пока у него попросят разрешения пройти, а встанет заранее сам, заметив идущих по узкому проходу. Вставая и садясь, старайся избегать шума. Сиденья кресла опускай бесшумно (ты должен сделать это для своей девушки) . Вставая, придерживай сиденье рукой, чтобы оно не ударилось о спинку кресла. Не занимай оба подлокотника, ведь твоему соседу, возможно, тоже хочется облокотиться. Свои вещи держи на коленях, а не бросай на пол под сиденье. Не склоняйся на спинку соседнего кресла и не упирайся в него ногами. Не занимай чужих мест; неприятно смотреть на тех, кого с позором изгоняют с чужих мест.

Если ты по какой-либо причине опоздал, входи в зал тихо и садись на свободные места, если таковых нет - стой возле двери. Свои места можно занять только во время антракта.

У некоторых людей есть привычка перед началом фильма или спектакля рассказывать содержание. Этого делать нельзя. У твоего спутника будет возможность вскоре самому всё узнать.

Во время спектакля ты должен только слушать и смотреть. Даже если спектакль или фильм неинтересен, вежливость обязывает молча досидеть до конца спектакля. Если это невыносимо - зал можно покинуть в перерыве.

Когда начинается программа, нужно прекратить всякие разговоры. Во время спектакля запрещается делать все, что мешает окружающим : шушукаться с соседом, хихикать, ёрзать в кресле, шуршать обёртками от конфет, жевать, вслух комментировать происходящее на сцене или экране, подпевать исполнителю или отбивать такт ногой, сидеть с любимой голова к голове, разговаривать по сотовому телефону. Сотовый телефон должен быть отключен на время спектакля. Если у тебя кашель или насморк, подумай, прежде чем выходить в свет. Нужно позаботиться не только о своем здоровье, но и о спокойствии других. Сходишь в другой раз.

Как уходить. Некоторые срываются с мест и мчатся в гардероб, не дождавшись конца пьесы. Это в высшей степени невежливо. Дождись, когда опустится занавес и все артисты уйдут со сцены, только после этого вставай с места.

Последнее замечание. Ты не имеешь права бросать девушку на произвол судьбы посреди ночного города (многие спектакли заканчиваются довольно поздно) . Ты обязан проводить ее, если не до двери, то хотя бы до подъезда ее дома. Хотя если уж до подъезда дошел, то и до квартиры довести сможешь.

Правила поведения на улице

На улице много народа, а потому ты должен соблюдать основные правила массового общения , чтобы избежать стрессов и конфликтов.

Итак, у нас правостороннее движение , поэтому идя по улице, не устремляйся против общего потока . Встречных обходи с правой стороны . Даже если ты очень торопишься, не лети, сбивая всех с ног, не прокладывай себе дорогу локтями, а проси разрешения пройти : «Извините, разрешите пройти» .

В многолюдной толпе не превращайся в черепаху, иначе ты можешь дождаться, когда кто-нибудь придаст тебе ускорение. Не останавливайся внезапно посреди тротуара, даже если тебя осенила гениальная мысль. Иди в ритме со всеми.

Сумки несут обычно в правой руке , стараясь не бить ими прохожих по ногам и не пачкать пальто. Зонт неси в вертикальном положении. Раскрытый зонт держи над головой так, чтобы вода не стекала на прохожих, а спицы не лезли им в глаза. Если ты под зонтом с девушкой, то зонт держишь ты.

Правило гласит : мужчина, сопровождающий даму, всегда идёт с левой стороны. Этот обычай уходит в средние века, когда у каждого мужчины на левом боку висела сабля или шпага. Чтоб оружие при ходьбе не ударяло по ногам спутницы, мужчина старался идти слева от дамы. Этому правилу в наше время не подчиняются только военные в форме. Чтобы отдавать воинское приветствие встречным военным и не задевать при этом локтем свою даму, им удобнее идти справа .

Любую тяжелую ношу своей спутницы настоящий мужчина обязан взять в свои руки, но не дамскую сумочку - девушка несет её сама. Мужчина с дамской сумочкой в руках смотрится смешно и нелепо.

В немноголюдной толпе молодые люди могут пройтись в обнимку, если они сумеют при этом идти красиво и не мешать общему движению . На улице неприлично смеяться, целоваться и находиться нетрезвым.

Если ты встретил на улице своего знакомого, не останавливайся посреди тротуара, чтобы переброситься с ним парой слов - отойди в сторону. Если ты кого-то ждешь на улице, то лучше походи взад-вперед, а не стой на одном месте.

Если девушка, идя с тобой, повстречала другого знакомого парня, то она не обязана вас представлять друг другу. Ты должен идти вперед медленным шагом или стоять поодаль, пока она разговаривает с повстречавшимся человеком. В то же время современный этикет запрещает в подобной ситуации парню оставлять девушку одну. Ты должен представить свою спутницу и только после этого начать беседу .

Если тебе нужно обратиться к прохожим, чтоб узнать дорогу, не забудь воспользоваться словами : «спасибо» , «пожалуйста» и «простите» . Если, напротив, за помощью обратятся к тебе, ответь ясно и коротко. Если не знаешь, так и скажи : «К сожалению, я не знаю» , а не запутывай человека длинными разъяснениями. Абсолютно недопустимо пройти мимо, проигнорировав вопрос или процедив сквозь зубы нечто невразумительное.

Есть на улице недопустимо, даже если ты голоден, как волк. Лучше зайди в кафе или бар. Летом в жару можешь съесть мороженое - это нужно сделать быстро и изящно, не дав ему растаять.

Ни для кого не секрет, что нужно неукоснительно соблюдать правила дорожного движения . Всегда придерживайся правой стороны дороги , а если нет тротуара, то иди навстречу движению.

Не пересекай проезжую часть улицы наискось, не перебегай улицу в неположенном месте. Не прогуливайся с друзьями в шеренгу по тротуару, вы закроете весь проход, и прохожие будут вынуждены вас обходить. Там, где можно пройти только по одному, пропусти вперед старших.

Громко не разговаривай и не смейся во весь голос; не разбрасывай по сторонам обёртки от жвачки и конфет - для этого есть мусорные контейнеры.

Не показывай пальцем на людей или предметы. Совершенно недопустимо проявлять любопытство к людям с внешними недостатками. Помоги таким людям, а также старикам, если этого требует ситуация. Однако не навязывай свои услуги, если люди в твоей помощи не нуждаются, либо отказываются. Если ты заметил у человека (даже незнакомого) какие-то погрешности в одежде, то тихо скажи ему об этом - человек будет тебе благодарен. Если человек уронил носовой платок, прикасаться к нему не следует. Надо подойти к его владельцу, тихонько сказать : «Вы уронили» , и показать глазами.

При входе в магазин сначала пропусти выходящих, а потом уже заходи сам.

Необходимо помнить, что мужчина или парень с сигаретой в зубах, сопровождающий женщину, компрометирует эту женщину на все сто процентов.

Как вести себя в общественном транспорте

Нельзя висеть на подножках или бежать за движущимся транспортом, а тем более вскакивать и запрыгивать на ходу - это опасно для жизни. Если автобус переполнен, лучше подожди следующего.

При посадке и высадке пропускай вперед детей и пожилых, уступай им место. Необходимо уступать сидячие места больным, беременным женщинам, родителям с детьми и пожилым людям. Это правило еще никто не отменял. Трамвай обходи спереди, автобус и троллейбус - сзади.

Чтобы пройти в переполненном автобусе или троллейбусе, не стоит «работать локтями» , толкаться, лезть напролом, просто попроси посторониться, пропустить вперед.

В общественном транспорте недопустимо есть что-либо, грызть семечки, ковыряться в зубах, курить, стряхивать снег или дождевые капли с одежды, бросать мусор на пол, разглядывать пассажиров, развёртывать газету на полвагона, заглядывать в книгу соседа, вести беседы о личной жизни и служебных делах, подслушивать чужие разговоры.

Если ты перевозишь колющие и режущие предметы, то аккуратно их упакуй, иначе можешь поранить или порвать чулки или одежду пассажирам.

Правила поведения в поездке за рубеж

В последнее время русские люди все чаще выезжают за рубеж, и здесь есть свои острые моменты.

Во-первых, запомни, другая страна - другие нравы. К обычаям другой страны необходимо относиться деликатно. За границей ты представляешь нашу страну, и по твоим поступкам и поведению будут судить о народе в целом.

Собираясь за границу, узнай о климате, обычаях и достопримечательностях той страны, которую ты собираешься посетить, чтоб не попасть впросак. Не поленись выучить несколько английских слов и фраз - они тебе там могут пригодиться.

В аэропорт необходимо приехать заранее, чтобы успеть выполнить необходимые формальности. Таможенный досмотр не воспринимай как личное оскорбление : таков порядок везде.

В самолёте думай не только о своем покое, но и о покое окружающих. Не издавай криков удивления или страха при взлёте и посадке. Не рассказывай соседям страшных историй об авариях и катастрофах в небе. Не занимай чужих мест, у тебя есть свое. Не бравируй своей смелостью и пристегнись ремнём безопасности, таковы правила .

В поезде правила этикета остаются в силе. Заходя в купе, поздоровайся со спутниками. Представляться не обязательно, только если появилось желание продолжить знакомство.

Не злоупотребляй правом на нижнюю полку , которая формально закреплена за тобой билетом. Ведь человек с верхней полки не сможет всю поездку провести там. Дай ему возможность периодически спускаться вниз и сидеть рядом. Помни и о том, что ящик для багажа тоже общий.

Больному или пожилому человеку воспитанный юноша всегда уступит лучшее место.

Есть в поезде нужно так, чтобы не беспокоить соседей. Не употребляй продукты с сильным ароматом : чеснок, лук, селедку и тому подобное. Во время еды не откусывай от целого помидора так, что брызги летят во все стороны, не разрывай зубами кусок мяса, не выламывай крылья курице, не чавкай, в общем , веди себя достойно.

Тихая, приятная беседа поможет в дороге скоротать время. Однако не подавляй попутчиков своей чрезмерной общительностью : не рассказывай им всю историю своей жизни, не посвящай в свои личные проблемы, не задавай некорректных вопросов : кто да зачем едет, где работает, сколько получает и т. п. Мрачно молчать тоже не стоит - это угнетающе действует на окружающих. Лучший способ прекратить разговор с назойливым соседом - углубиться в книгу или журнал.

В поезде не устраивай шумных бесед , не играй в карты до глубокой ночи (нет нужды говорить, что ни в коем случае не играй в карты с незнакомыми людьми, иначе рискуешь быть ободранным как липка, не пой, не расхаживай по вагону, не хлопай дверьми и не занимай надолго туалет.

Правила поведения в коллективе

Вежливому, культурному человеку присуща тактичность. Такт - это чувство меры. Быть тактичным - значит уметь чувствовать настроение другого человека, учитывать особенности его характера, считаться со свойствами его натуры и в зависимости от индивидуальности каждого находить ту или иную форму общения с ним .

В коллективе - в школе, институте и т. д. - будь вежливым. Хамство недопустимо нигде.

Внимание к приятелям, одноклассникам не должно быть назойливым. Не лезь в душу к людям, не грузи их своими проблемами. Избегай фамильярности по отношению к другим, не допускай ее и по отношению к себе.

Никогда не перемывай кости окружающим, не обсуждай их манеру одеваться, фигуру и цвет лица, не судачь о том, кто как на кого посмотрел, иначе горя не оберешься : уже на третьем человеке твои слова обретут совершенно иной смысл. Сплетни - грязное дело, постарайся и сам не опускаться до них, и старайся, чтобы это не коснулось тебя.

Если ты любишь шутить, следи, чтобы твои шутки не задели самолюбия окружающих, постарайся не причинить боли неуместной шуткой. Помни важное правило : в 99% из 100 твои шутки над внешностью людей, их именами или какими-то привычками успеха тебе не принесут и друзей вряд ли добавят.

На реальные ошибки людей нужно указывать спокойно, без оскорблений.

Если возникло какое-то недоразумение, если ты считаешь, что с тобой обошлись несправедливо , постарайся спокойно разобраться в ситуации. Раздражение - плохой помощник, нужно владеть собой. Парень, потерявший контроль над собой и переходящий на личности, оказывается в еще более удручающем положении.

Они устанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом. Общественные нормы указывают, какими должны или могут быть человеческие по­ступки.

2. Социальные нормы являются правилами поведения общего характера

Это означает, что требования социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, как, например, индивидуальные правила, а на всех людей, живущих в обществе.

Более того, нормы действуют постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев, кото­рые предусмотрены правилом.

Словом, социальные нормы устанавливают постоянный, общий критерий, с которым должно соотноситься поведение людей.

3.Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения

Поскольку нормы призваны упорядочивать общественные отношения и согласовывать интересы людей, требования норм, охраняются силой общественного мнения, а при особой необходимости - государственно-властным принуждением.

Таким образом, социальные нормы - это общие правила поведения, непрерывно дей­ствующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Виды социальных норм

Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям:

1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяют­ся на:

- нормы права - общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые госу­дарством;

- нормы морали - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;

- нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;

Осо­бая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы . Ритуалом называют правило поведения, в кото­ром самым главным является заранее строго заданная форма его ис­полнения. Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др.

Несколько позднее в риту­альных действиях стали выделять обряды . Обряды представляли со­бой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых сим­волических действий. В отличие от ритуалов они преследовали опре­деленные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.

- нормы традиций - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;

- политические нормы - это общие правила поведения, регулирующие отношения между клас­сами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства.

- экономические нормы - представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.

- нормы общественных организаций (корпоративные нормы) являются правилами поведения, ре­гулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраня­ются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.

-религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат . «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных рели­гий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистичес­кие (языческие), а потом и монотеистические религии;

2. По способу образования социальныенормы подразделяются на стихийно образован­ные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).

3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и госу­дарственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.).

В современном обществе действуют два основных вида социальных норм (правил поведения): со­циально-технические и собственно социальные . Правила используются для регулирования поведения человека в его отношениях с приро­дой, техникой либо в сфере общественных отношений. Разнообразие деятельности человека в обществе приводит к разнообразию правил поведения, совокупность которых и обеспечивает регулирование отношений.

Социальные нормы могут складываться стихийно или создавать­ся; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме.

Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента: 1) единство, 2) различие, 3) взаимодействие, 4) противоречие.

1. Единство права и морали выражается в следующих чертах :

Разновидности социальных норм, т. е. у них одна и та же нормативная основа;

Преследуют одни и те же цели и задачи: социализация общества;

Имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения; требования права и морали к общественным отношениям совпадают. Однако право и мораль регулируют общественные отношения в различном объеме;

Определяют границы должных и возможных поступков субъектов общественных отношений;

Представляют собой надстроечные явления, что делает их социально однотипными в данном обществе;

И право, и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества. Вообще, право - это возведенная в закон мораль.

2. Различие права и морали состоит в следующих характеристиках :

Различные способы установления, формирования. Правовые нормы создаются либо санкционируются, отменяются, изменяются либо дополняются только государством, т. к. право выражает государственную волю общества. Нормы морали в свою очередь возникают и развиваются спонтанно, в процессе практической деятельности людей. При этом мораль носит неофициальный (негосударственный) характер;

У права и морали различные методы их обеспечения. За правовыми нормами стоит аппарат государственного принуждения, потенциального и возможного. При этом юридические нормы, закрепленные в законах, носят общеобязательный характер. Мораль же опирается на силу общественного мнения. Нарушение норм морали не влечет за собой вмешательства карательных государственных органов;

Различные формы внешнего выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в юридических актах государства, они группируются, систематизируются. Нравственные нормы в свою очередь не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются, не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей;

Различные характер и способ их воздействия на сознание и поведение людей. Право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, а мораль подходит к человеческим поступкам с позиций моральных ценностей;

Различные характер и порядок ответственности за нарушение соответственно правовых и моральных норм. Противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность, которая носит процессуальный характер. К нарушителю же моральных норм применяются меры ответственности в форме общественного воздействия.

    Понятие и виды правовых отношений.

ПО – общ-ые отношения, урегулированные нормами права*, участники кот. имеют субъективные права и юр. обязанности. ПО позволяют «перевести» абстрактные юр. нормы в плоскость персонифицированных связей, т.е. на уровень субъективных прав и юр. обязанностей для данных субъектов.

* это исходящее от гос-ва и им охраняемое общеобязательное формально определённое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющ е еся государственным регулятором общ-ых отношений

ПО имеет сложную по составу структуру:

1) субъект ПО - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Признак – правосубъектность (юридически закрепленная возможность иметь П. и О., самостоятельно реализовать их, а также отвечать за результаты своего поведения). Правосубъектность = правоспособность + деесп-ть.

2) объект ПО – 2 точки зрения: 1) это то, на что направлены права и обязанности субъектов ПО, по поводу чего они вступают в юр. связи (сами блага); 2) то, на что данное ПО направлено – поведение субъектов данного ПО, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага (а не сами блага).

3) юр содержание ПО – субъективное право и юр. обязанность. (+ есть мнение, что содержание ПО – это фактическое поведение, направленное на реализацию суб. прав и обязанностей).

Юр. обязанность – мера юр. должного поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица (+ (ВН) необходимость совершать опред. действия или воздераться от их совершения; необходимость для правообяз. Лица реагировать на обращенные к нему проамвомочн. требования; неох-ть нести отв-ть на неисполнения требования).

Субъективное право (Конопч) -

    Состав и содержание правоотношений.

Юр. обязанность – мера юр. должного поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица (+ (ВН) необходимость совершать опред. действия или воздераться от их совершения; необходимость для правообяз. лица реагировать на обращенные к нему правомочн. требования; неох-ть нести отв-ть на неисполнения требования).

Субъективное право (Конопч) – это гарантированный законом вид и мера возможного поведения управомоченного лица, устано. юридической нормой, которое состоит из 3х правомочий (- право на собственные действия (бездействия) / - право требовать совершения действия (бездействия) от др. лица / - право на защиту – возможность прибегнуть к гос. принуждению) и вытекает из объективного права.

Материальное содержание (фактическое) (опред. действия, в кот реализуются права и обяз-ти сторон).

+ ??Волевое содержание (гос. воля, воплощенная в прав норме и в возникающая на основе правоотн-ии, а также волевые акты его уч-ков).

    Понятие и виды субъектов правовых отношений.

Субъекты - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Признак – правосубъектность (юридически закрепленная возможность иметь П. и О., самостоятельно реализовать их, а также отвечать за результаты своего поведения). Правосубъектность = правоспособность + деесп-ть.

Выделяют следующие виды субъектов правоотношений; индивидуальные и коллективные.

1)К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) лица без гражданства; 4) иностранцы.

Лица без гражданства и иностранцы могут вступать на территории России в те же правоотношения, что и граждане РФ, за рядом ограничений, установленных законодательством: они не могут избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в гос. аппарате, служить в ВС и т. п.

2)К коллективным субъектам относятся: 1)государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими гос-вами, в конституционно-правовые - субъектами федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной гос. собственности и т. п.); 2) гос-енные организации; 3) негос-венные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т. д.).

Коллективные субъекты обладают в частно-правовых отношениях качествами ЮЛ. Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде"

    Понятие правосубъектности.

Субъект права – это участник ПО, обладающий соотв. субъективными правами и юр. обязанностями.

Правосубъектность юр. закрепленная возможность лица иметь права и обязанности, самостоятельно реализовать их в рамках конкретного ПО, а также отвечать за результаты своего поведения. Правосуб. = правоспособность + дееспособность.

Правсубъектность вкл в себя:

1)Правоспособность – это потенциальная способность лица выступать в качестве носителя субъективные права и обязанности.

У субъектов –индивидов: возникает с рождения и прекращается смертью; наступает сразу в полном объеме; ограничение не допускается.

У коллективных субъектов: начинается с момента их официального признания (регистрации).

-общая - это способность любого лица или организации быть субъектом права как такового, вообще.

-отраслевая – юр. способность ФЛ или организации быть субъектом той или иной отрасли права. В каждой отрасли сроки её наступления м.б. неодинаковы (Марченко).

-специальная – способность быть участником ПО, возникающих в связи с занятием определенной должности (президент, судья, член парламента) или принадлежностью лица к определенным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохр. органов и т.д.).

2)Дееспособность – фактическая способность лица своими осознанными волевыми действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их (+ в Ромашове: ..а также нести отв-ть).

Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами чел-ка и зависит от них.

*Виды индивидуальной дееспособности по объему:

1)полная с 18 лет (с 16 лет – брак, эмансипация в ГП) – может реальзовать основные права и обязанности.

2) неполная:

Частичная (с 14 – 18 лет) – самостоятельно может реализовать лишь часть своих потенциальных П. и О. Это обусловлено обстоятельствами объективного хар-ра.

Ограниченная – связана с принудительным ограничением ранее полностью дееспособного индивида (либо мера ответственности (Н: лишение водит. прав), либо мера профилактического или правовостановительного хар-ра (Н: ограничение в деесп-ти алкоголика)

*Виды индивидуальной дееспособности по хар-ру:

Общая (реализовать основные П. и О.)

Специальная (обусловлена специальным правовым статусом и зависит от многих факторов (род занятий, гражданство..)

Дееспособность коллективных субъектов возникает одновременно с правосп-ю в момент регистрации. Виды: общая, специальная.

*Ст. 27 ГК (эмансипация): Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

    Объект правоотношения: понятие и виды.

Объект ПО – это то, на что направлены права и обязанности субъектов ПО, по поводу чего они вступают в юр. связи.

Люди всегда участвуют в ПО ради удовлетворения своих интересов . Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ (то, что даёт достаток, удовлетворяет потребности )

Выделяют 2 подхода к пониманию данной категории:

1) поведение субъектов данного ПО, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага (а не сами блага).

2) согласно второму подходу объектами м.б.:

а) материальные блага, предметы материального мира – вещи;

б) результаты духовного, интеллек. творчества (худ. или документальные фильмы, научные и худ. книги и т.д.)

в) поведение людей – их определенные действия или бездействия, а также последствия, рез-ты того или иного поведения;

г) личные неимущ. и иные соц. блага, кот. служат удовлетворению потребностей участников ПО и по поводу кот-х у сторон возникают юр. обяз-сти и субъективные права. (честь, достоинство)

ЦБ и документы (деньги, акции дипломы, аттестаты).

    Понятие и классификация юридических фактов. Фактический состав.

ЮрФакт – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. ЮрФакт - это конкретные жизненные обстоятельства, с кот. закон связывает наступление различных юр. последствий.

На юр. факт указывает гипотеза нормы права.

«Ничто не обходится нам дешево и не ценится так дорого, как вежливость»
Сервантес

КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ОБЩЕСТВЕ?

Общеизвестным является тот факт, что человек не способен длительное время находиться в одиночестве. Поэтому для того чтобы раз и навсегда забыть о том, что кроется под словом «одиночество», люди просто обязаны научиться правильному общению друг с другом.

Не каждому человеку повезло в детстве получить хорошее воспитание и усвоить правила поведения, которые прививаются в семье и продолжают дополняться и совершенствоваться в детском саду, в школе, да и на протяжении всей жизни. Правила поведения принятые в обществе помогут вам непринужденно общаться с людьми и быть приятным собеседником.

У мужчины и женщины разные жизненные функции и, следовательно, разные правила поведения в обществе. Общепризнанным является то мнение, что мужчина должен быть добытчиком и защитником, то есть находчивым и смелым. Женщины физически более слабые, они хранительницы домашнего очага, нуждаются в защите. Исходя из этого и правила поведения мужчин и женщин соответствующие.

Однако, есть правила равно справедливые как для мужчин, так и для женщин, вот их мы и рассмотрим сегодня. Так каким должен быть вежливый человек?

ЭТИКЕТ — ЧТО ЭТО?

Для того, чтобы научиться быть вежливым человеком, потребуется немало усилий, упорство и много работы над собой, и первое что нужно сделать – дать объективную оценку своего поведения на данный момент. Очень помогает в такой ситуации взгляд со стороны. Это поможет понять и проанализировать все ошибки, имеющиеся вредные привычки, совершенные неправильные поступки и свое поведение вообще. После чего можно смело браться за «работу над ошибками».

Этикет — это общечеловеческие нормы морали, совокупность правил поведения в обществе: обращения, приветствия, манеры, одежда. Манеры — формы поведения человека. Сущность этикета заключается в уважении к другим людям.

Когда-то давно правила хорошего тона в общении или правила этикета, являлись одним из предметов образовательной программы в школе. Детей этой науке учили и строго контролировали, насколько хорошо она была ими усвоена, ответственным за воспитание детей были гувернеры. В настоящее время нет ни гувернеров, ни соответствующих предметов в школьной программе, а потребность в обучении элементарной вежливости все так же высока.

Попробуем разобраться, что относится к правилам хорошего тона и будем неукоснительно им следовать.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ — ЛЮБЕЗНОСТЬ

Одним из основных правил хорошего тона в обычной, повседневной жизни является любезность в отношениях, умение здороваться с людьми без излишних демонстраций, способность поздравить с праздником, выразить сочувствие или пожелать доброго здоровья, а также умение поблагодарить за оказанную Вам услугу.

Кроме этого, понятие любезность предполагает, что входящий пропускает выходящего, а тот в свою очередь при необходимости придерживает дверь, мужчина, идущий рядом с девушкой, всегда пропускает ее вперед, за исключением схождения по трапу, выхода из лифта и общественного транспорта.

Несмотря на то, что некоторые чопорные манеры давно себя изжили, например, закрывание дверцы автомобиля за девушкой, прежде чем сесть за руль, помощь дамам при выходе из автомобиля все же не помешает.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ — ФОРМА ОБРАЩЕНИЯ

Правильное обращение к другому человеку, знакомому или не очень, является важной частью правил поведения. Так, правила поведения, принятые в обществе гласят что на «ты» можно обращаться только к детям младше 18 лет, близким друзьям и родственникам. Ко всем остальным незнакомым людям, даже если они младше вас или являются вашими ровесниками, следует обращаться только на «вы».

Кроме этого, переходить на «вы» принято при появлении посторонних людей и называть по имени-отчеству родственника или друга, в том числе, когда неуместно демонстрировать в обществе фамильярные или родственные отношения. Переход с «вы» на «ты» должен быть уместным и тактичным, его инициатором, как правило, бывает женщина, человек старший по возрасту или положению.

Если в разговоре упоминаются отсутствующие люди, о них нельзя говорить в третьем лице – «они» или «она», даже если это близкие родственники необходимо называть их по имени или по имени и отчеству.

Существует три вида обращения, которые используются в разных ситуациях:

  • официальное – гражданин, господин, мадам, а также используются титулы и звания представляемых людей;
  • неофициальное – по имени, на «ты», брат, дорогой друг, подруга;
  • безличное – используется в тех случаях, когда нужно обратиться к незнакомому человеку. В этих случаях пользуются фразами «извините», «позвольте», «прошу прощения» «подскажите» и так далее.

Недопустимым является обращение к человеку по половому признаку, роду занятий или возрасту: женщина, мужчина, сантехник, продавец, ребенок и прочее.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ — СОБЛЮДАЕМ ДИСТАНЦИЮ

Правила поведения человека в обществе предполагают соблюдение правильного расстояния между собеседниками. Существуют следующие общепринятые дистанции в общении:

  • публичная дистанция – при общении с большими группами людей, составляет более 3,5 метров;
  • социальная дистанция – при общении между незнакомыми людьми, между людьми с различными социальными статусами, на приемах, банкетах и пр. от 3,6 до 1,2 метра;
  • персональная или личная дистанция – для повседневного общения между знакомыми людьми, составляет от 1,2 до 0,5 метра;
  • интимная или сенсорная дистанция – для общения очень близких людей, вход в эту зону разрешен только избранным, она составляет менее 0,5 метра.

При этом важно, чтобы у каждого из собеседников всегда была возможность свободного выхода из разговора, удерживать человека за руку или лацкан пиджака, а также загораживать проход во время беседы считается недопустимым.

Кроме этого, важно выбирать подходящие темы для беседы, они должны быть интересны и приятны обоим собеседникам и не должны затрагивать личные дела. Недопустимым считается перебивание собеседника, исправление его речи и высказывание замечаний. Также неприлично долго наблюдать и пристально разглядывать собеседника, особенно если он ест.

Предлагаю Вашему вниманию видео о правилах поведения человека в обществе:

БУДЬТЕ КОММУНИКАБЕЛЬНЫ!

Все люди индивидуальны. Их различия обусловлены рядом факторов, наиболее значимые среди которых - этническая принадлежность, национальность, внешние данные, характер, мышление, мировоззрение, цели, привычки, интересы и т.д. Даже среди семимиллиардного населения Земли не найдется двух абсолютно одинаковых персон.

Но, несмотря на это, всех людей объединяет одно - их полноценная жизнь возможна лишь внутри социальной ячейки. Именно общество является наиболее комфортной средой обитания для человека, независимо от личностных факторов.

общие понятия

Нормы поведения человека в обществе - это довольно многогранное понятие, отражающее формы взаимодействия личности с окружающим ее миром.


Человек как социальная единица должен руководствоваться правилами и обычаями, установленными в том или ином обществе. Для каждой конкретной ситуации существует свой набор правил, которые, впрочем, не являются фиксированными. Так, действия, которые приемлемы в одном обществе, категорически недопустимы в другом. С другой стороны - общественные нормы поведения личности могут меняться в зависимости от ситуации и времени.

К примеру, представьте, что вы встретились с давними друзьями, с которыми дружите долгие годы. Вы можете позволить себе держаться свободно, надевать то, что вы считаете нужным, не стесняться выражений с содержанием ненормативной лексики, развязных жестов и вредных привычек. Друзья привыкли к вам и воспринимают все ваши действия как норму. А теперь представьте, что вы пришли на работу в крупную корпорацию и планируете добиться здесь немалого карьерного успеха. Ваш образ, действия и жесты в этой ситуации будут кардинально отличаться от предыдущей ситуации: внешний вид соответствует дресс-коду, речь приобретает деловой окраску, вредные привычки максимально вуалируются. Но спустя год-два вы отправляетесь со своими сотрудниками на давно запланированную корпоративную вечеринку. В этой ситуации вы можете позволить себе проявить частичку своего настоящего «я». Ведь, несмотря на то, что состав общества не поменялся, изменилась ситуация, и слишком сдержанное поведение может быть воспринято окружающими как недоверие или неприязнь с вашей стороны.


Если нормы поведения могут быть мобильными, то основополагающие принципы, определяющие поведенческие манеры и взгляды на жизнь, должны иметь более четкие границы.

Составляющие социальных норм

Образ жизни и поведение диктуются совокупностью внешних и внутренних факторов, на которые оказали влияние как окружающее общество, так и сам человек.
Система норм поведения включает в себя следующие понятия:

1. Социальные нормы - указывают на необходимую модель поведения в том или ином обществе.

2. Привычки - это набор личностных поведенческих моделей для той или иной ситуации, закрепленных в результате многократного повторения.

Различают положительные, нейтральные и вредные привычки. Положительные привычки с одобрением воспринимаются обществом (приветствие при встрече, употребление вежливых слов), нейтральные привычки зачастую не вызывают никаких реакций (употребление чая без сахара, ведение дневника), вредные привычки говорят о плохих манерах и характеризуют человека с отрицательной стороны (курение, чавканье, разговор с полным ртом, громкая отрыжка).

3. Манеры - формы поведения, основанные на привычках. Они характеризуют воспитание человека и его принадлежность к определенному социальному слою. Воспитанный человек умеет элегантно одеваться, знает четко формулирует свои мысли и высказывает их в понятной для собеседника форме.

4. Этикет - совокупность норм поведения (вежливость, тактичность, толерантность), актуальная для высших социальных слоев.

5. Общественные ценности - это эталон представлений, одобряемых большинством социальных единиц: добро, справедливость, патриотизм.

6. Принципы - это особо важные и непоколебимые убеждения, который человек создает сам для себя. Это своего рода границы, устанавливаемые для самоконтроля. К примеру, для одного человека семья - высшая ценность, и он никогда не позволит себе измену. Для другого же верность не входит в список принципов, он может повторять измену неоднократно без угрызений совести.

Религия как рычаг управления поведением человека

Несмотря на достижения науки, прогрессивное мышление и современные взгляды на жизнь, религия по-прежнему остается одним из важных факторов в формировании норм поведения личности.

Приоритетное значение религии для человека обусловлено несколькими факторами:

1. Помощь свыше. Каждого человека рано или поздно подстерегают неприятности, которые становятся настоящим испытанием для его воли. Банкротство, потеря имущества, развод, тяжелая болезнь или смерть близкого… Именно в таких ситуациях люди чаще всего вспоминают о наличие на небе невидимой силы. Их вера может быть непостоянна, но в такие моменты им нужен кто-то, на кого можно переложить часть ответственности, от кого можно ждать помощи, пусть и иллюзорной.

2. Настройка принципов. Именно религия зачастую становится догматическим путеводителем, указывающим на поведения. Библейские заповеди гласят о том, что нельзя убивать, грабить и прелюбодействовать, и некоторые люди воспринимают эти принципы как личностные.

3. Поиск смысла жизни. Еще одна причина обращения к религии - поиск ответов на вечные вопросы.

Модели поведения

Каждое действие, совершаемое человеком, обусловлено соответствующим мотивом, который, в свою очередь, диктует порядок воспроизводимых деяний.

Все действия делятся на две категории:

1. Автоматические - это действия, в основе которых заложены врожденные и приобретенные рефлексы и навыки, не требующие мысленного осознания и выполняемые инерционно. К ним относятся умение жевать, дышать, ходить вертикально, читать, говорить на родном языке.

2. Сознательные - это более сложные действия или их совокупность, требующие использования интеллектуальных возможностей человека. Данная модель поведения основана на выборе того или иного шаблона действий в незнакомой ситуации.

К примеру, вы злитесь на человека и желаете высказать ему свое негодование, оскорбить и унизить. Но вы понимаете, что ваше желание временно и связано не только с этим человеком, а и с вашим плохим настроением и общими неудачами. Если вы поддадитесь агрессии, то, скорее всего, навсегда утратите контакт с человеком. Именно сознание решает, что предпринять в этой ситуации, оценивая все «за» и «против». Кроме того, не последнюю роль играет преобладание логической или эмоциональной составляющей в характере.

Поведение молодежи

Молодежь - перспектива нации. Поэтому очень важно, как именно будет воспитываться подрастающее поколение.

Нормы поведения человека в обществе призывают молодых людей:

Являться активными участниками социума;
- ставить перед собой жизненные цели и стремиться к их достижению;
- разносторонне развивать свою личность;
- заниматься спортом;
- получить достойное образование;
- вести здоровый образ жизни без курения и употребления спиртных напитков;
- не использовать в разговоре ненормативную лексику и грубые выражения;
- уважительно относиться к старшему поколению;
- создать для себя систему ценностей и придерживаться ее;
- знать и соблюдать правила этикета.

Но в современном мире поведение молодежи в обществе нередко отличается от установленных норм и имеет девиантный характер.

Так, некоторые молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет считают, что курение и прием алкоголя - это модно, а посещение лекций в институте - занятие для зубрил. Они предпочитают дискотеки книгам, грубы в высказываниях и имеют беспорядочные половые связи.

Такое поведение чаще всего сформировано под влиянием компании и требует немедленного вмешательства со стороны родителей.

Взаимодействие молодежи со старшим поколением

Проблема взаимодействия разных поколений будет всегда актуальной. на которой воспитана одна возрастная группа, к моменту взросления другой частично теряет свою актуальность. Следовательно, возникают непонимание и разногласия.

Среди основных причин конфликтов выделяют несовместимость интересов, различное , аморальное поведение одной из сторон, отсутствие культуры общения, борьбу за превосходство, нежелание уступать.

Тем не менее ценности и нормы поведения, привитые нам с детства, гласят, что молодое поколение должно уступать старшим в любой ситуации, даже если такое решение кажется несправедливым. Кроме того, необходимо придерживаться определенной модели поведения. В общении нужно использовать уважительную форму обращения - «вы», а также избегать сленга. Не допускается высмеивание и подшучивание над старшими. А отказ в помощи считается дурным тоном.

Нормы поведения между супругами

Чтобы построить устойчивый дом, необходимо заложить надежный фундамент и по кирпичикам выстраивать стены. Так и в семейных отношениях - любовь является фундаментом, поведения - кирпичиками.

Супружеская жизнь - это не только радостные моменты, это и разочарование, раздражение и обиды. Чтобы достойно пройти через все неприятные моменты и сохранить целостность брака, необходимо соблюдать несколько несложных правил:

Относиться к партнеру, как к равному;
- ценить его личностные качества;
- поддерживать в любых начинаниях и не высмеивать неудачи;
- обговаривать важные моменты и принимать решения вместе;
- не переходить на оскорбления и обиды;
- не позволять себе рукоприкладство;
- быть верным супругу.

Деловой этикет

Если общие нормы поведения человека в обществе могут варьироваться в зависимости от ситуации, то деловой этикет - это набор поведенческих моделей, которые имеют наиболее очерченную грань.

В бизнес-мире существует 5 правил этикета:

1. Пунктуальность . Приходите на все важные встречи вовремя, этим вы покажете свою организованность.

2. Компетентность . Будьте подкованы в том, о чем говорите. Иногда лучше смолчать, чем дать ложную информацию.

3. Речь . Учитесь говорить грамотно и понятно. Даже самая успешная идея, презентованная на корявом и неуверенном языке, обречена на провал.

4. Внешний вид говорит о вашем вкусе и статусе, поэтому в вашем гардеробе, кроме джинсов и маек, обязательно должен быть костюм для важной встречи.

5. Взаимодействие . Прислушивайтесь к мнению других и не доверяйте свою идею первому встречному.

Соблюдение этих правил играет очень важную роль, так как отображает уровень профессионализма и серьезность подхода к делу.

Девиантное поведение: отклонение от нормы

Правила и нормы поведения людей не всегда могут выражаться по регламентированным стандартам. Некоторые модели поведения могут иметь существенное отклонение от нормы. Такая манера определяется как девиантная. Она может иметь как положительные черты, так и отрицательные.

Ярким примером противоположных девиантов служат террористы и национальные герои. Действия и тех, и других отклонены от поведения «средних масс», но воспринимаются обществом по-разному.

Таким образом, общие нормы поведения можно разместить на одной оси, а девиантные отклонения на разных полюсах.

Формы аномального поведения в обществе

Нормы поведения человека в обществе, выраженные как девиантные, имеют четыре ярко выраженные формы:

  • Преступность. В последние годы этот показатель вырос на 17%. Во многом преступность обусловлена переходом на рыночные отношения и высоким уровнем конкуренции, безработицей и низким уровнем жизни, а также психологическими отклонениями. Кроме того, немаловажное значение имеет коррупция в правовой и судебно-исполнительной отраслях, которая позволяет при наличии достатка избежать ответственности за нарушение права.
  • Алкоголизм. Алкоголь - это неотъемлемая часть праздничных застолий и обычных дружеских встреч. Его употребляют, чтобы что-то отпраздновать, утолить боль или просто снять стресс. Люди привыкли, что алкоголь стал частью их жизни, и не отдают себе отчет в его пагубном влиянии на личность и на общество в целом. По статистике, 70% преступлений совершаются в состоянии алкогольного опьянения, и более чем в 20% смертельных ДТП виноваты нетрезвые водители.

  • Наркомания. Зависимость от психотропного вещества, которая истощает организм и приводит к его деградации. К сожалению, несмотря на официальный запрет наркотических средств, каждый десятый подросток пробовал один или несколько видов наркотиков.
  • Суицид. Самоубийство - это намеренное желание лишить себя жизни из-за проблем, которые кажутся неразрешимыми. По данным мировой статистики, суицид наиболее характерен для высокоразвитых стран, где присутствует высокая конкурентность как в бизнес-сфере, так и на личностном фронте. Возрастная группа, наиболее подверженная риску, это подростки от 14 до 18 лет и люди пенсионного возраста.

Санкции за несоблюдение норм

Правила и нормы поведения регулируются утвержденными законами государства и негласными правилами общества.

Санкции за девиантное поведение варьируются в зависимости от степени тяжести нарушения.

К примеру, убийство или грабеж попадают под статью нарушения криминального кодекса, следовательно, караются лишением свободы. Провокация или драка являются административными нарушениями. В качестве ответственности за проступок нарушителю будет предложено уплатить штраф или выполнить гражданские работы. Нарушения, связанные с привычками (не помыл за собой посуду, не подстриг ногти, опоздал на важную встречу, соврал), будут вызывать неодобрение общества и дальнейшее игнорирование или презрение.